Автоматизация технологических процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах «тиристорный регулятор напряжения — асинхронный двигатель»
Как отмечается в последних работах научных школ МЭИ и УГТУ, внедрение и эксплуатация разомкнутых систем ТРН-АД с синхронизацией по напряжению (наиболее простой и распространенный вид организации системы импульсно-фазового управления ТРН) сопряжены с определенными проблемами, связанными с процессами развития и существования неустойчивой нелинейной динамики, которая проявляется в виде автоколебаний… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. РАЗОМКНУТЫЕ СИСТЕМЫ ТРН-АД В ТП
- ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЖКХ
- 1. 1. Сравнительные показатели системы ТРН-АД как вида современного регулируемого электропривода
- 1. 2. Классификация современных систем ТРН — АД. Особенности применения
- 1. 3. Функциональные возможности систем ТРН-АД
- 1. 4. Разомкнутые системы ТРН-АД для рабочих машин и механизмов общепромышленного назначения
- 1. 5. Проблемы проектирования разомкнутых систем «тиристорный регулятор напряжения — асинхронный двигатель»
Автоматизация технологических процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах «тиристорный регулятор напряжения — асинхронный двигатель» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Переход отечественной экономики на рыночные отношения и наметившийся в последние годы экономический рост обнаружил в сферах промышленного производства и ЖКХ значительную неэффективность и в ряде случаев несостоятельность уже созданных технологических процессов в области энергои ресурсосбережения. При этом практически полное выравнивание цен на топливно-энергетические ресурсы с мировыми, и монополистичность отечественного рынка энергоресурсов стали итогом: неконкурентноспособности большей части выпускаемых отечественными производителями товаров и услуг, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, а также установившегося дефицита части ресурсов и энергетического кризиса в стране.
Решение этих проблем, как известно из мировой практики лежит не только в наращивании производства энергии и ресурсов, но и в создании технологий в промышленности и ЖКХ, направленных на их сбережение [38,101,106].
Актуальность темы
Проблема энергои ресурсосбережения во многих областях практической деятельности человека в значительной степени связана с эффективностью технологических процессов электромеханического преобразования энергии с использованием асинхронного электропривода (АЭП). Именно АЭП во многом определяет глобальное энергои ресурсопотребление, т.к. на него приходится преобразование около 50% всей производимой в мире электроэнергии [92]. При этом, в связи с разработкой новых методов и освоением промышленностью достаточно надежных и обладающих приемлемой стоимостью средств регулирования координат асинхронных двигателей (АД), доля асинхронного ЭП, по сравнению с другими видами, неуклонно растет и составляет на сегодняшний день в развитых странах в общепромышленном масштабе около 90% [85], а в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) приближается к 100%. Доля нерегулируемого асинхронного ЭП в ЖКХ нашей страны составляет не менее 95−97%, что приводит к потере от 10% до 40% всей преобразуемой ЭП электроэнергии и ряду нежелательных эффектов, связанных с прямым пуском АД: большие величины пусковых токов (5−7 кратного превышения от номинальных), ударных токов (10−15 кратного превышения от номинальных) — большие величины пусковых моментов (2−2.5 кратного превышения от номинальных), ударных моментов (3.5−5.5 кратного превышения от номинальных) — гидрои механические удары в трубопроводных сетях и других приводимых АД механических системах.
В технологических процессах электромеханического преобразования энергии используются два основных вида регулируемого АЭП — система «преобразователь частоты — асинхронный двигатель» и система «тиристорный регулятор (преобразователь) напряжения — асинхронный двигатель» (ТРН-АД). Первый вид является наиболее перспективным на сегодняшний день, но пока еще высокая стоимость сильно ограничивает его применение. Второй вид может использоваться для регулирования скорости в небольших пределах и является эффективным только для технологических установок с нагрузочными характеристиками, не выходящими за достаточно узкую границу допустимой по нагреву АД области моментов на валу двигателя. Однако, благодаря высокой надежности и удовлетворительным массогабаритным, стоимостным и регулировочным свойствам в последние годы существенно расширилась область применения данных систем за счет использования соответственно выделившегося подкласса — разомкнутых по скорости (моменту) систем ТРН-АД, называемых также системами плавного пуска АД (СППАД).
Основным назначением данных систем является снижение пусковых токов и моментов на валу при пуске АД с короткозамкнутым ротором. При этом значительно уменьшаются механические, гидравлические и другие удары на центрифугах, мельницах, насосах, вентиляторах и других устройствах, которые приводят к ускоренному износу, как подвижных механических конструкций, так и трубопроводов гидравлических систем. Помимо этого, данные системы защищают двигатель от различного рода аварийных ситуаций — перегрузки, перегрева, затянувшегося пуска и так далее, позволяют производить реверс, динамическое торможение и плавный (с активным моментом) останов АД, имеют возможность интеграции в многоуровневые иерархические системы автоматического управления ТП. Вышеприведенное определяет потребность в данных системах различных технологических процессов промышленности и ЖКХ с повторно-кратковременными или кратковременными режимами приводимых машин и механизмов массового применения без датчиков обратной связи с вала двигателя.
Первые теоретические и практические разработки, связанные с параметрическим регулированием АД начались еще в 60-х годах на кафедре автоматизированного электропривода МЭИ, под руководством М. М. Соколова [99, 104, 107] (в этих работах дано описание параметрического управления АД, ставшее классическим, и не учитывающее особенности систем ТРН-АД) и были продолжены коллективом ученых (Масандилов Л.Б., Москаленко В. В., Горнов А. О. и т. д.) до настоящего времени [2−6, 40, 79−82, 99, 109]. В данных работах учтены особенности систем ТРН-АД при параметрическом управлении АД на основе статических моделей, дается обоснование новых методов управления ТРН в динамических режимах работы замкнутой по скорости (моменту) системы ТРН-АД, и практически не учитываются особенности применения разомкнутых систем с точки зрения возможного развития неустойчивой динамики системы. В данных работах представлены результаты разработки подобных систем, без приведения методики их проектирования учитывающей оговоренные в них проблемные ситуации.
Кроме школы МЭИ большой вклад в развитие данного вида ЭП внесли следующие коллективы и научные школы:
— Петрова Л. П. (Одесский политехнический институт) [7, 84, 91, 102, 107] развиваемая до начала 90-х годов коллективом — Герасимяком Р. П., Капиносом В. И. и др. [1, 25−36, 68, 69, 102]. Основной данных работ является исследование статических и динамических режимов специализированных замкнутых систем ТРН-АД, в частности, для крановых механизмов, при представлении в математической модели системы тиристорного регулятора напряжения усилительным или скалярным звеном. При этом в этих работах не имеется сведений об исследовании динамических свойств разомкнутых систем ТРН-АД на основе АД общепромышленных серий;
— Браславкого И. Я. (Уральский государственный технический университет) [15−22, 56, 105]. Последние из этих работ посвящены исследованиям устойчивости в «малом» разомкнутых систем ТРН-АД. В них показывается возможное развитие неустойчивой динамики данных систем с синхронизацией по напряжению, для исключения которой предлагается использование СИФУ с синхронизацией по току (имеющей ряд недостатков), и не рассматриваются способы исключения неустойчивой динамики систем при применении СИФУ с синхронизацией по напряжению. В данных работах практически не нашло отражение объяснение физической сущности возникновения и развития неустойчивой динамики данных систем;
— АО ВНИИЭ (Радин В.И., Загорский А. Е. и др.) [52−54, 95, 96], ЗАО «Электропривод» (Брагилевский Е.Л., Колин В. В. и др.) [13, 14]. В данных работах рассматриваются вопросы проектирования, главным образом, специализированных систем ТРН-АД, как комплектных устройств, предлагаются новые алгоритмы управления на основе расширенных структур ТРН, но при этом не учитываются новые возможности типовых структур ТРН, построенных на основе последних мировых достижений в аналоговой и цифровой (микропроцессорной) электронике.
Как отмечается в последних работах научных школ МЭИ и УГТУ, внедрение и эксплуатация разомкнутых систем ТРН-АД с синхронизацией по напряжению (наиболее простой и распространенный вид организации системы импульсно-фазового управления ТРН) сопряжены с определенными проблемами, связанными с процессами развития и существования неустойчивой нелинейной динамики, которая проявляется в виде автоколебаний системы. Вместе с тем, в литературных источниках практически отсутствуют результаты анализа данных процессов, рекомендации по их устранению, а также методики исследования и проектирования данных систем для различных ТП промышленности и ЖКХ. Что является сдерживающим фактором на пути внедрения данных систем в существующие и вновь проектируемые ТП.
В этой связи решаемая проблема надежного и эффективного электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД с синхронизацией по напряжению, формирования методик проектирования и исследования данных систем на математических моделях и натурных образцах с последующим их внедрением в серийное производство является актуальной.
Объектом исследования является существенно нелинейная разомкнутая система автоматического управления процессами электромеханического преобразования энергии — «ТРН — АД».
Целью диссертационной работы является повышение эффективности процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД с синхронизацией по напряжению.
Исходя из этой цели, в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
— проведение анализа существующих структур и функциональных возможностей систем ТРН-АД, в том числе и разомкнутых по скорости моменту), в составе конкретных ТП и в сравнении с другими видами регулируемого ЭП;
— создание математической модели процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД, позволяющей моделировать динамику систем в различных ТП и выявить сценарии развития неустойчивой динамики;
— разработка алгоритмов управления и схемотехнических решений, направленных на исключение из режимов работы разомкнутых систем ТРН-АД неустойчивой динамики;
— экспериментальные исследования, направленные на проверку адекватности полученных математических моделей и предложенных алгоритмов;
— реализация и внедрение разработанных методик исследования и проектирования разомкнутых систем ТРН-АД.
На основе поставленных целей и задач содержание работы разбито на четыре главы. В первой главе работы описаны:
— функциональные возможностей системы ТРН-АД по сравнению с другими видами регулируемого ЭП, классификация систем ТРН-АД по функциональному назначению и особенности применения;
— особенности систем разомкнутых систем ТРН-АД с синхронизацией по напряжению;
— проблемы проектирования и ввода в эксплуатацию систем плавного пуска АД общепромышленной серии;
— постановка целей и задач исследования динамики систем плавного пуска асинхронных электроприводов массового применения.
Во второй главе диссертации отражено:
— формирование требований к создаваемой модели динамики процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД, а также принципов ее реализации;
— создание математической АД как объекта управления ТРН;
— создание математических моделей ТРН и СИФУ;
— реализация полученной математической модели в системе компьютерной математики «МАТЬАВ 6.0».
Исследованиям неустойчивой динамики процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД и разработке алгоритмов исключающих в режимах плавного пуска и останова автоколебания системы, посвящена третья глава диссертации.
Четвертая глава диссертации посвящена:
— разработке инженерной методики расчета параметров напряжения формируемого ТРН в зависимости от механической характеристики АД и нагрузкиформированию технико-экономических требований к разрабатываемым системам;
— разработке аппаратного и программного обеспечения разомкнутых систем ТРН-АД реализующих в частности и предложенные алгоритмы;
— проведению натурных экспериментов, направленных на проверку адекватности полученной модели и предложенных алгоритмов.
Методы и средства исследований. При решении диссертационных задач были использованы методы системного анализа, теории автоматического управления, электрических цепей, электрических машин, дифференциальных и интегральных уравнений. Исследования динамики процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД выполнены методом численного моделирования сложных логико-дифференциальных систем с помощью программных средств универсальной интегрированной системы компьютерной математики.
СКМ) — «МАТЬАВ 6.0». Экспериментальные исследования проведены на натурных стендах предприятия ЗАО «Электротекс» г. Орел и на реальных объектах.
Научная новизна. В диссертационной работе получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной:
— разработана математическая модель динамики технологического процесса электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД на основе блочного подхода, которая может служить основой методики проектирования данного рода систем с использованием стандартных систем компьютерной математики, и является доступной к практическому применению;
— выявлена физическая сущность процессов развития и существования неустойчивой динамики разомкнутых по скорости (моменту) систем ТРН-АД в различных режимах работы;
— разработаны алгоритмы управления и схемотехнические решения, направленные на исключение неустойчивой динамики из процессов электромеханического преобразования энергии разомкнутых систем ТРН-АД;
— предложена методика проектирования и исследования разомкнутых по скорости (моменту) систем ТРН-АД в зависимости от механической характеристики АД и нагрузки.
Практическую ценность работы составляют:
— математическая модель динамики процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД, реализованная в СКМ — «МАТЬАВ 6.0"® и являющаяся основой проектирования и модернизации данных систем;
— алгоритмы управления и схемотехнические решения, исключающие неустойчивую динамику из технологических процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах промышленных образцов ТРН-АД;
— инженерная методика проектирования разомкнутых по скорости (моменту) систем ТРН-АД в зависимости от механической характеристики АД и нагрузки;
Реализация и внедрение результатов работы. На основе приведенных в диссертационной работе исследований на базе предприятия.
ЗАО «ЭЛЕКТРОТЕКС», г. Орел, в 2002 года был освоен выпуск серийных систем ТРН-АД разомкнутых по скорости (моменту) в виде устройств плавного пуска асинхронных двигателей на ряд мощностей от 18,5 до 315кВт (ТУ 3416−003−49 719 168−2002). К моменту представления диссертации на различных промышленных объектах и объектах ЖКХ находится в эксплуатации 21 устройство плавного пуска АД на мощности от 5,5 до 315кВт, реализованные как серийные изделия.
Публикации и апробация работы. По результатам различных разделов диссертационной работы опубликовано 10 печатных работ в журналах и сборниках и тезисы 1-го доклада. Основные положения диссертационной работы докладывались на 14-й международной школе семинаре «Перспективные системы управления на железнодорожном, промышленном и городском транспорте» («Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта», г. Алушта, 11−21 апреля 2001 г.), на всероссийской научной конференции «Проектирование научных и инженерных приложений в среде МАТЪАВ» (г. Москва, Институт проблем управления РАН 28−29 мая 2002 г.), на 9-й международной олимпиаде по автоматическому управлению стран Балтии среди молодых ученых (Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики, 3−5 июня 2002 г.), на международной конференции «Силовая электроника и энергоэффективность» (г. Алушта, Национальный технический университет Украины, 17−22 сентября 2002 г.), на ежегодных научных конференциях и семинарах ОрелГТУ.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых источников, включающего 124 наименований, и 5-и приложений. Объем диссертации 168 страниц машинописного текста, 45 рисунков, 5 приложений на 12 страницах.
4.7 Основные результаты и выводы.
4.7.1 Разработана инженерная методика расчета параметров формируемого ТРИ напряжения в зависимости от механической характеристики АД и нагрузки (задаваемыми табличным или графическим способом), позволяющая организовать равномерный плавный пуск и останов приводимых механизмов, а совместное применение алгоритма~2 позволяет исключить автоколебания системы в случаях изменения параметров и характеристик приводимых механизмов.
4.7.2 В соответствии с техническим заданием, технологическими возможностями предприятия заказчика — ЗАО «Электротекс», требованиями и рекомендациями государственных стандартов и МЭК, современным состоянием развития разомкнутых систем ТРН-АД, а также с учетом предложенной методики расчета параметров формируемого напряжения ТРН, сформированы основные технические, технологические и экономические требования к проектируемым системам.
4.7.3 Разработаны на основе сформированных требований, функциональная и принципиальная схемы, а также алгоритмическое и программное обеспечение и базовые конструкции промышленных образцов систем плавного пуска АД с МПСУ на ряд мощностей от 18.5кВт до 315кВт (£/&bdquo-=380В).
4.7.4 Использование предложенного датчика напряжения на тиристорном ключе одной из фаз ТРН, реализованного на основе трансформатора тока, операционного усилителя (преобразователь ток-напряжение) и двух компараторов напряжения, позволило реализоватьалгоритм-2, исключающий неустойчивую динамику системы без применения дополнительных датчиков напряжения на статорных обмотках АД и сложного математического аппарата косвенного определения зоны надсинхронных скоростей системы и дающего лучшие по сравнению с.
142 предложенным алгоритмом-1 динамические показатели колебательности фазных токов и электромагнитного момента (см. раздел 3.3).
4.7.5 Проведенные на экспериментальной установке и реальных объектах, экспериментальные исследования динамических режимов работы разомкнутых систем ТРН-АД с синхронизацией по напряжению подтвердили адекватность полученных математических моделей, правильность предложенных алгоритмов и инженерной методики проектирования разомкнутых систем ТРН-АД в зависимости от механической характеристики АД и нагрузки. При этом показано, что расхождение полученных в ходе эксперимента осциллограмм с результатами математического моделирования составляет не более 10−15%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации дано решение актуальной научно-технической проблемы повышения эффективности технологических процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД с синхронизацией по напряжению, путем создания методик исследования и проектирования, а также расширения функциональных возможностей и областей применения данных систем.
Материалы работы позволяют сформировать следующие основные результаты и выводы:
1. Предложенный подход к построению моделей процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД позволяет создавать в стандартных системах компьютерной математики, например в СКМ — «МАТЬАВ 6.0"®, доступные к практическому применению, не требующие от пользователей знаний численных методов исследования динамики разомкнутых систем ТРН-АД и легко адаптируемые под конкретные задачи проектирования.
2. На основе разработанной математической модели выявлен сценарий возникновения и развития неустойчивой динамики процессов электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД с синхронизацией по напряжению, проявляемой в виде автоколебаний фазных токов и электромагнитного момента системы.
3. По результатам п. 2 разработаны два различных алгоритма {алгоритм-1, 2), исключающие автоколебания фазных токов и электромагнитного момента системы в режиме плавного пуска.
4. Разработанный датчик напряжения на тиристорном элементе одной из фаз ТРН позволяет реализовать алгоритм-2. При этом процесс электромеханического преобразования энергии в разомкнутых системах ТРН-АД с данным алгоритмом имеет лучшие динамические показатели колебательности токов и электромагнитного момента по сравнению с теме же процессами на основе алгоритма-Д применение которого, однако, не требует дополнительного аппаратного обеспечения.
5. Применение предложенных алгоритмов для разомкнутых систем ТРН-АД, не требующих пониженного напряжения на статорных обмотках АД в номинальном режиме работы, позволяет отказаться от использования более сложных систем ТРН-АД с синхронизацией по току (явления автоколебаний в которых не проявляются).
6. Проведенные на стенде [74] и реальных объектах экспериментальные исследования динамически разомкнутых систем ТРН-АД с синхронизацией по напряжению подтвердили адекватность полученных математических моделей, правильность предложенных алгоритмов и инженерной методики проектирования разомкнутых систем ТРН-АД в зависимости от механической характеристики АД и нагрузки. При этом показано, что расхождение полученных экспериментальных данных с результатами математического моделирования составляет не более 10−15%.
7. Опыт эксплуатации серийных изделий разомкнутых систем ТРН-АД (производства ЗАО «Электротекс» г. Орел), внедренных в различных регионах РФ в системах водоснабжения ЖКХ, также подтверждает адекватность разработанных методик исследования и проектирования данных систем поставленной в диссертации цели.
Список литературы
- Анализ динамических свойств тиристорных регуляторов напряжения асинхронного электропривода / Герасимяк Р. П., Капинос В. И., Ковригин В. А. и др. В кн.: Электротехническая промышленность. Сер. Электропривод. М. Информэлектро, 1982, вып. 3(101). С. 13−15.
- Анисимов В.А., Горнов А. О., Катаев М. Ю. и др. Опыт разработки и применения тиристорных преобразователей напряжения для управления асинхронными электроприводами // Электротехника, 1993, № 6. С. 37−41.
- Анисимов В.А., Горнов А. О., Москаленко В. В. Повышение эффективности асинхронных электроприводов с тиристорными регуляторами напряжения // Приводная техника, 1997, № 2.
- Анисимов В.А., Горнов А. О., Москаленко В. В., Рожанковский Ю. В. Возможности энергосбережения в асинхронном электроприводе с тиристорными регуляторами напряжения при вентиляторном характере нагрузки // Электротехника, 1997, № 7. С. 17,18.
- Анисимов В.А., Горнов А. О., Москаленко В. В., Рожанковский Ю. В. Специальные режимы пусковых устройств для асинхронных двигателей // Электротехника, 1994, № 7. С. 23−26.
- Анисимов В.А., Горнов А. О., Рожановский Ю. В. Особенности тиристорных преобразователей напряжения для электроприводов механизмов массового применения // Промышленная энергетика, 1990, № 10. С. 19−23.
- Асинхронный электропривод с тиристорными коммутаторами / Петров Л. П., Ладензон В. А., Обуховский М. П., Подзолов Р. Г. М.: Энергия, 1970, 128 с.
- Астапов Л.А., Верба И. В., Семячкин А. Н., Смердов Г. А., Липатов Г. С. Тиристорные регуляторы переменного тока серии РТТ для электропривода механизма подъема пассажирских лифтов // Электротехника, 1989, № 5. С. 22−25.
- Афанасьев В.В., Адоньев Н. М., Кибель В.М, Сирота И. М., Стогний Б. С. Трансформаторы тока, М.: Энергоатомиздат, 1980.
- Башарин A.B., Новиков В. А., Соколовский Г. Г. Управление электроприводами: JL: Энергоиздат. Ленингр. отд-ние, 1982. — 392 с.
- Богаченко Д.Д. Экспериментальные исследования системы несимметричный тиристорный регулятор напряжения асинхронный двигатель//Электротехника, 1989, № 3. С. 17−18.
- Брагилевский Е.Л., Гофман В. А. Бесконтактные пускатели переменного тока // Электротехника, 1995, № 12. С. 42−45.
- Брагилевский Е.Л., Колин В. В., Лесниковский А.Е, Швец С. А., Шныренков A.A. Унифицированная серия тиристорных бесконтактных пускателей типа ПБР, ПБН, ПБМ // Электротехника, 2001, № 1. С.66−69.
- Браславский И.Я. Асинхронный полупроводниковый электропривод с параметрическим управлением. М.: Энергоатомиздат, 1988.
- Браславский И.Я. О возможностях энергосбережения при использовании регулируемых асинхронных электроприводов // Электротехника, 1998, № 8. С. 2−6.
- Браславский И.Я., Валек В. М. Качество питающего напряжения при групповом питании асинхронных тиристорных электроприводов // Электротехника, 1980, № 5. С. 28−30.
- Браславский И.Я., Зюзев A.M., Костылев A.B. Баланс реактивной мощности в системе тиристорный преобразователь напряжения -асинхронный двигатель // Электротехника, 2000, № 1. С. 30−33.
- Браславский И.Я., Зюзев A.M., Костылев A.B. Исследование свойств систем «тиристорный преобразователь напряжения асинхронныйдвигатель» с различными типами синхронизации. // Электротехника, 2000, № 9. С. 1−5.
- Браславский И.Я., Зюзев A.M., Регулирование скорости тиристорных асинхронных электроприводов с параметрическим управлением // Электричество, 1985, № 1. С. 27−32.
- Браславский И .Я., Зюзев A.M., Шилин С. И. Микропроцессорный контроллер для управления позиционным асинхронным электроприводом с тиристорным преобразователем напряжения // Электротехника, 1994, № 7.
- Браславский И.Я., Зюзев A.M., Шилин С. И. Синтез цифровых регуляторов для системы управления скоростью асинхронных тиристорных электроприводов// Электротехника, 1995, № 10. С. 17−19.
- Бурков А.Т. Электронная техника и преобразователи. М.: Транспорт, 1999 464 с.
- Бурунин O.A. Сравнительная оценка энергетических показателей АД с тиристорными коммутаторами в цепи статора // Электротехника, 1992, № 12. С. 31−36.
- В.А. Ковригин Учет Э.Д.С. вращения при расчете асинхронного электропривода с тиристорными регуляторами напряжения // Электротехника, 1980, № 5. С. 22−28
- Герасимяк Р.П. Динамика асинхронных электроприводов крановых механизмов. М.: Энергоатомиздат, 1986.
- Герасимяк Р.П. Исследование на АВМ динамики замкнутой системы асинхронного электропривода с тиристорным регулятором напряженеия // Электротехника, 1977, № 2. С. 31−33.
- Герасимяк Р.П. Реверс тиристорного асинхронного электропривода крановых механизмов // Электротехника, 1975, № 5. С. 28−31.
- Герасимяк Р.П. Тиристорный электропривод для кранов. М.: Энергия, 1978, 112 с.
- Герасимяк Р.П. Торможение крановых механизмов с асинхроннымтиристорным электроприводом // Электротехника, 1981, № 11. С. 39−42.
- Герасимяк Р.П., Бушер В. В. Цифровая система управления тиристорным асинхронным электроприводом // Электротехника, 1989. С. 11−15.
- Герасимяк Р.П., Капинос В. И., Мазур A.C., Херунцев П. Э., Шестака А. И. Частотные характеристики тиристорных регуляторов напряжения в асинхронных электроприводах // Электротехника, 1984, № 7. С. 11−13.
- Герасимяк Р.П., Ковригин В. А. Использование метода частотных характеристик для анализа устойчивости асинхронного электропривода. / В кн.: Электротехническая промышленность. Сер. Электропривод. М. Информэлектро, 1975, вып. 8(43). С. 18−21.
- Герасимяк Р.П., Ковригин В. А., Путилин Н. С. Формирование динамических характеристик асинхронного электропривода с тиристорными регуляторами напряжения // Электротехника, 1977, № 8. С. 16−18.
- Герасимяк Р.П., Пазвантов Т. Х., Путилин Н. С. Тиристорный асинхронный электропривод крановых механизмов подъема // Электротехника, 1971, № 11.
- Герасимяк Р.П., Томмак Х. Д. Асинхронный несимметричный электропривод с тиристорами // Электричество, 1971, № 4.
- Глазенко Т.А., Усольцев A.A., Хрисанов В. И. Исследование асинхронного электропривода с маловентильным непосредственным преобразователем частоты в установившемся режиме // Электротехника, 1983, № 9.
- Гольдберг О. Д. Переходные процессы в электрических машинах и аппаратах и вопросы их проектирования. М.: Высш. шк., 2001. 512 с.
- Горнов А.О., Москаленко В. В., Анисимов В. А. и др. Развитиефункциональных возможностей асинхронных электроприводов с параметрическим управлением для рабочих машин и механизмов массового применения//Электротехника, 1995,№ 10. С. 27−29.
- ГОСТ 28 167–89 Преобразователи переменного напряжения полупроводниковые
- Дьяконов В. П. Matlab 6. СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
- Дьяконов В., Круглов В. MATLAB. Анализ, идентификация и моделирование систем. Специальный справочник. СПб.: Питер, 2002. -448 с.
- Дьяконов В., Круглов В. Математические пакеты расширения MATLAB. Специальный справочник. СПб.: Питер, 2001. -480 с.
- Дьяконов В.П. Компьютерная математика. Теория и практика. М.: Нолидж, 2000
- Забродин Ю.С. Промышленная электроника: Учебник для вузов. М.: Высш. школа, 1982. — 496 с.
- Загорский A.B. Сравнительные показатели современного тягового регулируемого электропривода. // Информационно управляющие системы на железнодорожном транспорте. № 4. — 2001. С. 80−82.
- Загорский A.B. Частотно-регулируемый асинхронный электропривод. Основные концепции построения. Принципы управления. Материалы всероссийского научно-технического семинара: «Современные энергосберегающие технологии». — Орел, 16−18 мая 2001. — с. 1−6.
- Загорский А.Е., Захарова З. А., Пар И.Т. Тиристорные пусковые устройства для механизмов систем водоснабжения и вентиляции зданий и сооружений // Проблемы энергосбережения, Вып. 2, 1999.
- Захарова З.А., Пар И.Т. Исследование вопросов устойчивости систем асинхронный двигатель энергосберегающий регулятор // Динамические режимы работы электроприводов. 4.1. Каунас: КПИ. 1988. С. 53−54.
- Зевеке Г. В., Ионкин П. А., Нетушил A.B., Страхов С. В. Основы теории цепей. М.: Энергия, 1975. 725 с.
- Зюзев A.M., Костылев A.B., Поляков A.B. Объектно-ориентированный контроллер технологического электропривода системы ТПН-АД // Электротехника, 1998, № 8. С. 39−43.
- Ильинский Н.Ф. Энергосберегающий электропривод насосов // Электротехника, 1995, № 7. С. 3−8.
- Ильинский Н.Ф., Козаченко В. Ф. Общий курс электропривода. М.: Энергоатомиздат, 1992. — 544 с.
- Информационный каталог ABB: Softstarter The complete range, 1SFC288006-en, 2002
- Информационный каталог ABB: Contactors Motor Protection Accessories, 1SBC 0004 99R1001,2002
- Информационный каталог Control Technique, 2001
- Информационный каталог Danfoss, softstarter MCD3000 Series, 2000
- Информационный каталог Siemens, Sicostar, 2001
- Информационный каталог Siemens, Sirius 3RW30/31, 2000
- Информационный каталог Vesper, DMS, 1999
- Информационный каталог выпускаемой продукции ЗАО «Протон-Электротекс», 2001
- Информационный каталог корпорации Триол, 2001
- Капинос В.И., Мазур А. С., Херунцев П. Э. Гармоническая линеаризация тиристорных регуляторов напряжения, применяемых для управления асинхронными двигателями // Техническая электродинамика, 1982, № 6. С. 44−49.
- Капинос В.И., Херунцев П. Э. Устойчивость асинхронных тиристорных электроприводов с симметрирующими обратными связями // Электротехника, 1984, № 11. С. 24−27.
- Ключев В.И. Теория электропривода: М.: Энергоатомиздат, 2001. — 704 с.
- Козаченко В.Ф. Основные тенденции развития встроенных систем управления двигателями и требования к микроконтроллерам. // Chip News, 1999 № 1
- Козаченко В.Ф. Основные тенденции развития встроенных систем управления двигателями и требования к микроконтроллерам. // ChipNews. 1999. № 1.
- Колесников А.А., Веселов Г. Е., Попов А.Н, Колесников Ал.А., Кузменко А. А. Синергетическое управление нелинейными электромеханическими системами. М.: Фирма «Испо-Сервис». 248 с. ил. 2000.
- Колоколов Ю.В., Бабковский А. Г., Загорский A.B., Селютин A.A. Учебно-экспериментальный стенд для исследования частотно-регулируемого асинхронного электропривода. // Информационно управляющие системы на железнодорожном транспорте. № 4. — 2001. С. 67−74.
- Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин. -М.: Высш. шк., 2001. 327 с.
- Копылов И.П. Электрические машины М.: Высш. шк.- Логос- 2000. — 607 с.
- Королев В.А., Анисимов В. А. Повышение эффективности использования асинхронных электроприводов // Техника в сельском хозяйств, 1991, № 1.
- Лезнов Б.С. Экономия электроэнергии в насосных установках. М.: Энергоатомиздат, 1991.
- Масандилов Л.Б. Применение системы электропривода тиристорный преобразователь напряжения асинхронный двигатель для грузоподъемных машин // Электротехника, 1995, № 10. С. 24−27.
- Масандилов Л.Б., Анисимов В. А., Горнов А. О., Крикунчик Г. А., Москаленко В. В. Опыт разработки и применения асинхронных электроприводов с тиристорными преобразователями напряжения // Электротехника, 2000, № 2, С. 32−36.
- Масандилов Л.Б., Гетман Ю. И., Мелихов В. Л. Особенности квазичастотного управления асинхронного двигателя // Электротехника, 1994, № 5−6. С. 16−20.
- Масандилов Л.Б., Мельник Р. Р. Система программ для расчета и анализа асинхронного электропривода с реверсивным тиристорным преобразователем напряжения // Электротехника, 1998, № 9, С. 58−63.
- Машинян Л.Х., Соколова Е. М., Богос А. Н. Динамическое торможение асинхронного двигателя при тиристорном управлении // Электротехника, 1979, № 7. С. 5−8
- Моделирование асинхронных электроприводов с тиристорным управлением / Петров Л. П., Ладензон В. А., Подзолов Р. Г. М.: Энергия, 1977, 200 с.
- Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод: Учебник для вузов М.: Энергоатомиздат. 1986.
- Нейман Л.Р., Демирчан К. С. Теоретические основы электротехники. Т 1. -JL: Энергоиздат. Ленигр. отд-ние, 1981. 536 с.
- Никитин Б.К. Ситема управления электроприводом погружных насосов // Электротехника, 1987, № 1. С. 8−10.
- Новиков М.Н., Школьников А. И. О формировании пускотормозных режимов работы асинхронного двигателя с фазным регулированием частоты вращения // Электротехника, 1975, № 7. С. 1−4.
- Основы математического моделирования с примерами на языке MATLAB®, Изд. 2-е доп: Учебное пособие / Д. Л. Егоренков, А. Л. Фрадков, В.Ф. Харламов- под. ред. А.Л. Фрадкова- БГТУ, СПб., 1996. -192 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. -М.: Высш. шк., 1989. -367 с.
- Петров Л.П. Управление пуском и торможением асинхронных двигателей. М.: Энергоиздат, 1981.
- Попович Н.Ч., Пересада С. М., Ковбаса С. Н., Король C.B. Энергетически эффективные алгоритмы управления асинхронными двигателями электромеханических систем. Киев.: Национальный технический университет Украины, 1998
- Поскробко А.А., Братолюбов В. Б. Бесконтактные коммутирующие и регулирующие полупроводниковые устройства на переменном токе. М.: Энергия, 1978.
- Постников И.М. Обобщенная теория и переходные процессы электрических машин. М.: Высш. шк., 1975. — 319 с.
- Радин В.И., Быков Ю. М., Пар И.Т. Микропроцессоры в автономных системах электропитания// Электротехника, 1981, № 12. С. 6−9.
- Радин В.И., Загорский А. Е., И.Т. Пар, Захарова З. А. Применение микро-УВМ для управления режимами работы асинхронного двигателя общего назначения//Электротехника, 1987, № 4. С. 17−18.
- Радина Е.В. Алгоритмы регулирования напряжения асинхронных двигателей // Электротехника, 1983, № 5. С. 32−34.
- С. Г. Герман-Галкин Компьютерное моделирование полупроводниковых систем в MatLab 6.0 М.: КОРОНА принт., 2001. 320 с.
- Соколов М.М., Масандилов Л. Б. Измерение динамических моментов в электроприводах переменного тока. М.: Энергия, 1975.
- Справочник по автоматизированному электроприводу / Под ред. Елисеева В. А. и Шинянского A.B. М.: Энергоатомиздат, 1983.
- Тиристорные преобразователи напряжения для асинхронного электропривода / Петров Л. П., Андрющенко O.A., Капинос В. И. и др. М.: Энергоатомиздат, 1986.
- Траубе Е.С., Рутберг Л. Н., Коринев Б. Л., Шавелкин A.A. Алгоритм управления тиристорами пускорегулирующего устройства на базе реверсивного коммутатора и асинхронного короткозамкнутого двигателя // Электротехника, 1986, № 7. С. 2−4.
- Чиликин М.Г., Соколов М. М., Шинянский A.B. Асинхронный электропривод с дросселями насыщения. М.: Энергия, 1964.
- Шубенко В.А., Браславский И .Я. Тиристорный электропривод с фазовым управлением. М.: Энергия, 1972.
- Электромагнитные переходные процессы в асинхронном электроприводе/ М. М. Соколов, Л. П. Петров, Л. Б. Масандилов, В. А. Ладензон. М.: Энергия, 1967.
- Электроподвижной состав с асинхронными тяговыми двигателями. А. С. Курбасов, Ю. Г. Быков, В.В. Литовченко- под ред. Н. А. Ротанова. М: Транспорт, 1991. С. 336 с.
- Энергосберегающая технология электроснабжения народного хозяйства. Кн. 2. Энергосбережение в электроприводе / Н. Ф. Ильинский, Ю. В. Рожановский, А. О. Горнов. М.: Высшая школа, 1989.
- Юревич Е.И. Теория автоматического управления. Учебник для студентов высш. техн. учебн. заведений. Л., «Энергия», 1975. 416 с.
- Betz R.E. Introduction to Vector Control of Induction Machines, Department of Electrical and Computer Engineering University of Newcastle, Australia, 2000.135 p.
- Betz R.E., Cook B.J. Instantaneous Power Control of Induction Machines. Department of Electrical and Computer Engineering University of Newcastle, Australia 2001. -28 p.
- Chrisanov V. I., Konovalov, Yu. N.: Sensorless soft starters for loaded induction motor, Workshop proceeding. FINPIE'97. P.104−108. Helsinki, 1997.
- Chrisanov V. I., Szymczak, P.: Transient analysis of induction motor hard and soft starting, ICEM 2000 Proceedings, Warsaw, Poland, vol. 1, P. 432−435.
- Chrisanov V., Brzesinski R. Intelligent soft starters for induction motors on the base of fuzzy logic control, preprints 10th international power electronics & motion control conference EPE-PEMC 2002, covtat & dubrovnic, Croatia.1. P. 407
- IEC 60 947−4-2 Low-voltage switchgear and controlgear Part 4−2: Contactors and motor-starter — AC semiconductor motor controllers and starters. — Consol. Ed. 2.1 (incl. ami), 2002.
- IEEE Standard 519−1992 «Recommended Practices and Requirements for Harmonic Control in Electric Power Systems».
- J. Malinowski, Selecting the Right Adjustable-Speed Drive // Plant Engineering1. May, 1995.
- Motor Modeling Suitable for Control Purposes, DSP in Motion Control -Seminar, Analog Devices, 1998.
- Russel. J. Kerkman, Gary L. Skibinski, and David W. Schlegel. AC Drives: Year 2000 (Y2K) and Beyond. Rockwell Automation. Standard Drives Division. IEEE APEC '99, March 14−18, 1999.
- UL508 Standard for Industrial Control Equipment, 1999.
- ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
- Россия, 302 020, город Орёл, Наугорское шоссе 5 E-mail:[email protected]
- Тел.: (086−22) 905−71, 904−41, (086−2) 41−34−72. Факс: (086−2) 43−53−521. Дата /S. 'О. О г1. УТВЕРЖДАЮ1. Генеральный директор-Л 4 >1. ЗАО «Электротекс"1. Тюрин O.A.> ' VW»,/J*" г 2002 г. 1. АКТ
- О внедрении результатов научно-исследовательской (опытноконструкторской) работы
- Model ! ExtModeTrigElement «any»
- Name «nash55kBAvlsoftstart 2 6» Ext ModeTr ?"Duration 1000
- Version 4.00 ExtModeTrigHoldOff 0
- SampleTimeColors off ExtModeTrigDelay 01. braryLink Display «none» ExtModeTrigDirection «rising»
- WideLines on ExtModeTrigLevel 0
- ShowLineDimensions on ExtModeArchiveMode «off»
- SliowPortDataTypes on ExtModeAutoIncOneShot off
- RecordCoverage off ExtModelncDirWhenArni off
- CovPath 7″ ExtModeAddSuffixToVar off
- CovSaveName «covdata» ExtModeWriteAllDataToWs off
- CovNamelncrementing off Ext Mo deAnnWhen Connect off
- CovHtmlReporting on ExtModeLogAll on
- BlockNameDataTip off OptimizeBlocklOStorage on
- BlockParametersDataTip on BufFerReuse on
- BlockDescriptionStringDataTip off ParameterPooling 011
- Too! Bar on BIockReductionOpt off
- StatusBar on BooleanDataType off
- BrowserShowLibraiyUnks off BIockDefaults {
- BrowserLookUnderMasks off Orientation «right"1.itFcn „powericon ('psbinitsys', bdroot),“ ForegroutidCoior „black“
- Created „Fri Jun 25 09:31:56 1999“ BackgroundColor „white“
- Creator „sybille“ DropShadow off
- UpdateHistory „UpdateHistoryNever“ NamePlacement „normal“
- ModifiedByfonnat „%“ FontName „Helvetica“
- ModifiedDateFormat „%“ FontSize 101. stModifiedDate „Sun Oct 06 1 17:27:46 2002“ FontWeight „normal“
- M od el V e rsi on Fo rm at „1 .%“ FontAngle „normal“
- ConfigurationManager „none“ ShowName on
- SimParamPaye „Optimization“ <
- St art Time „0.0“ AnnotationDefaults {
- StopTime „?2“ Horizontal Alignment „center“
- SoiverMode „Auto“ VerticalAiignnienf „middle“
- Solver „ode23tb“ ForegroundColor „black“
- RelTol „auto“ BackgroundColor „white“
- AbsTol „auto“ DropS hadow off
- Refine „I“ FontName „Helvetica“
- MaxStep „auto“ FontSize 10
- MinStep „auto“ FontWeight „normal“
- MaxNumMinSteps i» FontAngle «norma!"1.itiaiStep «auto»
- FixedStep «auto» LineDefauits {
- Max Order 5 FontName «Helvetica»
- OulputOption «RefineOutputTimes» FontSize 9
- OutpulTimes «.» FontWeight «normal"1.adExternallnput off FontAngle «normal"1. External! nput «t.u.» i1. SaveTime off System {
- TimeSaveName «tout» Name «nasli rSkPj. A 1 sofistart 2 6»
- SaveState off Location 2,70, 1150,816.
- StateSaveName «xout» Open on
- SaveOutput off ModelBrowserVisibility off
- OutputSaveName «yout» Model B ro wserWid t h 2001. adlnitialState off ScreenColor «white"liiitialState «xlnitial» PaperOrientation «landscape»
- SaveFinalState off PaperPositionMode «auto»
- FinalStateName «x Final» PaperType «tisletter»
- Save Format «Array» PaperUnits «inches"1.mitDataPoints off Zoom Factor «75»
- MaxDataPoints «1000» AutoZoom off
- Decimation «I» ReportNatne «siimilink-default rpt»
- AlgcbvaicLoopMsg «warning» Block {
- MinStepSizeMsg «warning» BlockType Reference
- UnconnectedlnputMsg «none» ¦Name «3 HP 380 Vn50 Hz — 3000 rpra»
- UnconncctedOutputMsg «none» Tag «PoWeRsYsTeMbLoCk»
- U nconnectedLi neM sg «warning» Ports 1, 1.1.heritedTsInSrcMsg «warning» Position 910, 108, 1000, 207.
- SingleTaskRateTransMsg 1 «none» NamePlacement «alternate»
- Mult i Task Rate Tran sMsg «error» SourceBlock «powerli (j2/Machines/Asynchrono"s '1.tegerOverflowMsg «warning» «ts»
- CheckForMatrixSingularity «none» SourceType «Asynchronous Machine»
- Unnecessary DatatypeConvMsg «none» rotType «Squirrel-cage"lnt32ToF (o
- SignalLabelMismatcliMsg «none» xl «65 484, 380, 50 ."1.nearizationMsg «none» x2 «0.067 0.0007 .»
- VectorMatrixConversionMsg «none» x3 «0 032 0.001 .»
- SfunCompatibiiityCheckMsg «none» «0.0287»
- BlockPriorityViolationMsg «warning» x5 «1 242 0 2 .»
- ArrayBoundsChecking «none» x6 «1,0 0,0,0 0,0,0.»
- ConsistencyCliecking «none» PSBOutputType «1110»
- ZeroCross 011 iounits «1"1. Profile off —
- SimulationMode «normal» Block {
- RTWSystemTargetFile «grt.tlc» BlockType Reference
- RTWOptions «-aExtMode=() -aForceParamTrailCominents^O -alniinelw» Name «B"anantSignals=0 -aLocalBlockOutputs=l -aLogVarNameModifier^V'r^V -aRTWVerbo» Tag «PoWeRsYsTeMbLoCk"se= 1 -aRoliThreshold=5 -aSliowEliminatedStatements^l» Ports 3.
- RTWinlineParameievs. off Position 305, 138, 310, 212.
- RTWRetainRTWFile off SourceBlock «powerIib2/Comiectors/Bus Bar (thin
- RTWTeinplateMakefile «grtj.mix.tmf» SourceType «Bus Bar»
- RTWMakeCommand «make rtw» input «3»
- RTWGenerateCodeOnly off output «0»
- TLCProtllei off PSBOutputType
- TLC Debug off «11 111 111 111 111 112 11 111 111 1 111 111 111 111 111 081 984»
- TLCCoverage off «111 111 111 illl 111 111 111 111 111 111 111 111»
- Accel System Target File «accel.tlc» —
- AccelTemplnteMakelile «acceidefaultjmf Block {
- AccelMakeCommand «make rtw» BlockType Reference
- ExtModeMexFUe «ext comm» Name «Bl»
- ExtModeBatchMode off Tag «PoWeRsYsTeMbLoCk»
- ExtModeTrigType «manual» Pons 3.
- ExtModeTrigMode «oneshot» Position 455, 143, 460, 217.
- ExtModeTrigPort «V SourceBlock «powerlib2/Connectors/Bus Bar (thin1. SourceTypeinputoutput
- PSBOutputType «linilllllHlinilll
- Block J BlockType Name Tug Ports Position SourceBlock SourceType input output1. PSBOutputType1. U lUUlllUU 111U1 ! }
- Block ! BlockType Name Tag Ports Position Orientation NamePlacenient SourceBlock SourceType input output
- PSBOutputType «It I. 11 II 1111 II 11 11 II 1
- Block — BlockType Name Tag Pons Post (ion SourceBlock SourceTypemcsure1. PSBOutputType
- Block BlockType Name Position DropShadow Display Time Decimation
- Block { BlockType Nome Position Orientation ShowName V -il iic1. VeetorPaniins! D
- Block ! BlockType Name Position ShowName Value1. VectorParamsl D
- Block { BlockType Name Position Orientation ShowName Value1. VectorParamsl D
- Block J BlockType Name Tag Ports Position SourceBlock SourceType PSBOutputType PSBequivalent
- Constant «Constant» 365, 495, 385, 515. «up"off0»
- Constant «Constant 1» 985, 670, 1005,690. off0»
- Constant «Constant2» 930, 495, 950, 515. «up"off0"1. Reference «Curr»
- Block ! BlockType Name Ports Position1. BackgroundColor1. ShowName1. Outputs1. BusSelectionMode
- Block | BlockType ¦Name Ports Position1. BackgroundColor1. SliovvName1. Outputs1. BusSelectionMode
- Block { BlockType Name Pons Posilion1. BackgroundColor1. ShowName1. Outputs1. BusSelectionMode
- Block { BlockType Name Ports Position Orientation NamePlacenient Format Decimation Floating Samp I eT? me
- Block f BlockType Name Position Orientation NamePlacenient Expri
- Block ! BlockType Name Position Orientation Expr
- Block ! BlockType Name Position Orientation NamePlacement Expr
- Block { BlockType Name Position Orientation NamePlacement Gain1. Multiplication
- Fen «Fcn2» II 10,450, «up"180.u (l)"160, 470.1. SaturateOnlntegerOverflow
- Block { BlockType Name Position Gain1. Multiplication1. SaturateOnlntegerOverflow1
- Block { BlockType Name Position Orientation NamePlacement Gain
- Multiplication SaturateOnlntegerOverflow
- Block I BlockType Name Position Orientation Gain
- Multiplication SaturateOnlntegerOverflow1. Gain «G12"1410, 390, 1450, 430. «up» «1/68 000"1. Element-wise (K.*u)» on
- Block j BlockType Name Position Gain
- Multiplication SaturateOnlntegerOverflow
- Block ! BlockType Name Position Gain
- Multiplication SaturateOnlntegerOverflow
- Block ! Block Type Name Position Gain1. Multiplication1. SaturateOnlntegerOverflow
- Block I BlockType Name Position Gain
- Multiplication SaturateOnlntegerOverflow
- Block BlockType Name Position Gain
- Multiplication SaturateOnlntegerOverflow
- Block { BlockType «Name Position Gain
- Branch { Points Branch i Points Branch { Points DstBlock DstPort1. Branch J DstBlock DstPort
- Points Branch { Points Branch { Points DstBlock DstPort1
- Annotation { Position Text
- Annotation { Position Text1. Suin3"0, 35. Fcn3"-80, 0. S"0, 25. Sum3"0,35. Sum.3"284, 363. «Syn"715, 730. «4"164