Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научные основы совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время основным сектором национальной системы является муниципальное здравоохранение, в котором оказалась сосредоточена большая часть кадровых и материально-технических ресурсов отрасли. Оно представляет собой чрезвычайно сложную, неоднородную систему, отличающуюся значительным своеобразием составляющих её элементов, а также высокой степенью автономности от вышестоящих органов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Актуальные проблемы муниципального 10−46 здравоохранения (обзор литературы)
  • Глава 2. Программа, объем и методы исследования
  • Глава 3. Комплексное исследованиестояния69−111 общественного здоровья и ресурсовстем здравоохранения вбъектах Российской Федерации
    • 3. 1. Анализ демографической ситуации и состояния с ^ g^ общественного здоровья в субъектах Российской Федерации
    • 3. 2. Анализ основных ресурсов систем здравоохранения в с
    • 9. субъектах Российской Федерации
      • 3. 3. Комплексный анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с
      • 3. 4. Комплексный анализ факторов, влияющих на с94 jjq состояние общественного здоровья в субъектах Российской Федерации
  • Резюме с
  • Глава 4. Комплексное исследованиестояния112−130 общественного здоровья в муниципальных образованияхбъекта Российской Федерации
    • 4. 1. Анализ демографической ситуации и состояния здоровья населения в муниципальных образованиях ^ ^ ^ Свердловской области
    • 4. 2. Анализ здоровья различных групп населения муниципальных образований Свердловской области с
  • Резюме
  • Глава 5. Комплексное исследование ресурсного 131−173 обеспечениястем здравоохранения в муниципальных образованияхбъекта Российской Федерации
    • 5. 1. Анализ кадровых и материальных ресурсов систем здравоохранения в муниципальных образованиях с 135 Свердловской области
    • 5. 2. Анализ финансовых ресурсов муниципальных с 13540 систем здравоохранения Свердловской области
    • 5. 3. Оценка эффективности медицинской и с j^q ^^ экономической деятельности муниципального здравоохранения Свердловской области
      • 5. 3. 1. Комплексная оценка эффективности медицинского аспекта деятельности муниципального141−154 здравоохранения Свердловской области
      • 5. 3. 2. Комплексная оценка экономической154−163 эффективности муниципального здравоохранения
    • 5. 4. Анализциально-экономического положения в163−172 муниципальных образованиях Свердловской области
  • Резюме
  • Глава 6. Анализ факторов, формирующих общественное здоровье в муниципальных образованиях ЛПЛ 1Qr
  • — ¼−1 оУ
  • Свердловской области
  • РеЗЮМе
  • Глава 7. Обоснование основных направлений оптимизации системы управления муниципальным с j^q здравоохранением с
    • 7. 1. Медицинские округа
    • 7. 2. Межбюджетные трансферты
  • Резюме

Научные основы совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед российским здравоохранением на настоящем этапе его развития является повышение эффективности управления отраслью на всех её уровнях. От успешности решения этой задачи зависит выполнение государством основных I социальных гарантий, состояние общественного здоровья, а также величина затрат общества на сохранение и развитие трудового потенциала страны.

Проведенные в России в конце XX столетия радикальные социально-экономические преобразования обусловили значительные изменения в системе организации здравоохранения. Передача многих полномочий с федерального на региональный и муниципальный уровни власти повлекла за собой наделение их обязанностями в сфере охраны здоровья населения. В результате этих во многом стихийно происходивших процессов, ранее единая система здравоохранения оказалась разделенной на отличающиеся значительной степенью автономности сектора — государственный (федеральный и региональный), муниципальный и частный. В 1997 году эта организационная схема была закреплена в принятой Правительством России Концепции развития здравоохранения и медицинской науки.

Переход на децентрализованную модель управления отраслью способствовал формированию диспропорций между субъектами Российской Федерации по ресурсному обеспечению региональных систем здравоохранения, что, в свою очередь, способствовало ухудшению медико-демографической ситуации в стране [17,23,78,90,96,120,154,167,208]. Вместе с тем, начало систематическим исследованиям по оценке региональных особенностей состояния общественного здоровья было положено лишь в самые последние годы [161, 163, 183, 196, 197,200,201, 213], в связи с чем объем накопленной научной информации в этой области знаний остается ограниченным.

В настоящее время основным сектором национальной системы является муниципальное здравоохранение, в котором оказалась сосредоточена большая часть кадровых и материально-технических ресурсов отрасли [139,203,218]. Оно представляет собой чрезвычайно сложную, неоднородную систему, отличающуюся значительным своеобразием составляющих её элементов, а также высокой степенью автономности от вышестоящих органов управления [15, 118]. Несмотря на то важное место, которое занимает муниципальное здравоохранение в системе оказания медицинской помощи в стране, оно до самого последнего времени не служило предметом исследований. В настоящее время научная база по этой проблеме находится в стадии становления и насчитывает ограниченное количество работ [15,158,189,190,203]. Между тем, результаты проведенных в этом секторе здравоохранения преобразований неоднозначно оцениваются как руководителями отрасли и медицинским сообществом, так и населением [65, 95, 101, 116, 132, 182].

Высокая потребность в формировании концептуальных положений на развитие муниципального здравоохранения объясняется отсутствием сложившейся общей парадигмы российского здравоохранения в XXI веке, разработка которой является одной из наиболее сложных задач, как в содержательном, так и методическом аспектах. По мнению специалистов [31,32,72,79,173,210], в основу методологии исследований по проблеме управления сложными социальными системами, каковой является муниципальное здравоохранение, должен быть положен системный подход, однако число таких работ продолжает оставаться недостаточным.

Все вышеуказанные положения позволили сформулировать цель данного исследования, которая заключается в научном обосновании и разработке направлений совершенствования системы управления муниципальным здравоохранением.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: 1. Провести анализ и выявить основные проблемы в управлении муниципальным здравоохранением на основании исследования отечественного и зарубежного опыта.

2. Провести комплексное исследование состояния общественного здоровья, ресурсов систем здравоохранения и социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации.

3. Оценить степень и характер влияния медико-организационных, социально-экономических и демографических факторов на состояние здоровья населения субъектов Российской Федерации.

4. Дать комплексную оценку общественного здоровья, ресурсов здравоохранения и уровня социально-экономического развития в муниципальных образованиях, расположенных на территории крупного региона. >

5. Выявить тенденции финансового обеспечения муниципальных систем здравоохранения.

6. Провести анализ эффективности медицинского и экономического аспектов деятельности муниципальных систем здравоохранения.

7. Исследовать силу и характер влияния комплекса медико-организационных, социально-экономических и демографических факторов на состояние здоровья жителей муниципальных образований.

8. Обосновать и разработать предложения по оптимизации системы управления муниципальным здравоохранением в масштабе субъекта Российской Федерации.

Научная новизна исследования.

Разработана и апробирована методология системного подхода к обоснованию системы управления муниципальным здравоохранением.

Дана комплексная характеристика состояния общественного здоровья и ресурсов региональных систем здравоохранения в субъектах Российской Федерации, динамики происходящих изменений.

Впервые с помощью методов многофакторного анализа установлено, что различия в здоровье населения в регионах страны обусловлены влиянием комплекса факторов социально-экономического, медико-организационного и демографического характера. Проведено их ранжирование на основе количественной оценки этого влияния. Показано, что среди них важное значение имеет система здравоохранения, С помощью математических моделей дана прогностическая оценка эффективности различных управленческих сценариев по повышению ресурсного потенциала регионального здравоохранения.

Впервые, на примере Свердловской области, получена комплексная оценка медико-демографической ситуации, сложившейся в расположенных на территории субъекта Российской Федерации муниципальных образованиях, ресурсов местных систем здравоохранения, эффективности медицинского и экономического аспектов их деятельности. Выявлены тенденции изменений.

Установлено, что в формировании различий общественного здоровья в муниципальных образованиях важное значение имеет ресурсный потенциал местных систем здравоохранения.

Обоснованы основные направления повышения эффективности системы управления муниципальным здравоохранением.

Научно-практическая значимость исследования и внедрение в практику результатов работы.

На основании результатов проведенных исследований дано научное обоснование основных направлений оптимизации управления муниципальным здравоохранением.

Материалы диссертации использованы:

— при разработке Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. (акт № 564/14 от 4.04.2008 г.);

— для совершенствования системы управления и статистики Главного медицинского управления Управления делами Президента Российской Федерации (акт №УДИ 12−689/см от 22.04.2008 г.);

— при разработке областного закона «О внесении изменений в статьи 9,10 и 59 Областного закона «О здравоохранении в Свердловской области» от 22.03.2006 г. № 18−03 (акт от 19.02.2008 г.);

— при разработке областного закона «О предоставлении отдельных видов межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области от 15.07.2005 № 70−03 (акт от 21.02.2008 г.).

