Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале XXI века основополагающим условием полноценной жизнедеятельности человека становится существенное обогащение его творческой энергии и духовных сил, усиление его культуросообразующей роли. Данное обстоятельство становится императивом перспективной социализации человека в настоящем и будущем, актуальным направлением воспитательной деятельности образовательного учреждения и семьи. Поэтому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические источники современного понимания педагогического взаимодействия в эстетическом воспитании ребенка младшего школьного возраста
    • 1. 1. Методологические основы эстетического воспитания в свете гуманизации педагогического процесса
    • 1. 2. Особенности педагогического взаимодействия школьных педагогов и родителей учащихся
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Теоретическое обоснование педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании младших школьников
    • 2. 1. Возможности педагогического партнерства в воспитании детей
    • 2. 2. Теоретическое обоснование педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании ребенка
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Исследование эффективности эстетического воспитания младших школьников в условиях педагогического партнерства
    • 3. 1. Подготовка педагогических партнеров к эстетическому воспитанию детей
    • 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности эстетического воспитания детей в условиях педагогического партнерства
  • Выводы по третьей главе

Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Потребность рассмотреть проблему современного воспитания возникла в результате действия негативных социально-экономических, политических и социокультурных факторов, которые значительно ухудшили процесс и результат воспитания подрастающего поколения. Недооценка проблемы воспитания стала одной из причин кризиса таких социальных институтов, как образовательное учреждение, семья, детская и молодежная субкультура и др. При этом практика показывает, что современные институты воспитания не только утратили позитивный опыт воспитательной деятельности, стабильность и устойчивость присущего им воспитательного пространства, но и не всегда умеют по-современному планировать, организовывать, оптимизировать воспитательный процесс.

В начале XXI века основополагающим условием полноценной жизнедеятельности человека становится существенное обогащение его творческой энергии и духовных сил, усиление его культуросообразующей роли. Данное обстоятельство становится императивом перспективной социализации человека в настоящем и будущем, актуальным направлением воспитательной деятельности образовательного учреждения и семьи. Поэтому воспитание как функция общества по подготовке подрастающего поколения к творческой, самостоятельной жизни, должно с помощью системы разнообразных социальных институтов актуализировать гуманитарную, художественную направленность их деятельности, придавать эстетическую направленность всему образовательному процессу. Следует признать, что и система образования, и семья в настоящее время испытывают на себе воздействие как позитивных, так и негативных социальных факторов. Последние существенно повлияли на то, что и современное образовательное учреждение, и семья оказались практически обесцеленными, идейно ослабленными, а педагоги и родители не всегда способными к противодействию влияния негативных явлений.

Проведенный анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал, что развитие теории и практики эстетического воспитания содержит в себе многоаспектность направлений:

— методологические, теоретические аспекты эстетического воспитания личности раскрываются в работах А. И. Бурова, А. Я. Зися, М. С. Кагана, Е. В. Квятковского, Н. И. Киященко, Л. Н. Когана, М. Ф. Овсянникова,.

B.А.Разумного, В. К. Скатерщикова, Л. Н. Столович, В. И. Толстых, Г. Х. Шингарова и др.;

— общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,.

C.Т.Шацкого, В. Н. Шацкой, Б. П. Щетинина и др.;

— педагогические основы различных видов искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения представлены в работах Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, А. С. Галашова, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Квятковского, А. Я. Михайловой, Б. М. Неменского, З. Н. Новлянской, МАРумер, Р. М. Чумичевой и др.- психологические аспекты теории эстетического воспитания рассматриваются в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. Ю. Маляренко, А.А.Мелик-Пашаева, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, М. Е. Тараканова, Б. М. Теплова, П. МЛкобсона и др.

В современной педагогической науке и практике интенсивно исследуются общие проблемы и отдельные аспекты семейного воспитания детей (Ю.П.Азаров, И. В. Гребенников. Н. В. Карташев, Е. И. Сермяжко, ВАСухомлинский, В. Я. Титаренко и др.), а также изучаются взаимосвязи семьи с различными образовательными учреждениями (В.Н.Гуров, Т. А. Жоробеков, Ю. В. Медова, А. М. Низова, Р. В. Овчарова и др.). Вместе с тем, проблема педагогического партнерства в психолого-педагогических науках не получила своего достаточного развития.

В целом, изучение особенностей состояния педагогического партнерства в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста позволило выявить ряд противоречий:

— между пониманием принципиальной значимости взаимодействия социальных партнеров в вопросах воспитания детей и ограниченными возможностями реальной педагогической практики в становлении субъектного качества личности;

— между возросшими требованиями к эстетическому воспитанию детей и несовершенством практики воспитательной работы в различных социальных институтах.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, заключающуюся в обосновании роли педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании ребенка, определили его актуальность и позволили сформулировать его тему: «Педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста».

Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы эффективные условия педагогического партнерства различных социальных институтов в эстетическом воспитании младших школьников?

Цель исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий эстетического воспитания детей в процессе педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи.

Объект исследования — процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — педагогическое партнерство образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании младших школьников.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если:

— педагогический процесс опирается на современные методологические основы в свете гуманизации образования;

— воспитательный процесс будет осуществляться с помощью педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи;

— осуществлена теоретическая и практическая подготовка педагогических партнеров к участию в воспитательном процессе;

— в основу содержания воспитательной работы положено восприятие ребенком декоративно-прикладного искусства родного края, музыкально-эстетических игр и детского фольклора, специально подобранного литературного материала для семейного чтения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы эстетического воспитания ребенка в теории и практике в свете гуманизации педагогического процесса.

2. Выявить потенциальные возможности педагогического партнерства и разработать программу подготовки педагогических партнеров к их участию в эстетическом воспитании младших школьников.

3. Разработать систему занятий, построенных на восприятии ребенком декоративно-прикладного искусства родного края, музыкально-эстетических игр и детского фольклора, специально подобранного литературного материала для семейного чтения, и соответствующее методическое обеспечение процесса эстетического воспитания ребенка с помощью педагогического партнерства.

4. Экспериментально проверить эффективность процесса эстетического воспитания детей с помощью педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи.

5. Разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование эстетического воспитания ребенка с помощью педагогического партнерства школы и семьи.

Теоретико-методологической основой исследования явились: — философские положения о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, предметов действительности, о системном подходе к ней как общеметодологическом принципе науки и системном познании воспитания, о человеке как высшей ценности общества и самоцели социального развития;

— основные философские положения в области эстетики: объективность существования эстетического, соотнесенность эстетического с природной и социальной действительностью, социальная обусловленность потребности человека в преобразовании действительности «по законам красоты»;

— положения педагогики, психологии о личности и условиях ее развития, факторах, воздействующих на личность в процессе ее формирования;

— педагогические и психологические положения о творческой деятельности, о роли эстетической деятельности в формировании личности, о воспитательном процессе в семье и образовательном учреждении;

— современные психолого-педагогические концепции о системном и личностно-ориентированном подходах к формированию личности, о творческой сущности человека и определяющей роли деятельности в становлении личности (В.П.Беспалько, С. Л. Выготский, В. В. Давыдов, М. С. Каган, А. Н Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.);

— социологические, психологические, социально-педагогические положения о взаимосвязи окружающей среды и личности, где регулирующую функцию выполняет образование (В.Г.Бочарова, Л. П. Буева, С. Н. Иконникова, Н. С. Морова, Г. Н. Филонов и др.- Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Д. Эльконин и др.);

— теоретические положения о роли искусства в системе художественно-эстетического воспитания личности ребенка (Ю.Б.Алиев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев,.

A.А.Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Теплов,.

B.Н.Шацкая, С. Т. Шацкий и др.);

— концепции эстетического воспитания (П.П.Блонский, Ю. Б. Борев, Э. В. Ильенков, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятковский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая,.

C.Т.Шацкий и др.).

Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы следующие методы:

— методы аналитического ' исследования (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы и диссертационных исследований по проблеме эстетического воспитания, обобщение отечественного опыта эстетического воспитания, анализ статистических данных и продуктов детского творчества);

— методы экспериментального исследования (анкетирование, опрос, педагогический эксперимент);

— методы изучения результатов исследования (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Организация эксперимента. Эмпирическую базу исследования в констатирующем эксперименте составили учащиеся младших классов 5 школ г. Углича (№ 1, № 3, № 5, № 7, № 8), с количеством воспитанников 149 человек- 58 учителей, педагогов дополнительного образования, работников учреждений культуры и искусства) — 72 родителя младших школьников. Базой основной опытно-экспериментальной работы явились младшие учащиеся школы № 8 г. Углича (32 чел.), родители учащихся (42 чел.).

Педагогическое исследование проводилось в период с 2000 по 2006 гг. и включало несколько этапов.

