Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности
Кризисная личность занята усиленными экзистенциальными поисками, постоянно предпринимает попытки обретения реального смысла жизни, достижение необходимого уровня осмысленности жизни. Характер и качество самореализации непосредственно отражается в модальности и интенсивности указанного чувства. В качестве источников, обуславливающих возникновение чувства осмысленности жизни могут выступать… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Историко-научные предпосылки изучения самоопределения кризисной личности
- 1. 1. Личность как субъект самоопределения и самореализации
- 1. 2. Жизненный кризис и кризисная личность
- 1. 3. Проблема личностного самоопределения в отечественной психологии
- 1. 4. Проблема личностного самоопределения в зарубежной психологии
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Концептуальные основы рефлексивно-психологического исследования самоопределения кризисной личности
- 2. 1. Характеристика основных аспектов личностного самоопределения
- 2. 2. Кардинальная жизненная ситуация как исходная стадия процесса личностного самоопределения
- 2. 3. Структура самосознания и особенности личностного самоопределения
- 2. 4. Роль личностных смыслов и особенности смыслообразования в процессе личностного самоопределения
- 2. 5. Личностое самоопределение и жизненная перспектива
- 2. 6. Самоотношение как показатель характера самоопределения
- 2. 7. Обретение смысла жизни как завершающая стадия личностного самоопределения
- 2. 8. Рефлексивно-смысловая модель личностного самоопределения
- 2. 9. Концептуально-функциональные требования к диагностическим средствам исследования
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Экспериментальное исследование рефлексивно-психологических особенностей самоопределения кризисной личности
- 3. 1. Экспериментальное исследование рефлексивно-психологических особенностей успешных и кризисных личностей
- 3. 2. Рефлексивно-психологический анализ самоопределения кризисной личности
- 3. 3. Рефлексивно-психологическое исследование содержания самоопределения ^правлёнцев^сризисной личности^??
Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования.
Человек всегда стремится жить так, как хочет и может, т. е. к своей полноценной самореализации. Найти себя, поняв, что ты хочешь и можешь, воплотить свои замыслы в жизнь, несмотря на все трудности и преграды — вот, что является необходимыми признаками самореализации. И сегодня в обществе, где происходит становление новых отношений, появились реальные возможности для подлинной самореализации личности. Но трансформация общества, его переход к новым социально-экономическим отношениям оказался сложным и противоречивым процессом. Происходящая социальная трансформация тесно взаимосвязана с разнообразными социально-психологическими и личностными изменениями: переоценкой ценностей, ломкой картин мира и стереотипов, социальными стрессами, утратой смысла жизни, дегуманизацией отношений, сменой ролевого поведения, статуса, резкой дифференциацией общества. Глобальные перемены произошли в бытии людей, в образе и стиле жизни. Возникли социально-экономические и политические процессы, несущие черты экстремальности и имеющие непривычное содержание и динамику.
В современных, быстро меняющихся, социально-экономических и политических условиях личность оказывается в ситуации, имеющей ярко выраженный проблемный и конфликтный характер. При этом каждый человек должен адаптироваться к новым условиям, причем, с минимальными личностными потерями и издержками. Но этого недостаточно. Большую социальную значимость имеет обнаружение, актуализация и развитие творческого потенциал каждого человека. Именно творческая активность личности является фактором, призванным обеспечить преобразование нашего общества. Показательно, что одной из наиболее целостных личностных форм такой творческой активности как раз и является полноценная самореализация человека, которая, однако, сегодня затруднена вследствие возникновения и актуализации разнообразных и многочисленных противоречий и проблем. Поэтому социальная практика все острее ставит вопрос о необходимости осмысления диалектики взаимодействия личности и общества в современных условиях. Формирующиеся запросы социальной практики, с одной стороны, и имеющиеся у современной психологии средства их удовлетворения, с другой, с необходимостью приводят к выбору объекта познания и преобразования — личности в быстро меняющемся социальном мире.
Для изучения такого объекта необходимо выбрать релевантный психологический конструкт. Самореализация как раз и является одним из наиболее удачных концептов такого рода. Кроме того, самореализация диалектически связана с личностным самоопределением, что позволяет изучать динамический аспект личности.
Личностное самоопределение, представляет собой сложный, многоаспектный, неопределенный во времени процесс, имеющий рефлексивно-смысловую природу (И.Н. Семенов, Ю. А. Репецкий, Н. А. Алюшина'), в котором задействованы ключевые структурные и динамические образования личности. Таким образом, изучив как самоопределяется кризисная личность мы выясним как она справляется со сложившейся ситуацией, а главное — как движется к воплощению своей внутренней необходимости, к своей полноценной самореализации. Фактически движение к полноценной самореализации и есть движение из личностного и жизненного кризиса к успешности. Выявив особенности самоопределения кризисной личности мы получаем возможность для разработки конкретных технологий, призванных обеспечить ее успешность, а значит и переход в новое качество. Именно эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования: «Рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности.» .
Наше исследование направлено на решение следующей проблемы: каковы особенности личностного самоопределения людей, переживающих кризисза счет чего и в какой в мере они реализуют внутренние ресурсы своей жизни.
