Методы формирования моделей и механизма коммерциализации технологических инноваций в промышленности
Низкая конкурентоспособность российской промышленности уже привела к потере более 50% внутреннего рынка индустриальных товаров и услуг. Это притом, что Россия до сих пор обладает одним из лучших в мире научно-технических потенциалов. Зачастую, разработанные в России образцы техники или технологии превосходят зарубежные аналоги, но судьба их плачевна. Они либо уходят за бесценок за рубеж, либо… Читать ещё >
Содержание
- 1. 1. Понятийный аппарат инновационных процессов
- 1. 2. Становление и развитие моделей, характеризующих инновационный процесс
- 1. 3. Сущность коммерциализации инноваций
- 2. 1. Отличительные особенности коммерциализации инноваций как элемента трансфера технологий
- 2. 2. Основные критерии успешности организации при коммерциализации инноваций
- 2. 3. Оценка возможностей и анализ факторов коммерциализации инноваций
- 3. 1. Модель коммерциализации инновации
- 3. 2. Состав и характеристика этапов внедрения модели коммерциализации инноваций
- 3. 3. Оценка эффективности внедрения и реализации модели на инновационном предприятии
Методы формирования моделей и механизма коммерциализации технологических инноваций в промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновация является ключевым фактором развития предприятий в условиях рыночного хозяйства, основанного на принципах конкуренции. Если организация не будет использовать и внедрять новшества, то она имеет очень высокие шансы прекратить свою деятельность. Кроме того, неудачно внедренное новшество также может привести к подобным последствиям.
В тоже время инновации и творческий подход могут стать гарантом дееспособности компании. За примерами далеко ходить не надо, существуют лидирующие мировые компании, такие как ЗМ, Sony, Casio, Lexus, Braun, Honda и многие другие.
По различным оценкам, в промышленно развитых странах от 75 до 85% промышленного производства обеспечивается за счет использования инноваций. Оживление производства в странах, переживших экономические кризисы, происходит, как правило, через активизацию инновационных процессов [4]. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.
При этом необходимо отметить, что для инновационного режима развития экономики требуется целый ряд предпосылок, а именно: сильная научная сфера, хорошая образовательная система и развитые производственные мощности. К сожалению, если эффективно не распоряжаться этими возможностями, то инновационные ресурсы очень быстро тают.
Низкая конкурентоспособность российской промышленности уже привела к потере более 50% внутреннего рынка индустриальных товаров и услуг [4]. Это притом, что Россия до сих пор обладает одним из лучших в мире научно-технических потенциалов. Зачастую, разработанные в России образцы техники или технологии превосходят зарубежные аналоги, но судьба их плачевна. Они либо уходят за бесценок за рубеж, либо остаются невостребованными долгие годы, постепенно морально устаревая. Сказывает отсутствие в стране инновационного климата, который мог бы благоприятствовать обновлению производства, реализации новейших достижений науки и техники в реальном секторе экономики.
Как убедительно показывает мировая практика, в настоящее время наиболее эффективным способом внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в практику является взаимовыгодное взаимодействие всех участников процесса превращения научного результата в рыночный продукт, который получил название коммерциализация инноваций. При таком способе все участники инновационного процесса, будь то ученые и разработчики инновации, либо инвесторы, экономически заинтересованы и имеют высокую мотивацию для получения максимального коммерческого эффекта от использования инноваций.
В современной России уже можно найти различные элементы инновационной интеграции. Существовавшая фундаментальная наука смогла сохранить большую часть своего потенциала и на сегодняшний момент показывает растущую инновационную активность. В 2004 году создано Федеральное агентство по науке и инновациям. Существующие фонды целевого финансирования инновационных проектов предоставляют гранты на практическую реализацию научно-технических проектов. Реализуется специализированная целевая федеральная программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2006 — 2010 годы». На сегодняшний день функционирует целый ряд инновационных научных центров Российской Федерации. Прошли начальную стадию формирования и развития инновационно-технологические центры и инновационно-промышленные комплексы. Инновационному предпринимательству оказывают поддержку и содействие технопарки, наукограды, технополисы. При этом можно отметить, что поддержку оказывают не только ведущие научные институты, но и авторитетные высшие учебные заведения. Часть регионов предпринимают неординарные шаги по налаживанию и развитию различных инновационных связей.
Актуальность исследования. В рыночных условиях, связанных с постоянными изменениями внешней среды, сопровождаемые лавинообразным потоком инноваций, на первый план выходят проблемы коммерциализации инноваций.
Зачастую, внедрение инноваций отождествляется с разработкой и производством инновационных продуктов, а не с целесообразностью процессов внедрения полученных технологических новшеств. В тоже время, в условиях современной Российской рыночной экономики поиск инвесторов для коммерциализации разработанных инновационных проектов дело зачастую трудоемкое, а подчас — невыполнимое. При высокой активности государства в области перевода экономики в инновационное русло, до сих пор отсутствуют должный уровень правовых, организационных и экономических механизмов взаимодействия науки, производства и рынка. Это, в свою очередь, «пугает» потенциальных инвесторов, для которых основным критерием участия в проекте является получаемая прибыль. До настоящего времени не существует единых механизмов, способных оценить, а также отобрать проекты и программы с высоким потенциалом для производства и рынка, что позволило бы привлечь дополнительные капиталы как российских и зарубежных инвесторов в Российскую экономику.
В настоящее время в условиях формирования и развития отечественной национальной инновационной системы, необходимость формирования моделей, позволяющих оптимизировать процессы управления коммерциализацией продуктов интеллектуальной деятельности, обусловили выбор данной темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Последние десятилетия проблемы инноваций, перехода к инновационному пути развития экономики, коммерциализации инноваций, создания национальных инновационных систем находятся под особым вниманием как зарубежных, так и отечественных экономистов и менеджеров. Публикации отечественных ученых по инновационной проблематике внесли значительных вклад в становление российской национальной инновационной системы.
Инновации, и связанные с ними аспекты, исследуются многими зарубежными и отечественными авторами. Основы понятийного аппарата инноваций и коммерциализации инноваций представлены в трудах зарубежных исследователей: Н. Мончева, Мэнсфилда Э., Ф. Никсона, И. Перлаки, Роджерса Э., Б. Санто, Твиста Б., Фостера Р., Хартман В. Д., Й. Шумпетера, а так же в трудах современных российских ученых: В. М. Альшина, JI.C. Барютина, П. Н. Завлина, Н. И. Ивановой, С. Д. Ильенковой, B.C. Кабакова, А. К. Казанцева, Г. А. Краюхина, Ю. П. Морозова, К. Ф. Пузыни, А. Н. Цветкова, Р.А. Фат-худинова и др.
Основам моделирования инновационных процессов посвящены работы таких авторов, как: А. Джервис, К. Кларк, С. Клайн, Ф. Кодама, Р. Купер, Д. Мовери, Н. Розенберг, Р. Росвелл, К. Оппенлендер, Д. Таунсенд, С. Уйлрайт, К. Фримен, А. Хорсли и др.
Анализ литературных источников показал, что вопросы коммерциализации инноваций привлекают внимание многих отечественных исследователей: J1.H. Васильеву, И. Г. Дежину, П. Н. Завлина, Н. И. Иванову, Ю. П. Морозова, А. А. Трифилову и др.
Различные модели трансфера технологий и их отличительные черты от коммерциализации исследовали следующие ученые: В. А. Воронцов, Г. И. Гу-мерова, Б. А. Ризатдинова, В. В. Титов, Н. М. Фонштейн и др.
Следует отметить, что подробно факторы эффективности коммерциализации инноваций рассматриваются в работах: П. Бейки, А. Бретта, А. В. Васильева, П. Н. Завлина, Д. Кингхэма, Р. Купера, В. И. Мухина, Ф.М. Фон-штейна и др.
Механизмы коммерциализации инноваций исследовались следующими учеными: С. Бразинскасом, А. Бреттом, И. Катешовой, А. Квашниным, О.
Лукшей, М. Мижинским, Г. Пильновым, М. Сигутиным, С. Симарановым, П. Сушковым, О. Тарасовым, К. Хомкиным, X. Шохом, А. Яновским и др.
Несмотря на серьезные усилия, посвященные эффективному использованию новшеств с их последующей коммерциализацией, создание методических основ эффективной коммерциализации инноваций находится еще в начальной стадии.
Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертации является совершенствование методов и механизма формирования моделей коммерциализации инноваций в промышленности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— раскрыто содержание и понятие коммерциализации инноваций;
— исследованы особенности моделей коммерциализации инноваций с учетом стадийности инновационной деятельности;
— проанализированы особенности трансфера инноваций в условиях Российской экономики;
— выявлены и обозначены пути решения основных проблем коммерциализации инноваций в России;
— разработана модель коммерциализации инноваций;
— сформирован механизм практической реализации предложенной модели коммерциализации инноваций;
— произведена предварительная оценка экономической эффективности практической реализации разработанной модели коммерциализации инноваций.
Объектом исследования в диссертационной работе выступают инновационно-ориентированные промышленные предприятия.
Предметом исследования является коммерциализация инноваций, как результат внедрения новшества на инновационно-ориентированных промышленных предприятиях.
Методологической основой диссертационной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам инновационного развития, существующая нормативно-правовая и законодательная база деятельности инновационных предприятий, современная теория инновационного развития и управления организациями.
В ходе исследования были использованы основные методы экономического анализа: системный анализ, комплексный анализ, ситуационных подход, метод группировок, метод сравнений, методы декомпозиции, экспертно-аналитический метод, структурирование, классифицирование.
Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых о современных тенденциях развития инновационных процессов, проблемах формирования и развития в России национальной инновационной системы, методах адаптации зарубежного опыта управления инновационными процессами на российских промышленных предприятиях.
Научная новизна результатов исследования заключается в реализации нового подхода к проблемам коммерциализации технологических инноваций, реализуемых на промышленных предприятиях в условиях инновационного развития экономики.
В соответствии с этим:
— обозначены основные проблемы коммерциализации инновационных процессов в России и обозначены пути их решения;
— разработана классификация элементов коммерциализации инновационных процессов;
— сформирована модель коммерциализации технологической инновации;
— разработан механизм адаптации предложенной модели к практическому применению.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности использования предлагаемой модели в процессе управления инновационными проектами. Полученные результаты позволят на более ранних этапах определять инвестиционную привлекательность инновационных разработок, что будет способствовать увеличению финансовых потоков в указанную сферу. Отдельные результаты диссертации могут быть применены консалтинговыми фирмами при выполнении заказов организаций на разработку инновационных проектов и разработку стратегий развития промышленных предприятий на основе инновационного подхода.
Ряд положений диссертационной работы могут быть использованы в процессе обучения студентов по дисциплинам «Менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Инвестиционное проектирование».
Апробация работы.
Основные положения диссертации были опубликованы и доложены в 2005;2007 годах в рамках:
— I научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», г. Санкт-Петербург, 2006 г.
— IX научно-практической конференции студентов и аспирантов СПбГИЭУ «Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей», г. Санкт-Петербург, 2006 г.
— II научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы», г. Санкт-Петербург, 2007 г.
Необходимо отдельно отметить, что в диссертационной работе для упрощения изложения материала, все аспекты коммерциализации инноваций рассматривают в привязке к деятельности промышленных предприятий.
Основные выводы по диссертационной работе. В работе проведен анализ отечественных и зарубежных публикаций по теории инноваций, в общем, и проблемам коммерциализации инноваций, в частности. Раскрыто понятие коммерциализации инноваций. Представлена классификация существующих моделей инновационных процессов, а также пути эффективного использования механизмов коммерциализации инноваций для успешной их реализации на основе практики существующих методологий и предложенной автором модели коммерциализации инноваций. Проанализирована особенность коммерциализации инноваций как элемента трансфера технологий в условиях Российской экономики.
На основе проведенного исследования и анализа существующих моделей жизненного цикла инноваций, моделей инновационных процессов ведущих зарубежных и отечественных авторов по представленной проблеме, был выявлен ряд существенных недоработок, связанных с недостаточным вниманием и односторонностью рассмотрения коммерциализации инноваций. В большинстве рассмотренных моделей коммерциализация инноваций рассматривается лишь с этапа внедрения инновации на рынок, что на наш взгляд является не совсем целесообразным. Как показывает практический опыт предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, разработанное и доведенное до этапа внедрения новшество не всегда оказывается востребованным, что делает коммерциализацию инновации ненужной и затраты на проведенную научную и научно-исследовательскую деятельность не возмещаются.
Представленная модель позволяет описать процесс коммерциализации инноваций как часть жизненного цикла инноваций.
Разработка теоретических положений и создание на их основе моделей коммерциализации инноваций стало возможным благодаря комплексному использованию теоретических методов исследования. Решение ряда новых задач по коммерциализации инноваций поставленных в работе, стало возможным благодаря достижениям в области разработки инновационной теории ряда отечественных и зарубежных авторов и не противоречит их положениям. А также базируется на уже существующих и признанных моделях и выводах фундаментальных и прикладных наук, таких как инновационный менеджмент, экономическая теория, имитационное моделирование экономических процессов и др. Созданная модель коммерциализации инновации и методика по эффективному использованию полученных моделей, согласуются с опытом использования аналогичных методик.
Разработанная модель коммерциализации технологической инновации опробована на условном примере. Результаты апробации предложенной модели, подтвердили эффективность ее использования с целью снижения затрат на внедрение инновационных проектов.
Предлагаемая в диссертационной работе модель коммерциализации технологических инноваций позволяет повысить эффективность внедрения созданных инноваций на инновационно-ориентированных промышленных предприятиях и существенно снизить риски венчурного инвестирования.
Сформированные автором модель и механизм коммерциализации инноваций позволяют существенно сократить время, требуемое на оценку возможности коммерциализировать технологическую инновацию, что дает возможность значительно снизить затраты материальных ресурсов, денежных средств и времени на внедрение бесперспективных с экономической точки зрения инновационных проектов. Кроме этого, предложенный механизм коммерциализации инноваций может явиться определенным вкладом в теорию инновационного менеджмента и в теорию имитационного моделирования экономических систем.
Разработанная модель коммерциализации способствует повышению показателей коммерциализуемости инноваций, повышает их инвестиционную привлекательность. Предложенный механизм коммерциализации инноваций является универсальным и возможна его адаптация для любых типов инновационных предприятий.
Заключение
.
Необходимым условием позитивного развития национальной экономики являются, по возможности, быстрореализуемые эффективные инновации. Инновации являются средством использования новых возможностей сохранения или завоевания конкурентного превосходства. В долгосрочном аспекте у предприятия нет другого выбора, кроме ведения инновационной политики, которая является единственным источником длительного успеха.
В этой жесткой ситуации эффективная стратегия инновационного развития должна базироваться на следующем:
— концентрация ресурсов на меньшем числе наиболее перспективных проектов, профессионально отобранных на возможно более ранних стадиях, исходя из коммерческого потенциала, с быстрой успешной последующей коммерциализацией разработок;
— интеграция усилий всех участников, заинтересованных в коммерциализации инноваций;
— обеспечение высокого качественного уровня инновационной деятельности, определяющего возможный успех коммерциализации, т. е. обеспечение оптимального соотношения между уровнем финансовой отдачи проекта, объемом начальных инвестиций, а также уровнем рисков для участников реализации инновации.
Список литературы
- Алдошин С.М., Зинов В. Г. Службы коммерциализации результатов исследований в научных организациях // Инновации, 2003 № 4. с. 40−44.
- Алынин В.М., Кивин С. А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М.: АНСИЛ, 2003. — 240 с.
- Андреев А.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А. Н. Андреев, В. И. Черищев, Н. В. Фунтов. Пенза: Изд-во ПИЭРАУ, 2004. — 18 е.: ил.
- Арзамасцев Н.В., Валентей С. Д., Иванов В. В., Кулагин А. С. и др. Научно-технический потенциал России и его использование. Под ред. В. И. Кушлина и А. Н. Фоломьева. М.: Сканрус, 2001. — 240 с.
- Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2005. — 224с.
- Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 303 е.: ил.
- Барютин Л.С. Управление техническими нововведениями в промышленности. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 171 с.
- Белоусов В.Л., Мухин В. И., Шумянкова Н. В. Инновационный менеджмент в организациях научно-технической сферы. Учебное пособие. М.: ГУ РИНКЦЭ, 2004. 134 с.
- Бердашкевич А.П., Сафаралиев Г. К. О формах поддержки инновационной деятельности в РФ // Инновации, 2003 № 2. с. 23−25.
- Бережная Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.-368 е.: ил.
- П.Бочаров А. В., Шмелев Ю. М. Государственная инновационная политика формирования национальной инновационной системы // Инновации, 2003 № 2.-с. 10−11.
- Бразинскас С. Как подготовить маркетинговую стратегию для центра коммерциализации технологий / Практическое руководство № 2 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 54 с.
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 336 с.
- Варламова З.Н. К вопросу идентификации ключевых компетенций фирмы // Вестник ОГУ, 2005 № 10. Приложение.
- Васильева JI. Н. Методы управления инновационной деятельностью: Учеб. пособие для вузов/ JI. Н. Васильева, Е. А. Муравьева. М.: КНОРУС, 2005.-313 с.
- Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Информационный бюллетень № 7, 2004.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисть, 2003. — 296 е.: ил.
- Гамидов Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности / Гамидов Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. СПб.: Политехника, 2000.-323 е.: ил.
- Галенко В.П., Самарина Г. П., О.А. Страхова. Бизнес-планирование. СПб.: Питер, 2004. — 384 е.: ил.
- Глущенков В.Ф. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Глу-щенко В.Ф., Краюхин Г. А., Михайлушкин А. И. и др. СПб: СПбГИЭУ: 4.4: Организация производства. — 2001. — 101 с.
- Гринберг А.С., Шестаков В. М. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 399 с.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования товара // Маркетинг в России и за рубежом, 1999 № 4.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 267 с.
- Гохберг JI. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики, № 3,2003.
- Гумерова Г. И. Проблемы экономики инновационного развития нефтехимического комплекса региона / Г. И. Гумерова- Казан, гос. ун-т. Казань, 2006. — 292 е.: табл., прил.
- Гунин В. И. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 1999.-328 с.
- Дежина И.Г. Проблемы прав на интеллектуальную собственность. -М: Институт экономики переходного периода, 2003. 158 с.
- Дондуков А.Н., Воронцов В. А. Научно-техническая сфера России на пороге нового века. //Информационное общество, 2000, вып. 6, с. 3−6.
- Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 432 е.: ил.
- Евдокимова Л.О., Слесарева J1.C. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2005. -168 с.
- Емельянов А.А. и др. Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие / А. А. Емельянов, Е. А. Власова, Р.В. Дуля- под ред. А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2004. — 368 е.: ил.
- Епдовиций Д.А., Коменденко С. Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта. / Под ред. П. Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 е.: ил.
- Завлин П.Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб.: Изд. «Наука», 1994. — 192 е.: ил.
- Иванова Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: Изд. ООД ИМЭМО РАН, 2001.- 155 с.
- Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. М.: Наука, 2002. — 244 с.
- Ивина JI.B. Терминология венчурного финансирования / Л. В. Ивина,
- B.А.Воронцов. М.: Академ, проспект, 2002. — 255 с.
- Ивченко В.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — 144 с.
- Ильдеменов С.В. и др. Инновационный менеджмент / Ильдеменов
- C.В., Ильдеменов А. С., Воробьев В. П. М.: ИНФРА-М, 2002. — 208 с.
- Ильшев A.M. Учет и анализ инновационной деятельности организации: учебное пособие / A.M. Ильшев, Н. Н. Ильшева, И. Н. Воропанова. -М.: КНОРУС, 2005.-240 с.
- Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Руководители авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2004. — 880 с.
- Инновации и экономический рост. М.: Наука, 2002. — 377 с.
- Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева. Л. Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЦИСН, 1998.-568 с.
- Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В. А. Швандара, проф. В. Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2004. — 382 с.
- Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, М.: Юнити, 1997. — 327 е., ил.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. J1.H. Оголевой М.: ИНФРА-М, 2001. — 237 с.
- Инновационный менеджмент / Под ред. В. М. Альшина, А.А. Дагае-ва, АИХ при Правительстве РФ. М.: ДЕЛО, 2003. — 528 с.
- Кабаков B.C., Казанцев А. К. Внутрифирменное управление инновациями: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999. — 110 с.
- Казанцев А.К., Малюк В. И., Серова Л. С. Основы менеджмента. Практикум: Учебное пособие. 2-е издание. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 544 с.
- Казанцев А.К., Серова Л. С. Управление инновационного проектами: Учеб.-метод. Пособие. СПб.: СПбГИЭА, 1999. — 40 с.
- Катешова М., Квашнин А. Как продвигать проекты коммерциализации технологий / Практическое руководство № 6 М.: Проект Europe Aid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 52 с.
- Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Изд. 2, 2002.-398 с.
- Квашнин А. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью / Практическое руководство № 3 М.: Проект Euro-peAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 59 с.
- Квашнин А. Как провести экспертизу проекта коммерциализации технологий / Практическое руководство № 5 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 48 с.
- Кирко В.И., Бухаров А. В. Опыт коммерциализации результатов НИКОР в НИФТИ КГУ Мин. Образования // Инновации, 2003 № 1. с. 65−69.
- Конюховский П.В. Математические методы исследования операций в экономике. СПб.: Питер, 2000. — 208 е.: ил.
- Котельников В.Ю. Новые бизнес-модели для новой эпохи перемен, движимых инновациями. М.: Эксмо, 2007. — 96 с.
- Котлер Ф. Маркетинг XXI века / Пер. с англ. под ред. Т. Р. Теор. -СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. 432 с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2003. -800 е.: ил.
- Краюхин Г. А., Щербакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание: Лекция. СПб. Гос. инж.-экон. акад. СПб., 1995. — 60 с.
- Кудров В. Инновационность и конкурентоспособность российской экономики в современном мире // Независимая газета от 29.08.2006.
- Кузякин В.И. Информационные системы в экономике: Учебник. -Екатеринбург: Изд-во ГОУ УГТУ УПИ, 2003. — 45 с.
- Леонтьев Л.И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом // Инновации, 2003 № 4. с. 11−13.
- Лудченко А.А., Лудченко Я. А., Примак Т. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Лудченко. — К.: О-во «Знания», КОО, 2000.-114 с.
- Лукша О., Пильнов Г., Тарасова О., Яновский А. Как работать с сетями трансфера технологий / Практическое руководство № 7 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 96 с.
- Мазур И.И. Корпоративный менеджмент: Справочник для профессионалов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге и др.- Под общей ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. — 1077 е.: ил.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общей редакцией И. И. Мазура. 2-е изд. — М.: Онега-Л, 2004.-664 с.
- Мазур И. И. Шапиро В.Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. — 555 е.: ил.
- Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2002. — 294 с.
- Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2007.-295 с.
- Менеджмент технологических инноваций: Учеб. пособие / Д. С. Евстафьев, Н. Н. Молчанов, О. В. Мотовилов и др.- Под ред. С. В. Валдайцева, И. Н. Молчанова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 336 с.
- Миндели Л.Э., Сейц А. И. Математические модели процесса реализации НИОКР. М.: ЦЭМИ, 1982. — 54 с.