Первый этап (2000 — 2002 гг.) включал изучение философской, психолого-педагогической, социологической, социально-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования. Это в полной мере позволило проанализировать в теории и практике образования проблему эстетического воспитания детей с помощью педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи. В данный период исследования определялись объект, предмет, цель, задачи, выдвигалась гипотеза, разрабатывалась программа экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент, изучались возможности использования педагогического партнерства в социокультурном пространстве малого старинного города России, составлен социально-педагогический «портрет» Углича, определены критерии и показатели эстетической воспитанности младших школьников. На этом этапе была разработана и реализована программа подготовки педагогических партнеров (педагогов школы, сотрудников учреждений культуры и искусства Углича, родителей детей) к их участию в формирующем эксперименте, составлена программа проведения формирующего эксперимента.

Второй этап (2003;2004 гг.) был посвящен проведению формирующего эксперимента, в ходе которого были проверены на практике научные основы педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей, проведено диагностирование уровня воспитанности детей, экспериментально проверены педагогические условия, оптимизирующие организацию эстетически направленной воспитывающей деятельности ребенка младшего школьного возраста.

Третий этап (2005;2006 гг.) стал обобщающим, в ходе которого осуществлен анализ полученных результатов, подведены итоги экспериментальной работы, составлены методические материалы, оформлены результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: — осуществлен краеведческий подход при разработке содержания эстетически направленных занятий детей младшего школьного возраста, построенных на восприятии ребенком декоративно-прикладного искусства родного края, музыкально-эстетических игр и детского фольклора, специально подобранного литературного материала для семейного чтения;

— раскрыты особенности педагогического партнерства образовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании ребенка, построенные на основополагающих принципах партнерства, субъектной содержательной готовности участвовать в педагогическом процессе;

— обоснованы условия эффективной подготовки педагогического партнера к участию в воспитательном процессе: диагностирована содержательная и психолого-педагогическая готовность партнеров, разработана и апробирована программа повышения субъектности педагогического партнера, максимально учитывающая его возрастные особенности, общий образовательный уровень, психолого-педагогическую подготовку;

— разработано методическое обеспечение воспитательного процесса, позволяющее в полной мере использовать богатые содержательные возможности каждого из партнеров, более рационально организовать эстетически направленные занятия с младшими школьниками и на этой основе существенно повысить эффективность эстетического воспитания детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно открывает возможность нового подхода к подготовке будущих учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования, важным компонентом которого должна стать готовность будущих специалистов к организации педагогического партнерства в воспитании детей. Это будет способствовать повышению теоретического уровня изучения воспитательного процесса младших школьников. В работе теоретически обоснованы механизмы воздействия на ребенка, основанные на восприятии им декоративно-прикладного искусства родного края, музыкально-эстетических игр и детского фольклора, специально подобранного литературного материала для семейного чтения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что составленные методические материалы по использованию педагогического партнерства в эстетическом воспитании ребенка позволяют повысить результативность целостного воспитательного процессаразработанное диссертантом содержание и эмпирически проверенная форма теоретико-практического семинара «Педагогическое партнерство в эстетическом воспитании младших школьников» расширяют возможности педагогов начальной школы гуманизировать воспитательный процесссоциально-педагогический ингредиент деятельности педагога увеличивает воспитательные возможности образовательного учреждения за счет объединения потенциалов различных социальных институтов, что позволяет оптимизировать процесс эстетического воспитания ребенка, повышать педагогическую субъектность различных социальных институтов, степень их включенности в воспитательный процесс.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эстетическое воспитание младших школьников основывается на восприятии ими декоративно-прикладного искусства родного края (резьбы по дереву, флористики, бисероплетения), музыкально-эстетических игр и детского фольклора, специально подобранного литературного материала для семейного чтения.

2. Педагогическое партнерство базируется на субъектном взаимодействии и осуществляется при решении педагогических задач. В основу отношений партнеров положены следующие принципы: равноправия сторон в выборе путей решения педагогических задач, которые поставлены перед нимидополнительности, который помогает осуществлять воспитание целостно и дополнять природные, социальные и культурные влияния на человекадобровольности в признании партнерских отношений и уровня включенности в совместную педагогическую деятельностьосуществления выбора педагогических путей, методов, средств партнерами на основе компромисса, доброжелательности, доверия, равенствавзаимовыгодной заинтересованности сторон, уважение и учет интересов друг друга, так как решающим фактором выступает взаимная полезность. 3. Условия подготовки партнеров, обеспечивающие с помощью теоретико-практического семинара для специалистов сфер образования, культуры и искусства и субботнего педагогического университета для родителей достаточный уровень их субъектности в педагогическом взаимодействии: расширяют возможности гуманизации воспитательного процессаактуализируют социально-педагогический ингредиент деятельности, увеличивая воспитательные возможности за счет объединения потенциалов различных социальных институтовоптимизируют педагогическую компетентность семьи в вопросах эстетического воспитания ребенка, готовность ее к педагогическому партнерству с другими социальными институтами. Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью методик исследования, их адекватностью изучаемым аспектам проблемы, объективностью опытно-экспериментальных данных, согласованностью полученных результатов с общими положениями психолого-педагогических наук, результатами других исследований, а также положительными результатами применения совокупности методов, форм и средств эстетического воспитания младших школьников, получивших теоретическое обоснование в ходе формирующего эксперимента.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством ежегодных выступлений автора на заседаниях кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин Калужского филиала Российского государственного гуманитарного университета, начального образования Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковскогоего участием во всероссийских и международных конференциях: «Проблемы страны и региона в эпоху глобализации» (Калуга,.

2005) — «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона» (Вязьма, 2005) — «Психолого-педагогические проблемы содержания, организации и управления образовательным и воспитательным процессом» (Калуга, 2005) — «Интеграционные процессы в развитии химии, экологии, экономики и образования сегодня» (Н.Новгород, 2006).

Внедрение результатов и материалов исследования осуществлялись в процессе эстетического воспитания младших школьников в ходе экспериментальной работы на базе 5 школ г. Углича (№ 1, № 3, № 5, № 7, № 8), Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, семей учащихся. Материалы исследования использовались автором в лекционных курсах и на практических занятиях по проблеме педагогического партнерства в эстетическом воспитании ребенка с педагогами образовательных учреждений, а также сотрудниками учреждений культуры и искусства, педагогами дополнительного образования г. Углича.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка литературы и приложений. Она включает 10 таблиц, 2 рисунка.

Выводы по третьей главе.

В нашем исследовании значительное место занимала экспериментальная часть, которая делилась на констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент помог выявить недостатки воспитательного взаимодействия начальной школы с семьями и другими социальными институтами, в той или иной мере участвующими в воспитании детей. Это отразилось на содержании воспитательной работы в семьях, образовательных учреждениях и как отрицательный результат — реальным стал низкий уровень воспитанности многих современных детей. Составленная по итогам констатирующего эксперимента программа формирующего эксперимента включала в себя: разработку и проведение теоретико-практического семинара для субъектов воспитывающей среды малого старинного города России, повышение роли семьи младших школьников в качестве педагогического партнера в эстетическом воспитании детей, отбор содержания для формирующего эксперимента, отражающего возрастные и социальные особенности маленьких жителей Углича, формы проведения эстетически направленных занятий.

Перспективы создания партнерского взаимодействия прежде всего семьи и школы позволило определить его стратегические пути. В результате было отобрано оптимально воспитывающее содержание занятий с детьми, которое не только обогащало знания, но и формировало умения ребенка организовывать эстетически развивающий и воспитывающий досуг. При этом было выделено несколько направлений, которые взаимодополняли друг друга и одновременно раскрывали возможности как отдельных партнеров, так и их взаимодействие: эстетическое воспитание детей в семейном чтениирезьба по деревуфлористикабисероплетениемузыкально-эстетические игры и детский фольклор.

Эстетическое воспитание детей средствами семейного чтения полностью организовывалось родителями. Функции педагогов школы состояли в консультировании родителей по просьбе последних. Значение семейного чтения было столь велико, что могло существенно повлиять на эстетическую восприимчивость ребенка. Это подчеркивало роль семейной эстетической среды, являющейся одним из важнейших факторов, входящих в социокультурную систему детерминации личности. Данный феномен предопределял партнерскую взаимосвязь семейной эстетической среды с эстетическими занятиями в школе.

Исследование показало, что эстетическое воспитание младших школьников становится успешным в результате партнерского взаимодействия основных социальных институтов, наделенных воспитательной функцией. Повышение педагогической субъектности семьи позволило усилить потенциал эстетического воспитания младшего школьника. По итогам формирующего эксперимента была получена положительная динамика по критериям и показателям эстетической воспитанности детей. В процессе проведения комплекса эстетических занятий в школе и организации семейного художественного чтения у детей наметилась динамика развития эстетических чувств, появилось желание знакомиться с видами декоративно-прикладного искусства родного края, эстетических представлений о красоте природы, быта, умений и желания овладевать некоторыми видами декоративно-прикладного искусства и др.

С помощью декоративно-прикладного искусства родного края, музыкально-эстетических и фольклорных занятий у школьников активно развивались восприятие прекрасного, эмоциональная отзывчивость к красоте произведений искусства, окружающей природе, жизниформировался устойчивый интерес к эстетическим явлениям в природе, жизни, произведениям искусства, потребность в эстетической художественной деятельностиобогащались детские знания о средствах выразительности различных видов искусства, формировались умения выполнять художественно-эстетическую деятельность. При этом педагогическими партнерами эстетического воспитания ребенка выступали родители (руководители семейного художественного чтения), учителя и педагоги дополнительного образования школы (создатели программы занятий детей по разнообразным направлениям: резьба по дереву, флористика, бисероплетение, музыкально-эстетические игры и детский фольклор), работники музеев. Каждый из партнеров на определенном этапе взаимодействия с ребенком брал на себя лидирующую роль в воспитательном процессе, что в сумме позволило создать целостное представление детей об искусстве как части жизни человека и об окружающей природе и жизни, куда необходимо вносить элементы искусства. Например, декоративно-прикладное искусство формировало основы эстетического вкуса детей, их способность самостоятельно оценивать произведения, развивало потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в бытмузыкальное, театральное и иные виды искусства способствовали не только овладению средствами выразительности данных видов искусства, но и развивали потребность в эстетической художественной деятельности, эстетическом отношении к досугу в целом и т. д. Более высокая эффективность воспитательного процесса была зафиксирована в работе с учащимися экспериментального, чем контрольного классов. Это объясняется во многом тем, что педагогическая взаимосвязь педагогов школы с родителями детей из экспериментального класса была более устойчивой и продуктивной, нежели контрольного класса. При этом воспитательный процесс начальной школы более продуктивно продолжался в семьях, дети которых посещали экспериментальный класс, где родители проявляли большую заинтересованность в эстетическом воспитании своих детей и регулярно проводили с ними семейное художественное чтение.

Кроме этого, было отобрано оптимальное содержание эстетически воспитывающих занятий, которые не только обогащали знания детей, но и формировали умения ребенка организовывать эстетически развивающий и воспитывающий досуг. Это привело к тому, что объективно в процессе эксперимента были созданы условия, при которых повысилась эффективность воспитательной работы с младшими школьниками путем субъектного взаимодействия педагогических партнеров: семьи, школы, педагогов дополнительного образования, музейных работников. В контрольном классе тенденция была аналогичной, однако при этом был зафиксирован меньший процент учеников, показавших высокий уровнь эстетической воспитанности. В рамках проведенного эксперимента это объясняется неоптимальным педагогическим взаимодействием школы и семьи в эстетическом воспитании детей, посещавших контрольный класс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для современного образовательного пространства все большее значение приобретает тенденция, связанная с ослаблением воспитательной функции государства и общества, образовательных учреждений, семьи и других социальных институтов, одна из основных функций которых — воспитание ребенка. В результате сложилась неблагоприятная ситуация, когда семья со своей доминирующей потребительской психологией родителей и образовательное учреждение, снизившее собственный воспитательный потенциал, в значительной мере утратили традицию взаимодействия между собой в эстетическом воспитании ребенка. Подобная изолированность снижает педагогический потенциал как семьи, так и тех социальных институтов, которые могли бы стать потенциальными партнерами в эстетическом воспитании детей. При этом воспитание целесообразно рассматривать не в качестве совокупности череды изолированных между собой мероприятий, а как содержательный, планируемый процесс, в котором в качестве субъектов могут и должны принять участие представители различных социальных институтов.

Не случайно сегодня получают все более широкое распространение идеи педагогического партнерства, при которых различные социальные институты (семья, образовательное учреждение, учреждение культуры и искусства, спорта и др.) выходят на иной принцип взаимодействия. Поэтому закономерным становится для всех социальных институтов, наделенных функцией воспитания, создание условий, при которых поднимается субъектность, повышается их способность к взаимодействию в едином воспитательном процессе. Учитывая это, мы предположили, что современное образовательное учреждение, в отличие от семьи, способно взять на себя роль организатора взаимодействия с различными социальными институтами в целях эстетического воспитания детей.

Основой современного понимания педагогического взаимодействия в эстетическом воспитании ребенка младшего школьного возраста является согласованная субъектная деятельность участников образовательного процесса. Это обусловлено тем, что личность ребенка с ее своеобразием эстетического реагирования и особенностями подготовки к освоению искусства нередко остается вне педагогической поддержки, а значитпроявляемое ею эстетическое отношение к искусству и окружающей жизни может не получить необходимого развития. Целенаправленное педагогическое взаимодействие призвано содействовать утверждению всего того, что должно быть присуще ребенку, развитию его потенциальных возможностей и дарований, важнейших форм эстетического реагирования на ценности окружающей жизни.

Педагогическое взаимодействие со стороны учителей начальной школы и родителей школьников в своей основе характеризуется гуманистической направленностью, стремлением создать необходимые условия для того, чтобы личность ребенка имела возможность последовательно приобретать опыт эстетической деятельности.

Однако современное взаимодействие участников образовательного процесса не всегда можно назвать оптимальным. Одной из причин этого является потребительская психология значительной части родителей, которая проявляется в их отстраненности от активного участия в семейном воспитании и которая активно формировалась в советский период отечественной истории, как бы «переходя» от одного поколения родителей к другому, уступая приоритет в вопросах воспитания ребенка образовательному учреждению.

Другой причиной особенностей взаимодействия школы и семьи, как показывает практика, становятся возрастные, личностные и профессиональные особенности взрослого человека. Данное обстоятельство относится и к родителям, и к педагогам. Однако в большей мере к последним, потому что при выполнении своих функциональных обязанностей педагог одновременно решает свои возрастные задачи и переживает кризисы развития, которые накладывают отпечаток на восприятие событий, на способ реагирования, то есть на взаимодействие с другими людьми. В свою очередь педагогическая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека. Проблема профессиональной деформации личности, чрезвычайно актуальная в процессе подготовки и переподготовки специалиста, интересная своей глубиной и противоречивостью, однако недостаточно разработана в науке. Наиболее изучен синдром «эмоционального сгорания», присущий деятельности учителя начальной школы, относящейся к профессии типа «человек-человек».

Знакомство с отечественной историей становления педагогического партнерства в воспитании детей выявил немало продуктивных подходов, которые применяли в своей деятельности педагоги-новаторы в плане взаимодействия образовательного учреждения с различными учреждениями и общественными движениями. Утрата педагогических традиций привела к деформации эстетических ценностей, нарушению естественного хода развития образования и преемственности в вопросах педагогического партнерства образовательного учреждения с социальными институтами, актуализации идеологии насилия, кризису и снижению воспитательной функции основных институтов воспитания (семьи, образовательного учреждения), чрезвычайно трансформировало образовательную среду, детскую субкультуру средствами стихийной социализации.

Поиск современных путей организации воспитательного процесса был сопряжен с анализом теоретических подходов к пониманию воспитания в контексте понятий «педагогическое партнерство», «социализация». Педагогическая наука утвердилась во мнении, что ребенок в период социального становления испытывает огромное влияние окружающей среды. Поэтому процесс социализации необходимо рассматривать с учетом влияния различных факторов. Однако мы не нашли упоминания о достаточной готовности участников воспитательного процесса к педагогическому партнерству, как фактору, влияющему позитивно на эффективность и интенсивность процесса.

В разработке различных моделей взаимодействия социальных институтов основная роль традиционно возлагается на образовательное учреждение как генератора идей в организации воспитательной деятельности. Школа на определенном этапе развития ребенка становится доминирующим фактором при построении отношений социокультурной среды с ребенком и его семьей. Поэтому семья и образовательное учреждение должны становиться естественными педагогическими партнерами в эстетическом воспитании ребенка.

Данное обстоятельство позволило сформулировать следующие теоретические подходы к организации педагогического партнерства в вопросах эстетического воспитания детей:

— интеграция воспитательных возможностей образовательного учреждения, семьи, учреждений и организаций, чья деятельность непосредственно или опосредованно направлена на воспитание ребенка и создает социокультурное воспитывающее пространство;

— актуализация диагностической функции участниками педагогического партнерства с целью соотнесения потребностей личности ребенка и реальных возможностей общества и государства удовлетворить их;

— стремление в выстраивании воспитательного процесса на основе партнерского взаимодействия, находя компромиссные решения в выработке совместных взаимовыгодных направлений с учетом уважения мнения партнеров;

— толерантность участников воспитательного процесса к позиции партнеров;

— подходы к партнерской деятельности в вопросах эстетического воспитания В нашем исследовании значительное место занимала экспериментальная.

часть, которая делилась на констатирующий и формирующий эксперименты.

Констатирующий эксперимент помог выявить недостатки воспитательного взаимодействия школы с семьями и другими социальными институтами, в той или иной мере участвующими в воспитании ребенка. Это отразилось на содержании воспитательной работы в семьях, образовательных учреждениях и как отрицательный результат — реальным стал низкий уровень воспитанности многих современных школьников. Составленная по итогам констатирующего эксперимента программа формирующего эксперимента включала в себя: разработку и проведение теоретико-практического семинара для субъектов воспитывающей среды малого старинного города России, повышение роли семьи ребенка в качестве педагогического партнера в эстетическом воспитании младшего школьника, отбор содержания для формирующего эксперимента, отражающего возрастные и социальные особенности маленьких жителей Углича, формы проведения эстетически направленных занятий с младшими школьниками.

Создание партнерского взаимодействия прежде всего семьи и школы позволило определить его стратегические пути. В результате было отобрано оптимально воспитывающее содержание занятий с младшими школьниками, которое не только обогащало знания детей, но и формировало умения детей организовывать эстетически развивающий и воспитывающий досуг. При этом было выделено несколько направлений, которые взаимодополняли друг друга и одновременно раскрывали возможности как отдельных партнеров, так и их взаимодействие: эстетическое воспитание детей в семейном чтениирезьба по деревуфлористикабисероплетениемузыкально-эстетические игры и детский фольклор.

Эстетическое воспитание детей средствами семейного чтения было реализовано родителями. Функции педагогов школы состояли в их консультировании. Значение семейного чтения стало значительным и повлияло на эстетическую восприимчивость ребенка. Это подтвердило роль семейной эстетической среды, являющейся одним из важнейших факторов, входящих в социокультурную систему детерминации личности.

Данный феномен предопределял партнерскую взаимосвязь семейной эстетической среды с эстетическими занятиями в образовательном учреждении.

Исследование показало, что повышение педагогической субъектности семьи позволило усилить потенциал эстетического воспитания младших школьников. По итогам формирующего эксперимента была получена положительная динамика по критериям и показателям эстетической воспитанности детей.

С помощью декоративно-прикладного искусства родного края, музыкально-эстетических и фольклорных занятий у младших школьников активно развивались восприятие прекрасного, эмоциональная отзывчивость к красоте произведений искусства, окружающей природе, жизниформировались устойчивый интерес к эстетическим явлениям в природе, жизни, произведениям искусства и потребность в эстетической художественной деятельностиобогащались детские знания о средствах выразительности различных видов искусства, формировались умения выполнять художественно-эстетическую деятельность.

Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Эстетическое воспитание младших школьников является уникальным феноменом воспроизводства духовной культуры общества. Сложности организации воспитательного процесса сопряжены с тем, что реально на него влияет вся культурная жизнь общества, а не только педагогические воздействия отдельных социальных институтов. Школа и семья, являясь одними из социальных институтов, должны осознавать необходимость взаимодействия между художественно-культурной средой общества и целенаправленным процессом эстетического воспитания ребенка.

2. Знакомство с отечественной историей становления педагогического партнерства обогащает наше представление об идее педагогизации социума, эстетической составляющей всей жизни ребенка, о формах взаимодействия образовательного учреждения и окружающей среды, о необходимости постоянно изучать, исследовать окружающую среду, чтобы она стала педагогически воспитывающей. Это позволяет педагогу воспитывать у детей нравственно-эстетическое отношение к окружающим процессам жизни.

3. Решение проблем эстетического воспитания младшего школьника требует от современной семьи педагогической компетентности, осознания, что ребенок часто не может войти в искусство, мир культуры без помощи взрослых. Однако большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, часто опирающемуся на опыт их собственных родителей. Это приводит к ослаблению воспитательной функции семьи, доминированию потребительской психологии родителей и, как следствие, к социальной изоляции семьи в вопросах эстетического воспитания ребенка. Поэтому современная семья нуждается в разнообразных знаниях, в том числе психолого-педагогических, культурологических и др.

4. В вопросах эстетического воспитания педагогическое партнерство представляет собой совокупность взаимосвязанных характеристик: интеграцию педагогических возможностей школы, семьи, учреждений культуры и искусства, чья деятельность направлена на эстетическое воспитание ребенка и создает единое социокультурное воспитывающее пространстводиагностическую функцию, которая актуализируется партнерами с целью соотнесения потребностей личности ребенка и с реальными возможностями их удовлетворенияколлективный поиск оптимальных педагогических решений с учетом уважения мнения партнеровреализацию принципов дополнительности, природои культуросообразности, диалогичности, гуманистической направленности, заинтересованности.

5. При выборе содержания эстетического воспитания младших школьников максимально использовался тезис о связи образовательного процесса школы с жизнью малого старинного города России, ориентацией на национальные и региональные культурные особенности и традиции декоративно-прикладного искусства, музыкально-эстетическое развитие и детский фольклор. 6. Реализованная нами программа педагогического эксперимента, включающая ряд взаимосвязанных этапов, подтвердила эффективность педагогических и организационно-педагогических условий эстетического воспитания младших школьников.

Считаем возможным рекомендовать в образовательный процесс начальной школы разработанную и апробированную модель эстетического воспитания младших школьников с использованием потенциала педагогического партнерства различных социальных институтов. Созданные в ходе настоящего исследования методические материалы создают реальные условия для эффективного взаимодействия различных социальных институтов с целью эстетического воспитания ребенка.

Вышесказанное позволяет считать, что основная цель исследованияразработка, обоснование и экспериментальная проверка эстетического воспитания младших школьников с помощью педагогического партнерства различных социальных институтов достигнута. Теоретические и экспериментальные материалы подтвердили основные положения гипотезы, зафиксировали решение поставленных задач. Проведенное исследование дает возможность сделать практические рекомендации по организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста с помощью оптимального взаимодействия школы, учреждений культуры и искусства и семьи. Результаты исследования отражены в публикациях автора.

Проведенное исследование не является исчерпывающим по данной проблеме. Многие вопросы требуют своей дальнейшей проработки и уточнения. В ходе настоящего исследования автор столкнулся с проблемами, пути решения которых нуждаются в самостоятельном изучении. Поэтому дальнейшее исследование проблемы может быть продолжено по следующим направлениям:

— совершенствование методической подготовки учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования к психолого-педагогическому взаимодействию со специалистами в сфере культуры и искусства;

— оптимизация процесса переподготовки педагога начальной школы к работе с одаренными детьми и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Социальное взаимодействие: зарубежный опыт исследования проблемы. — М.: МГУКИ, 2000. — 36 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. М., 1985. — 238 с.
  3. Ю.П. Педагогика семейных отношений. 4.2. М.: Знание, 1977. -96 с.
  4. Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Т. Ф. Яркиной. М.-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990.-168 с.
  5. В.В. Эстетическое и художественное воспитание (современные проблемы народного образования)// Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. -Новосибирск, 1989. С.7−19.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Из-кий Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  7. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования //Педагогика.-2002.-№ 2.-С.11−16.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
  10. А.И. Путь к храму культуры: Образование как социокультурный феномен. М.: Грааль, 2000.-108 с.
  11. А.И. Социальная педагогика: восхождение к новому гуманизму.-М.: ЦСПРАО, 1994.-14 с.
  12. А.Г. Содействие ребенку развитие личности//Новые ценности образования. Вып.6. — М.: Инноватор, 1996.- С.39−44.
  13. H.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей.-М.:Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.
  14. З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития //Педагогика.-2003 .-№ 9.-С. 10−14.
  15. JI.B., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: ЯГПУ, 1998.-380 с.
  16. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре //Педагогика.-2002.-№ 4.-С.27−33.
  17. И.М. Социальные функции досуга и проектирование учреждений культуры: Автореф.к.философ.н. М., 1985.
  18. С.А. Проблемы гуманизации превентивной практики предупреждения детско-юношеских девиаций в России//Новые ценности образования. Вып.6.-М.: Инноватор, 1996.-С.45−50.
  19. Е.В. Педагогическое исследование:социально-гуманитарный аспект//Педагогика.-2005.-№ 6.-С.23−30.
  20. B.C. Нравственность. Культура. Современность /Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Мысль, 1990.-287 с.
  21. .П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.-160 с.
  22. П.П. Психология младшего школьника /Под ред.А. И. Липкиной. М.-Воронеж, 1997.-575 с.
  23. Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы //Вопросы психологии.-1977.-№ 2.-С.29−39.
  24. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.-М.-Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999.-560 с.
  25. БоревЮ.Б. Эстетика: Учебник.-М.:Высш.шк., 2002.-511 с.
  26. В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий //Социс.-2001.-№ 5.-С.56−66.
  27. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф.д.пед.н. М., 1991.
  28. В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики //Педагогика.-2003 .-№ 9 .-С .3 -9.
  29. Т.Г. Чтение взрослых как педагогическая проблема //Педагогика.-2003 .-№ 3 .-С.З-10.
  30. Л.П. Человек: деятельность и общение М.: Мысль, 1978.-216 с.
  31. О.С. О роли художественного начала в педагогической деятельности //Педагогика.-2005 .-№ 3 .-С.53−60.
  32. Г. А., Юдина О. Н. Теория учения развивающейся личности: история и современность //Вопр.психологии.-2005.-№ 3.-С. 122−132.
  33. Ю.В. Лекции по социальной педагогике. В 2 т. Т.2.- М.: СТИ, 1997.-201 с.
  34. Л.Ц. Развитие взаимодействия школы и семьи в воспитании учащихся (1917−1945 гг.): Автореф.к.пед.н. М., 1987.
  35. В.А. Гуманизм как проблема человека // Гуманизация педагогической науки и практики. Ярославль: ЯГПУ, 1995.-С.8−11.
  36. К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.-М., 1974.
  37. Г. С. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. -М.: Педагогика, 1987.-183 с.
  38. H.A. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1968.-414 с.
  39. Г. Н. