Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие теории гражданского воспитания: определенная специфика гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде может служить основанием для исследования интеграционных процессов межкультурного взаимодействия представителей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
    • 1. 1. Специфика гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде
    • 1. 2. Моделирование гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВМУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
    • 2. 1. Характерные особенности реализации модели гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде
    • 2. 2. Педагогические условия эффективности гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. Жизнь в гражданском мультикультурном обществе требует от человека умения признавать потребности и права других, толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в мультикультурном социуме, приходить к согласию, не замыкаясь в своём менталитете, признавая «других» — иную культуру и веру.

В настоящее время этот процесс сопровождается обострением проблем духовно-нравственной сферы жизни мультикультурного общества. В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране, народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Особую актуальность проблемы поиска новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности приобретают для молодежи. Сохраняется отрыв существенной части молодежи от ценностей своей культуры и общества в целом.

Современные условия требуют выработки новых концептуальных подходов к гражданскому воспитанию. Это предполагает теоретическое осмысление содержания, принципов, методов и форм гражданского воспитания учащихся в мультикультурной образовательной среде.

Большая часть молодых людей 14−20 лет является учащимися и в этой ситуации, существует возможность создания условий наибольшей эффективности этого процесса. По мнению исследователей (Л.И. Божович, С. Ю. Николаева, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др.) сенситивным для формирования гражданской самоидентичности является юношеский возраст. В этот период наиболее активно происходит ориентация на нравственные идеалы, формирование целей и гражданских позиций, выбора друзей и т. д., осознание ценностного подхода при совершенствовании важных жизненных выборов и поступков, что и определяет гражданскую позицию молодого человека.

Подготовка специалиста в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивает не только формирование знаний и умений, но и актуализацию личностных качеств, отношений, позиций. Это предполагает в структуре среднего профессионального образования воспитание специалиста, способного реализовать в профессиональной деятельности свои духовно-ценностный и личностный потенциалы. Названные обстоятельства указывают на необходимость изменения подходов к гражданскому воспитанию учащихся учреждений среднего профессионального образования, направленных на создание специальных условий для их самоопределения и самореализации в мультикультурном обществе.

В науке сложились теоретические предпосылки решения выделенной проблемы.

Мультикультурный (полиэтнический) аспект функционирования образовательной среды рассматриваются в работах О. В. Аракеляна, К. Д. Дмитриева, М. Н. Кузьмина, Г. К. Грегуля, З. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, Л. Л. Супруновой, что в широком научном плане отражает современный этап развития теоретической педагогики.

В педагогической науке разрабатывались различные аспекты формирования гражданской зрелости (А.Ю. Маринкина, Л.К. Фомичева) — гражданских качеств (Б.З. Вульфов, Ф. Н. Руцинская, C.B. Тетерский, Д. С. Яковлева) — гражданской позиции (Л.Л. Хоружая) — правового обеспечения процесса гражданского воспитания (Е.В. Известнова, А. Ф. Никитин, Я.В. Соколов), гражданского воспитания в процессе обучения и во внеурочной деятельности (Г.Я. Гревцева, A.M. Фактор, М.А. Шкробова).

Опыт гражданского и мультикультурного образования рассматриваются в работах Н. М. Воскресенской, О. С. Газмана, Л. Ю. Гордина, И. Д. Фрумина, Н. Е. Щурковой и других авторов, что позволило обосновать модель гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде.

Сущность процесса моделирования, проектирования, прогнозирования и управления развитием педагогических систем исследуется в работах С. Гершунского, Н. М. Борытко, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимовой, Н. Ф. Талызиной, В. А. Якунина.

На протяжении последних десятилетий рядом ученых изучаются приемы, технологии проектирования и конструирования образовательной среды (В.И. Слободчиков, В. А. Петровский, Н. Б. Крылова, М. М. Князева и другие).

Одновременно с теоретическими предпосылками формировалась и нормативная база решения проблемы гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде.

Статус гражданского воспитания подтверждается целым рядом официальных документов, появившихся на протяжении последних десятилетий: Указом Президента РФ № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» (1994 г.), Программой развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 гг. (1998 г.), государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006;2010 гг.» (2001 г.), инструктивными письмами Минобразования РФ и др.

В стране созданы Федеральный центр гражданского образования, Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, различные фонды, организации, занимающиеся гражданским воспитанием. Совет Европы объявил 2005 год Европейским годом гражданственности через образование под девизом: «Жить и учиться демократии». Таким образом, Совет Европы привлек внимание к тому, насколько важную роль на протяжении всей жизни играет образование (как формальное, так и неформальное) в развитии активной гражданственности и создании демократической культуры. В последние годы активизировалась деятельность объединений, центров, ассоциаций в сфере гражданского образования и воспитания подрастающего поколения. Достоинства такой практики связаны с ее гибкостью, возможностью оперативно реагировать на запросы и потребности педагогов, работающих в условиях мультикультурности. Ее недостатком являются стихийность и отсутствие системности в решении проблемы гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде.

Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях сложилась ситуация, для которой характерны следующие противоречия:

• высокой общегосударственной значимостью гражданского воспитания, отвечающей современным требованиям к гражданской личности и ее жизнедеятельности в мультикультурном социуме, и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса в педагогической науке;

• необходимостью гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в контексте мультикультурности современного общества и недостаточной разработанностью форм, методов и средств, осуществления этого процесса в условиях мультикультурной образовательной среды.

Выявленные противоречия дали возможность сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости разработки модели и педагогических условия гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования — гражданское воспитание учащихся образовательных учреждений Российской Федерации.

Предмет исследования — гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде.

Гипотеза исследования: гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования будет эффективным, если:

• гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования будет направлено на воспитание соответствующей современным реалиям личности, мультикультурно развитой, конкурентоспособной, креативной, компетентной в политических, правовых, хозяйственно-экономических вопросах, уверенной в своей способности влиять на общественную жизнь мультикультурного общества, владеющей широким диапазоном видов труда, необходимых для мультикультурного общества и для обеспечения собственной материальной независимости, проявляющей стремление активно участвовать в возрождении духовно-нравственного, этнокультурного потенциала страны;

• модель гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде будет ориентированна на гражданскую самореализацию учащихся, формирование их гражданственности, здоровых отношений в различных сферах гражданской жизнедеятельности в соответствии с мультикультурными ценностями;

• общие и специальные характерные особенности реализации модели гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде будут определяться пониманием гражданского воспитания как целостного, системного процесса разнохарактерных и специфических действий учреждений и лиц, участвующих в гражданском воспитании;

• педагогические условия гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде будут направлены на последовательное решение задач моделирования ситуаций оптимального раскрытия выявленных компонентов модели этого процесса: ценностно-гностического, конструктивно-проектировочного, мотивационно-коммуникативного.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить специфику гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в контексте мультикультурной образовательной среды.

2. Разработать модель гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образованияв мультикультурной образовательной среде.

3. Определить характерные особенности реализации модели гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде .

4. Обосновать педагогические условия, способствующие эффективности процесса гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде.

Теоретико-методологической основой исследования являются целостный подход к изучению педагогического процесса, позволяющий представить систему гражданского воспитания как взаимосвязанную совокупность компонентов образовательной среды (B.C. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев В.А. Сластенин и др.) — личностный подход (Е.В. Бондаревская, В. А. Сластенин и др.), деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), мультикультурный подход в образовании, обеспечивающий исследование феномена гражданского воспитания мультикультурной образовательной среды как целостности, отражающей внутреннее единство этих явлений (системность, структурность, устойчивость и др.) (К.Д. Дмитриев, З. А. Малькова, Г. В. Палаткина и др.) — событийный подход в воспитании как база для обоснования логики и разработки условий мультикультурной образовательной среды как основы гражданского воспитания (Н. М. Борытко, З. И. Равкин, В. И. Слободчиков и др.).

В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования: теоретические методы — анализ философской, психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, метод моделированияэмпирические — включенное наблюдение, опрос, собеседование, анкетирование, беседаэкспериментальные — констатирующий и формирующий экспериментыизучение и анализ продуктов деятельности, статистические методы обработки результатов.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что: уточнены сущность, функции и структура гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования применительно к мульти-культурной образовательной средеразработана модель гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной средена основе выделенных зависимостей процесса гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования конкретизированы характерные особенности реализации модели гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной средевыявлены применительно к условиям учреждений среднего профессионального образования педагогические условия гражданского воспитания учащихся в мультикультурной образовательной среде.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие теории гражданского воспитания: определенная специфика гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде может служить основанием для исследования интеграционных процессов межкультурного взаимодействия представителей различных этносов и поиска путей их использования в педагогической практикеразработанная модель гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде эффективна для анализа образовательных систем, проектирования содержания образования и образовательного процесса в условиях мультикультурности современного обществавыявленные характерные особенности реализации модели гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде служат основой для разработки организационных, содержательных и методических основ гражданского воспитаниявыявленные педагогические условия эффективности гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде служат основой для поиска путей педагогизации управленческих решений в мультикуль-турных коллективах.

Результаты исследования могут служить основанием для изучения проблемы организации мультикультурной образовательной среды отдельного образовательного учреждения, муниципального образования, региона.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты внедрены в учебно-воспитательный процесс Астраханского социально-педагогического колледжаразработан спецкурс «Основы гражданственности в мультикультурном обществе" — разработанная модель гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде может быть положена в основу проектирования педагогическими коллективами программ гражданского и мультикультурного воспитания.

Основные положения исследования могут быть использованы при переподготовке и повышении квалификации воспитателей, преподавателей образовательных учреждений, социальных педагогов.

Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования осуществлялась на базе Социально-педагогического колледжа Астраханской области.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде на основе изучения философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

На втором этапе (2005;2006 гг.) была разработана и реализована программа экспериментального исследования, разработаны основные технологии и методики, обобщены результаты эмпирического исследования.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) систематизировались и обрабатывались данные эксперимента, проводился мониторинг эффективности средств оптимизации гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде в ряде образовательных учреждений г. Астрахани и Астраханской области, обобщались результаты исследования.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается: исходными методологическими положениямисистемной совокупностью взаимодополняющих методов исследования, соответствующих цели, предмету и задачамрезультатами статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались в ходе работы всероссийских научно-практических конференций в гг. Архангельске, Астрахани, Волгограде, Москвемеждународных научно-практических конференций в г. Воронеже, Астрахани. 2 публикации вышли в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

Теоретические и практические результаты исследования используются в педагогическом процессе социально-педагогического колледжа Астраханской области, учебного центра УВД Астраханской области, Астраханского государственного университета.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Гражданское воспитание рассматривается в контексте целостной системы мультикультурного образования, на основе приоритетов образовательной политики в современных условиях, создающих единое поле мультикультурной образовательной среды, в целях воспитания у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирования национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека.

Функциями гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде выступают этнокультурное просвещение (знакомство не только со своей национальной культурой, но и культурами других народов мира), ценностная ориентация (формирование системы ценностных ориентаций и отношений в процессе межэтнического взаимодействия), этнокультурное самосохранение (дает возможность, сохраняя и охраняя индивидуальность, разобраться в своих этнопсихологических и этнокультурных особенностях, актуализировать чувства принадлежности к определенному этносу и культуре), социальная адаптация (обеспечивает воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности РФ, а также эффективное приспособление к условиям жизни в современном мультикультурном обществе). К основным структурным компонентам процесса гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде относятся формирование на основе гражданских ценностей муль-тикультурного общества: гражданской позиции (патриотизма), гражданской культуры, гражданского характера.

2. Модель гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде включает в себя: цель (гражданское воспитание гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде), компоненты (ценностно-гностический, конструктивно-проектировочный, мотивационно-коммуникативный), методы (кросс-культурный, контраста, рефлексии, моделирования, реконструкции, упражнения, культурный ассимилятор, проектов), этапы (мотивацион-но-диагностический, содержательный, рефлексивно-аналитический), средства (наблюдении, опрос, тесты, деловая игра по развитию навыков фандрай-зинга, этнокраеведческие кружки, факультативные курсы («Духовные основы народов», «Воспитание в мультикультурной семье» и др.), традиционные праздники и обряды региона, сочинения по гражданской тематике, вовлечение в деятельность волонтерского отряда, обучающие интегрированные семинары, с привлечением специалистов различных ведомств по гражданским и мульти-культурным компетенциям молодежи, спецкурс «Основы гражданственности в мультикультурном обществе», этнокультурные клубы), уровни результативности гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде (низкий (мультикультурной и гражданской дезориентации), средний (гражданской и мультикультурной ориентации), высокий (активной жизненной позиции).

3. Общими характерными особенностями процесса гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде являются: ориентация на ценности и 1}енностные отношения (стимулирование развития активной гражданской позиции в мультикультурном обществе) — целостность (становление в единстве гражданских знаний, деятельности и отношений) — контек-стностъ (рассмотрение каждого средства гражданского воспитания в контексте мультикультурного образования).

Специфическими особенностями процесса гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде являются: преемственность (построение процесса развития гражданской культуры личности как части ее общей культуры, на основе взаимообусловленности этнической и мировой) — синкретивностъ (организация исследуемого процесса через взаимосвязь различных педагогических средств в формировании опыта гражданского поведения в современных мультикультурных условиях) — толерантность (осуществление процесса воспитания гражданской позиции, через развитие готовности к позитивному взаимодействию с представителями любого этноса, способствующую консолидации мультикультурного общества).

4. Педагогическими условиями гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде являются: активизация гражданских качеств личности через саморазвитие и самореализацию в мультикультурном обществевовлечение учащихся в процесс разработки и реализации проектов мультикультурной и гражданской направленностиполученный опыт мультикультурно-го взаимодействия должен находить свое применение в гражданской практике за рамками образовательного учрежденияорганизуемая деятельность ориентируется на формирование рефлексивной позиции, воспитание терпимого отношения к иным формам мировосприятия.

Структура диссертации. Работа общим объемом 164 с. состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (252 ист.) и 1 приложения. Текст диссертации содержит 12 таблиц, 4 рисунка.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Наше исследование показало, что мультикультурная образовательная среда оказалась «разорванной», воздействие различных ее компонентов на учащуюся молодежь оказалось несогласованным, что привело к ее деформации и негармоничному развитию этого социального феномена как целостной системы. При этом массовая практика гражданского воспитания не учитывает принципа формирования целостной мультикультурной образовательной среды из ее частей.

Нами были выявлены зависимости реализации модели гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде и в соответствии с ними характерные особенности этого.

Из зависимости уровня развития гражданственности учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде от уважительного отношения общества к историческому прошлому своего государства, повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала этносов, открытости системы образования и ее интеграции с мировым образовательным пространством вытекают следующие характерные особенности реализации модели исследуемого процесса: целостность (общие педагогические), предполагающий становление в единстве гражданских знаний, деятельности и отношенийцикличность (структурирования мультикультурной образовательной среды), определяющий особенности проектирования содержания гражданского воспитания и обеспечивающий успешную адаптацию и самоактуализацию личности в условиях мультикультурного обществапреемственность (организации процесса гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде), предполагающий взаимосвязь между национальными ценностями традиционных культур этносов и мировой культуры.

Зависимость гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде от уровня сформированности культуры межэтнического взаимодействия, от уважения самог^енности личност, и толерантности в обществе обосновывают такие характерные особенности как: ориентация на ценности и ценностные отношения (общие педагогические), стимулирование развития активной гражданской позиции в мультикультурном обществесо-трансформацию структурирования мультикультурной образовательной среды), равноправное, взаимопреобразующее общение в условия мульти-культурного социуматолерантность (организации процесса гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде), осуществление процесса воспитания гражданской позиции, через развитие готовности к позитивному взаимодействию с представителями любого этноса, способствующую консолидации мультикультурного общества.

Зависимость уровня гражданственности от воспитания в духе прав человека, активности межрегионального и международного сотрудничества, взаимосвязанного использования этнопедагогических средств определяют следующие характерные особенности: контекстность (общие педагогические), рассмотрение каждого средства гражданского воспитания в контексте мультикультурного образованияактуальность структурирования мультикультурной образовательной среды), объединение событий внешнего мира и особенности гражданской жизни, важные для личностисинкретивность (организации процесса гражданского воспитания в мультикультурной образовательной среде), организация исследуемого процесса через взаимосвязь различных педагогических средств в формировании опыта гражданского поведения в современных мультикультурных условиях.

Исходя из анализа специфики гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде, педагогические условия этого процесса могут быть рассмотрены как последовательное решение задач моделирования ситуаций оптимального раскрытия выявленных в первой главе компонентов модели гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде: ценностно-гностический, конструктивно-проектировочный, мотивационнокоммуникативный.

Нами были определены следующие педагогические условия: активизация внутренних ресурсов личности учащихся учреждений среднего профессионального образования, саморазвитием и самореализацией в мультикуль-турном обществевовлечение учащихся учреждений среднего профессионального образования в процесс разработки и реализации проектов мультикультурной и гражданской направленностиполученный учащимися учреждений среднего профессионального образования опыт мультикультурного взаимодействия должно находить свое применение в их гражданской практике за рамками образовательного учрежденияорганизуемая деятельность ориентируется на формирование рефлексивной позиции учащихся учреждений среднего профессионального образования, воспитание у них терпимого отношения к иным формам мировосприятия.

В ходе теоретического и математического анализа результатов констатирующего, контрольного и итогового срезов было выявлено следующее:

• в экспериментальных группах интерес к поиску знаний, стремление овладеть ими (определялся в ходе бесед и опросов) и активность на занятиях (определялась руководителем эксперимента, педагогами, оказывающими помощь, оценивалась самими молодыми людьми) несколько выше, чем в контрольных группах;

• сформированность уровня гражданственности учащихся учреждений среднего профессионального образования также выше в экспериментальных группах (оценивалась преподавателями, а также студентами с помощью самои взаимооценок);

• в экспериментальных группах в целом возросли содержание и характер мотивации к активной работе по самосовершенствованию.

Таким образом, проведение эксперимента показывает положительную динамику уровней гражданской воспитанности учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде по следующим качественным показателям, отражающим устойчивость сформированное&tradeгражданских качеств.

На уровне знаний: сложилось устойчивое понимание роли гражданских ценностей в мультикультурном обществе, сущности гражданского обществазнание духовного наследиярасширение социально-культурного кругозора в понимании глобальных интеграционных процессов.

На уровне умений и навыков: сформированы умения анализировать базовые понятия гражданской деятельности, сформированы навыки гражданской деятельности в мультикультурной среде.

На уровне ценностных смыслов: появился позитивный конструктивный настрой на преодоление жизненных трудностей и изменение социальной ситуации, стремление к сотрудничеству, понимание значимости гражданских ценностей и стремление их реализовать в собственном поведении, желание и способность к побуждению своих сверстников к позитивному участию в общественно-политической жизни общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершив изложение исследовательского материала, хотелось бы отметить, что нами рассмотрена лишь небольшая часть проблемы гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде, очень сложной и требующей долговременного решения. Мир стремительно меняется, порождая сложнейшие социальные проблемы, требующие комплексного решения. Столь быстрые качественные изменения социальных явлений отражаются и на характере педагогических исследований.

Нами был применен прием сопоставления философско-социологических и психологических теоретических положений как западных, так и отечественных ученых по вопросам развития гражданственности у учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде. При всей разнице общественных условий, в которых складывались философские и социологические взгляды западных и отечественных исследователей, в рамках нашего исследования были найдены аспекты, могущие способствовать обоснованию принципов и идей гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурных общественных реалиях. Эти аспекты связаны с особенностями гражданского общества, а также с предпосылками его развития в российском опыте, с возможностью сочетания положительного опыта западного гражданского общества и отечественного общества. В результате с достаточно высокой долей вероятности можно определить, что социальный опыт, накопленный Россией в период до 90-х годов XX столетия и потенциал которого еще не исчерпан и проявляется главным образом в менталитете российского народа, должен быть использован для «преодоления» всего того, что мешает нам эволюционировать в гражданское общество с его наиболее прогрессивными признаками. Отсюда становится ясной необходимость актуализации идей гражданского общества в сочетании с духовностью народа, его позитивного социального опыта с мультикультур-ными ценностями гражданского общества.

Проведенное исследование позволило теоретически обосновать основные понятия, включенные в данную работу. Так, определение мультикуль-турной образовательной среды как подсистемы образовательной среды, имеющей свои качественные особенности, связано с целевыми установками образования, внутри которой имеется своя иерархия. Поскольку цели педагога и подопечного принципиально совпадают, то здесь нет необходимости жесткого подчинения, что позволило нам рассмотреть процесс гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования и его составляющие (гражданственность, гражданская позиция, гражданская культура, гражданское сознание, опыт гражданского действия, гражданский характер) в контексте особенностей мультикультурного региона.

Теоретический анализ литературных источников в разных областях науки (философии, культурологии, социологии, психологии, педагогике) убеждает в том, что гражданское воспитание рассматривается в контексте с ценностями демократического, гражданского общества, выполняет культурологические функции социального, духовно-нравственного, патриотического развития личности, стимулирует процессы развитие Я-концепции личности человека культуры и гражданина.

