Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые и организационные основы деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне в обеспечении экологической безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Органы внутренних дел являются одним из субъектов системы обеспечения экологической безопасности, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, руководствуясь Федеральными законами «О полиции», «О безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ и др., осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: защита… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-правовые основы деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экологической безопасности Российской, Федерации
    • 1. Понятие, сущность и содержание экологической безопасности
    • 2. Органы внутренних дел в системе обеспечения экологической безопасности

    § 3. Правовые основы деятельности министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации в экологической сфере. Цели, задачи, функции подразделений территориальных органов МВД России по обеспечению экологической безопасности России на региональном уровне.

    Глава II. Совершенствование организационных и правовых основ деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере обеспечения экологической. безопасности России^

    § 1. Организационно-структурное построение специализированных подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне по предупреждению и пресечению экологических преступлений и правонарушений. Международный опыт в противодействии экологической преступности.

    § 2. Организация деятельности подразделений территориальных органов МВД. России по предупреждению и пресечению, экологических преступлений и правонарушений в России.

    § 3. Совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне в области охраны окружающей среды.

    § 4. Организация условий функционирования подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне по предупреждению и пресечению экологических преступлений и правонарушений.

Правовые и организационные основы деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне в обеспечении экологической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Охрана природы, рациональное использование ее богатств возведены в нашем обществе в ранг конституционных принципов1. Их полная реализация стала общегосударственной проблемой, имеющей общечеловеческую значимость. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 г., Дмитрий Медведев заявил, что здоровье нации, ее будущие успехи прямо зависят от того, какое природное наследие мы оставим детям. Несмотря на уникальность и богатство российской природы, ее состояние сегодня трудно назвать благоприятным. Решать эту проблему можно лишь создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере2.

Седьмая часть территории России (с населением в 50 миллионов россиян) или трети всего населения^ находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Крайне неблагоприятная ситуация отмечается в Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Архангельске, Норильске, Кемерово, Красноярске. В ряде регионов из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется1 проблема сохранения биоразнообразия животных и растительных сообществ. К числу таких регионов относятся крупнейшие агломерации: Московская и Санкт-Петербургская, промышленные районы Центральной России, Среднего Поволжья, Среднего и о.

Южного Урала, Кузбасса. По статистическим данным ГИАЦ МВД России анализ выявленных экологических преступлений свидетельствует о еже.

1 Ст. 41, 42, 36, 58 Конституции РФ (с внесенными поправками от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв. С. 3.

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 // Рос. газ. 2010. 1 дек.

3 Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002;2010 годы)» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 11). Ст. 4973. годном их увеличении. Так если в 1997 г. было выявлено 6971 преступлений, то в 2002 г. — 23 417, 2003 г. — 26,1 тыс., в 2004 г. — 30,6 тыс., в 2005 г. -37 113, в 2006 г. — 46 609 преступлений, в 2007 г. — 46 020 экологических преступлений, в 2008 г. — 44 883, в 2009 г. -46 607, в 2010 г. — 39 155. Большая часть экологических преступлений совершается группами и организованными группами. В' тоже время, по оценкам экспертов, латентность экологической преступности считается одной из самых высоких и реально составляет 95−99% в зависимости от вида преступлений.

Достаточно отметить лишь такой факт, 9 февраля 2007 г. в Москве на расширенном заседании коллегии МВД России заместитель Министра внутренних дел РФ O.A. Сафонов указал на неудовлетворительную работу подразделений криминальной милиции и, в частности, подразделений по борьбе с экономическими преступлениямис организованной преступностьюв сфере оборота биоресурсов, лесопромышленном комплексесельском хозяйстве. Одной из причин такой ситуации названо отсутствие глубоко системной научной проработки проблемы, в необходимости разработать новые подходы к организационно-структурному построению подразделений криминального блока, обеспечивающих наиболее оптимальное осуществление оперативной деятельности. Прошло 4 года и ситуация во многих регионах России не изменилась. Например, в Приморском крае за 2009 г. ущерб от незаконных рубок составил 1,8 миллиарда рублей, в Красноярском крае за первый квартал 2010 г. ущерб от незаконных порубок оценен в 828 миллионов рублей, в Архангельской области за первое полугодие 2010 г. черные лесорубы нанесли ущерб государству на 258,9 миллиона рублей.

На расширенном заседании коллегии МВД России, которое состоялась 18 февраля 2010 года, Министром внутренних дел вновь указано на неадекватность складывающейся ситуации принимаемым мерам в сфере добычи и оборота биологических водных ресурсов, в лесопромышленном комплексе. Не лучше ситуация складывается и в сфере оборота земельных ресурсов. Хотя еще в 2007 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ в своем докладе Первый заместитель начальника Правового департамента МВД России генерал-майор милиции Т. Н. Москалькова указала на необходимость в рамках противодействия криминалитету в земельных отношениях разработать и реализовать меры предупредительного характера, улучшить координацию органов, осуществляющих учет и распределение земель, усилить контроль со стороны правоохранительных органов.

Раскрытие преступлений и пресечение административных правонарушений, в том числе и экологического характера — неоспоримая задача органов внутренних дел1. Она осуществляется в форме административной и оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия. В соответствии со ст. 150−151 УПК Российской Федерации в компетенцию органов внутренних дел относится проведение дознания и предварительного следствия по 17 составам экологических преступлений.

В отличие от природоохранных органов, территориальные органы МВД России на региональном уровне имеют право вести оперативно-розыскную деятельность (ОРД) — в строгом соответствии с Федеральным законом РФ от 12 августа 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Одной из главных задач ОРД, согласно ст. 2 помимо «выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений», является: «добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экологической безопасности России». В соответствии со ст. 7 основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: «сведения о событиях или действиях (бездействии) создающих угрозу государственной, военной, экономической, или экологической безопасности Российской Федерации».

Актуальность исследования обусловлена недостатками правового регулирования деятельности органов внутренних дел, их роли и месте в.

1 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 № З-ФЗ ст. 2, п. 2- п. 3. системе государственных органов участвующих в обеспечении экологической безопасности и охране окружающей среды, существующей недооценкой правовых и организационных возможностей системы МВД России и территориальных органов МВД России на региональном уровне в решении задач, имеющих важное значение в общегосударственной деятельности экологического характера.

Степень научной разработанности темы: Трудами многих ученых была заложена основа теории управления в сфере охраны правопорядка, управления органами внутренних дел, таких как: JLIIL Берекашвили, В. П. Бурмистров, В. З. Веселый, С. Е. Вицин, ВВ. ГрищенкоИ. В: Гончаров, Г. Г. Зуйков, А. П. Ипакян, М. П. Киреев, JI.M. Колодкин, В. Б. Коробов, С. М. Крылов, А. Г. Лекарь, И. Е. Ложкин, В. А. Малюткин, А. Х. Миндагулов, A.B. Мелехин, М. Н. Никитин, Г. А. Туманов, В. Ф. Сухарев.

Необходимо отметить труды Академии управления МВД России (В.Е. Сизова и В.Н. Кузьмина), которые разрабатывали теоретически правовые аспекты экологической функции государства и механизм ее реализации, а также работы Н. К. Гориславского, А. Г. Елагина, М. А. Лапиной, Э. В. Маркиной, Ф. Г. Мышко, М. Е. Труфанова и С. А. Старостина, в которых затронуты отдельные аспекты обеспечения экологической безопасности органами внутренних дел.

Правовые и организационные аспекты организации взаимодействия правоохранительных органов, в том числе и с органами участвующими в обеспечении экологической безопасности, рассматривались в трудах В: М. Атмажитова, А. Г. Братко, В. Н. Бутылина, В. В. Герасимова, В.В. Гордиен-ко, И. М. Кардашовой, A.M. Кононова, А. П. Коренева, В. Д. Малкова, А. Ф. Майдыкова.

Что касается проблем экологического права в целом, то значительный вклад в разработку данной тематики вносят исследования таких видных ученых, как Г. А. Аксенок, В. И. Андрейцев, Р. Д. Боголепов, М. М. Бринчук, В. П. Виноградов, Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров, О. Л. Дубовик, Э. Н. Жевлаков, А. И. Казанник, Э. С. Навасардова, Г. И. Осипов, Н. Т. Осипов, В. В. Петров, В. П. Сальников и др.

В трудах перечисленных авторов, анализируются вопросы расширения сферы правового регулирования экологических отношений, рассматриваются проблемы совершенствования российского экологического законодательства. Наряду с теоретическими проблемами формирующейся системы экологического права, большое внимания в данных исследованиях уделяется анализу действующего российского законодательства, экологической функции государства и его перспективам.

Однако многие вопросы, связанные с формированием и функционированием организационно-правового механизма, экологической безопасности, повышением его эффективности, не нашли своего достаточно полного освещения в научной литературе.

Таким образом, изучение опыта организации обеспечения, экологической безопасности, обобщения теоретических работ и выработка на этой основе предложений по совершенствованию данного направления управленческой деятельности в системе территориальных органов МВД России на региональном уровне, представляют актуальную и значимую для практики задачу, решение которой предполагает выдвижение новых подходов к деятельности органов. внутренних дел с системных позиций.

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, складывающиеся в деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Предметом исследования являются правовые и организационные основы деятельности подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства, нормотворческая и правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Цель исследования состоит в выявлении проблем правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России в области экологической безопасности, поиске путей совершенствования этой деятельности, их теоретического обоснования и разработки практических рекомендаций.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятий «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасности» в сфере деятельности органов внутренних дел, «система обеспечения экологической безопасности».

2. Уточнить основные направления деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экологической безопасности.

3. На основе анализа действующего законодательства, регламентирующего деятельность субъектов обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации, в том числе и органов внутренних дел, выработать предложения по совершенствованию правоприменительной практики.

4. Уточнить типовые задачи и функции специализированных подразделений в территориальных органах МВД России на региональном уровне в области реализации экологической функции государства.

5. Выработать предложения и рекомендации по совершенствованию правовых и организационных основ организации взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне по обеспечению экологической безопасности с другими органами исполнительной власти России.

6. Обобщить передовой опыт работы экологических подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне с целью определения путей их эффективного построения в современных условиях, с учетом международной практики противодействия экологической преступности.

7. Разработать авторский вариант организационно-структурного построения специализированных подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне по предупреждению и пресечению экологических правонарушений и преступлений.

Гипотезой исследования является предположение о возможности существенного повышения эффективности функционирования органов внутренних дел в сфере противодействия экологическим преступлениям и правонарушениям путем совершенствования организационно-правового обеспечения.

Методологическая основа и методика исследования представлена системой принятых в юридической науке принципов познания действительности. Диссертантом использованы как общенаучные, так и специально-юридические методы исследования (социологический, формальнологический, сравнительный методы, анализ юридических документов). Особое внимание уделено методу сопоставления правовых норм, подходов и методов нормативно-правового и организационного регулирования организации деятельности органов внутренних дел в противодействии экологическим преступлениям и правонарушениям. В работе применен широкий спектр общенаучных методов: системный, структурно-функциональный, исторический, анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Эмпирической базой исследования являются:

— материалы уголовных дел по экологическим преступлениям за 2001;2009 гг.;

— материалы социологического опроса, проведенного автором среди 410 руководителей органов внутренних дел, слушателей ВАК и факультетов Академии управления МВД России, практических работников Южного, Северо-Кавказского, Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов;

— статистические данные ГИАЦ МВД России за 2003;2010 гг.;

— материалы заседаний межведомственных комиссий: прокуратуры, Рослесхоза, Россельхознадзора по Южному федеральному округу, МВД по Карачаево-Черкесской Республике за 2008;2009 гг.;

— материалы заседаний Координационного совещания руководителей правоохранительных и природоохранных органов в Сибирском федеральном округе, на котором рассматривались вопросы экологической безопасности и охраны окружающей среды за 2007 год;

— результаты изучения инспекторских, целевых, контрольных проверок, статистических данных, докладов, справок, обзоров характеризующих состояние обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в различных субъектах Российской Федерации;

— положения и ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность подразделений участвующих в противодействии экологическим преступлениям и правонарушениям;

— результаты социологических исследований проведенных авторами занимающимися исследованиями в области обеспечения экологической безопасности;

— тексты официально' опубликованных Государственных докладов Министерства природных ресурсов и экологии России «О состоянии и об охране окружающей среды» в 2002 г., 2009 г.

