Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение долговечности гипоидных передач применением твердых добавок к смазочному материалу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследований докладывались: на научной конференции «Борисовские чтения» (КГТУ, г. Красноярск, 2006 г.) — международной научно технической конференции «Актуальные проблемы трибологии» (СГТУ, г. Самара, 2007 г.) — на научных семинарах по машиноведению (Политехнический институт, Сибирского федерального университета, 2007 г.). Для определения напряжения в контакте… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние вопроса и анализ исследований работы гипоидных передач
    • 1. 1. Методы расчета гипоидных передач на прочность
    • 1. 2. Геометро — кинематический анализ гипоидных передач ^
      • 1. 2. 1. Форма боковой поверхности зацепления гипоидной передачи
      • 1. 2. 2. Кривизна поверхности зацепления
      • 1. 2. 3. Поле зацепления гипоидной передачи ^
      • 1. 2. 4. Скорость качения и скольжения в гипоидной паре
    • 1. 3. Силовой и динамический анализ гипоидной передачи
    • 1. 4. Виды применяемых смазочных материалов
    • 1. 5. Основные виды повреждения гипоидных пар
    • 1. 6. Существующие методы повышения долговечности гипоидных ^
      • 1. 6. 1. Условие смазывания гипоидной передачи
      • 1. 6. 2. Улучшение антифрикционных и противоизносных ^ свойств смазочных материалов с помощью твердых добавок
    • 1. 7. Выводы к разделу
    • 1. 8. Постановка задач исследования ^
  • 2. Теоретические исследования гипоидных передач
    • 2. 1. Расчет контактного напряжения гипоидной пары при «сухом» контакте
    • 2. 2. Расчет контактного напряжения гипоидной передачи при граничном трении
    • 2. 3. Расчет напряженного состояния гипоидной передачи при смешанном трении
      • 2. 3. 1. Оценка контактного давления при сдавливаемой вязкоупругой пленке
      • 2. 3. 2. Давление в слое смазочного материала с учетом шероховатости
    • 2. 4. Уточнённый расчет на контактную прочность гипоидной пары
      • 2. 4. 1. Коэффициент, учитывающий механические свойства материалов зубчатых колес
      • 2. 4. 2. Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий
      • 2. 4. 3. Коэффициент, учитывающий влияние смазочного материала
    • 2. 5. Выводы к разделу
  • 3. Методика исследований влияния смазочных материалов на эксплуатационные характеристики гипоидных передач
    • 3. 1. Описание конструкции стенда
    • 3. 2. Кинематическая схема стенда и принцип его работы
    • 3. 3. Методы измерения момента трения
    • 3. 4. Определение величины износа
    • 3. 5. Определение температурных режимов
    • 3. 6. Исследуемые композиции смазочного материала
    • 3. 7. Порядок проведения испытаний
    • 3. 8. Оценка ошибок измерения 81 3.8 Выводы к разделу
  • 4. Экспериментальные исследования гипоидной передачи
    • 4. 1. Влияние нагрузки на момент сопротивления гипоидной пары
    • 4. 2. Влияние скорости на момент сопротивления гипоидной пары
    • 4. 3. Влияние процентного содержания ультрадисперсной модифицированной технической сажи на трибохарактеристики 88 контакта
    • 4. 4. Эксплуатационные испытания смазочной композиции
    • 4. 5. Расчет долговечности гипоидной пары при добавке ультрадисперсной модифицированной технической сажи в 102 смазочный материал

Повышение долговечности гипоидных передач применением твердых добавок к смазочному материалу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гипоидные передачи широко применяются в задних мостах автомобилей, сельхозтехнике и других технических устройствах, где требуется большой передаваемый момент, плавность и бесшумность работы. С другой стороны наличие больших скоростей и контактных давлений приводит к их интенсивному изнашиванию.

Изготовление каждой гипоидной пары сопряжено со значительными трудностями, поскольку нарезание таких колес относится к наиболее сложным процессам зубообработки. Это связано с тем, что принципиальная схема формообразования боковых поверхностей зубьев таких колес не обеспечивает строгой сопряженности этих поверхностей, и они принципиально не могут передавать строгое равномерное вращение, даже будучи идеально изготовленными и собранными. Зацепление таких передач называется приближенным, что не обеспечивает их требуемую долговечность.

