Совершенствование бухгалтерского учета доходов и расходов туроператорской и турагентской деятельности
Доказана необходимость признания в составе доходов от обычной деятельности турфирм: дополнительной выгоды турагента, рассчитываемой как разница между продажной стоимостью турпутевки и величиной определенной туроператоромкомпенсации затрат турагента, определяемой по договору за выполнение поручения туроператорабонусов, определяемых как разница между суммой, исчисленной в процентах от цены… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научные основы бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме
- 1. 1. Договорная политика как определяющий фактор формирования доходов и расходов в туризме
- 1. 2. Подходы к организации учета доходов и расходов в зависимости от варианта системы налогообложения
- Глава 2. Методическое обеспечение бухгалтерского учета доходов и расходов и его развитие
- 2. 1. Идентификация и признание доходов туроператоров и турагентов в бухгалтерском учете
- 2. 2. Порядок признания в бухгалтерском учете расходов туроператоров и турагентов на формирование, продвижение и реализацию турпродукта
- 2. 3. Методика распределения косвенных расходов между туроператорской и турагентской деятельностью
- Глава 3. Совершенствование организации бухгалтерского учета и отчетности в туризме
- 3. 1. Документальное обеспечение момента признания доходов и расходов в туризме
- 3. 2. Современные методики синтетического учета доходов и расходов туроператора и турагента
- 3. 3. Формирование отчетности о доходах и расходах при разных системах налогообложения
Совершенствование бухгалтерского учета доходов и расходов туроператорской и турагентской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Туризм в настоящее время является динамично развивающейся отраслью, о чем свидетельствуют данные всемирной туристической организации. Так, почти 30% мирового рынка услуг приходится на долю туризма. В России туристские услуги согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики оказывает свыше девяти тысяч фирм, а в Саратовской области согласно данным регионального Министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма число турфирм в 2011 году составляло 129.
Деятельность турфирм, представленных туроператорами и турагентами, заключается в формировании, продвижении и реализации туристского продукта. К наиболее сложным направлениям деятельности следует отнести продвижение турпакетов и их реализацию в части организации сбытовой сети, которая требует выработки оптимальной договорной политики партнеров по сбыту.
Регулирование правоотношений осуществляется между туроператорами и турагентами на основании разных правовых конструкциях, которые обусловливают разный состав и порядок признания в бухгалтерском учете доходов и расходов. Изменение подходов к определению состава экономических выгод приводит к правильному их пониманию для целей бухгалтерского учета, поскольку в настоящее время существует искажение величины доходов как туроператоров и турагентов из-за, во-первых, вуалирования денежных сумм в составе выручки от продаж турпутевок, которые являются самостоятельным видом дохода и, во-вторых, отнесения денежных сумм к категории обязательств без последующего их отражения в составе доходов.
В этих условиях нарушается принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности из-за неправильного выбора момента отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете, что ведет к формированию недостоверной информации в связи с корректировками сумм признанных экономических выгод и, как следствие, искажению показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Кроме того, в условиях разных систем налогообложения качество информации о доходах и расходах, представляемой в бухгалтерской и налоговой отчетности, зависит как от правильного выбора налогооблагаемой базы, так и определения доли единого налога при упрощенной системе налогообложения в сумме дохода.
Многообразие и сложность нерешенных проблем в организации бухгалтерского учета доходов и расходов туроператоров и турагентов при отсутствии современных отраслевых методических рекомендаций обусловливает повышенный интерес к проведению специального исследования с целью поиска эффективных методик, удовлетворяющих запросам разных пользователей отчетности.
Степень разработанности проблемы. Вопросы в области организации бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме рассматриваются в работах: Авровой И. А., Агеевой O.A., Александрова O.A., Бабичевой Н. Э., Барышевой Т. В., Булаева C.B., Васильчук О. И., Городецкой М. И., Денисовой М. О., Дурново Д. В., Емельяновой Е. В., Кауровой О. В., Каравановой Б. П., Кисилевич Т. И., Козыревой С. Н., Курочкиной И. П., Мироновой Е. Ю., Мироновой Л. Д., Мироновой O.A., Образцова A.B., Озерова A.M., Саполгиной JI.A., Семенихина В. В., Хорошиловой Т. М. и других.
В то же время многие вопросы организации бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме в части их достоверного признания в учете и отчетности, а также несоответствие нормативного регулирования отраслевого учета в туризме современных договорным отношениям между туроператором и турагентом не полностью решены.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблем организации бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования и определили постановку его цели и задач.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и рекомендаций по организации бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме при применении разных систем налогообложения.
Задачи исследования. В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач:
— определить влияние договорной политики на формирование бухгалтерской информации о деятельности туроператоров и турагентов;
— предложить подходы к организации учета доходов и расходов в зависимости от варианта системы налогообложения;
— разработать рекомендации по составу доходов туроператоров и турагентов и привести в соответствие с нормами ПБУ 9/99 моменты их признания, а также усовершенствовать методику синтетического учета доходов в учете для достоверного формирования информации в отчетности туроператоров и турагентов;
— разработать порядок признания расходов на формирование, продвижение и реализацию турпродукта при применении разных систем налогообложения туроператорами и турагентами, и усовершенствовать методику синтетического учета расходов для достоверного формирования информации в отчетности туроператоров и турагентов;
— предложить методику распределения косвенных расходов при совмещении туроператорской и турагентской деятельности;
— обосновать порядок документального подтверждения доходов и расходов в бухгалтерском учете туроператоров и турагентов во взаимосвязи с условиями момента их признания;
— уточнить состав показателей финансовой отчетности о доходах и расходах и установить их взаимосвязь с показателями статистической отчетности.
Предметом исследования является процесс формирования учетной, налоговой и статистической информации о доходах и расходах туристских организаций.
Объектом исследования были избраны процессы формирования и раскрытия информации о доходах и расходах туроператоров: ООО «Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское», ООО «Покровск-Тур», и турагентств: ООО «ШЭНДИ-ТУР», ООО VKO TRAVEL, ООО «Мир путешествий», ООО «Стиль Тур», ЗАО «Атлантик» .
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам бухгалтерского учета, вопросам формирования показателей бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
Информационная база исследования основывалась на законодательно-нормативных актах федеральных, областных и муниципальных органов государственной власти, статистических данных Федеральной государственной службы статистики, материалах периодической печати по изучаемой проблеме.
В процессе проведения исследовательской работы использовались такие методы научного исследования как: системный и комплексный подходы, обследование, выборочное наблюдение, группировка, сравнение, анализ и обобщение, монографический метод изложения.
Научная новизна проведенного исследования заключается в следующем: доказана необходимость применения агентского договора, позволяющего в рамках предмета агентского договора в отличие от договоров комиссии и поручения вводить условия по расширению состава доходов турфирм;
— предложены подходы к формированию информационной базе об экономических выгодах в туризме на основе расчета показателей рентабельности продаж, доли страховых взносов в доходедоли выплачиваемых пособий по временной нетрудоспособности за счет турагентов в доходе;
— доказана необходимость признания в составе доходов от обычной деятельности турфирм: дополнительной выгоды турагента, рассчитываемой как разница между продажной стоимостью турпутевки и величиной определенной туроператоромкомпенсации затрат турагента, определяемой по договору за выполнение поручения туроператорабонусов, определяемых как разница между суммой, исчисленной в процентах от цены турпродукта, и суммой скидкипризовых агентских сумм, определяемых в размере льготного турпродуктаа также усовершенствована методика учетного отражения в составе доходов от обычной деятельности турфирм дополнительных видов доходов;
— определены условия признания расходов на формирование, продвижение и реализацию турпродукта при применении упрощенной системы налогообложения, даны рекомендации по признанию расходов на информационно-рекламный тур в составе материальных расходов, а также предложены схемы корреспонденции счетов для отражения хозяйственных операций, связанных с введенными видами расходов туроператора и турагента;
— даны рекомендации по распределению косвенных расходов туроператора, совмещающего деятельность турагента в период межсезонья, а также дополнена методика определения суммы косвенных расходов, приходящихся на необлагаемую и облагаемую выручку по НДС, и распределения НДС по косвенным расходам между облагаемым и необлагаемым оборотами;
— предложен усовершенствованный порядок документального подтверждения факта возникновения доходов и соответствующих расходов во взаимосвязи с условиями момента признания доходов и расходов в бухгалтерском учете туроператоров и турагентов;
— обоснована необходимость расширения состава показателей отчета о прибылях и убытках в части вновь введенных видов доходов туроператоров и турагентов и предложен порядок взаимоувязки показателей финансовой отчетности о доходах и расходах туристских организаций с статистической формой № 1 — турфирма.
Значение результатов диссертационного исследования для теории и практики. Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в уточнении критериев признания доходов и расходов в туризме в зависимости от используемой договорной политики, а также в обосновании влияния используемых систем налогообложения на величину доходов и расходов.
Практическая значимость заключается в возможности использования выводов и предложений, содержащихся в диссертации, по совершенствованию организации бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме и составлению финансовой и статистической отчетности. Сделанные выводы и предложения позволяют правильно признавать в бухгалтерском учете доходы и расходы и достоверно отражать информацию о них в бухгалтерской отчетности. Основы разработанных теоретических положений и организационно-методических рекомендаций позволят усовершенствовать организацию бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме.
Результаты исследования могут использоваться в качестве методического материала при разработке нормативных актов, при подготовке учебного процесса по специальным дисциплинам в высших учебных заведениях, в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации аудиторов и профессиональных бухгалтеров.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты проведенных исследований раскрыты на научно-практических конференциях с опубликованием статей и тезисов. Положения диссертации использованы в учебном процессе Саратовского государственного социально-экономического университета при изучении дисциплин «Бухгалтерский финансовый учет», «Учет в туризме», «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы» .
Отдельные предложения диссертации приняты к внедрению у туроператора ООО «Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское», турагентов: ООО «ШЭНДИ-ТУР», ЗАО «Атлантик» .
Заключение
.
Результаты диссертационного исследования представлены в трех группах взаимосвязанных между собой научно-практических проблем.
Первая группа проблем, рассмотренных в диссертации, связана с исследованием научных основ бухгалтерского учета доходов и расходов туроператорской и турагентской деятельности.
Разные сервисные услуги рынка индустрии туризма обеспечиваются деятельностью туроператоров и турагентов на основе договорных взаимоотношений. Регулирование правоотношений между туроператором и турагентом, турагентом и туристом предусматривает заключение договоров: купли-продажи, возмездного оказания услуг, комиссии, поручения, агентского.
Однако, изучение основ туристского бизнеса показало, что туруслуги не могут быть предметом договора:
— купли-продажи, поскольку это противоречит требованиям гражданского законодательства, регулирующего продажу товара или имущественного права, в то время как туристский продукт определен как комплекс услуг;
— возмездного оказания услуг в связи с невозможностью турагентом отслеживать факт оказания услуг многочисленными субподрядчиками, являющимися сторонами этого договора.
Среди заключаемых туроператором и турагентом договоров приоритет отдается посредническим (договоры: комиссии, поручения, агентский), поскольку получаемые по ним суммы доходов признаются только в части вознаграждения, а не всей суммы дохода от продажи турпутевки. Это позволяет оптимизировать объем уплачиваемых налогов.
Оптимальным вариантом оформления взаимоотношений является агентский договор из-за расширенных возможностей турагента совершать различные действия по сравнению с поверенным и комиссионером. Использование такого договора обеспечит большую аналитичность за счет достоверного раскрытия содержания картины финансового положения турфирмы.
Заключенный между туроператором и турагентом агентский договор обеспечивает основу для формирования массива исходной информации о доходах и расходах, ожидаемых в ближайшее время вследствие реализации договоров, а также обладает собственным массивом первичной информации.
Следует особо отметить, что на признаваемую величину зарабатываемых доходов в туризме помимо договорных условий влияют и другие экономические факторы, среди которых особое влияние оказывает выбранный объект налогообложения.
Поскольку в настоящее время подавляющая часть турагентов относится к малому предпринимательству, использующему упрощенную систему налогообложения (УСН), то возникает проблема при выборе варианта объекта налогообложения турагентства («Доходы» или «Доходы минус Расходы»), влияющего на величину суммы дохода. С этой целью в работе на основе изучения существующих подходов к организации учета доходов и расходов предложена методика проведения экономических расчетов по выбору объекта налогообложения. Методика основывается на расчете доли единого налога в доходе, значение которой позволяет определить оптимальный вариант объекта налогообложения:
1. Рассчитывается доля единого налога в доходе.
По результатам исследования установлена следующая зависимость доли единого налога в доходе от уровня рентабельности.
При рентабельности выше 40% наиболее оптимален вариант «Доходы» .
В случае, если уровень рентабельности ниже 40%, то необходимо установить влияние на сумму единого налога:
— доли суммы страховых платежей (взносов) в доходе;
— и доли суммы пособий по нетрудоспособности за счет турагентов в доходе.
2. Определяются границы значений доли страховых платежей (взносов), которые оптимальны и для варианта «Доходы», и для варианта «Доходы минус Расходы» :
Полученные значения показателей по предложенной методике позволяет утверждать, что при значении рентабельности от 20% и ниже целесообразно выбрать налогооблагаемую базу «Доходы минус Расходы», а при значении рентабельности в пределах 20% - 40% требуется проведение дополнительных расчетов по выявлению влияния суммы страховых платежей (взносов) на целесообразность выбора налогооблагаемой базы.
Вторая группа проблем диссертационного исследования посвящена развитию методического обеспечения бухгалтерского учета доходов и расходов туроператора и турагента.
Основная задача бухгалтерского учета доходов и расходов туроператора и турагента сводится, прежде всего, к достоверной идентификации:
— доходов туроператоров и турагентов;
— расходов на формирование, продвижение и реализацию турпродукта при разных системах налогообложения.
Согласно гражданскому законодательству и условиям договора доход турагента формируется в виде суммы денежного вознаграждения как процента от стоимости реализованного турпродукта. Однако, как показало исследование, турагенты получают денежные суммы в виде дополнительной выгоды, призов, скидок, бонусов, компенсации затрат, связанных с исполнением поручения туроператора. При этом, эти денежные суммы, как правило, могут:
— вуалироваться в сумме вознаграждения и не отражаются как самостоятельные виды дохода;
— отражаться как обязательства без отражения в сумме дохода.
В настоящее время дополнительная выгода туроператорами приравнивается к агентскому вознаграждению в связи с их стремлением исключить из суммы своих доходов величину агентского вознаграждения в целях снижения налогового бремени. Такая практика не поддерживается налоговыми органами, считающими получаемую дополнительную выгоду как безвозмездно переданное имущество. Однако, получение дополнительной выгоды связано с процессом продажи, что является одним из основных условий для признания этих денежных сумм доходом от обычных видов деятельности.
Что касается призов, в качестве которых является бесплатный тур, предоставленный туроператором турагенту за определенное количество реализованных путевок, то в настоящее время этот приз в виде дохода отражается как уменьшение стоимости путевок, передаваемых туроператором агенту вместе с льготным туром. Вуалирование на практике суммы приза приводит к признанию заключенной сделки ничтожной, и, как следствие, к переквалификации агентского договора в договор дарения. А это чревато возникновением налоговых рисков. Поэтому считаем экономически обоснованным суммы призов учитывать как доход турагента.
Бонусы также как и призы учитываются как уменьшение суммы стоимости путевок для турагента. Но, по сути, представляют собой повышенную сумму агентского вознаграждения. Поэтому порядок их признания аналогичен порядку отражения агентского вознаграждения.
Что касается суммы компенсации затрат турагента, осуществленных по поручению туроператора, то они на практике у агента отражаются только как расходы на счетах учета общехозяйственных расходов. По мнению автора, это возмещение необходимо считать доходом турагента, поскольку осуществление таких расходов связано с основной деятельностью агента, и они должны быть включены в стоимость его услуг.
Все эти виды денежных сумм как экономические выгоды позволяет считать их доходами от обычных видов деятельности.
Что касается туроператора, то в составе его доходов также имеют место представленные виды доходов. Однако поскольку они подлежат возмещению турагенту, то для туроператора они будут являться еще и расходом.
Немаловажным вопросом учетного отражения доходов является момент признания суммы каждого вида дохода от реализации туров. В зависимости от применяемого режима налогообложения рекомендуем признавать доходы в зависимости от момента перехода права собственности на турпродукт.