— при разработке областной целевой программы «Уральская деревня» (акт от 5.03.2008 г.);

— при разработке «Концепции развития здравоохранения Свердловской области на период до 2010 года» (акт от 17.03.2008 г.);

— в учебном процессе на кафедрах общественного здравоохранения с курсом профилактической медицины и гигиены ФППО Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова и Челябинской медицинской академии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Для настоящего этапа развития государства характерна высокая степень дифференциации субъектов Российской Федерации, а также расположенных на их территории муниципальных образований по уровню общественного здоровья, ресурсного обеспечения региональных и местных систем здравоохранения.

2. Особенности медико-демографической ситуации в регионах и муниципальных образованиях формируются под влиянием комплекса медико-организационных, социально-экономических и демографических факторов, среди которых важная роль принадлежит ресурсному потенциалу здравоохранения, особенно его финансовому обеспечению.

3. Между муниципальными системами здравоохранения существуют выраженные диспропорции по уровню эффективности медицинского и экономического аспектов деятельности. Наименее рационально используются ресурсы амбулаторно-поликлинического звена.

4. Основными направлениями оптимизации системы управления муниципальным здравоохранением являются: формирование медицинских округов, совершенствование системы трансфертов из областных бюджетов путем разработки критериев для их предоставления, использование различных форм государственно-частного партнерства, совершенствование системы государственного и муниципального заказа.

Апробация результатов диссертационной работы:

Результаты исследования обсуждены на различных научных симпозиумах и научно-практических конференциях, в том числе: межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы общественного здоровья и здравоохранения» (Тюмень, 2007) — всероссийской научно-практической конференции «Новые технологии в современном здравоохранении» (Москва. 2007) — международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (Москва, 2007) — региональной научно-практической конференции «Интеграция образования, науки и практики в укреплении здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (Екатеринбург, 2007) — межрегиональной научно-практической конференции «История развития здравоохранения в Удмуртии» (Ижевск, 2007) — межрегиональной научно-практической конференции «Здравоохранение XXI века. Достижения, проблемы, перспективы» (Новосибирск, 2007) — 1-ом всероссийском съезде работников муниципального здравоохранения (Иваново, 2007) — всероссийской научно-практической конференции «Демография-общество-человек в условиях формирования новой экономики» (Екатеринбург, 2007) — региональной научно-практической конференции «Инновационные технологии в организации, экономике и управлении здравоохранением в Уральском регионе» (Екатеринбург, 2008), международной научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (Москва, 2008) — коллегиях и медицинских советах Министерства здравоохранения Свердловской области.

Материалы диссертации опубликованы в 32 печатных работах, в том числе 7 в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Выводы.

1. Настоящий этап развития Российского государства характеризуется нерешенностью ряда концептуальных проблем организации медицинской помощи населению. Одной из них является отсутствие эффективной системы управления муниципальным здравоохранением.

2. Между субъектами Российской Федерации по основным медико-демографическим показателям существуют значительные различия, достигающие по: уровню рождаемости — 2,5 раз, общей смертности — 6,1 раз, младенческой смертности — 4,3 раз, первичной инвалидности — 7,9 раз, первичной заболеваемости — 4,3 раз. Имеется выраженная дифференциация в ресурсном обеспечении систем здравоохранения — по обеспеченности врачами различия составляют 3,6 раза, средним медицинским персоналом -2,7 раза, амбулаторно-поликлиническими учреждениями — 3,5 раза, больничными койками — 4,3 раза, по величине подушевого финансирования -10,1 раза. Несмотря на увеличение уровня финансирования отрасли межрегиональные различия по состоянию общественного здоровья и ресурсного потенциала здравоохранения остаются значительными и имеют тенденцию к увеличению.

3. Состояние здоровья населения в субъектах Российской Федерации определяется влиянием комплекса медико-организационных, социально-экономических факторов. В формирование уровня смертности вклад системы здравоохранения составляет 38,5% социально-экономического потенциала территорий — 32%, демографической структуры населения — 29,5%, в формирование уровня первичной инвалидности — 24, 48 и 28%- в формирование уровня первичной заболеваемости — 40, 46 и 14- соответственно. Результаты математического моделирования эффективности различных управленческих сценариев свидетельствуют о том, что снижение уровней смертности (на 16%) и инвалидности населения (на 9%), может быть достигнуто путем повышения уровня ресурсного, особенно финансового, обеспечения регионального здравоохранения.

4. Для расположенных на территории субъектов Российской Федерации муниципальных образований характерны значительные различия по уровню и темпам изменения основных показателей общественного здоровья. В Свердловской области их диапазон составлял по показателям: рождаемости — 1,9 раза, общей смертности — 1,7 раза, смертности в трудоспособном возрасте — 2,1 раза, младенческой смертности — 16,3 раза, заболеваемости взрослых — 5,5 раз, детей — 4,9 раза, — подростков — 4,0 раз, беременных женщин — 27,3 раза. В отличие от Российской Федерации, в Свердловской области наблюдается тенденция к улучшению медико-демографической ситуации.

5. Муниципальные системы здравоохранения в Свердловской области имеют значительные различия по всем видам ресурсного обеспечения, составляющие: по обеспеченности врачами — 9,0 раз, средним медицинским ~ ' персоналом — 2,5 раза, амбулаторно-поликлиническими учреждениями — 6,0 < раз, больничными койками — 5,1 раза, по бюджетным ассигнованиям — 4,2 раза, по финансированию за счет средств ОМС — 11,2 раза. Установлена прямая корреляционная связь (г=0,6) между уровнями социально- • ~ экономического развития территории и ресурсным потенциалом местных систем здравоохранения.

6. Эффективность медицинского аспекта деятельности большинства муниципальных систем здравоохранения Свердловской области невысокая: 44,2% из, них имели оценку «низкая» и «ниже средней», ещё 46,2% - оценку «средняя». Наименее интенсивно используются ресурсы в амбулаторно-поликлиническом звене — 92,3% муниципальных поликлинических учреждений характеризовались низкой медицинской эффективностью работы.

Экономическая эффективность муниципального здравоохранения в Свердловской области имеет тенденцию к снижению: в 2003 г. экономически успешными были 59,6% местных систем, а в 2005 г. — 36,5%- средний показатель относительной экономической эффективности муниципального здравоохранения области в 2003 г. был равен 1,08, а в 2005 г. — 1,019. Основная причина этого — сокращение объемов медицинских услуг и финансирования вследствие передачи части специализированной медицинской помощи на региональный уровень полномочий.

7. Ресурсный потенциал муниципального здравоохранения является важным фактором, формирующим здоровье населения местных сообществ. Относительное влияние его на уровень общей смертности составляет 31%, общей заболеваемости взрослого населения (18 лет и старше) — 53%, детей (0−14 лет) — 40%. Среди ресурсов муниципального здравоохранения наибольшее значение имеют: обеспеченность и квалификация врачебных кадров, объем финансирования и обеспеченность больничными койками. Результаты математического моделирования свидетельствуют о том, что наиболее эффективным является управленческий сценарий, предусматривающий повышенче обеспеченности врачебным персоналом (до 25,0 на 10 000), поликлиническими учреждениями (до 350 на 10 000) и коечным фондом (до 100 на 10 000). Его реализация может обеспечить сокращение количества муниципальных образований с высоким (более 19,0 на 1000 населения) уровнем смертности на 19%.

8. Эффективность существующей в Российской Федерации системы управления муниципальным здравоохранением низкая. Основным направлением её совершенствования, не противоречащим действующему законодательству о местном самоуправлении являются: 1) оптимизация системы межбюджетных трансфертов, направленных на выполнение местными сообществами полномочий в сфере здравоохранения- 2) переход на окружную модель организации медицинской помощи- 3) совершенствование и активизация системы государственного и муниципального заказа- 4) использование различных форм государственно-частного партнерства.

Практические рекомендации.

1. Окружную модель следует использовать в системе организации муниципального здравоохранения. Её отработку целесообразно провести в рамках пилотных проектов на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

2. Система критериев для предоставления субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных образований на выполнение их полномочий в сфере здравоохранения, основанная на расчете интегрального показателя социально-экономического развития территории, может использоваться при совершенствовании нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации в области межбюджетных трансфертов.

3. Различные формы муниципально-частного партнерства — совместные учреждения, лизинговые договоры, концессии, а также расширение сфер применения муниципального заказа должны использоваться для увеличения инвестиций в муниципальный сектор здравоохранения.

4. Результаты количественной оценки влияния системы здравоохранения на состояние общественного здоровья и математического моделирования эффективности различных управленческих сценариев должны использоваться при выборе приоритетов федеральных и региональных медико-демографических программ.

