Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникшие изменения затрагивают все компоненты самосознания (когнитивный, аффективный, морально-ценностный, поведенческий) и отражаются, прежде всего, в особенностях образа Я старшеклассников (Б.В. Кайгородов, А. Б. Орлов и др.). Известно, что в одних и тех же ситуациях насилия одни считают себя жертвами, а другие нет (Е.Т. Соколова, Л. Г. Дикая, А. В. Махнач и др.). До сих пор остаются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы исследования образа Я в психологии
    • 1. 1. Анализ основных теоретико-методологических подходов исследования феномена самосознания личности
    • 1. 2. Основные направления в исследовании образа Я в современной психологии
    • 1. 3. Особенности становления образа Я в раннем юношеском возрасте
    • 1. 4. Влияние насилия на становление образа Я у старшеклассников
  • Глава 2. Результаты исследования образа Я старшеклассников, считающих себя испытавшими насилие
    • 2. 1. Программа и методы эмпирического исследования
    • 2. 2. Психологические особенности образа Я виктимной личности в ранней юности
    • 2. 3. Психологические особенности образа Я старшеклассников, воспитывающихся в разных социокультурных условиях и идентифицирующих себя с жертвой насилия
    • 2. 4. Сравнительный анализ особенностей образа Я старшеклассников, считающих себя испытавшим и не испытавшим насилие

Особенности образа Я личности, считающей себя испытавшей насилие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Особенностью современного развития российского общества является движение к социально-ориентированному государству, предполагающему создание благоприятных условий для гуманизации общества. Происходящие общественные, экономические изменения обусловливают психологические, социальные, медико-экологические последствия, меняющие среду развития личности. Поскольку становление самосознания в онтогенезе определяется закономерностями личностного развития, то возникает потребность обращения к исследованию образа Я личности под влиянием различных условий, в том числе и негативных. К таким условиям относится насилие над личностью.

Современный жизненный контекст не может исключить явления насилия из процессов обучения и воспитания. Особенно актуально исследование влияния насилия на личность в раннем юношеском возрасте, когда образ Я, как продукт самосознания, проходит важный этап развития. Следовательно, в этот возрастной период воздействие любого вида насилия накладывает на личность свой отпечаток. Поскольку ранняя юность характеризуется такими особенностями, как стремление к личностному росту, расхождением в идеальном и реальном образе Я, неадекватным уровнем притязаний, неопределенностью жизненных планов и др., то любая форма насилия над школьниками создает возможность закрепления в самосознании негативных представлений о себе (С.В, Ильина, Е. С. Меньшикова, Ф. Райе и др.).

Возникшие изменения затрагивают все компоненты самосознания (когнитивный, аффективный, морально-ценностный, поведенческий) и отражаются, прежде всего, в особенностях образа Я старшеклассников (Б.В. Кайгородов, А. Б. Орлов и др.). Известно, что в одних и тех же ситуациях насилия одни считают себя жертвами, а другие нет (Е.Т. Соколова, Л. Г. Дикая, А. В. Махнач и др.). До сих пор остаются недостаточно изученными вопросы о том, как через образ Я проследить личностные качества, которые являются специфичными для считающих себя пострадавшими от разного типа насилия, как связаны особенности образа Я виктимной личности с различными социокультурными условиями. В этой связи представляет интерес изучение особенностей образа Я личности старшеклассника, воспринимающего себя жертвой насилия. Таким образом, поставленная проблема актуализирует теоретическую ценность и практическую значимость исследования образа Я личности, определяющей себя как испытавшую насилие.

Степень разработанности проблемы. В современной психологии широкое распространение получило исследование образа Я, его структуры иместа в самосознании. Среди зарубежных психологов эту проблему рассматривали А. Адлер, У. Джеймс, Ч. Кули, Ф. Перлз, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Шостром, К. Юнг, Э. Эриксон и др. В отечественной психологии проблема образа Я представлена в работах B.C. Агеева, Л. Д. Деминой, В. Б Клочко, О. М. Краснорядцевой,. B.C. Мухиной, А. В. Петровского, СЛ. Рубинштейна, В. В. Столина, Д. И. Фельдштейна и др. Тем не менее, в научной литературе неоднозначно определено место образа Я в структуре самосознания: образ Я либо включается в Я-концепцию личности (Р. Берне, А. А. Налчаджян, С. Р. Пантелеев и др.), либо рассматривается как адекватное ей образование (А. Анастази, И. С. Кон, и др.). Учитывая, что образ Я является одной из характеристик самосознания, а развитие самосознания наиболее активно проходит в раннем юношеском возрасте, необходимо отметить, что любое становление образа. Я под воздействием факторов насилия негативно влияет на дальнейшую самоактуализацию этой личности (А. Маслоу, Э. Шостром и др.).

Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, интенсивно разрабатываемую в зарубежной психологии последнюю четверть века (Д. Иваниек, Дж. Кобрин, Д. Левинсон, Н. Маркус, Э. Миллер, Р. Лэнг и др.). В отечественной психологической науке данная тематика сравнительно молода. Так, изучение влияния насилия на личность отражено в работах Е. В. Сидоренко, Е. Т. Соколовой и др., психологическое состояние жертвы рассматривается в публикациях Н. В. Тарабриной, В. Е. Христенко и, а. др., проблемы деформации личности представлены трудами И. В. Вачкова, Е. В. Руденского и др. В работах С. В. Ильиной, А. В. Мудрика, A.M. Прихожан, В .Я. Рыбальской и других отмечена актуальность изучения самосознания детей пострадавших от насилия и психологических особенностей образа Я виктимной личности в ранней юности.

