Сиротские учреждения Советской России: история становления и проблемы функционирования
Кроме сокращения численности учреждений негативные тенденции этого времени коснулись и организации воспитательной работы, для которой стали характерными такие качества, как авторитарность, формальность, заорганизованность и регламент. В массе своей такая воспитательная тенденция привела к нивелированию, обезличиванию индивидуальности воспитанников. Тем не менее, в силу содержательности работы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Создание советской системы сиротских учреждений (1917 -1930-е гг.)
- 1. Предпосылки формирования системы сиротских учреждений в РСФСР
- 2. Становление и развитие сети сиротских учреждений в
- 1920-е годы
- 3. Эволюция системы сиротских организаций в период форсированной реконструкции общества (1930 — 1941 гг.)
- ГЛАВА II. Функционирование сети учреждений для детей-сирот в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 — 1950-е гг.)
- 1. Формы и методы защиты детей-сирот в военный период
- 2. Особенности развития системы учреждений для осиротевших детей в послевоенные годы
- ГЛАВА III. Становление и основные типы сиротских учреждений в 1960-е -1991 г
- 1. Государственное регулирование деятельности сиротских учреждений общий обзор)
- 2. Дом ребенка — государственное заведение для детей-сирот младшего возраста
- 3. Детский дом и школа-интернат как наиболее распространенные формы государственного попечения осиротевших детей
- 4. Детский дом семейного типа — одна из перспективных структур воспитания и развития детей сирот
Сиротские учреждения Советской России: история становления и проблемы функционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Проблема детского сиротства и социальной защиты детей-сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика помощи детям-сиротам менялась в зависимости от социально-политической ситуации в стране, степени вовлеченности общественности в профилактику и предупреждение сиротства в России и других факторов.
Социально-экономические, политические реформы в России оказали определенное воздействие на социальную сферу, что сказалось на уровне жизни российской семьи. Впервые со времен Великой Отечественной войны смертность превышает рождаемость, распадается каждый третий брак. К началу нового тысячелетия в России сиротами оказались около 700 тыс. детей, из них 95% - это сироты при живых родителях, т. е. социальные сироты.1 —.
Сегодня ясно без прогностических предположений, что изменения в политической, социальной и экономической сферах наряду с позитивными результатами больно ударили по социально уязвимым слоям населения, в частности по многодетным и малообеспеченным семьям. Социологи предсказывают ощутимое падение нравственных ценностей и норм, рост внебрачной рождаемости и отказных детей, активизацию преступности, что приведет к увеличению числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Интернатные учреждения для сирот и детей, лишенных попечения родителей, — строгое, казенное название целой планеты особого, обделенного родительским теплом детства. Если появление детей-сирот в нашей стране можно объяснить в годы революции и гражданской войны, в период репрессий и Великой Отечественной войны, то сегодня этот получающий все большее.
1 Карелова Г. Государство помогает самым бедным // Социальный мир. 2001. № 6. распространение феномен вызывает горечь и недоумение. Стал уже привычным термин «социальное сиротство», сиротство при живых родителях, ведь тех, у кого матери и отца нет в живых, в интернатных учреждениях лишь 5%.2 Сиротство как социальное явление непосредственно вызвано нездоровым состоянием общества, снижением в нем нормативов морали и нравственности.
Несмотря на развитие в последние годы приоритетных форм устройства детей-сирот на воспитание в семью (под опеку, попечительство, усыновление, патронат), отмечается рост количества государственных сиротских учреждений и воспитанников в них.3 Причем рост последних опережает открытие интернатов для детей-сирот, в связи с чем «сиротские учреждения переполнены, практически все регионы остро нуждаются в открытии новых учреждений этого типа».4 В то же время «современная государственная система социальной защиты сирот нуждается в коренном реформировании"5, что актуализирует необходимость научного осмысления исторического опыта организации и функционирования системы сиротских учреждений страны.
Анализ исторического опыта XX века приобретает особую значимость и актуальность в начале нового тысячелетия, так как он делает возможным осмысление тенденций, событий и фактов в сфере социальной защиты детей-сирот с целью выработки стратегии в будущем.
Мы далеки от того, чтобы идеализировать советскую систему сиротских учреждений. Историк обязан исследовать ее с исторических позиций, учитывая сложность, многомерность, порой противоречивость процессов, проходивших в изучаемой сфере с 1917 по 1991 гг. Однако представление о России как о сплошном лагере для заключенных противоречит как исторической реальности, так и успехам Советской России, ее победе в войне с фашистской Германией.
2 Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет) / Под общ. ред. А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. М., 1993. С. 36.
3 Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 172- О положении детей в Российской Федерации. 1998 год. / Под общ. ред. Г. Н. Кареловой. М., 2000. С. 42.
40 положении детей в Российской Федерации. 1997 год. / Под общ. ред. Г. Н. Кареловой. М., 1998. С. 54.
5 Сироты России: проблемы, надежды, будущее / Документы межрегиональной конф. (20 — 21 дек. 1993 г. Москва). М., 1994. С. 5.
Логика исторических событий требует рассмотреть как положительные тенденции социальной политики государства в предшествующий исторический период, так и ее отрицательные моменты.
Объектом исследования является система сиротских учреждений России как совокупность различных форм социальной практики.
Предмет исследования — механизмы организации социальной помощи детям-сиротам, типы сиротских учреждений, нормативно-правовое регулирование их деятельности.
Цель исследования заключается в системно-комплексном осмыслении и обобщении богатого и многогранного опыта становления и развития сети сиротских учреждений в период с 1917 по 1991 г. Достижение этой цели предполагает всесторонний анализ государственной политики в данной сфере, выявление особенностей функционирования учреждений для осиротевших детей, изучение конкретных типов таких учреждений, форм и методов работы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить процесс формирования и функционирования системы сиротских учреждений Советской России;
2. Определить основные этапы, принципы, закономерности и приоритеты государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3. Исследовать диалектику основных направлений социальной политики советской власти в области защиты детства и предупреждения сиротства;
4. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности государственных учреждений, органов местного самоуправления, негосударственных организаций в сфере защиты детей-сирот;
5. Выявить причины сиротства на отдельных этапах развития общества;
6. Проанализировать как общие, так и специфические черты опыта развития системы сиротских учреждений;
7. Охарактеризовать основные типы учреждений для осиротевших детей;
8. Выявить позитивные и негативные тенденции развития данной сферы в исследуемый период;
9. Воссоздать обобщенную и целостную картину развития системы сиротских учреждений России советского периода.
Хронологические рамки исследования охватывают период существования РСФСР в составе СССР. В целях создания целостного исторического контекста, выявления предпосылок создания системы сиротских учреждений Советской России хронологические границы исследования при необходимости расширяются.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность общенаучных и специальных исторических методов. В основу данной работы положены базовые принципы исторической науки: историзм и научность. В соответствии с принципом историзма система социальной защиты детей-сирот рассматривается во временной динамике в контексте соответствующего исторического фона. Принцип научности требует привлечения всей совокупности методов исторической науки. Данное исследование основано на конкретно-историческом и проблемно-хронологическом подходах, использовании системного, сравнительного и описательного методов. Важным методом стал и анализ документов: нормативных и директивных актов (постановлений, распоряжений, положений и т. д.).
Источниковая база исследования включает в себя архивные и опубликованные материалы. В работе использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) фонды № 393- 1575- 2306, 2313, 2129, 517, 102, 1779, 1803, 1828, 2315, 7279- Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) фонды № 2, 12, 16, 17- Российского государственного исторического архива фонд № 733- архива государственного центрального музея современной истории России фонд № 16- архива Академии педагогических наук фонд № 38.
Всю совокупность источников можно разделить на несколько групп.
Первую группу составляют законодательные документы, куда входят законы, постановления, распоряжения, регулирующие всю сферу социальной защиты осиротевших детей, положения, определяющие компетенцию местных органов самоуправления, а также положения и правила, регламентирующие деятельность сиротских организаций, в том числе и конкретных ведомств.
Ко второй группе источников относятся делопроизводственные документы и материалы (распорядительная документация, протоколы и журналы заседаний, отчеты). Распорядительная документация в виде приказов, инструкций, циркуляров и распоряжений отражает организацию управления структурными подразделениями для детей-сирот. Протоколы и журналы заседаний позволяют выявить особенности обсуждения вопросов, а также принятия решений. Отчеты являются неотъемлемой частью делопроизводственной документации. Они представлялись ежегодно всеми государственными и негосударственными учреждениями, а также благотворительными объединениями для осуществления контроля за их деятельностью и имели строго обозначенную структуру.
К группе источников статистического характера относятся опубликованные отчеты, материалы обзорно-аналитического характера, информационные сборники. Их анализ позволяет соотнести процессы, протекавшие на региональном уровне, с общероссийскими, внести системность в использовании фактологического материала и определить степень достоверности информации.
Особую группу источников составляют материалы центральной и местной периодической печати, содержащие информацию о деятельности отдельных благотворительных обществ по различным аспектам социальной защиты детей.
Разнообразные по характеру и содержанию источники обеспечивают необходимую для исследования репрезентативность и достоверность, позволяют решить поставленные задачи через их комплексное и критическое использование.
Степень исследованности темы. Изучение проблемы детского сиротства и его профилактики имеет свою историю. Первые попытки изучения института поддержки и защиты нуждающихся в России предпринимаются в у начале XIX в. Системный характер изучения социального призрения в отечественной историографии намечается лишь в последней трети XIX в., в контексте которого освещались и проблемы социальной защиты и поддержки детей. Традиция рассмотрения национальной системы социальной помощи в исторической ретроспективе была продолжена в трудах В. Герье, Н. Исакова, П. Лыкошина, П. И. Георгиевского, П. Горностаева, С. К. Гогеля, Е. Д. о.
Максимова и В. Андерсона. В этих работах показана эволюция взаимодействия государственной поддержки и частной благотворительности, отражена роль церкви в оказании социальной помощи нуждающимся.
По мере накопления практического опыта в деле детского призрения в конце XIX в. появляются исследования, открывающие новое направление в отечественной историографии. Первоочередное внимание в работах М. Д. Ван-Путерена, Н. А. Засецкого, Г. И. Лисенкова, М. Ошанина уделяется рассмотрению организации общественной поддержки по отношению к наиболее проблемным категориям детей: подкидышам и.
6 Стог А. Об общественном призрении. СПб., 1818.
7 Призрение — попечение, забота о нуждающихся, сирых, дряхлых, больных. Даль В. И. Толковый словарь. М., 2002.
8 Герье В. Записка об историческом развитии способов призрения в иностранных государствах и о теоретических началах правильной его постановки. СПб., 1897- Исаков Н. По вопросу об отношении государства к общественному призрению. М.: типография А. И. Снегиревой, 1894- Лыкошин П. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. СПб., 1901. Ч. 1, 2. Георгиевский П. И. Призрение бедных и благотворительность, СПб.,.
1894- Горностаев П. Об объединении деятельности учреждений, преследующих задачи детской помощи //Трудовая помощь. 1901. № 3- Гогель С. К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб., 1908; Максимов Е. Д. Очерк развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907; Максимов Е. Из истории государственного призрения в России. СПб., 1901: Максимов Е. Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895- Андерсон В. Несколько цифр из деятельности церковно-приходских попечительств // Трудовая помощь. 1908. № 5. незаконнорожденным9. В них предпринят сравнительный анализ организации помощи детям в земских и не земских губерниях России.
К началу XX в. были выработаны определенные методы по изучению социальной поддержки и защиты детей. Однако историческое освещение организации социальной помощи детям не преследовало научного осмысления данной проблематики и носило фрагментарный характер. Все теоретические наработки касались их возможности использования на практике.
Советский период (1918 — начало 1990 гг.) характеризуется изменением приоритетов исторической науки. На первое место выдвигается тема классовой борьбы, и в этом контексте переосмысливается социальное призрение детей, которое оценивается как несоответствующее «социалистическому пониманию задач». Изучение исторического опыта полисубъектной системы социальной помощи детям теряет свою значимость и не выделяется как самостоятельный предмет исследования.
Новый этап в изучении российского исторического опыта организации социальной помощи детям-сиротам начинается с 1990;х гг. Это связано с социально-экономическими преобразованиями, происходящими в российском обществе. На основании постановления Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. «О создании детских домов семейного типа» была подготовлена и проведена в ноябре 1990 г. Всесоюзная научно-практическая конференция «Семейный детский дом: проблемы теории и практики».10 В ее оргкомитет вошли Академия наук СССР (Институт социологии), Государственный комитет по образованию СССР, Министерство образования РСФСР и Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина. При подготовке конференции стало ясно, что обсуждение проблем детского дома семейного типа без анализа деятельности.
9 Радецкий И. М. Брошенные дети: Материалы к вопросу о подкидышах. СПб.- Издательство М. М. Ледерле и Ко, 1894- Ван-Путерен М. Д. Призрение бесприютных детей и подкидышей уездными земствами // Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины. М., 1895. Т. ХХУПВан-Путерен М. Д. Исторический обзор призрения внебрачных детей и подкидышей и настоящее положение этого дела в России. СПб., 1908, Лисенков Г. И. К вопросу о непрерывности призрения. СПб., 1902; О призрении незаконнорожденных детей / Сост. Н. А. Засецкий. Казань, 1902; Ошанин М. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912.
10 Детский дом семейного типа: проблемы и решения. Вып. Ill — М., 1992. — 70 с. всей системы помощи детям, лишенным родительского попечения, нецелесообразно. Поэтому фактически предметом общего обсуждения стала система государственного попечения в целом и место, занимаемое в ней детским домом семейного типа. В конференции приняли участие специалисты, представляющие правительственные учреждения, научные и практические организации, занимающиеся проблемами детей, оставшихся без родительского попечения, общественные организации и творческие союзы и родители-воспитатели детских домов семейного типа. Были представлены сообщения о практике работы, проблемах и перспективах деятельности учреждений, замещающих семейное воспитание, научные доклады с анализом и оценкой деятельности этих учреждений, выступления родителей-воспитателей детских домов семейного типа, состоялась дискуссия о социальных проблемах и возможностях компенсации сиротства.
Межрегиональная конференция «Сироты России: проблемы, надежды, будущее» была проведена Министерством образования Российской Федерации и в 1993 г. 11 В ней приняли участие педагоги, социологи, юристы, психологи. Конференция выработала «основные направления реформирования системы помощи детям-сиротам».
Изучение проблем сиротства в настоящее время вызвало к жизни появление новых работ, в которых этапы становления и развития социальной помощи в России получают новое историческое осмысление. В работах современных отечественных историков — JI. В. Бади, В. Н. Егошиной, П. И. Нещеретнего, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой, Р. А. Новикова представлены основные направления социальной защиты детства в контексте изучения общероссийских тенденций в сфере социального призрения. 12.
11 Сироты России: проблемы, надежды, будущее. / Материалы межрегиональной конф. М., 1994.-72 с.
12 Исторический опыт социальной работы в России / Л. В. Бадя. Л. И. Демина, В. Н. Егошина и др. М., 1994; Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М., 1993; Фирсов М. В.
Введение
в теоретические основы социальной работы. М.- Воронеж, 1997; Фирсов М. В. История социальной работы в России. М- 1998; Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России. М., 1995, Новиков Р. А. Историческое развитие общественного призрения детей и подростков в России (Хначало XX вв) — Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2001.
Попытки более детального рассмотрения проблемы социальной защиты детей с конкретизацией категорий и способов оказания помощи в отечественной историографии единичны. Заслуживают внимания работы Н. В. Елфимовой и А. М. Нечаевой.13 Краткий исторический очерк сиротских детских учреждений России предпринят В. В. Беляковым. 14.
В последнее десятилетие появились работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам развития личности детей, воспитывающихся вне семьи. Среди них можно выделить исследования И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан, А. А. Ярулова, А. Е. Горбушина, М. К. Бардышевской, С. Я. Скибинского и М.А. Егоровой15. Вопросы содержания и организации деятельности в реабилитационных центрах для несовершеннолетних изучаются Г. М. Иващенко, а в детских домах JI.K. Сидоровой 16. Проблемы социального сиротства разрабатываются И. Ф. Дементьевой и Е. В. Сакварелидзе 17. Выстраивается модель социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в трудах Н. Г. Травниковой, В. И. Кавериной, JI.T. Дулиновой18- жизненного и.
13 Егошина В. Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993; Нечаева A.M. 1) Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994. 2) Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000.
14 Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. М., 1993.
15 Дубровина И. В. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: очерки. М., 1995; Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1990; Прихожан A.M. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детском доме и школе-интернате. М., 1986; Ярулов А. А. Коррекция негативной психической напряжённости детей дошкольного и младшего школьного возрастов в условиях детского дома. Автореф. дис. канд. псих, наук. М., 1996, Горбушин А. Е. Преодоление социально-психологической отчуждённости воспитанников школ-интерантов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993., Бардышевская М. К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в детском доме. Автореф. канд. псих. наук. М., 1995., Скибинский С. Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997, Егорова М. А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
16 Иващенко Г. М. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей: содержание и организация деятельности. М., 2002, Сидорова JI.K. Организационно-педагогические условия деятельности детских домов на современном этапе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001.
17 Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., 2000, Сакварелидзе Е. В. Социальное сиротство как специфическое явление общественной жизни России. М., 2001.
18 Травникова Н. Г. Психологическая адаптация выпускников детских домов. Автореф. дис. канд. псих наук. СПб, 1995, Каверина В. И. Социокультурная адаптация детей-сирот. Автореф. канд. фил. наук. М., 1997, Дулинова JI.T. Социальная реабилитация безнадзорных детей и подростков в современной России (социологический аспект). Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2000. профессионального самоопределения в работах Т.А.
Макарченко и JI.C. Кочкиной 19.
Анализ отечественной историографии показывает, что происходит расширение круга изучаемых проблем как по истории, так и по содержанию социальной работы, в научный оборот вводится новый, разнообразный фактологический материал.
Тем не менее, при всей методической и информационной ценности опубликованных работ остается неизученным комплекс проблем, связанных со становлением, эволюцией и функционированием общероссийской системы сиротских учреждений. В связи с этим изучение и осмысление особенностей становления и развития системы учреждений для детей-сирот, динамика общероссийского опыта, обобщенный опыт всех субъектов системы представляет многоаспектный интерес, как с научной, так и с практической и познавательной стороны.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения малоизученной проблемы общероссийского масштаба — организации целенаправленной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, при участии государства, общественности и других субъектов социальной защиты детей-сирот в период с 1917 по 1991 г.
Введение
в научный оборот большого документального и историографического материала усиливает научную новизну и значимость диссертации.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены автором в трёх опубликованных научных статьях. Результаты исследования докладывались на городских и окружных методических семинарах, курсах повышения квалификации для руководителей.
19 Макарченко Т. А. Социально-профессиональная адаптация учащихся детских сиротских учреждений. Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1998. Кочкина Л. С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях детского дома. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. и педагогов сиротских учреждений г. Москвы и России. Обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры истории МГОПУ имени М. А. Шолохова (2001;2005 гг.). Отдельные теоретические положения, выводы и фактический материал исследования апробировались на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию МГОПУ им. М. А. Шолохова (22 февраля 2001 г. город Москва), и на региональной научно-практической конференции в МГОПУ (19 февраля 2003 г. город Москва).
Практическая значимость диссертации. Результаты научно-исследовательской работы могут быть полезны в дальнейших исследованиях по социально-экономической истории и при написании обобщающих трудов по отечественной истории, социальной политике государства, истории культуры и образования. Материалы исследования могут использоваться при составлении учебных пособий, подготовке общих и специальных исторических курсов в учебных заведениях. В связи с изменением концепции государственного социального обеспечения на современном этапе исторический опыт будет интересен и для специалистов по социальной работе. Результаты и выводы исследования помогут сохранить все ценное, что было накоплено в данной сфере в РСФСР.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Историческое развитие системы сиротских учреждение — сложный, диалектически противоречивый процесс. Нельзя рассматривать противоречия, присущие данной системе, вне их конкретного места в историческом развитии.
История социальной политики государства не может быть представлена как простое линейное, поэтапное движение к более высоким ступеням его организованности, к более сложной структуре. Не каждое структурное изменение, как и не каждое количественное, приводит к качественным изменениям всей системы. Более того, процессы изменения структурпроцессы подвижные, динамичные. Общие качественные характеристики выступают как гораздо более стабильные. Чтобы понять сущность конкретного этапа развития института социальной защиты детей-сирот, нельзя ограничиться определением ее структуры, элементов, надо проникнуть вглубь этой структуры, определить основания, принципы ее развития.
На основе изучения главных достижений отечественной историографии по поставленной в нашем исследовании проблеме, удалось установить, что отечественная историография накопила определенный и систематизированный материал, в котором освещались различные аспекты становления и развития системы защиты детей-сирот. Но исторические исследования монографического и диссертационного уровня не ставили целью комплексно-системное изучение проблемы за весь период существования РСФСР в составе СССР.
В исследовании проанализирована историческая динамика системы сиротских учреждений по этапам: 1920;е годы, 1930;е годы, в период Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.), послевоенное развитие (1946 — 1950;е гг.), проанализированы основные составляющие системы сиротских учреждений в 1960;е — 1991 г.
Исследуя материал по формированию системы сиротских учреждений в 1920;е годы, можно сделать следующие выводы:
Определяющее влияние на развитие сиротских учреждений в этот период оказывало социально-экономическое положение в стране и политико-идеологические установки большевистского руководства. Для начала 1920;х гг. характерны катастрофический уровень детского сиротства и беспризорности и государственные меры преимущественно чрезвычайного характера. С середины десятилетия ситуация стабилизируется, а государственная политика в данной сфере приобретает более планомерный характер.
Несмотря на тяжелое материальное положение и известное идеологическое давление, именно период 1920;х гг. характеризуется активным педагогическим поиском, развитием новаторских принципов и методов работы сиротских учреждений. Выдающиеся результаты этой работы особенно ярко проявились в деятельности ставшего легендарным А. С. Макаренко.
Именно в это время в основных чертах сложилась система сиротских учреждений Советского государства. Получили развитие различные виды и формы учреждений, была определена их ведомственная принадлежность, сложились механизмы взаимодействия, руководства и контроля. Было уточнено также и правовое положение детских домов и трудовых коммун.
В то же время в работе массовых сиротских учреждений сохранялось значительное число острых проблем. Важнейшей среди них следует считать проблему низкой квалификации и тяжелого положения значительной части педагогических кадров. Остро стояли также вопросы материального снабжения. Оставалась нерешенной до конца и проблема массовой «уличной» беспризорности.
Детские дома оставались одной из самых оптимальных форм государственного попечения осиротевших детей. Их многочисленность была обусловлена как крайне тяжелым экономическим положением страны, так и выполнением ими в связи с этим функций «домов спасения», которые кормили и лечили детей. В дальнейшем количественные характеристики детских домов были дополнены разнообразием их типов, что было обусловлено сменой их функций на воспитательно-образовательную, спецификой контингента детей (не только беспризорные, но и дети крестьян, сироты и полусироты), возрастом детей, особенностями местных условий, задачами, стоящими перед учреждениями, сроками пребывания детей в учреждении, поиском организации воспитательной системы, позволяющей гибко воздействовать на воспитанников.
В 1930; годы система защиты детей-сирот сделала новый, значительный шаг в своем развитии:
В начале 30-х годов происходит поворот в партийно-государственной образовательно-воспитательной политике в сторону тотального контроля за сферой образования, воспитания в сиротских учреждениях, что в значительной степени обуславливалось общей политической линией в стране, направленной на слом НЭПа, осуществление форсированной модернизации и укрепления режима личной власти Сталина. Однако традиции 20-х годов сохранили известный запас прочности.
В 1930;е гг. сформировалась достаточно гибкая, нестандартная система интернатных учреждений для сирот, включающая в себя дошкольные детские дома (3−7 лет), школьные детские дома (8−15 лет), смешанные детские дома (3−15 лет), пионердома, детские городки, детские трудовые коммуны для социально-запущенных детей (12 — 17 лет). Лучшим типом воспитательно-образовательного учреждения, наиболее полно отвечающим целям воспитания того времени, был признан детский дом. Существовало несколько типов детских домов: нормального типа, для трудновоспитуемых и умственно отсталых детей, лечебного, санаторного типа, для физически дефектных детей. Были и детские дома для детей бывших политкаторжан, ссыльно-переселенцев.
Существенный импульс в истории борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью придало постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Предусмотренное этим постановлением усиление материальной помощи детямсиротам, а также детям, чьи родители впали во временную нужду (как колхозникам, так и горожанам, особенно одиноким матерям), было реальной поддержкой ребенка, его семьи. Однако и это постановление корней детской безнадзорности и беспризорности не подрывало, так как это явление порождалось причинами глубокого социально-экономического характера, а не только «плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием организационного участия в этом деле советской общественности».
Воспитательно-образовательные процессы в стране шли интенсивно, бурно, противоречиво, осуществлялся интенсивный поиск новых методов и способов организации и деятельности сиротских учреждений. Процессы развития и торможения, творчества и догматизма сталкивались друг с другом. Порой догматизм и застой побеждали. Но доминанта была все-таки поступательной, что подтвердила победа в жестокой войне и выход СССР в число ведущих стран мира.
Военный период выявил черты политики Советского государства в сфере защиты детей-сирот особенно остро. Шла тяжелейшая война, но забота о детях-сиротах и детях, лишившихся родительского попечения, не только не ослабла, но, напротив, усилилась.
Великая Отечественная война породила массовое сиротство. Дети теряли родителей, погибших на фронте, умерших от голода и болезней, угнанных в рабство в Германию. Многие дети теряли связь с родителями в результате эвакуации, которая приняла огромные масштабы. Увеличение числа безнадзорных и беспризорных детей повлекло за собой расширение сети детских домов, особенно в тыловых областях и республиках РСФСР. Устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность, определялось как «важнейшее государственное дело».
Правительство и Наркомпрос РСФСР оказывали детским домам постоянное и всестороннее внимание. Был разработан комплекс мероприятий по организации питания и медико-профилактическому обслуживанию детей.
Воспитанники детских домов наряду с обучением имели необходимые возможности для развития своих творческих способностей, военно-физической подготовки, приобщались к общественно-полезной деятельности, к производительному труду.
Несмотря на принятие целого ряда постановлений Совнаркома РСФСР с 1941 по 1944 года о приеме, устройстве детей-сирот и об улучшении работы детских домов, условия жизни осиротевших, потерявших связь с родителями, находящихся в эвакуации без родителей, детей, были тяжелыми. Частыми были массовые заболевания из-за неудовлетворительного снабжения продуктами, их плохого качества, антисанитарии, плохого отопления.
Число детских домов и их воспитанников быстро возрастало с первых дней войны по всей стране. В вопросе устройства и размещения детей — сирот важную роль сыграли организация школьных интернатов, групп продленного дня, детских площадок при школах, создание инициативных детских домов, содержащихся на средства колхозов. Сохранялись такие формы устройства детей, как патронат, опека и усыновление, кроме того предусматривалось бесплатное размещение детей-сирот в постороннюю для них семью. Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, детей партийных работников, а также детейсирот, родители которых погибли в борьбе с врагом были созданы специальные военно-учебные заведения — «суворовские училища», в которых до 85% воспитанников были детьми погибших на войне.
Анализируя этот период, необходимо сделать главный вывод: в самый критический период существования страны нужды осиротевших детей находились в сфере особого интереса государства.
Основная причина трудностей в развитии системы сиротских учреждений в послевоенный период — административно-командная система управления в условиях крайней идеологизации всех сфер общественного развития. Продуманное планирование на основе научно-обоснованных нормативов и четкое разделение функций подменялись выдвижением очередного лозунга и стремлением достичь желаемого результата путем жесткого администрирования из центра, изданием целого набора постановлений и приказов, порой совершенно волюнтаристских. Не было необходимого для обеспечения социальной защиты детей-сирот комплексного подхода.
Рассмотрев развитие системы сиротских учреждений в послевоенный период, можно констатировать:
— проблемы улучшения жизни детей-сирот продолжали оставаться в центре внимания партийных и советских властей. Основным принципом воспитательно-образовательной политики государства в учреждениях для детей-сирот было непрерывное улучшение качества образования и воспитания, охват интернатными учреждениями всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение материально-технического обеспечения этих учреждений.
— постановления по улучшению работы детских домов, интернатов принимались на самых высших властных уровнях: съездах, в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и РСФСР. По решению ЦК КПСС, в 1956 году начали создаваться школы-интернаты для детей-сирот. Наряду с опекой над сиротами, интернаты предполагали взять под свой контроль детей одиноких матерей, детей, чьи семьи нуждались в помощи государства.
— в соответствии с идеологией советского времени воспитательно-образовательный процесс в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был тесно связан с трудовой деятельностью. Воспитанники детских домов и школ-интернатов выполняли и производственные задачи. Широкое развитие получили также формы художественно-творческой, досуговой деятельности. Позитивной стороной работы детских домов этого времени является отказ от казарменного режима деятельности.
— в процессах развития системы сиротских учреждений в послевоенный период сталкивались противоречивые моменты: борьба за количество подобных учреждений и за качество образовательно-воспитательного процесса в них и недостаточная ее научная основа, захлестывание формализма во взаимодействии воспитателя и воспитанника. К недостаткам следует отнести и большую наполняемость групп (30−35 человек). В то же время шел активный поиск форм организации детей-сирот: школы-интернаты, группы с продленным днем и др., но не всегда качество обучения и воспитания соответствовало ожидаемому уровню.
Тем не менее, исследуемый период можно назвать периодом особого внимания политиков, руководителей государства к нуждам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Развитие системы сиротских учреждений — это развитие, в первую очередь, конкретных ее типов: домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, детских домов семейного типа и др.
Главная задача домов ребенка, пока они существуют, — сохранить детям жизнь. Следующая группа задач — возможно более полная реабилитация детей, исправление «поломок», оздоровление, охрана здоровья и одновременно с ними коррекция и реабилитация нервнопсихического развития, формирование социального поведения, личности ребенка. Решаются эти задачи в каждом доме ребенка различно. Это определяется состоянием поступающих детей, возможностями учреждения. Но есть общие принципы работы домов ребенка, есть критерии, по которым они оцениваются. Необходима хорошая, четкая работа, доброе, терпеливое, вдумчивое ведение каждого ребенка.
Преобразования, происходящие в обществе в 1950;е — 1960;е годы, обусловили изменения и в системе социально-педагогической помощи детям-сиротам. В 1956 году начали создаваться школы-интернаты для детей-сирот, которые предполагали взять под свой контроль детей одиноких матерей, детей, чьи семьи нуждались в помощи государства.
Последующий период времени был посвящен преобразованию детских домов школьного типа в интернатные учреждения. Исследования свидетельствуют, что подобная практика себя не оправдала, и детский дом по-прежнему остался наиболее оптимальной формой государственного учреждения для детей, лишенных родительского попечения.
Позитивной стороной работы детских домов этого времени является отказ от казарменного режима деятельности.
1960;е годы рассматриваются как годы спада в системе интернатных учреждений. Число детских домов было значительно сокращено. Статистические данные свидетельствуют: в 1965 году существовало 1761 детский дом, в них воспитывалось 172,9 тысячи детейв 1989 году — 736 детских домов, в них воспитывалось 66,2 тысячи детей.
Кроме сокращения численности учреждений негативные тенденции этого времени коснулись и организации воспитательной работы, для которой стали характерными такие качества, как авторитарность, формальность, заорганизованность и регламент. В массе своей такая воспитательная тенденция привела к нивелированию, обезличиванию индивидуальности воспитанников. Тем не менее, в силу содержательности работы, имеющихся и глубоко укоренившихся позитивных традиций, действовавших в предшествующий период, спад в работе сиротских учреждений был выявлен не сразу. Он проявил себя позднее, в 70-е годы, вследствие чего деятельность детских домов 70-х годов исследователи называют «закрытой зоной». Несмотря на происходящие события, часть детских домов сумела сохранить свои лучшие традиции.
С 1976 по 1985 годы прирост числа детей-сирот по стране составил 35%.
За период с 1980 по 1989 годы число школ-интернатов увеличилось с 182 до 291, а численность воспитанников в этих учреждениях — с 53,8 до 64,4 тысячи. Но исследователями была обнаружена и новая негативная тенденция, касающаяся изменения социального состава воспитанников: подавляющее большинство теперь составили дети, отобранные по суду или «отказные». Появились группы детей с диагнозом — задержка психического развития (ЗПР), дети родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, находящихся на лечении в наркодиспансерах и психиатрических клиниках. Изолированность интернатных учреждений, их закрытость значительно осложняла и затрудняла организацию воспитательной работы. Социально-опасная тенденция в основном касалась периода конца семидесятых (1976 г.) и была приостановлена в 1985 году.
1985 год охарактеризован исследователями как начало качественно нового этапа в государственной политике в отношении к детям-сиротам и детям, лишенных родительского попечения, что связано с принятием государственных документов (Постановления № 85 от 24 января 1985 г. № 872 от 31 июля 1987 г.), касающихся коренного улучшения не только материального обеспечения детей-сирот, но и их обучения и воспитания, защиты интересов и профессиональной подготовки, оздоровления, установления льгот выпускникам этих учреждений.
Проблемы этого периода связаны с укреплением материальной базы детских интернатных учреждений, в частности, с необходимостью выполнения капитального ремонта, так как 35% детских домов и 85% домов ребенка находятся не в специальных, а в приспособленных зданиях, которые или подлежат сносу, или же нуждаются в коренной реконструкции. Следствием имеющихся проблем является отсутствие надлежащих условий для полноценного физического и психического развития личности воспитанников, кружковой работы. Особенно много нерешенных проблем, по данным Государственного комитета СССР по статистике, имели место в домах-интернатах для детей-инвалидов, находящихся в системе Министерства социального обеспечения.
Исследования показали, что существующая система общественного воспитания не может быть признана удовлетворительной, так как ведет к отставанию психического и личностного развития воспитанников, вследствие отсутствия соответствующей природе ребенка организации социальной жизни в учреждениях указанного типа.
Среди основных причин создавшегося положения исследователями называются следующие: дефицит общения детей со взрослымибезосновательное перемещение ребенка-сироты из учреждения в учреждение или из группы в группугоспитальный принцип организации жизненного пространстванедостаточный контакт с социальным окружениемотстранение воспитанника от организации быта, питания и т. д.- частая смена персонала, его недостаточная профессиональная исихолого-педагогическая подготовкажесткая регламентация жизни и деятельности ребенка и воспитателя.
Имеется подтверждающая статистика: в 1989 году всего детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, насчитывалось 453,4 тысячи человек. Из них под опекой находилось 289,9 тысячи человек, остальные — в интернатных учреждениях.
На этом этапе, по инициативе Советского Детского Фонда имени В. И. Ленина, родилось общественное движение, связанное с организацией новой формы поддержки осиротевших детей — детских домов семейного типа. Наряду с их созданием получила признание и такая общественно-государственная форма заботы, как опекунская семья. Преимущественным аспектом названных форм поддержки детей-сирот является интеграция в них общественных, коллективных и семейных идей воспитания, соединение принципа гуманности, принятого в обществе 80-х гг., с традициями семьи, необходимостью взаимной ответственности и обязательств.
Развитие сети новых детских учреждений предусматривало сохранение системы государственных интернатных учреждений при условии следующих изменений: создание разновозрастных группограничение числа воспитанников до 5−6 на одного ухаживающего взрослогообеспечение свободных контактов детей с окружающей средойусиление психолого-педагогической подготовки преподавательского составадейственной работы психологических служб в детских домах.
Изучение жизнедеятельности детских домов семейного типа выявило и основные проблемы, которые стояли перед ними к концу исследуемого периода. Среди них можно выделить:
— отсутствие четкой системы комплектования детских домов семейного типа, родителей-воспитателей и отбора воспитанников;
— неполное выполнение требования «Временного положения о детских домах семейного типа 1989 г.» о комплексной оценке специалистами особенностей семьи, на основе которой создается детский дом семейного типа;
— необоснованность практики передачи детей, требующих систематического наблюдения, коррекционной работы в детские дома семейного типа, расположенные в местах, где отсутствуют необходимые специалисты;
— наконец, «Временное положение» не определяло, кто несет ответственность за формирование и функционирование детских домов семейного типа: местные исполкомы, район, город, область, республика, отделение Детского фонда, органы народного образования и т. д.
Решение названных и других проблем позволяет утверждать, что детские дома семейного типа как форма реабилитации и социализации детей необходимы и прогрессивны. Но дальнейшее их развитие будет зависеть от того, насколько государство и общество смогут смягчить удары нестабильности и инфляции по таким семьям, помочь им, поддержать родителей-воспитателей, на плечи которых ложится все более и более увеличивающийся груз проблем.
Список литературы
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
- ГАРФ. Фонд 393 «Центральный Совет общества „Друг детей“», 19 291 935 гг., on. 1,
- ГАРФ. Фонд 2306 «Народный комиссариат просвещения» (1917−1946 гг.), Министерство просвещения РСФСР (1946−1991 гг.)), оп. 69, 75, 5, 108, 1, 13
- ГАРФ Фонд 1575 «Главное управление социального воспитания и политехнического образования наркомата просвещения», оп. 7, 112.
- ГАРФ Фонд 2313 «Главный политпросвет комитет наркомпроса», оп.6, 17
- ГАРФ Фонд 2129 оп.108, 119, 2. «Государственный Совет защиты детей», «Чрезвычайная комиссия при ВЦИК по улучшению жизни детей
- ГАРФ Фонд 517 «Всесоюзный союз учителей и деятелей по народному образованию», on. 1
- ГАРФ Фонд 102 «Департамент полиции МВД», оп. 244
- ГАРФ Фонд 1779 «Канцелярия временного правительства», on. 1
- ГАРФ Фонд 1803 «Государственная комиссия по народному образования при Министерстве народного просвещения временного правительства», оп. 1
- ГАРФ Фонд 1828 «Коллекция документов по истории народного образования Московской губернии», on. 1
- ГАРФ Фонд 2315 «Министерство просвещения временного правительства», on. 1
- Российский государственный архив социально-политической истории1. РГАСПИ)
- РГАСПИ Фонд 2 «В.И. Ленин» (1882- 1923 г. г.), on. 1
- РГАСПИ Фонд 12 «Н.К. Крупская», оп.1-, 2
- РГАСПИ Фонд 16 «Комиссия ЦИК СССР по увековечиванию памяти В.И. Ленина», on. 1
- РГАСПИ Фонд 17 «ЦК КПСС» (1903−1942 г. г.), оп. 126
- Российский государственный исторический архив (РГИА)
- РГИА Фонд 733, «Департамент народного просвещения», оп. 229.
- Архив центрального государственного музея современной истории1. России17. Фонд 16 «Н.К. Крупская»
- Архив Академии педагогических наук РФ18. Фонд 38 «Н.К.Крупская»
- XV лет работы по улучшению жизни детей (Стенограмма заседания Президиума ВЦИК 20 февраля 1936 г). М., 1936. С. 12
- Закон Верховного Совета СССР от 18 марта 1946 г. «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946−1950 гг.» // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917 1973. С. 6 -44
- Инструкция НКП РСФСР от 29 августа 1944 г. «О порядке передачи воспитанников детских домов на воспитание в семьи трудящихся» // Справочник по вопросам охраны детства М., 1951. С.50
- Письмо Наркомторга РСФСР от 5 мая 1943 года. // ГА РФ. Фонд 2306, оп. 69, ед. хр. 3006(1)
- Постановление Совета Министров СССР «О создании детских домов семейного типа» от 17 августа 1988 г. // Собрание постановлений правительства СССР. М., 1988. № 10. С.524−531
- Постановление Совнаркома СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» // Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. М., 1942. № 2. С.24−26
- Постановление СНК СССР от 1 сентября 1943 г. «Об улучшении работы детских домов» // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917- 1973. С.354−355
- Постановление СНК СССР от 10 ноября 1944 г. «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей» // Народное образование в
- СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 19 171 973. С.355−356
- Протокол заседания правительственной комиссии по вопросам детских домов от 24 июля 1945 года «О крупных недостатках в детских домах» // ГАРФ, фонд 2306, оп. 75. ед.хр.109
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. «Об усыновлении» // Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938−1944 гг.). М., 1945. С.234
- О детдоме: Резолюция научно-педагогической секции ГУСа о детдоме (сентябрь 1924 г.) //Детский дом. Вып. 3. М.- Л, 1932. С.11−13.
- О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью: Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 августа 1926 г. // Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974. С.348−350.
- О мероприятиях по народному просвещению: Постановление 2-й сессии ВЦИК XI созыва, 15 октября 1924 г. И Народное образование в СССР:
- Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917—1973 гг.1. М., 1974. С.24−27.
- О прикреплении мастерских детдомов к фабрично-заводским предприятиям: Циркуляр Главсоцвоса № 69 от 8 января 1929 г. // Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С.38−39.
- О создании на предприятиях ученических бригад из воспитанников детдомов для трудовой подготовки подростков: Циркуляр Наркомпроса
- РСФСР. № 55 от 24 декабря 1929 г. // Детский дом. Вып. 3.1. М.- Л., 1932. С.42−43.
- Об обеспечении детских учреждений Народного комиссариата просвещения и Народного комиссариата здравоохранения помещениями: Декрет СНК лето 1921 г. //Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С. 10−11.
- Об учреждении Государственной комиссии по просвещению: Декрет ВЦИК и СНК от 9 ноября 1917 г. // Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974. С.9−11.
- Об учреждении Совета защиты детей: Декрет СНК от 4 февраля 1919 г.// Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974. С.342−343.
- Обслуживание детских интересов: Резолюция партийного совещания по вопросам народного образования (декабрь 1920 январь 1921 г.) // Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С. 6−7.
- Положение о сельскохозяйственном ученичестве воспитанников детских домов в совхозах 1926 г. // Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С. 37.
- Положение об охране здоровья подростков и детей РСФСР: Декрет СНК РСФСР от 15 сентября 1921 г. // Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917—1973 гг. М., 1974. С.346−347.
- Положение об учебно-производственных мастерских и сельских хозяйствах для воспитанников детских домов, беспризорных и безнадзорных детей (5 октября 1928 г.) // Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С.39−42.
- Предупредительные меры в борьбе с беспризорностью: Из резолюции СНК РСФСР по докладу народного комиссара просвещения 1925 г. // Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С. 11.
- О положении и работе детских домов: Постановление Деткомиссии при ВЦИК от 8 июня 1928 г. // Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С.21−22.
- Положение о детском доме: Утвержено НКП 16 июня 1926 г., согласовано с НКФ, НКЗдр., НКЮ // Детский дом. Вып. 3. М.- JL, 1932. С.13−14.