5. Апробированные на материалах исследований математические методы по анализу сложных систем и процессов и их конкретные алгоритмы следует использовать в работе региональных медицинских информационно-аналитических центров для повышения качества материалов, подготавливаемых для принятия управленческих решений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Александрова J1.B. Состояние здоровья и организация лечебно-профилактической помощи детям сельских улусов республики Саха (Якутия): автореф. дис. канд. мед. наук. / JI.B. Александрова. — СПб., 1999 -16 с.
  2. Р. О политике модернизации системы здравоохранения Республики Казахстан / Р. Алхамкызы // Новые технологии в современном здравоохранении: сб. науч. тр. ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава. М., 2007. — С.48−52.
  3. Е.Г. Местное самоуправление: история и современность / Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный. Екатеринбург: УрГЭУ, 1998. — 296 с.
  4. В.В. Здравоохранение и медицинское страхование в Швеции /В.В. Антропов // Проблемы управления здравоохранением. 2006. -№ 1.-43−48.
  5. Г. Г. Анализ демографических процессов в Оренбургской области / Г. Г. Аралбаева // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: мат. Всерос. науч.-практ. конф., (нояб. 2005 г.) Пенза, 2005. — С. 19−23.
  6. А.Г. Обучение машин классификации объектов / А. Г. Аркадьев, Э. М. Браверман. М.: Наука, 1971. — 192 с.
  7. С.А. Формирование медицинских округов как способ реформирования системы предоставления медицинской помощи в Московской области / С. А. Берташ, Г. В. Тамазян, А. Р. Вайгант // Экономика здравоохранения. 2000. — № 5, 6/45. — С.13−21.
  8. Ф. Здравоохранение Германии. Система Достижения -Перспективы развития: пер. с нем. / Ф. Беске, И. Г. Брехт, A.M. Ранкенмайер- науч. ред. О. П. Щепина. — М.: ООО «Рарогъ», 1994. — 228с.
  9. Ф. Здравоохранение Германии /Ф.Беске, И.Халлауер. М.: Тровант, 1999. — 287 с.
  10. А.Б. К проблемам реформирования здравоохранения / А. Б. Блохин. Екатеринбург: Изд-во НПРЦ «Бонум», 1999. — 92 с.
  11. А.Б. Реструктуризация и управление ресурсами в здравоохранении / А. Б. Блохин // Экономика здравоохранения: проблемы, поиски, решения. Екатеринбург, 2001. — С. 5−9.
  12. JI.B. Социально-демографическая ситуация на селе / JI.B. Бондаренко //АПК: экономика, управление. 2002. -№ 12. — С. 13−19.
  13. С.П. Здравоохранение в период развитого социализма: планирование и управление / С. П. Буренков, В. В. Головтеев, В. П. Корчагин. -М.: Медицина, 1982. 288 с.
  14. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург: ИД АЖУР, 2007.-231 с.
  15. Л.И. Муниципальное здравоохранение: социально-экономические аспекты трансформации и развития / Л. И. Васильцова. -Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2004. 269 с. -
  16. Л.И. Теоретико-методологические и прикладные аспекты организационно-экономической ' парадигмы ¦ развития муниципального здравоохранения: дис. д-ра мед наук / Л. И. Васильцова. -Екатеринбург, 2005. 360 с.
  17. .Т. Реформа и здоровье населения / Б. Т. Величковкий // Экономика здравоохранения. 2001.- № 4−5. — С.28−31- 2001. -№ 7−8. — С.25−29.
  18. И.Н. Особенности медико-демографических процессов в сельских регионах России / И. Н. Веселкова, Е. В. Землянова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1996. — № 6. — С.3−6.
  19. Н. Влияние демографических процессов на трудовой потенциал села / Н. Волкова, М. Федотова // Экономика сельского хозяйства России. 1998. -№ 3. — С.ЗЗ.
  20. А.И. О задачах по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в 2000—2005 гг.. и на период до 2010 г. / А. И. Вялков // Экономика здравоохранения. 2001. — № 4−5.- С.5−9.
  21. А.И. Основы региональной политики в здравоохранении /
  22. A.И. Вялков. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 336 с.
  23. А.И. Проблемы здоровья населения РФ в период реформ здравоохранения / А. И. Вялков // Главврач. 2005. — № 7. — С.12−18.
  24. А.И. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения / А. И. Вялков, В. О. Щепин.- М.:ГЭОТАР-Мед., 2001.- 224 с.
  25. А.И. Социальные основы обеспечения эффективности управления здравоохранением / А. И. Вялков, В. З. Кучеренко // Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 6(7). — С.5−8.
  26. JI.A. Механизмы эффективного финансирования в здравоохранении / JI.А. Габуева.- М.: МЦФЭР, 2007. 287 с.
  27. JI.A. Основные формы государственно-частного партнерства и механизмы их внедрения в здравоохранении / JI.A. Габуева,
  28. B.О. Щепин, Д. В. Мочалов, Ю. В. Панкратов // Проблемы социальной гигиены и истории здравоохранения. 2007. — № 2. — С.31−35.
  29. Н.И. Организация медицинской помощи сельскому населению / Н. И. Гаврилов, В. П. Фофанов. М.: Медицина, 1982. — 128с.
  30. Р.А. Медико-демографическая характеристика сельского населения Самарской области / Р. А. Галкин, В. О. Щепин, С. А. Суслин // Бюллетень НИИ СГЭУЗ им. Н. А. Семашко РАМН. М., 2000. — Вып.2.1. C.24−32.
  31. Р.А. Медико-демографические тенденции в сельском районе / Р. А. Галкин, И. А. Гехт, В. В. Павлов // Здравоохранение РФ. 1997. -№ 6. — С.43−45.
  32. В.К. Совершенствование управления здравоохранением региона на основе развития методологических подходов и информационных технологий: дис. .д-ра мед. наук / В. К. Гасников. Ижевск, 2000- - 297 с.
  33. Н.Ф. Модельная схема регионального законодательства в сфере охраны здоровья населения? / Н. Ф. Герасименко //. Здравоохранение.- 2002.- № 6.- С. 161−166. ^ •
  34. Н.Ф. Нерешенные проблемы организации медицинской, помощи населению муниципальных образований — кто и как будет решать? / Н. Ф. Герасименко, О. Ю. Александрова // Менеджер здравоохранения. 2006. -№ 2. — С.4−11.
  35. А.И. Методологические основы изучения воспроизводства здоровья-населения нафегиональном уровне (на материалах республики Татарстан): автореф. .дис.д-ра мед. наук /А.И. Глушаков. -Казань, 2005. -42 с.
  36. Девиченская М. Н. Проблемы, смертности сельского населения-
  37. России: возрастные, нозологические, региональные зоны риска и приоритетные пути его снижения: автореф. дис. .канд. мед. наук / М. Н. Девиченская. М.: ЦНИИОИЗ, 2002. — 23 с.
  38. Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель /Э.Дж. Долан, Д. Линдсней /пер. с англ. В. Лукашевича и др.- под общ. ред Б. Лисовика, В. Лукашевича. СПб., 1992. — 496 с.
  39. Дюк В.A. Data mining: учеб. курс /В.А. Дюк, А. П. Самойленко. -СПб.: Питер, 2001.-368 с.
  40. Европейская Хартия о местном самоуправлении (Русская версия) // Серия Европейских договоров. Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. JSB-№ 92−871−0804−8. Май 1990. № 122.
  41. И.В. Общие и отличительные черты в становлении и развитии земской и городской медицины / И. В. Егорышева // Бюллетень ННИИ общественного здоровья РАН. М., 2006. — С.13−15.
  42. И.В. Расходы на здравоохранение в бюджете’городов дореволюционной России / И. В. Егорышева, Н. П. Воскресенская // Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАН. М., 2006. — С.24−26.
  43. Т.В. Компетенции органов местного самоуправления зарубежных стран в организации медицинской помощи / Т. В. Елманова // Главврач. 2007. — № 11, — С. 102−107.
  44. Е.П. Роль государства в современном здравоохранении Франции / Е. П. Жиляева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 1. — С.51−54.
  45. Н.Г. Методы распознавания и их применение / Н. Г. Загоруйко. М.: Сов. радио, 1971. — 206 с.
  46. Н.Г. Пакет прикладных программ ОТЭКС / Н. Г. Загоруйко, В. Н. Ёлкина, Г. С. Лбов. М.: Финансы и статистика, 1986. — 160 с.
  47. Н.Г. Прикладные методы анализа данных и знаний / Н. Г. Загоруйко. Новосибирск: Изд-во Института математики, 1999. — 270 с.
  48. Н.Г. Эмпирическое предсказание / Н. Г. Загоруйко. — Новосибирск, 1979. 124 с.
  49. О.Б. Медико-социальные и гигиенические особенности образа жизни и здоровья семей сельских жителей на этапе реформирования сельскохозяйственного производства: автореф. дис. .канд. мед. наук / О. Б. Зайцев. СПб., 1999. — 20 с.