Определив гражданственность как достигнутую вершину гражданской зрелости, мы разработали модель и определили уровни и критерии результативности гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования, позволяющих сформировать систему и программу отношений личности, способствующих успешной социальной и профессиональной самоактуализации. В исследовании обосновываются закономерности и вытекающие из них принципы преемственности, толерантности, синкретивности, гуманизации реализации гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования как средства гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования.

Модель формирования гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования, включающая элементы информированности, разнообразной интеллектуально-практической деятельности и контроля их знаний и умений, показала в целом свою эффективность, которая выразилась в том, что у учащихся учреждений среднего профессионального образования:

• сложилось устойчивое представление о гражданском обществе и о современных мультикультурных особенностях его развития: межэтнических коммуникативных признаках (культуры межэтнического взаимодействия, толерантности и др.), обеспечивающих социальную направленность в политике государства, интереса граждан к духовным и культурным ценностям общества;

• расширился социально-культурный кругозор, особенно в понимании глобальных интеграционных процессов;

• появилась активность и инициативность в учебной и общественной деятельности, что стало проявляться в повышении качества успеваемости по гуманитарным предметам, в более устойчивом интересе к истории своей Родины, культурам народов ее населяющей, к шефской работе с «трудными» и социально-запущенными детьми.

Коллективистская направленность (создание проектных групп), нравственно-гражданская духовная насыщенность (тренинги толерантности, семинары, организованные различными социализирующими институтами), разнообразная практическая деятельность современного характера (волон-терство, деловые игры) и мультикультурные образовательные технологии (лекции, практические занятия, дискуссии, тематические дискотеки, проведение национальных недель и др.) дали положительные результаты в обеспечении следующих качественных личностных изменений учащихся учреждений среднего профессионального образования:

• расширился их общественно-политический кругозор, в чем сыграла роль информированность о событиях, происходящих в мире и стране, осмысление глобальных социальных противоречий и жизни, культуры западного гражданского общества;

• стали более инициативными и активными в учебной, но особенно в общественно значимой деятельности (в помощи нуждающимся, в улучшении среды своей жизни);

• осознали смысл того, что значит быть гражданином, иметь гражданскую позицию, особенно в ситуации многообразия этнокультур;

• стали более сентизивными к мультикультурным социальным созидающим преобразованиям.

Вследствие всего этого можно говорить о постепенном формировании гражданственности молодого человека, владеющего не только сведениями глобального масштаба, но и стремящегося и умеющего анализировать общественные события и явления, сопереживать им и направлять свой интеллект в созидающее русло в целях улучшения жизни вокруг себя. В результате формируется ответственность и активность как наиболее типичные гражданские качества, являющиеся еще одной «жизненной силой» современного гражданского общества в условиях мультикультурности.

Экспериментальное исследование убедило в правильности исходных теоретических позиций его организации, правомерности избранных методик выявления результативности предложенной теоретико-технологической системы гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования в мультикультурной образовательной среде.

Экспериментом выявлены закономерные причинные связи следующего характера: анализ современной мультикультурной социальной ситуации и сложившегося стереотипа гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования определил характер теоретических изысканийтеоретическое обоснование определило адекватные требованиям мультикультурной социальной практики научно-практические подходы к гражданскому воспитанию учащихся учреждений среднего профессионального образования, которые позволили разработать модель гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования. Последняя обеспечила формирование гражданских качеств учащихся учреждений среднего профессионального образования, отражающих признаки и духовные ориентиры мультикультурного гражданского общества.

В результате исследования можно предложить следующие научно-практические рекомендации.

1. Необходимо объективное осмысление гражданского воспитания в зависимости от изменившихся социальных условий в контексте мультикуль-турности, что должно решаться в контексте с определением идеологии общества и новой парадигмы воспитания, что требует специальных исследований.

Данная рекомендация, казалось бы, не требует доказательств, однако совершенно очевидно, что воспитание гражданина должно быть связано со всей стратегией жизни общества и государства, и наше исследование обосновало это теоретически, в рамках своего предмета. Какой бы ни была система гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования, она не может дать полноценный социальный эффект без создания единой мультикультурной образовательной среды, без создания государства, объединяющего граждан всех этносов для созидания и прогресса.

2. В процессе гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования необходимо формировать новый тип личности — гражданина, ориентированного на мультикультурные ценности.

Во-первых, этого требуют социальные противоречия, которые принимают такой характер, когда все больше ценится личность, обладающая не столько индивидуалистскими, сколько общественными качествами, а также личность, умеющая принимать практические решения не только на пользу себе, но и другим, всему обществу.

Во-вторых, в постиндустриальном обществе формируется новый тип свободы, обеспеченный новым характером отношений в материальном производстве: высвобождением времени для духовного роста человека, что становится все более ценимым социальным явлением.

В-третьих, в ментальности российского народа, в том числе и у учащихся учреждений среднего профессионального образования, сохраняется духовный потенциал, основанный на коллективистской культуре, который может быть востребован в формировании нового типа личности — гражданина-созидателя. И это доказано реализованной нами моделью гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования.

3. Процесс гражданского воспитания учащихся учреждений среднего профессионального образования должен представлять собой единую систему мультикультурной образовательной среды, нацеливающую на реализацию положительного отечественного и зарубежного воспитательного потенциала и потенциала самой личности как ее социализации в мультикультурных условиях, так как без преемственности с прошлым не может быть ни настоящего, ни будущего. В то же время мы обосновали, что очень важно сделать акцент на возможности самой личности, развивать механизмы самоактуализации, самореализации т.д.

Таким образом, итогом нашего исследования являются изложенные выше научно-практические выводы и рекомендации общего характера, что определяется особенностью предмета исследования. Гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования не может решаться частными подходами, каким является даже самая совершенная технология или методика, оно требует усилий всего общества, требует государственного подхода: разработки общей стратегии воспитания, молодежной политики, соответствующего данным целям внимания к нуждам образования в широком смысле.

Как было отмечено выше, данное исследование не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Кроме того, мы пришли к выводу, что заслуживают особого внимания и дальнейшего изучения следующие вопросы: сотрудничество и взаимодействие различных социальных институтов мультикультурно-го общества в процессе гражданского воспитанияподготовка и переподготовка учителей к гражданскому воспитанию в условия мультикультурностисовершенствование механизмов управления процессом гражданского воспитания мультикультурного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. X. Роль школы в возрождении народных традиций Текст. / К. X. Абдуллина // Взаимодействие психолого-педагогической практики в условиях перестройки народного образования: сб. ст. — Уфа, 1992.-С. 77−80.
  2. , Э. Г. У истоков культурной традиции Текст.: монография / Э. Г. Абрамян. — Ташкент, 1988.
  3. Абульханова- Славская, К. А. Психология и сознание личности Текст.: избр. психол. труды / К. А. Абульханова. М.-Воронеж, 1999.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход Текст. // Гуманистические проблемы психологической теории / отв. ред. К. А. Абульханова-Славская. М., 1995. — С. 27−47.
  5. , А. В. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения Текст.: монография / А. В. Авксентьев, В. А. Авксентьев. Ставрополь, 1999.
  6. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики Текст.: уч. пос. / Н. А. Алексеев. Тюмень, 1997.
  7. , С. А. Место этнических традиций в цивилизованном процессе : дис.. канд. филос. наук Текст. / С. А. Алексеева. -М., 1996.
  8. , Л. И. Гражданское воспитание учащихся учреждений среднего профессионального образования в новых социальных условиях Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. И. Аманбаева. -М., 2003.
  9. , М. Т. Соотношение национального и общечеловеческого в образовании Текст. / М. Т. Аминов // Преемственность народных традиций: материалы V Международной научно-практической конференции. Казань, 1998.-Ч. I.-C. 108.
  10. , Б. Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева. М.-Воронеж, 1996.
  11. , Г. П. Развитие национально-региональной системы образования в новых социально-педагогических условия : на примере инновационных учреждений Республики Саха (Якутия) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. П. Андреев. М., 1997.
  12. Антология педагогической мысли Текст. / сост. Н. П. Калиниченко. -М., 1988.
  13. Антология социальной работы Текст.: в 5 т. / сост. М. В. Фирсов. -М., 1994. Т. 1: История социальной помощи в России.
  14. , И. А. Этническая культура и поликультурное образование. Текст. / И. А. Арабов // Проблемы развития образования на Северном Кавказе: сб. науч. ст. Пятигорск, 1998. — С. 13−18.
  15. , О. В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса Текст.: монография / О. В. Аракелян. -М., 1997.
  16. , А. И. Социальная педагогика : вопросы теории и практики Текст.: методические материалы / А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов и др. М., 1994.
  17. , С. М. Нация и психический склад (Социально-психологический аспект национальных отношений) Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / С. М. Арутюнян. Краснодар, 1966.
  18. , Ю. В. Этносоциология Текст.: учеб. / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева. М., 1998.
  19. , А. Г. Личность Текст. / А. Г. Асмолов, А. В. Петровский // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. — Т. 1.
  20. , А. Г. Психология личности Текст.: уч. пос. / А. Г. Ас-молов. -М., 1990.
  21. , Т. И. У школьного порога Текст. / Т. И. Бабаева. — М., 1993.
  22. , Б. Ц. Психология в работе учителя Текст.: в 2 кн. / Б. Ц. Бадмаев. М., 2000. — Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания.
  23. , А. Н. Воспитание детей в семье Текст.: психол.-пед. очерки / А. Н. Бардиан. М., 2002.
  24. , Д. С. Педагогические условия мультикультурного самосознание старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Д. С. Батарчук. Астрахань, 2006.
  25. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст.: монография / М. М. Бахтин. М., 1979.
  26. , Е. Размышления перед школой Текст. / Е. Белова // Дошкольное воспитание. 1994. -№ 8.
  27. , С. В. Функции учебного диалога в освоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов Текст.: автореф.. канд. пед. наук / С. В. Белова. Волгоград, 1995.
  28. , JI. С. Гражданское воспитание старших подростков в творческой деятельности туристических объединений Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / JI. С. Белозерова. Кострома, 2006.
  29. , Е. П. О национально-государственном образовании в России Текст. / Е. П. Белозерцев // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 30−35.
  30. , Н. Г. Некоторые проблемы образования в условиях новой культурной парадигмы Текст. / Н. Г. Белянкина, Т. А. Кемерова // Первые культурологические чтения. М., 1997. — С. 21—30.
  31. , К. К новой концепции образования Текст. / К. Берг // Международное сотрудничество. — 1996. № 2. — С. 46−56.
  32. , Е. В. Прикладное исследование в педагогике : монография Текст. / Е. В. Бережнова. М.-Волгоград, 2003.
  33. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст.: монография /Р. Берне.-М., 1986.
  34. , В. Г. О возможностях системного подхода в педагогике Текст. / В. Г. Беспалько, Ю. Г. Татур // Советская педагогика. 1990. — № 7. -С. 18−20.
  35. , В. С. Культура. Диалог культур Текст. / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−43.
  36. , Е. Ю. Образование в контексте критериев духовности Текст. / Е. Ю. Бикметов // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: сб. науч. тр. Уфа, 1997. — С. 86−88.
  37. Бим-Бад, Б. А. Образование в контексте социализации Текст. / Б. А. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  38. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология Текст.: монография / Б. М. Бим-Бад. М., 1998.
  39. , Б. П. Методология и техника исследования воспитательной функции микросоциума Текст. / Б. П. Битинас // Теория и практика социальной работы: отеч. и заруб, опыт. М.-Тула, 1993. — Т. 1. — С. 74−88.
  40. , И. В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973.
  41. , В. В. Воспитательное социокультурное пространство университета как педагогическая категория Текст. / В. В. Боднар // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. — № 1. — С. 138−140.
  42. , Л. И. Проблемы формирования личности Текст.: монография / Л. И. Божович. М., 1995.
  43. , В. А. и др. Проектирование профессионального педагогического образования Текст. / В. А. Болотов, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. 1997. — № 4.
  44. , Е. В. Становление и развитие национальной школы в России Текст. / Е. В. Бондаревская, Н. К. Карпова // Инновационная школа
  45. Ростов-н/Д, 2000. — С. 78−89.
  46. , Е. В. Теория практика личностно-ориентированного образования Текст. /Е. В. Бондаревская. Ростов-н/Д., 2000.
  47. , С. К. Единое образовательное пространство как новая система связей стран СНГ Текст. / С. К. Бондырева // Мир психологии. -1998.-№ 3.-С. 161−172.
  48. , В. Л. Организация образовательного пространства для детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст.: монография / В. Л. Борина, Ж. В. Волкова, Е. В. Григоренко и др.- под ред. Е. В. Григоренко. Томск, 2002.
  49. , В. П. Школа России. Прошлое и настоящее Текст. / В. П. Борисенков // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 29.
  50. , Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Ф. Борисова. -М., 1999.
  51. , Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Борытко. — Волгоград, 2001.
  52. , В. Г. Педагогика социальной работы Текст.: учеб. / В. Г. Бочарова. М., 1994.
  53. , А. А. Моделирование психики Текст.: монография / А. А. Братко. — М., 1969.
  54. , Ю. В. Очерки истории этноса Текст.: монография / Ю. В. Бромлей. -М., 1985.
  55. , Е. С. Урок после уроков : о воспитании детей в семье Текст. / Е. С. Брускова. М., 1997.
  56. , Н. С. Готовим детей к школе Текст. / Н. С. Буре. М., 1997.
  57. , Д. Мультикультурное образование : цели и изменения Текст. / Д. Бэнкс // Новые ценности образования. Инноватор. М., 1996. -№ 4.-С. 15−20.
  58. , Л. Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур Текст. / Л. Г. Веденина // Межкультурная коммуникация: тезисы докладов. Иркутск, 1993. — С. 18−21.
  59. , Л. А. Домашняя школа Текст. / Л. А. Венгер, А. А. Вен-гер.-М., 1994.
  60. , Н. Е. Еще не поздно : развитие творческих способностей детей Текст. / Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко. М., 2000.
  61. , Л. А. Проблемы гуманизации современного образования Текст. / Л. А. Вербицкая // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. СПб., 1994. — Вып. 2.
  62. , В. И. Биосфера Текст.: монография / В. И. Вернадский. Минск, 1967.
  63. , А. А. От образовательных сред к образовательному пространству : понятия, формирование, свойства Текст. / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 10−12.
  64. , Г. Н. Этнопедагогика Текст.: учеб. / Г. Н. Волков. М., 1999.
  65. , Л. А. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования Текст. / Л. А. Волович // Магистр. -1997.-№ 3.-С. 42−49.
  66. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: материалы круглого стола // Педагогика. 2000. — № 5.
  67. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова- под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  68. Воспитателю о работе с семьей Текст.: пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.- под ред. Н. Ф. Виноградовой. М., 1999.
  69. , Б. Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века : прогностические модели Текст. / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. -1994.-№ 2.-С. 103−112.
  70. , Б. Л. Сравнительная педагогика Текст.: учеб. / Б. Л. Вульфсон, 3. А. Малькова. М.-Воронеж, 1996.
  71. , Л. С. Детская психология Текст.: учеб. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. — Т. 4.
  72. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский.-М., 1996.
  73. , Р. В. Этнопсихологические особенности, требующие учета в процессе обучения и воспитания Текст. / Р. В. Габдреев // Преемственность народных традиций: материалы V Международной научно-практической конференции. Казань, 1998. -Ч. I. — С. 14−20.
  74. , О. С. Новые ценности образования : содержание гуманистического образования Текст. / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. -М., 1995.
  75. , О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую организацию XXI века Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования. -1996.-№ 6.
  76. , Р. Р. Многонациональный город : этносоциологические очерки Текст.: монография / Р. Р. Галлямов. — Уфа, 1996.
  77. Гасанов, 3. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения Текст. / 3. Т. Гасанов // Педагогика. 1996. -№ 6.-С. 51−56.
  78. , Г. Д. Национальные образы мира Текст.: монография / Г. Д. Гачев.-М., 1988.
  79. , Б. С. Образование в третьем тысячелетии : гармониязнания и вер Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 49−55.
  80. , В. И. Проблема структурирования образовательного пространства Текст. / В. И. Гинецинский // Педагогика. 1997. — № 3. -С. 10−15.
  81. , Н. Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Гладченкова. Ростов н/Д., 2001.
  82. , Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение Текст. / Ф. Б. Горелик. М., 1986.
  83. , В. И. Высшее педагогическое образование : проблемы и перспективы Текст. / В. И. Горовая. — Ставрополь, 1995.
  84. , И. В. Воспитательный климат семьи Текст. / И. В. Гребенников. — М., 1995.
  85. , Т. Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Т. Б. Гребенюк. Ярославль, 2000.
  86. , Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников Электронный ресурс.: дис.. д-ра пед. наук 13.00.01 / Г. Я. Гревцева. Челябинск, 2007.
  87. , Л. К. Муниципальное образовательное пространство как среда гражданского воспитания детей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. К. Грегуль. Ростов-н/Д., 2002.
  88. , Д. В. Феномен воспитания в контексте современности Текст.: монография / Д. В. Григорьев. М., 1999.
  89. , О. В. Концептуальные основы перспективного развития образования и воспитания в поликультурном образовании региона Текст.: монография / О. В. Гукаленко, В. Ф. Гуцу. Тирасполь, 1999.
  90. , О. В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося Текст.: монография / О.
  91. В. Гукаленко. Тирасполь, 2000.
  92. , Р. Г. Современная молодежь : социальные ценности и нравственные ориентации Текст. / Р. Г. Гурова // Педагогика. 2000. — № 10. -С. 32−38.
  93. , Т. В. Методические рекомендации «Я — гражданин» Текст. / О. В. Андреева, Т. В. Гурская. Челябинск, 2005.
  94. , Т. В. Педагогический отряд «Альтаир» : опыт, проблемы, перспективы Текст. / Т. В. Гурская // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сб. научн. ст. -Шадринск, 2004. — 4.1.
  95. , Э. Н. Образование личности Текст.: пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский. М., 1994.
  96. Давлекамова (Палаткина), Г. В. Основы разработки педагогических технологий и инноваций Текст.: монография / Г. В. Давлекамова (Палаткина), Л. Н. Давыдова, В. А. Пятин. Астрахань, 1998.
  97. , В. В. Теория развивающего обучения Текст.: монография / В. В. Давыдов. М., 1996.
  98. , В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. Даль.-М., 1979.-Т. И.
  99. , Г. Ж. Развитие поликультурного образования в Поволжье Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Г. Ж. Даутова. М., 2005.
  100. , С. В. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования Текст. / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Социально-политический журнал. 1996. 1. — С. 125−132.
  101. Декларация прав ребенка Текст. // Народное образование. 1997. -№ 3. — С. 50−56.
  102. , И. Д. Воспитание в условиях гуманизации образования Текст.: монография / И. Д. Демакова. М., 1998.
  103. , Г. Д. Многокультурное образование Текст.: монография / Г. Д. Дмитриев. М., 1999.
  104. , Л. М. Толерантность и рост этнического самосознанияпределы совместимости Текст. / Л. М. Дробижева // От толерантности к согласию: сб. науч. тр. М., 1997.
  105. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание Текст.: материалы научно-практической конференции / под ред. Л. Е. Ро-дионовой, В. В. Морозовой, А. И. Николаевой. М., 2003.
  106. , Д. Школа общество Текст.: монография / Д. Дьюи. — М., 1924.
  107. , М. В. Проблемы двуязычная (многоязычная) и образование Текст.: монография / М. В. Дьячков. М., 1991.
  108. А. А., Прутченков А. С., Акатов Н. А. Новая цивилизация Текст. М. 1990.
  109. Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития Текст. / отв. ред. Р. И. Якупов // Материалы международной научной конференции, 14−15 сентября 2000 г. Уфа, 2000. С. 190−196.
  110. ПЗ.Загладин, В. В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты Текст.: монография / В. В. Загладин, И. Т. Фролов. -М., 1981.
  111. Закон ПМР «Об образовании» Текст. // Сборник документальных актов.-М., 1994.-С. 46−121.115.3еер, Э. Ф. Психология профессионального развития Текст.: учеб. / Э. Ф. Зеер. М., 2006.
  112. , И. А. Формирование 1уманистически-ориентированной среды Текст. / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова, Т. А. Кривчен-ко.-М.-Уфа, 1999.
  113. , В. П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 20−25.
  114. , В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994.
  115. , А. В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте Текст. / А. В. Зосимовский. М., 1982.
  116. , Л. Л. Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в процессе поликультурного образования в многонациональном обществе Электронный ресурс.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. Л. Ибрагимова. М., 2005.
  117. A.B. Идейно-нравственное воспитание старших школьников Текст. / A.B. Иващенко. -М., 1981.
  118. , Г. Л. Образование и культура : поиски взаимного соответствия Текст.: монография / Г. Л. Ильин. М., 1992.
  119. , И. Сущность и своеобразие русской культуры Текст.: монография / И. Ильин. М., 1996.
