Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональных понятий у учащихся средних специальных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим возникает необходимость в разработке теоретических проблем формирования профессиональных понятий, поскольку любая профессиональная деятельность основывается на знаниях, базирующихся на этих понятиях. Вопросами изучения особенностей формирования профессиональных понятий занимались в восьмидесятые годы ученые Всесоюзного научно-исследовательского института профессионального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Профессиональные понятия и их основные характеристики
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования понятий в процесс-се обучения учащихся
    • 1. 3. Влияние процесса формирования профессиональных понятий на развитие технического мышления учащихся
  • Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Педагогическая модель формирования профессиональных понятий
    • 2. 2. Педагогические условия формирования профессиональных понятий
    • 2. 3. Опыт обучения учащихся составлению и применению пиктокрипто-грамм (индивидуальных опорных сигналов)
    • 2. 4. Экспериментальная проверка эффективности формирования профессиональных понятий

Формирование профессиональных понятий у учащихся средних специальных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменение политической и социальной ситуации в стране привело к обновлению требований, которые предъявляет общество к современному человеку. Двадцать первый век — это век информации, поэтому общество требует от молодого человека овладения практическими навыками ее получения, анализа и переработки. Поэтому не случайно одной из задач реформы системы образования является ориентация процесса обучения на максимальное проявление обучаемыми самодеятельности и активности при овладении знаниями, умениями и навыками, на создание условий для развития у учащихся творческого мышления, способствующего значительному продвижению их в умственном развитии. А для этого необходимо обучение общим способам умственной деятельности.

Однако в практике профессионального образования, особенно на начальном его этапе, мало внимания уделяется развитию приемов мыслительной деятельности. В традиционном обучении остается распространенной организация действий учащихся по образцу, путем выполнения определенного набора упражнений, которые не способствуют развитию у них образного мышления и творческих способностей. Разработка оптимальных приемов мышления позволила бы ответить на такие вопросы: Как научить учащихся учиться рационально? Как сделать усвоенные приемы умственной деятельности достоянием учащихся и инструментом самостоятельного овладения учебным материалом?

Проблема формирования профессиональных понятий приобретает особое значение при подготовке учащихся по профессиям, обслуживающим технические объекты, входящие в автоматизированные производства. Внедрение микропроцессорной и вычислительной техники во все отрасли народного хозяйства приводит к глубоким преобразованиям в содержании труда рабочих, занятых на обслуживании сложнейших технических объектовк значительному увеличению объема профессиональных знаний, умений и навыков, а значит и совокупности профессиональных понятий.

В связи с этим возникает необходимость в разработке теоретических проблем формирования профессиональных понятий, поскольку любая профессиональная деятельность основывается на знаниях, базирующихся на этих понятиях. Вопросами изучения особенностей формирования профессиональных понятий занимались в восьмидесятые годы ученые Всесоюзного научно-исследовательского института профессионального технического образования: С. Я Баев, А. П. Беляева, А. А. Куприянов, J1.B. Савельева, Д. А. Ставрова, А. П. Шаблыкин, В. В. Шапкин, И. В. Яковлева и др. Они рассматривали социальные, дидактические, организационно-методические и психолого-педагогические аспекты формирования понятий, умений и навыков на примере подготовки рабочих по различным профессиям. В диссертационном исследовании Ц. Б. Иоловой изучены лишь общие вопросы формирования основных технических и технологических понятий, однако не раскрыты особенности формирования понятий у учащихся средних специальных учебных заведений.

В ходе исследования нами выявлены объективные противоречия между:

— динамичностью развития производства, непрерывным его совершенствованием и дискретностью обновления государственных образовательных стандартов;

— высокими требованиями к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и уровнем их профессиональной обученности;

— степенью теоретической разработанности вопроса формирования профессиональных понятий и условиями его решения в учебном процессе средних специальных учебных заведений;

— необходимостью самостоятельного овладения научно-технической и производственной информацией и степенью готовности учащихся к выполнению этой работы.

С учетом данных противоречий нами сформулирована следующая проблема: Как организовать изучение профессиональных понятий в средних специальных учебных заведениях, чтобы объем знаний, умений и навыков у учащихся соответствовал требованиям современного производства?

Постановка этого вопроса определяет актуальность выбора темы нашего исследования «Формирование профессиональных понятий у учащихся средних специальных учебных заведений».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования профессиональных понятий в процессе обучения учащихся.

Объект исследования — формирование понятий у учащихся средних специальных учебных заведений.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональных понятий при изучении специальных технических и технологических дисциплин.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональных понятий будет проходить успешно, если:

— при изучении специальных технических и технологических дисциплин учитывать отличительные признаки профессиональных понятий;

— осуществлена систематизация профессиональных понятий в содержании специальных технических и технологических дисциплин, на основе выявленных критериев;

— использовать модель формирования профессиональных понятий, которая включает теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический блоки и конструируется на основе индуктивного и дедуктивного подходов;

— учащиеся умеют составлять индивидуальные опорные сигналы и применяют их в своей учебной деятельности.

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические вопросы формирования профессиональных понятий в психологической и педагогической литературе. Уточнить характерные признаки профессиональных понятий.

2. Выявить критерии и систематизировать профессиональные понятия в содержании специальных технических и технологических дисциплин и произволственной деятельности рабочих.

3. Разработать и обосновать педагогическую модель формирования профессиональных понятий на основе оптимального сочетания индуктивного и дедуктивного подходов.

4. Создать различные виды индивидуальных опорных сигналов, отражающих содержание профессиональных понятий, определить принципы их составления и этапы обучения учащихся конструированию и применению пиктокриптограмм в процессе изучения специальных технических и технологических дисциплин.

Методологической основой исследования являются идеи, теории, положения о процессе формирования понятий в общеобразовательной и профессиональной школе, которые нашли отражение в работах отечественных ученых в области физиологии, философии, психологии и педагогики.

Физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др. доказали, что только человек способен оперировать абстрактными понятиями: «человек думает второй сигнальной системой при помощи слова, при помощи понятия» (149, с. 259). Слово у человека вызывает то же действие, что и «конкретный образ» предмета, даже при отсутствии последнего.

Проблеме выяснения сущности понятия посвятили свои работы философы

A.С. Арсеньев, А. А. Ветров, Е. К. Войшвилло, Д. П. Горский, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, В. А. Светлов, И. Я. Чупахин, и ученые, занимающиеся логикой

B.Ф. Асмус, Н. И. Кондаков, М. С. Строгович и др.

При построении системы профессиональных понятий мы опирались на методологию и теорию системного подхода, разработанную учеными А. П. Беляевой, Т. А. Ильиной, В. Н. Садовским.

