Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в условиях повышения их финансово-хозяйственной самостоятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо также отметить, что создание эндаумента потребует повышения эффективности системы управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений, формирования действенных механизмов контроля использования доходов от целевого капитала, прозрачных процедур использования средств, эффективной системы раскрытия информации об использовании доходов от целевого капитала. Отсутствие прозрачных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы финансового обеспечения системы общего образования
    • 1. 1. Финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных учреждений: его содержание и структура
    • 1. 2. Модели, механизмы и источники финансового обеспечения системы образования
    • 1. 3. Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения. образовательных учреждений
  • 2. Анализ и оценка финансового обеспечения в сфере общего образования Республики Татарстан
    • 2. 1. Анализ финансового обеспечения общеобразовательных учреждений Республики Татарстан
    • 2. 2. Оценка эффективности финансового обеспечения общеобразовательных учреждений Республики Татарстан
    • 2. 3. Финансовое обеспечение образовательных учреждений Республики Татарстан в условиях перехода к автономных образовательным учреждениям
  • 3. Совершенствование финансового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений Республики Татарстан
    • 3. 1. Механизм управления финансовым обеспечением образовательных учреждений в условиях повышения их самостоятельности
    • 3. 2. Организационно-финансовая модель функционирования региональной образовательной системы

Финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в условиях повышения их финансово-хозяйственной самостоятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. К числу современных важнейших экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наукаусиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей экономики.

Развитие и модернизация образования в нашей стране является важным и многосложным процессом. Находясь между глобальными и национальными интересами, между материальными и духовными компонентами конкретной жизни, образование встало перед необходимостью создания нового механизма финансового обеспечения образования, реорганизации бюджетного процесса на уровне образовательного учреждения, повышения его инвестиционной привлекательности и финансово-хозяйственной самостоятельности. Проблемой регионов и Российской Федерации в целом является слабая адап-тированность к рынку. Современные требования к высокому уровню образования и квалификации работников на рынке труда ставят соответствующие задачи перед рынком образовательных услуг. Для того чтобы адекватно вписаться в действующие экономические условия необходима модернизация институциональной организации системы образования в целом и по ее отдельным уровням.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Исследование механизма финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений приобретает особую актуальность в условиях реструктуризации межбюджетных отношений, внедрения новых механизмов оценки результативности бюджетных расходов и поиска альтернативных источников финансирования, способствующих инновационному развитию образовательных учреждений.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на актуальность развития механизма финансового обеспечения в условиях повышения финансово-хозяйственной самостоятельности системы образования, в научной литературе эта проблема освещена не достаточно. Отдельные аспекты экономических отношений в образовании представлены в исследованиях И. В. Абанкиной, С. А. Белякова, В. А. Вифлеемского, JI.C. Гребнева, В. Н. Турченко, В. В. Чекмарева, И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова, В. Н. Аверкина, Г. А. Балыхина, О.О. Гурто-ва и др. Социально-экономические вопросы образования исследуются в трудах С. Т. Струмилина, В. А. Жаннина, C. J1. Костаняна, Я. И. Кузьминова, M.JI. Левицкого, Т. Н. Шевченко и ряда других ученых экономистов.

В современной отечественной периодике вопросы нормативно-подушевого финансирования освещены в работах Т. М. Клюшкина, В.В. Кли-манова, Н. В. Бабко, Н. Г. Типенко, С. П. Солянниковой, И. В. Тарасовой, В. И. Ерошина и других ученых. Вопрос сущности финансового механизма поднимается в работах А. А. Аюпова, В. М. Опарина, И. А. Бланка, В. В. Ковалева, М. В. Мельник, Р. С. Сайфулина и А. Д. Шеремета, И. Т. Балабанова и ряд других.

Вместе с тем, работ, посвященных совершенствованию финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в условиях повышения финансово-хозяйственной самостоятельности, немного. Вопросы организации финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в условиях внедрения новых организационно-правовых форм: автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, их методологическое и практическое обеспечение требуют дальнейшей научной разработки, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, необходимости повышения эффективности их использования, а также привлечения внебюджетных источников финансирования предопределили выбор темы исследования, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является развитие теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию финансового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений в условиях повышения финансово-хозяйственной самостоятельности.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

— на основе обобщения теоретических подходов и изучения практического опыта дополнить понятийный аппарат: финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных учреждений;

— с учетом анализа современного механизма бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, усовершенствовать методику нормативно подушевого финансирования;

— обосновать необходимость уточнения структуры бюджетных субвенций, предоставляемых на финансирования общего образования Республики Татарстан в части реализации государственного (муниципального) задания;

— выявить особенности развития финансового обеспечения в условиях перехода к автономным образовательным учреждениям, предложить и апро бировать методику расчета субвенций, предоставляемых из соответствующего бюджета автономному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания;

— разработать схему привлечения внебюджетных источников финансирования образовательных учреждений, основанную на принципах фандрай-зинга;

— выработать модель управления финансовым обеспечением образовательных учреждений, обеспечивающую эффективное расходование бюджетных средств, привлечение внебюджетного финансирования и повышение инвестиционной привлекательности системы образования.

Область исследования. Исследование проведено в рамках специальностей Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки) Высшей аттестационной комиссии: 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит: п. 2.1 «Система государственных финансов, ее структура и роль в регулировании финансовых отношений и социально-экономического развития страны», п. 3.1. «Организационно-правовые и социальные аспекты финансов предприятий и организаций», п. 3.4. «Структура и взаимосвязь механизма финансового взаимодействия государства и корпоративных финансов в рыночных условиях».

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе функционирования, развития и совершенствования финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности. Объект исследования — практика формирования финансового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений Республики Татарстан.

Методология и методика исследования. Диссертационное исследование базируется на общенаучных методах финансового, экономического и сравнительного анализов, также использованы методы экспертных оценок, дедуктивный и индуктивный методы, качественный и количественный анализы.

Методика исследования основывалась на анализе отечественной, зарубежной теории и практики финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений.

Теоретическая база исследования. Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды ведущих ученых в области экономики образования, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан по вопросам финансового обеспечения деятельности учреждений общего образования.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, методические материалы Министерства образования и науки РТ, Министерства финансов РТ, официальные информационно-статистические данные Министерства образования и науки. РТ, материалы государственной статистической отчетности, отчетность районных отделов образования Республики Татарстан по вопросам финансового обеспечения функционирования образовательных учреждений.

При выполнении исследования была использована фундаментальная и специальная литература отечественных и зарубежных авторов в области стати-• стики, материалы специализированной периодической печати, материалы научных конференций.

Наиболее важные научные результаты и степень новизны. Научная новизна исследования заключается в разработке комплексного подхода формирования деятельности общеобразовательных учреждений в условиях повышения финансово-хозяйственной самостоятельности.

Наиболее существенные результаты, заключаются в следующем:

— уточнены формы, методы и структура финансового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений;

— уточнена методика нормативного подушевого финансирования учреждений общего образования РТ, в которую предлагается включить дополнительный поправочный коэффициент, учитывающий средний разряд специалистов, в условиях перехода к новым системе оплаты труда введение данного поправочного коэффициента будет способствовать повышению качества образовательных услуг, эффективности бюджетных расходов, росту доступности образовательной услуги высокого качества;

— обоснована необходимость нормативного закрепления структуры субвенций, выделяемых из бюджета РТ на финансирование муниципальных учреждений, предоставляющих начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование в части реализации государственного стандарта;

— разработана модель расчета субвенций, предоставляемых из соответствующего бюджета автономному образовательному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, включающая индекс результативности образовательного коэффициента и повышающий коэффициент, что позволит учесть особенности автономного образовательного учреждения, успешность его финансово-хозяйственной деятельности, качество предоставляемых услуг;

— предложена схема привлечения внебюджетных источников финансирования общеобразовательных учреждений, основанная на принципах оперативного и стратегического фандрайзинга;

— с учетом региональных особенностей обоснована необходимость внедрения в сферу образования модель финансового механизма основанного на принципах корпоративного управления, включающего подсистемы управления денежными потоками, финансового планирования, прогнозирования и контроля, бюджетными и внебюджетными доходами, активами и инвестиционными рисками, что позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов и инвестиционную привлекательность образовательных учреждений.

Теоретическая значимость результатов исследования. Теоретические выводы исследования рекомендуется использовать в процессе совершенствования и модернизации системы образования Российской Федерации, региональных и муниципальных систем образования, а также в процессе изучения вопросов экономики образования в области финансового обеспечения общеобразовательных учреждений.

Практическая значимость работы заключается в обосновании научно-методических подходов к совершенствованию финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в условиях повышения финансово-хозяйственной самостоятельности. Предложения и выводы диссертации по совершенствованию методик нормативно подушевого финансирования и расчета субвенций на выполнение государственного (муниципального) задания для автономных образовательных учреждений предлагается использовать в работе региональных и муниципальных органов управления образованием.

Теоретические, методические и практические результаты диссертационного исследования рекомендуются для преподавателей высших учебных заведений, учреждений системы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений различных типов и видов для использования в учебном процессе по курсам «Финансы и кредит», «Финансы организаций», «Менеджмент в образовании», «Экономика образования» и др.

Апробация результатов научного исследования. Результаты исследования использованы Министерством образования и науки Республики Татарстан при разработке проекта «Программа развития системы профессионального образования Республики Татарстан» (справка от 09.09.2009 № 139). Результаты исследования используются в учебном процессе Института экономики, управления и права (г. Казань) при выполнении тем курсов «Финансы и кредит», «Экономика организаций», «Менеджмент в образовании» (справка № 148 от 19.05.2009 г.), а также при повышении квалификации руководителей и специалистов образовательных учреждений (справка от 19.05.2009 г. № 147).

Основные положения диссертационного исследования на различных этапах представлялись в научных докладах, статьях, рекомендациях и получили положительную оценку на межрегиональных, региональных, международных научно-практических и научно-методических конференциях: «Развитие России в XXI веке: предпосылки, факторы, перспективы» г. Казань, Институт экономики, управления и права, 2008 год, «Общественный сектор в экономике России: теория и практика реформ», Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 2008 г., «Актуальные проблемы развития современного Российского общества», г. Чистополь, 2009 год, «Современная Россия: проблемы и решения», г. Наб. Челны, 2009 г. «Актуальные вопросы интеграции образовательных ресурсов региона», г. Казань 2010 г. и др.