  120. , С. Ш. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения Текст. / С. Ш. Кабакова, К. А. Утеева // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 27−28.
  121. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст.: монография / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1989.
  122. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев- под ред. А. М. Арсеньева. -М., 1982.
  123. , Е. М. Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. М. Карпова. М., 2003.
  124. Кашанина Т. В, Кашанин A.B. Основы российского права: Учеб. пособие Текст./ Т. В. Кашанина, A.B. Кашанин. М., 1997. — 324 с
  125. , Т. К. Традиции и инновации в педагогическом образовании Текст. / Т. К. Клименко // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 10−11.
  126. , Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда Текст. / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 13−23.
  127. , В. М. Студенчество как социальная группа Текст.: уч. пос. / В. М. Ковалева. М., 1998.
  128. , Г. М. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Код-жаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М., 2000.
  129. , И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. В. Колокова. Ростов/н-Д., 2002.
  130. , В. П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук /В. П. Комаров. — Казань, 1996.
  131. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. — М., 1980.
  132. Конвенция ООН о правах ребенка Текст. // Воспитание школьника. 1994.-№ 2. — С. 61−65.
  133. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. Текст. // Мой профсоюз: приложение к Учительской газете. 2002. — № 4. — С. 2.
  134. , А. П. Проблемы формирования гражданского общества в России Текст.: монография / А. П. Кочетков. М., 1994.
  135. , Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе Текст. / Е. Е. Кравцова. М., 1998.
  136. , В. В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности Текст. / В. В. Краевский // Непрерывное педагогическое образование. Волгоград, 1994. — Вып. 3. — С. 56−62.
  137. Краткий психологический словарь Текст. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  138. Краткий словарь современных понятий и терминов Текст. / подред. А. В. Макаренко. М., 1995.
  139. , Н. К. Педагогические сочинения Текст.: в 6 т. / Н. К. Крупская. -М., 1978.-Т. 1.
  140. , Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. М., 1996. -С. 132−152.
  141. , Н. Б. Культурология образования Текст.: уч. пос. / Н. Б. Крылова. М., 2000.
  142. , В. Г. Этнопсихология Текст.: учеб. / В. Г. Крысько. -М., 1998.
  143. , Р. X. Реализация педагогических возможностей этно-культуры в мультикультурном воспитании учащихся учреждений среднего профессионального образования Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. X. Кузнецова. — Астрахань, 2005.
  144. , М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России Текст. / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 3—12.
  145. Культурно-воспитательное пространство школы как среда лично-стно-ориентированного воспитания: концептуальные идеи, опыт, перспективы развития школы № 46 Текст. / под ред. Г. П. Богомоловой. Ростов-н/Д., 2000.
  146. С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге Текст. / С. Ю. Курганов. -М., 1988.
  147. , В. О. Культура межнационального общения Текст. / В. О. Кутьев, С. К. Бондырева // Советская педагогика. 1991. — № 3. — С. 3−25.
  148. , Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию Текст.: монография / Н. Лебедева. М., 1999.
  149. , В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию Текст.: монография / В. А. Левин. -М., 1997.
  150. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст.: монография /1. К. Леви-Строс. M., 1985.
  151. , Л. В. Концепция непрерывного педагогического образования в системе педколледж вуз : образовательный научный комплекс Ростовского педагогического университета Текст. / Л. В. Левчук, А. А. Греков. — Ростов-н/Д., 1996.
  152. , А. Н. Деятельность, сознание, личность Текст.: монография / А. Н. Леонтьев. -М., 1975.
  153. , И. Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью Текст. / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1963.-№Ю.-С. 15−27.
  154. , П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Текст. / П. Ф. Лесгафт. М., 1991.
  155. , А. П. Глобальное образование — пути интеграции мирового образовательного пространства Текст.: монография / А. П. Лиферов. — М., 1997.
  156. , Г. К позитивным результатам через культурное разнообразие класса Текст. / Г. Люсиер // Новые ценности образования. — 1996. — № 4. С. 20−24.
  157. , Л. Ю. Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. Ю. Ляшко. -М., 2003.
  158. , В. В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы Текст. / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Су пру нова // Педагогика.- 1999. — № 4. — С. 3−10.
  159. , В. В. Поликультурное образование в современной России : проблемы и перспективы Текст. / В. В. Макаев: материалы Всероссийской научной конференции. 16−18 сентября 1997 г. Пятигорск, 1997. — С. 61−71.
  160. , А. С. О воспитании Текст. / А. С. Макаренко. М., 1998.
  161. , А. С. О воспитании в семье Текст.: избранные педагогические сочинения / А. С. Макаренко. М., 1955.
  162. , А. А. Методологические основы создания культурно-творческой среды подготовки учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. А. Макареня. М., 1998.
  163. , Г. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого Текст.: монография / Г. А. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М., 1993.
  164. Малькова, 3. А. Разорванное образовательное пространство Текст. / 3. А. Малькова // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 103−109.
  165. , Ю. С. Средовой подход в воспитании Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю. С. Мануйлов. М., 1998.
  166. , Т. А. Воспитание дошкольника в семье Текст. / Т. А. Маркова.-М., 1999.
  167. Международная защита прав и свобод человека Текст.: сб. документов. -М., 1990.
  168. , Т. Б. Поликультурное образование Текст.: программы и методы / Т. Б. Менская // Общество и образование в современном мире: сб. материалов из зарубежного опыта М., 1993. — Вып. 2. — С. 4−12.
  169. , В. С. Личность и общество Текст. / В. С. Мерлин. -Пермь, 1990.
  170. , Г. В. Организация мультикультурного образовательного пространства студентов педколледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. В. Миронова. Астрахань, 2007.
  171. , В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход Текст. / В. Миттер // Перспективы. Вопросы образования. 1993. -№ 1.-С. 37−41.
  172. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования Текст.: монография / под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова, В. А. Орлова. Черноголовка, 1996.
  173. , А. В. Введение в социальную педагогику Текст.: уч. пос. для студентов / А. В. Мудрик. М., 1997.
  174. , В. Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н. Мясищев. Л., 1960.
  175. , В. Н. Психология отношения Текст. / В. Н. Мясищев. -Воронеж, 1995.
  176. , Г. Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. Ю. Нагорная. Ставрополь, 1998.
  177. , Р. В. Эстетическое воспитание подростков в мульти-культурном образовании Текст.: дис.. канд. пед. наук. / Р. В. Назарова. -Астрахань, 2006.
  178. Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика Текст. /Э. Ш. Натанзон. -М., 1991.
  179. , С. У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике Текст. / С. У. Наушабаева // Педагогика. 1993. — № 1.-С. 104−110.
  180. Национальная доктрина развития российского образования Текст. // Учительская газета. 1997. — 28 окт. — № 43.
  181. Нигматов, 3. Г. Этнопедагогика Текст.: учеб. / 3. Г. Нигматов. -Казань, 2002.
  182. А. Ф. Воспитание в духе прав человека и мира Текст. // Педагогика мира: история, теория, практика / А. Ф. Никитин- под ред. Э. С. Соколовой. М., 1992.
  183. , А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека Текст. / А. Ф. Никитин // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 6−10.
  184. , Б. П. Мы и наши дети Текст. / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. -М., 2001.
  185. , В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. А. Николаев. М., 1998.
  186. , М. В. Гражданское воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в современный период Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Николаев. М., 2006.
  187. , А. М. Принципы построения системы профессионального непрерывного образования Текст. / А. М. Новиков // Педагогика. 1998. -№ 3. — С. 11−17.
  188. , Л. И. Школа и среда Текст.: монография / Л. И. Николаева. -М., 1985.
  189. Новые ценности образования: Тезаурус.-М., 1995. Вып. 1.
  190. , Г. В. Изучение этнопедагогической среды мультикуль-турного региона Текст.: уч. пос. / Г. В. Палаткина. Астрахань, 2005.
  191. , Г. В. Мультикультурное образование : современный подход к воспитанию на народных традициях Текст. / Г. В. Палаткина // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 41−48.
  192. , Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Г. В. Палаткина. — М., 2003.
  193. , Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе Текст.: монография / Г. В. Палаткина. — Астрахань, 2001.
  194. , С. Ф. Мультикультурное образование младших школьников Текст.: дис. канд. пед. наук / С. Ф. Петрова. Якутск, 2000.
  195. , В. А. Личность : феномен субъективности Текст. / В.
  196. A. Петровский. Ростов-н/Д., 1993.
  197. , Е. В. Гражданское право и гражданское воспитание в России Текст. / Е. В. Протас. -М., 2002.
  198. , Л. Л. Социально-образовательная модель педагогического колледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. Л. Редько. Ростов-н/Д., 1996.
  199. , С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Текст.: монография / С. Л. Рубинштейн. М., 1989. — Т. 2.
  200. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. — М., 1976.
  201. , С. В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Рыкова. М., 2006.
  202. , Н. А. Гражданское воспитание студенческой молодежи в современном вузе Электронный ресурс.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Савотина. М., 2006.
  203. , Э. А. Введение в этнопсихологию Текст.: учеб. / Э. А. Саракуев. М., 1996.
  204. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пос. / Г. К. Селевко. М., 1998.
  205. , В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды : опыт исследования Текст.: монография / В. Д. Семенов. -М, 1986.
  206. , Г. Чтоб не распалась связь времен. Текст.: интервью с А. Асмоловым / Г. Семыкина // Народное образование. 1993. — № 5.
  207. , Н. К. Непрерывное педагогическое образование : концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) Текст.: монография / Н. К. Сергеев. СПб., 1997.
  208. , В. В. Образование и личность Текст.: монография / В.1. B. Сериков.-М., 1999.
  209. , И. И. Культура межнационального общения Текст.: монография / И. И. Серова. Минск, 1986.
  210. , О. В. Поликультурный характер образования современного человека культуры Текст. / О. В. Сиротинец // Инновационная школа № 2. Ростов-н/Д, 2000. — С. 77−85.
  211. , В. А. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя Текст. / В. А. Сластенин, В. А. Мищенко, Н. Г. Ру-денко // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 10−12.
  212. , В. А. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя Текст. / В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко // Педагогика. -1997.-№ 3.-С. 7−10.
  213. , В. А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин. М., 2000.
  214. , В. А. Педагогическая технология Текст.: программа курса / В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова. М., 1991.
  215. , В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 2−6.
  216. , В. А. Социальный педагог и социальный работник : личность и профессия Текст. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.-Тула, 1993. — Т. 2.
  217. , В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования Текст. / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. -М., 1997.
  218. , В. И. Психология развития человека Текст.: монография / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 2000.
  219. Словарь педагогического обихода Текст. / авт.-сост. JI. М. Лузина и др. Псков, 2001.
  220. Советский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. А. М. Прохоров- редкол.: А. А. Гусев и др. М., 1987.
  221. Современный словарь иностранных слов Текст. / под ред. Ф. Н.1. Петрова.-М., 1993.
  222. , Ю. П. Воспитательные пространства Текст.: монография / Ю. П. Сокольников. Белгород, 1998.
  223. , А. С. Культура гражданственности. К новой парадигме Текст. / А. С. Соловьев // Свободная мысль. 1992. — № 7.
  224. , М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе Текст. / М. Г. Тайчинов // Педагогика. -1999.-№ 2.-С. 31−34.
  225. , Н. Н. Информационное обеспечение развития районной образовательной системы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Терехина. — Екатеринбург, 2003.
  226. , В. А. Очерки истории и политики этничности в России Текст. / В. А. Тишков. М., 1997.
  227. , П. И. Управление школой по результатам Текст. / П. И. Третьяков. М., 1997.
  228. А.Н. Зачем школе демократия Текст. /А.Н. Тубель-ский // Мир образования. 1996. № 6. С. 9−11.
  229. А.Н. Школа самоопределения Текст. М, 1999.
  230. , Л. А. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования детей как среда личностного развития обучающегося Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Турик. — Ростов-н/Д., 2004.
  231. , Р. М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений Текст. / Р. М. Тухватуллин. Уфа, 1997.
  232. , Д. Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1966.
  233. , К. Д. Педагогические сочинения Текст.: в 6 т. / К. Д. Ушинский. -М., 1988.-Т. 1.
  234. , Д. И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М., 1994.
  235. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.
  236. , Л. М. Родовые потребности этносов Текст. / Л. М. Фридман // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений: материалы VII международной научно-практической конференции. Казань, 2000.
  237. , И. Д. Образовательное пространство как пространство развития : школа взросления Текст. / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  238. , К. Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение Текст.: монография / К. Н. Хабибуллин. Л., 1989.
  239. , Ф. Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназий Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Ф. Ф. Харисов. Казань, 1994.
  240. , М. Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материалах Чувашской Республики) Текст.: дис. канд. пед. наук / М. Г. Харитонов. М., 1993.
  241. , Л. Играем каждый день. Школа дошкольника Текст. / Л. Цеханская // Семья и школа. 2001. — № 8.
  242. , Т. А. Русская культурная идентичность Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Чикаева. Иваново, 1999.
  243. , В. Д. Философия образования и образовательной политики Текст.: монография / В. Д. Шадриков. М., 1993.
  244. , А. В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Шафикова. -Казань, 1998.
  245. , Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея Текст.: дис.. канд. пед. наук / Г. М. Шеламова. М., 2003.
  246. , Л. А. Педагогические условия формирования среды образования управленческих кадров малого города Текст.: автореф. дис. канд.пед. наук / Л. А. Шремф. М., 1998.
  247. Этническая педагогика Текст.: кн. для чтения / под ред. проф. В. А. Пятина, А. М. Трещева, Г. В. Алексеевой (Палаткиной). — Астрахань, 1995.
  248. , В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 89−105.
  249. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст.: монография / И. С. Якиманская. М., 2000.
  250. , Е. А. Контуры культурно-исторической педагогики Текст. / Е. А. Ямбург // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 3−10.
  251. , Е. А. Педагогическая философия адаптивной модели школы Текст. / Е. А. Ямбург // Мир образования. 1996. — С. 46−53.
  252. В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой