Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретически обоснована и разработана модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов при изучении специальных дисциплин, включающая блоки ЕН, ОПД, СДосновными группами ИУ являются следующие: аналитико-синтетическая, прогностическая, гностическая, контрольно-оценочнаядидактический инструментарий, как ключевой компонент в формировании исследовательских умений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
    • 1. 1. Формирование исследовательских умений студентов как педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность, структура и содержание исследовательских умений и особенности их формирования у студентов в условиях профессионального самоопределения
    • 1. 3. Критерии и уровни сформированности исследовательских умений студентов в условиях профессионального самоопределения
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ И ДИДАКТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
    • 2. 1. Структурно-содержательная модель формирования исследовательских умений студентов в условиях профессионального самоопределения. $
    • 2. 2. Дидактический инструментарий формирования исследовательских умений студентов в условиях профессионального самоопределения
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Во все времена главной целью профессионального образования являлась качественная подготовка специалистов, которые будут работать на предприятиях народного хозяйства по профилю обучения, полученному в учебном заведении. Период получения профессионального образования является временем активного профессионального самоопределения личности.

К сожалению, сегодня выпускники сельскохозяйственных вузов нередко выходят на высококонкурентный рынок профессионального труда с обширным набором профессиональных знаний, но с несформированной системой профессиональных ценностей, без какой-либо четкой концепции своего профессионального будущего. Это одна из причин того, что значительная часть выпускников не работают в профессиональной сфере своей специальности. Свидетельством того являются и данные анкетирования, проводимого в 20 052 008 гг. на зооветеринарном факультете ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»: среди студентов 1−2 курсов 5,2% обучающихся заявили, что ко времени окончания вуза их выбор изменится. Еще 35,5% опрошенных не знают, сменят ли они профиль получаемого образования или продолжат осваивать выбранную специальность, а 23,5% респондентов сомневаются в том, что подходят к данной профессиональной деятельности. Таким образом, две третьих студентов младших курсов еще не определились со своим профессиональным будущим.

Исследовательские умения, как базовые компоненты личности будущего специалиста, выражают ведущие характеристики процесса профессионального становления, отражают универсальность ее связей с окружающим миром, инициируют способности к творческой самореализации, определяют эффективность познавательной деятельности, способствуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в любую область познавательной и практической деятельности, что, в свою очередь, открывает дополнительные возможности повышения уровня знаний и опыта, благоприятствует социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, позволяет в будущей профессиональной деятельности охватывать своим влиянием все стороны общества и отдельного человека.

В связи с этим следует признать актуальной проблему формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов в условиях профессионального самоопределения, как одного из важнейших факторов, обусловливающих продуктивную карьеру выпускника, его профессиональную состоятельность как специалиста.

Проблема исследования. В отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и исследования проблемы формирования исследовательских умений. Идея включения учащихся в исследовательскую деятельность для наиболее эффективного достижения целей обучения имеет давнюю, почти 120-летнюю историю, начало которой связано с именами методистов, А .Я. Герда, М. М. Стасюлевича, Р. Э. Армстронга и естествоиспытателя Т. Гексли, сформулировавших общую идею исследовательского метода. С тех пор педагогическая мысль систематически обращается к исследовательской деятельности обучающихся, рассматриваемой в качестве перспективного средства развития познавательной мотивации, — этому посвящены работы Б. П. Есипова, М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Т. И. Шамовой, В. И. Андреева, JI.A. Казанцевой, А. И. Савенкова и др.

Проблема познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся и студентов освещена в работах многих психологов и дидактов — Т. К. Ахаян, А. П. Беляевой, Т. В. Габая, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева,.

П.И. Пидкасистого, С. А. Расчетиной, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной и др.

Проблеме формирования умений посвящены исследования Ю. К. Бабанского,.

В.А. Сластенина, В. И. Орлова, A.B. Усовой, В. В. Краевского, H.A. Лошкарева и др. В исследованиях по теории и методике профессионального обучения рассматриваются отдельные вопросы использования учебно-исследовательской работы студентов с целью формирования и развития системы профессиональных знаний, общеучебных и интеллектуальных умений студентов, повышения 4 интереса к отдельным дисциплинам — это работы Е. П. Бруновт, Н. М. Верзилина, Н. В. Добрецовой, И. Д. Зверева, Б. Д. Комиссарова, В. М. Корсунской, A.B. Кулева, А. М. Мягковой, И. Н. Пономаревой, Б. Е. Райкова, H.A. Рыкова, В.Ю. Ульянин-ского, К. П. Ягодовского и др.

Разработкой научных и практических проблем профессинального самоопределения занимались такие ученые как C. JL Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, Л. И. Божович, A.B. Петровский, A.C. Чернышева, И. В. Дубровина, М. Р. Гинзбург, Т. В. Снегирева, A.A. Туровская, Т. А. Араканцева, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, А. К. Осницкий, Е. М. Борисова, Н. В. Гришина, В. В. Новиков, Д. Майерс, М. Аргайл, О. С. Газман и др.

Однако в имеющихся трудах, посвященных данной проблеме, не обнаруживается в полной мере системного подхода к развитию исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов в условиях профессионального самоопределения, недостаточно полно раскрывается методика организации исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза с целью профессионального становления личности.

Таким образом, изучение научно-педагогической литературы, обобщение опыта практической деятельности различных образовательных учреждений и анализ требований, предъявляемых работодателем к специалистам выпускникам сельскохозяйственных вузов, свидетельствуют о том, что в педагогической практике вузов остаются недостаточно разработанными научно-методические аспекты развития исследовательских умений будущих специалистов в условиях профессионального самоопределения, что объективно порождает ряд противоречий: между социальным заказом общества на подготовку творческих, активных, инициативных, нестандартно мыслящих специалистов-профессионалов в сфере сельскохозяйственного производства с высоким уровнем исследовательских умений, способных к решению сложных профессиональных задач, и недостаточной теоретической разработанностью решения этой проблемы применительно к условиям сельскохозяйственных вузовмежду потенциальными возможностями исследовательских умений в создании условий эффективного формирования профессионального самоопределения студентов сельскохозяйственных вузов, и недостаточной разработанностью дидактического инструментария в традиционной системе профессионального образования.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить эффективное формирование исследовательских умений студентов в условиях профессионального самоопределения в процессе профессиональной подготовки в сельскохозяйственном вузе?

