Разработка метода построения функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы
Одним из: актуальных направлений в области автоматизации и управления производствамиявляется решение, задач автоматизации деятельности предприятий на основе использования корпоративных информационных систем, а также обеспечения гибкого взаимодействия пользователей с информационным системами, внедренными на предприятии. На* современном этапе развития при проектировании информационных систем… Читать ещё >
Содержание
- Терминология
- Глава 1. Проблема построения информационно-биллинговой системы
- 1. 1. Общая характеристика информационно-биллинговой системы
- 1. 2. Характеристика структуры информационно-биллинговой системы
- 1. 3. Анализ проблемы
- 1. 4. Постановка задачи
- 1. 5. Выводы по главе 1
- Глава 2. Разработка формальной модели системы функциональных интерфейсов
- 2. 1. Выбор и обоснование подхода к моделированию
- 2. 2. Формализация системы функциональных интерфейсов
- 2. 3. Модель формирования пользовательских интерфейсов
- 2. 4. Разработка структурной модели системы функциональных интерфейсов
- 2. 5. Анализ производительности системы функциональных интерфейсов
- 2. 6. Выводы по главе 2
- Глава 3. Разработка метода построения системы функциональных интерфейсов
- 3. 1. Общая характеристика метода построения системы функциональных интерфейсов
- 3. 2. Формирование множества интерфейсов к источникам данных
- 3. 3. Формирование операций системы функциональных интерфейсов
- 3. 4. Формирование множества XML интерфейсов
- 3. 5. Формирование множества пользовательских интерфейсов
- 3. 6. Выводы по главе 3
- Глава 4. Разработка функциональных интерфейсов системы «Центр самообслуживания»
- 4. 1. Назначение системы «Центр самообслуживания»
- 4. 2. Разработка системы функциональных интерфейсов
- 4. 3. Выбор и обоснование архитектуры системы «Центр: самообслуживания»
- 4. 4. Разработка структуры системы «Центр самообслуживания»
- 4. 5. Результат внедрения
- 4. 6. Выводы по главе 4
Разработка метода построения функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из: актуальных направлений в области автоматизации и управления производствамиявляется решение, задач автоматизации деятельности предприятий на основе использования корпоративных информационных систем, а также обеспечения гибкого взаимодействия пользователей с информационным системами, внедренными на предприятии. На* современном этапе развития при проектировании информационных систем требуется учитывать такие важнейшие: факторы как необходимость формирования единого информационного пространства для больших групппользователей с разнородными, информационными потребностями, обеспечение возможности оперативного, динамического измененияинформационной системы в условиях нестабильности экономического поля расчетов, а также обеспечение возможности доступа к информационной системе с помощью множества различных устройств доступа. Наиболее полно перечисленные факторы проявляются при разработке информационно-биллинговых систем (ИБС). Информационно-биллинговая система представляет собой сложную информационно-управляющую систему, предназначенную для поддержкидеятельности предприятия г связи, обеспечивающую автоматизацию процессов обслуживания пользователей услуг связи, учета услуг и расчета их стоимости, контроля и оплаты услуг. Термин «информационно-биллинговая система» традиционно используется для обозначения такого класса систем: наравне с термином «автоматизированная система расчетов», используемым в отечественной нормативной документации [18].
Первые зарубежные специализированные комплексы, предназначавшиеся для автоматизации управленческих и технологических задач предприятия связи, предоставлявшего услуги телефонии, в 60-е годы строились на базе ЭВМ семейства 8уз1еш-360 [18]. В 70-е годы в СССР на основе абонентских отделов предприятий связи были организованы специальные расчетные группы, подготавливающих данные для бухгалтерии с помощью вычислительных машин класса ЕС ЭВМ. Развитие технической базы привело к разработке первой отечественной отраслевой АСУ-Связь. Организационно-техническая система АСУ-Связь предусматривала разработку, внедрение и промышленную эксплуатацию систем, подсистем и комплексов автоматизированных задач различного назначения для отрасли связи. Основными задачами, требующими автоматизации для ПТУ С, и решаемыми АСУ-Связь, были формирование справок и отчетов о работе предприятия связи, анализ прибыли, анализ рентабельности и др. [85].