В исследовании нами использованы концепции в области психологи: JI.C. Выготского, C. J1. Рубинштейна, А. А. Смирнова и др., которые изучали процесс взаимодействия чувственного и рационального мышления при овладении понятиямиД.Н. Богоявленского и Н. А. Менчинской, установивших взаимосвязь житейских и научных понятийЕ.Н. Кабановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, А. З. Редько, выявивших закономерности и условия усвоения понятий. Мы применили в работе основные идеи теорий, разработанных следующими учеными: Ю. А. Самариным (ассоциативного мышления), П. Я. Гальпериным,

A.Н. Леонтьевым, Н. Ф. Талызиной и др. (поэтапного формирования умственных действий) и Е.Н. Кабановой-Меллер, Г. С. Костюком, Н. А. Менчинской и др. (аналитико-синтетического усвоения знаний). По мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, Н. Ф. Талызиной формирование общенаучных понятий необходимо осуществлять индуктивным методом, в то время как В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин считают, что можно дедуктивным способом.

В области педагогики мы опирались на работы Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Д. Зверева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной (общие вопросы содержания, обучения, воспитания, развития в средней школе) — П. Р. Атутова, С. Я. Батышева (взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки) — Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, Б. С. Гершунского, Д. Г. Левитес, Е. Н. Степанова, Ю. О. Овакимяна, А. А. Ченцова, А. В. Ястребова (моделирование в педагогических исследованиях) — А. П. Беляевой, Н.И. Дум-ченко, А. А. Кыверялга, О. Ф. Федоровой, А. Е. Шильниковой (содержание и методы исследования в профессиональной педагогике) — B.C. Данюшенкова, Н. В. Котряхова (деятельностный подход) — B.C. Данюшенкова, Т. В. Машаровой, О. Ф. Федоровой, Т. Н. Шамовой (активизация учения школьников) — М.И. Мах-мутова (проблемное обучения) — Л. Г. Садаковой (развитие самодеятельности);

B.В. Шапкина (вопросы общетехнической подготовки) — А. В. Усовой (формирование общенаучных понятий) и другие.

В процессе исследования были проанализированы различные аспекты формирования общенаучных понятий: математических (А.С. Аскеров, С. А. Владимирова, А. Б. Ильясова, Г. В. Кондратьева, Т. А. Оболдина, И. В. Титова и др.) — физических (И.И. Беспалько, Г. Г. Гранатов, В. М. Нескороменко, Ю.А. Сауров) — химических (Т.НРаннимова, И. А. Шабанова и др.), мировоззренческих (Н.С. Белобородо^, З. И. Иванова, М. И. Макаров, Н. И. Малиновская, Л. Р. Обыскалова, Л.Д. Устьянцева), педагогических (В.Ф. Сахаров).

Вопросы формирования понятий на основе восприятия и представлений, обобщений и систематизации, конкретизации, применения системы упражнений, использования «логико-понятийных схем», «логико-опорных конспектов», «опорно-графических конспектов», «проблемно-графических сигналов», «структурно-логических схем» и компьютерных моделей рассмотрены в работах П. А. Барабохи, Н. О. Верещагиной, М. С. Винокура, В. А. Кольцовой, О. С. Кретинина, С. А. Ладывир, И. П. Матвеева, Г. А. Монаховой, И.А. Несмело-вой, Э. К. Родригес, Е. Е. Семенова, О. Я. Скуратовича, И. В. Ситниковой, В. Ф. Шаталова, А. В. Шатного.

Базой исследования являлись учебные группы учащихся, обучающиеся по профессии слесарь по контрольно — измерительным приборам и автоматике в Государственном образовательном учреждении профессиональном училище № 6 и в Государственном образовательном учреждении профессиональном лицее № 14 г. Кирово-Чепецка Кировской области и в государственных образовательных учреждениях г. Кирова.

Этапы исследования. На первом этапе (1979;1980 гг.) анализировалось содержание профессиональной деятельности рабочих, изучались проблемы формирования общеобразовательных, политехнических и профессиональных понятийпроводилось теоретическое осмысление опыта работы в средних специальных учебных заведенияхбыли определены методологические предпосылки исследования, уточнены цели и задачи исследования, разработана педагогическая модель формирования профессиональных понятий.

На втором этапе (1981;1982 гг.) выполнялась корректировка системы профессиональных понятий, были разработаны методики проведения экспериментальных уроков, и обучения учащихся составлению индивидуальных опорных сигналов (пиктокриптограмм), проведен педагогический эксперимент для проверки педагогической модели формирования профессиональных понятий.

На третьем этапе (1983;1987 гг.) выполнено обобщение и оформление результатов теоретического и экспериментального исследования, сформулированы выводы, подтверждающие обоснованность выдвинутой гипотезы, разработаны практические рекомендаций по использованию методики формирования профессиональных понятий.

На четвертом этапе (1988;2003 гг.) завершена работа по совершенствованию системы профессиональных понятий и содержанию специальных дисциплин, проведено внедрение результатов исследования в практику работы профессиональных учебных заведений.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. На основе анализа теории и практики уточнены общие характеристики профессиональных понятий: их содержание, объем, отношения и связи с другими понятиями (общенаучными, политехническими). Выявлены отличительные признаки профессиональных понятий: 1) непрерывное изменение их содержания- 2) техническая направленность- 3) сочетание технических понятий с технологическими- 4) взаимосвязь с общенаучными и политехническими понятиями, а также с производственными знаниями, умениями и навыками.

2. Определены критерии систематизации профессиональных понятий по назначению и по степени обобщенности описания сферы материального производства. Это позволило разделить все профессиональные понятия на восемь классов.

3. Разработана педагогическая модель формирования профессиональных понятий, которая конструируется на основе индуктивного и дедуктивного подходов через создание теоретико-методологического, психолого-педагогического и технологического блоков.

4. Предложены приемлемые варианты создания индивидуальных опорных сигналов (пиктокриптограмм), педагогические принципы разработки этих сигналов и вычленены этапы обучения учащихся их составлению и применению.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представлены рекомендации по выявлению основных характеристик профессиональных понятий в содержании специальных дисциплин, создана система профессиональных понятий в содержании специального учебного предмета «Сведения о контрольно-измерительных приборах и элементах автоматики», составлены методические рекомендации по формированию профессиональных понятий и по разработке индивидуальных опорных сигналов (пиктокриптограмм) для преподавателей и учащихся средних специальных учебных заведений.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью поставленных в диссертационном исследовании проблем, целенаправленным использованием системы взаимодополняющих методов исследовательской и диагностической работы адекватно поставленным задачам, статистической значимостью собранных данных в ходе педагогического эксперимента, сопоставлением полученных экспериментальных данных с теоретическими положениями исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональные понятия обладают как общими характерными признаками: содержанием, объемом, связями и отношениями с другими специальными понятиями, так и отличительными: 1) непрерывным изменением содержания- 2) технической направленностью- 3) сочетанием технических понятий с технологическими- 4) взаимосвязью с общенаучными и политехническими, а также с производственными знаниями, умениями и навыками.