Таким образом, необходимо осуществлять методы повышения долговечности за счет улучшения геометрических, физико-механических свойств материалов, а также улучшением свойств смазочных материалов.

Если первые два параметра изучены достаточно хорошо, то резервы смазочных материалов раскрыты не достаточно.

Применяемые в настоящее время трансмиссионные масла обеспечивают необходимую долговечность гипоидных передач только в определенных нагрузочных пределах. В тяжелонагруженных транспортных средствах, из-за больших контактных давлений достигающих величину до 4000 МПа, локальная температура может достигать 1000 градусов Цельсия, что ведет к разрыву смазочной пленки и неизбежного металлического контакта приводящий к огромным касательным напряжениям.

Долговечность гипоидных передач в значительной мере зависит от напряженного состояния на контакте, которое в свою очередь определяется уровнем касательных составляющих внешних сил.

Касательные нагрузки являются функцией сил трения, величина которых определяется свойствами используемых смазочных материалов.

Снижение сил трения за счет улучшения свойств смазочных материалов путем добавления в них твердых порошковых добавок оказывает существенное влияние на распределение контактных давлений, снижение температуры, предотвращение задира и схватывания контактирующих поверхностей.

Для определения напряжения в контакте подобных передач существует множество методик, но дающих весьма различающие результаты. Наиболее широко применяемая методика основывается на расчете контактных напряжений по ГОСТ 21 354–87, с уточняющими коэффициентами, которая встречается в работах Л. А. Адриенко, Д. Н. Гаркунова, Г. А. Журавлева, Ю. Н. Дроздова.

Такая методика применима в случае работы передачи при сухом и граничном режиме смазки, где свойства смазочного материала проявляется в меньшей степени, т. е., она не учитывает влияние применяемого масла на контактное напряжение.

Уточнение расчета контактных напряжений учитывающие влияние смазки и твердых добавок к ним позволит оценить требуемую долговечность.

Поэтому, исследования направленные на повышение долговечности гипоидных передач за счет использования смазочных материалов с твердыми добавками являются актуальными.

Для этой цели были поставлены следующие задачи исследований:

1. Выполнить теоретический расчет давления на контакте гипоидной передачи с учетом сил трения, шероховатости и присутствия смазочного материала.

2. Разработать конструкцию стенда для экспериментальных исследований гипоидной передачи.

3. Разработать методику проведения испытаний гипоидной передачи на смазочных композициях с добавками ультрадисперсной модифицированной технической сажи.

4. Установить зависимости момента сопротивления гипоидной передачи от свойств смазочного материала с ультрадисперсными добавками.

5. Выполнить эксплуатационные испытания гипоидных передач на смазочных композициях и по полученным результатам оценить долговечность.

Научная новизна.

1. Впервые предложен расчет гипоидных передач на контактную прочность с учетом шероховатости и смазочного материала для граничного и смешанного режимов смазки.

2. Выведены формулы расчета коэффициентов граничного и смешанного трения в зоне контакта гипоидной передачи.

3. Уточнены коэффициенты, учитывающие влияние механических свойств поверхностей Ze, суммарную длину контактной линии Ze и вязкости смазочного материала Zi в расчете контактного и допускаемого контактного напряжения применительно к гипоидным передачам.

4. Созданы смазочные композиции на основе трансмиссионного масла ТМ-5−18 гип ТАД-17 с ультрадисперсной модифицированной технической сажей и определен их оптимальный состав (патент № 2 303 051).

Достоверность полученных результатов обеспечена необходимым объемом экспериментальных исследований с использованием современного измерительного оборудованиясходимостью теоретических и экспериментальных данныхматематической обработкой результатов.