Рассматривая выбор дат для признания доходов, выявлено, что их признание по дате реализации продукта у туроператора и по дате подтверждения тура у турагента приводит к необходимости корректировок суммы экономических выгод, вызванных отказом потребителей от приобретенных туров. Использование дат окончания тура и утверждения отчета агента приводит к тому, что момент признания доходов, а соответственно и расходов в учете переносится на неопределенный период времени. В связи с этим наиболее оптимальным является использование даты начала тура при признании дохода агента, поскольку на этот момент суммы доходов и расходов известны. Что касается признания дохода туроператора, то оптимальным вариантом является дата утверждения отчета агента, поскольку известны после подписания отчета суммы дополнительной выгоды и агентского вознаграждения.
Для признания доходов важным является наличие обоснованности отнесения сумм расходов в состав расходов от обычной деятельности.
В частности, не решен вопрос включения услуг трансфера в состав турпродукта, поскольку существует практика оказания этих услуг как дополнительных, что предполагает для этого вида деятельности использование другой системы налогообложения — единый налог на вмененный доход. Поэтому предлагаем стоимость трансфера включать в стоимость пакета туруслуг, что не потребует ведения раздельного учета.
Имеет место проблема признания расходов по страхованию гражданской ответственности турагентствами или туроператорами, применяющими УСН, поскольку они не включены в состав расходов, предусмотренный при формировании налоговой базы по единому налогу. Считая, что одним из основных условием осуществления обычной деятельности является страхование гражданской ответственности, то суммы по оплате страховых премий необходимо включать в состав расходов от обычной деятельности.
Особого решения проблемы признания расходов требуют расходы, связанные с поездкой сотрудников агентства в рекламный тур. Проблема заключается в том, что турагентства, использующие УСН, не могут признать такие расходы из-за закрытого перечня расходов в НК, хотя они и обусловлены производственной необходимостью. Поэтому на практике такие расходы вуалируются в командировочных расходах, которые законодательно предусмотрены. Изучив практику арбитражных судов, считаем такие спорные расходы не поименованные в закрытом перечне расходов признавать в составе материальных расходов.
Кроме того, из-за отсутствия в налоговом законодательстве перечня командировочных расходов, на практике в их состав включают расходы на: проезд к месту командировки и обратнонаем жилого помещениясуточныеоформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашенийконсульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами. Однако, как показывают исследования, часть командировочных расходов (суточные) предусмотрены для возмещения расходов на питание, которое уже входит в стоимость рекламного тура. Поэтому требуется определить размер выплаты суточных без учета стоимости питания, используя один из двух вариантов:
— первый — стоимость оказанных услуг по питанию необходимо внести в кассу турагентства, либо включить ее в налогооблагаемый доход командированного сотрудника;
— и второй — выплату суточных в иностранной валюте осуществлять в размере 30%, поскольку, как правило, расходы на питание составляют примерно 70% от размера суточных.
Проблемным вопросом в учете расходов туроператора, совмещающего деятельность турагента, является распределение косвенных расходов между видами туроператорской и турагентской деятельности. В качестве базы распределения на практике, как правило, используется сумма выручки от продажи турпродуктов. Однако в этом случае возникает проблема обеспечения раздельного учета получаемых доходов от туроператорской и турагентской деятельности. В решении данной проблемы предлагаем к счету 90 «Продажи» открыть субсчета: 1 «Выручка от продаж туроператора» — 2 «Выручка от продаж турагента», которые позволят формировать информацию о доходах, получаемых от туроператорской и турагентской деятельности.
Туристические фирмы в целях выведения из-под налогообложения стоимости услуг, оказываемых за рубежом в рамках выездного туризма, должны раздельно учитывать связанные с зарубежными турами дополнительные услуги, оказываемые на территории РФ. В решении этой проблемы предлагаем следующую методику ведения раздельного учета доходов и расходов с открытием аналитических счетов к счету 20 и 90:
— 20−1 — «Затраты основного производства по формированию стоимости турпродукта для выездного туризма»;
— 20−2 — «Затраты основного производства по формированию стоимости турпродукта для внутреннего, въездного туризма и дополнительных услуг»;
— 90−1-1 — «Выручка от продажи турпродукта для выездного туризма (не облагаемый НДС оборот)»;
— 90−1-2 — «Выручка от продажи турпродукта для внутреннего, въездного туризма и дополнительных услуг (облагаемый НДС оборот)».
Используя данные, отражаемые на предложенных счетах, косвенные расходы подлежат распределению между облагаемыми и не облагаемыми НДС видами деятельности пропорционально выручке от продаж по соответствующим видам деятельности. НДС по косвенным расходам («входной» НДС) также распределяется пропорционально выручке по отгрузке за отчетный налоговый период по соответствующим видам деятельности. Методика распределения косвенных расходов и суммы НДС по косвенным расходам между облагаемым и необлагаемым оборотами представлена следующими этапами:
1. Распределение косвенных расходов связано с: а) определением суммы выручки от реализации турпутевок по выездному туризму и внутреннему, въездному туризмуб) определением суммы косвенных расходов, приходящиеся на необлагаемую и облагаемую выручку по НДС;
2. Распределение НДС по косвенным расходам между облагаемым и необлагаемым оборотами.
Решение третьей группы проблем, рассматриваемых в диссертационном исследовании, заключается в совершенствовании организации бухгалтерского учета и отчетности в туризме.
Важное значение для признания доходов и расходов имеет документальное обоснование. Проведенное изучение действующего документооборота турфирм позволило выделить первичные документы, обосновывающие признание доходов и расходов туроператоров и турагентов.
