Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мотивация брачного выбора у молодежи (на материале изучения русской и дагестанской выборки)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическими подходами и принципами исследованияиспользованием комплекса взаимодополняющих надежных и валидных методик, адекватных цели и задачам исследования, привлечением обширного фактического материала и его анализом, применением количественных и качественных методов анализа результатов, репрезентативностью выборки, статистической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы брачного выбора в современной психологии
    • 1. 1. Основные подходы к изучению мотивации в современной психологии
    • 1. 2. Брачный выбор как психологическая проблема
    • 1. 3. Особенности мотивации брачного выбора у русской и дагестанской молодежи в контексте православной и исламской традиций
  • Глава 2. Эмпирическое изучение мотивации брачного выбора у молодежи
    • 2. 1. Описание и обоснование методов данного исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования мотивации брачного выбора у русской и дагестанской молодежи

Мотивация брачного выбора у молодежи (на материале изучения русской и дагестанской выборки) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью научного осмысления мотивации брачного выбора на современном этапе, когда происходит интенсификация социальных процессов на одном геополитическом пространстве. Особое значение имеет данная проблема для психологии развития в связи с тем, что мотивация является одной из основных детерминант поведения личности.

Брачный выбор, как психологически значимый акт предъявления социальной позиции и ценностных ориентаций личности, базируется на совокупности биологически (половое созревание), социально (этнокультурные традиции, система семейных отношений и др.) и психологически (чувства, самоактуализация, личностные качества) обусловленных характеристиках, формирующихся в процессе тендерной социализации, половой идентификации.

Мотивация брачного выбора у молодежи в большей мере зависит от характера исторически сложившихся институтов семьи, а так же от новых социальных процессов конца XX — начала XXI столетий, когда индустриализация и информационные процессы создают условия для столкновения цивилизаций, интеграции культур.

Актуальность исследования состоит в выявлении особенностей мотивации брачного выбора у молодежи в многонациональной России. Полученные результаты обогатят арсенал психологии развития спецификой мотивации брачного выбора в контексте культур.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования является принятая в отечественной психологии идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. В контексте нашего исследования идея о присвоении культуры может рассматриваться через особенности социальных установок при брачном выборе и семейные ценности. Для нас значимы положения, сформулированные.

Ф. Энгельсом о зависимости семьи, ее внутренних отношений от характера исторически складывающихся институтов1.

Теоретически основополагающей для нас стала концепция основных реалий бытия личности (B.C. Мухина). Особую значимость приобретает идея о социально-нормативной реалии, которая выступает как условие проявления мотивации жизненно-важных выборов молодежи.

Цель исследования — выявить особенности мотивации брачного выбора у русской и дагестанской молодежи.

Объект исследования — мотивация брачного выбора как социально-психологический феномен.

Предмет исследования — мотивация брачного выбора у русской и дагестанской молодежи.

Гипотеза исследования. Мотивация брачного выбора у современной молодежи определяется традиционными ценностными представлениями о структуре семьи, индивидуальными ценностями и установками на брак, сложившимися в социальном окружении.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

1. Проанализировать теоретические и эмпирические подходы по проблеме мотивации выбора;

2. Рассмотреть модели семейных отношений в христианской и мусульманской культурных традициях.

3. Выявить сходства и различия в мотивации брачных выборов у русской и дагестанской молодежи.

Методы исследования. Для реализации целей и задач нашего исследования были использованы следующие методы: тест измерения мотивации аффилиации А. Мехбрахианаметодика «Ролевые ожидания и притязания» (РОП) А. Н. Волковойтест культурно-ценностных ориентаций.

1 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.// К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. прошв, в 3 т. — М. 1985. — С. 225−370.

Д. Таусендатест изучения ценностей Ш. Шварцатест самоактуализации А. Шостромстатистические (коэффициент корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера).

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20 052 008 гг. на базе вузов г. Москвы и г. Махачкалы. Всего в исследовании приняло участие 208 человек, из них русская молодежь — 104 (женская выборка — 52 человекамужская — 52 человека), и дагестанская молодежь — 104 (женская выборка — 52 человека, мужская — 52 человека). Все испытуемые городского происхождения, из моноэтнических семей. Образование респондентов — высшее и неоконченное высшее.

Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в результатах исследования мотивации брачного выбора, полученных на сравнительном анализе русской и дагестанской молодежи.

Исследование обогащает научные знания в области психологии развития. Полученные результаты вносят вклад в изучение семейных взаимоотношений в контексте культур. Установлено, что мотивация брачного выбора определяется традиционными ценностными представлениями о структуре семьи, индивидуальными ценностями и установками на брак, сложившимися в социальном окружении.

Выявлено, что в мотивации брачного выбора у русской и дагестанской молодежи на уровне социально-нормативной желательности обнаруживается большее ценностное единство, чем на уровне индивидуальных приоритетов, то есть на декларативном плане сопряжения больше, чем в реальности мировоззрения каждой личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию при консультировании по проблеме супружеских отношений с учетом особенностей их взаимоотношений и этнической принадлежности.

Теоретический и эмпирический материал данной диссертации могут быть использованы при чтении курсов по психологии развитии личности, этнопсихологическим основам развития личности. На основе полученных данных может быть разработана программа по этнопсихологии семейных отношений.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическими подходами и принципами исследованияиспользованием комплекса взаимодополняющих надежных и валидных методик, адекватных цели и задачам исследования, привлечением обширного фактического материала и его анализом, применением количественных и качественных методов анализа результатов, репрезентативностью выборки, статистической значимостью эмпирических показателей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мотивация брачного выбора, при общей побудительной силе к браку (половое, социальное, культурное, психологическое созревание), обусловлена исторически сложившимися традициями и современными социальными ожиданиями, которые проявляются в общих установках на брак и на мотивацию брачного выбора, а также на особенностях субъективно переживаемых мотивов.

2. В мотивации брачного выбора у русской и дагестанской молодежи на уровне социально-нормативной желательности обнаруживается большее г{енностное единство, чем на уровне индивидуальных приоритетов, то есть на декларативном плане сопряжения больше, чем в реальности мировоззрения каждой личности.

3. Особенности отличий брачной мотивации у русской и дагестанской молодежи обусловлены культурной спецификой. У русской молодежи больше выражена мотивация индивидуально-личностной ориентированности, у дагестанской — группоцентрическая. Брачный выбор русской молодежи характеризуется большей мотивацией на индивидуальный выбор и эмоциональностью, выбор дагестанской молодежи является более зависимым от традиций и прагматичным. В брачной мотивации для русской молодежи значимо эмоционально-позитивное отношение, а для дагестанской — большее значение имеет факт родительства, рождения и воспитания детей.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования были представлены на заседаниях объединения молодых ученых, на кафедре психологии развития Ml И У. Результаты исследования докладывались на международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» (16−18 октября 2007 г.).

Теоретические положения и результаты эмпирического исследования используются при разработке семинарских занятий и чтении лекций по курсу «Этнопсихология» на факультете педагогики и психологии Mill У.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами, схемами и диаграммами.

Список литературы

включает 265 наименования.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования дали основание для подтверждения выдвинутых гипотез и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Сравнительный анализ мотивации брачного выбора у русской и дагестанской молодежи показал: при общей побудительной силе к браку (половое, социальное, культурное, психологическое созревание) мотивация выбора супруга обусловлена исторически сложившимися традициями и современными социальными ожиданиями, которые проявляются в общих установках на брак и на мотивацию брачного выбора, а также на особенностях субъективно переживаемых мотивов.

2. В брачном выборе, как для русской, так и дагестанской молодежи на уровне социальной желательности обнаруживается большее ценностное единство, чем на уровне индивидуальных приоритетов, т. е. в декларативном плане сопряжения больше, чем в реальности мировоззрения каждой персоны. Как социальные единицы изучаемая молодежь, принадлежащая к разным культурам и конфессиям, более тождественна, как уникальности они более обособлены.

В брачной мотивации этнические и религиозные различия в культурно-ценностных ориентациях менее существенны, чем половые. Мужчины более традиционны и консервативны в своих установках, чем женщины.

У русской и дагестанской молодежи преобладает установка на позитивное объединение, на реализацию потребности быть принятым. Но у дагестанской молодежи тенденции к объединению, мотив аффиляции выражен сильнее, то есть потребность в объединении у них намного выше, чем у русской молодежи.

3. Особенности отличий брачной мотивации у русской и дагестанской молодежи обусловлены культурной спецификой. У русской молодежи больше выражена мотивация индивидуально-личностной ориентированности, у дагестанской — группоцентрическая (брачный выбор русской молодежи характеризуется большей мотивацией на индивидуальный выбор и эмоциональностью, выбор дагестанской молодежи является более зависимым от традиций и более прагматичным). В брачной мотивации для русской молодежи значимо эмоционально-позитивное партнерство, а для дагестанской — имеет значение факт родительства, рождения и воспитания детей.

Декларируемое социально-ценностное единство русской и дагестанской молодежи разрушается при большем сближении в связи с различиями индивидуальных ценностных приоритетов — русская молодежь проявляет самостоятельность, активность и независимость в выборе спутника жизнидагестанская молодежь в выборе партнера ориентируется на ближайшее окружение.

Результаты проведенных научно-теоретических и эмпирических исследований убеждают, что заявленные гипотезы получили подтверждение, как на уровне теоретических выкладок, так и в практической деятельности. Вместе с тем проблематика брачного выбора у молодежи остается актуальной и достойной научного изучения, в ходе которого могут быть раскрыты новые значимые грани этого феномена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990.-64 с.
  2. Абдуррохман бни Мухаммад еАвзи алъ Джузирийю. Китаб-уль-фикхи 'алал мазахиб-иль-арба'ати. (арабский язык) (Книга о законодательстве по четырем мазхабам). — Бейрут, 1996. 510 с.
  3. К.А., Енакаева P.P. Российский менталитет, или Игра без правил? (Российско-французские кросс-культурные исследования и диалоги) // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М.: ИП РАН, 1996. — С. 4 — 27.
  4. Е.П., Петровская Л. А. Проблема одиночества с позиций гуманизма // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 179−181.
  5. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 152 — 157.
  6. А., Ассаджиоли Р., Юнг К.Г. и др. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. — М.: Независимая ассоциация психологов-практиков, 1996. — 240 с.
  7. Е.А. Проблема тендерных стереотипов в моральном сознании. Дис.. канд. фил. наук. — СПб., 2000. 209 с.
  8. З.И. Этническое самосознание молодежи в ситуации многополярного миропорядка. — М.: Прометей, 2005. — 175 с.
  9. Д. Любовь в истории. Секс в Библии. М.: Крон-Пресс, 1995. -464 с.
  10. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2004. — 208 с.
  11. Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. — № 2. — С. 60 — 72.
  12. АлешинаЮ.Е., ВоловичА.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1991. № 4. — С. 74 — 82.
  13. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологическиеметоды исследования супружеских отношений. — М.: МГУ, 1987. — 120 с.
  14. Ф. Дружба и любовь / Пер. с итал. Т. З. Клебановой. — М.: Прогресс, 1991. 167 с.
  15. И.Л. Игры, которых не знает Европа // Мир психологии. — 1998. № 4.-С. 194−211.
  16. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. — 421 с.
  17. Т.В. Семейная психология. — СПб.: Речь, 2004. 244 с.
  18. М.В. Семейное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. — 336 с.
  19. А.И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: МГУ, 1996. 304 с.
  20. АнтонюкЕ.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и её восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1989. — № 4.-С. 25−34.
  21. М. Психология счастья / Пер. с. англ. А. Лисицына СПб.: Питер, 2003.-271 с.
  22. Артамонова Е. И, Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. Г. Силяевой — М.: Академия, 2005 192 с.
  23. С. Шариату на Северном Кавказе необходимо создать легальную правовую нишу // Итоги. 1999. — № 3. — С. 14 — 16.
  24. Арутюнят (Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. — Вильнюс. — 1988. -С. 26−33.
  25. А.Ю. Синтаксис любви (типология личности: прогноз парных отношений). -М.: Остожье, 2000. -494 с.
  26. БабаянцВ.В. Межкультурное общение: некоторые аспекты коммуникативных барьеров // Научные труды СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2003. № 8. — С. 180 — 184.
  27. Баз Л. П. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи) // Психологический журнал. — 1995.-№ 4.-С. 109−117.
  28. Д. Стратегия выбора партнера // Хрестоматия «Сексология». — СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  29. К. Теория систем М. Боуена // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 155−164.
  30. Э. Игры, в которые играют люди. — М.: Попурри, 2006. 512 с.
  31. Э. Секс в человеческой любви. М.: Эксмо-Пресс, 2003. — 352 с.
  32. Ю.Л. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. -М.: РГТУ, 2000. — 582 с. '
  33. БлокДж.Х. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. 528 с.
  34. A.A., Стопина В. В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  35. Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М.: Мысль, 1990.-391 с.
  36. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994., -109 с.
  37. Бубер МЯи Ты. М.: Наука, 1993. — 321 с.
  38. БурлачукЛ.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  39. M.JI. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. — Фрязино: Век 2, 2004. 368 с.
  40. В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1998. — 403 с.
  41. А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2001. 144 с.
  42. К. Любовь. М.: Прогресс, 1982. — 384 с.
  43. Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  44. Г. Кризисы любви: системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: ИПРАН, 2001.-304 с.
  45. О. Пол и характер: Принципиальное исследование. — М.: Терра, 1999.-464 с.
  46. Е. Женщина в мужском мире. — СПб.: Фонд «Лики культур», 2000.-160 с.
  47. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990. 189 с.
  48. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. -М.: МГУ, 1986.-320 с.
  49. В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: МГУ, 1976. -142 с.
  50. Л. Чужие и близкие в русско-американских браках. М.: Валент, 1999.-208 с.
  51. К., БамберриВ. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. — М.: Независимая фирма «Класс», 2005. — 176 с.
  52. К. Проблемы супружеского благополучия. — М.: Прогресс, 1988. -142 с.
  53. А.Н., Трапезникова Т. М. Методические приёмы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 110 — 116.
  54. А.Н., Штильбанс В. И. На пороге семьи. Л.: Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1989. — 18 с.
  55. O.A. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. —2000.-№ 4. -С. 9−20.
  56. ВундтВ. Основы физиологической психологии В 3 томах. Т. 1. — СПб., 1913−1914.-322 с.
  57. Г. Д. Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. — М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. — 368 с.
  58. Дж. Новое индустриальное общество. М.: ACT, 2004. — 602 с.
  59. Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье //Межличностное восприятие в группе. -М.: МГУ, 1981. С. 210 — 232.
  60. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: МГУ, 1987. -176 с.
  61. Л.Я., Алешина Ю. Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987. — С. 140 — 152.
  62. Л.Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1985. — № 4. — С. 10 — 20.
  63. С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ) // Социально-политический журнал. — 1995. № 6. — С. 74 — 87.
  64. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — JL: Наука, 1984. 135 с.
  65. A.A., Синило Г. В. Энциклопедия / Сост. и общ. ред. A.A. Грицанов, Г. В. Синило. -М.: Книжный Дом, 2007. 960 с.
  66. .Б., МакабиГ.В. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2004.-415 с.
  67. Гуггенбюлъ-Крейг А. Брак умер да здравствует брак! — М.: Когито-Центр, 2006.-112 с.
  68. Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. 1993. — № 2. — С. 58 — 74.
  69. Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. — 2000. — № 4. — С. 51 — 58.
  70. ДасА.Р. Принципы выбора брачного партнера // «АУМ». 1991. — № 3. -С. 11−19.
  71. П.К. К вопросу о соотношении категорий «менталитет» и «ментальность»: историко-философский аспект // Философские дескрипты.-2002.-№ 2.-С. 36−44.
  72. К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 68−74.
  73. А.Г. Трактат о любви. — М.: КСП+, 2002. 304 с.
  74. М. Брак и любовь. М.: Прогресс, 1985. — 192 с.
  75. H.A. Представление о счастье в русском менталитете // Психологический журнал. 1997. — № 3. — С. 13 — 20.
  76. Н., Черджиев А. Этнополитические представления молодежи // Бюллетень Владикавказского института управления. — 1998. — № 1. — С. 6 — 18.
  77. А. Прасини аспида / Пер. с греч. А. Никифоровой // Интернет-ресурсы.
  78. А.Б., Ясицкая O.A. Милые бранятся. — М.: Моск. Рабочий, 1988. -174 с.
  79. В.Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2005. — 176 с.
  80. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 20 — 29.
  81. А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1997. — № 3. — С. 59 — 67.
  82. В.Ф., Ляудис В. Я., Чикалов H.A. Диагностика ролевых семейных. символических установок личности в работе практического психолога //
  83. Личность и группа в социально-психологических исследованиях. Вып. 1.
  84. М.: ИП РАН, 1994. С. 24 — 38.
  85. О.Ю. Математическая статистика для психологов. — М.: МПСИ: Флинта, 2002. С. 166.
  86. A.JI. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. — 1988. — № 6.
  87. О.М. «Русская идея»: антиномия женственности и мужественности в национальном образе России // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 109 — 115.
  88. О.М. Семья и общество: тендерное исследование российской трансформации. -М.: УРСС, 2003. 200 с.
  89. Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX вв.). -М.: Владос, 1997. 302 с.
  90. М.В. Мир американской семьи. — М.: РАН, 1999. 320 с.
  91. ЗубковаЕ.Ю., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода // Вопросы истории. — 1995. — № 7. С. 153 — 160.
  92. М.Н. Фольклор как социально-психологический феномен (на примере свадебного обряда). -М.: МПСИ, 2006. 80 с.
  93. И. Психология мотивации или социология ограничений? // Альманах THESIS. Мир человека. 1993. — № 5. — С. 92 — 114.
  94. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. -1995.-№ 2/16.-С. 27−42.
  95. И.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  96. КарандашевВ.Н., Дмитрук C.B. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности. Вологда: Вологда, 2002. — 22 с.
  97. Т.Е. Изучение индивидуально-личностных особенностей членов дружеских пар. // Психологический журнал. 1981. — № 5/2. — С. 164 — 166.
  98. В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  99. Э.Э. Этносоциальные ценности представителей разных поколений (на примере русских и осетин): Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1999. 198 с.
  100. C.B. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. — 143 с.
  101. C.B. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  102. С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  103. Р. Введение в неочевидную социологию: любовь и собственность // Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. — 245 с.
  104. Кон И. С. Введение в сексологию. — М.: Переплет, 1988.-320 с.
  105. Кон И. С. Человек: мужчина и женщина. Вкус запретного плода. — М.: Молодая гвардия, 1991. 365 с.
  106. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 5 — 12.
  107. Коран / Пер. с араб. А. Г. Гафурова. — М.: Славянский диалог, 2000. — 511 с.
  108. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. — М.: ИП РАН, 1997.-231 с.
  109. JI.A. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб.: Речь, 2005. — 222 с.
  110. Н.И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. -М.: Просвещение, 1996. 576 с.
  111. А.И., Логинов A.A. Начала семейной жизни. Мужчина и женщина. -Минск: Полымя, 1989.-448 с.
  112. .И. Мужчина и ребёнок. М.: Знание, 1990. — 256 с.
  113. Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
  114. В.П. Анализ брачных объявлений (самооценка и требования к партнёру) // Вопросы психологии. — 1993. № 5. — С. 56 — 59.
  115. С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М.: Медицина, 1991.-336 с.
  116. Е.В., Терехин В. А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений // Приклад, психология. — 1999. — № 5. — С. 63 — 74.
  117. A.A., КроникЕ.А. Психология человеческих отношений. — М.:
  118. Когнито-Центр, 2000. 224 с.
  119. . С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 63 -68.
  120. Л.Л. Психология любви. Донецк: Сталкер, 1998. — 416 с.
  121. Т.Н., Куус Я. В. Когнитивная сложность и идентичность в кросс-культурном и тендерном исследовании // Психологические проблемы самореализации личности. 2001. — № 5. — С. 204 — 217.
  122. Кутб Сайид. Ислам и проблемы цивилизации. — Каир, 1998.
  123. Д., ТийтЭ. Формирование брака по поведенческим признакам // Исследование по качеству брака. Проблемы семьи. — Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1982. С. 11—35.
  124. Н.М. Базовые ценности русских па рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. — № 3. — С. 73 — 87.
  125. В.А. Трудности и счастье взаимности // Вопросы психологии. 1990. -№ 5.-С. 89−94.
  126. К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. — М.: Смысл, 2001. — 572 с.
  127. В.П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С. 92 — 101.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975. — 352 с.
  129. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: МГУ, 1971. -234 с.
  130. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1981. 584 с.
  131. Д. А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1993. — № 2. — С. 73 — 82.
  132. ДА. Тематический апперцептивный тест. — М.: Смысл, 1998. — 247 с.
  133. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. 444 с.
  134. .Ф. Система наук о человеке // Психологический журнал. 1987. -№ 1.-С. 3−13.
  135. В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование. -М.: Профессиональное образование, 1995. — 40 с.
  136. C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. — М., МГУ, 1997.-447 с.
  137. Мавераннахра Бурхануддин Маргинани. Хидоя: Комментарии мусульманского права. — Ташкент: Узбекистан, 1994. 645 с.
  138. Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2000. — 794 с.
  139. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии / Пер. с англ. М. Н. Смирновой. -М.: Космос, 1916.-281 с.
  140. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. — 627 с.
  141. В.К. Республиканская пресса России: новая этно-национальная идеология // Исследования по прикладной и неотложной этнологии — 1997. -№ЮЗ. -С. 22−31.
  142. Г. Эрос и цивилизация. Киев: ИСА, 1995. — 352 с.
  143. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.
  144. МашковаЛ.Т. Мир супружества. —Краснодар: Кн. изд-во, 1987. —106 с.
  145. Мей Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук, 1997. — 376 с.
  146. .Г. Мотив / Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  147. МоруаА. Превратности любви. М.: Б.С.Г. — Пресс, 2005. — 286 с.
  148. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. — Киев: Наукова думка, 1975. — 144 с.
  149. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000. — 456 с.
  150. B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / B.C. Мухина. -Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 1072 с.
  151. B.C. Феноменология развития и бытия личности. — М.: МПСИ, 1999.-640 с.
  152. В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды. -М.: Институт практической психологии, 1997. 224 с. 151 .НавайтисГ. Семья в психологическом консультировании. М.: МПСИ, 1999.-224 с.
  153. Jl.Il. Мир русского человека XVI—XVII вв.. (по Домострою и памятникам права). — М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. 208 с.
  154. H.H. Из будущей книги «От свадьбы до развода от развода до свадьбы» // Частная жизнь. — 1999. — № 18. — С. 19−36.
  155. С.H., Возилкин И. В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск: Уральский университет, 1991. — 166 с.
  156. P.C. Психология: в 3 т. Т. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 1994.-688 с.
  157. .А. Таинство брака и семьи: введение в космологию домостроительства // Вопросы психологии. — 1991. № 5. — С. 103 — 108.
  158. H.H. Мужчина + женщина = ?! СПб.: Питер, 1995. — 68 с.
  159. H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.-191 с.
  160. H.H., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 98 — 101.
  161. ОбуховскийК. Галактика потребностей: Психология влечений человека. — СПб.: Речь, 2003.-296 с.
  162. И.П. Избранные труды. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1951. 616 с.
  163. А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей: Дис.. канд. филос. наук. — Новосибирск, 1998.-201 с.
  164. М.Г. Русская женщина сегодня // Женщины России вчера, сегодня, завтра (материалы конференции). — М.: Россия молодая, 1994. — С. 50−57.
  165. ПершицА.И, СмирноваЯ.С. Положение кавказской женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. — № 9. -С. 102−107.
  166. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
  167. Петрушин В. К, Петрушина Н. В. Психология любви. — М.: Академический проект, 2004. 144 с.
  168. Ю.П. Основы этнической психологии: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2003.-452 с.
  169. В.А. Психология первой любви. Минск: Экономпресс, 2002. -208 с.
  170. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — 320 с.
  171. Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы всероссийской научной конференции: в 2-х частях. Ч. 1 / Под общ. ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М.: МГУ, 2003. — 328 с.
  172. Р. У. Силы семейных уз. СПб.: Акцидент, 1994. — 136 с.
  173. К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. М.: Эксмо, 2002. — 288 с.
  174. В., Шапинская Р. Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. — М.: Наука, 1993. 173 с.
  175. СЛ. Бытие и сознание. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. 220 с.
  176. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  177. Русский православный обряд венчания. — М.: Букмен, 1996. 160 с.
  178. A.M., ЮнгК.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. -№ 1. — С. 124−132.
  179. Э.В. Человек как субъект культуры. М.: Наука, 2002. — 445 с.
  180. Р. Один к одному: беседы с создателями семейной терапии. — М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 с.
  181. В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. — М.: Эксмо, 2002. 320 с.
  182. К.В. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: Хрестоматии / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2004. — 496 с.
  183. Семейный кодекс РФ. М.: Инфра-М, 1997. — 176 с.
  184. В.И. Психология семьи. — Минск: Харвест, 2006. — 495 с.
  185. СобчикЛ.Н. Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). — СПб.: Речь, 2002. 80 с.
  186. СосновскийБ.С. Лабораторный практикум по общей психологии. — М.: МГЗПИ., 1979.-157 с.
  187. И.Н. Место и роль христианской этики в формировании духовно-ценностных ориентаций молодежи: Дис.. канд. филос. наук. -М., 1996.-169 с.
  188. КВ. Биологические мотивации. — М.: Медицина, 1971. — 304 с.
  189. В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. М.: Финансы и статистика, 1981. — 210 с.
  190. Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологи / Пер. с англ. Е. В. Герье. Вступ. ст. Л. С. Выготского. — М.: Работник просвещения, 1930.-235 с.
  191. Е.И. Словарь тендерных исследований // Высшее образование в России. 2001.-№ 3.-С. 72−78.
  192. КС. Дневник лишнего человека// Собр. Соч.: в 2 т. Т. 5. Повести и рассказы 1844 1953. — М.: Госполитиздат, 1954. — 463 с.
  193. ДН. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  194. УоллерстайнДж.С., Блейксли С. Успешный брак / Пер. с англ. C.B. Зинина.-М.: Крон-Пресс, 1995. 352 с.
  195. Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. СПб.: Ювента, 1999. — 318 с.
  196. М.В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 192 с.
  197. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -М.: Наука, 1991. 456 с.
  198. Фрейд 3. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989. -201 с.
  199. Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1989.-272 с.
  200. . Э. Искусство любить / Пер. с англ. A.B. Ярхо. СПб.: Азбука, 2002.-224 с.
  201. С. Столкновение цивилизаций. / Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю.Новикова. -М.: ACT, 2005. 603 с.
  202. У.Ф. Законы семейной жизни. -М.: Протестант, 1992. -208 с.
  203. A.A., Гаджимурадова З. М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. Монография. — М.: Прометей, 2005. 292 с.
  204. Хейли Дж,. Эриксон М. Стратегии семейной терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 448 с.
  205. X. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 1 / Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  206. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ. М.: Прогресс, 1993.-480 с.
  207. Л., ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования, применение). СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 608 с.
  208. В.М. Психология современной семьи. — М.: Владос, 2004. 288 с.
  209. Цельмер 3. Искусство быть вместе: Психология семейных отношений. -М.: Акант, 1994. 152 с.
  210. Церковь, дети и современный мир. СПб.: Новый город, 1997. — 175 с.
  211. Е.М. Социология семьи. М.: Дашков и К, 2003. — 238 с.
  212. А. 3. Психолого-гуманистические проблемы позитивности -негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1994. № 4. — С. 45−46.
  213. Швейгер-Лерхенфелъд А. Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара. — М.: Кураре-Н, 1998. 688 с.
  214. М.Н. Развитие внутренних связей в современной городской семьерусских Центральной России // Семья: Традиции и современность. 1990. № 2.-С. 4−26.
  215. Л.Б. Психология семейных отношений. — М.: Эксмо, 2000. — 529 с.
  216. В. Дифференциальная психология и ее методические основы / Послесл. А. В. Брушлинского и др. М.: Наука, 1998. — 336 с.
  217. Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003.-333 с.
  218. Э.Г., Юстгщкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — 3 изд. СПб.: Питер. — 656 с.
  219. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв. в 3 т. — М.: Политиздат, 1985. 639 с.
  220. Юнг КГ. Конфликты детской души. -М.: Канон, 1994. 336 с.
  221. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Политиздат, 1969. —471 с.
  222. И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / Пер. с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. -288 с.
  223. Ach N. Uber den Willensakt und das temperament. — Leipzig: Quelle und Meyer, 1910.-P. 56−75.
  224. Allport G. The trend in motivation theory / American journal of orthopsychiatry. -1953.-№ 23.-P. 338−347.
  225. Atkinson J. Motives in Fantasy, Action and Society. Princeton, N.J.: Van Nostrand Reinhold Co., 1958. — 873 p.
  226. Basow S.A. Gender Stereotypes: Traditions and Alternatives. Monterey: Brooks / Cole, 1986. — 339 p.
  227. Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1994. — P. 34 — 41.
  228. Berlyne D. Motivational problems raised by exploratory and epistemic behavior // Psychology: a study of Science / Ed. S. Koch. N.Y. — 1959. — Vol. 5.
  229. Bidney D. Theoretical Anthropology. New Brunswick (USA), London (UK): Transaction Publisher, 1996. — P. 63 — 70.
  230. Bindra D. Motivation: A systematic Reinterpretation. N. Y: Ronald Press Co., 1959.-361 p.
  231. Coumbs R.A. Value Theory of Male Selection / Family Life Coordinator. — 1961.-P. 71−89.233 .CrowneD.P., Marlowe D. The Approval Motive: Studies in Evaluative Dependence. -N. Y.: Wiley, 1964.-223 p.
  232. Cuber J.F., Harper R.A. Problems of American society: values in conflict. N. Y.: Henry Holt And Company, 1951.-496 p.
  233. Daffy E. Activation and behavior. N.Y.: John Wiley, 1962. — P. 17 — 21.
  234. Funk & Wagnalis. New standart dictionary of the English language. N. Y.: Charles Scribner’s Sons, 1962. — 459 p.
  235. Hall E.T. The hidden dimensions of time and space in today’s world // Cross-cultural perspectives in nonverbal communication. Toronto. 1988. — P. 145 — 152.
  236. Hebb D. The organization of behavior. -N.Y.: Wiley, 1949.-215 p.
  237. Heider F. The Gestalt theory of motivation/ Ed. M.R. Jones. Nebraska: Univ. of Nebraska Press, 1960. — P. 142 — 175.
  238. Homans G.C. Social Behavior: Its Elementary Forms. New York: Harcourt, Brace and World, 1961.-404 p.
  239. Hull C. A principles of behavior. N.Y.: D. Appleton-Century Company, incorporated, 1943. — 422 p.
  240. Kluckhohn F., Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. N. Y.: Row Peterson and comp, 1961.— P. 9 — 31.
  241. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Actions // Toward General Theory of Action/ Eds. T. Parnsons and E. Shils — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1951. 983 p.
  242. Kephart W., JedlickaD. The family, society, and the individual. N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1988 — 447 p.
  243. Lersch Ph. Aufbau des Charakters. Leipzig: J.A. Barth, 1938. — P. 54 — 67.
  244. Lorenz K. The comparative method of studying innate behavior patterns / Society for Experimental Biology. Symposium № 4. N. Y: Harcourt, Brace & World, 1950.-P. 221 -268.
  245. Maslow A., Toward a psychology of being / Ed. R. H. Lowry N.Y.: John Wiley & Sons, 1998. — 320 p.
  246. May E.T. Homeward Bound. American Families in the Cold War Era. N.Y.: Basic Books, 1988. — P. 24 — 36.
  247. Miller N. Liberalization of basic S-R concept: Extensions to conflict behavior, motivation, and social learning I I Psychology: a study of Science / Ed. S. Koch.- N.Y. 1959. — Vol. 2. — P. 46 — 67.
  248. MowrerH. Learning theory and behavior. N.Y.: John Wiley, 1960. — P. 24 -36.
  249. Murray. H.A. Explorations in Personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938.-761 p.
  250. Mussalam B.F. Sex and Society in Islam: Birth Control Before the 19th Century.- Cambridge: Cambridge University, 1989. 213 p.
  251. Nicholson J. Men and Women. How different are they? N.Y.: John Wiley, 1984.-167 p.
  252. Peabody D. National characteristics. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.-256 p.
  253. Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. 1990. — Vol. 108. — P. 499 — 514.
  254. Reber A.S. The penguin dictionary of psychology. — Harmondsworth: Penguin Books, 1985.-850 p.
  255. Rothman E.K. History of Love / Journal of Social History. 1982. — Vol. 15/3. -P. 27−43.
  256. Schwartz P., Lever J. Fear at Loathing at a College Mixer. Marriage & Family in a Changing Society. N.Y.: Wiley, 1985. — 347 p.
  257. Spence K. Behavior theory and conditioning. New Haven: Yale University Press, 1956.-241 p.
  258. Stephan W.G., Stephan C.W. Intergroup relations. Madison: Brown and Benchmark, 1996. — 43 p.
  259. Timber gen N. The Study of Instinct. -L.: Clarendon Press, 1951.-288 p.
  260. Tolman E. A cognition motivation model / Psychological Review. 1952. -Vol. 59.-P. 389−400.
  261. Triandis H.C. Cross-cultural psychology //Asian Journal of Social Psychology. -1999.-Vol. 2.-P. 47−58.
  262. Vroom V. Work and Motivation.-N.Y.: Wiley, 1964.-301 p.
  263. Weiner B. Achievement motivation and attribution theory. — Morristown, N.J.: General Learning Press, 1974. P. 557 — 573.
Заполнить форму текущей работой