Вместе с тем анализ специальной литературы показал, что нет общего терминологического и концептуального аппарата в исследовании психологических проблем образа Я личности, особенно, влияния насилия на становление образа Я, являющейся составной частью самосознания личности (А.Б. Орлов, А. Г. Спиркин, И. И. Чеснокова и др.). Это ограничивает возможности теоретического и практического изучения образа Я личности в целом и жертвы насилия, в частности. Возникает противоречие между необходимостью изучения особенностей образа Я у людей, считающих себя жертвами насилия и недостатком исследовательских работ по отмеченной проблеме. Указанное противоречие позволило определить цель работы.

Цель исследования — выявление особенностей образа Я виктимной личности (на примере старшеклассников школ г. Рубцовска Алтайского края).

Объект исследования — психологические особенности самосознания личности, определяющей себя как испытавшую насилие.

Предмет исследования — особенности образа Я старшеклассников, считающих себя жертвой насилия.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические, технологические и методические основания исследований по проблеме диссертационной работы.

2.Сформировать концептуальные основания диссертации, разработать, апробировать и предложить соответствующую им программу и методику эмпирического исследования.

3. Изучить специфику репрезентации и особенности становления образа Я у школьников старших классов, воспринимающих себя испытавшими и не испытавшими насилие.

4. Установить особенности образа Я виктимной личности учащихся, живущих в полной и неполной семье, детском доме.

5.Выявить специфические особенности образа Я виктимной личности, определяющей себя жертвой различных видов насилия.

Гипотезы исследования:

1. Психологические особенности образа Я старшеклассников, считающих себя жертвой насилия, могут быть следствием различных видов насильственных воздействий, зависеть от их социальной и личностной оценки.

2. В период раннего юношеского возраста пережитое насилие может предрасполагать к становлению негативного образа Я, способствовать развитию комплекса жертвы.

3. Психологические особенности образа Я у старшеклассников, полагающих себя испытавшими насилие, могут быть следствием фактора наличия полной, неполной семьи, отсутствия семьи.

4. Существуют общие и специфические характеристики образа Я у личностей, считающих себя испытавшими психическое, физическое насилия.

Методологической и теоретической основой работы послужили:

— онтологический подход к человеку как предмету психологии (Б.Г. Ананьев, C.JI. Рубинштейн и др.);

— системный подход в психологии (JI.C. Выготский, В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьев и др.);

— теоретические представления о развитии психологических особенностей человека под влиянием социальной реальности (К.А. Абульханова-Славская, Л. Д. Демина, И. С. Кон, О. М. Краснорядцева, Д. А. Леонтьев, А. В. Петровский, В. В. Столин и др.);

— теоретико-методологические подходы к развитию личностных особенностей человека под влиянием насилия или осознающего себя испытавшим насилие (Л.И. Анцыферова, В. Е. Руденский, Е. И. Соколова, Н. В. Тарабрина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использованы следующие методы исследования: методы сбора эмпирических данных: анализ вторичных источниковфокус-группаэкспертная оценка, анкетный опрос, психодиагностическое тестирование (опросник самоотношения В. В. Столинасамоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации ТО.Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Крозопросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер в адаптации Е.Ф. Бажина) — диагностика личностных отношений (Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек в адаптации Л.Н. Собчик) — методика «Личностный дифференциал» (институт им. В.М. Бехтерева) — методика «Символические задания на выявление «социального Я» (The S elf S ocial S ymbols T asks Б. Лонг, P. Зиллер, P. Хендерсон в адаптации Ю.Б. Гиппенрейтер)). Методы обработки полученных данных: методы параметрической статистики (дисперсионный, корреляционный, регрессионный, факторный анализ).

Эмпирической базой явились результаты пилотажного исследования 50 учащихся МОУ средних школ № 17, № 11 г. Рубцовска, Алтайского края, группы юношей и девушек, занимающихся в Рубцовском комплексном центре социальной помощи семьи и детямфокус-группы из 18 учащихся 1 курса социального отделения Рубцовского педагогического колледжаоценок экспертной группы из 25 человек — психологоврезультаты основного исследования 192 старшеклассников МУ детского дома № 1, МОУ средних школ № 1, № 2, № 11, № 17, № 24 (г. Рубцовск), учащихся 2 курса музыкального отделения (обучение на базе 9 классов) Рубцовского педагогического колледжа. Всего в диссертационном исследовании приняли участие 285 человек — 260 учащихся и 25 экспертов.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— предложены рабочие определения понятий: «виктимная личность», «виктимологический образ Я», «психологическая виктимизация личности» позволяющие рассмотреть влияние насилия на самосознание личности;

— разработан и апробирован инструментарий, адекватный для исследования психологических особенностей образа Я школьников, воспринимающих себя жертвой насилия;

— представлено понимание образа Я в рамкам системного подхода, в соответствии с которым компоненты, выделенные И. С. Коном, когнитивный, аффективный, поведенческий, дополнены диссертантом ценностным, отражающим ценностно-нормативные аспекты образа Я и их оценку самим субъектом;

— составлены личностные профили виктимологического образа Я старшеклассников, в которых определены общие характеристики (низкий уровень субъективного контроля, неприятие агрессивности от других) и специфические для считающих себя жертвой только физического (отсутствие гибкости, подозрительности в межличностных отношениях и др.), психического насилия (уступчивость, сензитивность и др.), жертвой И физического и психического насилия одновременно (самопринятие, социальная заинтересованность, не связанная со школой и др.);

— выявлены различия в содержании психологической виктимизации, обусловленные социокультурным фактором, которые представлены типическими особенностями образа Я школьников, считающих себя жертвами для проживающих: в полной семье, только по физическому (не ожидает положительного отношения от других людей и др.), в неполной семье по психическому (безответственный, несправедливый и др.), в детском доме и по физическому (низкое самоуважение и негативные ценностные ориентации и др.) и по психическому насилию (эгоцентричность, социальная заинтересованность и др.);

— даны типические особенности образа Я виктимной личности, общие (высокая социальная заинтересованность в сочетании с низкой самооценкой) и специфические для старшеклассников, воспринимающих себя как жертву только физического (негибкий, нуждается в поддержке других и др.), только психического (независимый и непривлекательный, низкой самооценки, идентифицирует себя с ближайшим окружением и др.), как жертву и физического и психического (интровертированный, неуверенный и др.) насилия.

Практическая значимость исследования: разработан, апробирован и предложен инструментарий изучения образа Я личности, идентифицирующей себя с жертвой насилия. Материалы диссертационного исследования и * полученные выводы будут полезны психологам при проведении диагностической, профилактической, психокоррекционной работыформировании тренинговых группв процессе преподавания психологических дисциплин «Общая психология», «Психология личности», «Педагогическая психология» и др.- для разработки спецкурсов, отдельных лекционных и практических занятий для студентов-психологовдля организации деятельности психолого-педагогических методических объединений психологов и преподавателей старших классов. Кроме того, полученные эмпирические данные являются важными для последующих сравнительных исследований виктимной личности.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась соответствием исходных методологических позиций автора применяемой совокупности методовприменением надежных и апробированных исследовательских процедур, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборкистатистической значимостью экспериментальных данныхиспользованием методов математической статистики (компьютерный пакет программ «STATISTICA») — содержательным анализом выявленных фактов и закономерностейэффективностью внедрения результатов в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определено, что «виктимная личность» характеризуется деформацией образа Я под влиянием насилия в социальной среде- «виктимологический образ Я» определяется восприятием себя как жертвы насилия в зависимости от субъективной оценки самого себя, установок щ социального окружения, характера ситуации насилия- «психологическая виктимизация личности» определена как развитие под влиянием негативных внешних воздействий психологических особенностей личности, повышающих потенциальную возможность стать жертвой.

2. Воздействие психического и физического насилия приводят к изменениям образа Я личности через идентификацию с жертвой в соответствии с типом пережитого насилия, его частотой, интенсивностью, личностной оценкой их старшеклассниками (типические особенности образа Я виктимной личности), установками ближайшего окружения (различия в психологической виктимизации в семье и вне семьи) и выявленными личностными особенностями (личностный профиль виктимологического образа Я старшеклассника).

3. Различия в психологической виктимизации личности, обусловленные социокультурным фактором, характеризуются типическими особенностями образа Я личности школьников, считающих себя жертвами: в полной семье преимущественно по физическому (упрямство, ожидание негативного отношение к себе и др.), в неполной семье по психическому (безответственность, конформизм и др.), в детском доме по физическому (низкое самоуважение, негативные ценностные ориентации и др.) и психическому насилию (социальная заинтересованность и др.).

4. В ранней юности образ Я виктимной личности, совпадает с профилем образа Я старшеклассников, считающих себя жертвой насилия, по основным личностным характеристикам представленным типическими особенностями образа Я для определяющих себя жертвой только физического (необходимость в поддержке других людей, ригидность, эгоистичность в межличностном взаимодействии), только психического насилия (самопонимание, самооправдание, высокая идентификация с ближайшим окружением), как жертву и физического и психического насилия (развитый самоинтерес, положительные представления о природе человека).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены на: международной (Кемерово, 2004), всероссийской (Рубцовск, 2004), региональной (Барнаул, 2004) научных конференцияхСибирском методическом фестивале образования взрослых (Новокузнецк, 2003), методическом объединении психологов г. Рубцовска и Рубцовского района (2001, 2003, 2004), теоретико-методологи-ческом (Рубцовск, 2003) и научнометодических аспирантских семинарах (Барнаул, 2004) — методических объединениях и семинарах педагогов детского дома № 1 (Рубцовск, 2003,2004), Рубцовского педагогического колледжа (2002, 2003, 2004), школы № 17 (Рубцовск, 2003).

Результаты, полученные диссертантом были использованы при разработке программ преподавания психологических дисциплин в Рубцовском педагогическом колледже «Психология личности», «Социальная психология», «Технологии практического психолога» (2001, 2002, 2003) — филиале Алтайского государственного университета в г. Рубцовске «Общая психология», «Педагогическая психология» (2003, 2004), спецкурса «Социальная виктимология» (2002,2003,2004) для студентов-психологов.

Внедрены и апробированы: программа социально-педагогичес-кой практики студентов Рубцовского педагогического колледжа в детском доме (2002, 2003.), программа занятий со школьниками по профилактике виктимизации личности (2003) — программа тренингов по социально-психологической адаптации, программа индивидуальных консультаций для старшеклассников МОУ детского дома № 1 (2002, 2003, 2004), МОУ школы № 17 (2003), учащихся Рубцовского педагогического колледжа (2002, 2003). По результатам исследования автором подготовлено и опубликовано 6 научных работ.

Структура и объем работы. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список литературы из 272 источников, 15 приложений. Текст иллюстрирован 123 таблицами, 20 графиками, 16 диаграммами, 3 схемами. Объем авторского текста — 189 страниц.

Результаты исследования группы ДД.

В выборке старшеклассников, воспитывающихся в детском доме, значимые сравнения были выявлены по шкале интенсивности в восприятии себя жертвой психического насилия и по шкале интенсивности в восприятии себя жертвой физического насилия. По данным корреляционного анализа была получена матрица, включающая все значимые (р < 0,05) зависимости между выделенными факторами (приложение 10, таблица 3). Таким образом, по коэффициентам корреляционного анализа зависимостей полученных факторов со шкалой интенсивности идентификации школьника с жертвой психического насилия была обнаружена прогнозирующую зависимость (приложение 10, таблица 3) по факторам: Ф (ранговая идентификация с жертвой физического насилия) (г = 0,51), УСК2 (г = 0,46) с положительным знаком, Р4 с (г = - 0,52), Школа (г = - 0,51) с противоположным знаком.

Заключение

и выводы.

Проблема влияния психического и физического насилия на становление образа Я школьников все сильнее акцентируется в российской действительности. Насилие в любой форме не проходит бесследно для личности, его негативные последствия в психологическом развитии доказаны в теоретических и эмпирических исследованиях. Тем актуальней встает вопрос о научном определении идентификации личности с жертвой насилия. Исходя из описаний типических особенностей образа Я личности, идентифицирующей себя как жертву, представленных в диссертационной работе, можно определить, «как» и «когда» старшеклассники ощущают себя жертвой насилия, каков виктимологический образ Я жертвы и психологические характеристики виктимной личности, ее самосознания.

Тема насилия не только трудна для изучения, она отражает социальное положение этого вопроса в обществе. Столкнувшись с фактами, статистическими данными, касающимися насилия, необходимо решать две основные задачи, возникающие каждый раз, когда речь заходит о вреде, причиняемом человеческому существу — задачи диагностики и реабилитации < Поиск психотерапевтического подхода к работе с виктимной личностью, уже считающей себя жертвой, так же актуален, как и работа с непосредственными потерпевшими. Своевременная профилактическая работа, психокоррекционная работа, опирающаяся на установленные в диссертации психологические особенности, психологические критерии образа Я виктимной личности, может активно способствовать снижению психологической виктимизацию старшеклассников в условиях современного общества. Существуют общие и специфические характеристики образа Я виктимной личности, считающей себя испытавшей насилие, которые были выявлены в зависимости от идентификации личности старшеклассника с жертвой психического или физического насилия, от наличия и отсутствия семьи. Для доказательства данного положения была разработана, осуществлена программа теоретико-методологического и эмпирического исследования, результаты которого позволили сделать следующие выводы:

1. Воздействия психического и физического насилия приводят к изменениям образа Я личности, к идентификации с жертвой, в соответствии с типом испытанного насилия, его частой, интенсивностью, их личностной оценкой старшеклассником, личностными особенностями, установками социального окружения.

2. Системный подход позволяет обосновать адекватность рассмотрения образа Я школьников, считающих себя испытавшими насилие, через идентификацию с жертвой в соответствии с типом пережитого насилия, его частотой, интенсивностью, личностной оценкой их старшеклассниками (типические особенности образа Я виктимной личности), установками ближайшего окружения (различия в психологической виктимизации в семье и вне семьи) и личностными особенностями (личностный профиль виктимологического образа Я старшеклассника).

3. Виктимологический подход к исследованию образа Я личности, позволил сформулировать рабочие определения понятий «виктимная личность», «виктимологический образ Я», «психологическая виктимизация линости», «насилие», «жертва».

4. В раннем юношеском возрасте насилие приводит к формам, искажающим образ Я личности, препятствующим социально-психо-логической адаптации, которые могут быть представлены типическими особенностями образа Я виктимной личности старшеклассников, идентифицирующих себя с жертвой только физического (ригидный, нуждается в поддержке других и др.), только психического (идентификация с ближайшим окружением в сочетании с низкой самооценкой и др.), психического и физического насилия (имеет положительные представления о природе человека и др.).

5. Специфика психологической виктимизации личности, идентифицирующей себя с жертвой насилия, зависит от социокультурных условий воспитания и представлена типическими характеристиками виктимной личности для старшеклассников, проживающих: в полной семье, считающих себя преимущественно жертвой физического (упрямый и раздражительный и др.), в неполной семье, чаще определяющих себя жертвой психического насилия (эгоистично-агрессивный в межличностном взаимодействии и др.), в детском доме, воспринимающих себя жертвой и физического (низкое самоуважение и негативные ценностные ориентации и др.) и психического насилия (эгоцентричность, социальная заинтересованность и др.).

6. Существуют общие особенности виктимологического образа Я, характерные для всех групп старшеклассников, считающих себя испытавшими насилие: низкий уровень субъективного самоконтроля, зависимость от чужого мнения, низкий уровень принятия агрессии со стороны других людей, при этом в межличностном взаимодействие собственный стиль общения агрессивный и подчиняемый, характерна жизнь только в одном из временных контекстов.

7. Определены специфические особенности виктимологического образа Я для каждой группы школьников, идентифицирующих себя с жертвой: физического насилия (высокая контактность, устойчивые ценностные ориентации, отсутствие подозрительности в межличностном взаимодействии, необходимость в поддержке и одобрении, высокое самоуважение) — I психического насилия (уступчивый, зависимый, подозрительный стиль межличностного взаимодействия, низкая самооценка, высокий самоинтерес, большая сензитивность к себе, положительное представление о природе человека, идентификация со школой практически отсутствует, низкая идентификация с семьей и друзьями) — одновременно психического и физического насилия (подчиняемый стиль межличностного взаимодействиявысокие показатели по шкале интернальности в области неудачи, здоровья и межличностных отношениях, высокие представления о позитивной природе человека, аутосимпатия, самопринятие, максимально высокая социальная заинтересованность, наибольшая идентификация со школой при низкой идентификация с друзьями).

8. В ранней юности образ Я виктимной личности, совпадает с профилем образа Я старшеклассников, считающих себя жертвой насилия, по основным личностным характеристикам, представленным типическими особенностями образа Я, для определяющих себя жертвой только физического (необходимость в поддержке других людей, ригидность и др.), только психического насилия (самопонимание, самооправдание и др.), как жертву и физического и психического насилия (развитый самоинтерес и др.).

9. Разработан и апробирован инструментарий, адекватный для исследования психологических особенностей образа Я школьников, воспринимающих себя жертвой насилия. Для организации тренинговых групп, профилактической, психокоррекционной работы могут быть использованы выявленные типическими особенностями образа Я виктимной личности, считающей себя жертвой насилия.

