Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Введение. 
Становление и развитие летних оздоровительных лагерей для детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При написании работы автор пользовалась институциональным и системным подходами, а также даётся описание истории повседневности. Институциональный подход подразумевает изучение взаимоотношений государственных институтов. Институциональный подход имеет одну очень важную особенность, которой можно охарактеризовать и данную работу. Суть этого свойства заключается в том, что в рамках… Читать ещё >

Введение. Становление и развитие летних оздоровительных лагерей для детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня очень много внимания государство уделяет образованию и воспитанию подрастающего поколения. Об этом говорит новый Федераль-ный государственный образовательный стандарт, действующий с 2010 года. Помимо обеспечения целостности образовательного пространства России, преемственности основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования, ФГОС большое внимание уделяет аспектам духовно-нравственного развития и воспитания личности ребёнка. Но воспитание школьников должно осуществляться непрерывно и эту функцию, так или иначе, берёт на себя и система дополнительного образования.

Современную систему образования в России нередко сравнивают с советской, поскольку в ХХ веке её называли одной из самых лучших образовательных систем в мире. Советская система образования отличалась тем, что обучение было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только давать знания, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать их в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма Большая советская энциклопедия.? М.: Советская энциклопедия. 1969?1978. С. 97.

Процесс воспитания учащихся осуществлялся не только в школе в течение учебного года, но и во время летних каникул. Решалась эта задача в летних пионерских лагерях, где дети не только отдыхали, но и занимались творческой деятельностью, общественно-полезным трудом, оздоровительной физкультурой и спортом. Пионерский лагерь представлял собой особый временный коллектив пионеров и школьников, где реализовывались педагогические принципы непрерывности, преемственности и систематичности деятельности пионерской организации. Воспитательная работа в нем осуществлялась на основе общих задач, стоящих перед советской пионерией Бутов В. В. Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности в пионерском лагере. — Москва, 1983. С. 27. Тем самым достигалась цель непрерывного обучения и воспитания подрастающего поколения в соответствии с существовавшими в условиях советской общественно-политической системы представлениями о формировании советского человека, строителя коммунистического общества.

В современной России идет процесс формирования новой системы образования детей и всё чаще государство обращается к советскому опыту. Глядя на советскую систему образования через призму новых достижений в педагогике и методике воспитания, современная Россия может выработать совершенно новую и эффективную систему дополнительного образования и воспитания подрастающего поколения, включая их воспитание в летних детских лагерях. В связи с этим представляется актуальным изучение опыта функционирования летних пионерских лагерей, организации жизни и деятельности детей в них, а также основных форм и методов работы с детьми в период их нахождения в пионерских лагерях.

В современной историографии педагогической науки становление и развитие летних оздоровительных лагерей для детей как особого социального института подразделяется на несколько этапов:

  • — «оздоровительно-воспитательный» (20-е — начало 40-х гг. XX века);
  • — «оздоровительно-воспитательно-образовательный» (конец 40-х — 80 гг. XX века);
  • — «полифункциональный» (90-е гг. XX века — по настоящее время).

Сложилось две преобладающие точки зрения и относительно того, с какого периода вести отсчет истории детских оздоровительных лагерей. Согласно первой точке зрения, история детских оздоровительных лагерей началась в 1895 году, с открытия в Петербурге Обществом охранения народного здравия первой колонии для детей, обучавшихся в начальных городских училищах (И.А. Курчатова). Согласно второй точке зрения началом этого явления следует считать 1920;е годы, когда появились первые пионерские лагеря и и стала формироваться система каникулярного отдыха (Е. Н. Сорочинская, С. И. Панченко и др.). Сорочинская Е. Н., Ковалева А. Г. Социально-педагогический колледж «Орленок"// Педагогика. 1998. № 7. При этом представителями второй точки зрения летний оздоровительный лагерь рассматривался в качестве социального института.

В начале XX века отечественные педагоги П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко и др. создают научную базу деятельности «летних колоний», с этой целью в 1905 г. была организована летная детская трудовая колония «Бодрая жизнь», в которой каждое лето проживали 60−80 мальчиков и девочек. Система воспитания в колонии основывалась на сочетании физического труда, самостоятельности, самоуправления и самодеятельности детей, тесных товарищеских отношений между учителем и учениками, отсутствия формализованного учебного процесса. Основу жизни в летней колонии составлял физический труд, имевший также и образовательное значение, поскольку трудовые занятия выступали источником знаний о природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков, а свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей, занятиям музыкой, пением Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. Т. 2. — 416 с.

