Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Межгрупповое взаимодействие в воинском подразделении как фактор эффективности подготовки младших специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, увеличение статусной и социальной дистанции между группами обучаемых военнослужащих и сержантским составом, в учебных воинских подразделениях, делает необходимым поиск и внедрение в войсковую практику путей и способов психологического сопровождения, прогнозирования и управления процессом взаимодействия данных категорий военнослужащих. В современных условиях меняется сама роль… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 1. Методологические основы-исследования межгруппового взаимодействия
    • 2. Особенности эффективности подготовки младших специалистов в учебных воинских подразделениях
    • 3. Теоретическая модель, критерии и показатели влияния межгруппового взаимодействия в учебном воинском подразделении на эффективность подготовки младших специалистов
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УЧЕБНЫХ ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 1. Замысел исследования межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях и эмпирическая выборка
    • 2. Проблемность межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях
    • 3. Влияние типов межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях на эффективность подготовки младших специалистов
  • ГЛАВА III. ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В
  • ХОДЕ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ СПЕЦИА ЛИСТОВ. >
    • 1. Методология оптимизации межгруппового взаимодействия
    • 2. Комплексная программа оптимизации межгруппового взаимодействия в учебном воинском подразделении
    • 3. Оптимизация межгруппового взаимодействия в учебных воинских подраздеелниях на основе согласования ценностных ориентаций групповых субкультур

Межгрупповое взаимодействие в воинском подразделении как фактор эффективности подготовки младших специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Приоритетной задачей в рамках проводимого в настоящее время формирования нового облика ВС РФ, как отмечает Президент РФ (192), является повышение качества подготовки военных специалистов. Особо остро эта задача стоит для младших специалистов*, период подготовки которых, в связи с переходом военнослужащих по призыву на одногодичный срок службы, сократился' на 45%.

Вместе с тем, увеличение статусной и социальной дистанции между группами обучаемых военнослужащих и сержантским составом, в учебных воинских подразделениях, делает необходимым поиск и внедрение в войсковую практику путей и способов психологического сопровождения, прогнозирования и управления процессом взаимодействия данных категорий военнослужащих. В современных условиях меняется сама роль сержантского состава учебных подразделений — переход на трёхзвенную систему управления ВС РФ требует от данной категории военнослужащих не только высокого уровня сформированности управленческих компетенций, позволяющего самостоятельно осуществлять командование звеном отделение-взвод, но и высокого уровня развития педагогических навыков и социально-психологических качеств, позволяющих в сжатые сроки проводить подготовку высококвалифицированных военных специалистов. Существующие высокие требования к профессионализму сержантского состава, сделали ключевым условием развития необходимого уровня профессиональных компетенций, обученности и боеспособности младших специалистов, эффективное и бесконфликтное взаимодействие групп обучаемых военнослужащих и военнослужащих, проходящих воинскую службу на сержантских должностях. В тоже время, у психологов и Здесь и далее в качестве младших специалистов рассматриваются военнослужащие по призыву, проходящие как курсанты подготовку по военно-учётным специальностям в учебных воинских подразделениях. офицерского состава учебных воинских подразделений отсутствуют знания, навыки и инструментарий регулирования межгруппового взаимодействия военнослужащих по призыву.

Всё это обуславливает необходимость поиска и внедрения в войсковую практику путей и способов психологического сопровождения, прогнозирования и управления процессом взаимодействия групп военнослужащих.

В настоящее время, как. в отечественной, таки в зарубёжной психологической, науке сложилось ряд школ и направлений, исследующих проблематику межгруппового взаимодействия. К наиболее1 заметным наработкам в этой области, в зарубежной науке можно отнести: мотивационные теории (психоаналитическая концепция группового поведения 3. Фрейда, бихевиористическая концепция «Козла отпущения» Д. Долларда и Н. Миллера, теория, авторитарной личностиТ. Адорно), ситуативную < теорию реального конфликта Д. Т. Кэмпбелла и М. Шерифа, когнитивные теории социальной* идентичности. Г. Тэджфела и самокатегоризации Дж. Тернера, а также теории социального доминирования (Ф. Пратто, К.Дж. Рейнольде) и оправдания социальной* системы (Дж. Джост).

В отечественной психологической науке всех исследователей межгруппового взаимодействия можно условно разделить на три большие группы, в зависимости от выбранного ими теоретического подхода. Сторонники первого подхода в качестве определяющего фактора характера и последствий взаимодействия групп рассматривают объективные условия и адекватность ингрупповыхи аутгрупповых представлений (B.C. Агеев, Н. М. Лебедева, Ю. А. Лунёв, В.П. Позняков). Представители второго подхода в качестве главенствующего фактора рассматривают ценностное отношение (или оценку) одной группы к другой (И.Р. Сушков, П.Н. Шихирев). Третий подход представлен работами, рассматривающими влияние на межгрупповое взаимодействие объективных условий, взаимного восприятия и ценностного отношения в совокупности (A.B. Булгаков, О.Н. Колебцева). Отдельно были выделены работы А. И. Донцова и В. Н. Князева, посвященные социально-психологическим аспектам групповых процессов и явлений.

В отечественной военной психологической науке проведено значительное количество фундаментальных исследований психологии воинского коллектива (А.Я. Анцупов, А. Д. Глоточкин, А. Г. Караяни, В. В. Ковалёв, А. И. Шипилов и др.) — предложены пути и способы оптимизации социально-психологического климата вших, взаимоотношений и повышения сплоченности военнослужащих (Н.Ф. Феденко, В.В. Федотов) — разработаны методы оптимизации взаимодействия военнослужащих (В.В. Девятко, C.JI. Евенко, Э.П. Утлик) и рекомендации по повышению эффективности индивидуальной и совместной деятельности (М.И. Дьяченко,.

A.Г. Караяни, C.B. Круткин, И. А. Марковский, М.С. Полянский), а также разработаны принципы и методология повышения эффективности подготовки различных категорий военнослужащих (П.А. Корчемный,.

B.В. Сысоев). В тоже время исследования, посвященные проблематике межгруппового взаимодействия, практически отсутствуют. Отдельные аспекты данного явления изучали Е. Г. Баранов, В. А. Кораблин, Ю. М. Охотников, И. В. Пономаренко, Р. Ш. Сабитов. Целостно и системно данная предметная область была изучена A.B. Булгаковым, рассматривавшим межгрупповые процессы и явления сквозь призму концепции межгрупповой адаптации.

В целом, в современной психологической науке имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению межгрупповых процессов и явлений, и большое количество работ, ориентированных на повышение эффективности подготовки различных специалистов. В тоже время, влияние межгруппового взаимодействия на эффективность подготовки специалистов в современной психологической науке не исследовалось и требует своего теоретического анализа и эмпирического изучения.

Таким образом, запросы повседневной войсковой практики и недостаточная теоретическая изученность данной проблемы в психологической науке определили выбор темы диссертационного исследования и его объектно-предметную область.

Объект исследования — межгрупповое взаимодействие военнослужащих.

Предмет исследования — характер влияния межгруппового взаимодействия военнослужащих в учебных воинских подразделениях на эффективность подготовки младших специалистов и способы его оптимизации.

Цель исследования — на основе теоретического анализа уточнить сущность межгруппового взаимодействия, военнослужащих в учебных воинских подразделениях, в ходе эмпирического исследования выявить возможные типы межгруппового взаимодействия военнослужащих в данных подразделениях, характер их влияния на эффективность подготовки младших специалистов и обосновать способы оптимизации"данного процесса1.

Задачи исследования.

1. Уточнить сущность, показатели и отличительные признаки межгруппового — взаимодействия военнослужащих в учебных воинских подразделениях, разработать теоретическую модель влияния межгруппового взаимодействия военнослужащих на эффективность подготовки младших специалистов.

2. Выявить границы и возможные типы взаимодействия групп военнослужащих, определить психологический механизм формирования данных типов межгруппового взаимодействия и характер влияния различных типов взаимодействия групп военнослужащих в учебных воинских подразделениях на эффективность подготовки младших специалистов.

3. Разработать программу оптимизации межгруппового взаимодействия военнослужащих в учебных воинских подразделениях, позволяющую повысить эффективность подготовки младших специалистов.

Гипотеза исследования.

Характер межгруппового взаимодействия военнослужащих в учебных воинских подразделениях определяется соотношением ценностных ориентаций субкультур групп, с которыми идентифицируют себя военнослужащие. В1 зависимости от степени рассогласованияценностных ориентаций, межгрупповое взаимодействие военнослужащих может приводить к усилению дезинтеграционных эффектов и снижению эффективности подготовки младших специалистов, либо' уменьшению.' выраженности данных эффектов и повышению эффективности процесса подготовки. Повышение эффективности* подготовки младших специалистов .в-учебных воинских подразделениях, возможно путём реализации-программы оптимизации^ межгруппового взаимодействия, направленной на согласование ценностных ориентаций групповых субкультур.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили научные принципы системности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др.) — -детерминизма (В .А. Петровский, М.Г. Ярошевский) — развития (JI.C. Выготский) — единства сознания и деятельности (А.Н. ЛеонтьевС.Л. Рубинштейн и др.) — методология сопряжения, амбивалентных подходов в изучении, межгрупповых процессов! и явлений (A.B. Булгаков), принципы деятельностно-ориентированного (B.C. Агеев, Г. М. Андреева) и ценностно-ориентированного (И:Р. Сушков, П.Н. Шихирев) подходов, к изучению межгрупповых отношенийосновополагающие принципы деятельностного подхода* в’отечественной военной психологии (П.А.Корчемный, Э.П. Утлик) и системно-ситуационного подхода (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) — теории менеджмента и организации (Р. Камерощ К. Куинн, Э. Шейн), а также методология организации прикладного социально-психологического исследования (А.И. ДонцоваВ.Н. Князева, Т. В. Корнилова, Д. Кэмпбелл, К. Маслач, Э. Пайнс).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на общенаучные принципы и теоретической обоснованностью исследования, использованием программы и методик, адекватных цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, экспериментальной проверкой теоретических разработок с применением проверенных принципов организации эмпирического исследования, надежностью и эффективностью методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретацией результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Уточнена сущность межгруппового взаимодействия военнослужащих в процессе подготовки младших военных специалистов как непосредственного или опосредованного воздействия друг на друга военнослужащих, обладающих различной групповой идентичностью. Определён отличительный признак межгруппового взаимодействия военнослужащих в учебных воинских подразделениях, предполагающий наличие во взаимодействующих группах субкультур с выраженными ценностными ориентациями.

2. Эмпирически подтверждено наличие в группах военнослужащих субкультур с различной ценностной направленностью и хаотичность их возникновения в повседневной практике войск. Выявлен психологический механизм формирования различных типов межгруппового взаимодействия военнослужащих, представляющий*" собой соотнесение военнослужащими в ситуации межгруппового взаимодействия ценностных оснований* субкультур взаимодействующих групп. Экспериментально выявлено три типа межгруппового взаимодействия военнослужащих: кооперационный, дистантный и конкурентный.

3. Экспериментально подтверждена зависимость эффективности процесса подготовки младших специалистов в учебном воинском подразделении от типа межгруппового взаимодействия военнослужащих. Выявлено стимулирующее влияние на эффективность подготовки младших специалистов кооперационного типа взаимодействия военнослужащих, несущественное влияние дистантного типа и негативное влияние конкурентного типа взаимодействия.

4. Доказано, что оптимизация межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях путём согласования ценностных ориентаций субкультур групп военнослужащих способствует повышению эффективности подготовки младших военных специалистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Межгрупповое взаимодействие в, учебном воинском подразделении представляет собой, процесс непосредственного или опосредованного^ воздействия друг на друга военнослужащих, обладающих различной групповой идентичностью, при котором хотя бы одна из сторон, участвующих во взаимодействии, воспринимает партнёра по взаимодействию с использованием актуальных групповых категорий. Отличительной характеристикой? межгруппового взаимодействия военнослужащих в учебных воинских подразделениях является наличие в группах военнослужащих субкультур с выраженными ценностными^ ориентациями, которые формируются у курсантов в границах учебных взводов, у сержантов — в границах учебных рот, у офицеров — в границах всего учебного воинского подразделения.

2. Эффективность процесса подготовки младших специалистов в учебном воинском подразделении зависит от типа межгруппового взаимодействия военнослужащих. Кооперационный тип взаимодействия характеризуется ослаблением дезинтеграционных процессов в подразделениях и способствует повышению эффективности подготовки младших специалистов посредствам повышения сплочённости военнослужащих, взаимопонимания и стремления к увеличению числа контактов с • представителями другой группы. Дистантный тип взаимодействия оказывает несущественное влияние на эффективность подготовки младших специалистов. Конкурентный тип взаимодействия сопровождается усилением дезинтеграционных процессов в подразделениях и снижает эффективность подготовки младших специалистов посредствам формирования негативной оценки другой группы и стремления к созданию препятствий для деятельности её представителей.

3. Психологическим механизмом, определяющим тип межгруппового взаимодействия в учебном воинском подразделении, является соотнесение военнослужащими в ситуации межгруппового взаимодействия ценностных ориентацию групповых субкультур. Отсутствие рассогласования’ценностных ориентаций* групповых субкультур характеризуется минимальным* уровнем, проявления эффектов межгруппового взаимодействияи приводит, к формированию1 кооперационного-типа, взаимодействия. Непринципиальное рассогласование ценностных ориентаций групповых субкультур характеризуется? частичной выраженностью эффектов межгруппового взаимодействия и проводит к формированиюдистантного типа взаимодействия. Принципиальное рассогласование ценностных ориентаций групповых субкультур характеризуется выраженностью всех> эффектов межгруппового взаимодействия И' приводит к формированию^ конкурентного типа взаимодействия.

4'. Применение программы оптимизации' межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях позволяет избежать рассогласования ценностных ориентаций взаимодействующих групп и значительно повысить эффективность процесса, подготовки младших военных специалистов посредствам формирования положительной оценки представителей другой группы и готовности вступать с ними во взаимодействие. Практическая значимость исследования:

1. Результаты исследования позволяют сформировать" основу для формирования системы психологического сопровождения, прогнозирования и управления процессом взаимодействия групп военнослужащих.

2. Разработанная система методических средствдиагностики и прогнозирования процесса межгруппового взаимодействия военнослужащих может применяться командирами, работниками кадровых органов и психологами частей в психологическом сопровождении совместной деятельности военнослужащих.

3. Использование, разработанной в ходе исследования, программы оптимизации межгруппового взаимодействия на всех уровнях управления учебными воинскими подразделениями, способствует существенному повышению, как степени сформированности профессионально-важных компетенций отдельно взятой группы военнослужащих, так и эффективности подготовки младших военных специалистов в масштабах подразделения'.

4. Результаты исследования1 могут быть применены для повышения эффективности деятельности, как подразделений силовых структур, так и современных российских предприятий, предполагающих разделение сотрудников на учебные или функциональные группы.

Основные методы и эмпирическую базу исследования составили: теоретический анализ и обобщение литературных источниковнабор эмпирических методов (экспертный опрос, анализ документов, наблюдение, тестирование, сокращённый вариант методики М. Куна и Т. Маркпартленда «Кто Я», адаптированные для. учебных подразделений ВС РФ варианты социометрического опроса Я. Морено, методики Р. Камерона и К. Куинна, методики биполярных черт Дж. Бригхэма, шкалы социальной дистанции Л. Г. Почебут и шкалы измерения установок на межгрупповую открытость-закрытость ивыбор типа взаимодействия Ю.С. Лунёва) — констатирующий и формирующий эксперименты.

Всего, в ходе исследования, было изучено 811 военнослужащих из шестнадцати учебных воинских частей различных родов войск, образовавших 26 групп военнослужащих по призыву и 16 групп офицеров.

При обобщении и анализе материалов* экспериментальнойработы использовались методы статистической обработки, с использованием программ Microsoft Excel, STATISTICA 8 и SPSS-17.

Апробация и внедрение основных результатов исследования.

Теоретические и эмпирические результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции «Ш-е Левитовские чтения» в Московском государственном областном университете «Проблемы взаимодействия в психологии и социальной практике» 21 апреля 2008 годана межведомственной научно-практической конференции «Психология безопасности личности в современных условиях», г. Голицыно, 27 февраля 2008 годана международной научно-практической конференции «Проблемы организационнойпсихологии в, — практике военно-морских сил», г. Севастополь^ 25−26- сентября" 2008. еодш, 'Основныеположения: работы былиопубликованына страницах научного: журнала «Вестник МГОУ» серия «Психологические науки» № 3, 2007 года, обсуждались на заседаниях кафедры психологии ВУ МО РФ. Прикладные аспекты исследования докладывались на методических военных сборах 9 ЦУ МО ВС РФ, используются для совершенствования процесса подготовки младших военных специалистов в в/ч 57 389.'.

Структура диссертации: диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложенияГлава I. Теоретико-методологические основы влияния межгруппового взаимодействия на эффективность подготовки младших специалистов. Глава II. Эмпирическое исследование влияния межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях^ на эффективность подготовки младших специалистов. Глава III. Оптимизация межгруппового взаимодействия— в ходе подготовки младших специалистов. Общий объем диссертации 189 страниц. Работа иллюстрирована 47 графическими элементами (25 рисунков и 22*таблицы).

Выводы по второй главе: 1. В учебных воинских подразделениях, наиболее значимым основанием разделения военнослужащих по призыву насоциальные группы является воинское звание и должность (59% военнослужащих используют данное основание для социальной^ категоризации). Отличительной особенностью межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях являются границы, в которых формируются субкультуры групп, участвующих во взаимодействии: военнослужащие-курсанты образуют субкультуры в границах учебных взводов, военнослужащие-сержанты — в границах учебных рот, офицеры- — в границах всего воинского подразделения. Статистическое большинство данных групп обладают сформированными субкультурами с выраженной направленностью ценностных ориентаций. Доминирующим типом субкультуры группы офицеров в учебных воинских подразделениях являете" культура «Порядка», характеризующаяся направленностью активности внутрь подразделения и стремлением к поддержанию неизменности основных принципов деятельности. Группы курсантов и сержантов не имеют превалирующих типов групповых субкультур.

2. Социально-психологическим механизмом, формирующим тип межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях, является соотнесение военнослужащими, участвующими в ситуации межгруппового взаимодействия, ценностных ориентаций субкультур социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. При этом у групп с согласованными (или идентичными) ценностными ориентациями групповых субкультур формируется кооперативный тип взаимодействия, у групп с принципиально рассогласованными ценностными ориентациямиконкурирующий тип. В условиях непринципиального рассогласования ценностных ориентаций субкультур взаимодействующих групп формируется дистантный тип взаимодействия.

3. Возникновение в учебном воинском подразделении конкурентного типа межгруппового взаимодействия сопровождается усилением дезинтеграционных процессов в подразделениях и снижает эффективность подготовки младших специалистов посредствам формирования негативной оценки другой группы и стремления к созданию препятствий для деятельности её представителей. Формирование в учебном подразделении дистантного типа взаимодействия оказывает несущественное влияние на эффективность подготовки младших специалистов. Развитие кооперационного типа взаимодействия характеризуется ослаблением дезинтеграционных процессов в подразделениях и способствует повышению эффективности подготовки1 младших специалистов посредствам повышения сплочённости военнослужащих, взаимопонимания и стремления к увеличению числа контактов с представителями другой группы.

ГЛАВА III. ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Полученные в процессе трёх этапов констатирующего эксперимента данные позволили сделать вывод о взаимосвязи качественных характеристик межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях и эффективности ПОДГОТОВКИ' младшихвоенных специалистов:

Было установленочто эффективность ¦ процессаподготовки младшихспециалистов в группах курсантов-, имеющих конкурентный тип* взаимодействияс группой^ сержантов или офицеровстатистически значимо ниже, эффективности подготовки младших специалистов' вгруппах курсантов с кооперационным' типом межгруппового взаимодействия с группойсержантов или офицеров. При этом, возникающий в учебном подразделении тип взаимодействия групп определяет наличие либо отсутствие эффектовмежгруппового взаимодействия^ рассматриваемых в отечественной' психологической науке как групповые защитные механизмы (68).

С учётом выявленного в ходе констатирующего блока эмпирического исследования' психологического механизмаформирования типов межгруппового взаимодействия был сделанвывод, чтосогласованность ценностных ориентацийгрупповых субкультур взаимодействующих групп, в учебных воинских подразделениях, является ключевой социально-психологической детерминантой качественных характеристик межгруппового взаимодействиявлияющих на эффективность подготовки младших военных специалистов.

Обобщение полученных данных, неизбежно приводит к вопросу о возможности и необходимости оптимизации — межгруппового взаимодействия военнослужащих в учебных воинских подразделениях на основе согласования ценностных ориентаций групповых субкультур, с целью повышения эффективности подготовки младших специалистов.

§ 1. Методология оптимизации межгруппового взаимодействия.

Под оптимизацией в рамках данного исследования понимается достижение конечной цели коррекции взаимодействия групп. В современной науке оптимизация рассматривается учёными как «процесс выбора наилучшего варианта из возможных, или как процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние» (170). Наиболее 'соответствующими оптимальности^ результатами взаимодействия групп военнослужащих по призыву в учебных воинских подразделениях являются, его конструктивные итоги. По сравнению с такими результатами?* взаимодействиягрупп как усиление групповых защитных механизмов, формирование конкурентного (конфликтного) характера взаимодействия, возникновение негативных аутгрупповых стереотипов и увеличение межгрупповой дифференциации, конструктивными могут быть признаны: формирование кооперативного характера взаимодействия, положительной оценки представителей аутгруппы и низкого уровня" выраженности групповых защитных механизмов. В1 связи с тем, что межгрупповое взаимодействие имеет пролонгированный характер, не имея выраженных границ своего начала и конца, и проходит, как правило, — латентноч для участников' взаимодействия (29), наиболее значимым из перечисленных конструктивных итогов является формирование неконкурентного характера взаимодействия. Поэтому оптимальным взаимодействием групп военнослужащих по призыву в учебных воинских подразделениях, в рамках данного исследования будет считаться взаимодействие, в ходе которого формируется тип взаимодействия групп, отличный от конкурентного.

Специфицируя' выбранную цель оптимизации-, целесообразно уточнить исходные условия её постановки. Первое уточнение — в качестве групп, взаимодействие которых планируется оптимизировать, рассматриваются только группы, формирующиеся на основе критерия воинской должности и звания (выделенного в ходе констатирующего эксперимента, в качестве наиболее значимого критерия разделения военнослужащих по призыву на социальные группы). То есть, рассматривается взаимодействие таких пар групп, как курсанты-сержанты, курсанты-офицеры и сержанты-офицеры. Взаимодействие групп военнослужащих по призыву, равных по воинскому званию и должности, не входит в рамки данного исследования, так как количество ситуаций его проявления в учебных воинских подразделениях существенно меньше количества ситуаций* взаимодействия групп военнослужащих различающихся по данному критерию.

Второе уточнение касается диагностики целевого типа оптимизации, межгруппового* взаимодействия. В ходе эмпирического исследования было доказана, возможность использования в качестве экспресс диагностики типа взаимодействия' групп, шкалы социальной дистанции Л. Г. Почебут, позволяющей отнести взаимодействие групп к конкурентному (конфликтному), дистантному и, кооперационному типу. В тоже время, в качестве психологического механизма формирования того или иного типа межгруппового взаимодействия, влияющего* наэффективность подготовки младших специалистов, в данном исследовании рассматривается согласованность ценностных ориентаций групповых 'субкультур. Данные, полученные в ходе констатирующего этапа эмпирическогоисследования, свидетельствуют о корреляционной связи наличиемпринципиальной рассогласованности базовых ценностей групповых субкультур с конкурентным типом межгруппового взаимодействия. Таким образом, возникновение конкурентного типа взаимодействия групп военнослужащих, различающихся по воинскому званию и должности может быть диагностируемокак непосредственным измерением, (с использованием шкалы социальной дистанции Л. Р. Иочебут, опросника повыявлению установок на тип межгруппового взаимодействия, адаптированной для военнослужащих по призыву шкалы Дж. Бригхэма) так и опосредованным (с использованием адаптированной для учебных подразделений ВС РФ методики диагностики организационной культуры К. Куинна и Р. Камерона, позволяющей выявить наличие принципиального рассогласования ценностных ориентаций субкультур взаимодействующих групп).