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов в условиях профессионального самоопределения».

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов сельскохозяйственного вуза.

Предмет исследования — формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

Цель исследования — научно обосновать и разработать педагогическое обеспечение процесса формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

Гипотеза исследования. Формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения в процессе профессиональной подготовки будет проходить успешно, если: исследовательские умения рассматривать как личностное качество студента, связанное не только со способностью обучающегося эффективно выполнять действия, адекватные содержанию каждого уровня системы образования по решению возникшей перед ним задачи, со стремлением к самостоятельности в осуществлении учебно-познавательной деятельности, но и с потребностью к творческой самореализации, перенесению знаний, умений и навыков исследо6 вательской деятельности в любую область познавательной и практической деятельности, способствующей освоению ведущих видов профессиональной деятельностиразработана и реализована поэтапная модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, отражающая структуру исследовательских умений на каждой стадии профессионального самоопределения студента, выстроенная в соответствии с логикой педагогического процессав процессе обучения в вузе разработан и реализуется дидактический инструментарий, обеспечивающий успешную реализацию поэтапной модели формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, учитывающий особенности каждого этапа — от развития аналитико-синтетической группы исследовательских умений студентов на начальном этапе процесса профессионального обучения (первая стадия профессионального самоопределения, предполагающая формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий) до сформированной контрольно-оценочной группы исследовательских умений на заключительном этапе (четвертая стадия профессионального самоопределения, предполагающая полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде) — мониторинг процесса формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения осуществляется с помощью специально разработанного диагностического инструментария.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:

1. На основе анализа состояния разработанности проблемы формирования исследовательских умений студентов в условиях профессионального 7 самоопределения в научно-педагогической литературе рассмотреть сущность понятия «исследовательские умения», выявить особенности формирования их у студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

2. Выявить критерии и уровни сформированности исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

3. Разработать поэтапную модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения и дидактический инструментарий ее реализации в процессе профессиональной подготовки.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели и дидактического инструментария формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределенияопределить критерии и показатели оценки эффективности модели.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения теории мотивации (Л.И. Божович, А. К. Маркова и др.), теории активизации познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, П. И. Пидкасистый, H.A. Половникова, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.), теории проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, B.C. Леднев, И.Я. ЛернерA.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.) — личностно-ориентированный подход к образовательному процессу подготовки специалистов (Э.Ф. Зеер, A.B. Петровский, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.) — деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, A.B. Усова, Д. Б. Эльконин и др.) — системный подход С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, Э. Г. Юдин и др.) — компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. П. Щедровицкий, Н. Хомских и др.).

Специфика научной деятельности, ее виды, особенности рассматриваются в работах З. И. Васильевой, Н. В. Волкова, Е. В. Водопьяновой, Г. А. Засобиной, 8.

В.О. Кутьева и др. Специфика исследовательской деятельности студентов, формы, виды сотрудничества преподавателей и студентов, влияние научно-исследовательской работы преподавателей на развитие интереса студентов к науке исследуются в работах Л. И. Аксенова, С. Арнович, A.C. Гаязова, Г. Жирос, Е. Б. Гушканец, В. В. Ващкевича, С. Н. Брасилина, Т. Е. Кузнецовой, Н. В. Киселевой, Б. И. Сазонова, Н. В. Сычковой и др. Большое внимание было уделено вопросам педагогического творчества, так В. И. Загвязинский, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник, Е. М. Яковлева и другие определяют существенные характеристики педагогического творчестваВ.И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Ю. Н. Кулюткин, Н. С. Лейтес, A.M. Матюшкин, А. И. Подольский, В. П. Ушачев, B.C. Шубинский разрабатывают пути формирования способов творческой деятельности и развития способностей и качеств творческой личностиМ.В. Колосова, Е. В. Колесникова, И. О. Мартынюк, Н. Г. Мерзлякова, В. Г. Рындак исследуют основы развития творческого потенциала личности.

Методы исследования: теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыгосударственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 110 401 «Зоотехния», профессиональных образовательных программ и программ специальных дисциплинэмпирические — анализ опыта проведения учебных занятий по специальным дисциплинам, наблюдение, собеседование, анкетирование, изучение документации и результатов учебно-практической деятельностиметоды математической статистики для обработки экспериментальных данных.

Экспериментальная база — ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия». В педагогическом эксперименте приняли участие 483 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2010 гг.

На первом этапе (2004;2005 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература, уточнялось содержание базовых категорий «умение», «исследовательские умения», «исследовательская деятельность" — проводился анализ учебных планов и программ специальных дисциплин с целью установления потенциала их содержания для формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения. На данном этапе была определена цель исследования, сформулированы рабочая гипотеза и задачи исследования, дано рабочее определение понятия «исследовательские умения студентов», разрабатывался дидактический инструментарий, апробировались средства и методы для определения их влияния на формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2005—2010 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка теоретических положений, проектировалась поэтапная модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, уточнялась гипотеза, осуществлялись подготовка и проведение формирующего эксперимента по реализации разработанной модели и дидактического инструментария.

На третьем этапе (2010—2011 гг.) оценивалась эффективность поэтапной модели формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, уточнялись основные теоретические положения, анализировались и обрабатывались полученные данные, формулировались выводы исследования, оформлялся текст диссертационной работы и автореферата.

Научная новизна результатов исследования 1. Определена специфика формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, заключающаяся в поэтапном освоении основных групп исследовательских умений на каждой отдельной стадии профессионального самоопределения студентов в период их профессиональной подготовки в вузе.

2. Установлена последовательность формирования исследовательских умений студентов в процессе обучения: аналитико-синтетические (умение использовать научные методы познания и описания явленийумение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областейумение самостоятельно найти недостаток информации в информационном поле и т. д.), прогностические (умение прогнозироватьумение проектироватьумение предвидеть, предугадыватьумение ставить цели и задачиразрабатывать планы и проекты их решения и т. д.), гностические (умения выделять и ставить целиумения формулировать проблему и гипотезуумения составлять библиографиюумение построить эксперимент и т. д.), контрольно-оценочные (осуществлять самоконтроль и саморегуляцию исследовательской деятельностианализировать и контролировать результат своей деятельности с целью ее улучшения и т. п.).

3. Разработана модель поэтапного формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, включающая: мотивационно-целевой, процессу ально-деятельностный и результативный блоки.

4. Разработан дидактический инструментарий, включая формы организации обучения (викторины, КВН, экскурсии и т. д.), методы (игровой, проблемный, исследовательский) и дидактические средства (учебное домино, кроссворды, задачи, задания, опорные конспекты занимательного, алгоритмического, частично-поискового, творческого характера), способствующие актуализации личного опыта студентов и активизации их учебно-исследовательской деятельности.

5. Разработан критериально-диагностический инструментарий, обеспечивающий мониторинг и коррекцию процесса формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в уточнении содержательного наполнения понятия «исследовательские умения» как личностного качества студента, проявляющегося в способности.

11 обучающегося эффективно выполнять действия, адекватные содержанию каждого уровня системы образования по решению возникшей перед ним задачи в соответствии с логикой научного исследования, на основе имеющихся знаний и умений, в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, направленного на формирование профессиональной компетентности;

— в дополнении и конкретизации теоретических представлений о содержательной сущности и структуре исследовательских умений, их специфике, обусловленной особенностями освоения опыта исследовательской деятельности студентами — будущими зооинженерами и характере развития в условиях сельскохозяйственного образовательного учреждения, что способствует развитию концепции профессионально-личностного становления кадров для сельскохозяйственного производства;

— в определении системы критериев и показателей сформированности исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения.

Практическая значимость исследования.

1. Разработанная поэтапная модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения и применяемый для ее реализации дидактический инструментарий позволяют в целом повысить качество образовательного процесса в учреждениях высшего профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

2. Выявлен дидактический потенциал специальных сельскохозяйственных дисциплин по формированию исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения на примере дисциплин «Биология с основами экологии», «Статистика»,.

Сельскохозяйственная радиобиология", «Птицеводство») и разработан соответствующий дидактический инструментарий (в том числе учебное пособие «Компьютерные технологии в науке и образовании», учебнометодическое пособие «Организация и проведение научно-педагогической.

12 практики магистров", учебное домино, кроссворды, задачи, задания, опорные конспекты занимательного, алгоритмического, частично-поискового и творческого характера).

3. Поэтапная модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения может быть использована в системе высшего и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, а также в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей специальных дисциплин учреждений профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической аргументированностью исходных теоретических положенийприменением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачампроведением опытно-экспериментальной работыапробацией и внедрением полученных результатов в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр «Педагогика», «Частная зоотехния и профилактика болезней сельскохозяйственных животных» (2007;2011 гг.), на научно-практической конференции «Научное обеспечение национального проекта «Развитие АПК» (31 января — 2 февраля.

2007 г.) — на научно-методической конференции «Информационная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (8−11 апреля 2008 г.) — на региональной научно-практической конференции «Применение инновационных технологий в подготовке специалистов высшей квалификации для агропромышленного комплекса Волгоградской области» (27−28 ноября.

2008 г.) — на IV международной научно-практической конференции молодых исследователей «Наука и молодежь: новые идеи и решения» (26−28 апреля 2010 г.) — на III Всероссийской дистанционной научно-практической конференции «Учитель российской школы — ключевая фигура модернизации образования» (15 июня 2010 г.).

Результаты исследования используются в учебном процессе.

Волгоградской, Тюменской, Самарской государственных сельско.

13 хозяйственных академий, а также Саратовского государственного агроуниверситета.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Исследовательские умения — это личностное качество студента, понимаемое нами как готовность обучающегося эффективно выполнять действия, адекватные содержанию каждого уровня системы образования по решению возникшей перед ним задачи в соответствии с логикой научного исследования, на основе имеющихся знаний и умений, проявляющееся в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, направленное на формирование профессиональной компетентности. Как базовые компоненты личности, исследовательские умения выражают ведущие характеристики процесса профессионального становления, отражают универсальность ее связей с окружающим миром, инициируют способности к творческой самореализации, определяют эффективность познавательной деятельности, способствуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в любую область познавательной и практической деятельности.

Формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения осуществляется в последовательности: от развития аналитико-синтетической группы исследовательских умений студентов на начальном этапе процесса профессионального обучения (первая стадия профессионального самоопределения, предполагающая формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий) до сформированной контрольно-оценочной группы исследовательских умений на заключительном этапе (четвертая стадия профессионального самоопределения, предполагающая полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде).

2. Поэтапная модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения в качестве обязательных составляющих включает: мотивационно-целевой, процессуально-деятельностный и результативный блокисоответствующий дидактический инструментарий (формы, методы и средства обучения) с опорой на методологические подходы, принципы обучения. Модель позволяет охватить все стороны процесса формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения, реализуется в определенной педагогической учебно-профессиональной среде, обеспечивая поэтапное формирование исследовательских умений студентов с учетом четырех стадий профессионального самоопределения.

3. Дидактический инструментарий формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения должен учитывать особенности каждого из этапов формирования исследовательских умений студентов. На I этапе в процессе освоения основных фактов и понятий используются учебное домино и кроссворды, информационно-репродуктивные и игровые методы и др.- на II этапе при освоении процессов, свойств, показателей и т. п. в качестве средств обучения применяются задачи и задания репродуктивного типа, опорные конспекты, рабочие тетради, частично-поисковые методына III этапе при изучении законов, закономерностей, характеристик, явлений и процессов средствами обучения являются задачи и задания продуктивного поискового типа (упражнения, решение задач, определение характеристик по образцу и др.), эвристические и частично-поисковые методына IV этапе при изучении взаимосвязей и взаимозависимостей дополнительно к перечисленным используются исследовательские методы и проблемное изложение. Дополнительными формами обучения могут также быть викторины, КВН, экскурсии и т. д.

4. Диагностика уровня сформированности исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения осуществляется на основе следующих критериев и соответствующих показателей: инициативность (предложения по привлечению дополнительных источников информации, организации дополнительных форм обучения, дополнению и переоснащению учебно-материальной базы), степень самостоятельности познавательной деятельности (при освоении учебного материала, проведении опытов и экспериментов, решении задач, выполнении упражнений, составлении опорных конспектов и т. п.), уровень усвоения знаний и умений по специальности (полнота усвоения содержания учебного материала, способность к переносу знаний, применению их на практике). Сформированность исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения по данным критериям и показателям можно оценить на четырех уровнях: низкий, средний, достаточно высокий, высокий.

Результаты проведенного эксперимента по внедрению разработанной в исследовании поэтапной модели формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза в условиях профессионального самоопределения в практику подтвердили эффективность ее применения с целью подготовки активных, профессионально компетентных и мобильных специалистов в сельскохозяйственных вузах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (216 наименований) и 12 приложений.

Выводы по второй главе.

В результате проведенного эксперимента были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

1. Констатирующий эксперимент показал, что формирование исследовательских умений будущих зооинженеров осуществляется недостаточно эффективно, необходимо разработать специальную систему данного процесса и реализовать педагогические условия ее эффективного функционирования.

2. Целью педагогической диагностики является ранжирование обучающихся по психологическим и психофизическим признакам. В нашем исследовании предметом диагностики являлось выявление уровня сформированности исследовательских умений будущих зооинженеров на каждом этапе формирования исследовательских умений.

В основе организации экспериментальной работы были положены следующие принципы: научности, эффективности, объективности, самоорганизации, необходимости и достаточности научной информации, преемственности. Данные принципы обеспечивают получение объективной информации об эффективности формирования у студентов исследовательских умений.

3. Критериями эффективности формирования исследовательских умений будущих зооинженеров на адаптационном этапе формирования исследовательских умений являются;

1) личностно-мотивационная направленность студентов на осуществление исследовательской деятельности (показателями выступали способность к саморазвитию, способность к самореализации, способность к исследовательской деятельности и творческая внутренняя среда);

2) эффективность использования исследовательских умений в процессе решения (показателями выступали полнота, прочность, осознанность и освоенность исследовательских умений).

Критериями эффективности формирования исследовательских умений будущих зооинженеров на поисковом и творческом этапах формирования исследовательских умений являются:

1) профессионально-исследовательские знания (показателями выступали полнота усвоения содержания понятий, полнота усвоения практических действий и прочность усвоения знаний);

2) характер решения исследовательских задач и заданий (показателями выступали правильность применения исследовательских процедур (методов, методик), рациональность выбора совокупности исследовательских действий (методов, методик), выдвижение и обоснование нескольких способов решения исследовательской задачи, выбор оптимального способа решения исследовательской задачи, разработка нового знания (схемы, алгоритма, процедуры и т. п.) решения исследовательской задачи, активность и самостоятельность).

Критериями эффективности формирования исследовательских умений будущих зооинженеров на этапе самореализации являются:

1) характер и качество выполнения курсовой и дипломной работы (показателями выступали выдержанность структуры и объема работы, задействован-ность необходимых видов исследования, степень соответствия проведенного вида исследования предъявляемым к нему требованиям);

2) отношение к исследовательской деятельности (показателями выступали восприимчивость научной информации, осознание ценности исследовательских знаний, личностный смысл к исследовательско-творческой деятельности, наличие собственного подхода к исследовательской деятельности).

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни сформированности исследовательских умений обучающихся на каждом этапе формирования исследовательских умений.

На каждом этапе педагогического эксперимента нами использовался комплекс методов научно-педагогического исследования: наблюдение за деятельностью обучающихся, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, ранжирование, компьютерная обработка результатов, методы математической статистики.

4. Экспериментальная работа, реализованная с помощью специальной программы формирования исследовательских умений будущих зооинженеров, показала эффективность разработанной нами структурно-содержательной модели и комплекса педагогических условий: 1) креативная организация учебного процесса, насыщение его творческими ситуациями- 2) последовательное введение элементов исследовательской деятельности в процесс обучения, обеспечивающее переход от репродуктивной деятельности к продуктивной с использованием соответствующих методов в процессе подготовки будущих инженеров-программистов- 3) поэтапная организация формирования исследовательских умений будущих инженеров-программистов в процессе их профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проблемы повышения эффективности процесса формирования исследовательских умений будущих зооинженеров обусловлена социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями в современном обществе, значимостью для специалистов в их будущей профессиональной деятельности, необходимостью создания возможностей, для максимального развития каждой личности, ее индивидуальных особенностей и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что в современной науке имеется достаточно широкий круг исследований, посвященных формированию исследовательских умений в различных сферах деятельности. При этом остаются неосвещенными вопросы содержания, организации и методики формирования исследовательских умений специальностей сельскохозяйственных вузов, а именно будущих зооинженеров. Анализ опыта сельскохозяйственных вузов показал, что в учебных планах редко встречается дисциплина, специально предназначенная для формирования у будущих зооинженеров исследовательских умений, что еще не все резервы, кроющиеся в процессе профессиональной подготовки специалистов, использованы для решения этой педагогической задачи. С учетом данных обстоятельств следует признать необходимость пересмотра целей, содержания, организационных форм, методов обучения для подготовки будущих специалистов.

Таким образом, результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Установлено, что формирование исследовательских умений является актуальной проблемой при подготовке специалиста на современном этапе развития общества в условиях модернизации образования. Исследовательские умения студента представляет собой личностное качество, проявляющееся в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, направленного на формирование профессиональной компетентности. Специфика формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственного вуза заключается в поэтапном формировании определенной группы исследовательских умений на соответствующей ей стадии профессионального самоопределения студента.

2. При изучении специальных дисциплин формирование исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов происходит в определенной последовательности.

3. Теоретически обоснована и разработана модель формирования исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов при изучении специальных дисциплин, включающая блоки ЕН, ОПД, СДосновными группами ИУ являются следующие: аналитико-синтетическая, прогностическая, гностическая, контрольно-оценочнаядидактический инструментарий, как ключевой компонент в формировании исследовательских умений, учитывающий особенности каждого из установленных в исследовании этапов, охватывающий как традиционные, так и инновационные формы организации обучения (лекции, лабораторно-практические занятия, учебное проектирование, учебные практики, КВН, деловые и ролевые игры, тренинги и т. д.), обеспечивающие положительные эмоции и ситуацию успеха для каждого студентаметоды активного обучения (игровой, проблемного изложения, исследовательский), способствующие актуализации личного опыта студента и активизации его учебно-познавательной деятельностисредства обучения (задачи и задания занимательного, алгоритмического, частично-поискового, творческого характера), направленные на максимальное включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность.

4. Для оценки сформированности исследовательских умений студентов определены критерии и соответствующие им показатели. Результаты педагогического эксперимента подтвердили выдвинутые гипотетические положения. Увеличение числа студентов с высоким и средним уровнем исследовательских умений при изучении специальных дисциплин в экспериментальных группах по сравнению с контрольной позволяет сделать вывод о том, что теоретически обоснованная и предложенная в исследовании модель ее формирования способствует повышению исследовательских умений студентов сельскохозяйственных вузов.

Вместе с тем выполненная научно-исследовательская работа не исчерпывает всех возможностей решения рассматриваемой проблемы. Направление дальнейших исследований может быть сосредоточено на изучении потенциала естественнонаучных и общепрофессиональнальных дисциплин для формирования исследовательских умений студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Сб.: Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — С. 110−133.
  2. , Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. — С. 64−68.
  3. , Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович, A.C. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 24−33.
  4. , Н.С. Учебно-исследовательская деятельность студентов педвуза (в процессе изучения дисциплин педагогического цикла): автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. С. Амелина. Киев, 1982. — 22 с.
  5. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  6. , С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие. -М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
  7. , М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся / М. Н. Арцев //Завуч для администрации школ. 2005. — № 6. — С. 4−30.
  8. , А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. — 416 с.
  9. , П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях / П. Р. Атутов. — Педагогика. 1999. — № 2. — С. 20−23.
  10. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980.-368 с.
  11. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  12. , Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1983 г.
  13. , JI.B. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие / JI. В. Байбородова, А. П. Чернявская, И. Г. Харисова и др. — Ярославль: изд-во ЯШУ, 2005.
  14. , В. А. Профессиональное образование. Методология деятельности: монография / В. А. Беликов и др. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 334 с.
  15. , C.JI. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / C.JI. Белых // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 3. — С. 68−74.
  16. , А.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России / А. П. Беляева // Методолого-теоретические проблемы профессионального образования. СПб.: Ин-т ПТО, 1996. — 120 с.
  17. , Дж. Измерение и анализ случайных процессов / Дж. Бендат, А.Пирсон. М.: Мир, 1971.-408 с.
  18. , Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для спуд. сред. пед. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2005. —128 с.
  19. , В.П. Элементы теории управления процессом обучения / В.П. Бес-палько. -Ч. 1. -М.: Знание, 1970. 80 с.
  20. Бестужева-Лады, И.В. К школе XXI века: размышления социолога / И.В. Бестужева-Лады. -М.: Политиздат, 1988.
  21. , Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович, Д. И. Фельдпггейн. — Москва-Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
  22. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Ученик в структуре личностно-ориентированного образования.1. Ростовн/Д, 1997.-С. 6−21.
  23. , Е. М. Основы психодиагностики / Е. М. Борисова, А. Г. Шмелев // Учебное пособие для студентов педвузов. — Москва, 2002. — 544 с.
  24. , Ш. Социально-психологическое изучение ребенка / Ш. Бюлер. -М., 1931.
  25. , В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Вахтеров. М.: Педагогика, 1987.
  26. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  27. , А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании /
  28. A.А. Вербицский, О. Г. Ларионова // Проблемы интеграции. — Логос, 2009. — 336 с.
  29. , Х.М. Промышленная усталость и производительность труда / Х. М. Верной.-М., 1925.-215 с.
  30. , М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. М.: Прогресс, 1987.-336 с.
  31. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: ACT, 2008. — 672 с.
  32. , Ю.М. Организация исследовательской работы учеников во время изучения физики в старших классах средней школы: дисс. канд. пед. наук / Галатюк Ю.М.- Ровно, 1996. -167 с.
  33. , П.Я. Психология как объективная наука / ПЛ. Гальперин // Избранные психологические труды, 3-е изд. МПСИ: Модэк, 2008. — 480 с.
  34. , И.Г. Структура научного исследования / И. Г. Герасимов. М.: Мысль, 1985.-213 с.
  35. Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом измерении // Социологические исследования. 1998. — № 11. — С. 73−80.
  36. , М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−27.
  37. , С.М. Самостоятельная деятельность студентов / С. М. Годник,
  38. B.C. Листенгартен: пособие для преподавателей вузов. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. — 94 с.
  39. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  40. , В.И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста / В. И. Горовая, С. И. Уляев. Москва-Ставрополь, 2004. — 132 с.
  41. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. — М.: Педагогика, 1977. 249 с.
  42. , Ю.В. Исследование и проектирование в образовании / Ю. В. Громыко // Школьные технологии. — 2005. — № 2. С. 66−69.
  43. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1996.
  44. , М.А. Теоретические основы и методы фундаментальных педагогических исследований / М. А. Данилов. М., 1972. — 320 с.
  45. , В.И. Социология в 3-х т. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко // — М.: ИНФРА-М, 2000. Т. 1. — 400 с.
  46. , Н.А. Избранное / Н. А. Добролюбов. М.: Правда, 1985. — 544 с.
  47. , Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи // Пер. с англ. Н. М. Никольского. -М.: Мир, 1919.
  48. , Б.П. Педагогика / Б. П. Есипов, Н. К. Гончаров. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1950 г. — 424 с.
  49. , Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис.. канд. пед. наук 13.00.08 / Жуковская Татьяна Владимировна. М., 2006. — 267 с.
  50. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвя-зинский. М.: Академия, 2001. — 188 с.
  51. , JI.B. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. — М.: Педагогика, 1968.
  52. , И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. — Ижевск, 2001. 103 с.
  53. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 2004 — 480 с.
  54. , Г. А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. — 2006. — № 1. — С. 22−29.
  55. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: Моск. ун-т, 1987. — 208 с.
  56. , И.А. Формирование и развитие исследовательских навыков и умений у учащихся в процессе обучения физике / И. А. Игошев // Вопросы методики и психологии формирования физических понятий: сб. статей. — Челябинск: ЧГПИ, 1970. — С. 84−94.
  57. , Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  58. , Т.А. Психофизиология состояний человека / Т. А. Ильина. Спб.: Питер, 2005. -416 с.
  59. , Е.И. Теоретические основы содержания психологического образования педагогов / Е. И. Исаев // Современные проблемы образования. — Тула, 1997.
  60. , Л.А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии: авто-реф.дис. докт.пед.наук: 13.00.01. -Вильнюс, 1971. —42с.
  61. Кабанова-Меллер, E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение / E.H. Кабанова-Меллер. — М.: Знание, 1981. 96 с.
  62. , И.В. Игровые методы обучения в системе профессиональной подготовки специалистов агроинженерного профиля: дис. канд. пед. наук / Ирина Викторовна Кадина. Волгоград, 2008. —189 с.
  63. , В.Р. Педагогическая психология. Краткий курс / В. Р. Казанская. 2003.-368 с.
  64. , З.И. Психологические принцины развивающего обучения / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1979 — 240 с.
  65. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никанд-ров. -М.: Педагогика, 1990. -140 с.
  66. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. — М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  67. , А.Ю. Новые подходы к классификации задач с параметрами (развивающий аспект) / А. Ю. Карлащук // Дидактика математики: проблемы и исследования // Международный сборник научных работ. — Вып. 3(13). — Донецк: ТЕ АН, 2000.-С. 86−90.
  68. , В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В. В. Карпов, М. Н. Катханов. — М.- СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.- 141 с.
  69. , Д. А. Потребности, поведение, воспитание / Д. А. Кикнадзе. М., 1968.-148 с.
  70. , Н.В. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / Н. В. Кленова. Учитель. — 2006. — № 5. — С. 23−24.
  71. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  72. , А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. — М., 1970.
  73. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Ковырялг. Таллин: Валчус, 1990. -334 с.
  74. , Л.Н. Социалистическая культура и развитие личности / JI.H. Коган- Свердловск: Изд-во Урал. гос. Ун-та, 1982. 152 с.
  75. , О.Д., Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее / М. В. Сластникова, O.JI. Кожевникова // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 3. — С. 47−50.
  76. ФГОУ ВПО ТГСХА, 2010. — С. 184−191.
  77. , О.И. Общие основы целостного педагогического процесса: монография / О. И. Коломок, E.H. Остроумова. —Волгоград: ВГСХА, 2007. — 92 с.
  78. , О.И. Проблемная ситуация как метод обучения / О. И. Коломок // Научное обеспечение национального проекта «Развитие АПК»: научно-практ. конференция. Волгоград: ВГСХА, 2008 — С. 145−152.
  79. , О.И. Технология формирования профессионально-личностного саморазвития в системе профессиональной подготовки будущего специалиста: монография /О.И. Коломок, E.H. Остроумова. -Волгоград: ВГСХА, 2007.- 148 с.
  80. , Я.А. Избр. педагогические сочинения / Я. А. Коменский. М., 1955.
  81. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984.
  82. , Ф.Ф. Педагогические проблемы, связанные со всесторонним развитием личности / Ф. Ф. Королев, А. И. Янцов А.И. // Школа и труд. М., 1963.-328 с.
  83. , Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1986.
  84. , Г. С. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований / Г. С. Костюк, Г. А. Балл // Вопросы психологии, 1977. N° 34. — 22 с.
  85. , И.Б. Идея личности в российской психологии: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.11 / Изабелла Борисовна Котова. М., 1994. — 42 с.
  86. , А.И. Мир наизнанку: методология превращенной формы / А. И. Кравченко // Социологические исследования, 1990. — № 12. — С. 23−36.
  87. , В.А. Педагогические способности, их структура и условия развития / В. А. Крутецкий // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. — М., 1980. С. 84−86.
  88. , В.А. Психология / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  89. , И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. № 5. — С. 14−22.
  90. , Т.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения / Т. В. Кудрявцев, A.B. Сухарев // Вопросы психологии. — 1985. № 1. — С. 86−93.
  91. , Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л., 1980.
  92. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин. Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 21−30.
  93. , Ю.А. Профессиональное самоопределение личности: учебное пособие / Ю. А. Кустов, C.B. Стацук. Тольятти: Современник, 2002. — 184 с.
  94. , A.B. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты / A.B. Леонтович // Школьные технологии. — 2006. № 6. — С. 89−98.
  95. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  96. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И .Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1982. 186 с.
  97. , Н.Ф. Формирование профессионально-значимых умений и навыков у будущих специалистов социальной работы в процессе непрерывной практики: дис. канд. пед. наук: спец.: 13.00.08 / Лопатина Наталья Федоровна. Ставрополь, 2009.-213 с.
  98. , В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. -М., 1994.
  99. , В.Я. Развитие памяти в процессе обучения: автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1977. -38 с.
  100. , Х.Е. Корпоративные тренинги / X. Е. Майхнер. М.: ЮНИТИ, 2002. -354 с.
  101. , В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения / В. H. Максимова. M., 1984. -143 с.
  102. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 158 с.
  103. , А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999. — С. 77−105.
  104. Математические методы в социальных науках: сокр. пер. с англ./ Под ред. И. Лазерфельда и Н. Генри. М.: Прогресс, 1973. — 351 с.
  105. , A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении / A.M. Ма-тюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 168 с.
  106. , И. М. Формирование исследовательский умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии / И. М. Махмутов. — М., 2004. 229 с.
  107. , М. И. Организация проблемного обучения в школе / И. М. Махмутов // Книга для учителей. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  108. М.И. Технология творческого мышления: практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина М., 2000. — 432 с.
  109. , А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе / А. Г. Молибог. Минск: Высшая школа, 1975. — 288 с.
  110. , И.Б. Основы дискретной оптимизации некоторых задач упорядочения (на примере учебного процесса): труды исследовательского центра пробл. качества подгот. специалистов / И. Б. Моргунов. М.: ИЦПКПС, 1994. — 215 с.
  111. , А.Б. Методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «человек»: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Мухамбетова А. Б. — Астрахань, 2009. -180 с.
  112. , Г. В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова. Москва: МАГИСТР, 1995. — 222 с.
  113. , С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С. А. Мухина, A.A. Соловьева. — М.: Феникс, 2004. 386 с.
  114. Наин, А Л. Гуманизация непрерывного профессионального образования: вариант концепции, модели / АЛ. Наин, JT.M. Кустов. — Челябинск: Чел. ин-т физ. культуры, 1994. — 76 с.
  115. , АЛ. Организация опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях нового типа / АЛ. Наин, З. М. Уметбаев. Учебно-методическое пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 127 с.
  116. , С.В. Учебно-методическое пособие к элективному курсу по психологии / С. В. Недбаева. Ставрополь, 2005. — 183 с.
  117. , Г. П. Психологический аспект самоопределения личности / Г. П. Ников, В. Ф. Сафин // Психологический журнал. — 1984. — № 4. С. 5−17.
  118. , A.C. Исследовательская позиция личности / A.C. Обухов // Исследовательская работа школьников. — 2006.—№ 1. — С. 61 -75.
  119. , A.C. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1.-С. 100−107.
  120. Обучение и развитие / Под ред. JI. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975 — 440 с.
  121. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, A.A. Степанова, С. Н. Шабалина. М.: Просвещение, 1973. — 460 с.
  122. Общие основы педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. М.: Просвещение, 1967. — 392 с.
  123. , Р. В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овча-рова. М.: Сфера, 2004. — 448 с.
  124. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Оникс, 2010.-736 с.
  125. , Г. В. Российская социологическая энциклопедия / Г. В. Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 672 с.
  126. , С.И. Формирование исследовательских умений студентов экономических специальностей в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук / Панькина С. И. — Магнитогорск, 2009. 26 с.
  127. Педагогическая психология / Под ред. В. Казанской.-Спб.: Питер, 2003.—366 с.
  128. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Под ред. Гребенкиной JI. К., Байковой Л. А. — 3-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 66−67.
  129. , И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3 т. — Т. 3. / И. Г. Песталоцци. — М., 1965 — 402 с.
  130. , A.B. Психология / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М: Академия, 2009. 512 с.
  131. , П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  132. , А.П. Педагогика: учебное пособие / А. П. Пинкевич. — М.: Работник просвещения, 1930. 257 с.
  133. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М., 1986 г. -256 с.
  134. , А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. М., 2000. — с. 71.
  135. , А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. — М.: НИИ школьных технологий, 2006.-С. 51−58.
  136. , И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. Н. Пономарева. М.: Академия, 2007. — 280 с.
  137. , Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательскаядеятельность школьников / Л. Б. Прокофьева // Школьные технологии. 2006. — № 4. -с. 108−115.
  138. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. — М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-253 с.
  139. Е.Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, П. С. Пряжников. — М: Академия, 2005.-496 с.
  140. , А.И. Управление умственной деятельностью и умственное развитие учащихся / А. И. Раев. Л.: ЛГПИ, 1976 -136 с.
  141. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / Под ред. A.C. Обухова. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  142. , A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С.И. Ро-зум. СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  143. , Е.И. Развитие способностей исследователя / Е. И. Регирер. М.: Наука, 2003.-223 с.
