Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России постсоветского периода, переживающей затянувшийся социально-экономический кризис, бурные политические процессы, сопряженные с системной перестройкой, эта опасность чувствуется как нигде более остро. Электорат национал-шовинистов и национал-сепаратистов возрастает, эти нечистоплотные политики стараются максимально задействовать в своих целях раскрепощенную в процессе демократизации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к анализу проблемы этнополитического экстремизма
    • 1. Сущность понятия «этнополитический экстремизм»
    • 2. Социально-политические истоки этнополитического экстремизма
  • ГЛАВА II. Характер и формы проявления этнополитического экстремизма в современной России, методы противодействия
    • 1. Причины проявления этнополитического экстремизма в современной России, его особенности
    • 2. Государственная национальная политика и методы противодействия этнополитическому экстремизму
  • ГЛАВА III. Политико-правовые механизмы профилактики этнополитического экстремизма
    • 1. Профилактика — стратегический подход к решению проблемы этнополитического экстремизма
    • 2. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма в России
    • 3. Роль институтов гражданского общества и средств массовой информации в профилактике этнополитического экстремизма

Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. События последних лет продемонстрировали исключительную опасность этнополитических экстремистских течений в современном мире. Провоцируя конфликты, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, экстремисты создают реальную угрозу миру и безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества.

Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное, особую опасность несет этнополитический экстремизм, вносящий раскол в российское общество, нарушающий межнациональное согласие. Взаимоотношения населяющих Россию народов всегда выступали как значимый фактор ее внутренней и внешней политики. На разных этапах развития государства удавалось найти форму межнационального согласия, снимающего остроту противоречий, объективно существующих в любом многонациональном государствепротиворечий между стремлением сохранить национальную самобытность и движением к интеграции всего многонационального общества.

В постсоветский период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. Процессы демократизации раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Распад СССР качественно изменил ситуацию в межнациональных отношениях, со всей силой проявились этнонациональные интересы и устремления. Положительным результатом демократического развития стало утверждение многими народами своей идентичности, становление и институционализация этнических общин, национально-культурных организаций. Этнополитические процессы зачастую развивались в националистическом направлении, а национальные движения принимали экстремистские формы национал-шовинизма и национал-сепаратизма. Частым явлением стала открытая пропаганда расового и национального превосходства, дискриминация по этническому и национальному признаку, нагнетание нетерпимости и вражды на национальной почве. Региональный сепаратизм и этнополитические конфликты стали тормозом демократического развития общества, реальной угрозой целостности государства, его национальной безопасности.

В таких условиях, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов этнополитического экстремизма, разработка эффективных политико-правовых мер противодействие ему становится приоритетной государственной и международной задачей. В связи с этим, актуальным в настоящее время является реализация принятого в 2002 году Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001;2005 гг.).

Путь цивилизованного решения этих насущных проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных методов. Необходимо использовать весь арсенал политических, экономических и социальных рычагов, способных устранить причины этнополитического экстремизма, способных снизить напряженность и нестабильность в обществе, устранить конфликтные ситуации, способные провоцировать экстремистские проявления. Такая работа должна основываться на демократических нормах международного права и действующей законодательной базе Российской Федерации.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью понимания природы и истоков экстремистских этнополитических течений, факторов, способствующих развитию этих явлений, необходимостью формирования и развития политико-правовой основы противодействия этнополитическому экстремизму в Российской Федерации и выработки эффективных мер профилактики этого явления.

Политико-правовое регулирование в этой области должно строиться в контексте национальной политики государства, являться существенной составляющей этой политики. В последние годы законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации провели значительную работу в этом направлении: разработаны и приняты важнейшие политико-правовые акты, Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» и др. Проблема противодействия и профилактики этнополитического экстремизма находится в фокусе внимания государственных органов, политических и общественных организаций. Задача разработки комплексных государственных программ в этой область обуславливает необходимость всестороннего и детального изучения истоков и природы этнополитического экстремизма, действенных мер по предотвращению его развития.

Сказанное определяет теоретическую и практическую актуальность изучения этнополитического экстремизма, подходов к его политико-правовой профилактике.

Целью настоящего исследования является анализ политико-правовых основ профилактики этнополитического экстремизма в Российской Федерации. Данная цель предполагает решение следующих задач:

— выявить сущность понятия «этнополитический экстремизм» применительно к Российскому государству;

— дать политико-правовой анализ социально-политических истоков экстремизма в современной России;

— раскрыть характер и формы проявления этнополитического экстремизма в российском обществе;

— раскрыть роль государственной национальной и федеративной политики как важнейшей основы профилактики и преодоления этнополитического экстремизма в Российской Федерации;

— выявить механизмы профилактики этнополитического экстремизма;

— исследовать проблемы реализации правовых основ противодействия этнополитическому экстремизму в России;

— определить основные направления деятельности политических и общественных институтов по профилактике этнополитического экстремизма.

Степень научной разработанности темы. Проблемам этнополитического экстремизма уделяется большое внимание в литературе последних лет. Однако обобщающих работ по данному вопросу пока немного1. Большинство публикаций посвящено отдельным проблемам исследуемой темы. Вопросы этнополитического экстремизма рассматриваются в публикациях, посвященных исследованию распространению терроризма в мире2.

1 Верховский A.M. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М.: Панорама, 2002; Дробижева J1.M., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002, с. 39−59- Лихачев В. Нацизм в России. М.: Панорама, 2002; Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. Материалы конференции 31 марта-1 апреля 1998 г. Отв. ред. Кутафин О. Е. М., 1998.

2Василенко В. И. Терроризм как социально-политический феномен. М.: Изд-во РАГС, 2002; Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Юрлитинформ, 2002; его же Обвиняется терроризм. М.: Олма-пресс, 2002; Мартыненко Б. К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х — 90-х годов XX века. Диссертация. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999; Петрищев В. Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001; Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект). М.: Информационно-аналитическое управление Государственной Думы, 2003.

Исследованию проблем этнополитического экстремизма, его истоков посвящены работы этнополитологов, историков, юристов, в частности, Р. Г. Абдулатипова, Г. В. Атаманчука, В. В. Амелина, В. И. Власова, Л.Ф., М. Н. Губогло, В. Н. Дахина, А. Ф. Дашдамирова, В. Ю. Зорина, А. Е. Жарникова, Л. М. Дробижевой, Р. Н. Исмагиловой, К. В. Калининой, А. Козлова, В. Н. Лысенко, А. А. Мацнева, В. А. Михайлова, Т. М. Музаева, Т. Тимофеева, В. А. Тишкова, А.А. Чичановского1 и др.

Важнейшими вопросами, рассматриваемыми в литературе, являются проблемы реализации общепризнанных норм международного права в области демократических основ и политико-правового обеспечения этнонационального развития в многонациональном государстве, что является условием эффективной профилактики этнополитического экстремизма. Они освящаются в работах Р. Г. Абдулатипова, А. С. Автономова, М. В. Баглая, С. А. Глотова, Л. М. Карапетяна, В.Р. Филипова2 и др. В ряде исследований прослеживаются.

1 Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000; его же Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., Славянский диалог, 2001; его же Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе М.: Славянский диалог, 1999; Амелин В. В. Роль средств массовой информации в нейтрализации этнического сепаратизма. Оренбург, 2002; Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М, 2003; Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998; Дробижева Л. М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнопанорама, 2002, № 1, с. 1−9- Исмагилова Р. Н. Воздействие традиционных структур и институтов на межэтнические отношения и этнополитическую ситуацию // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. М.: XXI ВЕК-СОГЛАСИЕ, 2001, с. 7−22- Калинина К. В. Национальные отношения в СССР: история и современность. М., 1991; ее же Национальные меньшинства в Российской Федерации. М.: РАГС, 1993; Козлов А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия «Система воспитания в высшей школе», Вып. 4. М., 1994; Мацнев А. А. Этнополитические конфликты и проблемы геополитики // Вопросы национальных и федеративных отношений. М.: РАГС, 1997; Михайлов В. А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. М.: РАГС, 1995; Музаев Т. М. Этнический сепаратизм в России. М.: Панорама, 1999; Тишков В. А. Этнология и политика М.: Наука, 2001; Чичановский А. А. За чертой полета (Нации и народы после развала СССР). М.: Славянский диалог, 2000.

2 Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., Славянский диалог, 2000; Автономов А. С. Правовая онтология политики. М., 1999; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2001; Глотов особенности национальной политики Российского государства на протяжении его исторического развития: работы В. Ю. Зорина, С. В. Кулешова, Ю. М. Прусакова, М. В. Мархгейма, В.А. Тишкова1 и др. Значительный интерес представляют также работы современных зарубежных авторов по изучению межнациональных отношений в полиэтнических государствах, проблем дискриминации и национализма, политико-правовых аспектов регулирования межэтнических отношений2.

Многие из этих актуальных проблем нашли отражение в документах, подготовленных Ассамблеей народов России, а также в материалах парламентских слушаний в Государственной Думе. Эти материалы широко использовались автором настоящего исследования.

С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов, 1999; Карапетян J1.M. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001.

1 Зорин В. Ю. Национальная политика в России. История, проблемы, перспективы. М., 2003; Кулешов С. В. Судьбы национальной государственности в России // Национальная политика в Российской Федерации. М.: Наука, 1993, с. 84−89- Прусаков Ю. М., Мархгейм М. В. Местные аспекты национальной политики Российского государства // Государственное управление и местное самоуправление в этнической социокультурной среде. Ростов н/Д.: Издательство СКАГС, 1999, с. 172−175- Прусаков Ю. М., Мархгейм М. В. Местные аспекты национальной политики Российского государства // Государственное управление и местное самоуправление в этнической социокультурной среде. Ростов н/Д.: Издательство СКАГС, 1999, с. 172 175.

2 Бьюкенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М.: Рудомино, 2001; Гамбург Д. Этноцентрическое насилие // Национальная политика в Российской федерации. М.: Наука, 1993, с. 41−59- Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Там же, с. 145−164- Нагенгаст К. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 177−199- Aleinikoff А.Т. Multicultural nationalism // The American Prospect-Online, 2000, 36: permissions (a)prospect.orgBrubaker R. Nationalism Reframed: Nationhood and National Question in the New Europe. Cambridge, 1996; Gellner E. Nations and Nationalism. Ithaca, 1983; Gurr T.R. Nonviolence in ethnopolitics: Strategies for attainment of group rights and autonomy // Political Science & Politics, 200, 6, 1−9- Huntington S.P. Robust nationalism // The National Interest, 58, 2000, 31−40- The Politics of Ethnic Conflict Regulation. L. — N.-Y.- Routledge, 1999; Smith A.D. The problem of national identity: ancient, medieval and modern // Ethnic and Racial Issues, v. 17, № 3, pp. 375−399- и др.

Объектом исследования является проявления этнополитического экстремизма в Российской Федерации, его сущность, виды и профилактика.

Предметом исследования стала деятельность органов государственной власти по реализации политико-правовых основ профилактики этнополитического экстремизма в многонациональном демократическом Российском государстве и борьбы с ним.

Методологической основой диссертационного исследования являются принцип комплексности, системности, междисциплинарный подход. Используются методы конкретно-исторического, правового и логического анализа. Применены такие методы научного анализа, как сравнение, дедукция, аналогии и обобщение. Применяются общепринятые научные методы политико-правового анализа, вырабатываемые в отечественной и зарубежной науке.

Источниковой базой исследования стали международные и российские политико-правовые документы, среди которых декларации и конвенции, имеющие международный характер, Конституция Российской Федерации, Федеративный договор, Указы и Послания Президента РФ, Концепция государственной национальной политики РФ, законы федеральные и региональные, материалы парламентских слушаний Госдумы ФС РФ, постановления Правительства РФ и труды российских и зарубежных ученых, общественных деятелей. Многоаспектность изучаемой проблемы и междисциплинарный характер интересующего нас предмета исследования обусловливают привлечение результатов исследований в области политологии, правоведения, этносоциологии, этнологии, этнополитологии.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что это одна из первых диссертаций, в которых исследуется этнополитический экстремизм с применением комплексного подхода. В исследовании этнополитического экстремизма в Российской Федерации выявляются его причинно-следственные связи и региональные особенности.

В работе предпринята попытка выявления специфики развития национал-шовинизма и национал-сепаратизма в постсоветский период в их динамике. В отличие от ряда ранее проведенных исследований, учитывается взаимосвязь наблюдаемых экстремистских проявлений с целым рядом политических и социально-экономических условий, показана необходимость комплексного подхода к выработке и реализации политико-правовых основ противодействия этнополитическому экстремизму и его профилактики.

Становление политико-правовых основ профилактики этнополитического экстремизма и их реализация рассматриваются в контексте процессов демократизации российского общества, трудностей перехода от авторитарной и унитарной системы управления этнополитическими процессами к демократическо-правовой системе.

Подчеркивается, что только в правовом государстве, где гарантированы права каждого гражданина, каждого народа, возможен цивилизованный подход к решению проблем профилактики этнополитического экстремизма и что Конституция Российской Федерации и действующее законодательство создают достаточно эффективную основу для противодействия этому опасному явлению. Вместе с тем, для этого нужна политическая воля и консолидация всего общества.

В работе в обобщенном виде раскрывается основная задача государства, его национальной политики — разработка стратегической государственной комплексной программы профилактики этнополитического экстремизма, предлагаются основные направления такой программы.

Проведя анализ этнополитической ситуации в Российской Федерации, автор выделяет основные проблемные аспекты, являющиеся предпосылками этнополитического экстремизма, которые требуют пристального внимания и незамедлительного политического решения. Взрывоопасная динамика развития национал-сепаратизма, практики дискриминации по этническому признаку, ксенофобии и нетерпимости в обществе требуют немедленных и решительных действий со стороны государства, в обязанности которого входит защита прав и свобод своих граждан. Опираясь на широкий фактический материал, автор показывает необходимость выверенной и научно-обоснованной национальной политики, создающей условия нормализации этнополитической ситуации и ликвидации предпосылок развития этнополитического экстремизма.

Анализируя политико-правовые основы решения проблемы борьбы с этнополитическим экстремизмом, действующие правовые нормы, процесс разработки законодательной базы профилактики этнополитического экстремизма, автор приходит к выводу о необходимости усиления политико-правового обеспечения в области управления этнополитическими процессами, выработки правовых механизмов предупреждения этнополитических конфликтов, а также об однозначной недопустимости только силовых подходов к противодействию экстремистской деятельности. Нужна система научного анализа и мониторинга этих проблем и подготовки специалистов в этой области.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования этнополитического экстремизма, формирования механизмов его профилактики, разработки практических мер по противодействию и предотвращению экстремистских проявлений в Российском обществе, в конкретных регионах страны.

Сформулированные в диссертации выводы имеют теоретическое и практическое значение. Они могут быть учтены в деятельности государственных структур, занимающихся управлением этнополитическими процессами, их политико-правовым регулированием, использованы в преподавании в высшей школе, в подготовке руководящих кадров в РАГС при Президенте РФ.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в ряде публикаций автора.

Диссертация обсуждалась на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Этнополитический экстремизм, открыто бросивший вызов цивилизованному миру, поставил перед всеми людьми доброй воли задачу нахождения эффективных мер противодействия этой первостепенной опасности для государств и народов, как на Западе, так и на Востоке. Если не будет сделано решительных шагов сегодня, то завтра может быть поздно. Масштабы экстремизма, нередко его международный характер, обусловливают необходимость согласованных действий различных государств, сотрудничества в деле совершенствования системы противодействия ему и долгосрочных программ профилактики этих проявлений.

В России постсоветского периода, переживающей затянувшийся социально-экономический кризис, бурные политические процессы, сопряженные с системной перестройкой, эта опасность чувствуется как нигде более остро. Электорат национал-шовинистов и национал-сепаратистов возрастает, эти нечистоплотные политики стараются максимально задействовать в своих целях раскрепощенную в процессе демократизации созидательную по своей сути национальную энергию народов-этносов, направляя ее не на единство многонационального российского общества, а против его единства. Можно с полном основанием заключить, что «национал-экстремисты, в конечном итоге, главные враги своей нации, ее свободы, перспектив и развития» (Р.Г. Абдулатипов). В настоящее время этнополитический экстремизм угрожает не только отдельным территориям и народам, но и национальной безопасности страны.

Националистические идеи «хорошо подходят» для заполнения идейного вакуума, возникшего после демонтажа советского строя, люди легко откликаются на простые идеи однозначного утверждения образа врага, «чужого», на которого можно «повесить» все невзгоды сегодняшнего дня. Для противостояния этим явлениям нужно хорошо понимать их истоки, стараться воздействовать не на следствия, а на причины, среди которых основными являются социально-экономическая нестабильность, усиление социальных противоречий, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения, ошибки власти, низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов. Ликвидация расовой, национальной дискриминации, обеспечение равноправия и равенства людей всех национальностей во всех сферах российского общества — важнейшее условие предотвращения этнополитического экстремизма, угрожающего самому существованию единого Российского многонационального государства. Для этого нужно создать действенное правовое поле, обеспечивающее неотвратимость наказания за нарушения прав и свобод человека, возбуждения национальной и религиозной вражды, неважно, кто бы ни был виновен в этом — рядовой скинхед или депутат Государственной Думы. Для этого нужны хорошо отработанные правовые акты, система организации и осуществления политических, предупредительных, оперативно-розыскных и экономических мероприятий. При этом, помимо действенной законодательной базы и простроенного механизма ее реализации, необходима политическая воля — воля демократического государства, способного обезопасить своих граждан, народы и обеспечить свою безопасность. В этом состоит главная стратегическая задача современного этапа развития Российского государства, как подчеркнуто в Послании Президента РФ В. В. Путина: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и своих детей.

И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом"1.

Для нахождения эффективных путей предупреждения этнополитического экстремизма, правового обеспечения противодействия ему, правильного выбора средств и методов борьбы с ним и профилактических методов важен комплексный социологический и политико-правовой анализ этого сложнейшего социально-политического феномена, его глубокое теоретическое осмысление, привлечение опыта, как наших народов, так и зарубежных государств, по разрешению конфликтных ситуаций в сфере национальных отношений и управлению этнополитическими процессами. Государство, несущее главную ответственность за противодействие экстремизму, должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для профилактики, инициируя необходимые меры и осуществляя адекватные правовые действия по защите общества. К этому должны быть привлечены все силы общества, разворачивающего широкий фронт противодействия экстремистской деятельности. Если сосредоточивать все усилия на силовых, репрессивных методах, нельзя ожидать большой эффективности, о чем свидетельствует как отечественный, так и зарубежный опыт. Должна быть разработана и осуществлена программа взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению проявлений этнополитического экстремизма, общегосударственная комплексная программа, включающая политический, правовой, идеологический, социальный, экономический и другие аспекты. Основания и формы профилактического реагирования государства на проявления экстремизма должны быть законодательно закреплены и доведены до всех граждан в открытых нормативных актах. Следуя этому.

