Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные идеи и результаты исследования были изложены и получили положительную оценку на научно-практической конференции «Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона» (Кемерово, 1997) — региональных педагогических чтениях «Развитие личности и проблемы непрерывного образования"(Новосибирск, 1997) — региональной научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 1. 1. Проблемы психологической службы в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Анализ опыта деятельности психологической службы в образовательных учреждениях
    • 1. 3. Модель деятельности психологической службы в педагогическом колледже
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИ ЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Взаимодействие психологической службы со структурными подразделениями педагогического колледжа на основе аксиологического подхода
    • 2. 2. Психолого-педагогическая поддержка и коррекция студентов педагогического колледжа

Педагогические условия деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, происходящие в разных сферах жизни российского общества, охватывают и систему образования: меняются ее цели, содержание, организация, социальные функции, ценности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) закрепляет в качестве главной ценности в деятельности образовательных учреждений личность, ее право на свободное развитие и здоровье, создание благоприятных условий для ее самоопределения и самореализации.

Осознание ценности личностного начала в человеке привело к развитию вариативного образования, разработке новых технологий обучения и воспитания, ориентированных на развитие.

Переход системы образования от приоритета знаний, умений, навыков к приоритету развития личности способствовал введению во все типы образовательных учреждений психологической службы, потребовал разработки теоретической и научно-методической базы ее деятельности по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Различные аспекты деятельности психологической службы в условиях общеобразовательной школы — ее цели, содержание, формы, методы работы со школьниками разных возрастных групп — рассматриваются в трудах А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, Л. А. Венгера, Н. И. Гуткиной, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, И. И. Ильясова, Х. ЙЛийметса, А. К. Марковой, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Н. С. Салминой, Г. А. Цукерман и др.

В работах Г. С. Абрамовой, Ф. Е. Василюка, В. Ю. Большакова, А. Г. Лидерса, В. ПСимонова, М. К. Тутушкиной и др. разрабатывается научно-методическая база консультационной и коррекционной видов деятельности психологической службы с учащимися и педагогами, а в трудах А. А. Бодапева, Г. Л. Бардиер, К. М. Гуревича, Н. Г. Лускановой, В. В. Сталина, А. Г. Шмелева и других — диагностической.

Исследования Н. Василенко, Е. В. Заики, М. А. Мартынович, А. А. Орлова,.

В.В.Репкина, Г. В. Репкиной посвящены организации психолого-педагогического мониторинга как важного условия повышения эффективности обучения и воспитания школьников. В работах А. А. Бизяевой, Е. П. Варламовой, Л. Н. Кузнецовой, Е. Б. Петрушихиной, Д. Ю. Осягина, И. С. Якиманской выявляется значимость рефлексивной диагностики в повышении качества обучения школьников и формировании детского коллектива.

Вопросы просвещенческой деятельности психологической службы с учителями и учащимися разных возрастных групп, направленной на повышение психологической грамотности, рассматриваются в трудах М. Р. Битяновой, Г. Л. Бардиер, Р. В. Овчаровой, Н. В. Самоукиной и др.

В ряде исследований делаются попытки определить условия деятельности психологической службы, способствующие повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольных и школьных образовательных учреждениях (М.Р. Битянова, И. В. Дубровина, Т. С. Леви, Н. В. Морозова, В. Ф. Пирожкой, Н. С. Пряжников и др.).

Проведенный нами анализ деятельности психологической службы показал, что в большинстве образовательных учреждений, наблюдается отсутствие ее направленности на воспитательно-образовательный процесс как целостность (73,5%). Характерно это и для деятельности психологической службы учреждений профессионального образования, в том числе педагогического колледжа, I где еще не сложилось отношение к ней как равноправному партнеру педагогического процесса.

Данное положение объясняется во многом тем, что преподаватели и студенты не готовы к взаимодействию с психологической службой в решении педагогических проблем, не имеют четкого представления о назначении ее в образовательном учреждении, специфике цели, содержания, форм, методов ее деятельности. Практика показывает, что большинство преподавателей не связывают с психологической службой возможность своего профессионального роста, повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, лишь немногие из них при наличии тех или иных трудностей в педагогической деятельности обращаются в психологическую службу по собственной инициативе. Достаточно редки обращения административных работников педагогических колледжей в психологическую службу по вопросам улучшения организации воспитательно-образовательного процесса.

Низкий уровень готовности к взаимодействию с психологической службой в целях самопознания и саморазвития, более успешной жизненной и профессиональной самореализации выявлен и среди студентов. Из числа опрошенных (840 чел.) лишь 3,7% обращались за психологической помощью по собственной инициативе.

Недостаточная продуктивность деятельности психологической службы в педагогическом колледже вызвана также такими причинами, как: недооценка службой значимости целенаправленного формирования у педагогов ценностного отношения к личности обучающихся, обеспечивающего эффективность вос-питательно-образоватиельного процессанизкая включенность преподавателей, студентов и самой службы в рефлексивные процессы по отношению к собственной деятельности в целях создания в образовательном учреждении развивающей творческой средыслабая научно-методическая ее оснащенностьотсутствие разработанных критериев, показателей и способов измерения продуктивности ее деятельности в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса и др.

Все это говорит о том, что деятельность психологической службы педагогического колледжа требует в настоящее время специального исследования и разработки собственной научно-методической базы, направленной на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов деятельности психологической службы в педагогическом колледже и запросы практики определили выбор темы исследования «Педагогические условия деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа».

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические условия деятельности психологической службы, направленные на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа.

В соответствии с целью объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс педагогического колледжа, а предметом — педагогические условия деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа.