2. Систематизация профессиональных понятий в содержании специальных дисциплин выполняется по следующим основаниям: 1) по назначению (технические и технологические) — 2) по степени обобщенности описания сферы материального производства (общепроизводственные, общеотраслевые, общепрофессиональные и специальные).

3. Педагогическая модель формирования профессиональных понятий дает возможность реализовать на практике процесс обучения учащихся специальным дисциплинам путем реализации теоретико-методологического, психолого-педагогического и технологического блоков, обеспечивающая высокий уровень профессиональной подготовки молодых рабочих.

4. Процесс обучения учащихся составлению и применению индивидуальи ных опорных сигналов (пиктокриптограмм) состоит из пяти этапов: 1) демонстрация примеров- 2) расшифровка готовых пиктокриптограмм- 3) совместное составление пиктокриптограмм-4) кодирование пиктокриптограмм под руководством преподавателя- 5) самостоятельное составление пиктокриптограмм.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в процессе практической деятельности автора в Государственном образовательном учреждении профессиональном училище № 6 и в Государственном образовательном учреждении профессиональном лицее № 14 г. Кирово-Чепецка. Основные положения и результаты исследования изложены на Всесоюзных, областных, городских научно-практических конференциях в Ленинграде в 1982, 1985 гг., в г. Саратове в 1986 г., в г. Кирове в 1986, 1987, 1990, 1992, 1995 гг., на городском конкурсе «Учитель года-1995» (Кирово-Чепецк, 1995) — на областном конкурсе «Учитель года-1995» (Киров, 1995) — на научно-практических семинарах молодых ученых Вятского государственного гуманитарного университета в 2002, 2003 гг., в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Разработанная нами модель формирования профессиональных понятий состоит из трех блоков, каждый из которых имеет наполнен конкретным содержанием.

Теоретико-методологический блок определяет цель создания модели, раскрывает исходные теоретические положения, а также показывает основные компоненты для ее построения.

Психолого-педагогический блок отражает основные психолого-педагогические принципы построения модели., а также пути создания системы профессиональных понятий в содержании специальных дисциплин через определение критериев систематизации, содержания деятельности учащихся и преподавателя по организации учебной работы, также через выявление форм ее функционирования.

Технологический блок содержит способы реализации процесса формирования профессиональных понятий (индуктивный и дедуктивный) и комплекс педагогических условий, способствующих их успешному формированию. Он включает одиннадцать компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию и играет важную роль в процессе формирования профессиональных понятий.

2. В качестве критериев усвоения профессиональных понятий использованы следующие: а) умение находить характерные признаки понятий в объектах профессиональной деятельностиб) умение отделять существенные признаки от несущественныхв) умение составлять определение понятий, устанавливая родовидовые связи между признаками понятияг) умение классифицировать понятия, правильно их соотносить друг с другом и с понятиями из общеобразовательных и общетехнических предметовд) умение производить перекодирование словесной записи в знаково-символическую или пиктокриптографиче-скуюе) умение оперировать понятиями в решении познавательных, практических и производственных задач.

3. В соответствии с этими критериями были разработаны шесть уровней усвоения профессиональных понятий: 1) представления- 2) сравнения- 3) формулировки определения понятия- 4) обобщения- 5) абстрагирования- 6) практический.

4. В основу педагогической модели положен опыт обучения учащихся составлению и применению индивидуальных опорных сигналов или пиктокриптограмм. Нами выделены девять видов индивидуальных опорных сигналов (пиктокриптограмм): «СП» — схема понятия, «СЗ» — схема закона, «СПД» — схема принципа действия, «СК» — схема классификации, «СФТ» — схема формулировки теоремы, «СДТ» — схема доказательства теоремы, «СОО» — схема описания опыта, «СВО» — схема выполняемой операции, «СВР» — схема выполняемой работы.

5. При разработке пиктокриптограмм необходимо учитывать следующие педагогические принципы: 1) краткость, 2) логическую последовательность, 3) наглядность, 4) вариативность, 5) динамичность, 6) индивидуальность, 7) добровольность, 8) доступность.

6. Процесс обучения учащихся составлению и применению индивидуальных опорных сигналов состоит из пяти этапов: 1) преподаватель показывает примеры составления различных видов пиктокриптограмм- 2) декодирование учащимся готовых опорных сигналов, составленных преподавателем- 3) составление пиктокриптограмм преподавателем на уроке вместе с учащимися- 4) самостоятельное составление учащимися индивидуальных опорных сигналов, используя текстовой материал, разбитый преподавателем на логически законченные фразы- 5) самостоятельная разбивка учащимися материала на смысловые фразы и представление их в виде кратких записей.

7. Анализ результатов контрольных работ показывает, что учащиеся экспериментальных групп имеют, в среднем, на 14−17% выше уровень усвоения профессиональных понятий, чем учащиеся контрольных групп. Кроме того, количество повышенных разрядов среди выпускников экспериментальных групп на 27% больше, чем в контрольных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Профессиональные понятия характеризуются содержанием, объемом, связями и отношениями с общеобразовательными, политехническими и другими профессиональными понятиями. Они формируются с использованием понятийного аппарата созданного при изучении общеобразовательных и общетехнических дисциплин. В отличие от общеобразовательных и политехнических понятий профессиональные понятия тесно взаимосвязаны с профессиональными умениями и навыками и являются основой для их формирования.

2. Профессиональные понятия в содержании специальных дисциплин представлены в виде восьми классов по двум критериям систематизации: по назначению и по степени обобщенности описания сферы материального производства. По назначению профессиональные понятия объединяются в две группытехнические и технологические, которые в свою очередь по второму критерию делятся на общепроизводственные, общеотраслевые, общепрофессиональные и специальные или локальные. В зависимости от принадлежности к тому или иному классу изменяется методика их формирования. Как показало исследование, обобщенные понятия усваиваются учащимися лучше, чем конкретные понятия, так как они имеют больший объем и встречается чаще в содержании специальных дисциплин.

3. Разработана педагогическая модель формирования профессиональных понятий, которая состоит из трех блоков: теоретико-методологического, психолого-педагогического и технологического. Теоретико-методологической блок определяет цель создания модели, теоретические положения и основные компоненты для ее построения.

Психолого-педагогический блок модели отражает исходные принципы: научности, прочности, систематичности, последовательности, сознательности и активности обучения, доступности, наглядности, связи теории с практикой, лежащие в основе создания модели формирования профессиональных понятийпути создания системы профессиональных понятий, критерии систематизации понятий, содержание деятельности учащихся и преподавателя.

Технологический блок включает одиннадцать основных компонентов: 1) выявление совокупности профессиональных понятий в содержании специальных дисциплин- 2) систематизацию профессиональных понятий- 3) выявление педагогических условий формирования профессиональных понятий- 4) подготовку к формированию нового профессионального понятия- 5) проверку готовности к формированию профессиональных понятий- 6) выбор способа формирования- 7) осуществление индуктивного подхода «от частного к общему" — 8) выполнение дедуктивного подхода «от общего к частному" — 9) проверку уровня сформированное&tradeпонятия- 10) выявление типичных ошибок при формировании понятия- 11) изменение педагогических условий формирования понятия.

4. В результате исследования выявлены шесть педагогических условий, которые способствуют успешному формирования профессиональных понятий. К ним относятся: а) анализ понятийной базы на основе общеобразовательных и общетехнических понятийб) взаимосвязь формируемых профессиональных понятий с производственными знаниями, умениям и навыкамв) обучение учащихся составлению и применению индивидуальных опорных сигналов или пиктокриптограмм, которые способствуют развитию самодеятельности у учащихся средних учебных заведенийг) правильный выбор средств обучения, типов уроков, методов и организационных форм работы учащихсяд) использование «Спиральной системы повторения учебного материала" — е) применение «Поэтапной зачетной системы;

5. В процессе проведенного исследования нами внедрена методика обучения учащихся составлению и применению индивидуальных опорных сигналов (пиктокриптограмм), которая включает пять этапов: на первом этапе показываются примеры кодирования различных видов информациина втором — проводит коллективное составление кратких записейна третьем — учащиеся самостоятельно расшифровывают готовые пиктограммына четвертом учащиеся выполняют кодирование логически законченных предложенийна пятом учащиеся самостоятельно разбивают текст на смысловые фразы и кодируют каждую отдельно.

6. Результаты экспериментального исследования подтверждают положения рабочей гипотезы. Оно включало в себя: педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдений на уроках по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам, беседы с преподавателями соответствующих дисциплин и учащимися, анализ контрольных работ учащихся, исследование производственной деятельности выпускников профессиональных учебных заведений.

В качестве критериев усвоения профессиональных понятий использованы следующие: а) умение находить существенные и несущественные признаки понятия в объектах профессиональной деятельностиб) умение отделять существенные признаки от несущественныхв) умение составлять определение понятийг) умение классифицировать понятия, правильно их соотносить друг с другом и с понятиями из общеобразовательных и общетехнических предметовд) умение производить перекодирование словесной записи в знаково-символическую или пиктокриптографическуюе) умение оперировать понятиями в решении познавательных, практических и производственных задач.

В зависимости от того, в какой мере усвоение понятия удовлетворяет указанным выше критериям, определяется уровень его усвоения. Первый уровень — уровень представлений: учащиеся могут отличить один объект деятельности от другого, описать взаимодействие элементов, однако, отдельные признаки выделить не может. Второй уровень — уровень сравнения: учащиеся уже могут указать признаки понятия, но не могут отделить существенные признаки от несущественных. На третьем уровне учащиеся могут сформулировать определение понятия, однако связать его с другими понятиями не могут. Объясняется это наличием скованного единичного образа, служившего опорой при формировании понятия в начальный период. Четвертый уровень — уровень «обобщения»: учащиеся умеют связывать данное понятие с общеобразовательными, политехническими и профессиональными понятиями, изученными ранее, производят классификацию и ранжирование их по степени значимости. Пятый -«абстрагирования», соответствующий поднятию мышления учащихся на более высокую ступень отвлечения от конкретного содержания, когда в своих знаниях он опирается не на чувственные представления или словесные образы, а на знаково-символические изображения — пиктокриптограммы. Переход на данный уровень требует высокоразвитого логического мышления, умения создавать и придумывать что-то новое неизведанное, а это способствует активизации мыслительной деятельности. Шестой уровень — «практический». Здесь учащиеся способны переносить теоретические знания в свою практическую деятельность при решении учебных и производственных задач.

Знание критериев и уровней усвоения позволяет объективно оценить качество их овладения учащимися, своевременно оценить эффективность применяемой технологии формирования системы профессиональных понятий и внести необходимые коррективы в работу педагога.

Анализ результатов контрольных работ показывает, что учащиеся экспериментальных групп имеют уровень усвоения профессиональных понятий выше, чем учащиеся контрольных, в среднем, на 14−17%.

Как показало исследование, уровень профессиональной подготовки в экспериментальных группах оказался выше, чем контрольных, т.к. количество повышенных разрядов в этих группах на 27% (двадцать семь процентов) больше, что свидетельствует о значительном улучшении качества обучения учащихся, за счет применения разработанной педагогической модели формирования профессиональных понятий.

