Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концептуальные, клинические и организационные подходы к системе экспертных оценок качества ортопедической стоматологической помощи населению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемной комиссии по ортопедической стоматологии МЗ РФ и РАМН (Москва, 2012) — 15-ом юбилейном Петербургском стоматологическом форуме «Стоматология, Санкт-Петербург 2012» (СПб, 2012) — совместном заседании научно-организационного отдела, отделений ортопедической стоматологии и имплантологии, сложного челюстно-лицевого протезирования, функциональной диагностики, современных технологий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Критический анализ методов экспертной оценки качества ортопедической стоматологической помощи (КОСП) (обзор литературы)
  • Глава 2. Объекты и методы исследования
  • Глава 3. Клиническое аналитико-синтетическое изучение качества зубного и челюстногопротезирования
    • 3. 1. Результаты клинико-рентгенологического обследования больных, протезированных различными ортопедическими конструкциями
    • 3. 2. Проведение эпидемиологического исследования качества ортопедической стоматологической помощи
    • 3. 3. Специфическая и обобщенная (суммарная) характеристики основных типов зубных и челюстных протезов
  • Глава 4. Клинико-экспертные подходы к оптимизации оказания ортопедической стоматологической помощи
    • 4. 1. Уточнение номенклатуры зубных протезов и требований к ряду из них
    • 4. 2. Оценка качества подготовки пациентов к зубному и челюстному протезированию
    • 4. 3. Оценка качества диагностики в ортопедической стоматологической клинике
    • 4. 4. Оптимизация свойств протетических материалов в клинической и технологической практике
    • 4. 5. Оценка качества лечебного и технологического процессов в клинике ортопедической стоматологии
    • 4. 6. Сокращение сроков адаптации к зубным и челюстным протезам
    • 4. 7. Перспективы выделения диспансерных групп наблюдения в ортопедической стоматологии
    • 4. 8. Оценка отношения врачей стоматологов-ортопедов к качеству зубного протезирования
  • Глава 5. Создание интегральной системы клинической оценки качества ортопедической стоматологической помощи
    • 5. 1. Последовательность разработки системы экспертной оценки качества зубных и челюстных протезов
    • 5. 2. Система оценки качества ортопедической стоматологической помощи
    • 5. 3. Программное обеспечение системы оценки КОСП
    • 5. 4. Содержательная часть оценки качества ортопедической стоматологической помощи
  • Глава 6. Обсуждение полученных данных
  • Выводы

Концептуальные, клинические и организационные подходы к системе экспертных оценок качества ортопедической стоматологической помощи населению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стоматологическая помощь относится к одному из самых массовых видов медицинской службы. Обеспечение высокого качества стоматологической помощи всегда рассматривалось медицинской общественностью как одна из наиболее приоритетных задач стоматологических лечебно-профилактических учреждений (Максимовский Ю.М., 2000; Малый А. Ю., 2001, 2008; Галиев Р. Г., 2003; Трезубов В. Н. с соавт., 2004, 2005; Бутова В. Г., 2005, 2006; Алимский A.B., 2006; Арутюнов С. Д. с соавт., 2006; Данилов Е. О. с соавт., 2006; Кулаков A.A., Шестаков В. Г., 2008, 2009).

В последние годы в связи с развитием системы медицинского страхования, созданием надзорных органов (Росздравнадзор), Постановлением Правительства РФ «Об аккредитации экспертных организаций и экспертов» (2010), новым законодательством об охране здоровья населения, повышением числа претензий со стороны пациентов, их представителей (страховщиков, комитетов по защите прав потребителей, судебных органов), необходимостью развития систем контроля и экспертизы качества медицинских услуг значительно выросли требования общества к качеству организации и оказания стоматологической ортопедической помощи.

До настоящего времени не проводилось хронометража работы врачей ортопедов-стоматологов и зубных техников для выявления действительных объемов и издержек на оказание тех или иных видов ортопедической стоматологической помощи. Нет научного обоснования уровня нагрузки врачей и зубных техников на современном этапе, что невозможно без проведения хронометрических исследований. К этому следует добавить, что не изучалось мнение врачей и больных о качестве протетического лечения и критериях повышения качества и эффективности ортопедической стоматологической помощи.

Несмотря на пока безуспешные попытки создания стандартов качества стоматологической помощи, это, кроме того, происходит без построения их концептуальной модели. Не выработано пока и критериев интегральной оценки стандарта качества ортопедических конструкций, в первую очередь замещающих аппаратов (протезов). До настоящего времени не разработана сама система интегральной оценки качества ортопедической стоматологической помощи (КОСП) (В.М.Семенюк, 2000; Т. И. Ибрагимов, 2009).

И, наконец, имеющиеся средства и методы более детальной оценки протезов и их взаимоотношений с тканями протезного ложа (функциональные пробы, электромиография, полярография, допплерография, эхоостеометрия, реография, рентгенография, иммунологические, гистохимические методы и пр.) не позволяют применить их в практическом здравоохранении и являются прерогативой научных исследований в НИИ, НИЦ, лабораториях, кафедрах вузов.

Вследствие этого представляется жизненно необходимым разработать несложные критерии с доступной и портативной, но весьма информативной системой оценки качества при клинической экспертизе протезов в практической деятельности врачей-стоматологов. В связи с вышеуказанным очевидна актуальность темы настоящего исследования.

Целью данного исследования является разработка и совершенствование автоматизированной системы оценки качества ортопедического стоматологического лечения на основе предложенной концептуальной модели.

Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить количественные и качественные показатели работы медицинских организаций стоматологического профиля мегаполиса, разного уровня оснащенности и организационной формы, по специальности «Ортопедическая стоматология»;

2. По результатам эпидемиологического исследования провести комплексную оценку качества оказания ортопедической стоматологической помощи населению на примере Санкт-Петербурга;

3. С помощью детального хронометража работы врачей стоматологов-ортопедов и зубных техников определить их трудозатраты и дать рекомендации по совершенствованию организации труда в ортопедических отделениях, в условиях современного мегаполиса;

4. По результатам опроса врачей стоматологов-ортопедов и зубных техников, с учетом их мнения о состоянии и проблемах оказания ортопедической стоматологической помощи, а также опроса пациентов, изучив данные их субъективной оценки, выработать основные направления повышения качества протетического лечения;

5. Изучить и обосновать профилактическую составляющую ортопедической стоматологической помощи и выделить группы пациентов для диспансерного наблюдения после протетического лечения;

6. Разработать и предложить критерии клинической экспертной оценки качества ортопедической стоматологической помощи, с учетом которых будет создана концептуальная модель клинических стандартов качества лечения в ортопедической стоматологии;

7. Разработать систему интегральной оценки качества ортопедической стоматологической помощи в ручном и автоматизированном вариантах;

8. Разработать оптимизированную модель организации ортопедического стоматологического приема, проведя анализ факторов, влияющих на качество протетического лечения;

9. Обосновать и предложить практические рекомендации по проведению оценки качества протезирования в стоматологических организациях.

Научная новизна.

Впервые проведено клинико-эпидемиологическое исследование по оценке качества ортопедической стоматологической помощи (КОСП), установлена потребность населения в различных типах зубных и челюстных протезов, выявлен удельный вес последних, доля среди них неполноценных конструкций.

Разработана регистрационная карта обследования пациентов и различных конструкций зубных и челюстных протезов, которая положена в основу алгоритма и идеологии созданной компьютерной программы оценки качества протезирования.

Проведен комплексный анализ качества оказания ортопедической стоматологической помощи населению Санкт-Петербурга, позволивший определить высокую информативность оценочных относительных показателей.

Впервые осуществлен тщательный детальный хронометраж работы врачей стоматологов-ортопедов и зубных техников, определены их трудозатраты и даны рекомендации по совершенствованию организации труда в стоматологических ортопедических подразделениях.

Впервые разработаны и подобраны критерии клинической экспертной оценки качества ортопедической стоматологической помощи, с учетом которых создана концептуальная модель стандартов качества лечения.

Разработана комплексная оптимизированная модель ортопедического стоматологического приема и процесса оказания помощи на основе результатов хронометража работы врача и зубного техника, критериев клинической и рентгенологической эффективности протезирования и иных факторов, влияющих на качество протетического лечения. Указанная модель может лечь в основу клинических стандартов качества ортопедической стоматологической помощи.

Предложена методология и усовершенствованная система интегральной оценки качества ортопедической стоматологической помощи в бумажном и автоматизированном вариантах.

Положения, выносимые на защиту.

1. Доказана все возрастающая потребность населения в ортопедическом стоматологическом лечении и высокий процент используемых неполноценных зубных протезов. Установлена дифференциация характера, объема и качества ортопедической стоматологической помощи в различных учреждениях и подразделениях крупного города.

2. Установлены и предложены основополагающие критерии клинической экспертной оценки качества зубных и челюстных протезов, а также качества проведения самого лечебного процесса протезирования, являющихся основой концептуальной модели клинических стандартов качества ортопедического стоматологического лечения.

3. Доказана эффективность разработанной системы критериальной интегральной клинической оценки качества ортопедического стоматологического лечения на основе разработанной и предложенной в исследовании концептуальной модели.

4. Обоснованы системы организационных мер и основополагающих принципов совершенствования и оптимизации ортопедического стоматологического приема.

5. Установлено, что оценка качества ортопедической помощи при социологических исследованиях мнений врачей, зубных техников, пациентов, а также предложенная интегральная оценка протезирования являются взаимодополняющими критериями в комплексной оценке специализированной помощи населению крупного города.

Практическая значимость работы.

Определена высокая нуждаемость населения в ортопедической стоматологической помощи, наличие протезов низкого качества и потребность в их замене, что свидетельствует о необходимости повышения качества протезирования. Проведен критический анализ структуры и качества оказания ортопедической стоматологической помощи на основании изучения показателей работы медицинских учреждений стоматологического профиля Санкт-Петербурга. При этом указаны направления оптимизации этой работы.

Проведенный хронометраж трудозатрат врачей стоматологов-ортопедов и зубных техников позволяет оптимизировать структуру врачебного приема и деятельности дуэта врача ортопеда-стоматолога и зубного техника. Высказанные в анкетах-опросниках мнения врачей стоматологов-ортопедов и зубных техников о состоянии и проблемах оказания ортопедической стоматологической помощи, а также мнения пациентов о качестве протетического лечения помогут перестроить мировоззрение, стратегию и врачебную тактику персонала ортопедической стоматологической службы.

Выделены и обоснованы группы пациентов для диспансерного наблюдения после протетического лечения, введение которых способствовало бы предотвращению дальнейшего разрушения у них жевательно-речевого аппарата и повышению уровня профилактики в ортопедической стоматологии.

Создана концептуальная модель клинических стандартов протетического лечения. По результатам проведенного исследования предложена система интегральной оценки качества различных конструкций зубных и челюстных протезов в бумажном и в автоматизированном вариантах, критерии указанной клинической экспертной оценки, что упростит и повысит качество проведения экспертизы, позволив использовать ее в клинических условиях. Создана версия оптимизированной модели ортопедического стоматологического лечения и процесса оказания данной специализированной медицинской помощи, что направлено на повышение ее качества.

Внедрение результатов исследования в практику.

Результаты и материалы работы используются в клинической деятельности следующих учреждений и организаций: ГБУЗ «Стоматологические поликлиники № 4 и № 30» Санкт-ПетербургаООО «Первая профессорская клиника «Стоматология-СПб" — ООО «Райден» Санкт-Петербургаклиник ЦНИИС и ЧЛХ МЗ РФ и кафедры стоматологии общей практики МГМСУ им. А. И. Евдокимоваклиник кафедр ортопедической стоматологии СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и ТГМАиспользуются в учебном процессе кафедр ортопедической стоматологии СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, НГМА, ТГМА, кафедры стоматологии общей практики МГМСУ, кафедрах организации здравоохранения и управления качеством медицинской помощи СЗГМУ им. И. И. Мечникова, кафедр общественного здоровья и здравоохранения СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и СПбГМА, кафедры стоматологии факультета стоматологии и медицинских технологий СПбГУ. Апробация работы.

Основные результаты исследований были доложены и обсуждены на: Всероссийском форуме «Пироговская хирургическая неделя» (СПб, 2010) — XXIII и XXIV Всероссийских научно-практических конференциях СТАР (Москва, 2010) — научно-практической конференции, посвященной 75-летию стоматологического факультета ТГМА «Социальные аспекты современной Российской стоматологии: опыт, проблемы, пути решения (Тверь, 2010) — XXVI Всероссийской научно-практической конференции.

Совершенствование стоматологической помощи населению Российской Федерации" (Москва, 2011) — Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы челюстно-лицевой хирургии и стоматологии» (СПб, 2011) — Международном форуме «Современные тенденции в стоматологии — медицинские и правовые аспекты» (СПб, 2011) — Международном форуме «Стоматология в Гостином», симпозиум «Оценка качества оказываемой стоматологической ортопедической помощи» (Москва, 2011) — XXVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы стоматологии» (Москва, 2012) — заседании.

Проблемной комиссии по ортопедической стоматологии МЗ РФ и РАМН (Москва, 2012) — 15-ом юбилейном Петербургском стоматологическом форуме «Стоматология, Санкт-Петербург 2012» (СПб, 2012) — совместном заседании научно-организационного отдела, отделений ортопедической стоматологии и имплантологии, сложного челюстно-лицевого протезирования, функциональной диагностики, современных технологий протезирования, экспертизы качества стоматологической помощи ФБГУ «ЦНИИС и ЧЛХ» МЗ РФ, кафедр ортопедической стоматологии и материаловедения с курсом ортодонтии ФБГОУ ВПО «СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова» МЗ РФ, организации здравоохранения и управления качеством медицинской помощи ФБГОУ ВПО «СЗГМУ им. И.И.Мечникова» МЗ РФ (Москва, 2012).

Личный вклад автора в проведенное исследование.

Автором сформулированы концепция, цель, задачи исследования, рабочие гипотезы, положения, выносимые на защиту, самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме. Разработан дизайн исследования, статистический инструментарий, проведен анализ статистических данных, выполнена выкопировка данных из первичной медицинской документации, анкетирование обследованных. Промежуточные результаты исследования систематически проверялись научными консультантами. Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формирование выводов и практических рекомендаций в основном выполнены автором лично. Доля участия автора: в сборе информации — до 75%, в математико-статистической обработке — более 86%, в обобщении и анализе материала — 100%, формировании выводов и рекомендаций — 100%. В целом вклад автора превышает 90%.

Публикация результатов исследования.

По теме диссертации опубликованы 48 научных работ, в том числе 16 статей в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ,.

1 учебнике, 5 главах в других учебниках, 7 патентах РФ на изобретения и полезные модели, 1 свидетельство РосПатента на регистрацию компьютерной программы, 2 научных открытиях. Объем и структура диссертации Основное содержание диссертации изложено на 300 страницах машинописного текста и состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и предложений, списка литературы из 492 источников (288 отечественных и 204 иностранных). Работа иллюстрирована 32 рисунками и 30 таблицами.

Выводы.

1. Характер и спектр стоматологической ортопедической помощи в элитных и коммерческих организациях качественнее и разнообразнее, чем в государственных поликлиниках. При этом анализ годовых отчетов ортопедических отделений поликлиник мегаполиса убедительно свидетельствует об оказании ими высококвалифицированной специализированной помощи населению. Особенно ярко это представлено в организациях, являющихся клиническими базами высших учебных заведений МЗ РФ. Вместе с тем, при изучении двух групп населения отмечена высокая потребность в протезировании (59,1% и 74,93%) и определена доля дефектных протезов, нуждающихся в замене, а также — в дополнительном протезировании (45,0% и 52, 01% соответственно).

2. Удельный вес съемных металлополимерных протезов оказался наибольшим в клиниках научно-исследовательского учреждения (72,89%), а наименьшим — в стоматологических поликлиниках мегаполиса (12,97±0,75%). На вузовских клинических базах в городских поликлиниках и элитных коммерческих клиниках он составил в среднем 29,05±4,2% и 40,11 ±2,7% соответственно. В то же время в элитных коммерческих клиниках фактически не используются штампованные коронки тогда, как соотношение числа эстетических коронок к цельнометаллическим в городских поликлиниках составило в среднем 16,1±1,7%, на клинических базах вузов — 24,33±2,6%, а в ЦНИИС и ЧЛХ -87,28%.

3. Комплексная оценка качества ортопедической стоматологической помощи включала в себя мнения врачей и пациентов об уровне качества протезирования, который они считали в целом удовлетворительным. Об этом свидетельствовало отсутствие жалоб пациентов в 85,3%. После протезирования и врачи, и пациенты удовлетворены эстетикой внешнего вида лица и функциональностью протеза в 87,22% и 86,86% случаев, соответственно. Интегральный показатель удовлетворенности протезами составил 83,32%, удовлетворенность протезами по шкале Уо11Ь11:8 достигла уровня 89,36%. Несъемные конструкции улучшают качество жизни, по мнению пациентов, в 84,37% случаев, а съемные — в 68,4%.

4. Анализ трудозатрат врачей и зубных техников, выявленных путем хронометража, свидетельствует о высокой интенсивности их труда. Причем, большую часть основной деятельности составили лечебные (87,36% затрат времени) и технологические (82,21%) манипуляции. Выявлено, что для улучшения качества оказания помощи требуется рационализация, упрощение и формализация медицинской документации. Возникает также необходимость изменить законодательную базу, организуя клиническую работу «в четыре руки», а также строгого соблюдения норматива — не менее двух зубных техников на одного врача и полный запрет на курение врачей и среднего медперсонала стоматологических организаций.

5. Установлено, что для совершенствования качества ортопедического стоматологического лечения необходимо:

— повышение уровня дои последипломной подготовки врача (совершенствование и углубление клинического мышления, мануальных навыков, знаний и умений в овладении современными методами диагностики и лечения, а также — деонтологии);

— повышение уровня подготовки зубного техника (улучшения мануальных навыков, знаний и умений владения современными технологиями);

— достижение высокого уровня методов лечения и технологий, качества оснащения, инструментария, материалов, исполнительской дисциплины при их использовании.

6. Основными критериями для включения пациентов в диспансерные группы наблюдения являются: профилактика некроза пульпы и верхушечного периодонтита при наличии в полости рта препарированных (лишенных эмали) витальных опорных зубовпредотвращение неконтролируемых процессов стираемости естественных и искусственных зубовпрофилактика функциональной перегрузки и хронической травмы пародонта, жевательных мышц и височно-нижнечелюстных суставов. Основная цель создания указанных групп заключается в максимальных степени и продолжительности сохранения оставшейся части жевательно-речевого аппарата каждого пациента.

7. Система экспертизы качества ортопедической стоматологической помощи должна включать оценку эстетической и функциональной характеристик протеза. При этом понятие «качество эстетики протеза» должно учитывать «эстетику протеза как технического изделия», «эстетику улыбки с зубным протезом» и «эстетику внешнего вида пациента с зубным протезом», а функциональные качества — удобное и эффективное пережевывание пищи, внятное произношение звуков (четкую дикцию), комфортное глотание, надежную фиксацию протеза, малозаметность и высокую гигиеничность.

8. К основополагающим критериям клинической экспертной оценки качества зубных и челюстных протезов отнесены: качество эстетикикачество воссоздания анатомической формы зубов, десныкачество функциональностикачество поверхности протеза. Основополагающими критериями качества лечебного процесса признаны: четкость организациипоследовательностьадекватностьправильностьцельность. Рентгенологическими критериями явились: плотность костной ткани, особенно в области верхушки корня, степень резорбцииналичие пародонтальных карманов. Специфические клинические критерии подбирались с учетом конструктивных особенностей конкретного типа протеза. Все они в целом составляют основу концептуальной модели клинических стандартов оценки качества ортопедического стоматологического лечения.

9. На основе предложенной концептуальной модели разработана экспертная система интегральной оценки качества ортопедической стоматологической помощи, включающая три части: обязательную, или облигатную, и две дополнительные, или факультативные. Для оптимизации процедуры экспертизы кроме бумажного варианта, предложена автоматизированная версия. Апробация экспертной системы в четырех клиниках Санкт-Петербурга и двух клиниках Москвы при углубленном обследовании 311 пациентов (124 мужчины, 187 женщин) в возрасте от 41 до 76 лет, а также их зубных и челюстных протезов подтвердила ее применимость в клинических условиях практического здравоохранения и соответствие оценкам потребителей.

10. На основании анализа результатов анкетирования медперсонала и пациентов, хронометража трудозатрат врачей и зубных техников, критериев клинической и рентгенологической эффективности протезирования, оценки качества лечебного процесса и личного клинического опыта, предложены организационные, диагностические, лечебно-профилактические, социально-психологические, методические мероприятия, составляющие комплексную оптимизированную модель ортопедического стоматологического приема, которая может явиться основой клинических стандартов качества ортопедической стоматологической помощи.

11. Результаты проведенного исследования позволили сформулировать практические рекомендации и предложения, направленные на повышение качества ортопедической стоматологической помощи населению и оценку этого важного параметра оказания специализированного медицинского воздействия.

Практические рекомендации.

1. Необходимо регулярное проведение экспертизы и мониторинга качества ортопедической стоматологической помощи органами управления здравоохранением с применением относительных показателей для выявления проблем в ее организации и коррекции деятельности стоматологических организаций.

2. В современных условиях бесспорно необходимым является введение диспансерных групп наблюдения в ортопедической стоматологии, а также — обязательности следования принципу законченности лечения. Контролировать исполнение его возможно на диспансерных осмотрах. Это приведет к увеличению числа успешных исходов протезирования и снижению уровня нуждаемости в нем.

3. С целью повышения качества оказания ортопедической помощи необходимо просить МЗ РФ обязать соблюдению соотношения количества зубных техников на одного врача (из расчета — не менее двух штатных единиц), а также руководителям стоматологических организаций ввести обязательную работу «в четыре руки», формализацию и автоматизацию заполнения медицинской документации и запрет на курение врачей и среднего медперсонала стоматологических организаций.

4. Созданная и предложенная система оценки качества ортопедической стоматологической помощи «ТРЕМИ», в том числе — ее автоматизированный компьютерный вариант, могут быть использованы в деятельности стоматологических организаций, а также при их лицензировании, для различных экспертиз при возникновении конфликтных и спорных ситуаций в клинической деятельности, в работе конфликтных экспертных комиссий органов управления здравоохранением.

5. Использование комплекса предлагаемых основополагающих и специфических клинических критериев оценки качества протезирования, во-первых, позволит объективизировать характеристику указанного вида специализированной медицинской помощи. Во-вторых, они являются основой модели клинических стандартов качества стоматологического лечения.

6. Предложенные в работе методы оптимизации лечебного процесса оказания ортопедической стоматологической помощи могут служить методическими рекомендациями в деятельности зубопротезных отделений стоматологических организаций.

7. Разработанные и предложенные специфические и обобщающие количественно-качественные характеристики основных конструкций и типов зубных и челюстных протезов можно использовать как критерии оценки и руководство к действию в повседневной клинической деятельности.

8. Осуществленный в работе анализ клинических осложнений, возникающих в процессе протезирования различными типами ортопедических замещающих конструкций, а также систематизированный перечень недостатков указанных аппаратов, может явиться методическим подспорьем для врачей стоматологов-ортопедов, зубных техников, заведующих ортопедическими отделениями стоматологических организаций.

9. Предложенные в работе диагностические методы, конструкции протезов, а также способы получения последних (за счет модификации, упрощения и оптимизации процесса протезирования) окажут содействие в повышении качества и эффективности терапии, увеличении числа благоприятных исходов ортопедического стоматологического лечения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.И. Современные конструкции несъемных зубных протезов. М.: Высшая школа.-1994.-95с.
  2. Н.Г., Аболмасов H.H., Бычков В. А., Шамшурина В. Р. Замещение дефектов зубов и зубных рядов несъемными протезами.-Смоленск, 1995.-175с.
  3. H.H., Шамшурина В. Р., Адаева И. А. Профилактика и лечение заболеваний пародонта-необходим системный подход //Российский стоматологический журнал.-2002.-№ 1.-с.4−42.
  4. И.А. Сравнительная характеристика перекрывающих съемных протезов с различными способами фиксации и стабилизации. Автореф.дис. .канд.мед.наук.Смоленск,-2003.-19с
  5. A.B. Качественные показатели в стоматологии: действительно ли они отражают качество?//Новое в стоматологии.-1998.-№ 4.-с.3−5.
  6. А.В., Лемберг И. А. Нуждаемость взрослого населения г.Раменское в ортопедической стоматологической помощи и степень ее удовлетворения//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2008.-№ 3(26).-с.53−55.
  7. A.B. Роль и место организации и управления стоматологической службой страны в условиях рыночных отношений//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2009.-№ 1.-с.14−17.
  8. Алмазов В.А., Чавпецов В.Ф.(ред.)Выбор метода и предварительный отбор специалистов для экспертизы качества медицинской помощи: Метод. рекомендации МЗ РФ № 95/255.-Спб.-1996.-21с.
  9. Р.К., Кулагин С. М. Региональные аспекты построения многоуровневых стандартов КСГ.//Моделирование и управление здравоохранением.Сб.науч. трудов под ред.проф. С. А. Гаспаряна.-М.,-1990.-е. 199−204.
  10. Аль-Хадж О. Н. Особенности лечения протетических краевых парадонтитов и меры их профилактики .//Автореф.дис. .канд.мед.наук.-Спб,-2001.-18с
  11. Л.Г., Ульянов Е. С. Критерии оценки обеспечения качества стоматологической помощи, оказываемой в негосударственных стоматологических учреждениях.//Мат.научно-практ.конференции.-М.,-1998.-с.31−32.
  12. Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности.//Дис. .канд.мед.наук.-М.,-2000.-232с.
  13. С.Н., Шестаков В. Г., Климашин Ю. И. Критерии и показатели оценок в ортопедической стоматологии.Под ред. Ряховского А.Н.-М.:-2003.-208с.
  14. С.Д. Патогенетические основы ортопедического лечения больных со снижением высоты нижнего отдела лица.//Дис. .докт.мед.наук.-М.-1998.-343с.
  15. С.Д., Бутова В. Г., Кисин Г. В., Гадаев М. С., Эйгин Л. Е. «К вопросу гарантии качества стоматологической помощи»// Мат. V межд. конференции челюстно-лицевых хирургов и стоматологов.-Спб,-2000.-с.22.
  16. С.Д., Бейтан A.B., Геворкян А. А., Цукор С. В. Домов Е.В. Оценка качества краевого прилегания несъемных конструкций зубного протеза.//Институт стоматологии.-2006.-№ 4.-с.42−44.
  17. С.Д., Ерошин В. А., Перевезенцева A.A., Бойко A.B., Широков И. Ю. Критерии прочности и долговременности временных несъемных зубных протезов.//Институт стоматологии.-2010.-№ 4.-с.84.
  18. С.Д. Быть ли технику зубному в кибернетическом будущем?//СаШес1га-Кафедра.-2002.-№ 1 .-с.47−49.
  19. И.М. Основные стоматологические заболевания и состояние зубных протезов у рабочих производства резинотехнических изделий.//Сб.научн.тр. «Акт.вопр.стоматологии» к 90-летию В. Ю. Курляндского.-М.,-1998.-с.37−38.
  20. Ахметова Р.А., Пермякова В.Д.(ред.) Сборник законодательных актов и нормативных документов Российской Федерации и Республики Башкортостан по обязательному медицинскому страхованию/-Уфа,-2001.-400с.
  21. А.Л., Колобухов П. В. Современные проблемы качества подготовки кадров в медицинском ВУЗе.// Проблемы гор.здравоохранения. Вып. 16: Сб. науч.трудов. СПб.: Изд. «ВВМ», 2001. — с.372−375.
  22. В.М., Прохончуков H.A. Интеллектуальная собственность в условиях рыночных отношений и страховой медицины.//Стоматология.-М.,-1997.-№ 2.-с.54−59.
  23. А.Ю., Будаев A.A. Влияние конструктивных особенностей тела мостовидного протеза на восстановление жевательной функции//Панорама ортопедической стоматологии.-2002.-№ 4.-с. 16−18.
  24. Н.И. Количественная оценка гигиенического состояния полости рта и исследования твердых тканей у лиц, пользующихся съемными протезами.-Дисс.. .канд.мед.наук.-Кемерово,-1990.-194с.
  25. И.В. Современные методы защиты зубов, препарированных под цельнолитые (металлокерамические и металлопластмассовые) конструкции зубных протезов.//Методические рекомендации.-Изд.ТГМА.-Тверь,-1996.-21с.
  26. Бобров А. П. Разработка технологии для оптимизации свойств стоматологических материалов.//Автореф.дис. .докт.мед.наук.-Спб,-2001.-37с.
  27. В.В., Мчедлидзе Т. Ш. Профессианальный рост персонала и конкурентная способность стоматологического учреждения.//Институт стоматологии.-2000.-№ 2.-с.4−7.
  28. H.H. Механизм объективной оценки в системе управления качеством оказания стоматологических услуг.//Автореф.дисс.. .докт.мед.наук.-М.-2007.-32с.
  29. Е.А. Дифференцированный подход к разработке патогенетической терапии больных с дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава, осложненной гипертонией жевательных мышц.//Дис.. .докт.мед.наук.-Спб.-2010.-392с.
  30. Бутова В.Г., Ковальский B. JL, Ананьева Н. Г., Кисин Г. Б. Гарантии качества стоматологической помощи.//Материалы межинститутскойнауч.-практ.Конференции, посвященной памяти члена-корр.РАМН профессора Г. П. Зарубина.-М.,-1999.-с.20−21.
  31. Бутова В.Г., Ковальский B. JL, Ананьева Н. Г. с соавт. Экспертиза качества стоматологической помощи (практическое руководство).-М.:Изд.дом «STBOOK». -2005.-191c.
  32. В.Г. Стратегическое направление менеджмента качества медицинских услуг в «Послании президента Российской Федерации Федерльному собранию» и стандартах ISOV/Экономика и менеджмент в стоматологии.-2006.-«1(18).-с.9−12.
  33. А.Г. Клинико-экспериментальное исследование стоматологических фиксирующих материалов.Автореферат дисс.. .канд.мед.наук.-Спб,-1997.-17с.
  34. В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения.//Автореф.дис.. канд.мед.наук.-Омск,-1998.-23с.
  35. В.Д., Ряховский А. Н., Семенюк В. М., Чекунов О. В. Выполнение лицензионных требований и условий-одно из составляющих успешной деятельности стоматологического учреждения.//Мат.Х Всерос. научно-практ.конф.-М.,-2003.-с.6−14.
  36. В.Д., Семенюк В. М., Ряховский А. Н., Чекунов О. В. Оценка стоматологических учреждений в зависимости от объема выполняемой ими работы.//Мат.Х Всерос. научно-практ.конф.-М.,-2003.-с. 17−23.
  37. В.Д., Чекунов О. В. Стоматологические материалы для изготовления несъемных ортопедических конструкции и частота их применения.//Мат. XI Всерос. научно-практ.конф. и тр. VIII съезда Стомат.ассоц.России.-М.,-2003.-с.411−414.
  38. В.Д., Чекунов О. В. Устранение дефектов зубных рядов съемными протезами из различных материалов.//Мат.Х1 Всерос. научно-практ.конф. и тр. VIII съезда Стомат.ассоц.России.-М.,-2003.-c.408.
  39. П.Г. Пораженность кариесом зубов и нуждаемость в ортопедической помощи взрослого населения Центральной Якутии//Дальневост.мед.журн.-2000.-№ 1.-с.30−32.
  40. М.М. Организация контроля качества медицинского обслуживания за рубежом (на примере США).//Мед.реф.журн.-М.,-1987.-т. 16.-№ 2.-с.36−39.
  41. Н.И., Данилов Е. О., Михайлов И. В. Анализ программы аккредитации ортопедических стоматологических служб.//Труды VII Всероссийского съезда стоматологов.-М.,-2001.-с. 10−12.
  42. H.H. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических учреждений.//Дис.. .канд.мед.наук.-М.,-1998.-155с.
  43. Волховская С. М. Оценка качества пломб из композитов с помощью электрометрии//Маэстро стоматологии.-2000.-№ 1 .-с.27.
  44. В.Д., Шестаков В. Т. Основные направления системных исследований на современном этапе развития отечественной стоматологии.//Стоматология.-2000.-№ 6.-с.55−58.
  45. М.С. Стоматологическая заболеваемость и потребность населения пенсионного возраста Чеченской республики в ортопедической стоматологической помощи.//Автореф.дис.. .канд.мед.нук.-М.,-2003.-22с.
  46. Р.Г. Ортопедическая стоматология в многомерных моделях, схемах и алгоритмах: Многофункциональная монография.-Уфа: Гилем.-2002.-358с.
  47. Р. Г. Дасанов Р.А., Хуснутдинова З. А. Современные проблемы в подготовке руководителей стоматологической службы//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2002.-№ 1.-с.39−42.
  48. Р.Г. Клинико-диагностический и дидактический комплекс в ортопедическойстоматологии(теория, технология, практика).//Автореф.дисс.., докт.мед.наук.-М.-2003.-48с.
  49. Гарантии качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Методическое пособие.//Под общей редакцией д.м.н. Н. Б. Перепеча, д.м.н. проф.Р. А. Галкина, д.м.н. В. Ф. Чавпецова.-Тольятти,-1996.-388с.
  50. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования. Методическое пособие под ред. д.м.н. В. Ф. Чавпецова, д.м.н. В. В. Гришина, д.м.н.
  51. B.Ю.Семенова, д.м.н. А. М. Рабец.-М.-1998.-367с.
  52. Р.Ш. Клинико-функциональное и биомеханическое обоснование ортопедических методов лечения больных в дентальной имплантологии.//Автореф.-дисс.. .докт.мед.наук.-М.,-2001 .-48с.
  53. А.Г., Сагателян Г. Р., Гожая Л. Д. Недостатки технологических процессов изготовления несъемных зубных протезов.Стоматология, 2001.-т.80.-№ 3.-с.46−50.
  54. Ю.Г. Стандартизация гарантий ортопедической реабилитации больных с дефектами зубных рядов.//Автореф.-дисс.. .канд.мед.наук.-Спб.-2000.-22с.
  55. Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. система гарантии качества в здравоохранении .//Экономика здравоохранения.-М.,-1998.-№ 2.-с.35−42.
  56. Горохов М. Ю. Оптимизация ортопедического лечения детей при раннем удалении зубов.//Автореф.-дисс. .канд.мед.наук, Иркутск, 2002.-22с.
  57. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 40 400-„Стоматология“. Квалификация „Врач-стоматолог“. -М.,-2010.
  58. А.П., Вайсбурд И. Ф., Оранский И. Е. Формализованная оценка эффективности лечения, качества деятельности лечебно-профилактических учреждений .//Сборник научных трудов „Моделирование в управлении здравоохранением“ под ред. проф.
  59. C.А.Гаспаряна.-М.,-1990.-с.234−239.
  60. В. М. Дараханян В.Т., Максимовский Ю. М. Анализ обращаемости пациентов в платные стоматологические учреждения и оценка качества работы их врачей.//Стоматология,-2003.-№ 3.-с.64−67.
  61. М. Мастерство-это технология плюс творчество.//Высшее образование в России.-2001.-№ 6.-с.74−80.
  62. Гущина С. А. Новые показатели для клинической оценки состояния зубов и зубных рядов в ортопедической стоматологии.//Сб. научн.тр.
  63. Акт.вопр.стоматологии» к 90-летию В. Ю. Курляндского.-М.,-1998.-с.76−77.
  64. С.В., Мирсаева Ф. З., Шарафутдинова Н. Х. Управление качеством организации и оказания стоматологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях различной формы собственности.//Институт стоматологии.-2007.-№ 3.-с.22−23.
  65. Е.О., Мчелидзе Т. Ш. Обучение персонала как фактор развития стоматологической практики .//Институт стоматологии.-2001 .-№ 3.-с.2−5.
  66. Е.О., Мчедлидзе Т. Ш., Цимбалистов A.B. Особенности развития рынка стоматологических услуг на современном этапе.//Труды VII Всероссийского съезда стоматологов.-М.,-2001.-с.12−13.
  67. Е.О. Правовые основы стоматологической практики.-Изд.З-е.-СПб.-Изд.МЕДИ.-2006.-256с.
  68. Е.О., Бабаханян Р. В., Маградзе Д. Н. Опыт клинико-экспертного контроля качества стоматологической помощи .//Труды XI съезда стоматологов России.-М.-2006.-с.99−101.
  69. ., Дружкин А. Опыт интеграции образования, науки и производства.//Высшее образование в России.-2002.-№ 1.-с.38−43.
  70. А.И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования.//Стоматология.-2000.-№ 6.-с.58−60.
  71. A.B. Анализ ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматол огии(ме дико-правовые аспекты) .//Автореф. дисс. .канд.мед.наук.-М.-2002.-23с.
  72. И.Н., Иванов А. И., Меламед JI.A. и др. К методике составления шкалы оценки и качества медицинской помощи .//Проблемы городского здравоохранения. Вып.2.:Сб. науч.тр. под ред. проф. Н. И. Вишнякова.-Спб.-1997.-с. 112−116.
  73. А.Р. Совершенствование экспертизы качества несъемных зубных протезов в медицинских организациях различных форм собственности.//Автореф.-дисс.. .канд.мед.наук.,-М.-2002.-24с.
  74. М.В., Щепинов В. П., Лебеденке И. Ю., Левина Е. С., Осинцев A.B. Исследование эластичной деформации стоматологических базисных пластмасс методом электронной спекл-интерферометрии.Панорама ортопедической стоматологии.-2003.-№ 1 .-с.44−47.
  75. А.И., Ирошникова Е. С., Шевченко В. И. Анализ эффективности ортопедической помощи населению Москвы по данным экспертной комиссии по качеству.//Стоматология.-1998.-№ 4.-с.63.
  76. Т.А. Физиолого-гигиенические особенности трудовой деятельности стоматологов ортодонтического профиля.//Автореф.-дисс.. .канд.мед.наук.-М.-1999.-26с.
  77. М.Ю. Экспертная оценка ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматологии при лечении кариеса зубов и его осложнений (медико-правовые аспекты) .//Автореф.-дисс.. .канд.мед.наук.-М.-2006.-24с.
  78. E.H. Материаловедение в ортопедической стоматолгии.:Учеб.пособие для студентов.-Н.Новгород.-1997.-24с.
  79. П.Е. Изучение эффективности международных (ВОЗовских) критериев качества стоматологической помощи населению .//Автореф.-дисс.. .канд.мед.наук.-Минск.-2002.-20с.
  80. A.B., Хведелидзе М. Т. К вопросу удовлетворенности больных качеством стационарной дерматовенерологической помощи.// Проблемы гор.здравоохранения. Вып. 16: Сб.науч.трудов. СПб.: Изд. «ВВМ», 2001. — с.381−382.
  81. В.И. Влияние деформаций зубочелюстной системы при вторичной частичной адентии на качество ортопедического лечения больных несъемными мостовидными протезами.//Сб.научн. тр. «Акт.вопр.стоматологии» к 90-летию В. Ю. Курляндского.-М.-1998.-с.92−93.
  82. В.П. Мониторинг качества медицинской помощи:связь с управлением, экономикой стационара и страховыми медицинскими организациями.//Здравоохранение.-1999.-№ 8.-с. 145−153.
  83. В.К., Светличная Т. Г., Цыганова O.A. Практика реализации прав пациентов в оценках медицинских работников./ЯТроблемыгор.здравоохранения. Вып. 16: Сб.науч.трудов. СПб.: Изд «ВВМ», 2001. — с.383−385.
  84. Г. Г., Леонтьев В. К., Педдер В. В., Дистель P.A. Проблема краевого прилегания пломб и возможности ее решения в стоматологической клинике.-Институт стоматологии.-2003.-№ 1 .-с.63−64.
  85. С.К. Оценка состояния материально-технической базы и кадрового обеспечения областной стоматологической службы.// Проблемы гор.здравоохранения. Вып.16: Сб.науч.трудов. СПб.: Изд. «ВВМ», 2001.-С.351−353.
  86. Х.А. Ортопедическое лечение с применением металлокерамических протезов.-М.: «Медиа Сфера». -1996.-176с.
  87. Э.С., Подопригора A.B. Влияние несъемных протезов на слизистую оболочку рта.//Труды XI съезда стомат. ассоциации и VIII съезда стоматологов России.-М.-2006.-с.277−280
  88. A.A., Сорокин В. Н., Трифонов В. В. Потребности в стоматологической ортопедической помощи.//Российский стоматологический журнал.-2006.-№ 6.-с.47−49.
  89. М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций.//Дисс. канд.мед.наук.-1998.-150с.
  90. М.А., Михайлов С. М., Чавпецов В. Ф., Шмерлинг И. Ш., Левый Д. О., Гуринов П. В. Логика и методология экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в отдельном случае оказания помощи:Учеб.пособие.-СПб.-Изд.СПбГМА им. И. И. Мечникова.-2003.-51с.
  91. М.Р., Бутова В. Г. Прогностическая модель гарантированного срока службы частичных съемныхпротезов.//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2010.-№ 3(32).-с.52−56.
  92. Кириллина М.Р., Бутова В. Г., Лебедева А. Ф., Жеребцов А.Ю."Сахаров М.В., Сахаров Р. В. Сроки службы зубных протезов, основанные на доказательствах. Юкономика и менеджмент в стоматологии.-2010.-№ 1(30).-с.79−82.
  93. Г. Б. Совершенствование деятельности зуботехнических лабораторий различных форм собственности.//Автореф. дисс. .канд. мед. наук. — М.-2003.-24с.
  94. ЮЗ.Кицул И. С. Основные проблемы реформирования системы управления ресурсами стоматологической службы.//Российскийстоматологический журнал.-2002.-№ 2.-с.45−46.
  95. В.А., Борисенко А. В., Ищенко П. В. Морфофункциональная и клиническая оценка зубов с дефектами твёрдых тканей. М.:МЕДпресс-информ.-2004.-112с.
  96. Климов А. Г. Клинические подходы к оценке качества съемных зубных и челюстных протезов.//Автореф.дисс. .канд.мед.наук.-СПб.-2006.-21с.
  97. Е.В., Резанцев М. В. Квалиметрия медицинской помощи./ЯТроблемы городского здравоохранения.Вып. 5.:Сб.науч.тр. под ред.проф.Н. И. Вишнякова.-СПб.-2000.-е. 150−152.
  98. М.Б., Куликов В. Р., Саакян Ш. Х. и др. Отдаленные результаты применения металлокерамических протезов.//Стоматология.-1995.-т.74.-№ 5.-с.55−58.
  99. Е. Как сделать работу зубного врача более эффективной.//Новое в стоматологии.-2000.-№ 5.-с.24−35.
  100. Ковалева Е. Как сделать работу зубного врача более эффективной часть 4. Плановое лечение пациента.//Новое в стоматологии.-2001.-№ 10.-с.43−46.
  101. Е., Држизгал Я., Губкова В. Как сделать работу зубного врача более эффективной. Часть 3. Менеджмент стоматологической клиники.//Новое в стоматолоии.-2001.-№ 9.-с.7−14.
  102. В. Л. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических предприятий.//Дисс. .канд.мед.наук.-М.-1999.-216с.
  103. В.Л. Алгоритмы организации и технологии оказания основных видов стоматологической помощи. Практическое руководство.-М.:Медицинская книга.-2004.-180с.
  104. О.Ю. Оценка отдаленных результатов протезирования с использованием имплантатов.// Дисс. .канд.мед.наук.-Спб.-2008.-236с.
  105. Э.В., Петрова Н. Г. Современные проблемы охраны репродуктивного здоровья женщин.-Спб.:ПГУС.-2010.-222с.
  106. Е.В. Разработка клинических критериев экспертной оценки качества зубных протезов.//Автореф.дисс.. канд.мед.наук.-М.-2004.-20с.
  107. С.Г. Стратегия тотального качества или конкурентное преимущество профессианалов.Юкономика и менеджмент в стоматологии.-2009.-№ 3(29).-с.66−68.
  108. В.Н., Миргазов М. З. Руководство по ортопедической стоматологии.-М.-Медицина.-2001.-624с.
  109. Н.В., Никитина Н. И. Конструирование металлокерамических зубных протезов с использованием имплантатов.//Сб.научн.тр.
  110. Акт.вопр.стоматологии" к 90-летию В. Ю. Курляндского.-М.-1998.-с.106−108.
  111. Ю.В. Клинико-эпидемиологическое исследование результатов ортопедического лечения больных с частичным отсутствием зубов.//Автореф.дисс.. .канд.мед.наук.-М.-2008.-17с.
  112. Т.В., Орехова Л. Ю. Возможные механизмы и уровни контроля качества в стоматологической помощи населению .//Стоматология.-2000.-№ 2.-с.43−44.
  113. Т.В., Орехова Л. Ю. Роль профессианальной мотивации в подготовке врачебных кадров в стоматологии.//Мат. VII Всеросс.науч.-практ.конф. «Актуальные проблемы стоматологии». -М.-2001.-с.287−288.
  114. Н.Б., Садовский В. В. Мониторинг стоматологической помощи в Москве в 2002 году .//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2002.-№ 1 (6).-с.26−32.
  115. А.А., Шестаков В. Т. Организация системы «Экспертиза качества стоматологической помощи населению России». -М.-2008.-519с.
  116. Кулаков А.А.ДПестаков В. Т. Организация и проведение экспертизы качества стоматологической помощи.-М.-2009.-122с.
  117. А.А., Шестаков В. Т. Основные факторы, определяющие необходимость решения проблем экспертизы качества и управления качества оказания стоматологической помощи.//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2009.-№ 1(27).-с.35−44
  118. И.Н. Совершенствование организации ортопедической помощи населению в негосударственных стоматологических организациях.//Автореф.дисс.. .канд.мед.наук.-М.-2005.-25с.
  119. И.Ю., Левина Е. С., Кудрявая И. В., Есенова З. С. От врача-специалиста к врачу-профессионалу.//Российский стоматологический журнал.-2000.-№ 3.-с.36−38.
  120. Л.Е., Железницких М. В. Метод оценки качества виниров по дифференцированным клиническим критериям .//Мат. ХШсеросс. научо-практ.конф.и тр. УШсъезда Стомат.ассоц.России.-М.-2003.-С.191−193.
  121. В.К., Алимский А. В., Шиленко Ю. В. Статистика стоматологии, состояние, проблемы, пути их решения.//Стоматология.-1999.-№ 4.-с.4−13.
  122. В.К., Шестаков В. Т. Методологические основы стандартизации в стоматологии.//Проблемы стандартизации в здравоохранении.-1999.-№ 3 .-с. 8−12.
  123. В.К., Безруков В. М. Стоматология XXI века(попытка прогноза).//Стоматология .-2000.-№ 6.-с.4−5.
  124. В.К. Здоровые зубы и качество жизни.//Стоматология.-2000.-№ 5.-с.10−13.
  125. В.К., Шиленко Ю. В., Попов A.A. Актуальные проблемы реформирования стоматологической службы.//Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины.-2000.-№ 1.-с.35−39.
  126. В.К., Полуев В. И., Шестаков В. Т. Профессиональные риски и профессиональная ответственность работников стоматологического профиля.//Труды VII Всероссийского съезда стоматологов.-М.-2001.-с.51−57.
  127. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития .//Стоматология для всех.-2001.-№ 4.-с.4.
  128. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспектива ее развития. Стоматология.-2002.-№ 1 (81).-с.75−84.
  129. П.А., Васина С. А., Гудкова Н. Л. и др.Стоматологический уровень здоровья. Методические рекомендации.-M.-1990.-c.33−37.
  130. П.А. Критерии ВОЗ оценки качества системы стоматологической помощи населению.//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2010.-№ 1(30).-с.56−64.
  131. В. А. Территориальная система ведомственной экспертизы качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования (проектирование и апробация нового звена).//Автореф.дисс. .канд.мед.наук.-СПб.-1996.-26с.
  132. А.И. Качество медицинской помощи-определения понятия, контроль, оценка, управление.//Вестник стоматологии.-1998.-№ 4.-с.60−69.
  133. Ломиашвили Л. М. Изучение клинико-морфологических особенностей зубочелюстной системы при проведении реставрационных работ.//Институт стоматологии.-2003.-№ 2.-с.26−31.
  134. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством.-М.-Омега.-Л.-2008.-399с.
  135. Макеева И. М. Отдаленные результаты восстановления фронтальных зубов композитными материалами светового отверждения.-Стоматология.-2002.-№ 5.-с.41−44.
  136. Г. К., Поляков И. В., Водяненко И. М. и др. Управленческий анализ сельского здравоохранения: Межрегиональный аспект.-Саратов.-СПБ.-Изд. «0риент». -2001.-258с.
  137. Л.Н., Цапурина A.C. Клинико-лабораторная оценка маргинальной адаптации пломб при лечении некариозных поражений зубов.//Мат.Х1Всеросс.научно-практ.конф. и тр. VIII съезда Стомат.ассоц.России.-М.-2003.-с.201−202.
  138. Ю.М., Ананьева Н.Г., Кулевич А. Ю., Бутова
  139. B.Г., Арутюнов С. Д. и др. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности.//Руководство.-М.-2000.-22с.
  140. Максимовский Ю.М., Бутова В. Г. Дулевич А.Ю., Арутюнов
  141. Ю.М., Заблоцкая Н. В., Самодин В. И. Анализ и оценка региональных стандартов стоматологической помощи .//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2002.-№ 3.-с.57−60.
  142. Ю.М., Максимовская Л. Н., Орехова Л. Ю. Терапевтическая стоматология.Учебник./под ред. Ю. М. Максимовского.-М.:Медицина.-2002.-640с.
  143. Ю.М., Самива О. В. Организация стоматологической службы в России.//М.:Владос/пресс.-2008.-с.6−11.
  144. А.Ю., Пашинян Г. А., Тучек Е. С. Отдаленная экспертная оценка при гражданских исках.//Стоматология.-2001.-№ 2.-с.47−49.
  145. А.Ю. Медико-правовое обоснование врачебных стандартов оказания медицинской помощи в клинике ортопедической стоматологии.//Дисс.. .докт.мед.наук.-М.-2001.-272с.
  146. А.Ю. Медицинская документация и информирование пациентов как элементы качественного менеджмента в стоматологии.//Стоматология на пороге третьего тысячелетия.//Сб.тез. Российского научного форума с международным участием.-М.-2001.-с.82−83.
  147. А.Ю., Пашинян Г. А., Тучек Е. С., Зайцев В. В., Сиротинская Ф. З. Отдаленная экспертная оценка при гражданских исках качества ортопедического лечения.//Стоматология.-2001 .-№ 2.-с.47−49.
  148. Малый А.Ю."Воробьев П.А., Авксентьева М. В., Стародубов В.И.и соавт. Протокол ведения больных «Частичное отсутствие зубов». //Проблемы стандартизации в здравоохранении.-2004.-№ 12.-е. 116−177.
  149. А.Ю. Клинико-эпидемиологический анализ результатов лечения несъемными конструкциями пациентов с частичным отсутствием зубов.//Стоматология.-2006.-№ 5.-с.56−59.
  150. А.Ю., Прошникова Е. С., Любенко О. Г., Лапшина Н. А., Кресникова Ю. В., Дергунов Д. Н. Анализ работы комиссии по экспертизе качества изготовления зубных протезов за 10 лет(1998−2007г.)в Москве.//Стоматология.-2008.-№ 6(87).-с.47−51.
  151. А.Ю., Бычкова Н. В., Титкина Н. А., Эктова А. И. Доказательная медицина как основа разработки протоколов ведения стоматологических больных.//Стоматология.-2009.-№ 3(88).-с.13−16.
  152. А.И., Гветадзе Р. Ш., Ширина Д. Д. Перспективы применения современных методов диагностики в ортопедической стоматологии.//Труды V съезда Стомат. ассоциации России.-М.-1999.-с.319−320.
  153. Т.Ю. Экспериментально-клинические аспекты совершенствования методики протезирования комбинированными вкладками.//Автореф.дисс. .канд.мед.наук.-Тверь.-1995.-21с.
  154. В.А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К., Лучкевич B.C. Социальная медицина и организация здравоохранения.Т. 1. Руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов.-СПб.-1997.-220с.
  155. И.В. Изучение качества ортопедической помощи по результатам социологического опроса пациентов.//Институт стоматологии.-2001.-№ 1.-с.6−10.
  156. И.В., Данилов К. О., Вишняков Н. И. Организационные механизмы управления качеством ортопедической помощи.//Труды VII Всеросс. съезда стоматологов.-М.-2001.-е.20−22.
  157. С.М. Качество медицинской помощи больным ишемической болезнью сердца.//Автореф.дисс.. .канд.мед.наук.-СПб.-1997.-21с.
  158. Ю.И., Зимин В. П. К вопросу о результативном и процессуальном подходах к оценке качества медицинской помощи//Бюллетень науч.-исслед. инст.соц.гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко.-Вып.4.-М.-1997.-с.147−149.
  159. Моделирование в управлении здравоохранением//Респ.сб.науч.тр. Моск.гос.мед.ин-та/Под ред. С. А. Гаспаряна.-М.-1990.-210с.
  160. .Т., Соболева Т. Ю. Гигиенические мероприятия при наличии ортодонтических конструкций в полости рта.-СПб.-2003.-22с.
  161. Т.Ш. Изучение мнения посетителей коммерческого стоматологического центра в свете анализа эффективности его работы .//Проблемы городского здравоохранения.Вып.2.Сб.науч.тр. под ред.проф. Н. И. Вишнякова.-СПб.-1997.-с.251−258.
  162. В.Н., Сорокоумов Г. JI., Петров Г. А., Фирер Г. А. Особенности и эффективность диспансеризации пациентов внебюджетной стоматологической клиники.//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2001.-№ 3(5).-с.25−28.
  163. О.Г., Омарова Х. О. Наблюдения за состоянием протезного ложа при съемном протезировании в зависимости от сроков наложения протезов.//Сб.научн.тр. «Акт.вопр.стоматологии» к 90-летию В. Ю. Курляндского.-М.-1998.-с. 155−157.
  164. Л.Ю., Антонова И. Н., Калинина Н. А., Акулович A.B. Эстетическое восстановление и микропротезирование зубов с использованием адгезивной техники фиксации.//Метод.указания для студентов под ред.проф. Л. Ю. Ореховой.-СПб.-2003.-32с.
  165. Л.Ю., Кудрявцева Т. В. Организация стоматологической помощи населению и подготовка врачебных данных.-СПб.-2001.-120с.
  166. Л.Ю., Кудрявцева Т. В. Стоматолгическая деятельность.-М.-Мед.Книга.-Н.Новгород.-Изд.НГМА.-2003.-192с.
  167. Пан Е. Г. Обоснование применения СВЧ технологии в ортопедической стоматологии.//Автореф.дисс. .докт.мед.наук.-М.-2004.-44с.
  168. Г. А., Добровольская Н. Е. Дефекты оформления медицинской документации в стоматологической практике и их значение для наступления гражданско-правовой ответственности//Экономика и менеджмент в стоматологии.-2009.-№ 3(29).-с.60−65.
  169. Перепеч Н.Б., Галкин Р. А., Чавпецов В.Ф.(общ.ред.) Гарантии качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования: Метод.пособие.-СПб.-1996.-21с.
  170. Д.С. Ретроспективная оценка качества планирования и проведения ортопедического лечения несъемными зубными конструкциями.//Дисс.. .канд.мед.наук.-М.-2007.-229с.
  171. Д.А. Сравнительный анализ клинических и организационных технологий при оценке качества в терапевтической стоматологии.//Автореф.дисс.. .канд.мед.наук.-М.-2009.-29с.
  172. Д.В. Научное обоснование потребности населения города Челябинска в стоматологической помощи и управление качеством услуг.//Автореф.дисс.. .канд.мед.наук.-Пермь.-2009.-29с.
  173. Политика медицинских ассоциаций в отношении повышения качества медицинской помощи. Рекомендации европейского форума медицинской ассоциации ВОЗ, Утрехт, 28−29 января 1993 г.//Пер. с англ.-М.-1993.-9с.
  174. В.И. Особенности развития стоматологической службы в новых социально-экономических условиях.//Автореф.дисс.. .докт.мед.наук.-М.-2001.-62с.
  175. И.В., Лисанов А. Г., Мацко Г. М. О территориальной системе управления качеством медицинской помощи./ЯТроблемы социальной гигиены и история медицины.-1996.-№ 3.-с.22−24.
  176. Т.Г. О критериях экспертной оценки профессианальных ошибок в стоматологии//Судебно-медицинская экспертиза.-2007.-№ 6.-с.25−27.
  177. Т.Г. Критерий экспертной оценки профессианальных ошибок и дефектов оказания стоматологической помощи на всех этапах стоматологического л ечения//В опросы экспертизы и качества мед.помощи.-М.-2007.-№ 8.-с. 18−24.
  178. Т.Г. Экспертные критерии оценки качества стоматологического ортопедического лечения.//Стоматология.-2008.-№ 3.-с.61−63.
  179. Постановление Правительства РФ от 05.11.97 г. № 1387.
  180. Постановления Правительства РФ от 11.09.98 г. № 096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью» с изменениями и дополнениями от 24.07.2001 г. № 550.
  181. Приказ МЗ СССР от 12.06.84 г. № 670 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению». //МЗ СССР.-М.-1984.-23с.
  182. Приказ МЗ РФ и Федерального фонда ОМС от 24.10.96 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ». -32с.
  183. Приказ МЗ РФ «О медицинских стандартах» № 134 от 08.04.96 г.
Заполнить форму текущей работой