Дифференцированность когнитивных структур младших школьников при традиционном и развивающем обучении
В ходе дисперсионного анализа произведен расчет величин дисперсий средних значений всех использованных показателей умственного развития учащихся экспериментальных и контрольных классов с последующим сравнением этих величин, позволяющих установить характер изменения амплитуды отклонения индивидуальных различий по выбранным показателям от средних значений, то есть определить диапазон индивидуальных… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Взгляды отечественных психологов на проблему соотношения обучения и развития
- 1. 2. Психологические особенности системы развивающего начального обучения Л.В.Занкова
- 1. 3. Постановка задач и организация исследования
- Глава II. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Глава III. ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА И ПО ТРАДИЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ
- 3. 1. Групповой анализ экспериментальных данных
- 3. 2. Влияние системы развивающего обучения Л. В. Занкова на показатели умственного развития учащихся с разной успеваемостью
- 3. 2. 1. Анализ дисперсий средних значений по трем блокам методик
- 3. 2. 2. Сравнение показателей умственного развития подгрупп лучше и хуже успевающих учащихся внутри каждого из четырех классов
- 3. 2. 3. Межклассное сравнение показателей умственного развития лучше и хуже успевающих учащихся
- 3. 3. Корреляционный анализ показателей интеллектуального развития учащихся экспериментальных и контрольных классов
Дифференцированность когнитивных структур младших школьников при традиционном и развивающем обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Настоящее исследование посвящено сравнительному экспериментальному изучению уровня умственного развития детей младшего школьного возраста, обучающихся по системе развивающего обучения Л. В. Занкова и по традиционным программам и методикам.
Важнейшая задача современного школьного образования состоит в формировании личности с высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и эффективно применять их на практике.
В связи с этим в настоящее время усиливается интерес к созданию новых методов, программ и систем обучения, которые направлены в первую очередь на общее психическое развитие школьников, включая их умственное развитие как его первостепенный компонент. Эти методы и системы складываются или интуитивно-эмпирически, или базируются на достижениях психологической и педагогической науки. В последнем случае они основываются на обоснованном в отечественной психологии положении о ведущей рож обучения в психическом развитии (Л.С.Выготский, Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л.В.Занков).
В отечественной педагогике наиболее известны и получили распространение две системы развивающего обучения — система начального развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. Но возникают и другие новые программы и методы преподавания. Эта тенденция все больше усиливается, возникают гимназии и лицеи, в практику входят разные типы школ и учебников.
Развитие указанной тенденции ставит важную задачу перед психологической наукой — задачу объективной оценки с помощью аппарата психодиагностики эффективности развивающего эффекта разных систем обучения.
В нашей работе предпринята попытка привлечения современных методов психодиагностики для оценки развивающего эффекта дидактикометодической системы развивающего начального обучения Л. В. Занкова. Этим определяется актуальность проведенного исследования, так как объективная оценка развивающего эффекта обучения является необходимым теоретико-экспериментальным компонентом повышения эффективности обучения.
Система Л. В. Занкова хорошо известна и получила широкое признание. Данное обстоятельство позволяет использовать ее в качестве возможного эталона для отработки комплекса диагностических методик, направленных на выявление уровня умственного развития учащихся. Примененный в нашей работе комплекс методик, действительно, выявил значительно больший развивающий эффект этой системы по сравнению с традиционным обучением. Это позволяет использовать разработанный комплекс как базу для оценки развивающего эффекта других систем и программ начального обучения.
Актуальность настоящего исследования определяется, помимо уже сказанного, также, необходимостью раскрытия природы умственных способностей, которые в психологической литературе, с одной стороны, связываются с когнитивными репрезентативно-операциональшми структурами, качество и организация которых определяет эффективность решения широкого круга задач (тестовых, учебных, практических, жизненых) (Д.Векслер, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова и др.). С другой стороны они связываются с поиском небольшого числа простейших базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций, свойства или качества которых могли бы лежать в основе успешности — неуспешности решения множества задач как входящих в тесты интеллекта, так и постоянно встающих перед индивидом в его учебной и профессиональной деятельности и в практической жизни. К числу этих базовых процессов относят объем кратковременной памяти, время опознания простых стимулов, время простых реакций и реакций выбора по предварительной инструкции, особенности корковой ритмики, вызванных потенциалов мозга и др. (J.Cohn, J. Carlson, A. Jensen).
