Разработка алгоритмов эффективного управления тяговым вентильно-индукторным электроприводом электропоезда
Активно ведутся разработки и отечественными организациями. С 60-х годов прошлого века ведутся научно-исследовательские работы в области индукторных электрических машин на кафедре электромеханики ЮжноРоссийского государственного технического университета (НПИ), где эта машина получила название — реактивный индукторный двигатель. С 90-х годов в этой области ведутся работы в ОАО Всероссийском… Читать ещё >
Содержание
- 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Тяговый вентильно — индукторный электропривод. Устройство и принцип действия
- 1. 2. Зарубежный и отечественный опыт разработок ВИЭП
- 1. 3. Обзор научных работ по управлению ВИЭП. Актуальность задач исследования
- 2. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ В СИСТЕМЕ MathCAD
- 2. 1. Система отсчета для параметров управления ВИЭП
- 2. 2. Допущения. Расчетная схема замещения. Дифференциальные уравнения
- 2. 3. Моделирование входного преобразователя
- 2. 4. Моделирование инвертора напряжения
- 2. 5. Моделирование реактивного индукторного двигателя
- 2. 6. Расчетный алгоритм, реализующий математическую модель ВИЭП
- 2. 6. 1. Расчет токов в обмотках двигателя
- 2. 6. 2. Расчет электромагнитного момента
- 2. 6. 3. Результаты моделирования процессов в ВИЭП
- 2. 7. Идентификация математической модели ВИЭП
- 2. 8. Расчетно-экспериментальные методы определения электромагнитных связей ц/=Д/, 0)
- 2. 8. 1. Измерение напряжения и тока в фазной обмотке при заторможенном роторе и построение матрицы потоко-сцепления
- 2. 8. 2. Измерение напряжения и тока в фазной обмотке при постоянной частоте вращения и построение матрицы потокосцепления
- 2. 8. 3. Сравнение расчетных и экспериментальных характеристик НТИ
- 3. 1. Условия работы и требования, предъявляемые к тяговым передачам
- 3. 2. Причины, вызывающие пульсации момента, и пути их сни -жения
- 3. 3. Условия устранения пульсаций момента средствами управ -ления
- 3. 4. Снижение пульсаций момента в режиме токового ограни -чения
- 3. 4. 1. Пусковой режим
- 3. 4. 2. Работа двигателя на «низких» частотах вращения
- 3. 5. Снижение пульсаций момента в одноимпульсном режиме
- 3. 5. 1. Режим работы РИД в области «средних» частот вра -щения
- 3. 5. 2. Режим работы РИД в области «высоких» частот вра -щения
- 3. 6. Сравнение вариантов регулирования фазных токов
- 3. 7. Динамические нагрузки в тяговой передаче электропоезда, вызванные пульсациями момента
- 4. 1. Подход к поиску эффективных параметров управления
- 4. 2. Выбор алгоритма формирования фазных токов РИД
- 4. 3. Регулирование электромагнитного момента в режиме тяги
- 4. 3. 1. Алгоритм поиска углов управления
- 4. 3. 2. Классификация и анализ стратегий управления ВИЭП
- 4. 4. Регулирование электромагнитного момента в режиме рекуперации
- 4. 4. 1. Использование ВИЭП для систем электрического торможения
- 4. 4. 2. Анализ стратегий управления ВИЭП
- 4. 5. Алгоритм формирования постоянства выходной мощности ВИЭП
- 4. 6. Синтез законов управления электроприводом с РИД применительно к электропоезду
Разработка алгоритмов эффективного управления тяговым вентильно-индукторным электроприводом электропоезда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В развитых странах главным потребителем электрической энергии является электропривод (ЭП). Во многом глобальное энергопотребление определяют электромеханические системы с неуправляемыми или управляемыми простейшим образом асинхронными и коллекторными электродвигателями, широко применяемыми в промышленности, на транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве, в быту.
Традиционные методы регулирования скорости вращения двигателей не являются энергетически эффективными и направлены, главным образом, для поддержания требуемых значений технологических параметров. Поэтому современные энергетические и экологические нормы требуют применения автоматизированных электроприводов с управляемыми электрическими машинами (ЭМ).
В мировой практике регулируемый электропривод признан одной из наиболее эффективных энергосберегающих и ресурсосберегающих экологически чистых технологий. Уже сейчас около 40% выпускаемых за рубежом ЭМ выполняются управляемыми, и эта доля постоянно растет.
Электроприводы потребляют около 50% всей производимой в мире электроэнергии, и соответственно, являются основными ее потребителями. Поэтому в настоящее время достаточно остро стоит задача эффективного управления электроприводами не только с технологической точки зрения, но и с точки зрения экономии электроэнергии, в том числе и на электрифицированном железнодорожном транспорте, являющимся одним из основных потребителей электроэнергии в стране. Стоит упомянуть также о том, что в развитых странах мира введены законы, требующие экономии электроэнергии и выпуска энергосберегающего оборудования. Однако развитие современной техники предъявляет все более жесткие требования к электроприводу. Современные технологии требуют от электропривода повышения точности движения (как в статике, так и в динамике), быстродействия, надежности, эффективности привода, понижения вносимых приводом искажений в сетевое напряжение, а также поддержание определенного уровня напряжения на электроподвижном составе (ЭПС). Это в свою очередь требует применения как «новых» двигателей (бесколлекторных), так и новых, более сложных методов управления электроприводом, что в свою очередь влечет за собой применение новой элементной базы (силовой и управляющей), позволяющей реализовать данные алгоритмы.
В настоящее время наблюдается интенсивное развитие тяговых и промышленных электроприводов с высокими технико-экономическими показателями. Помимо электроприводов традиционного исполнения — асинхронных, синхронных и с двигателями постоянного тока активно развивается направление вентильно-индукторных электроприводов (ВИЭП), известного за рубежом как Switched Reluctance Drive (SRD), основой которого являются реактивный индукторный двигатель (РИД) и полупроводниковый (вентильный) преобразователь.