Гипотеза исследования: воспитательно-образовательный процесс педагогического колледжа будет эффективным, если:

— деятельность психологической службы рассматривается как целостный процесс, определяемый ценностными ориентациями общества в сфере образования;

— осуществляется взаимодействие психологической службы со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса на основе аксиологического подхода;

— обеспечивается психолого-педагогическая поддержка и коррекция студентов педагогического колледжа;

— осуществляется целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и студентов в определении путей и средств самопознания и самореализации в учебной и профессиональной деятельности;

— организуется развивающая творческая среда во взаимодействии с психологической службой посредством включения преподавателей и студентов в рефлексивную деятельность и формирования у них навыков субъект-субъектных взаимоотношений.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1 .Проанализировать деятельность психологической службы образовательных учреждений в отечественной и зарубежной теории и практике по проблеме исследования;

2. Разработать модель деятельности психологической службы педагогического колледжа, направленную на повышение эффективности его воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия деятельности психологической службы, направленные на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа;

4. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию деятельности психологической службы в педагогическом колледже, обеспечивающие повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Методологической основой исследования является философское учение о единстве теории и практики, всеобщей связи предметов и явлений объективной реальности, философско-психологическое учение о преобразующем воздействии деятельности на сознание и психику человекафундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о личности как субъекте деятельности и отношений, ее развитииосновные положения аксиологического учения о ценностях, ценностных ориентациях, ценностных отношенияхметодологические принципы системного, личностного и деятельностного подходов к формированию личности.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ опыта деятельности психологической службы в образовательных учреждениях, моделирование ее деятельности. Эмпирические методы: психо лого-педагогический констатирующий и формирующий эксперименты, методы психодиагностического обследования (анкеты, тесты, опросники и др.) — методы экспертных оценок и самооценок, педагогической и психологической коррекцииметоды статистической и математической обработки полученной информации.

Основной экспериментальной базой исследования явился Кемеровский педагогический колледж. Исследованием было охвачено 73 преподавателя и 452 студента.

Исследование теории и практики деятельности психологической службы в учреждениях образования проводилось с 1991 по 1999 гг. и включало несколько этапов.

Первый этап (1991;93 гг.) — поисково-аналитический. На данном этапе осуществлялось накопление эмпирических данных по теме исследования и поиск эффективной модели деятельности психологической службы в педагогическом колледжеопределялись цели и задачи, содержание, направления и формы ее деятельности в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса. Проводилось изучение литературы по теме исследования, определялись цель, задачи, гипотеза исследования, разрабатывалась программа эксперимента.

Второй этап (1993;97 гг.) — экспериментальный. Проведены психолого-педагогический констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых проверялась разработанная нами модель деятельности психологической службы в педагогическом колледже, прослеживалось ее влияние на эффективность воспитательно-образовательного процессабыли проанализированы результаты экспериментальной работы.

Третий этап (1997;99 гг.) — заключительный. Проводилась систематизация и обобщение результатов исследования, их статистическая обработка, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что.

— выявлена детерминированность деятельности психологической службы в отечественных и зарубежных образовательных учреждениях ценностными ориен-тациями общества в сфере образования;

— разработана модель деятельности психологической службы в педагогическом колледже, направленная на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса;

— выявлены педагогические условия деятельности психологической службы по обеспечению эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования состоит в разработке психолого-педагогических технологий формирования готовности субъектов воспи-тально-образовательного процесса к взаимодействию с психологической службой в повышении его эффективностинаучно-практических рекомендаций по реализации модели деятельности психологической службы в педагогическом колледжепрограммы деятельности психологической службы, обеспечивающей взаимодействие всех структурных подразделений колледжапрограммы педагогической практики, направленной на формирование у студентов рефлексивных навыков, ценностно-целевой ориентации на развитие личности ребенка, навыков организации воспитательной работы с детьми на диагностической основеметодических пособий «Коллектив и межличностные отношения младших школьников», «Психотехнические упражнения и диагностические методики в помощь практиканту педагогического колледжа», которые могут быть использованы в деятельности психологической службы педагогических училищ и колледжей.

На защиту выносятся следующие положения:

— Модель деятельности психологической службы в педагогическом колледже, направленная на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса во взаимодействии со всеми структурными подразделениями колледжа на основе достижения с ними ценностно-ориентационного единства в педагогической деятельности включает целевой, содержательный, инструментальный и оценочно-результативный компоненты;

— Педагогические условия деятельности психологической службы по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в педагогическом колледже: организация деятельности психологической службы как целостного процесса, ориентированного на ценности общества в сфере образованиявзаимодействие психологической службы со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса на основе аксиологического подхода (выявления ценностных ориентации преподавателей и студентов в педагогической деятельности, формирования между субъектами педагогического процесса и службой ценностно-ориентационного единства в обучении, воспитании и развитии молодых специалистов) — психолого-педагогическая поддержка и коррекция воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжаповышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и студентов в определении путей и средств самопознания и самореализации в учебной и профессиональной деятельностиорганизация во взаимодействии с психологической службой развивающей творческой среды в колледже посредством включения преподавателей и студентов в рефлексивные процессы и формирования у них навыков субъект-субъектных взаимоотношений;

— Психолого-педагогические технологии формирования готовности субъектов педагогического процесса к взаимодействию с психологической службой по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса: формирование ценностно-целевой ориентации на изучение и развитие личности обучающихся, ценностного отношения к психологической службе и осуществляемой ею психологической поддержкеформирование навыков рефлексии собственной деятельности, самопознания, саморазвития и самореализации.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных его предмету, цели и задачамопорой на современные данные педагогических и психологических науксочетанием количественного и качественного анализа, подтвержденного опытно-экспериментальной работойрепрезентативностью объема выборокиспользованием методов математической статистики, а также положительными результатами, полученными при внедрении разработанной нами модели деятельности психологической службы в практику работы педагогического колледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи и результаты исследования были изложены и получили положительную оценку на научно-практической конференции «Социально-педагогические аспекты формирования культуры личности в условиях Кузбасского региона» (Кемерово, 1997) — региональных педагогических чтениях «Развитие личности и проблемы непрерывного образования"(Новосибирск, 1997) — региональной научно-практической конференции «Подготовка учителя начальных классов в условиях аксиологической парадигмы образования» (Ленинск-Кузнецкий, 1997) — всероссийской научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы, оценки, управление» (Новосибирск, 1998) — на семинаре практических психологов и преподавателей психологии педучилищ и педколледжей Кемеровской области при областном ИУУ (Кемерово, 1998) — педагогическом совете Кемеровского педагогического колледжа (Кемерово, 1998).

Научные результаты теоретического и экспериментального исследования нашли отражение в 15 публикациях автора.

Выводы по второй главе.

Анализ литературы и проведенный эксперимент позволили придти к следующим выводам.

1. Организация этапа презентации психологической службы в педагогическом колледже, направленного на ознакомление преподавателей и студентов с основными характеристиками ее функционирования, обеспечила позитивную динамику готовности обучающих и обучающихся к взаимодействию со службой в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса.

2. Использование разных форм взаимодействия психологической службы со структурными подразделениями педагогического колледжа на всех этапах организации педагогической деятельности: от целеполагания до оценки ее эффективности (совместные совещания, психолого-педагогические консилиумы, лекции, семинары, практикумы, посещение и анализ учебных, внеучебных занятий, педагогической практики, научно-поисковая деятельность и др.) обеспечило формирование между службой, преподавателями и студентами ценностно-ориентационного единства в педагогической деятельности, повышение ценностного отношения к деятельности самой психологической службы как равноправного партнера в достижении эффективности воспитательно-образовательного процесса.

3. Включение преподавателей и студентов в рефлексивные процессы на основе принципов систематичности и индивидуализации, использование в этих целях разработанного нами методического обеспечения (содержания, форм, методов, пакетов диагностических методик и т. п.), формирование у обучающих и обучающихся навыков субъект-субъектных отношений способствовало созданию в колледже развивающей творческой среды, проявлению встречных инициатив по взаимодействию со службой в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса, обеспечение позитивной динамики продуктивности обучения и профессионально-личностного развития будущего учителя.

4. Разработанное нами методическое обеспечение деятельности психологической службы по осуществлению психолого-педагогической поддержки и коррекции воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа, апробированное в ходе формирующего эксперимента, способствовало повышению его эффективности при взаимодействии службы со структурными подразделениями: учебной и воспитательной частями, центром научно-методической работы, отделом педагогической практики, кафедрами, предметно-цикловыми комиссиями и др.

5. Исследование показало, что организация деятельности психологической службы в педагогическом колледже на основе разработанной нами модели обеспечила повышение эффективности воспитательно-образовательной деятельности педагогического коллектива в формировании знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств будущего учителя.

6. Проведенный эксперимент подтвердил, что реализация выделенных нами педагогических условий деятельности психологической службы обеспечивает позитивную динамику ее успешности в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование подтвердило актуальность проблемы выявления педагогических условий деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа.

Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы.

1. Выявлены исходные предпосылки исследования проблемы, установлена детерминированность деятельности психологической службы ценностями общества в сфере образования, что послужило основой для разработки модели деятельности психологической службы в педагогическом колледже и определения педагогических условий ее функционирования в повышении эффективности воспитательно-образовательного его процесса. Установлены сложившиеся в практике подходы к организации деятельности психологической службы (избирательный, целостный) — основные компоненты содержаниянедостатки деятельности, снижающие влияние службы на эффективность воспитательно-образовательного процесса.

2. Разработана модель деятельности психологической службы педагогического колледжа, направленная на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса во взаимодействии с его субъектами на основе достижения с ними ценностно-ориентационного единства в обучении, воспитании и развитии будущего учителя и включающая целевой (цель, принципы, задачи), содержательный (основные направления деятельности), инструментальный (этапы, пути, средства, формы, методы), оценочно-результативный (критерии, показатели) компоненты.

Определены критерии успешности деятельности психологической службы в педагогическом колледже: сформированность профессионально значимых качеств личности студента, продуктивность обучения, сформированность готовности преподавателей и студентов к взаимодействию с психо.

170 логической службой в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Определено понятие «готовность участников педагогического процесса к взаимодействию с психологической службой" — выявлены компоненты готовности к взаимодействию со службой (когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностно-практический) — разработана методика измерения уровня сформированное&tradeготовности.

3. На основе анализа психолого-педагогической литературы, опыта деятельности психологической службы в образовательных учреждениях, результатов нашего исследования определены педагогические условия деятельности службы, обеспечивающие эффективность воспитательно-образовательного процесса: организация деятельности психологической службы как целостного процесса, ориентированного на ценности общества в сфере образованиявзаимодействие службы со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса на основе аксиологического подходапсихолого-педагогическая поддержка и коррекция студентов колледжаповышение психолого-педагогической компетентности преподавателей и студентов в определении путей и средств самопознания и самореализации в профессиональной и учебной деятельностиорганизация во взаимодействии со службой развивающей творческой среды в колледже посредством включения преподавателей и студентов в рефлексивные процессы и формирования у них навыков субъект-субъектных отношений.

4. В процессе констатирующего эксперимента выявлен низкий уровень успешности деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса колледжапреобладание на начальном этапе эксперимента низких и средних уровней сформированное&tradeпрофессионально значимых качеств будущего учителя, продуктивности обучения и готовности преподавателей и студентов к взаимодействию со службой в решении педагогических задач.

5. В ходе формирующего эксперимента разработаны и апробированы психолого-педагогические технологии формирования готовности субъектов воспитательно-образовательного процесса к взаимодействию с психологической службой в повышении его эффективности воспитательнообразовательной деятельности колледжа, обеспечивающие формирование ценностно-целевой ориентации на развитие личности обучающихся, ценностного отношения к психологической службе и осуществляемой ею психологической поддержке, навыков рефлексии собственной деятельности, самопознания, саморазвития, самореализациипрограмма деятельности психологической службы колледжа, обеспечивающая взаимодействие всех его структурных подразделенийпрограмма педагогической практики, направленная на формирование у студентов навыков рефлексии и организации воспитательной работы с детьми на диагностической основе во взаимодействии с психологической службойметодические пособия в помощь преподавателям и студентам педагогического колледжа.

6. Формирующий эксперимент показал, что наиболее эффективными в деятельности психологической службы являются такие формы ее взаимодействия с субъектами воспитательно-образовательного процесса, как совещания, психолого-педагогические консилиумы, лекции, практикумы и семинары по психолого-педагогической проблематике, посещение учебных и внеучебных занятий, педагогической практики с последующим комплексным психолого-педагогическим анализом, научно-поисковая деятельность, а также методы включения участников педагогического процесса в рефлексивную деятельность: рефлексивные отчеты, сочинения, рассуждения, графическая и цветовая рефлексия, рейтинг учебных дисциплин, рефлексивный анализ и др.

7. Исследование позволило выявить, что организация деятельности психологической службы на основе разработанной нами модели обеспечила позитивную динамику ее успешности в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса колледжа, что подтвердило эффективность.