Большую роль в обосновании признания доходов и расходов туроператора и турагента имеет отчет турагента, где содержатся даты, подтверждающие момент признания суммы доходов и расходов. В зависимости от выбранной туроператором учетной политики срок представления турагентом отчета, как правило, составляет от 5 до 15 дней от даты исполнения турагентом поручения или от начала месяца, следующего за месяцем, в котором поручение было исполнено. Это важно, что в условиях работы с множеством туроператоров используются различные даты исполнения поручения для признания доходов и расходов.
На основе проведенного обследования форм отчетов, разработанных исследуемыми турагентами, предлагаем включить в него следующие реквизиты: наименование агентадолжность и инициалы подписавшего отчетреквизиты агентского договора, по которому представляется отчетмаршрут и сумму реализации турпродуктасумму причитающегося вознаграждения (с выделенным НДС) — дату и номер агентского договора, по которому представляется отчетстоимость реализации туристского продуктадату составления отчета. При этом, реквизит «Дата составления отчета» влияет на признания доходов и расходов у сторон сделки.
Туроператор в соответствии с нормами гражданского законодательства в течение 30 дней со дня получения отчета должен сообщить турагенту об имеющихся по нему возражениях. Однако, на практике установленные сроки часто нарушаются. Поэтому рекомендуем турагенту направлять отчет туроператору по почте заказным письмом с описью вложения. И если по истечении 30 дней от туроператора не поступит возражения по отчету, он будет считаться принятым.
К последствиям непредставления отчета следует отнести переплату налога на прибыль, поскольку отсутствует подтверждение расходов на выплату посреднического вознаграждения.
Что касается отражения бонусов в первичных документах, то как показали исследования, унифицированной формы первичного документа не предусмотрено. В решение этой проблемы рекомендуем составлять журнал регистрации хозяйственных операций, где отражать суммы предоставленных бонусов.
В связи с рекомендациями по признанию таких доходов туроператора и турагента как бонусы турагента, дополнительная выгода, скидки, призы, и расходов от туроператорской и турагентской деятельности, потребовался пересмотр методики их синтетического учета.
Для отражения в синтетическом учете этих доходов у туроператора и турагента используются согласно Плану счетов счет 90 «Продажи» .
Особенности заполнения счета 90 «Продажи» у турагента заключаются в том, что по кредиту счета отражаются:
— вознаграждение турагента в виде процента от стоимости реализуемых турпродуктов, включая сумму НДС;
— дополнительная выгода турагента, определяемая как разница между суммой реализуемого турпродукта по цене туроператора и стоимостью реализуемого турпродукта, формируемой для туристов, включая сумму НДС;
— вознаграждение турагента в виде бонуса, скидок, призовых агентских, включая сумму НДС.
А по дебету счета 90 «Продажи» отражается такой специфический расход как задолженность туроператора на сумму вознаграждения турагента в виде бонуса, призовых агентских.
Информационное наполнение счета 90 «Продажи» у туроператора также меняется. Так, по кредиту рекомендуем дополнительно отражать:
— сумму вознаграждения турагента как в случае перечисления турагентом всей суммы денежных средств, полученных за реализацию турпродукта туристам, так и в случае отражения задолженности дебиторской задолженности турагента;
— дополнительную выгоду турагента как в случае перечисления турагентом всей суммы денежных средств, полученных за реализацию турпродукта туристам, так и в случае отражения задолженности дебиторской задолженности турагента;
— вознаграждение турагента в виде бонуса, призовых агентских.
По дебету счета 90 в составе общехозяйственные расходы предлагаем отражать задолженность туроператора на сумму: дополнительной выгоды турагента и вознаграждения турагента в виде бонуса, призовых агентских, сумму компенсации затрат турагенту.
Особого внимания при отражении на счетах бухгалтерского учета турагентов и туроператоров требуют суммы хозяйственных операций по оказанию услуг гидов, поскольку разные договорные формы взаимоотношений требуют разных подходов к организации их учета.
Проведя исследования организации синтетического учета по отражению хозяйственных операций, связанных с включением в стоимость турпродукта услуг гидов-переводчиков, предлагаем: а) при заключении договора с российскими экскурсионными бюро:
— суммы перечислений аванса отражать по дебету счету 60 субсчет «Авансы выданные»;
— расходы по экскурсионному обслуживанию отражать по дебету счета 20 в корреспонденции со счетом 60;
— после зачета аванса расходы по экскурсионному обслуживанию списывать в себестоимость путевок с кредита 20 в дебет счета 90- б) при заключении договора с физическим лицом:
— суммы начисленного вознаграждения физическому лицу по договору возмездного оказания услуг отражать по дебету счета 20 в корреспонденции со счетом 70;
— суммы расходов по экскурсионному обслуживанию списывать в себестоимость путевок с кредита 20 в дебет счета 90.
Завершающим этапом всего учетного процесса как туроператора, так и турагента является отчетность, которая представлена как статистическими формами, так и финансовыми (бухгалтерскими и налоговыми) формами отчетности.
Учитывая приведенные рекомендации по введению в состав доходов сумм призовых агентских, дополнительной выгоды, скидок, бонусов считаем необходимым в статистическую форму № 1-турфирма «Сведения о деятельности туристской фирмы» ввести показатели по отражению этих видов доходов.
При этом доходы туроператора и турагента, отражаемые в этой форме по строке выручка, увязываются с аналогичным показателем отчета о прибылях и убытках.
Что касается величины расходов, отражаемых в статистической форме, связанных с туристской деятельностью туроператора, то информация об их величине должна формироваться с учетом рекомендаций по формированию сумм расходов, включающих доходы турагента.