Обозначенная проблема, вследствие ее сложности и значимости, требует общепсихологического подхода и предполагает научный поиск на историко-научном, теоретико-методологическом, экспериментально-методическом и эмпирическо-прикладном уровнях. Эти обстоятельства определили цель, задачи и логику диссертационного исследования, а t также основные подходы к выбору использованных методов и интерпретации экспериментальных данных.
Состояние научной разработанности проблемы.
Проблема самоопределения привлекает внимание широкого круга исследователей: философов и социологов (М.С.Каган, М. Н. Руткевич, А. Г. Спиркин, В. А. Ядов и др.), социальных психологов (К.А.Абульханова-Славская, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.), педагогических психологов (Л.И.Божович, М. Р. Гинзбург,.
А.В.Мудрик, П. А. Шавир и др.). Вместе с тем далеко не все аспекты данной проблемы проработаны как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Так, существуют различные подходы к определению понятия «самоопределение», нет устоявшегося терминологического аппарата, в ряде случаев наблюдается редукция понятий.
Сложились различные трактовки сущности самоопределения. В ряде случаев предметом исследования самоопределения является изучение психологических механизмов, детерминирующих включение индивида в социальные структуры и сферы жизни, освоение их требований и соотнесение с собственными субъектными качествами (Л.И.Божович, В. Ф. Сафин, Н. В. Самоукина, Т. В. Снегирева, П. П. Соболь и др.), а также выяснение вопросов о том, каким образом внешние причины действуют через внутренние условия (К.А.Абульханова-Славская, Т. В. Кудрявцев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Сухарев и др.).
По критерию «общее-частное» выделяются два подхода к пониманию процесса самоопределения. Сформировалось мнение, что самоопределение личности проявляется в виде ансамбля частных форм, таких как^конвенционально-ролевое (Е.С.Кузьмин, В. Д. Парыгин и др.), 7 профессиональное (А.М.Кухарчук, И. П. Соболь, П. А. Шавир и др.), семейное (И.Н.Обозов и др.), социальное (В.И.Журавлев, И. С. Кон и др.) самоопределение. Субьектом самоопределения в этих формах выступает личность, которая в зависимости от сферы самореализации использует конкретные виды самоопределения. В то же время ряд авторов (М.Р.Гинзбург, В. В. Барцалкина, Л. И. Красноплахтова, В. И. Шендрик и др.) трактуют личностное самоопределение как целое по отношению к таким его видам, как профессиональное, семейное, социальное. Утвердилась точка зрения о сложной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости личностного и профессионального самоопределения у взрослых.
По критерию «адаптация — преобразование» также выделяют два подхода. В рамках одного подхода основная функция самоопределения понимается как адекватная адаптация личности к социальным структурам (Л.И.Божович, М. Р. Гинзбург, Т. В. Снегирева и др.). Представители второго подхода видят в самоопределении направленность на перестраивание любых внешних норм (А.Г.Асмолов, В. А. Петровский, Л. М. Карнозова, П. Г. Щедровицкий и др.).
Следует отметить, что все исследователи подчеркивают его процессуальную природу. Большинство публикаций последних лет акцентируют внимание на непрерывности, принципиальной непрекращаемости и открытости самоопределения на протяжении всей жизни (В.В.Столин, Н. В. Самоукина, И. В. Михайлов и др.).
В эмпирических исследованиях анализируются конкретные акты самоопределения, характеризующиеся «полной рефлексивной связью личности с миром» (Л.М.Карнозова) и ограниченные узкими временными рамками в силу экстремальности, кардинальности или искусственности ситуации, в которой осуществляется самоопределение (В.В.Горбачева, Л. М. Карнозова, С. Б. Крайчинская, Е.Ю.Литвинова). Вопрос о том, что же происходит с процессом самоопределения вне и помимо экстремальных, кризисных или искусственных ситуаций, остается открытым.
Таким образом, самоопределение выступает, с одной стороны, как процесс непрерывный, непрекращающийся всю жизнь, целостный по своей природе, с другой стороны, как процесс, который в кардинальных ситуациях активизируется и порождает конкретный, фиксируемый результат.
Лишь в самое последнее время стали исследоваться рефлексивно-психологические аспекты самоопределения (И.Н.Семенов, Ю. А. Репецкий, 1994;1995). Так, в рамках рефлексивной психологии (И.Н.Семенов, С. Ю. Степанов, 1979;1999) изучаются ценностные ориентации и смысловая сфера подростков и юношей (Р.Э.Людовик, В. Р. Романишина, И. Н. Семенов, 1998;1999; В. В. Каштанов,.
И.Н.Семенов, 1999), студентов и профессионалов (И.А.Савенкова, И. Н. Семенов, 1998), их профессиональное сознание и рефлексивная культура (А.А.Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, 1998; И. М. Войтик, И. Н. Семенов, 2001), а также рефлексивность самоопределения успешных управленцев (Н.А.Алющина,.
И.Н.Семенов, Ю. А. Репецкий, 1998, 2000) и экзистенциальная рефлексия человека в проблемно-конфликтных ситуациях (В.Г.Аникина, И. Н. Семенов, 1999). В развитие этих исследований назрела ^.
•у необходимость в специальном исследовании самоопределения Л кризиснои личности в целом (а не только в экспериментально у Vb. создаваемых ситуациях, например, решение творческих задач — как в работах: И. Н. Семенова (1973;2000), В. К. Зарецкого (1986), С. Ю. Степанова (1986), Н. В. Палагиной (1986), А. В. Советова (1986), Н. Б. Ковалевой (1994), C.B. Кузнецова (1995), А. В. Лосева (1997), В. Г. Аникиной (1999) и др. В связи с этим возникла проблема изучения рефлексивно-психологических особенностей самоопределения кризисной личности в естественно возникших экзистенциально-конфликтных обстоятельствах.
Объект исследования: кризисная личность .
Предмет исследования: рефлексивно^рсихологические особенное^ и личностного самоопределения кризисной личности.
К J.
Цель исследования: выявитьрефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности.
Гипотеза исследования — состоит в предположении, что ключевую роль в самоопределении кризисной личности играет психологическое прошлое, а ее ценностно-смысловое единство обеспечивается, в первую очередь, за счет экзистенциональной рефлексии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общепсихологические и рефлексивно-психологические работы по кризисной личности и ее самоопределению.
2. Выявить психологические особенности кризисной личности в экзистенциально-конфликтных ситуациях.
3. Построить концептуальную модель рефлексивности самоопределения кризисной личности в экзистенциально-конфликтных ситуациях.
4. Исследовать рефлексивно-психологические особенности самоопределения кризисной личности.
§-Разработать-методаческиефекоменда1даи-по-диагностике и коррекции > | Q.
2 «самоопределения кризисной-личности.- —.
Методологическую базу исследования составили: общенаучные принципы познания, положения о структуре и динамике личности, о рефлексивно-динамическом характере ее взаимодействия с обществом, о ведущей роли активной деятельности личности в процессе ее становления, о социальной детерминированности психических процессовкультурно-^ исторический, системный, личностный, акмеологический подходы. Эти и другие фундаментальные для психологии принципы (детерминизма, системности, развития, единства внешнего и внутреннего) рассматривались применительно к системно-психологическому построению концептуальной модели рефлексивности самоопределения кризисной личности и ее эмпирической верификации.
Теоретическая основа исследования образована совокупностью знания, содержащегося в психологических понятиях «Личность и личностный» (В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский, В. Д. Шадриков, Дж. Келли, В. Н. Мясищев, А. Б. Орлов, JL С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, Б. И. Додонов, К. К. Платонов и др);
К (.
Индивидуальность"ПБ. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Семенов И. Н. и др.) — ^ «Субъект» (К. Юнг, К. А. Абульханова, А. В. Брушпинский, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. А. Татенко и др.) — «Идентичность» (Э. Эриксон, М. Розенберг, С. Мадди, И. В. Антонова, Ю. Л. Качанов, В. С. Агеев и др.) — «Самосознание» (И.С. Кон, В. В. Столин, A.B. Петровский С. Р. Пантелеев, Е Т Соколова и др.,) — «Личностный смысл» (Д.А. Леонтьев, И. Н. Семенов, Б. С. Братусь, Ф. Е Василюк и др.) — «Рефлексия и рефлексивность» (Н. Г. Алексеев, ИВ. Байер, Е. П. Варламова, В. М. Дюков, Н. Б. Ковалева, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, A.B. Советов, С. Ю.. кг'.
J Степанов и др) — «Самоопределение» (М.Р.Гинзбург, Л. И. Божович,.
A.В.Мудрик, В. Ф. Сафин, Т. В. Снегирева, К. А. Абульханова, Т. В. Кудрявцев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Сухарев Е.С.Кузьмин, В. Д. Парыгин А.М.Кухарчук, И. П. Соболь,.А.ШавирГИ.Н.Обозов, В. И. Журавлев, И. С. Кон,.
B.В.Барцалкина, Л.И.КрасноплахтоваЛ В.И.ШендрикТ4) А. Г. Асмолов, В. А. Петровский, Л. М. Карнозова, /П.Г.Щедровицкий,] Г" С «Кожухарь, ^.
B.В.Столин, Н. В. Самоукина, И. В. Михайлов, В. В. Горбачева, Л. М. Карнозова,.
C.Б.Крайчинская, Е. Ю. Литвинова, И. Н. Семенов, Ю.А.Репецкий% др.) — !/ «Самореализация» (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром, С. А. Воломеев, Н. И. Полубабкина, Л. Н. Коган и др) — ^.
Кризис" (3. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, А. Маслоу, У. Джеймс,.
В.Франкл, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Анциферова, Ф.
Е.Василюк, Е. А. Донченко, Т. М. Титаренко и др.).
Эмпирической базой диссертационной работы послужило? оз 7″ чг*- с: & •?> л-" <1о ^ и экспериментальное исследование, лроводившееся-^-с —людьмг наиболее социально активного возраста 30−50 лет обоих полов, принадлежащих к различным социальным общностям, У.
На первом этапе (1999 — 2000гг.) осуществлялся анализ литературы, вырабатывались концептуальные основы исследования, подбиралась и обосновывалась система эмпирических индикаторов, позволяющих выявить людей, которых можно отнести к кризисными личностям.
На втором этапе (2000;2001г.г.) в результате диагностического исследования были сформированы группы, состоящие из кризисных (36 человек) и благополучных (успешных) личностей (28 человек). В результате исследования, проводимого с использованием батареи из шести психодиагностических методик удалось обнаружить различия личностно психологических и рефлексивно-смысловых особенностей между испытуемыми первой и второй выборки.
На третьем этапе (2001;2002г.г.) для подтверждения неслучайности обнаруженных личностно — психологических и рефлексивно — смысловых особенностей, кризисной (неуспешной).-личности было-^проведено. — • аналогичное сравнительное исследование. На основе обнаруженных показателей (критериев) была сформирована еще одна экспериментальная группа из 40 человек, детальное изучение которой позволило выявить специфику самоопределения кризисной личности.
Методы исследования: теоретические (анализ психологической литературы по проблеме, системно-структурный анализ, концептуальное моделирование) — эмпирические (анкетирование, интервью, беседы, наблюдение), экспериментальные (шкалирование, ранжирование, контент-анализ, экспертная оценка и самооценка), а также психодиагностические методики, статистический анализ.
Научная новизна, теоретическая значимость и личный вклад автора работы заключается в том, что:
Теоретически проанализированы и экспериментально исследованы рефлексивно-смысловые аспекты самоопределения кризисной личности.
2. Разработана рефлексивно-психологическая концептуальная модель самоопределения кризисной личности, на основе которой подобраны и адаптированы диагностические средства.
3. Построена система рефлексивно — смысловых критериев оценки особенностей самоопределения кризисной личности.
4. Установлены психологические особенности кризисной личности в сравнении с успешной, полноценно самореализующейся личностью.,.
5. Обоснована валидность подобранной и адаптированной нами батареи психодиагностических средств.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его теоретические положения и выводы могут быть объективированы в методологические ориентиры и методические рекомендации. В такой форме они могут выступать в качестве концептуально-методических положений и средств, используемых для решения широкого круга практических задач (социальные технологии,, консультирование), а также использоваться в.
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из наиболее целостных свойств кризисной личности как психологической реальности является ее неспособность осуществлять внутренние ресурсы своей жизни, т. е. полноценно самореализоваться. Кризисная личность — это неуспешная личность.
2. Ключевую роль в самоопределении кризисной личности играет психологическое прошлое, а ее ценностно смысловое единство обеспечивается, главным образом, за счет экзистенциальной рефлексии.
3. Путь трансформации кризисной личности в успешную (реализующуюся в необходимой степени и с необходимым качеством) лежит через ее конструктивное (продуктивное) самоопределение. Такое личностное самоопределение состоит в активном переосмыслении психологического прошлого (опыта личности), которое направлено на построение психологического будущего, формирование позитивных ожиданий (обретение надежды), уверенности, формировании психологической перспективы, а так же в приобретении (накоплении) опыта успешных самореализаций.
4. Разработанные психодагностические средства релевантны концептуальной модели и установленным рефлексивно-психологическим особенностям кризисной личности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены сочетанием методологического, концептуального и психометрического обоснования, репрезентативностью опытноэкспериментальных данных, сочетанием качественного и статистического анализа.
Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях • лаборатории развития^-.рефлексивной культуры — Института, рефлексивной—.-, ц, А го психологии творчества и гуманизации образования ¡-^(пМосква) и лаборатории развития личности Научно-образовательного центра Российской академии образования, на международных конференциях и симпозиумах: «Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и 'специальном образовании юношества» (М. 1999 г.) — «Проблемы рефлексивной психологии, педагогики, акмеологии профессионального образования» (М. 2000 г.) — «XXI век: воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы» (Сочи, 2000 г.) — «Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики социального развития и профессионального образования» (М.:2001) — «Психологические проблемы лл 1лт П. г* ис/'^'ЪЗ К-' г Г> /-» А смысла жизни" (М.: 2002 г.). & г ?;
Результаты диссертационного исследования^ внедрены в образовательную практику преподавания курсов по психологии в Черноморской гуманитарной академии и психологического консультирования ИРПТ и ГО/По теме диссертации опубликовано 4 работы, общим объемом п. л.
Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
результатовисследования.
В результате теоретического анализа и обобщения полученных экспериментальных данных с использованием ряда методических средств и методик исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев), СЖО (Д.А. Леонтьев) и САМОАЛ (Н.Ф. Калина), модифицированной методики «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова), личностного ос семантического дифференциала (—и~ методики незаконченных предложений (Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов) установлен ряд рефлексивно-психологических особенностей кризисной личности. В целом она характеризуется:
1). Значимо более низким в сравнении с успешной личностью среднеарифметическим уровнем «ценности» измеренного по показателю «ценность-доступность»;
2). Значимо более высоким в сравнении с успешной личностью-значением дисперсии 1ого-же*лшдикатора-ч<�ценн (c)ст^.