  50. О предоставлении отдельных видов межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области: закон Свердл. обл. от 8.07.2005 г. Екатеринбург, 2005.
  51. Здравоохранение в Центральной Азии: пер. с англ. / под ред. М. Макки, Дж. Хили, Дж.Фолкингем. М.: Весь Мир, 2002. — 256 с.
  52. Здравоохранение России: XX век /под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. М.: ГЭОТАР-Мед., 2001. — 318 с.
  53. .В. Муниципальное управление: учебник для вузов /Б.В. Зотов, З. М. Макашев .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 279 с.
  54. В.Г. Экономика социальной сферы: учеб. пособие /В.Г. Игнатов, Л. А. Батурин, В. И. Бутов. Ростов н/Д: МарТ, 2001. — 416 с.
  55. М.С. Эпидемиологические особенности острых кишечных инфекций в сельской местности (на примере отдельных территорий Северо-Запада РСФСР): автореф. дис.. канд. мед. наук / М. С. Исаева. Л.: ВМА, 1983.-26 с.
  56. Ф.Н. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе /Ф.Н. Кадыров, И. П. Петриков. СПб.: Ривьера, 1995. -347 с.
  57. Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений /Ф.Н. Кадыров. М.: Менеджер здравоохранения, 2007. — 454 с.
  58. B.C. Задачи классификации и их программное обеспечение (пакет КВАЗАР) / B.C. Казанцев. М.: Наука, 1990. — 136 с.
  59. B.C. Математические методы и новые информационные технологии в решении медицинских задач /В.С.Казанцев. Екатеринбург, 2002. — 80 с.
  60. Как менялась организация системы финансирования здравоохранения в Европе и США: (крат. ист. обзор) // Финансы здравоохранения. 2006. — № 1.- С. 17−24.
  61. Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях: автореф. дис. .д-ра мед. наук /Е.П. Какорина. М., 1999. — 48 с.
  62. О.А. Действительно ли мы хотим качественной реформы здравоохранения и каковы возможные направления и схематичные пути её реализации? / О. А. Каплунов //Менеджер здравоохранения. 2007.№ 7. -С.4−12.
  63. Е.В. Комплексная социально-гигиеническая оценка репродуктивно-демографических процессов сельского населения республики Татарстан: автореф. дис.. канд. мед. наук / Е. В. Карпухин. Казань, 1998. — 25 с.
  64. Г. П. Политика здравоохранения Казахстана: пробл. и перспективы / Г. П. Касимова, Н. И. Назирова, К. Д. Ержанов // Бюлл. ННИИ общественного здоровья. 2007. — № 2. — С. 17−19.
  65. Г. К. Современное состояние и стратегия развития сельского здравоохранения в республике Казахстан / Г. К. Каусова, К. Б. Шекирбаева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 5. — С.47−49.
  66. А.С. Динамика здоровья населения в зависимости отдоходов / А. С. Киселев // Экономика здравоохранения. 2005. — № 1. — С. 2229.
  67. О.С. Городские и земские медицинские организации России конца XIX века: пробл. взаимодействия / О. С. Киценко // Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАН. М., 2006. — С.40−42.
  68. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации //Здравоохранение Рос.Федерации. 1998. — № 3. -С.7−13.
  69. В.З. Основные направления реформирования Российского здравоохранения на современном этапе / В. З. Кучеренко, М. А. Татарников, Н. Г. Шамшурина // Экономика здравоохранения. 2005. — № 8 (96).
  70. В.З. Политика структурной перестройки сектора лечебно-профилактической помощи городскому населению / В. З. Кучеренко // Проблемы городского здравоохранения. СПб., 1997. — Вып.2. — С. 17−20.
  71. В.З. Социальное страхование в системе социальной защиты населения в европейских странах / В. З. Кучеренко, С. А. Мартынчик,
  72. B.В. Лелеко // Главврач. 2007. — № 3. — С.97−107.
  73. А.И. Здравоохранение Испании / А. И. Лазаренко, Н. М. Заика // Бюлл. ННИИ общественного здоровья. 2006. — № 3. — С.69−74.
  74. Т. Доступность и эффективность работы служб охраны здоровья детей в Великобритании / Т. Линг // Охрана материнства и детства в России и Великобритании: междисциплинар. подход: пер. с англ. М., 2002.1. C.113−131.
  75. Т. Состояние и перспективы развития системы здравоохранения в Великобритании / Т. Линг // Главврач. 2003. — 311. -С.45−48.
  76. А.Л. Современные очерки об общественном здоровье и здравоохранении / А. Л. Линденбратен. М., 2005. — 84 с.
  77. Ю.П. Концепция стабилизации и развития учреждений здравоохранения / Ю. П. Лисицын. А. А. Калмыков, А. Ю. Сенченко // Экономика здравоохранения. 2005. — № 8. — С.20−24.
  78. Ю.П. О политической воле и концепции стратегии охраны здоровья / Ю. П. Лисицин // Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири. Новосибирск, 2002. — С. 19−21
  79. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов / Ю. П. Лисицын. М.: ГЭОТАР-Мед., 2002. — 520 с.
  80. Е.А. К проблеме рационального использования коечного фонда / Е. А. Логинова, Б. Ф. Зимовский, Т. Н. Ромашова, И. К. Никитин // Советское здравоохранение. 1979. — № 4. — С.26−30.
  81. Е.А. Организация и планирование сети больниц / Е. А. Логинова, М. В. Потехина, В. И. Аронсон. М.: Медицина, 1985. — 252с.
  82. М.В. Эпидемиология артериальной гипертонии в Самарской области и возможность её вторичной профилактики: автореф. дис.. канд. мед. наук / М. В. Логинова. Самара, 2000. — 22 с.
  83. В.Д. Математические методы распознавания образов в решении задач планирования и управления / В. Д. Мазуров. Свердловск, 1977.-48 с.
  84. А.И. Организационное, правовое и ресурсное обеспечение реформ муниципального здравоохранения: автореф. дис. д-ра мед. наук / А. И. Макаров. Тюмень, 1995. — 43 с.
  85. Т.Н. Медицинский округ как модель реструктуризации системы организации медицинской помощи населению / Т. Н. Макарова, С. А. Берташ, Г. В. Тамазян // Главный врач. 1999. — № 5. — С.24−29.
  86. Т.М. Социальное расслоение в среде медицинских работников как проблема охраны здоровья населения / Т. М. Максимова // Здравоохранение РФ. 2004. — № 3. — С.35−38.
  87. Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения / Т. М. Максимова. М., 2002. -296 с.
  88. П.В. Проблема повышения эффективности работы медицинских учреждений на рынке оборудования / П. В. Малышев // Медицинская наука и образование Урала. 2004. — № 3−4. — С.42−43.
  89. С. Основные системы финансирования здравоохранения / С. Мамедов // Финансы. 2005. — № 4. — С.68−70.
  90. Э.Н. Реформирование региональных систем здравоохранения как закономерный процесс их развития / Э. Н. Матвеев // Главврач. 2003.-№ 3.-С.19−23.
  91. Д.Р. Организационно-методические аспекты стратегического планирования развития здравоохранения крупного города (по материалам г. Екатеринбурга): автореф. дис.. канд. мед. наук /Д.Р. Медведская. Екатеринбург, 2006. — 25 с.
  92. В.А. Взаимодействие населения с учреждениями здравоохранения в регионе: (по данным социол. мониторинга) / В. А. Медик, A.M. Осипов // Здравоохранение Российской Федерации. 2005. — № 5. — С.28−31.
  93. В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения / В. А. Медик. М.: Медицина, 2003. — 512с.
  94. В.А. О разработке мониторинга здоровья населения, среды обитания и деятельности здравоохранения на региональном уровне / В. А. Медик // Проблемы социальной гигиены, организации здравоохранения и истории медицины. 2001. -№ 1. — С.14−15.
  95. В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения / В. А. Медик. М. С. Токмачев. М.: Медицина, 2006. — 528 с.
  96. Е.В. Реформирование здравоохранения Воронежской области: проблемы и оценки / Е. В. Мезенцев, В. М. Шилова. М.: ГРАНТЪ, 2003. — 56 с.
  97. Л.П. Медико-социальные аспекты здоровья семьи сельского труженика: автореф. дис.. канд. мед. наук / Л. П. Мельникова. -Л.: ЛСГМИ, 1984.-24 с.
  98. И.В. Реализация национального проекта «Здоровье» на муниципальном уровне: мнения глав местного самоуправления / И. В. Мерсиянова // Главврач. 2007. — № 5., — С.28−35.
  99. Местное самоуправление в Германии (на прим. положения об общинах земли Баден-Вюртемберг). М., 1996. — 111 с.
  100. Методические рекомендации по оценке медицинской эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений. — М., 2001.- 15 с.
  101. Оценка экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений и их структурных подразделений: метод, письмо № 10−5/904. М., 2004. — 12 с. л