- Положение о трудовых коммунах подростков: Утверждено президиумом коллегии НКП 24 декабря 1925 г. // Детский дом. Вып. 3. М.- Д., 1932. С.14−16.
- Указ президента СССР о восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20−50 годов от 13 августа 1990 г. Бюллетень Верховного суда СССР 1990 № 5 с. 43.1. Сборники
- Законодательство о браке и семье и практика его применения. Сб. Свердловск, 1989. С.84
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917 1973. М. 1974. С. 354−356
- Сборник законодательных актов, руководящих и ведомственных материалов о несовершеннолетних. М., 1959. С. 153
- Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР. М., 1933. № 7. Ст. 21
- Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР. М., 1934. № 40. Ст. 252. С. 331 -332
- Собрание законов и распоряжений правительства СССР. М., 1932. № 62. Ст. 360. С. 163−166
- Собрание узаконений и распоряжений правительства РСФСР. 1930. № 57. Ст. 685. С. 899
- Собрание законов и распоряжений правительства СССР. М., 1935. № 32. Ст. 252. С. 473−477
- Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. — М., 1942. № 2. С. 24−26
- Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 1944 гг.). М., 1945. С. 234
- Собрание узаконений и постановлений правительства РСФСР. М., 1943. № 9. Ст. 25
- Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. 1990. № 2. С.23
- Собрание постановлений Правительства СССР .М., 1963. № 8. С .157
- Сборник постановлений Правительства РСФСР. М., 1975. № 1. С. 20
- Сборник постановлений Правительства СССР. М., 1984. № 5. С.26
- Собрание постановлений Правительства СССР. М 1987.№ 42. С.891−908
- Ведомости съездов народных депутатов СССр и Верховного Совета СССР, М .1990. № 16. С 269, № 23. С 422
- Статистический пресс-бюллетень Государственного комитета СССР по статистике. М., 1991. № 7.С.7−9
- Сборник законодательных актов, руководящих и ведомственных материалов о несовершеннолетних. М., 1959. С .153
- Руководство для врачей домов ребенка. М., 1987. С.269
- Сборник постановлений правительства РСФСР М., 1958. № 1. С.29−38
- Народное образование, наука и культура в СССР. Сб. статей М.1971. С.80−81
- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб.документов. 1917−1973. М., 1974. С. 123,С.354−3561. Диссертации, авторефераты
- Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в детском доме. Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
- Горбушина А.Е. Преодоление социально-психологической отчуждённости воспитанников школ-интернатов. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1993.
- Дулинова JI.T. Социальная реабилитация безнадзорных детей и подростков в современной России (социологический аспект). Автореферат дисс. канд. социлог. наук. М., 2000.
- Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
- Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот. Автореферат дисс. канд. фил. наук. М., 1997.
- Карамышева З.Ш. Педагогические проблемы социально-правовой охраны несовершеннолетних детей в РСФСР (1917−1932 гг.). Автореферат дисс. канд. юр. наук. М., 1976
- Карташева Н.С. Оценка здоровья и совершенствование медико-профилактической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме, автореферат дисс. канд. мед. наук. М., 1997.
- Кочкина JI.C. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
- Макарченко Т.А. Социально-профессиональная адаптация учащихся детских сиротских учреждений. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1998.
- Новиков Р.А. Историческое развитие общественногопризрения детей и подростков в России (X начало XX вв.). Автореферат дисс. канд. ист. наук. М., 2001.
- П.Сидорова JI.K. Организационно-педагогические условия деятельности детских домов на современном этапе. Автореферат дисер. канд. пед. наук. М., 2001.
- Скибинский С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореферат дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997.
- Сосновская Г. П. Школы-коммуны и детские городки в РСФСР в 19 181 926 гг.: Автореферат дисс. канд. юр. наук. М., 1964.
- Травникова Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детских домов, автореферат дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999.
- Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряжённости детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома. Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 1996.1. Книги и статьи
- Автухов И.Т. Детский дом. М. Пг., 1923. С.47
- Актуальные проблемы современного сиротства. М., 1993. С.5
- Анайкина Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922−1991 гг.). М., 2001. С.146−148
- Аристова Н.Г. Детский дом семейного типа: социологический анализ // Детский дом семейного типа: проблемы и решения. Вып. III. (Матер. Всесоюзн. научно-практ. конф. «Семейный детский дом: проблемы теории и практики»). М., 1992. С.5−16
- Ачильдиева Е.Ф. Городская многодетная семья. Социологические иссследования. 1990. № 9.
- Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья: социальный портрет // Детский дом семейного типа: проблемы и решения. Вып. III. (Матер. Всесоюзн. научно-практ. конф. «Семейный детский дом: проблемы теории и практики»). М., 1992. С. 17
- Байкин B.C. Детдомовские сороковые. М., 1991
- Бахрушин С. Организация попечения о беспризорных детях в Москве. -М., 1916. С. 1−2
- Беляков В.В. О некоторых истоках и причинах современного сиротства // Актуальные проблемы современного детства. М., 1992. С.39
- Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. М., 1993. С.21
- П.Беляков В. В. Забота о детях в годы войны (1941−1945) // Воспитание школьников. 1988.№ 1. С.54
- Брутман В.И. Ранее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М., 1994. 65с.
- Владимиров Буданов М. Д. Обзор истории русского права. Пг. — Киев, 1915. С.81
- Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах социального сиротства. М., 1989
- Гернет М.Н. Преступления гитлеровцев против человечности. М., 1946. С.16
- Гессен И.В. Узаконение, усыновление и внебрачные дети. СПб, 1910. С.73
- Гидулянов П.В. Брак, развод, отыскание отцовства и усыновление. М., 1925. с.51
- Горшкова Е.А. Из истории развития детских домов // Проблемы и перспективы совершенствования воспитательной работы в детском доме. М., 1990. С. 19
- Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М., 2000
- Дети без семьи // Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет) / Под общ. ред.А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. М., 1993. С.36−42
- Дети в семейном детском доме // Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет) / Под общ. ред.А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. М., 1993. С.31−35
- Детская беспризорность и детский дом. М., 1926. С. 158
- Детский дом: уроки прошлого: Сб. / Сост. Г. Л. Мыльников. М., 1990. 190с.
- Детский дом семейного типа: проблемы и решения. Вып. III. (Матер. Всесоюзн. научно-практ. конф. «Семейный детский дом: проблемы теории и практики»). М., 1992. 70с.
- Довгалевская А.И. Семейное воспитание приемных детей. М., 1948. С. З
- Дорожкина О.А. Сиротство в России: историко-педагогический анализ. Тамбов, 2000. С.26
- Драпкина И. Из опыта первичной работы с трудновоспитуемыми детьми //Детский дом: Сб. Вып.1. Б.м., 1928. С.40−46.
- Егошина В.Н. и др. Из истории призрения и социального обеспечения в России. М., 1993. 70 с.
- Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса, 1909. С.400
- Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. М., 2000. № 3. С.58−67
- Зензинов В. Беспризорные. Париж, 1929. С. 230
- Земсков В.Н. Гулаг (историко-социологический аспект). // Социологические исследования. 1991. № 6. С. 11
- Иванов А.Г. Опытно-показательные школы Норкомпроса РСФСР (19 181 937 гг.) Ярославль, 1969.
- Иванова Н.П., Рыбинский Е. М. и др. О некоторых социально-психологических проблемах семейных детских домов // Социальные проблемы сиротства / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. М., 1992. С.63−69
- Исторический опыт социальной работы в России / Под. общ. ред. Л. В. Бадя. М., 1994.256с.
- История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941 1945 гг.: В 6-ти тт. Т.4. М., 1962. С.616
- Королева В.М. Организация и развитие учебно-воспитательных учреждений для социально запущенных детей и подростков в 20-е годы // Вопросы истории педагогики в СССР и за рубежом: Сб. трудов. М., 1974. С.131−150.
- Корст Н. Наши пути и достижения: (Итоги работы опорного дет. поселка МОНО) //Детский дом: Сб. Вып.1. Б.м., 1928. С.59−66
- Крупская Н.К. К вопросу о детях // Педагогические сочинения. В 6 т. М., 1980. Т.2. С.260−264
- Крупская Н.К. Предисловие // Детский дом. Вып. 3. М.- Л., 1932. С.4−5.
- Кузнецова И.М. Охрана интересов детей при усыновлении // Законодательство о браке и семье и практика его применения. Свердловск, 1989. С.84
- Лиханов А.А. Бремя молодости. М., 1989. С. 160
- Лиханов А.А. Дети без родителей. М., 1987
- Лишенные родительского попечения: Хрестоматия / Ред сост.
- B.С.Мухина. М., 1991. 223с.
- Луначарский А.В. Народное просвещение РСФСР: Доклад на IV Всероссийском съезде работников просвещения СССР. // Народное просвещение. М.- Л., 1927. № 4. С.3−24.
- Луначарский А.В. Приветствие Луначарского Всероссийской конференции работников детских домов (15−20 ноября 1927 года) // Детский дом: Сб. Вып.1. Б.м., 1928. С.5−8.
- Люблинский П.И. Охрана детства и борьба с беспризорностью за 10 лет // Право и жизнь. М., 1927. Кн.8. С.27−36.
- Материалы III Всероссийской конференции по охране детства (1930). М.- Л., 1930.
- Михащенко А.Л. История общего образования в России: XX век. -Курган, 2000.
- Мурзин С. О работнике детского дома // Детский дом: Сб. Вып.1. Б.м., 1928. С.78−81.
- Мюллер Норберт. Вермахт и оккупация (1941 1944). М., 1974. С. ЗЗЗ-336
- Народное образование в РСФСР. М., 1923.
- Народное образование в СССР. М., 1957
- Народное образование в СССР: 1917−1967. М., 1967.
- Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. М., 1971.1. C.44−45, 78−79
- Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 1994. С.22−28
- Нечаева A.M. Охрана материнства и детства в СССР. М., 1988
- Нечаева A.M. Правовая охрана детства В СССР. М., 1987
- Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 129−130
- Нюрнбергский процесс.- М., 1957. Т1. С. 124−133
- О детдоме: резолюция научно-педагогической секции. (сентябрь 1924.) Детдом .вып.З М.1932. С. 11−13
- Озерецкий Н.И. Трудновоспитуемые дети. М.-Л., 1932. С. 93
- О положении детей в Российской Федерации. 1994 год / Под общ. ред. Л. Ф. Безлепкиной. М., 1995. 100 с.
- О положении детей в Российской Федерации. Госуд. доклад. 1997. М., 1998. Под общей редакцией Г. Н.Кареловой
- О положении детей в Российской Федерации. Госуд. доклад. 1998. М., 2000. Под общей редакцией Г. Н.Кареловой
- Ответы НКЮ на запросы учреждений // Пролетарская революция и право. М., 1919. № 2−4. С.115−124.
- Отчет Рабочего патроната. Л., 1925.
- Охрана детства в СССР. М., 1979
- Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941 -1961 гг.). М., 1988. С.22
- Ошанин М.О. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912. с.98
- Пергамент А.И. Опека попечительство. М., 1996. С.10
- Петренко С.А. Притяжение добра. М., 1988
- Печальная статистика детства // Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет) / Под общ. ред.А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. М., 1993. С.15−17
- Подопечные дети // Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет) / Под общ. ред.А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. М., 1993. С.43−45
- Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет) / Под общ. ред. А. А. Лиханова, Е. М. Рыбинского. М., 1993. С. 37
- Положение детей в СССР: Состояние. Проблемы. Перспективы. М., 1990. С.93
- Попов А.А., Плеханов A.M. От кадетских корпусов России к суворовским военным училищам войск НКВД (МВД) СССР (1731−1960 гг.): Исторический очерк. М., 1998. С.40−41
- Прихожан A.M. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. М., 1986.
- Проблемы и перспективы совершенствования воспитательной работы в детском доме. М., 1990
- Проблемы сиротства и деятельность учреждений, защищающих семейное воспитание. М., 1992. Вып.2. С.47
- Проблемы сиротства и организация государственной помощи детям, лишившимся родительского попечения. М., 1992. Вып.1. С.43−45
- Сакварелидзе Е.В. Социальное сиротство как специфическое явление общественной жизни России. М., 2002
- Свердлов Г. М. Война и правовая охрана детей в СССР. Ташкент, 1943. С.15
- Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург, 1997. 130с.
- Социальная работа в России: прошлое и настоящее: Сб статей и матриалов. Ставрополь, 1998. 342с.
- Социальные проблемы сиротства: Сб. ст. / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. М., 1992
- Справочник по вопросам охраны детства. М. 1951. С. 17
- Справочник по законодательству для прокурорско следственных и судебных работников / Под общ. ред. Куликова В. В. T.l. М., 1962. С.515
- Стучка П. Женщина перед советским судом // Советская юстиция. 1930. № 13.С. 2
- Субботина К.И. Народное образование и бюджет. М., 1965. С.76
- Сухоруков М.М. Модели социальной деятельности в России в переходный период (февраль 1917 1921 гг.) // Социальная работа в России: прошлое и настоящее: Сб. ст. и мат-лов. М.- Ставрополь, 1998. С.204−220.
- Теттенборн 3. Задачи опекунских учреждений по новому праву И Пролетарская революция и право. М., 1919. № 2−4. С.64−73.
- Угарова Е. К вопросу об опорных детучреждениях СПОН // Народное просвещение. М.- JL, 1927. № 4. С.69−74.
- Фрухт Э.Л., Хрикулова М. А., Денисенко Е. В. О домах-интернатах для детей-инвалидов \ Проблемы сиротства и организации государственной помощи детям, лишимся родительского попечения. Вып.1. Ответственный редактор Н. Г. Аристова. М. 1992. С.48
- Фунт И. Организация трудно-воспитуемых подростков на работе с кроликами: (Из опыта работы Брянской трудовой колонии) // Детский дом: Сб. Вып.1. Б.м., 1928. С.57−59.
- Черников В.Г. Ленинская забота о детях-сиротах. Ташкент, 1988. С.44
- Чирикова 3. Примачество и усыновление // Вестник советской юстиции. М., 1927. № 3.
- Шабалов С. Об опеке и попечительстве // Еженедельник советской юстиции. 1935. № 9. С214
- Шульга 3. Из работы методсекции детдомов // Детский дом: Сб. Вып.1. Б.м., 1928. С.81−84.
- Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984.
- Яковлева И.А. Детский дом среда для социальной адаптации сирот // Социальные проблемы сиротства / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. М., 1992.1. С.147−151