Широкое распространение персональных компьютеров типа IBM PC привело к возможности создания автоматизированных систем управленияпредприятием связи, которые отличало усложнение и увеличение количества выполняемых функций, а также наличие автоматизированных рабочих мест. Bi конце: 90-х годов была спроектирована первая отечественная информационно-биллинговая система для предприятия, предоставляющего услуги мобильной связи, обеспечивающая f полный учет, контроль и управление финансовыми г средствами предприятия! и процессами, связанными с предоставлением услуг мобильной связи;
Непрерывное изменение и усложнение услуг, предоставляемых предприятием связи, в совокупности с появлением все новых требований абонентов к обслуживанию определяет актуальность и значимость исследований в области автоматизации деятельности, предприятий, предоставляющих услуги связи потребителям" [20]. Исследования проблем построения сложных информационно-управляющих систем нашли отраженияв трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Bi частности, широкое использование и развитие получили идеи М. М. Аршанского [15], разрабатывавшего теоретические основы и методы математического моделирования организационно-технологических систем и комплексов, а также методы построения автоматизированных систем управления предприятием. Проблемы разработки и эксплуатацииинформационно-биллинговых систем' подробно исследованы в работах JI.3.
Дича [64,65] и являются: базисом при определении общей проблематики при проектировании и построении ИБС. Разработанные к настоящему моменту методы построения информационно-биллинговых систем не позволяют создавать системы с учетом современных требований к ИБС, а также с учетом усложнения предоставляемых предприятием связи услуг [60]. На современном этапе развития при проектировании информационно-биллинговых систем необходимо учитывать следующие факторы: расширение спектра предоставляемых клиентам услуг, усложнение услуг, повышение требовательности потребителей к качеству услуг и оперативности расчетов с клиентами, комплексность производимых расчетов, предоставления клиентам: возможности управления лицевыми счетами и услугами. В полной мере приведенные факторы не учитываются при построении современных информационно-биллинговых систем, что обуславливает актуальность и значимость исследований, направленных на решение одной из ключевых проблем" построения ИБС — проблемы взаимодействия и информационного обмена между пользователем и информационно-биллинговой системой [58]. Одним из вариантоврешения этой проблемыявляется усовершенствование внешних интерфейсов взаимодействия с конечными пользователями и сторонними информационными системами, когда ИБС позволяет оперативно вносить изменения в функционал приложений, а также осуществлять доступ пользователей к системе различными способами — через сеть Интернет, устройства беспроводной связи, меню сотового телефона и голосового меню.
Анализ существующих исследований, посвященных решению задачи взаимодействия и информационного обмена между пользователем и информационно-биллинговой системой, выявил крайне незначительное число готовых и апробированных решений, что во многом связано с отсутствием достаточно проработанной теории и практики решения задач организации взаимодействия пользователей с: системой с учетом современных тенденций развития ИБС. Эффективное решение задач организации такого взаимодействия и составляет суть данной диссертационной работы.
Целью диссертационной работы является разработка метода построения системы функциональных интерфейсов ИБС, реализующей унифицированный подход к проектированию внешних интерфейсов ИБС. Достижение этой цели основывается на представлении системы функциональных интерфейсов в виде трех взаимосвязанных уровней: уровень интерфейсов к источникам данных, уровень XML интерфейсов и уровень пользовательских интерфейсов [58]. Цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Получение модели, формирования пользовательских интерфейсов информационно-биллинговой системы;
2. Получение структурной модели системы функциональных интерфейсов;
3. Разработка метода построения функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы;
4. Разработка функциональных интерфейсов системы «Центр самообслуживания».
В качестве объекта исследования выступает информационно-биллинговая система. Предметом исследования является разработка функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: математический аппарат теории множеств, комбинаторные методы, теория графов, методы математического и натурного моделирования. Положениями, выносимыми на защиту, являются:
1. Модель формирования пользовательских интерфейсов информационно-биллинговой системы;
2. Структурная модель системы функциональных интерфейсов;
3. Метод построения функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы;
4. Функциональные интерфейсы системы «Центр самообслуживания». Основная научная новизна состоит в том, что разработанные модели, метод и система позволяют эффективнее решать задачи взаимодействия и информационного обмена между пользователем и информационно-биллинговой системой, а именно:
1. Модель формирования пользовательских интерфейсов информационно-биллинговой системы отличается возможностью учета информационных потребностей пользователей через унификацию среды доступа к источникам данных ИБС, что позволяет гибкое настраивать систему под требования пользователей;
2. Структурная модель системы функциональных интерфейсов отличается инвариантным полем атомарных элементов, что позволяет менять набор функциональных задач, решаемых информационно-биллинговой системой;
3. Метод построения функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы отличается использованием атомарного множества XML-документов, что позволяет расширить интеграционные возможности готовой системы;
4. Функциональные интерфейсы системы «Центр самообслуживания» отличаются семантической связанностью на трех физических уровнях: интерфейсах к источникам данных, XML интерфейсах и пользовательских интерфейсах, что позволяет использовать представления функциональных интерфейсов для различных каналовдоступа.
Научная значимость диссертации состоит в развитии методов построения внешних интерфейсов информационно-биллинговых систем в направлении совершенствования возможностей взаимодействия ИБС с внешними системами и пользователями системы. Полученные результаты могут использоваться как при решении конкретных задач построения внешних интерфейсов, так и для решения общих задач построения системы функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы на предприятиях связи. Разработанные модели и метод позволяют значительно повысить функциональную гибкость информационно-биллинговой системы. Их реализация применительно к решению задач5 усовершенствования внешних интерфейсов ИБС позволяет значительно повысить оперативность взаимодействия пользователей с системой. Также в диссертации заложен базис для дальнейшей теоретической и практической проработки методик экспериментальной оценкикорректности и эффективности методов построения внешних интерфейсов ИБС.
Практическая значимость диссертации подтверждается: актом о внедрении результатов исследования у оператора национальной сети «Мегафон» в Московском регионе.
Представленные в работе результаты были успешно реализованы в программном исполнении в виде системы «Центр самообслуживания», предназначенной для решения' комплекса задач по предоставлению услуг мобильной связи абонентам.
Основные положения и отдельные результаты работы докладывались и обсуждались на следующих конференциях и семинарах:
1. На политехническом семинаре «Молодые ученые — промышленности Северо-Западного региона» (С.-Петербург 2003 г.);
2. На всероссийской научно-технической конференции «Моделирование и обработка информации в технических системах» (Рыбинск 2004).
Данная диссертационная работа состоит из четырех глав, заключения и приложенияВ первой главе: анализируется структура информационно-биллинговых систем, и приводятся общие требования к внешним интерфейсам ИБС. Рассматриваются основные классификационные признаки современных ИБС. Анализируются проблемы построения и функционирования информационно-биллинговых систем на предприятии связи. Определяется система функциональных интерфейсов, основанная: на концепции функционального интерфейса [60]. На основании анализа структуры предлагается подход к организации ИБС, базирующийся на применении системы функциональных интерфейсов.,.
Во второй главе разрабатывается структурная модель системы функциональных интерфейсов. Рассматривается и производится обоснование подхода к моделированию системы. Приводится теоретико-множественное описание системы функциональных интерфейсов, а также разрабатывается модель формирования пользовательских интерфейсов информационно-биллинговой системы, основанная на использовании трех типов интерфейсов.
Третьяглава посвящена разработке метода построения информационно-биллинговой системы на основе системы функциональных интерфейсов. Определяются принципы формирования функциональных интерфейсов на основе декомпозиции бизнес процессов предприятия связи, а также принципы формирования пользовательских интерфейсов информационно-биллинговой системы.
Четвертая глава посвящена технологическим аспектам разработки и внедрения системы «Центр самообслуживания» на основе системы функциональных интерфейсов. Система «Центр самообслуживания» предназначена для решения комплекса задач по предоставлению услуг мобильной связи абонентам. Приводятся рекомендации по выбору архитектуры системы, в которой возможна реализация подхода, положенного в основу системы функциональных интерфейсов.
В заключении перечислены основные результаты диссертационной работы. В приложение вынесены основные XML интерфейсы системы «Центр самообслуживания».
Глава Проблема построения информационно-биллинговой системы.
4.6. Выводы по главе 4.
1. Характеризуя проблему разработки информационно-биллинговой системы на основе системы функциональных интерфейсов в целом, можно сделать вывод об успешности применения метода, описанного в третьей главе работы. На основе предложенного метода была разработана система «Центр самообслуживания», предназначенная для решения комплекса задач по предоставлению услуг мобильной связи абонентам и внедренная у оператора национальной сети «Мегафон» в Московском регионе. Следует отметить, что в ЦСО реализована часть функциональных задач, решаемых информационно-биллинговыми системами, связанная непосредственно с обслуживанием лицевых счетов клиентов и предоставлением услуг связи;
2. Разработанная система «Центр самообслуживания» позволяет пользователям получать доступ к информации независимо от программной и аппаратной платформы по нескольким внешним каналам доступа, что обеспечивает оперативность получения пользователями необходимой информации.
Заключение
.
В диссертационной работе были рассмотрены вопросы построения внешних интерфейсов информационно-биллинговых систем. Проанализированы требования, предъявляемые к внешним интерфейсам и общие тенденции развития таких систем. На основе проведенного анализа предложен метод построения интерфейсов информационно-биллинговых систем, позволяющий решать задачи обеспечения высокой гибкости интерфейсов результирующих систем. Метод основывается на применении системы функциональных интерфейсов при проектировании информационно-биллинговой системы, что позволяет решить комплекс задач, характеризующий этапы проектирования, разработки и внедрения ИБС на предприятии связи.
Получены следующие основные результаты:
1. Получена модель формирования пользовательских интерфейсов информационно-биллинговой системы;
2. Получена структурная модель системы функциональных интерфейсов;
3. Разработан метод построения функциональных интерфейсов информационно-биллинговой системы;
4. Разработаны функциональные интерфейсы системы «Центр самообслуживания».
Список литературы
- DeMarco Т. Structured Analysis and System Specification. N.Y.: Yourdon Press, 1988. — 236 p.
- Dickman A., Two -Tier Versus. N.Y.: Informationweek, 1999. — 179 p.
- Edelstein H., Unraveling Client-Server Architecture. N.Y.: North Holland, 1994.- 112p.
- Evans L., Harvey G. Client-Server: A Handbook of Modern Computer Design. N.Y.: Prentice Hall, 1996. — 341 p.
- Fisher A.S. CASE: Using Software Development Tools. N.Y.: J. Wiley & Sons Inc., 1988. — 104 p.
- Hatley D., Pirbhai L. Strategies for Real-Time System Specification. -N.Y.: Dorset House, 1987. 116 p.
- Jackson M.A. A Principles of Program Design. N.Y.: Academic Press, 1975. — 332 p.
- Joseph W. Weiss, Robert K. Wysocki. 5-Phase project management: a practical planning & implementation guide. N.Y.: Addison-Wesley Publishing Company, 1992. — 272 p.
- March C. Entity Relationship Approach. — N.Y.: North Holland, 1988. — 296 p.