Отдельно в статистической форме предлагаем выделять суммы расходов на содержание турагентств (на содержание помещений, оплату труда турагентов, начисление страховых взносов от фонда заработной платы, канцтовары и др.), входящих в организационную структуру туроператора.
Таким образом, разработанные теоретические положения и рекомендации по организации бухгалтерского учета доходов и расходов в туризме при применении разных систем налогообложения позволят достоверно формировать информацию об основных элементах финансовой и статистической отчетности.
Список литературы
- Налоговый кодекс РФ Электронный ресурс.: часть первая от 31 июля1998 г. № 146-ФЗ- часть вторая от 5 авг.2000 г. № 117-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О защите прав потребителей: закон РФ от 17 февраля 1992 г. № 2300−1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О рекламе: федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об основах туристической деятельности в РФ: федер. закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму: постановление Правительства РФ от 31 дек. 2004 г. № 901. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
- Доходы организации Электронный ресурс.: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99: утв. приказом М-ва финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Расходы организации Электронный ресурс.: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99: утв. приказом М-ва финансов РФ от 6 мая1999 г. № 33н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Ю.Учет расчетов по налогу на прибыль Электронный ресурс.: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02: утв. приказом М-ва финансов РФ от 19 нояб. 2002 г. № 114н.
- Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99)».
- Приказ ГКФТ РФ от 08.06.1998X2210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью».
- Письмо Минфина РФ от 16.06.1994 № 16−30−65 «Об утверждении бланков строгой отчетности» (вместе с формами туристических путевок, зарегистрированных в Минюсте РФ 30.01.1997 N 1236, N 1237, N 1238).
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности OK 029−2001 (ОКВЭД). Пост. Госстандарта РФ от 6.11.2001 № 454.
- Аврова И.А. Организация бухгалтерского и налогового учета в туризме / И. А. Аврова. — СПб.: Питер, 2003. — 206 с. — (Серия «Бухгалтеру и аудитору»).
- Агеева O.A. Туристские фирмы и гостиницы: бухучет и налогообложение. М.: Современная экономика и право. 2003.
- Александров O.A. Бухгалтерский учет в туризме: практ. руководство -М.: Омега-Л, 2006. -189с.
- Антошина O.A. Формирование себестоимости туристских услуг // Финансовая газета. Региональный выпуск. — 2007. — № 3120.
- Аудит: учеб. для вузов / под ред. проф. В. И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аудит, Юнити-Дана, 2006. — 583 с.
- Аудит: учебник / Под общ. ред. В. И. Подольского. — М.: Волтерс Клувер, 2010.
- Бабаев Ю.А., Петров A.M. Бухгалтерский учет и контроль в общественном питании: учебник. — М.: Омега-JI, 2008.
- Бабаев Ю.А., Петров A.M. Расчеты организации: учет, контроль и налогообложение: учебн. пособ. М.: Вузовский учебник, 2010.
- Бабичева Н.Э. Формирование показателей бухгалтерской отчетности с учетом отраслевых особенностей (на примере организаций туризма) / Н. Э. Бабичева // Все для бухгалтера. 2004. — № 24(144). — С.30−38.
- Бабичева Н.Э. Особенности бухгалтерского учета реализации туристских путевок в турагентской деятельности / Н. Э. Бабичева // Все для бухгалтера. 2003.-№ 16(112).-С.12−16.
- Баранова А. Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма : учеб. пособие / А. Ю. Баранова. М.: ИНФРА-М, 2010.- 180 с.
- Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: учебн. пособ. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и К0, 2007.
- Барышева Т.В. Договор поручения турфирмы с клиентом / Т. В. Барышева // Учет в туристической деятельности. 2005. — № 4. — С.75−85.
- Бернстайн JI.A. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. / JI.A. Бернстайн / Научн. ред. Перевода чл. корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. ред. Серии проф. Я. В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 624 с.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм. Издание 4-е, переработанное и дополненное / М. Б. Биржаков. СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. — 320 с.
- Бланк И.А. Управление денежными потоками / И. А. Бланк. Киев: Ника-Центр, 2002. — 736 с. -ISBN 5−94 773−001−4.
- Богданов Е.И. Планирование на предприятии туризма: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Е. И. Богданова. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. -288с.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2008.
- Борисов А. Типовые ошибки при описании бизнес-процессов // Финансовая газета. — 2009. — № 19, 20.
- Бреславцева H.A. Балансоведение. Серия «Высшее образование» / Под. ред. проф. H.A. Бреславцевой. Ростов-на Дону: Феникс, 2004. — 480 с.
- Бреславцева H.A., Попова Т. Д. Бухгалтерский учет на предприятиях сферы услуг: учеб. пособие для вузов.-Ростов н/Д: Феникс, 2006. -442с.
- Булатова М.А., Седова И. В. Туризм: учет и налоги. М.: Изд.-коне, компания «Статус-Кво 97», 2006
- Бургонова Т.Н. Гостиничный и туристский бизнес : особенности бухгалтерского учета и налогообложения: учеб. пособие для студ. эконом, спец. вузов/ Г. Н. Бургонова, H.H. Каморджанова. М.: Финансы и статистика, 2000. — 352с.
- Бухгалтерский учет в сфере услуг: учебник / М. А. Бахрушина, Т. П. Карпова, A.M. Петров и др.- под общей ред. доктора экон. наук, профессора М. А. Бахрушиной. М.: Рид Групп, 2011. — 576 с.
- Бухгалтерский учет на предприятиях сервиса. Теоретические основы и практика бухгалтерского учета / Тимофеева М. С., Сербиновский Б. Ю., Цветкова С. Н. М.: Дашков и К0, 2003.
- Бахрушина М. А, Лялькова Е. Е. Учетная политика в системе управленческого учета: методика формирования, практика применения. М.: Экономисть, 2008.
- Внешнеэкономическая деятельность: практич. руководство /Под ред. В. В. Семенихина. М.: Эксмо, 2005.
- Городецкая М.И. Бухгалтерский учет и налогообложение в индустрии туризма: учеб. пособие для вузов -М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2010. -309с.
- Гражданское право: В 2 ч. — Ч. 2 / Под ред. В. П. Мозолина. — М.: Юристъ, 2007.
- Гражданское право: В 4 т. — Т. 4: Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. — 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2010. (МГУ, Серия «Классический университетский учебник»).
- Дехтярь Г. М. Стандартизация и сертификация в туризме : учеб. пособие для вузов / Г. М. Дехтярь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 368 с.
- Дурново Д.В. Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение// Учет в туризме, 2010, N 3
- Егорова С. К. Основы бухгалтерского учета и аудита в сфере сервиса / Егорова С. К., Денисова К .Я.- Под ред. С. К. Егоровой. М.: Юристь 2005.
- Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: Пер. с польск. / И. Енджейчик. М.: Финансы и статистика, 2003. — 320 с.
- Забродин А.Ю. Интеллектуальные услуги в бизнесе: справ. Пособие. — М.: Экономика, 2008.
- Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник / А. Б. Здоров. М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
- Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник / И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.
- Ильина E.H. Туроперейтинг: стратегия обслуживания: учебник для вузов / Е. Н. Ильина — Российская Международная академия туризма. М.: Финансы и статистика, 2010. — 160 с.
- Каспина Р.Г., Плотникова JI.A. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: учебн. пособ. — М.: Эксмо, 2009.
- Каурова О.В. Бухгалтерский учет предприятия туристской индустрии: учебник для вузов / О. В. Каурова, А. Н. Малолетко. М.: КноРус, 2009. -240с.
- Квартальнов В. А. Туризм: учебник / 2-е изд., перераб. — М.:
- Финансы и статистика, 2006.
- Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 1999. — 496 с.
- Керимов В.Э. Производственный учет в туристских организациях: Учебно-практическое пособие / В. Э. Керимов, Р. А Сухов. М: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. — 99 с.
- Кисилевич Т.И. Аудит в туристских организациях. М. Финансы и статистика, 2005.
- Кисилевич Т.И. Бухгалтерский учет в санаторно-курортных организациях: учеб. пособие для вузов / Кисилевич Т. И., О. И. Шарыпова -М.: Финансы и статистика, 2005. -409с.
- Ковалев В.В. Финансовая отчетность и ее анализ (основы балансоведения): Учебное пособие / В. В. Ковалев, Вит.В. Ковалев. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 432 с.
- Козырева Т.В. Управленческий учет в туризме. М.: Финансы и статистика, 2005.
- Комиссарова И.П., Марель М. Б. Экспорт, импорт: учет и налоги. — М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97″, 2007.
- Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности : учеб. пособие / А. Б. Косолапов. М.: КНОРУС, 2010.-288 с.
- Кулинина Г. В., Шалашова Н. М., Юшкова С. Д. Учет, анализ и аудит ВЭД. — М.: Бухгалтерский учет, 2005.
- Курбангалеева O.A. Валютные операции. — М.: Вершина, 2006.
- Кусков A.C. Основы туризма : учебник для вузов / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: КноРус, 2010. — 400 с.
- Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учеб. / М. И. Кутер. М.: Финансы и статистика, 2004. — 592 с.
- Лесник А.П., Чернышев A.B. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. — М.: Товарищ, 2006.
- Любушин Н.П. Анализ подходов к оценке и прогнозированию выручки от продаж с учетом сезонной составляющей / Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 6(21). — С.6−16.
- Малахова H.H., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе. М.: Изд. Центр „Март“, 2009. — 224с.
- Медлик С, Инграм X. Гостиничный бизнес: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса (23 000) / Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристкой фирмой / Н. К. Моисеева. М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 с.
- Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Морозов. М.: Издательский центр „Академия“, 2004. — 288 с.
- Моторин В. Анализ рисков в бизнес-плане турфирмы / В. Моторин // Туристический бизнес. 2001. — № 6(41). — С.ЗЗ.
- Мохова Ю.А. Турфирма: с чего начать, как преуспеть / Ю. А. Мохова, Г. А. Мохов. СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
- Никаноров П. С. Посредническая деятельность. Учет и налогообложение // Налоговый вестник. — 2008.
- Новодворский, В.Д. Бухгалтерская отчетность организации: Учеб. пособие.— 3-е изд., пераб. и доп. / В. Д. Новодворский, Л. В. Пономарева. — М.: Изд-во"Бухгалтерский учет», 2004. 368 с.
- Обербринкманн, Франк. Современное понимание бухгалтерского баланса: пер. снем. / Под ред. Проф. ЯЗ. Соколова / Франк Обербринкманн. М.: Финансы и статистика, 2003. — 416 с.
- Образцов A.B. Практикум по налогообложению и бухгалтерскому учету в туристических фирмах /A.B. Образцов, Е. Ю. Миронова. М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2000. — 216 с.
- Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы/ А. О. Овчаров. М.: ИНФРА-М, 2009. — 280 с.
- Озеров A.M. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристических фирмах. 2-е изд., перераб. и доп. /A.M. Озеров. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
- Организация туристического бизнеса: технология создания продукта: учебно пр. пособие / О. Ю. Грачева и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2010. — 276 с.
- Панина И. Посредническая деятельность: учет и налоги // Финансовая газета. 2009. — № 28.
- Патров В.В. Бухгалтерская отчетность организации / В. В. Патров, В. А. Быков. М.: МЦФЭР, 2004. — 320 с.
- Петров A.M. Общественное питание: учет и калькулирование себестоимости: практич. пос. М.: Омега-JI, 2010.
- Петров A.M. Теоретико-методологические основы организации бухгалтерского учета расчетов и налогового планирования в корпоративных системах сферы услуг. — СПб.: НПК «РОСТ», 2008.
- Петров A.M. Теория, методология и практика бухгалтерского учета и контроля расчетов в корпоративных системах сферы услуг. М.: Вузовский учебник, 2009.
- Петров A.M. Договоры: бухгалтерский учет, налогообложение и налоговое планирование (практич. пособ.). М.: Проспект, 2008.
- Писаревский Е.О. О юридических признаках туроператора и турагента / Е. Писаревский // Туристический бизнес. 2002. — № 5(57). — С.52−53.
- Попов M.B. Налоговый аудит в структуре аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. — 2009. — № 11.
- Практический аудит: учеб. пособие / Под ред. Н. Д. Бровкиной и М. В. Мельник. М.: ИНФРА-М, 2010.
- Пятов M.JI. Бухгалтерский учет и оформление договоров: учебно-практич. пособие. М.: Проспект, 2009.
- Развитие рынка услуг в России / Сб. статей по материалам научно-практич. конф. ВЗФЭИ 19.04.2005. — М.: ВЗФЭИ, 2005.
- Российский статистический ежегодник. Официальное издание М • Росстат, 2009.
- Саак А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие для вузов / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. СПб.: Питер, 2010. -512 с.
- Саполгина JI.A. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристической фирме: учеб. пособие М.: КноРус, 2009. -156с.
- Сенж B.C., Денисенко A.B. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учеб. пособ. — М.: Финансы и, статистика, 2007.
- Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учеб. пособие для вузов / С. С. Скобкин. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.-493 с.
- Соболева Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы: Учебно-методическое пособие / Е. А. Соболева, И. И. Соболев. М.: Финансы и статистика, 1999. — 128с.
- Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие для вузов / Я. В. Соколов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. — 638 с.
- Сорокина A.B. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. М.: Инфра-М. — 2007 г.
- Сосненко JI.C. Специфика анализа экономического потенциала туристской фирмы / JI.C. Сосненко, И. Н. Кивелиус // Экономический анализ: теория и практика. 2004. — № 17(32). — С. 15−20.
- Темный Ю.В. Экономика туризма: Учебник / Ю. В. Темный, J1.P. Темная. — М.: Советский спорт, 2003. 416 с.
- Транспортное экспедирование: учеб. для студ. трансп. вузов / Плужников К. И., Чунтомова Ю. А. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТрансЛит, 2006.
- Тулатаев ТА. Маркетинг услуг: учебно-практич. комплекс. М: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
- Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие для вузов / кол. авт. — ред. Л. П. Шматько. 4-е изд., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс: МарТ, 2010. -352 с.
- Туристическая деятельность: особенности бухгалтерского и налогового учета/ Под общ. Ред. В. В. Семенихина. М.: ЭКСМО, 2005.
- Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг: учебно-методич. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006.
- ПЗ.Уокер, Джон Р. Введение в гостеприимство: учеб. пособие для вузов: пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2008. -711с.
- Упрощенка за 3 дня. М.: Эксмо, 2011. — 352с.
- Учет в туризме: бухгалтерские аспекты и налогообложение Текст. / И. А. Феоктистов, Ф. Н. Филина. М.: Гросс-Медиа, РОСБУХ, 2007. — 392 с. -(Практикум бухгалтера).
- Феоктистов И.А., Филина Ф. Н. Учет в туризме: бухгалтерские аспекты и налогообложение. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.
- Филипповский Е.Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2003. — 176 с.
- Финансовая бухгалтерская отчетность организаций железнодорожного транспорта: учебн. пособие для студ. вузов ж.-д. трансп. / Под ред. Федорова Е. А. — М.: Учеб.-метод, центр по образованию на ж.-д. трансп., 2008.
- Фомичева Л.П. Посреднические операции: правовые особенности, учет и налоги. М.: Вершина, 2009.
- Хорин А.Н. Принцип временной определенности / А. Н. Хорин, Ж. Г. Михалева // Аудит и финансовый анализ. 2003. — № 4. — С.35−107.
- Хорин A.M. Финансовая отчетность организации: раскрытие основных элементов форм отчетности / А. М. Хорин // Бухгалтерский учет. -2001.-№ 8. -С. 12−18.
- Чепилко Н.Г. Организация и методика проведения аудита организаций-турагентов // Аудит и финансовый анализ. № 2. — 2009. — С.
- Чернышев A.B. Геоэкономические аспекты формирования конкурентоспособности гостинично-туристского комплекса М: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2001 -151 с.
- Чернышев В.А. Оформление договора перевозки и анализ выполнения его условий: учебно-методич. пособие по дисциплине «Коммерческая работа и экспедирование». Новосибирск: Новосиб. гос. акад. водного транспорта, 2004.
- Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. проф., д.э.н. А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. — 400 с.
- Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие / Под ред. Л. П. Шматько. М.: ИКЦ «МарТ- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 352 с.
- Янкевич B.C., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. B.C. Янкевича. М.: Финансы и статистика, 2003. — 416 с.