Однако остался не изученным нами вопрос о возможном изменении данной модели при формировании профессиональных понятий по профессиям гуманитарного направления, а также выявлении особых педагогических условий их успешного изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.В. Педагогические условия и методы формирования общих понятий у учащихся старших классов: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. В. Акулкин. М., 1972. — 224 с.
  2. А.С. Анализ развивающегося понятия / А. С. Арсеньев, B.C. Библер, Б. М. Кедров. М.: Наука, 1967. — 439 с.
  3. А.С. Философские основания понимания личности: цикл популярных лекций очерков с приложениями: Учеб. пособие / А. С. Арсеньев. — М.: ИЦ «Академия», 2001. — 592 с.
  4. С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента / С. И. Архангельский, В. И. Михеев, С.А. Машни-ков. М.: Знание, 1974. — 48 с.
  5. Аскеров А. С, Формирование математических понятий в V-IX классах с учетом особенности дагестанской национальной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. С. Аскеров. 1999.
  6. В.Ф. Логика / В. Ф. Асмус. М., 1947.
  7. В.Ф. Античная философия: Учебник / В. Ф. Асмус. 3-е изд. — М.: Высш. шк., 2001.-400 с.
  8. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук / П. Р. Атутов, Н. И. Бабкин, Ю. К. Васильев. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  9. П.Р. Дидактические основы связи обучения с производительным трудом учащихся. В кн.: Школа и труд. / П.Р. Атутов- Под ред. А. И. Янцова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 327 с.
  10. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы / П. Р. Атутов. М.: Педагогика, 1986, — 175 с.
  11. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986. — 334 с.
  12. В.Г. О системном подходе в воспитании / В. Г. Афанасьев //
  13. Сов. педагогика. 1991. — № 2. — С. 77−80.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников): Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00. 01 / Ю. К. Бабанский. М., 1973.-51 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. АПН СССР / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  17. Ю.К. Техническая самодеятельность пионеров / Ю. К. Бабанский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -151 с.: ил.
  18. М. Прощание с Коменским? / М. Балабан // Учительская газета. 1990. -№ 25.-С.6.
  19. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
  20. С.Я. Производственная педагогика / С. Я. Батышев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1984. — 671 с.
  21. С.Я. Подготовка рабочих в средних ПТУ / С. Я. Батышев. М.: Педагогика, 1988. — 173 с.
  22. Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. С. Белобородова. 1999.
  23. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в ПТУ: Методическое пособие / А. П. Беляева. М.: Высш.шк., 1991. — 205 е.: ил.
  24. А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах / А. П. Беляева. М.: Высшая школа, 1974. — 128 с.
  25. А.П. Об актуальных проблемах педагогики профтехобразования / А. П. Беляева // Профтехобразование. 1984. — № 4. — С. 10 — 12.
  26. А.П. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профтехобразовании / А. П. Беляева. М.: Высшая школа,!978. — 16 с.
  27. А.П. Проблемы систематизации умений и навыков / А. П. Беляева // Научные труды ВНИИ профтехобразования. Вып. 33. — Д., 1976. — 15 с.
  28. А.П. Теоретические основы содержания образования в средних профтехучилищах (на примере ведущих рабочих профессий): Дис. док. пед. наук: 13.00.01 / А. П. Беляева. Л., 1979. — 460 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.-. Педагогика, 1989. — 190 с.
  30. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Педагогика, 1989. — 141 е.: ил.
  31. И.И. Формирование понятия электромагнитного поля в 9 кл. средней школы: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / И. И. Беспалько. Л., 1974. -122 е.: ил.
  32. Ю.В. Дидактические условия формирования понятий об изменчивости и наследственности при изучении общей биологии в средней школе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Блиновская. М., 1976. — 182 с.
  33. Д.Н. Формирование приемов умственной работы как путь развития мышления и активизации учения / Д. Н. Богоявленский // Вопросы психологии. 1962. — № 4. — С. 74−82.
  34. И.Ф. Автоматизация технологических процессов / И. Ф. Бородин, Ю. А. Судник. М.: КоллосС, 2003. — 336 с.
  35. А.С., Гризак Ю. С. Основы автоматизации производства, вычислительная техника и контрольно-измерительные приборы на предприятиях промышленности строительных материалов / А. С. Боронихин, Ю. С. Гризак. -М.: Стройиздат, 1981. 434 с.
  36. А.С. Межпредметные связи физики с дисциплинами профессионально-технического цикла в средних профтехучилищах электротехнического профиля: Авторефер. дис.. канд. пед. наук / А.С. Боярчук- Науч. исслед. ин-т содерж. и методов. -М., 1975.
  37. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. основы: Учеб. пособие для студ. пед. инст. по физ. мат. Спец / А. И. Бугаев. -М.: Просвещение, 1981. 228 е.: ил.
  38. Г. Н. Методика изучения основных понятий современной алгебры и формирование понятия о предмете алгебры в восьмилетней школе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Н. Бычкова. М., 1975. — 198 с.
  39. JI. В. Формирование музыкальных понятий у младших школьников на начальных этапах хоровой деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Варламова- Исслед. центр эстетич. воспитания- Ин-т развития личности. 1993.
  40. С. В. Формирование природоохранительных понятий в школьном курсе физической географии: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / С.В. Васильев- Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. 1988.
  41. Н. О. Формирование экономических понятий при изучении «Экономической и социальной географии мира» (На примере материала темы «Мировое хозяйство»): Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. О. Верещагина. -2000.
  42. С.А. Формирование геометрических понятий как система взаимосвязанных суждений: Дис. канд. пед. наук / С. А. Владимирова. М., 1991, — 120 с.
  43. А.В. Методика формирования понятий о взаимосвязи строения и свойств кислородосодержащих органических соединений в курсе химии средней школы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Владыкина. М., 1972. — 184 с.
  44. Е.К. Логика: Учеб. для студ. вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. М.: В ЛАДО — ПРЕСС, 2001. — 528 с.
  45. Е.К. Понятие / Е. Г. Войшвилло. М.: МГУ, 1967. — 286с.
  46. Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ / Е. Г. Войшвилло. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 238 с.
  47. Е.К. Символическая логика: классическая и релевантная: философско-методологические аспекты: Учеб. пособие философ, фак. ун-тов / Е. Г. Войшвилло. М.: Высш.шк., 1989. — 149 е.: ил.
  48. Вопросы профессиональной педагогики. / Под ред. М. Н. Скаткина М.: Высшая школа, 1968.- 439 с.
  49. Г. В. Формирование геометрических понятий на основе восприятия и представлений (бкл.): Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 /Г.В. Воробьев. -М., 1953.-325 с.
  50. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М., 1981. 176 е.: ил.
  51. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: АПН РСФСР, 1956.- 519 с.
  52. Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 140 е.: ил.
  53. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996.-414 е.: ил.
  54. Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М., 1960.
  55. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  56. П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособ. для вузов по гум. спец / П. Я. Гальперин. М.: Книж. дом Университет, 2000. — 330 с.
  57. П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие / П. Я. Гальперин. 3-е изд. — М.: Книж. Дом Университет, 2001. — 336 с.
  58. П.Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. М.: Книж. Дом Университет, 2002. — 400 с.