  102. М.Б. Городская медицина как форма муниципального здравоохранения / М. Б. Мирский // Бюлл. ННИИ общественного здоровья РАН. М., 2006.-С.9−13.
  103. М.Б. Земская медицина и современное здравоохранение /М.Б. Мирский // Земский вестник. 1998. — № 2. — С.39−43.
  104. P.M. Комплексная оценка состояния здоровья работников агропромышленного комплекса: дисс. канд. мед. наук / P.M. Мустафин. Уфа, 2000. — 130 с.
  105. Н.Б. Реформы в здравоохранении, некоторые организационно-экономические аспекты / Н. Б. Найговзина. М., 1999. — 60 с.
  106. М.С. Реформирование системы здравоохранения ФРГ: пробл. и пути решения / М. С. Норекян // Главврач. 2006. — № 8. — С.996−101.
  107. О законодательном обеспечении государственной демографической политики //Главврач.- 2007. № 1. — С.30−34.
  108. Об охране здоровья граждан РФ: основы законодательства РФ (1993 г.) от 22 июля 1993 г. № 5487−1. М., 1993.
  109. Органы местного самоуправления в странах Центральной и Востояной Европы и в СНГ: антология описат. материалов. Будапешт, 1994.
  110. С.А. Научное обоснование совершенствования организации медицинской помощи в малых муниципальных образованиях: автореф. дис.. .канд. мед. наук / С. А. Осанкин. — Екатеринбург, 2006. 24 с.
  111. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения российской Федерации на 2004−2010 годы: отрасл. программа // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 6. — С.63−80.
  112. Оценка качества и эффективности медицинской помощи: метод, материалы / сост.: A.JI. Линденбратен, Т. М. Шаровар, B.C. Васюкова- РАМН, НИИСГЭУЗ. М., 1995. — 79 с.
  113. Л.В. Неравенства в доступе к первичной медицинской помощи / Л. В. Панова, Н. Л. Русинова // СОЦис. 2005. — № 6. — С. 127−135.
  114. А.В. Актуальные проблемы охраны здоровья населения Саратовской области на муниципальном уровне / А. В. Паскаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 3. — С.50−52.
  115. А.Л. Организационно-экономическое обеспечение деятельности медицинских организаций в условиях разграничения полномочий между органами власти / А. Л. Пиддэ // Главврач. 2007. -№ 11.-С.9−40.
  116. А.В. Концепция реформ финансирования в РФ: анализ, структура и приоритеты / А. В .Плешанов, Д. Симпсон // Здравоохранение.-2002.-№ 11.-С. 14−29.
  117. А.В. Состояние здоровья, среднесрочные макроэкономические тенденции и макрорасходы на здравоохранение:международные сравнения и анализ / А. В. Плешанов, Д. Симпсон, Н. С. Марченков // Здравоохранение.- 2007.- № 1. С.51−62.
  118. Г. А. Экономика и планирование здравоохранения. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 376 с.
  119. Об оценке потенциала конкурентоспособности муниципальных образований Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области № 1001-ПП от 21.10.2004 //Областная газета. 2004. -24 окт. — № 292−293.
  120. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий / Под.ред. В. З. Кучеренко.- М.:ММАГ. им. И. М. Сеченова.- 2002.- 166 с.
  121. М.Е. О мерах повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении / М. Е. Путин // Здравоохранение. 2002. — № 5.-С.12−18.
  122. Дж.А. Смешанная экономика в здравоохранении: пробл. и перспективы: Децентрализация и приватизация как факторы повышения уровня оказания мед. помощи / Дж. А. Райе. М.: Остожье, 1996. — 270 с.
  123. Реализация реформы здравоохранения в субъектах Российской Федерации.- М.:ЦНИИИОИЗ.- 2006.
  124. Региональные новости: Тюменская область // Главврач.- 2007.-№ 1.- С. 9.
  125. Регионы России: соц.-экон. показатели: 2006. стат сб. / Росстат. -М., 2007. С.3−5.
  126. Реформирование амбулаторно-поликлинической помощи: опыт Свердл. обл. / под ред. М. С. Скляра, Б. И. Чарного. Екатеринбург, 2003. -120с.
  127. Решение I Всероссийского съезда работников муниципального здравоохранения: письмо зам. министра здравоохранения и соц. развития Российской Федерации от 07.12.2007 № 9067-РХ. -М., 2008.
  128. А.В. Социология медицины: введение в науч. дисциплину: руководство / А. В. Решетников. М.: Медицина, 2002. — 976 с.
  129. В.А. Некоторые аспекты развития регионального здравоохранения / В. А. Рогожников // Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 4. — С.5−11.
  130. В.А. Проблемы охраны здоровья сельского населения / В. А. Рогожников, В. И. Стародубов, Г. Г. Орлова- под ред. В. И. Стародубова. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 448 с.
  131. JI.A. Здоровье населения Архангельской области / JI.A. Рожавский // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 1. — С. 14−16.
  132. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения: т.2. / под ред. Ю. П. Лисицына. М.: Медицина, 1974.
  133. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения: в 2-х тт.: т.1 / под ред. Ю. П. Лисицына. М.: Медицина, 1987. — С.390−490.
  134. Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе, анализ совр. стратегий / Р. Б. Салтман, Дж. Фигейрас. М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. — 659 с.
  135. А.Г. Приоритетный национальный проект «Здоровье» -важный шаг к реформе здравоохранения / А. Г. Саркисян, А. Л. Пиддэ, Е. Б. Злодеева // Здравоохранение. 20 071 — № 2. — С.15−28.
  136. Т.Г. О некоторых экономических проблемах регионального здравоохранения / Т. Г. Светличная, Н. И. Дорофеев, Е.Н.
  137. Джеджалаева II Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1997. — № 4. — С. 14−17.
  138. В.Ю. Опыт реформирования здравоохранения в экономически развитых странах: осн. направления реформ рос. здравоохранения / В. Ю. Семенов // Экономист лечебного учреждения. 2007. — № 2. — С.33−45.
  139. В.Ю. Опыт реформирования здравоохранения в зарубежных странах / В. Ю. Семенов, В. В. Гришин.- М.: Федеральный фонд ОМС, 1997. 256 с.
  140. В.Ю. Организация медицинской помощи взрослому населению в Московской области / В. Ю. Семенов // Экономист лечебного учреждения. 2007. — № 11. — С.3−13.
  141. В.Ю. Экономика здравоохранения: учеб. пособие / В. Ю. Семенов. М.: МЦФЭР, 2004. — 656 с.
  142. В.Ю. Основные направления структурных преобразований системы здравоохранения Московской области / В. Ю. Семенов, Г. В. Тамазян, Н. Н. Михневич, И. Г. Рябухина // Здравоохранение. .2004. № 5. — С.47−58.
  143. Т.А. Грядущие направления институционального развития здравоохранения / Т. А. Сибурина // Менеджер здравоохранения. -2005. № 7. — С.13−17.
  144. М.Дж. Американская система государственного управления / М.Дж. Скидмор, М. К. Трип. М., 1993. — 74 с.
  145. М.С. Врачебный и сестринский персонал регионального здравоохранения: тенденции и прогноз / М. С. Скляр, Н. Н. Кивелева, Г. М. Насыбуллина. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2005. 92 с.
  146. М.С. Здоровье населения и здравоохранение Свердловской области: состояние, пробл., перспективы / М. С. Скляр, О. П. Ковтун, А. П. Боярский. Екатеринбург: Академкнига, 2003. — 188 с.
  147. М.С. Информационные технологии в педиатрии / М. С. Скляр. Екатеринбург, 2004. — 128 с.
  148. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 333 с.
  149. Состояние и пути повышения доступности и качества медицинской помощи в Российской Федерации // Главврач. 2007. — № 2. -С.13−36.
  150. В.А. Обоснование необходимости повышения структурной эффективности отрасли здравоохранения / В. И. Стародубов, Р. А. Хальфин // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 6. — С.4−9.
  151. В.И. Здоровье населения России в социальном } контексте 90-х годов: пробл. и перспективы / В. И. Стародубов, Ю. В. Михайлова, А. Е. Иванова. М.: Медицина, 2003. — 288 с.
  152. В.И. Итоги и перспективы развития приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения / В. И. Стародубов // Менеджер здравоохранения. 2007. — № 1. — С.4−9. *
  153. В.И. О дифференцированных принципах управления здравоохранением на основе комплексного подхода к ресурсному обеспечению / В. И. Стародубов, В. А. Рогожников, Г. Г. Орлова // Здравоохранение. 2002. — № 5. — С. 19−24.
  154. В.И. О финансировании здравоохранения и реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2006 г. / В. И. Стародубов, Д. В. Рейхарт, В. О. Флек // Здравоохранение. 2007. — № 9. — С. 12−32.