Практическая ценность работы. Разработана смазочная композиция на основе трансмиссионного масла ТМ-5−18 гип ТАД-17 с добавкой ультрадисперсного порошка модифицированной технической сажи, уменьшающая силы трения на контакте зубьев гипоидной передачи. Результаты проведенных исследований дают основания рекомендовать для использования в задних мостах автомобилей и других транспортных средств смазочную композицию на основе трансмиссионного масла ТМ-5−18 гип ТАД-17 с добавкой ультрадисперсной модифицированной технической сажи в качестве универсального смазочного материала с улучшенными триботехническими характеристиками.

Реализация работы. Новая смазочная композиция внедрена на ОАО «Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие».

Проведенные эксплуатационные испытания на редукторах пассажирских автобусов «Transstar-Sang Yong» «Mersedes-Benz» позволили повысить долговечность редуктора заднего моста на 77%.

Разработанный стенд для испытания гипоидной передачи и методика испытаний используется в проведении лабораторных работ специальности 150 302.65 в рамках Политехнического института Сибирского федерального университета.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались: на научной конференции «Борисовские чтения» (КГТУ, г. Красноярск, 2006 г.) — международной научно технической конференции «Актуальные проблемы трибологии» (СГТУ, г. Самара, 2007 г.) — на научных семинарах по машиноведению (Политехнический институт, Сибирского федерального университета, 2007 г.).

По результатам исследований опубликовано 7 научных работ, в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК. Получены два патента Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы — 123 страницы, в том числе 51 рисунок, 15 таблиц, 111 наименований библиографических источников.

Основные результаты исследования сводятся к следующему.

1. Предложена методика расчета давлений на контакте зубьев гипоидных передач, устанавливающая связь между коэффициентом трения, вязкостью смазочного материала, шероховатостью поверхности и ресурсом работы узла.

2. Установлена зависимость момента сопротивления гипоидной передачи от свойств смазочного материала с ультрадисперсными добавками.

3. Уточнена формула расчета контактных напряжений применительно к гипоидным передачам.

4. Разработан и изготовлен оригинальный стенд для испытания гипоидных передач.

5. Разработана методика испытаний гипоидных передач, позволяющая оценить триботехнические и эксплуатационные параметры работы передачи в присутствии смазочных композиций с твердыми добавками модифицированной технической сажи.

6. Предложены составы смазочных композиций с улучшенными антифрикционными и эксплуатационными свойствами посредством применения модифицирующей добавки ультрадисперсного порошка, определено его оптимальное содержание в трансмиссионном масле в 0,7% по массе.

7. На основании результатов сравнительных износных испытаний установлено, что применение данных смазочных композиций в среднем снижает износ гипоидных передач на 41%, уменьшает момент трения на 80% и температуру смазочного материала на 20%.

8. По результатам эксплуатационных испытаний гипоидных передач в присутствии смазочной композиции на основе ТМ-5−18 гип ТАД-17 с добавкой порошка ультрадисперсной модифицированной технической сажи 0,7% по массе установлено, что прогнозируемый ресурс работы гипоидной пары увеличивается на 77%.

Заключение

.

В работе решены задачи улучшения эксплуатационных характеристик гипоидных передач путем уменьшения трения и предотвращения схватывания в зоне контактирующих поверхностей. Выполнение поставленных задач связано с повышением антифрикционных и противоизносных свойств трансмиссионных масел, применяемых в гипоидных передачах за счет использования порошков ультрадисперсной модифицированной технической сажи.

Получены экспериментальные данные, свидетельствующие о позитивном влиянии используемой добавки на эксплуатационные характеристики гипоидных передач. На основе аналитических зависимостей показана целесообразность применения данных смазочных композиций для улучшения условий работы гипоидных передач в граничном и смешанном режимах трения.

Эксплуатационные испытания показали, что данные смазочные композиции могут успешно использоваться для смазывания узлов подобного типа других машин.

Результаты испытания подтверждены актом производственных испытаний (см. приложение).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. с. 1 770 350 СССР, кл. С 10 М 125/02. Смазочное масло / А. И. Шебалин, Ю. Н. Привалко, Г. В. Сакович, В. С. Порохов, В. А. Молокеев (СССР). № 1 114 694- заявл. 19.07.88- опубл. 23.10.92, Бюл. № 39. — Зс.: ил.
  2. , Ю. П. Введение в планирование эксперимента / Ю. П. Адлер. М.: Металлургия, 1968. 155 с.
  3. , В. П. О причинах появления аномальной пластичности в поверхностном слоях кристаллов на начальной стадии деформации / В. П. Алехин, О. В. Гусев, М. X. Шоршоров // Физика и химия обработки материалов. 1969. № 6. С. 96−103.
  4. JI. А. Детали машин / JI. А. Адриенко, Б. А. Байков, И. К. Ганулич и др.- Под ред. О. А. Ряховского. -М. Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. 544 с. — (Сер. Механика в техническом университете-, Т. 8).
  5. , А. С. Молекулярная физика граничного трения / А. С. Ахматов. М.: ГИФМЛ, 1963. 472 с.
  6. , С. А. Трение и изнашивание при использовании УДП-присадки меди в смазке / С. А. Беляев, С. Ю. Тарасов, А. В. Колубаев // Трение, смазка, износ, http // www.tribo.ru.
  7. , А. И. Выносливость рабочих поверхностей зубьев при переменных нагрузках / А. И. Белянин // Вестник машиностроения. 1957. № 12. С. 67−73.
  8. , А. В., Акустическая динамика процесса резания и диагностика износа режущего инструмента / А. В. Борисенко, JL Г. Терикова // Прочность пластичных материалов в ультразвуковом поле: В 2 ч. Ч. 1. Минск, 1973. С. 143−147.
  9. , Ф. П. Трение и смазка твердых тел / Ф. П. Боуден, Д. Тейлор. М.: Машиностроение, 1968. 543 с.
  10. , Н. А. Триботехнические материалы. Практическая трибология: В 2 т. Т. 1 / Н. А. Буше. М., 1994. 352 с.
  11. , И. А. Температурно-кинетический метод оценки температурных пределов работоспособности смазочных материалов при тяжелых режимах граничной смазки / И. А. Буяновский // Трение и износ. 1993. Т. 14. № 1.С. 129−142.
  12. , В. Ф., Методика лабораторных триботехнических, испытаний рабочих жидкостей / В. Ф. Вагнер, В. Ф. Терентьев // Вестник Красноярского государственного технического университета. Вып. 15. Машиностроение. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 1999. С. 23−27.
  13. Триботехнические испытания материалов / В. Ф. Вагнер, Б. И. Ковальский, В. Ф. Терентьев, С. И. Щелканов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. 103 с.
  14. , Н. К. Влияние ультрадисперсных порошков металлов на свойства смазочных материалов / Н. К. Волобуев, В. Д. Данилов,
  15. A. А. Кузнецов //Трение и износ. 1994 (15). № 5. С. 871−876.
  16. Влияние высоко дисперсных металлоплакирующих присадок на антифрикционные и противоизносные свойства моторного масла /
  17. B. А. Воробьева, Е. А. Лавринович, В. В. Мушинский, А. И. Лесникович // Трение и износ. 1996 (17). № 6. С. 827−831.
  18. , Б. Д. Повышение долговечности химического оборудования методом избирательного переноса при трении / Б. Д. Воронков, В. Г. Шадрин // Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1988. Вып. 3. С. 195−228.
  19. , Л. А. Контактные задачи теории упругости и вязкоупругости / Л. А. Галин. М.: Наука, 1980. 304 с.
  20. , P. P. Несущая способность головок зубьев / Р. Р. Гальпер // Вестник машиностроения. 1964. № 12. С. 34−41.
  21. , Д. Н. Повышение износостойкости деталей конструкций самолета/Д. Н. Гаркунов, А. А. Поляков. М.: Машиностроение, 1974. 200 с.
  22. , Д. Н. Триботехника / Д. Н. Гаркунов. М.: Машиностроение, 1989.328 с.
  23. , Д. Н. Триботехника / Д. Н. Гаркунов. М.: Машиностроение, 1999. 329 с.
  24. , Д. Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин): Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / Д. Н. Гаркунов. М.: МСХА, 2002. 632 с.
  25. , Д. Н., Избирательный перенос в узлах трения / Д. Н. Гаркунов, И. В. Крагельский, А. А. Поляков. М.: Транспорт, 1969. 103 с.
  26. , В. Н. Повышение несущей способности косозубых эвольвентных передач путем закалки зубьев шестерни с нагревом ТВЧ / В. Н. Гексатаров // Вестник машиностроения. 1962. № 10. С. 13−17.
  27. , В. А. Распределение напряжений в поверхностном полимерном слое при давлении на него шероховатого индентора /
  28. B. А. Гороховский, Е. А. Кузнецов. Рига, 1977 / Рукопись деп. ВИНИТИ № 1101−77/.
  29. , И. Г. Контактирование упругих тел с тонкими вязкоупругими покрытиями в условиях трения качения или скольжения / И. Г. Горячева, А. П. Горячев, Ф. Садеги // ПММ. 1995. Т. 59. Вып. 4.1. C. 634−641.
  30. , И. Г. Контактные задачи в трибологии / И. Г. Горячева, М. Н. Добычин. М.: Машиностроение, 1988. 256 с.
  31. , И. Г. Влияние относительного проскальзывания и свойств поверхностного слоя на напряженное состояние упругих тел при трении качения / И. Г. Горячева, С. М. Захаров, Е. В. Тарская // Трение и износ. 2003. Т. 24. № 1. С. 5−15.
  32. ГОСТ 1758–81. Передачи зубчатые конические и гипоидные. Допуски. -М.: Госуд. Комитет СССР по стандартам, 1982.
  33. ГОСТ 21 354–87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность. М.: Госуд. Комитет СССР по стандартам, 1989.
  34. , В. А. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях/В. А. Грановская, Т. Н. Сирая. Л.: Энергоиздат, 1990. 288 с.
  35. М. Б. Конические передачи с круговым зубом. Расчет и элементы конструкции / М. Б. Громан, М. А. Шлейфер. М.: Машиностроение, Москва 1964.
  36. , А. Н. Основы гидродинамической теории смазки тяжелонагруженных цилиндрических поверхностей / А. Н. Грубин // Исследование контакта деталей машин. М.: Машгиз, 1949. Вып. 30. С. 57−64.
  37. , Н. Б. Контактирование шероховатых поверхностей / Н. Б. Демкин. М.: Наука, 1970. 266 с.
  38. , К. Механика контактного взаимодействия / К. Джонсон. М.: Мир, 1989. 509 с.
  39. Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 2 / Под ред. Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1987. 302 с.
  40. , Ю. Н. Структура методов расчета на износ / Ю. Н. Дроздов // Вестник машиностроения. 2003. № 1. С. 25−28.
  41. , Ю. Н. Прогнозирование изнашивания с учетом механических, физико-химических и геометрических факторов / Ю. Н. Дроздов // Трение и износ. 2002. Т. 23. № 3. С. 252−257.
  42. , Ю. Н., Трение и износ в экстремальных условиях/ Ю. Н. Дроздов, В. Г. Павлов, В. Н. Пучков. М.: Машиностроение, 1986. 224 с.
  43. , И. И. Коробки передач / И. И. Дымшиц. М.: Машиностроение, 1960. 362 с.
  44. , В. Д. Применение новых смазочных материалов для повышения износостойкости деталей машин / В. Д. Евдокимов, В. J1. Левинский // Долговечность трущихся деталей машин. Вып. 2 / Под ред. Д. Н. Гаркунова. М.: Машиностроение, 1987. С. 37−43.
  45. Г. А. Гипоидные передачи. Проблемы и развитие / Г. А. Журавлев, Р. Б. Иофис. Издательство Ростовского университета, 1978. 160 с.
  46. Г. А. Инструкция по расчету зубчатых конических и гипоидных передач на заедание / Г. А. Журавлев. Саратов: Приволжское ЦБТИ, 1968. -45 с.
  47. Г. А. Оценка применимости решения Герца в задачах о контакте зубьев зубчатых колес / Г. А. Журавлев // Техника машиностроения. -2001. № 2. — С.82−90.
  48. , О. В. Роль упругих и пластических деформаций в формировании силы трения качения / О. В. Зайцев // Трение и износ. 1985 (6). № 5. С. 835−841.
  49. , В. С. Природа усталости металлов / В. С. Иванова, В. Ф. Терентьев. М.: Металлургия, 1975. 455 с.
  50. Износостойкость конструкционных материалов. Справочные данные по результатам лабораторных испытаний. М.: Изд-во НИИтракторсельхозмаш, 1977. 153 с.
  51. , В. П. Прочность и износостойкость деталей машин: Учеб. пособие для машиностр. спец. Вузов / В. П. Когаев, Ю. Н. Дроздов. М.: Высш. шк., 1991. 319 с.
  52. Влияние температуры на характеристики трения некоторых сульфидов, селенидов и теллуридов тугоплавких металлов / М. С. Коваль-ченко, В. В. Сычев, Ю. Г. Ткаченко и др. // Трение и изнашивание при высоких температурах. М.: Наука, 1973. С. 133−138.
  53. , Д. С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин / Д. С. Коднир. М.: Машиностроение, 1976. 304 с.
  54. , Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн М.: Наука, 1973. 831 с.
  55. , Б. И. Механо-химические процессы при граничном трении / Б. И. Костецкий, М. Э. Натансон, JI. М. Бершадский. М.: Наука, 1972. 170 с.
  56. , О. Ф. Фуллереновая сажа как антифрикционная и противоизносная добавка к смазочным маслам / О. Ф. Киреенко, Б. М. Гинзбург, В. П. Булатов // Трение и износ. 2002. Т. 23. № 3. С. 304−309.
  57. , И. В. Трение и износ / И. В. Крагельский. М.: Машиностроение, 1968. 480 с.
  58. , И. В. Основы расчетов на трение и износ / И. В. Крагельский, М. Н. Добычин, В. С. Комбалов. М.: Машиностроение, 1977. 576 с.
  59. , Е. А., Колебательные процессы, сопровождающие внешнее трение шероховатых тел / Е. А. Кузнецов, Г. А. Гороховский // Проблемы трения и изнашивания. Киев: Техника. Вып. 15. 1979. С. 8−13.
  60. , В. Н. Влияние смазочных композиций с различными присадками на износостойкость трибосопряжений / В. Н. Кузьмин, JI. И. Погодаев, П. П. Дудко // Трение, смазка, износ, http//www.tribo.ru.
  61. , Н. Ф. О коэффициенте трения в тяжелонагруженном контакте / Н. Ф. Кузьмин // Вестник машиностроения. 1954. № 5. С. 27−33.
  62. , В. Н. К вопросу о кинетике распространения трещин /
  63. B. Н. Куранов, В. И. Иванов, А. Н. Рябов // Проблемы прочности. 1980. № 6.1. C. 15−19.
  64. , А. А. Износостойкие и антифрикционные покрытия / А. А. Кутьков. М.: Машиностроение, 1976. 152 с.
  65. , Л. Д. Теория упругости / Л. Д. Ландау, Е. М. Лившищ. М.: Наука, 1965.202 с.
  66. , X. К вопросу об определении несущей способности зубчатых зацеплений / X. Ленке, // Теоретические и прикладные задачи трения, износа и смазки машин. М.: Наука, 1982. С. 144−152.
  67. Г. А. Конические и гипоидные передачи с круговыми зубьями. Справочное пособие/ Г. А. Лопато, Н. Ф. Кабатов, М. Г. Сегаль. -изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: «Машиностроение», 1977. 423 с.
  68. В. И. Определение формы поверхностей спирально-конических зубчатых колес и параметров зубообрабатывающих станков из условия контактной прочности зубьев / В. И. Медведев, Г. И. Шевелева // Проблемы машиностроения и надежности машин, 2002, № 4.
  69. , Ю. А. Экспериментальное исследование влияния жидкости поверхности (методов механической обработки) на циклическую долговечность при контактных напряжениях / Ю. А. Мишарин. М.: Машгиз, 1955. 197 с.
  70. , Н. П. Некоторые основные задачи математической теории упругости / Н. П. Мусхелишвили. М.: Наука, 1966. 266 с.
  71. Павлов, 3. П. Режим нагрузки и несущая способность поверхностей зубьев зубчатых колес / 3. П. Павлов // Повышение нагрузочной способности зубчатых передач и снижение веса: В 9 кн. Кн. 8. М.: Машгиз, 1956. С. 15−34.
  72. , А. И. Роль гидродинамической масляной пленки в стойкости и долговечности контакта машин/ А. И. Петрусевич // Вестник машиностроения, 1963. № 1. С. 33−45.
  73. , С. В. Влияние внешних факторов на контактную прочность при качении / С. В. Пинегин, И. А. Шевелев, В. М. Гудченко. М.: Наука, 1972. 102 с.
  74. , С. В. Контактная прочность и сопротивление качению / С. В. Пинегин. М: Машиностроение, 1969. 243 с.
  75. , С. В. Трение качения в машинах и приборах / С. В. Пинегин. М.: Машиностроение, 1976. 262 с. .
  76. К. М. Гипоидные передачи / К. М Писманик. Издательсьво «Машиностроение», 1964.
  77. , А. А. Трение на основе самоорганизации / А. А. Поляков // Эффект безызносности и триботехнологии. 1996. № 3−4. С. 47−122.
  78. , А. А. Основные явления избирательного переноса в узлах трения машин / А. А. Поляков // Избирательный перенос в тяжелонагру-женных узлах трения. М.: Машиностроение, 1982. С. 30−88.
  79. , Б. А. Зубчатые передачи / Б. А. Пронин. М., 1965. 139 с.
  80. , Ю. А. Безызносность деталей машин при трении / Ю. А. Радин, Г. Г. Суслов. М.: Машиностроение, 1989. 232 с.
  81. , П. А. Поверхностные явления в дисперсных системах / П. А. Ребиндер. Физико-химическая механика: Избр. труды. М.: Наука, 1979. 384 с.
  82. , В. Е. Ультрадисперсные порошки в материалах и технологиях различного назначения / В. Е. Редькин, А. М. Ставер // Вестник КГТУ / Под ред. В. В. Слабко. Вып. 1. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 1996. С. 147−161.
  83. , Д. Н. Расчет деталей машин на прочность при переменных режимах нагружения / Д. Н. Решетов, Р. М. Чатынян // Вестник машиностроения. 1965. № 8. С. 111−120.
  84. , Д. А. Физические аспекты трения и изнашивания (опыт США и стран СНГ) / Д. А. Ригни- Под ред. В. А. Белого, К. Лудемы, К. Н. Мышкина. М.: Машиностроение, 1993. 454 с.
  85. , Ю. А. Влияние смазочных масел на долговечность и надежность деталей машин / Ю. А. Розенберг М.: Машиностроение, 1970. 315 с.
  86. , Ю. А. Смазка механизмов машин / Ю. А. Розенберг, И. Э. Виноградова. М.: Гостоптехиздат, 1960. 339 с.
  87. , Л. М. Структура и износостойкость металла / Л. М. Рыбакова, Л. И. Куксенова. М.: Машиностроение, 1982. 212 с.
  88. , В. И. Роль эффекта Ребиндера в реализации режима безызносности в триботехнике / В. И. Савенко // Эффект безызносности и триботехнологии. 1994. № 3−4. С. 26−38.
  89. Смазочные материалы: антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / Р. М. Матвеевский, В. Л. Лашхи, И. А. Буяновский и др. М.: Машиностроение, 1989. 224 с.
  90. Справочник по триботехнике: В 3-х т. Т. 3. Триботехника антифрикционных, фрикционных и сцепных устройств. Методы и средстватриботехнических испытаний / Под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1992. 730 с.
  91. , А. М. Поверхностный слой и эксплуатационные свойства деталей машин / А. М. Сулима, В. А. Шулов, Ю. Д. Ягодин. М.: Машиностроение, 1988. 240 с.
  92. , В. Ф. Влияние размера и состава порошков на противоизносные свойства масел / В. Ф. Терентьев, К. А. Редкоус, С. И. Щелканов Износостойкость машин: Тез. докл. 2-й междунар. конф. Красноярск, 1996. С. 51−52.
  93. , В. Ф. Влияние формы частиц дисперсных материалов на коэффициент трения при граничной смазке / В. Ф. Терентьев, С. И. Щелканов // Проблемы обеспечения качества изделий в машиностроении: Тез. докл. междунар. НТК. Красноярск, 1994. С. 86−87.
  94. , В. П. Трение при граничной смазке / В. П. Тихомиров, Л. А. Шахнюк. Брянск: БГТУ.
  95. , В. Ф. Смазка и смазочные материалы в трибосистемах: Научн. изд. / В. Ф. Терентьев, В. Е. Редькин, С. И. Щелканов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. 187 с.
  96. С. П. Теория упругости / С. П. Тимошенко, Дж. Гудьер. М.: Наука, 1979.-560 с.
  97. , Д. Г. Влияние Сбо-содержащих присадок к смазочному маслу на оптимизацию процессов изнашивания при граничном трении металлов / Д. Г. Точильников, Б. М. Гинзбург // ЖТФ. 1999 (69). № 6. С. 102−105.
  98. Трение, изнашивание и смазка: Справочник / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение. 1978. Т. 1. 399 с.
  99. Трение, изнашивание и смазка: Справочник: В 2 т. Т. 2 / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение. 1979. 358 с.
  100. , Г. К. Контактная усталость материалов для зубчатых колес / Г. К. Трубин. М.: Машгиз, 1962. 402 с.
  101. , М. К. Гидродинамическая теория смазки / М. К. Усков, В. А Максимов. М.: Наука, 1985. 143 с.
  102. . Е. Уравнение износа твердых смазочных пленок для оценки их износной долговечности / Е. Финкин // Проблемы трения и смазки, 2(1970) 104−110.
  103. Часовников, JL Д. Особенности расчета зубьев косозубых и шевронных цилиндрических колес на изгиб / JL Д. Часовников // Вестник машиностроения. 1952. № 2. С. 55−61.
  104. , JI. Д. Передачи зацеплением (зубчатые и червячные) / JI. Д. Часовников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1969. 487 с.
  105. , Г. Н. Физико-химические свойства смазочных материалов / Г. Н. Чередниченко, Г. Б. Фройштетер, П. М. Ступак // М.: Химия, 1986. 279 с.
  106. , В. В. Толщина смазочного слоя при качении со скольжением тел с учетом тепловых процессов / В. В. Широбоков, Ю. Н. Дроздов //Машиноведение. 1979. № 4. С. 90−93.
  107. Г. И. Расчет контактных давлений в конических передачах с круговыми зубьями / Г. И. Шевелева, А. Э. Волков, А. А. Крикунов, В. И. Медведев // Конверсия в машиностроении, № 2, 2002.
  108. Г. И. Теория формообразования и контакта движущихся тел / Г. И. Шевелева. Монография. М.: Изд-во «Станкин», 1999.-494 с.
  109. Komvopoulos К. The mechanism of friction in boundary lubrication, Trans. / K. Komvopoulos, N. Saka, N. P. Sun // ASME J. Tribol., 107, 4(1986) 453−462.
  110. Kato S. Trans / S. Kato, E. Marui, A. Kobauashi // ASME J. Tribol., 107,(1985) 188−194.
  111. Kato К, Wear, 153,1 (1992) 277−295.
  112. Yingxi Zhu, Limits of the Hydrodynamic No-Slip Boundary Condition / Yingxi Zhu, Steve Granick// Physical Review Letters, vol 88, No 10, 2002, p. 106−110.
  113. Erno Baka, Calculation of the Hydrodynamic Load Carrying capacity of Porous Journal Bearings / Erno Baka // Periodica Polytechnica, vol. 46, No 1. p. 3−14.
Заполнить форму текущей работой