С 1983 года фирма Task Drives (UK) выпускает регулируемый электропривод на основе SRM (Switched Reluctance Motor). С тех пор в промыш-ленно развитых странах отмечается повышенный интерес к электроприводам этого типа. Разработкой и внедрением их во многие сферы занимаются ведущие зарубежные электротехнические фирмы (Oulton (UK), Emerson Electric, General Electric Co., TRW, DANA (USA) и другие).
Активно ведутся разработки и отечественными организациями. С 60-х годов прошлого века ведутся научно-исследовательские работы в области индукторных электрических машин на кафедре электромеханики ЮжноРоссийского государственного технического университета (НПИ), где эта машина получила название — реактивный индукторный двигатель. С 90-х годов в этой области ведутся работы в ОАО Всероссийском научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ»), в Московском энергетическом институте (техническом университете) (МЭИ), в Ростовском государственном университете путей сообщения (РГУПС) и ряде других.
В России серийный выпуск вентильно-индукторных приводов осуществляет Научно-производственное предприятие «ЭМЕТРОН» (г. Новочеркасск). С 1996 г. выпущено более 40 тысяч приводов на базе однофазного РИД для бытового сепаратора-сливкоотделителя. С 2001 г. Hi 111 «ЭМЕТРОН» осуществляет серийный выпуск и поставку в Новую Зеландию электроприводов интегрированного исполнения с корректором коэффициента мощности для деревообрабатывающих станков.
Основные отличительные особенности РИД заключаются в простоте конструкции магнитной системы статора, отсутствии обмоток на зубчатом роторе и питании обмоток статора однополярными импульсами тока по сигналам датчика положения ротора (ДПР). По сравнению с двигателями других типов РИД конструктивно проще и технологичнее. Так, например, в сравнении с асинхронным двигателем стоимость изготовления на 25−30% ниже, при увеличении надежности в эксплуатации примерно в два раза [1].
Также следует отметить важную особенность энергетики РИД — пологость характеристики КПД в широком интервале изменения мощности при сохранении практически одинаково высоких значений КПД от пусковых режимов до скоростей, значительно выше номинальных, что особенно важно для электроподвижных единиц с частыми пусками (пригородные поезда, трамваи и т. д.) [2]. По сравнению с асинхронным двигателем КПД РИД минимум на 2−3% выше и, за счет этого, выше КПД привода в целом [3].
К недостаткам ВИЭП следует отнести, прежде всего, высокие пульсации момента РИД. Кроме того, внедрение ВИЭП в области тяговых электроприводов в значительной мере тормозится весьма сложной и не до конца отработанной процедурой проектирования электропривода для достижения высоких энергетических показателей.
Применение ВИЭП на электроподвижном составе является пока еще мало изученной, но перспективной областью потенциальных возможностей улучшения тягово-энергетических, эксплуатационных и экономических показателей электровозов и электропоездов.
Задача снижения энергозатрат наиболее актуальна для тяговых приводов, динамические режимы которых составляют большую часть рабочего цикла. Процессы пуска, торможения, перехода электромеханического преобразователя с одной частоты вращения на другую связаны со значительными затратами электроэнергии.
Для полноценного использования возможностей ВИЭП важно не только сформировать оптимальную геометрию зубцовой зоны РИД, выбрать рациональные электромагнитные нагрузки в активных частях электрической машины, но также разработать эффективные алгоритмы управления, которые бы позволили улучшить тягово-энергетические показатели привода и уменьшить пульсации вращающего момента двигателя.
Однако, поиск эффективных алгоритмов управления в условиях большого числа независимых переменных делают решение этой задачи практически невозможным без проведения серии упорядоченных вычислительных экспериментов, с разработкой алгоритмов поиска эффективных параметров управления на базе усовершенственной компьютерной модели. !
ВИЭП представляет собой достаточно сложную электромеханическую систему. Повышение уровня проектирования таких систем, возможность прогнозирования их поведения в сложных динамических условиях могут быть обеспечены на основе современных компьютерных моделей.
Основными задачами, стоящими при проектировании ВИЭП, являются: расчет мгновенных значений токов, напряжений, магнитных потоков, вращающего момента, потерь в силовых ключах, в стали и обмотках РИД и других компонентах системы. Для их решения необходимо получить возможно более полную и точную информацию об электрических, электромагнитных и электромеханических процессах во всех составных частях ВИЭП при различных режимах работы с учетом алгоритмов управления.
Для повышения точности расчета и учета особенностей совместной работы двигателя, инвертора напряжения (ИН) с системой управления (СУ), входного выпрямительно-инверторного преобразователя (4q-S) с СУ необходим системный подход к моделированию, предполагающий рассмотрение системы как единого целого.
Целью работы является улучшение тягово-энергетических, эксплу-тационных и технико-экономических характеристик тягового вентильно-индукторного привода электропоезда на основе разработки эффективных алгоритмов управления приводом.
Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:
— создание компьютерной модели ВИЭП электропоезда, позволяющей вести расчеты электрических процессов в системе «ВИП (4#;
-j.
— разработать экспериментальные методы определения электромагнитных связей потокосцеплений обмоток с фазными токами-.
— исследовать влияние алгоритмов управления на пульсации вращающего момента трехфазного РИД-.
— выполнить анализ динамических нагрузок в тяговой передаче электропоезда-.
— разработать стратегию поиска алгоритмов управления, обеспечивающих минимизацию потребления электроэнергии, и исследовать влияние параметров управления на тягово-энергетические характеристики ВИЭП электропоезда в режиме тяги и рекуперации-.
— экспериментально проверить работу РИД с подмагничиванием магнитной системы-.