  155. В.И. Обоснование необходимости повышения структурной эффективности отрасли здравоохранения / В. И. Стародубов, Р. А. Хальфин // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 6. — С.4−9.
  156. В.И. Проблемы и перспективы финансирования российского здравоохранения / В. И. Стародубов, В. О. Флек // Экономика здравоохранения. 2007. — № 1. — С.5−16.
  157. В.И. Прогноз развития систем здравоохранения Российской Федерации / В. И. Стародубов // Менеджер здравоохранения. -2004. № 2. — С.4−11.
  158. В.И. Процесс децентрализации управления и его влияния на систему здравоохранения: пути совершенствования системы управления здравоохранением в федерат, государстве / В. И. Стародубов, Е. Г. Потапчик // Вестник ОМС. 2000. — № 3. — С. 15−23.
  159. В.И. Современная стратегия повышения эффективности здравоохранения // Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения: науч. тр. республ. науч.-практ. конф. (28−30 мая 2002 г.) / В. И. Стародубов. М., 2002. — С.5−11.
  160. В.И. Эффективность использования финансовых ресурсов при оказании медицинский помощи населению Российской Федерации / В. И. Стародубов, В. О. Флек. М.: Менеджер здравоохранения, 2006.- 191 с.
  161. Статистические данные // Здравоохранение Российской Федерации. -1991. -№ 4. С. 25.
  162. JI.A. «Круглый стол». Внедрение одноканального финансирования первичной медицинской помощи на региональном уровне / JI.A. Сунгатуллина // Экономист лечебного учреждения. 2007. — № 3. — С.23−25.
  163. П.В. Метод корреляционных плеяд / П. В. Терентьев // Вестник ЛГУ. Сер. Биология. 1959. — № 9. — С. 137−141.
  164. Е.А. Медико-демографические процессы в Российской Федерации в контексте общемировых закономерностей / Е. А. Тишук // Вопросы статистики. 2005. — № 8. — С.45−50.
  165. Ю.А. Социально-гигиенические проблемы управления здоровьем населения крупных городов: автореф. дис.докт. мед. наук / Ю. А. Тюков.-М., 2001.-47 с.
  166. Ю.А. Целевые комплексные межведомственные программы в управлении здрагоохранением / Ю. А. Тюков, Р. А. Алексеева // Новые технологии в здравоохранении. Челябинск, 2000. — С.6−8.
  167. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / рук. авт. колл. Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: Экономика, 2002. — 702 с.
  168. В.Б. Концептуальное планирование здравоохранения / В. Б. Филатов: под ред. О. П. Щепина. М., 2000. — 193 с.
  169. В.Б. Опыт реформирования здравоохранения Венгрии / В. Б. Филатов // Бюлл. ННИИ общественного здоровья. 2006. — № 1. — С.141−144.
  170. В.Б. Стратегия развития регионального здравоохранения: опыт реформирования / В. Б. Филатов, — М.: Рарогъ, 1999. -176 с.
  171. Фундаментальные основы политики здравоохранения / под ред. О. П. Щепина. М., 1999. — 397 с.
  172. Р.А. Информационные технологии в системе управления здоровьем населения Свердловской области / Р. А. Хальфин, Е. В. Ползик, А. Б. Блохин. Екатеринбург, 1998. — 88 с.
  173. И.М. Некоторые особенности формирования заболеваемости сельского населения / И. М. Харисова, И. Ф. Гизатуллин, А. А. Каримов // Проблемы управления здравоохранением. 2004. — № 4. — 21−24.
  174. М. Взаимодействие между учреждениями здравоохранения и социальными службами в Англии: от партнерства к интеграции / М. Хенвуд // Управление здравоохранением. 2001. — № 3. — С.7−12.
  175. Хроника событий: офиц. новости //Здравоохранение. 2007. — № 7. — С.9.
  176. Г. Н. Проблемы и перспективы развития регионального здравоохранения / Г. Н. Царик // Проблемы управления здравоохранением. -2002. -№> 1. С.43−46.
  177. Т.В. Организационные и методологические основы оценки эффективности • деятельности лечебно-профилактических учреждений: дис. д-ра мед. наук / Т. В. Чернова. М., 2004. — 380 с.
  178. Т.В. Эффективность деятельности лечебно-профилактических учреждении: теория, методология, анализ / Т. В. Чернова, А. Б. Блохин, Е. В. Ползик. Екатеринбург, 2004. — 192 с.
  179. О.Б. Обоснование и разработка основ реформ систем здравоохранения крупных муниципальных образований: автореф. дис. д-ра мед. наук /О.Б. Чертухина. М., 2003. — 42 с.
  180. О.П. Подходы к установлению национальных приоритетов в здравоохранении развитых стран мира / О. П. Честнов // Новые технологии в современном здравоохранении: сб. науч. тр. ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава. М., 2007. — С.8−14.
  181. Ю.Л. Повышение эффективности здравоохранения -единственное условие успешного развития отрасли / Ю. Л. Шевченко // Экономика здравоохранения. 2002. — № 3(62). -СЛ.
  182. И.М. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении / И. М. Шейман // Экономика здравоохранения. 2000. — № 5−6. — С.47−55.
  183. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения / И. М. Шейман. М.: Русь, 1998. — 336 с.
  184. И.М. Система стратегической закупки медицинской помощи: международный опыт и его значение для России / И. М. Шейман // Здравоохранение. 2006. — № 4. — С.45−61.
  185. Е.Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях / Е. Н. Шиган. М.: Медицина, 1986. — 208с.
  186. Р.В. Национальные системы здравоохранения / Лекции по организации здравоохранения. Екатеринбург- Манчестер, 2000. — С.20−44.
  187. С.В. Экономика социальной сферы: учеб. пособие / С. В. Шишкин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 376 с.
  188. С.В. Дилеммы реформы здравоохранения / С. В. Шишкин // Вопросы экономики. 1998. — № 3. — С.90−101.
  189. С.В. Проблемные узлы системы финансирования здравоохранения / С. В. Шишкин // Общество и экономика. 2000. — № 8. -С.37−57.
  190. С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения / С. В. Шишкин. М.: Ин-т экономики переходного периода, 2000. — 436 с.
  191. К. Германия: местные органы власти в поисках эффективного управления / К. Штадлер, У. фон Гелен // Проблемы теории и практики управления. 1995. -№ 5.-С.111.
  192. В.О. Актуальные вопросы информатизации в здравоохранении и медицинской науке / В. О. Щепин, Е. А. Тишук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2005. № 4. — С.3−6.
  193. В.О. Анализ состояния и динамики кадровых ресурсов здравоохранения субъектов Российской Федерации в 1990—2004 гг.. / В. О. Щепин, И. А. Купеева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. — № 1. — С.3−6.
  194. В.О. Аналитический обзор региональных особенностей здоровья населения России: в 2-х ч. /В.О. Щепин, Е. А. Тишук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. — № 1. -С.3−8- № 2. — С. 3−11.
  195. В.О. Здравоохранение России: стратег, анализ и перспект. направления развития / В. О. Щепин, В. К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 2. — С. 3−7.
  196. В.О. Состояние и развитие муниципального здравоохранения в Российской Федерации / В. О. Щепин, И. А. Купеева // Бюлл. ННИИ общественного здоровья. М., 2006. — С. 106−108.
  197. В.О. Структурно-функциональные преобразования системы лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации в последнее десятилетие / В. О. Щепин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. — № 1. — С.34−38.
  198. В.О. Структурные преобразования в здравоохранении /В.О. Щепин. М.: Рарогъ, 1997. — 224с.
  199. О.П. Комплексное изучение здоровья населения на региональном уровне: методология, результаты, перспективы / О. П. Щепин,
  200. В.А. Медик // Бюлл. ННИИ общественного здоровья. 2007. — Вып.З. — С.9−13.
  201. О.П. Комплексное изучение здоровья населения Новгородской области: методология, осн. результаты и перспективы / О. П. Щепин, В. А. Медик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. — № 4. — С.3−7.
  202. О.П. Медико-демографические проблемы в Российской Федерации /О.П. Щепин, Е. А. Тишук // Вестн. РАМН. 2005. — № 9. — С.3−6.
  203. О.П. Основные направления совершенствования системы здравоохранения в Российской Федерации / О. П. Щепин // Медицина и здравоохранение в дни мира и войны. М., 2000. — С.118−125.
  204. О.П. Пути решения проблем здравоохранения / О. П. Щепин, В. К. Овчаров // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения «и. истории медицины. 2004. — № 1. — С.3−6.
  205. О.П. Региональное здравоохранение России: пути формирования и развития / О. П. Щепин, В. Б. Филатов, Я. Д. Погорелов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -1999. № 1. — С.3−12.
  206. О.П. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России / О. П. Щепин, И. А. Купеева, В. О. Щепин, Е. П. Какорина. М.: Медицина- „Шико“, 2007. — 360 с.
  207. О.П. Современный этап реформы здравоохранения и обеспечение доступности медицинской помощи в Российской Федерации / О. П. Щепин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 3. — С.7−10.
  208. Экономика здравоохранения: учеб. пособие / под ред. И. М. Шеймана. М.: ТЕИС, 2001. — 324 с.
  209. Л.Я. Современные тенденции заболеваемости болезнями глаз и пути совершенствования организации офтальмологической помощи в субъекте Российской Федерации: автореф. дис. канд. мед. наук / Л. Я. Яблонская. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
  210. Л.Я. Тенденция заболеваемости органа зрения взрослого населения сельских районов Свердловской области / Л. Я. Яблонская // Офтальмология.- 2006.- № 1.- С.83−86.
  211. Е.П. Управление использованием ресурсов на уровне муниципальной системы здравоохранения / Е. П. Яковлев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 3. -С.35.
  212. Adams О. Report on the Implementation of Health Care Reforms in Kyrgyzstan for the Period May-November 1998 / O. Adams, F. Apfel, G. Gedik: -WHO Regional Office Report, 1998.
  213. Alber J. Gesundheitssysteme der OECD-Laender im Vergleich / J. Alber // Staatstaetigkeit International und historisch vergleichende Analysed. -Opladen: Westdeutcher Verlag, 1988.
  214. Altenstetter Ch. Healthcare reform in Germany with special attention to funding and reimbursement issues of medical and hospital services / Ch. Altenstetter // Health Care Reform in Europe. London Press, 2006. — P.23−49.
  215. Araud G. Introduction, а Г administration locale / G. Araud, B. Rupied // P.: Ed. De l’epargne, 1988. P.16.
  216. Audson T. Local governments call for health care reforms / T. Audson // Hospitals. 1991. — Vol.65, N 1. — P.22−23.
  217. Balazono A. A cjmparison of international health outcomes and health care spendings / A. Balazono, A.L.Hillman // Technol. Assessment in health care. -1994. N10/3.-P.376−381.
  218. Beason C.F. Creating an innovative organization / C.F.Beason // The Nursing clinics of North America. 2000. — N 35 (2). — P.443−451.
  219. Beraud C. La France a la recherch6 d’un systeme de soins / C. Beraud // Futurible. 1996. -N 215. — P.5−46.
  220. Bernd R. Medical Staff Resources in Europe. Teaching by Experience/ R. Bernd, C.-A. Dubois, M. McKee. WHO Regional Office for Europe, European series „Health for All“. — 2006. — 147 p.
  221. Book report on data analysis // Computers and Mathematics with Applications. 2004. — N 47 (10). — P. 1787−1808.
  222. Borowitz M. Conceptual Foundation for Central Asian Republic Health Reform Model / M. Borowitz, S.O.' Dougherty, S. Wickham. Almaty: Abt Associates, 1999.
  223. Brand H. Der oeffentlishe Gessundheitsdienst / H. Brand, N. Schmacke // Das Public-Health-Buch: Gesundheit und Gesubdheitswesen. -Muenchen: Urban und Schwarzenberg, 1998. S.259−268.
  224. Broesskamp-Stone U. Gesundheitsfoerderung U. Broesskamp-Stone, I. Kickbusch, U. Walter // Das Public-Health-Buch: Gesundheit und Gesubdheitswesen Muenchen: Urban und Schwarzenberg, 1998. -S.141−150.
  225. Broesskamp-Stone U. Strukturen der Gesundheitsfoerderung U. Broesskamp-Stone, N. Schmacke, U. Walter u.a. // Das Public-Health-Buch: Gesundheit und Gesubdheitswesen Muenchen: Urban und Schwarzenberg, 1998. — S.189−199.
  226. Brown L.D. Market reforms in German health care / L.D. Brown, V.E. Amelung // Health Affairs. 2007. — Vol.18, N 3. — P.76−91.
  227. Budetti P.P. Health reform for the 21st century. It may have to wait until the 21st century / P.P.Budetti // JAMA. 1997. -Vol.277, N 3. — P.193−198.
  228. Burda D. JICAHO hits a wall with plan on indicators. Hospitals balk at costly and inefficient program to measure clinical outcomes / D. Burda // Modern Healthcare. 1994. — N 24 (11). — P.30−33.
  229. Busse R. Decentralization in German healthcare / R. Busse // Eurohealth. 2007. — Vol.6, N 3. — P. 30−31.
  230. Butler S. Economics of health care reform / S. Butler // Amer. J.Surg. -1994. V.167, N2. — P.236−240.
  231. Calltorp J. Priority setting in health policy in Sweden and a comparison with Norway / J. Calltorp // Health Policy. 1999. — Vol.50., Issue 1−2. -P. 1−22.
  232. Cios K.J. Uniqueness of data mining / K.J. Cios, W.G. Moore // Artificial Intelligence in Medicine. 2002. — N 26 (1). — P. 1−24.
  233. Coquide P. Systeme de sante: une comparison France, Canada, Etats-Unis, Allemagne, Grande-Bretagne / P. Coquide // Problemes econ. 1998. — N 2570. — p.13−16.
  234. Danielson M. New York: The Politics of Urban Development / M. Danielson, J. Doig. Univ. of Calif.Press., 1990. — 400 p.
  235. Deming Q.B. A prescription for national health care reform / Q.B. Deming // Hosp.Pract. 1993. — Vol.28, N 4. — P.21, 25−28.
  236. Dent M. Delivering patient choice in English acute hospital trusts / M. Dent, C. Haslam // Accounting Forum. 2006. — N 30 (4). — P. 359−376.
  237. Diaz J.M.F. Nuevas tendencies en los sistemas de salud europeos / J.M.F.Diaz // Boletin de estudios economicos. 1996.- Vol.51, N 159. — P.423−434.
  238. Durenberger D.F. Changing the way we think about medical technology policy / D.F. Durenberger, S.B. Foote // The Annals of Thoracic Surgery. 2001. — N 72 (4). — P. 1113−1115.
  239. Ensor T. Health insurance as a catalyst to change in former communist countries / T. Ensor, R. Thompson // Health Policy. 1998. — N 43 (3). — P.203−218.
  240. Ensor T. Informal Payments for health care in the former Soviet Union: some evidence from Kazakhstan / T. Ensor, L. Savelyeva // Health Policy and Planning. 1998. — N13 (1). — P.41−49.
  241. European Health Care Reforms. Analysis of Current Strategies / B. Richard, J. Tiguaras. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 1997. -307p.
  242. Falkingham J. Barriers to access? The growth of private payments for healthcare in Kyrgyzstan / J. Falkingham // Eurohealth. 1998. — N4(6). — P.68−71.
  243. Fock W.J. Gesetz zur Strukturreform im Gesundheitswesen / W.J. Fock, J. Robbers. Koeln: Kohlhammer, 1989.
  244. Fuchs V. Health care reform / V. Fuchs // JAMA. 1994. — Vol.272, N1.
  245. Fujiwara Sh. Community healthcare activities of physicians in public medical facilities and their evaluation by municipalities / Sh. Fujiwara, M. Okayama, A. Takayashiki // Jap.J.of Public Health. 2004. — N 51 (12). — P.30−39.
  246. Gaefgen G. Betrieb, Markt und Kontrolle im Gesundheitswesen / G. Gaefgen. Gerlingen: Bleicher, 1982.
  247. Gales S.E. Managed community health: an integrated health’modeW S.E. Gales // J. Health Care Finance. 1996. — Vol.23, N.l. — P.48−56.
  248. Gaskin D.J. How great is the influence of regulated medical aid on the use of hospital capacities and medical costs? / D.J.Gaskin // AJHSR- American Journal of Health Services Regulation. 1999. — V.5., N8. (Internet-print).
  249. Groenewegen P.P. The shadow of the future: institutional change in health care /P.P. Groenewegen //Health Affairs. 1994. -N 13. — P.137−148.
  250. Gronemann J. Krankenhousoekonomie in Wissenschaft und Praxis / J. Gronemann, K. Keldenich. Kulmbach: Baumann, 1988.
  251. Haakkinen U. Developing the formula for state subsidies for health care in Finland / U. Haakkinen, J. Jaarvelin // Scand. J. of Publ. Health. 2004. -N32 (1).-P.30−39.
  252. Health and Economic Development in South-Eastern Europe. WHO Regional Office for Europe, 2006. — 137 p.
  253. Hender-Dorneich P. Wege zur Gesundheitsoekonomie / P. Hender-Dorneich. Gerlingen: Bleicher, 1981.
  254. Hopkinson M. Proposed Turkmenistan Health Project: Buildings and Equipment / M. Hopkinson. Washington DC, World Bank, 1997.
