Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние здоровья и качество жизни подростков, допризывников и призывников-студентов колледжей Юго-Западного административного округа Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решению проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи посвящено достаточно много крупных научных исследований, касающихся концептуальных основ подготовки подростков и юношей к военной службе (Кетова Г. Г., 2001; Ан Р., 2003; Ядчук В. Н., 2004), совершенствования>их медицинского обеспечения в субъектах Российской Федерации (Степанищенко В.М., 2004; Низамов Р. Х., 2005; Трифонов И. И., 2006… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений и условных обозначений
  • Глава 1. Состояние здоровья студентов в современных условиях и факторы на него влияющие (обзор литературы)
    • 1. 1. Основные факторы процесса обучения и их влияние на состояние здоровья студентов. *
    • 1. 2. Тенденции состояния здоровья современных студентов
    • 1. 3. Влияние образа жизни и вредных привычек на состояние здоровья студентов
    • 1. 4. Состояние умственной и физической работоспособности современных студентов
    • 1. 5. Качество жизни и его оценка
  • Глава 2. Методика и организация исследования.'
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. Характеристика соматического и психического здоровья студентов и его влияние на качество жизни
    • 3. 1. Характеристика соматического здоровья студентов и его влияние на качество жизни
    • 3. 2. Характеристика психического здоровья студентов и его влияние на качество жизни
    • 3. 3. Основные показатели физического развития и физической работоспособности студентов и их влияние на качество жизни
  • Глава 4. Роль факторов риска в формировании здоровья студентов
  • Глава 5. Оценка гигиенических условий обучения студентов и их влияние на качество жизни
  • Глава 6. Характеристика социально-гигиенических условий жизни студентов и их влияние на качество жизни

Состояние здоровья и качество жизни подростков, допризывников и призывников-студентов колледжей Юго-Западного административного округа Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Наблюдающееся в последние десятилетия ухудшение здоровья молодых людей обусловлено сложной взаимосвязью социально-экономических условий и комплекса факторов внешней среды, что, в свою очередь, привело к нарушению основ здорового образа жизни и физического развития детей и подростков, эпидемиологическому увеличению ряда заболеваний, росту алкоголизма, наркомании и токсикомании (Баранов А.А., 1997, 1998, 1999; Лисицын Ю. П., 1997, 2000; Францева В. О., 2003; Котова Г. Н., 2004). Bf результате менее 10% выпускников средних общеобразовательных учебных заведений признаются здоровыми, у 40−60% диагностируются хронические заболевания и их сочетания, у 30−40% - функциональные расстройства (Низамов Р.Х., 2005; Трифонов И. И., 2006; Попова Н. М., 2006).

Растущие психотравмирующие воздействия на организм подростков приводят к росту основных форм психических заболеваний на 15% каждые 10 лет, а распространенность нервно-психических расстройств у подростков и юношей достигает 70−80% (Кетова Г. Г., 2001; Низамов Р. Х., 2005).

В большинстве крупных научных исследованиях последнего десятилетия рост заболеваемости связывается с несоблюдением подростками здорового образа жизни, выбором ими патологических форм поведения, существенно влияющих на состояние здоровья и качество жизни молодежи (Агаджанян Н.А., 1997; Ахмерова С. Г., 2000[КетоваТ.Г., 2001″ - ВагановаЛ.И., 2003;'Ан Р.- ^003-" Котова Г. Н., 2004; Ильин А. Г., 2005; Низамов Р. Х., 2005; Трифонов И. И., 2006 и др.). При этом подчеркивается, что среди факторов риска развития патологии ведущее место занимает образ жизни. Поэтому весьма важным в оценке состояния здоровья подростков и юношей является изучение показателей, характеризующих отношение индивида к своему здоровью — самооценки здоровья, места здоровья^ в системе жизненных ценностей, медицинской грамотности, наличия вредных привычек, характера питания, наличия стрессов, экологических факторов (Кетова Г. Н., 2004; Попова Н. М., 2006).

В последние годы проблема здоровья тесно связывается с качеством жизни населения. При этом здоровье (индивидуальное, общественное, семейное, профессиональное) выступает систематизирующим фактором качества жизни и определяется шестью составляющими: заболеваемость и связанная с ней продолжительность жизни (смертность) — потребление и связанные с ним геоэкология и гигиена производствариск как социально-биологическое явлениепотомство (семья) — медико-санитарное состояние (здравоохранение) и, наконец, информационное обеспечение человека и связанная с ним медицинская грамотность (Ушаков И.Б. и соавт., 1995; Агаджанян Н. А. и соавт., 1996; Сухонос i.

Ю.А., 2003; Степанищенко В. М., 2004). Очевидно, что комплексное изучение здоровья любых категорий, слоев, социальных групп населения, качества их жизни возможно только при условии учета этих аспектов.

Решению проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи посвящено достаточно много крупных научных исследований, касающихся концептуальных основ подготовки подростков и юношей к военной службе (Кетова Г. Г., 2001; Ан Р., 2003; Ядчук В. Н., 2004), совершенствования>их медицинского обеспечения в субъектах Российской Федерации (Степанищенко В.М., 2004; Низамов Р. Х., 2005; Трифонов И. И., 2006), состояния здоровья и медицинского обслуживания подростков на территориальном и региональном уровнях (Жма-кин И.А., 2004; Ильин А. Г., 2005; Попова Н. И., 2006), оценки здоровья, условий и образа жизни учащихся общеобразовательных школ (Ахмерова С.Г., 2000; Францева В. О., 2003), студентов высших (Дюкарева А.И., 1980; Аршинова Н. А., 1985; Миннитаев Т. Ш., 1999; Мигура Т. М., 2000; Ваганова Л. И., 2003; Котова Г. Н., 2004; Мухаметова Г. Р., 2005) и средних специальных (Ивойлова И.И., 2001; Нугаева Г. Щ., 2001; Иванова М. Н., 2004; Тулякова Т. М., 2004; Не-пряхин Д. В'ь 2005) учебных заведений.

В исследованиях, посвященных состоянию здоровья студентов средних специальных учебных заведений (профессионально-технические училища, колледжи, техникумы), изучался, как правило, смешанный контингент (девушки и юноши), а сами исследования хоть и носили комплексный характер, но вместе с тем вопросы качества жизни и его связи с показателями здоровья в них не изучались.

Цельисследования: определить зависимости качества жизни подростков, допризывников и призывников-студентов колледжей Юго-Западного административного округа г. Москвы от состояния их соматического и психического здоровья, физической работоспособности, гигиенических условий обучения, социально-гигиенических условий жизни, разработать систему мероприятий по профилактической и оздоровительной коррекционной работе с подростками.

Для достижения поставленной цели представилось необходимым решить ряд частных задач.

Основные задачи исследования.

1. Изучить распространенность патологии и уровень заболеваемости и их динамику у студентов колледжей различных курсов в зависимости от периода обучения.

2. Выявить и оценить связь показателей здоровья студентов с самооценкой ими качества жизни.

3. Изучить показатели психического здоровья студентов, их динамику и связь с качеством жизни.

4. Изучить физическое развитие и физическую работоспособность студентов, выявить их связь с показателями качества жизни.

5. Изучить распространенность факторов риска, неблагоприятных социально-гигиенических факторов жизни и их влияние на формирование здоровья студентов колледжей.

6. Изучить гигиенические условия обучения студентов и установить их влияние на формирование оценки качества жизни.

7. Разработать комплекс мероприятий по профилактике и оздоровлению учащихся подростков.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем применительно к современным условиям:

— разработана и апробирована методика комплексного исследования* состояния здоровья и качества жизни подростков, допризывников и призывников — студентов колледжей;

— получены характеристики состояния здоровья, физического развития и физической работоспособности, а также образа жизни допризывников и призывников-студентов колледжей;

— выявлены основные факторы риска ХНИЗ и неблагоприятные социально-гигиенические факторы, способствующие росту заболеваемости, хрониза-ции патологии у студентов колледжей;

— установлено влияние соматического и психического здоровья, физической работоспособности студентов колледжей, факторов риска, социальногигиенических факторов и условий обучения на качество их жизни;

— разработана система мероприятий по профилактике и оздоровлению подростков на муниципальном уровне, уровне образовательных и медицинских учреждений.

Практическая значимость исследования определяется его результатами, позволяющими выделить группы медико-социального риска учащихся.

Выявленные зависимости дают возможность определить приоритетные мероприятия по первичной и вторичной профилактике различных заболеваний среди студентов колледжей с учетом выявленных факторов риска, образа жизни, условий проживания, питания и учебы.

Разработанная система мероприятий по профилактике и оздоровительной коррекционной работе с подростками может быть рекомендована для реализации на муниципальном уровне.

Результаты исследования внедрены в детской поликлинике № 99 г. Москвы, строительном колледже № 39 г. Москвы, используются в учебном процессе на кафедре военно-медицинских экспертиз Государственного института усовершенствования врачей МО РФ.

Апробация результатов исследования и публикации.

Основные положения и результаты исследования докладывались на: научно-практической конференции Государственного института усовершенствования врачей МО РФ «Актуальные проблемы медицинского обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации» (Москва, 2004) — региональной научно-практической конференции окружного военного клинического госпиталя МВО (Подольск, Московская обл., 2005) — межкафедральном заседании Государственного института усовершенствования врачей МО РФ (Москва, 2007; 2008). По теме диссертации опубликовано 14 научных работ, в т. ч. 1 — в издании по перечню ВАК.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Динамика состояния здоровья студентов колледжей носит негативный характер и сопровождается ростом распространенности хронической патологии, функциональных расстройств, снижением доли лиц с первой и второй группами здоровья. Увеличение распространенности хронической патологии происходит преимущественно на старших курсах (на 11,5%), а функциональных нарушений — на втором (на 13,1%). Наличие хронических заболеваний существенно снижает самооценку здоровья и качества жизни, особенно на старших курсах. В целом роль здоровья в формировании удовлетворенности студентов качеством жизни незначительна.

2. Снижение показателей самооценки студентами качества жизни обусловлено повышением уровня личностной и реактивной тревожности, высокой распространенностью и неблагоприятной динамикой факторов риска (курение, употребление алкоголя), развитием процессов утомления вследствие нарушения норм учебной деятельности студентов, неблагоприятных условий быта и санитарно-гигиенических условий жизни.

3. Система мероприятий по профилактической и оздоровительной работе с подростками, допризывниками, призывниками, студентами колледжей.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Распространенность патологии (патологическая пораженность) у. студентов колледжей имеет неблагоприятную тенденцию: к 4-му курсу рост показателя составляет 30,4% (с 665,7 до 867,9%о, р<0,05), в том числе хронической патологии — 38,6% (с 29,2 до 40,3%о, р<0,05), а функциональных нарушений — 30,0% (с 636,5 до 827,6%о, р<0,05). Особенно отчетливо рост хронической патологии проявляется на старших курсах (11,5%), а функциональных нарушенийна 2-м (13,1%). Динамика уровня хронической заболеваемости демонстрирует обратную тенденцию — снижение показателя на 50,0% за период обучения (р<0,05), что свидетельствует о нежелании студентов посещать поликлинику. Ухудшение здоровья студентов закономерно ведет к снижению доли лиц с. первой и второй группами здоровья — с 64,0 до 51,0% и увеличению с третьей — с 36,0 до 49,0% с первого по четвертый курсы обучения.

2. Наличие хронических заболеваний, в отличие от функциональных нарушений, существенно снижает самооценку студентами здоровья и качества жизни. При этом установленные корреляционные связи, имея незначительные коэффициенты на первых 2-х курсах (г=-0,17, -0,19), на 3-м и 4-м трансформируются в сильные (г=-0,54, — 0,4). Это может указывать на более критическое отношение студентов колледжей старших курсов к оценке вклада здоровья в качество жизни.

3. В целом уровень удовлетворенности студентов качеством жизни довольно высок (доля очень и вполне довольных составляет 44,1−65,7% в зависимости от учебного года). Однако наблюдается достоверная тенденция снижения показателя к 4-му курсу — с 47,8 до 39,6% и с 62,6 до 44,1% соответственно учебному году. В то же время существенной динамики самооценки студентами состояния своего здоровья не выявлено, что свидетельствует о незначительной роли здоровья в формировании удовлетворенности качеством жизни. В структуре жизненных ценностей здоровье занимает только 4-е ранговое место.

4. Психологические особенности личности имеют существенное значение в формировании представления о качестве жизни. Снижение показателей самооценки качества жизни в значительной степени связано с фазными изменениями личностной и реактивной тревожности, ее повышенным уровнем к '4-му курсу обучения. Психологический дискомфорт, проявляющийся в снижении нервно-психической устойчивости, в значительной степени определяет негативную оценку качества собственной жизни.

5. Показатели физического развития студентов колледжей в целом соответствуют возрастным нормам. Физическая работоспособность достоверно снижается к 4-му курсу (по изменению индекса Гарвардского степ-теста) с 39,1 до 32,8% и с 38,6 до 31,6%> соответственно учебному году, что связано с прогрессирующем снижением двигательной активности. Вместе с тем только 20,0% студентов отмечают это снижение, что можно расценивать как недооценку ими роли физической составляющей качества жизни. В связи с этим существенной связи между показателями физической работоспособности и уровнем самооценки студентами качества жизни не выявлено.

6. Факторами риска, снижающими уровень здоровья студентов колледжей, являются курение, употребление алкоголя, избыточная масса тела, распространенность которых достоверно увеличивается к 4-му курсу, соответственно с 26,7 до 71,2%, с 45, — до 60,1% и с 9,9% до 17,6%. У 19,2% студентов выявляются два, у 2,2%> - три и более факторов риска. Курение и употребление алкоголя оказывают отрицательное влияние не только на самооценку студентами состояния' здоровья (г=-0,32), но и на степень удовлетворенности их качеством жизни (г=-0,38). Установлена негативная динамика распространенности неблагоприятных социально-гигиенических факторов к 4-му курсу обучения (неудовлетворительные условия для самостоятельной работы, горячее питание не чаще 1 раза в день, продолжительность ночного сна менее 7 часов, поездка в колледж 1 час и более).

7. Выявленные нарушения норм учебной деятельности студентов, неблагоприятные бытовые и факторы приводят к развитию у них утомления и тем самым оказывают негативное влияние на формирование студентами оценки качества жизни. Показатель удовлетворенности значительно выше у студентов, проживающих отдельно от родителей, благополучных в материальном отношении. При оценке качества жизни денежный доход, режим и качество питания, успеваемость студентов не играют существенной роли. Последнее указывает на относительно малое значение, придаваемое студентами качеству своей профессиональной подготовки. •.

8. Социально-гигиенические характеристики здоровья студентов средних специальных учебных заведений свидетельствуют о необходимости формирования и реализации региональных программ по укреплению их здоровья с целью снижения заболеваемости, повышения уровня соматического и психического здоровья, формирования здорового образа жизни. Необходимо совершенствование межведомственного взаимодействия органов здравоохранения, образования, внутренних дел, военных комиссариатов и других организаций в деле 9 подготовки молодежи к военной службе.

9. Предложенная нами система мероприятий по профилактической и оздоровительной работе с подростками можно рекомендовать для внедрения на муниципальном уровне в других субъектах РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Падение уровня жизни за последние 10−15 лет, стрессовые ситуации, экологическое неблагополучие, несбалансированность питания, появление беженцев и вынужденных переселенцев, постоянные локальные военные конфликты, террористические акты и другие негативные процессы в РФ обусловили снижение показателей здоровья и качества жизни граждан, в том числе и учащейся молодежи, рост социально-значимых заболеваний (туберкулез, психические расстройства, травматизм, наркомания и др.) и соматической патологии.

К воздействию негативных факторов, связанных, главным образом с условиями жизни, особо чувствительны молодые люди, что и побудило изучить их состояние здоровья и качество жизни на примере ряда колледжей, расположенных на территории Юго-Западного административного округа г. Москвы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач было проведено динамическое наблюдение за состоянием здоровья студентов в возрасте 14−18 лет (от первого до четвертого курса). Обследование студентов проходило в период углубленных медицинских осмотров (2004;2006 гг.) на базе ГСП г. Москвы и 42 подросткового диагностического центра ЮЗАО г. Москвы. Всего были обследованы 673 человека. В проведении медицинских обследований участвовали врачи всех основных специальностей: терапевты, хирурги, невропатологи, отоларингологи, окулисты, дерматологи. Эти же студенты принимали участие в заполнении анкет и карт социологического опроса.

Среди обследованных студенты первого курса составили 22,3%, второго — 16,6%, третьего — 29,6% и четвертого — 31,5%. Большинство студентов были из семей служащих — 46,1% (310 чел.) и из семей рабочих — 44,0% (296 чел.). Остальные 9,9% (67 чел.) были из семей сельских жителей.

Репрезентивность выборки рассчитана по формуле А. М. Меркова (1974), исходя из численности генеральной совокупности.

Изучение качества жизни и ее связь с социально-гигиеническими факторами проводили по разработанной авторами карте социологического опроса.

Изучая результаты комплексной оценки студентов по группам здоровья, мы видим, что число лиц, отнесенных к 1 группе здоровья («здоровые»), снижается от 1 до 4 курса с 24,0 до 18,0%. Установлено, что на 1 курсе 40,0%) студентов имели различные отклонения (вторая группа — «практически здоровые»). С возрастом их количество снижается и к 4 курсу составляет 33,0%. В то же время, очевидным является рост лиц, страдающих хронической патологией (третья группа здоровья). Так, если на 1 курсе 36,0% лиц были отнесены" к третьей группе здоровья, то к 4 курсу число таких лиц составило 49,0%.

По данным медицинских осмотров установлен достоверный (р<0,05) рост распространенности частоты патологии от 1-го до 4-го курсов в целом на 30,4%, при этом хронической патологии — на 38,0%, функциональных нарушений — на 30,0%. Кроме того, установлено достоверное превышение распространенности хронических заболеваний по всем курсам в последующий период обучения (2005;2006) по сравнению с предыдущим (2004;2005) на 19,7−31,2% (р<0,05).

В структуре хронической патологии преобладают заболевания органа 4 зрения, болезни органов пищеварения, различные эндокринно-обменные нарушения.

Основную долю функциональных отклонений составляют нарушение осанки, плоскостопие, нарушения органа зрения, заболевания системы кровообращения. Основную роль в увеличении распространенности функциональных нарушений играет неправильная организация учебного процесса.

Анализ уровня хронической заболеваемости, наоборот, демонстрирует устойчивое снижение показателя на протяжении всего периода наблюдения, в том числе в 2004;2005 учебном году с 1-го по 4-й курсы — на 50,0% (р<0,05), в 2005;2006 учебном году — на 48,3% (р<0,05). В целом можно констатировать, что, несмотря на увеличение распространенности хронической патологии— студенты, особенно старших курсов, не склонны периодически посещать врачей в поликлинике.

Анализ уровня остро протекающей заболеваемости также демонстрирует снижение показателя от 1 до 4 курсов каждого учебного года на 12,1% и 16,0% соответственно (р<0,05) и превышение его в последующий (2005;2006) по сравнению с предыдущим (2004;2005) учебном годом на 50,6−118,6% (р<0,05).

При изучении связи между показателями уровней остро протекающей и хронической заболеваемости отмечается достаточно высокий уровень корреляции у студентов почти всех курсов.

При определении коэффициента корреляции обращает на себя внимание тот факт, что острая заболеваемость не у всех обследованных студентов оказывает значительное влияние на показатели самооценки состояния здоровья., особенно на старших курсах второго года наблюдения (2005;2006 учебный год).

При исследовании связи между уровнем хронической заболеваемостью и субъективными оценками обращают на себя внимание незначительные величины коэффициентов корреляции у студентов первых двух курсов, в то время как у студентов более старших курсов определяются достаточно сильные связи между хронической заболеваемостью, уровнем самооценки состояния здоровья и удовлетворенностью качеством жизни. Это может указывать на более критическое отношение к формированию оценок здоровья по мере взросления.

Тот факт, что у студентов 3-го курса в 2004/2005 году коэффициент корреляции между уровнем хронической заболеваемости и самооценкой качества жизни снижается, может свидетельствовать об увеличении роли других жизненных проблем в предвыпускной период, хотя во второй год обследования (2005;2006) это не подтверждается.

Поскольку в формировании представления о качестве жизни большое значение имеет самооценка студентов степени удовлетворенности жизнью, прежде всего отметим, что уровень самооценки качества жизни (очень доволен, вполне доволен) у большинства студентов весьма высок (44,1−65,7%). Однако обращает на себя внимание тот факт, что при сравнении этого показателя у обследованных различных курсов обучения наблюдается стойкая тенденция его снижения к 4 курсу (с 47,8% до 39,6% в 2004;2005 учебном году и с 62,6% до 44,1% в 2005;2006 учебном году).

В анкетах студентов при ответе на вопрос «Как бы Вы оценили свое здоровье?» преобладают осторожные оценки (удовлетворительно — 34,3−62,5%)), а крайние варианты (очень хорошее — 1,9%, очень плохое — 2,9%) практически не встречаются. В целом у обследуемого контингента за два года наблюдения не отмечено существенной динамики самооценки состояния здоровья. В структуре жизненных ценностей здоровье занимает только 4-е ранговое место.

Сопоставляя эти данные с удовлетворенностью качеством жизни, можно высказать предположение о небольшой роли самоощущения здоровья в формировании самооценки удовлетворенности жизнью у достаточно благополучных студентов.

В то же время у лиц с низкой удовлетворенностью качеством собственной жизни во всех случаях имеют место самые низкие значения удовлетворенности состоянием своего здоровья. Кроме того, от 1-го к 4-му курсу выявлена некоторая отрицательная динамика самооценки студентами своего здоровья (Р<0,05).

Одной из составляющих качества жизни студентов является их психическое здоровье. Авторами проведено психологическое тестирование, в основе которого лежало определение некоторых свойств личности с помощью опросников Стреляу и Юнга, уровня тревожности по шкале Спилбергера-Ханина, нервно-психической устойчивости по методике «Прогноз-2». В результате проведенного исследования установлено, что среди студентов преобладают личности с сильным уравновешенным (30,2−55,8%), как подвижным (30,2−44,9%), так и инертным (34,1−55,8%)) типами высшей нервной деятельности (ВНД), для которых характерна значительная сила нервных процессов. Число лиц с сильным неуравновешенным и слабым типами ВНД незначительно. При анализе типа личности студентов по методике Юнга было обнаружено преобладание амбо-вертов (51,1−73,6%), объединяющих в себе черты как экстравертов (сильный тип ВНД), так и интровертов (слабый тип ВНД).

При анализе нервно-психической устойчивости (НПУ, методика «Про-гноз-2»), у основной массы опрошенных отмечается средний (26,5−58,5%) и низкий (34,0−72,3%) уровни НПУ. При этом показатель устойчивости снижается от первого к четвертому курсу.

Обнаруженное снижение НПУ и может быть объяснено тем, что в среднем около 50,0% студентов характеризуются высоким уровнем личностной тревожности, а доля лиц с низким значением этого показателя составляет, как правило, менее 10%.

Если на 1-м курсе различия в количестве студентов с высоким уровнем тревожности мало заметны, то к 4-му курсу можно говорить об усилении тревожности (с 48,0% до 62,5%). Особенно настораживает тот факт, что к этому времени было выявлено крайне мало (1,5−5,9%) студентов с низким уровнем личностной тревожности. Сходным образом изменяется и уровень реактивной тревожности. Все это указывает на серьезность проблемы психологической адаптации не только в 1-й год учебы, но и в более поздние периоды учебы.

При анализе показателей удовлетворенности качеством жизни у студентов с различным типом ВНД оказалось, что в наибольшей степени удовлетворены сангвиники и флегматики. Более пессимистические ответы дают холерики, а самую низкую оценку — меланхолики и сангвиники.

Обращает на себя внимание четкая связь степени удовлетворенности студентов своей жизнью с уровнем их нервно-психической устойчивости. Так, для лиц с высоким уровнем самоощущения характерен хороший и средний уровни НПУ (55,5−62,5%), в то время как у лиц, низко оценивающих качество своей жизни, преобладает низкий уровень НПУ (50,0−81,0%>). Прослеживается зависимость самооценки собственной жизни и тревожности, как личностной, так и реактивной. Установлено, что чем выше уровень самооценки качества жизни, тем ниже показатели тревожности.

При анализе умственной работоспособности выявлено повышение коэффициента продуктивности от 1-го к 4-му курсу — с 8,575 до 9,544. Корреляционный анализ не выявил какой-либо зависимости удовлетворенности качеством жизни от этого показателя.

Таким образом, в целом можно отметить высокую роль психического здоровья в формирование самооценки студентами качества своей жизни.

Признавая, что в здоровье как важный показатель качества жизни, значительный вклад вносят такие характеристики, как уровень физического развития, состояние физической работоспособности человека, проведено изучение этих аспектов здоровья. Полученные данные показывают, что основные анатомо-физиологические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, сила кисти, жизненная емкость легких) в целом соответствуют возрастным нормам и не меняются на протяжении всего периода наблюдения. Установлена сильная положительная корреляционная связь между ростом и весом тела (i-0,42- 0,37- 0,64 в зависимости от курса), что свидетельствует о пропорциональном телосложении большинства студентов.

Вместе с тем физическая работоспособность, определяемая по стандартной нагрузке Гарвардского степ-теста, достоверно снижается от 1-го к 4-му курсу (с 39,1% до 32,8%, р<0,05) в 2004;2005 учебном году. Такая же тенденция отмечена и в следующем учебном году (с 38,6% до 32,8%, р<0,05). Такая динамика, очевидно, объясняется прогрессирующим снижением двигательной активности студентов, что подтверждается результатами их анкетирования — снижение доли регулярно делающих утреннюю физическую зарядку, регулярно занимающихся в спортивных секциях, имеющих спортивный разряд. Однако только 20,0% опрошенных отмечают снижение своей физической активности, да и то незначительное. Последнее можно расценивать как недооценку студентами роли физической составляющей качества жизни. По этой причине авторы не выявили существенной связи между показателями физической работоспособности и уровнем самооценки качества жизни.

По результатам социологического опроса студентов определились основные факторы риска (ФР) хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, низкая физическая активность (НФА), употребление алкоголя (УА), избыточная масса тела (ИМТ), употребление наркотических и психоактивных веществ (ПАВ). Установлена негативная динамика распространенности факторов риска от 1-го к 4-му курсу: НФА — с 58,1% до 56,9%, ИМТ — с 9,9% до 17,6%, курения — с 26,7% до 71,2%, УА — с 45,0% до 60,1%. Причем у 19,2% анкетированных выявлены 2, у 2,2% - 3 и более факторов риска. Высокие показатели динамики воспроизводимости факторов риска ХНИЗ обуславливают высокий относительный риск их стабилизации — 44,2 — 100,0% (в зависимости от факторов и курса обучения). Изучение частоты возникновения новых случаев •(инсиденса) факторов риска у студентов от 1 -го к 4-му курсу показало рост для НФА — с 26,6% до 50,0%, УА — с 22,5% до 69,5%, курения — с 10,5% до 16,9%, ИМТ — с 4,8% до 9,9%.

Динамика наиболее распространенных неблагоприятных социально-гигиенических факторов с увеличением продолжительности обучения носит негативный характер: неудовлетворительные условия для самостоятельной работы — рост с 8,7% до 28,3%, прием горячей пищи только один раз в суткирос с 21,3% до 32,0%, продолжительность ночного сна менее 7 часов — рост с 6,7% до 22,2%), время, затраченное на поездку в колледж 1 час и более — рост с 14,7% до 19,3%. Указанные неблагоприятные факторы участвуют в формировании факторов риска ХНИЗ у студентов. Отмечена достоверная сильная корреляционная связь нарушения продолжительности сна с УА, неудовлетворительных условий для самостоятельной работы с НФА, средняя связь — нарушений сна и режима питания с курением, нарушения режима питания с НФА.'.

В ходе исследования гигиенических условий обучения студентов, в частности, рациональной организации режима учебного процесса установлено, что он в целом соответствует предъявляемым требованиям, хотя имеются определенные недостатки: недостаточная площадь учебных помещений на одного студентане поддерживается оптимальный температурный режим в зимнее времяуровень естественной освещенности ниже нормативных значений в 2−4 разапланирование занятий проводится без учета умственной работоспособности студентов и ее динамики в течение дня.

Анализ влияния учебной деятельности на основные показатели качества жизни студентов показал, что эффективность обучения и размеры полученных знаний, к сожалению, мало влияют на самооценку качества их жизни. В то же время, состояние здоровья, особенно наличие хронических заболеваний, существенно снижают возможности получения качественных знаний. На первых 2-х курсах связь между успеваемостью и хронической заболеваемостью «еще» слабая (г=-0,17, -0,19), на последующих курсах становится достаточно выраженной (г=-0,54, -0,4). Обнаруженные изменения функции сердечно-сосудистой системы, происходящие в течение учебного дня и недели, свидетельствуют о развитии процессов утомления. Однако стабильность исходных показателей не позволяет сделать заключение о чрезвычайности нагрузок и о развитии переутомления. В то же время, полученные данные анкетирования и исследования сердечно-сосудистой системы позволяют предположить наличие существенных трудностей в процессе адаптации к обучению на первых двух курсах обучения в колледже. Как весьма неблагоприятные для психофизиологического статуса можно охарактеризовать субъективные и объективные показатели качества жизни выпускников колледжа. Это указывает не только на важность процессов адаптации в начальный период обучения в колледже, но и на необходимость большего внимания к проблемам личности на заключительной стадии студенческой жизни.

Представилось необходимым провести более детальный анализ зависимости оценки качества жизни от уровня материальной обеспеченности и среднемесячного дохода студентов. При проведении корреляционного анализа установлено: для большинства студентов при сопоставлении оценки материального уровня и денежного дохода оказалось, что чем выше их денежная обеспеченность, тем ниже они оценивают материальные условия своей жизни. При этом практически отсутствует и связь между качеством жизни и количеством получаемых денег. Однако данные корреляционного анализа подтверждают наличие существенной связи между самооценкой материальных условий жизни и субъективной оценкой ее качества (г=0,30−0,50). Таким образом, роль количества денег в самоощущении жизненных условий оказалась незначительной. Это видимое противоречие может указывать на существенное значение неденежных форм материального обеспечения в жизни студентов: вероятно, в виде помощи родственников продуктами, одеждой и других вариантов материальной помощи. В этом плане представляет интерес то, что для студентов, высоко оценивающих качество своей жизни, характерны наиболее низкие запросы количества денег, необходимых, по их мнению, для нормального существования.

Оценивая такой важный показатель качества жизни, как условия проживания, необходимо отметить, что лица с высокой удовлетворенностью жизнью проживают, в основном, отдельно от родителей (60,1−82,0%), а с низкой — с родителями (47,8−83,4%)).

На основе данных анкетирования сделана попытка выявить степеньвоздействия вредных привычек на основные показатели качества жизни студентов. Большинство опрошенных начали курить и употреблять алкогольные напитки в возрасте до 16 лет. К четвертому курсу число курящих на момент опроса или куривших, но бросивших курить, возрастает на 15,1%. Параллельно этому увеличивается и количество студентов, употребляющих алкоголь «не только по праздникам». Тревожными фактами является то, что среди студентов четвертого курса мы наблюдаем тех, кто употребляет алкогольные напитки каждую неделю, и то, что к этому времени возрастает число лиц, ответивших утвердительно на вопрос «Были ли Вы когда-нибудь пьяны?» .

Большинство респондентов не употребляли когда-либо наркотики, однако настораживает тот факт, что среди четверокурсников есть респонденты, неоднократно употребляющие наркотики. Как курение, так и употребление алкогольных напитков оказывают отрицательное воздействие не только на самооценку состояния здоровья (г=-0,32) студентов, но и на степень удовлетворенности их качеством своей жизни (г=-0,38).

Важным гигиеническим моментом условий жизни являются характеристики питания. Как показали данные опроса студентов, основная часть респондентов имеет хороший аппетит. При этом они (65,0%) считают свое питание достаточным. Вместе с тем исследование структуры пищевого рациона показало, что она соответствует возрастным нормам только у 14,8% студентов. Настораживает то, что качество питания не коррелирует с оценкой качества жизни. При более детальном анализе можно отметить, что число студентов, дающих высокую оценку своему питанию, среди первокурсников значительно больше, чем среди четверокурсников. Такая тенденция сохраняется в течение всего периода исследования, и это можно расценивать как свидетельство более критического отношения к условиям питания у респондентов более старших возрастов. Корреляционный анализ не выявил существенных связей между оценкой достаточности питания и самооценкой качества жизни. Вместе с тем у студентов 4-го курса коэффициент корреляции достигает 0,39, что. подтверждает сделанное нами заключение о формировании с возрастом более положительной оценки роли питания в качестве жизни.

Таким образом, в процесс формирования качества жизни студентов колледжей наибольший вклад вносят следующие факторы: хроническая заболеваемость, психологические особенности личности, уровень материального обеспечения, условия проживания. При оценке условий обучения и быта студентов можно отметить нарушения гигиенических норм учебной деятельности и ряд отрицательных моментов в организации условий быта, что приводит к развитию процессов утомления и оказывает негативное воздействие на формирование основных показателей качества жизни студентов. Состояние здоровья оказывает существенное влияние не только на эффективность обучения, но и на формирование удовлетворенности качеством жизни. Особенно большое значение имеет наличие хронических заболеваний, существенно снижающих возможности получения качественных знаний. Низкий уровень удовлетворенности качеством жизни ассоциируется у студентов с низкой удовлетворенностью состоянием здоровья. Существенное значение в формировании представления о высоком качестве жизни имеют психологические особенности личности. Происходящее в процессе обучения снижение самооценки качества жизни в значительной степени связано с фазными изменениями личностной и реактивной тревожности, ее повышенном уровне в переходные периоды на первом и четвертом курсах обучения. Психологический дискомфорт, проявляющийся в снижении нервно-психической устойчивости, в значительной степени определяет негативную оценку собственной жизни. Уровень материального обеспечения таюке существенно влияет на степень удовлетворенности качеством жизни. Денежная обеспеченность большинства студентов ниже прожиточного минимума, и основную роль в уровне материального благополучия играет помощь родителей. Условия проживания имеют большое значение в формировании представлений о высоком качестве жизни. Степень удовлетворенности жизнью значительно выше у студентов, проживающих отдельно от родителей. На состояние здоровья и степень удовлетворенности качеством жизни существенное влияние оказывает и образ жизни студентов. Как курение, так и употребление алкогольных напитков оказывают отрицательное воздействие не только на самооценку состояния здоровья студентов, но и на степень удовлетворенности их качеством своей жизни. Энергетическая ценность диеты большинства студентов соответствует возрастным гигиеническим нормам, однако имеет место диспропорция содержания основных питательных веществ с недостаточностью белков, витаминов, некоторых минеральных веществ и избыточным количеством углеводов. С возрастом у студентов происходит повышение роли фактора питания в формировании степени удовлетворенности качеством жизни.

Обнаруженные негативные изменения большинства показателей качества жизни, происходящие в процессе обучения в колледже, усугубляются в предвыпускной период (к 4-му курсу). Это указывает на то, что, наряду с большой важностью вопросов адаптации в начальный период обучения (на 1-м курсе), имеется настоятельная необходимость большего внимания к проблемам личности на заключительной стадии студенческой жизни (к концу обучения).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Человеку жить всюду. М., 1982. — 304 с.
  2. Н.А. Здоровье студентов. М., 1997. — 200 с.
  3. Н.А., Ветчинкин К. Г. Проблемы адаптации и здоровья студентов // Научные основы охраны здоровья студентов: Сб. науч. тр. М., 1987. — С. 3 — 13.
  4. Н.А., Ступаков Г. П., Ушаков И. Б. и др. Экология, здоровье, качество жизни. М.- Астрахань, 1996. — 249 с.
  5. О.А., Демченкова Г. З., Случевский И. И. Формирование здорового образа жизни среди студентов // Сов. здравоохранение. 1985. -№> 7. — С. 3−7.
  6. С.В., Янушанец О. И. Гигиенические проблемы сохранения здоровья девушек и женщин // Современные проблемы детской и подростковой гинекологии: Тез. докл. I Всерос. науч.-практ. конф. детских и подростковых гинекологов. С — Пб., 1993 .-С. 138- 141.
  7. Ан Р. Организационно-методологическое обоснование концепции укрепления здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу: Автореф. дис.. докт. мед. наук. -М., 2003. — 43 с.
  8. Д.Ю. Некоторые результаты биохимического подхода к оценке психоэмоционального здоровья студентов // Здоровье и функциональные возможности человека: Сб. науч. тр. М., 1985. — С. 19.
  9. Ю.Аршинова Н. А. Методический подход к изучению здоровья студентов // Специальные методические исследования в клинике: Сб. науч. тр. Алма-Ата, 1984.-С. 136 — 139.
  10. Н.А. Социально-гигиенические условия формирования здоровья студентов и их медицинское обоснование: Автореф. дис.. канд. мед наук.- М., 1985. 16 с.
  11. Л.М., Махулова П. М. Медико-социальные аспекты характеристики здоровья студентов-медиков // Образ жизни и здоровье студентов. Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 24 — 26.
  12. С.Г. Современные подходы к формированию здоровья учащихся и педагогов в общеобразовательных учебных заведениях методами и средствами гигиенического воспитания: Автореф. дис.. докт. мед наук. -Оренбург, 2000. 41 с.
  13. М.Барабаш Н. А., Миляева М. В., Тимощук Г. И., Евтушенко С. Я. Стресс-реакции и факторы риска у лиц молодого возраста // Физиология человека. -1994.-Т. 20, № 1.-С. 115−121.
  14. А.А. Состояние здоровья детей в современных социально-экономических и экологических условиях // Экологические проблемы педиатрии: Сб. лекций для врачей. М., 1997. — С. 5 — 15.
  15. Баранов, А А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы и пути решения // Рос. педиатрич. журн. 1998. — № 1. — С. 5−8.
  16. А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты // Вестник Рос. акад. мед. наук. 1999. — № 9. — С. 40 — 42.
  17. А.А., Седова JI.M. и др. Методы и средства повышения умственной работоспособности студентов в процессе адаптации к учебной деятельности // Метод, указ. Казань, 1986. — 23 с.
  18. Бестужева-Лада И. В. Качество жизни // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 107 с.
  19. В., Масловский-Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. 1996. — № 6. — С. 28−34.
  20. В., Масловский-Мстиславский П. Качество жизни: концепция и измерение / Всероссийский центр уровня жизни. М., 1998. — С. 46−52.
  21. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Философия качества. Статья 4. Качество жизни // Стандарты и качество. 1997. — № 8, 9. — С. 25−26.
  22. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Системная целостность качества жизни // Стандарты и качество. 1999. — № 5. — С. 15−18.
  23. С.М., Надеждина А. И., Тычкина Л. П. Адаптация к экзаменационному стрессу у учащихся различного профиля обучения // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995.-С. 39−40.
  24. А.И., Носова Л. И., Байгутанов Ж. Б. Адаптация студентов к обучению в вузе // Гигиена и санитария. 1992. -№ 7−8.-С. 53 -55. .
  25. А.И., Носова Л. И., Маловичко В. И., Байгутанов Ж. Б., Филатов A.M. Физическое развитие и состояние здоровья студентов младших курсов // Гигиена и санитария. 1991. — № 12. — С. 45 — 48.
  26. Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: Автореф. дис.. канд. мед наук. Уфа, 2003. — 22 с.
  27. П.Б., Медянкин А. В., Соловьева Л. Н., Дмитрук И. И., Ромашевская Н. Ю. Распространение вредных привычек у студентов-медиков и их отношение к ним // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С. 49 -51.
  28. В.В., Андреев А. А. Пропаганда здорового образа жизни среди студентов // Сов. здравоохранение. 1997. — № 7. — С. 49 — 51.
  29. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков / Под ред. Л. Т. Антоновой и Г. Н. Сер-дюковской. М.: Промедэк, 1993. — 256 с.
  30. Н.Я. Влияние экзаменов на сердечную деятельность студентов //Физиология человека. 1981. — Т. 7, № 6. — С. 1098 — 1102.
  31. Всемирная Организация Здравоохранения. Основные документы, тридцать четвертое издание. Женева: ВОЗ, 1984.
  32. Ю.П., Поляков Я. В., Шорова Т. В. Результаты многофакторной оценки состояния здоровья студентов // Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. (Алма-Ата, 1985). М, 1985. — С. 44−45.
  33. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 г. // Здравоохран. Рос. Федер. 2003. — № 3. — С. 3 — 7.
  34. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1994 г. // Здравоохран. Рос. Федер. 2004. — № 4. — С. 9 — 21.
  35. О.В., Важнова Т. В. Социально-гигиеническая характеристика семейных студентов различных вузов России // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-е РУДН, 1995. — С. 65 -66.
  36. Г. Д., Ермаков Н. В., Губин Д. Г. и др. Некоторые аспекты здоровья и образа жизни студентов первого курса медицинского института // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995.-С. 66−69.
  37. А.А., Великанова JI.K., Загорская В. Н. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. М., 192. -132 с.
  38. А.И., Федосеев А. С. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья молодежи // Сов. здравоохранение. 1985. — № 7. — С. 10 -13.
  39. .И., Пономаренко В. А., Балуев О. Т., Ушаков И. Б. Радиационный риск, здоровье, качество жизни: медико-психологические и социально-экологические аспекты // Авиакосмическая и экологическая медицина. -1999. -№ 2. С. 4- 12.
  40. Е.В., Давыдов А. А. Измерение качества жизни. М.: РАН, 1993. -48 с.
  41. В.П., Салманов П. А. Анализ уровня эмоциональной напряженности студентов при различных формах проведения экзамена // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 71 -72.
  42. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского и С. В. Хрущева. -М., 1980.-439 с.
  43. Н.В., Шевелев В. Ю. Системный анализ полипараметрических синдромов у студентов // Вестн. РАМН. 1998. — № 2. — С. 8 — 13.
  44. О .П., Маймулов В. Г. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С. 42 — 46.
  45. М.Е. «Золотой фонд вуза» в зеркале социологии // СОЦИС. '1999.-№ 4.-С. 128- 132.
  46. Т.М., Стычинская Н. А., Парахина О. Н. Заболеваемость студентов вузов Донецкой области // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 78 — 79.
  47. A.M. Состояние здоровья и медицинское обслуживание студентов (по данным социально-гигиенического исследования): Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1980. — 23 с.
  48. A.M. Особенности здоровья и образа жизни молодежи // Пробл. соц. гиг. и истор. медиц. 1999. — № 2. — С. 23 — 26.
  49. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. Минск: Высш. школа, 1990. — 119 с. :
  50. Е.Ю., Леонова С. И. Состояние питания и патология пищеварительной системы у студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 2000. — С. 84 — 86.
  51. Л.А., Русова Т. В. Актуальные проблемы формирования здоровья подростков // Рос. педиатр, журн. 1998. — № 3. — С. 57 — 60.
  52. Л.А. Факторы и условия наркотизации молодежи // СОЦИС.2000. № 6. — С. 43−48.
  53. А.Г. Эпидемиология заболеваний органов пищеварения у студентов и факторы их -определяющие // Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний: Тез. докл. науч.-практ. конф. с международным участием. М., 1993. — Т. И. — С. 199.
  54. И.И. Состояние здоровья и условия жизни студентов средних специальных медицинских учебных заведений Кузбасса: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Кемерово, 2004. — 21 с.
  55. А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствования системы их медицинского обеспечения: Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 2005. — 47 с.
  56. В.В. Синдромологическая оценка предболезни у студентов // Медико-социальные аспекты охраны здоровья студентов: Сб. науч. тр. -Красноярск, 1989. С. 68 — 86.
  57. Т.В. Современные особенности образа жизни студентов факультета физической культуры // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 96 — 98.
  58. B.JI. Спортивная медицина. М., 1987.
  59. П.М. Изменение физической работоспособности юных спортсменов под влиянием сбалансированного питания // Рациональное питание. -1995.-Вып. 20. С. 57−60.
  60. JT.H., Катаев С. И. Влияние учебной нагрузки на умственную работоспособность студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 98 — 100.
  61. С.Е. Комплексный подход к проблеме управления здоровьем студентов // В кн: Образ жизни и здоровье студентов. Горький, 1990. — С. 5 -9.
  62. Г. Г. Медико-социальная характеристика юношей допризывного и призывного возраста и научное обоснование концепции охраны их Здоровья: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Уфа, 2001. — 44 с.
  63. А.И. Обучение и здоровье. М.: Высш. школа., 1985. — 105 с.
  64. В.В., Фатеева Н. М., Печников JT.A. и др. Медико-биологические основы оптимизации учебного процесса // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 119 -120.
  65. О.Е., Кирюшин В. А., Савельева Н. Ф., Никулин В. А. Медико-социальные аспекты сохранения и укрепления здоровья студенток медицинского колледжа // Здравоохр. Рос. Федер. 1999. — № 4. — С. 25 — 26.
  66. Е.А., Клименко В. М., Шхинек Э. К. Нейрогуморальное обеспечение гомеостаза. JL, 1978. — 248 с.
  67. Н.А. Методические подходы к преподаванию экологических проблем в педиатрии // В кн: Экологические проблемы педиатрии. М., 1999. -С. 70 -78.
  68. Г. Н. Новые методологические подходы к медико-социальному анализу образа жизни учащейся молодежи в регионах России и Украины: Ав-тореф. дис.. докт. мед. наук. СПб, 2004.- 45 с.
  69. Н.В. Гигиеническое обоснование системы интегральных оценок состояния здоровья и среды обитания школьников: Автореф. диссерт.. канд. мед. наук. Н. Новгород, 1996. — 20 с.
  70. Е.Д., Положий Б. С., Крюков Е. А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск, 1982. — 114 с.
  71. Г. А., Чухутина Н. В. Гигиеническая характеристика режима питания студентов // В кн: Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. JL, 2000. — С. 9 — 15.
  72. О.В., Пациорковский В. В. Динамика условий жизни студенче-ства//Социально-политический журнал. 1994.- № 9/10. — С. 156- 165.
  73. JI.P. Факторы, определяющие физическую работоспособность // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 131 — 133.
  74. Кузьмичев JI. JL, Федоров М. В., Задесенец Е. Е. Методика оценки качества жизни. М., 2000.-48 с. -
  75. М.А., Румянцева А. Г. Анализ факторов, определяющих индивидуальные особенности эмоционального реагирования // Здоровье и функциональные возможности человека: Сб. науч. тр. М., 1985. — С. 240.
  76. В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях (проблемные лекции). М.: ММА им. Сеченова, 1996. — 282 с.
  77. В.Р., Суханова Н. Н., Катечкина Н. А., Каретина С. А. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников // Гигиена и санитария. 1996. — № 1. — С. 27 — 28.
  78. Л., Андерсон Л. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. -М: Экономика, 1979. 144 с.
  79. Г. П., Макридин В. Н., Петров С. Б. Состояние системной гемодинамики студентов Ленинградского медицинского вуза // В кн.: Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. -Л., 1999. С. 33 -39.
  80. Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986. — 189 с.
  81. Ю.П. Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний и образ жизни // В кн.: Превентивная кардиология. М.: Медицина, 1997. — С. 21−67.
  82. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. — М., 1988.-222 с.
  83. Ю.П. Социальная обусловленность здоровья населения //Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тез. докл. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 1997. — С. 139 — 140.
  84. Т.Л., Анненкова Н. И., Лихачев А. Ю. Динамика умственной работоспособности учащихся 10-х классов в течение учебного года // Гигиена и санитария. 2000. — № 12. — С. 49 — 50.
  85. А.В., Ахмерова С. Г. Роль гигиенического воспитания и обучения в стабилизации заболеваемости студентов // Здравоохр. Рос. Федер. -1.995.-№ 4.-С. 26−29.
  86. А.В., Маркова А.И.Тенденции образа жизни студенческой молодежи // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науи. конф. -М.: Изд-во РУДН, 1995.-С. 155−156.
  87. A.M., Куланин Б. Д. Специальные знания и самостоятельная спортивная деятельность студентов вузов // В кн.: Теория и практика физической культуры. 1982.-№ 9. — С. 36 — 37.
  88. Т.Г. Особенности адаптации и состояния здоровья студентов медицинского вуза: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1992. — 30 с.
  89. Т.М. Медико-социальное исследование состояния здоровья, условий и образа жизни современных студентов: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб, 2000. — 22 с.
  90. ЮЛ. Экология и показатели здоровья детей // Современные проблемы педиатрии: Матер. VIII съезда педиатров России. М., 1998. — С. 19.
  91. М.В., Барбараш Н. А. Влияние экологических факторов индустриального города на здоровье студентов // Физиология человека. 1998. -Т. 24, № 1.-С. 104- 106.
  92. Т.Ш. Гигиена учебного труда студентов (на примере студентов-медиков) // Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 1999. — 36 с.
  93. Т.Ш. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний у студентов // Гигиена и санитария. 1993. — № 3. — С. 55 — 57.
  94. Миннибаев T.III., Кузнецова Л. Ю., Кузнецова А. И. Гигиена труда и здоровье студентов высших учебных заведений на современном этапе // Медицина труда и промышленная экология. 1996. — № 10. -С. 15−18.
  95. М.М., Васильев Н. В., Китаев М. И. Иммунный гомеостаз’вэкстремальных природных условиях. Фрунзе: Илим, 1985. — 273 с.
  96. Л.А., Кариовец П. М. Физическая работоспособность школьников и факторы, влияющие на нее (обзор) // Гигиена и санитария. 1990. — № 4.-С. 9−13.
  97. Р.Е., Артамонов В. Н. Методологические основы определения физической работоспособности у спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1992. — № 9. — С. 24- 27.
  98. В.Н. Физическая культура в клинике внутренних болезней. М., 1977. -С. 5−15,35−51.
  99. А.В. К изучению невротического расстройства у студентов // Здравоохр. Рос. Федер. 1991. — № 1. — С. 29 — 30.
  100. Г. Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов будущих педагогов: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — Казань, 2005.-22 с.
  101. Д.В. Научное обоснование принципов формирования здоровь-есберегающего поведения студентов медицинского колледжа: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Рязань, 2005.- 21 с.
  102. Р.Х. Научное обоснование системы медицинского обеспечения подготовки юношей к военной службе (по материалам Республики Татарстан): Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб, 2005. — 21 с.
  103. А.А., Ионова Т. И., Кайдан П. Концепция исследования качества жизни в медицине. СПб.: Элби, 1999. — 140 с.
  104. Г. Ш. Здоровье учащихся средних медицинских учебных заведений (по материалам Республики Татарстан): Автореф. дис.. канд. мед. наук. Казань, 2001. — 22 с.
  105. А.Н. Системный подход в оценке образа жизни и здоровья студента // В кн.: Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. Л., 1987.-С. 26−30.
  106. И.Н., Щурова Т. Ю., Филимонов Ю. И. Формирование состояния здоровья студенческой молодежи по данным социально-экологического мониторинга // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1999.-С. 180- 182.
  107. И.И. Гигиеническая оптимизация обучения и укрепления здоровья студентов технических вузов / Автореф. дис.. докт. мед. наук. -М., 1990.- 40 с.
  108. Н.М. Комплексная характеристика здоровья подростков (на модели Удмурской Республики): Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 2006. — 40 с.
  109. Л .Я. Советское студенчество: социологический очерк. М.,.Д981. — 207 с.
  110. Е.И. Вопросы охраны здоровья студентов в законодательстве Российской Федерации // Здравоохр. Рос. Федер. 2000. — № 2. — С. 24 -28.
  111. .А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. -№ 5. -С. 90−98.
  112. Э.Э. Физиолого-гигиенические аспекты здоровья студентов вузов //Актуальные проблемы медицинского обеспечения студентов и учащихся: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1985. — С. 25 — 26.
  113. М.Ф., Ионова Т. В. Заболеваемость студентов в период адаптации к условиям медицинского вуза // Здравоохр. Рос. Федер. 1999. — № 3. -С. 16−18.
  114. В.М. Качество жизни и состояние здоровья допризывников и призывников Краснодарского края: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2004. 25 с.
  115. Т.И. Задачи органов здравоохранения по охране психическою здоровья детей и подростков // Детский доктор. 1999. — № 1. — С.7 — 10.
  116. Ю.А. Особенности популяционного исследования качества жизни: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб, 2003. — 24 с.
  117. А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человечества // Стандарты и качество. 1994. — № 1. — С. 22−24.
  118. А.В. Оценка адаптации школьников к условиям обучения в вузе //Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний: Тез. докл. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М., 1997. — С. 233 — 234.
  119. А.Г. Медицинские аспекты профессиональной ориентации школьников // М.: РИО ЦОЛИУВ, 1996. 25 с.
  120. С.И. Физиологические и психосоциальные особенности у студентов. Таллин, 1986.-215 с.
  121. Т.П. Биоритмы зрительных восприятий в оценке утомления студентов // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. Первой Всерос. науч. конф. М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 224 — 226.
  122. Л.М., Усольцев А. Н., Зутлер А. С. и др. Состояние здоровьястудентов и пути их оздоровления // Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины: Сб. науч. тр. — М., 1989. — 4.1. -С. 163 -173.
  123. А.С. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. -М.: Прогресс, 1980. 112 с.
  124. И.И. Медико-социальная и демографическая характеристика допризывников и призывников г. Москвы и мероприятия по укреплению их здоровья при подготовке к военной службе: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-М., 2006.-27 с.
  125. Т.М. Медико-социальное исследование образа жизни и здоровья студентов средних специальных образовательных учреждений в зависимости от реализации ими православных традиций: Автореф. дис,. канд. мед. наук. СПб, 2004. — 24 с.
  126. Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис.. докт. мед. наук. Н. Новгород, — 1997. — 40 с.
  127. И.К., Корденко А. П., Зуев В. Г. и др. Курс лекций по медицинской и радиационной экологии. Воронеж, 2001. — 110 с.
  128. И.Б., Гусев С. И., Давыдов Б. И. и др. Квалиметрия жизни и отдаленные радиационные последствия Чернобыльской экологической катастрофы. М., 2002.-122с.
  129. И.Б. Экология человека опасных профессий. М.- Воронеж, 42 000.-128с.
  130. Н.Н., Аксенова О. И., Волкова И. Ф., Синякова Д. В. и др. Роль отдельных факторов среды обитания в изменении здоровья детского и подросткового населения Москвы // Здравоохран. Рос. Федер. 1998. — № 5. — С. 27 -30.
  131. О.М., Щедрина A.F. Роль индивидуальной изменчивости организма в формировании здоровья студентов // Гигиена и санитария. 1996.6. С. 29−32.
  132. А.Я., Парнов Б. С. Физическая работоспособность студентов // В кн.: Работоспособность и функциональное состояние организма студентов. -Л., 1987. -С. 15−20.
  133. В.О. Совершенствования организации медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях на медицинском уровне: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2003. — 22 с.
  134. Философия медицины: Учебник / Под ред. Ю. Л. Шевченко. -М. :ГЭОТАР-МЕД, 2004. 480 с.
  135. А.В. Физическое воспитание и здоровье студентов // Здраво-охран. Рос. Федер. 1984. — № 6. — С. 13 — 16.
  136. В.В., Петросян К. Ю. Клинические аспекты диспансеризации: Сб. науч. тр. ВНИИЦ ПМ. М., 1990. — С. 68 — 74.
  137. А.Б., Шостак В. И. Особенности сопряженного дыхания и кровообращения у лиц молодого возраста при психоэмоциональном напряжении, вызванном экзаменационной ситуацией // Физиология человека. 1992. — Т. 18, № 1.-С. 117−121.
  138. Ю.Л. Концепция исследования качества жизни в кардиологии // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. 2000. -№ 1. — С. 5 — 13.
  139. В.В., Квасов С. Е., Изуткин Д. А., Заботин В. В. Пути улучшения медицинского обслуживания и здоровья студентов // Здравоохран. Рос. Федер. 1998.-№ 9. — С. 16- 19.
  140. Л.А. Окружающая среда и здоровье детей // В кн.: Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред.
  141. А.А.Баранова и Л. А. Щеплягиной. М., 1998.-С. 101−161.
  142. В.Н. Концепция организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и пути ее реализации: Автореф. дис.. докт. мед. наук. М., 2004. — 47 с.
  143. Andersen K.L., Rutenfranz J., Masironi R., Seliger V. Habitual physical activity and health. Copenhagen: WHO Reg. Publ. Europ., 1999. — Series 6.
  144. Astrand J. Aerobik work capacity, its relation to age sex and other faktors //Circulat. Res. 1967. — Vol. 20, N 3. — P. 211 — 216.
  145. Black N. Why we needed to treat a clinically useful measure of treatment effect // Brit. Med. J. — 1996. — N 310. — P. 452 — 454.
  146. Cook J., Sackct D.L. The number needed to treat a clinically useful measure of treatment effect // Brit. Med. J. — 1995. — Vol. 310. — P. 452 — 454.
  147. Davies, J.B. Children’s and adolescents' attitudes towards alcohol and alco-holdependence // Alcohol and youth Ed. О / Jeanneret. Basel: Karger, 1983. — P. 42−53.
  148. Dill D. The economy of muscular exercise // Physiol. Rev. 1936. — Vol. 16. -P. 263.
  149. Dunn A.G.//Receptor.- 1988.-Vol. 8, N 1. P. 578 — 607.
  150. Eaton C.B., Schaad D.C., Ribicki В., Pearson T.A. et al. Risk factors for cardiovascular disease in USA medical students: the Preventive Cardiology Асаdemic Award Collaborative Date Project// Prevent. Medicine. 2000 — Vol.6, «N 2.-P. 14−22.
  151. Foxcroft D.R. Editorial special issue on adolescent health // J. Adolesc.-1997.' -N20.-P. 20−37.
  152. Glendinning A., Hendry L.B., Shucksmith J. Lifestyle, health and social class in adolescence // Soc. Sci. Med. 1995. — Vol. 41, N 2. — P. 235 — 248.
  153. Hendry L.B., Clcndinning A., Shucksmith J. Adolescent focal theories- age-trends in developmental transitions // J. Adolesc. 1996. — Vol. 19, N 4. — P. 307 -320.
  154. Hinton J. W. Streb, Gesundheit und Leistung von Universitats studenten // 2. ges. Hyg. 2001. — N 12 (36). — S. 634 — 635.
  155. Hyland M. E., Sodergren S. C. Relationship between lifestyle and minor health complaints // J. Nutr. And Environ. Med. 1998. — Vol.3. — P. 233 — 246.
  156. Israel S. Korpernormen bei Kindern aus sportmedizinischer Sicht // Theor. Prax. Korperkult. Berlin, 1983. — Bd 32, N. 1. — S. 43 — 47.
  157. Joffe A. Women’s health begins in pediatrics // Arch. Pediat. and Adolesc. med. 1987. — Vol.148, N 8. — P. 783 — 784.
  158. Jonsson B. Quality of life and health economics: Where is the link? // Scand. J. Gastrjenterol. Suppl. 1996. — Vol. 221. — P. 33 — 36.
  159. Kicinbaum D.G., Kuppcr L. L, Morgenstern H. Epidemiologic research- principles and quantitative methods. Belmont, California: Lifetime Learning Publications, 1982. -235 p.
  160. Lerner D.J., Amick B.C., Malspeis S.M., Rogers W.H., Gomes D.R.J., Salem D.N. The angina-related limitations at work questionnaire // Qual. Life Res. -2003.-Vol. 7.-P. 23−32.
  161. Lindholm L. Health motives and live values. A study of young persons' reasons for health // Scand. J. Caring Sci. 1997. — Vol. 11, N 2. — P. 81 — 90.
  162. Lundberg O. Childhood conditions, sense coherence, social class and adult ill health: exploring their theoretical and empirical relations //Soc. Sci. Med. 2002. -Vol.44, N6.-P. 821 -831.
  163. Manoharan A. A philosophy of health. Centerview, March 1982: 14−16 (1982).
  164. Michaud P.A., Martin J. La sante des adolescents vaudois de 16 a 19 ans: leur perceptions, leur pratigues et leur souhaits // Revue suisse de medecine (Praxis). -1983. -Vol. 49.-P. 1545−1553.
  165. McCormik M.L. et al. High-risk young mothers: infant mortality and morbidity in four areas in the United States, 1973−1978 // Amer. J. publ. Hith. 1983. — Vol. 74.-P. 18−23.
  166. McCormik M.L. et al. Rehospitalization in the first year of life for highrisk survivors // Pediatrics.- 1980. Vol. 66. — P. 991 -999.
  167. McCormik M.L. ct al. Injury and its correlates among I year old children// Amer. J. disturbed children. 1981. — Vol. 135. — P. 159 — 163.
  168. Muller R.T., Endler N.S., Parker J.D. The interaction model of anxiety assesses in two public speaking situations // Personality and Individual Differencies. -2000. Vol. l 1, N 4. — P. 371−377.
  169. Nutbcam D., Aaro L., Catford J. Understanding childrens' health behaviour: the implications for health promotion for young people // Soc. Sci. Med.- 1987.-Vol. 29, N3.-P.317−325.
  170. Nutbeam D., Aaro L, Wold B. The lifestyle concept and health education’with young people. Results from a WHO international survey //World Health Stat. Q. 2001. -Vol.44, N 2.-P. 55−61.
  171. Nutbeam D., Smith См Moore L., Bauman A. Warning! Schools can damage your health: alienation from school and its impact on health behaviour // J. Paedi-atr Child Health. 1993. — Vol. 29, N 1. — P. 25 — 30.
  172. Nutbeam D. Promoting health and preventing disease: an international perspective on youth health promotion // J. Adolesc. Health. 1997. — Vol. 20, N 5. — P. 396 — 402.
  173. Pavis S., Cunningham-Burley S., Amos A. Health related behavioural change in context- young people in transition // Soc. Sci. Med. 1998. — Vol. 47, N 10. -P. 1407−1418. ¦ •'
  174. Rahkoncn О., Lahclma E. Gender, social class and illness among young people // Soc. Sci. Med. 2002. — Vol. 34, N 6. — P. 649 — 656.
  175. , P.B. & Varga, P.E. The relationship between age of mother and child health and development // Amer. J. public health. 1981. — Vol. 78. — P. 810 — 817.
  176. Rumsfeld J.S., MaWhinney S., McCarthy M. Health-related quality of life as a predictor of mortality following coronary artery bypass graft surgery // JAMA. -1999. -Vol. 281, N 14.-P. 1298- 1303.
  177. Scherrer J. Physiologic du travail (Ergonomik). Paris, 1967. — 495 p.
  178. Schieken R.M., Clarke W.R., Laner R.M. The cardiovascular responses to exercise in children across the blood pressure distribution. The muscatine study // Hypertension. 2003.-Vol. 5, N 1. — P. 71 -78.
  179. P., Sabiston B.H. // J. Immunopharmacol. 1989. — Vol.5, N 1. — P. 22 -23.
  180. Smith M.S. Psychosomatic Symptoms in Adolescence // Med. Clinic. Amer.-1990. -Vol.74, N5.-P. 1121 1135.
  181. Thie J.F. Touch for health. Pasadena, 1987.
  182. Wallace H.M., Patric K., Parcel G.S., Igoe J.B. et al. Principals and Practices of Student Health // School Health. Vol. 2. — Oaklend, Calif, 2002. — 167 p.
  183. Wenger N.K., Naughton M.J., Furberg C.D. Cardiovascular Disorders // Quality of life and phar-macoeconomics in clinical trials. Philadelphia, 1996. — Ch. 91.-P. 883 -890.
  184. Wiklund I.K. Hypertension // Quality of life and phar macoeconomics in clinical trials. — Philadelphia, 1996. — Ch. 92. — P. 893 — 901.
  185. Williams G.H. Assessing patients wellness: new perspectives on quality of lifeand compliance // Amer. J. Hypertens. 1998. — Vol. 11, N 11. — P. 186S — 191S.
  186. Zanon A., Formentin P.A., Omozzolo G., Simioni G., Zonrato P. Domancla di salute in adolescenza // Minerva pidiatrica. 1994. — Vol.46, N 7 — 8. — P. 323 330.
  187. Zimprich H. Kinderpsychosomatic. Stuttgart: Thieme, 2004.
Заполнить форму текущей работой