— разработать алгоритмы управления ВИЭП, обеспечивающие работу в ре-. жиме постоянства мощности на валу двигателя с низкими значениями пульсаций момента..
Методы исследований. Методологической основой исследования являются: метод конечных элементов — для расчета магнитного поля в РИДметод Рунге-Кутта — для решения системы дифференциальных уравненийуравнение Лагранжа 2-го рода — для анализа динамических нагрузок в тяговой передаче..
Моделирование выполнено с использованием стандартной математической программы Mathcad..
Достоверность полученных результатов подтверждена экспериментальными данными, полученными на полномасштабном макетном образце ВИЭП для электропоезда..
Основные научные результаты диссертационной работы:.
1. Компьютерная модель, позволяющая комплексно выполнять расчеты и проводить исследования тягового вентильно-индукторного привода электропоезда с учётом электрических, электромагнитных и механических процессов в системе «выпрямительно-инверторный преобразователь — инвертор напряжения — реактивный индукторный двигатель» по мгновенным значениям величин, а также с учетом насыщения магнитной системы двигателя..
2. Способы формирования «траектории» сигнала уставки фазного тока в околостоповых режимах, позволяющие уменьшить пульсации вращающего момента РИД и повысить эксплуатационную надежность вентильно-индукторного привода благодаря снижению динамических нагрузок в механической части колесно-моторного блока..
3. Алгоритм управления ВИЭП электропоезда, обеспечивающий работу привода с повышенными значениями момента и КПД системы при наименьших пульсациях момента на валу РИД..
Научная новизна работы заключается в следующем:.
1. Компьютерная модель вентильно-индукторного электропривода, учитывающая совместную работу ИН с фильтром и РИД, а также насыщение магнитной системы двигателя, дополнена моделью выпрямительно-инверторного преобразователя типа Aq-S. Это позволяет вести расчеты электромагнитных процессов в двигателе и электрических процессов в силовой схеме электропоезда «ВИП {Aq-S) — ИН — РИД»..
2. Для повышения адекватности компьютерной модели ВИЭП предложены экспериментальные методы определения электромагнитных связей пото-косцеплений с токами обмоток РИД, основанные на численном интегрировании приложенного к фазной обмотке напряжения..
3. На основе сравнительного анализа предложенных алгоритмов формирования «траектории» сигнала уставки фазного тока в околостоповом режиме сформулированы рекомендации по снижению пульсаций вращающего момента ВИЭП электропоезда..
4. Исследовано влияние углов управления на пульсации электромагнитного момента в трехфазном тяговом РИД в основных режимах работы с учетом влияния подмагничивания магнитной системы двигателя..
5. Выбор эффективных алгоритмов управления, обеспечивающих минимальное потребление электроэнергии, предлагается вести по двум условиям: обеспечение максимального вращающего момента и минимальных значений пульсаций момента..
Практическая ценность работы.
1. Разработанная компьютерная модель системы «ВИП {Aq-S) — ИН — РИД» позволяет проводить комплексные исследования работы тягового привода электропоезда, определять параметры силовых элементов ВИП и ИН, а также динамические нагрузки в трансмиссии тяговой передачи при различных алгоритмах управления..
2. Предложены рекомендации по снижению пульсаций электромагнитного момента тягового трехфазного двигателя, позволяющие уменьшить динамические нагрузки в трансмиссии электропоезда..
3. Предложенные методы экспериментального определения электромагнитных связей в РИД позволяют оперативно уточнять расчетные характеристики ВИЭП..
Результаты работы могут быть использованы при проектировании систем тяговых ВИЭП, питающихся от сети переменного и постоянного тока..
Реализация результатов работы. Результаты исследований были использованы при создании полномасштабного макетного тягового ВИЭП электропоезда (350 кВт), изготовленного ООО ПК «НЭВЗ» и испытанного в ОАО «ВЭлНИИ»..
Апробация работы. Основные положения научной работы докладывались и обсуждались на:.
• II Международной отраслевой научно-технической конференции «Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта и роль молодых ученых в их решении», г. Ростов-на-Дону, ноябрь 2000 г..
• III Международной научно-технической конференции «Новые технологии управления движением технических объектов», г. Новочеркасск, 21−24 ноября 2000 г..
• Научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава «Транспорт — 2002», г. Ростов-на-Дону, апрель 2002 г..
• V Международной научно-технической конференции «Новые технологии управления движением технических объектов», г. Новочеркасск, 18−20 декабря 2002 г..
• IV Международной научно-технической конференции «Состояние и перспективы развития электроподвижного состава», г. Новочеркасск, 17−19 июня 2003 г..
• XIII Международной научно-технической конференции «Проблемы развития рельсового транспорта 22−26 сентября 2003 г., Крым..
Ф На заседаниях секций «Электрическая тяга» и «Электрические машины».
НТС ОАО «ВЭлНИИ» г. Новочеркасск, 2002;2004гг., а также на расширенном заседании кафедры «Электромеханика» ЮРГТУ (НПИ) в 2004 г..
Работа выполнена в Всероссийском научно-исследовательском и про-ектноконструкторском институте электровозостроения (ВЭлНИИ)..
Основное содержание работы отражено в 13 научных статьях и 11 материалах докладов на научных конференциях. Получен 1 патент на способ управления РИД и 1 патент на полезную модель по схемному решению инвертора напряжения..
Выводы.
1. Подход к выбору эффективных параметров управления основан на выборе границ допустимой области изменений варьируемых переменных и разбиении этапов, в каждом из которых часть переменных, определяющих режим работы, фиксируются, что приводит к понижению размерности многокритериальной задачи на каждом из этапов. На основе данного подхода разработан алгоритм поиска углов управления, обеспечивающих максимальные значения вращающего момента и минимум пульсаций вращающего момента..
Выявлено, что использование режима подмагничивания магнитной системы позволяет увеличить момент РИД электропоезда в области максимальной частоты вращения на 58% и обеспечить работу привода в режиме постоянства мощности..
Выбор эффективных алгоритмов управления позволяет существенно улучшить энергетические показатели тягового ВИЭП электропоезда. Наиболее экономичным по отношению ко всем рассмотренным вариантам управления является алгоритм управления по варианту 2 (/fn (осР)-> min при Iycm=const). Экономия электроэнергии составляет 6,96%. Определено влияние частоты коммутации транзисторов инвертора напряжения на вращающий момент, коэффициент пульсаций момента и КПД системы, при пуске, на «низких» и «средних» частотах вращения в режиме рекуперации..
Произведена классификация способов ограничения мощности на валу РИД в режиме тяги и рекуперации, выявлено их влияние на пульсации момента. Предложенный в работе алгоритм ограничения мощности двигателя путем воздействия на уставку максимального тока обеспечивает лучшие показатели по пульсациям момента..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Разработана компьютерная модель системы «ВИП (4q-S) — ИН — РИД», позволяющая путем совместного решения системы дифференциальных уравнений с учетом насыщения магнитопровода двигателя рассчитывать мгновенные значения токов, напряжений, магнитных потоков, вращающего момента, потери в силовых элементах. Разработанная компьютерная модель ВИП электропоезда позволяет осуществлять выбор параметров индуктивности дросселя и емкости конденсаторов фильтра, определять динамические нагрузки в механической части привода..
0 2. Предложены методы экспериментального определения электромагнитных связей потокосцеплений с токами, позволяющие повысить адекватность компьютерной модели ВИЭП. Погрешность расчета мгновенных значений токов и момента РИД не превышает 5%..
3. Для снижения пульсаций момента в трехфазном тяговом двигателе в околостоповом режиме предложены и исследованы алгоритмы формирования специальной формы сигнала уставки фазного тока по заданным «траекториям», позволяющие снизить пульсации с 13,3% до 2,8+4,2%..
4. Для снижения пульсаций момента в диапазоне работы тягового РИД от пускового режима до максимальной частоты вращения предлагается формировать интервалы перекрытия фазных токов (моментов) путем варьирования углов управления и использования режима подмагничи-вания. Это позволяет снизить пульсации момента с 13,3+97% до 3+38%..
5. Выявлено, что снижение уровня пульсаций вращающего момента в резонансной зоне с 13,3% до 4% путем формирования специальной «траектории» сигнала уставки фазного тока в пусковом режиме способствует подавлению резонансных динамических составляющих момента в.
4 раза, что позволяет повысить эксплуатационную надежность привода..
6. Проведен анализ влияния углов управления на тягово-энергетические показатели ВИЭП электропоезда. Выявлено, что использование режима подмагничивания магнитной системы позволяет увеличить момент РИД электропоезда в области максимальной частоты вращения на 58% и обеспечить работу привода в режиме постоянства мощности..
7. Выявлено, что при управлении приводом по условию минимума пульсаций момента можно улучшить энергетические показатели тягового ВИЭП электропоезда на 6,96%. Р.
Список литературы
- В.И. Захаров, JI.H. Сорин, В. Г. Щербаков. Индукторные двигатели для тягового электропривода электроподвижного состава. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения 2002. — Т.44 — с. 24−31.
- Сорин JT.H. Индукторные тяговые и вспомогательные электроприводы для перспективного ЭПС. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения — 2002. Т.44 — с. 17−24.
- Byrne J.V., Tangential Forces Overlapped Pole Geometries Incorporating Ideally Saturable Materials // IEEE Trans, on Magnetics, Mag-8, 1972, No. 1 P.2−9.
- Byrne J.V., О Dwyer J.B. Saturable Variable Reluctance Machine Simulation Using Exponential Functions // Proc. of the International Conference on Stepping Motors and Systems. England. -1976, P. l 1−16.
- Variable speed switched reluctance motors/ Lawrenson P.J., Stephenson J.M., Blenkinsop P.T., Corda J., Fulton N.N. // IEE Proc. B, Electr. Power Appl., — 1980. — 127(4), — P.253−265.
- Lawrenson P.J. A brief status review of switched reluctance drives // EPE Journal, October, 1992. Vol.2. — No. 3. — P.133−144.
- Miller T.J.E. Brushless Permanent Magnet and Reluctance Motor Drives // Oxford Science Press, 1989.
- Miller T.J.E. Switched Reluctance Motors and Their Control // Hillsboro, OH: Magna Physics and Oxford: Clarendon Press, 1993.
- Применение реактивных индукторных двигателей на перспективном ЭПС/ В. Г. Щербаков, Г. И. Колпахчьян, Б. И. Хоменко и др. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения 1998. — Т.40. — С.45−57.
- Н.Ф. Ильинский. Перспективы применения вентильно-индукторного электропривода в современных технологиях. // Электротехника. 1997. — № 2.-С. 1−3.
- Перспектива применения вентильно-индукторного привода для автоматизации вращательно-падающей системы бурового станка/ В.Н. Осит-ров, Ю. Т. Бурыкин, К. С. Жаров, А. Г. Курдюмов. // Электротехника. -1997. № 2. — С.3−7.
- Садовский JI.A., Виноградов B.JI. Электродвигатели с переменным магнитным сопротивлением для современного регулируемого электропривода // Электротехника. 2000. — № 2. — С.54−59.
- Колпахчьян Г. И., Захаров В. И. Электроприводы перспективного электроподвижного состава.// Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения 2002. -Т.45.-С.82−92.
- Особенности расчета индукторных двигателей для вентильного электропривода/ Кузнецов В. А., Садовский JI.A., Виноградов B.JI. и другие. //Электротехника. 1998 г. — № 6. — С.35−42.
- Кузнецов В.А., Матвеев А. В. К вопросу определения числа витков обмотки фазы вентильного индукторного двигателя // Электротехника -2000г.-№ 3.-С. 10−15.
