Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование проблем профессиональной деятельности тесно связано с разработкой методов ее оценки, изучением условий успешности выполнения деятельности и путей повышения качества труда. Этому посвящены работы Е. Борисовой, А. Губинского, М. Кашапова, Н. Кузьминой, Б. Ломова, Е. Милерян, А. Марковой, В. Мунипова, В. Шадрикова, М. Ядрышниковой и др. Исследователи при изучении успешности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА В
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 1. 1. Теоретические проблемы исследования социального успеха как результата в профессиональной деятельности руководителя
    • 1. 2. Успешная профессиональная деятельность в системе представлений о социальном и личностном успехе в современной научной литературе
  • ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЕНДЕРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 2. 1. Гендерные особенности профессиональных качеств, методов, стилей управления успешного руководителя
    • 2. 2. Тендерное неравенство в управленческой сфере как фактор влияния на социальный успех руководителя в российском обществе
  • ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ТЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ НА СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 3. 1. Тендерная принадлежность руководителя как фактор его успешности в профессиональной деятельности российского общества
    • 3. 2. Влияние тендерных различий в представлении понятия «социальный успех» на реализацию управленческих технологий российских мужчин и женщин в профессиональной деятельности

Социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Установка на успех, чувство удовлетворенности от достижения поставленной цели, приобретение престижа и статуса являются значимыми элементами личности, которые непосредственно влияют на ее психологическое состояние, способствуют профессиональной самореализации, являются стимулами для совершенствования.

В современных условиях очевидным становится социальное значение проблемы успешности, достижения успеха в жизни. Общепринятым считается тот факт, что достижение успеха в различных жизненных сферах является значимой детерминантой.

Сама идея успеха пронизывает собой все стороны индивидуальной и социальной жизни: она наполняет смыслом как личные достижения, самореализацию, творчество, карьеру, достижение благополучия и благосостояния, социальный престиж, так и 'управленческий успех, бизнес-успех1.

Успех в управлении в каждой конкретной ситуации зависит как субъективных, так и от объективных предпосылок. Так, многое зависит от личностных качеств и умений руководителя, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы человека. Настойчивость, емелость и ответственность в значительной степени влияют на достижение конечных результатов в управлении. С объективной стороны необходимо иметь в виду также ряд предпосылок эффективного управления: информированность людей в организации, ее адаптивность, т. е. хКараханян Е. В. Понятие успеха в российской культуре // Вестник Башкирского университета. 13 2008. № 2. С. 362−365. приспособляемость к изменениям, обеспеченность ресурсами и прогрессивность методов, применяемых при управлении.

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем качественных ' параметров, выполняться с большей или меньшей эффекгивностью, что определяется многими факторами, но в первую очередь она зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Профессиональные качества руководителя — это личностные характеристики, обеспечивающие его максимальную эффективность и успешность в сфере управленческой деятельности.

Изучая вопросы успеха в современном мире, следует отметить интересную особенность: если успех мужчины является делом вполне обыденным и воспринимается как должное, то успех женщины преподносится как нечто необычайное. Понятие «успешная женщина» зачастую имеет в подтексте противопоставление «успешности» мужчин и «мужскому миру» как таковому. При этом образ женщины (подруги, жены) становится неким дополнением к образу успешного мужчины и переходит в категорию непременного атрибута успеха последнего. Успех мужчин всегда привязан к сфере его деятельности, понятие же «успешная женщина» акцентирует внимание прежде всего на ее половой принадлежности, часто даже без указания сферы, в которой достигнуты успехи.

Половая принадлежность руководителя как фактор его успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике управления.

В России в последние годы выделяются четыре позиции относительно вопроса профессиональной успешности у представителей разных полов: 1) мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности- 2) женщина эффективнее мужчины- 3) мужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффективность зависит от многих других условий- 4) половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда и профессиональную успешность.

Каждая из точек зрения о влиянии пола работника на успешность, распространенная в отечественной деловой практике, аргументирована и имеет право на существование. При этом следует говорить именно о доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в поведении мужчин и женщин (социальных ожиданий и стереотипов).

Опыт совместной работы мужчин и женщин в решении политических, социальных, психологических, экономических и производственных проблем так обширен и длителен, что нужно говорить не о противостоянии мужчин и женщин в деловой сфере, а необходимо искать средства и способы равноправного сотрудничества мужчин и женщин на основе принципа дополнительности. И каждый раз форму и способы сотрудничества следует искать в условиях конкретной ситуации и с учетом индивидуальных особенностей участвующих в ней персоналий, как мужчин, так и женщин.

Исследовательский интерес к профессиональной успешности у представителей разных полов основывается на том, что руководители представляют собой одну из наиболее динамичных и влиятельных групп. Именно через них, с одной стороны, может обеспечиваться сохранение и преемственность традиционных тендерных стереотипов в сфере труда, а с другой стороны — руководители выступают инициаторами нового, формируют эгалитарные взгляды и представления о месте и роли женщин и мужчин в трудовой сфере.

Сегодня в России женщины составляют 48% всех занятых в сфере труда и на производстве1. Ситуацию, сложившуюся в сфере труда, наиболее ярко иллюстрируют отношения в сфере карьерного продвижения. Социологи считают, что женщины могут руководить не хуже мужчин, однако их численность на руководящих позициях крайне невысока. В общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий и, более того, об их меньших, по сравнению с мужчинами, способностях к руководящей деятельности. Становление рыночных отношений в стране способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности, однако отношения в сфере управления, как никакие другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции, патриархатных стереотипов.

Исследование тендерной проблематики не теряет своей актуальности и обусловлено тем, что этот феномен вызывает глубокие противоречия и проблемы, а также колоссальные последствия на макросоциальном и микро-еоциальном уровнях. Действия тендера можно рассматривать сквозь призму управления, которое осуществляется им на этих уровнях. Результатом действия тендера как феномена управления на макросоциальном уровне является тендерная асимметрия. Тендерная асимметрия — это нарушение согласованности, соразмерности в социальных взаимных отношениях мужчин и женщин, которое вызывает субординацию в противовес интеграции. Характер этой субординации.

1 Население России. Статистика, факты, комментарии, прогнозы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rf-agency.ru/acn/statru. 5 достаточно отчетливо выражен Э. Гидденсом1. Отличительной особенностью тендерной асимметрии является то, что она обладает всепроникающим началом, охватывает всю совокупность общественных отношений. Спектр действия так широк, что ею охвачены практически все сферы жизни.

Один из аспектов проблемы тендерного равенства, акцентируемый в современной России, — равенство в сфере груда и занятости. Здесь тендерная асимметрия проступает особо явственно: женщины, как правило, работают в менее престижных отраслях, занимают менее оплачиваемые должности, меньше зарабатывают, медленнее продвигаются по карьерной лестнице и т. д.

Следовательно, изучение влияния тендерной принадлежности на успешность профессиональной деятельности есть непременное условие научного анализа тенденций изменения тендерной системы в целом. Исследование данной проблемы, соответственно, являетея актуальной задачей социологии тендерных отношений и социологии управления.

Таким образом, в условиях трансформации российского общества назрела объективная необходимость научного осмысления и детального рассмотрения в теории и практике тех тендерных изменений, которые происходят в сфере управления, что и обусловило выбор темы диссертации.

Степень научной разработанности темы. Социальный успех в профессиональной деятельности женщин-руководителей и мужчин-руководителей до настоящего времени не стал предметом целенаправленного научного анализа в отечественной социологии. В большинстве исследований рассматриваются лишь отдельные аспекты и.

1 Гиддепс Э. Стратификация и классовая структура // Социология: хрестоматияСост. P.A. Першуткин. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998. С. 338−374. элементы данного феномена. Поэтому концепция социального успеха в профессиональной деятельности руководителя с позиции тендерного анализа требует дальнейших теоретических и эмпирических исследований.

Для современной российской социологии характерны скорее теоретические наработки в ключе социологического анализа деятельности личности. Основное внимание при этом уделяется влиянию соотношения успешной и неуспешной деятельности на развитие этой деятельности, на динамику становления самого индивида. Существуют данные социологических исследований по выявлению представлений об успехе, критериях жизненного успеха, которые описаны в работах Б. Бессонова, А. Здравомыслова, А. Кравченко, Г. Минца, Н. Наумовой, Ф. Филиппова, В. Ядова.

Интерес представляют исследования, посвященные изучению поколения 90-х годов XX в., когда только формировался слой предпринимателей с характерными ценностными составляющими понятия жизненного успеха. Здесь следует назвать работы таких ученых, как В. Сибирев, Н. Головин, С. Гришаев, В. Немировский. В исследовании, проведенном Е. Гвоздевой, В. Герчиковым, анализируются мотивы, ценности и личностные черты женщин-менеджеров, способствующие достижению успеха1.

В отечественной традиции широко применяется термин «успешность л деятельности». Как считает О. Родина, на основании представлений руководства об успешности трудовой деятельности того или иного хГвоздева Е.С., Герчжов В. И. Штрихи к портрету менеджмента XX века: женщина-управленец // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М., 2000. С. 190−208.

2Родшш. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник Московского университета. 1996. № 3. С. 51 — 60. работника принимаются решения, важные как для данного конкретного субъекта труда, так и для организации, в которой он работает.

Исследование проблем профессиональной деятельности тесно связано с разработкой методов ее оценки, изучением условий успешности выполнения деятельности и путей повышения качества труда. Этому посвящены работы Е. Борисовой, А. Губинского, М. Кашапова, Н. Кузьминой, Б. Ломова, Е. Милерян, А. Марковой, В. Мунипова, В. Шадрикова, М. Ядрышниковой и др. Исследователи при изучении успешности профессиональной деятельности выделили внешние (оценки, даваемые другими людьми) и внутренние (собственную оценку успешности своей деятельности) критерии ее оценки. При этом наиболее существенными факторами, влияющими на внешнюю оценку успешности, являются результативность, эффективность взаимодействия с коллегами по работе и инициативность. Успех в профессиональной деятельности также может оцениваться по психофизическим затратам и удовлетворенности трудом, как факт внутреннего момента деятельности, переживаний по ее ходу, чувствовании успеха, успешности. Такое использование успешности, как факта осознания, отражения особенных ситуаций осуществляемой деятельности (индивидуальной или совместной), показательно для социально-психологических исследований.

Одной из центральных в тендерных исследованиях является тема тендерных отношений в сфере общественного труда. К числу российских авторов, работающих в данном научном направлении, относятся М. Баскакова, С. Голод, Е. Груздева, И. Калабихина, М. Малышева и др. М. Баскакова, Е. Кочкина, О. Самарина, Г. Силласте, Т. Чубарова исследуют положение женщин в социальной сфере. Проблеме женского бизнеса посвятили свои работы Л. Бабаева, Е. Баразгова, С. Барсукова, М. Киянова, Л. Корель, А. Чирикова, А. Штейнберг.

Таким образом, тендерные отношения в сфере общественного производства, преимущественно, исследуются с позиций анализа положения женщины в сфере труда и производства. Отчасти такая ситуация обусловлена тем, что сама необходимость изучения обеих сторон тендерного взаимодействия была осознана научным сообществом сравнительно недавно — в начале — середине 90-х годов. С другой стороны, женская проблематика является ведущей по той причине, что за последние сто лет общественное положение женщин существенно изменилось, в то время как положение мужчин осталось прежним, без особых изменений. Однако изучение только женской тендерной общности не позволяет выявить специфику тендерных отношений в профессионально-трудовой сфере.

В качестве положительной тенденции в развитии данного направления в отечественной социологии следует отметить появление работ, в которых исследователи анализируют тендерную специфику, изучая мнения, роли, поведение, как женщин, так и мужчин. Наблюдается повышение исследовательского интереса к проблеме тендерных отношений в управленческой сфере российского общества. Наиболее разработанным направлением в рамках этой темы является изучение стилей руководства и качеств мужчин-руководителей и женщин-руководителей. Данная тематика актуализируется и изучается в работах Е. Гвоздевой, В. Герчикова, А. Журавлева, О. Самарцевой, И. Соболевой, И. Тюриной, Т. Фоминой, Н. Хащенко, Т. Хохловой, Т. Четверниной.

Однако, обобщая имеющийся опыт в области исследования данной проблематики, следует отметить, что в настоящее время еще отсутствуют специальные социологические исследования, посвященные изучению влияния тендерной принадлежности на социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе.

Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы делает необходимым анализ социального успеха в профессиональной деятельности мужчин и женщин, для того чтобы определить характер влияния пола руководителя на его успешность в профессиональной деятельности с целью развития тендерного управленческого потенциала, что и определило цель и задачи диссертационного исследования.

Целью исследования является получение нового социологического знания о влиянии тендерной принадлежности на социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

— рассмотреть теоретические проблемы исследования социального успеха как результата профессиональной деятельности руководителяопределить особенности успешной профессиональной деятельности в системе представлений социального и личностного успеха в современной научной литературе;

— проанализировать тендерные особенности профессиональных качеств, методов, стилей управления успешного руководителя;

— выявить причины тендерного неравенства в управленческой сфере как фактор влияния на социальный успех руководителя в российском обществевыявить взаимосвязь между социальным успехом руководителя и его тендерной принадлежностью в современных условиях развитого российского обществавыявить и обосновать на основе эмпирических данных влияние тендерных различий в представлении понятия «социальный успех» на реализацию управленческих технологий российских мужчин и женщин в профессиональной деятельности.

Объектом исследования является профессиональная деятельность руководителя в российском обществе.

Предмет исследования — социальный успех в профессиональной деятельности руководителя в российском обществе.

Теоретико-методологической основой работы стал комплекс теоретических и методологических подходов к исследованию проблемы диссертации, определяющая роль в котором отводится тендерному подходу, позволяющему изучить социокультурную характеристику пола (Р. Бенедикт, Ф. Боас, К. Гирц, Б. Малиновский, В. Тернер, Д. Шнейдер). В диссертационном исследовании используются также принципы системного, сравнительно-исторического и аксиологического подходов (С. Анисимова, В. Божик, В. Василенко, В. Гаврилюк, Т. Парсонс, Г. Риккерт, Н. Трикоз). В частности, системный подход позволил раскрыть целостность феномена успеха, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами. Сравнительно-исторический подход был направлен на выявление изменений представлений об успехе в ходе развития социума, а аксиологический позволил определить ценностные основания данного феномена в условиях социокультурной динамики российского общества.

В основу исследования положен сравнительный анализ мужской и женской тендерных общностей. При этом специфика предмета исследования позволила охватить не только карьерные пути и стратегии руководителей в тендерном разрезе, но и широкий круг социальных, экономических, семейно-бытовых и других проблем, в которых проявляется тендерная специфика отношений между мужчиной и женщиной в российском обществе. Также были использованы традиционные общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии.

В качестве теоретической и практической базы диссертационного исследования выступили также труды известных отечественных и зарубежных ученых в области изучения проблемы социального успеха в российском обществе и тендерной специфики его восприятия, в том числе в сфере управленческой деятельности (М. Вебер, Е. Никитин, А. Согомонов, Ю. Согомонов, Н. Харламенкова).

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили статистические данные Росстата и ведомственной российской статистики, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти по вопросам занятости женщин и мужчинрезультаты социологических исследований, проведенных Центром социального прогнозирования, Институтом социологии РАН (Тендерные аспекты занятости и управления, 2002 г.), фондом «Общественное мнение» (Как добиться успеха в жизни? / (ФОМ) / Отчет от 20 сентября 2007 г.- Итоги «круглого стола» «Быть женщиной. Даже в бизнесе», 12 ноября 2010 г.), Исследовательского центра рекрутингового портала Supeijob.ru (Каждый четвертый мужчина уверен, что женщины работают хуже, 2011 г).

Кроме того, в качестве эмпирического материала для авторских оценок и обобщений были использованы вторичный анализ данных прикладных социологических, управленческих исследований и факты, опубликованные в прессе (материалы периодической печати).

Эмпирическая база диссертационного исследования также подкреплена результатами самостоятельного пилотажного социологического исследования на тему «Что такое успех и кто его достигает: женская и мужская модели», проведенного автором диссертации в г. Ростове-на-Дону в феврале 2010 г. Основной целью данного исследования являлось выяснение того, что такое успех применительно к мужчине и женщине, которые являются руководителями среднего и высшего звена. Для сбора данных использовалея анкетный опрос. В ходе исследования были опрошены 200 человек, из них 100 женщин (от 31 до 52 лет) и 100 мужчин (от 31 до 52 лет), наемные руководители среднего и высшего уровней, работающие в крупных коммерческих компаниях и государственных учреждениях (Сеть магазинов для дома и дачи Leroy Merlin, Ростовстат).

Научная новизна диссертации получила конкретное воплощение в следующих результатах:

— определены теоретические подходы к исследованию социального успеха и раскрыто социологическое содержание этого понятия, в авторской интерпретации выступающее как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения в результате влияния социальной заданности и изменяющихся от природы задатков к различным видам деятельности;

— установлено, что успешная профессиональная деятельность человека содержательно ориентирована не только на результативность, достижение определенных целей, но и на признание. Эти два момента частично определяют сущность социального успеха в современной научной литературе. Индивидуальное достижение может стать социальным фактом только тогда, когда оно социализировано, общественно закреплено, ценностно поддержано;

— доказано, что тендерная составляющая проблемы социального и личностного успеха позволяет более четко определить его внешние и внутренние критерии, дать объективную характеристику доминантам успеха как жизненной стратегии личности с высоким потенциалом и активной социальной позицией;

— выявлено, что в России основой тендерного неравенства в сфере труда является неравное положение мужчин и женщин в экономической сфере (различная отдача от человеческого капитала, неравный доступ к экономическим ресурсам) и сохраняющееся, и можно сказать, даже усиливающееся, в обществе традиционное распределение тендерных ролей (большая занятость женщин в домашнем хозяйстве);

— установлено, что в России принято выделять четыре позиции относительно вопроса профессиональной успешности у мужчин-руководителей и женщин-руководителей: мужчина профессионально успешней в управленииженщина профессионально успешнеймужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль управлениятендерная принадлежность руководителя не имеет никакого влияния на профессиональную успешность;

— выявлено, что женщины-руководители в российском обществе демонстрируют более вариативные модели управленческих стратегий, чем мужчины-руководители, причем женщины овладевают мужскими технологиями управления более динамично, чем мужчины-руководители женскими.

Научная новизна исследования конкретизирована в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В настоящее время в социологии существует множество различных концепций, посвященных понятию «социальный успех». Однако, при всем многообразии подходов к исследованию этого вопроса, все концепции признают, что социальный успех любого человека детерминирован социальной средой и его природной предрасположенностью, т. е. имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Понятие «социальный успех» рассматривается нами как атрибутивное для любого субъекта, обладающее применительно к каждой сфере деятельности набором инвариантных моделей и критериев успешности, позволяющих оценивать деятельность и направление эволюции субъектов деятельности. При этом успех носит социальный характер, не только выступая в качестве события индивидуальной социальной жизни человека, но и подразумевая наличие перечня социально обусловленных императивов, задающих стандарты успешной деятельности.

2. Исследование успешности профессиональной деятельности в современной научной литературе позволяет говорить о внешних и внутренних критериях ее оценки. При этом наиболее существенными факторами, влияющими на внешнюю оценку успешности, являются результативность, эффективность взаимодействия с коллегами по работе и инициативность. Успех в профессиональной деятельности также может оцениваться по внутренним критериям, как факт внутреннего момента деятельности, переживаний по ее ходу, чувствований успеха, успешности. Признание результата деятельности обществом как успеха обычно происходит через определенный временной промежуток. Оценить его можно тогда, когда само общество поднимается до осмысления этого достижения. г.

3. В России существует разное понимание успеха и ориентации на различные модели его достижения, особенно в отношении таких значимых критериев успеха, как богатство, творчество, независимость. Более объективное представление об успехе и его важнейших составляющих можно получить при тендерном анализе проблемы социального успеха. Успех пронизывает собой все стороны индивидуальной и социальной жизни. Это понятие связано, с одной стороны, с понятием личности, социального контекста ее существования, а с другой — с рядом этических категорий, таких как благо, счастье, справедливость, польза и др. В то же время, понятие успеха немыслимо без соотнесённости с понятиями цели и результата деятельности. Именно тендерная составляющая проблемы социального успеха позволяет более четко определить его внешние и внутренние критерии, выделить типологию успеха, дать объективную характеристику доминантам успеха.

4. Изменение тендерного неравенства в России возможно только путем реализации комплекса мер, предусматривающих долгосрочное воздействие на общество. Изменение культурных традиций или экономической практики невозможно мгновенно, именно поэтому действия, направленные на достижение тендерного равенства в управлении и расширение прав и возможностей женщин, должны быть рассчитаны на долгосрочную перспективу. Культурные традиции и экономическая практика не меняются под воздействием политических документов и программ, но политические документы и программы позволяют обозначить приоритеты и ориентиры властных структур, политических сил и таким образом влиять на поведение экономических субъектов и населения. Несмотря на то, что тендерное неравенство во многом формируют экономические процессы, одной из первоочередных задач для расширения прав и возможностей женщин является обеспечение равного доступа мужчин и женщин к управленческим институтам.

5. Профессиональная успешность мужчин-руководителей или женщин-руководителей в российском обществе в меньшей степени зависит от их пола, а в большей от их стиля поведения в конктретных ситуациях, в которых им приходится работать. Социальные условия в настоящее время в России таковы, а опыт совместной работы мужчин-руководителей и женщин-руководителей в решении политических, социальных, экономических и производственных проблем достаточно обширен и длителен, что следует говорить не о противостоянии мужчин и женщин в деловой сфере. Необходимо искать средства и способы равноправного сотрудничества мужчин и женщин на основе принципа дополнительности, т. е. совмещения в руководителе «типично женских» и «типично мужских» манер поведения, который в зависимости от ситуации сможет руководить сбалансировано: как рационально, так и созидательно, и интуитивно. Форму и способы сотрудничества следует искать в условиях конкретной ситуации и с учетом индивидуальных особенностей участвующих в ней как мужчин, так и женщин-руководителей.

6. В России часто различаются у женщин и мужчин руководителей стили осуществления управленческой деятельности. Женщины чаще, чем мужчины, склонны использовать демократический стиль руководства. Женщины-руководители ориентированы на группу, они характеризуются контактностью, умением общаться, делегировать полномочия. Мужчины-руководители чаще используют авторитарную стратегию, опору на власть, директивность, контроль. Интересным отличием женского стиля управления от мужского является то, что женщины гораздо чаще демонстрируют смешанные стратегии, такие как «координатор-начальник», «координатор-лидер» и «хозяин-лидер». Мужчины склонны придерживаться одной стратегии в поведении-«хозяин-лидер». Приоритетной задачей женщин-руководителей в отличие от мужчин-руководителей в российских компаниях становится постоянное обновление и переосмысление своих знаний и технологий управления.

Практическая и теоретическая значимость исследования. Предложенные теоретические и практические выводы помогают более глубокому пониманию современных особенностей взаимоотношений между мужчиной и женщиной в сфере труда.

Материалы диссертации и авторских публикаций могут быть использованы:

— для дальнейшей разработки теоретических и практических основ концепции женского и мужского успеха в сфере управления;

— для получения эмпирической информации о представлениях женщин и мужчин об успехе и прогнозировании на этой основе тенденций их развития;

— при разработке и чтении курсов или спецкурсов «Тендерные стратегии успеха», «Социология жизненного успеха» для студентов различных специальностей.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теоретической социологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета и была рекомендована к постановке на защиту в диссертационный совет по философским и социологическим наукам ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».

Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на конференциях в 2008;2010 гг., среди которых: Ш межвузовская научно-практическая конференция «Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов ЮФО» (Шахты, 2008 г.), УП Межрегиональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века — будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 2009 г.), Международная научная конференция «Социально-политические процессы в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, 2009 г.), VII международные тендерные чтения «Тендер в ракурсе социальных и гуманитарных наук» (Ростов-на-Дону, 2010 г.),.

II Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» (г. Новосибирск, 2010 г.) и др. Результаты изучения темы и проведенного социологического эмпирического исследования использовались при чтении спецкурса «Социальный успех: антикризисные молодежные стратегии на рынке труда» студентам факультета социологии и политологии ЮФУ.

Содержание диссертационной работы отражено в 20 научных публикациях, включая статьи в центральных и региональных журналах, сборниках научных трудов и тезисов докладов на международных и всероссийских конференциях, в том числе 1 монография и 2 научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ. Общий объем публикаций автора по теме диссертации составляет 18,4 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключение, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном исследовании на основе изучения особенностей, факторов и тенденции социального и личностного успеха руководителя с позиции тендерного анализа в современных условиях, был выявлено что четких, различий между успехом и успешностью мужчин и женщин совсем не много. При этом можно с уверенностью говорить именно о доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в критериях успеха и успешности мужчин и женщин (профессиональной успешности). Нужно говорить не о противостоянии мужчин и женщин в деловой сфере, а о том, что необходимо искать средства и способы равноправного сотрудничества мужчин и женщин на основе принципа дополнительности: в тех ситуациях, которые «вытягивает» мужчина, он должен взять на себя основную ответственность, а в тех, к которым более «приспособлена» женщина, — она. И каждый раз форму и способы сотрудничества следует искать в условиях конкретной ситуации и с учетом индивидуальных особенностей участвующих в ней персоналий, как мужчин, так и женщин.

