Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прогнозирование работоспособности судовых двигателей внутреннего сгорания по износу деталей в узлах трения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Увеличение моторесурса СДВС представляет собой важную проблему, которая неразрывно связана с необходимостью определения износов узлов и деталей. Научно-исследовательские организации и предприятия (Центральный научно-исследовательский дизельный институт (ЦНИДИ), Санкт-Петербургский государственный технический университет водных коммуникаций (С.-П ГТУВК), Санкт-Петербургский государственный морской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
    • 1. 1. Некоторые существующие методы расчетов параметров изнашивания и работоспособности деталей ДВС
    • 1. 2. Факторы, влияющие на износ деталей ДВС
    • 1. 3. Условия работы и основные виды изнашивания деталей ДВС
    • 1. 4. Влияние отклонений формы поверхности трения втулки цилиндра при сборке СДВС на работоспособность дизелей
    • 1. 5. Выводы
    • 1. 6. Цель и задачи исследования
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИЗНАШИВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ВУСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ СДВС
    • 2. 1. Методы обработки результатов измерений износов
    • 2. 2. Обработка данных по изнашиванию втулок цилиндров методом корреляционного анализа
    • 2. 3. Количественный анализ изнашивания деталей СДВС
      • 2. 4. 3. акономерности изнашивания деталей СДВС
    • 2. 5. Исследование закономерностей изнашивания шеек коленчатых валов
    • 2. 6. Исследование закономерностей изнашивания поршневых пальцев СДВС
    • 2. 7. Закономерности изнашивания подшипников СДВС
    • 2. 8. Выводы по главе
  • Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗНОСОВ СДВС

3.1. Получение уравнения для определения величин износов втулок цилиндров в зависимости от значащих факторов рабочего процесса и определение коэффициента трения поршневого кольца по стенке втулки цилиндра.

3.2.Исследование изнашивания втулок цилиндров по высоте.

3.3.Получение уравнения для расчета величин износов коленчатых валов в зависимости от различных факторов и коэффициента трения между шейкой вала и подшипником.

3.4. Прогнозирование износа поршневых пальцев судовых дизелей.

3.5.Влияние на изнашивание цилиндровых втулок, шеек коленчатых валов и поршневых пальцев различных сортах топлива и масла.

3.6.Прогнозирование износа деталей в узлах трения с учетом различных условий технической эксплуатации двигателей.

3.7.Влияние пусков и реверсов на ресурс двигателя.

3.8.Прогнозирование износа деталей в узлах трения с учетом переменных режимов работы дизелей.

3.9.0боснование выбора наиболее значащих факторов рабочего процесса СДВС на износ деталей в узлах трения.

ЗЛО. Определение интенсивности изнашивания деталей в узлах трения СДВС.

3.11 .Выводы по третьей главе.

Глава IV. РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ ИСКАЖЕНИЙ ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ ВТУЛОК ЦИЛИНДРОВ ПРИ СБОРКЕ СДВС.

4.1. Исследования деформаций деталей ЦПГ, возникающих в процессе сборки СДВС и их влияние на искажения поверхности трения втулок цилиндров.

4.2. Экспериментальное определение деформаций деталей СДВС при сборке.

4.3. Расчетное прогнозирование деформаций втулок цилиндров при сборке СДВС.

4.4. Разработка методики прогнозирования искажений формы поверхностей трения цилиндров СДВС при сборке с использованием метода конечных элементов.

4.5.Выводы.

Глава V. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СДВС ПО ИЗНОСУ ДЕТАЛЕЙ В УЗЛАХ ТРЕНИЯ.

5.1. Прогнозирование ресурсов. деталей СДВС на основе статистической обработки результатов измерения износов.

5.2. Расчетное прогнозирование работоспособности СДВС на основе полученных уравнений изнашивания деталей.

5.3. Прогнозирование износа деталей сравниваемого или проектируемого двигателя.

5.4. Периодичность, схемы и виды ремонтов.

5.5.Анализ надежности СДВС.

5.6. Выводы по главе.

Глава VI. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ С ДВС.

Прогнозирование работоспособности судовых двигателей внутреннего сгорания по износу деталей в узлах трения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поршневые двигатели внутреннего сгорания, работающие на природном углеводородном топливе, в прогнозируемой перспективе, будут оставаться основными источниками механической работы, используемыми в различных энергетических установках (ЭУ). По оценочным данным, в мире, только для стационарных ЭУ малой мощности в передовых странах ежегодно выпускается около 25 млн. двигателей.

Основным потребителем судовых дизелей (в дальнейшем именуются СДВС) различной мощности и размеров является водный транспорт, где дизели используются в качестве главных и вспомогательных ЭУ. В настоящее время принимаются активные меры по выводу отечественного водного транспорта из тяжелого экономического состояния, вызванного жесткими объективными обстоятельствами происходящих в стране реформ. Основные этапы выживания отрасли связаны с решением следующих проблем:

1.Использование, восстановление и ремонт имеющегося парка судовых дизелей. В этих целях необходимо разрабатывать и внедрять малозатратные технологические процессы восстановления судовых дизелей и изготовления сменно-запасных деталей.

2. Установление оптимальных (щадящих) условий и режимов эксплуатации судовых дизелей пониженной надежности, используемых на стадии исчерпания ресурса ведущих деталей, а также после ремонта.

3. Проектирование, строительство и эксплуатация новых конструкций двигателей третьего тысячелетия с учетом обобщенного опыта эксплуатации прототипов и с использованием расчетных методов оценки надежности наиболее нагруженных механизмов, узлов и отдельных деталей.

Большинство промысловых судов оснащено силовыми установками на основе дизелей отечественной и зарубежной постройки, которые будут эксплуатироваться в обозримом будущем до кардинальной перестройки дизелестроительной отрасли и ее ремонтной базы.

Широкое использование СДВС требует их рациональной эксплуатации, умения оценивать износы деталей двигателей, своевременно производить ремонт и принимать меры, предотвращающие как эксплуатационные, так и аварийные отказы. Для этого необходимо правильно прогнозировать работоспособность деталей, лимитирующих ресурс СДВС, т.к. по статистическим данным до 30% действительного годового фонда времени работы уходит на их ремонт.

Научно-технический прогресс требует интенсифицировать рабочий процесс и повысить рабочие параметры дизелей, что неизбежно усиливает общую напряженность режимов работы узлов и деталей и усложняет проблему обеспечения надежности и повышения сроков службы. Вместе с тем, принципы трения, изнашивания и смазки в основных ресурсоопределяющих узлах трения судовых дизелей остаются прежними. Поэтому надежность, а следовательно и эффективность судовой техники недалекого будущего будет в значительной степени зависеть от того, насколько реально мы сможем учитывать негативные последствия разномасштабного внешнего воздействия на материалы и узлы машин интенсивных разнородных нагрузок и с учетом воздействия на процесс изнашивания максимального количества значащих факторов в широком диапазоне эксплуатации.

Опыт эксплуатации промысловых судов показывает, что срок службы их дизелей в среднем в 1,5−2 раза меньше нормативного из-за перегрузок и большого количества переходных и пусковых режимов. Преждевременный износ деталей недопустим, так как в этом случае снижается работоспособность дизеля, что, в свою очередь, может вызвать его аварию и создать чрезвычайные обстоятельства для судна, находящегося в автономном ¦ плавании.

Увеличение моторесурса СДВС представляет собой важную проблему, которая неразрывно связана с необходимостью определения износов узлов и деталей. Научно-исследовательские организации и предприятия (Центральный научно-исследовательский дизельный институт (ЦНИДИ), Санкт-Петербургский государственный технический университет водных коммуникаций (С.-П ГТУВК), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (С-П. ГМТУ), Институт машиноведения РАН им. A.A. Благонравова (г. Москва), Институт проблем машиноведения РАН (г.Санкт-Петербург), МГТУ им. Н. Э. Баумана, Военно-морскоая академия (BMA) им. Н. Г. Кузнецова (г. Санкт-Петербург), дизелестроительные заводы, ' эксплуатационные и другие организации), занимающиеся изучением износов деталей СДВС, разрабатывают мероприятия, позволяющие увеличить сроки службы отдельных деталей и узлов конструкторско-технологическими методами. Вместе с тем, разрозненность и направленность этих исследований на решение конкретных задач, а также переменный характер большинства факторов, влияющих на процесс изнашивания, в значительной мере зависящих от специфики эксплуатации, затрудняют устанавливать общие закономерности износов деталей, намечать оптимальные режимы эксплуатации и межремонтные периоды. В каждый момент износ деталей является функцией многих переменных факторов, таких, как неполная однородность по качеству материалов одних и тех же марок, неодинаковые исходные действительные размеры деталей, колебания зазоров в пределах полей допусков и т. д.

Отмечая достижения в области изучения теории и практики изнашивания, разработанные эффективные способы уменьшения трения и износа и необходимость продолжения работ по их развитию с одной стороны, следует сказать о недостаточном развитии методов научного прогнозирования работоспособности деталей по износу в узлах трения, которые позволят внести существенный вклад в решение важной народнохозяйственной проблемы — повысить надежность и эффективность работы СДВС.

Ограничиваясь судовыми дизелями различных размерностей и конструкций, надежность которых явно недостаточна, становится очевидной актуальность моделирования процессов изнашивания, выявления общих закономерностей, свойственных различным видам изнашивания деталей и необходимость разработки с единых теоретических позиций методик расчетного прогнозирования долговечности и износостойкости дизелей и способов повышения их надежности.

Актуальность исследований возрастает в связи с ужесточением режимов эксплуатации современных высокофорсированных двигателей, а также отсутствием во многих случаях простых и эффективных расчетных методов- «исследования параметров изнашивания деталей с учетом основных параметров и показателей работы двигателей (давление, скорость, тактность, размеры деталей, технологию изготовления, режимы эксплуатации, свойств смазки, различных присадок к маслам, топлива и т. п.).

Тема диссертационной работы посвящена решению важной научной и народнохозяйственной проблемы — исследованию и разработке методологии прогнозирования работоспособности судовых СДВС по износу деталей в узлах трения.

Решение данной проблемы позволяет:

— усовершенствовать теоретические основы прогнозирования работоспособности деталей СДВС;

— получить зависимости влияния основных рабочих параметров, конструкционных и технологических факторов, качества масла, топлива, материала и технической эксплуатации на износ деталей;

— разработать методологию, позволяющей эффективно прогнозировать износ деталей судовых дизелей на стадиях проектирования и в период эксплуатации;

— увеличить срок службы двигателей между ремонтами и уменьшить затраты на ремонт и эксплуатацию СДВС, что обеспечивает значительный экономический эффект.

Работа основана на материалах исследований, проведенных автором в 1978;2002 гг. Для повышения представительности статистических выборок по фактическому износу СДВС различных типов были использованы данные практических измерений износов деталей в узлах трения, полученных из формуляров и таблиц обмеров деталей различных двигателей во время ремонта и стоянок судов на судоверфях и судоремонтных заводах. Также были проанализированы и частично использованы материалы различных научно-исследовательских и проектных организаций по изнашиванию-: двигателей. Для обобщения применен метод теории подобия. На основе анализа материалов, приведенных в научных работах, посвященных изучению механотермохимических явлений в контакте трущихся пар, получены новые расчетные зависимости, позволяющие учесть значительное многообразие факторов, влияющих на работоспособность СДВС.

Цель работы.

В качестве стержневой задачи и целевой установки в диссертации предполагается: в начале подробно исследовать условия работы и основные виды изнашивания деталей судовых дизелей, научно обосновать максимальное количество значащих факторов, влияющих на износ деталей в узлах трения, исследовать закономерности изнашивания ресурсоопределяющих деталей и разработать методологию моделирования и расчетного прогнозирования износостойкости и долговечности, адаптированную к конкретным условиям внешнего нагружения деталей в узлах трения. На основе установленных закономерностей изнашивания конкретных трибосопряжений разработать и предложить практические способы повышения ресурса судовых дизелей.

Общая проблема потребовала решения частных задач.

1. Раскрыть физическую сущность процессов изнашивания узлов трения судовых дизелей на основе современных теоретических подходов, используемых при решении задач повреждаемости, усталостной прочности, долговечности и износостойкости материалов.

2. Исследовать вероятностный характер важных для практики кинетических кривых изнашивания деталей ресурсоопределяющих соединений судовых дизелей в результате всестороннего анализа обширного банка статистических данных и тщательной обработки экспериментальных данных о закономерностях изнашивания деталей, полученных в натурных условиях и при стендовых испытаниях современных высокофорсированных дизелей.

3. Разработать универсальную методологию прогнозирования работоспособности судовых дизелей по износу трибосопряжений и наее основе получить расчетные уравнения для качественного и количественного анализа изнашивания деталей в трибосопряжениях различных типов судовых дизелей, и которую можно было бы рекомендовать для количественной оценки интенсивности изнашивания деталей в трибосопряжениях более широкого круга машин и механизмов.

4. Разработать новые адаптивные расчетные модели для прогнозирования долговечности и износостойкости деталей при граничной смазке в широком диапазоне изменения условий эксплуатации (с учетом переменных режимов работы двигателей) и предложить практические способы повышения ресурса судовых дизелей.

5. Исследовать закономерности деформаций втулок цилиндров, возникающих при сборке дизелей и оценить влияние их неравномерности на изнашивание деталей сопряжения.

6. Разработать методику расчетного прогнозирования искажений поверхностей трения деталей при сборке и способы их уменьшения.

7. Внедрить полученные результаты в практику эксплуатации судовых дизелей.

Методы решения поставленных задач. В работе использованы теоретические и экспериментальные методы исследования, а также испытания в натурных условиях.

Обработка параметров изнашивания деталей в узлах трения производилась с использованием методов математической статистики: метода модальных интерваловметода наименьших квадратов и средних • квадратичных ошибок, а также метода корреляционного анализа.

Для получения расчетных моделей изнашивания втулок цилиндров, поршневых колец, шеек коленчатых валов, поршневых пальцев и подшипников скольжения использованы математические методы теории подобия и моделирования, методы решения систем уравнений (система определителей, метод конечных разностей сумм, метод матриц, способ итераций, алгоритм Гаусса).

В процессе исследования и разработки расчетной методики прогнозирования отклонений точности формы зеркала цилиндра, возникающих при сборке дизелей, использованы положения классической теории упругости и метод конечных элементов.

Экспериментальными методами, с использованием современных контактных и бесконтактных технических средств измерения размеров деталей, деформаций и напряжений, проверена адекватность предложенных математических и физических моделей. Эксперименты выполнены в лаборатории, на дизелестроительных и судоремонтных заводах, а также в. реальных условиях эксплуатации дизельных установок на судах.

Личное участие автора состоит в получении научных результатов, отраженных в опубликованных работах (в том числе и в соавторстве) — в установлении и научном обосновании принципов изнашивания • ресурсоопределяющих деталей судовых дизелейв установлении важных для практики закономерностей изнашивания деталей, в разработке новой методологии прогнозирования работоспособности двигателейв получении новых расчетных зависимостей изнашивания от основных параметров и показателей дизелей в широком диапазоне изменения эксплуатационных режимов работы и с учетом большинства сопутствующих факторов, разработке алгоритма и методики получения расчетных зависимостей износа основных деталей дизелейразработке расчетно-экспериментальных методов исследования и прогнозирования искажений формы поверхностей трения, во внедрении результатов в производство. ¦

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов, .- содержащихся в диссертации, подтверждается:

— корректным использованием: фундаментальных законов природыапробированных теорий и концепций изнашивания материалов и деталей трибосопряженийсовременных компьютерных средств обработки экспериментальных данных, проверенных методов и технических средств измерения и приборов;

— представительностью использованного статистического материала по износу деталей судовых дизелей;

— сопоставлением выполненных исследований с имеющимися научными и практическими результатами в этой области;

— удовлетворительным совпадением теоретических и экспериментальных данных.

Научная новизна В результате проведенных исследований были установлены и научно обоснованы основные закономерности изнашивания.

13 деталей, образующих узлы трения судовых дизелей. Разработана и апробирована, отличная от известных, методология прогнозирования работоспособности судовых дизелей по износу их деталей. Получены новые зависимости по определению параметров изнашивания в функции максимального количества значащих факторов.

Исследования позволили уточнить механизмы изнашивания деталей в узлах трения дизелей, получить новые уравнения расчета износа и скорости изнашивания, а также решить задачи управления процессами трения и износа деталей. Научно доказана целесообразность применения метода наименьших квадратов и алгоритма Гаусса для получения расчетных зависимостей износа от основных показателей рабочего процесса. Установлена роль сборочной погрешности формы детали в формировании условий трения и определено ее влияние на износ. Разработан новый метод расчета и прогнозирования искажений формы поверхности трения втулок цилиндров, как фактора, влияющего на износ. Разработан и апробирован новый метод прогнозирования работоспособности судовых дизелей по износу деталей в узлах трения, позволяющая определить срок их службы, прогнозировать износ деталей в период эксплуатации и определять периодичность, схемы и виды ремонта Новый подход к решению поставленных задач представляется дальнейшим развитием теории трения и износа в машинах в применении к судовому дизелестроению.

На защиту выносятся.

— физическая модель изнашивания и потери работоспособности цилиндровых втулок (природа, механизм, условия и причины интенсивных процессов изнашивания поверхностей трения);

— метод количественного анализа износа деталей двигателей внутреннего сгорания на основе теории трения скольжения при граничной смазке твердых тел;

— результаты моделирования процессов изнашивания материалов и расчета износа деталей в узлах трения;

— методология получения расчетных уравнений износа основных деталей в узлах трения различных двигателей на основе составления и решения систем линейных уравнений;

— основные зависимости изнашивания, учитывающие переменные режимы работы двигателя, условия эксплуатации, смазки, механические свойства материалов, отклонение профиля поверхности, удельное давление, размеры деталей, температурные условия и другие факторы рабочего процесса;

— методика и результаты расчетно-экспериментального исследования и прогнозирования погрешностей формы поверхностей трения и способы уменьшения этих погрешностей;

— результаты практической реализации методов прогнозирования работоспособности по износу деталей в узлах трения дизелей в период эксплуатации, а также при сравнении существующих и проектировании новых конструкций дизелей.

Практическая ценность Настоящая диссертационная работа направлена на решение важной проблемы прогнозирования работоспособности судовых дизелей, повышения их ресурса за счет роста износостойкости деталей основных соединений. Работа позволяет:

— Выполнить расчет износа деталей в узлах трения двигателей по полученным в работе зависимостям и установить момент начала катастрофического износа, что в свою очередь позволит избежать аварии двигателя и предотвратить неизбежно связанные с этим материальные затраты;

— Получить достоверные результаты при расчетной оценке интенсивности изнашивания сокращает время и снизить расходы на проведение дорогостоящих экспериментальных исследований износостойкости и долговечности деталей судовых дизелей;

Количественно оценить работоспособность двигателей и на этой основе. наметить мероприятия по продлению срока службы деталей.

Внедрение результатов выполненных исследований в производство позволяет уменьшить скорости изнашивания в 1,5−2 раза и увеличить сроки службы деталей двигателя в среднем на 35%;

Использовать на практике новую методологию прогнозирования работоспособности деталей в узлах трения и модернизировать схемы ремонтов двигателей, увеличить продолжительность эксплуатации и уменьшить междурейсовые стоянки в порту.

Реализация результатов работы. Разработанные научные и практические рекомендации опробованы и внедрены со значительным экономическим • эффектом на дизелестроительных заводах ОАО «Звезда» (С-Петербург), ОАО «Дагдизель» (Каспийск), холдинговой рыбопромысловой компании ОАО «Каспрыбхолодфлот» г. Астрахань, ЗАО «Махачкалинский судоремонтный завод» г. Махачкала. Научно-методические материалы по методологии прогнозирования износов деталей ДВС внедрены в учебный процесс Дагестанского государственного технического университета, (г. Махачкала) и Астраханского государственного технического университета (г. Астрахань) в виде учебных пособий, рекомендованных соответствующими УМО и министерством образования РФ. Материалы используются при чтении лекций, а так же в курсовом и дипломном проектировании. Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на Международных, Всесоюзных, Всероссийских и республиканских симпозиумах и конференциях, а также на отраслевых специализированных семинарах: — (Всесоюзные конференции: «Прогрессивные технологические процессы в механосборочном производстве, направленные на повышение производительности и качества изготовления изделий», 1977 г., «Динамика, прочность и надежность двигателей внутреннего сгорания», 1978 г.) г. Ленинград) — -Всесоюзная конференция: «Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства подвижных сопряжений машин», (г. Рыбинск) (1979г.) — - Всероссийская НТК «Пути повышения эффективности производства, качества выпускаемой продукции»,(г.Махачкала)1981г.- - Семинары НТО им. Академика А. Н. Крылова, 1977;1985г.г- - Научно-технические конференции ЛКИ в 1977;1985г.г. (г.Санкт-Петербург) — - Всесоюзная НТК. «Совершенствование методов ППД», (г. Брянск), 1986 г.- - Научная сессия Дагестанского филиала АН СССР, посвященная итогам фундаментальных и прикладных исследований, (г. Махачкала), 1988 г.- - Всесоюзный симпозиум «Прочность материалов и элементов конструкций при сложном напряженном состоянии», (г. Житомир) 1989 г.- - Научно-техническом семинаре «Управление качеством изделий и технологических процессов в машиностроении» (г. Каспийск) 1989, 1991 г. г.- - Межрегиональном научном семинаре «Повышение технического уровня, надежности и безопасности систем корабельной энергетики"(г. Астрахань), 2000;2002 г. г.- - Международная научная конференция «Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин» (г. Астрахань) 2002 г, — -Республиканские и межвузовские НТК, (г. Махачкала), 1982;2002г.г. Публикации.

Всего по теме диссертации опубликовано 26 работ в научных изданиях, соответствующих списку, утвержденному ВАК Российской.

Федерации, отдельные разделы диссертации рассмотрены дополнительно в.

11 публикациях.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, общих выводов и заключения, изложенных на 295 страницах машинописного текста, содержит 75 таблиц, 51 рисунок, список литературы из 238 наименований, 30 приложений.

1. Авдонькин Ф. Н. Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации. Саратов: Саратовский университет, 1973. 192 с.

2. Албагачиев А. Ю., Браун А. П., Сорокин Г. М. Измерение температуры при единичном ударе. / Расчет и испытание фрикционных пар. М.: Машиностроение, 1974. 102−107.

3. Албагачиев А. Ю., Браун Э. Д. О соотношениях между методами подобия и анализа размерностей при моделировании контактных процессов. / Решение задач тепловой динамики и моделирование трения и износа. М.: Наука, 1980. 59−64.

4. Александров A.M., Королевский Ю. П. Нормирование износов основных деталей двигателей рыбопромысловых судов. М.: Пищевая промышленность. 1963. 472 с.

5. Алексеев Н. М., Модели изнашивания // Трибология: Исследования и приложения: Опыт США и стран СНГ / Под ред. В. А. Белого, К. Лудемы, Н. К. Мышкина. М.: МашиностроениеНью-Йорк: Аллертон пресс, 1993. 66−87.

6. Ахматов А. С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963. 472 с.

7. Баршай Ю., Елин Н., Коротышев В. Долговечные крейцкопфные подшипники. //Морской транспорт, 1977, № 10. 58−59.

8. Билик Ш. М. Макрогеометрия деталей машин.М.: Машиностроение, 1973. 344 с.

9. Большаков В. Ф., Гинзбург Л. Г. Применение топлив и масел в дизелях. — М.: Транспорт, 1976. — 214 с.

10. Большаков В. Ф., Гинзбург Л. Г. Подготовка масел и топлив в судовых дизельных установках. М.: Судостроение, 1979. 232 с.

11. Бочкарев В. Н. Научное обоснование и разработка методики расчета и технологического обеспечения норм точности деталей и сопряжений кривошипно-ползунных механизмов судовых малоразмерных дизелей / Дисс… докт. техн. наук. Л.: ЛКИ, 1985. 399 с.

12. Бочкарев В. Н., Яхъяев Н. Я. Экспериментальное исследование сборочных деформаций коренных подшипников малоразмерных дизелей. // ЦНИИТЭИТЯЖМАШ. 1987, Серия 4, Вып.З. 28−32 с.

13. Бочкарев В. Н., Яхъяев Н. Я. Исследования качества сборки малоразмерных дизелей с учетом технологической наследственности. // Тезисы доклада научной сессии Даг. ФАН СССР, Махачкала, 1988. 115.

14. Бочкарев В. Н., Яхъяев Н. Я. Расчетно-экспериментальные модели напряженно-деформированных деталей сложной конструкции в судовом машиностроении. Монография. Дагестанский филиал АН СССР. Махачкала, 1988,173с.

15. Бочкарев В. Н., Яхъяев Н. Я. Технологическая наследственность в управлении качеством судовых машин и механизмов. Монография. Дагестанский филиал АНСССР. Махачкала, 1990,200 с.

16. Бочкарев В. Н., Яхъяев Н. Я. Влияние технологической наследственности на качество сборки дизелей. // Вестник машиностроения. 1987. № 9. 49−45 с.

17. Бочманов Д. В. Защитные покрытия на основе эпоксидных составов и наирита. // Судоремонт флота рыбной промышленности. 1970. № 15.58−59с.

18. Боуден Ф. П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.: Машиностроение. 1968. 543 с.

19. Бугров В. А., Бурлак Г. П. Производство и применение масел и присадок к маслам во Франции. // Химия и технология топлив и масел. 1972. № 8.С.61−62. 21. Браславский М. И. Снижение расхода масла в судовых дизелях. М.: Транспорт. 1973. 105 с.

20. Булатов В. П. Исследование и оптимизация параметров точности и технологических методов формирования поверхностей трения деталей цилиндропоршневой группы судовых дизелей./ Автореф. докт. дисс, Л.: ЛКИ. 1982.46 с.

21. Булатов В. П., Левин P.P., Яхъяев Н. Я. Измерение макрогеометрии гильз цилиндров при их сборке с моноблоками судовых дизелей типа М50 // Труды ЛКИ. Ленинград. 1978. 101−105 с.

22. Булатов В. П., Рохлин А. Г. Яхъяев Н.Я. Аналитическое и экспериментальное определение напряжений и деформаций в сопряжениигильза цилиндра моноблок при сборке судовых дизелей типа М400 и М401. //Двигателестроение.1979. № 12. 45−47 с.

23. Булатов В. П., Муравьев А. Н., Печенцов В. П. Яхъяев Н.Я., Влияние отклонений макрои микрогеометрии рабочих поверхностей трения цилиндровых втулок. // Трение и износ. Материалы НТК. Рыбинск. 1979. 65с.

24. Булатов В. П., Яхъяев Н. Я. Способ групповой сборки дизелей.А.С.872 173 1981.

25. Булатов В. П., Фасолько О. Ю., Яхъяев Н. Я. Устройство для создания упреждающей деформации посадочных поверхностей отверстий в моноблоках судовых высокооборотных дизелей, // Даг. ЦНТИ. № 83−8. 1983. 4 с.

26. Булатов В. П., Бочкарев В. Н., Яхъяев Н. Я. Оценка монтажных деформаций втулок цилиндров дизелей. // Проблемы прочности. 1988. № 6. 110−114 с.

27. Булатов В. П., Яхъяев Н. Я., Фасолько О. Ю. Особенности сборочных деформаций узла моноблок-гильзы высокооборотных дизелей.// Известия СКНЦВШ, Технические науки. 1987. № 3. 76−81 с.

28. Бурышкин Л. П. Техническая эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания. М.: Транспорт. 1969. 240 с.

29. Буше Н. А., Копытко В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука. 1981. 126 с.

30. Буше Н. А. Оценка роли металлических материалов в совместимости трибосистем // Трибология: Исследования и приложения: Опыт США и стран СНГ / Под ред. В. А. Белого, К. Лудемы, Н. К. Мышкина. М.: МашиностроениеНью-Йорк: Аллертон пресс, 1993. 139−155.

31. Васильев Б. В., Кофман Д. И., Эренбург Г. Диагностирование технического состояния судовых дизелей. М.: Транспорт. 1982. 144 с.

32. Венцель СВ. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М.: Химия. 1979. 239 с.

33. Вернов В. Д., Мельников B.C., Никифоров О. А. Критерии для оценки условий работы масел в дизелях. // Энергомашиностроение. 1972. № 7. ЗЗ.

34. Взоров В. А. Исследование жесткости корпусных деталей и гильз цилиндров тракторных дизелей // Проблемы прочности. 1969. № 3. 85−92 с.

35. Вилесова Н. Т. Разработка методики расчета величин износа деталей машин при поверхностной активизации. //Автореф. дисс. канд. техн. Наук. М. 1971.18 с.

36. Виноградов В. Н., Сорокин Г. М., Албагачиев А. Ю. Изнашивание при • ударе. М.: Машиностроение. 1980. 192 с.

37. Виппер А. Б., Виленкин А. В., Гайснер Д. А. Зарубежные масла и присадки. М.: Химия, 1981. 190 с.

38. Владимиров В. А., Гришпун Е. Е. Обкатка судовых дизелей. М.: Транспорт. 1982. 159 с. 41. Воинов Б. В, Износостойкие сплавы и покрытия. М.: Машиностроение, 1980. 159 с.

39. Гаврилов В. В. Исследование влияния износов и деформаций блоков цилиндров судовых среднеоборотных дизелей на их ресурс после капитального ремонта в специальных цехах МРФ // Автореф. дисс. канд. техн. наук. Л. 1974. 20 с.

40. Гаркунов Д. Н., Поляков А. А. Повышение износостойкости деталей конструкции самолетов. М.: Машиностроение., 1974.200 с.

41. Говорущенко Н. Я. Основы теории эксплуатации автомобилей. Киев: Вища школа, 1971. 232 с.

42. Голего Н. Л. Схватывание в машинах и методы его устранения. Киев: Техника, 1965.231 с.

43. ГинцбургБ.Я. Конструкция поршней дизелей. М.: НИЛД, 1957. 71 с.

44. Гинцбург Б. Я. О приспособляемости поршневых колец к деформациям цилиндров // Труды ЦИАМ. 1946. № 101.

45. Горячева И. Г., Торская Е. В. Контактные задачи при наличии износа для тел с переменным по поверхности коэффициентом износостойкости. // Трение и износ, 1992. т. 13.С. 185−194.

46. Горячева И, Г. Расчетная оценка износа поршневых колец двигателей внутреннего сгорания. // Теория и практика расчетов деталей машин на износ. М.:Наука, 1983.С.123−128.

47. Горячева И. Г., Чекина О. Г. Изнашивание поверхностей: от моделирования микроразрушения к анализу формоизменения // Изв. РАН. МТТ. 1999.№ 5.С.131−147.

48. ГречинВ.П. Износостойкие чугуны и славы. М.: Машгиз, 1961. 105 с.

49. Григорьев Б. П. Новый режим смазки двигателей внутреннего сгорания. Мурманское книжное издательство, 1966. 47 с.

50. Григорьев М. А., Пономарев Н. П. Износ и долговечность автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1978.47 с.

51. Гулин Е. И., Сомов В. А., Чечот Н. М. Справочник по горюче-смазочным материалам. Л.: Судостроение, 1981. 320 с.

52. Гурвич И. Б., Егорова А. П., Крылов СИ. Исследование деформаций цилиндров двигателей Горьковского автозавода. // Автомобильная промышленность. 1962. № 3. 11−12.

53. Гурвич И. Б. О расходе масла и пропуске газов в автомобильных двигателях. Автомобильная промышленность, 1958. № 6.С. 10−13.

54. Демин Н. Б. Рыжов Э.В. Качество поверхности и контакт деталей машин. М.: Машиностроение, 1981. 242 с.

55. Дизели. Справочник. Изд. 3-е, перераб. И доп. Под общей ред. В. А. Ваншедта, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова. Л.: Машиностроение, 1977. 480 с.

56. Дорохов А. Н., Хазов И. А., Яхъяев Н. Я. Стенд ускоренных испытаний дизелей//Двигателестроение, 1989. №З.С.8−10 .

57. Дроздов Ю. Н. К разработке методики расчета изнашивания и моделирования трения. / В кн.: Износостойкость. М.: Наука, 1975. 122−135.

58. Дроздов Ю. Н., Арчегов В. Г., Смирнов В. И. Противозадирная стойкость трущихся тел. М.: Наука, 1981. 139 с.

59. Дроздов Ю. Н. Передаточные механизмы./ В кн.: Трение, изнашивание и смазка. М.: Машиностроение, 1979. кн.2. 113−147.

60. Длин А. Ю. Факторный анализ. М.: Статистика, 1975. 328 с.

61. Дубинин А. Д. Энергетика трения и износа деталей машин. М.:Машгиз 1963.140 с.

62. Дубровин М. Г. Определение деформаций и износа гильз цилиндров методом топографии. // Автомобильная промышленность, 1969. № 4.С.7−9.

63. Дьяченко Н. Х., Дашков СИ., Костин А. К., Бурин М. М. Теплообмен в двигателях и теплонапряженность деталей. 1969. 248 с.

64. Евдокимов Ю. А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980.228 с.

65. Замковец В. Ф. Прикладная теория надежности нефтегазового оборудования. Общая теория надежности. М.:МИНХ и ГП, 1983. вып.1. 104с.

66. Запольский Н. В. Износ и восстановление деталей судовых двигателей внутреннего сгорания. М.: Транспорт, 1985. 136 с.

67. Захаров Н. А., Коротненко В. П., Рыжов О. В., Яковлев П. Л. Продление срока службы деталей трения и смазочных масел в ДВС с помощью твердых ингибиторов и галлидов. Л.: 1969. 48 с.

68. Иванов В. П., Антропов B.C., Савин Н. В. Повышение надежности втулок цилиндров транспортных дизелей. Прочность, деформация, износостойкость, содержание, ремонт. / Под. общ. ред. В. П. Иванова. М.: Транспорт, 1976. 3 82с.

69. Иванова B.C. Синергетика: Прочность и разрушение металлических материалов. М.: Наука, 1992, 160 с.

70. Иванченко Н. Н., Скуридин А. А., Никитин М. Д. Кавитационные разрушения в дизелях. Л.: Машиностроение, 1970. 152 с.

71. Истомин П. А. Динамика судовых ДВС. Л.: Судостроение, 1964. 236 с.

72. Инструкция по производству обмеров и определению износов основных деталей ДВС. Л.: Судостроение, 1971. 81 с.

73. Карпов Л. Н., Лютов И. Л., Гаврилов B.C. Двигатели с турбонадувом. — М.: Транспорт, 1971. — 280 с.

74. Кащеев В. Н. Абразивное разрушение твердых тел. М.: Наука, 1980.280 с.

75. Кендал М., Дж. Стюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М.: Наука, 1976.229с.

76. Кирпичников В. М. Исследование износостойкости и долговечности спеченных твердых сплавов применительно к вооружению шарошечных долот. Автореферат диссертации. — М.: МИНХ и ГИ., 1981, 24 с.

77. Клемушин Ф. М. К расчету износа цилиндровых втулок. // Трение и износ, 1980. Т.1. № 5. 864−868.

78. Клемушин Ф. М. Критерии износа шеек коленчатых валов ДВС. Трение и износ, 1981. Т.2. № 4. 674−676.

79. Кожевников В. А. Исследование влияния макрогеометрии втулок цилиндров судовых дизелей на износостойкость и работоспособность. / Дисс.канд. техн. наук .Л.: 1972,131 с.

80. Коротаев А. Г. Исследование надежности и долговечности моноблоков тепловозных дизелей типа 12ЧН18/20 / Автореферат дисс. канд. техн. наук. М.1974. 18с.

81. Кордонский Х. Б. Применение теории вероятностей в инженерном деле. М.: Физматгиз. 1963. 436 с.

82. Комаров А. А. Надежность гидравлических приводов. М.: Машиностроение, 1969. 236 с.

83. Комбалов B.C. Решение некоторых задач оптимизации трения и износа поверхностей деталей машин // Вестник машиностроения.2002, № 8,с. 18−21.

84. Королевский Ю. А. Экспериментальная проверка напряженного состояния втулок рабочих цилиндров дизелей марки 8НВД-36 / Отчет Гипрорыбфлота. Тема 1327. Л., 1966.

85. Костин А. К., Борисов В. И. Износ и ресурс осровных деталей ЦПГ судовых двигателей в эксплуатационных условиях. // Двигателестроение, № 7. 1984. 43−45.

86. Костецкий Б. И., Носовский И. Г., Бершадский Л. И. Надежность и долговечность машин. Киев.: Техника, 1975.408 с.

87. Крагельский И. В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчет на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977. 528 с. 91. Крагельский И. В., Михин Н. М. Узлы трения машин: Справочник. М.: Машиностроение, 1983, 520 с.

88. Кривощенков В. Е. Оценка надежности и восстанавливаемости тонкостенных подшипников скольжения судовых дизелей. // Судостроение, 1992,№ 10.С.15−19.

89. Кузьмин В. Н., Погодаев Л. И., Дудко П. П. Влияние смазочных композиций с различными присадками на износ трибосопряжений // Трение, износ, смазка (электр. Ресурс http://www.tribo.ru) -1999, Т.1,№ 3,24 с.

90. Куриц А. А. Тепловозные дизели и их мощностные ряды. М.: Машиностроение, 1967. 252 с.

91. Лазарев Г. Г., Прейс Г. А. Трение и изнашивание в агрессивных средах. /В кн.: Трение и изнашивание. М.: Машиностроение, 1978. 308−321 с.

92. Лютов Г. Г. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на температуру поршней и цилиндровых втулок судового дизеля 550VTBF-110./ В кн.: Повышение износостойкости деталей двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1972. 22−28 с.

93. Материалы второго междуведомственного совещания по изучению износов судовых двигателей внутреннего сгорания. М.: Пищевая промышленность, 1984. — 356 с.

94. Макушок Е. М., Калиновская Т. В., А. В. Массоперенос в процессах терния. Минск: Наука и техника, 1978. 277 с.

95. Маренков И. А. Обнаружение и устранение дефектов судовых дизелей. М.: Транспорт, 1975. 222 с.

96. Матвиевский P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971. 227 с.

97. Механика контактных взаимодействий / Под ред. И. И. Воровича и В. А. Александрова. М.: Физматлит, 2001. 672 с.

98. Михин Н. М. Внешнее трение твердых тел. М.: Наука, 1977. 221 с.

99. Морозов М. Г. Теоретические и экспериментальные проблемы износа прочности металлов. /В кн.: Сборник трудов, М.: Высшая школа, 1968. т.70. 7−13 .

100. Морозов Г. А., Арциомов О. М., Очистка масел в дизелях. М.: Машиностроение, 1971. 192 с.

101. Морозов Е. М., Зернин М. В. Контактные задачи механики разрушения. М.: Машиностроение, 1998. 544 с.

102. Микулин Ю. В., Кармицкий В. В., Энглин Б. А. Пуск холодных двигателей при низкой температуре. М.: Машиностроение, 1971. 216 с.

103. Миропольский А. К. Техника статистических измерений. М.: Наука, 1971.

104. Мишин И. А. Долговечность двигателей. Л.: Мир, 1978. 483 с.

105. Мищенко А. И. Экспериментальные исследования радиального движения порщня. Известия вузов, 1969, № 11. 17−18.

106. Мур Д. Основы и применение триботехники. М.: Мир, 1978. 483 с.

107. Назаров Г. Г. Исследование состояния механических свойств энергетического состояния поверхностей сталей на характеристики трения./ Автореф. дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП. 1983. 22 с.

108. Никитин А. К., Ахвердиев К. С, Остроухов Б. И. Гидродинамическая теория смазки и расчет подшипников скольжения, работающих в стационарном режиме. М.: Наука, 1981. 318 с.

109. Никифоров О. А. Повышение эффективности масляных систем быстроходных судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1970. 223 с.

110. Олейников Б. И. Техническая эксплуатация дизелей судов флота рыбной промышленности. М.: Агропромиздат, 1986. 270 с.

111. Островцов А. Н. Новый метод расчета изнашиваемых сопряжений // Вестник машиностроения, 1965, № 4.

112. Павлов И. А., Казаков B.C. Принципы построения блок-схемы радиоизотопных износомеров. / В кн.: Исследование износа с целью повышения срока службы и качества выпускаемых машин. М.: МВТУ им. Баумана, 1971.63 с.

113. Папок К. К. Химмотология смазочных масел и топлив. М.: Воениздат, 1980. 122 с.

114. Петрова Л. Н., Сенторюхина Л. Н., Милованова B.C. Физико-механические свойства и износостойкость твердых смазочных покрытий. //Машиностроение, 1972. № 5. 109.

115. Петрусевич А. И. Границы несущего масляного слоя в опорном гидродинамическом подшипнике. / В кн.: Исследования по триботехнике. М.: Научно-исследовательский институт информации по машиностроению. 1975. 308 с.

116. Пинегин СВ. Трение качения в машинах и приборах. М.: Машиностроение, 1976. 264 с.

117. Погодаев Л. И., Голубев Н. Ф. Теория и практика прогнозирования износостойкости и долговечности материалов и деталей машин. СПб: СПГУВК, 1997.415 с.

118. Погодаев Л. И., Чулкин Г. Моделирование процессов изнашивания материалов и деталей машин на основе структурно-энергетического подхода // Проблемы машиностроения и надежности машин, 1998, № 5. 94−103.

119. Погодаев Л. И. Новые трибологические подходы к проблемам прогнозирования надежности материалов и оборудования / Славянотрибо-5. Наземная и аэрокосмическая трибология-2000: пробл. И достижения. СПб.: ВМПАВТО-РГТА, 2000. 16−18.

120. Погодаев Л. И., Кузьмин В. Н., Дудко П. П, Повышение надежности трибосопряжений. С-Пб.:Академия транспорта Российской Федерации, 2001.304с. ил.

121. Подсушный A.M. Восстановление эффективности судовых энергетических установок. Л.: Судостроение, 1975. 216 с.

122. Полипанов И. С. Защита судовых дизелей от кавитационного разрушения. Л.: Машиностроение. 1978. 150 с.

123. Половинкин В. Н. Новые высокие технологиина пути к внедрению в судостроении. Успехи ожидаемые и неожиданные / Материалы конференции. СПб.: «Моринтех», 2001. 9−10.

124. Помухин В. П. Об увеличении межремонтных периодов двигателей рыболовных траулеров. Калининград: Бюро технической информации 1960. 104 с.

125. Потылицын А. Е. Как можно повысить моторесурсы судовых механизмов.//Рыбное хозяйство, 1977. №З.С.9−10.

126. Постников В. И. Исследование и контроль износа машин методом поверхностной активации. М.: Мир, 1973. 167 с.

127. Проников А. С. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978. 576 с.

128. Проников А. С. Макротрибология и ее задачи // Трение и износ. 1998. Т. 19,№ 2. 155−164.

129. Пустыльник Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1963. 146 с.

130. Пружанский Л. Ю. Исследование методов испытаний на изнашивание. М.: Наука, 1978. 112 с.

131. Прочность, устойчивость, колебания. том1./ Под. ред. Биргера И. А., Пановко Я. Г. М.: Машиностроение. 1968. 831 с.

132. Рабинович Е. Механизм изнашивания. / В кн.: Контактное взаимодействие твердых тел и расчет сил трения и износа. М.: Наука, 1977. 15−22 с.

133. Радин Ю. А., Суслов П. Г. Безизносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1989. 229 с.

134. Раппопорт Л. И., Чапкис Д. Т. Техническое обслуживание судов. М.: Транспорт, М.: 1972, 168 с.

135. Ребиндер П. А., Епифанов Г. И. Влияние поверхностно-активной среды на граничное трение и износ. / В кн.: Развитие теории трения и изнашивания. М.: АН СССР. 1967.

136. Ребиндер П. А., Щукин Е. Д. Поверхностные явления в твердых телах в процессе их деформирования и разрушения. // Успехи физических наук, 1972. т. 108. вып. I. e. 1−39.

137. Рожанский Г. С. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Л.: 1969. 424 с.

138. Розенберг Ю. А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность деталей машин. М.: Машиностроение, 1970. 312 с.

139. Руководство по применению цилиндровых масел. Отдел теплотехники Балтийского морского пароходства. М.: Московская фабрика офсетной печати. 1966.12 с.

140. Рыжов Э. В., Суслов А. Г., Федоров В. П. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин. М.: Машиностроение, 1979.176 с.

141. Семенов B.C. Теплонапряженность и долговечность цилиндропоршневой группы судовых дизелей.М.: Транспорт, 1977.184 с.

142. Сода Н., Сосада Г, Механизм смазки молекулами окружающего газа при адгезионном износе. / Проблемы трения и смазки. Труды Американского общества инженеров-механиков, 1978. № 4.

143. Соколов Б. К. Методы исследования нормирование скоростей изнашивания двигателей внутреннего сгорания. Автореф. дисс. к.т.н., Л.: ЛИВТ, 1967,20 с.

144. Сомов В. А. Повышение долговечности судовых дизелей. — М.: Транспорт, 1983. — 168 с.

145. Сорокин Г. М., Сафронов Б. П. Влияние механических характеристик закаленных сталей на их абразивную износостойкость. // Вестник машиностроения, 1983. № 2. 3 8−41.

146. Сорокин Г. М. Инженерные критерии определения износостойкости сталей и сплавов при механическом изнашивании.//Вестник машиностроения, 2001. № 11. 57−59.

147. Сорокин Г. М. Повышение износостойкости машинважнейшая проблема технического прогресса.//Нефть и газ, 1980. № 2. 71−74,.

148. Старосельский А. А., Гаркунов Д. Н. Долговечность трушихся деталей машин. М.: Машиностроение. 1967.395 с.

149. Танатар Д. В. Дизели, компоновка и расчет. Л.: Морской транспорт, 1963. 440 с.

150. Тененбаум М. М. Сопротивление абразивному изнашиванию. М.: Машиностроение, 1970. 270 с.

151. Техническое управление триботехническими характеристиками узлов машин. М.: 1983. 257 с.

152. Теория трения износа и проблем стандартизации. Брянск: Приобское книжное изд-во, 1978. 388 с.

153. Тихомиров В. П., Горленко А. О., Костенко Р. П. Технологическое обеспечение геометрии криволинейного профиля деталей при изнашивании. //Проблемы машиностроения и надежности машин, № 2, 2001, с. 68−76.

154. Точильников Д. Г. Радиоиндикаторные методы определения износа деталей двигателей внутреннего сгорания. Л.: Машиностроение, 1988. 159 с.

155. Трикозюк В. А. Повышение надежности. М.: 1980.176с.

156. Тимошенко СП., Войновский-Кригер Пластины и оболочки. М.: «Наука», Главная редакция физикоматематической литературы. 1966.636 с.

157. Устинов А. Н. К вопросу о методике расчетного и экспериментального исследования утечек газа на изменение параметров рабочего процесса двухтактного дизеля. //Тр. ЦНИДИ. Вып. 107,1968.

158. Файвушевич В. М. Ремонт судовых двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1971. 184 с.

159. Федоров В. В. Кинетика повреждаемости и разрушения твердых тел. Ташкент: Фан, 1985.

160. Фляйшер Г. Управление износом и надежностью — главная задача триботехники. / В кн.: Теория трения, износа и проблемы стандартизации. Брянск, 1978.171−180 с.

161. Фомин Ю. А., Половинка Э. М., Шестопалов В. И. Применение тяжелых топлив в судовых двигателях. М.: Транспорт, 1971. 190 с.

162. Фролов К. В. Методы совершенствования машин и современные проблемы машиноведения. М.: Машиностроение, 1984. 224 с.

163. Хандов З. А., Браславский М. И. Судовые двигатели внутреннего сгорания. М.: Транспорт, 1975. 320 с.

164. Хрущев М. М. Динамика изнашивания деталей машин. //Вестник машиностроения, 1968, № 8.с. 27−29.

165. Хрущев М. М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука, 1970, 252 с.

166. Хрущев М. М. Закономерности абразивного изнашивания. В кн.: Износостойкость, М.: 1975. 5−15 .

167. Цветков Ю. Н. Основы прогнозирования износостойкости деталей при кавитационном и абразивном изнашивании. / Дисс. … докт. Техн. Наук. СПб.: Гос. ун-тводн. коммуникаций, 1995.

168. Чанкин В. В. Спектральный анализ масел в транспортных двигателях и методы контроля их состояния без разборки. М.: Транспорт, 1967. 85 с.

169. Чекина О. Г. Моделирование разрушения приповерхностных слоев при контактировании шероховатых тел // Прочность и пластичность. М.: Наука, 1996. Т.1.С. 186−191.

170. Чулкин Г., Дудко П. П., Семизельников А. Н. Исследование износостойкости поршневых колец с покрытиями для судовых дизелей // Двигателестроение. 1998, № 2. 6−8.

171. Цеснек Л. С. Механика и микрофизика истирания поверхностей. М.: Машиностроение, 1979. 264 с.

172. Щагин В. В., Двойрис Л. И. Старение и очистки дизельных масел. Калининградское книжное изд-во, 1971. 128 с.

173. Шнейдер Ю. Г. Образование регулярных микрорельефов на деталях машин и их эксплуатационные свойства. Л.: Машиностроение, 1972. 240 с.

174. Шнейдер Ю. Г. Технология финишной обработки давлением.:Справочник. С-Пб.: Политехника, 1998. 414 с: ИЛ.

175. Шпеньков Г. П. Физикохимия трения. Минск: БГУ, 1978. 208 с.

176. Юшин А. А. Причины повышенного расхода картерного масла двигателями КМД-46 // Тр. Ин-та машиновед, и сельхоз. механики. М.: Изд. АНСССР, 1958.т.6.С. 115−124.

177. Яхъяев Н. Я. Исследование влияния схем запрессовки гильз цилиндров в моноблоке дизелей типа М50 на формирование сборочных зазоров между спариваемыми деталями. //Труды ЛКИ. Ленинград. 1979. 96−100 .

178. Яхъяев Н. Я. Исследования и разработка технологических методов уменьшающих неравномерность деформаций гильз цилиндров при сборке судовых высокооборотных дизелей.// Автореф. дисс. канд. техн. наук. Л., 1980.19 с.

179. Яхъяев Н. Я. Влияние методов ГШД на релаксационную стойкость алюминиевого сплава АЛ-4. // Проблемы прочности, 1983, № 10. 121−123 .

180. Яхъяев Н. Я. Исследование напряженно-деформированного состояния, возникающего в сопряжении гильза-цилиндр-моноблок при сборке судовых высокооборотных дизелей. // ВИНИТИ. Депонированные научные работы, 1984.№ 7.С.112.

181. Яхъяев Н. Я., Муравьев А. Н., Фасолько О. Ю. Повышение точности формы отверстий гильз цилиндров судовых дизелей. / В сб.: Технические методы повышения качества изделий судового машиностроения. Судостроение, Л.: 1985. Вып. 403. 35−45 .

182. Яхъяев Н. Я. Влияние ППД на размерную точность отверстий и нагруженных корпусных изделий. // Материалы всесоюзной конференции. г. Брянск, 1986. 115 .

183. Яхъяев Н. Я. Выбор оптимальной схемы и усилий затяжки групповых резьбовых соединений малоразмерных дизелей. // Тезисы доклада научной сессии Даг. Ф АН СССР,. Махачкала. 1988, 114 .

184. Яхъяев Н. Я., Камалов Р. А. Влияние температурного фактора и износа в процессе работы дизеля на точность формы и размеров деталей. // Материалы НТК ДГТУ, Махачкала. 1997. 56 .

185. Яхъяев Н. Я. Влияние усилий и последовательности затяжки групповых резьбовых соединений на качество сборки дизелей. // Вестник машиностроения 1991. № 4. 27−28 .

186. Яхъяев Н. Я. Упреждение неравномерных деформаций в технологическом процессе — фактор, повышающий качество деталей машин. // Межвузовский сборник научных трудов. «Современные технологии в машиностроении» Махачкала, 1998. 38−40 .

187. Яхьяев Н. Я. Влияние параметров рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания на износ втулок цилиндров // Трение и износ. 2002.Т.23,№ 5С.571−574.

188. Яхьяев Н. Я. Методика прогнозирования износов втулок цилиндров судовых дизелей // Проблемы динамики и прочности исполнительных механизмов и машин (2002, октябрь): Материалы науч. конф. /Астрахан. гос. техн. ун-т.-Астрахань: Изд-во АГТУ, 2002.-316с.,.

189. Яхьяев Н. Я. Прогнозирование искажений формы рабочих поверхностей втулок цилиндров дизелей при сборке // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2002. № 5.С.72−77.

190. Яхьяев Н. Я. Оценка интенсивности изнашивания втулок цилиндров и поршневых колец судовых двигателей внутреннего сгорания.// Двигателестроение. 2002.№ 4.С.6−9.

191. Яхьяев Н. Я. Вывод формулы расчета износа поршневых пальцев двигателей внутреннего сгорания.// Проблемы машиностроения и надежности машин. 2002. №.

192. I. Nout An outlino of maine engine hadeing of tuna longliner during handling Work, Buxou, Soc, Japan, 1968, № 35.

193. Barwell F.T. Reibung und Schmierung, VDI, Berichte, 1957, Bd. 2.

194. Behnigsen Gerd. Abdichtung von Fluchen an Verbrennungs motoren mit ortlich verchiedenen Anpressdrucken. MTZ (1968), № 3, p. 25−30.

195. Bowden F.P., Tabor D. The Friction and Lubrication of Solids, Oxford at the Clarendon Press, 1964, 554 p.

196. Broeze J.J. and Wilson A. Sulphur in Disel Fuels. Autom. Engr. 39(149)/ 1990,8.118/23.

197. Church I.E. Schip maintenance and assiciated design problems Cargo lines and Cargo tramps. 'Quart Transakt. Royo Inat. Naval Architect, № 3, 1965.

198. Cotti E., Simonetti G. Combating Wour in large and medium diesels engine operating on residual fuels. 'Sutemat. Marine and ship Couf' Sec. 4 Medium Speed diesels, London, 1969.

199. Extended periods between everhaues attained by lokohama Man engine. 'Motor ShipM963, № 513.

200. Fleischer G. Energetische Methode der Bestimmung des Verschleisses Schmierungstechnik, 1973, b. 4, 9s.

201. Furuhoma S., Japan J. Soc. Mech. Engrs, vol, 64, № 515, (1961), p. 1965.

202. Goryacheva I.G. Contact mechanics in tribology. Dordrecht etc.: Kluwer, 1998. 344p.

203. Goryacheva I.G., Dobychin M.N. Multiple contact model in the problems of tribomechanics//Tribology International. 1991. V.24, N 1. P. 29−35.

204. Greenwood J.A. Contact of rough surfaces // Fundamentals of friction: Macroscopic and microscopic processes / Ed. I.L.Singer and H.M.Pollok. Dordrecht etc.: Kluwer, 1992. P.37−56.

205. Heavy oil buming, Schipbuild and Ship Roc, 1966, 106, № 5.

206. Hertz H. Uber Berichtung fester elastischer Кофег und uber die Hurte gesammelte Werks, 1982.

207. Hills D.A., Nowel D. Mechanics of fretting fatigue. Dordrecht etc.: Kluwer, 1994. 236 p.

208. Johnson K.L. Mechanics of adhesion // Tribol. Intern. 1998. Vol.31, N 8. P. 413−418.

209. Kemer L. Servic resuhs obtained with the PC 3-type engine 'Motor Ships', 1969, № 538, Spec. Surv.

210. Kostetsky B. The structural — energetic consept in the theory of friction and wear (synergism and selforganization) // «Wear». 1992. V. 159.№ 1. S. 1−15.

211. LavalF., de Maneffe Resultats d’expedition des moteurs die Sel marine. Cimac 68, Bruxelles. Permenent Committee.

212. Lees H.P. Statistics on cyhnder in marine engine, *Wear', 1958/59, vol.2/.

213. Majumdar A., Bhushan B. Role of fractal geometry in characterization and contat mechanics of surfaces // Ibid. 1990. Vol. 112. P.205−216.

214. Maugis D. On the contact and adhesion of rough surfase // J. Adhesion Sci. and Techol. 1996. Vol.10. P.161−175.

215. Payne and lochim W.F. 'SE, Quart. Irans', 1969, vol.3, № 1.

216. Prokor Marko, Krabl L. Laboratomi Zerizcne na rgistoni skupin automobile.- 'Automobil', 1968, № 6, priboho II.

217. Ram Singh Phull. The effect of comutative tileranses in assebly. *Iudian Sug', (1974), № 9,18.

218. Rosen G.G.A. 'Wear in diesel Engine, 'Mechanical Wear', 1970, Ed. Am. Soc. for metals.

219. Scobel H. Betriebserfahrungen und neue konstructive Geshcichtspunkte am grossen Zweitaktmotoren. 'Man-Dieselmotor-Nacht'. № 46, 1968.

220. Schilling A. Les huiles pour Moteuers le groissage ales moteurs. Technic, Paris, 1972,411р.

221. Vogtle G. Schwerolbetrieb von Viertakt-Tauchkolbenmotoren unter besonderer Barucksichtigung der dabei auftretenden Schmierungsprobleme. Schmierstoffe.undSchmierungsteach. 1967, № 23.

222. Tanaka K. Review of Recent Studies on Polymer Friction and Wear in Japan Oroc. Inter. Solid Lubric. Symposium. Tokyo, Japan 12, 1975, pp. 57−66.

223. Tabor D. Surface forces and surface interactions // J, Colloid and Interface Sci. 1977. Vol.58, Nl.P.2−13.

224. Thomas T. Rough surfaces. 2-nd ed. London: Imperial College press. 1999.296р.

225. Uets H., Fihl J. Einfluss der Temperatur auf die Grenzbelastungarbeit metallischer Werkstoffe bei Gleichbeanspruchung unter Schmierung. Schmieniertechnik u. Tribologie, 1974, BD.21, № 6, s. 124−144.

226. Wellinger K., Uetz H. Abrasive Wear Research on Rubber. Rubber Chem. a. Technol., 1961, Vol.34, № 2, pp. 482−492.

227. Руководство no анализу износов деталей и надежности дизелей. / Главное управление судового хозяйства и судоремонтных предприятий МРФ РСФСР. -Ленинград: Транспорт. 1982. 45с.

228. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х кн./Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. — М.: Машиностроение, 1978; -Кн. 1. 400с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой