Разработка и обоснование параметров устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности в двигателях внутреннего сгорания
Экспериментально изучено формирование температурного поля моторного масла при его разогреве устройством с саморегулированием мощности. Установлено, что наиболее эффективным расположением УЭМС является горизонтальное расположение, обеспечивающее минимальную неравномерность (YH = 0.76%) подогрева моторного масла во всем объеме поддона картера, что повышает надежность бесперебойного поступления… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ факторов влияющих на вязкостные свойства моторного мае- 8 ла при низких температурах окружающего воздуха
- 1. 2. Влияние вязкости моторного масла на работу системы смазки и пуск двигателя внутреннего сгорания при низких температурах
- 1. 3. Способы и средства улучшения режимов работы системы смазки во время пуска двигателя при низких температурах окружающей среды
- 1. 4. Анализ режимных параметров устройств предпускового подогрева моторного масла
- 1. 5. Выводы. Цель и задачи исследований
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ ПАРАМЕТРОВ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВА МОТОРНОГО МАСЛА С САМОРЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ
- 2. 1. Обоснование принципа работы устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности
- 2. 2. Разработка математической модели процесса подогрева моторного масла в поддоне картера ДВС устройством с саморегулированием мощности
- 2. 3. Теоретический анализ динамических показателей саморегулируемого устройства электроподогрева моторного масла
- 2. 4. Выбор позистора для устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности
- 2. 5. Обоснование конструктивных параметров УЭМС
- 2. 6. Обоснование выбора мощности УЭМС для автотракторной техники
- ГЛАВА 3. ПРОГРАММА И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Программа исследований
- 3. 2. Методики экспериментальных исследований
- 3. 2. 1. Методика исследования по выбору позистора для устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности
- 3. 2. 2. Методика исследование контактного термического сопротивления между позистором и пластиной
- 3. 2. 3. Методика исследования по обоснованию конструктивных параметров УЭМС
- 3. 2. 4. Методика исследования формирования температурного поля моторного масла в поддоне картера ДВС
- 3. 2. 5. Методика исследования по обоснованию мощности УЭМС для двигателей ЯМЗ-240Б, СМД-60, КамАЗ
- 3. 2. 6. Методика исследования влияния температуры окружающей среды на динамические показатели УЭМС
- 3. 2. 7. Методика исследования диэлектрических свойств загрязненных моторных масел
- 4. 1. Исследования по выбору позистора для устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности
- 4. 2. Исследования контактного термического сопротивления между позистором и пластиной
- 4. 3. Исследования по обоснованию конструктивных параметров УЭМС
- 4. 4. Исследования формирования температурного поля моторного масла в поддоне картера ДВС
- 4. 5. Исследования по обоснованию мощности УЭМС для двигателей ЯМЗ-240Б, СМД-60, КамАЗ
- 4. 6. Исследования влияния температуры окружающей среды на динамические показатели УЭМС
- 4. 7. Исследования диэлектрических свойств загрязненных моторных масел
- 5. 1. Результаты испытаний УЭМС в производственных условиях
- 5. 2. Методика инженерного расчета УЭМС
Разработка и обоснование параметров устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности в двигателях внутреннего сгорания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большая часть Российской Федерации (РФ) находится в северной климатической зоне, где используется около 80% автотракторного парка страны. [1−4].
Несмотря на суровые условия, зимой выполняется около 70% объема транспортных и тракторных работ на Северо и Северо-востоке, а в целом по стране до 30% годового объема всех тракторных работ. [2].
На нынешнем этапе развития сельского хозяйства, практически отсутствует централизованное хранение техники в отапливаемых гаражах в зимний период, поэтому большая ее часть хранится на открытых площадках. В этих условиях время, затрачиваемое на пуск и прогрев двигателя, составляет 40 — 80 мин, а износ двигателя в процессе пуска до 70% от общих эксплуатационных износов.
Опытом эксплуатации было доказано, что облегчение пуска двигателей и снижение его износов в зимнее время года возможно применением средств предпусковой тепловой подготовки. В 70-е и частично 90-е годы было выполнено множество как диссертационных, так и научных работ по обоснованию применения, различных энергоносителей, технических средств, рациональных режимов разогрева ДВС и моторного масла, авторами которых были: Козлов В. Е., Козлов В. В., Цуцоев В. И., Суранов Г. И., Крамаренко Г. В., Стефановский А. Б., Кошик А. П., Жигадло А. П., и др.