Таким образом, успех, успешность и профессиональная успешность мужчин или женщин вообще, зависит от их пола в меньшей степени, а в большей от их стиля поведения в конкретных ситуациях в которых им приходится работать.

Социально-политические трансформации, происходящие в российском обществе на протяжении последних десятилетий, поставили на повестку дня изучение явлений и процессов, не свойственных ранее отечественной культуре. Знаковым для современных реалий является понятие «успех», наполненное новыми смыслами либерально-демократической идеологией и рыночной экономикой, ориентирующими на достижение высокого социального статуса и обретение материального благополучия.

В социальном плане успех, связан с положительной социальной мобильностью и достижением желаемого социального статуса, что невозможно в современном обществе ни без достижения материального благополучия, ни без духовного роста.

Жизненный успех человека представляет собой сумму векторов личностного успеха, рассматриваемого как степени самосовершенствования человека, и профессионального успеха. Личностный успех выражается в достигнутом человеком уровне личностной зрелости, связанной с ощущением субъективного и семейного благополучия. Профессиональный успех отражается в степени творческого своеобразия конечного результата или продукта деятельности. Наконец, жизненный успех, может быть, достигнут как за счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов.

Изучая успех в современном мире, следует отметить интересную особенность: если успех мужчины является делом вполне обыденным и воспринимается как должное, то успех женщины преподносится как нечто необычайное. Понятие «успешная женщина» зачастую имеет в подтексте противопоставление «успешности» мужчин и «мужскому миру» как таковому. Социологи считают, что женщины могут руководить не хуже мужчин, однако их численность на руководящих позициях крайне невысока. В общественном сознании россиян весьма распространено представление о не заинтересованности женщин в завоевании высших.

1 Либин A.B. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд. — М. 2000.— 549 с. С. 427.

160 позиций в иерархии российских предприятий и, более того, об их меньших, по сравнению с мужчинами, способностях к руководящей деятельности. Становление рыночных отношений в России способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности, однако отношения в сфере управления, как никакие другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции, патриархатных стереотипов.

Проведенный мною анализ показывает, что в современной отечественной теории и практике менеджмента женщине отводится весьма скромная роль. Женщины рассматриваются, скорее, как группа со специфическими интересами, чем как большая половина общества. Принцип равных прав и возможностей обоих полов формально декларируется, но почти не реализуется в сложившейся системе менеджмента. Известно, что положение женщины в обществе зависит от принятых в данной среде полоролевых стереотипов поведения, от традиционных для данного социума культурных, психологических и социальных стандартов. У нас принято различать традиционно мужские и женские роли — профессии, должности, сферы деятельности. Подчеркну, что это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта. Конечно, определенные ограничения могут регламентировать области женского участия, но они далеко не всегда имеют объективную основу.

По результатам проведенного анализа есть основания утверждать, что в нашей экономике сложилась тендерная ассиметрия, приведшая к скрытой дискриминации женщин в сфере управления. Она весьма заметно проявляется при тендерном анализе различных уровней управления. Если в низших и средних звеньях доля женщин в аппарате управления бывает значительна и это ни у кого не вызывает удивления, то представительство женщин на высшем уровне управления крайне мало. Так, на рубеже 90-х годов женщины в составе директорского корпуса составляли всего 6—7%: Ныне доля женщин, достигших заметных успехов в карьере, по-прежнему невелика — различие с мужчинами составляет почти 4 раза при более высоком уровне образования. В высшем органе законодательной власти — Государственной Думе — женщины составляют около 10% депутатов. Весьма характерным для общественного мнения является то, что каждое новое появление женщины на уровне высшего руководства представляется, чуть ли не как сенсация. При этом сама личность женщины вызывает повышенное внимание и воспринимается более критично, чем любой мужчина. Поистине горькая правда заключена в афоризме, что по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего.

Карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

Исследовательский интерес к изучению социального и личностного успеха руководителя с позиций тендерного подхода основывается на том, что руководители представляют собой одну из наиболее динамичных и влиятельных групп. Именно через них, с одной стороны, может обеспечиваться сохранение и преемственность традиционных тендерных стереотипов в сфере труда, а с другой стороны — руководители выступают инициаторами нового, формируют эгалитарные взгляды и представления о месте и роли женщин и мужчин в трудовой сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Б., Иванова Т. Б. Топы: слагаемые успеха, или как достичь эффективности в управлении бизнесом. Изд-во: РУДН, 2010.
  2. С., Фолкнер Ч. НЛП. Новые технологии достижения успеха. —М., Гелиос- К., София, 2001.
  3. . А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2000.
  4. А.Г. О моделях успеха в эволюции цивилизации. М., 1996.
  5. Л.В. Женщины в Российских условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М.: РОНФ, 1997.
  6. Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики// Социологические исследования, 1997. № 7.
  7. Л.В., Нельсон Л. Деловая активность женщины в новых экономических структурах // Социологические исследования, 1997. № 3.
  8. Л.В., Чирикова А. Е. Бизнес элита- о времени и о себе: исследование менталитета лидеров российского предпринимательства// Деловые люди, 1995 № 52.
  9. Л.В., Чирикова А. Е. Деловая сила слабого пола // ЭКО, 1996. № 5.
  10. Ю.Бакунин М. А. Советская идеология и роль женщины // Кризис идеологии с точки зрения советологов. Философия, социология, политика. М., 2000.
  11. П.Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Успех (словарь прикладной этики) И Этика образования. Ведомости. Вып. 26. Тюмень, 2005. С. 248.
  12. С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования, 1999. № 9.
  13. С.Ю. Кто такие «новые русские»? // Знание-сила, 1998. № 1.
  14. С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое миротворчество // Социологические исследования, 2001. № 2. С. 75 — 82.
  15. С.Ю. Образ женщины-предпринимателя в средствах массовой информации // ЭКО, 1998. № 2.
  16. Баскин Э. Как быть деловой женщиной. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. -192 с.
  17. P.M. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. М., 2003.
  18. Н.П. Управление персоналом. М.:Изд-во: ИНФРА, 2002
  19. Т.В. Тендерная психология лидерства: Монография. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000.167с.
  20. Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.431 с.
  21. Т.В. Тендерные исследования лидерства// Вопросы психологии, 2000.№ 1. С.124−129.
  22. Т.В. Методика изучения эффективности лидеров разного пола: Практикум по тендерной психологии/ Под ред. И. С. Клециной СПб.: Питер, 2003. С. 347−362.
  23. JI. У феминизма не женское лицо // Октябрь, 2002. № 1. С. 104 129.
  24. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм-еврознак, 2002. С.302−303.
  25. Биркенбиль Вера Ф. Как добиться успеха в жизни: Пер. с нем. М.: СП «Интерэксперт», 1992. — 139 с.
  26. A.C., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика Спб.: Питер, 2000.-416с.
  27. Д. М. //Вестник Башкирск. ун-та, 2006. № 3 С. 133−134
  28. С. Н. // Вехи. Сборник статей о русской революции. Интеллигенция в России. М., 1991.
  29. И.А., Разлогов К.Э.Тенденции социокультурного развития России. 1960−1990 гг. / Отв. ред. М., 1996.
  30. М. JI. Власть, пол и репродуктивный успех. — Фрязино: «Век 2», 2005. — 64 с. — (Наука сегодня).
  31. И., Глущай А. Как стать первым. Практический коучинг по- русски. М.:АСТРЕЛ, 2004.
  32. H.H., Силенко Женщина-начальник. Феникс. 1996.
  33. М. Основные социологические понятия // М. Вебер. Избр. произв. М., Прогресс, 1990. С. 628.
  34. С. Простое колдовство. Типология женского успеха. Ростов на-Дону: Феникс, 2005.
  35. Дж. Правда о женщинах (14 мифов, сочиненных мужчинами). СПб.: Питер Пресс, 1996.
  36. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб, 2001.
  37. O.A. Женщина друг человека? Образ женщины в масс-медиа // Человек, 1994. № 5.
  38. Е.Д. Конкуренция как основной механизм регулирования морально-этических отношений в условиях рыночных отношений // Этические аспекты образования 21 века. Казань, 2001. С. 53−54.
  39. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2003.
  40. , Ф. 7 новых законов успеха/ Ф. Гаррольд- пер. с англ. П. А. Самсонов.- Минск: «Попурри», 2008.-352с.
  41. Е., Герчиков В. Женский менеджмент в российском бизнесе. //ЭКО, 1997. № И С.163−176.
  42. Е.С., Герчиков В.И Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования, 2000. № 11.
  43. .М. Экономика и социология труда. М., 2002.
  44. И.Н. Менеджмент: Учебник М.: ЮНИТИ, 2001.
  45. Э. Стратификация и классовая структура // Социология: хрестоматия- Сост. P.A. Першуткин. Ижевск: Изд-во У дм. ун-та, 1998.
  46. С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм// Человек, 2006. № 6. С.69−81.
  47. Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.
  48. В. Мифология женской карьеры// Управление персоналом, 2003. № 3.
  49. М. Нежная железная леди // Новое время, 1998. № 47. С. 5.
  50. В.Д. Теория управления: учеб. Пособие. М., 2007.
  51. Гэлловей Лес. Операционный менеджмент. — СП.: Питер, 2001. — 320 с.
  52. Л. Процесс трансформации и положения женщин// Вопросы экономики, 2000. № 3.
  53. Дейян А.Менеджмент.- Москва: Прогресс, 2000.
  54. К.Х. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // ОНС, 2000. № 4. .- С. 68−74.
  55. А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы // Социологические исследования, 2002. Ш 10. С. 53
  56. В.М. Ресурсы менеджера// Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4.
  57. А. А. Феминность // Женщина Плюс, 2003, № 1. С. 14.
  58. A.A. Расширение возможностей женщин // Словарь тендерных терминов / Под. ред. A.A. Денисовой. — М.: «Информация XXI век», 2002. — С. 195 — 196.
  59. Ю. Профессиональная карьера женщин. Комплексный подход // Человек и труд, 2001 .-№ 11.
  60. Джон Уитмор, Новый стиль менеджмента и управления персоналом. М.: Финансы и статистика, 2001.
  61. Г. А., Шарапатова Е. А., Максименко Т. М. Мотивация и оценка персонала: Учеб. пособие. К.: МАУП, 2002.
  62. Дубрин Э. Успешный руководитель / Эндрю Дубрин- пер. с англ. И. В. Болгова. М.: ACT: Астрель, 2004. 347с.
  63. А.П. Управление, персоналом: Учебник для вузов. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  64. О.И. Женщина и успех. Женщина элегантного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 195.
  65. Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково -словообразовательный. М., 2000.
  66. Женские истории Оксаны Пушкиной. Вып. 3. М.: Центрополиграф, 2001.
  67. Женщины Дона, 2003: Сб. / Фонд «Золотой Дон», Администрация Рост, обл.- Ред. И. Глущенко, Л.Соколова. Ростов-на-Дону: Кислер Компании, — 2002. — 125 с.
  68. Женщины и мужчины России. — М.: Госкомстат России, 1999.
  69. Е.М., Ерусланова Р. И. Феминология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  70. Е., Мешкова Е., Растегаева Н. Социальные позиции женщин в современном российском обществе // Проблемы женщин и семьи глазами социологов. М.: ИС РАН, 1997.
  71. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917—1996 гг.. Сыктывкар, 1996.
  72. И.Н. Женщины и власть в России: истории и перспективы // ОНС, 2000. № 4. С. 75−87.
  73. Как добиться успеха / под ред. В. Е. Хрупкого, М.: 1991 г.
  74. Е. И. Женщина и управление: формула успеха. СПб.: Междунар. Ин-т «Женщина и управление», 2000. 337с.
  75. М. К. Комаров Е.И. Тендерный менеджмент// Управление персоналом, 2001. № 11−12.
  76. Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996.
  77. Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 1996 г., С.145−204.
  78. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности/Шсихология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М.: Изд-воМГУ, 1982 г., С.74−77.
  79. В.И. Теория, практика и искусство. — М.: НОРМА — ИНФРА-М., 1999.
  80. Е. Управление карьерой // Управление персоналом, 1999. № 1-
  81. Е.Й. Женщины оценивают женщину руководителя// Управление персоналом, 1991. № 1.
  82. Кон И. С. Маскулинность как история // Тендерный калейдоскоп / Под ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002.
  83. М.Ю. Менеджмент успеха или купание розового слона в золотом дожде. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  84. В.Н. Пути обеспечения равных возможностей политического участия мужчин и женщин // Научный отчет ЦГИ ИСЭПН РАН. М., 1991.
  85. А. Жизнь и карьера// Проблема теории и практики управления, 2001. № 6. С.77−81.
  86. Э.М. Концепция менеджмента. М.: Дека, 1996. — 304 с.
  87. Ф. Управление маркетингом. С. Петербург: Коруна, 2000.
  88. А.И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс: учеб. Пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2005.
  89. . И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания, № 3. 2000.
  90. A.A. Женское лидерство // Словарь тендерных терминов / Под. ред. A.A. Денисовой. М.: «Информация — XXI век», 2002. -С. 108−111.
  91. Кудинов A.A.От кризиса к успеху. Практическое пособие. М: АНКИЛ 2003. -312 с.
  92. .И. Техногенная самоорганизация. М., 2004.
  93. В.И. Женская логика. Ростов-на-Дону: РТУ, 1993.-224с.
  94. И.Д. Женщины руководители// Управление персоналом. 1997 № 9 С.13−17. 36.
  95. В. Маргарет Тетчер и ее экономическая политика // История, 2001. № 33.
  96. A.B. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд. — М. 2000.— 549 с.
  97. М. Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение). М.: «ЧеРо», 1996.
  98. Г. Слово Россия женского рода. //Российская газета (Черноземье) 28.11.2003
  99. Личность и успех: коллективная монография /В.Т. Ковалевич, И. П. Безукладникова, Л. В. Коловская и др.- под ред. Л. В. Коловской. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. — 243с.
  100. А. Женщина на работе: проблемы, проблемы, проблемы.//Управление персоналом, 1999. № 2.
  101. В.Е. Коучинг от, А до Я. Возможно всё. С-Пб.: Речь, 2004.
  102. А. // Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77−105.
  103. Медийное измерение успеха.// Апология. Гуманитарный журнал. 2005. № 1 03.
  104. М.Х., Альберт М., Хеодури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М.: Дело, 1998. — 702 с.
  105. В.Ф. Всемирная сказка в культурно-историческом освещении//Русская мысль. 1893.XI.
  106. А.Н. Культура управления. Екатеринбург, 2001.
  107. Т.В. Прикладная этика как «практическая философия» в системе высшего образования // Этические аспекты образования 21 века. Казань, 2001. С. 96−99.
  108. Г. Н. Записки и воспоминания русских женщин. М.: Инфра-М, 2000.
  109. Е.Г. Управление карьерой менеджера. СПб: Питер, 2003.-352 с.
  110. Л.Н. Трансформация тендерных отношений: социокультурный анализ. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.- 288с.
  111. Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения достижение успеха. // Директор школы. -2002. — № 7
  112. Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1990. С. 362.
  113. А. Организационное консультирование в стиле коучинг. С-Пб.: Речь, 2003.
  114. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  115. Основы теории управления: учеб. Пособие/ под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М., 2003.
  116. А. И. Основы практического менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  117. В. Настольная книга карьериста. М., 2002.
  118. C.B. Международная защита социальных прав женщин (Принцип универсальности и культурного разнообразия) // ОНС, 2000. № 3. С. 172 182.
  119. В. Женщина XXI в. // Наука и религия. 2000. № 3. -С. 2−3.
  120. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Ист-Выо, 2002. — 352 с.
  121. В. П. Руководство персоналом организации. М. 2002.
  122. М.В. Организация производства на промышленных предприятиях: Учеб. пособие. -Мн.: ЗАО «Маркетингфонд», 2001. -264 с.
  123. С.Д., Макарова С. Н. профессиональная подготовка молодежи: смогут ли студентки стать менеджерами? // Народонаселение, 2003. № 1.
  124. С. Д., Макарова С. Н., Как добиться успеха в управлении. Проблемы, возможности, риск и перспективы. Женщина руководитель. 2005.
  125. Л.П. Пол, власть и концепция «разделенности сфер»: от истории женщин к тендерной истории // ОНС, 2000. № 4. С. 123 137.
  126. Л. Работающие женщины в России// Вопросы экономики, 2000. № 3.
  127. С. А. Коучинг: возможности применения в бизнесе. Ростов-на-Дону: Фитнес, 2003.
  128. B.JT. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. М.: РАГС, 1997.
  129. О.В., Ромашева JI.O. Социология и психология управления. Учеб. пособие. М., 2002.
  130. JI.JI. Жизненные ценности женщин // Социологические исследования, 1997. № 10. С. 26 30.
  131. JI.JI. Общественно-политическая активность женщин // Социологические исследования, 2001. № 4. С. 78 80.
  132. А., Данилова М., Коучинг по-русски: смелость желать, С-Пб.: Речь, 2003.
  133. Л. А. Руководительницами не рождаются, руководительницу можно подготовить // Социология тендера: методы исследования в различных социальных мирах. Сборник научных трудов- Пятые тендерные чтения.-266с.
  134. O.K., Фомина Т. А Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса // Социологические исследования, 2000. № 11.
  135. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999. 352 с.
  136. Г. Н., Смирнов А. Ю., Гудимов В. В., и др., Новые технологии управления персоналом, С-Пб.: Речь, 2003.
  137. И.И. Сто великих женщин. М.: Вечер, 2001.
  138. Г. П. О концептуальном подходе к проблеме участия женщин в управлении обществом // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. М., 1991.
  139. Е.А. Уверенность в себе и условия её формирования у школьников// Учёные записки Тамбовского Пед. инст-та, 1956 г., Вып.10,173 с.
  140. Г. Г. Изменения социальной мобильности и экономического поведения женщин // Социологические исследования, 2000. № 5. С. 25 34.
  141. Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования, 1997. № 12.
  142. Служебная карьера / Под общ. ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998. — 304 с.
  143. Дж. К. Коучинг. Издательский дом «Нева», 2004.
  144. С.А. Бытие свободы как проблема культурной идентичности в ситуации онтологического перехода // Философские науки, 2004. № 6. С. 83.
  145. И.К. Организационные изменения в компании: персонал, руководитель, процессы управления. М.: 2007. -169 с.
  146. В.Г. Сущность и типология социального лидерства // Социально-гуманитарные знания, 2001. № 6.
  147. А.Ю. Генеалогия Успеха и Неудач,— М.: Просвещение, -2005, — 342 с.
  148. С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  149. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.
  150. E.H. Горошкова М. К. Женщина новой России: Кокая она? Как живет? К чему стремится? М. 2002 .
  151. С., Клиффорд Дж. Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера. С-Пб.: Питер, 2004.
  152. Г. В. Деловая активность женщин и семья // Социологические исследования, 2001. № 2. С. 67 74.
  153. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. — 272 с.
  154. М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000.
  155. А. В. Путь Дзэн. Киев: София, Ltd., 1993. -320 с.
  156. Управление личной карьерой: Учебное пособие для вузов/ С. Д. Резник, И. А. Игошина, B.C. Резник. Под общ. Ред. Проф. Э. М. Короткова и проф. С. Д. Резника. Пенза: ПГУАС, 2004.
  157. Управление организацией. Энциклопедический словарь. М., 2001.
  158. Управление организаций: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., пере раб и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 446 с.
  159. Уткин Э. Управление фирмой. М., Экономика, 2002.
  160. И.А. Стратегии успеха: российские и европейские ориентиры // Научный семинар «Социально-этические проблемы успеха», Валдай, 2004.
  161. Фолкэн Чак Т. Психология это просто. — М.: Гранд, 2002,640 с.
  162. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд 3. Я и Оно, Тб., 1991, Кн.1. С. 172.
  163. В., Хофман А. Личность и успех: 36 тезисов об успехе и ориентированном на успех поведении в социально-психологическом плане. -М.: Градиент,-1989.-342с.176
  164. С.С. Социология организаций. М., 2001.
  165. Д., Коучинг. Личностный рост и успех // С-Пб.: Речь, 2003.
  166. Т.Л. Демографический баланс России: 1927−1959 гг. // Мир России. 1999. № 4.См. Волков А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. № 4.
  167. O.A. Российская государственная политика в отношении женщин (1900 2000) // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций/ Под. ред. O.A. Ворониной. http//www.auditorium.ru.
  168. М., Жарден А. Леди-босс. -М.: Дело, 2001.
  169. В. Организация и управление менеджментом. — М.: Прогресс, 2001.
  170. Т.П. Выявление тендерных аспектов менеджмента -фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 2.
  171. А.Т. Самоменеджмент.-М.:Экономика, 1996.
  172. И.И. Женщины и работа: мнения россиян и канадцев // Социологические исследования, 1999. № 12.
  173. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. — СПб: Энергоатомиздат, 1997.
  174. А. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России)// Вопросы экономики, 2000,—№ 3.
  175. А.Е. Женщина директор в российской экономике //Управление персоналом, 2001. № 2.
  176. Чирикова AJE. Женщина руководитель: Деловые стратегии и образ «я» / Чирикова А. Е., Кричевская О. Н. // Социологические исследования, 2000. № 11. С.45−56.
  177. АЕ. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний // Социологические исследования, 2003. № 1. С.73−82.
  178. А.Е. Российские директора в поисках стратегииЮКО, 2001. № 2.
  179. А.Е., Кричевская О. Н. Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. — М.: ИП РАН, 1996. 162 с.
  180. Е.Б. История женщин в США в XX в. (Краткий обзор) //ОНС, 2000. № 4. С. 144−150.
  181. Швальбе Б, Швальбе X. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. М.:АО Издательская группа «Прогресс», 1993. С.201−208.
  182. H.A. Не дожидаясь 8-го марта. или как увеличить представительство женщин на выборных постах, http://vmw.a-z.ru.
  183. C.B. Управление персоналом в современной организации/ C.B. Шекшня, — М., 2002.
  184. Н. Губернатор на шпильках// Российская газета, центральный выпуск, 16.10.2003.
  185. Л.Т. Женщина и общество. М.: Печать, 2007.
  186. А. Успешное управление // Эксперт 14 мая 2001 г. № 18 (278).
  187. А.Г. Мужской характер женского менеджмента // Социологические исследования, 2002. № 11. С. 77 — 82.
  188. В.А., Таран В. А. Менеджмент. М.: 2005. -543с.
  189. Ю.В. Психология успеха. М.:Эксмо, 2007.-560с.
  190. Дж.М., Б. Берман. Менеджмент. М.: Экономика, 2000.
  191. М. Аспекты мифа / Перевод с франц. М.: Академический проект, 2000.
  192. Эрик Парслоу, Моника Рэй. «Коучинг в обучении. Практические методы и техники», // С-Пб.: Питер, 2003.
  193. Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.
  194. Bendix, R. and Lipset, S.M. (eds). Class, Status and Power, social stratification in a comparative perspective. N.Y.: Fre Press, 1966.
  195. Bennett. 1. M. Who Asks the Questions for Women’s History? // Ibid., P. 471 77.
  196. N. Z. 'Women's History' in Transition: The European Case // Feminist Studies. 1976. 3. P. 83−103.
  197. DouglassJ. D. Women, Freedom and Calvin. Philadelphia, 1985.
  198. Epstein C. F. Deceptive. Distinctions: Sex, Gender and the Social Order. New Haven-New York, 1988.
  199. Gullickson G. L. Women’s History, Social History and Deconstruction // Ibid., P. 463−469.
  200. Henry Ch. Human Recourse Management. A Strategic approach to Emploument/ Ch/ Henry-London, 2000.
  201. Kirkwood L. An Artist’s Perspective on Body Image, the Media, and Contemporary Society//Journal of Nutrition Education and Behavior Volume 37, Supplement 2, November-December 2005, p. S125-S132.
  202. Mcdonald K., Hite L. Reviving the relevance of career development in human resource development. // Human Resource Development Review Vol. 4, No. 4 (Dec.), pp. 418−439. 2005.
  203. Merchant C. The Death of Nature: Women, Ecology and the Scientific Revolution. New York, 1980.
  204. Nicholson LJ. Gender and History. The Limits of the Social Theory in the Age of the Family. New York, 1986.
  205. OzmentS. When Fathers Ruled: Family Life in Reformation Europe. Cambridge, 1983.
  206. Perrot M. Une Histoire des Pemmes Est-Elle Possible? Paris, 1984. P. 9−15.
  207. Roper L. The Holy Household: Women and Morals in Reformation Augsburg. Oxford, 1989.
  208. Schiehinger L. The Mind has no Sex? Women in the Origins of Modern Science. Cambridge (Mass.), 1989.
  209. Scott J. W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis//American Historical Review. 1986. Vol. 91. 5. P. 1053−1075.
  210. Smith H. Gynecology and Ideology in Seventeenth-Century England // Liberating Women’s History: Theoretical and Critical Essays. Urbana, 1986.
  211. Solomon R. Living with Nietzsche: What the Great «Immoralist» Has to Teach Us. N.Y., 2003. P. 89−115.
  212. Tilly L. A. Gender, Women’s History and Social History // Social Science History. 1989. Vol. 13. 4. P. 439−462.,
  213. Women in Politics and Decision Making in the Late Twentieth Century/ A United Nation Study/ United Nations Office in Vienna, Center for Social Development & Humanitarian Affairs. Martinus Nijhoff Publisher: Dordrecht / Boston / London, 1992. P.12.
Заполнить форму текущей работой