- Моделирование экономических процессов: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. М. В. Грачевой, Л. Н. Фадеевой, Б. Н. Черемных. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -351 с.
- Моделирование экономических процессов и структур: Сб. науч. Тр. / Ред. кол. Ю. А. Львов (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭА, 1999. — 244 с.
- Мончев Н. Разработка и нововведения. Москва.: Прогресс, 1978. -345 с. -
- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -Нижний Новгород. Издательство ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1997. 187 с.
- Мухамедьяров A.M. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. — 126 с.
- Мэнсфилд Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.-386 с.
- Наука Росси в цифрах 2004. М.: ЦИСН, 2004. — 298 с.
- Никсон Ф. Инновационный менеджмент. М.: Экономика. — 1997.240 с.
- Нойбауэр X. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // Пробл. теории и практики управления, 2002 № 3. с. 62−67.
- Оппенлендер К. Технический прогресс. М.: Прогресс, 1981. — 120с.
- Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года. Научное издание в 2-х книгах / Воронцова С. Д., Григорьев
- М.Н., Климов С. М., Совершаева Л. П., Слуцкий Е. Г., Хазова Е. В., Ходачек A.M. СПб.: Знание, 2003. — 220 е., карты.
- Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Экономика, 2000. — 475 е.: ил.
- Оценка эффективности инноваций: Завлин П. Н., Васильев А. В. -СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. 216 с.
- Перлаки И. Нововведения в организациях: Пер. со словац. / И. Пер-лаки- науч. ред. М. И. Лапина. -М.: Экономика, 1981. 144 с.
- Пильнов Г., Тарасова О., Яновский А. Как проводить технологический аудит / Практическое руководство № 4 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 96 с.
- Пинил Л.К., Миндели Л. Э. Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество. М.: ЦИСН, 1995. — 208 с.
- Поляков С.Г. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере //Инновации, 2003 № 5. с. 33−37.
- Портер М.Е. Международная конкуренция. М.: МО, 1993. — 406 с.
- Потехин И.П., Головина О. Д. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под общей редакцией И. П. Потехина. Ижевск: Институт экономики и управления ГОУ ВПО, 2005. 354 с.
- Приходько В.И., Ляшко Ф. Е. Инновационный менеджмент в авиастроении: Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. — 70 с.
- Проблемы управления и информатики в инвестиционной сфере (Сборник научных трудов). М.: ЦНИИЭ и УС Госстроя СССР, 1991. — 99 с.
- Пузыня К.Ф. Организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: Учебное пособие/ Пузыня К. Ф., Барютин Л. С., Цветков А. Н. Л.: ЛИЭИ, 1985. — 80 с.
- Пузыня К.Ф. Технология научных исследований: Учебное пособие/ СПбГИЭУ. СПб: СПбГИЭУ, 2002. — 53 с.
- Риск-менеджмент: Учебник / В. Н. Вяткин, Н. В. Вяткин, В.А. Га-луа, Ю. Ю. Екатеринославский, Дж.Дж. Хэпмтон: Под ред. И. Юргенса. М.: Издательская корпорация «Дашков и К0», 2003. — 512 с.
- Роджерс Э. Коммуникации в организациях: Пер. с англ. / Э. Роджерс, Р. Агарвала-Роджерс- Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1980. -176 с.
- Родионова Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом, 2000 № 1.
- Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. М.: Прогресс, 1990. — 256 с.
- Сафаралиев Г. К., Шленов Ю. В., Фридлянов В. Н., Бердашкевич А. П. О государственном регулировании инновационной деятельности в Российской Федерации. М.: Интерконтакт Наука, 2002. — 312 с.
- Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.- 184 с.
- Симаранов С., Шох X. Как создать совместную лабораторию по научно-техническому сотрудничеству: методические рекомендации / Практическое руководство № 12 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 84 с.
- Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбГИЭА, 2000. — 152 с.
- Стешин А.И. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционного проекта. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2001.-280 с.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями.
- М: Экономика, 1989.-271 с.
- Технологическая фирма: менеджмент и маркетинг. Сборник статей под ред. Н. М. Фонштейн, Серия «Библиотека технологического предпринимательства», «ЗелО», 1997. 352 с.
- Титов В. Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка рыночных отношений. Сб. науч. тр. под ред. В. В. Титова, В.Д. Марковой- ИЭИОПП СО РАН. Новосибирск, 1995. — 176 с.
- Трифилова А.А. Анализ инновационных процессов // Право. Экономика. Маркетинг. 2005 № 5.
- Трифилова А.А. Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием / Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ниж. Н.: НГАСУ, 2000. — 22 с.
- Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1 Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие / А. А. Харин, И.П. Коленский- Под ред. Ю. В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003. — 252 е.: ил.
- Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 2000. — 624 с.
- Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е издание, перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2003. — 400 е.: ил.
- Фонштейн Н.М. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 1999. — 296 с.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. -М.: Прогресс, 1987. 220 с.
- Хартман В.Д. Критический анализ буржуазных теорий и практики управления промышленными исследованиями и разработками / Пер. с нем. Штернгарца М.З.- Общ. ред. Мирского Э. М. М.: Прогресс, 1979. — 407 с.
- Хомкин К. Как разработать бизнес-план проекта коммерциализации технологий / Практическое руководство № 9 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 56 с.
- Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2005.-318 е.: ил.
- Цветков А.Н. Менеджмент в исследованиях и разработках: Учеб. пособие по специальности 60 818 Экономика и управление научными исследованиями и проектированием / СПбГИЭА. — СПб.: СПбГИЭА, 1997. — 98 с.
- Цветков А.Н. Менеджмент на малых и средних предприятиях сферы услуг: Учебное пособие / Цветков А. Н., Саратовцев Ю. И. СПб: СПбГИЭУ, 2005.- 131 с.
- Чикишева Н. М., Бирюкова Н. В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — 148 с.
- Шоненко Д.В., Матвиенко С. В. Финансово-организационный механизм развития инновационного бизнеса. М.: ММИЭИФП, 2002. — 117 с. с/
- Шумпетер И. Теория экономическая развития. М.: Изд-во Прогресс- 1982.-455 с.
- Яновский А. Как финансировать проекты по коммерциализации технологий / Практическое руководство № 8 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 48 с.
- Cooper R.G. New product success in industrial firms // Industrial Marketing Management. 1982. — Vol.11. — p. 215−223.
- Cooper R.G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. Cambridge (MA): Perseus Publishing, 2001.
- Freeman, C. The «National System of Innovation» in Historical Perspective. Cambridge Journal of Economics, 1995.
- Horsley J. Am. Innovation in Search of Reorientation: New Testament Studies Rediscovering Its Subject. Acad Relig. 1994- LXII: p. 1127−1166.
- Kline S.J., Rosenberg N. An overview of innovation // The positive sum strategy: Harnessing technology for economic growth / edited by Landau R. & Rosenberg N. Washington: National Academy Press, 1986.
- Kodama F. Emerging patterns of innovation sources of Japan’s technological edge. Harvard Business School, 1995.
- Pavitt, K.L.R., M. Robson and J. Townsend, 1987, The Size Distribution of Innovation Firms in the UK: 1945−1983, The Journal of Industrial Economics 35, p. 297−316.
- Porter M., Bond G. Innovative Capacity and Prosperity: the Next Competitiveness Challenge in the Global Competitiveness Report. NY, 1999.
- Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process // International Marketing Review. 1994. — Vol. 11. — No. 1. — p. 7−31.
- Rothwell, R. & Freeman, C. & Horsley, A. & Jervis, V. T. P. & Robertson, A. B. & Townsend, J., 1993. «SAPPHO updated project SAPPHO phase II» Research Policy, Elsevier, vol. 22(2), pages 110−110, April.
- Wheelwright S.C., Clark K.B. Revolutionizing product development: Quantum leaps in speed, efficiency and quality. NY: The Free Press, 1992.