172 выявленных педагогических условий ее функционирования и положения выдвинутой нами гипотезы.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует развития и уточнения. В дальнейшем исследовании в качестве приоритетной, по нашему мнению, является проблема стандартизации деятельности психологической службы, направленной на повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа, работающего в системе непрерывного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.-111 с.
  2. Г. С. Практическая психология. Изд. 3-е, стереотипное. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-368 с.
  3. Г. С. Введение в практическую психологию. Изд. 2-е. М.: Издательский центр Академия, 1996.-224 с.
  4. Т.В. О психологическом тестировании // Специалист- 1994.2.-С. 142−143.
  5. А. Наука жить: Пер. с англ. и нем.- К: Port Royal, 1997.-228 с.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем.-М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.-296 с.
  7. А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И. В. Стефонович.- СПб.: Университетская книга, 1997.-338 с.
  8. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.-80 с.
  9. Актуальные проблемы практической психологии: межвуз. сб. / СПб. гос. ун-т. Редколл. докт. псих, наук Е. Ф. Рыбалько и др.- СПб, 1992.-218 с.
  10. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии.-1991.- № 4.- С.74−82.
  11. Ш. А. Единство цели: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.- 298 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. М: Ленинградский ун-т, 1968.- 337 с.
  13. А. Психологическое тестирование. В 2 т. / Под ред. К.М. Гу-ревича и В. И. Лубовского.- М.: Педагогика, 1982.- Т. 1-й — 316 е., т.2-й -293 с.
  14. А.Д., Данилова Е. Е. Преподавание психологии в современной школе // Вопросы психологии. -1999.-№ 2.-С. 122−124.174
  15. Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1996.-376 .
  16. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253 с.
  17. Р. А. Психологическая служба школы и мастерство педагога // Советская педагогика.-1990.- № 2.- С.38−40.
  18. Р.А. Социально-психологическая служба школы // Советская педагогика.-1987.- № 2.- С. 74.
  19. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии.-1997.-№- 6 С.23−30.
  20. Л.И. О динамическом подходе к изучению личности // Психологический журнал.-1981.- Т.2-й, № 2.- С.8−18.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1978.-160 с.
  22. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-768 с.
  23. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников.- М.: Педагогика, 1976.-192 с.
  24. A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Дис. канд. псих.наук.-М., 1983.230 с.
  25. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  26. В.Ф. Педологическая служба в советской школе в 20-х и 30-х годах // Вопросы психологии.-1991.- № 4.- С. 100−112.
  27. И.И. О концепции развития психологической службы //
  28. Специалист.-1997.-№- 11.-С.25−27.
  29. Н.И. Личностные и социально-культурные особенности морального «Я» студента: Дис. канд. псих.наук.-Л., 1990.-237 с.175
  30. А.С. Вопросы диагностики отклонений в нравственном развиЩтии учащихся // Советская педагогика.-1976.- № 7.- С.51−60.
  31. Н.Б., Байралукова П. У. Психолог, методист, учитель // Начальная школа.-1992.- № 3.- С.6−8.
  32. .А., Коломинский Я. Л., Ковалев С. А. Представления педагогов о психологической службе в школе // Вопросы психологии.-1986.-№−2, — С. 103−109.
  33. С.В. Психокоррекционная деятельность школьного психолога в условиях межличностного конфликта учащихся подросткового возраста: Дисс. канд.псих.наук.- М., 1995.-210 с.
  34. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пилиповского.-М.: Прогресс, 1986.-240 с.
  35. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  36. А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Дис. канд.псих.наук.-М., 1993.- 228 с.
  37. А. Измерение умственных способностей.- СПб.: Союз, 1998.-432 с.
  38. М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство, 1997.-298 с.
  39. М.Р., Азаров Т. В., Афанасьева Е. И. Работа психолога в начальной школе.- М.: Совершенство, 1998.-352 с.
  40. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1961.-659 с.
  41. П.П. О некоторых встречающихся у педагогов ошибках // На путях к новой школе. 1930.- № 6.- С. 9.
  42. П.П. Как обеспечить будущим учителям знание возрастных особенностей детей // Педологическое образование.-1934.- № 6.- С. 11.
  43. П.П. Когда ребенок не понимает // Народный учитель. 1934.-№ 1.- С.39−42.176
  44. П.П. Педологический анализ урока // За политехническую школу. 1933.- № 6.- С.26−30.
  45. П.П. Чем педология может помочь школе // За политехническую школу. 1933.- № 2.- С. 5−9.
  46. П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избранные педологические и педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1979.1. Т.1.- С.39−85.
  47. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века // Педагогика.-1996.-№- 3 С.72−75.
  48. М.В. Общечеловеческие ценностные ориентации отечественной педагогики (начала XX века) // Педагогика.-1998.-№- 7.-С.82−88.
  49. А.А. Психология общения. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-256 с.
  50. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: МГУ, 1982.-200 с.
  51. А.А. Личность и общение.- М.: Междунар. пед. академия, 1995.328 с.
  52. В.Д. Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии.-1983.-№- 6.-С.81−88.
  53. Е.Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса//Вопросы психологии.-1986.-№- 2.-С. 100−103.
  54. . Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-212 с.
  55. Н.И. Нравственное воспитание школьников (Вопросы теории).- М.: Педагогика, 1979.-224 с.
  56. В.Ю. Психотреннинг. Социодинамика. Игры. Упражнения /
  57. Библиотека практической психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-379 с.177
  58. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.-301 с.
  59. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии.-1997.-№- 5.- С.3−20.
  60. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. П. Возрастно-психоло-гическое консультирование: Проблемы психологического развитиядетей.-М.: МГУ, 1990.-136 с.
  61. Введение в практическую социальную психологию: Под общ. ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой.-М.: Смысл, 1996.-373 с.
  62. Е.П., Степанова С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии.-1997, — № 5.- С. 26−43.
  63. Н. От диагностики к мониторингу // Народное образование.1997.- № 2.- С.141−142.
  64. С.И. Современные требования к уроку: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  65. А.Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста для школьных психологов. Томск: Пеленг, 1993.- 69 с.
  66. Г. Оценка поведения и характеристика учащихся. Книга для учителя: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1986.- 70 с.
  67. Вовчик-Блакитная М.В. К проблеме формирования мотивации деятельности студентов // Личность и деятельность: Тез. докл. V съезда общества психологов СССР.- М.:АПН СССР, 1078.- С.48−50.
  68. Е., Усова Е. Импульс к развитию // Народное образование, 1998.- № 2.-С.171.
  69. Н.М. Дифференциация обучения в школах Англии // Советская педагогика.-1988.- № 12.- С.118−123.
  70. .З. Классный руководитель и классная комсомольская организация.- М.: Просвещение, 1980.- 190 с.
  71. Л.С. Педагогическая психология : Под ред. В. В. Давыдова.178
  72. М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 536 с.
  73. Л.С. Проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1995.527 с.
  74. Г. Диагностика изучения младшего школьника // Начальная школа.-1994.-№- 1.- СЛ6.
  75. Г. Изучаем личность младшего школьника // Начальнаяшкола.-1994.- № 8.- С. 4.
  76. П.П. Философия Фихте и современность.- М.: Мысль, 1979.288 с.
  77. Л.Н. Психологическая служба // Специалист.- 1997.-№ 11.-С.23−24.
  78. Г. Работы разных лет: В 2 т.- М.: Мысль, 1970.-672 с.
  79. Г. Энциклопедия философских знаний. Т.1.- М.: Мысль, 1975.-с. 355−356.
  80. ГершунскийВ.С. Философия образования для XXI века.- М.: Совершенство, 1998.- 608 с.
  81. Ю.З. Психодиагностика в школе.- М.: Знание, 1989.- 80 с.
  82. Ф.Н. Книга об учителе,— М.: Просвещение, 1965.- 259 с.
  83. Л.Ю. Организация классного коллектива.- М.: Просвещение, 1984.- 175 с.
  84. В. А. Техническое творчество юных конструкторов. М.: ДОСААФ, 1980.-144 с.
  85. А.Р., Сороков О. Г. Психология в техникуме: трудныйпуть становления // Среднее специальное образование.-1991.- № 9.- С. 25.
  86. Л. К вопросу о взаимоотношениях воспитателя и детского психолога // Дошкольное воспитание.-1993.- № 10.- С. 22−26.
  87. М.Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога // Вопросы психологии.- 1994.- № 3.- С. 108−115.
  88. Н.Г. Значимость саморазвития личности // Специалист.1 791 998.- № 6.- С.22−23.
  89. К.М. Что такое психодиагностика. М.: Знание, 1985.- 80 с.
  90. К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников. Критерии и нормативы.- М.: Знание, 1992.- 80 с.
  91. В.А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста / Томский ун-т.- Томск, 1994.-310 с.
  92. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога.1. М.: Знание, 1991.- 80 с.
  93. В.В. Проблема развития обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования АПН СССР.- М.: Педагогика, 1986.239 с.
  94. В.В. Виды обобщений в обучении.- М.: Педагогика, 1972.432 с.
  95. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии.-1981.- № 6.- С. 13−26.
  96. Н.Г. Главное усвоить на уроке. М.: Знание, 1984.- 80 с.
  97. Г. В. Психологическая служба в техникуме // Специалист.1992, — № 2.- С. 28.
  98. М.В. Специфика человеческой деятельности // Вестник МГУ. Серия философии.-1974.- № 5.- С.32−44.
  99. М.В. Проблемы ценности и ценностного отношения // Вести МГУ. Серия философии.-1974.- № 2.- С.40−49.
  100. JI.H. Структура и опыт деятельности школьной психологической службы // Вопросы психологии.-1989.- № 4.- С.52−59.
  101. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982.- 319 с.
  102. О.Г. Наука и ценности // Философские науки. -1973.- № 4.-С.14−18.180
  103. Дубровина И В. Задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии.-1988. № 5.- С.47−54.
  104. И.В. Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы: Дис. докт.псих.наук.- М., 1988.- 352 с.
  105. И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Научно-исслед. ин-т общей и практической психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1991.-232 с.
  106. И.В., Портных В. Я. Техникумам психологическую службу // Специалист.-1994.-№- 5.-С.13.
  107. И.В. Практическая психология образования.- М.: ТЦ Сфера.- 1997.-528 с.
  108. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности / Белорусский ун-т. Минск, 1976.- 175 с.
  109. А. Психологическая служба в школе // Воспитание школьни -ков.- 1995.-№ 3.- С.15−18.
  110. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности: Под ред. В. Н. Панферова / Псковский обл. ин-т усовершентсования учителей.-Псков, 1994.-280 с.
  111. Ю.Н. Групповая психокоррекция в подготовке учителей // Вопросы психологии.- 1988.-№ 4.- С. 172−173.
  112. Т.В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов и студентов, направленных на профессию учителя: Дис. канд.псих.наук.- М., 1994.-212 с.
  113. И.И. Проблемы взаимодействия.- Минск: Наука и техника, 1971.-С.128.
  114. М.В. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности: Дис. канд. псих.наук.- СПб., 1995.- 236 с.181
  115. В.И. Педагогика в системе наук о человеке.- М.: Педагогика, 1990.-168 с.
  116. В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М.: Российское пед. агентство, 1995.- 183 с.
  117. Е.Н. Успешность педагогической деятельности учителя в зависимости от педагогических и специальных способностей: Дис.канд.псих.наук.-Л., 1983.-192 с.
  118. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственногоразвития детей.- М.: Просвещение: Владос, 1995 112 с.
  119. В.И. Педагогическое предвидение.- М.: Знание, 1987.-80с.
  120. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Росс.газета.- № 172 (508) за 31 июля 1992 г.
  121. Л.В. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990.424 с.
  122. И.Д. Взаимная связь учебных предметов.- М.: Знание, 1977.64 с.
  123. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления // Психологический журнал.-1997.- Т.8.- № 6.- С. 36−40.
  124. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 480 с.
  125. П.И. Непроизвольное запоминание.- М.: АПН РСФСР, 1961.-562 с.
  126. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века.- М.: Проспект, 1998.- 432 с.
  127. Ю.Б. Организация современного урока.- М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
  128. А.А. Основание логики оценок / Московский ун-т.-М., 1970.230 с.182
  129. . Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше: Авто-реф. дис. докт.пед.наук- М., 1997.- 32 с.
  130. В.А. Формирование профессионально-педагогической направленности у учащимся педучилищ: Дис. канд.пед. наук.- М., 1982.- 196 с.
  131. Н.И. Из опыта работы психолога // Специалист.-1994.-№- 5−6.1. С.16−17.
  132. Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады.- М.: Педагогика, 1986.- 192 с.
  133. Д.Б. Воспитание ума и сердца.- М.: Просвещение, 1981.192 с.
  134. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа.-М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  135. У.В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе.- М: Знание, 1986.- 80 с.
  136. И. Критика чистого разума.- Симферополь: Реноме, 1998.-528 с.
  137. А.В. Формирование профессиональной направленности учителя в системе среднего педагогического образования: Дис. канд.пед. наук. -М., 1977.-194 с.
  138. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1994.-223 с.
  139. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего
  140. А.В., Федоришина И. А. К взаимопониманию через взаимодействие (методические рекомендации). Киев: Киевская городская организация обшества «Знание» Украины, 1991.- 23 с.
  141. Г. К. Школьная психологическая служба // Педагогика.- 1997.-№ 2.-С.50−55.183
  142. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1994.-140 с.
  143. И.М. Экспериментальный анализ некоторых особенностей профессиональных интересов // Психологическая науки и образование.- 1997.- № 2.- С. 62.
  144. А.Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе.- М.: Педагогика, 1979.- 176 с.
  145. Н. Кто помогает учителю // Народное образование. 1994.1.- С.122−123.
  146. A.M. Социальное познание, ценность и оценка // Философские науки.-1997.- № 6.- С.49−61.
  147. П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1977.- 207 с.
  148. В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- 100 с.
  149. А.И., Новгородцева А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении.- М.: Ин-т практической психологии,
  150. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.-102 с.
  151. И.П. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к руководству самопознанием школьников: Дис. канд.пед.наук.-М., 1994.-168 с.
  152. Н.К. Педагогические сочинения. Т.6.- М.: Педагогика, 1978.-С. 179.
  153. А.Н. Образ Я как фактор развития личности: Дис. канд. псих, наук.- М., 1984.- 220 с.
  154. Кузнецова JLH. Развитие рефлексии в общении методом трансактного анализа: Дис. канд.псих.наук.- М., 1995- 242 с.
  155. Е.И. Исследование детерминанты свободы несвободы от фрустрации // Вопросы психологии.-1997.- № 4.- С.86−90.184
  156. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Ленинградский ун-т.- Л., 1970.-114 с.
  157. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 127 с.
  158. Н.Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности. Клиника и лечение М.: Медицина, 1994.-192 с.
  159. Л.И. Формирование ориентаций на профессию учителя у учащихся педагогического училища: Дис. канд.пед.наук.-Л., 1990.-176 с
  160. Н.Д. Психологические методы в диагностике уровня невротиза-ции и психопатизации: Дис. канд.псих.наук.- Д., 1984.-228 с.
  161. Т.С. К вопросу о взаимодействии психолога и педагогического коллектива//Журнал практического психолога.- М.: Фолиум, 1997.-№ 1.-С.58
  162. Т.С. Психологические условия принятия практического психолога педагогическим коллективом дошкольного учреждения: Дис. канд. техн.наук.-М., 1995.-210 с.
  163. Н.Д. Вопросы психологии характера.- М.: Министерство просвещения РСФСР, 1956.- 366 с.
  164. Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971.- 280 с.
  165. А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1979.- 48 с.
  166. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  167. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
  168. Х.Й. Групповая работа на уроке.-М.: Знание, 1975.- 64 с.
  169. Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982.96 с.
  170. Х.И. Школьная психологическая служба в советской педагогической системе // Психологическая служба в школе. Таллин, 1983.1851. С.56−60.
  171. А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журнал практического психолога.-1998.-№- 2.-С.56−60.
  172. М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986.144 с.
  173. И. Служба практической психологии: первые шаги // Вопросы психологии.-1995.-№- 6.-С.24.
  174. П.В., Шуранова И. Ю. Психологическая служба пединститута // Вопросы психологии, — 1993.3.-С.122.
  175. Т.Ф. Исследование уровней нравственной воспитанности // Управление процессом нравственного воспитания / Московский ун-т.1. М., 1979.-140 с.
  176. Ю.Т. Творческая лаборатория учителя.- М.: Просвещение, 1992.-224 с.
  177. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
  178. Манукян С. П. Целеобразование в обучении и пути его осуществления
  179. Новые исследования в педагогических науках.-1983.-№- 2142.- С.87−95.
  180. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения.- М.: Педагогика, 1990.- 64 с.
  181. К. Капитал.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд.2-е.-Т.23.- С. 189.
  182. К. Собрание сочинений.- Т.46. ч.1.- С. 484.
  183. М.А. Диагностика и развивающее обучение // Советскаяпедагогика.-1991.- № 4.- С.38−44.
  184. А. Психология бытия: Пер. с англ.- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-304 с.
  185. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.-144 с.186
  186. М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1977.- 240 с.
  187. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  188. В.Ю. Психолог в медицинском колледже // Специалист.1993.-№- 9.- С.9−10.
  189. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избр. псих. Труды /АПН СССР.-М.: Педагогика, 1989.- 219 с.
  190. М.В., Скок Г. Б. Психологическая служба в вузе / Исслед. центр Гособразования СССР.- М., 1990.- 23 с.
  191. B.C. Лекции по психологии человека / Пермский пед. ин-т.1. Пермь, 1971.- 120 с.
  192. B.C. Психология индивидуальности: Под ред. Е. А. Климова. -М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.448 с.
  193. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М.: Педагогика, 1991.- 152 с.
  194. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии.1997.-№−4.- С.28−29.
  195. Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М.: Дела, 1994.216 с.
  196. Л.М., Кузменкова О. В. Психологические особенности внутри-личностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998.-№ 3.- с. 17.
  197. И.В., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения.-М.: Просвещение, 1990.- 143 с.
  198. Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1978.-199 с.187
  199. Н.В. Психологическая служба: как ее создать // Народное образование.-1996.- № 10.- С.92−93.
  200. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе.1. М.: Знание, 1983.-96 с.
  201. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат: Под ред.Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.- М.: Педагогика, 1990.-104 с.
  202. В.Н. Психология отношений: Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356 с.
  203. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987.- 255 с.
  204. Л.П. Формирование личности учителя в условиях перестройки педагогического образования: Дис. канд.пед.наук.- Минск, 1990.-184 с.
  205. Т. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы на уровне как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1972.-23 с.
  206. И.М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы.- СПб, Рига: ПЦ Эксперимент, 1997.-86 с.
  207. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе.- М.: Знание, 1988.- 80 с.
  208. Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал.-1998.- Т. 19.-№ 1.- С. 16−25.
  209. Общая психодиагностика: Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина / Московский ун-т.- М., 1987.- 304 с.
  210. Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: Просвещение, 1993.-256 с.
  211. С.И. Словарь русского языка: Под ред. Н. Ю. Швецовой.18 820.е год. стер.-М.: Рус.яз., 1989.- 7488 с.
  212. . Роль и работа школьного и районного педолога // Педология.-1931.-№- 2.-С.84−90.
  213. А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании //
  214. Педагогика.- 1996.- № 3.- С.9−15.
  215. ОсоринаМ.В. Преподавателям техникумов практическую психологию // Среднее специальное образование.-1991.- № 5.- С. 19−20.
  216. Д.Ю. Пути формирования педагогической коммуникативной компетентности и педагогической рефлексии: Дис. канд.пед.наук.
  217. Новосибирск, 1997.- 209 с.
  218. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого: Под ред. В. Н. Шацкой и Д. Н. Скаткина.- М.: Педагогика, 1976.-120 с.
  219. JI.M. Содержание образования с позицией самоидентификации личности // Педагогика.- 1997.- № 3.- С. 36.
  220. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии.-М.: ИНФРА.- 1998.- 528 с.
  221. Е.Б. Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства ученическим коллективом: Автореф. дис. канд.псих.наук.-М., 1991.-23 с.
  222. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества.-М.: Педагогика, 1972.-184 с.
  223. В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности.- М.: Педагогика, 1985.-160 с.
  224. С.Е., Андреева Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. -1998.-№ 2.- С.3−9.
  225. В.Ф. Некоторые проблемы повышения эффективности психологической службы // Психологический журнал.-1997.- Т.18.2.- С.161−168.189
  226. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания.- М.:1. Знание, 1984.- 80 с.
  227. М.М. В поисках оптимального опыта работы народных учителей СССР (Реформа школы: пути ускорения).- М.: Педагогика, 1988.- 192 с.
  228. Практическая психология образования: Под ред. И. В. Дубровиной.
  229. М.: ТЦ СФЕРА, 1997.-528 с.
  230. Профилактика наркомании и токсикомании у подростков / Составители В. Ю., О. В. Смердов.-Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-64 с.
  231. А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии.- 1996.-№ 4.- С.36−38.
  232. Н.С., Пряжникова Е. Д. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России // Вопросы психологии.- 1994.-№ 2.- С.99−112.
  233. Психология. Словарь. Сост. Карпенко JI.A.: Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-2-е изд., испр. И доп.- М.: Политиздат, 1990.-494 с.
  234. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории: Под ред. А. В. Брушлинского / Ин-т психологии РАН.- М., 1997.- 576 с.
  235. Психологическая служба в школе: Под ред. Э.М. Ю. Верник, Х.Й. Лий-метса, Ю. Л. Сыэрда. Таллин, 1983.-Т.1, — 215 с.
  236. Психологическая помощь и консультирование: Под ред. М.К. Ту-тушкиной.- СПб: Дидактика Плюс, 1998.- 348 с.
  237. Рабочая книга школьного педагога: Под ред. И. В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991.-303 с.
  238. . История западной философии. В 2 т.- Т.2. / Новосибирский ун-т.-Новосибирск, 1994.-400 с.190
  239. Дж., Антисери Д. Западная философия от истории до наших дней. В 3 т.- Т.З.-СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996.-736 с.
  240. А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал.-1998.- № 4.- Т. 19.- С.6−12.
  241. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии.-1997.- № 1.- С. 45.
  242. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопросыпсихологии.-1995.-№- 1.- С. 13−25.
  243. Решение коллегии Минобразования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» от 29 марта 1995 г. № 7/1 // Вестник образования.-1995.-№- 7.- С.3−11.
  244. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 мая 1997 г. № 6/1 // Вестник образования.- 1997.-№ 10.-С.52.
  245. К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека.- М.: Издательская группа «Прогресс», Универс, 1994.-460 с.
  246. К.Р. Клиенто-центрированная терапия.-М.: Рефлибук, К.: Ваклер, 1997.-320 с.
  247. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.- М.: Педагогика, 1989.-Т.1−488 е., Т.2−388 с.
  248. С.Л. Бытие и сознание /АН СССР.- М., 1957.-328 с.
  249. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1987.-159 с.
  250. Л.И. Управление процессом нравственного воспитания / Московский ун-т. М., 1979.-140 с.
  251. Е.Е. О формировании профессиональной рефлексии // Специалист.-1988.- № 6.- С.21−22.191
  252. Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Академия, 1995.- 170 с.
  253. . Общество и образование.- М.: Прогресс, 1989.-200 с.
  254. Н.С., Тунгусова Т. Психолог и учитель сотрудники // Народное образование.- 1997.-№ 8.-С.98−102.
  255. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.- М.: Педагогика, 1986.-112 с.
  256. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / Междунар. пед. академия, — М, 1995.-189 с.
  257. А.П. Акмеологический тренинг: теория. Методика. Психотехнология. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996.-428 с.
  258. М.Н. Проблемы дидактики.- М.: Педагогика, 1994.- 96 с.
  259. Л.С. Дети с аффективным поведением.-М.: Просвещение, 1966.- 150 с.
  260. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки.- М.: Просвещение, 1976.-159 с.
  261. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин.- Минск: Нар-вест, 1997.-800 с.
  262. Советский энциклопедический словарь / Научно-ред. совет: A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1981.-1600 с.
  263. Д.П., Гребенников А. Р. Психология в техникуме: трудный путь становления // Среднее специальное образование.-1991.-№- 9.-С.25.
  264. Социально-психологические аспекты формирования культуры лично192сти в условиях Кузбасского региона: Материалы научно-практ.конф. / Департ.образ.администрации, Обл. ИУУ- Под ред. В. А. Поповой, Т. С. Паниной. Кемерово, 1997.-390 с.
  265. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  266. В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1979.- 393 с.
  267. В.А. Разговор с молодым директором школы.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 1982.-206 с.
  268. Становление психологической службы в образовании: Метод. пособие /Департ.образ.администрации, Обл. ИУУ- Ред. коллегия А. В. Бурлаков,
  269. Л.Н.Вавилова, В. А. Гулева.- Кемерово, 1997.-77 с.
  270. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. -М.: Магистр, 1994.-61 с.
  271. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
  272. Теоретические основы процесса обучения в советской школе: Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера / НИИ общ. педагогики АПН СССР.-М.: Педагогика, 1989.- 320 с.
  273. В.М. Избранны труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1985.- Т.1. -328 е.- Т.2. 360 с.
  274. Т.Н. Психодиагностика в профотборе абитуриентов // Специалист.- 1992.- № 4−6.- С. 26.
  275. Ю.Н. Измерения в социологии: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 1998.- 224 с.
  276. А.С. Изучение учителем результатов своей деятельности как фактор самосовершенствования: Дис. канд.пед.наук.- Л., 1982.-186 с.
  277. В.П. Теория ценностей в марксизме / Ленинградский гос. ун-т.-Л., 1968.- 124 с.193
  278. В.П. О ценностях жизни и науки / Ленинградский гос. ун-т.1. Л., 1960.-156 с.
  279. И.М., Поливанова Н. И., Ермакова И. З. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии.1998.-№−6.- С.18−24.
  280. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.-М.: Просвещение, 1980.-152 с.
  281. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: Педагогика, 1990.-192 с.
  282. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии.-М.: Просвещение Владос, 1995.- 291 с.
  283. P.M. Влияние характера общения на формирование профессиональной направленности студентов педвуза: Дис. канд. пед. наук.-М., 1982.-195 с.
  284. И.Л. Влияние образа «Я» на особенность профессионального самоопределения старшеклассников: Дис. канд.псих.наук.1. Киев, 1990.-220 с.
  285. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. На материале естественных дисциплин средней школы.- М.: Педагогика, 1972.-152 с.
  286. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Ин-т практичесой психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.- 512 с.
  287. О. О возможностях психоаналитической педагогики в работе с трудными детьми // Психологическая наука и образование.- 1998.1.- С. 61.
  288. Г. Н. Воспитание личности школьников.- М.: Педагогика, 1985.-224 с.
  289. Философия: Под ред. В. Н. Лавриненко.-М.: Юность, 1996.- 512 с.
  290. Философский словарь: Под ред. И. Т. Фролова.-4-е изд.- М.: Политиздат, 1981.-445 с.194
  291. Философско-психологические проблемы развития образования: Под ред. В.В. Давыдова/ Российская Академия образования.-М.: ИНТОР, 1994.- 128 с.
  292. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту: Под ред. И. В. Дубровиной / НИИ общей и пед. психологии АПН СССР.- М.: Педагогика, 1987.-184 с.
  293. Ф.А. Педология: мифы и действительность.- М.: Знание, 1991.- 80 с.
  294. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
  295. Фрейд 3. Психоаналитические этюды.- Минск: Беларусь, 1991.- 600 с.
  296. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1990.-448 с.
  297. Л.М., Рушкина Т. М., Каплунович И .Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов.- М.: Просвещение, 1988.-206 с.
  298. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  299. Л.М. С кем работать школьному психологу? // Народное образование.-1992.- № 9−10.- С.27−32.
  300. Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: Республика, 1994.- 447 с.
  301. Э. Иметь или быть? : Пер. с англ.-Киев: Ника-центр, 1998.400 с.
  302. B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся.- М.: Знание, 1989.- 80 с.
  303. Г. А. Какая теория нужна школьной психологии? // Вопросы психологии.- 1993.-№ 1.-С. 114−115.
  304. Г. А. Зачем детям учиться вместе?.- М.: Знание, 1985.-80 с.
  305. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144 с.
  306. Н.Н., Касаткина Н. Э., Буянова Т. А. Профессиональная195ориентация в УПК: Из опыта работы учебно-производственных комбинатов Кемеровской области. М.: Педагогика, 1985.-112 с.
  307. Р.Х. Самолюбие детей. М.: Просвещение, 1969.-176 с.
  308. Т.И., Нередова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985.- 104 с.
  309. Й. Диагностика психического развития. Прага: Авиценна, 1978.-388 с.
  310. М.И. Изучение воспитанности школьников.- М.: Педагогика, 1982.- 104 с.
  311. А.Г. Основы психодиагностики.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 544 с.
  312. М. Некоторые предпосылки методики и организации педологической работы в массовой школе // Педагогика.-1931.-№- 2.-С. 78−83.
  313. С.Г. Опыт организации психолого-педагогической консультации// Вопросы психологии.-1983.- № 3.- С.77−82.
  314. С.Г., Шуман В. Психологической службе нужен специалист// Народное образование.-1989.- № 7.- С.65−66.
  315. Г. Н. Психологическая служба в школе // Специалист.1995.-№- 10.-С.8−9.
  316. .И., Бреслав Г. М. Пол и образование/Красноярский гос. ун-т.-Красноярск, 1996.- 174 с.
  317. И.Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи) / Белорусский гос. ун-т.- Минск, 1972.- 363 с.
  318. К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. -СПб.: Совместное изд. Восточно-Европейского ин-та психоанализа и Б.С.К, 1997.-316 с.196
  319. А.В. Технология эвристического обучения // Школьнаятехнология. 1998.-№ 4.- С.55−70.
  320. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  321. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Междунар. пед.академия.1. М., 1995.-224 с.
  322. Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996.-344 с.
  323. В.А. Отношение к труду: Концептуальная модель и реальные тенденции// Социологические исследования. 1983.-№ 3.- С.50−62.
  324. И.С. Развивающее обучение.- М. :Педагогика, 1979.-144 с.
  325. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии.-1999.- № 3.-С. 39−47.
  326. В.А. Педагогическая психология / Европейский ин-т экспертов.- СПб: Изд-во Михайлова В. А. Полиус, 1998.- 639 с.
  327. Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев.: Вица школа, 1987.-111 с.
  328. Reynolds С.К., Gutkim Т.В., Elliot S.N., Witt J.C. School psychology: Essentials of theory and praktice.- N-Y., 1984.-501 p.
  329. Webster R. Why Friend was wrong. Sin, science and psychoanalysis.-Harper Collins Publishers, London, 1995.- 673 p.
Заполнить форму текущей работой