Заключение.
Колониальные империи
Но было и другое. Многие европейцы верили в необходимость колониализма как средства приобщения отсталых народов к достижениям цивилизации, видели в этом свое особое предназначение. «Неси это гордое бремя, — писал в конце XIX в. английский поэт и писатель Редьярд Киплинг в своем знаменитом стихотворении «Бремя белого человека», — родных сыновей пошли на службу тебе подвластным народам на край… Читать ещё >
Заключение. Колониальные империи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В освободившихся странах выросло поколение, которому такие понятия, как колониализм, колониальное угнетение, знакомы разве что по школьным учебникам, по рассказам родителей. Но колониальное прошлое постоянно напоминает о себе, потому что колониализм глубоко изменил социальный, экономический, политический и культурный облик десятков стран мира с населением в сотни миллионов человек. И сегодня не прекращаются споры об исторической роли колониализма. Колониальные завоевания осуществлялись с необыкновенной жестокостью. В их ходе, а также в результате беспощадной эксплуатации, во время многочисленных антиколониальных восстаний погибли десятки миллионов людей. Колониализм обогатил метрополии, превратил колонии в источники дешевого сырья и рабочей силы, рынки сбыта продукции экономически развитых стран, поле деятельности иностранного капитала. В 50-е гг. нашего века только из Африки вывозилось около 98% алмазов, добывавшихся в капиталистическом мире, 80% кобальта, 56% золота, 38% хрома, 36% марганца, 27% меди. Сложилась своеобразная экспортная специализация колониальных стран. И сегодня Индия ассоциируется у нас с хлопком, чаем, табаком, Египет и Судан — с хлопком, Бразилия — с кофе и каучуком, Австралия и Новая Зеландия — с шерстью, Золотой Берег — с какао, Сенегал и Гамбия — с арахисом, Занзибар — с гвоздикой… Конечно же, такое одностороннее развитие хозяйства сужало возможности колониальных стран, ставило их в прямую зависимость от быстро меняющейся ситуации на мировых капиталистических рынках, от конъюнктуры мировых цен.
Колониализм оставил в наследство освободившимся странам серьезнейшие социально-экономические, политические и этнические проблемы, от решения которых в значительной мере зависит их будущее. Пограничные споры, межгосударственные и межэтнические конфликты, унесшие в последние десятилетия многие миллионы жизней в странах Азии и Африки, чаще всего уходят своими корнями в колониальное прошлое.
Но было и другое. Многие европейцы верили в необходимость колониализма как средства приобщения отсталых народов к достижениям цивилизации, видели в этом свое особое предназначение. «Неси это гордое бремя, — писал в конце XIX в. английский поэт и писатель Редьярд Киплинг в своем знаменитом стихотворении „Бремя белого человека“, — родных сыновей пошли на службу тебе подвластным народам на край земли — на каторгу ради угрюмых мятущихся дикарей, наполовину бесов, наполовину людей… При жизни тебе не видеть порты, шоссе, мосты — так строй их, оставляя могилы таких, как ты!» Киплинг Р. Рассказы; Стихотворения: Пер. с англ. / Сост., вступ.ст., примеч. А. М. Долинина. — Л.: Художественная .
литература
1989. С. 38.
Лучшая часть европейского и американского общества много сделала для того, чтобы помочь отсталым народам избавиться от рабства и работорговли, нищеты, болезней и голода. Именно аболиционисты — противники рабства и работорговли в Америке и в Европе — после длительной (XIX — начало XX вв.) борьбы добились поэтапной отмены сначала работорговли, а затем и рабства, включая и те его формы, которые существовали еще до колониального вторжения. В колонии шли миссионеры и врачи, инженеры и учителя. Среди них было немало настоящих подвижников. В поисках лучшей доли отправлялись туда десятки и сотни тысяч переселенцев из Европы, в основном бедняков. Их потомки уже в первом-втором поколениях считали колонии своей родиной. Миллионы «белых индийцев» жили в Индии, «белых африканцев» — в Южной Африке, Алжире (во Франции их презрительно называли «черноногие»), белые общины существовали во многих других азиатских и африканских странах. Члены этих общин занимали более высокое социальное, экономическое и политическое положение, чем основная масса жителей колоний, но и среди белых поселенцев были бедняки. Распад колониальной системы обернулся для очень многих жителей колоний личными трагедиями. Массовый исход белых жителей Алжира, Бельгийского Конго, португальских колоний, Южной Родезии из этих стран после достижения ими независимости был вынужденным, а в метрополиях их не очень ждали…
«Европа с ее огромным научным, техническим, культурным опытом и капиталами, энергия европейских переселенцев, — писал блестящий русский историк проф. Р. Ю. Виппер, — создали в колониях основы современного транспорта и средств связи, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, образования и медицины, новые формы экономической деятельности. Был заложен фундамент современной государственности — законодательной, исполнительной и судебной власти» Виппер Р. Ю. История нового времени: учеб. пособие. — М.: ЧеРо, 1999. — С.112. Колониальные державы руководствовались, прежде всего, своими интересами, но в результате происходило также становление и развитие новых общественных отношений, появились новые общественно-политические силы — массовые партии, организации, профсоюзы, способные возглавить борьбу колоний за политическое освобождение. Таким образом, колониализм против собственной воли ускорил политическое пробуждение народов колоний, подъем национально-освободительных движений, распад мировой колониальной системы и появление десятков новых независимых государств.