В дальнейшем исследования данной темы стали опираться на системно-деятельный подход в воспитании, созданный русскими и советскими педагогами: К. Д. Ушинским, П. Ф. Лесгафтом, П. П. Блонским Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1961. — 695 с., С. Т. Шацким, А. С. Макаренко Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. — М.: Педагогика, 1972. — 336 с., В. А. Сухомлинским; на исследования Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с. о личностно-деятельном подходе к развитию ребенка. Современная педагогика отталкивается от теорий учёных, опирающихся на такие основные положения как природосообразность, гуманизм, свободное воспитание: В. Н. Мясишева, Л. И. Божович; на работы О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, М. И. Богатова, В. В. Дранишникова, А. Г. Ковалёва, В. М. Коротова, В. М. Ильина, В. С. Лазарева, А. В. Мудрика, М. Н. Скаткина Скаткин М. Н. Вопросы организации и методики общественно полезного труда учащихся восьмилетней школы. — Сов. педагогика, 1959, I&II, с. 45−55., Ю. Л. Сокольникова Сокольников Ю. П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Л., 1969. -45 с., Б. Е. Ширвиндта и других, рассматривающих социальные аспекты системы дополнительного образования детей.

Проблемы организации и содержания летней работы с детьми всегда занимали важное место в педагогической теории и практике. Значительная роль в разработке этих проблем принадлежит выдающимся деятелям Коммунистической партии и Советского государства Н. К. Крупской Крупская Н. К. О пионерских лагерях и прогулках. — Пед.соч.: В 10-ти т. М., 1959, т. 5, с. 252−253., А. В. Луначарскому, а также видным советским педагогам С. Т. Шацкому и А. С. Макаренко. Различные аспекты летней работы с детьми рассматриваются в трудах Л. С. Балясной Балясная Л. К. Комплексный подход к проблемам коммунистического воспитания. — Совет, педагогика, 1978, В 5, с.7−13., Н. И. Болдырева Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1979. — 224 с., К. Н. Волкова Волков К. Н. Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе: Автореф. дис. Канд. пед. наук. — M. 1966. — 19 с., П. Н. Дербенева, Э. Г. Костяшкияа, М. Н. Колмаковой, Г. П. Лерного, исследованиях Б. В. Лебединского Лебединский В. В. Основные этапы пионерского движения: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1974. — 236 с., В. С. Ханчияа, Б. Е. Ширвиндта и др.

Начиная с середины ХХ века теоретические исследования опирались на лучшие достижения передовой философии, методологии, педагогики, психологии, в практику работы лагерей широко внедрялась теория игровой деятельности О. С. Газмана Газман О. С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (на материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1974. — 26 с. и С. А. Шмакова, теория развития коллектива А. Н. Лутошкина, идеи гуманистического воспитания В. И. Бедерхановой, М. Б. Коваль, теория коллективно-творческой деятельности И. П. Иванова Иванов И. П. Формирование юных общественников и организаторов: Методическое пособие. — Л.: ЛИШ им. А. И. Герцена, 1969. — 120 с. и др.

В 1970;е годы внимание педагогической науки к изучению проблем воспитательной деятельности пионерского лагеря значительно усилилось. Лагерь рассмотрен как одно из звеньев целостной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения (В.В. Прокошев), исследованы важные вопросы трудового воспитания в пионерских лагерях (А.М. Гукасова Гукасова A.M. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1958. — 10 с., П.А. Жильцов), пути развития познавательных интересов школьников (Т.Г. Зорина, И. И. Зайковский, 3.А. Барышникова Барышникова З. А. Воспитание познавательных интересов старших подростков в пионерском лагере: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1977. — 20 с.), методы музыкальной работы (Э.Б. Абдуллин Абдуяин Э. Б. Содержание и методы музыкальной работы в пионерском лагере: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1971. — 24 с.). Специально изучены особенности формирования временного детского коллектива в условиях лагеря (О.С. Газман, Г. С. Голиневич Голинеаич Г. С. Пионерский коллектив — воспитатель личности подростка: (на материалах работы загородного пионерского лагеря): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1970. -28с., В. Д. Иванов, Л. М. Иванова, Л. К. Клеяевская, Г. А. Лялина, К. Н. Травинин Травинин К. Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива: (на материалах загородных пионерских лагерей): Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1970. — 20 с., С.А.Шмаков), история развития пионерских лагерей в СССР (Л .С. Жданова Жданова Л. С. Развитие пионерских лагерей в СССР (1945;1975 гг.): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1975. -22с.), проблемы деятельности лагерей круглогодичного типа (Ю.В. Бураков, Е.М. Рыбинский) Бутов В. В. Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности в пионерском лагере. — Москва, 1983.

Детский оздоровительный лагерь, являясь сферой дополнительного об-разования и развития детей, еще мало изучен как социокультурная система. Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря раскрыт в положения ученых А. В. Волохова, А. Г. Кирпичника, М. Б. Коваль, А. С. Панченко, М. М. Сидоренко Сидоренко П. О новом типе пионерских лагерей. — Народное образование, 1960, № 6, с. 74−79., И. И. Фришман и др.

В отечественной педагогической литературе главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе. Роль детских лагерей и организаций, по мнению С. А. Шмакова, предельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить социальные способности, умение жить среди людей, научиться гражданственности Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня: методич. пособие / С. А. Шмаков; МО РФ; Департамент по молодежн. политике. — Липецк: Инфол, 2002. — 83 с.

Как можно увидеть, советский опыт организации летнего отдыха детей изучен не достаточно. Большое внимание уделяется вопросам методики и педагогики, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс. Вопрос организации самого летнего отдыха требует более полное изучение и осмысление.

Объектом данного исследования является система летних пионерских лагерей Советского Союза во второй половине 1970;х — первой половины 1980;х годов.

Предметом исследования? детские пионерские лагеря Вологодской области, особенности их организации, формы и методы работы с детьми в условиях летнего отдыха детей.

Хронологические рамки, 1975? 1985 годы, выбраны с целью осветить ситуацию в системе пионерских лагерей перед перестройкой, когда советская образовательная система в вопросах дополнительного воспитания детей, по сути дела находилась на пике своего развития.

Вологодская область составляет территориальные рамки исследования, поскольку в ходе исследования есть возможность лично узнать о быте пионерских лагерей Вологодчины от участников событий, будь то «пионеры», отдыхавшие в лагерях, или педагогический состав.

Цель работы — выявить особенности организации летнего отдыха детей в Вологодской области, формы и методы работы с детьми в условиях летнего отдыха.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • — изучить нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы летнего детского отдыха;
  • — изучить методические рекомендации для педагогических сотрудников пионерских лагерей по вопросам образования и воспитания школьников, находящихся на отдыхе;
  • — проанализировать формы и методы воспитательной работы с детьми в пионерских лагерях;
  • — рассмотреть роль профсоюзных организаций в вопросах содержания и комплектования детских лагерей.

Источниковую базу работы составляют источники трёх видов: законодательные источники, нормативные и делопроизводственные источники и источники лично происхождения, а именно воспоминания.

Конституция — это основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Это основа всего законодательства государства. Действительно, сейчас любое правовое государство не может существовать без конституции. Законодательный вид источников в моей работе представлен Конституцией СССР 1977 г. Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны, была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Она подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие «народ». Без сомнения, прежнее понятие «трудящиеся» в большей мере совпадает с понятием «народ». Однако нельзя не отметить, что народ есть более высокая ступень консолидации Советского общества. В этом смысле указания на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии.

Ст. 66 возлагает на граждан обязанность «заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь». Будучи декларативной и практически не поддающейся контролю исполнения, эта статья несет в себе определенный идеологический заряд, указывая, в каком именно духе родители обязаны воспитывать своих детей. Очевидно, что такого рода декларация не могла каким-либо образом повлиять на реальные отношения в семье, но идеологическая доктрина требовала подобного «украшения».

Следующим видом источников в работе является делопроизводственная документация. Делопроизводственные документы — самый многочисленный вид исторических источников. В широком смысле к ним относится весь комплекс документации, образующейся в результате деятельности любого органа управления, независимо от масштаба и формы собственности объектов управления. В силу значительной дифференциации систем документирования и необходимости применения к ним различных исследовательских методик под делопроизводственными документами в источниковедении подразумеваются документы, фиксирующие одну из функций аппарата — управленческую. При этом документы, отражающие нормативно-законодательную, судебно-следственную, военную, дипломатическую и другие функции, часто выделяются и анализируются как самостоятельные виды или разновидности. В связи с особой спецификой некоторые из групп делопроизводственных документов, например статистические, тоже рассматриваются в источниковедении как отдельный вид.

В XX в. значительно увеличился объем делопроизводственной документации и неизмеримо возросла ее роль в отражении всех аспектов жизнедеятельности общества. Решающее влияние на эти процессы оказали особенности формирования и развития государственного аппарата и бюрократизации управленческого процесса: соединение законодательной и исполнительной власти, централизация и стандартизация делопроизводства. Общепризнанной классификацией для делопроизводственных документов XX столетия является деление их в зависимости от происхождения на три основных комплекса: документы государственных учреждений, документы частновладельческих предприятий, документы общественных организаций и политических партий.

Одним из таких документов, являлись Санитарные правила, утверждённые главным санитарным врачом СССР. В Санитарных правилах устройства, содержания и организации режима пионерских лагерей выдвигались требования, которые касались следующих пунктов:

  • — земельного участка, на котором находился лагерь;
  • — зданий и сооружений пионерского лагеря;
  • — санитарно-технического благоустройства пионерского лагеря;
  • — отделка помещений и оборудования;
  • — содержание помещений и участка лагеря;
  • — организация питания;
  • — режим дня;
  • — физическое воспитание и оздоровительные мероприятия;
  • — основные принципы организации работы медицинского персонала;
  • — правила приёмки пионерских лагерей Санитарные правила устройства, содержания и организации режима пионерских лагерей (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 30.09.1975 N 1355−75) // СПС КонсультантПлюс.

Поскольку система детских летних лагерей в Советском Союзе находилась в подчинении профсоюзных организаций и имела ведомственный характер, информация, которая может быть получена из этих документов, будет затрагивать вопросы нормативного регулирования деятельность летних детских лагерей, материально-техническая база лагерей и так далее. Это будут протоколы заседаний профсоюзных организаций, материалы конференций, стенографические отчёты, а также Устав профсоюза 1970 года. Эти источники относятся к документам общественных организаций.

Также, деятельность лагерей находилась под контролем Областного и Городского отдела народного образования, городского и областного отделения Всесоюзной пионерской организации и частично Коммунистического союза молодёжи. Данные организации занимались вопросами подбора и подготовки персонала детских лагерей, частично под их контролем находились вопросы организации культурно-досуговых мероприятий, вопросы питания и так далее.

Воспоминания, как вид исторического источника, требуют к себе особого подхода, поскольку они не лишены доли субъективности. При работе с источниками личного происхождения стоит учитывать тот факт, что они повествуют о каком-либо событии с точки зрения одного человека, который пропустив через себя то или иное событие излагает своё видение и свою точку зрения на исторический процесс. Не стоит забывать и о том, что со временем человеческая память может забывать какие-либо подробности, либо человек сам переосмысливает свои взгляды на одно и то же событие, поэтому работа с такого вида источниками несёт за собой риск отразить событие не так, как оно было на самом деле, а показать точку зрения на него участника.

При написании работы автор пользовалась институциональным и системным подходами, а также даётся описание истории повседневности. Институциональный подход подразумевает изучение взаимоотношений государственных институтов. Институциональный подход имеет одну очень важную особенность, которой можно охарактеризовать и данную работу. Суть этого свойства заключается в том, что в рамках институционального подхода одновременно совмещается теоретическая работа, исторические исследования и анализ ситуаций на конкретных объектах. Автором анализировались взаимоотношения государственных органов, а именно пионерской организации с предприятиями и организациями, профсоюзами, трудовыми инспекциями и другими, в 1975;1985 годы, касающиеся вопросов летнего детского отдыха. Основными методами анализа были историко-компаративный (изучение прошлого для объяснения настоящего) и традиционный описательно-индуктивный анализ формально-правовых институтов. Этот анализ базировался на изучении исторического и правового материала, на основе описания которого характеризовались политические институты государства.

Системный подход — комплексное изучение явления или процесса как единого целого с позиций системного анализа. Системный анализ включает в себя следующие компоненты: анализ и описание принципов построения и работы системы в целом; анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения; установление сходства и различия изучаемой системы и других систем; перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы.

Исследование вопроса летнего детского отдыха в изучаемое десятилетие возможно через призму повседневной истории. Через историю повседневности складывается более живое представление об условиях жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, социально-политические предпочтения т.д. подавляющего большинства населения («обычных людей») той или иной страны в тот или иной исторический период.

Работа опробирована на 45-й студенческой научно-практической конференции, Международной научной конференции «Молодые исследователи — регионам», Межрегиональной научной конференции в рамках Х Ежегодной сессии аспирантов и молодых учёных.

Исследование состоит из введения, двух глав с параграфами и заключения, а также списка источников и литературы. В первой главе проводится анализ нормативно-правовой базы организации летнего отдыха, формах организации летнего отдыха, даётся подробный анализ требований к материально-техническому устройству лагерей, составу его работников, должностные обязанности основных работников лагеря.

Во второй главе подробно описываются методы трудового воспитания пионеров в лагере, а также всестороннего развития личности ребёнка. Далее, на примере одного из пионерских лагерей Вологодской области, повествуется о реализации воспитательного процесса в лагере. Делается это на основе воспоминаний человека участника событий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой