Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коррекция темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников вербальными и невербальными средствами как эмоционально-чувственными компонентами учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ практики коррекционной работы с заикающимися дошкольниками показывает, что введение в структуру занятий с ними игрового, эмоционально-чувственного материала существенно повышает мотивацию детей по контролю за речевыми высказываниями и эффективность результатов работы педагогов, направленную на коррекцию заикания. Однако разработанной методики, в которой бы гармонично сочетались… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы использования невербальных и вербальных средств в процессе коррекции темпо-ритмических нарушений речи у детей с заиканием
    • 1. 1. бенни темпо-ритмичих компонентов деятельни организации протекания хичих и речевых процов
    • 1. 2. Характерика эмоционально-поведенчих нарушений у заикающи детей дошкольного возра
    • 1. 3. хологичие екты невербальных коммуникаций у детейзаиканием
    • 1. 4. Невербальныеева тва как ова эмоционально-коррекцион-ного воздевия на личнь заикающег ребёнка
    • 1. 5. Методические подходы общей и коррекционной педагогики в работе над заиканием
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 11. Особенности чувства ритма у детей-дошкольников с заиканием при изучении невербальных и вербальных компонентов деятельности
    • 2. 1. Теоретичая и организационная база ледований
    • 2. 2. Эериментальная диагника невербальных ритмичих компонентов деятельни и ихстояние у изучаемых детей
    • 2. 3. Изучение особенностей речевого и психического состояния детей старшего дошкольного возразаиканием
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 111. Методика коррекции темпо-ритмических расстройств невербальными средствами
    • 3. 1. Организация и методика эериментального обучения
    • 3. 2. Принципы идержание эериментального обучения
    • 3. 3. Динамика результатов эериментального обучения
    • 3. 4. Контрольный эеримент и его анализ
  • Выводы по главе

Коррекция темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников вербальными и невербальными средствами как эмоционально-чувственными компонентами учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Заикание является одним из распространённых нарушений речи у детей, которое в течение десятилетий было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению. Благодаря нескольким поколениям учёных исследована его природа и | механизмы (Н.М.Асатиани, Л. И. Белякова, М. И. Буянов, Б. З. Драпкин,.

Н.А.Власова, НИЖинкин, В. В. Ковалёв, В. С. Кочергина, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия,.

B.М.Шкловский и др.), что позволило разрабатывать достаточно эффективные механизмы преодоления различных по своей природе и проявлениям форм заикания (Л.З.Арутюнян, Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, С. В. Богданова, Н. А. Власова, К. М. Дубровский, Б. Г. Казаков, Р. Е. Левина, М. И. Лохов,.

C.А.Миронова, Л. Я. Миссуловин, Н. А. Чевелёва и др.).

Современные тенденции в специальной педагогике характеризуются ранним коррекционным воздействием на процесс развития аномального ребёнка с тем, чтобы к моменту школьного обучения оно отвечало целям и задачам образовательного учреждения (А.А.Венгер, Е. Н. Винарская, Л. С. Волкова, А. А. Катаева, В. В. Коркунов, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, З. А. Репина, Е. А. Стребелева, Л. И. Шипицина и др.). В силу этого проблема темпо-ритмических нарушений при заикании должна решаться не только как задача, направленная на восстановление функций речи, но и как • общеразвивающая и коррекционная, способствующая общению, освоению ребёнком различных способов коммуникации, учебной и других видов деятельности.

Благодаря исследованиям М. А. Алексеева, Н. Е. Введенского, А. В. Запорожца, Д. Г. Квасова, В. А. Кручинина, Б. М. Теплова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского был раскрыт механизм формирования темпо-ритмических движений. Установлено, что темпо-ритмические расстройства не только нарушают речевую функцию I ребёнка, но и снижают его работоспособность и продуктивность деятельности, а целенаправленное формирование темпо-ритмического чувства в условиях эмоционально-наполненной учебно-игровой деятельности способствует коррекции отражательной способности ребёнка (В.Г.Петрова, В. А. Кручинин, Л. Г. Митрякова, и др.).

Анализ практики коррекционной работы с заикающимися дошкольниками показывает, что введение в структуру занятий с ними игрового, эмоционально-чувственного материала существенно повышает мотивацию детей по контролю за речевыми высказываниями и эффективность результатов работы педагогов, направленную на коррекцию заикания. Однако разработанной методики, в которой бы гармонично сочетались невербальные и вербальные формы деятельности и общения, до сих пор не существует. Разработку научно-методических рекомендаций для восполнения этого пробела можно считать одной из насущных задач в специальной педагогике.

Таким образом, налицо существующее противоречие между потребностями практики в коррекционных методах, сочетающих в себе невербальные и вербальные средства деятельности и общения заикающихся дошкольников в преодолении темпо-ритмических расстройств и теоретической неразработанностью механизма удовлетворения указанной потребности.

Выделенное противоречие позволяет сформулировать актуальность проблемы исследования — разработка педагогических условий использования в коррекции заикания невербальных и вербальных средств деятельности и общения как эмоционально-чувственных компонентов развития дошкольников.

Объект исследования. Содержание коррекционной работы с дошкольниками по преодолению заикания в условиях детского сада.

Предмет исследования. Процесс коррекции темпо-ритмических нарушений речи у детей дошкольного возраста с заиканием с использованием невербальных и вербальных средств как эмоционально-творческих компонентов учебной деятельности.

Цель исследования. Разработка и обоснование методики, направленной на коррекцию темпо-ритмических нарушений у детей с заиканием с использованием невербальных и вербальных средств как эмоционально-творческих компонентов учебной деятельности в детском саду.

Гипотеза исследования. Эффективность коррекции темпо-ритмических расстройств речи у детей-дошкольников может существенно повыситься, если методика коррекции заикания будет опираться на знание особенностей темпо-ритмических расстройств у ребёнка, проявляющихся в восприятии и воспроизведении ритмических тестов, и включать в себя наряду с традиционными методами работы механизм невербального взаимодействия, опирающийся на положительный эмоционально-чувственный опыт самих детей.

Задачи исследования.

1) определить степень разработанности обозначенной проблемы в теории и практике логопедии;

2) выявить уровень сформированности восприятия и воспроизведения темпо-ритмических тестов дошкольниками с заиканием в условиях эксперимента;

3) разработать и апробировать модель комплексной психолого-педагогической технологии коррекции темпо-ритмических нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием невербальных и вербальных средств как эмоционально-чувственных компонентов учебной деятельности.

4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики коррекции.

Методологической основой исследования явились: философское положение о первичности чувственного опыта и вторичности сознания человека (Р.Арнхейм, Э. Гуссерль, С. Л. Рубинштейн, П. Флоренский, К. Ясперс и др.) положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей организма (В.М.Бехтерев, Л. С. Выготский, В. А. Гиляровский, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др.) — теоретические работы о формировании чувственного опыта под воздействием различных видов искусства (Л.С.Выготский, Н. К. Рерих, Д. Б. Кабалевский и др.).

Методы исследования. В работе были использованы комплексные психолого-педагогические методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследованияанализ анамнестических данных, изучение документации, наблюдения и тестирование, констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты, методы математической обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— установлено, что для эффективной коррекции темпо-ритмических расстройств речи у детей с заиканием необходимо комплексное использование невербальных и вербальных средств взаимодействия, которые выступают в качестве эмоционально-чувственных компонентов учебной деятельности;

— разработана и апробирована технология коррекции заикания невербальными и вербальными средствами как эмоционально-чувственными компонентами учебной деятельности в сочетании с традиционными методами. В качестве таковых рассматриваются компоненты деятельности, связанные с освоением цвета, музыки и движений.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить представления об особенностях детей с заиканием дошкольного возраста, связанных с нарушениями темпа и ритма восприятия и воспроизведения речевых образов и оказывающих негативное воздействие на все виды деятельности и общения дошкольников, а усовершенствованная технология коррекции темпо-ритмических расстройств, основанная на использовании эмоционально-чувственных компонентов учебной деятельности дошкольников, повышает эффективность коррекционной работы с детьми.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты оформлены в виде научно-методических рекомендаций в адрес родителей, логопедов и других педагогических работников, направленных на изучение особенностей темпо-ритмических нарушений у детей и организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях семьи и детского сада. Они могут также использоваться при повышении квалификации учителей-логопедов, дефектологов, воспитателей, музыкальных руководителей специальных коррекционных учреждений, при подготовке учебных пособий, программ и учебников по развитию речи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплекса взаимодополняющих методов, адекватных задачам исследования, личным участием автора во всех этапах экспериментальной работы.

Организация исследования. Базой исследования являлись специальные детские сады — ясли № 37, № 6, № 51, № 35 г. Новоуральска Свердловской области (экспериментальным изучением было охвачено 120 детей старшего дошкольного возраста). Настоящее исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1993 — 1994 г. г.) — осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему научного исследования, разрабатывались методики констатирующего эксперимента, формулировалась и уточнялась научная гипотеза.

На втором этапе (1994 — 1995) — проводился констатирующий эксперимент и анализ его результатов, осуществлялась организация формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1995 — 2002) — уточнялись направления коррекционной работы, проводилось экспериментальное обучение, осуществлялся педагогический анализ эффективности экспериментальной работы, формулировались заключение и выводы.

Апробация результатов работы и внедрение их в практику. Основные положения работы докладывались на семинаре молодых учителей городского департамента образования г. Новоуральска Свердловской области в 1994 году, на региональной научно-практической конференции г. Екатеринбурга в 1994 году, на областной педагогической конференции в 1998 году в г. Екатеринбурге, на расширенном заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии института специального образования Уральского государственного педагогического университета в 2001 году.

Выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, внедрены в практику работы детских садов № 6, № 37, № 51, № 35 г. Новоуральска Свердловской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, проявляющиеся в восприятии и воспроизведении ритмических тестов.

2. Методика коррекционных занятий, включающая в себя невербальные и вербальные средства как эмоционально-чувственные компоненты учебной деятельности, направленные на исправление темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста (5−6 лет) с заиканием.

Структура и объём исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включает 26 таблиц и 2 рисунка.

ВЫВОДЫ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

Сравнительная характеристика динамики логопедической коррекции заикания с использованием компонентно-составляющих форм искусства привела к следующим выводам:

1. Результаты контрольного эксперимента подтвердили зависимость темпо-ритмических расстройств речи заикающихся детей от состояния невербальных компонентов деятельности.

2. Реабилитация сенсорной базы чувств средствами воздействия темпо-ритмических невербальных компонентов деятельности способствует восстановлению эмоционально-положительного состояния и нормализации темпо-ритма речи заикающихся детей.

3. Традиционная педагогическая коррекция заикания, направленная на воспитание правильной речи (Н.А.Чевелёва, С.А.Миронова), является недостаточно эффективной по причине недостаточного обращения к корневым причинам природы заикания: расстройствам эмоционально-невербальных коммуникаций, влияющих на процесы развития межиндивидуальных, внутрииндивидуальных функций речи: 83% детей контрольной группы закончили учебный год с нормальной речью (в экспериментальной группе — 90%).

4. Психотерапевтический курс (Ю.С.Шевченко, В.П.Добридень), синхронизация речи и движений пальцев улучшили качество эмоционально-волевого состояния заикающихся детей и состояние речи, но не обеспечили полную коррекцию снятия эмоциональной напряжённости и речевой судорожности.

5. Обращение, к дидактическим принципам коррекции как к последовательно-усложняющимся формам речевых коммуникаций позволяет научить ребёнка планировать речевые высказывания только в состоянии эмоционального покоя, т. е. на занятиях педагога. В коммуникативных актах межиндивидуальных, внутрииндивидуальных функций заикающихся детей с невротическими реакциями создаётся обстановка эмоционально-повышенного возбуждения. Вследствие этого заикающийся ребёнок не в состоянии использовать навыки правильной речи. Эмоциональное возбуждение, сопровождающее речевые коммуникации, создаёт условия для вторичных темпо-ритмических расстройств внутреннего программирования речи, усиливает отрицательный эмоционально-речевой фон заикающегося ребёнка. Кроме того, искусственное торможение последовательно-усложняющихся речевых форм традиционной логопедической работы ещё более усиливает эмоциональную напряжённость ребёнка с расстройствами функций общения.

Результатом недостаточного внимания традиционной логопедической коррекции явилась недостаточное внимание детей к процессу занятий различными видами искусств в коррекционной работе. Использование компонентно-составляющих форм искусства в коррекции заикания на занятиях позволило:

— восстановить темпо-ритмическое состояние невербальных коммуникаций;

— перевести эмоционально-тревожное состояние личности заикающегося ребёнка в положительный;

— снять напряжённую судорожность речевого аппарата у детей с заиканием;

— повысить уровень самосознания личности ребёнка с темпо-ритмическими нарушениями речи;

— сформировать восприятие конструктивных форм «звук-слово-предложение» в процессе учебной деятельности;

— развить способность восприятия произведений искусства.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что технология коррекции темпо-ритмических нарушений речи у старших дошкольников с заиканием вербальными и венебальными средствами как эмоционально-чувственными компонентами учебной деятельности оказалась более эффективной по сравнению с традиционными методиками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ теоретических исследований и результатов констатирующего эксперимента показал, что необходимость разработки данной методики коррекции заикания объясняется следующим.

Заикание у детей старшего дошкольного возраста сопровождается нарушением коммуникативных функций речи, проявляющихся в эмоционально-тревожном состоянии личности. Наличие заикания в дошкольном возрасте способствует проявлению вторичных невротических реакций в депрессивно-фобических переживаниях, которые создают основу для неадекватной самооценки, служат отрицательным фоном эмоционального состояния.

Система традиционных методов логопедической коррекции, направленная на воспитание правильной речи, слабо обращена к эмоциональным проявлениям личности заикающегося ребёнка, вследствие чего является недостаточно эффективной.

Организация невербальных («цвет-музыка-эмоционально-пластический образ») и вербальных («звук-слово-предложение») средств общения основана на общих законах языка в ритмической, темповой, эмоциональной, интонационной структурах.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что разработка психолого-педагогической технологии коррекции нарушений эмоционально-невербальных компонентов обусловлена:

— аритмичным состоянием восприятия невербальных зрительных компонентов в дизонтогенетическом развитии структур цветового пространства;

— аритмичным уровнем восприятия невербальных слуховых компонентов в дизонтогенетическом развитии структур пространства музыки;

— аритмичным уровнем состояния невербальных кинетико-кинестетических компонентов в дизонтогенетическом развитии структур пространства эмоционально-пластического образа;

— высокой степенью эмоциональной напряжённости коммуникативных актов межиндивидуального общения, обусловливающих темпо-ритмические расстройства, пограничные психические нарушения, низкий уровень самосознания детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Предложенная технология направлена на коррекцию темпо-ритмических нарушений речи вербальными и невербальными средствами как эмоционально-чувственными компонентами деятельности, включающими:

— обращение к вторичным детерминантам речи с учётом эмоционально-личностного состояния детей с заиканием;

— комплексным междисциплинарным подходом в переводе чувственно-отрицательного состояния личности заикающегося ребёнка в эмоционально-положительное.

Контрольные корреляции исследования подтвердили, что эффективность коррекции темпо-ритмических расстройств речи у детей-дошкольников существенно повышается, если методика коррекции заикания опирается на знание особенностей темпо-ритмических расстройств у ребёнка, проявляющихся в восприятии и воспроизведении ритмических тестов, и включает в себя наряду с традиционными методами работы механизм невербального взаимодействия, опирающийся на положительный эмоционально-чувственный опыт самих детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. // В кн. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под ред Рузской А. Г. -М., 1989. с. 166−187-
  2. Э.Ш., Батуев А. С. Принцип конвергенции анализаторных систем.-Л., 1969. 84 е.-
  3. Н.М., Щелованов Н.М.Воспитание детей в яслях.-М., 1939−139 с.
  4. Аллан Пиз. Язык телодвижений. Ай Кью. 1992. 264 е.-
  5. .Г. К теории внутренней речи в психологии. В кн.: Психология чувственного познания. М., 1960. с. 348−369.-
  6. .Г. Человек как предмет познания JI., 1968. 456 е.-
  7. .Г., Пространственное различение. JL, 1955. 27 е.-
  8. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.М., 1968, 47с.-
  9. Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.,. 352 е.-
  10. Арутюнян J1.3. Как лечить заикание. М., Эребус, 1993. 160 е.- П. Асатиани Н. М. Клинический аспект проблем заикания .//Клиника и терапиязаикания. М., 1984. с. 5−10-
  11. .В. Речевая интонация. М.,-JT., 1965. 225 е.-
  12. А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925, 37с.
  13. Л.И., Дьякова Е. А. Заикание. М., 1998, 304 с.
  14. Н.Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997. 144 е.-
  15. Н.А. О построении движений. М., 1947, с.206-
  16. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 389 е.-
  17. Е.П. Тайная доктрина.Т.З ИЧП"Лазарев В.В. и О". 1995. 512с.-
  18. И.Я. Выразительное чтение и культура речи.1946, С.181-
  19. П.П. Психологические очерки. М., 1927. 171 е.-
  20. Е.В., Буянов М. И. и др. Заикание у подростков. М., 1984.175 с.
  21. А.И. Зрение. В кн.:Познавательные процессы: ощущения, восприятие. Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М., 1982, с.118−167-
  22. А.А. Личность и общение. М., 1995. 328 е.-
  23. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 е.-
  24. М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. М., 1991. 125 с.
  25. М.И., Драпкин Б. З. Клиника, отграничение и принципы лечения невротического и неврозоподобного заикания и энуреза у детей и подростков. М., 1973. с. 45−56-
  26. Н.П., Камбарова Д. К., Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. Л., Медицина, 1978. 240 с.
  27. Н.П. Здоровый и больной мозг человека-Л., Наука, 1988. 262 с.
  28. Н.Е. Полное собрание сочинений. М., 1954.
  29. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976- 142 с.
  30. Л.А. Генезис сенсорных способностей. М., 1976, с.20-
  31. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. -М., 1987.- 160 с.
  32. Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии).-М., 1989-c.ll-
  33. Н.А. Принципы и методика перевоспитания речи у детей заик дошкольного возраста. Сов. невропатология, психиатр, и психогиг., 1932, т. 1, вып. 9−10, с. 582−591.
  34. Н.А., Беккер К. П. Заикание. М., 1983, 256с.-
  35. Л.С. Логопедия. М., 1989. 528 с.
  36. Г. С. Логопедическая ритмика. 1978. М., 280 е.-
  37. В. Психология душевных волнений. // Психология эмоций: Тексты. -М., 1984.-е. 49−50-
  38. Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. -М., 1983 т.5, с.274−276-
  39. JI.С. Мышление и речь. М., 1983, 502 е.-
  40. JI. С. Вопросы детской психологии. с. пб: Союз.- 1997 — 224 е.-
  41. Выготский J1.C. Лекции по психологии. Санкт-П., 1997 144 е.-
  42. Л.С. Психология искусства. М., 1965.-379 е.-
  43. А.Н. Вопросы изучения детской речи, — М., 1961. 471 е.-
  44. И.В. К учению о цвете. В кн. Психология цвета. Сб. Пер. с англ. — М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер». 1996. с.281−349-
  45. П.Я. К вопросу о внутренней речи. Докл. АПН РСФСР, 1957, № 4, с. 55−60-
  46. Э. Феноменология внутреннего созерцания времени. Собр. соч. т.1 — М., 1994. 192 е.-
  47. И.В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. Л., 1970, с.5-
  48. Д.Д., Досужков В. Н. Невротическое заикание у детей, его течение и прогноз. //Ж. невропатолог и психиатр., 1965. Вып. 7. с. 58−69-
  49. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. Под ред. Репиной Т.А.- М., 1987. 192 е.-
  50. И.Т. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников. М., 1974.231 е.-
  51. К.М. Одномоментный метод снятия заикания. // Материалы Харьковского научно-медицинского общества. Харьков. 1966, с. 306−307-
  52. Н.А. Слуховые ощущения. // В кн. Познавательные процессы под ред. Запорожца А. В., Зинченко В. П., Ломова Б. Ф., ч. И- М., 1982. с. 178 -197-
  53. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. 349 е.-
  54. А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 364 е.-
  55. Зинченко В.П., Е. Б. Моргунов. Человек развивающийся. // Очерки российской психологии. М., 1994. 304 е.-
  56. Иванов Ю. Н. Ритмодинамика. М., 1997. /ж. Три ключа М., 1999, изд. Дом Ш. Амонашвили, с. 137-
  57. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1998. 144 е.-
  58. Д. Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1981. 192 с.-
  59. Каверина Е.К.О развитии речи детей первых двух лет жизни.М., 1950.121 е.-
  60. В.Г. Клиническая характеристика больных с затяжными формами заикания. //Автореферат дисс. .канд. пед. наук М., 1973, 26 е.-
  61. В.Г. Психопатология и принципы терапии затяжных форм заикания у взрослых. //Клиника и терапия заикания. М., 1984. с.69−81-
  62. В.В. О духовном в искустве. -М., 1992- 107с. .
  63. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1998, 144 е.-
  64. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985. 207с-
  65. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., -1970.-224 с.-
  66. В.В. Непроцессуальные неврозоподобные состояния у детей и подростков //Ж. невропатолог. и психиатр., 1971. Вып. 10. с. 1518−1524-
  67. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. 285 е.-
  68. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995, 560 е.-
  69. С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым. Вопр. психологии, 1973, № 4, с.65−70-
  70. В.В. Концептуальные положения развития специального образрвания в регионе: от теоретической модели к практической реализации. — Ек-г., 1998, 124 е.-
  71. B.C. Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста // Ж., невропатолог, и психиатр., 1958. Вып.7, с. 878 882-
  72. С.В. Цветовое зрение. М., 1951. с.23-
  73. Кроль J1.M. Клинико-психологический анализ групповой психотерапии при заикании. // Автореферат дис.. канд. мед. наук. JI., 1987, 25 е.-
  74. В.А., Митрякова Л. Г. Коррекция двигательных и речевых нарушений на музыкально-ритмическом занятии. //Школа: время перемен. Н.Новгород. 1992. с. 93−94-
  75. В.А. Анализ процесса опознания эмоциональных состояний по выражению лица В кн. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — М., 1986. с. 20−41-
  76. Р.Е. Заикание у детей М., 1975,153 е.-
  77. Р.Е. Об эмоциогенных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи //Дефектология, — М., 1981. № 1. с. 7−13.-
  78. Р.Е. К проблеме заикания для детей. // Дефектология. -М., 1969. -№ 3. с. 9−17-
  79. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1967 с. 265.-
  80. А.Н. Психологические основы дошкольной игры. //Избр. Психол. произв.: т. 1.-М., 1983. с. 303−323-
  81. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 575 е.-
  82. М.И. Генезис форм общения у детей //Принцип развития в психологии. -М., 1978, с. 14−29-
  83. М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985. 208 е.-
  84. .Ф. Человек и техника. М., 1966. 464 е.-
  85. М.И. Комплексный способ психофизиологической коррекции заикания у детей (методические рекомендации). Л., 1988. 28 е.-
  86. М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. СПб., Наука. 1994, 205 е.-
  87. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 220 е.-
  88. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1962. 250 с-
  89. Лурия А.Р.В сб.: Физиологические механизмы нарушений речи. Л., 1967, с. 109−123-
  90. А.Р. Основы нейропсихологии М., 1973 — 374 е.-
  91. Лурия А. Р. Речь и мышление. М., 1975. 196 е.-
  92. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967 с. 134-
  93. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1998. 312 с.-
  94. И.П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Сверд., Изд. Ур универс. 1991., 256с.-
  95. МарузоЖ. Словарь лингвистических терминов. М., 1960. с. 152-
  96. С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. Сб. Преодоление заикания у дошкольников /Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1975. 160 е.-
  97. Л.Я. Лечение заикания. Л., Медицина, 1988, 184 е.-
  98. Л.Г. Формирование чувства ритма у школьников с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1993. /автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. пед. наук. 24 е.-
  99. С.Л. Коммуникативное самосознание // Автореферат дис.. канд., мед. наук. М., 1988. 25 е.-
  100. B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта 1981. — 239 е.-
  101. Т.К. О некоторых особенностях звуковысотного различения у детей раннего возраста, — Автореферат канд. дис. М., 1966. 20 е.-
  102. Т.К., Лисина М. И. Зависимость возрастных и индивидуальных показателей звуковысотного дифференцирования от характера деятельности детей в дошкольном возрасте. — В кн.: Развитие восприятия в раннем идошкольном детстве. М., 1966, с. 49−73.-
  103. В.Н. Трудные дети в массовой школе.- Л., 1933, 270с.-
  104. Е.В. Звуковой мир музыки, — М., 1988.с. 11-
  105. Р.С. Психология.- М., 1998, с143−147-
  106. Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение, лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. М., 1909. 142 с-.
  107. И.П. Полное собр. трудов., т. З, М., 1932, 632 е.-
  108. И.П. Полн. Собр. Соч. 2-е изд. М.- Л., 1951, т. 111, кн. 1.390 с.-
  109. Г. И. Звучащие образы. М., 1977, 112 с.-
  110. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника. М., 2002. 162 е.-
  111. Программа воспитания в детском саду. М., 1972. 176 е.-
  112. Программа для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Министерство просвещения СССР. 1985 г., 72 е.-
  113. П.С. О логическом ударении. // Вопросы языкознания. 1961. № 3, с. 87-
  114. Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах деского сада. / Под ред. Е. С. Слепович. Минск. 1985.112 е.-
  115. Развитие. Программа нового поколения для дошкольников образовательных учреждений /Под редакцией О. М. Дьяченко М.: Гном-Пресс, 1999, 80 е.-
  116. Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под ред. Рузской А. Г. 1989.216 с.-
  117. Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи. Екатеринбург, 1995. — 121 е.-
  118. Т.А. Восприятие звуковысотных различий в зависимости от организации деятельности детей дошкольного возраста.//В кн. Развитиевосприятия в раннем и дошкольном детстве под ред. Запорожца А. В. и Лисиной М. И. М., 1966, с.74−97-
  119. Н.К. Художники жизни.М., 1993. 88 е.-
  120. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка. М., 1988. 120 е.-
  121. С.Л. Основы общей психологии, т 1. М., 1989. 488 е.-
  122. С.Л. Основы общей психологии, т 11. М., 1989. 328 е.-
  123. Н.А. Приёмы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста. // ж. Дефектология. 1984 № 3, с. 69−73-
  124. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995. 256 е.-
  125. В.И. Заикание у детей. М., 1994, 200 е.-
  126. И.М. Избранные труды. М., 1935. с. 283-
  127. Сикорский И.А.О заикании. М., 1889, 429 е.-
  128. А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников. //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. -М., 1980. с. 15−17-
  129. М.А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990, 189 е.-
  130. В.М. Стереотаксическая неврология. Л., 1976. 263 е.-
  131. В.М., Бородкин Ю. С. Артифициальные стабильные функциональные связи. Л., 1979. 191 е.-
  132. В.М., Резникова Т. Н. Структурно-функциональная организация головного мозга. // Механизмы деятельности головного мозга Л., 1988, с.71−160-
  133. Е.О., Ветрова В. В. Развитие средств общения с дошкольниками. В кн. Развитие общения с дошкольниками под ред. Рузской А. Г. 1989. с. 123-
  134. Э.Г., Скворцов И. А. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. (Методические рекомендации). М., 1988. 21 е.-
  135. А.Н. Таблица параллельных музыкальных и цветных тонов. // ж."Музыка", М., 1911, с. 18-
  136. Е.О., Ветрова В. В. Развитие средств общения с дошкольниками. В кн. Развитие общения с дошкольниками. Под ред. Рузской А. Г. 1989. с. 123-
  137. Е.О. Особенности общения с дошкольниками.М., 2000.160 е.-
  138. Е.Н. Психофизиология цветового зрения.//В кн. Познавательные процессы под ред. Запорожца А. В., Зинченко В. П., Ломова Б. Ф., ч. 11- М., 1982. с. 167- 178-
  139. Специальная педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Назаровой. -М., 2000. 400 е.-
  140. Г. Исцеляющий цвет. С-Петербург. 1997. 320 е.-
  141. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. Дис. .канд. психол. наук. М., 1976. 15 е.-
  142. Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.-М., 2001. 1998.312 с.-
  143. С.С. Математика, измерение и психофизика.-В кн.: Экспериментальная психология. М., 1960, т.1, с. 19−92-
  144. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. -М., Медгиз, 1959. т. 2−319 е.-
  145. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 е.-
  146. .М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды. М., 1985, т. 1, с. 42−222-
  147. .А., Ретюнский К. И., Ворошилин С. И. Психодиагностика и психокоррекция затяжных форм заикания. Екатеринбург, 1997, 193 е.-
  148. А.А. Доминанта как признак поведения. /Собр соч. т. 1, 1950, 454 с.-
  149. А.А. Физиологическая лабильность и равновесие. / Собр. соч. т. 6.-Л., 1962, 560 е.-
  150. Н.М., Денисова М. П. Этапы поведения детей в возрасте отрождения до одного года. М., 1949, — 104 е.-
  151. Финагин А.В. De Musica, 1925, вып. 1, с.87-
  152. П. Столп и утверждение истины, т. 1. М., 1990. 492. е.-
  153. Г. А. Эмоционально-волевая сторона деятельности личности. // В кн. Общая психология. Под ред. Петровского А. В. -М., 1976, с. 361−388-
  154. Ф.И. Возникновение речи у ребёнка. Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена, 1955, т. 12, е., 396−402-
  155. Г. Р. Свойства музыкальных звуков. // В кн. Курс теории музыки под ред. Островского А. Л. Л., 1984. с.9−19-
  156. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М., 1997- 196 е.-
  157. М.Е. Логопедия. Учпедгиз, 1951. 431 е.-
  158. М.Е. Дефекты речи. М-Л., 1930, с. 128- 1
  159. Е. Д. Нейропсихология. Московский унив., 1987−288 е.-
  160. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребёнка. М., 232 е.-
  161. Чевелёва Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников М., 1963 128 е.-
  162. Н.А. Речь заикающихся детей // Ж. невропатолог, и психиатр 1971. Вып.1., с. 17−21-
  163. Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978. 146 е.-
  164. Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М., 1982. 207 с-
  165. М. И. Психогимнастика. М., 1990- 128с.-
  166. Ю. С., Добридень В. П. Психокоррекция. Теория и практика.-М., Коррекция. 1995.-215 е.-
  167. Л.И. Старое и новое: социальная защита в России СПб., 1997. 118с.-
  168. В.М. Заикание. М., 1994, 248 е.-
  169. Н.М. О воспитании в домах младенцев. \ Вопр. Материнства и младенчества, 1938, № 3, с. 15−22-
  170. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1995,-221 е.-
  171. Яворский Б. Л. Конструкция мелодического процесса. М., 1929. c. l 1-
  172. К. Философская вера.// Смысл и назначение истории. М., 1993. с. 18−32-
  173. Adamczyk В. Psychotherapeutishe Factoren der Behaundlung des Stotterns mir den «Echometrie». Folia phoniat., 1969, Bd. 21, N4, S. 300 — 306-
  174. Bekesy G. Experiments in hearing. N.Y., 1960, 422 p.-
  175. Bloodstein O. The development of stattering. Teoretical and clinical implication \ J. Sp. Hear. Dis.1961. V. 26. P. 67−81-
  176. Gewirtz J. L., Baer D.M. The effect of brief social deprivation on behavior for a social reinforces. Abnorm. Soc. Psyhol., 1958, N 56, p. 49−56-
  177. Moreno J.L. Psychodrama, Vol.1, 3. Ed. Beacon (N.Y.): Beacon House 1964 p. 171-
  178. Newton Sir Isaac. Opticks. London: Bell, 1931-
  179. Rheingold H.L. The effect of environmental stimulation upon social and exploratory behavior in the human infant. In: B.M. Foss (ed.) Determinations of Infant. Behaviour. N. Y.- L., 1961, p. 143−171-
  180. Rheingold H.L., Gewirts J.L., Ross H.W. Social conditioning of vocalizations in the infant.- J. Sompar. Psyholl., 1959, N 52, p. 68−73-
  181. Shrank H. Stottem als himcortex kranheiten. Berlin. 1877. 132 s.-
  182. Shulthess R. Das stammeln und das stottem. Zurich, 1830. 389 s.-
  183. Quarrington В., Conway J., Siegel N.J. Speech Hearing Res., 1962, 5−4, 387 394.
Заполнить форму текущей работой