Научная новизна диссертационного исследования определяется ее актуальностью. В рамках диссертационного исследования на монографическом уровне осуществлен системный анализ правовых и организационных основ деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды. В процессе реализации цели диссертационного исследования научная новизна нашла свое отражение в решении частных задач. Наиболее существенные результаты, обладающие научной новизной, выразились в следующем: и.

— разработаны авторские определения: «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасности» в сфере деятельности органов внутренних дел и «система обеспечения экологической безопасности»;

— уточнены цели, задачи, функции специализированных подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне по обеспечению экологической безопасности России;

— определены основные направления деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экологической безопасности Российской Федерациич.

— выработаны" предложения по совершенствованию правоприменительной практики территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере обеспечения экологической безопасности;

— разработаны предложения* и рекомендации' по совершенствованию правовых и организационных основ взаимодействия территориальных органов МВД России на региональном уровне по обеспечению экологической безопасности и укреплению экологического правопорядка с другими органами исполнительной власти Российской Федерации;

— на основе обобщения передового опыта работы экологических подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне, разработан авторский вариант организационно-структурного построения специализированных подразделений по предупреждению и пресечению экологических правонарушений и преступлений.

Указанные элементы новизны позволяют сделать вывод о том, что диссертационное исследование вносит определенный вклад в теорию и практику организации деятельности органов внутренних дел.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение понятий: «экологическая безопасность», как состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей его природной среды от угроз, которые могут возникнуть в результате экологических преступлений и правонарушений, а также антропогенных и природных воздействий- «обеспечение экологической безопасности», как деятельность по осуществлению комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека, общества и природной среде от негативного воздействия экологических преступлений и правонарушений, хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий- «система обеспечения экологической безопасности» — совокупность органов общей и специальной компетенции, различных организаций и их ресурсов, воздействующих на объекты управления, информационных и организационных связей между ними, а также методов формирования управленческих решений, действие которых направлено на обеспечение экологической безопасности и осуществляемых на основе норм, правил и процедур.

2. Органы внутренних дел являются одним из субъектов системы обеспечения экологической безопасности, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, руководствуясь Федеральными законами «О полиции», «О безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ и др., осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: защита конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую средуобеспечение экологической безопасности личности, общества и государстваохрана окружающей среды и экологического правопорядка на территории субъекта Российской Федерациипредупреждение, выявление и пресечение экологических и смежных с ним преступлений и правонарушенийраскрытие и расследование экологических преступленийпроведение мероприятий по профилактике экологических преступлений и правонарушенийоказание содействия органам, осуществляющим государственный экологический контроль и санитарноэпидемиологический надзоручастие в установленном порядке в обеспечении режима экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при проведении карантинных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях на территории субъекта Российской Федерации.

3. Предложения по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности территориальных органов МВД России в обеспечении экологической безопасности включают в себя внесение следующих дополнений в действующее законодательство:

— в Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и в Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации. В раздел II. «Полномочия» добавить пункт: «организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды»;

— в Федеральный закон «О полиции» — в статью 2 «Основные направления деятельности полиции» после пункта 7 «обеспечение безопасности дорожного движения», добавить пункт — обеспечение экологической* безопасности и охрана окружающей среды;

— в статью 12 «Обязанности полиции» после пункта 17 «участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму.» добавить пункт — «участвовать совместно с органами прокуратуры, Росприроднадзором, Рос-сельхознадзором, Росрыболовством, Росздравнадзором, Роспотребнадзо-ром, Рослесхозом и другими заинтересованными ведомствами и общественными организациями в мероприятиях по пресечению браконьерства (незаконной охоты), незаконных порубок леса, незаконной добычи водных биоресурсов, незаконного оборота земли, загрязнения воды, почвы, атмосферы, реализации фальсифицированной и недоброкачественной пищевой, фармакологической и иной продукции угрожающей жизни и здоровью граждан. Совместно с МЧС России участвовать в профилактике и предупреждении лесных пожаров»;

— в статью 12 в п. 19 после слов «осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.» добавить «осуществлять контроль (надзор) за нормативами содержания загрязняющих веществ в выбросах и нормативами уровня шума при эксплуатации механических транспортных средств».

4. С целью повышения эффективности деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне в области обеспечения экологической безопасности и противодействия экологическим преступлениям и правонарушениям целесообразно создание специализированных отделов при министерствах внутренних дел по республикам, главных г управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации. В регионах с высоким уровнем концентрации промышленных производств, а также в субъектах Российской Федерации с наиболее интенсивной добычей и разработкой природных ресурсов необходимо образование управлений полиции по пресечению экологических преступлений и правонарушений.

5. Авторский проект Положения о специализированном подразделении территориальных органов МВД России на региональном уровне в области обеспечения экологической безопасности, в котором определены цели, задачи, функции, структура и организация деятельности, финансирование и материально-техническое обеспечение подразделения. б. Авторский проект Соглашения между территориальным органом внутренних дел, Росприроднадзором и Государственным Тебердинским биосферным заповедником в области обеспечения экологической безопасности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы автора могут быть использованы в качестве дополнения к научной базе теории управления в сфере деятельности органов внутренних дел по обеспечению экологической безопасности. В методологическом аспекте рассматриваются правовое и организационное обеспечение исследуемого предмета, что позволяет объективно оценить место и роль, тенденции развития органов внутренних дел в сфере противодействия экологическим преступлениям и правонарушениям.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения автора могут быть использованы в практической деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне. В процессе исследования внесены предложения направленные на совершенствование системы обеспечения экологической безопасности, форм и методов ее организации.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для проведенияч занятий в рамках служебной подготовки, а также при написании учебных материалов для слушателей учебных заведений системы МВД России.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается используемыми методами сбора и анализа информации, глубокой теоретической проработкой накопленных в науке знаний, изучением обширной правовой литературыглубоким анализом нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную и управленческую деятельность органов внутренних дел и других правоохранительных органов в сфере противодействия экологической преступности и обеспечения экологической безопасности и позволившими обстоятельно изучить предмет исследования, проведенным социологическим исследованием.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации представлены в десяти опубликованных научных работах, общим объемом 3,0 п.л.

Основные положения диссертационного исследования обсуждены в рамках научно-практического семинара «Охрана и рациональное использование биологического разнообразия Российского Кавказа и перспективы развития сети, особо охраняемых территорий в регионе» (13−17 февраля 2006 г. Домбай, Карачаево-Черкесская Республика) — на практическом семинаре в рамках проекта TACIS-IBPP WWF России (26−28 апреля 2006 г. Теберда, Карачаево-Черкесская Республика) — 3−4 октября 2008 года на Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В. Н. Кудрявцева.

Ряд теоретических положений и практических выводов внедрены в практическую и управленческую деятельность Государственной лесной охраны Тебердинского биосферного заповедника и Управления Роспри-роднадзора по Карачаево-Черкесской Республике. Автором разработаны и внедрены в учебный процесс. юридического факультета СевероКавказского государственного технического университета и Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России лекции по обеспечению экологической безопасности (о чем имеются соответствующие акты).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающие семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

В результате вовлечения в криминальную деятельность все новых слоев населения экологическая преступность растет не только количественно, но меняется и качественно, развиваются ее наиболее опасные организованные формы, особенно в сфере землепользования, в лесной и рыбо-хозяйственных отраслях. В настоящее время система органов государственной власти, как общей, так и специальной компетенции, неэффективно осуществляет свои природоохранные функции и как следствие этого — наблюдается рост экологических преступлений и правонарушений, которые по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического и социального характера представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности России. По данным Счетной Палаты РФ ежегодные потери от незаконных порубок леса, составляют более 20 млрд. долларов1. Сегодня более 140 городов России имеют степень загрязненности «высокую» и «очень высокую». Из-за плохой экологической обстановки, по данным экспертовумирают ежегодно 350 тысяч россиян. Только загрязнение воздуха на территории Российской Федерации стоит нам 85 тысяч жизней в год. Ученые констатируют: практически не осталось незао грязненных открытых источников водоснабжения. Из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, 21 процент имеет хронические, в том числе инвалидизирующие заболевания4. Пожарная ка.

1 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в 2002 г.», стр. 368.

2 Российская газета от 28 мая 2008 года № 113(4670). «Экологика». Стр. 4. л.

Российская газета от 21 мая 2009 года № 90(4914). «У воды не напиться» стр. 5.

4 Доклад министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой на заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. «Российская газета» от 20 января 2010 г. Федеральный выпуск № 5088 (9). тастрофа в России в 2010 г. обнажила целый ряд серьезных проблем связанных с обеспечением как пожарной, так и экологической безопасности. Ежегодно в стране горит лес на площади 2−3 миллиона гектаров. Ущерб государству колеблется от 30 до 40 миллиардов рублей. МЧС России отмечает, что 95% причин возгораний является человек. В этой связи важно отметить, что по статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уничтожение и повреждение лесов» дознание, и предварительное следствие проводят органы внутренних дел1. На наш взгляд, такие масштабные экологические правонарушения и преступления можно пресечь только при комплексном применении сил и средств ОВД в тесном взаимодействии с другими природоохранными и правоохранительными органами.

В процессе исследования нами сделан вывод о том, что система обеспечения экологической’безопасности действует неэффективно в силу ряда причин: 1) слабое материально-техническое, кадровое, правовое и организационное обеспечение природоохранных органов- 2) низкий уровень взаимодействия между правоохранительными и природоохранными органами- 3) деятельность федеральных контролирующих органов в сфере обеспечения экологической' безопасности нельзя признать, адекватной реальному положению дел- 4) отсутствие целенаправленной работы со стороны администраций субъектов РФ и органов правопорядка. Эти положения подтверждают и результаты проведенного нами социологического опроса1. Эффективность обеспечения экологической безопасности государства требует системного комплексного подхода со стороны всех органов государственной власти, судебной системы, местных органов самоуправления, общественных организаций и граждан.

Проведенное исследование показало, что органы внутренних дел являются одним из субъектов системы обеспечения экологической безопас.

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Ст. 150−151. ности, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, руководствуясь Федеральными законами «О полиции», «О безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ и др., осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: защита конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую средуобеспечение экологической безопасности личности, общества и государстваохрана окружающей среды и экологического правопорядка на территории субъекта Российской Федерациипредупреждение, выявление и пресечение экологических и смежных с ним преступлений и правонарушенийраскрытие и расследование экологических преступленийпроведение мероприятий по профилактике экологических преступлений и правонарушенийоказание содействия органам, осуществляющим государственный экологический контроль и санитарно-эпидемиологический надзоручастие в установленном порядке в обеспечении режима экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при проведении карантинных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях на территории субъекта Российской Федерации.

На оперативном совещании при Министре внутренних дел, которое состоялось 18 мая 2004 г., был рассмотрен вопрос: «Об организации работы органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений экологической направленности». В ходе совещания была подчеркнута важность проведения органами внутренних дел скоординированных с представителями заинтересованных ведомств мероприятий по защите природных ресурсов и биологического разнообразия флоры и фауны. Решением совещания соответствующим службам МВД России даны поручения о подготовке обращения к главам администраций субъектов Российской Федерации о целесообразности создания в составе милиции общественной безопасности, финансируемой за счет бюджетов субъектов Российской.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008 г. принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек. № 237- 2009. 21 января. № 7.
  2. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
  3. Международная конвенция об охране растений (06.12.1951 г., Рим) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 18. М., 1960.
  4. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16.11.1972 г., Париж, принята на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993.
  5. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (13.11.1979 г., Женева) // Ведомости ВС СССР. 1983. № 23. Ст. 341.
  6. Конвенция об охране озонового слоя (22.03.1985, Вена) // Действующее международное право. Т.З. М.: Московский независимый институт международного права, 1997.
  7. Конвенция о биологическом разнообразии (05.06.1992 г., Рио-де-Жанейро) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 19. Ст. 2254.
  8. Водный Кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
  9. Воздушный Кодекс Российской Федерации 1997 г. // Рос. газ. 1997. 26 марта.
  10. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей природной среды в Российской Федерации». М.: Министерство природных ресурсов, 2002.
  11. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год (п. 14 «Право на благоприятную окружающую среду») // Рос. газ. 2009. 17 апреля. № 68 (4892).
  12. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
  13. Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  14. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Рос. газ. 2011. 08 февр. № 25 (5401).
  15. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 29.12.2001 г., с изм. от 30.12. 2001 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  16. Федеральный закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446−1 «О безопасности» (ред. от24.12.1993 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 799 (утратил силу).
  17. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» // Справочная правовая система «Гарант».
  18. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 года № 403-Ф3 «О Следственном комитете Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант».
  19. Федеральный закон РФ от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» // СЗ РФ. 1994. № 31. Ст. 3200.
  20. Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
  21. Федеральный закон РФ от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ «О ратификации конвенции о биологическом разнообразии» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 601.
  22. Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (ред. 07.05.2002) // СЗ РФ. 1995і № 15. Ст. 1269.
  23. Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
  24. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 20.03.2001) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
  25. Федеральный закон РФ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 21.03.2002) // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
  26. Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.
  27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 22.07.2008. № 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  28. Федеральный закон РФ от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.
  29. Федеральный закон РФ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // Рос. газ. 2006. 08 декабря.
  30. Лесной Кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2008 г. № 200-ФЗ // Рос. газ. 2006. 08 декабря.
  31. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.12.2000 г.) // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
  32. Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 30.12.2001 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
  33. Федеральный закон РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
  34. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  35. Уголовно-процессуальный* кодекс Российской. Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4921.
  36. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля 2002 г.) // Справочная правовая система «Гарант».
  37. Федеральный закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» (ред. от 30.06.2002) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503 (утратил силу).
  38. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  39. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 260 Уголовного кодекса, 1 Российской Федерации и статью 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
  40. Федеральный закон РФ от25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Рос. газ. 2008. 30 декабря. № 266 (4823).
  41. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 8 февраля. № 25 (5401).
  42. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Рос. газ. 2011. 8 февраля. № 25 (5401).
  43. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» // Рос. газ. 2011. 8 февраля. № 25 (5401).
  44. Указ Президента Российской Федерации от Г марта 2011 г. № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» //Рос. газ. 2011. 8 февраля. № 25 (5401).
  45. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1155 «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 14. Ст. 1096.
  46. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 436.
  47. Указ Президента Российской Федерации от :1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской- Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.
  48. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов- исполнительной власти» // Рос. газ. 2008. 13 мая. № 4657.
  49. Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1037 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4527.
  50. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
  51. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О, структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от2904.2002)// СЗ РФ- 2000. № 21. Ст. 2168.
  52. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы госу-дарственнойзслужбы Российской Федерации (2009−2013 годы)» // Рос. газ. 2009МЗ марта. № 43 (4867).
  53. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Справочная правовая система «Гарант».
  54. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию) деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Рос. газ. 2009- 28 дек. № 5075.
  55. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию? «Не будет ншреволюцищвпн-контрреволюций"// Рос. газ. 2001. 4 апреля. № 66.
  56. Постановление Правительства РФ от 28 июля 19 921 г. № 524 «О мерах по усилению охраны лесов от пожаров» (с изм. и доп. от 14 августа 1992 г.) // САПП РФ. 1992. № 5. Ст. 249.
  57. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229 «О создании единой государственной системы экологического мониторинга» // САПП РФ. 1993. № 48. Ст. 4641.
  58. Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» // СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4648.
  59. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1996. № 39. Ст. 4563.
  60. Постановление Правительства РФ от 10 октября 1996 г. № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» // СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5014.
  61. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД России» (ред. от 06.02.2002) // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3916.
  62. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1445 «Обутверждении соглашения об-информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей, природной среды» // СЗ РФ.1998. № 50. Ст. 6161.
  63. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. № 1594 «О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды» (ред. от 17.12.2001) // СЗ РФ.1999. № 2. Ст. 302.
  64. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды» // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3590.
  65. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 «О подразделениях криминальной милиции» (ред. от 26.07.2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4904.
  66. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002−2010 годы)» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч.2). Ст. 4973.
  67. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий Федеральных^ органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант».
  68. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2007 г. № 456 «Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» //Справочная правовая система «Гарант»
  69. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» // Справочная правовая система «Гарант».
  70. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» // Справочная правовая система «Гарант».
  71. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 404 «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581.
  72. Экологическая доктрина Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р // Рос. газ. 2002. 18 сент. № 176.
  73. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Бюллетень Верховного суда РФ. 1999. № 1.
  74. Закон Ульяновской области от 3 октября 1996 г. «Об экологической безопасности на территории Ульяновской области» // Справочная система «Консультант Плюс». Региональное законодательство.
  75. Закон Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. № 45−3 «Об экологической безопасности» // Правовая среда. 1996. 18 сент. № 36 (136).
  76. Закон Курской области от 5 июля 1997 г. № 16-ЗКО «Об экологической безопасности» (в ред. Закона Курской области от 08.05.2001 г. № 21-ЗКО) // Справочная система «Консультант Плюс». Региональное законодательство.
  77. Закон Московской области от 28 июля 1999 г. № 49/99−03 «Об экологическом подразделении Главного управления внутренних дел Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 1999. № 9, сентябрь.
  78. Закон Оренбургской области от 7 декабря 1999 г. № 395/83 «Об экологической безопасности» // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.11.1999 г. // Южный Урал. 1999. 28 дек. № 245. С. 2.
  79. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 января 2000 г. № 20 «Об утверждении Положения, об отделе милиции по предупреждению экологических правонарушений при МВД Республики Саха (Якутия)».
  80. Постановление Правительства г. Москвы от 18 сентября 2001 № 849-ПП «Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы» // Вестник мэрии Москвы. 2001. № 37. Октябрь.
  81. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан-от 21 сентября 2001 г. № 672 «О мерах по укреплению экологической безопасности в Республике Татарстан».
  82. Приказ МВД России от 10.02.1993 г. № 54 «Об утверждении состава постоянно действующей комиссии по экологическим проблемам РФ».
  83. Приказ МВД России от 10.02.1998 г. № 92 «О порядке привлечения морских в/ч внутренних войск МВД РФ к охране общественного порядка на акваториях водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами».
  84. Распоряжение Министра внутренних дел РФ от 18.08.2001 г. № 1/15 024 «О взаимодействии с органами природопользования и создании подразделений по борьбе с экологическими правонарушениями».
  85. Приказ ГУВД г. Москвы от 21.11.2001 г. № 588 «Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной^среды5 ГУВД г. Москвы».
  86. Приказ МВД России № 223−2002 «О проведении эксперимента в Республике Татарстан».
  87. Приказ МВД России от 21.08.2002 № 731 «О включении ГУВД Московской области в эксперимент, проводимый в соответствии с приказом МВД России от 27 августа 2001 г. № 767».
  88. Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (в ред. приказов МВД России от 03.05.2003 № 300, от 30.03.2006 № 217). // Справочная правовая система «Гарант».
  89. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
  90. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 464 «Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
  91. Приказ МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1120 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации».
  92. Приказ МПР РФ и МВД РФ от 12 сентября 2007 г. № 238/802 «Об образовании Межведомственной комиссии по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины». // Справочная правовая система «Гарант».
  93. Директива МВД России от 13 октября 2008 г. № Здсп «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2009 году».
  94. Приказ МВД России о 06 марта 2009 г. № 193дсп «Об объявлении решения коллегии МВД России».
  95. Директива МВД России от 26 декабря 2009 г. № 1дсп «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2010 году"2. Монографии и статьи
  96. Г. И., Новиков И. В. Экологическая безопасность России. Проблемы правоприменительной практики. Сб. научных трудов. СПб.: НИИ Генпрокуратуры, 2003.
  97. Т.С. О некоторых проблемах борьбы с экологическими правонарушениями (по материалам Всероссийского совещания) // Государство и право. 1997. № 1. С. 100−119.
  98. М.М. Охраняем окружающую среду или обеспечиваем экологическую безопасность? // Гос-во и право. 1994. № 8−9. С. 118−127.
  99. М.М. О понятийном аппарате экологического права // Гос-во и право. 1998. № 9. С. 20−28.
  100. Ю.Е. Правовое обеспечение экологической безопасности. Материалы российско-германского теоретического семинара, 15−17 июня 1994 г. // Экологическая безопасность: проблемы законодательного обеспечения. М.: МНЭПУ. 1994. С. 44−45.
  101. И.В. Обеспечение безопасности государства и права человека // Демократия и безопасность государства: правовые, исторические и социальные аспекты. Сб. научных трудов. М.: Академия управления МВД России. 2008. С. 87−91.
  102. В.Д. Совершенствование борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в сфере экологии // В сб. Преступность и законодательство / Отв. ред. А. И. Долгова, проф., д.ю.н. М.: Криминолог, ас-соц., 1997. С. 85.
  103. М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность // Правоведение. 2000. № 1.С. 113−120.
  104. А.П. Об организации работы органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений экологической направленности. Сб. научных трудов. М.: НИИ Генеральной прокуратуры РФ, 2005.
  105. В.И. Экологическая преступность // СОЦИС. 2005. № 7. С 104−107.
  106. A.M. Экологические преступления против мира и безопасности человечества // Гос-во и право. 1994, № 7. С. 81−90.
  107. Правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации (Материалы круглого стола) // Гос-во и право. 1998. № 6. С. 104−117.
  108. В.П., Соболь И. А., Дзейтов С. А., Шапиев С. М. Охрана окружающей среды в России: периодизация деятельности правоохранительных органов: Материалы конференции «МВД 200 лет». СПб., 1999. С. 41−44.
  109. Тер-Акопов A.A. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998.
  110. A.C. Глобальная экологическая безопасность — международно-правовой аспект // Сов. гос-во и право. 1989. № 1.С. 84−92
  111. М.Е. О правовом обеспечении природоохранной функции органов внутренних дел // Теоретико-прикладные проблемы оперативно-розыскной деятельности в России на современном этапе. Домодедово: РИПК МВД России, 1997. С. 102−108.
  112. Учебники, учебные пособия, лекции
  113. В.Г., Волков В. И. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел. М., 1990. -83с.
  114. A.A. и др. Возрождение Волги — шаг к спасению России. Кн. 3. Роль Московского региона в возрождении Волги. Ч. 2 Московская область / Под ред. И. К. Комарова. М.: РАУ-Университет, 2000. -736с.
  115. В.М. Правовые формы административной деятельности Советской милиции. Учебное пособие. М.: Высшая школа МВД СССР, 1969. -58с.
  116. Р.Д. Правовые основы деятельности милиции по охране природы. М., 1967. -36с.
  117. Р.Д., Жаворонков Н. М., Разаренов Ф. С. Административная деятельность милиции по охране природы: Учебно-практическое пособие. М.: Высшая школа МВД СССР, 1972. -50с.
  118. С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000. -448с.
  119. Комментарий к закону РФ «Об охране окружающей природной среды» / Под общ. ред. С. А. Боголюбова. М., 1997. -382с.
  120. М.М., Дубовик О. Л., Жаворонкова Н. Г., Колбасов О. С., Экологическое право: от идей к практике. М.: Институт государства и права РАН, 1997. -29с.
  121. А.Ю. Природоохранная деятельность российской прокуратуры. Монография. М.-.МНЭПУ, 1999. -164с.
  122. A.B. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. Монография. Изд. 2, испр. и доп. М.: ЭДАС ПАК, 2000: -360с.
  123. В.В., Дмитриевский P.C. Общеправовые и уголовно-правовые аспекты экологических преступлений. Учебное пособие. М.: ЮИ МВД РФ. 2000.-112с.
  124. А.Е. Роль органов внутренних дел в охране окружающей среды. Учебное пособие. М., 1984. -42с.
  125. О.Л., Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса РФ. М.: Спарк, 1998. -370с.
  126. О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольф Г. Экологическое право. М., Эксмо, 2005. -765с.
  127. Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1996. -92с.
  128. Правовые проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Э.Н. Жев-лакова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  129. А.П., Платонов Ю.Г1., Ахмадеева Л. М-, Противодействие транснациональной организованной преступности и терроризму в экологической сфере: теоретико-правовые аспекты. Монография / Под общ. ред. проф. А. П. Камышникова. М.: Щит-М, 2011. -564с.
  130. И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2006. -209с.
  131. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А. П. Коренева. М., 1997. -346с.
  132. И.О. Экологическое право-и управление в США. М.: Байкальская академия, 1992. -240с.
  133. М.А. Обеспечение экологической безопасности правоохранительными органами: зарубежный опыт. Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2001. -115с.
  134. H.A. Экологические преступления: уголовно-правовой анализ. Монография. М.: Изд-во ООО «Юрлитинформ», 2009. -352с.
  135. Ф.Г. Экологическая безопасность. Монография. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. -175с.
  136. А.П. Организация и методы изучения оперативной обстановки в городе, районе. М.: Академия МВД СССР, 1990. -9с.
  137. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. -149с.
  138. О.В., Сухарев В. Ф. Цели, задачи и функции органов внутренних дел. М., 1989.
  139. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. -367с.
  140. Постатейный научно-практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. д.ю.н., проф. А. П. Шергина. М.: ЗАО «Библиотечка РГ», 2002. -640с.
  141. Экологическая безопасность России. Материалы Всероссийского совещания по борьбе с экологическими правонарушениями (Москва, 2627 мая 1996 г.). М.: Юрид. лит. 1997. Вып. 3. -128с.
  142. Диссертации и авторефераты
  143. A.M. Экологическая функция Российского государства. Дисс.канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1997. -185с.
  144. И.М. Экологические преступления. Дисс. д-ра юрид. наук. Караганда, 1996. -325с.
  145. В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Дисс.канд. юрид. наук. М., 1999. -164с.
  146. A.C. Административно-правовые меры обеспечения экологической безопасности, применяемые милицией: Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001. -24 с.
  147. А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Дисс. .д-раюрид. наук. М., 1992. -325с.
  148. С.Г. Государство и экологическая безопасность: Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. М., 1991. -52с.
  149. Т.В. Законодательные основы экологической безопасности в Российской Федерации (Теоретико-правовые основы). Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1995. -156с.
  150. В.В. Экологическая функция Российского государства и роль органов внутренних дел в ее реализации. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1996. -211с.
  151. И.О. Экологическое право США: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. М., 1997. -35с.
  152. М.А. Теоретические и организационно-правовые основы реализации экологической функции государства органами внутренних дел. Дисс.. д-ра юрид. наук. М., 2002. -393с.
  153. Э.В. Экологические права граждан в условиях современной России и механизм их реализации (административно-правовой аспект). Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2002. -24с.
  154. А.П. Административно-правовая деятельность органов внутренних дел по охране окружающей природной среды. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1998. -27с.
  155. Э.С. Теоретические проблемы регулирования экологического управления на региональном уровне. Дисс.. д-ра юрид. наук. М., 2002. -509с.
  156. М.Н. Информационное обеспечение стратегического управления в органах внутренних дел. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003. -207с.
  157. В.Е. Экологическая функция государства и механизм ее реализации: теоретико-правовой аспект. Дисс.. д-ра юрид. наук. М., 2005. -367с.
  158. A.M. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями (теоретический и прикладной аспекты): Автореф. дисс.. д-ра юрид. наук. М., 1994. -41с.
  159. М.Е. Административно-правовая деятельность милиции по охране лесов России. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1998. -211с.
  160. А.Н. Ресурсное обеспечение Стратегического управления в ОВД. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 2001. -195с.
  161. Т. Жизнь в окружающей среде. Ч. 3. Пер. с англ. / Под ред. Г. А. Ягодина. 1996. -400с.
  162. Н. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. Пер. с англ. / Под ред. О. С. Колбасова и A.C. Тимошенко. М.: Прогресс, 1990. -528с.
  163. The Role of Interpol // International Criminal police Review. 1996. Number 458/459. P 53−55.
  164. Georqes Domerque. Protection of the environment under French penal law // International Criminal police Review. 1996. Number 458/459. P 77−83.
  165. Frans Geyseis. Protecting the environment — the Belgian Gendarmeries approach // International Criminal police Review. 1996. Number 458/459. P. 66−67.
  166. Архивные источники и официальные документы, утратившие силу
  167. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (утратил силу) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
  168. Приказ МВД СССР от 09.04.1973 г. № 95 «О выполнении органами внутренних дел постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.12.1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (утратил силу).
  169. Указание МВД СССР от 09.07.1974 г. № 122 «Об-усилении охраны природы и борьбы с браконьерством и загрязнением окружающей среды» (утратило силу).
  170. Приказ МВД СССР от 27.02. 1981 г. № 59 «О мерах по усилению охраны морей, рек других водоемов Арктического бассейна от загрязнения» (утратил силу).
  171. Приказ МВД СССР от 15.06. 1982 г. № 186 «Об объявлении Положения о государственном контроле за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов» (утратил силу).
  172. Приказ МВД СССР от 17.09.1982 г. № 304 «Об объявлении Указа ПВС СССР «Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха» (утратил силу).
  173. Приказ МВД СССР от 17.09.1982 г. № 306 «Об объявлении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха (согласно Постановлению Совета Министров СССР от 19 августа 1982 г. № 764)» (утратил силу).
  174. Приказ МВД СССР от 16.09.1985 г. № 173 «Об объявлении Указа ПВС СССР от 14.08.1985 г. «Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира» (утратил силу).
  175. Приказ МВД СССР от 16.12.1981 г. № 1180 «О соблюдении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмо- * сферу и вредных физических воздействий на нее».
  176. Указание МВД СССР и Госкомгидромета от 29.04.1982 г. № 45/К-676 «О проведении Всесоюзной операции «Чистый воздух».
  177. Указание МВД СССР и Минлесхоза РСФСР от 13.04.1984 г. № 41/54/197 «О повышении эффективности работы инспекторов службы милиции по охране и сбережению лесов от пожаров».
  178. Указание Прокуратуры СССР, МВД СССР, Минрыбхоза СССР от 25.03.1986 г. № 10/13/34 «Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с посягательством на рыбные запасы».
  179. Статистические сведения о преступлениях, предусмотренных гл. 26 УК РФ ЗА ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2003 Г. незаконная добыча водных животных и растений ст. 256 УК (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
  180. Ф.453 КН.910 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
  181. Республика Дагестан 692 47.2 668 45.9 195 -35.2 429 197.9 0 267 -40.4
  182. Республика Ингушетия 1 1 — 0 — 0 — 0 — 0
  183. Кабардино-Балкарская респ. 0 -100.0 0 -100.0 0 -100.0 0 0 — 0 -100.0
  184. Республика Калмыкия 300 154.2 279 138.5 101 65.6 181 402.8 0 128 45.5
  185. Карачаево-Черкесская респ. 1 0 — 1 — 0 — 0 — 1
  186. Респ. Сев. Осетия (Алания) 0 0 — 0 — 0 — 0 — 0
  187. Чеченская республика 0 0 — 0 — 0 — 0 — 0
  188. Краснодарский край 747 -6.5 728 -8.8 705 -9.0 19 1800.0 0 823 -9.8
  189. Ставропольский край 1 -80.0 1 -80.0 1 -66.7 0 -100.0 0 0 -100.0
  190. Астраханская область 2852 23.7 2747 21.4 1639 9.0 1097 58.3 0 2046 2.9
  191. Волгоградская область 750 36.4 735 34.9 658 27.3 70 900.0 0 729 26.34 4. Ростовская область 1178 7.8 1154 6.3 1115 4.9 24 500.0 0 1216 7.0
  192. Приволжский фед. округ 943 -7.4 931 -6.8 906 -7.4 16 100.0 0 1134 -1.7
  193. Республика Башкортостан 16 128.6 16 300.0 12 140.0 0 0 23 109.1
  194. Республика Марий-Эл 29 -35.6 29 -34.1 29 -35.6 0 0 — 32 -38.5
  195. Республика Мордовия 1 1 — 1 — 0 — 0 — 2
  196. Республика Татарстан 528 -1.7 523 -2.1 515 -1.3 10 66.7 0 587 0.3
  197. Удмуртская республика 9 125.0 8 166.7 9 200.0 0 0 — 19 171.4
  198. Чувашская республика 7 -50.0 7 -46.2 7 75.0 0 0 — 11 83.3
  199. Кировская область 8 100.0 8 100.0 8 100.0 0 0 — 11 57.1
  200. Нижегородская область 132 -6.4 129 -7.2 127 -7.3 3 0 — 191 7.9
  201. Оренбургская область 30 3.4 29 20.8 28 0.0 1 0 — 39 14.7
  202. Пензенская область 2 -66.7 2 -66.7 2 -60.0 0 0 — 3 -62.5
  203. Пермский край 115 -14.8 114 -14.9 112 -14.5 1 0.0 0 150 -6.3
  204. Самарская область 15 -16.7 14 -17.6 9 -47.1 0 0 — 8 -61.9
  205. Саратовская область 29 -43.1 29 -43.1 25 -50.0 1 0.0 0 32 -42.9
  206. Ульяновская область 22 -18.5 22 -15.4 22 -18.5 0 0 — 26 -13.3-Уральский фед. округ 268 78.7 258 80.4 212 59.4 36 414.3 0 306 85.5
  207. Курганская область 2 2 1 — 0 — 0 — 1
  208. Свердловская область 72 5.9 68 7.9 53 -14.5 14 600.0 0 76 2.7
  209. Тюменская область (с а/о) 176 252.0 170 254.2 143 266.7 22 340.0 0 212 300.0 В том числе
  210. Тюменская обл. (без а/о) 1 1 — 1 — 0 — 0 — 2
  211. Ханты-Мансийский АО 157 234.0 152 237.8 132 256.8 15 200.0 0 193 302.1
  212. Ямало-Ненецкий АО 18 500.0 17 466.7 10 400.0 7 0 — 17 240.0
  213. Челябинская область 18 -43.8 18 -43.8 15 -53.1 0 0 — 17 -55.3
  214. Сибирский фед. округ 849 47.7 795 48.9 666 62.0 104 -1.0 0 819 65.1
  215. Республика Алтай 4 100.0 4 300.0 2 1 0.0 0 2
  216. Республика Бурятия 372 12.4 334 -42.5 270 43.6 74 -26.0 0 354 51.3
  217. Республика Тыва 0 -100.0 0 -100.0 0 -100.0 0 0 — 0 -100.0
  218. Республика Хакасия 1 -85.7 1 -85.7 0 -100.0 1 0.0 0 0 -100.0
  219. Алтайский край 8 14.3 7 0.0 7 16.7 1 0 — 13 62.5
  220. Красноярский край 69 32.7 65 32.7 58 26.1 6 200.0 0 67 17.5
  221. Иркутская область (с а/о) 110 37 .5 110 37.5 95 18.8 0 0 101 26.3 В том числе
  222. Иркутская область (без а/о) 110 37 .5 110 37.5 95 18.8 0 0 101 26.3
  223. Усть-Ордынский Бурятский АО 0 0 — 0 — 0 0 — 0
  224. Кемеровская область 1 -66 .7 1 -66.7 1 -50.0 0 0 2 -66.7
  225. Новосибирская область 262 249 .3 253 246.6 219 222.1 19 1800.0 0 260 205.9
  226. Омская область 11 -15 .4 9 -30.8 9 -18.2 0 0 13 -7.1
  227. Томская область 11 266 .7 11 450.0 5 66.7 2 0 7 40.0незаконная добыча водных животных и растений ст. 256 УК (ОКОНЧАНИЕ)1. Ф.453 КН.91 010
Заполнить форму текущей работой