В настоящее время в качестве энергоносителей для тепловой подготовки двигателей внутреннего сгорания (ДВС) используют горячую воду, затем пар, электроэнергию и инфракрасные излучатели (в которых сжигается газ). Однако использование электроэнергии не получило пока еще широкого распространения в РФ, несмотря на такие преимущества, как удобство использования и регулирования, экологическая чистота, тогда как за рубежом этот способ получил широкое распространение. Так, в Швеции электроподогревом оборудовано около 1 млн. автомобилей (до 60% парка), в Финляндии каждый второй автомобиль оснащается электроподогревателем. 5].
Большинство научных работ по электроподогреву двигателей внутреннего сгорания (ДВС) проводилось на традиционных средствах тепловой подготовки (трубчатые электронагревательные элементы (ТЭНы), ленточные электроподогреватели и пр.), однако за последние 15−20 лет произошли значительные изменения в науке и технике, в особенности появились новые технические средства для тепловой подготовки двигателя. Проведенные поисковые научно-исследовательские работы (НИР) показали, что, используя современные достижения науки и техники можно создать новые высокоэффективные технические средства предпускового подогрева, с использованием которых повышается эффективность эксплуатации автотракторной техники в зимнее время года.
На данном этапе ставится задача разработки технических средств электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности в поддонах картеров ДВС, которые обеспечивают надежный подогрев масла без использования специальных средств автоматического управления.
Предлагаемые устройства являются одними из наиболее перспективных устройств электронагрева. Они надежнее ТЭНовых тем, что в качестве нагревательных элементов в них используются саморегулируемые полупроводниковые термосопротивления (позисторы) с положительным температурным коэффициентом (ТКС), которые не перегреваются и обладают высоким ресурсом работы (не менее 40 ООО часов). Эти устройства компактны, что позволяет размещать их под маслоприемником. Они просты в эксплуатации, не требуют дополнительного обслуживающего персонала.
Научная новизна работы.
Обоснован принцип повышения срока эксплуатации автотракторной техники на основе применения в зимний период устройств электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности (УЭМС). Разработана математическая модель процесса подогрева моторного масла в поддоне картера ДВС, позволяющая установить закономерности изменения энергетических и режимных параметров УЭМС. Определены оптимальные конструктивные и энергетические параметры УЭМС.
Практическая значимость Практическую значимость имеют:
— конструктивная схема устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности (УЭМС), размещенном в поддоне картера ДВС, защищенная патентом РФ № 2 201 525 и положительным решением на выдачу патента № 2 001 128 548/06(30 417) от 22.10.2001.
— программа расчета динамических характеристик УЭМС.
— обоснованные энергетические и конструктивные параметры УЭМС;
— разработанная номограмма выбора мощности УЭМС для различной автотракторной техники;
— алгоритм и методика инженерного расчета основных параметров УЭМС.
На защиту выносятся.
1. Конструктивная схема УЭМС, обеспечивающая равномерный разогрев моторного масла в поддоне картера ДВС и отсутствие его пригорания, а также перегрев без применения терморегулирующей аппаратуры.
2. Математическая модель процесса подогрева моторного масла электронагревательным устройством с саморегулированием мощности.
3. Закономерности изменения энергетических и режимных параметров УЭМС.
4. Основные положения методики инженерного расчета параметров УЭМС.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Анализ технических средств предпускового подогрева моторного масла в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания показал целесообразность разработки с теоретическим обоснованием и экспериментальным подтверждением устройства электроподогрева моторного масла с саморегулированием мощности выполненном на базе позисторов (УЭМС).
2. Разработана конструктивная схема УЭМС, которая позволяет улучшить качество и надежность процесса подогрева без использования специальных средств контроля и регулирования.
3. Разработана математическая модель, получены аналитические выражения температурной характеристики сопротивления позистора в виде кусочно-заданных функций и составлена программа, позволяющая моделировать процесс предпускового подогрева моторного масла в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания устройством с саморегулированием мощности.
4. Теоретически и экспериментально определены оптимальные конструктивные и режимные параметры устройства: материал корпуса (сталь), толщина стенки теплоотдающей поверхности 5=0.5 мм, чистота обработки материала корпуса устройства соприкасающаяся с поверхностью позистора 10+20 мкм, усилие сжатия (0.6+1.2)10 Па, удельная площадь теплоотдающей поверхности устройства Fyfl=19±2. Определены оптимальные мощности устройства для тракторов Т-150 (450+550 Вт), К-700 (1000+1100 Вт) и автомобиля КамАЗ (650+700 Вт). Обоснованы параметры позистора наиболее подходящего для устройства подогрева моторного масла: номинальное сопротивление RHom=6.8 Ом, температура переключения.
5. Установлено отсутствие изменений физико-химических показателей моторного масла и ухудшения его качества в результате подогрева устройством с саморегулированием мощности.
6. Экспериментально изучено формирование температурного поля моторного масла при его разогреве устройством с саморегулированием мощности. Установлено, что наиболее эффективным расположением УЭМС является горизонтальное расположение, обеспечивающее минимальную неравномерность (YH = 0.76%) подогрева моторного масла во всем объеме поддона картера, что повышает надежность бесперебойного поступления смазки к деталям сопряжений цилиндропоршневой группы двигателя на пусковых режимах его работы.
7. На основании теоретических и экспериментальных исследований разработаны алгоритм, методика инженерного расчета УЭМС учитывающая особенности изменения его мощности и теплообменных процессов подогрева моторного масла в режиме саморегулирования в поддонах картеров ДВС при низких температурах окружающей среды.
8. Производственные испытания показали, что в результате использования УЭМС пуск двигателя осуществляется не более чем тремя попытками пуска продолжительностью каждой от 5 до 15 секунд с интервалами между ними 1 — 1.5 минут, максимальный ток стартера снижается в среднем на 15 — 40 А, пусковые обороты коленчатого вала увеличиваются на 20 — 50 об/мин.
9. Расчетный годовой экономический эффект от использования УЭМС составляет 404 руб. на один двигатель.
Список литературы
- Крамаренко Г. В., Барашков И. В. Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт, 1982. — 368 с.
- Цуцоев В.И. Зимняя эксплуатация тракторов и автомобилей. М.: Московский рабочий, 1983. — 111 с.
- Цуцоев В.И. Зимняя эксплуатация тракторов. М.: Высшая школа, 1983.- 120 с.
- Пасечников Н.С., Болгов И. В. Эксплуатация тракторов в зимнее время. -М.: Россельхозиздат, 1972. 144 с.
- Стефановский А.Б. Улучшение пусковых автомобильных двигателей при низких температурах с помощью электрического предпускового подогрева. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. — М.: НАМИ, 1990.
- Никифоров А.Н. Научные основы использования топлива и смазочных материалов в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1987.- 246 с.
- Топлива, смазочные материалы и технические жидкости. Ассортимент и применение: Справ, изд./ К. М. Бадыштова, Я. А. Берштадт, Ш. К. Богданов и др.- Под ред. В. М. Школьникова. М: Химия, 1989.- 432 с.
- Покровский Г. П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. М.: Машиностроение, 1985.- 195 с.
- Автотракторные топлива и смазочные материалы / Д. С. Колосюк, А. В. Кузнецов. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987.- 190 с.
- Болталина М.А., Шор Г.И. и др. Лабораторная оценка образования шламов в моторных маслах. Химия и технология топлив и масел, 2001, № 4.
- Конанов С.А. Исследование температурного режима системы смазки тракторного двигателя при его эксплуатации в холодное время года. Ав-тореф.дисс. кандидата.техн.наук.- Омск, 1972.- 22 с.
- Износ и смазка в эксплуатации машинно-тракторного парка: Учебное пособие /В.Б. Неклюдов, В. В. Логинов, Ю. Н. Сидыганов. Йошкар-Ола: МарПИ, 1992. — 84 с.
- Никифоров А.Н. Рекомендации по применению топлива и смазочных материалов для автотракторной и сельскохозяйственной техники. М.: Росельхозиздат, 1975, с 10.
- Сорокин JI.A. О кинетике изнашивания цилиндро-поршневой группы автомобильного двигателя при пуске. Автомобильная промышленность, 1974 № 7.
- CIMAC 1975 Bericht uber den 11 internationalen Kongress iiber Verbennungskraftmaschinen in Barselona. Teil 2. — MTZ, 1975, vol. 36, N11. — S. 309−313.
- Бугаков Ю.С. Исследования влияния низких температур на эксплуатационные режимы смазки агрегатов силовой передачи гусеничного трактора класса 3 тонны. Автореферат диссертации к.т.н. 1970.
- Автотракторные топлива и смазочные материалы / Д. С. Колосюк, А. В. Кузницов. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. — 191с.
- Гуреев А.А. Топлива, смазочные материалы и жидкости для эксплуатации автомобилей и тракторов в северных районах. М. Химия, 1976.-181с.
- Григорьев М.А., Бунаков Б. М. Долецкий В.А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М., Издатльство стандартов, 1981.- 232 с.
- Коваленко В.П., Карпенина Т. П. Экономия масел и смазок при эксплуатации машин: Сельский механизатор. М.: Агропромиздат, 1988.- 56с.
- Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизностные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В. Л. Лашхи, И. А. Буяновский и др. М: Машинотроение, 1989. — 224с.
- Bergman Е., Melet G., Muller С., Simon-Vermet А. Friction properties of sputtered dichalcogenide layers // Tridology International. 1981. Vol. 14. № 6. P. 329−332.
- Bisson E., Anderson W., Advanced bearing Technology // NASA, 1964.511 p.
- Трибологические свойства антифрикционных смазывающихся материалов / В. Е. Барт, Ю. Н. Васильев, А. И. Вигдорович и др. М.: ВНИЦ ГССР, 1982.-62 с.
- Крапельский И.В. Трение и износ. М., Машиностроение, 1974.46 с.
- Дерябин А.А. Смазка и износ дталей. Л., Машиностроение, 1974.134 с.
- Джорджи К.В. Моторные масла и смазка двигателей. М., Гостехиз-дат, 1959. 87 с.
- Гуреев А. А. Иванова Г. Я., Щоголев Н. В. Автомобльные эксплуатационные материалы. М., Транспорт, 1974. 134 с.
- Соколов В.В., Бунаков Б. М. и дрю Горюче-смазочные материалы для автомобилей. М., НИИавтопром, 1978. 120 с.
- Вендель С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М., Химия. 1979. 110 с.
- Суранов Г. И. Уменьшение износа автотракторных двигателей при пуске. М.: Колос, 1982. — 143 с.
- Зеленцов В.В. Влияние теплового режима автомобильных двигателей на процессы их изнашивания. Горький, 1979. — 68 с.
- Крамаренко Г. В. и др. Безгаражное хранение при низких температурах. М.: Транспорт, 1984. — 84 с.
- Евтеев В.К. Исследование работы некоторых элементов трансмиссии сельскохозяйственных тракторов при их эксплуатации в условиях низких температур. Дисс. кандидата техн. наук.- Иркутск, 1972.-143 с.
- Микутенок Ю.А. и др. Смазочные системы дизелей. Л.: Машиностроение, 1986. — 125 с.
- Пустозеров Ю.И. Температура масла и тяговые свойства ДТ-75. Земля Сибирская, Дальневосточная, № 1, 1970. 35−39 с.
- Пустозеров Ю.И. Исследования эксплуатационных режимов работы трансмиссии трактора ДТ-75 в условиях низких температур. Диссертация к.т.н. 1972.- 160 с.
- Чешуин JI.B. Исследование температурных режимов работы ступенчатых трансмиссий трактора типа «Беларусь» в условиях зимней эксплуатации. Диссертация к.т.н. Барнаул, 1970. — 133 с.
- Ахматов А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физ-матгиз, 1963. — 140 с.
- Григорьев М.А. и др. Об износе цилиндров автомобильных двигателей. -Автомобильная промышленность, 1966, № 3. 7−9 с.
- Григорьев М.А., Пономарев Н. Н. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М., Машиностроение, 1976. — 230 с.
- Веденяпин Г. В. и др. Эксплуатация машинно-тракторного парка. -М., Сельхозгиз, 1963. -43 с.
- Леонов О.Б., Шкарупило А. Я. Нагрузки подшипников коленчатого вала на неустановившихся режимах работы дизеля. Машиностроение, 1987, № 7. 9−10 с.
- Сорокин Л.А. О кинетике изнашивания цилиндропоршневой группы автомобильного двигателя при пуске. Автомобильная промышленность, 1974, № 7. 15−17 с.
- Суранов Г. И. К исследованию пусковых износов двигателей внутреннего сгорания. Тр. ЦНИИМЭ, 1968, вып.90. 46 с.
- Суранов Г. И., Завьялов Л. А. Исследование пусковых износов деталей автомобильного двигателя. Тр. ЦНИИМЭ, 1969. вып. 102. — 43 с.
- Терхунов А. Г. Морозов В.Е., Черновол М. И. и др. Ускоренная приработка двигателей. Техника в сельском хозяйстве, 1979, № 20.
- Шнейдер Ю.Г. Образование регулярных микрорельефов на деталях и их эксплуатационные свойства. — Л., Машиностроение, 1972. — 56 с.
- Кох П. И. Надежность горных машин при низких температурах. М., Недра, 1972. 192 с.
- Лосавио Г. С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах. М., Транспорт, 1973. 120 с.
- Лосавио Г. С. Пуск автомобильных двигателей без подогрева. М., Транспорт, 1965. 104 с.
- Оберемок В.З., Юрковский И. М. Пуск автомобильных двигателей. М., Транспорт, 1979. 116 с.
- Попков К.В., Савицкий В. Г. Низкотемпературная хрупкость стали и деталей машин. М., Машиностроении, 1969. 192 с.
- Пуск холодных двигателей при низких температурах / Ю.В. Мику-лин, В. В. Карницкий и др. М., Машиностроение, 1969. 192 с.
- Резник Ю.В. Методические и теоретические вопросы технической эксплуатации при низких температурах. М., Машиностроение, 1970. 192 с.
- Семенов Н.В. Эксплуатация автомобилей зимой. М., Транспорт, 1969.- 135 с.
- Семенов Н.В. Исследование средств облегчения пуска автомобильных двигателей в зимнее время. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н.-М., 1965.- 168 с.
- Сабинин А.А. Автомобили с дизельными двигателями. — М.: Высшая школа, 1981.- 264 с.
- Житомерский Е.С., Вербато Ю. Г. Совершенствование очистки масла в тракторных и комбайновых дизелях. Двигатели внутреннего сгорания, 1979, № 30. 12−13 с.
- Гордеенко А.В. Улучшение пусковых качеств и условий работы автотракторных дизелей в зимний период эксплуатации. Автореф.дисс. кан-дидата.техн.наук.- Минск, 1998.- 19 с.
- Букин А.А. Исследования и пути улучшения эксплуатационных режимов грузовых автомобилей в зонах сурового климата. Автореферат диссертации к.т.н. 1953. 134 с.
- Карпенко В.Г. Зимняя эксплуатация колесных и гусеничных машин. М.: Воениздат, 1968. — 36 с.
- Кудрявцев И.Ф., Карасенко В. А. Электрический нагрев и электротехнология. М.: Колос, 1975. — 384 с.
- Электронагревательные установки в сельскохозяйственном производстве //Под ред. В. Н. Расстригина. М.: Агропромиздат, 1985. — 304 с.
- Шубин И. Электроподогрев масла в картере двигателя. Автомобильный транспорт, 1961, № 10. — 19с.
- Расщупкин В. Какой подогрев лучше? Автомобильный транспорт, 1990, № 2.-30с.
- Авторское свидетельство СССР № 1 399 496 МПК F02 N17/06 от 30.05.1988.
- Патент РФ № 2 023 199 МПК F02 N17/06 от 15.11.1994.
- Электронагревательные устройства автомобилей и тракторов/ В. Е. Козлов, В. В. Козлов, Г. Р. Миндин, В. Н. Судаченко. J1: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1984. — 127 с.
- Авторское свидетельство СССР № 259 554 МПК F02n от 12.12.1969.
- Отчет о НИР: «Разработка проекта рекомендаций по замене жидкого топлива на электроэнергию в стационарных технологических процессах». Ленинград-Пушкин: НИПТИМЭСХ НЗ. 1987. 114с.
- Крутов А.В. Установка для очистки отработанных моторных масел в условиях сельскохозяйственного производства с применением поверхностно-распределенных электронагревателей. Автореф. дисс. кандидата, техн. наук. Минск.: 1997. — 16 с.
- Жигадло А.П. Повышение эксплуатационных качеств автомобильных двигателей путем применения ленточных электроподогревателей моторного масла. Автореф.дисс. кандидата.техн.наук.- Оренбург, 2001.- 15 с.
- Патент РФ № 2 093 373, В60К 15/077, 1996.
- Бакуревич Ю.А. и др. Эксплуатация автомобилей на Севере. М.: Транспорт, 1973.
- Лосавио Г. С., Семенов н.В. Способы облегчения пуска автомобильных карбюраторных двигателей при низких температурах. М.: 1962. -79 с.
- Бакуревич Ю.А., Толкачев С. С. Эксплуатация автомобилей зимой. -М., 1964.-232 с.
- Микулин Ю.В. и др. Пуск холодных двигателей при низкой температуре.-М., 1971.-215 с.
- Кошик А.П. Обоснование режимов предпускового разогрева двигателей тракторов сельскохозяйственного назначения газовым подогревателем. Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. — М., 1984. 140 с.
- Лосавио Г. С., Семенов Н. В. Зимняя эксплуатация автомобилей. М.: Автотрансиздат, 1961. 136 с.
- Унгер Э.В., Левин А. И. Устройство и техническое обслуживание автомобилей КамАЗ. М., Транспорт, 1976. 392 с.
- Суранов Г. И. Водоподогрев картерного масла. Лесная промышленность. 1971, № 10.
- Суранов Г. И., Мильман В. Н. Пуск двигателей с применением легковоспламеняющихся жидкостей. Лесня промышленность, 1971, № 11.
- Суранов Г. И., Кауц Ф. Ф., Мильман В. Н. Линия предпускового разогрева двигателей лесотранспортных машин. — Лесная промышленность, 1976, № 2.
- Воздухоподогрев автомобилей при безгаражном хранении зимой / Л. Г. Анискин. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1969. -225 с.
- Миндин Г. Р. Электронагревательные трубчатые элементы. М.: Энергия, 1965.- 112 с.
- Фонарев З.И. Электроподогрев трубопроводов, резервуаров и технологического оборудования в нефтяной промышленности. — Л. Недра, 1984. 148 с.
- Оболенский Н.В. Электротермическое оборудование в технологических процессах переработки сельскохозяйственной продукции. Учебное пособие / Нижегородская ГСХА, Н. Новгород, 2002 г. 189 с.
- Степонцов В.П. Электрооборудование и автоматизация животноводческих и птицеводческих помещений. Д.: Колос Ленинградское отделение, 1983.-88 с.
- Николаев Л.А., Станкевич А. П., Захаров И. А. Системы подогрева тракторных дизелей при пуске. М.: Машиностроение, 1977. 191 с.
- Оболенский Н.В. Судовое электротермическое оборудование. М.: Судостроение, 1977. 152 с.
- Патент РФ № 2 140 546 МПК М5/02 от 1998.
- Патент РФ № 2 006 598 МПК М5/00 от 1994.
- Патент РФ № 2 122 645 МПК F7/02 от 1996
- Патент USA № 2 721 253 от 1955.
- Патент USA № 1 645 230 от 1927.
- Тракторные дизели: Справочник / Б. А. Взоров, А. В. Адамович, А. Г. Арабян и др.- Под общ. ред. Б. А. Взорова. М.: Машиностроение, 1981. — 535 с.
- Мэклин Э.Д. Терморезисторы: пер. с англ. /Под общей редакцией К. И. Мартюшова. М.: Радио и связь, 1983. — 208 с.
- Марченко А.Н. Управляемые полупроводниковые резисторы. М.: Энергия, 1978.-216 с.
- Шефтель И.Т. Терморезисторы. М., Наука, 1973. 416 с.
- Ф.М. Максудов. Сб. «Полупроводниковые термосопротивления», Госэнергоиздат, 1959. 33 с.
- А.Л. Буркин, И. Т. Шефтель. Новые термосопротивления на рабочие температуры до 300 °C. М., Госэнергоиздат, 1960. 130 с.
- Н.В. Sachse, Electron. Ind. 18.81 (1959).
- Н.В. Sachse, Electron. Ind. 16.55 (1957).
- И.Т. Шефтель. Термосопротивления и область их применения, Труды конференции по применению полупроводников в приборостроении. Машгиз, М., 1958, с. 17.
- В. Schmidt, Е. Kuzma, Termistory, PWT, Warszaw, 1961.
- Н.П. Удалов. Полупроводниковые термоуправляемые сопротивления. Оборонгиз, М., 1959. 120 с.
- Г. К. Ничаев. Полупроводниковые термосопротивления в автоматике, Гостехиздат УССР, Киев, 1962. 46 с.
- Карнаухов В.Н. Разработка методики определения режима работы и мощности электроподогревателей двигателей при безгоражном хранении автомобилей зимой. Дисс. кандидата техн. наук. Тюмень.: 1995. — 186 с.
- Берзин В.А., Тихова А. Ф. Эффективность применения электротермического оборудования в животноводстве. Электротехническая промышленность//Сер. Электротермия: 1980. -249с, с.22−23.
- Альтгаузен А.П. Применение электронагрева и повышение его эффективности. -М.: Энергоатомиздат, 1987. 128 с.
- Бодин А.П., Московии Ф. И. Электрооборудование для сельского хозяйства. — М.: Россельхозиздат, 1981.— 302с.
- Казимир А.П., Керпелева И. Е. Эксплуатация электротермических установок в сельскохозяйственном производстве. — М.: Россельхозиздат, 1984. — 208с.
- Применение электрической энергии в сельскохозяйственном производстве: Справочник // под. ред. Листова П. Н. М.: Колос, 1974. — 623 с.
- Низкотемпературный электронагрев /А.П. Альтгаузен и др.- под ред. А. Д. Свенчанского. 2-е изд. — М.: Энергия, 1978. — 208с.
- Электротермическое оборудование: Справочник /Под общ. ред. А. П. Альтгаузена. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Энергия, 1980. — 416с.
- Электрооборудование и автоматика электротермических установок: Справочник /Альтгаузен А.П., Бертицкий И. М., Бершицкий М.Д.и др.- Под ред А. П. Альтгаузена, М. Д. Бершицкого, М. Я. Смелянского, В. М. Эдемского. -М.: Энергия, 1978. 304с.
- Патанкар С. В., Сполдинг Д. Б. Тепло- и массообмен в пограничных слоях. М.: Энергия, 1971. — 127 с.
- Кирилин В. А. и др. Техническая термодинамика. М.: Наука, 1979.-572 с.
- Литвин А. М. Техническая термодинамика. М.-Л.: Госэнергоиз-дат, 1963.-312 с.
- Тареев В. М. и др. Теплотехника. М.: Трансжелдориздат, 1951.716 с.
- Вейник А. И. Техническая термодинамика и основы теплопередачи. М.: Металлургия, 1965. — 375 с.
- Беляев Н. М., Рядно А. А. Методы теории теплопроводности. — М.: Высш. школа, 1982, Ч. 1 327 с.
- Ерохин В. Г. и др. Основы термодинамики и теплотехники. М.: Машиностроение, 1980.-224 с.
- Бэр Г. Д. Техническая термодинамика: Теоретические основы и технические приложения. М.: Мир, 1977. — 518 с.
- Шорин С. Н. Теплопередача. М.: Высш. школа, 1964. — 490 с.
- Мурзаков В. В. Основы технической термодинамики. М.: Энергия, 1973.-303 с.
- Нащокин В. В. Техническая термодинамика и теплопередача. М.: Высш. школа, 1975. — 496 с.
- Михеев М. А. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1977. — 346 с.
- Лариков Н. Н. Общая теплотехника. М.: Стройиздат, 1975.560 с.
- Исаченко В. П. Теплопередача. М.: Энергия, 1975. — 486 с.
- Конвективная теплопередача в двухфазном и однофазном потоках. Сборник статей /Под ред. В. М. Боришанского и И. И. Палеева. М.-Л.: Энергия, 1964.-448 с.
- Панкратов Г. П. Сборник задач по теплотехнике. М.: Высш. школа, 1986. — 247 с.
- Уонг, Харри Основные формулы и данные по теплообмену для инженеров: Справочник. М.: Атомиздат, 1976. — 212 с.
- Лыков А. В. Тепломассобмен: Справочник. М.: Энергия, 1972.560 с.
- Тепло- и массообмен. Теплотехнический эксперимент: Справочник /Под ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина. М.: Энергоиздат, 1982. -510 с.
- Алексеев Г. Н. Общая теплотехника. М.: Высш. школа, 1980.552 с.
- Жукаускас А. А. Конвективный перенос в теплообменниках. М.: Наука, 1982.
- Кутателадзе С. С. Основы теории теплообмена. М.: Атомиздат, 1979.-415 с.
- Гухман А. А. Интенсификация конвективного теплообмена и проблема сравнительной оценки теплообменных поверхностей / Теплоэнергетика, 1977, № 4, с. 5−8.
- Кейс В. М. Конвективный тепло- и массообмен. М.: Энергия, 1972.-423 с.
- Теория тепломассообмена / Под ред. А. И. Леонтьева. М.: Высш. школа, 1979. — 495 с.
- М.Г. Агапова, Е. И. Гальперин. Основы тепловых расчетов полупроводниковых приборов с радиаторами. / Полупроводниковые приборы и их применение. Сборник статей под ред. Я. А. Федотова. Вып. 14. М.: Советское радио, 1965 — 271 с.
- Дульнев Г. Н. Теплообмен в радиоэлектронных устройствах. М.: Госэнергоиздат, 1963. — 38 с.
- Контактное термическое сопротивление. Шлыков Ю. П., Ганин Е. А., Царевский С. Н. М., Энергия, 1977. 328 с.
- Ильченко О.Т., Капинос В. М. Термическое сопротивление контактного слоя. Изв. высших учебных заведений. Энергетика, 1958, № 9, с. 77−89.
- Попов В.М. Теплообмен в зоне контакта разъемных и неразъемных соединений. М., Энергия, 1971. 214 с.
- Миллер B.C. Эффективный способ уменьшения контактного термического сопротивления. Инженерно-физический журнал, 1963, № 4. — с. 71−74.
- Barratt Т. Thermal and electrical conductivities of some of the rarer metals and alloys. The Physical Societi of London Proc., 1964, vol. XXVI, ptl, p. 14−20.
- Зажигаев JI.C., Кишьян А. А., Романиков Ю. И. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента. М., Атомиздат, 1978.-232 с.
- Красовский Г. И., Филатов Г. С. Планирование эксперимента. -Минск: Изд-во БГУ, 1982. 302с.
- Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений." М.: Наука, 1968 288 с.
- Худсон Д. Сатистика для физиков.- М.: Наука, 1972−400с.
- Бахвалов Н.С. Численные методы. Tl. М., Наука, 1975. 631 с.
- Беллман Р. Динамическое программирование. М.: ИЛ, 1960.
- Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. М., Наука, 1965. 458 с.
- Дьяконов В. Mathcad 2000: учебный курс. СПб.: Питер, 2001.592 с.
- Дьяконов В. Mathcad 2001: специальный справочник. — СПб.: Питер, 2002. 832 с.
- Бажан П.И. и др. Справочник по теплообменным аппаратам. — М., Машиностроение, 1989. -230 с.
- Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М., Наука, 1972. — 720 с.
- Электрорадиоматериалы / Б. М. Тареев, Н. В. Короткова, В. М. Петров, А.А. Преображенский- Под.ред. Б. М. Тареева: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Высш. Школа, 1978. 336 с.
- Бобровский С.А., Яковлев Е. И. Защита от статического электричества в нефтяной промышленности. М., Недра, 1983. 160 с.
- Максимов Б.К. и др. Электростатическая безопасность при заполнении резервуаров нефтепродуктами. — М.: Энергоатомиздат, 1989. — 152 с.
- Хизгилов И.Х. Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов на нефтебазах и нефтепроводах. М.: Недра, 1988. — 186 с.
- Остриков В.В., Тупотилов Н. Н. Смазочные материалы и изменение их свойств при эксплуатации сельскохозяйственной техники, Тамбов, ВИИТиН, 2002. 67 с.
- Дацков И.И., Мазанов С. С. Электрические нагревательные устройства. М., Россельхозиздат, 1973. 93 с.