1 Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина федеральному Собрания Российской Федерации 18 апреля 2002 года. пути, необходимо максимально использовать богатый опыт мирной совместной жизни и сотрудничества народов России, опираться на поддержку общественности, активизировать все силы общества, проводя гласную политику, открыто и публично отчитываясь в проделанной работе.

Для осуществления эффективной профилактики этнополитического экстремизма нужна согласованная работа, тесное взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, СМИ, религиозных и других организаций, необходимо максимально задействовать научный и творческий потенциал всего российского общества.

Нужно хорошо понимать, что будущее народов России зависит от межнационального сотрудничества, сотворчества и взаимопонимания. Чем больше народы и государства будут способны объединять свой созидательный потенциал, тем в большей степени мы будем способны эффективно противостоять экстремизму. Демократическое государство способно раскрывать потенциал самобытности и единства народов многонациональной страны в условиях защищенности и реализации индивидуальных и коллективных прав человека. В таких условиях каждому человеку по настоящему ценно его единое государство, единое общество. Преодоление национал-шовинизма и национал-сепаратизма, практики разжигания межнационального недоверия и розни, налаживание равноправного диалога народов-этносов нашего многонационального государства, утверждение принципов справедливости, достоинства и равенства — это основополагающие задачи строительства демократического государства и гражданского общества в России. Создание оптимальных условий для полноценного и самобытного развития каждого народа, налаживание их творческого взаимодействия во всех сферах общества, реализация созидательного потенциала многонациональное&trade- - главные задачи национальной политики, в контексте которой должны разрабатываться программы профилактики этнополитического экстремизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2000.
  3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 3 апреля 2001 года.
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 19 апреля 2002 года.
  5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 16 мая 2003 года.
  6. Федеративный договор. Документы. Комментарии. М.: Республика, 1994.
  7. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. М., 1996.
  8. Закон Российской Федерации № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, Ст. 3031.
  9. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 83-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, Ст. 1930.
  10. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1999, № 18, Ст. 2208.
  11. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629.
  12. Материалы семинара-совещания председателей комитетов (комиссий) законодательных органов субъектов Российской Федерации по вопросам национальных отношений. М.: Издание Государственной Думы, 1999.
  13. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М, 1999.
  14. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. М.: Инфра-М, 2001.190 плане первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.
  15. Указ Президента РФ от 27 октября 1997 года № 1143 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации» // Российская газета, 30 октября 1997 года.
  16. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2000, № 2, Ст. 170.1. ИССЛЕДОВАНИЯ, МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ
  17. Р.Г. Заговор против нации. СПб., 1992.
  18. Р.Г. Ликвидация расовой и национальной дискриминации в России как направление борьбы с политическим экстремизмом // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 814.
  19. Р.Г. Малочисленные народы России: государственно-правовые механизмы защиты и развития. М., 1999.
  20. Р.Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе М.: Славянский диалог, 1999
  21. Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М.: Славянский диалог", 1999.
  22. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000.
  23. Р.Г. Национальные особенности предрассудков в России // Материалы регионального «круглого стола» «Национальное согласие и национальный экстремизм в современной России: исторические корни, реалии и перспективы». Саратов, 2000, с. 19−22.
  24. Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001.
  25. Р.Г. Не навязывать «русскую безнациональность» // Труд, 29 марта 2002 г.
  26. Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, 2, с. 74−77.
  27. Ю.И. О понятии и типологии политического экстремизма и некоторых мерах противодействия ему // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 99−105.
  28. Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 37−53.
  29. А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
  30. Айламазьян В. Б, Осипов А. Г., Сапожников Р. В. Правовые механизмы противодействия этнической дискриминации и разжиганию этнической вражды в России, возможности их использования и степень эффективности. М.: Правозащитный Центр «Мемориал», 2002.
  31. А.В. Межнациональные конфликты: история и реальность // Материалы регионального «круглого стола» «Национальное согласие и национальный экстремизм в современной России: исторические корни, реалии и перспективы». Саратов, 2000, с. 7781.
  32. В.В. Роль средств массовий информации в нейтрализации этнического сепаратизма. Оренбург, 2002.