3). Статистически незначимой связью между показателями «ценность-доступность» и дисгармоничным соотношением между ними;
4). Иерархической неорганизованностью, неупорядоченностью и дисгарамоничностью личностных ценностей как системообразующего фактора мотивационной сферы, что выражается, в частности, в характере корреляционной связи между показателями «ценность-доступность»;
5). Отношением к себе как к неуверенному, несамостоятельному, безволевому и ненадежному человеку, которому не за что себя уважать, в слабой степени ощущающего силу своего «Я», не обладающего социальной смелостью и присутствием внутренней напряженности, плохой социальной приспособленностью, устойчивостью личностных проблем, наличием депрессивных состояний и аутичности, а также слабой выраженностью внутреннего локуса контроля, особенно в сфере достижений;
6). Не способностью вызывать уважение, симпатию, одобрение, понимание, а так же эмоциональной закрытостью плохой контактностью (коммуникативностью) ;
7). Слабой развитостью личностной рефлексии, что выражается у кризисной личности в наличии низкой самоценности и высокой самопривязанности, а также неадекватного «Я-образа», с негативным к нему отношением при одновременном наличии консервативной привязанности к нему;
8). Значимо более высоким показателем по шкале внутренней конфликтности^ самообвинения;
9). Не удовлетворенностью человека собой и не принятием себя таким как есть, осознанием себя носителем негативного начала;
10). Преимущественно интровертированностью личности, характеризующейся низкой степенью активности, общительности и •ИМПУЛЬСИВНОСТИ- ^ —.
11). Специфической ориентацией во времени: кризисная личность живет преимущественно прошлым, находя там убежище, одновременно с этим ей присуща не удовлетворенность имеющимися результатами жизни (т.е. своей самореализацией) при этом у нее размытая и слабо структуированная личностная, временная и смысловая перспектива, отсутствует ясная и принятая мечта, замысел или цель;
12). Представлением о себе как о слабой личности, не обладающей достаточной свободой выбора, не способной построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями об ее смысле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, кризисная личность — это слабо самоактуализирующаяся личность. Ее бытие дисгармонично. Это же в полной мере характерно и для ее отношений с людьми. В таких отношениях ей присущи крайности: недоверчивость, безответственность, предвзятость и недоброжелательность, которые парадоксальным образом могут сочетаться с беспечностью и чрезмерной открытостью.
Кризисная личность чувствует себя раздвоенной и даже дессоциированной. Одновременно у нее нет чувства своей уникальности и самодостаточности. Поле ее интересов сильно сужено. Творческий компонент в различных ее проявлениях редуцирован. Ограничена способность к приобретению нового опыта.
Характер активности кризисной личности в значительной степени зависит от ситуативного влияния. Система саморегуляции работает неэффективно. Паттерн деятельностей достаточно ограничен и не развивается.
У кризисной личности слабо выражено такое качество, как спонтанность. Это указывает, как известно, на то^что самоактуализация для таких людей скорее является мечтой или стремлением, а не сознательно строимым образом жизни.
У кризисной личности слабо развита чувствительность, сензитивность к собственным желаниям и потребностям. Постоянно актуализированная психологическая защита затрудняет адекватную оценку и самооценку, подменяет собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Из-за этого кризисная личность неверно понимает себя. А без определенного уровня самопонимания вообще нельзя говорить о самореализации. Самопонимание, самопознание являются одним из продуктов (результатов) рефлексии. Самореализация — это есть воплощение своих желаний, стремлений, -идеалови других личностно. осмысленных • образований,-выполняющихпобудительную функцию.
Кризисная личность характеризуется низким уровнем развития аутосимпатии, что указывает на наличие плохо осознанной (отрефлексированной) Я-концепции. Такая Я — концепция не может выступать в качестве мотиватора в процессе самореализации.
Кризисная личность не способна к проявлению необходимой гибкости в общении, к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. У нее доминирует ориентация на социальные стереотипы, она испытывает затруднения в адекватном самовыражении в общении, а значит к личностному общению. Она склонна смешивать свое самораскрытие с самопредъявлениемстратегией и тактикой управления производимым впечатлением.
Кризисная личность занята усиленными экзистенциальными поисками, постоянно предпринимает попытки обретения реального смысла жизни, достижение необходимого уровня осмысленности жизни. Характер и качество самореализации непосредственно отражается в модальности и интенсивности указанного чувства. В качестве источников, обуславливающих возникновение чувства осмысленности жизни могут выступать: наличные жизненные целипроцесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизнирезультативность жизни или удовлетворенность самореализациейлокус контроля-Я или ощущение «Я — хозяин жизни" — локус контроля — жизнь или чувство управляемости жизнью. Интенсивность интегрального чувства осмысленности жизни определяется, с одной стороны — вкладом каждого указанного источника, а с другой — его «весом». Для кризисной личности характерна низкая интенсивность интегрального чувства осмысленности и значительный вес? я^ «знаемого» (или «демонстрируемого»), а не реального смысла жизни.
Основные рефлексивно-психологичские особенности ¦ самоопределения. кр. изиснай^тчно (л, и. со?шят:.<�в>след^щем^.^ч". ,.
1. Самоопределение преимущественно направлено на прошлое и характеризуется преобладанием ретроспективной и ситуативной рефлексии, протекающей на негативном чувственно-эмоциональном фоне, т.к. личность сожалеет об унущенны^- возможностях, 'у пущенных в прошлом. V.
2. Нарушена личностная идентичность, она нетфеделенна и разорвана.
3. Пространство самореализации сильно сужено. Самореализация носит ситуативный характер и не приносит личности удовлетворения. ^, ^ .
4. Временная перспектива/краткосрочнаяЕ^^.
5. Нарушена связь между психологическим прошлым, настоящим и будущим.
6. Снижена ценность времени. Преобладает бесцельное, суррогатное использование времени.