- Marka D.A., McGovan K.L. SADT: Structured Analysis and Design. -N.Y.: Informationweek, 1997. 172 p.11 .Абрамов Л. М., Капустин В. Ф. Математическое программирование. JL: ЛГУ, 1981.-328 с.
- Алпацкий В., Васильев С. Корпоративный портал: многоканальный доступ к информационным ресурсам. М.: Мир связи, 2003. — 88 с.
- З.Аникин A.A. Место автоматизированной системы расчетов в составе единой системы функционального менеджмента оператора связи // Мобильные системы. 2001. № 8. — С. 18−20.
- Н.Антонов A.B. Направления развития информационно-поисковых и аналитических систем. М.: Корпорация «Галактика», 2002. — 115с.
- Аршанский М.М., Брехов О. М. Аналитические вероятностные модели функционирования организационно-технологических систем.1. М: Энергия, 1978. 368 с.
- Афонин C.A. Некоторые аспекты использования трехуровневой архитектуры. http://vww.cctpu.edu.ru//conf7sec6/tez02.html.
- Бабков В.Ю., Вознюк М. А., Дмитриев В. И. Сети мобильной связи. -СПб.: СПбГУТ, 2000.- 196 с.
- Балихин О.Г. О развитии биллинга и биллинговых систем // Мобильные системы. 2001. № 8. — С. 10−11.
- Басакер Р., Саати Т. Конечные графы и сети. М.: Наука, 1974. — 368 с.
- Бахрах М., Гребешков А. Биллинг в информационной системе оператора связи // Мобильные системы. — 2000. № 8. С. 12−14.
- Башарин Г. П. Графы и сети Маркова. М.: УДН, 1989. — 33 с.
- Белов В.В., Воробьев Е. М., Шаталов В. Е. Теория графов. М.: Наука, 1976. — 145 с.
- Бенайюн Р., Ларичев О. И. Линейное программирование с многими критериями. Метод ограничений // Автоматика и телемеханика. -1971. № 8 -С. 14−18.
- Берж К. Теория графов и ее применения. М.: ИЛ, 1962. — 320 с.
- Бернштейн Ф. и др. Программа исследований в области баз данных на следующее десятилетие // Открытые системы. 1999. № 1 — С. 61−68.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Наука, 1980. — 262 с.
- Биркгоф. Теория структур. М.: Наука, 1952. — 139 с.
- Боггс У., Боггс М. UML и Rational Rose: Пер. с англ. М.: ЛОРИ, 2000. -281 с.
- Богданов C.B., О некоторых инновация в биллинговых системах // Мобильные системы. 2000. № 3. — С. 34−36.
- Боэм Б. Инженерное проектирование программного обеспечения. -М.: Радио и связь, 1985. 228 с.
- Боэм Б.У. Инженерное проектирование программного обеспечения: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1985. — 259 с.
- Брукс Ф.П. Как проектируются и создаются программные комплексы. -М.: Наука, 1979. 252 с.
- Бумфрей Ф. и др. XML. Новые перспективы WWW. М.:ДМК, 2000. -688 с.
- Бурков В.Н. Механизмы функционирования организационных систем. -М.: Наука, 1983. -276 с.
- Бурков В.Н. Прикладные задачи теории графов. — Тбилиси: Техника, 1974. 284 с.
- Бурковский B. JL, Холопкина JI.B., Райхель H.JI. Методы моделирования и анализа вычислительных систем. Воронеж: ВГТУ, 1996.- 111 с.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 399 с.
- Бусленко Н.П. Метод статистического моделирования., М: Статистика, 1970. — 112 с.
- Валиков А.Н. Технология XSLT. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. 145 с.
- Вельбицкий И.В. Технология программирования. Киев: Техшка, 1984.-250 с.
- Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998. — 193 с.
- Вендров A.M. CASE-технологии: современные методы и средства проектирования информационных систем. М. Финансы и статистика, 1998. — 175 с.
- Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 301 с.
- Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. — с. 165.
- Веселов В., Долженков А. XML и технологии баз данных. // Открытые Системы. 1999, № 5, с. 34−35.
- Войнов А.Ю. О построении распределенных систем обслуживания абонентов // Мобильные системы. 2003. № 11. — С. 23−27.
- Войнов А.Ю. Многоуровневая распределенная архитектура как основа построения систем обслуживания абонентов // Мобильные системы. --2003. № 8.-С. 34−37.
- Гаврилец Ю. Н. Социально-экономическое планирование. М.: Системы и модели, 1974. — 129 с.
- Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования: Пер. с англ. СПб: Питер, 2001. -167 с.
- Гейн К., Сарсон Т. Системный структурный анализ: средства и методы. М.: Эйтекс, 1992. — 93 с.
- Голомшток Л., Запасская Е. Автоматизированные системы расчетов для операторов телефонной сети общего пользования // Вестник связи International. 2000. № 1. — С. 5−12.
- Голомшток Л.В., Запасская Е. С. Результаты сертификационных испытаний биллинговых систем // Биллинг. Компьютерная телефония. 2001. № 3.-С. 47−49.
- Гольдштейн МЛ. Мультипроцессорная вычислительная система на базе транспьютерной идеологии // Алгоритмы и программные сред-ства параллельных вычислений. Сб. науч. тр. Екатеринбург: УрОРАН. -1995.-С. 61−68.
- Горохов Е.Д. Биллинг-процессы или современные проблемы автоматизации // Биллинг. Компьютерная телефония. 2001. № 2. -С. 41−43.
- Грейвс М. Проектирование баз данных на основе XML. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 268 с.
- Гусев A.B. Возможности многоканального доступа к Информационно-Биллинговой системе. Деп. в ВИНИТИ 5.01.2004, № 9 В2004.
- Гусев A.B. Вопросы проектирования многоуровневой системы функциональных интерфейсов // Техника и технология. 2004. № 2. — С. 58−63.
- Гусев A.B. Выделение функциональных интерфейсов информационной системы предприятия // Современные аспекты экономики. 2004. № 56. -С. 16−24.
- Гусев A.B. Интерфейсы Информационно-Биллинговой системы. Деп. в ВИНИТИ 5.01.2004, № 8 В2004.
- Гусев A.B. Средства построения деревьев пользовательских представлений Информационно-Биллинговой системы. Деп. в ВИНИТИ 5.01.2004, № 7 В2004.
- Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. М.: Эйтекс, 1993. -195 с.
- Дейтел Х.М., Дейтел П.Дж. Как программировать на С++. Введение в объектно-ориентированное проектирование с использованием UML.: Пер. с англ. М.: Бином, 2001.-238 с.
- Дич JI.3. Биллинговые системы в телекоммуникациях // Радио и связь. -2003.№ 2.-С. 184−185.
- Дич JI.3. От конвергенций технологий к конвергентному биллингу. -М.: Мир связи. 2003. 211 с.
- Додохов А., Лыкова Н. Роль АСР в создании межрегиональных компаний // Биллинг. Компьютерная телефония. — 2001. № 3. С. 38 — 40.
- Дружинин В. В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. М.: Наука, 1976.-341 с.
- Евланов Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978.- 133 с.
- Евстигнеев В.А. Применение теории графов в программировании. -М.: Наука, 1985. 352 с.
- Ивлев В. Методологический подход консальтинговой деятельности// Информационные технологии. 1995, № 4. с.17−19.
- Ивлев В. Методология IDEF 0 // Информационные технологии. 1996. №.8. — С. 22−25.
- Калянов Г. Н. CASE: компьютерное проектирование программного обеспечения. М.: НИВЦ МГУ, 1994. — 283 с.
- Калянов Г. Н. Методы и средства системного структурного анализа и проектирования. М.: НИВЦ МГУ, 1996. — 166 с.
- Калянов Г. Н. CASE. Структурный системный анализ (автоматизация и применение). М.: ЛОРИ, 1996. — 139 с.
- Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». М.: СИНТЕГ, 1997. — 223 с.
- Калянов Г. Н. Современные CASE-технологии. М.: ИПУ, 1992. — 159 с.
- Канторович Л.В. Математические методы организации и планирования производства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1939. — 68 с.
- Карпов В.И., Казакова И. Е. и др. Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах. М.: Наука, 1987. — 68 с.
- Карташева Е.В. Средства интеграции приложений. // Открытые системы. 2000. № 2. — С. 22−23.
- Китаев H.H. Групповые экспертные оценки. М.: Наука, 1975. — 128с.
- Клейнрок Л. Вычислительные системы с очередями. М.: Мир, 1979.- 600 с.
- Кобринский Н.Е., Майминас Е. З., Смирнов А. Д. Экономическая кибернетика. М.: Экономика 1982.-410 с.
- Когаловский М.Р. XML: возможности и перспективы. Часть 1. Платформа XML и составляющие ее стандарты // Директору информационной службы. — 2001. № 1. С. 19−23
- Когаловский М.Р., Новиков Б. А. Электронные библиотеки — новый класс информационных систем. Российская Академия наук. — М.: Наука, 2000.- 103 с.
- Кодд Е.Ф. Реляционная модель для больших совместно используемых банков данных // СУБД. 1995. № 1. — С. 145−169.
- Козлинский A.B. CASE технология- индустриальная разработка. -М.: Наука, 2001. 203 с.
- Котов В.Е., Сабельфельд В. К. Теория схем программ. М.: Наука, 1991.-248 с.
- Кофман А., Дебазей Г. Сетевые методы планирования и их применение. -М.: Прогресс, 1968.- 181 с.
- Краснощеков П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. М.: ФАЗИС, 2000.-253 с.
- Кузнецов А., Люлькин Ю., Дунский А. Сделайте правильный выбор. Биллинговые системы в России: состояние и тенденции развития // Мир связи. 1999. № 6. http://www.billing2000.ru/conn-text6.htm.
- Кузнецов A.B., Холод Н. И. Математическое программирование. -Минск: Вышэйшая школа, 1984. 221 с.
- Кузнецов С.Д. Операционные системы для управления базами данных // СУБД. 1996. № 3. — С. 95−102.
- Ланге О. Целое и развитие в свете кибернетики. М.: Наука, 1985. -189 с.
- Липаев В.В. Управление разработкой программных комплексов. М.: Финансы и статистика, 1993. -134 с.
- Липаев В.В. Документирование и управление конфигурацией программных средств. Методы и стандарты. М.: Синтег, 1998. — 118 с.
- Липаев В.В. Обеспечение качества программных средств. М.: Синтег, 2001.-243 с.
- ЮО.Липаев В. В. Системное проектирование сложных программных средств для информационных систем. М.: Синтег, 1999. — 356 с.
- Липский В. В. Комбинаторика для программистов М.: Мир, 1988. -173 с.
- Люберский Ю.Я. Интеллектуальные информационные системы. — М.: Наука, 1990.- 199 с.
- Мазепа И., Лункин П., Катков В. Услуга биллинга для ISP // Компьютерная телефония. Биллинг. — 2001. № 2. http://www.cti-online.ru/pdtf2/2(8)54.pdf.
- Майминас Е.З. Процессы планирования в экономике. Информационный аспект. М.: Наука, 1971. — 388 с.
- Маклаков C.B. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: Диалог-МИФИ, 1999. — 284 с.
- Марка Д.А., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования. -М.: МетаТехнология, 1993. — 395 с.
- Мартин Дж. Планирование развития автоматизированных систем. -М.:Финансы и статистика, 1994. — 221 с.
- Миронов Г. А. Способы повышения качества информационного обслуживания в сетях. М.: Эйтекс, 2001. — 85 с.
- Муссель К. Цепь взаимосвязи. Как добиться максимальной расширяемости телекоммуникационных систем? // Компьютерная телефония. Биллинг. 2000. № 6. http://www.billing2000.ru/kt-text5.htm.
- Нейлор Т. Машинные эксперименты с моделями экономических систем. М.: Мир, 1975. — 184 с. 111.0'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. — 109 с.
- Овчинников A.A., Пучинский B.C. От логической сети к линейной диаграмме. // Вестник высшей школы. 1978. № 9. — С. 45 — 48
- Ope О. Графы и их применение. М.: Мир, 1965. — 174 с.
- Орлов Д. Биллинг становится универсальным // Мир связи. 2000. № 4. http://www.billing2000.ru/conn-textl .htm.
- Острейковский В.А. Теория систем. М.: Высшая школа, 1997. — 240 с.
- Павлов Д. Проблемы биллинга при миграции к сетям мобильной связи нового поколения. // Биллинг. Компьютерная телефония. — 2001. № 2. -С. 50−53.
- Палаткие Н.В., Балихин О. Г. Об истории биллинга в России. // Биллинг. Компьютерная телефония. 2001. № 1. — С. 58−60.
- Плесневич Г. С., Сапаров М. С. Алгоритмы в теории графов. -Ашхабад: Ылым, 1981. -311с.,
- Позин Б.А. Современные средства программной инженерии для создания открытых прикладных информационных систем // СУБД.- 1995. № 1. С. 139−144.
- Попов Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1996. — 138 с.
- Поттосин И.В. Программная инженерия: содержание, мнения и тенденции. // Программирование. 1997. № 4. — С. 26−37.
- Садовский В. Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1984. -438 с.
- Севостьянов Б.А. Курс теории вероятностей и математической статистики. М.:Наука, 1982. — 232 с.
- Сергеев Д.А. Некоторые вопросы общей методологии разработки автоматизированных систем поддержки принятия управленческих решений. М.: Наука, 2001. 279 с.
- Спурихин В.И. Информационные технологии в испытаниях сложных объектов: методы и средства. — Киев: Наукова думка, 1990. — 241 с.
- Терехов А.Н., Романовский К. Ю. Методология и CASE-средство для разработки систем реального времени и информационных систем // Программирование. 1999, № 5. с. 14−17.
- Терещенко С.С. Тенденции развития автоматизированных информационных систем // НТИ. Сер. 1.- 2001. № 6. — С. 16−23.
- Терещенко С.С. Структура информационных систем // НТИ. Сер. 1.— 2001.-№ 7.-С. 10−12.
- Тода М., Шуфорд Э. Х. Логика систем: введение в формальную теорию структуры. М.: Наука, 1969. — 437 с.
- Фоке Д. Программное обеспечение и его разработка. М.: Мир, 1995. -261 с.
- Фридман A. JI. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем. М.: Финансы и статистика, 2000. — 183 с.
- Фуксман A.A. Технологические аспекты создания программных систем. М.: Статистика, 1979. — 184 с.
- Хокни Р., Джессхоуп К. Параллельные ЭВМ. Архитектура, программирование и алгоритмы. М.: Радио и связь, 1986. — 392 с.
- Черемных C.B., Семенов И. О., Ручкин B.C. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2001. — 145 с.
- Чистяков В.П. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1987. — 381 с.
- Шрайберг Я. Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы. М.: Либерея, 2001. — 104 с.
- Шэнк Дж. Технология клиент/сервер и ее приложения. М.: ЛОРИ, 1995. -418 с.
- Юдицкий С.А., Кутанов А. Т. Методология структурного анализа и логического проектирования сложных информационно-управляющих систем // Приборы и системы управления. — 1994. № 4. С. 15−25.
- Юдицкий C.A., Кутанов А. Т. Технология проектирования архитектуры информационно-управляющих систем. М.: ИПУ, 1993. -284 с.