Таким образом, результаты исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута. Данная работа имеет практическую значимость, может найти применение в различных областях психологического знания, таких как общая психология, психология личности, социальная психология, педагогическая психология и т. д. Завершая работу, отметим перспективы исследования самосознания жертв насилия. Необходимость изучения психологических особенностей жертвы насилия в разных возрастных периодах, выявления различий между психологическими характеристиками идентифицирующих себя с жертвой и у представителей разных социальных статусов, исследование эффективности коррекционных программ для личностей, испытавших разные виды насилия — это далеко не все вопросы, связанные с необходимостью дальнейших исследований особенностей образа Я личности в самосознании жертвы насилия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. — Т. 22.-№ 5.-С. 38−47.
  3. А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. 1999. — № 1.- С. 3−9.
  4. JI.C., Осухова Н. Г., Ширинский В. И. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Науч.-метод. пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 208 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001.-263 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 282 с.
  7. А. Психологическое тестирование: Пер с англ.: В 2-х т. М., 1982. -Т. 1.-416 е.-Т. 2.-416 с.
  8. Г. М. Психология социального познания. М., 1997. — 239 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — С. 263−303.
  10. Е.В. Социальная психология / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 264 с.
  11. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-С. 3−87.
  12. Ю.М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. — М.: Наука, 1987. 190 с.
  13. Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал 1993- Т. 14 — № 2- С. З-16.
  14. Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. -1999. Т. 20. -№ 1. — С. 6−19.
  15. Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.-С. 45. .
  16. О.Н., Шилынтейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» // Вестник Моск. унта. 1998. — Сер. 14: Психология. — № 1. — С. 8−18.
  17. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2002. — 416 с.
  18. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 74−75.
  19. В.Д. О структуре индивидуального сознания // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — С. 56.
  20. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2000. -508 с.
  21. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 141.
  22. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. СПб.: МФИН, 1992. — С. 95.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-424 с.
  24. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
  25. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
  26. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. -440 с.
  27. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  28. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 47−56- № 4. — С. 23−33.
  29. М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения // Вопросы психологии. 1972. — № 5. — С. 121−128.
  30. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  31. С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — С. 44.
  32. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2002. 528 с.
  33. Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. — Киев: Наукова думка, 1991. С. 86−87.
  34. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 45−55.
  35. А. Истоки характера у детей (Ч. 3: Самосознание) // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 121−133.
  36. Е.П., Степанов С. Ю. Творческая уникальность человека как предмет психологического исследования // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. —
  37. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. С. 107−122.
  38. Васильев B. J1. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 61−68.
  39. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. -С. 104−115.
  40. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления кризисных ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  41. Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 30−43.
  42. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд. МГУ, 1990.-283 с.
  43. JI.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
  44. JI.C. Методика рефлексологического и психологического исследования // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. -С. 43−62.
  45. JI.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 5−361.
  46. JI.C. О психологических системах // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С. 109−131.
  47. JI.C. Педология подростка // Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 5−242.
  48. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1988.-301 с.
  49. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: MASSMEDIA, 1995.- 239 с.
  50. В.М., Тверская Н. М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты явления). М.: Наука, 1994. — С. 229.
  51. Г. М., Крылов В.Ю, Савченко Т. Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995.-45 с.
  52. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киевг Наукова думка, 1984. — С. 173−175.
  53. О. В. Представления Л.С. Выготского о самосознании и марксизм // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 5. — С. 31−41.
  54. А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1996. -320 с.
  55. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  56. Н.В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций / Сост. Н. Г. Гришина. СПб.: Питер, 2001. — С. 8−25.
  57. К.М., Раевский A.M. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 5 — С. 29−37.
  58. У .Д. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М., 1991. — 368 с.
  59. Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — 123 с.
  60. Л.Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. — № 3.-С. 137−146.
  61. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей.- М. Изд-во АПН СССР, 1982. С. 3−18.
  62. О.П. Практикум по психологии личности.-СПб.: Питер, 2000.-560 с.
  63. А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. — 246 с.
  64. А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 59−68.
  65. .В. Об эксперименте в школе К. Левина // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М., 1998. — С. 276−283.
  66. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 38−42.71.3инченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991.-№ 2.-С. 15−36.
  67. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 164 с.
  68. А.В., Атаков B.C., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 17−30.
  69. А.А. Элементарная логика. М.: Дидакт, 1994. — С. 31.
  70. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  71. С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. — № 6. — С. 65−75.
  72. Э. Что же такое личность? // С чего начинается личность / Под ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. — 207 с.
  73. Информационно-психологическая безопасность личности: Состояние и возможности психологической защиты / Под ред. С. А. Анисимова, А. А. Дергача. М., 1999. — С. 8−16. .
  74. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  75. .В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. — № 3. — С. 117−127.
  76. Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Из синопсиса по психиатрии: В 2-х т. М.: Медицина, 1994. — Т. 1. — 671 е.- Т. 2. — 523 с.
  77. В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. — 558 с.
  78. С.Г. Стратегия успеха в меняющемся мире // Социальная идентификация личности / Отв. ред. В. А. Ядов. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1994. — Т. 2: Кн. 1. — С. 66.
  79. А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы: Дис.. канд. психол. наук. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. —167 с.
  80. В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск: Изд-во ТГУ^ 1998. — Вып. 8−9. — С. 7−15.
  81. В.Е., Галожинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Изд-во ТГУ, 2000. — 154 с.
  82. С.Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Усть-Каменогорск: Изд-во Вост.-Казахст. гос. ун-та, 2001. — 232 с.
  83. Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» // Социальная идентификация личности / Отв. ред. В. А. Ядов. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1994. Т. 2: Кн. 1. — С. 137−138.
  84. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Изд-во Ин-та психологии, 1996.-С. 142.
  85. Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М., 2001,-176 с.
  86. Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для школьных психологов. М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2002. 360 с.
  87. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  88. Кон И. С. Категория «Я» в психологии II Психологический журнал. 1981. -Т. 2.-№ 3.-С. 25−37.
  89. Кон И. С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2003. — С. 45−122.
  90. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  91. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблема формирования личности. М.: Просвещение, 1979. — 174 с.
  92. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — М.: Изд-во Инта практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1997. 335 с.
  93. Т.В., Смирнов С. Д., Григоренко Е. Л. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 107−122.
  94. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990.-222 с. '
  95. С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979.-С. 20−43.
  96. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. -С. 8−12.
  97. Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.- Питер 2001.-464 с.
  98. А.Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод. пособие. — М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21—69.
  99. О.А. О психологических последствиях сексуального насилия // Вестник Моск. ун-та. 1999. — Сер. 14: Психология. — № 2. — С. 80−90.
  100. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  101. Р.Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 92−122.
  102. Е.Г. Исследование локализации контроля личности и новая версия методики «уровень субъективного контроля» // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 2. — С. 103−114.
  103. К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире П. Уровень притязаний // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.- М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 86−92.
  104. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Мед. изд-е. Прага: Авиценус, 1984. — 335 с.
  105. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж: Инт практ. Психологии, 1997. — 383 с.
  106. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-143с.113: Лэнг Р. Д. Расколотое «Я»: Антипсихиатрия. М.: Академия- СПб.: Белый кролик, 1995. — 350 с.
  107. Р.Д. Самосознание // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 51−66.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  109. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М., 1983.
  110. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 287 с.
  111. Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  112. А.Г. Группы личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. 1996. — № 2. — С. 61−68.
  113. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  114. Липкина А. И, Рыбак Л. А, Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  115. О.В. Смысловой конструкт в личности становления подростков и юношей // Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 83−99.
  116. .Ф. Системность в психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова и др. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 384 с.
  117. А. Предательство тела: Пер с англ. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-328 с.
  118. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во Ин-та философии АН СССР, 1962. — 88 с.
  119. Методы психологических исследований: квазиэксперимент 7 Под ред, Т. В. Корниловой. М., 1998. — С. 7−19.
  120. B.C. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976. — С. 9−12.
  121. Д. Социальная психология: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. -688 с.
  122. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред., Ю. Б, Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108−117.
  123. .М. Психология саморазвития. Психотехника риска и правила. безопасности. М., 1997. — 190 с.
  124. Т.В. Особенности процессов рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Моск. ун-та. 2000. — Сер. 14: Психология. — № 2. -С. 79−83.
  125. Р. Различные аспекты Я // Психология личности. Тексты 7 Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 139.
  126. Э.С. Защита прав детей и подростков жертв вооруженных конфликтов (теоретическая концепция) // Правозащитник. — 1996. — № 4. — С. 35−44.
  127. Э.С. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. 1999. — № 2. — С. 17−26.
  128. Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдельные последствия: Анализ зарубежных психологических исследований // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 6. — С. 110— 118.
  129. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Уч! зап-ки Пермского пед. ин-та. 1970. — Т. 77. — Вып. 6. — С. 164.
  130. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-С. 19−36.
  131. И.А. Современные теории в психологии личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. — 224 с.
  132. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.-С. 194.
  133. О. Психология самопознания личности: Практ. пособие. — М., 1993.-96 с.
  134. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1997 — 368 с.
  135. И.В., Шильштейн Е. С. О ролевом компоненте Я-концепции // Вестник Моск. ун-та. 2000. — Сер. 14: Психология. — № 1. С. 29−35.
  136. С. Дети в школе в эпоху изобилия // Вопросы психологии.1994. № 6. — С. 140−147.
  137. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.32−39.
  138. B.C. Феноменология развития и бытия личности. -М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1999. С. 136−186.
  139. Дж., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. —М.: Генезис, 1998. 159 с.
  140. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — С. 191−202.
  141. А.А. Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Барах-М, 2003. — С. 270−332.
  142. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод. пособие / Под ред. Л. С. Алексеевой. М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. — 136 с.
  143. Е.И., Купчик В. П., Сафонова A.M. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве // Психологический журнал. — 1996. Т. 17. — № 3. — С. 92−98.
  144. А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 129−137.
  145. К. Психология влечений человека: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1972.-С. 182−197.
  146. Р.В. Технологии практического психолога образования. — М.- Сфера, 2001.-С. 182−383.
  147. Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности // Вестник Моск. ун-та. 2000. — Сер. 14: Психология. — № 2. — С. 87.
  148. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Личность человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5−10.
  149. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. — 224 с.
  150. С.С., Франк Л. В. О виктимологии и виктимности // Советское государство и право. 1976. — № 4. — С. 74−75 .
  151. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. -2000.-№ 1.-С. 140.
  152. С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2003. — С. 208−242.ш 161. Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. Смоленск:
  153. Изд-во Смоленск, гос. ун-та, 1997. С. 269−314.
  154. В.А. Феномен субъективности в психологии личности: Дис. в виде науч. докл. докт. психол. наук. М., 1993. — С. 62.
  155. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т. 1. — 416 е.- Т. 2. — 416 с.
  156. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 1998. — С.360−362.
  157. Превентивные программы по проблеме насилия в семье: Метод, пособие / Под ред. И. В. Матвиенко / Региональная общественная организация «Анна», 2002. 132 с.
  158. A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.-С.137−158.
  159. А.М., Толстых Н. Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. -1982.-№ 2.-С. 80−86.
  160. А.О. Семантические пространства психических состояний. -Дубна: Феникс+, 2002. 280 с.
  161. Психологические тесты / Под ред. Э. Р. Ахмеджанова. М., 1995. — 320 с.
  162. Психологические тесты: В 2-х т. / Под ред. А. А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 2003. Т. 1.-312 е.- Т. 2.-248 с.
  163. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Барах-М, 2003 672 с.
  164. Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Н. В. Гришина. -СПб.: Питер, 2001. -416 с.
  165. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.
  166. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 656 с.
  167. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. 2000. -№ 3.-С. 31.
  168. В.М. Особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — С. 9.
  169. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. -616с.
  170. Д.Я. Самопознание и защитные механизмы личности.-Самара: БАРАХ М, 2000. — 672 с.
  171. Раусте фон Врихт МЛ. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. -М.: Наука, 1982.-С. 107.
  172. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. —. СПб.: Питер, 1999.-416 с.
  173. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 4. -С. 3−12.
  174. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. — 319 с.
  175. Д.В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
  176. Д.В., Устинов B.C. Виктимология. СПб.: Пресс, 2000. — 332 с.
  177. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 — С. 74−79.
  178. С.Л. Бытие и сознание // Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. С. 351−356.
  179. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. — С. 634−644.
  180. Е.В. Дефиницитарная деформация личности подростка как предмет психологического исследования: Науч.-реф. докл. / Акад. пед. и соц. наук и др. Новосибирск: Изд-во Сиб. психосоц. ин-та, 2002. — 60 с.
  181. Е.В. Деформация Я-концепции как предмет социально-педагогической виктимологии: (Опыт эксперим. исслед.) / Акад. пед. и соц. наук и др. Новосибирск: Изд-во Сиб. психосоц. ин-та, 2002. — 58 с.
  182. Е.В. Экспериментально-психологические основы социально-педагогической виктимологии. Новосибирск: Изд-во Ин-та психологии личности, 2000. — 142 с.
  183. В.Я. Методика изучения личности потерпевшего. О преступлениях несовершеннолетних. Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та, 1975.-С. 19−21.
  184. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста//Вопросы психологии. 1969. -№ 4.-С. 107−116.
  185. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм, ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 62−72.
  186. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. -Свердловск: Изд-во СГПИ, 1986. С. 72−74.
  187. Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 1979. 298 с.
  188. Семья в психологической консультации / Под ред. В. В. Столина. М.: Педагогика, 1987. — 206 с.
  189. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2002. 350 с.
  190. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
  191. А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в российском обществе: Опыт психосоциального исследования // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 2. — С. 3−14.
  192. С.Д., Корнилова Т. В., Григоренко E.J1. Влияние нарушений социальной экологии (как условий жизни) на психологические особенности подростков // Вестник Моск. ун-та. — 2002. — Сер. 14: Психология. № 1. — С. 10−15.
  193. Т.В. Старший школьный возраст // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Изд-во Междунар. пед. академии, 1995.-С. 172−190.
  194. Е.Т., Бурлакова Н. С. К вопросу об исследовании диалогической природы самосознания // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Тез. докл. М.: МГУ, 1997. — С. 8−10.
  195. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Apryc, 1995. — 359 с.
  196. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 176 с.
  197. Соколова Е. Т Психотерапия людей, переживших насилие // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод. пособие. — М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 100−122.
  198. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989. 213 с.
  199. Н.В. Жертвопорождающие изменения социально-культур-ной среды и их проекция на развитие детства // Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 60−64.
  200. Социальная психология / Под ред.- А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-543 с.
  201. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -С.148−149.
  202. В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности. — М., 1982.-С. 58−67.
  203. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  204. А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1998.-С. 23−25.
  205. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб: Питер, 2001.-272 с.
  206. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2. — С. 14−30.
  207. И.А. Развитие ценностно-смысловых составляющих образа мира человека: Дис. канд. психол. наук. Барнаул, 2002. 221 с.
  208. А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. — С. 174.
  209. Н.Н. Отношение к будущему формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. — М., 1987. — 209 с.
  210. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 144 с.
  211. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Сост. Дж.-О.Ким, Ч. У. Мьюллер и др. М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
  212. Д.И. Психология взросления. М.: Флинта, 1999. — 670 с.
  213. Д.И. Стадиальные характеристики социализации-индивидуализации и уровни становления личности: Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МОДЭК, 1998. — С. 208−241.
  214. Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. — С. 72.
  215. Дж. Неизведанное Я: Пер. И. Е. Киселевой. — М.: Прогресс, 1998. -244 с.
  216. Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972. — С. 17−18.
  217. Л.В. Об изучении личности и поведения потерпевшего (Нужна ли советская виктимология?) // Вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. — Душанбе, 1966. С. 152−154.
  218. Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе, 1977. — С. 97−101.
  219. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — С. 54−69.
  220. А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / Сост. М. М. Решетников. СПб.: Изд-во Вост.-Европ. ин-та психоанализа, 1997. — 387 с.
  221. А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер с анг. М. Р. Гинзбурга. -М.: Педагогика, 1993. 144 е.
  222. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 455 с.
  223. Р. Фейдимен Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Еврознак, 2001. — 864 с.
  224. Э. Человек для себя. М., 1992. — 253 с.
  225. Т.А. Я о’кей Вы о’кей: Пер. с анг. / Фонд ментального здоровья. — Красноярск, 1993. — 288 с.
  226. К. Культура и невроз // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 97−105.
  227. В.Е. Психология жертвы. Харьков, 2001. — 256 с.
  228. Г. А. Психология саморазвития задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. — 156 с.
  229. П. Р. Об условиях и путях формировании самосознания ребенка. -М., 1956.-С. 5−10.
  230. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемь! сознания. М., 1966. — С. 228−239.
  231. Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1997. — 95 с.
  232. М. Психология жизненной среды: Пер. с чешек. М.: Мысль, 1989.-174 с.
  233. А.С. Динамика социального развития Я подростков и юношей в развивающихся социальных средах // Мир психологии. — 2002. № 2. — С.' 92−106.
  234. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 316−335.
  235. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
  236. Д. Невротические стили: Пер. с англ. — М.: Изд-во Ин-та общегуманитар. исслед., 1998.-С. 45−102.
  237. .Ю. Основные подходы к проблеме насилия в семье // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод. пособие. М.: Изд-во ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. — С. 8−21.
  238. Т. Социальная психология: Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544 с.
  239. Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 69−78.
  240. Е.С. Уровневая организация системы «Я» // Вестник Моск. ун-та. 1999. — Сер. 14: Психология. — № 2. — С. 34−45.
  241. Н. А. Качанов ЮЛ. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования // СОЦИС. — 1998. № 4. — С. 94−101.
  242. Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. — М., 1966.-С. 217−227.
  243. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  244. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития советского школьника // Вопросы психологии. -1971. — № 4- С. 39−51.
  245. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
  246. Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. -С.122−137.
  247. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 89−105.
  248. П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1988. — С. 145−170.
  249. С.Г., Фещенко Т. И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 3−7.
  250. М.Г. История психологии.- М.: Академия, 1996.-416 с.
  251. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 54−59.
  252. Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. London, Sage Press, 1979.
  253. Cahill C., Llewelyn S. P., Pearson C. Long-term effects of sexual abuse which occured in childhood: A review // British Journal of Clinical Psycho-logy, 1991. -30(2).-P. 12−21.
  254. Cahill С., Llewelyn S. P., Pearson C. Treatment of sexual abuse which occured in childhood: A review // British Journal of Clinical Psychology, 1991. -30(1).-P. 1−11.
  255. Klapp O.E. Collective search for identity. New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1969.-P. 185.
  256. Markus, H., Nurius, P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept. In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987. — P. 4—11.
  257. , H. (1977). Self-schemata and Processing Information About the Self. Journal of Personality and Social Psychology. 35(2). — P. 63−78.
  258. James M. Child abuse and neglect: incidence and prevention // Australian Institute of Family Studies: Issues in child abuse prevention. 1, 1994. -P. 1−13.
  259. Josephs, R. A., Larrick, R. P., Steele, С. M., & Nisbett, R. E. (1991). Protecting the self from negative consequences under risk // Journal of Personality and Social Psychology, 62. P. 26−37.
  260. , T. & Greenberg, J. The Role of Self-Focused Attention in the Development, Maintenance, and Exacerbation of Depression. In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987. -P. 3−10.
  261. , M. & Carver, C. (1977). Self-Focused Attention and the Experience of Emotion: Attraction, Repultion, Elation, and Depression. Journal of Personality and Social Psychology, 35. P. 625−636.
  262. Schneiderman L. The psychology of social change. New-York: Human sciences press, inc., 1988.-P. 104−107.
  263. The Social Experience an introduction to sociology // Second Edition / James Wilfrid, Vander Zanden. The Ohio State University, 1990. — P. 147−199.
  264. Диаграмма распределения по идентификации с типом жертвы насилияне испытал24% насилие33%^ I? психическое1 насилие1 W ° физическое1. J насилие1. У 22% ¦ физ и псинасилие21% 1. Рис. 2
  265. Распределение по частоте испытываемого физического насилияи%1,2 разараз в месяцраз в веделюЗ ¦ каждый день77%1. Рис. 3
  266. Распределение по частоте испытываемого психического насилия1,2 разараз н месяцраз в неделюЗ ¦ каждый день
Заполнить форму текущей работой