Совершенствование механизма государственного регулирования деятельности электросвязи на основе метода предельного ценообразования
Проведенный в диссертации анализ факторов и условий эффективности функционирования операторов связи, занимающих существенное положение на рынке услуг связи, указал на необходимость взаимосвязанного изучения макрои микроэкономических параметров эффективности национальной, региональной и отраслевой экономик. В ходе анализа динамики различных показателей за период 1989;2003 годы было установлено… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ механизма государственного регулирования деятельности связи и пути его совершенствования
- 1. 1. Сущность государственного регулирования экономики и естественных монополий
- 1. 2. Анализ целей, форм и механизмов государственного регулирования деятельности в области связи
- 1. 3. Характеристика тарифной политики и обоснование необходимости совершенствования механизма государственного регулирования ценообразования в электросвязи
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Методологические подходы к регулированию тарифов на услуги электросвязи по методу предельного ценообразования
- 2. 1. Сущность и значение регулирования тарифов по методу предельного ценообразования
- 2. 2. Анализ параметров модели и процедур регулирования тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования в мировой практике
- 2. 3. Алгоритм вариантных расчетов предельного роста тарифов на услуги связи с учетом условий функционирования и уровня конкуренции
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Методические положения механизма государственного регулирования предельного роста тарифов на услуги электросвязи
- 3. 1. Анализ влияния макроэкономических факторов и структурных сдвигов на эффективность деятельности организаций электросвязи
- 3. 2. Методическое и статистическое обоснование внешних и внутренних факторов предельного роста тарифов на услуги телефонной связи
- 3. 3. Методические положения регулирования предельного роста тарифов на услуги электросвязи и оценка эффективности его
Совершенствование механизма государственного регулирования деятельности электросвязи на основе метода предельного ценообразования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выводы по 3 главе.133.
Заключение
136.
Список использованных источников
138.
Приложение 1. 147.
Приложение 2.154.
Приложение 3. 159.
Актуальность темы
исследования. Высокие темпы технико-технологического прогресса и информатизации обуславливают проникновение конкурентов даже в те сегменты рынка телекоммуникационных услуг, которые недавно считались монопольными, поэтому вопрос о границах государственного вмешательства в сфере связи имеет теоретическую и практическую значимость. С одной стороны, государственный контроль за соблюдением технических стандартов средств и сетей связи, социальной справедливости в потреблении жизненных благ и безопасностью страны необходим. С другой стороны, в условиях либерализации и демонополизации рынка телекоммуникационных услуг система регулирования должна способствовать повышению эффективности производства услуг связи и инвестиционной привлекательности операторов связи.
В соответствии с законом «О естественных монополиях» тарифы на основные виды услуг, производимых организациями связи (включая услуги междугородной и местной телефонной связи), регулируются государством. Доля доходов от регулируемых услуг электросвязи у операторов холдинга ОАО «Связьинвест», занимающих существенное положение на региональных рынках телекоммуникационных услуг, составляет более 60%, что ставит их эффективность в прямую зависимость от уровня устанавливаемых регулирующим органом тарифов, их соответствия реальным затратам на производство и инновационное развитие, т. е., в конечном итоге, от методов и масштабов государственного тарифного регулирования. В условиях активизации конкуренции и сохранения обязательств обеспечения доступности средств связи и универсального обслуживания операторы, занимающие существенное положение на рынке услуг связи, не имеют экономической выгоды от масштабов производства, а, наоборот, оказываются в неравных условиях деятельности в рыночной среде по сравнению с новыми операторами, являются мало конкурентоспособными и инвестиционно привлекательными, что обуславливает актуальность совершенствования государственного регулирования в области тарифов на услуги связи.
Целью совершенствования механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи является формирование адаптивной системы ценообразования, обеспечивающей эффективность производства услуг при максимально возможном удовлетворении общественных и личных потребностей в телекоммуникационных услугах на основе согласования экономических интересов потребителей, организаций связи и общества в целом. Такой механизм должен опираться на экономические принципы ценообразования, учитывать текущее состояние рынка телекоммуникационных услуг и перспективы его развития, потенциальный спрос, роль связи во всех сферах жизнедеятельности и в подъеме национальной экономики.
Зарубежный опыт ценообразования показывает, что рынка, в механизм которого не вмешивались бы государственные регулирующие органы, давно не существует. Рыночная ситуация во многом определяется государством с помощью прямых или косвенных методов, осуществляемых регулирующими органами. Теория и практика функционирования рыночной экономики разработала целую систему форм и методов государственного регулирования рыночных отношений, которые могут эффективно применяться с учетом специфики социально-экономического развития стран и секторов экономики. Настоящая диссертация и посвящена методологическому обоснованию аппарата тарифного регулирования в сфере электросвязи по методу предельного ценообразования.
Таким образом, актуальность проблемы, решению которой посвящена настоящая диссертация, обусловлена следующим: радикальными изменениями и неравными условиями деятельности организаций связи, занимающих существенное положение на рынке телекоммуникационных услугнеобходимостью совершенствования механизма тарифного регулирования с целью устранения диспропорций и разбалансированности тарифов, перекрестного субсидирования отдельных услуг, повышения эффективности производства и инвестиционной привлекательности операторов связинеобходимостью перехода от прямых методов тарифного регулирования к новым методам ценообразования, обеспечивающим сходные с конкурентной средой условия деятельности.
Проблемы совершенствования ценообразования и тарифной политики в организациях связи являются предметом исследований ряда ученых-экономистов связи: Володиной Е. Е., Голубицкой Е. А., Жигульской Г. М., Кузовковой Т. А., Резниковой Н. П. В то же время многие аспекты формирования механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи в условиях динамизма научно-технического прогресса и развития конкуренции требуют теоретико-практической проработки и методологического обоснования.
Цель и задачи исследования
Основной целью диссертационной работы является совершенствование механизма государственного регулирования деятельности электросвязи на основе методического обоснования порядка и процедур тарифного регулирования по методу предельного ценообразования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• выявление роли и места государственного регулирования в системе рыночных отношений, изучение целей, форм и механизмов государственного регулирования деятельности в области связи;
• характеристика тарифной политики связи и обоснование необходимости совершенствования механизма государственного регулирования тарифов в телекоммуникационном секторе страны;
• изучение моделей и процедур регулирования тарифов на услуги связи, применяемых в отечественной и мировой практике;
• обоснование внешних и внутренних факторов предельного роста тарифов на услуги электросвязи, разработка предложений комплексного измерения эффективности деятельности регулируемых операторов связи;
• разработка алгоритма вариантных расчетов предельного роста тарифов на услуги электросвязи с учетом условий функционирования и уровня конкуренции;
• разработка методических положений государственного регулирования тарифов на услуги электросвязи по методу предельного ценообразования;
• оценка эффективности регулирования тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования.
Объектом исследования в диссертации является механизм государственного регулирования деятельности организаций связи, а предметом исследования — механизм государственного регулирования тарифов на услуги электросвязи, способствующий повышению эффективности деятельности операторов телекоммуникационных услуг.
Теоретической и методологической основой диссертации являются положения экономической теории и экономики связи, теории рынков и маркетинга, управления и статистики связи, Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, Федеральный закон «О связи», а также труды ученых-экономистов по вопросам конкуренции, монополизма, государственного регулирования экономики и ее отдельных секторов в условиях рынка, зарубежная практика тарифного регулирования в области услуг связи, статистическая и справочная литература. Для решения поставленных в диссертации задач использованы статистические методы индексного, динамического и корреляционного анализа, методы экономического анализа и моделирования.
Информационной базой исследования являются данные государственного статистического наблюдения за деятельностью операторов электросвязи различных регионов России, официальная статистика Мининформсвязи России, данные статистических сборников, результаты научно-исследовательских работ, выполненных в лабораториях экономики связи НИЧ МТУСИ, ЦНИИС, а также экономическая и специальная литература по теме диссертации.
Научная новизна диссертационной работы состоит в методологическом обосновании факторов, моделей и порядка государственного регулирования тарифов на услуги электросвязи с использованием метода предельного ценообразования в целях повышения эффективности производства операторов электросвязи в рыночной среде.
Основные научные результаты работы, отличающиеся новизной, состоят в следующем: в обосновании необходимости совершенствования механизма государственного регулирования тарифов на услуги электросвязи на основе метода предельного ценообразованияв разработанном алгоритме вариантных расчетов предельного роста тарифов на услуги связи с учетом условий функционирования и уровня конкуренции на регулируемых сегментах телекоммуникационного рынкав методически и статистически обоснованных факторах предельного роста тарифов на услуги электросвязи и способах исчисления комплексного показателя эффективности деятельности (Х-фактора) операторов связив разработанных методических положениях государственного регулирования предельного роста тарифов на услуги электросвязи и оценки эффективности его внедрения.
Основные положения выносимые на защиту, могут быть сформулированы следующим образом:
• статистически обоснованные факторы внешней и внутренней среды, влияющие на динамику тарифов на регулируемые услуги связи;
• методически обоснованные параметры моделей предельного ценообразования в сфере электросвязи, включая комплексный показатель эффективности деятельности операторов связи;
• разработанный алгоритм вариантных расчетов предельного роста тарифов на услуги связи с учетом условий функционирования и уровня конкуренции;
• разработанные положения государственного регулирования тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования и произведенная оценка эффективности его реализации для организаций электросвязи и потребителей.
Практическая значимость проведенных в диссертации исследований заключается в возможности использования научно обоснованного методического аппарата тарифного регулирования по методу предельного ценообразования в организациях связи для обеспечения и стимулирования повышения эффективности производства услуг, сбалансирования интересов производителей и потребителей услуг электросвязи, развития сети связи общего пользования, повышения качества услуг, что в целом повысит эффективность функционирования рынка и благосостояние потребителей услуг связи.
Реализация результатов. Методические положения по расчету предельного роста тарифов на услуги электросвязи на основе метода предельного ценообразования могут быть использованы Федеральной службой по тарифам и в организациях электросвязи, занимающих существенное положение на рынке услуг связи, в ходе реализации постановления Правительства Российской Федерации № 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи», а также в учебном процессе по дисциплине «Ценообразование в связи».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на конференциях профессорско-преподавательского состава МТУ СИ, на совещаниях по тарифной политике операторов электросвязи, представлены в виде опубликованных статей в научных журналах, сборниках трудов МТУСИ, ТУИС, депонированных статей (2001;2004 г. г.).
Публикации. По материалам и основным результатам диссертации опубликовано 6 печатных работ, из них две статьи.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений. Основная часть работы содержит 137 страниц машинописного текста, 16 таблиц, 17 рисунков.
Список литературы
включает 112 наименований. В.
Выводы по 3 главе.
1. Проведенный в диссертации анализ факторов и условий эффективности функционирования операторов связи, занимающих существенное положение на рынке услуг связи, указал на необходимость взаимосвязанного изучения макрои микроэкономических параметров эффективности национальной, региональной и отраслевой экономик. В ходе анализа динамики различных показателей за период 1989;2003 годы было установлено, что с начала рыночных реформ в России пройдено три этапа и с 1999 года наступил период устойчивого восстановления экономики в рыночных условиях хозяйствования и усиления роли внутренних факторов экономического роста нашей страны. Данное обстоятельство предопределяет также переход от административных методов государственного регулирования к экономическим.
2. Сопоставление динамических рядов основных объемных и ценовых макроэкономических, региональных и отраслевых показателей эффективности (ВВП, объем промышленной продукции, выпуск продукции и услуг базовых отраслей, объем платных услуг и услуг электросвязи, индекс-дефлятор, индекс потребительских цен, цен производителей промышленной продукции, тарифов на услуги связи), а также корреляционный анализ тесноты их взаимосвязи позволил обоснованно установить параметры моделей предельного ценообразования в сфере услуг электросвязи, отражающие инфляцию и производительность регулируемого оператора связи.
Для измерения эффективности деятельности организаций связи в диссертации рассмотрены различные методические подходы для исчисления обобщающих и комплексных показателей эффективности и разработана методика расчета синтетического индекса эффективности производства на основе построения индексных матриц и интегрального индекса эффективности производства на основе геометрической средней частных показателей эффективности, отражающих результативность деятельности с учетом прогрессивности технологий, интенсивности использования производственных мощностей и элементов затрат.
3. С целью реализации разработанного алгоритма вариантных расчетов предельного прироста тарифов на услуги связи по МПЦ определены основные элементы и процедуры государственного регулирования тарифов на услуги электросвязи, установлены этапы и последовательность осуществления режима регулирования. Методические положения государственного регулирования тарифов на услуги телефонной связи сопровождены результатами прогноза общего предельного прироста тарифов на корзину услуг и ее элементы по прогнозным данным. Для оценки эффективности регулирования тарифов на услуги связи по МПЦ предложены формулы оценки эффективности регулирования для потребителей и производителей регулируемых услуг связи и произведены соответствующие расчеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Особенности продукта и сетевой организации связи обуславливают необходимость адаптации механизма государственного регулирования ее деятельности к принципам рыночного управления. Временный характер монополии телекоммуникаций и преобладание технологических факторов естественного монополизма над экономическими определяют переход от административных методов государственного регулирования к экономическим.
2. Выявленные изменения характерных признаков естественной монополии на рынке телекоммуникационных услуг, целесообразность создания системы стимулирующего регулирования, способствующей повышению эффективности производства услуг связи, его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, а также решению социальных вопросов доступности современных средств связи потребителям, потребовали изучения международной практики тарифного регулирования и совершенствование механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи в направлении применения методов, имитирующих конкурентную среду.
3. Анализ методов тарифного регулирования в сфере электрической связи в России и за рубежом, выявление их достоинств и недостатков, а также возможностей достижения социальных и экономических целей позволил остановиться на методе предельного ценообразования (МПЦ). Этот метод состоит в установлении предела роста тарифов на регулируемые услуги с учетом изменения цен и факторов производительности общественного производства, экономики региона, отрасли. МПЦ имеет социально-стимулирующий характер повышения эффективности деятельности операторов связи и разделения результатов от роста производительности между производителем и потребителем, обеспечивает прозрачность процедур и открытость режима регулирования, защиту потребителей и конкурентов путем ограничения роста тарифов на услуги связи.
4. Анализ моделей и процедур регулирования тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования позволил обосновать базовые условия применения МПЦ, корректировки параметров основной формулы и применения модели стимулирующего предельного ценообразования, что послужило основой разработки алгоритма вариантных расчетов предельного роста тарифов на услуги связи с учетом различной степени регулирования, уровня конкуренции, взаимного влияния макрои микроэкономических факторов на инфляцию, структуру производства и экономический рост.
5. Анализ динамических рядов и корреляционный анализ тесноты связи параметров эффективности национальной, региональной и отраслевой экономик и ценовых характеристик позволил научно обосновать показатели, формирующие основную модель ПЦ и модель стимулирующего предельного ценообразования на основе выделения более высокой продуктивности телекоммуникаций и реализации закономерностей их опережающего развития по сравнению с другими секторами национальной экономики. Это выражается в прогнозе предельного прироста тарифов на услуги связи на основе разницы в темпах инфляции и показателей эффективности в связи и национальной (региональной) экономики. Для комплексного измерения эффективности деятельности регулируемых операторов связи предложены показатели — индексы эффективности: синтетический — на основе построения индексных матриц и интегральный — на основе геометрической средней частных показателей эффективности.
6. Для реализации МПЦ в диссертации определены основные элементы и процедуры государственного регулирования тарифов на услуги электросвязи, этапы и последовательность осуществления режима регулирования, произведена апробация методики регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи и оценка эффективности регулирования по этому методу для производителей — операторов связи и потребителейпотребительский дивиденд, который получают пользователи в результате реализации потенциала роста эффективности телекоммуникационных компаний. Разработанный порядок государственного регулирования тарифов на телефонные услуги по МПЦ может быть использован для других видов регулируемых услуг связи.
Список литературы
- Авдашева С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков.-М.: Магистр, 1998.-94с.
- Аронин В.А. Цели, формы и противоречия антимонопольного регулирования страхового рынка России.- Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 1999.-е. 124
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208с.
- Айзман М., Голышко А. В. Рынок связи как он есть. // Connect! Мир связи, № 12/98−1/99, с.108−113.
- Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов/Пер. с англ. М.: Мир, 1976.-755с.
- Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М.: Фолиум, «Информ-Студио», 1996. — 128с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Под ред. Евсенко Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989. 519с.
- Ахлопов И.К. Государственное регулирование тарифов транспорта//Бюллетень транспортной информации, 1998.-№, с.
- Бабашкина A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2004.-480с.ю. Бакан ов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 1997 — 416 с.
- П.Берн М., Кузовкова Т. А., Кухаренко Е. Г. Конкуренция на рынке услуг связи в России и европейских странах: Обзорн. информ./ Моск. техн. унт связи и информатики. М.: ЦНТИ «Информсвязь», 1996.-79с.
- Бор исов Е.Ф., Петров А. А., Стерликов Ф. Ф. Экономика. Справочник.- 2-е изд.- М.: «Финансы и статистика», 1998 г.-584с.
- Бородачев Ю.В. Взаимный интерес Взаимные расчеты. Порядок взаиморасчетов//Вестник связи, 1997.-№ 5, с.35−40.и.Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
- Бусленко В.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978,399с.
- Варакин JI.E. Введение в теорию развития инфокоммуникаций // Труды международной академии связи, 2000.- № 2 (14), с.2−11.
- Варакин JI.E. Направления развития инфокоммуникаций России на основе современных технологий и мировых тенденций / Труды международной академии связи, 2001.-№ 1(17), с. 2−9.
- Вильсон Дж., Цапелик В. Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики, 1995.-№ 11, с.
- Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. -СПб.: Экономическая школа, 1998.- 348с.
- Гелбрейт Дж. К Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976.-406с.
- Годовой производственный отчет Министерства Российской Федерации по связи и информатизации за 1999,2000,2001,2002,2003 г. г. М.: Минсвязи России, 2000−2004, с.99
- Гол омолзин А.Н. О регулировании тарифов на услуги связи и направления тарифной политики // Технологии и средства связи, 2003.-с.24−29
- Голубиц кая Е.А., Жигульская Г. М. Экономика связи: Учебник для вузов. М.: Радио и связь, 1999. — 392 с.
- Гол ышко А.В., Пушилина О. С. Конвергенция как символ эпохи. // Вестник связи № 4, 2000, с.26−34.
- Го родецкий А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике // Вопросы экономики, 1995. -№ 11.-С.4−13
- Гранберг А.Г., Зайцева Ю. С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта в Российской Федерации: методологические подходы и экспериментальные расчеты) // Вопросы статистики, 2003.-№ 2, с.3−17
- Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. -М.: Изд-во РДЛ, 2004.-288 с.
- Губин Н.М., Добронравов А. С., Дорохов Б. С. Экономикоматематические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи / Учебник для вузов. М.: Радио и связь, 1993. — 376 с.
- Дол он Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ.-СПб., 1992.-496с.
- Жигульская Г. М. Тарифы на услуги связи: проблемы регулирования // Вестник связи.-1997.-№ 7.-с.54−56
- Карло ф Б. Деловая стратегия. Пер. с англ. М., 1991. — 239 с.
- Кей не Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.-М.: 1978.- с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика.-М.: Прогресс, 1987. -399с.
- Кириченко В.Н. Уточнение ориентиров экономических реформ // Экономист.-2000, № 7, с.22−29зв.Кобелев Н. Б. Практика применения экономико — математических методов и моделей М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000, — 245с.
- Кон куренция и антимонопольное регулирование / Под редакцией А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 254с.
- Концепция развития отрасли «связь и информатизация» Российской Федерации / Под ред. Л. Д. Реймана и Л. Е. Варакина. М.: MAC, 2001.340 с.
- Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации // Вестник связи, 2001.-№ 1, с. 9−25
- Крюков В.А. «Естественные» монополии естественные перемены // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства, 1997.-№ 6, с.89−106.
- Кузовкова Т.А., Гарайкина Г. И., Володина Е. Е., и др. Принципы ценообразования на услуги почтовой связи в условиях рыночной экономики М.: ЦНТИ «Информсвязь», 1996.-60с.
- Кузовкова Т.А., Козлова Г. В., Курбатова Н. И. Конкурентоспособность связи на рынке труда.- М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2002.-76с.
- Кузовкова Т.А. Способы оценки рыночной структуры и конкуренции на рынке услуг связи // Вестник связи, 2004.-№ 4, с. 188−193
- Кузовкова Т.А., Обмоин Д. А. Регулирование тарифов на услуги связи на основе метода предельного ценообразования.-М.: Сб. трудов МТУ СИ, 2004.-С.216−221
- Лях овецкий JI.3., Козлова Г. В., Лебедева Л. В., Фокин А. А. Анализ и диагностика финансово-экономической деятельности организаций связи // Учебное пособие.- М.: Инсвязьиздат, 2004, с. 110
- Ластови ч Б. А. Проблемы регулирования телекоммуникационного рынка // Вестник связи International, 2000.- № 1, с.54−62
- Липе иц И. В. Коммерческое ценообразование. Учебник для вузов.-М.: Изд-во БЕК, 1997.-368С.
- Литвин цева Г. П. Продуктивность экономики России и структурные сдвиги в производстве товаров и услуг // Вопросы статистики, 2003.-№ 4, с. 11−26• 51. Макконел К. Р., Стенли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы иполитика.-М.: Республика, 1999.-339с.
- Малин никова Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги. М.: Экономический журнал ВШЭ № 4, 1998, с. 516−535.
- Маршалл А. Принципы экономической науки.-М.: Принципы экономической науки.-М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993.- 414с.
- Демина Е.В., Резникова Н. П., Добронравов А. С., Макаров В. В. Менеджмент предприятий электросвязи.-Москва, «Радио и связь», 1997. -464с.
- Методика расчета коэффициентов индексации тарифов на услуги электросвязи, регулируемые на уровне субъектов РФ / Утверждена ФСЕМС России 11.04.1997.
- Мудрак М., Алекперов А. Невидимая либерализация. // Connect! Мир связи, № 12/98−1/99, с.102−106.
- Новиков В.В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие // Вопросы экономики, 2003.-№ 9, с.33−48
- Новиков В.В. Возможности нового федерального закона в правовом регулировании индустрии связи // Правовые вопросы связи, 2003 .-№ 1, с. 26−37
- Обмоин Д.А. Выбор принципов тарифного регулирования в секторе телекоммуникаций.-СПб: ТУИС, 2001, с. 172−187
- Обмо ин Д. А. Анализ влияния факторов государственного регулирования на развитие телекоммуникационного рынка. М.: Деп. В ЦНТИ «Информсвязь» от 10.06.2002.- с. 2−9
- Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики.-М.: Юристъ, 1999. с.298
- Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996−2003г.г. // Вестник статистики, 2001.- № 12, с. 27−38.2002, № 12.- с.28−39
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896с.
- Прог нозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для вузов. / Морозова Т. Г., Пикулькин А. В., Тихонов В. Ф. и др.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-234С.
- Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения) / Брусиловский В. Е., Григорьев Л. Э., Менар К., Шаститко А. Е. М.: ТЭИС, 2001.-240с.
- Про блемы государственного регулирования ценообразования вестественных монополиях // Национальная электронная библиотека.1997, http://nel.nns.ru/
- Рабовский С.В. Тарифы: проблемы и решения.-М.:Коминфо Консалтинг, 1998.-160с.
- Райск ая Н.Н., Сергиенко Я. В., Френкель А. А. Исследование взаимосвязи отраслевой структуры промышленного производства и цен в период спада и подъема российской экономики // Вопросы статистики, 2003.-№ 5, с.33−46.
- Регионы России. Социально-экономические показатели / 1999,2001,2002,2003.-М.: ППЦ «Статистика России», 2000−2004.-848 с.
- Резникова Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях. — М.: Эко-Трендз, 1998.- 146с.
- Резникова Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях. М.: Эко-Трендз, 2002.- 336с.
- Росс ийские телекоммуникации настроены на рост, но препятствия остаются / Пер. с англ. // Отчет Рейтингового агентства Standard and Poors, 2004
- Росс ийский статистический ежегодник / 1999,2000,2001,2002.-М.: ППЦ «Статистика России», 2000−2003. 749с.
- Савинов Ю.А. Государственное регулирование телекоммуникаций в Российской Федерации: тенденции и проблемы // Сети и системы связи, 1998.-№ 12,-с.75−80.
- Соц иально-экономическое положение России / 1999,2001,2002,2003 .-М Госкомстат России.-2000−2004.- № 1−12, 396с.
- Статист ика связи. Учебник для вузов / Под ред. Т. А. Кузовковой. М.: Радио и связь, 2003.-624 с.so. Тара нуха Ю. В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах).- М.: Дело и сервис, 2002.-240с.
- Справочник по регулированию электросвязи / Под ред. Хэнка Интвена.-Вашингтон, США: Всемирный Банк, 2000. 113с.
- Татари нов А., Гришина Е. Международный опыт регулирования отраслителекоммуникаций // Вестник связи International, 2001.-№ 5, с.1−5.
- Тимошенко JI.C. Статистика как зеркало инфокоммуникаций / Информкурьерсвязь, 2002.- № 9, с. 34−37.
- Тимоше нко JI.C. Столичный телекоммуникационный рынок: состояние и тенденции // Вестник связи International, 2002.- № 9, с. 1−6.
- Тихви некий В. О. Регулирование и экономика подвижной связи. — М.: Радио и связь, 2003. 368с.
- Тихви некий В. О. Государственное регулирование рынка подвижной связи и управление его развитием // Электросвзяь, 2001.- № 7, с.16−20.
- Федеральный закон «О связи» от 18.06.03.-М.: Ось-89, 2003.-48с.
- Френкель А.А. Прогноз социально-экономического развития России на 2000 год. // Вопросы статистики, 2000 № 3, с.79−85.
- Френ кель А.А., Симонова А. А. Прогноз развития российской экономики на 2003−2004 годы //Вопросы статистики, 2003.-№ 9, с.61−68.
- Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник.-М.: Экономистъ, 2004.-620с.
- Цапелик В. Регулирование естественных монополий / Общество и экономика, 1996.-№ 8, с.34−41.
- Цветков А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений. СПб.: СПбГИЭА, 1997. -142с.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции.-М.: Экономика 1996.-352с.
- Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков.-М.:Инфра-М, 1997.-698с.
- Шульцева В.К. Формирование нового механизма государственного регулирования телекоммуникаций // Информкурьерсвязь.-1997, № 6.-с.44−59
- Эрх ард Л. Благосостояние для всех.-М.: Начала-Пресс, 1991.-c.336
- Яшин В.Н., Авдиянц С. П. Тарифная политика в электросвязи: проблемы и перспективы // Вестник связи International, 2000.- № 4, с. 31−40
- Acton J. P. and Vogelsang, 1.1989. «Price-Cap Regulation: Introduction.» RAND Journal of Economics Vol.№ 20.-pp.369−372
- Bernstein J.I. and Sappington D.E.M. Setting the X-factor in Price Cap Regulation Plans, 1998. National Bureau of Economic Research Working Paper No. 6622.
- Theory and practice. Cambridge University Press 1991. -309p. i ()6.Larouche P. Competition Law and Regulation in European Telecommunication // Hard Publishing, Oxford and Portland Oregon, 2000
- Lewis T.R. and Sappington, D.E.M. Regulatory Options and Price-Cap Regulation. // RAND Journal of Economics 1989. -Vol.№ 20.- pp.405−416
- Liston-Heyes C. Price-Cap Versus Rate-of-Return Regulation // Journal of Regulatory Economics 1993.-Vol.№ 5.-pp.25−48
- Price Cap Designer’s Handbook // Pacific Economics Group, Madison 1994.-№ 10- 29p.no.Pricing in telecommunications Services from 1997. OFTEL proposals for