Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность диспансеризации студентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диспансеризация студентов 1 группы заключается в следующем: гигиеническое обучение и воспитание, профессиональная гигиена полости рта, оценка состояния протетических конструкций— выявление рецидивов аномалий окклюзиибеседы об этиологических факторах аномалий и деформаций челюстно-лицевой области, уделяя внимание генетически обусловленной патологии, о правильном режиме труда и отдыха… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Причины развития зубочелюстных аномалий у студентов
    • 1. 2. Критерии нуждаемости в ортодонтическом лечении
    • 1. 3. Диспансеризация как метод профилактики аномалий и деформаций челюстно-лицевой области
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материал исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Эффективность диспансеризации студентов первой диспансерной группы
    • 3. 2. Эффективность диспансеризации студентов второй диспансерной группы
    • 3. 3. Эффективность диспансеризации студентов третьей диспансерной группы
    • 3. 4. Эффективность диспансеризации студентов четвертой диспансерной группы

Эффективность диспансеризации студентов с зубочелюстными аномалиями и деформациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время стоматологическая заболеваемость студентов требует пристального внимания. Причинами ухудшения' общего и стоматологического статуса студентов являются: перемена места жительства на время учебы, нерациональное питание, вредные привычки, многочисленные стрессы. Здоровье студентов имеет большое социально-медицинское значение, так как им предстоит реализовывать важные социальные функции общества. Состояние стоматологического здоровья студентов остается мало изученным. Данных о распространенности, частоте встречаемостии структуре зубочелюстных аномалий и деформаций у студенческой молодежи в работах отечественных и зарубежных специалистов недостаточно [1, 2, 3, 4, 16, 17, 22, 25, 29, 38, 54, 55, 56, 58, 62, 72, 93,94, 96, 97,99- 113, 118, 120, 122, 138, 140, 145, 163, 176, 190, 205, 220].

Принципы диспансеризации пациентов, имеющих зубочелюстные аномалии и деформациикасаютсятолько детского населения. ФЛ. Хорошилкиной (1999) выделены диспансерные группы, определенысроки диспансерного наблюдения, объем профилактической" и лечебной-работы в каждой конкретной группе. Высокая, распространенность зубочелюстных аномалий и деформаций у студентов свидетельствует о том, что данная возрастная группа не охвачена диспансерной помощью, лечение проходит по принципу обращаемости, а не организованного диспансерного наблюдения и лечения. При отсутствии ортодонтического лечения нарастают патологические изменения в полости рта: потеря зубов, развитие заболеваний пародонта, дисфункции височно-нижнечелюстного сустава [24, 27, 41, 95, 141, 143, 144, 188, 189, 225, 230].

На сегодняшний день многие виды, стоматологических услуг стали недоступными для большинства людей, в том числе и для студентов. Поэтому организация студенческих кабинетов и внедрение программы диспансеризации позволит сделать стоматологическую помощь более доступной [6, 8, 20, 21, 40, 45, 53, 91, 92, 160, 162, 168, 171, 182, 202, 203, 206, i 207,226].

Клиническое течение кариеса зубов, заболевания тканей и органов.

I полости рта у студентов изучались различными специалистами: Т.С.

Чижиковой, 1987; Е. Е. Маслак, 1999; В. Л. Чернигиным, 2000; JI.A.

I Шевляковой, 2005; K.F. Woodmansey, 2005; D. Faye, D. Cisse, 2007; H. Wang,.

Y. Wang, 2007, T.B. Виловой, 1998; А. Ж. Петрикас, 2000; Н. Е. Ширшовой,.

2007 и другими исследователями [23, 50, 51, 158, 164, 167, 178, 183, 185, 191, 196, 198].

Взаимосвязь стоматологического и общего здоровья студенческой молодежи отражена в работах М. Р. Зариповой, 2000; A.A. Михайловой, 2006; i.

J.R. Masalu, 2002, основанных на социологических методах исследования.

Распространенность, структура зубочелюстных аномалий у детей и N нуждаемость в ортодонтической помощи описаны в работах P.M.

Зволинской, 1968; A.B. Алимского, 1978; A.B. Анохиной, 1993. • Эффективность ортодонтического и ортопедического лечения взрослых i пациентов с аномалиями и деформациями зубных рядов, а также комплексный подход, к, лечению освящены в работах Д. Х. Разакова, 2003;

Г. А.А. Аль-Харази, 2004 [9, 10, 11, 26, 32, 36, 46, 52, 60, 61, 80, 81, 98, 100, 102, 165, 177, 181, 192].

В научной литературе описаны эпидемиологические исследования стоматологических заболеваний у детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Данных о распространенности и частоте зубочелюстных аномалий и деформаций у студентов в-работах отечественных и зарубежных ученых недостаточно. В трудах Т. Ф. Виноградовой, 1988; Ю. М. Малыгина, 2003; Ф. Я. Хорошилкиной, 2006, большое внимание уделяется проведению диспансеризации детей до 18 лет с зубочелюстными аномалиями и деформациями, и нет сведений о диспансеризации лиц старше 18 лет [12, 13, 15, 18, 19, 28, 31, 34, 35, 39, 43, 57, 65, 66, 67, 70, 71, 73, 74, 76, 77, 78, 82, 84, 86, 119, 187,211,212].

Полученные данные свидетельствуют о необходимости формирования диспансерных групп и организации стоматологических кабинетов с достаточным количеством штатных врачей — ортодонтов для диспансеризации студентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

Цель исследования: повышение эффективности лечения студентов г. Волгограда с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области на основе разработки и внедрения программы диспансеризации.

Задачи исследования:

1.Изучить структуру и распространенность аномалий ш деформаций у студентов вузов г. Волгограда.

2.0ценить мотивацию студентов вузов г. Волгограда к лечению зубочелюстных аномалий и деформаций.

3 .Разработать балльно-рейтинговую, шкалу оценки состояния челюстно-лицевойобласти у студентов.

4.Выработать критерии для формирования диспансерных групп студентов.

5.Разработать и внедрить программу диспансеризации студентов вузов с зубочелюстными аномалиями и деформациями. б. Оценить эффективность диспансеризации студентов вузов г. Волгограда с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

7.Определить эффективность ортодонтического. лечения студентов разных диспансерных групп.

Научная новизна.

Впервые изучена частота встречаемости зубочелюстных аномалий у студентов вузов г. Волгограда, которая составила 74,24±2,03%.

Оценена мотивация студентов к лечению аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.

Впервые разработана программа диспансеризации и выделены основные диспансерные группы студентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой областидля осуществления? диспансерного наблюдения.

Разработана шкала балльно — рейтинговой оценки морфометрических, функциональных, эстетических показателей состояния челюстно-лицевой области до и после лечения как критерий определения эффективности диспансеризации.

Впервые оценена эффективность программы диспансеризации студентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

Практическая значимость.

Разработан комплекс диагностических и лечебно-профилактических мероприятий для студентов каждой диспансерной группы, определена кратность осмотров;

Разработана и внедрена в клиническую практику писала балльнорейтинговой оценки: морфометрических, функциональных и эстетических показателей состояния челюстно-лицевой области' до ш после лечения студентов. с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой-области^.

Положения, выносимые на защиту.

1.Состояние челюстно-лицевойобласти определяется комплексом морфометрических, функциональных и эстетических признаков:

2.0сновными критериями для формированиядиспансерных групп студентов являютсязубоальвеолярная ш гнатическая форма патологии окклюзии с учетом индивидуальных особенностей челюстно-лицевой области.

3.Эффективность диспансеризации определяется изменением численности диспансерных группулучшением морфометрических параметров и соотношением состояния челюстно-лицевой области студентов до и после лечения.

Внедрение результатов исследования.

Методы клинического стоматологического обследования и лечения студентов, имеющих аномалии и деформации челюстно-лицевой области, программа стоматологической диспансеризации, внедрены в практику работы Клиники стоматологии ВолгГМУ г. Волгограда. Материалы диссертационного исследования используются при проведении практических занятий со студентами, врачами-интернами, клиническими ординаторами кафедры стоматологии детского возраста, Волгоградского государственного медицинского университета.

Публикации.

По теме диссертационного исследования опубликовано 14 работ, из них 4 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Апробирование результатов исследования.

Основные положения работы доложены на научно-практических конференциях сотрудников Волгоградского государственного медицинского университета (2008 — 2010гг.), 68-й научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием, посвященной 75-летию ВолГМУ (Волгоград, 2010).

Диссертация апробирована на совместном заседании кафедр стоматологии детского возраста, терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии, ортопедической стоматологии, пропедевтики стоматологических заболеваний, стоматологии факультета усовершенствования врачей Волгоградского государственного медицинского университета.

выводы.

1. Частота встречаемости аномалий и деформаций челюстно-лицевой области у студентов вузов г. Волгограда составила 74,24±2,03%. Среди данных аномалий зубоальвеолярная форма аномалий окклюзии встречалась у 62,68±2,61% студентов, гнатическая форма — у 37,32±2,61% от числа студентов, имеющих аномалии и деформации челюстно-лицевой области.

2. Оценка мотивации студентов к лечению зубочелюстных аномалий и деформаций показала, что 54,76±2,32% студентов отметили основную причину наличия у них стоматологических заболеваний — это несвоевременное обращение к стоматологу. Основной причиной отказа от ортодонтического лечения для 44,37±2,31% студентов являлось отсутствие свободного времени и высокая стоимость лечения. При этом 68,18±2,17% респондентов готовы заниматься своевременным лечением и профилактикой заболеваний полости-рта, а 28,35±2,09% студентов отметили, что хотели бы уделить должное внимание своему здоровью, если стоматологическая* помощь будет более доступной.

3. Балльно-рейтинговая оценка состояния челюстно-лицевой области включала следующие признаки: тип и профиль лица, вид окклюзии, дентофациальный индекс, эффективность жевания, тип дыхания и улыбки, буккальные коридоры, состояние слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта. В зависимости от значений данных показателей состояние челюстно-лицевой области соответствовало определенным баллам по 100-балльной шкале, что являлось одним* из критериев для формирования диспансерных групп студентов и для определения эффективности диспансеризации.

4. Определены критерии формирования диспансерных групп. Для студентов I группы такими критериями являлись физиологическая и «оптимальная функциональная» окклюзия при оптимальных параметрах кранио — фациального комплекса, состояние челюстно-лицевой области — 81.

90, 91−100 балловдля студентов II группы — физиологическая и «оптимальная функциональная» окклюзия при несоответствии размеров зубочелюстных дуг параметрам кранио — фациального комплекса, физиологическая^ окклюзия при наличии аномалий подвижной части слизистой оболочки полости рта, состояние челюстно-лицевой области — 6170, 71−80 балловдля студентов III группы — патологическая окклюзия при оптимальных параметрах кранио-фациального комплекса, дефекты зубных рядов, состояние челюстно-лицевой области — 31−40, 41−50 и 51−60 балловдля студентов IV группы — патологическая окклюзия при несоответствии размеров зубочелюстных дуг параметрам кранио" — фациального комплекса, состояние челюстно-лицевой-области— 0−10, 11−20, 21−30 баллов.

5. Разработана и апробирована программа стоматологической диспансеризации студентов вузов г. Волгограда с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области, которая^ состояла из трех этапов: 1 — подготовительный, 2 — лечение студентов с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области, 3 — оценка эффективности диспансеризации. Студентов I диспансерной группы осматривали одинраз в год, студентов II группы, — два раза в год.

6. Эффективность диспансеризации, изученная с помощью балльно-рейтинговой шкалы состояния челюстно-лицевой области, составила: в I группе 1 подгруппе 7,5±3,42%, во I группе 2 подгруппе 1,96±1,79%- во II группе 1 подгруппе 15,23±3,63%, во II группе 2 подгруппе 1,82±1,34%- в III группе 1 подгруппе 65,93±6,45%, в III группе 2 подгруппе 11,04±4,23%- в IV группе 1 подгруппе 71,25±10,67%- в IV группе 2 подгруппе 8,69±6,64%. Данные показатели в первых подгруппах были значительно выше, чем во вторых подгруппах.

7. После проведенного ортодонтического лечения студентов III и IV диспансерных групп наблюдалось изменение морфометрических показателей, окклюзионных взаимоотношений, значений телерентгенограммы. В III диспансерной группе 1 подгруппе количество студентов с нейтральным типом лица увеличилось с 48,15±6,8% (26 человек) до 79,63±5,48% (43 человека), во 2 подгруппе — с 38,18±6,55% (21 человек) до 49,09±6,74% (27 человек). Если до лечения все пациенты данной группы имели патологическую окклюзию, то после проведенного лечения физиологическую окклюзию имели 29,63±6,21% студентов в 1 подгруппе, 7,27±3,5% во 2 подгруппе- «оптимальную функциональную» окклюзию -51,85±6,8% студентов в 1 подгруппе и 3,64±2,53% во 2 подгруппе. Показатели телерентгенограммы приближались к значениям, соответствующим нейтральному типу лица. В IV диспансерной группе после проведенного лечения 11,11±7,41% (2 человека) имели физиологическую окклюзию, 27,78± 10,56% (5 человек) — «оптимальную функциональную» окклюзию, но размеры зубочелюстных дуг не соответствовали параметрам кранио — фациального комплекса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Диспансеризация студентов 1 группы заключается в следующем: гигиеническое обучение и воспитание, профессиональная гигиена полости рта, оценка состояния протетических конструкций— выявление рецидивов аномалий окклюзиибеседы об этиологических факторах аномалий и деформаций челюстно-лицевой области, уделяя внимание генетически обусловленной патологии, о правильном режиме труда и отдыха, сбалансированном питании. Проведение,. при необходимости, пришлифовывания бугорков зубов для нормализации окклюзионных взаимоотношенийоценка правильности прорезывания третьих постоянных моляров и их влияния на окклюзионное равновесие, направление на терапевтическое лечение, проведение осмотров один раз в год.

2. Диспансеризация студентов 2 группы включает: наблюдение' за. пациентами, находящимися на этапе, ретенционного периода лечения, и направление на другие виды стоматологическоголечения, осуществление осмотров два раза в год.

3. При-диспансерном наблюдении! студентов! 111 и IV диспансерной группы проводится: ортодонтическое лечение и по меренеобходимости привлекаются другие специалисты стоматологическогопрофиля. После завершения ортодонтического лечения пациенты, переводятся в другую диспансерную группу.

4. Рекомендовать организацию стоматологических кабинетов с выделением 1,0 ставки должности врача — ортодонта на 10 тысяч населения для проведениядиспансеризации! студентов вузов г. Волгограда с зубочелюстными аномалиями и деформациями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абаскалова Н'.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. дис.. .д-ра.мед.наук.- Барнаул, 2000.- 43с.
  2. Агаджанян Н: А. Здоровье студентов /H.A. Агаджанян.- М., 2000.-200с.
  3. .А., Тевяшова В. Г. Психологическая!и социальная адаптация- первокурсников к обучению в техническом вузе //Материалы научно-практич. конф. «Вуз. Здоровье. Интеллект».- Волгоград, 2001.- С.23−24.
  4. И.В. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы. М.: АНМИ, 2002.
  5. Алимова M'.JI. Организация специализированной ортодонтической помощи: Методические рекомендации-/М.Л. Алимова, М. А. Губин. -Воронеж: Новый взгляд, 2004. — 48с.
  6. М.Л. Современные технологии в ортодонтии //Ортодонтия. — 2005. -№ 3.- С. 8−12.
  7. A.B. Перспективы развития стоматологической службы в Российской Федерации //Стоматология для всех. -2004.-№ 2.-С.38−42.
  8. A.B. Влияние экологической среды северных промышленных территорий на распространение аномалий зубочелюстной системы у школьников //Новое в стоматологии.-2001.-№ 5.-С. 71−72.
  9. Аль Харази Г. А. А. Эффективность ортодонтического и ортопедического лечения взрослых пациентов с аномалиями и деформациями зубных рядов: Дис. канд.мед.наук.- Волгоград, 2004.111л.
  10. П.Анурина О. В. Зависимость степени трудности ортодонтического лечения от выраженности морфологических и функциональных нарушений зубочелюстной системы //Сб. материалов, науч.-практ. конф. М, 2003, — С. 368−369.
  11. Арутюнов С. Д, Кузьмичевская М. В. Профилактика кариеса. Учебно-методическое пособие.- Москва, 2003.-80с.
  12. Г. А. Профилактика нарушений развития зубов и прикуса //Стоматология.-2006.-№ 12-С. 11−13.
  13. Е.А. Зависимость влияния^ учебных нагрузок на здоровье студентов от уровня физического развития //Материалы Третьей международ, научно-практич. конф. «Здоровье и образование в XXI веке». -М.: Изд-во РУДН, 2002.- С.354−355.
  14. Э. Питание и общественное здоровье //Актуальные вопросы политики общественного здоровья/здравоохранения и методологии исследований, Тверь2002: Материалы международного семинара
  15. Тверь-Митино, 1−10 июля 2002.- Тверь: ООО «МНБ-Сервис», 2002.-С.25−28.
  16. A.A. Совершенствование стоматологической помощи работникам железнодорожного транспорта на основе углубленного анализа заболеваемости: Автореф. дис. .канд.мед.наук. Самара, 2008.-26с.
  17. В.Г. Самоконтролируемая* гигиена! полости рта эффективный способ профилактики стоматологических заболеваний //Стоматология для всех, 2000.№ 3.-с.2−3.
  18. H.H. Механизм объективной оценки в системе управления качеством оказания стоматологических услуг: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- М., 2006.-22с.
  19. Бондаренко Н: Н. Стоматолог и пациент: права и обязанности, ответственность /H.H. Бондаренко.- М.: Мед. книга, 2004.- 92с.
  20. Е.А. Эффективность современных методов диагностики и лечения в комплексной реабилитации пациентов с аномалиями положения и сроков, прорезывания постоянных зубов: Автореф. дис.. .канд. мед. наук.- Ставрополь, Волгоград, 2007.-31 с.
  21. Л.Д. Влияние основных научных направлений в стоматологии на исследовательскую работу и качество оказания стоматологической помощи населению: Дис. д-ра мед.наук.-Волгоград, 2006, — 286л.
  22. Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. — М.: Медицина, 1988. — 256с.
  23. В.В. Оценка и укрепление индивидуального здоровья //Гигиенаи санитария--2004.-№ 2.-С. 59−61.
  24. М.П., Бабанина Б. Г., Зеленский В. А. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учеб. пособие.-Ставрополь, 2004.- 200с.
  25. М.П., Водолацкий В. М. Клиника и комплексное лечение сочетанной аномалии окклюзии зубных рядов у детей" и подростков. — Ставрополь: СтГМА, 2010. 158с.
  26. Гаджиев С. А Стоматовалеология и здоровье подрастающего поколения//Детская стоматология, 2000 № 1−2(3,4). — С. 11−16.
  27. А.Ю. Обоснование методов определения размеров зубных дуг в периоде прикуса постоянных зубов по морфометрическим параметрам челюстно-лицевой области: Дис. канд. мед. наук.- Саратов, 2005.-125л.
  28. Гаценко С. М: Эффективность комплексного лечения пациентов с включенными дефектами зубных рядов в боковых сегментах нижней челюсти, осложненных горизонтальными деформациями: Дис. канд. мед. наук.- Волгоград, 2007.-127л.
  29. А.Р. Оптимизация профилактики зубочелюстных аномалий при преждевременном удалении зубов у детей: Автореф. дис. .канд. мед. наук.-Казань, 2007. 18с.
  30. Д.Л. Совершенствование методов диагностики, планирования и прогнозирования результатов лечения зубочелюстных аномалий у взрослых: Автореф. дис. .канд.мед.наук.- СПб., 2006.-16с.
  31. Грудянов-А.И. Методы профилактики заболеваний пародонта и их обоснованиеУ/Стоматология. 2005. — № 3. — С.21−24.
  32. Е.И., Голованова С. Ю. Оценка адаптации у студентов медицинского ВУЗа по степени постарения //Эколого-Физиологические проблемы адаптации. Материалы XII международного симпозиума 30−31 января 2007 г. С. 124−126.
  33. С.А. Распространенность зубочелюстных аномалий у детей города Уфы и обоснование их комплексной- профилактики: Автореф. дис.. .канд. мед. наук.- М., 2006.-23с.
  34. Гуненкова5 И. В. Организационные принципы оказания ортодонтической помощи- подросткам и взрослым. //Стоматология -2004-№ 3-С. 58−60.
  35. И.В., Пехов А. Ю., Новикова Т. Н. Методы первичной профилактики- зубочелюстных аномалий, применяемые в- лечебно-профилактических учреждениях Р.Ф //Стоматология.-2005.- № 4:.- С.47−49.
  36. Ф.Ю. Терапевтическая стоматология: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 273 с.
  37. Делендик А. И1 Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования //Стоматология-2000-№ 6-С. 58−60.
  38. В.А., Сунцов В .Г., Вагнер В. Д. Зубочелюстные аномалии и деформации: основные причины развития.- М.: Мед. кн., Н. Новгород: Изд. НГМА, 2001.- 102с.
  39. JI.А., Максимовский Ю. М. Терапевтическая стоматология: Национальное руководство- АСМОК.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2009.-911с.
  40. G.B., Краюшкин А.И., Воробьев A.A. Атлас аномалий и деформаций 4JIO: Учебное пособие. — Волгоград, 2006: -95с.
  41. C.B., Воробьев A.A., Краюшкин А. И. Морфологические особенности челюстно-лицевой области при. аномалиях и деформациях и методы их диагностики: Учеб. пособ. для студентов I-V курса стомат. фак-та.- СПб: Элби-СПб., 2009.-138с- ,
  42. C.B., Филимонова* Е.В., Дмитриенко-Д.С. Медицинская, карта стоматологического • больного в клинике ортодонтии: Учебно-методическое пособие. — Волгоград, 2008. — 208с.: ил.
  43. Н.С. Оценка ортодонтического лечения взрослых пациентов с. зубочелюстными аномалиями и воспалительно-дистрофическими заболеваниями- пародонта: Автореф. дис. .канд. мед.наук. М., 2007.-25с.
  44. А.О., Пенцик Б. Н. Здоровье студентов с позиции профессионализма //Теория-и практика физической культуры.- 2003.-№ 2.- С. 15.
  45. И.В. Психофизиологические основы здоровья/ студентов: метод, указания и программа.- Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2004.-20с.
  46. Закариев 313. Роль стоматологической диспансеризации в снижении интенсивности, заболеваний полости рта: Дис. канд. мед. наук /3.3. Закариев, Москва, 2009. — 99с.: ил.
  47. Н.Р. Медико-социальные аспекты стоматологической заболеваемости студенческой молодежи: Автореф. дис. .канд. мед. наук: — Башкортостан, 2000.- 24с.
  48. Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска //Соц. Исследования.- 2003.-№ 4.-С. 42−51.
  49. A.C. Основы- стоматологии: Учеб. пособие /A.C. Иванов- ФА по образов.- НовГУ им. Ярослава Мудрого.- Великий Новгород: НовГУ, 2006.- 134с.
  50. И.В., Черная H.A., Мозжухина Л. И. Влияние различных форм организации учебного процесса на состояние процесса адаптации у школьников //Материалы международ, конф. «Здоровье и образование в XXI веке». М.: РУДН, 2002.-С.345.
  51. Д.В. Эффективность комплексного лечения взрослых пациентов с дефектами зубных рядов в боковых отделах в сочетании с дистальной окклюзией: Дис. канд. мед. наук.-—Волгоград, 2007, — 131л.
  52. Г. А. Клинико-эпидемиологическая оценка стоматологических заболеваний и тенденции развития ортопедической стоматологической помощи населению г. Саратова: Дис. канд. мед. наук, — Саратов, 2000.151л.
  53. В.В. Клинико-организационные аспекты оказания стоматологической помощи в условиях градообразующего предприятия: Автореф. дис. .канд. мед. наук.- М., 2008.- 17с.
  54. А.П. Клинические исследования в стоматологии: медицинские особенности и социальные требования: Дис. канд. мед. наук.-Волгоград, 2007.-143л.
  55. К.Ю. Особенности формирования сети государственных стоматологических учреждений в различных регионах Р.Ф.(предварительный анализ) //Стоматология.-2002.-№ 6.- С. 57−60.
  56. А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов.- Владивосток: ДВГАЭУ, 2002.-154с.
  57. Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: Учебное пособие /МГММСУ/. М.: Поли Медиа Пресс, 2001. — 216 с.
  58. Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. пособие /МЗ РФ, Моск. гос. мед.-стом. ун-т.- М., 2001 .-214с.
  59. Н.В., Савельева H.A. Стоматология- профилактическая. Руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний. М.: Медицинская книга, Н. Новгород: -2005, 284с.
  60. Лаптева. Л. И- Комплексная медико-педагогическая программа профилактики основных стоматологических заболеваний с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков: Дис. канд. мед. наук. М., МГМСУ, 2001.
  61. Ю.Ю., Арутюнов С. Д., Антоник М. М., Ступников A.A. Клинические методы диагностики функциональных нарушений зубочелюстной системы: Учеб. пособ. для системы послевуз. образов, врачей стоматологов.- М.: МЕДпресс-информ, 2006.-112с.
  62. В.К. Индивидуальные методы профилактики стоматологических заболеваний/ //Институт стоматологии- 2002.-№ 4.-С. 36−39.
  63. П.А. Коммунальная стоматология //ОАО «Брестская типография», 2000.-284 С.
  64. В.К. Здоровые зубы и качество жизни //Стоматология.-2000.-№ 4.-С. 10−13.
  65. В.К. Индивидуальные методы профилактики стоматологических заболеваний //Институт стоматологии.- 2002. -№ 4 -С 36−38.
  66. В.К., Мамедова Л. А. Эволюция представлений о причинах возникновения кариеса зубов //Стоматология.-2000.-№ 1.-С.68−72.
  67. П.А., Горегляд A.A., Чудакова И.Ог Заболевания зубов и полости рта: Учеб. пособ. по спец. «Фельдшерское дело», для уч-ся мед. уч-щ.-Ростов н/Д: Феникс, 2002.-284с.
  68. Лисицын Ю. П: Общественное, здоровье //Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», М.: 2007.- с:507.
  69. Лифанова Е. В, Кудрин P.A. Мотивы востребованности здоровья как. основы, деятельности человека //Материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф: «Здоровье и образование* в XXI веке». Москва: Изд-воруды, 2002: е.323.
  70. Лукиных Л: М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта. -М., 2003 .-с. 129.
  71. Л.М. Профилактика, основных стоматологических заболеваний в условиях крупного индустриального города: Дис. д-ра мед. наук.-М,-2000.-301с.
  72. Ю.М. Терапевтическая стоматология //Методы профилактики г основных стоматологических заболеваний.- М.- 2002.-с.221−231.
  73. Ю.М. Усовершенствование диагностики аномалий1 прикуса . //Достижения" в стоматологии и. пути совершенствования: постдипломного стоматологического образования: тез. докл. М., 2001.-С. 45−48.
  74. Е.Е., Михайлова М. А., Лунева H.A. Состояние полости рта, качество жизни и отношение студентов к посещению стоматолога
  75. Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии: Материалы конф., поев. 70-летию ВолГМУ и 40-летию кафедры терапевтической стоматологии.-Волгоград, 2005.- Т.62, вып.2.-С. 69−74.
  76. Е.Е., Михайлова М. А., Лунева H.A. Состояние полости рта как индикатор общего здоровья студентов //Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. Тр./ ВолГМУ.- Волгоград, 2005.- Т.62, вып.З.-С. 68−75.
  77. Д. Решение проблем в ортодонтии и детской стоматологии //Деклан Миллет, Ричард Уэлбери- пер. с англ. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. 200с.
  78. Миронова И.'А. Оценка, прогнозирование и коррекция адаптации иностранных студентов к обучению в ВУЗах России: Автореф. дис. .канд. мед. наук.-Волгоград, 2000.-22с.
  79. М.А. Социологические методы изучения взаимосвязи стоматологического и общего здоровья студентов вузов: Автореф., дис.. .канд. мед. наук. — Волгоград, 2006. — 23с.
  80. М.А., Маслак Е. Е., Лунева H.A., Куюмджиди Н.В.
  81. Взаимосвязь образа жизни и состояния полости рта у студентовнемедицинских вузов //Гуманитарное образование и медицина: Сб. науч. тр./ВолГМУ.-Волгоград, 2005.- Т.62, вып.З.- С.55−61.
  82. .Г. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. пособ.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 380с.
  83. Набиев* Н. В. Комплексные методы, функциональной диагностики с использованием компьютерных технологий в ортодонтии /Юртодонтия. 2007. — № 2. — С. 18−22.
  84. И.Г., Нугаева Г. Ш. Заболеваемость и образ жизни' студентов средних медицинских учебных заведений //Казанский медицинский журнал, 2002.- Т.82.-№ 6.-с.468−471.
  85. Е.С. Здоровье студенческой1 молодежи как социальная проблема//Вестник ВолГУ. 2001.- Серия 7. — Вып. 1. — С. 125−133.
  86. Образцов А-.В. Влияние факторов риска на заболеваемость зубов и полости рта у подростков, допризывников. и призывников //Военно-медицинский журнал. 2006. — Т. 327, № 3. — С. 68−69.
  87. E.H. Отношение к стоматологическому здоровью //Институт стоматологии, 2002.-№ 3.- с. 17−18.
  88. Г. Б. Технологии ортодонтического лечения в создании пространства* здоровья как качества жизни человека: Автореф. дис. .д-рамед. наук.-М.-2000.-42с.
  89. Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. М., 2004. — 360с.
  90. Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий — М.:000 «Ортодент-Инфо», 1999. 297с.
  91. JI.C. История ортодонтии: предпосылки к возникновению специальности /JI.C. Персии, M.JI. Алимова //Стоматология. М., 2004. — том 83. — № 3. — С. 78−80.
  92. А.Ж. Эстетический статус зубов, студентов-медиков 1998 года //Новое в стоматологии.-2000:-№ 7.- С. 3−11.
  93. Е.А. Стоматологическое здоровье студентов Архангельской области в зависимости от конституционального типа телосложения: Автореф. дис. .канд. мед. наук.- Архангельск, 2007.-23с.
  94. У.Р. Современная ортодонтия. Под-ред. чл.-корр. РАМН, проф. JI.C. Персина. Mi: «МЕДпресс-информ», 2008.- 560с.
  95. Д.Х. Комплексный подход к лечениюч аномалий и деформаций зубочелюстной системы у взрослых: Дис. канд. мед. наук.- Саратов, 2003.-145л.
  96. В.П., Орлова Н. И. Пронина Т. Хронобиологические проблемы адаптации к учебной деятельности //Материалы X международ, симпозиума. «Эколого-физиологические проблемы адаптации».- Москва: Изд-во РУДН, 2001.-С.437−438.
  97. О.В. Распространенность основных стоматологических заболеваний и модель лечебно-профилактической стоматологической помощи населению: Автореф, дис. .канд. мед. наук.- М., 2002.- 25 с.
  98. Э.Б. Приоритеты индивидуальной профилактики //Стоматология для всех.- 2001.-№ 2.-С. 4−7.
  99. A.M., Матело С. К., Купец T.B. Лечебно-профилактические аспекты употребления жевательной резинки: Учеб-метод, пособ. для стоматологических фак-тов мед. вузов РФ.- 2003.-84с.
  100. A.B., Маймулов В. Г., Кузмичев Ю. Г. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа-вуз //Гигиена и санитария: -2000.-№ 3.-С.49−52.
  101. В.Г., Леонтьев В. К., Дистель В. А., Вагнер В.Д.
  102. Стоматологическая профилактика у детей.- М.: Мед. книга-
  103. H.Новгород: Изд-во НГМА, 2001.-344с.
  104. В.Г. Взаимоотношения врача-ортодонта и ребенка-пациента в стоматологической’практике: Автореф: дис. .канд. мед. наук.- Волгоград, 2007.-21с.
  105. Трезубов- В.Н., Мишнев Л. М., Соловьев. М. М: Диагностика в амбулаторной^ стоматологии: Учеб. пособ. для мед. вузов.- СПб: СпецЛит, 2000.-76с.
  106. В.Н., Фадеев P.A. Планирование и прогнозирование лечения больных с зубочелюстными аномалиями:* Учеб. пособ. для послевузов. образ-я.- М.: МЕДпресс-информ, 2005.- 224с.
  107. З.И., Старикова Т. М. Системная оздоровительная работа со студентами как фактор профессионального воспитания будущих педагогов //Образование в России: медико-психологический аспект: Материалы IXBcepocc. конф.- Калуга, 2004. С.204−205.
  108. С.Б. Значение преподавания профилактики для практической работы стоматолога //Новое в стоматологии, 2002. — № 1. -С.39−48.
  109. С.Б. Принципы профилактики основных стоматологических заболеваний //Новое в стоматологии, 2003. № 8. — С.29−39.
  110. С.Б. Роль правильного отношения. врача стоматолога в формировании у пациента мотивированного использования средств оральной гигиены //Новое в стоматологии, 2004. № 1, — С.47−50.
  111. С.Б. Индивидуальная гигиеническая" программа профилактики стоматологических заболеваний.- М., 2003.-292 с.
  112. С.Б. Пути профилактики кариеса зубов? //Новое в стоматологии.- 2002.- № 2.- с. 32−36.
  113. С.Б. Сравнительные исследования очищающего действия- мануальных и батареечных зубных щеток на примере изменения состояния гигиены полости- рта- студентов///Новое, в стоматологии-.2006:-№ 3--С. 56−58:
  114. Ушакова CJE, Зарипова, Н: Р, Муртазина Р. Г. Гигиена полости, рта -основа профилактики! стоматологических заболеваний //Материалы
  115. А.Я. Изучение особенностей обращаемости, населения за стоматологической помощью в коммерческие структуры: Автореф. дис. .канд. мед. наук.- М., 2005.-25с.
  116. В.М. Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы XII международного, симпозиума. (Москва, 30−31 января 2007 г.): — М.: РУДН, 2007. с. 3.
  117. С.Б. Современные методы диагностики и леченияшациентов с уменьшенными вертикальными параметрами гнатической части лица: Дис. д-ра мед. наук.- СПб.- 2008.- 325л.
  118. JI.К. Распространенность зубочелюстных аномалий и организация ортопедической помощи детскому населению республики Северная Осетия Алания: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Москва, 2006.-27 с.
  119. A.M. Оценка готовности населения и системы здравоохранения к реализации программы профилактики в области стоматологии: Автореф. дис. д-ра. мед. наук. — Самара, 2000. 38с.
  120. Э. Н. Некоторые аспекты образа жизни и состояния здоровья студентов //Гигиенами санитария.- 2004.-№ 4.-С. 53−55.
  121. Ф.Я. Ортодонтия. М, 2006. — 544с.
  122. Хромцова И: В. Эпидемиология заболеваний*полости рта у взрослого городского населения и определение потребности в кадрах для ихлечения и реабилитации: Дис. канд. мед. наук.- Волгоград, 2002.-257л.1
  123. Л.А., Арутюнов- С.Д., Петрова Л. В., и др. Заболевания слизистой оболочки рта и губ. Москва 2006, с.158−159.
  124. A.B., Шторина Г. Б., Михайлова Е. С. Профессиональная гигиена полости рта. СПб.- 2002.- 48 с.
  125. Е.М. Психофизиологические особенности лиц молодого возраста с различным уровнем мотивации к стоматологическимлечебно-профилактическим мероприятиям: Дис. канд. мед. наук.-Волгоград, 2008.- 146л.
  126. B.JI. Стоматологический статус студентов второго курса стоматологического факультета 11МА (сравнительные данные 1988 и 1998гг.) //Стоматологические заболевания у детей.-2000.-С.63−66.
  127. Л.П., Дубова М. А., Каспина А. И. Механизмы развития стоматологических заболеваний: Клиническая патофизиология для стоматологов: Учеб. пособ.- СПб: ЭЛБИ- СПб, 2006.- 534с.
  128. Л.А. Стоматологическая заболеваемость у студентов высших учебных заведений и пути ее профилактики: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Тверь 2005.-18 с.
  129. Шестаков BiT., Ворони" В. Ф. Построение «дерева целей» системы первичной, профилактики основных стоматологических заболеваний //Стоматология, 2001.-№ 3. С. 57−59
  130. Ширшова Н1Е. Медико-социальные основы профилактики, заболеваний. пародонта у студенческой молодежи: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Пермь — 2007.-23с.
  131. С.Д. Новые формы организации стоматологической помощи. Реальная потребность населения //Экономика и менеджмент.-2002.-№ 1.-С.49−54.
  132. Adda J. Socio-economic Status and Health Causality /J. Adda, T. Chandola, M. Marmot //Journal of Econometrics Pathways.-2002.-№ 4.-P.208−310.
  133. Anusavice K.J. PhillipsDs Science of Dental Materials /K.J. Anusavice. -USA: SAUNDERS, 2003.
  134. Banoczy J. Dentin hypersensitivity general practice considerations for successful management /Vint Dent., 2002. — N. 5. — Pi 366.
  135. Ball S., Bax A. Self-care in medical education: effectiveness of health -habits interventions for first-years medical students //Acad.-Med. 2000. -Vol.77, N 9. -P.911−917.
  136. R., Baumann M.A., Kielbassa A.M. Иллюстрированный справочник по эндодонтологии.: Пер. с нем.- Под ред. Е. А. Волкова.-М.: Медпресс-информ, 2006.-C.15−16.
  137. Bishara S.E. Textbook of Orthodontics.-Saunderscompany, 2001- 592р.
  138. Bundzen P. Psychophysical training and wellness //9-th European Congress on sports Medicine. Porto, Portugal. — 1997. — P.60.
  139. Chauliac M., de Beco J. Nutritional habits of adolescents in the Paris suburbs //Arch. Pediatr. — France, 1996. — N3. — P.227−234.
  140. Christen A.G., Katz C.A. Understanding human motivation //In: N.O. Harris, F., Garcia-Godoy, eds. Primary preventive dentistry. Appleton & Lange. 1999. — P. 397- 422.
  141. Churchill? s Pocketbook of Clinical Dentistry /I.G. Chestnutt, J. Gibson. -Edinburgh: Churchill Lingston, 2002.
  142. Conclusion and review of the Michigan Xylitol- Programme (1986−1995) for the prevention of dental caries /Makinen К. K., Makinen P. L., Pape H. R. et al. // Int. Dent. J. 1996. — Vol.46, №i.p.22−34.
  143. Dimensions of Oral-health-related Quality of Life/M. John, P. Hujoel, D. Miglioretti et al //JDR:-2001.- Vol.83, № 12.-P. 1489−1498.
  144. Eberhardt H.G. The pharmakocinetic profile of oxygen-ozone therapyj
  145. Proceeding of 2 International Symposium on Ozone applications. -Havana.-1997.-P.20−21.
  146. Ekstrand K., Carvalho J.C., Thylstrup A. Restorative caries treatment patterns in Danish 20-year-old males in 1986 and 1991 //Community Dent. Oral. Epidemiol-1994.- Vol.-P.77−79.
  147. Fischman S.L., Yankell S.L. Dentifrices, mouth rinses and tooth whiteners //In: N.O. Harris, F. Garcia-Godoy, eds. Primary preventive dentistry. Appleton & Lange. 1999.-P. 103−124.
  148. Fukuzawa K. Oral Health and Lifestyle among Students in Germany, Greece end Japan/ K. Fukuzawa, H. Nakagaki //Caries Res.-2002.-№ 36.-P. 174−222.
  149. Fukuzawa K., Nakagaki H., Morita I. An International Comparison of Social Images of Dental Health and Medical Outcome in 12 countries //Caries Res.-2003.-Yol 37,№ 4.- P. 308−322.
  150. Gerhard F. Hetz. Профилактика заболеваний полости рта в Германии. Современное состояние //Новое в стоматологии. № 5.- 2002- С.-10−11.
  151. Gherunpong S., Tsakos G., Sheiham A. The prevalence and severity of oral impacts on daily performances in Thai primary-school children //Health and Quality of Life Outcomes.-2004.-№ 2.- P. 57.
  152. Glass R. L., Naylor M. N. A clinical trial of two fluoride dentifrices in an area of low caries prevalence //Community. Dent. Health.-1997.- Vol.14, № 2.-P.74−78.
  153. Graber T.M. Dentofacial orthopedics with functional appliances. — M., 2000.
  154. Grath C. Oral health related quality of life — views of the public in the United Kindom //Community Dental Health.-2000.-№ 17.-P. 3−7.
  155. KG. Влияние антисептических растворов для полоскания полости рта, содержащих хлоргексидин, диглюконат и фторид аммония/олова, на образование налета и гингивит. //Квинтэссенция, 1999.-№ 2. -Р. 51−58.
  156. Guggenheim В., Lutz F., Schmid R. Caries and plaque inhibition in rats by five topically applied dentifrices //Eur.J.Oral.Sci.-1997.-Vol. 105, № 3.-P.258−263.
  157. . G.F. профилактика заболеваний полости рта в Германии. Современное состояние //Новое в стоматологии. № 5- 2002.- с. 10−11.
  158. Hellwig. E., Klimek J., Attin T. Einfuhrung in die Zahnerhaltung.-Munchen, 1999.- P.81−114.
  159. Hintz Rolf. Профилактика зубочелюстных аномалий у детей в раннем возрасте //Стоматология детского возраста и профилактика. Том VII, 1 (24) 2008.- с.69−70.
  160. Holtta P., Alaluusua S. Effect of supervised use of a fluoride toothpaste on caries incidence in pre-school children //Int. J.Paediatr.Dent.-2000.-Vol.2, № 3.-R.145−149.
  161. Hoist A., Martensson I., Laurin M. Identification of caries risk children and prevention of caries in pre-school children //Swed.Dent.J.-1997.-Vol.21, № 5.-P.185−191.
  162. Hold R. D., Moynihan P. J. The weaning diet and dental health //Br. Dent. J.-1996.-Vol. 181, № 7.-P.254−259.
  163. Kiyak H.A. Successful aging: implications for oral health //J Public Health Dent.-2000.-№ 60.- P. 276−281.
  164. Klineberg I., Jagger R. Occlusion and Clinical1 Practice: An Evidence-Based Approach. Edinburgh: Wright, 2004.
  165. Konig K.G. Diet and oral health //Int. Dental J. 2000. — V.50, N 3. -P. 162−174.
  166. Lagerweij M. D., Damen J. J., Ten-Cate J. M. Effect of a fluoridated toothpaste on lesion development in plaque-filled dentine grooves: an intraoral study//Caries Res.-1997. Vol.31, № 2.-P.141−147.
  167. Langlade M.' Optimization of orthodontic elastics //GAC international. -2000.-P. 83−96.
  168. Loe H. Oral hygiene in the prevention of caries and periodontal disease //Int. Dental J. 2000. — V.50, N 3. — P.129−139.
  169. Machuca G, Rosales I., Lacalle J.R., Machuca C, Bullon P. Effect of cigarette smoking on periodontal status of healthy young adults //J. Periodontol. 2000. -V.71, N1.-P.73−78.
  170. Mandel I. D. Caries prevention: current strategies, new directions //J. Am. Dent. Assoc-1996. Vol.127, № 10. — P. 1477−1488.
  171. McDonald R.E., Dean J.A. Dentistry for the child and adolescent. USA: Mosby, 2004.
  172. McGrath C., Bedi R. Population based norming of the UK oral health related quality, of life measure //British Dental Jounal.-2002.-Vol. 193, № 9.-P. 521−524.
  173. Ministry of Health and Welfare, Japan. White Paper of Health and Welfare.-Tokyo: Gyousei, 2000.
  174. Morita I., Nakagaki H., Toyama A. An oral health scoring system for promoting 8020 achievement in residents //Nippon Koshu Eisei Zasshi.-2000.-№ 47. P. 421−429.
  175. Mulatu M, Schooler C. Casual connections between socio-economic status and health: Reciprocal effects: and mediating mechanisms //Journal of Health and Social Behavior.-2002.-Vol.4, № 1>P. 22−41.
  176. Nazarova I. Self-Related Health Occupational Conditions in Russia //SociahScience & Medicine.-2000.- Vol.51, № 9.-P. 1375−1385.
  177. Oliver R.C., Brown L. I, Loe H. Periodontal’diseases in the United States population //Z.Periodontol. 1998- Vol.69, № 2 — p.269−278
  178. A pilot study of development of «Oral Healthiness Score» and its prospective evaluation in prediction1 of tooth loss in village residents over 4 year-period/N. Kumagai, I. Morita, H. Nakagaki et fl //Community Dent Health.-2005.
  179. Polyol chewing gums and caries in primary dentition: a 24-month cohort study / K.K.Makinen, P. P. Hujoel, C A. Bennett et al //Caries Res.-1996.-Vol.30, № 6.-P.408−417.
  180. Pakhomov G. N., Moller I. J., Atanassov N. P., Kabackieva R. I, Sharcov N. I. Effect of an amine fluoride dentifrice on dental caries used in a community-based oral health education program //J. Public. Health. Dent.-1997.-Vol.57, № 3.-P.181−183.
  181. Pakhomov G. N. Milk Fluoridation for the Prevention of Dental Caries //Eds. K. W. Stephen et al. — Geneva, 1996. — P. v—vii.
  182. Peretyagyn S., Kontorshikova N., Malysheva E. Ozone" influence• th variability of staphylococcus properties in vitro and in vivo //81.ternational Symposium on staphylococcus infections.- France.-1996.1. P.199.
  183. Riley J.C., Lennon M.A., Ellwood R.P. The effect of water fluoridation and social inequalities on dental caries in 5-year-old children //Int. J. Epidemiol. -1999. -Vol.28. -N.2.-P.300−5.
  184. Rodriguez M.M., Garcia S., Menendez S. Application of ozone therapy injischemic cerebrovascular disease //Proceeding of 2 International Symposium on Ozone applications. Havana.-1997.-P.43.
  185. Proffit W. R. Contemporary orthodontics. Mosby, 2007. — 75 lp.
  186. Sanders T.A. Diet and General Health: Dietary Counseling /T.A. Sanders //Caries Res. 2001. — Vol. 35, № 4. — P.311.
  187. Seppa L., Hausen H., Pollanen L., Karkkainen S., Helasharju K. Effect of intensified caries prevention on approximal caries in adolescents with high caries risk//Caries Res.-2001.-Vol.25, № 5.-P.392−395.
  188. Sheiham A. Does the condition of the mouth and teeth affect the ability to eat certain foods, nutrient and dietary intake and nutritional status amongst older people? /A. Sheiham, J: Steele //Public health Nutrition. 2001. -№ 4.-P. 797−803.
  189. Sheiham A. Oral health needs assessment /A. Sheiham, G. Tsakos. -Community oral health. Edinburgh: Elsevier Science Limited, 2005.
  190. Sheiham A. The common risk approach: a rational basis for promoting oral health / A. Sheiham, R. Watt //Community Dentistry and Oral Epidemiology. 2000. — № 28. — P. 399−406.
  191. Spitsin A.P. Osobennosti adaptatcii studentov mladshikh kurso meditsinskogo vuza k uchebnoi deitelnosti Adaptation of medical students to th studying process.7/Gid Sank, 2002. -N> 1. — P.47−50.
  192. Stadtler P., Muller-Bruckschwaiger K., Schafer F., Huntingtan E. The effect of trimetaphosphate on caries: a 3-year clinical toothpaste trial //Caries Res-1996.-Vol.30, № 6.- P.418−422.
  193. Steptoe A., J. Wardle. Health behavior, risk, awareness and emotional well-being in students from Eastern Europe and" Western Europe //Social Science & Medicine. 2001. — № 53. — P. 1621−1630.
  194. Stewart S.M., Betson C, Marshall J. Stress and* valneravility in medical students //Med. Education. 1995. -Vol.29- N 3. — P. I 19.
  195. Systemic release of endotoxins induced by gentle mastication: association with periodontitis severity/S. Geerts, V. Nys, M. De et al //Journal of Periodontolog. 2002. — № 73. — P. 73−78.
  196. Szczurek D: Evaluating the efficacy of selected programs for prophylaxis-of caries and periodontal diseases in school children with special reference to guidelines for oral cavity hygiene //Ann. Acad. Med. Stetin.-1996.-Vol.42.-P.223−231.
  197. U.S. Department of Health and Human Services: Healthy People 2010 — Understanding and Improving Health: — N.Y., 2000.
  198. Van der Molen H.T., Klaver A. Mi, Duyx M.P. Patient with syndrome «awe before stomatologist //Dental market. 2004. — Vol. 1. — P. 44−45.
  199. Walmsley D.A., Walsh T.F., Burke F.J.T. Restorative Dentistry. -Edinburgh: Churchill livingstone, 2002.
  200. Wardle J., Parmenter K., Waller J. Nutrition knowledge and food intake //Appetite. 2000. — № 34. — P. 269−273.
  201. Watson S.M., Keith K.D. Comparing the quality of life of school-age children with and without disabiliyies //Ment. Retard. — 2002. — Vol. 40, N 4. — P.304−312.
  202. Yearwood EX., Brown D.L., Karlik E.C. Cultural diversity: students' perspectives //J.- Transcult. Nurs.- 2002.
  203. Yee R. The burden of restorative dental treatment for people in Third World countries /R. Yee, A. Sheiham //International Dental Journal. — 2002. -№ 52. -P. 7−10.
  204. Zachrisson B.U. Bonding in orthodontics. Orthodontics: current principles and techniques. St. Louis, 2005. — 214p.
  205. Zakariasen K.L. The Yearbook of Dentistry. Philadelphia: Elsevier Mosby, 2005.
Заполнить форму текущей работой