Для оценки целесообразности оптимизации межгруппового взаимодействия, на основе выявленных субкультурных закономерностей, с целью повышения эффективности подготовки младших военных специалистов, было проанализировано общее количество возможных случаев снижениякачестваподготовкиспециалистов-, по причине возникновения конкурентного типа межгруппового взаимодействия и сопоставлено с результатамиполученными в ходе реализации— констатирующих этапов, эмпирического1 исследования: Длярешения этой задачи? былопроизведено моделирование всех возможных комбинацийсубкультур взаимодействующих групп. Послемоделирования— было подсчитано возможное количество пар групп, взаимодействующих на основе конкурирующих ценностейгрупповых субкультур (обладающих субкультурами, расположенными па Рис. 9, по диагонали друг от друга).

Учитывая, что наиболее распространённым? типом' организационной культуры (субкультуры группы офицеров, управления) вучебных воинских подразделениях является субкультура «Порядка», предполагающая направленность активности внутрь подразделенияи стремление к поддержанию неизменности основных принципов деятельности, можно предположить, возникновение конкурирующего (конфликтного)¦<¦' типа межгрупповоговзаимодействия* вслучаеналичия в группах сержантовили курсантов субкультуры «Творчества», предполагающей направленность активности во вне подразделения и стремление к новаторству и изменению основных принципов' деятельности.- Возникновение же конкурентного типа межгруппового взаимодействияв парах: сержанты — курсанты, можно предполагать при наличии таких сочетаний групповых субкультур как «Порядка» — «Творчества» и: «Отношений — Дела». Обобщённый результат моделирования всех возможных вариантов сочетания субкультур групп в ходе взаимодействия представлен в. Таблице 17 (для удобства интерпретации тёмным цветом в таблице выделены конфликтные ценностные ориентации в парах сержанты-курсанты, а светлым — в парах офицеры-сержанты и офицеры-курсанты).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено изучению межгруппового взаимодействия в учебных воинских подразделениях как фактора эффективности подготовки младших специалистов.

Проведенный теоретический анализ состояния проблемы межгруппового взаимодействия в современной психологии и результаты экспериментальных исследований позволили сделать следующие выводы:

1. Межгрупповое взаимодействие в учебном воинском — подразделении) представляет собой процесс непосредственного' или опосредованного воздействия^ друг на друга военнослужащих, обладающих различной групповой идентичностью, при котором хотя бы одна из сторон, участвующих во взаимодействии, воспринимает партнёра по взаимодействию? с использованием актуальных групповых категорий. Качественными* показателямиданного процесса являются: наличие в учебном: воинском подразделении эффектов гомогенности аутгруппы, межгрупповой дифференциации и* предрассудков, а также формирующийся тип взаимодействия групп.

2. Группы военнослужащих, взаимодействующие: в учебных воинских подразделениях, обладают субкультурами с выраженными ценностными ориентациями, которые: формируются у курсантов в границах учебных взводов, у сержантов — в границах учебных рот, у офицеров — в границах всего учебного воинского подразделения. Субкультуры курсантови сержантов формируются хаотично и не имеют доминирующего типа. Доминирующим типом субкультурыофицеров является субкультура «Порядка», характеризующаяся направленностью активности внутрь" подразделения и стремлением к поддержанию неизменности основных принципов деятельности.

3. Влияние межгруппового взаимодействия на эффективность подготовки младших специалистов может быть представлено в виде теоретической моделивключающей следующие элементы: взаимодействующие группы военнослужащихвоеннослужащие, выполняющие роли лидеров в данных группахсубкультуры взаимодействующих группситуацию межгруппового взаимодействияпредставителей групп, принимающих участие в ситуации межгруппового взаимодействиясоциально-психологические процессы оценки, идентификации либо отторжениятип взаимодействия, возникающий на основе механизма соотнесения ценностных ориентаций групповых субкультур, а также объективные условия деятельности1 воинского подразделения.

4. Сущность влияния межгруппового взаимодействия на эффективность подготовки младших специалистов состоит в формировании в ходе военно-профессиональной' и внепрофессиональной деятельности групп военнослужащих определённого характера взаимодействия, способствующего, либо препятствующего подготовке специалистов: Содержательным аспектом данного процесса является возникновение и развитие в ситуации межгруппового взаимодействия, одного из возможных типов взаимодействия групп: ослабляющего групповые защитные-механизмы и уменьшающего дезинтеграционные эффекты межгруппового взаимодействия либо усиливающего1 групповые защитные механизмы и дезинтеграционные эффекты межгруппового взаимодействия. При этом ситуация^ межгруппового взаимодействия может быть определенна как сложная объективно-субъективная реальность, ограниченная^ по времени и пространству, и представленная в сознании человека, в которой хотя бы одна из сторон, участвующих во взаимодействии, воспринимает партнёра по взаимодействию с использованием актуальных групповых категорий.

5. Психологическим механизмом, определяющим тип межгруппового взаимодействия в учебном воинском подразделении и его влияние на эффективность подготовки младших специалистов, является соотнесение военнослужащими в ситуации межгруппового взаимодействия ценностных ориентаций групповых субкультур: Взаимодействие представителей субкультур, имеющих принципиально рассогласованные ценностные ориентации, приводит к формированию конкурентного типа взаимодействия и снижению эффективности подготовки младших специалистов. При стихийном, неуправляемом характере формирования межгруппового взаимодействия в учебном воинском подразделении, в порядке 44% случаев взаимодействие проходит на основе рассогласованных ценностных ориентаций групповых субкультур, то есть носит конкурирующий характер, снижающий эффективность подготовки младших специалистов.

6. Предложенная комплексная программа оптимизации межгруппового взаимодействия позволяет снизить вероятность формирования в группах субкультур с противоположными ценностными ориентациями и повысить эффективность подготовки младших военных специалистов посредством регулирования процесса лидерства в' группах и реализации мероприятий социально-психологического'сопровождения взаимодействия групп.'.

Проведенная работа показала необходимость продолжения исследований и позволила наметить их перспективные направления, среди которых: изучение динамики, развития • межгруппового взаимодействия в воинских подразделениях иеё влияния на эффективность деятельности военных специалистовизучение особенностей межгруппового взаимодействия групп военнослужащих, формирующихся по иным, чем воинское звание и должность основаниямисследование межгруппового взаимодействия социальных групп военнослужащих, выполняющих профессиональные задачи в боевой обстановке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений: Дис.. д-ра психол. наук:-М,. 1989.-С. 75−120:
  4. АдорноТ., Сэнфорд Р. Н-, Френкель-Брюнсвик Э, Левинсон Д. Дж. Исследование авторитарной.личности. М., 2001.
  5. Аль-Шелли Абдаль Карим. Влияние социально-психологического климата офицерских коллективов" — на бо.евую. готовность Вооруженных Сил Сирийской Арабской Республики:.Дисканд. психол. наук. — М., 1997.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  7. Андреев И: Т. Психологические условия повышения эффективностидеятельности воина-оператора- на боевом дежурстве: Дисканд. психол.наук. М., 1983.
  8. . Г. М. Социальная- психология:. Учебник для высших учебных заведений. М., 1998.
  9. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы:. Учебное пособие для ВУЗов.-М., 2001.
  10. F.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.
  11. И. Антопольская Т. А. Социально-психологические факторы, детерминации генезиса малой группы: Дис,. канд. психол. наук.-Курск, 1995-
  12. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2001.
  13. IO.IT., Карая’ни. А.Г., Ососков В. П. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения' боевь1Х действий: Учеб. пособие. М., 1999-
  14. Архангельский HiE.,. Валуев С. А., Половников В. А., Черногорский A.M. Экспертные оценки и методология их использования. М., 1974.
  15. Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006.-С. 391. ¦ ¦ ' '¦:¦¦.
  16. Афанасьев В: Г., Урсул А. Д. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. 1982. — № 7.- С.60:
  17. .Ц. Психолого-педашгические проблемы эффективности изучения марксистско-ленинской теории в вооружённых силах: Дис. .д-ра. психол. наук.-М., 1981.
  18. Ю.Б. Особенности межгрупповых взаимоотношений-в организации как основание для прогноза ее развития: Дис.. канд. психол. наук. М., 2007.
  19. Баранов Е. Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими20
Заполнить форму текущей работой