  59. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий / П. Я. Гальперин. М.: Педагогика, 1965.-248 с.
  60. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277.
  61. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П. Я. Гальперин. // Психологическая наука в СССР. T.I. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 441−469.
  62. П.Я., К вопросу о психологических основах программирования обучения производственным умениям и навыкам / П. Я. Гальперин, З. Я. Решетова. -М.: Известия АПН РСФСР, 1964. Вып. 130. — С. 43−48.
  63. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий, и понятий. Доклады АПН РСФСР / П. Я. Гальперин. 1959. — № 2. — С. 75−78.
  64. П.Я. Четыре лекции по психологии: Учеб. пособ. для студ. вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книж. Дом Университет: Юрайт, 2000. — 112 с.
  65. Э.Г. Методические основы организации процесса усвоения алгебраических понятий учащимися 7−8 классов: Дис.канд. пед. наук: 13.00. 01 / Э. Г. Гельфман. М., 1982.- 193 е.: ил.
  66. Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии./ Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой / Д. Гласс, Д. Стенли // Общ. ред. Ю. П. Адлера. Послесловие Ю. П. Адлера, А. Н. Ковалёва. М.: Прогресс, 1976. — 496 е.: ил.
  67. Д.П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивнин, А.Л. Никифоров- Под ред. Д. П. Горского. -М.: Просвещение, 1991. -207 е.: ил.
  68. Д.П. Общение и познание / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1985. -208 с.
  69. Ю. Н. Формирование морфологических понятий при изучении частей речи в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю. Н. Гостева 1999.
  70. В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В. В Давыдов. М. Педагогика, 1972.-423 с.
  71. В.В. Образование начального понятия о количестве у детей. (К вопросу о психологических механизмах понятий, возникающих при формировании умственных действий): Дис.канд. пед. наук / В. В Давыдов. М., 1958. -296 е.: ил.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. АПН СССР / В. В Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  73. В.В. Связь теории обобщения с программированием обучения / В. В. Давыдов // Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966.
  74. М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. -М.: Учпедгиз, 1980. 299 с.
  75. В.Г. Автоматическое регулирование и регуляторы в химической промышленности: Учеб. для хим. и нефтян. техник / В. Г. Дианов. М.: Химия, 1978.-376 е.: ил.
  76. В.Г. Технологические измерения и контрольно-измерительные приборы химических производств / В. Г. Дианов. М.: Химия, 1973. — 328 с.
  77. Н.И. Системный подход к анализу процесса обучения в профтехучилищах / Н. И. Думченко // Науч. труды / ВНИИ профтехобразования. -Вып.7.-Л., 1974.-40 с.
  78. Заир-Бек С. И. Формирование системы понятий эколого-экономическогосодержания в процессе изучения школьного курса «География России»: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / С.И. Заир-Бек. 1996.
  79. И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе / И. Д. Зверев. Д.: Просвещение, Ленингр. отдел., 1971.-407 с.
  80. Иванова 3. И. Формирование естественно научных понятий у младших подростков: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / З. И. Иванова. — 1998.
  81. Т.А. Структурно-системный подход в организации обучения / Т. А. Ильина. Вып.1. — М, 1972. — 72 с.
  82. Ц.Б. Формирование основных технических и технологических понятий: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ц. Б. Йолова. М., 1975. -258 с.
  83. Л.Б. Психологические теории научения и модели процесса обучения // Сов. педагогика. 1973. — № 3. — С. 83 — 95.
  84. А.Б. Развитие мыслительных действий учащихся при формировании понятий на уроках математики в младших классах школы: Дис. кад. пед. наук / А. Б. Ильясова М., 1997. — 236 с.
  85. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова — Меллер. — М.: Знание, 1981. — 96 с.
  86. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова — Меллер. — М.: Просвещение, 1968. -288 е.: ил.
  87. А.В. Основы автоматики и автоматизации химических производств: Учеб. пособ. для вузов / А. В. Казаков, М. В. Кулаков, Ю. К. Мелюшев. -М.: Машиностроение, 1970. 376 с.
  88. П.М. Монтаж, наладка и эксплуатация автоматических устройств химических производств: Учеб. для техникумов / П. М. Казьмин. М.: Химия, 1979. — 226 е.: ил.
  89. М.Л. Монтаж приборов и систем автоматизации: Учебник для профессиональных учебных заведений / М. Л. Каминский. М.: Высшая школа: «Академия», 1997.- 304 е.: ил.
  90. А.Н. Контрольно-измерительные приборы и автоматика: Учеб. для средних ПТУ / А. Н. Камразе, М. Я. Фитерман. 2-е изд., перераб. и доп.- JI.: Химия, 1988.-224 е.: ил.
  91. В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники: Учебник для профессионально-технических училищ / В. Е. Китаев. 2-е изд., ф перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1985. — 225 е.: ил.
  92. Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведен. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176 с.
  93. В.А. Влияние обобщения на формирование понятий: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Кольцова. М., 1977. — 232 е.: ил.
  94. Комплект учебной документации для подготовки в средних профес• сионально-технических училищах слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике. Сост. Б. И. Жарковский. Шифр 1−113. М.: Высшая школа, 1986. — 53 с. I
  95. Г. Б. Универсальные педагогические парадигмы в теории иф истории образования / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. 2002. — № 6. 1. С. 82−92.
  96. Г. С. Вопросы психологии мышления / Г. С. Костюк // Психическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959. — С. 357−440.
  97. Н.В. Проблемы деятельностного подхода в обучении / Н. В. Котряхов. Киров: ВГПУ, 1996.- 25 с.
  98. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ) / В.В. Краевский- НИИ ОП АПН СССР. М.: Педагогика, 1977.-264 с.
  99. О.С. Обобщение и специализация при изучении системы ма-те-матических понятий: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. С. Кретинин. -Нижний Тагил, 1972. 175 е.: ил.
  100. Крутецкий В. JL Психология: Учеб. для учащ. пед. училищ / B. J1. Кру-тецкий. М., 1980.
  101. Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  102. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л., 1967. — 40 с.
  103. А.А. Указания по применению метода компонентного анализа знаний учащихся по специальным предметам (в помощь преподавателям профессионально-технических училищ)/А.А. Куприянов. Л., 1980. — 11 с.
  104. Г. А. Диалектический материализм о понятии / Г. А. Курсанов. М.: ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1963.-384 с.
  105. А.А. Методы исследования в профессиональной подготовке / А. А. Кыверялг. Таллин.: Валгус, 1980. -334 с.
  106. С.А. Формирование у дошкольников понятийной классификации объектов: Дис. канд. психол. наук / С. А. Ладывир. Киев, 1977. — 161 с.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  108. А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособ. для вузов по спец. «Психология» / А.Н. Леонтьев- Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000. — 511 с.
  109. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-воМГУ, 1981.-584 с.
  110. И .Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1982. 185 с.
  111. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. АПН СССР / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991.-295 с.
  112. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 348 с.
  113. .Ф. Проблемы общения в психологии / Б. Ф. Ломов. // Проблема общения в психологии. М., 1981.
  114. .Ф. Системность в психологии: Избран, психол. труды / Б. Ф. Ломов. М.: Ин-т практ. псих.- Воронеж: НПО МОДЭК- 1996. — 384 с.
  115. М. И. Формирование знаково-символической деятельности будущих учителей-словесников в процессе изучения научно-педагогических понятий: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /М.И. Макаров. 1998.
  116. Н. И. Формирование у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского народа: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. И. Малиновская. 1999.
  117. М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  118. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  119. М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  120. Т.В. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка (монография) / Т. В. Машарова. Киров, 1999. — 215 с.
  121. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. труды / Н.А. Менчинская- Под ред. Е. Д. Божович. М.: Институт практической психологии. — Воронеж МОДЭК, 1998. — 448 с.
  122. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении / Н. А. Менчинская. М., 1972.- 11 с.
  123. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка / Н. А. Менчинская. М.: Знание, 1970. — 63 с.
  124. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / А. П. Беляева, С. Я. Баев, J1.B. Савельева и др.- Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш.шк., 1986. — 200 е.: ил.
  125. Методика систематизации знаний, умений и навыков в содержании профессионально-технического образования 1 Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1979. — 224 с.
  126. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений / Е. А. Милерян. М.: Педагогика, 1973. — 358 с.
  127. Г. А. Теплотехнические измерения / Г. А. Мурин. 5-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Энергия, 1979. — 424 е.: ил.
  128. Г. Я. Физика: Учебник для 10 кл. средней школы / Г. Я. Мя-кишев, Б. Б. Буховцев. 9-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 319 с.
  129. В. М. Формирование основных понятий кинематики в школьном курсе физики: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / В.М. Нескороменко- Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. 1991.
  130. И.А. Использование компьютерных моделей в процессе формирования естественно-математических понятий: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / И. А. Несмелова. 1999.
  131. Г. П. Методика формирования и развития понятий об окислительно-восстановительных реакциях в курсе неорганической химии общеобразовательной средней школы / Г. П. Никифорова. М., 1976. — 177 е.: ил.
  132. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений и навыков: Профтехпедагогика / A.M. Новиков. М.: Высш. Шк., 1986. — 288 е.: ил.
  133. Т.Т. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике: Комплект учебной документации / Т. Т. Новикова. М.: ИРПО, 1998.- 101 с.
  134. Т. А. Педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.08: / Т. А. Оболдина. Челябинск, 1999.
  135. Обыскалова J1. Р. Формирование музыкально эстетических представлений и понятий у студентов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Р. Обыскалова.- 1996.
  136. Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискус., игры: Метод, пособ. / И. Т. Оганесян. -М.: Ось-89, 2002.- 176 с.
  137. В. Введение в общую дидактику / В. Оконь // Предисл. Т. А. Хмель. М.: Высш. шк., 1990. — 381 е.: ил.
  138. В. Процессы обучения. / Пер. с польск. Е. Л. Мойтис, B.C. Аран-ского / В. Оконь- Под ред. М. А. Данилова. М.: Учпедгиз, 1962. — 171 с.
  139. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапоринского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1977. — 504 с.
  140. Павловские клинические среды./ Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках / Под ред. К. М. Быкова. М.- Л.: АН СССР, Т.1,1954.-644 с.
  141. Павловские клинические среды. / Стенограммы заседаний в нервной и психиатрической клиниках / Под ред. К. М. Быкова. М.-Л.: АН СССР, Т.2,1955.-580 с.
  142. Павловские клинические среды./Стенограммы заседаний в нервной ипсихиатрической клиниках / Под ред. К. М. Быкова. M.-JL: АН СССР, Т. З, 1957.-492 с.
  143. Педагогика: Учебное пособие для индустриально-педагогических техникумов профтехобразования. М.: Высшая школа, 1970 — 368 с.
  144. Педагогика школы: Учеб. пособ. для студентов пединститутов. / Под ред. чл, — кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  145. А. А. Преподавание физики в средних профтехучилищах электротехнического профиля: Метод, рекомендации / А. А. Пинский, И. А. Мельников. М., 1980.
  146. М.К. Психологические условия активизации усвоения зоологических понятий учащимися VII кл.: Дис. канд. пед. наук / М. К. Пискунова.-М., 1962.-204 с.
  147. А.В. Геометрия: Учеб. пособ. для 6−10 кл. средней школы / А. В. Погорелов. 7-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 303 е.: ил.
  148. Полоцкий JLM. Основы автоматики и автоматизации производственных процессов в химической промышленности. Руководство к лабораторным работам / JI.M. Полоцкий, Г. И. Лапшенков- Под ред. проф. Н. И. Гальперина. -М.: Химия, 1973.-320 с.
  149. А.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт контрольно-измерительных и регулирующих приборов / А. Ф. Попов. М.: Машиностроение, 1969. -359 е.: ил.
  150. А. П. Формирование первоначальных астрономических понятий у учащихся YI-YII классов на внеклассных и факультативных занятиях: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / А.П. Попова- Челябинский пед. ин-т. 1986.
  151. Проблемы формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ. Сборник научных трудов. JI, ВНИИ профтехобразования, 1984.-76 с.
  152. Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. — 276 с.
  153. Т.Н. Формирование и развитие понятий о химической связи в неорганической химии средней школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Н. Раннимова. Л., 1970. — 474 е.: ил.
  154. А.З. Усвоение исторических понятий учащимися V-VII кл. /
  155. A.З. Редько. Известия АПН РСФСР. — Вып. 28. — 1950.
  156. Я.Б. Образование правильных представлений и понятий у детей /Я.Б. Резник// Сов. педагогика. 1939. — № 7. — С. 45 — 53.
  157. Л.О. Гносеологические вопросы семиотики / JI.O. Резников. -Л., 1964.
  158. В.Н. Межпредметные связи в обучении как одно из дидактических условий формирования понятий (на материале физики 9−10 кл.) /
  159. B.Н. Ретюнский. М., 1978. — 253 е.: ил.
  160. К.Э. Усвоение школьниками понятий разного уровня обобщения (на материале географ.): Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / К. Э. Родригес. -Л., 1981.-181 с.
  161. М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособ. для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Гум. изд. центр Вла-дос,-2000.-254 с.
  162. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ, 1994.-№ l.-C. 16−19.
  163. М.И. Теоретические основы педагогики: Учеб, пособ. / М. И. Рожков Ярославль: ЯГПУ, 1994. — 63 с.
  164. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. ML: Учпедгиз, 1946, — 704 с.
  165. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Изд-во Питер, 1999. 720 с.
  166. Л.Г. Развитие самодеятельности старших подростков в школьных клубных объединениях по интересам: Дис.. канд. пед. наук: 13.00. 01 / Л .Г. Садакова. М., 1991. — 194 с.: ил.
  167. Л.Г. Теория и практика развития самодеятельности школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Садакова. М., 2000. — 36 с.
  168. В.Н. Основы общей теории систем / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974, — 497 с.
  169. Ю.А. Психологические основы системности и динамичности умственной деятельности школьников: Дис. док. пед. наук / Ю. А. Самарин -Л., 1958.
  170. Л.И. Формирование понятий квантовой оптики в курсе физики средней школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. И. Самойлова. М., 1970.-228 е.: ил.
  171. Ю.А. Проблемы формирования понятия взаимодействия в школьном курсе физики: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. А. Сауров. -М., 1980. -214 е.: ил.
  172. В.Ф. Динамика формирования педагогических понятий у студентов / Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики / В.Ф. Сахаров-Глазов, 1994.-СЛ14−116.
