Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ термодинамики процессов раскисления и оптимизация технологии внепечной обработки рельсовой стали

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты работы доложены и обсуждены на Конференции молодых сотрудников и аспирантов Института металлургии и материаловедения им. A.A. Байкова РАН (Москва, 2005, 2006 гг.), IX, X международном Конгрессе сталеплавильщиков (Старый Оскол, 2006 г., Магнитогорск, 2008 г.), 122-й ежегодной межведомственной Рельсовой комиссии (Новосибирск, 2006 г.), 123-й ежегодной межведомственной Рельсовой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Введение
    • 1. 2. Влияние технологии выплавки на чистоту рельсовой стали по неметаллическим включениям
    • 1. 3. Повышение чистоты рельсовой стали вследствие изменения технологии производства
    • 1. 4. Неметаллические включения — фактор металлургического качества. Свойства неметаллических включений
    • 1. 5. Влияние состава и размера оксидных неметаллических включений на свойства рельсовой стали
    • 1. 6. Методы анализа неметаллических включений в стали
    • 1. 7. Фракционный газовый анализ
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Термодинамический анализ процессов раскисления расплавов рельсовой стали
    • 2. 1. Процесс раскисления и его влияние на металлургическое качество стали
    • 2. 2. Производство рельсовой стали в ОАО «НТМК»
    • 2. 3. Физико-химический анализ процессов раскисления рельсовой стали
      • 2. 3. 1. Термодинамический расчет комплексного раскисления рельсовой стали
      • 2. 3. 2. Совместное раскисление алюминием и кремнием
      • 2. 3. 3. Комплексное раскисление силикокальцием
      • 2. 3. 4. Комплексное раскисление алюмокальцием
      • 2. 3. 5. Термодинамические условия образования продуктов раскисления
      • 2. 3. 6. Анализ процессов взаимодействия расплава рельсовой стали с футеровкой
    • 2. 3. Экспериментальные исследования процессов взаимодействия расплава с высокоглиноземистой футеровкой
      • 2. 3. 1. Плавление и пробоотбор
      • 2. 3. 2. Пробоподготовка и химический анализ
      • 2. 3. 3. Результаты экспериментов и их обсуждение
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Исследование и оптимизация технологии внепечной обработки рельсовой стали в условиях действующего производства конвертерного цеха ОАО «НТМК»
    • 3. 1. Оптимизация шлакового режима внепечной обработки
    • 3. 2. Рекомендации по оптимизации технологии внепечной обработки рельсового металла в условиях ККЦ-1 ОАО «НТМК»
    • 3. 3. Экспериментальная технология выплавки рельсового металла. Вариант Т
  • Выводы по главе 3

Анализ термодинамики процессов раскисления и оптимизация технологии внепечной обработки рельсовой стали (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Процессам раскисления расплавов, анализу чистоты стали по неметаллическим включениям и исследованиям влияния включений на свойства стальных изделий посвящено большое количество работ. Однако, практически в любой проблеме всегда остаются неразрешенные вопросы, актуальность которых со временем не исчезает. Оксидные неметаллические включения, образующиеся в расплаве и являющиеся в большинстве случаев продуктами реакций раскисления, по степени влияния на служебные свойства сталей и сплавов занимают особое место. Состав неметаллических включений и конечное содержание кислорода в металле определяется используемыми раскислителями, их составом, количеством, последовательностью и способом их введения в расплав. Неметаллические включения, содержащиеся в металле, оказывают решающее влияние на весь комплекс служебных свойств. Однако не только общее содержание включений определяет свойства сталей, но еще в большей степени влияет их природа, форма, размер и распределение в металле. Иногда, даже несколько крупных включений или группа могут оказывать драматические влияние на свойства сталей таких, например, как рельсовая.

Значительная доля грузовых и пассажирских перевозок в РФ приходится на железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог в России составляет более 124 тыс. километров. По данным РАО РЖД ежедневно с пути снимается до 300 дефектных и остродефектных рельсов, что в пересчете на массу составляет до 4500 тонн. Основной причиной выхода из строя рельсов являются контактно усталостные дефекты. В зимний период доля таких дефектов достигает 68%, в летний период до 32%. Возникновение дефектов влияет на эксплуатационную стойкость готовых рельсов. Нормативное значение эксплуатационной стойкости для рельсов' российского производства составляет 500 млн. т. брутто, в то время как, лучшие импортные образцы, производства Японии, Австрии и Франции, более чем в 2 раза превышают этот показатель. Тема металлургического качества и чистоты металла, получения сталей с заданными свойствами сегодня является одной из самых важных и обсуждаемых. Металлургическое качество и повышение чистоты рельсовой стали по высокоглиноземистым труднодеформируемым неметаллическим включения является важной и актуальной проблемой. Данной проблеме было посвящено много работ, но, тем не менее, в настоящее время остаются не решенные вопросы.

Как показано в ряде работ, выполненных специалистами ВНИИЖТ [6,7], причиной образования контактно-усталостных дефектов, служат крупные оксидные неметаллические включения, с высоким содержанием AI2O3.

В работах, выполненных в УРАН ИМЕТ РАН [1,9,15,21] показано, что эксплуатационная стойкость в значительной степени зависит от чистоты стали по оксидным недеформируемым неметаллическим включениям.

Поэтому важной и актуальной задачей является повышение чистоты транспортного металла по оксидным недеформируемым неметаллическим включениям с высоким содержанием А120з, а следовательно и повышения эксплуатационной стойкости рельсов, получаемых из этой стали.

Настоящая работа, направлена на развитие физико-химических основ процессов раскисления, анализ и оптимизацию технологии внепечной обработки рельсовой стали с целью повышения чистоты по неметаллическим включениям, и повышения эксплуатационной стойкости рельсов.

Цель работы.

Целью выполненной работы являлась развитие физико-химических основ процессов раскисления рельсовой стали комплексными раскислителями, анализ взаимодействия металлического расплава с огнеупорными материалами и шлаками, проведение лабораторных и промышленных исследований с применением современных методов — фракционного газового анализа, количественной металлографии и растровой электронной микроскопии и разработка технологии внепечной обработки рельсовой стали, позволяющей получать металл сравнимый по чистоте по неметаллическим включениям с лучшими образцами рельсов производства Австрии, Японии и Франции.

Методы исследования.

При проведении работ применялись современные методы экспериментальных исследований: метод фракционного газового анализа — модификация метода восстановительного плавления в потоке газа-носителя на газоанализаторах ТС-436 и ТС-600 фирмы «Leco», метод количественной металлографии на анализаторе изображения IA-32, оснащенном программным обеспечением Inclusion Expert фирмы «Leco», метод рентгеновского микроанализа на растровом сканирующем электронном микроскопе LEO 430i фирмы Carl Zeiss с энергодисперсионным рентгеновским микроанализатором. Определение химического состава проводили на спектрометре тлеющего разряда SA-2000 фирмы «Leco». Физико-химические расчеты проводили с применением современного оригинальногопрограммного обеспечения OxSeP, Oxid, а также программного обеспечения Origin 8. Применение современных методов исследования, использование современного программного обеспечения и расчетных методов, а также хорошее соответствие расчетных и экспериментальных данных обеспечивает достоверность и обоснованность выводов и положений работы.

Научная новизна.

В работе были получены следующие новые научные результаты:

Термодинамическим анализом, лабораторными и промышленными экспериментами обоснована эффективность применения и порядок использования различных раскислителей, огнеупорных материалов и шлаков при внепечной обработке «чистых» сталей, в том числе — рельсовой для обеспечения чистоты стали по неметаллическим включениям.'.

Предложена новая методика анализа' и оптимизации внепечной обработки сталей с отбором образцов .на всех этапах обработки, их последующим исследованием с применением современных методов — фракционного газовогоанализа, количественной, металлографии, рентгеновского микроанализа на растровом электронном микроскопе и сравнения с результатами физико-химических расчетов.

Сформулированы основные физико-химические принципы оптимизации > технологии производства «чистых» сталей, в том числе рельсовой стали и стали для производства железнодорожных колес.

Разработана и опробована в промышленных условиях ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» технология внепечной обработки и раскисления рельсовой стали позволившая обеспечить высокую чистоту по оксидным неметаллическим включениям.

Практическая ценность работы.

Работа направлена на разработку оптимизированной технологии раскисления и внепечной обработки рельсовой стали на ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» на основе анализа процессов раскисления рельсовой стали, комплексными раскислителями, анализа взаимодействия металлического расплава с огнеупорными материалами и шлаками, позволяющей получать металл сравнимый по чистоте по неметаллическим включениям с лучшими образцами рельсов производства Австрии, Японии и Франции. В условиях действующего производства проведены опытные плавки. В результате проведения опытно-промышленного опробования, предложенной технологии, получен металл, который по чистоте по неметаллическим включениям не уступает лучшим образцам зарубежных производителей рельсовой стали.

Предложенные в работе положения технологии учтены при составлении технических условий по внепечной обработке рельсовой стали ОАО «НТМК», а ограничения по содержанию кислорода внесены в ГОСТ Р 51 685−2000.

Апробация работы.

Основные результаты работы доложены и обсуждены на Конференции молодых сотрудников и аспирантов Института металлургии и материаловедения им. A.A. Байкова РАН (Москва, 2005, 2006 гг.), IX, X международном Конгрессе сталеплавильщиков (Старый Оскол, 2006 г., Магнитогорск, 2008 г.), 122-й ежегодной межведомственной Рельсовой комиссии (Новосибирск, 2006 г.), 123-й ежегодной межведомственной Рельсовой комиссии (Новокузнецк, 2007 г.), международной конференции Достижения в области металлургии и материаловедения (AdMet 2007) (Украина, Днепропетровск, 2007 г.), 124-й ежегодной межведомственной Рельсовой комиссии (Нижний Тагил, 2008 г.), XII Российской конференции «Строение и свойства металлических и шлаковых расплавов» (Екатеринбург, 2008 г.), III Международной конференции «TRANSMET — 2007», (Нижний Тагил, 2008 г.), IV Международном Конгрессе «Наука и технология сталеплавильных процессов» (ICS2008), (Япония, Гифу, 2008 г.).

Общие выводы по диссертационной работе.

1. Проведенный анализ образцов рельсовой стали опытных партий, прошедших эксплуатационные испытания в опытном кольце ВНИИЖТ, и анализ литературных данных показали, что наибольшее влияние на эксплуатационные свойства рельсов оказывают высокое содержание крупных недеформируемых высокоглиноземистые оксидные неметаллические включения с содержанием AI2O3 более 50%.

2. Проведен термодинамический анализ процессов раскисления, модификации неметаллических включений при обработке расплава комплексными раскислителями, процессов, протекающих при взаимодействии расплава углеродистой стали со сталеплавильными шлаками и огнеупорными материалами. Расчетами показано, что достижение концентраций кислорода менее 0,0020% (масс.), требуемых по ГОСТ Р 51 685−2000, возможно за счет использования в качестве раскислителя алюминия, за счет комплексных раскислителей таких, как алюмокальций, и за счет совместного раскисления алюмнинием и кремнием, а также за счет применения вакуум-углеродного раскисления. Достоверность расчетов подтверждена лабораторными и промышленными экспериментами.

3. Рассчитаны концентрационные области существования различных продуктов реакции раскисления при температуре 1873 К для расплавов Fe-0,4%C-0,9%Mn-Si-Al и Fe-0,8%C-0,9%Mn-Si-Al в зависимости от концентрации углерода, кремния и алюминия. Показано, что образование AI2O3 возможно при концентрации алюминия в расплавах: 0,0017% (масс.) для Fe-0,8%C-0,9%Mn-Si-Al и 0,0010% (масс.) для Fe-0,4%C-0,9%Mn-Si-А1. Расчетом определены термодинамически возможные концентрационные области образования неметаллических включений.

4. Термодинамический анализ процессов взаимодействия расплава с футеровкой показал, что из высокоглиноземистой футеровки ковша возможно восстановление алюминия в расплав такими элементами, как кремний, кальция и углерод при остаточном давлении Peo = 1 атм при температуре 1600 °C. При концентрациях углерода и кремния, близких к марочному составу, равновесная концентрация алюминия, восстановленного из футеровки, составляет 0,0025 и 0,0015% (масс.) соответственно. В условиях вакуумной обработки расплава происходит более интенсивное взаимодействие углерода с материалом футеровки за счет снижения Рсо, при этом, согласно расчетам, концентрация растворенного алюминия может достигать более 0,0075% (масс.). В результате лабораторного эксперимента получено, что при взаимодействии расплава Fe-0,4%C-0,4%Si с корундовым тиглем возможно восстановление до 0,0040% (масс.).

5. Показано, что использование кальцийсодержащих материалов при обработке расплава приводит не только к модифицированию включений до глобулярных алюминатов кальция, но и к дополнительному загрязнению металла высокоглиноземистыми включениями за счет протекания процессов, связанных с повышенным содержанием алюминия в кальцийсодержащих материалах, которое может достигать 2,5% (масс.), а также за счет взаимодействия-кальция с высокоглиноземистыми материалами футеровки.

6. Исследовано влияние химического состава шлака на изменение состава неметаллических включений в расплаве рельсовой стали. Установлено, что при увеличении содержания АЬОз в шлаке происходит модификация неметаллических включений и их состав изменяется в сторону увеличения содержания АЬОз.

7. Разработана оригинальная методика анализа и оптимизации технологии раскисления и внепечной обработки «чистых» сталей, которая включает в себя: отбор образцов по ходу обработки расплава на всех этапаханализ полученных образцов с применением современных методов — фракционного газового анализа, количественной металлографии’и микрорентгеноспектрального анализа НВ, с определением связанного и растворенного кислорода и объемную долю оксида алюминия. Методика включает проведение физико-химического анализа процессов, протекающих во время обработки: -раскисления, учет взаимодействия расплава с футеровкой и шлаком, образование и модификацию неметаллических включенийпроведение сравнительного анализа расчетных и экспериментальных значений.

8. Показано, что снижение концентрации углерода на выпуске из конвертера и соответственно увеличение концентрации растворенного кислорода в металле позволяет: во-первых, окислить алюминий, попадающий в металл с ферросплавами, что способствует увеличению времени удаления включенийво-вторых, обеспечить более высокую интенсивность перемешивания за счет интенсификации процессов обезуглероживанияв-третьих, приводит к модификации включений А^Оз до алюмосиликатов.

9. Проведен анализ существующей технологии внепечной обработки рельсовой стали в условиях ККЦ-1 ОАО «НТМК». Определены ключевые этапы процесса обработки, оказывающие существенное отрицательное влияние на качество рельсового металла. С учетом физико-химического анализа процессов, протекающих при раскислении расплава и взаимодействии его с огнеупорными материалами и шлаком, сделаны рекомендации по оптимизации технологии раскисления и внепечной обработки рельсовой стали в условиях ККЦ-1 ОАО «НТМК».

10. Разработана и опробована технология внепечной обработки рельсовой стали в условиях ККЦ-1 ОАО «НТМК». Показано, что применения предложенной технологии внепечной обработки рельсовой стали на ОАО «НТМК» позволяет получать рельсовую сталь с чистотой по оксидным неметаллическим включения, сравнимой с лучшими образцами импортного производства.

11. Результаты и выводы диссертационной работы используются в ОАО «НТМК» при разработке технологии выплавки и внепечной обработки рельсовой стали марки К76Ф для рельсов для совмещенного скоростного движения, что подтверждается справкой об использовании результатов работы (приложение Б).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Stone D.H., Manch S., Rimnac C.M. Deformation behavior of rail steels «Transp. Res. Ree. «, 1980, № 744, p. 16−21.
  2. Davies K.Y., Johns T.G. Analytical and experimental study of resid strssesin rail. «Transp. Res. Ree. «, 1978, № 794, p. 19−24.
  3. Steel R.K. Fatigue crack growth and fracture mechanic considerations for flaw inspection of railroad rail. «Material Evaluations», 1980, № 10, p. 33−38.
  4. Панасюк B. B Предельное равновесие хрупких тел с трещинами.- Киев: Наукова думка, 1968,246 с.
  5. Ю.П., Григорович К. В., Шур Е.А. Влияние неметаллических включений на усталостные свойства рельсов // Материалы юбилейной рельсовой комиссии 2002 г., Новокузнецк, с.
  6. A.B., Рейхарт В. А., Баулин И. С., и др. Вестник ВНИИЖТ, 1978, N 8, с. 50−58.
  7. К.В., Арсенкин A.M., Шибаев С. С. Применение фракционного газового анализа для оценки эксплуатационных свойств рельсовой стали./ Повышение качества и эксплуатационной стойкости рельсовой продукции: Сб. докладов.-М.:Интекст, 2005. -168с.
  8. К.В., Арсенкин A.M., Трушникова A.C. и др. Неметаллические включения: оценка и прогноз эксплуатационной стойкости рельсов / Неметаллические включения в рельсовой стали: Сб. науч. тр. Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2005. -152с.
  9. А.Б., Дерябин A.A., Сырейщикова В. И. Исследование неметаллических включений в рельсах и очагах контактно-усталостных дефектов./ Неметаллическиевключения в рельсовой стали: Сб. науч. тр. Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2005.-152с.
  10. Maeda S., Soejima T., Saito T, Matsumoto H., Fujimoto H., Mimura T., 1989 // Steelmaking Conference Proceedings, p.379−385.
  11. Kiesling R. and Lange N. Non Metallic Inclusions in Steel, 2nd edn, 60, 1978, London, The Metal Society
  12. Атлас шлаков пер. под редакцией И. С. Куликова М, Металлургия 1985, 208 с.
  13. К.В., Шибаев С. С. Влияние технологии выплавки на чистоту рельсовой стали по неметаллическим включениям / Неметаллические включения в рельсовой стали: Сб. науч. тр. Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2005. -152с.
  14. К., Опое Т., Matsumoto H., Narita К.// Tetsu to Hagane, 71 (1985) 2, p.29−32.
  15. Soejima T., Matsumoto H., Shibata S., Fujimoto H, Maeda S., Mimura T.// Tetsu to Hagane, 1986, v. 72, No 12, p.1098.
  16. Kavada y., Nakazava H, Kodama S. // Trans. Jap. Soc. Meeh. Eng. 1963, v. 29, p.1674−1683.
  17. H., Inoue R. //JISI, 1996, V. 36, N 5, p.528−536.
  18. Ohta H. and Suito H. // Metallurgical and materials transactions, 1996, 27B, p.943.
  19. K.B., Трушникова A.C., Арсенкин A.M., Шибаев С. С., Гарбер А. К. Исследование структуры и металлургического качества рельсовых сталей разных производителей // Металлы, 2006 г., № 5, с. 1−16
  20. Сталь на рубеже столетий. Колл. авторов. Под научной редакцией Ю. С. Карабасова. М.: МИСиС, — 2001. — 664 с.
  21. Включения и газы в сталях. Явойский В. И., Близнюков С. А., Вишкарев А. Ф. и др. -М.: Металлургия, 1979. — 272 с.
  22. Я.Е., Мизин В. Г. Инокулирование железоуглеродистых сплавов. М.: Металлургия, 1993. — 416 с.
  23. С.И. Трансформация неметаллических включений в стали. М.: Металлургия, 1991.- 224 с.
  24. K.D., Andrews K.W. // Japan Iron and Steel Institute, 1972. — v. 210. -246−255 p.
  25. Manot J., Cagne J.Y., Heritier B. Propriete inclusionion-naire et tenue en fatique des aciers pour raulements. // Revue de Metallurgie CIT, — 1986. — v. 93 — № 10 — 761 -770 p.
  26. ГОСТ 1778–70 Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений
  27. ГОСТ Р 51 685−2000. Рельсы железнодорожные. Общие технические условия.
  28. ГОСТ 10 791–2004 Колеса цельнокатаные. Технические условия.
  29. K.B. Григорович. Фракционный газовый анализ — новое направление в контроле качества материалов. Аналитика и контроль. 2000 г. том 4. N 3. 244−251.
  30. K.V. Grigorovitch*, P.V. Krasovskii, A.S. Krylov Fractional Gas Analysis The Basic Principles and Application in Steel Quality Control // Proceedings of the 50th Chemists Conference, British Steel, U.K. Steel Association 1999.
  31. П.В., Григорович K.B. Термодинамика процессов неизотермического восстановления оксидных включений в насыщенных углеродом расплавах // Металлы. 2002. № 2. С. 10−16.
  32. Григорович К. В, Трушникова А. С., Арсенкин A.M., Шибаев С. С. Современные методы контроля оксидных неметаллических включений в стали' и их информативность // Электрометаллургия. 2008. № 5. С.
  33. Zhang L., Thomas B.G. Evaluation and control of steel cleanliness review. // 85th Steelmaking Conference Proceeding — ISS-AIME. 2002. p.431−452
  34. Л.А., Дерябин A.A., Добужская А. Б. и др. Работы УИМ по повышению качества отечественных железнодорожных рельсов / Неметаллические включения в рельсовой стали: Сб. науч. тр. Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2005. -152с.
  35. В.В., Великанов А. В. Основы технологии производства железнодорожных рельсов. М.: Металлургия, 1990. 416 с.
  36. К.В., Трушникова А. С., Арсенкин A.M., Шибаев С. С., Гарбер А. К. Исследование структуры и металлургического качества рельсовых сталей различных производителей // Металлы. 2006. № 5. с. 1−16.
  37. В.А., Стомахин А. Я., Пономаренко А. Г. и др. Физико-химические расчеты электросталеплавильных процессов // М.: Металлургия, 1989. 288, с.
  38. А.А. Дерябин, В. А. Дерябин. Особенности поведения неметаллических включений в жидкой стали. // Неметаллические включения в- рельсовой стали. Сборник научных трудов. Екатеринбург: ГНЦ РФ ОАО «УИМ», 2005, стр. 27−40.
  39. Hirokb GOTO, Ken-ichi MIYAZAWA. Reoxidation behavior of molten steel in non-killed and al-killed steels // ISU Int. 1998. V.38. № 3. P.256−259.43.
Заполнить форму текущей работой