  144. , Г. В. Психология и выбор профессии / Г. В. Резапкина // Программа предпрофильной подготовки. — М: Генезис, 2010. 208 с.
  145. , С.И. Инноватика в инженерных образовательных стандартах и программах / С. И. Родзин // Инженерное образование. —2007. — № 4.
  146. , П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: дис. докт. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2003.-385 с.
  147. , Е.С. Экспериментальная психология / Е. С. Романова. — СПб.: Питер, 2007. 496 с.
  148. , B.C. Методы научного познания / B.C. Рохлов // Естествознание в школе. 2006. — № 5. — с. 22−33.
  149. , С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  150. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Пи-терКом, 1999.-720 с.
  151. , А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А. И. Савенков. — М., 2006. — 480 с.
  152. , В.Ф. Психология самоопределения личности / В. Ф. Сафин. — Свердловск: СГПИ, 1986. -142 с.
  153. , В.Ф. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие по спецкурсу для пед. институтов / В. Ф. Сахаров, А. Д. Сазонов. — М.: Просвещение, 1982.-191 с.
  154. , Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с.
  155. , П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащися исследовательским умениям и навыкам: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Середенко, П. В. Москва, 2008. — 37 с.
  156. , В.В. Личностно-развивающее образование: мифы и реальность /
  157. B.В. Сериков // Педагогика. 2007. — № 10. — С. 3−12.
  158. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / В. В. Сериков. Волгоград: ВГПУ, 1994. -149 с.
  159. , В.В. Образование и личность / В. В. Сериков // Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.
  160. М.Н., Богданова О. С. Изучение педагогического опыта//Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. А. Воробьева. М., 1979. -312 с.
  161. , M. Н. Проблемы современной дидактики / M. Н. Скаткин. — 2-е изд. -М.: Педагогика, 1984. 96 с.
  162. , В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002. — 576 с.
  163. , В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования / В. И. Слободчиков // Инновации в образовании. 2003. — № 2.1. C. 4−28.
  164. , В.М. Стандарты в управлении качеством образования: монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 1993. — 95 с.
  165. , А.И. Проблема фундаментализации и источников содержания высшего образования / А. И. Субетто. М. — Кострома: Исследоват. центр, КГПУ им. H.A. Некрасова, 1995. — 336 с.
  166. , Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов // Образование и наука. — 2001. —№ 5. — С. 3−13.
  167. , Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета / Н. В. Сычкова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 223 с.
  168. , Н.Ф. Деятельностный подход к механизму общения / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологин, 2001. № 3. — С. 17−25.
  169. , Н.Ф. Педагогическая психология: учебн. для студ. пед. учебы, заведений. — 3-е изд. / Н. Ф. Талызина. М: Академия, 1999. — 288 с.
  170. , Г. А. Формирование умений интегративно-познавательной самостоятельной деятельности в процессе изучения общеобразовательных дисциплин в военно-инженерных учебных заведениях: дис. канд. пед. наук / Тара-тута Г. А. Челябинск, 1992. — 173 с.
  171. , O.K. Психология мышления: учеб. пособие для вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1984. 270 с.
  172. , В.А. Деловая игра в учебном процессе / В. А. Трайнев. М.: Прометей, 2002. — 345 с.
  173. , В.А. и др. Интенсивные педагогические технологии. Сборник активных методов и учебных деловых игр: в 3 т. / В. А. Трайнев, Л. Н. Матросова, ИВ. Трайнев.- Т. 3. М.: Прометей, 2001 .-410 с.
  174. , Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001. -416 с.
  175. , A.B. Учись самостоятельно учиться / A.B. Усова, В. А. Беликов. Челябинск-Магнитогорск: ЧГПУ, 1997. -128 с.
  176. В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных, заведений / В. Б. Успенский, А. П. Чернявекая. M.: ВЛАДОС, 2003 -176 с.
  177. , В.П. Личностная ориентация педагогического процесса в системе профессионального образования / В. П. Ушачев // Южно-Уральский педагогический журнал.-2009.-№ 2.-С. 110−112.
  178. , В.П. Формирование исследовательских умений у учащихся в процессе производственной практики на основе активного использования знаний по физике: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. П. Ушачев. Челябинск, 1988. — 202 с.
  179. , К.Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики. -М.: Дрофа, 2005. 640 с.
  180. , Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т. А. Файн // Практика административной работы в школе. 2003. — № 7.-С. 35−40.
  181. , Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская //Дополнительное образование. -2005. -№ 9. С.49−53 .
  182. , Д. И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. / Д. И. Фельдштейн. М., 2005 г.
  183. , В.Э. Основы лоштерапии. Психотерапия и религия / В. Э. Франкл. — Спб: Речь, 2000.-340 с.
  184. , С. Теоретические основы профессиональной ориентации / С. Фу-куяма.—М., 1989.
  185. , Л.Н. Проблема регионализации образования и последипломная подготовка учителя: учебная программа / Л. Н. Харченко. — Ставрополь: СКИПКРО, 2006.
  186. , А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации: Монография / А. П. Чернявская. -М.: ВЛАДОС, 2001. 96 с.
  187. , H.H. Профессиональная ориентация молодежи: учебное пособие / H. Н. Чистяков, Ю. А. Захаров, Т. Н. Новикова, Л. В. Белюк. Кемерово: КГУ, 1988. -85 с.
  188. , С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С. Н. Чистякова // Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. — Изд. 2-е, стереотип. — М.: Академия, 2007−128 с.
  189. , И.А. Личностно-профессиональное самоопределение инженера в условиях образовательной среды диалога культур / И. А. Шавир. — М.: Академия, 200 776 с.
  190. , В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие для вузов / В. Д. Шадриков. — М.: Логос,. 1996. — 320 с.
  191. , И.К. Профессиональная деятельность педагога в системе инновационного образовательного учреждения: межвуз. сб. науч. статей. — Барнаул: БГПУ, 2002.-217 с.
  192. , Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2008. — 384 с.
  193. , В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития / В. А. Шаповалов. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. —72 с.
  194. , С.Т. Избранные педагогические сочинения / С. Т. Шацкий. В 2 т. М.: Академия, 1980.
  195. , Т.Н. Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии / Т. Н. Шипилова // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. — № 1. — С. 59−61.
  196. E.H., Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д., 1995. — 56 с.
  197. , Т.П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий. — М., 1996.-641 с.
  198. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  199. , Б.Д. Психология развития: учеб. пособие / Б. Д. Эльконин. М., 2001. -144 с.
  200. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность/ Э. Г. Юдин. Эдитореал УРСС, 1997. — 444 с.
  201. , Е.А. Формирование исследовательских умений старшеклассников в системе профильного обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Юлпатова. Волгоград, 2007. — 24 с.
  202. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. СПб.: Питер, 1994. — 560 с.
  203. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979.-144с.
  204. , Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1977.-192 с.
  205. , B.JI. К вопросу генезиса формирования умений / B. JI Ямполь-ский // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников: Сб. трудов. Вып. 144. Казань, 1975. — С. 192−199.
  206. Ярошевский, М. Г Трехаспектность науки и проблемы научной школы / М. Г. Ярошевский // Социально-психологические аспекты науки. — М., 1973. — с. 174−184.
  207. Berelson, В. The peoples choice / В. Berelson, P. Lazerfeld. N.-Y., 1944.
  208. Herzberg F. Work and the Nature of Man. N.Y., 1966.
  209. Holland J.L. Making Vocational Choice: A theory of careers. N.Y., 1973.
  210. Maslow A.H. Motivation and Personality. 2 ed. — New York e.a.: Harper & Row, 1970. — XXX, 369 h. — Bibliorg.: p. 329−353. — Ind. — p. 355−369.
  211. Parsons Т., Bales R. Family, Socialization and Interaction Process. Glencoe, 1955.
  212. Super D.E. Self-realization through the work and liesure roles//Educational and Vocational Guidance, 1985. -№ 43. p. 1−8.
  213. Torrance, E.P. Developing creative thinking through school experience // (Ed.) Parnes S. J. Harding H. F. A Source Book of creative Thinking. N.Y., 1962.
Заполнить форму текущей работой