Совершенствование методики проектирования запорной арматуры с использованием численных методов
Выполненная оценка взаимного влияния НДС деталей арматуры показала, что при рассмотрении совместного деформирования корпуса и крышки клиновой задвижки КЗ 13 010−100 относительное увеличение максимального значения суммарных перемещений составляет около 200%, а отклонение уплотни-тельной поверхности седла от ее номинального положения увеличивается в 1,5 раза. Это говорит о необходимости… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Анализ методик прочностного расчета запорной арматуры
- 1. 1. 1. Критерии оценки герметичности запорного узла при возникновении деформаций вследствие действия эксплуатационных нагрузок
- 1. 1. 2. Существующие критерии оценки прочности и жесткости деталей арматуры
- 1. 1. 3. Расчет на прочность и жесткость корпусных деталей трубопроводной арматуры
- 1. 2. Характеристика численных методов расчета прочности деталей и конструкций машин
- 1. 2. 1. Основные положения метода конечных элементов
- 1. 2. 2. Верификация программного комплекса А^УБ
- 1. 3. Постановка задач исследования
- 1. 1. Анализ методик прочностного расчета запорной арматуры
- 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НДС ДЕТАЛЕЙ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ ЗАТВОРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ
- 2. 1. Определение характера распределения напряжений и упругих деформаций в корпусных деталях клиновых задвижек
- 2. 1. 1. Построение геометрических моделей
- 2. 1. 2. Построение конечноэлементных моделей
- 2. 1. 3. Оценка качества построения конечноэлементной модели
- 2. 1. 4. Анализ полученных результатов
- 2. 1. 5. Анализ влияние деформаций корпусных деталей на выполнение условия герметичности затвора
- 2. 2. Исследование взаимного влияния напряженно-деформированного состояния корпусных деталей клиновых задвижек на выполнение условия герметичности затвора
- 2. 2. 1. Исследование взаимного влияния деталей без учета контактных взаимодействий
- 2. 2. 2. Исследование взаимного влияния деталей с учетом контактных взаимодействий
- 2. 2. 3. Оценка влияния совместного деформирования корпусных деталей на выполнение условия герметичности затвора
- 2. 3. Результаты и
- 2. 1. Определение характера распределения напряжений и упругих деформаций в корпусных деталях клиновых задвижек
- выводы по разделу
- 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК НА НДС ДЕТАЛЕЙ АРМАТУРЫ И ВЫПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАТВОРА
- 3. 1. Исследование влияния монтажных нагрузок
- 3. 1. 1. Построение геометрических моделей
- 3. 1. 2. Построение конечноэлементных моделей
- 3. 1. 3. Особенности моделирования болтового соединения
- 3. 1. 4. Анализ влияния монтажных нагрузок на НДС деталей
- 3. 1. 5. Анализ влияния монтажных нагрузок выполнение условия герметичности затвора
- 3. 2. Исследование влияния процесса гидравлических испытаний и явления гидроудара
- 3. 2. 1. Влияние гидравлических испытаний пробным давлением на НДС деталей запорной арматуры и выполнение условия герметичности затвора
- 3. 2. 2. Исследование влияния явления гидравлического удара на напряженно-деформированное состояние арматуры
- 3. 3. Анализ влияния монтажных нагрузок и процесса гидравлических испытаний на выполнение условия герметичности затвора
- 3. 4. Расчет и анализ влияния на НДС деталей арматуры и выполнение условия герметичности затвора температурных нагрузок
- 3. 5. Результаты и
- 3. 1. Исследование влияния монтажных нагрузок
- выводы по разделу
- 4. ОПТИМИЗАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ КЛИНОВЫХ ЗАДВИЖЕК ПО
- МАССОГАБАРИТНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
- 4. 1. Исследование зависимости напряжений и деформаций от давления рабочей среды и определение критериев оптимизации
- 4. 2. Определение целевой функции для оптимизации клиновых задвижек
- 4. 3. Результаты и
- выводы по разделу
- ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Совершенствование методики проектирования запорной арматуры с использованием численных методов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для надзора за надежной и безопасной эксплуатацией технологических трубопроводов в соответствии с требованиями ПБ-03−585−03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов) проводятся ревизии, в том числе ревизии и ремонт установленной трубопроводной арматуры. Сводные данные по ремонтному фонду запорной трубопроводной арматуры на предприятиях нефтегазовой отрасли, представленные на 2-ом межотраслевом семинаре «Прочность и надежность нефтегазового оборудования» [43], приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Сводные данные по ремонтному фонду запорной трубопроводной арматуры.
Условный проход DN, мм Кол-во, шт Кол-во арматуры, требующей ремонта, шт/год Кол-во арматуры, ремонтируемой своими силами, шт/год Кол-во арматуры, ремонтируемой сторонними предприятиями, шт/год до 50 106 891 15 051 14 262 112.
50−150 743 743 33 436 18 176 6678.
200−400 31 403 5713 2967 1106.
500−600 2402 665 272 278.
800−1200 2026 393 192 103.
Более 95% эксплуатируемой запорной трубопроводной арматуры составляет арматура с условным проходом ЭЫ<150 мм, объем ремонтного фонда которой в среднем составляет около 6% [43]. Разница между количествами арматуры, требующей ремонта и ремонтируемой своими и сторонними силами, представляет собой неремонтопригодные изделия. Средняя доля неремонтопригодных изделий в ремонтном фонде арматуры данных условных проходов приближается к 20% [43]. При этом в диапазоне условных проходов от 50 до.
150 мм (более 83% эксплуатируемой арматуры) доля неремонтопригодных изделий составляет более 25% [43]. К основным дефектам, выявляемым при проведении ревизий запорной арматуры, относятся [34.39, 54]:
• отсутствие герметичности в затворе арматуры;
• протечки, связанные с наличием пор или трещин в материале корпусных деталей арматуры;
• отсутствие герметичности фланцевых и сальниковых уплотнений, связанное с применением несоответствующих условиям эксплуатации материалов.
Отсутствие герметичности в затворе арматуры является причиной более 80% отказов трубопроводной арматуры, которые приводят к нарушению нормального режима функционирования оборудования или к аварийным ситуациям, последствиями которых могут быть экономические потери, повреждение оборудования, загрязнение окружающей среды и т. д. [54]. Потеря герметичности в затворе может являться следствием [34, 35, 54]:
• конструктивных недостатков арматуры, проявляющихся в нарушении взаимного расположения уплотнительных поверхностей затвора вследствие недостаточной жесткости корпусных деталей;
• качества изготовления уплотнительных поверхностей деталей затвора и их сборки;
• абразивного или коррозионного повреждения деталей затвора;
• других причин.
На этапе проектирования трубопроводной арматуры можно спрогнозировать вероятность нарушения герметичности затвора вследствие деформаций уплотнительных поверхностей его деталей. Однако, существующие аналитические методы расчета деталей трубопроводной арматуры на прочность и жесткость не позволяют определить деформации уплотнительных поверхностей затвора и проверить выполнение условия герметичности.
Метод конечных элементов, реализованный в различном программном обеспечении [4, 51, 56, 60, 62], уже достаточно продолжительное время используется для проведения расчетов напряженно-деформированного состояния и расчетного обоснования прочностной надежности оборудования и трубопроводов, используемых в атомной энергетике. В связи с потребностями развития и совершенствования оборудования объем использования данного программного обеспечения метода постоянно возрастает [51].
Вместе с тем, подобное программное обеспечение до недавнего времени практически не использовалось в нефтегазовой отрасли, несмотря на существующую потребность в точной оценке надежности вновь создаваемого оборудования и остаточного ресурса эксплуатируемого. Это связано в первую очередь с отсутствием методических разработок в данном направлении, регламентирующих границы и способы применения данного программного обеспечения, хотя в последнее время работы в данном направлении ведутся [25]. Под руководством д.т.н., профессора Тарасенко A.A. детально проработана методика исследования НДС вертикальных стальных резервуаров и других конструкций нефтегазотранспорт-ных систем [63, 64]. В работах [40,41], выполненных на кафедре «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» Самарского государственного технического университета, рассмотрены вопросы использования МКЭ при расчете резьбовых соединений обсадных колонн. Также метод конечных элементов применяется для определения НДС трубных систем подогревателей сетевой воды [48], расчетов змеевиков печей пиролиза [50] и обсадных колонн скважин [44].
В связи с этим актуальным является разработка методики расчета на прочность и жесткость деталей на основе использования современных численных методов, позволяющей оценить деформации уплотнительных поверхностей затвора запорной арматуры.
Цель выполнения настоящей работы: Разработать методику проектирования запорной арматуры с использованием численных методов, позволяющую выполнять оценку герметичности затвора с учетом нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации.
Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать влияние изменения напряженно-деформированного состояния корпусных деталей трубопроводной арматуры на герметичность затвора.
2. Предложить и обосновать расчетные схемы для проведения анализа напряженно-деформированного состояния корпусных деталей методом конечных элементов, позволяющие учитывать при проектировании деформации уплотнительных поверхностей затвора запорной арматуры.
3. Оценить влияние совместного деформирования деталей клиновых задвижек с учетом нагрузок, возникающих в процессе ее сборки, на герметичность затвора.
4. Установить степень влияния на возникновение деформаций уплотнительных поверхностей, приводящих к потере герметичности затвора клиновых задвижек, нагрузок, возникающих в процессе их эксплуатации на технологических трубопроводах.
5. Разработать рекомендации по оптимизации конструкций клиновых задвижек на основании расчетов, выполненных по предложенной методике расчета на прочность и жесткость с учетом требований по герметичности затвора.
Научная новизна работы состоит в следующем:
• Установлена корреляционная зависимость между величиной деформаций корпусных деталей запорной трубопроводной арматуры и выполнением условия герметичности затвора;
• Предложены методы оценки прочности и жесткости конструкций деталей запорной трубопроводной арматуры, позволяющие при проектировании учитывать взаимное деформирование деталей и различные виды нагрузок, возникающие в процессе эксплуатации;
• Разработаны расчетные схемы для оценки прочности и жесткости корпусных деталей клиновых задвижек, позволяющие определить деформации деталей уплотнительных поверхностей затвора и оценить вероятность нарушения герметичности затвора.
Практическая ценность диссертации:
1. Внедрение предложенной методики в процесс проектирования запорной трубопроводной арматуры позволило более точно оценить прочность и жесткость создаваемой конструкции, определить деформации деталей затвора и уменьшить число отказов арматуры по причине нарушения герметичности затвора. 2. Предложенные рекомендации по оптимизации использованы при разработке новых клиновых задвижек КЗ 13 010−100, КЗ 13 010−300, обладающих максимальной прочностью и жесткостью при минимальных массогабаритных показателях.
Разработанные в диссертации методики и полученные результаты легли в основу процесса проектирования клиновых задвижек КЗ 13 010−100, КЗ 13 010−300, КЗ 13 010−400 и поворотного затвора К399 002−200 Курганского завода трубопроводной арматуры «ИКАР», а так же при подготовке курсовых и дипломных проектов студентами специальности «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» .
По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ. Ее основные положения и результаты докладывались на III научно-технической конференции «Автоматизация и прогрессивные технологии» (г.Новоуральск, 2002 г.), научно-технической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.И. Мурав-ленко «Нефть и газ: проблемы недропользования, добычи и транспортировки» (г.Тюмень, 2002 г.), национальной конференции с международным участием «Инженерная механика 2003» (Чехия, г. Свратка, 2003 г.), международной научно-технической конференции «Проблемы развития ТЭК Западной Сибири на современном этапе» (г. Тюмень, 2003 г.), всероссийской учебно-практической конференции «Применение программного комплекса ANSYS в решении инженерных задач» (г.Уфа, 2004 г.), совещании руководителей и главных специалистов Научно-промышленной ассоциации арматуростроителей «Роль стандартизации, сертификации и метрологии в повышении качества производства и ремонта трубопроводной арматуры» (г.Курган, 2004 г.), XI международной научно-технической конференции «trans & MOTAUTO'04» (Болгария, г. Пловдив, 2004 г.), II российской межвузовской научно-технической конференции «Компьютерный инженерный анализ» (г. Екатеринбург, 2005 г.).
Диссертационная работа состоит из введения, 4 разделов, выводов, списка использованных источников, содержащего 65 наименований, и приложения.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
1. Выполненное исследование НДС корпусных деталей трубопроводной арматуры показало наличие зависимости между деформациями корпусных деталей и герметичностью затвора. Установлено, что для клиновой задвижки ТЛ13 001−500 ТУ26−07−1615−93 деформации корпусных деталей при нагруже-нии рабочим давлением приводят к неравномерному деформированию уп-лотнительных поверхностей деталей затвора (максимальное смещение по оси Ш"0,1 мм, степень неравномерности деформирования 50%, максимальное отклонение плоскостности 0,018 мм), что приводит к потере герметичности затвора и отказу арматуры.
2. Предложенные и обоснованные на основе опыта эксплуатации и результатов предварительных и приемочных испытаний образцов расчетные схемы для проведения анализа НДС корпусных деталей клиновых задвижек методом конечных элементов позволяют локализовать места концентрации напряжений и определить деформации уплотнительных поверхностей затвора, что дает возможность выполнить оценку герметичности затвора.
3. Выполненная оценка взаимного влияния НДС деталей арматуры показала, что при рассмотрении совместного деформирования корпуса и крышки клиновой задвижки КЗ 13 010−100 относительное увеличение максимального значения суммарных перемещений составляет около 200%, а отклонение уплотни-тельной поверхности седла от ее номинального положения увеличивается в 1,5 раза. Это говорит о необходимости использования предложенных конечноэле-ментных моделей и расчетных схем для учета рассмотренных нагрузок в процессе проектирование запорной арматуры.
4. Установлено, что при проведении расчета на прочность и жесткость с учетом нагрузок, возникающих при монтаже запорной арматуры на трубопроводе, происходит изменение распределения деформаций в деталях и относительное увеличение максимальных суммарных перемещений на 5%. Исследование НДС деталей при моделировании процесса гидравлических испытаний позволило установить рост деформаций на 24%. Учет температурного расширения материала деталей приводит к увеличению максимальных значений суммарных перемещений более чем в два раза.
5. На основании проведенных расчетов на прочность и жесткость с использованием предложенной методики оценки НДС деталей определены характерные точки на корпусных деталях, для которых определена целевая функция. Минимизация целевой функции при ограничениях, накладываемых на прочность и жесткость конструкции, обеспечивающей герметичность затвора, позволяет получить оптимальную конструкцию клиновой задвижки. Разработанные методики были использованы ОАО «Икар» при разработке клиновых задвижек К313 010−100, К313 010−100, К313 010−400 ТУ4111−40−218 147−93.
Список литературы
- ANSYS Commands Reference. ANSYS Release 8.1 Documentation. ANSYS Inc., 2004.
- ANSYS Connection Users Guide. ANSYS Release 8.1 Documentation. ANSYS Inc., 2004.
- ANSYS Element Reference. ANSYS Release 8.1 Documentation. ANSYS Inc., 2004.
- ANSYS Multiphysics Summary of Features http://www.ansys.com/products/multiphysics-features.asp (15.05.05).
- Basic Analysis Procedures Guide. ANSYS Release 8.1 Documentation. ANSYS Inc., 2004.
- Christenson B. DesignSpace 6.0 Higlights //Ansys Solutions. 2001, Volume 3. Number 2. — P. 12 — 16.
- Crawford, John. Contact element techniques: Examing the effect of stiffness // Ansys Solutions. 2001, Volume 3. Number 3. — P. 23 — 24.
- Crawford, John. Evaluating Mesh Density //Ansys Solutions. 1999, Volume 1. Number 2. — P. 12 — 16.
- Crawford, John. Geometry transfer: Problems, Causes, and remedies // Ansys Solutions. 2001, Volume 3. Number 2. — P. 26 — 27.
- Crawford, John. Guidelines for good Analysis: A step-by-step process for obtaining meaningful results // ANSYS Solutions. 2003, Fall. — P. 69−74.
- Fietkiewicz B.J. DeGroot R.J. Integrated Product Development at Modine Manufacturing // Ansys Solutions. 2001, Volume 3. Number 3. — P. 6 — 8.
- Modeling and Meshing Guide. ANSYS Release 8.1 Documentation. ANSYS Inc., 2004.
- Structural Analysis Guide. ANSYS Release 8.1 Documentation. ANSYS Inc., 2004.
- Арматура и детали трубопроводов. Давления условные пробные и рабочие. Ряды. ГОСТ 356–80. М.: Изд-во стандартов, 1980.-9 с.
- Арматура трубопроводная. Корпуса и крышки. Методические указания по расчету допускаемых напряжений и методам оценки прочности. РД 24.207.04−90. ЦКБА ЛНПОА «Знамя труда» им. И. И. Лепсе, 1991.-52с.
- Басов К.А. ANSYS в примерах и задачах / Под общ. ред. Д. Г. Красковского. М.: КомпьютерПресс, 2002. — 224 е.: ил.
- Белобородов A.B. Оценка качества построения конечноэлементной модели в ANSYS // Материалы II Российской межвузовской научно-технической конференции «Компьютерный инженерный анализ». -Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2005. С.78−84.
- Введение в компьютерный конструкционный анализ: Методические указания по курсу «Компьютерная диагностика» / О. М. Огородникова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 47 с.
- Гейер В.Г., Дулин В. С., Боруменский А. Г., Заря А. Н. Гидравлика и гидропривод. М.: Недра, 1970. — 302с.
- Гуревич Д.Ф. Расчет и конструирование трубопроводной арматуры М.-Л.: Машиностроение, 1964, 832 е., с илл.
- Гуревич Д.Ф., Шпаков О. Н. Справочник конструктора трубопроводной арматуры. Л.Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1987.-518 с.
- Задвижки клиновые с выдвижным шпинделем РИ 4,0 МПа (40 кгс/см) Программа и методика испытаний. КЗ 13 010−200 ПМ1. Курган: ОАО «Икар», 1999.
- Задвижки клиновые с выдвижным шпинделем РИ 4,0 МПа (40 кгс/см) Расчет силовой и прочностной. КЗ 13 010−200 РР. Курган: ОАО «Икар», 1999.
- Задвижки клиновые с выдвижным шпинделем до РИ 4,0 МПа (40 кгс/см2). Технические условия. ТУ 3741 024 — 218 147 — 99. — Курган: ОАО «Икар», 1999.
- Задвижки клиновые с выдвижным шпинделем до РИ 4,0 МПа (40лкгс/см). Технические условия. ТУ 26 07 — 1615 — 93. — Курган: ОАО «Икар», 1993.
- Каменских А.С. Анализ неисправностей трубопроводной арматуры возникающих в процессе эксплуатации // Международный специализированный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». 2004, № 6 (15). — С.74.
- Каменских А.С. Анализ неисправностей трубопроводной арматуры возникающих в процессе эксплуатации // Международныйспециализированный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». 2005, № 1 (16). — С.72.
- Каменских A.C. Расследование несчастных случаев с участием трубопроводной арматуры // Международный специализированный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». 2004, № 2 (11).-С. 46.
- Каменских A.C. Статистика неисправностей трубопроводной арматуры // Международный специализированный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». 2002, №№ 1 .2 (2.3). — С.45.
- Каменских A.C. Статистика неисправностей трубопроводной арматуры Itft II Международный специализированный журнал «Трубопроводнаяарматура и оборудование». 2003, № 1.6 (4.9). — С.46.
- Каменских A.C. Статистика неисправностей трубопроводной арматуры // Международный специализированный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». 2004, № 1.5 (10.14). — С.44.
- Кантария С.Н. К проблеме расчета резьбовых соединений обсадных колонн / С. Н. Кантария, B.JI. Папировский // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.:Технические науки. ft -2001, № 11. С.29−32
- Кантария С.Н. Повышение прочностных характеристик конических соединений обсадных труб с трапецеидальным профилем резьбы: Автореф. дис. к. т. н. // Уфимский ГНТУ Уфа: 2004. — 24с.
- Каплун А.Б., Морозов Е. М., Олферьева М.А. ANSYS в руках инженера: Практическое руководство. М.: Едиториал УРСС, 2003. -272 с.
- Кузнецов В.Г. Оценка напряженного состояния крепи арктических & скважин при их промерзании / В. Г. Кузнецов, A.B. Белобородов, К.В.
- Сызранцева // Специализированный журнал «Бурение и нефть». — 2004, № 1. С.16−17.
- Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок (ПНАЭ Г-7−002−86) / Госатомэнергонадзор СССР. М.: Энергоатомиздат, 1989. — 525 с.
- Огородникова O.A. Исследование точности результатов моделирования напряженно-деформированного состояния упругих тел МКЭ / O.A. Огородникова, Г. Ю. Огородников // Научно-технический журнал «Информационная математика», 2004. № 1(4). — С.209−215.
- Руденко A.C. Влияние напряженно-деформированного состояния трубных систем на эксплуатационную надежность подогревателей сетевой воды теплофикационных турбин: Автореф. дис. к. т. н. // УГТУ-УПИ Екатеринбург: 2004. — 24с.
- Сегерлинд J1. Применение метода конечных элементов. Пер. с англ. Под ред. Б. Е. Победри, М.: Мир, 1979.- 392 с.
- Симарчук A.C. Совершенствование метода расчета змеевика печи ^ пиролиза с учетом локальных концентраторов напряжений: Автореф.дис. к. т. н. // Уфимский ГНТУ Уфа: 2004. — 24с.
- Соколов B.JI. Опыт эксплуатации и ремонта трубопроводной арматуры на объектах ООО «Кинеф» / B.JI. Соколов, A.B. Смирнов // Отраслевой научно-технический журнал «Арматуростроение». — 2004, № 6 (32). С. 43−45.
- Справочник по сопротивлению материалов / Писаренко Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В.В.- Отв. ред. Писаренко Г. С. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наук, думка, 1988. — 736с.
- Сызранцев В.Н. Использование метода конечных элементов для анализа конструкций трубопроводной арматуры / В. Н. Сызранцев, К.В.
- Сызранцева, A.B. Белобородов // Материалы научно-техничес-кой конференции «Нефть и газ: проблемы недропользования, добычи и транспортировки».- Тюмень.-2002. С.130
- Сызранцев В.Н. Современные методы расчета и диагностикиусталости трубопроводной арматуры / В. Н. Сызранцев, К. В. Сызранцева, A.B. Белобородов // Отраслевой научно-технический журнал «Арматуростроение» № 6 (32). 2004. С. 62−65
- Сызранцев В.Н., Сызранцева К. В. Расчет напряженно-деформированного состояния деталей методами конечных и граничных элементов: Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.1. Аг" -111с.
- Сызранцева К.В. Методическое и программное обеспечение измерения напряжений в деталях машин датчиками деформаций интегрального типа: Дис. к.т.н. // КГУ Курган: 1998. — 154 с.
- Тарасенко A.A. Напряженно-деформированное состояние вертикальных стальных резервуаров при ремонтных работах. М.:
- ОАО «Издательство «Недра», 1999. 270 с.:ил.
- Тарасенко A.A., Пирожков В. Г., Иванцова С. Г. Использование программных комплексов для расчета нефтегазовых объектов: Учебноепособие. М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2004. — 197с.:ил.
- Чигарев A.B., Кравчук A.C., Смалюк А.Ф. ANSYS для инженеров: Справ, пособие. М.: Машиностроение-1, 2004. 512 с. Шабров H.H. Метод конечных элементов в расчетах деталей тепловых двигателей. -JI. Машиностроение, 1983. 212 е., ил.