  173. В.Ф. Формирование педагогических понятий у студентов / Вятская земля в прошлом и настоящем. Т.4. / В. Ф. Сахаров Киров, 1995. -С. 9−11.
  174. Е. Е. Обучение обобщению и конкретизации при изучении геометрических понятий в восьмилетней школе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Е. Семенов. М., 1976. — 207 с.
  175. Т.А. Построение курса общей химии на основе системного представления его предмета: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Сергеева. -М., 1979.-219 с.
  176. Системный анализ и научное знание. Сб. статей АН СССР / Под ред. Д. П. Горского. М.: Наука, 1978. — 246 с.
  177. И.В. Формирование математических понятий в средней школе. Теория и методика обучения и воспитания математике: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И. В. Ситникова. Киров, 2000. — 175 с.
  178. В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в училищах профтехобразования: Профтехпедагогика / В. А. Скакун. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1980.- 232 е.: ил.
  179. М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984.- 95 с.
  180. М.Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981.- 96 е.: ил.
  181. М.Н. Требования социалистического производства к содержанию образования / М. Н. Скаткин // Теоретические основы общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — С. 100 — 104.
  182. Н.М. Профессиональная устойчивость молодых рабочих / Н. М. Скородумов, Э. С. Чугунова. -М.: Высш. шк., 1969. 80 с.
  183. Словарь справочник по педагогике. — Киров: ВГПУ, 2002. — 52 с.
  184. Современный словарь иностранных слов. Ок. 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1993.- 740 с.
  185. А.Н. Процессы мышления при решении физических задач учащимися / А. Н. Соколов. Известия АПН РСФСР. — Вып.4. — 1954.
  186. В.К. Контрольно-измерительные приборы: Учеб. пособ. для профтехучилищ / В. К. Соловцов. М.: Высшая школа, 1969. — 272 с.
  187. Специфика технического знания и формирование общетехнических понятий у учащихся профтехучилищ. Сб. науч. трудов. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1985.-71 с.
  188. В.А. Технологические измерения и контрольно-измерительные приборы в промышленности строительных материалов: Учеб. для техникумов / В. А Старостин. М.: Стройиздат, 1988.- 303 е.: ил.
  189. М.С. Логика: Учеб. пособ. для вузов / М. С. Строгович. М.: Госполитиздат, 1949. — 363 е.: ил.
  190. Н.Ф. Кибернетика и педагогика / Н. Ф. Талызина. М.: АПН РСФСР, 1971.
  191. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособ. для пед. вузов / Н. Ф. Талызина. М.: Изд. центр Академия, 2002. — 192 с.
  192. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психолог, основы) / Н. Ф. Талызина. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 344 с.
  193. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983.-93 е.: ил.
  194. И. В. Педагогические условия формирования приемов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01. и 13.00.02 / И. Т. Титова ЯРОСЛАВЛЬ, 1999.
  195. Трудовое воспитание и политехническое обучение: Краткий словарь для учителя / Под ред. М. Н. Скаткина и В. А. Полякова. М., 1968.
  196. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Дис. док. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Усова. -Челябинск, 1969.-481 с.
  197. А.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики: Метод, пособие / А. В. Усова, В. В. Завьялов. М.: Высшая школа, 1984. -96 с.
  198. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Спецкурс. Пособие для студентов пединститутов. I часть / А. В. Усова. Челябинск, 1978. — 100 с.
  199. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 174 с.
  200. А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Просвещение, 1988. — 112 е.: ил.
  201. JT. Д. Формирование педагогических понятий у студентов колледжа: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Д. Устьянцева. 1998.
  202. И. Л. Дидактические условия формирования научных понятий у школьников 7−8 классов (на материале предметов химико-технологического цикла): Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Федотенко. -Тула, 1982, — 191 е.: ил.
  203. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова. М.: Высшая школа, 1970, — 302 с.
  204. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Д. Ф. Ильичев, П. Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
  205. Формирование понятий у учащихся средних профтехучилищ в процессе изучения специальной технологии (на примере подготовки слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике для химических производств): Метод, рекомендации. Jl., 1985. — 60 е.: ил.
  206. С. Избранные педагогические сочинения / С. Френе. М., 1990
  207. Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка. Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Л. Харчевникова. Владимир, 1999.
  208. В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков / В. В. Чебышева. М.: Высш. шк., 1980. — 79 е.: ил.
  209. В. В. Психология трудового обучения / В. В. Чебышева. М.: Высшая школа, 1983. — 239 е.: ил.
  210. И. А. Формирование у учащихся системы понятий о растворах при обучении химии: Дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / И. А. Шабанова. -1997.
  211. Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М. Педагогика, 1982. — 208 с.
  212. И. Г. Развитие профессиональных умений у студентов технического университета в условиях модульного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Г. Шамшина. Владивосток, 2001.
  213. В.В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабо чих в условиях научно-технической революции / В. В. Шапкин. М.: Высш шк., 1985, — 159 с.: ил.
  214. М.Н. Мышление школьника / М. Н. Шардаков.- М.: Учпедгиз, 1963.-285 с.
  215. М.Н. Очерки психологии учения / М.Н. Шардаков- М.: Учпедгиз, 1955.- 264 с.
  216. В.Ф. Опорные сигналы по физике для 7 кл / В. Ф. Шаталов. -Киев: Радянска школа, 1978.
  217. В.Ф. Опорные сигналы по физике для 6 кл / В. Ф. Шаталов. -Киев: Радянска школа, 1987.
  218. В.Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Кн. Для учителя: Из опыта работы / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, A.M. Хайт. М.: Просвещение, 1989. — 143 с.
  219. В.Ф. Педагогическая проза / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1980.
  220. В.Ф. Точка опоры / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1987. -160 с.
  221. В.Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1989. — 336 е.: ил.
  222. Ф.А. Психологические условия формирования понятий у учащихся VI кл. (на материале физики): Дис. канд. пед. наук / Ф. А. Шепотьев.- М., 1949.-111 с.
  223. А.Е. Методика производственного обучения аппаратчиков и операторов широкого профиля химического производства / А. Е. Шильникова.- 2-е изд. М.: Высшая школа, 1981. — 272 с.
  224. О. А. Формирование фундаментальных понятий экологии человека в факультативном курсе «здоровье и окружающая среда», IX класс: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / О.А. Шклярова- НИИ общего среднего образования. 1991.
  225. В.А. Роль моделей в познании / В. А. Штофф. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1963. — 128 е.: ил.
  226. В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М.-Л.: Наука / Ленингр. отдел., 1966. — 301 с.
  227. В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учеб. / В. В. Шульговский. М.: ИЦ «Академия», 2003. -464 с.
  228. Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин- Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  229. Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний- Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. -С. 13−53.
  230. Morris Ch. Foundations of the Theory of Signs. «International Encyclopedia of United Science» Chicago, 1938, v. 1, № 2.
  231. Morris Ch. Signs, language and behaviour. N.Y.1946.246. Pierce Ch. Collected Papers. Cambridge, 1931.
Заполнить форму текущей работой