Итак, в Заключение по результатам проведенного исследования формируем его итоги^-иерелективь^ и следующие выводы:
1. Одним^из наиболее целостных свойств кризисной личности как психологической реальности ^ест^ее неспособность осуществлять внутренние ресурсы своей жизни, т. е. полноценно самореализоваться. Кризисная личность — это неуспешная личность.
2. В целом для кризисной личности характерно: отношение к ъ<£ себе как неуверенному, зависимому^амостоятельному, безвольному и ненадежному человеку, которому не за что себя уважатьэмоциональная закрытость в сочетании со сложностями в межличностных отношенияхнизкая степень выраженности самоценности и более высокая степень самопривязанностивысокий показатель по шкале внутренней конфликтности и самообвиненияменьшая уверенность в себе, и зависимость от ситуации и другихнеадекватное понимание экзистенциальной ценности жизни «здесь и теперь" — явно выраженные негативные переживания актуального момента.
3. Ключевую роль в самоопределении кризисной личности играет психологическое прошлое, а ее ценностно смысловое единство обеспечивается, главным образом, за счет экзистенциональной рефлексии.
4. Особенности мотивации и мотива самореализации (готовности к самореализации) презентируются через рефлексивное самоотношение, смысложизненные ориентации, уровень (степень) самоактуализации. Критерием сформированности и актуальности мотива самореализации выступает тесная связь между показателями «ценность — доступность» и гармоничным соотношением между ними.
5. Путь трансформации кризисной личности в успешную реализующуюся в необходимой степени и с необходимым качеством лежит через ее конструктивное (продуктивное) самоопределение. Такое личностное самоопределение состоит в активном переосмыслении психологического прошлого (опыта личности), которое направлено на построение психологического будущего, формирование позитивных ожиданий (обретение надежды), уверенности, формировании^ психологической перспективы, а так же в приобретении (накоплении) опыта успешных самореализаций.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни, — М.: Мысль, 1977, — 224с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе1. С"жизнедеятельностиПсихология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981, — С. 19−44.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- 5-е изд,-М.: Научно-практическое объединение «Прагма», 1993.- 174 с. ^
- Алюшина H.A. ^Рефлексивно-профессиональные. особенности^у24управленцев с мотивацией на успешную самореализацию: Двтерпеферат джгтггтгатщттгсихолгнау^ Сочи, 2000. ОО-«
- Алюшина H.A., Репецкий Ю. А., Семёнов И. Н. Социально-психологические аспекты самореализации успешных управленцевПсихологические аспекты социальной работы.- М., 1999.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека какУсубъектаНеловек и общество.- Вып. 2.- Л.: ЛГУ, 1967.- 249 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: ЛГУ, 1968.- 336 с. Ю. Анисимов О. С., Кричевский Р. Л., Маркова А. К., Семенов И.Н.
- Проблема эксперимента в психологии.- М.: РАГС, 1998. П. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности и интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологииЪопросы психологии.- 1996.- № 1.- с. 131−143.
- Асмолов А.Г. Психология личности,— М.: Изд.Моск. ун-та, 1990.- 367 с.
- Ассаджоли Р.- Психосинтез, теория и. практика-.- М.: REFL-book,.1994.-314 с.
- Ахмеров P.A. Биографический тренинг при кризисах середины1. X*жизниЪпеЬше и другие новые методы психологии жизненного пути/Сост. и общ. ред. А.А.Кроника- послесл. Е. И. Головахи, — М.: Издательская группа «Прогресс"-"Культура», 1993.- С.140−151.
- Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование подъемов и спадов на протяженииУжизниТТсихологический журнал.- Т. 15.- № 1, — 1994.- С.60−80.
- Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб.:
- Издательство С.-Петербургского ун-та, 1997. 236 с.
- П.Божович Л. И., Неймарк М. С. «Значащие переживания» как предмет //SпсихологииВопросы психологии.- 1972.- № 1.- С. 130−134.//^
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезеВопросы психологии.- 1978.- № 4, — С.23−35.
- Брушлинский A.B. Деятельность субъекта и психическаяУдеятельностьД, еятельность: теория, методология, проблемы.- М.: Изд-во полит, лит-ры, — 1990.- 366 с.
- Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта.- М.: Институт психологии РАН, 1994.- 109 с.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологическойfyнаукеПсихологический журнал.- Т. 12.- № 6.- 1991.- С. З-11.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение.- М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модэк», 1996, — 392 с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.263 С' 'С
- Варбан Е.А. Жизненный кризис: попытка определенияЖурнал практического психолога.- 1997.- № 3.- С. 153−157.
- Васильева О.С.,<Демченко- Е.А-vИзучение л'.осн о вных.>х аракгеристи к--.
- J жизненной стратегии человека’Вопросы психологии.- 2001.- № 2. С.74−85.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при ^ нарушениях социальной регуляции поведенияТГсихологическийжурнал, — 1997.-Т. 18.-№ 2.
- Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализСкритических ситуацииПсихологический журнал.- 1995.- N 3.- С. 90 101.
- Василюк Ф. Е. Психология переживаний.- М.:МГУ, 1984.
- V 29. Василюк Ф. Е. Психотехника выбораПсихология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.-М., 1997.
- Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачиВопросы психологии.- 1995.- N2.- С. 19−30.