Наиболее существенные положения и результаты исследования автора нашли отражение в 18 публикациях авторским объемом 20,3 печ. л., среди которых 3 работы, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертационное исследование включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, который состоит из 175 наименований, изложено на 158 страницах, содержит 16 таблиц, 21 рисунок и 4 приложения.

Выводы, сделанные в отношении приоритетов влияния факторов, предопределяют управленческие решения, которые могут быть рекомендованы соответствующим функциональным подразделениям автономного образовательного. учреждения.

На примере муниципальной автономной общеобразовательной школы № 34 г. Набережные Челны можно оценить качество оперативного финансового планирования (табл. 16).

Заключение

.

В диссертационной работе «Финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений в условиях повышения их финансово-хозяйственной самостоятельности» исследована проблема формирования и использования финансовых ресурсов в сфере образования в условиях реструктуризации бюджетной сферы и изменений принципов финансового обеспечения образовательных учреждений.

Современное состояние российской системы образования характеризуется наличием ряда проблем, связанных с его содержанием, качеством, конкурентоспособностью и т. д., объективными причинами возникновения, которых в первую очередь являются несоответствие действующего механизма бюджетного финансирования современным социально-экономическим требованиям и недостаточность бюджетного финансирования образовательных учреждений. Реформирование системы образование требует отхода от традиционных подходов к выделению бюджетных средств на содержание образовательных учреждений и использование новых механизмов.

Кроме того, необходимо выделить ряд проблем, препятствующих развитию системы образования Российской Федерации:

— недостаточная гибкость организационной структуры управления образовательными учреждениями, их слабая адаптивность к происходящим изменениям;

— неэффективное использование ресурсов;

— отсутствие эффективных механизмов участия работодателей в определении задач и оценки результатов деятельности образовательных учреждений при подготовке специалистов и, следовательно, низкая мотивация к софинанси-рованию профессионального образования;

— устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений (коэффициент обновления основных фондов составляет всего 1%).

Как следствие, наблюдается оторванность образования от потребностей участников рынка труда, неудовлетворенность общества результатами деятельности образовательных учреждений и подготовкой кадров. Выходом из сложившейся ситуации является реорганизация учреждений образовательной сферы путем изменения их организационно-правовых форм.

Действующая в настоящее время система финансирования образования не покрывает потребности данной отрасли экономики в должном объеме, развитие рынка образовательных услуг подчеркивает актуальность разработки и внедрения рыночных рычагов управления планированием расходов на образование.

На основании изученных проблем и с учетом современных подходов к определению сущности и содержания финансового обеспечения, в диссертационной работе раскрыто содержание и особенности финансирования системы образования, обоснована необходимость уточнения структуры финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений Республики Татарстан.

Предложенные автором рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы регулирования финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в современных условиях нацелены на повышение инвестиционной привлекательности сферы образования и инновационное развитие.

Сложность системы образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа финансовых инструментов, обусловливают необходимость множественности инструментов финансирования сферы образования, применяемых в единой системе, при этом ключевым принципом должно стать «бюджетирование, ориентированное на результат».

Сравнительный анализ планирования расходов на образование в рамках традиционной системы и подушевого финансирования обосновывает необходимость перехода на новую систему финансирования системы образования. Вместе с тем, в результате проведенного исследования финансирования образовательных учреждений Республики Татарстан на основе нормативноподушевого финансирования были обозначены и проблемные моменты, требующие совершенствования и доработки, в частности в области нормативно-правового регулирования, необходимости утверждения четкой структуры норматива, введения дополнительных корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности образовательного учреждения, качество предоставляемых образовательных услуг и ряд других факторов.

Автором рекомендовано внедрение в методику расчета нормативно-подушевого финансирования дополнительного поправочного коэффициента, учитывающего средний разряд специалистов образовательного учреждения. Это позволит увеличить качество предоставляемых образовательных услуг, усилит конкуренцию между образовательными учреждениями. Анализ действующей практики нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений Республики Татарстан позволил автору обосновать необходимость законодательного закрепления структуры субвенций на выполнения государственного стандарта, часть расходов, необходимых для обеспечения образовательного процесса в настоящее время не учитывается, следовательно, выделяемые из бюджета средства не покрывают реальные потребности учреждений.

Исследование действующего механизма финансового обеспечения системы общего образования Республики Татарстан позволило сделать вывод о наличие серьезных недостатков и проблем, связанных с ограниченностью реальных финансовых свобод. В современных условиях основным направлением реструктуризации организаций бюджетного сектора в Республике Татарстан выступает усиление контроля за учреждениями, где на внебюджетные источники финансирования приходится более 70% общего дохода. Данный факт обосновывает необходимость перехода к новым организационно-правовым формам. Однако сама процедура перехода бюджетных учреждений к автономным, организация их функционирования и финансирования нуждается в уточнении механизмов и инструментов.

Синхронизация мероприятий в рамках модернизации образования и реформирования бюджетного процесса требует отхода от традиционных подходов к выделению бюджетных средств на содержание образовательных учреждений и использование механизма нормативно-подушевого финансирования. Переход на нормативное финансирование позволяет связать объемы их финансирования с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими учебные заведения к повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

В результате анализа особенностей функционирования и финансирования автономных образовательных учреждений в Республике Татарстан автором предложена методика расчета субвенций на выполнение государственного (муниципального) задания, позволяющая учесть особенности образовательного учреждения, результаты его финансово-хозяйственной деятельности и качества предоставляемых образовательных услуг. Предложенная методика предполагает расчет индекса результативности автономного образовательного учреждения, на основании значения которого оценивается эффективность его финансово-хозяйственной деятельности. Качество предоставляемых образовательных услуг оценивается на основе прямого показателя эффективности образовательного процесса — среднего результата ЕГЭ, который служит основой расчета значения повышающего коэффициента.

Исследование финансового обеспечения системы образования Республики Татарстан позволило выявить ряд проблем, препятствующих эффективному развитию и становлению инновационной экономики в регионе, а именно: ограниченность в правах региональных органов государственного и муниципального управления по сравнению с федеральными, в управлении и обеспечении многоканального финансирования, отсутствие скоординированных действий потребителей, заказчиков и работодателей, отсутствие системной работы по вовлечению представителей реального сектора экономики и бизнеса, органов управления и самоуправления образования в деятельность образовательных учреждений.

Решению поставленных проблем способствует организационно-финансовая концепция-модель «регион-мегакорпорация», которая подразумевает, что правительство и население, все элементы и подсистемы производства, социальной и управленческой деятельности должны работать в режиме единой стратегии достижения согласованных общих целей развития и руководствоваться единой политикой региона, нормами корпоративного управления, основанными на экономичных принципах затрат. Для «региона-мегакорпорации», избравшего для себя инновационную модель развития, становится целесообразным создание единой современной системы науки и образования, плотной сети их взаимодействия с поддержкой синергетического эффекта на важнейших направлениях стратегического развития.

В рамках направлений совершенствования финансирования деятельности образовательных учреждений Республики Татарстан автором предложена модель управления финансовым обеспечением, основанная на принципах корпоративного управления, отличительными особенностями которой являются рыночные принципы формирования, использования и управления финансовыми ресурсами в сфере образования.

Основной проблемой привлечения инвесторов в образовательную сферу является их низкая инвестиционная привлекательность. Сложность внедрения принципов корпоративного управления состоит в: новизне такого подхода для образовательных учреждений, где никогда не готовились кадры для управления финансовыми ресурсамине отработаны методы и способы управления финансовыми ресурсаминизкая квалификация управленческого персонала образовательных учреждений.

Целесообразной становится постановка вопроса о распространении принципов корпоративного управления в сфере образования. Автором отмечена первостепенная роль как государства, так и бизнес сообществ в финансовом обеспечении экономики образования. Государство становится одним из крупных инвесторов в сфере образования. Предполагается также формирование значительной группы институциональных и других инвесторов.

Финансовое обеспечение системы образования Республики Татарстан автор рекомендует развивать по двум направлениям: увеличить бюджетное финансирование до уровня европейских стран и создать условия для привлечения дополнительных внебюджетных источников.

Среди перспективных направлений привлечения внебюджетных источников финансирования в деятельность образовательных учреждений Республики Татарстан отмечены следующие:

— формирование целевого капитала (эндаумента);

— развитие образовательного страхования;

— целевые поступления финансовых ресурсов бизнес-сообществ и частных лиц и т. д.

Эндаумент в сфере образования является формой долгосрочного привлечения и использования средств на общественно-значимые цели. Эндаумент-фонд создается преимущественно за счет добровольных пожертвований и состоит из неприкосновенной части, инвестируемой в финансовые активы и являющейся гарантией наличия денежных средств в будущем, а также доходов от инвестирования основной суммы эндаумента. Эндаумент может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого университета) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств.

Формирование эндаумент фондов в система образования, как отмечено в работе, призвано обеспечить:

— частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;

— финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода;

— формирование долговременного источника финансирования определённой некоммерческой деятельности.

Автором предложена модель формирования и использования целевого капитала в российских правовых условиях, которая может быть реализована через благотворительный фонд, а также через механизм целевого капитала некоммерческих организаций. Механизм создания целевого капитала является наиболее благоприятным с точки зрения налогообложения и возможностей контроля. Преимуществами целевого капитала как финансового источника является также обеспечение повышения финансовой самостоятельности некоммерческой организации в результате увеличения доли гарантированного дохода в общем объеме доходов и возможность долгосрочного планирования деятельности образовательного учреждения.

Необходимо также отметить, что создание эндаумента потребует повышения эффективности системы управления финансовыми ресурсами образовательных учреждений, формирования действенных механизмов контроля использования доходов от целевого капитала, прозрачных процедур использования средств, эффективной системы раскрытия информации об использовании доходов от целевого капитала. Отсутствие прозрачных, понятных и действенных схем благотворительной деятельности затрудняет привлечение средств физических и юридических лиц к финансированию важных общественных проектов и учреждений, а, следовательно, не позволяет надеяться на активность частных лиц по формированию эндаументов для образовательных учреждений. В то же время целесообразно проводить более активные кампании по сбору средств для финансирования образовательных учреждений, готовящих важные для экономики города (региона) кадры, как среди населения, так и бизнеса.

Для привлечения внебюджетных средств в сферу образования рекомендуется развитие практики реализации фандрайзинговых кампаний, которые могут ориентироваться как на конкретное образовательное учреждение, так и на региональную (муниципальную) образовательную систему.

Создание механизма финансового обеспечения сферы образования, адекватного новому положению сферы образования и роли учреждений образования является в настоящее время одной из наиболее сложных проблем. Разработанные в диссертационной работе подходы к совершенствованию финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений призваны обеспечить обновление материально-технической базы, рост квалификации преподавателей и внедрение новых образовательных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 31. — Ст.3301.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть 2 / Федеральный закон РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. № 44. — Ст.3532.
  4. Бюджетный кодекс РФ № 145 -ФЗ от 31.07.1998 в ред. от 20.08.2004
  5. Федеральный закон от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании» с изменениями на 22 августа 2004 года) // Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень. — 2005. — № 1. — С. 3292.
  6. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон. М.: Ось-89, 2004. — 47 с. от 22.08.96 г. № 125 — ФЗ.
  7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 № 7-ФЗ.М.: ОСЬ-89, 2005 .
  8. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006.
  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р // «Бюллетень Минобразования РФ». -2002. -№ 2.
  10. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности РФ: Постановление Правительства РФ от 17−12.2001 № 871 // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. -№ 52 (ч. II),. — ст. 4976.
  11. План мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003−2004 годы: распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2003 г. № 1688-р // Собрание законодательства РФ. 24.11.2003.- № 47.- ст. 4584
  12. Федеральная программа развития образования. Утверждена ФЗ Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ./ Министерство образования РФ. М.: Изд-во МГУП, — 2000. — 87 с.
  13. Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» 2004 г. // Правовая система «ГАРАНТ»
  14. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» // Правовая система «ГАРАНТ»
  15. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ в части проведения единого государственного экзамена»
  16. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. К232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» // Правовая система «ГАРАНТ»
  17. Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» // Правовая система «ГАРАНТ»
  18. Федеральный закон № 131-ФЭ (с изменениями и дополнениями) от1609.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ от 6.10.2003. № 40. — Ст. 3822
  19. Федеральный закон № 184-ФЗ (с изменениями и дополнениями) от2912.2004 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Правовая система «ГАРАНТ»
  20. , И.В. Финансирование образования: в поисках прозрачных механизмов //Стандарты и мониторинг образовании.-2002. № 5.-С.4−8
  21. , В.Н. Из опыта работы новгородской области по разработке нормативов бюджетного финансирования // Экономика образования. -2000. № 2. — С. 35−38.
  22. , В., О. Зайченко, Н. Иванова Модернизация образования в Новгородской области: экономические аспекты // Народное образование. -2003. № 10.-С.87−97.
  23. , М. Реформирование системы образования. // Общество и экономика. 2000. — № 8. — С. 67−81.
  24. , Н.А. Экономическая эффективность производства образовательных услуг: Автореф.дис. .канд. экон. наук / Н. А. Александрова. — Кострома. 1996. -24 с.
  25. , М. Б. Аналитическая оценка теоретических положений экономики образования // Экономика образования, — 2001. -№ 1. С. 16−24.
  26. , П. Ф. Финансирование профессионального образования за рубежом / П. Ф. Анисимов, В. М. Демин, О. Н. Олейникова. М., 2001. — 88 с.
  27. , М. С. Конституционно-правовые особенности образования как объекта управления //Право и образование. 2003. — № 5. — С. 57−76.
  28. , A.M., Павлова, JI.H. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 703 с.
  29. , З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития // Педагогика. 2003 — № 9. — С. 10−14.
  30. , М.И., Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.— 416 с.
  31. , М. Образование как «рыночный интеграл» личных интересов // Народное образование. -1999. № ½, — С. 48−53.
  32. , Г. В. Трансформация экономического механизма высшей школы в современных условиях / Г. В. Балашов, С. А. Беляков, Н. М. Виноградов. СПб., 1996.-112 с.
  33. И.Т. Основы финансового менеджмента: учебное пособие, 3-е изд., доп. и перераб., М.: Финансы и статистика, 2002. 526 с.
  34. , Г. А. Финансовое и нормативно-правовое обеспечение системы образования в России // Экономика образования. -2002. № 2. — С. 7−16.
  35. , Г. А. Организационно-экономические инновации в сфере образования / Г. А. Балыхин, Т. JI. Клячко, JI. И. Якобсон. Тюмень, 1999. — 24 с.
  36. , JI.E. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2004. — 240 с.
  37. , С.В. Бюджетное планирование расходов на общее образование : автореферат дис.. кандидата экономических наук: 08.00.10 / Сам. гос. аэрокосм, ун-т им. С. П. Королева 2005. — 23 с.
  38. Белая книга российского образования // Alma Mater/ 2000.- № 5. — С. 1116.
  39. , С. А. Лекции по экономике образования / С. А. Беляков. М: ГУ ВШЭ, 2002.-338 с.
  40. , С.А., Воронин, А.А, Финансирование расходов на образование: нормативный метод // Финансы. 2002. — № 7. — С. 18−21.
  41. , С.А. Новые лекции по экономике образования / С. А. Беляков. — М.: МАКС Пресс, 2007 405 с.
  42. , С.А. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы высшего профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов М.: МАКС Пресс, 2007 -135 с.
  43. , JI. И., Докторович, А.Б. Образование как системный фактор социально-экономического развития // Право и образование. 2002, — № 5 .- С 37−46.
  44. , И.А. Основы финансового менеджмента: Учебник.- В 2-х томах. -Киев: Ника- Центр, 2007. 654 с.
  45. , Н. Автономное учреждение как субъект деятельности в российской системе образования. // Народное образование.- № 4. 2007. — С. 11.
  46. Бюджетная система России: учебник для вузов /под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2007. — 550 с.
  47. , Н.В. Совершенствование организационно-финансового механизма системы общего образования на основе инновационного подхода. -Авт. .канд. экон. наук: 08.00.10.-М.: РГБ. 2008.- 22 с.
  48. , В. Бюджет регионального образования: взгляд с оптимизмом// Народное образование. 2003. — № 10. — С.60−65.
  49. , Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека / Ю. Васильчук // Мировая экономика и международные отношения. — 1997.9. С. 77.
  50. , Ю.А., Черепахин, A.M. Финансовые санкции в системе управления. М.: Финансы и статистика. — 1985 г. — 489 с.
  51. , В., Зимин, В., На пути модернизации начального профессионального образования // Народное образование. 2004 г.- № 4 — С. 6366.
  52. , А. Б. Совершенствование социально-экономического механизма образовательных учреждений в условиях рыночных преобразований. Монография / А. Б. Вифлеемский. Н. Новгород: НГЦ, 2001. — 207 с.
  53. , А. Б. Экономика образования. Учебное пособие в 2 кн. Книга 1. / А, Б, Вифлеемский. М: Народное образование, 2003. — 368 с.
  54. , А. Б. Экономика образования. Учебное пособие в 2 кн.- Книга 2. / А, Б. Вифлеемский, М: Народное образование, 2003. — 384 с.
  55. , А. Б. Экономические отношения системы общего среднего образования России: механизм перестройки и пути эффективного функционирования. Монография / А. Б. Вифлеемский. М.: РАО, 2003. — 501 с.
  56. А. Вифлеемский Смета доходов и расходов образовательного учреждения //Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007 г. — № 3. — Правовая система ГАРАНТ
  57. , В. Т. Экономические аспекты развития образования в российских регионах. // Экономика образования. 2002 — № 1 — С. 15−19.
  58. , Е.Д. Понятие и содержание конституционного права на образование // Право и образование. 2002. — № 3.
  59. , А.А. Проблемы расходования бюджетных средств в сфере образования //Финансы.-2000.-№ 1.-С.21−24.
  60. Вольский, А, Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. -1999. № 1. — С. 4−18.
  61. , А. А. К вопросу улучшения финансового положения системы образования // Финансы. 2000, — № 7. — С. 16−18.
  62. , В.В. Проблемы нормирования социальных расходов бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований: Автореф. Дис.. канд. экон. наук / Москва, 2000 г.
  63. , Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  64. , С. Масштабы и структура неформальной занятости / С. Горисов // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С. 119
  65. , Н.В. Вопросы экономики средней общеобразовательной школы: Сб. науч. Тр. /.АПН СССР, НИИ Под. Ред. Н. В. Горбуновой, Г. И, Соловьева М. 1980.- 75 с.
  66. , В. С. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. / В. С. Гойло. М.: Наука, 1975.
  67. , Э.Н., Турчанинова, Ю.И Введение в философию образования /Учебное пособие. М: Издательская корпорация «Лого», 2000. — 224 с.
  68. , В.О. О финансировании образования // Финансы. 2006. — № 8. -С. 49−52.
  69. , В. Душевая обеспеченность в сфере бюджетного финансирования высшего профессионального образования в субъектах РФ./ В. Гуртов, С. Сигова // Вопросы образования. 2006. — № 1. — С. 130 — 153.
  70. Государственное регулирование сферы высшего профессионального образования в условиях изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений: Монография / Под ред. д.э.н., проф. И. Ю. Беляевой, д.э.н., проф. Эскиндарова. М., 2006. 212 с.
  71. , А.А. Особенности расчета показателя эффективности социальных инвестиций в образование // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 31. — С. 39 — 43.
  72. Демографический ежегодник России. 2005: Стат. сб: /Росстат М., 2005. -595 с.
  73. , И., Стандартизации и сегрегация как необходимые условия коммерческого успеха. //. www. ay. cj ntr. info/prеss4. htm 1
  74. , В. И. Экономический механизм в общем образовании. / Авто-реф. дис. доктор, экон. наук / Москва, 1997 г.
  75. , В. И. Какие нормативы нужны российскому образованию //Экономика образования. 2003. — № 1. — С. 15−18.
  76. , В. И. Финансово-экономические отношения в образовании // Педагогика 1999. — № 3. — С. 54−61.
  77. , А. Законы как лоскутное одеяло. // Экономика и время.- № 9. -2007.-С.З
  78. Жамин, В. А, Экономика образования. М. Просвещение- 1969 г.
  79. , Н.Н. Необходимость модернизации образования в России // Научно-практический журнал «Интеграл». — № 3 (41). 2008. — С. 102−104
  80. , Н.Н., Миргалеева И. В. Региональная модель развития образования Научно-практический журнал «Интеграл». № 4 (42). — 2008. — С.85— 87
  81. , Н.Н., Хамидуллина, Г.Р., Миргалеева, И. В. Совершенствование финансирования деятельности образовательных учреждений (монография), Казань: Познание, 2008. 143 с.
  82. , Г. Р., Миргалеева, И.В., Жилина, Н. Н. Вопросы финансирования образовательных учреждений. Монография. — Москва: Бухучет. — 2009.- 100 с.
  83. , Н.Н., Хамидуллина, Г.Р., Гусарова, Л.В., Миргалеева, И. В. Автономные учреждения: особенности функционирования и финансирования, Казань: Познание, 2009. 155 с.
  84. , Н.Н. Нормативное подушевое финансирование образования: модели и механизмы // Актуальные вопросы экономики и права. 2009. -№ 1
  85. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результатов современного образования //Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 5 мая
  86. , В. Основные функции региональной системы образования в условиях его непрерывности //Альма-матер. 2003. № 1. С. 55−56.
  87. , И. В. Рынок образования: структура и механизм функционирования // Экономика образования. 1999. — № 2, — С. 43−52.
  88. , В.В. Финансовые нормативы для определения расходов учреждений социальной сферы в крупном городе // Финансы. 1999. — № 2. -С. 13.
  89. , И. В. Модели финансирования образования // Экономика образования. 2003. — № 4. — С. 7−23.
  90. , Н.В., Поляк, Г.Б., Павлова, Л. П. Финансы предприятия: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 447 с.
  91. , C.JI. Предмет и метод экономики образования. М.: Прогресс, 1976.-283 с.
  92. , В.В., Бабко, Н.В. Подушевое финансирование в общем среднем образовании // Финансы. № 2. — 2007. — С. 12- 15.
  93. , Г. М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных расходов//Финансы. 1999, -№ 9.-С. — 15−16.
  94. , Г. М. О нормативном методе бюджетного финансирования // Финансы. 2001. — № 4. — С. 66.
  95. , T.JT. Финансирование высшего образования какая модель эффективнее? Интернет конференция «Финансирование и доступность высшего образования». 10.09.04 — 30.10.04. Электронный ресурс. / Образовательный портал: экономика, социология, менеджмент.
  96. , Т. JT. Усложнение управленческих функции в условиях модернизации образования // Народное образование 2003. — № 10. — С.77−87.
  97. , В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика. — 2005. — 560 с.
  98. , Т. П. Российские ценности и воспитание старшеклассников. Сургут. Издательство Сур ГУ, 1999. 54 с.
  99. , М. М. Человеческий капитал: понятие, методология, субстанция // Экономика образования, 2000. — № 2. — С. 21−26.
  100. , И.Г. Управление финансами: Учеб. пособие. — М.- Юристъ, 2007. 267 с.
  101. , Е.Г. Проблемы финансирования высших учебных заведений в РФ // Финансы и кредит. 2007. — № 43. — С. 59−63.
  102. JI.M. Организационно-экономический механизм управления качеством педагогической деятельности в высшей школе. Дис. .канд. Экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ. — 2003. — С. 180
  103. , Я. И. Проблемы отечественного образования / Я.И. Кузьми-нов // Конкурентоспособность и модернизация экономики.— М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. Кн.2. — С.113−115.
  104. , Я.И. Образование и реформа Электронный ресурс. / Я. И. Кузьминов // Отечественные записки. 2002. — № 2.
  105. , О. Модернизация управления образованием // Народное образование. 2004. — № 6. — С. 169−180.
  106. , М.Л., Шевченко, Т.Н. Образовательные учреждения: источники финансирования, налоги, учет. М. МЦФЭР, 2004. — 320 с.
  107. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высш.шк., 1991. -224 с.
  108. , В. Б. Уменьшение ответственности государства за объемы финансирования школ // Справочник руководителя образовательного учреждения 2004. — № 1.- С. 43−46.
  109. , А.Н., А.П. Свинцова, Н. В. Самохвалова, В. В. Гамукин. Методические подходы к формированию социальных расходов бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа. // Финансы 1998 г. № 6. — С. 19−21.
  110. Методика формирования, реализации и мониторинга исполнения бюджета развития системы образования// Университетское управление: практика и анализ. 2002 г. — № 3.
  111. , М.Н. Составление местных бюджетов на основе социальных стандартов. // Финансы 1999. № 12. — С. 12−14.
  112. Модели финансирования ВУЗов: анализ и оценка / С. А. Беляков, А. С, За-боровская и др. М.: ИЭПГТ, 2005. — 282 с.
  113. Морган, Энтони В. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор. /Энтони В. Морган// Университетское управление. 2004. № 2 (30). С. 81−90.
  114. , М. Деньга следуют за учеником // Народное образование. -2003 .-№Ю.-С.51−60.
  115. , М.М. Подушевое бюджетное финансирование // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2003.- № 7. С. 24−33.
  116. Опыт переходных экономик и экономическая теория / Под ред. В.В. Ра-даева и др. М.: ТЕИС, 1999. — С. 98.
  117. , JI. Модернизация школьного образования ФРГ// Народное образование. 2004. — № 2. — С.33−38.
  118. Попова, М. И, Финансовое обеспечение образования. / Автореф. Дис.. доктор. Экон. Наук /С- Петербург., 1996 г.
  119. , Н. М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России / Н. М. Римашевская // Вестник РАН. 2004. -№ 3. — Т. 74-С. 214.
  120. Саулегул Дорбетхан Высшее образование: место и роль в системе общественного воспроизводства, выгоды индивида, общества, предприятия, сочетание платности и бесплатности // diss.rsl.ru
  121. , Г. В. Проблемы государственного финансирования образования // Экономика образования. 2003 — № 5. — С. 37−49.
  122. , Е.А. Экономическая эффективность расходов на общее образование в России. Авт. .канд. экон. наук: 08.00.05.- М.: РГБ. — 2007.- 22 с.
  123. , И.Г. Проблемы и перспективы организации финансирования высшей школы // Финансы и кредит. 2007. — № 29. — С. 53 -56.
  124. Система финансирования образования: анализ эффективности / Под ред. С. А. Белякова .- М.: Технопечать, 2004. С. 7−9.
  125. , О. Политика в области образования и образовательная политика. // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 25−29.
  126. , О.Н. О регулировании экономических механизмов в сфере образования // Экономика образования. — 2002. № 2 — С. 17−21.
  127. , С.П. Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на высшее профессиональное образование на основе нормативов подушевого финансирования // Финансы и кредит. 2008. — № 7. -С.26−31.
  128. , С.П. Проблемы разработки и использования нормативов подушевого финансирования в сфере высшего профессионального образования // Финансы и кредит. 2008. — № 3. — С.50−53
  129. , А.А. Проблемы финансирования высшего профессионального образования в РФ // Финансы и кредит. № 39. — 2007. — С.68 — 72.
  130. , К.И. Финансирование всеобщего среднего образования. (Некоторые вопросы теории и практики), М.: «Финансы», 1974 г
  131. , В.В. Совершенствование механизма финансирования образования. -Авт. .канд. экон. наук: 08.00.10.- М.: РГБ. -2007.- 27 с.
  132. , И. Б. Нормативное финансирование способ оптимизации работы образовательных учреждений. // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2003.- № 5. — С. 54−62.
  133. , И.Б. Нормативное финансирование // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003.- № 2. — С. 40−45.
  134. , Н.Г. Возможности оптимизации бюджетных расходов в образовании // Финансы. 2003. -№ 5. — С. 59 — 62.
  135. , Н. Г. Выбор школы: сметное финансирование или норматив // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004.- № 1. -С. 41−43
  136. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред,
  137. B.C. Кукушкина. Москва: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: Издат центр «МарТ», 2003 -464 с.
  138. В.Н. Уруков Правовое регулирование предпринимательской деятельности государственных образовательных учреждений //Право и экономика. 2005 г. — № 8. — Правовая система ГАРАНТ
  139. Усанов, В, Н. и др. Справочник по финансированию общего среднего образования / В. Н. Усанов. М. И. Капитонова, В. И. Ерошин, 1983 г. 360 с.
  140. , В. Н. и др. Справочник по финансированию просвещения 2-е издание (переработанное и дополненное), 1987 -318 с.
  141. Финансы: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. проф. В. В. Ковалева. М.- ООО «ТК Велби», 2008, 512 с.
  142. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти.- М.:Издательство «Перспектива" — Издательство «Юрайт», 2000. — 342 с.
  143. Финансы и кредит: учебник/под ред. А. Ю. Казак и др.- Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994 С. 124−125
  144. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.м. Ковалевой. М.: ИНФРА — М, 2007. — 284 с.
  145. Финансовый менеджмент: учебник для вузов /под ред. акад. Г. Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 527 с.
  146. , Д.Я., Утяшова, О.В. Финансирование системы образования // Финансы и кредит. 2007. — № 27. — С.51−56.
  147. , Х.Г. Новые формы финансирования, гарантирующие равное образование для всех, и развитие системы платного образования II Университетское управление.- 2000. № 4 (15).- С.35−42.
  148. , О.Ю. Развитие эффективного организационно-финансового механизма управления системой среднего профессионального образования. Авт. .канд. экон. наук: 08.00.10.- М.: РГБ. — 2009.- 22 с.
  149. , С.Ф. Государственное финансирование на различных уровнях профессионального образования: обоснование критерия // Финансы и кредит. 2007. -№ 43. — С. 64−66.
  150. , В. В. Экономические проблемы сферы образования / В.В. Чек-марев. Кострома: Изд-во КГПУ, 1996. — Ч. 2. — С.4.
  151. , Г. Я., Боженко, И.П. Государственные расходы и социально-экономическое развитие // Финансы. 2006. № 8, С. 64.
  152. , Ф.Э. Харчева, В.Г., Сериков, В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997
  153. , А.Д., Сайфулин, Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999. — 343 с
  154. , А.Г., Шишкина, А.Е. Финансирование системы профессионального образования // Финансы. № 8. — 2007. — С. 16- 19.
  155. Шудегов, В. Правовые основы образования: достоинства и недостатки // Народное образование 2007. — № 5. — С. — 50−51.
  156. Вагт N. The economics of the Welfare Slate. 3-rd edition. Oxford: Oxford University State. 1998.
  157. Blundell R., Dearden L, Goodman A., Reed II. The returns to higher education in Britain: evidence from a British cohort // The Economic Journal.- 2000. -Vol. 1 10. P. 82−99.
  158. Dolton P. J., Greenaway D. Vignoles A. Whither higher education'.': An economic perspective for the Dearing Committee of inquiry // The Economic Journal.- 1997. Vol. 107. — P. 710−726.
  159. Johnstone D.B., Shroff-mehta P. Higher education finance and accessibility: An international comparative examination of tuition and financial assistance policies. — Buffalo, 2000
  160. Oosterbeek H. An economic analysis of student financial aid schemes // European Journal of Education. 1998. — № 1
Заполнить форму текущей работой