  33. В. Роль СМИ в профилактике и нейтрализации экстремизма // Ассамблея народов России. Информационный бюллетень, 2002, 1 (7), с. 17−18.
  34. Г. М. Позиция государства по вопросам расизма // Толерантность: объединяем усилия. М.: Летний сад, 2002, с. 35−37.
  35. Г. В. Модернизация государственного управления (теоретико-методологические обоснования). М., 2001.
  36. Н. Национальный вопрос и единство России. Рукопись. М., 2002.
  37. Д.Ф. Вступительное слово // Материалы регионального «круглого стола» «Национальное согласие и национальный экстремизм в современной России: исторические корни, реалии и перспективы». Саратов, 2000, с. 4.
  38. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:Норма, 2001.
  39. В.А. Политический экстремизм как проблема и пути ее разрешения // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 87−91.
  40. Д., Бойл К. Демократия: вопросы и ответы. М.: Юнеско, 1994.
  41. А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М.: Рудомино, 2001.
  42. В.И. Терроризм как социально-политический феномен. М.: Изд-во РАГС, 2002.
  43. А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в России (исторический и концептуальный аспекты). М., 1993.
  44. В дружбе народов единство России. Материалы I съезда Ассамблеи народов России. М.: Славянский диалог, 1999.
  45. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.
  46. A.M. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М.: Панорама, 2002.
  47. A.M. Политика государства по отношению к национал-радикальным объединениям. 1991−2001 гг. М.: Панорама, 2002.
  48. В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003.
  49. В. Национальные партии: конец начала или начало конца // Этнополис, 1995,2, 143−154.
  50. А.А. О конъюнктурном и стратегическом экстремизме // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 74−76.
  51. Д. Этноцентрическое насилие // Национальная политика в Российской федерации. М.: Наука, 1993, с. 41−59.
  52. Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской федерации. М.: Наука, 1993, с. 145−164.
  53. Е.С. Толерантность и безопасность в этнической сфере // Толерантность как основа социальной безопасности. М. Ставрополь: Илекса-Сервисшкола, 2002, с. 104−120.
  54. В.А. Рост числа скинхедов на совести СМИ! // Пчела, 2002, 3, 26−28.
  55. В.И. Правовые аспекты борьбы с политическим экстремизмом // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с.23−27.
  56. Л.Я. К вопросу о фашизме в России // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 115−120.
  57. X. Что такое экстремизм? // Media forum, 2001, 8, 50.
  58. В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002, с. 46−78.
  59. М.С. Национализм: Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998.
  60. Дробижева J1.M. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 71−84.
  61. JI.M. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнопанорама, 2002, № 1, с. 1−9.
  62. JI.M., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002, с. 39−59
  63. .Б. Национальная политика современной России. Диссертация на соискание. канд. полит, наук. РАГС, 1999.
  64. В.Е. Методологические проблемы определения политического экстремизма и формы политического экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 107−114.
  65. Защита прав человека. Сборник документов 1998—2000. М.: Юрид. Лит., 2001.77.3дравомыслов А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России // Этнополис, 1995,4, 166−183.
  66. . А. О возможных подходах к определению политического экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 85−87.
  67. В.Ю., Аманжолова Д. А., Кулешов С. В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества. М.: Русский мир, 1999.
  68. В.Н., Котов А. П., Ладодо И. В. Состояние межнациональных отношений в Москве в оценках и представлениях массового сознания. М., 1994.
  69. В.Н., Ладодо И. В., Яковлев С. Д. Средства массовой информации о межнациональных отношениях в столице // Пульс, 1998, № 3.
  70. Ю.П. Проблемы совершенствования законодательства о политическом экстремизме И Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 82−85.
  71. И.А. Родина и мы. М., 1995.
  72. К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность. Автореферат диссертации. докт. историч. наук. М., 1991.
  73. К.В. Программа «Модель демократии для России» // Национальные меньшинства в России. М., 1993.
  74. К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. М.: РАГС, 1993.
  75. К. Институты государства регуляторы межнациональных отношений // Этнополис, 1995, 4, 32−44.
  76. К.В. Национально-культурная политика России и национальная безопасность // Научные доклады «99». П/ред. Ф. Д. Демидова. Вып. 1.М., 1999.
  77. Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Норма, 2001.
  78. В.А. Политический экстремизм как угроза правам человека в Российской Федерации // Политический экстремизм в
  79. Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 47−50.
  80. Н.С. Экстремизм и власть // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с.66−70.
  81. Г. Л. К вопросу о нетерпимости и толерантности в России // От нетерпимости к согласию. М.: Весь Мир, 1999, с. 236−245.
  82. Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 133−176.
  83. Н.Д. Анализ основных тенденций политического экстремизма в России // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 1420.
  84. Е., Матулис Ю., Нам И. Национализм, ксенофобия и нетерпимость на страницах СМИ // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, № 44, Июль-август 2002, с. 76−80.
  85. Е.М. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2002.
  86. А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия «Система воспитания в высшей школе», Вып. 4. М., 1994.
  87. Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 35−70.
  88. В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право, 2002, 7, 4653.
  89. Р.Г. Национальные движения в Волго-Уральском регионе и федерализм России // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 239−256.
  90. С.В. Судьбы национальной государственности в России // Национальная политика в Российской Федерации. М.: Наука, 1993, с. 84−89.
  91. Ю., Явчуновская Р. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. СПб., 1998.
  92. И.В. Государственное управление национальными процессами // Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М., 1995.
  93. В. Нацизм в России. М.: Панорама, 2002.
  94. Л. Правовой анализ нормативной базы по разжиганию национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни // Мы сограждане (СМИ и общество). Т. 2. М.: Бонфи, 2002, с. 377−385.
  95. М.В. О сущности функционирования террористических и экстремистских организаций // Терроризм: современные аспекты. М.: Академия управл. МВД России, 1999, с. 93−94.
  96. Н.М. История, религия, национализм И Материалы регионального «круглого стола» «Национальное согласие и национальный экстремизм в современной России: исторические корни, реалии и перспективы». Саратов, 2000, с. 66−74.
  97. В. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Мы сограждане (СМИ и общество). Т. 2. М.: Бонфи, 2002, с. 296−313.
  98. .К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х 90-х годов XX века. Диссертация. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999.
  99. Материалы семинара-совещания председателей комитетов (комиссий) законодательных органов субъектов Российской Федерации по вопросам национальных отношений. М.: Издание Государственной Думы, 1999
  100. А.А. Этнополитические конфликты и проблемы геополитики // Вопросы национальных и федеративных отношений. М.: РАГС, 1997.
  101. М.А. Средства массовой информации и политический экстремизм // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 53−56.
  102. В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. М.: РАГС, 1995.
  103. Т.М. Этнический сепаратизм в России. М.: Панорама, 1999.
  104. К. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 177−199.
  105. Народы России: энциклопедия. М., 1994.
  106. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. П/ред. Р. Абдулатипова, В. Михайлова, А. Чичановского М.: Славянский диалог, 1997
  107. Национальная политика России. М.: Русский мир, 1997.
  108. Национальный вопрос в Российской Федерации: поиски, иллюзии, возможности. Материалы парламентских слушаний. М.: Известия, 1998.
  109. А.П. Регионализм федерализм — сепаратизм: Исторический опыт России // Межнациональные отношения в России и СНГ. М., 1995, с. 132−156.
  110. В.И. Толерантность: позиция государства // Толерантность: объединяем усилия. М.: Летний сад, 2002, с.24−29.
  111. Нистен-Хаарала С., Фурман Д. Право на отделение // Бьюкенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека итерриториальная целостность государства. М.: Рудомино, 2001, с. 204−222.
  112. Ф. Современный гражданин. Обучение демократии. М.: UNESCO, 1994.
  113. Основы демократии и власти. М.: Союз, 1993.
  114. Основы национальных и федеративных отношений, П/ред. Р. Г Абдулатипова. М.: Издательство РАГС, 2001.
  115. Э.А. Динамика национального самосознания россиян (к этнополитическим итогам прошедшего десятилетия) // Этнопанорама, 2002, № 1, с. 10−18.
  116. Э.А. О причинах роста политического экстремизма // Этнопанорама, 2002, 2, с. 77−78.
  117. А.В. Некоторые особенности организации Российской Федерации // Федерализм и региональная политика в полиэтничных государствах. М.: XXI ВЕК-СОГЛАСИЕ, 2001, с. 4864.
  118. В.Е. Заметки о терроризме. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  119. В.Е. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом в странах СНГ // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002, с. 60−80.
  120. С.А. Национальные отношения в Москве: опыт и проблемы политико-правового регулирования. Диссертация. канд. полит, наук. М. РАГС, 2001.
  121. Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994.
  122. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. Материалы конференции 31 марта-1 апреля 1998 г. Отв. ред. Кутафин О. Е. М., 1998.
  123. А., Морозов Ю. Самогеноцид // Президент. Парламент. Правительство, май 2000, с. 40−43.
  124. Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного регулирования (этноконфессиональный аспект). М.: Информационно-аналитическое управление Государственной Думы, 2003.
  125. Е.В. Законодательные аспекты противодействия политическому экстремизму // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 77−78.
  126. Ю.М., Мархгейм М. В. Местные аспекты национальной политики Российского государства // Государственное управление и местное самоуправление в этнической социокультурной среде. Ростов н/Д.: Издательство СКАГС, 1999, с. 172−175.
  127. В.Н. Общенациональная идея России и проблема ее восприятия полинациональным и поликонфессиональным обществом // Этнопанорама, 2000, № 1, с. 13−19.
  128. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. П/ред. Р. Г. Абдулатипова. М., 1998.
  129. Руденко-Десняк А. А. Межэтнические отношения и политический экстремизм // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с.79−82.
  130. В.А. Парламентаризм и политический экстремизм // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 38−41.
  131. Г. И. Проблема взаимоотношений Центра и периферии в условиях регионализации // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. М.: XXI ВЕК-СОГЛАСИЕ, 2001, с. 65−81.
  132. Сборник информационных материалов. Проект «Первый шаг к взаимопониманию». 16−17 марта 2001 г. Пятигорск, 2001.
  133. А.Е. Правовые основы обеспечения толерантности в обществе // Толерантность: объединяем усилия. М.: Летний сад, 2002, с. 30−34.
  134. В.И. Нацизм в политическом экстремизме // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 105−107.
  135. Э. Международно-правовой анализ чеченского кризиса//Этнополис, 1995, 2, 187−196.
  136. .Ф. Проблемы политического экстремизма в политологии // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 70−74.
  137. B.C. Оправдание добра // Соч. в 2 тт. Т. 1.М., 1990.
  138. В.Ю. О формах проявления политического экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 94−96.
  139. С.В. Политический экстремизм как угроза конституционным гарантиям российского государства и общества // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 4−8.
  140. М.В. Федерализм и державность: российский вариант. М.: Славянский диалог, 2001.
  141. В.Л., Хиндристанлы А. А. Вооруженный экстремизм и терроризм как угроза безопасности России // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002, с. 121−130.
  142. С. Национальное государство, демократия и этнонационалистический конфликт // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 203−238.
  143. Т.Т. Проблемы культуры мира в контексте глобализации // От нетерпимости к согласию. Проблемы перехода от гражданского и религиозного противостояния к веротерпимости и общественному согласию. М.: Весь Мир, 1999, с. 9−23.
  144. В.А. Этнология и политика М.: Наука, 2001.
  145. В.А. Стратегии противодействия экстремизму // Малькова В. К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, с. 18−28.
  146. Н.С. Общеевразийский национализм // Этнополис, 1995, № 4, с. 211−223.
  147. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М.: Юрлитинформ, 2002.
  148. В.В. Обвиняется терроризм. М.: Олма-пресс, 2002.
  149. В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право, 2002, 7, 30−45.
  150. В.Р., Филиппова Е. И. Закон и этничность. Аналитический отчет о результатах экспертного исследования концептуальных подходов к законодательному регулированию этнических процессов в столичном мегаполисе. М., 1998.
  151. Е.О. Этнический федерализм и разрушение коммуникативного пространства России // Федерализм и региональная политика в полиэтнических государствах. М.: XXI ВЕК-СОГЛАСИЕ, 2001, с. 96−108.
  152. С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка // Pro et Contra. Т. 2, № 2. М.: Московский Центр Карнеги, 1997.
  153. Л.Л. Решение межнациональных конфликтов в Ростовской области // Власть, 2001, № 8.
  154. А. А. За чертой полета (Нации и народы после развала СССР). М.: Славянский диалог, 2000.
  155. М.А. Ксенофобия как проявление экстремизма // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 91−94.
  156. Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. / Отв. ред. В. А. Михайлов. М.: Скрипторий Русский мир, 1999.
  157. С.М. Горизонты российского федерализма // Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М., 1995.
  158. С., Никонов В. Консервативный манифест: политическая философия ПРЕС. М., 1994.
  159. Ю.М. Законодательные аспекты противодействия политическому экстремизму // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998, с. 97−99.
  160. A.M. Технология разрешения межнациональных конфликтов на местном уровне // Государственное управление и местное самоуправление в этнической социокультурной среде. Под/ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д., с. 104−107.
  161. Юри У. Этнические конфликты: что можно сделать? // Национальная политика в Российской Федерации. М.: Наука, 1993, с.77−83.
  162. Р.А. Социальная экология этносов. М., 1995.
  163. Р.А. Глобальные проблемы в человеческом измерении. М.: РАГС, 2001.
  164. А.И. Государственная идеология. Калуга: Облиздат, 2001.
  165. Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994, с. 85−132.
  166. Aleinikoff А.Т. Multicultural nationalism // The American Prospect-Online, 2000,36: [email protected]
  167. Gellner E. Nations and Nationalism. Ithaca, 1983.
  168. Gurr T.R. Nonviolence in ethnopolitics: Strategies for attainment of group rights and autonomy // Political Science & Politics, 200, 6, 1−9.
  169. Huntington S.P. Robust nationalism // The National Interest, 58, 2000, 31−40.
  170. Kedourie E. Nationalism. Oxford, 1960.
  171. The Politics of Ethnic Conflict Regulation. L. N.-Y.- Routledge, 1999.
  172. Smith A.D. The problem of national identity: ancient, medieval and modern // Ethnic and Racial Issues, v. 17, № 3, pp. 375−399.
  173. Unz R. The right way for republicans to handle ethnicity in politics // The American Enterprise, 01.04.2000, p. 7.
  174. Whine M. Cyberspace: A New Medium for Communication, Command and Control by Extremists // Studies in Conflict and Terrorism, 5, May, 1999.
  175. World Conference against racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance. Declaration and programme of action. N.Y.: United Nations Department of Public Information, 2002.
Заполнить форму текущей работой