Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, несмотря на уже имеющийся накопленный опыт теоретических и практических разработок в сфере образования, еще недостаточно разработан ряд существенных вопросов по формированию, управлению и оценке конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг с учетом потребностей общества, принципов взаимодействия с рынком труда и взаимосвязи с экономикой в целом. На сегодняшний день вузы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концепция рыночно ориентированного управления как основа развития вуза в условиях конкурентных отношений
    • 1. 1. Содержание экономических отношений в системе образования
    • 1. 2. Экономическая природа образовательных услуг
    • 1. 3. Специфические особенности функционирования рынка образовательных услуг
    • 1. 4. Конкурентоспособность вуза и управление конкурентоспособностью в динамичной среде
  • Глава 2. Состояние рынка образовательных услуг
    • 2. 1. Оценка рынка образовательных услуг России
    • 2. 2. Состояние системы высшего профессионального образования Омской области
    • 2. 3. Характеристика деятельности Омского государственного института сервиса на рынке образовательных услуг
  • Глава 3. Модель оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг
    • 3. 1. Методика оценки качества образовательных услуг потребителем
    • 3. 2. Методика оценки качества образовательного процесса вуза
    • 3. 3. Оценка экономической эффективности деятельности вуза
    • 3. 4. Модель оценки конкурентоспособности вуза

Формирование системы оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С переходом российской экономики на рыночные отношения все субъекты хозяйственной деятельности, в том числе и сферы образования, оказались в принципиально новых условиях функционирования. Специфика и природа высшего профессионального образования определяют сложность его включения во вновь формируемые хозяйственные отношения. Обусловлено это тем, что оно реализует не только функцию воспроизводства высококвалифицированных, профессиональных кадров, но и другие: социальной мобильности, наращивания интеллектуального потенциала общества, распространение наиболее социально значимых культурных норм, сохранения, приумножения и преемственности между поколениями лучших социальных ценностей и др.

Высокая социальная значимость рынка образовательных услуг для общества делает этот рынок социально-ориентированным, где механизмы конкуренции играют подчиненную роль по сравнению с механизмами государственного регулирования.

Функционирование системы высшего профессионального образования в России тесно сопряжено и во многом определяется темпами и уровнем реформирования экономики и становлением рыночных отношений. Рост доли невещественных, интеллектуально-творческих, духовных составляющих дают основу для более конкретного анализа и изучения рынка образовательных услуг.

Возрастающая конкуренция на рынке образовательных услуг ориентирует высшие учебные заведения использовать управление, основанное на рациональном использовании экономических и интеллектуальных ресурсов. Задачей вузов является не только предоставление населению качественных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования, но и их эффективная организация.

Будучи ориентированными на решение социальных задач и получив целый ряд экономических свобод, не все образовательные учреждения смогли успешно приспособиться к новым рыночным условиям. В связи с этим актуален научный анализ процессов развития рыночных отношений в системе образования России, и формирование модели управления конкурентоспособностью учебных заведений высшего профессионального образования. Сегодня на первый план стали выходить проблемы управления конкурентоспособностью самих производителей и оказываемыми ими услуг, путем адаптации к рыночным изменениям и формирования соответствующей стратегии поведения на рынке.

Таким образом, актуальность темы данного диссертационного исследования определяется ключевой ролью образования, которую оно играет в решении социально-экономических проблем нашего общества в целом, а также необходимостью научного обоснования формирования и управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг.

Степень разработанности темы.

Исследованием особенностей функционирования учебных заведений высшего профессионального образования в условиях рыночных отношений занимались зарубежные и отечественные ученые, такие как В. Р. Атоян, А. И. Барановский, О. Ю. Белаш, Е. Н. Геворкян, Г. Джонсон, А. С. Запесоцкий, И. И. Ильинский, В. М. Кожухар, Г. И. Лазарев, JI. Лесли, А. Д. Ливандовская, М. А. Лукашенко, Г. И. Мальцева, В. В. Метлюк, Н. Н. Моисеев, А.П. Панкру-хин, Н. А. Селезнева, Л. А. Сосунова, В. Л. Тамбовцев, С. М. Хаирова, В. В. Чекмарев и др.

Вопросы теории и практики маркетинга образовательных услуг отражены в работах О. Ю. Белаш, Р. К. Джапаровой, Л. Г. Миляевой, А.П. Панкрухи-на и др.

Проблемы качества образования и образовательных услуг, организации и экономики управления в сфере высшего образования представлены в работах отечественных ученых: Г. А. Бордовского, В. И. Воротилова, Л. С. Гребнева, JI.H. Давыдовой, Т. И. Елисеевой, JI.A. Кочемайкиной, А. А. Нестерова, Э. В. Новаторова, Т. И. Савенковой, Н. А. Селезневой, С. Ю. Трапицына, Г. А. Шапоренковой и др.

Однако, несмотря на уже имеющийся накопленный опыт теоретических и практических разработок в сфере образования, еще недостаточно разработан ряд существенных вопросов по формированию, управлению и оценке конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг с учетом потребностей общества, принципов взаимодействия с рынком труда и взаимосвязи с экономикой в целом. На сегодняшний день вузы реально ощутили потребность в действенных приемах и методах, соответствующих современным условиям развития рынка образовательных услуг, позволяющих формировать политику, обеспечивающую себе конкурентоспособное положение с дальнейшим позитивным развитием.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических рекомендаций по формированию модели оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Указанная цель исследования обусловила и требует решения следующих задач:

1. Уточнить содержание понятия «образовательной деятельности вуза».

2. Определить свойства образовательной услуги вуза.

3. Раскрыть содержание специфических особенностей и принципов функционирования рынка образовательных услуг.

4. Исследовать особенности конкуренции на рынке образовательных услуг.

5. Выявить тенденции и особенности развития регионального рынка образовательных услуг.

6. Разработать практические рекомендации по оценке конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Предметом исследования является механизм формирования системы оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Объект исследования — учреждение высшего профессионального образования как субъект рынка образовательных услуг.

Теоретической и методологической основой диссертации явились результаты научных исследований, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

При разработке научно-методических основ использованы системный и исторический подходы. В рамках системного подхода автор опирается на такие методологические принципы, как непрерывность и открытость. В рамках исторического подхода автор использует принцип динамичности, критический и диалектический подходы. В работе также использовались теоретические и эмпирические методы: методы сравнительного экономического анализа, методы аналогий, маркетинговые методы исследования, методы экспертных оценок, экономико-статистические методы сбора и обработки информации и др.

Информационную базу исследования составили нормативные акты РФ, материалы аналитических и статистических исследований в сфере высшего образования, международных, всероссийских и региональных научных конференций, семинаров.

Обоснованность результатов исследования определяется использованием статистических материалов Государственной службы статистики РФ и Омской области, Министерства образования и науки РФ и Омской областиизучением большого объема современной отечественной и зарубежной литературы по вопросам теоретического и прикладного управления вузами в условиях конкуренции, применением современных методов научного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в постановке проблемы и разработке теоретических и практических рекомендаций по оценке конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

Наиболее существенные результаты работы, определяющие ее научную новизну, состоят в следующем:

1. Уточнен состав свойств образовательной услуги вуза.

2. Систематизированы специфические особенности функционирования рынка образовательных услуг.

3. Дополнена методика оценки качества образовательных услуг потребителем.

4. Определены и систематизированы критерии оценки качества образовательного процесса вуза на основании квалиметрического подхода.

5. Разработан метод оценки уровня конкурентоспособности маркетинговой деятельности вуза.

6. Разработана модель оценки конкурентоспособности вуза на основе показателей качества образовательных услуг и показателей экономической эффективности деятельности вуза.

Использование предлагаемой системы показателей позволяет: связать стратегические цели с оперативными действиями, позволяющими реализовать стратегиюучесть нефинансовые показатели (наряду с финансовыми), что необходимо для оценки деятельности вуза, связанной с нематериальными активами и информациейсвоевременно реагировать на негативные тенденции в деятельности вуза.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что предложенные рекомендации позволят определить место вуза на рынке образовательных услуг, проблемные направления деятельности вуза и на этой основе формировать систему мероприятий по управлению конкурентоспособностью вуза.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования были доложены, обсуждены и одобрены на международных научно-практических конференциях: «Проблемы совершенствования качества подготовки специалистов высшей квалификации» (г. Омск, 2006 г.) — «Роль высших учебных заведений в инновационном развитии экономики регионов» (г. Самара, 2006 г.) — «Кадровое обеспечение региональной экономики и управления: правовое поле, проблемы и перспективы» (-г. Омск, 2007 г.) — «Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе» (г. Омск, 2007 г.) — «Совершенствование технологий обеспечения качества образования: опыт, проблемы и перспективы» (г. Омск, 2008 г.).

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам).

Тема диссертационной работы соответствует специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг (область исследования: п. 15.103. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынкап. 15.109. Механизм повышения эффективности и качества услугп. 15.115. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг).

Публикации. Проблемы, рассмотренные в диссертации, нашли свое отражение в 14 публикациях общим объемом 4,25 печ. л., авторским —3,75 печ. л.

Структура работы определяется логикой проведенного исследования и отражена в ее содержании. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения," списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации составляет 163 страницы основного текста, в который включены 24 рисунка, 14 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Структурные сдвиги в национальной экономике усилили интерес экономистов к рынку услуг, самому феномену услуг, в том числе образовательных. Объяснением этого служит тот факт, что базой для развития экономики любой страны служит рост уровня образования населения, а уровень развития системы образования, в свою очередь, является не следствием, а причиной экономических успехов страны.

Рынок образовательных услуг — это система экономических отношений между различными субъектами по поводу купли-продажи образовательных услуг, становящихся в силу этого товарами. Основная функция данного рынка заключается в том, чтобы выступать в качестве связующего звена между производством и потреблением образовательных услуг как смешанных благ. Таким образом, рынок образовательных услуг можно назвать социально-экономической системой.

Образовательная услуга представляется, таким образом, как фактор экономического роста, который возникает опосредованно, через личность ее потребителя, то есть в результате процесса формирования человеческого капитала и включения его в систему экономических и общественных связей.

Образовательные услуги как экономическая категория имеют сложную природу и, конечно, отличаются от услуг и товаров в производственной сфере.

Присутствуя на двух рынках (рынке образовательных услуг и рынке труда), вуз предоставлен образовательной программой на рынке образовательных услуг и выпускниками на рынке труда.

Задача вуза состоит, во-первых, в том, чтобы компетентности выпускника были максимально приближены к компетентностям образовательной программы, во-вторых, чтобы компетентности образовательной программы соответствовали потребностям рынка труда, в этом случае выпускник вуза будет востребован рынком труда. В этом и заключается процесс предоставления образовательной услуги.

В условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг вузы страны ставят перед собой задачу повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках образовательных услуг, что побуждает их активно исследовать проблемы управления конкурентоспособностью, путем изменения параметров конкуренции и формирования соответствующей стратегии поведения на рынке.

Конкурентоспособность вуза — свойство вуза, характеризующее степень удовлетворения им потребности потребителя и общества в образовательных услугах по сравнению с лучшим аналогичным учебным заведением ВПО, представленным на данном рынке.

Таким образом, поведение вуза на рынке определяется уровнем его конкурентоспособности, повышение которого требует постоянного обновления своих преимуществ. Конкурентное преимущество вуз получает тогда, когда наделяет свою услугу свойством, которое делает ее более привлекательной для потребителей, чем схожая услуга конкурента.

Теоретическое и практическое исследование аспектов деятельности вуза позволяет сделать заключение, что свойство вуза быть конкурентоспособным определяется двумя условиями: во-первых, качеством образовательной услуги, которую оказывает вуз, во-вторых, экономической эффективностью производственной деятельности по оказанию этих услуг (при одинаковом качестве услуг выше конкурентоспособность того вуза, где данное качество достигается и поддерживается с меньшими затратами ресурсов).

Иными словами, для получения действительно качественного образования должно быть обеспечено качество требований, качество условий, качество образовательных процессов и качество результатов деятельности вуза.

Качество оказываемых вузом образовательных услуг, а значит и конкурентоспособность, характеризуются степенью удовлетворенности потребителя по сравнению с аналогичными образовательными учреждениями. Понятия эффективности функционирования, конкурентоспособности, результативности вуза и качества образовательных услуг тесно взаимосвязаны. Таким образом, в условиях усиливающейся конкуренции между вузами на современном этапе приоритетной задачей является определение механизма управления конкурентоспособностью через управление качеством образования и экономической эффективностью.

Управление конкурентоспособностью самих производителей и оказываемых ими услуг в настоящий момент должно основываться на принципах рыночно ориентированного управления.

Рыночно ориентированное управление — целенаправленная деятельность по принятию и реализации стратегических решений в области планирования и функционирования организаций в конкурентной среде с приоритетным использованием рыночного подхода, направленная на осуществление долгосрочной и устойчивой деятельности, ставящей целью удовлетворение потребностей всех участников взаимоотношений.

На основании проведенного исследования можно сделать заключение, что конкурентоспособность можно рассматривать с двух позиций: как потенциал предприятия (конкурентоспособность менеджмента) и как преимущество предприятия по сравнению с конкурентами (конкурентоспособность деятельности). Таким образом, оптимизация управления качеством образования и экономической эффективностью должны рассматриваться как составные части организации деятельности вуза.

В связи с возрастающей интенсивностью конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг России и Омской области, а также с целью определения факторов влияния на уровень конкурентоспособности вуза, в главе изучены основные аспекты, особенности функционирования, проблемы и перспективы развития рынка. Оценка деятельности ОГИС позволила сделать заключение о высоком уровне конкурентоспособности вуза на региональном уровне, чему способствует его рыночно ориентированное управление, основанное на удовлетворении нужд целевых рынков в сочетании с эффективным управлением качеством образовательного процесса и экономической эффективностью деятельности.

В рамках практических рекомендаций представлены разработки по совершенствованию методики оценки качества образовательных услуг потребителем, определена необходимость и возможность оценки качества образовательного процесса вуза на основании квалиметрического подхода, разработан метод оценки маркетинговой деятельности вуза, систематизированы показатели оценки экономической эффективности деятельности вуза, представлена модель формирования конкурентоспособности вуза на основе показателей оценки качества образовательных услуг и экономической эффективности деятельности вуза.

Исходя из представленной модели формирования конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, можно сделать следующие выводы:

• непосредственный источник конкурентоспособности вуза и в то же время базовый элемент стратегии, направленной на ее обеспечение, — конкурентные преимущества;

• конкурентоспособность — это результат реализации конкурентных преимуществ;

• конкурентные преимущества и конкурентоспособность, а также возможность их формирования и реализации подвержены влиянию различных факторов, степень которых определяет вероятность достижения поставленных целей;

• формирование конкурентных преимуществ и стратегий по их реализации осуществляется на основе выявленных в результате оценки соответствующих резервов конкурентоспособности;

• формирование направлений конкурентоспособности определяется положением вуза на рынке образовательных услуг, миссией, потребностями целевых рынков и возможностями учреждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Полный текст: официальный текст, действующая редакция. М.: Экзамен, 2001. — 304 с.
  2. Закон РФ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006. № 135 // «Российская газета». 2006.- № 162.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 30.06.2007 № 120 // Система «Кон-сультантПлюс» www.consultant.ru.
  4. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 26.06.2007 № 118-ФЗ // Система «КонсультантПлюс» -www.consultant.ru.
  5. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от от 20.04.2007 № 56-ФЗ // Система «КонсультантПлюс» -www.consultant.ru.
  6. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 1 декабря 1993 г. // «Российская газета». № 237. — 25.12.1993.
  7. Общероссийский классификатор услуг населению, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, с изм. и доп.
  8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» // Система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru.2. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ
  9. , В., Степанова, И. Конкурентоспособность показатель качества ВПО Текст. / В. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. — 2007. — № 6. — С. 77−79. — (обсуждаем проблему). — ISSN 0869−3617. -Библиогр.: с. 79 (2 назв.).
  10. , О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном технической вузе Текст. / О. Ю. Белаш // Маркетинг в России и за рубежом. -2006. № 1. — с. 97−107. — (Маркетинг в непроизводственной сфере). — ISSN 1028−5849. — Библиогр. с. 107 (4 назв.).
  11. , В., Жабреев, Г. Болонский процесс попытка конкуренции Текст. / В. Беляев, Г. Жабрев // Высшее образование в России — 2006. — № 4.- с. 33−41. (На перекрестке мнений). — ISSN 0869−3617. — Библиогр.: 41 (12 назв.).
  12. Большая Советская энциклопедия Текст. (В 30 томах). Гл. редактор A.M. Прохоров. Изд-е 3-е., Т. 18 — М., «Советская Энциклопедия», 1974.
  13. Большой экономический словарь Текст. / Под ред. А. Н. Азрилияна.- 5-е изд. доп. перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с. -Библиогр.: с. 1276−1279. — 5000 экз. — ISBN 5−89 378−008−6
  14. , Е.Н. Общесистемные и специфические принципы развития рынка образовательных услуг России Текст. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы экономики и права». 2003. — с. 103−111.
  15. , М. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии Текст. / М. Гельвановский // Высшее образование в России. 2006. — № 10. — с.32−40. — (Обсуждаем проблему). — ISSN 0869−3617.-Библиогр.: с. 40 (1 назв.).
  16. , А. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза Текст. / А. Голик // Высшее образование в России. 2007. — № 7. — С. 131−135.-(Из жизни вуза).-ISSN 0869−3617.-Библиогр.: с. 134 (12 назв.).
  17. Гончарова, Т. Alma mater’Hbie выражения Текст. / Т. Гончарова // Бизнес курс. 2007. -№ 12.- с.80−81.
  18. , JI. Образование: услуга или жизнь? Текст. / JI. Гребнев // Вопросы экономики. 2005. — с. 20 — 40. — (Экономическая наука и образование). — ISSN 0042−8736. — табл. — Библиогр. в подстроч. ссылках.
  19. , Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути Текст. / JI. Гребнев // Высшее образование в России. 2004. — № 4. — С.4−17. -(Болонский процесс). — ISSN 0869−3617. — Примеч.: с. 15−17.
  20. , В., Сигова, С. Контингент студентов и государственные гарантии Текст. / В. Гуртов, С. Сигова // Высшее образование в России. -2006. № 6. — с. 22−25. — (На перекрестке мнений). — ISSN 0869−3617. — Библиогр.: с. 24−25 (4 назв.)
  21. , JI. Н. О показателях качества образования Текст. / JI. Давыдова // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 92−96. — ISSN 0869−3617. — Библиогр.: с. 96 (5 назв.).
  22. , JI.H. Различные подходы к определению качества образования Текст. / JI.H. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 2. — С. 5−7. — (Подготовка специалистов в области менеджмента качества). — Библиогр.: с. 7 (7 назв.).
  23. , Р.Н. Маркетинг услуг профессионального образования Текст. / Р. Джапарова // Маркетинг. 2005. — № 4. — С. 55−65. — (Маркетинг: методы, формы, исследования). — ISSN 0869−3722. — Библиогр.: с. 65 (17 назв.).
  24. , С.И. Генетический анализ продукта Текст. / С. И. Доб-рыднев // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 3. — С. 17−26. — (Теория и методология маркетинга). — ISSN 1028−5849. — Библиогр.: с. 26 (7 назв.)
  25. , М.Г., Соловьев, И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции Текст. М.: Изд-во стандартов, 1991. -127 е.: ил.- 22 см. — Библиогр. с.125−126 (32 назв.). — 17 000 экз. — ISBN 57 050−0085−5.
  26. , А., Горбунова, Е. Концепция стратегического управления вузом Текст. / А. Егоршин, Е. Горбунова // Высшее образование в России. -2007. № 10. — С.31−39. — (На перекрестке мнений). — ISSN 0869−3617. -Библиогр.: с. 39 (4 назв.).
  27. , Т., Батурин, В. Качество образования: методологические основания дискуссии Текст. / Т. Елисеева, В. Батурин // Высшее образование в России. 2005. — № 11. — С. 115−120. — (На перекрестке мнений). — ISSN 0869−3617.-Библиогр.: с. 120 (5 назв.)
  28. , А.С. Платное образование не услуга, студент — не клиент Текст. / А. Запесоцкий // Высшее образование в России. — 2002. — № 2. -ISSN 0869−3617.
  29. , И.М. Об экономической природе современного отечественного образования Текст. / И. Ильинский // Высшее образование в России.- 2004. № 9. — С. 39−52. — (На перекрестке мнений). — ISSN 0869−3617. -Библиогр.: с. 52 (4 назв.).
  30. Квалиметрия человека и образования: методология и практика Текст.: Девятый симп. М. — Кн.2: Квалиметрия человека и образования: теоретические проблемы. — 2000. — 58 е.: ил. — Библиогр. в конце ст. — 5000 экз. — ISBN 5−89 378−013−2 (в пер.).
  31. , Г. Я., Сурганов, Б.С. Популярный экономический словарь Текст. М.: Экономика, 1993. — 255 е.- 20 см. — Алф. указ.: с. 247 — 252. -38 200 экз. — ISBN 5−282−1 400−9.
  32. , В.М. К определению содержания образовательной услуги Текст. / В. М. Кожухар // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 3. -с.108−111. — (М-г в сфере образования). — Библиогр.: с. 111 (5 назв.). — ISSN 1028−5849.
  33. Краткий экономический словарь: 7500 терминов Текст. /авт. и сост. А.Н. Азрилиян- под ред. А. Н. Азрилияна. Изд. 3-е. — М.: Ин-т новой экономики, 2005. — 1087 с. — 5000 экз.-ISBN 5−89 378−013−2 (в пер.)
  34. , Л., Джонсон, Г. Модель совершенной конкуренции и рынок высшего образования Текст. (пер. с англ. А. Валеевой) / Л. Лесли, Г. Джонсон // Вопросы образования. 2004. — № 2. — с.89−105.
  35. , А.Д. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования Текст. / А. Ливандовская // Высшее образование в России. 2006. — № 7. — С. 152 — 155. — (Редакционная почта). — ISSN 8 693 617. — Библиогр.: с. 155.
  36. , Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг Текст.: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. -136 с. — ISBN 5−8268−0943−4.
  37. , В.И., Мамонова, Е.В. Стратегическое планирование деятельности компании: роль маркетинговых исследований Текст. / В. И. Мамонов, Е. В. Мамонова // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 42.
  38. , Н., Пескунова, Н., Костина, Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) Текст. / Н. Моисеев, Н. Пескунова, Г. Костина // Маркетинг. 1999. — № 5. — с. 77.
  39. , С. Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенности Текст. / С. Мохначев // Высшее образование в России. — 2007. № 10. — С. 39−43. — (На перекрестке мнений). — ISSN 0869−3617. -Библиогр.: с. 43 (8 назв.).
  40. , Э.В. КАЧОБРУС: маркетинговый инструмент для измерения качества образовательных услуг Текст. / Э. В. Новаторов // Маркетинг. 2001. — № 6. — С. 54−67. — ISSN 0869−3722.
  41. Омский областной статистический ежегодник Текст. / Федер. служба гос. статистики, территор. орган Федер. службы гос. статистики по Ом. обл. [Офиц. изд.] - Стат. сб. в 2 ч. 4.1 / Омскстат. — Омск, 2006. — 231 е.: ил., карты, табл. — 95 экз. — 28 см.
  42. , А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании Текст. М. — Интерпракс, 1995. — 240 с.
  43. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич Мн.: «Современное слово», 2005. — 720 с. — ISBN 985−443−491−8.
  44. , А., Сухов, С. Стратегическое управление конкурентоспособностью вуза Текст. / А. Петров, С. Сухов // Высшее образование в России. -2007. № 2. — С. 9−15. — (Практика модернизации). — ISSN 0869−3617. — Библиогр.: с. 15 (2 назв.).
  45. , Ю.Б., Шустов, В.В. Конкуренция: реалии и перспективы Текст. М.: Знание, 1990. — 64 е.- 20 см. — (новое в жизни, науке, технике. Экономика- 6/1990). — Библиогр.: с. 63 (9 назв.). — 76 560 экз. — ISBN 5−7 001 367-Х.
  46. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия Текст. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — VI, 810 с. — Библиогр.:. с. 783−791. — 3000 экз. -ISBN 5−16−2 591-Х
  47. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации Текст. / Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А. и др. М.: Техносфера, 2007. — 680 е., табл.45, ил. 120, библиогр. 222 назв- - ISBN 594 836−110−1.
  48. , JI.A., Тонконогая, Е.П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе Текст. // Известия РАО. 2002. — № 2.
  49. , С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях Текст. СПб., 1997. — С. 264.
  50. , Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования Текст.: Лекция-доклад / Н.А. Селезнева- Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (технол. ун-та). -М., 2002. ISBN 5−7563−0228-Х.
  51. , В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия Текст. / В. И. Синько // Стандарты и качество. 2000. — № 4. — с.54−59.
  52. , Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях Текст. / Т. Е. Степанова. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. -334, 1. е.: ил., табл.- 21 см. — Библиогр. в конце гл. и в подстроч. примеч. — 1000 экз. — ISBN 5−94 622−168-Х.
  53. , В.И. Об экономическом образовании в России Текст. / В. И. Таранков // Деньги и кредит. 1992. — № 12. — С. 7−12.
  54. , B.JI. Реформы российского образования и экономическая теория Текст. / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С. 4−19. — (Экономическая наука и образование). — Библиогр. в подстроч. ссылках. -ISSN 0042−8736.
  55. Управление образовательными инновациями Текст. / А.Е. Абраме-шин и др. М.: Фонд «Европ. Центр по качеству», 2003. -91 е. — 5000 экз. -ISBN 5−94 768−031−9.
  56. Ф. Котлер, А. Томпсон, А. Стрикпенд. 3000 экз. — ISBN 5−94 462−137−0 (в пер.).
  57. , Р.А. Ориентация обучения на конкурентоспособность Текст. / Р. А. Фатхутдинов // Высшее образование в России. 2007. — № 9. -С.38−44. — (На перекрестке мнений). — ISSN 0869−3617. — Библиогр.: с. 44 (3 назв.).
  58. , А.О. О бизнесе образовательных услуг Текст. / А. О. Ченцов // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 120−123.
  59. , О.Д. Технология бизнеса. Маркетинг Текст.: Учеб. пособие / О.Д. Андреева- Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 2000.-223 е.: ил.- 20 см. В прил.: тесты. — 10 000 экз. — ISBN 5−77−49−0196−3.
  60. , А.Л. Основы теории конкуренции и конкурентоспособности Текст.: учеб. пособие / А.Л. Карпов- Федер. агентство по образованию,
  61. Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. — 111 с. :табл.- 21 см. — Библиогр.: с. 109−111 и в подстроч. примеч. — 150 экз. — ISBN 5−279−2 916−5.
  62. , В.Ф. Микроэкономика Текст.: Учебник / Отв. ред. Ю.Б. Рубин- Ассоциация экон. вузов- Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики- Моск. высш. банк, школа. М.: СОМИНТЕК, 1996. — 327 е.: ил.- 20 см. — 10 000 экз. — ISBN 5−7958−0036−8.
  63. , Е.В. Маркетинг услуг Текст.: Учеб. пособие СПб.: Питер, 2000. — 157 е.: ил.- 20, 5 см. — (Краткий курс). — Библиогр.: с. 157 (20 назв.). — 5000 экз. — ISBN 5−272−47−1.
  64. , В. Маркетинг сферы услуг Текст.: Учеб. пособие для вузов / В. Н. Стаханов, Д. В. Стаханов. М.: Экспертное бюро, 2001. — 155 е.: ил., табл.- 20 см. — Библиогр.: с.153−154 (39 назв.). — 2000 экз.
  65. , В.П., Хроментков, Н.А., Рябушкин Б. Г. Экономика образования Текст.: Учеб. пособ. М.: Рос. пед. агентство. — М., 1998. — 305 е.- 20 см. — Библиогр.: с. 301−302 (35 назв.). — 3000 экз. — ISBN 5−86−825−060−5.
  66. , А.Ю. Конкуренция: теория и практика Текст.: Учеб.-практ. пособие / Ассоц. авторов и издателей «Тандем». — 2-е изд., испр. и доп. М.: Гном-Пресс, 1998. — 381 е.: ил.- 21 см. — Библиогр.: с. 368−369. — 5000 экз. — ISBN 5−89 334−027−2.
  67. Bell D. The Social Framework of Information Society / The Computer Age A twenty year view. — London. — 1981.
  68. Beilerot J. Les competences collectives et la question des saviors / Ca-hiers pedagogiques. 1991. № 297. P. 12−17.
  69. Официальный сайт комитета статистики Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru.
  70. Официальный сайт статистики российского образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://stat.edu.ru.
Заполнить форму текущей работой