- Воробьева Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к1. Г7'v обоснованию подхода’Вопросы психологии.- 1990.- N2.- С.5−13.
- Грановская P.M. Интуиция и искусственный интеллект.- Л., 1991.
- Гуревич K.M. Психологическая диагностика и законыv психологической наукиПсихологический журнал.- 1991.- N2.- С.84−93.
- Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.: Политиздат, 1991, — 464 с.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная иа."у ¦¦субъективная реальностьВопросы психологии.- 1989.- № 4.- С.5−15.
- Калина Н.Ф. О самоактуализации личностиМаслоу А. Бытиеi.человека."переменПсихологический журнал.- 1988.- Т.9.- № 5. С. 120−128
- Кожухарь Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (мотивационный аспект): Автореферат дис.. канд. психол. наук. М., 1993. ^
- Кон И. С. Категория «Я» в психологииПсихологический журнал.-1991.- Т.12.-№ 3.
- Куликов Л.В. Психология настроения.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997.- 228 с.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции, — М., 1971.
- Леонтьев Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентацийПсихологический журнал.- 1993.- Т.14.-№ 1.
- Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов, — М., 1998. л—ч
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: соционеТ^з и//феноменология ценностной регуляции деятельностиВестн. Моск. Унта.- Сер. 14, 1997.-№ 1.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные//детерминанты и возможности формированияВопросы психологии.-1995.-№ 1,с. 97−110.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемыVсамодетерминации личноста’Психологический журнал, — Т.21, 2000,-№ 1.- С. 15−26.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла,— М.:Смысл, 1999.-487 с.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах//
- А.МаслоуВопросы психологии, — 1987.-№ 3.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы / #
- V человекаПсихология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/М., 1997.- С.156−176.».52.ЛеонтьевД.А. Тест*смысложизненных, ориен-таций:-(методическое-.руководство).- М.: Смысл, 1992.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределениеfкак построение образов возможного будущегоВопросы психологии.-2001.-№ 1.- С. 57−66.V
- Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путьПринцип развития в психологии, — М., 1978, — С. 156−172.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984, — 444 с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации.-Петрозаводск, 1992.
- Максименко С. Д. Общая психология К.-М.: Ваклер. Рефл-бук. 1999.- 523 с.
- Маслоу А. Самоактуализация личности и образование/Пер. с англ., предисл. Г. А. Балла. Киев-Донецк: Институт психологии АПН Украины, 1994, — 52 с.
- Маслоу А. Бытие человека.- М., 1997.
- Муздыбаев К. Переживание времени в периодУкризисовПсихологический журнал.- Т. 21, 2000.-№ 4, — с. 5−21.
- Муздыбаев К. Феноменология надежды (статья первая) ТТсихологический журнал, — Т.20, 1999.-№ 3.- С. 18−27.
- Мясищев В.Н. Психология отношений,— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, — 356 с./Под ред. Бодалева/i -4
- Надирашвили Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической деятельности человекаПсихологические исследования, посвященные 85-летию Д.Н.Узнадзе Тбилиси: Мецниереба, 1973, — С.266−273./Под ред. А. С. Прангишвили.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого• .V с. амоутверждения:-«?1-Пб:?Алетейа,-. 2000-,-:224!с.^ч,1. V' 1,4— --- l/
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения.-М.:Смысл, 1993.71 .ПантиЗтеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.- М.:МГУ, 1985.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности,-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.- 512 с.
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.- М.: Наука, 1990.
- Потемкина О. Ф. Методы диагностики социально-психологических
- V установок личности’Методы психологической диагностики.- М., 1993.- Вып. 1.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы, — М., 1988.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностикг^-метадзации и саморегуляции, — М., 1990
- Психология личности в кризисной ситуации: материалы научно-практической конференции от 14 апреля 2000 г.- М.: Социально-технологический институт МГУ С, 2001.- 170 с.
- Психология на пересечении тысячелетий: Сборник научных трудов участников Пятых Костюковских чтений: В 3 т.- К: Гнозис, 1998.1. ТЛИ.-628 с. А у1. V •<�• «' ¦ .
- Репецкий Ю. А. ^¡-'Рефлексивная активизация личностного и профессионального самоопределения менеджеров^ффективный менеджер.- М., 1996, — С. 19 28.
- Репецкий Ю. А., Семенов И. Н. Рефлексивная активизацияличностного самоопределения предпринимателей и менеджеров впроцессе непрерывного бизнес-образованияИнновационная деятельность в образовании.- 1994.- № 4, — С. 34−41.
- Репецкий Ю.А., Семенов И. Н., Сидорова А. Ю. Рефлексия смыслажизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно//инновационного тренингаМир психологии, — 2001.- № 2, — С. 177−186.
- Репецкий Ю. А. Семенов И. Н. Самореализация личности каксубьекта жизнедеятельностиОсновы общей и прикладной акмеологии, — М., 1995, — С. 103 114.
- Репецкий Ю.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и уровнирефлексивности в процессе профессионального самоопределенияличностиОбразование и культура 1994.- Ежегодник — Новосибирск: ИИИиПК, 1994.- С. 100−110.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, — 2-е изд.- М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии,— М.: Педагогика, 1973.-416 с.
- Самоукина Н.В. Психологические условия активизации школьников профессиональном^еамоопределени-и^пАкшрефер'аФд.дисич^^г^канд^чпсихол. наук. М., 1988.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.- Тбилиси: Мецниереба, 1989.- 204 с.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебноепособие по спецкурсу, — Свердловск: Свердл. ГПИ, 1986.- 141 с. -—>
- Семенов И.Н., Репецкий Ю, А &bdquo-Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослыхМир психологии, — 1999.- № 2.- С. 32−38.
- Семенов И.Н. Методологические основы Московской школырефлексивной психологии и педагогикитворчестваМетодологические концепции и школы в СССР (1951−1991).-4.1.-Новосибирск, 1992.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач,— М.: НИИОПП АПН СССР, 1990.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. -М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человекаВопросы психологии, — 1986.- № 6.- С. 1422.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном ///возрастеВопросы психологии, — 1989.- № 2.- С.27−35./
- Соколова ¥-д. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности, — М., 1989.
- Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности, — Киев: «Лыбидь», 1992.- 216 с.
- Столин В. В. Самосознание личности, — М., 1983.
- Татенко В.А. Психология в субъектном измерении.-К.:Видавничий центр «Просв1та», 1996. 404 с.•101: -Тхостов"А.Ш. «Топология субъекта (опыт «феноменологическогош • .рисслед^ 44."-.
- Деяхояетя-^^^Дг--^?- С. 3−13. ~л 102. Тхостов А. Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического//исследования)Вестник Московского университета.- (Серия 14.
- Психология»), 1994,-№ 3.- С.3−12.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта.- Самара: Издательский дом БАХРАХ- М, 2001. 128 с.
- Фанталова Е Б. Об одном методическом подходе к исследованию w мотивации и внутренних конфликтовПсихологический журнал.1992.- Т. 13.- № 1.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности,— М.: Издво «Ин-т прак. психол.» Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.: Педагогика, 1989, — 206 с.
- Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и V «внутреннего» в психологии^сихологический журнал.- Т. 14.- 1993.5,-С.3−12.
- Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современныхзадач психологии воспитанияВопросы психологии.- 1988.- № 4.- С. 1525.
- Шендрик И.Г. Психологические особенности самоопределения на к этапе перехода от детства к взрослости: Автореферат дис.. канд.психол. наук. М., 1989.
- Bond D., Keogh R., Walker D. Reflection: Turning Experience into Learning. Chicago, Kogan Page, 1985.
- Boot R.L., Boxer P. Reflective Learning International Conference on Advances in Management Education, Institute of Science and Technology, University of Manchester, England, April, 1979.
- Brookfield S.D. Developing Critical Thinkers. San-Francisco, Jossey-Bass, 1991.1 -i., 3, v, Dewey.
- Thinking to the Educational Process. Chicago, Henry Pregnery Co., 1933.
- Hullfish H.G. Reflective Thinking: the Method of Education. Westport, Greenwood Press, 1961.
- Kitchener K.S. Educational Goals and Reflective Thinking Educational Forum, 1983. № 3. P. 75−95.
- Kitchener K.S., King P.M. Reflective Judgment: Concepts of Justification and their Relationship to Age ad Education The Journal of Applied Developmental Psychology, New York, № 2, 1981, p. 89−116.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. New York, 1954.
- Mezirow J. and Associates. Fostering Critical Reflection in Adulthood. A Guide to Transformative and Emancipatory Learning. San-Francisco, Jossey-Bass, 1991.
- Posner J. Field Eperience: A Guide to Reflective Teaching, Longman, New York, 1985.
- Schon D.A. Educating the Reflective Practitioner Toward a New Design for Teaching and Learning in the Professions. San-Francisco, Jossey-Bass, 1987.
- Schon D.A. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. New York, Basic Books, 1983.
- Алексеев Н.Г., Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. Новосибирск, 1991.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М., 1986.
- Берулава М.М. Развитие рефлексивности стиля индивидуальности в профессиональной деятельности руководителей педагогических коллективов // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи, 1999. С. 53−60.
- Бодалев А.А., Деркач А. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности. М.
- A’I3G!U> «W'"• Ж"ЖАЯ№ 1.че<�г »пч»!-г- • '.дал ->-• 1 • л.. V.-:.-. .!» -- --т.
- Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США // Под ред. М. В. Кларина, И. Н. Семенова. М.: ИТПиМИО РАО, 1994.
- Деркач A.A., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. РАГС, 11 998.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. М., 1995.
- Корнилова Т.В. Теоретические конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса // Вопр. Психологии. 1997. № 1.
- Ладенко И.С., Семенов И. Н. и др. Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации Всесоюзной конференции. Новосибирск, НГУ, 1990. С. 79.
- Ладенко И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990.
- Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 1994.
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Исследование проблем психологии творчества //Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука. 1983. С. 336.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности //Под ред. В. А. Ядова. Ленинград, 1979.
- Секун В.И., Севуха C.B., Анализ свободных описаний как методоценки личности руководителя // Методики социальномупсихологического исследования личности’групп. М., 1995
- Семенов И.Н., Кларин М. В. Личностная ориентация непрерывного образования: теория и практика // Гуманизация образования, 1995. №i i^rtfC
- TUAJiyb fijf****^ .P^'A^ '"-^O-bVv Ции^о ^Л^ЧУ^ '»,