  255. Hunter D.J. The changing roles of health care personnel in health and health care management / D.J. Hunter // Soc. Sci.Med. 1996. — Vol.4315. — P.799−808.
  256. Jaeger H. Einfuerung in die Sozialversicherung und die sonstigen Bereiche des Sozialgesetzbuches mit Schaubildern und Beispielen / H. Jaeger.-Berlin: Erich Schmidt, 1995.
  257. Jossi F. Disaster waiting to happen. The national healthcare system has much work to do before the next catastrophe strikes / F. Jossi // Healthcare informatics: the business magazine for information and communication systems. -2006.-N23(4).-P.26.
  258. Kapirini L. Priority settings at the micro- meso- and macro-levels in Canada, Norway and Uganda / L. Kapirini, O.F.Norheim, D.K.Martin // Health Policy. 2007.- Vol.82, Issue 1.- P.78−94.
  259. Krauskopf D. Soziale Krankenversicherung Pflegeversicherung. Loeseblatt-Kommentar / D. Krauskopf — Muenchen: C.H. Beck'-, sche-Verlagsbuchhandlung, 1997.
  260. L’evolution des finances des collectivites locales et de l’Etat de 1980 a 1990 // Problems econ. P., 1992. — Zjanv. — N 2256. — P. 18.
  261. La decentralization francaise et I’Europe / Delcamp Alain // Cah. Fr. 1992.-N 256.-P.91−93.
  262. Leopold D. Die Selbstverwaltung in der Sozialversicherung / D. Leopold. Sankt-Augustin: Asgard-Verl., 1996.
  263. Lessard H. The construction of health care and the ideology of the private in Canadian constitutional law / H. Lesard // Annals of health law. 1993. -N 2. — P. 121−159.
  264. Lewis M. Informal health payments in eastern Europe and central Asia: issues, trends and policy implications / M. Lewis // Funding Health Care: Options for Europe. Open University Press, 2000.
  265. Macdonald J.J. Primary Health care: Medicine in its Place / J.J. Macdonald. London, 1993. — Ch.3,4,6.
  266. Macmahon E. On Being in Charge to Management at Primary Health care / E. Macmahon, E. Barton, M. Piot. Geneva, 1992.
  267. Maynard A., Bloor K. Health care reform: Informing difficult choices /А. Maynard, K. Bloor // J. Health Plann. Manage. 1995. — Vol.10, N. 4. — P.247−264.
  268. McPherson K. International differences in medical care practices. Organization for economic cooperation and development (OECD) / K. McPherson. -France, 1990. -P.17−28.
  269. Meyer M. Krankenhaeuser ohne Management: Schafft die Gesundheitsreform Abhilfe? / M. Meyer.-Nuernberg: Universitaet. Erlangen-Nuernberg, 1990.
  270. Mier S.O. Health care reform: who will lead? / S.O. Mier // Ann.Intern. Med. 1991. — Vol.115, N 1. — P.54−58.
  271. Mikut R. Biomediziniche Technik / R. Mikut, M. Reischl, O. Burmeister // Biomedical Engineering. 2006. — N 51(5−6). — P. 288−293:
  272. Mills M. Tajikistan: Health Sector Note / M. Mills. Washington DC, World Bank, 1998.
  273. Mitteran F. L’Jrganization territoriale en France: Histoire et devenir / F. Mitteran // Rev.polit.et parlemenaire. 1990. A 91. N 946. P.4−10.
  274. Mobilization of Domestic Resources for Health. WHO Publications, Geneva, 2002. — 165 p.
  275. Mossialos E. Funding Health Care: Options for Europe / E. Mossialos, J. Figueras, J. Kutzin. WHO Publications, Geneva, 2002. — 333 c.
  276. Newton M.S. Taking stock of current societal, political and academic stakeholders in the Canadian healthcare agenda /M.S. Newton, Sh. Scott-Findlay // Implementation Science. 2007. -N 2. — P.32.
  277. Nikolakis K. District distribution of Primary Health Care / K. Nikolakis // Primary Health Care. 2000. — N12 (4). — P. 57−61.
  278. Osborne W.L. The seniority logic a logic committee machine / W.L. Osborne // IEEE. Trans. Comput. — 1977. — V. 26, N 12. — P. 1302−1306
  279. Penchas S. Redesigning a national healthcare system: the Israel experience / S. Penchas, M. Shani // International journal of health care quality assurance. 1995.- N 8 (2). — P.9−17.
  280. Perkins R.J. Health service reform: the perceptions of»" medical specialists in Australia (New South Wales), the United Kingdom and New Zealand / RJ. Perkins, K.I. Petrie, P.G. Alley // Med. J.Aust. 1997. — Vol.167, N 4. -P.201−204.
  281. Perry R.W. Public sector employer evaluation of health plans in the United States / R.W. Perry, N.J. Cayer // The International Journal of health planning and management. 1998. -N13 (4). — P.259−275.
  282. Proessdorf K. Krankenhauswesen/K.Proessdorf // Das Gruene Gehirn. Der Arzt des oeffentlichen Gesundheitswesens. Starnberg-Percha: Schulz, 1991.
  283. Roemer M.I. National Health Systems of the World / M.I. Roemer. -N.Y., 1991.
  284. Rogowski W. Current impact of new technologies on healthcare: a map of economic assessments / W. Rogowski // Health Policy. 2006. -Vol.74., Issue 4. — P.55−62.
  285. Rohrer J.E. Medical care reform: lessons from around the World / J.E. Rohrer // Health Hum. Serv. Adm. 1997. — Vol.19, N.4. — P.370−383.
  286. Saltman R.B. Primary Medical Care-On the Top of the List? / R.B. Saltman, A. Rico, W. Boerma. Open University Press. — 2006. — 251 p.
  287. Saltman R.B. Social health insurance systems in Western Europe / R.B. Saltman, R. Busse, J. Figueras. Open University Press., 2004. — 313 p.
  288. Saltman R.B. Strategies and Results / R.B. Saltman, V. Bankauskaite, K. Vrangbaek. Open Univ. Pres?., 2007. — 298 p.
  289. Savas S. Health care reforms in central Asia / S. Savas., G. Gedik. -New-York: UNDP Regional Bureau for Europe and CIS, 1999.
  290. Schieber G.S. Health care systems in twenty four countries / G.S. Schieber, J.-P. Pouclier, I.M. Greenwald // Health Affil. (Millwood). 1991.-Vol.10, N3. — P.22−38.
  291. Sendi P.P. Affordability and cost-effectiveness: decision-making on the cost-effectiveness plan / P.P. Sendi, A.H. Briggs // Health Policy. 2007. -Vol.82, Issue I. — P.42−50.
  292. Shi L. Income inequality, primary care and health indicators / L. Shi, B. Starfiald, I. Kawachi // J. Family Practice. 1999. — N 48. — P. 8−11.
  293. Shi L. Primary care, income inequity and self-rated health in the U.S. / L. Shi, B. Starfeld // Internat.J. Health Services. 2000. — N30. — P.22−27.
  294. Shi L. Primary care, self-rated health, and reductions in social disparities in health / L. Shi, B. Starfield, R. Politzer, J. Regan // Health Services Research. 2002. — Vol.37, N 3. — P.37−42.
  295. Shi L. The relation between primary care and life chances // J. Health Care for the Poor and Underserved. 1992. — N 3. — P. 19−22.
  296. Shifting the balance of power within the NHS. Department of Health,
  297. Simler S.L. Mexico’s national healthcare system growing: may soon cover all citizens / S.L. Simler // Modern Healthcare. 1980. — N 10 (12). — P.38−40.
  298. Smith A. Principles of Data Mining / A. Smith // Artificial Intelligence in Medicine. 2002. — N26 (1). — P. 175−178.
  299. Spinnarke J. Soziale Siecherheit in der Bundesrepublic Deuchland: Die Sozialversicherung System, Rechte, Leistungen / J. Spinnarke. — Heidelberg: Decker und Mueller, 1993.
  300. Stanton B.F. Addressing national and regional health needs: a framework for health planning / B.F. Stanton, J.D. Clemens, R.E. Black // Int. J. Health Plann. Manage. 1992. — Vol.7, N 1. — P.23−72.
  301. Starfield B. Balancing health needs, services and technology. -London: Oxford Univ. Press, 1998, 178 p.
  302. Tarimo E. Towards a Healthy District: Organizing and Managing District Health Systems Based on Primary Health Care / E. Tarimo. Geneva, 1991.
  303. Toens H. Krankenversicherung nach dem Sozialgesetsbuch. Ein Lehrbuch / H. Toens.-Sankt-Augustin: Asgard-Verl., 1991.
  304. Welfens P.J. Globalization, economy growth and dynamics of innovations // Springer News International. 1999, Sept. — 198 p.
  305. West P.A. Market-what market? A review of Health Authority purchasing in the NHS internal market // Health policy. 1998. — N 44 (2). — P.167−183.
  306. Zavras A. Evaluation of IKA primary health care services // Primary health Care. 2000. -N 12(4). — P. 62−66.
  307. Zavras A. Medical efficiency in primary health care settings: the paradigm of IKA // Pres. In the 12th Congress of the GP. Halkidiki, 15−19 Oct., 2000.
Заполнить форму текущей работой