- Бычков М.Г. Сусси Риах Самир, Расчетные соотношения для определения главных размеров вентильно-индукторной машины // Электротехника 2000 г. — № 3 — С. 15−19.
- Пахомин С.А. Влияние геометрии зубцового слоя и параметров питания на показатели вентильного реактивного индукторного двигателя. // Электромеханика. 2000 г. — № 1. — С.30−36.
- Тяговые электродвигатели электровозов/ Бочаров В. И., Захаров В. И., Коломейцев Л. Ф.: под ред. Щербакова В. Г. // Новочеркасск: Агенство Наутилус, 1998. с. 672.
- Щербаков В.Г., Павлюков В. М., Захаров В. И. Индукторный тяговый электродвигатель для электропоезда. Параметры, особенности конструкции // Изв. вузов. Электромеханика. 2000. — № 3. — С.57−58.
- Красовский А.Б., Бычков М. Г. Исследование пульсаций момента в вен-тильно-индукторном электроприводе. // Электричество. 2001 г. — № 10. — С.33−43.
- Пахомин С.А. О пульсациях электромагнитного момента в трехфазномреактивном индукторном двигателе. // Электромеханика. 2000 г. -№ 3. — С.34−37.
- Ghibi В.А., Bent M.F. High Speed Variable Reluctance Motor with Egual Tooth Rations // Patent USA No.4 947 066, Prior. -Aug.7, -1990.
- Kolomeitsev S.F. Variable Reluctance Electric Motor // Patent USA No.5 719 456.
- Henao H., Capolino G.A., Bassily E., Poloujadoff M. A new control angle strategy for Switched Reluctance Motor. // Proc. EPE Conference *97, Troudheim, 1997.
- Режимы работы тягового электропривода рудничного электровоза с трехфазным реактивным индукторным двигателем./ Л. Ф. Коломейцев, И. А. Прокопец, С. А. Пахомин, и др. // Изв. вузов. Электромеханика. 2002. № 2., — С. 18 — 22.
- Yacamini R. Power System Harmonics. Part 3 Problems caused by distorted supplies// Power Engineering Journal, — Oct. 1995,-pp.233−238.
- Iqbal Husain «Minimization of torque ripple in SRM drives», IEEE Transactions on Industrial Electronics vol. 49, № 1, pp. 28−38, February 2002.
- Голланцев Ю.А. Пульсации пускового момента вентильного индук-торно-реактивного двигателя. // Электричество. 2003. — № 6, с. 37−42.
- Киреев А.В., Пахомин С. А. Исследование пульсаций момента в тяговом реактивном индукторном двигателе в режиме токоограничения./ BicHHK Схщноукр. нацюн. ун-ту iM. В. Даля. Луганськ, -2003. -№ 9. -С. 72−77.
- Беляев А.В., Киреев А. В. Способ управления индукторным двигателем // Заявка № 2 002 117 539/09 с решением о выдачи патента от 11.12.2003. Опубл. 10.01.2004. Бюл. № 1.
- Пахомин С.А., Киреев А. В. Пульсации момента тягового реактивного индукторного двигателя в режиме ограничения тока // Изв. вузов. Электромеханика. 2004. — № 1. — С. 25−28.
- M.Jufer, Y. Perriard, M.M.Radulescu, R.R.Munteanu. Analysis and design of a doubly salient permanent — magnet small motor with electronic commutation. // EPFL/LEME, -1994, -p.509−511.
- S.Brisset, P.Brochet. Modele numerique pour la simulation du demarrage d’un moteur a reluctance variable. // EPFL/LEME, -1994, -p.413−418.
- D.Flieller, J-P.Louis, B.Multoun. Modelisation dynamique d’un moteur a reluctance variable alimente en tension par une source imparfaite. // EPFL/LEME, -1994, -p. 431−436.
- P.Crnosija, A.Nad. Control of a hybrid step motor drive by using a signal of reconstructed magnetic flux. // EPFL/LEME, -1994, -p. 197−202.
- Смирнов Ю.В. Определение основных параметров электромагнитного вентильно-индукторного двигателя. // Электротехника. № 11. — 2002. — С. 32−36.
- Бычков М.Г., Кисельникова А. В., Семенчук В. А. Экспериментальные исследования шума и вибраций в вентильно-индукторном электроприводе //Электричество. 1997. -№ 12. — С.41−46.
- Шевченко А.Ф., Шевченко Л. Г. Новый электродвигатель с переменным магнитным сопротивлением воздушного зазора (SD-двигатель) для высокоскоростных электроприводов // Электротехника. 2000. -№ 11.- С.20−23.
- A.JI. Антонов, В. М. Остапенко. Динамические нагрузки в тяговом приводе электровоза ЭП10. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения 1998. — т. 39. С.81−94.
- Колпахчьян Г. И., Крамсков С. А., Кононов Г. Н., Киреев А. В., Кули-шов А.В. Схема питания двух многофазных реактивных индукторных двигателей.// Патент РФ на полезную модель № 35 581. Опубл. 20.01.2004. Бюл. № 2.
- Пахомин С.А., Звездунов Д. А., Коломейцев Л. Ф. и др. Однофазный электродвигатель индукторного типа // Патент РФ RU 2 079 950, МКИ НОЧК 19/06,29/06. Заявл. 24.08.93- Опубл. 20.05.97, Бюл. № 14.
- Пахомин С.А., Коломейцев Л. Ф., Сулейманов У. М., и др. Однофазный индукторный электродвигатель со стартовыми полюсами // Свидетельство на полезную модель № 874. Заявл. 15.03.94- Опубл. 16.09.95, Бюл. № 9.
- Сулейманов У.М., Пахомин С. А., Коломейцев Л. Ф., и др. Однофазный электродвигатель // Свидетельство на полезную модель № 754. -Заявл. 02.06.94- Опубл. 16.08.95, Бюл. № 8.
- Звездунов Д.А., Пахомин С. А., Сулейманов У. М., и др. Однофазный электродвигатель // Свидетельство на полезную модель № 4028. Заявл. 10.01.96- Опубл. 16.04.97, Бюл. № 4.
- Compter J.C. Single-Phase Reluctance Motor // Patent USA No.4 616 165, Prior. Oct.7, 1986.
- Коломейцев Л.Ф., Сулейманов У. М., Пахомин C.A. Пуск и реверс однофазного реактивного индукторного двигателя // Изв. вузов. Северокавказский регион. Технические науки. 1997. — № 3 — С.56−59.
- Пахомин С.А., Коломейцев Л. Ф., Коломейцев В. Л. Электрическая машина. // Патент РФ RU 2 034 393, МКИ НОЧК 19/06. Заявл. 14.12.92- Опубл. 30.04.95, Бюл. № 12.
- Коломейцев Л.Ф., Павлюков В. М., Пахомин С. А. // Индукторный двигатель // Патент РФ RU 2 068 608, МКИ НОЧК 1/12, 19/06. Заявл. 14.12.92 Опубл. 27.10.96, Бюл. № 30.
- Пахомин С.А., Коломейцев Л. Ф., Звездунов Д. А. Ротор индукторного электродвигателя // Патент РФ RU 2 076 426, МКИ НОЧК 1/26, 1/22. -Заявл. 01.06.93- Опубл. 27.03.97, Бюл. № 9.
- Пахомин С.А., Звездунов Д. А., Коломейцев В. Л. и др. Трехфазный индукторный двигатель // Патент РФ RU 2 118 034, МКИ НОЧК 19/10,19/02, 1/22,3/18, 1/14. Заявл. 13.06.96- Опубл. 20.08.98, Бюл. № 23.
- Пахомин С.А., Звездунов Д. А., Коломейцев Л. Ф. и др. Мотор-компрессор// Патент RU 2 079 714, МКИ F04B 35/04. Заявл. 28.01.94- Опубл. 20.05.97, Бюл. № 14.
- Пахомин С.А., Сулейманов У. М., Коломейцев В. Л., и др. Воздуховса-сывающий агрегат // Свидетельство на полезную модель № 120. Заявл. 26.11.90- Опубл. 25.11.94, Бюл. № 11.
- Пахомин С.А., Коломейцев Л. Ф., Сулейманов У. М., и др. Двухбако-вая стиральная машина с индукторным электроприводом // Патент РФ RU 2 098 531 МКИ D02 °F 33/02. Заявл. 31.03.94- Опубл. 10.12.97, Бюл. № 34.
- Коломейцев Л.Ф., Пахомин С. А., Сулейманов У. М., и др. Сервопривод с малыми пульсациями момента // Патент № 2 162 041, МКИ B64D 5/04. Заявл. 06.01.99- Опубл. 20.01.2001, Бюл. № 2.
- French J.R. Switched reluctance motor drives for rail traction: relative assessment// IEE Proc., Sept., 1984. Vol. 131. — Pt. B. — No.5.
- Obradovic J. Switched reluctance motor for rail traction // IEE Proc., Januar, 1980. Vol. 133. — Pt. B. — No.5.
- Тяговый синхронный двигатель индукторного типа. / Л. Ф. Коломейцев, В. М. Павлюков, С. А. Пахомин, И. А. Прокопец // Сб. науч. тр.: Электровозостроение / Всерос. н.-и., проектно-констр. ин-т электровозостроения 1991. — Т.32. — С.64−69.
- Вольвич А.Г., Плис В. И., Стекольщиков Д. В. Привод мотор-колесо для подвижного состава на базе индукторного двигателя. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения 2002. — Т.44 — с. 115−131.
- Демченко Г. В. Исследование статических моментов в тяговом реактивном двигателе // Сб. науч. тр. ДонГТУ. Сер. Электротехника итэнергетика. Донецк: ДонГТУ. — 1998. Вып.2 — С.84−87.
- Дудник М.З., Демченко Г. В., Определение параметров вентильного реактивного тягового двигателя // Електричный журнал. 1999. № 1.-С.11−14.
- Davis R.M. et al. Inverter Drive for Switched Reluctance Motor: Circuits and Component Ratings // IEEE Proc., 1981 Mar. Vol. 128, Pt. B. -P.126−136.
- Barnes M., Pollock C. Power Electronic Converters for Switched Reluctance Motor Drives // IEEE Trans, on Power Electronics, vol. 13. No 6, November 1998, P. l 100−1111.
- Barnes M., Pollock C. New Class of Dual Voltage Converters for Switched Reluctance Drives // IEE Proc. Electric Power Applications, vol. 145, no. 3, May 1998, P.164−168.
- Barnes M., Pollock С. Power Converters for Single Phase Switched Reluctance Motors//Electronics Letters, vol. 31, no. 25, 1995, P.2137−2138.
- B.G. Hexamer. SRM with the improved characteristics and the power inverter for a drive of electrotransport. // Proc. EPE Conference '97, Troud-heim, 1997.
- Режимы работы тягового электропривода рудничного электровоза./ Прокопец И. А., Пахомин С. А., Коломуйцев В. Л., и др. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения 2002. — Т.44 — с.62−71.
- Система тягового индукторного электропривода для рудничного электровоза./ Реднов Д. А., Карпенко Е. В., Коломейцев В. Л., и др.// Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения — 2002. — Т.44. — с.81−87.
- Тяговый реактивно-индукторный двигатель для рудничного электровоза К14У./ Коломейцев Л. Ф., Пахомин С. А., Прокопец И. А., и др. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения — 2002. — Т.44. — с.87−90.
- Buja G.S., Valla M.I. Control Characteristics of the SRM Drives: Pt.2. Operation in the saturated region // IEEE Trans. Ind. Electron. 1994. -Vol.41, — No. 3,-P.316−325.
- Sen P.C. Electric Motor Drives and Control Past, Present, and Future // IEEE Trans, on Indust. Elect. December 1990. Vol.37. — No. 6. — P.562−575.
- Torrey D.A., Lang J.H. Optimal efficiency excitation of variable-reluctance motor drives // IEE Proc. — B, 1991 January. — Vol. 138. — No. 1. -P.l-14.
- Filicori F., Lo Bianco C.G., Tonielli A. Modeling and Control Strategies for a Variable Reluctance Direct-Drive Motor // IEEE Trans, on Indust. Elect., Feb. 1993, Vol. 40. No. 1, — P.105−115.
- Kjaer P.C., Nielsen P., Andersen L., Blaabjerg F.A. New Energy Optimizing Control Strategy for Switched Reluctance Motors // IEEE Trans. On Industry Applications, 1995. Vol. 31 — No. 2 — P.345−353.
- Suriano J.R., Ong. Chee-Mun. Variable Reluctance Motor Structures for Low-Speed Operation // IEEE Trans, on Industry Applications, 1996
- March / April. Vol. 32 No. 2 — P.345−353.
- Красовский А.Б. Анализ условий формирования постоянства выходной мощности в вентильно-индукторном электроприводе. Электричество.- 2002. № 2. — с.36 — 45.
- Красовский А.Б. Анализ процесса отключения фазной обмотки вен-тильно-индукторного двигателя при локальном насыщении зубцовой зоны. Электричество.- 2001. № 5. — с.41 -47.
- Коломейцев Л.Ф., Пахомин С. А., Гребенюк Е. И., и др. Анализ способов регулирования момента в реактивном индукторном двигателе. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения 2002. — Т.44 — с. 31 -38.
- Stiebler М., Ge J. A lov voltage switched reluctance motor with experimentally optimised control // ICEM Proc. 1992 — P.532−536.
- Orthmann R., Schoener H.P. Turn off angle control of switched reluctance motors for optimum torgue output // EPE Proc. — 1993 — P.20−25.
- Расчет электромагнитных процессов в трехфазном управляемом индукторном двигателе/ Коломейцев Л. Ф., Пахомин С. А., Прокопец
- И.А. и др. // Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения -1997. Т.38. — С.234−245.
- H.Cailleux, J-C. Mouchoux, B. Multon, E. Hoang, Comparison of measurement methods to determine the electromagnetic characteristics of switched reluctance motors. EPP LEME, -1994. -pp. 639−644.
- Ferrero A., Raciti A., Urzi C., An indirect test method for the characterization of variable reluctance motors, IEEE Trans, on Ins. And Measurement, Vol.42 6 December 1993, pp.1020−1025.
- Corda J, Masis S, Stephenson J.M. Computation and experimental determination of running torque waveforms in switched reluctance motors, IEE Proc. В Vol. 140, 6 November 1993.
- Ferrero A., Raciti A., A digital method for the determination of the magnetic characteristic of variable reluctance motors. IEEE Trans, on Instrumentation and Measurement, Vol. 39, No. 4, August 1990, pp.604−608.
- Chiba A., Fukao Т. An analysis and an operating method of switched reluctance motors based on a simple inductance representation // Proc. IAS Annual Meeting, 1995. P.419−426.
- Голланцев Ю. А Уравнения вентильного индукторно-реактивного двигателя при одиночной коммутации фаз // Электричество. — 2003. -№ 7, с. 45−51.
- Пахомин С.А. Развитие теории и практика энергосберегающих вен-тильно-индукторных электроприводов. Автореферат на соискание уч. степ. докт. тех. наук. Новочеркасск. 2001. — с. 40.
- Киреев А.В., Крамсков С. А. Моделирование электромагнитных процессов в вентильно-индукторном электроприводе в математической системе MathCAD// Изв. вузов. Электромеханика. — 2003. № 1. — С.42 -46.
- Р. О. Rasmussen, G. Andersen, L. Helle, J. К. Pedersen, F. Blaabjerg. «Fully automatic characterization system for switched reluctance motors», in Proceedings of ICEM, 1998.
- Lovatt H.C., Stephenson J.M. Computer optimized current waveforms for switched reluctance motors // IEE Proc.- Electr. Power Appl. — Vol. 141. -No. 2. — 1994 — P.45−51.
- Бирюков И. В, Беляев А. И., Рыбников E.K. Тяговые передачи электроподвижного состава железных дорог.-М.: Транспорт, 1986 -256 с.
- Orthmann R., Krautstrunk A., Schoener Н.Р. Overload Protection and Maximum Power Operating Point Control of Switched Reluctance Motor Drives // Proc. EPE Conference '97, Troudheim, 1997.
- Красовский А.Б. Получение максимальной выходной мощности вентильно-индукторного электропривода средствами управления. Электричество. 2002. — № 9. — С.29 — 35.
- Буд Д.А., Чернова Е. Н. Линейные вентильно-индукторные двигатели // Часть 1. Электричество. — 1999. — № 12. — С.32 — 41.
- Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин: Учеб. Для вузов по специальности «Электромеханика» 2-е изд. пере-раб. и доп. М.: Высш. шк. 1994. — 318 с.
- Колмейцев Л.Ф., Пахомин С. А., Крайнов Д. В. и др. Математическая модель для расчета электромагнитных процессов в многофазном управляемом реактивном индукторном двигателе // Изв. вузов. Электромеханика. 1998. — № 1. — С.49−53.
- Кузнецов В.А., Матвеев А. В. Дискретная математическая модель вен-тильно-индукторного двигателя // Электричество 2000 г. — № 8. — С. 22 -27.
- Электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями // Н. А. Ротанов, А. С. Курбасов, Ю. Г. Быков, В.В. Литовченко- Под ред. Н. А. Ротанова. — М.: Транспорт, 1991. 336с.
- В.В. Литовченко 4q-S — четырехквадрантный преобразователь электровозов переменного тока (принцип работы, анализ и экспериментальные исследования). // Изв. вузов. Электромеханика. — 2000. № 3. -С.64−73.
- Беляев А. В., Солтус К. П., Капустин М. Ю. Алгоритмы управления четырехквадрантным преобразователем// Электровозостроение: Сб. науч. тр./ Всерос. н-и., и проектно-констр. ин-т электровозостроения -2002. —Т.45.- С.341−353.
- Солодунов A.M., Иньков Ю. М., Коваливкер Г. Н. Преобразовательные устройства электропоездов с асинхронными тяговыми двигателями. Рига: Зинатие, -1991.-351 с.
- Уайт Д., Вудсон Г. Электромеханическое преобразование энергии. — М., JI.: Энергия, 1964.
- Моделирование электромеханической системы электровоза с асинхронным тяговым приводом / Ю. А. Бахвалов, А. А. Зарифьян, В. Н. Кашников и др.- Под ред. Е. М. Плохова.-М.: Транспорт,-2001−286 с.
- Фролов М.И. Техническая механика: Детали машин: Учеб. Для ма-шиностр. Спец. Техникумов. — 2-е изд., доп. — М.: Высш. Шк., 1990. — 352 е.: ил.
- Бирюков И.В. Некоторые методологические особенности моделирования динамики тяговых приводов локомотива // Сб.тр. / Брян. Ин-т трансп. Машиностр. 1974. Вып. 26. — С. 109−119.
- Маслов Г. С. Расчет колебаний валов : Справочник. — М.: Машиностроение, 1980.— 151 с.
- Бидерман В.М. Теория механических колебаний. М.: Высш. Школа, 1980.-408 с. ил.
- Гутер Р.С., Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опыта. — М.: «Наука» 1970 г., 432 с.
- Ахмедов Г. Г. Динамические нагрузки в тяговом приводе электровоза ЭП1 при аварийных режимах работы./ Г. Г. Ахмедов, В. М. Остапенко, П. Е. Сергиенко // В1сник Схщноукр. Нацюнального ун-ту. iM.
- B.Даля. Луганськ, 2001 г. — № 7. — С. 135−139.
- Петров Ю.П. Вариационные методы теории оптимального управления. М. Л., издательство «Энергия», 1965.- 220 с.
- Крайнов В. В. Вентильно-индукторный электропривод. Алгоритмы и микропроцессорные системы управления. Автореферат на соискание уч. степ. канд. техн. наук. Новочеркасск 2001 г. — 20 с.
- Сулейманов У.М., Коломейцев В. Л., Пахомин С. А. и др. Мостовой инвертор и схема его управления . // Патент РФ RU 2 094 937. — Опубл.2710.97, Бюл. № 30.
- Правила тяговых расчетов поездной работы. М.: Транспорт. 1985. -287 с.
- Основы локомотивной тяги. Учебник для техникумов ж.-д. трансп. /
- C.И. Осипов, К. А. Миронов, В. И. Ревич. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Транспорт, 1979.-440 с.
- Номинальные данные НТИ-350
- Режим работы Часовой Продолжительный1. Мощность Ру кВт 350 3001. Напряжение Ш, В 1450 14 501. Ток фазный /, А 215 190
- Частота вращения и, мин"1 1440 1440
- Частота тока fy Гц 192 1921. Момент My кН’м 2,32 1,99кпд 0,96 0,96число фаз 3число зубцов статора/ротора 12/8внутренний диаметр статора 465 ммдлина пакета по зазору 264 ммвоздушный зазор 1,5 ммвитков в катушке 23
- Параметры динамической системы тягового ВИЭП электропоезда с РИД НТИ-350
- Параметр, наименование Обозначение Величина Размерность
- Момент инерции колеса колесной пары (КП), со стороны редуктора JkI 128,5 кг’м2
- Момент инерции КП со стороны противоположной редуктору JK2 110,7 КГ’М^
- Момент инерции шестерни с фланцами РКМ и половиной оболочки РКО Js 2,0 КГ’М2
- Момент инерции редуктора тягового привода относительно оси КП Jp 60 КГ’М2
- Момент инерции ротора РИД НТИ-350 с ½ РКМ Ja 9,06 КГ’М2
- Торсионная жесткость РКМ cT 78 480 147 150 Н’м/рад Н’м/рад
- Жесткость подвески редуктора C" 3,2 МНУм
- Торсионная жесткость оси КП Co 7,774 МН-м/рад
- Коэффициент сопротивления РКМ bx 66 Н’см/рад
- Коэффициент сопротивления оси КП b0 100 Н’см/рад
- Коэффициент сопротивления в подвеске редуктора bp 160 Н-с/м
- Передаточное отношение редуктора h 3,9473
- База подвески редуктора lo 0,74 м
- Давление колеса на рельс P 107 900 Н
- Радиус среднеизношенного ходового колеса r 0,5075 м
- Инвертор напряжения тягового ВИЭП для РИД НТИ-350
- Блок системы управления инвертором напряжения для РИД НТИ-350
- Реактивный индукторный двигатель НТИ-350 для электропоезда
- Реактивный индукторный двигатель НТИ-350 (слева — ротор, справа — статор)1. ТЕХНИЧЕСКИЙ/
- УТВЕРЖДАЮ s 5(Ойиэальный директор1. ЩЖ^&У&Ф «ВЭлНИИ» к.т.н.1. UMu, Л.Н. Сорин1. Vsp/, J * Ъ***^ {fry- V
- В.П. Янов К. Н. Суслова П.И. Гордиенко
- Председатель комиссии Члены комиссии