Получены в целом убедительные результаты, которые говорят о связи умственных способностей и с особенностями структурной организации познавательных процессов, и практически со всеми, выбранными для изучения очень простыми физиологическими и психофизиологическими процессами и функциями. В работе делается попытка экспериментального показа некоторых возможностей сближения двух подходов к природе умственных способностей.
Me тодологиче скую основу исследования составили: положения Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии детей, получившие дальнейшее развитие в современных теориях развивающего обучения Л. В. Занкова и.
В.В.Давыдовадостижения современной когнитивной психологии, включая дифференционную теорию психического развития Н. И. Чуприковой, экспериментально подтвержденную исследованиями Т. А. Ратановой, Н. П. Локаловойа также достижения мировой и отечественной психодиагностики.
Объект исследования — умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по системе развивающего Л. В. Занкова и традиционного обучения.
Предмет исследования — сравнительная оценка особенностей умственного развития учащихся третьих классов, обучающихся по разным программам.
Цель исследования — разработка на основе существующих методов единого методического аппарата оценки развивающего характера систем обучения и осуществление его проверки на примере дидактикометодической системы начального обучения Л. В. Занкова.
Гипотеза исследования состояла в том, что система развивающего обучения Л. В. Занкова наиболее эффективно служит развитию когнитивных структур младших школьников и, как следствие этого, уровень интеллектуального развития детей обучающихся по системе Л. В. Занкова должен быть значительно выше, чем у детей при традиционном обучении.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе поставлены следующие конкретные задачи:
I.Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме соотношения обучения и развития.
2.Выявить психологические особенности систем развивающего начального обучения Л. В. Занкова и В. В. Давыдова.
3.Осуществить обоснованный подбор и составление системы психодиагностических методик для проверки развивающего характера системы начального обучения Л. В. Занкова.
4.Провести экспериментальные исследования с целью выявления дифференцированности когнитивных структур и уровня интеллектуального развития учеников третьих классов, занимающихся по системе развивающего обучения Л. В. Занкова и по традиционной системе обучения.
При решении перечисленных задач, использовались следующие методы исследования:
I.Система психодиагностических методик, выявляющих дифференцированность когнитивных структур и уровень интеллектуального развития детей, состоящая из трех блоков:
Первый блок методик оценки интеллектуального уровня развития детей включает в себя детский адаптированный вариант методики Д. Векслерамодифицированный вариант методики «Четвертый лишний» — методику «Классификация геометрических фигур» — набор диагностирующих задач.
Второй блок методик оценки степени когнитивной дифференцированности — глобальности состоит из детского теста включенных фигур Х. Уиткинатрех методик, направленных на выявление степени детализирующего восприятия (описание чучела птицы, сочинения «Описание себя», «Описание друга») — методики на выявление степени генерализованности-концентрированности семантических полей понятий «дерево», «зима» — компьютерная методика «Диагностика когнитивной сложности» (ДКС).
Третий блок методик измерения времени дифференцирования объектов по заданным критериальным признакам трех типов:
I)перцептивная дифференцировка, 2^становление тождества или различия двух объектов,.
3)семантическая дифференцировка.
2. Наблюдение за детьми экспериментальных и контрольных классов.
3.Беседы с учителями и родителями учащихся этих классов.
Надежность полученных результатов определяется: использованием большого количества независимых показателей (35), характеризующих когнитивную дифференцированность и уровень интеллектуального развития учащихся четырех классов школ городов Тулы, Москвы, Орскаколичеством обследованных учащихся (более ста человек) — разными статистическими методами обработки полученных данных, включающих групповой, дисперсионный и корреляционный анализы, а также Т-критерий Стьюдента для выявления статистической значимости различий в интеллектуальном развитии детей экспериментальных и контрольных классов и учащихся с разной успеваемостью.
Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые использованы психологические методы исследования систем обучения на основе проведения исследований дифференцированности когнитивных структур и уровня интеллектуального развития детей, обучающихся по системе развивающего обучения Л. В. Занкова и традиционного обучения (с использованием 35 показателей умственного развития детей).
Теоретическое значение исследования состоит в подтверждении гипотезы Н. И. Чуприковой о том, что основой умственного развития детей является дифференцированность их когнитивных структур, что способность когнитивных структур к качественному анализу и быстрому и тонкому дифференцированию объектов по их свойствам и отношениям является одной из основных, базальных характеристик лежащих в основе успешности обучения и уровня интеллектуального развития учащихся.
Показано, что высокий уровень интеллектуального развития наиболее эффективно достигается при обучении по системе Л. В. Занкова, процесс познания в котором осуществляется на основе принципа дифференциации.
Практическая значимость работы состоит в разработке комплекса психодиагностических методик, позволяющих выявить степень дифференцированности когнитивных структур и уровень интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
Полученные результаты могут быть использованы: для отбора детей в школы разного типа в практике работы школьных психологовпри чтении курсов лекций и проведении практических занятий по общей, возрастной и педагогической психологии со студентами и педагогических вузов, и педагогических училищ, а также в лекциях на курсах повышения квалификации в институтах усовершенствования учителейв лекционно-популяризаторской работе с учителями и родителями.
Апробация результатов исследования.
Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии МГОПИ, на заседаниях группы «Психологии развития познавательных процессов» Психологического института РАО, возглавляемой Н. И. Чуприковойв Институте повышения к^ЦЗИфикации научнопедагогических кадров при РАО на научно-практической конференции в октябре 1992 годана итоговой внутривузовской научно-практической конференции Орского госпединститута им. Т. Г. Шевченко за 1992, 1993 годына научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов Московского госпедуниверситета в 1993 годуво Владимирском областном институте усовершенствования учителей на семинаре учителей начальной школы, работающих по системе развивающего обучения Л. В. Занкова в апреле 1994 года. 0 результатах исследований докладывалось на педагогических советах школ, в которых проходило обследование детей: в средних школах * 25, 35 г. Орска, в средней школе Л 531 г. Москвы, в средней школе Л 52 г. Тулы.
Положения.выносимые на защиту.
I.Уровень интеллектуального развития учащихся экспериментальных классов к концу третьего года обучения по системе Л. В. Занкова значительно выше по всем 35 выбранным показателям, чем учащихся традиционной системы обучения.
2.Экспериментальные классы по уровню интеллектуального развития учащихся в целом оказываются более однородными, что ведет к более высокому, по сравнению с контрольными классами, среднему уровню умственного развития всех учащихся этих классов, и значительно ближе располагаются к высокому уровню интеллектуального развития.
3.Система развивающего начального обучения Л. В. Занкова влияет на развитие как лучше успевающих, так и хуже успевающих учащихся. Поэтому и те и другие учащиеся экспериментальных классов всегда выше по уровню интеллектуального развития соответствующих подгрупп контрольных классов.
4.Когнитивные структуры детей экспериментальных классов характеризуются способностью к высококачественному анализу и быстрому и тонкому дифференцированию объектов по их свойствам и отношениям, то есть большей степенью дифференцированности, расчлененности.
Когнитивные структуры учащихся контрольных классов характеризуются большей недифференцированностью, большей глобальностью при восприятии и оперировании с объектами.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включает 17 таблиц и два рисунка.
ВЫВОДЫ.
I.Уровень интеллектуального развития учащихся экспериментальных классов к концу третьего года обучения по системе Л. В. Занкова значительно выше, чем у третьеклассников традиционной системы обучения.
2.Экспериментальные классы по уровню интеллектуального развития учащихся в целом более однородны, это ведет к более высокому среднему уровню умственного развития в этих классах, то есть экспериментальные классы значительно ближе располагаются к высокому уровню интеллектуального развития.
3.Дидактико-методическая система начального обучения Л. В. Занкова влияет на развитие как лучше, так и хуже успевающих учащихся. И те и другие учащиеся экспериментальных классов всегда выше по уровню интеллектуального развития соответствующих подгрупп контрольных классов.
4.Когнитивные структуры детей экспериментальных классов характеризуются способностью к высококачественному анализу и быстрому и тонкому дифференцированию объектов по их свойствам и отношениям, то есть большей степенью дифференцированности, расчлененности. Когнитивные структуры учащихся контрольных классов отличаются большей недифференцированностью, большей глобальностью при восприятии и оперировании с объектами.
5 А пробированный на эталонной системе начального обучения Л. В. Занкова комплекс психологической диагностики может, быть рекомендован для объективной оценки систем развивающего обучения.
— 109! ~ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящей диссертационной работе проведено исследование на тему «Дифференцированность когнитивных структур младших школьников при традиционном и развивающем обучении», в ходе которого получены следующие основные результаты и положения.
1.Проанализированы теоретико — экспериментальные положения, накопленные в отечественной и зарубежной психологии и посвященные проблеме соотношения обучения и умственного развития младших школьников. На основе данного анализа выявлены основные психологические особенности системы развивающего обучения Л. В. Занкова, совокупность которых позволила обоснованно сформировать комплекс диагностики из 35 показателей, обеспечивающих объективную оценку развивающего характера диагностируемой системы обучения.
2.На базе существующих психологических методик и тестов разработан единый комплекс диагностирования, позволяющий оценивать развивающую эффективность произвольной системы обучения. Показано, что данный комплекс диагностики должен состоять из трех блоков и влючать: методики оценки интеллектуального уровня развития, методики оценки степени когнитивной дифференцированности и методики оценки времени дифференцирования. Установлено, что для оценки интеллектуального уровня развития наиболее целесообразно использовать детский адаптированный вариант теста Векслера, методику «Классификация геометрических фигур», методику «Четвертый — лишний» (модифицированную Т. А. Ратановой, Н.И.Чуприковой), а также набор диагностирующих задач.
Показано, что оценку степени когнитивной дифференцированности предпочтительнее осуществлять на основе совокупного применения следующего набора метода: детского теста включенных фигур Уиткина, методик, направленных на выявление степени развития детализирующего восприятия, методик, позволяющих выявить степень генерализованности — концентрированное&tradeсемантических полей понятий, методики «Диагностика когнитивной сложности», программно реализованной на ПЭВМ.
З.На основе применения обоснованного комплекса диагностирования проведен групповой анализ экспериментальных данных, обеспечивший сравнение систем развивающего и традиционного обучения на множестве из 35 показателей. В качестве системы развивающего обучения использована общепризнанная система Л. В. Занкова. По результатам группового анализа показано, что обеспечивается устойчивое достижение существенно более высокого уровня интеллектуального развития учащихся к концу третьего года их обучения по системе Л. В. Занкова, по сравнению с учащимися традиционной системы обучения. Подтверждением этого положения являются значения набора показателей, полученных при обработке экспериментальных, данных, к которым относятся показатели вербального, невербального и общего интеллекта, определенные при помощи теста Векслерахарактеристики способности выделения и обобщения признаков объектовпоказатели диагностирующих задачспособности выделения простой фигуры из зашумленного фона Х. Уиткинауровень генерализованностиконцентрированное&tradeсемантических полей понятийпоказатели когнитивной сложности структуры семантической памятиа также показатели времени перцептивных, тождества и различия двух предметов и семантических дифференцировок.
4.Проведены дисперсионный и межгрупповой анализ показателей умственного развития младших школьников.
В ходе дисперсионного анализа произведен расчет величин дисперсий средних значений всех использованных показателей умственного развития учащихся экспериментальных и контрольных классов с последующим сравнением этих величин, позволяющих установить характер изменения амплитуды отклонения индивидуальных различий по выбранным показателям от средних значений, то есть определить диапазон индивидуальных различий. В результате данного анализа показано, что достигается обеспечение большей однородности по уровню интеллектуального развития в экспериментальных классах системы обучения Л. В. Занкова. При этом средний уровень располагается значительно ближе к высокому уровню интеллектуального развития.
В ходе межгруппового анализа произведено попарное сравнение величин используемых показателей между подгруппами лучше и хуже успевающих учащихся внутри каждого классаа также межклассное сравнение указанных подгрупп. В результате указанных сравнений показано, что обеспечивается эффективное влияние системы развивающего начального обучения Л. В. Занкова на развитие подгрупп как лучше успевающих, так и подгрупп хуже успевающих учащихся.
Причем данные подгруппы превосходят по уровню умственного развития соответствующие подгруппы в контрольных классах, обучающихся по традиционной системе. Приведенные положения (см. табл.1) подтверждаются наличием статистически значимых различий именно между подгруппами лучше успевающих учащихся: в срезе Тульский экспериментальный классМосковский контрольный класс их 6, в Орском срезе — 5. Аналогично (но в меньшей степени) наблюдаются статистически значимые различия и между подгруппами хуже успевающих учащихся: в срезе Тульский экспериментальный класс — Московский контрольный класс в 4 случаях, в Орских классах — в I случае.
5. Проведен корреляционный анализ показателей интеллектуального развития учащихся, в ходе которого выявлены связи между всеми используемыми показателями в экспериментальных и контрольных классах и установлено, что с ростом уровня умственного развития снижаются корреляции между указанными показателями. Последнее является признаком увеличения степени дифференцированности когнитивных структур. Показано, что система Л. В. Занкова позволяет добиться большей степени дифференцированности и расчлененности когнитивных структур детей экспериментальных классов, чем в случае обучения по традиционным программам. Кроме того, показано, что обеспечивается и достижение явно опережающего интеллектуального развития всех детей в целом, обучающихся по системе Л. В. Занкова.
Выявленные в исследовании высокие корреляционные связи показателей методики «Скоростной классификации объектов» с другими методиками, используемыми для изучения умственного развития детей, и корреляционные взаимосвязи разных видов классификаций между собой, а также высокие корреляционные связи между показателями по всем использованным методикам и успеваемостью учащихся обследованных классов свидетельствуют о единой направленности психодиагностического комплекса.
Полученные экспериментальные результаты (групповые показатели, дисперсионный анализ, количество значимых корреляций между показателями, уменьшение их количества в экспериментальных классах, выявили особенности когнитивных структур детей экспериментальных и контрольных классов.
Когнитивные структуры детей экспериментальных классов отличаются большей степенью дифференцирования психического отражения отдельных свойств объектов, которые становятся все более независимыми от отражения других, а целостные образы предметов и явлений становятся все более рсчлененными и диффренцированными внутри себя.
Когнитивные структуры детей контрольных классов характеризуются большей степенью недифференцированности воспринимаемых объектов, их частей и свойств, то есть большей глобальностью при восприятии и оперировании с объектами.
Таким образом возраст учащихся третьих классов (9−10 лет) можно считать переходным от глобального мышления к дифференцированному.
Список литературы
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — M., 1978. — 144 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. M., 1988. -207 с.
- Амонашвили Ш. А. Как живете дети? M., 1991. — 174с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1992. 222 с.
- Амуд Б. А. Соотношение эмпирического и теоретического обобщения в умственной деятельности младших школьников //Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Душанбе, — 1974. — 218 с .
- Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения //Сов. педагогика. 1957. — We — С.12−24.
- Берулава Г. А. Психология естественнонаучного мышления. Томск, — 1991. — 136 с.
- Берцфаи Л.В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач.:Автореф. дис. канд. пед. наук по психологии. M., 1966. — 17 с.
- Э.Богоявленский Д. Н., Менчинская H.A. Психология учения //Психологическая наука в СССР. М., i960. Т.2. -С.286−336.
- Ю.Воцманова М. Э. Психология овладения графическим методом анализа при решении задач в начальной школе.:Автореф. дис. канд. пед. наук по психологии. -M., 1967. 20 с.
- П.Боцманова М. Э. Психическое развитие младших школьников. M., 1990. — 159 с.
- Бронштейн М.Н. Справочник по математике. М., 1986. — 544 с.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.96 с.
- Венгер Л. А. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве //Проблемы способностей в советской психологии /Под ред. Бодалева A.A., Матюшкина A.M. М., 1984. — С.57−71.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М., 1962. — 232 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М., 1966. — 442 с.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. М., 1956. — 517 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. -Проблемы общей психологии /Под ред. Давыдова В. В. М., 1982.- 503 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч. В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. Давыдова В.В.-М., 1982.- С.5−361.
- Выготский Л.С. Собрание сочинени. В 6 т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. Матюшкина A.M. М., 1983.- 517 с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Сб.: Психол. наука в СССР, T.I., М., 1959, с. 441−469.- 11T
- Гальперин П.Я., Георгиев Л. С. Психологический анализ современной методики обучения начальным геометрическим понятиям //Доклады АПН СССР.- i960.- Ж.-С.31−36.
- Гальперин П. Я. Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопр.психол.- 1963.- Jfo.- С. 61−72.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»:Автореф. дис. докт.психол.наук. М., 1965. — 26 с.
- Гальперин П. Я. К учению об интериоризации //Вопр.психол.- 1966.- С.25−32.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления //Вопр.психол.- 1966.-М, С 128- 135.
- Гальперин П. Я. Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления //Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже.- М., 1967.- С.596- 621.
- Гальперин П. Я. Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий //Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- М., 1979.- М.- С.54−63.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. — 45 с.
- Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Спб., 1913.376 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М., 1977. — 136 с.
- Гуревич K.M., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М., 1992. — 79 с.
- Давыдов В.В. Опыт введения элементов алгебры в начальной школе //Сов. пед. 1962. Л6. — С.31−43.
- Давыдов В.В. Об изменении содержания начального обучения //Сов. пед. 1964. — М. С.28−36.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 424 с.
- Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего //Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ /Под ред. Шумилина Е. А. М., 1974. — С.152−158.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М., 1981. — 157 с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подррастащего поколения //Вопр. психол. 1977. — Jfo. — С.41.
- Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте //Возрастная и педагогическая психология /Под ред. Петровского A.B. М., 1979. — С.69−100.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. — 240 с.
- Запорожец A.B. Развитие восприятия и деятельность //Избран, психол. труды. В 2 т. Т.2. Психическое развитие ребенка. М., 1986. — C. II2-II8.
- Захарова O.A. Расчлененность когнитивной сферы и особенности формирования образных обобщений у старших школьников //Вопр. психол. 1986. — № 4. — 0.53−62.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981. — 96 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципыразвивающего обучения. M., 1979. — 48 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. M., 1981. — 200 с.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. Хрестоматия по истории педагогики. T.I. M., 1935. — С.174−232.бб.Костюк Г. С. Избранные психологические труды /Под ред. Проколиенко Л. Н. M., 1988. — 301 с.
- Краткий психологический словарь /Сост. Карпенко Л. А.- под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. -M., 1985. 431 с.
- Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М., 1950. — 32 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. M., 1983.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М., 1974.- 236 с
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., 1980.- 96 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-M., I975.- 367 с.
- Менчинская H.A."Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе.- M., 1959.-347 с.бб.Менчинская H.A. Вопросы умственного развития ребенка.-М., 1970.- 32 с.
- Менчинская H.A. Проблемы обучения и умственного развития школьника.- M., 1989.-218 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного труда школьника //Избранные психологические труды.1. М., 1989.- 224 с.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов научного мышления у ребенка).-М., 1972.- 152 с.
- Обучение и развитие /Под ред. Занкова Л. В. М., 1975. — 440 с.
- Панасюк А.Ю. Структурно-уровневый анализ динамики интеллектуального развития умственноотсталых и здоровых детей. Л., 1976. — 169 с.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. — 176 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. — 652 с.
- Пономарев А. Я. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967. — 264 с.
- Пономарев А. Я. Исследование внутреннего плана действий //Вопр. психол. 1964. — Л6. — С.36−40.
- Пушкин В.Н. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М., 1971. — 46 с.
- Психология. Словарь. /Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М., 1990. — 495 с.
- Проблемы диагностики и умственного развития учащихся /Под ред. Калмыковой З. И. М., 1975. — 207 с.
- Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Чуприковой Н. И. М., 1989. — 196 с.
- Принцип развития в психологии /Под ред. Занкова Л. В. М., 1978. — 368 с.
- Психологическая диагнофдаа /Под ред. Гуревича- tm 1. K.M. M., 1981. — 232 c.
- Пути активизации усвоения знаний учащимися /Под ред. Калмыковой З. И. М., i960. — 151 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Под ред. Венгера Л. А. М., 1986. — 224 с.
- Развитие учащихся в процессе обучения: 1−2 кл. /Под ред. Занкова Л. В. М., 1963. — 291 с.
- Развитие школьников в процессе обучения: 3−4 кл. /Под ред. Занкова Л. В. М., 1967. — 174 с.
- Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. -М., i960. 441 с.
- Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. — 147 с. 88.0лободчиков В. И. Психологические осбенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте /Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976. — 23 с.
- Смирнов A.A. Проблемы корреляции в области памяти //Возрастные индивидуальные различия памяти. М., 1967. -С.3−14.
- Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Спб., 1867. — Т.7. — 545 с.
- Терехина А.Ю. Представление структуры знанийметодами многомерного шкалирования. M., 1988. — 53 с. -Принт.
- Урбах В.Ю. Биометрические методы. M., 1964. -415 с.
- ЭЗ.Флейвел Д. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967. — 623 с.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. M., 1987. — 323 с.
- Хомская Е.Д., Скокун К. Особенности вербальных семантических связей при поражении лобных долей мозга //Вопр. психол. 1985. J§ 2. — С Л 44−151.
- Усвоение знаний и развитие младших школьников /Под ред. Занкова Л. В. M., 1965. — 135 с.
- Чуприкова Н.И. Возможный механизм перехода от чувственного познания к отвлеченному мышлению //Вопр. психол. 1978. J§ 6. — С.52−65.
- Чуприкова Н.И. Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная форма отражения и его мозговые механизмы //Психол. ж., 1981, т.2, J66 С.16−27.
- Чуприкова Н.И. Принцип словесно-знаковой сигнализации, речевое общение и умственное развитие //Вопр. психол. 1983. J65. — С. 19−29.
- ЮО.Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. M., 1985. — 198 с.
- Ю1.Чуприкова Н. И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития //Вопр. психол. 1987. JE6. — С.31−41.
- ЮЗ.Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект //Вопр. психол. 1990. Я5. — С.31−39.
- Ю4.Чуприкова Н. И., Ратанова Т. А., Локалова Н. П. Скорость дифференцирования сигналов и расчлененность двигательных образов у школьников с разной успеваемостью //Вопр.психол. 1991. М. — С.159−168.
- Юб.Чуприкова Н. И. Законы умственного развития и дидактико-методичеекая система Л. В. Занкова /РАО. Психол. институт. М., 1991. — 18 с. — Доклад на конференции в связи с 90-летием Л. В. Занкова.
- Юб.Чуприкова Н. И. И. М. Сеченов. Психофизиологическая теория умственного развития. /Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1991. — М. — С. 16−22.
- Ю7.Чуприкова Н. И. Система обучения Л. В. Занкова и современная психология //Педагогика. 1993. Ш — С.16−19.
- Ю8.Чуприкова Н. И. Принцип от общего к частному в психологии умственного развития и в обучении /РАО. Психол. институт. М., 1994. — Машинопись.
- Ю9.Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М., 1959. — 303 с.
- ПО.Шеварев П. А. О роли ассоциаций в процессах мышления //Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966. С.388−436.
- Ш. Цйлелев А. Г. Бурмистров И.В. Программное средство
- ДКС «Диагностика когнитивной сложности"/МГУ, фак-тет психологии, М., 1992.
- П2.Элъконин Д. Б. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе //Вопр.психол. I960. *6. — С. 62- 74.
- ПЗ.Эльконин Д. Б. Психологические условия развиващего обучения //Обучение и развитие младших школьников.- Киев, 1970. 213 с.
- П4.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопр.психол. 1971. М. — С. 6−20.
- Пб.Эльконин Д. Б. Психология обучения младшегошкольника. М., 1974. — 64 с. Пб. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды /Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П. — М., 1989. — 556 с.
- Якиманская И.О. Знания и мышление школьника. -М., 1985. 78 с.
- Якиманская И.О. Развивающее обучение. М., 1979. — 144 с.
- Cohn J., Carlson J., Jensen A. Speed Information Processing in Academically Gifted Youths //Personal and Individual Differences. 1985. — N5. — P.621−629.
- Hunt E. Intelligence as an Information Processing Concept// British Journal of Psychology. 1980. — Vol.71/ 4. — P.449−474.
- Keating D.P., Bobbit B.L. Individual and Developmental Differences in Cognitive Processing Component of Mental Ability// Child Development. 1978. -Vol.49/ 1. — P.155−167.126 «
- Strutt G., Anderson D., Well A. A Development Study of the Effects of Irrelevant Information on Speeded Classification. //Journal Experimental Child Psycology. --1975. Vol.20/ 1. — P.127−135.
- Witkin H.A., Oltman D.K., Raskin E., Karp St.A. Children Embedded Figures Tests. Palo Alto, California: Consulting Psycologlsts Press. 1971.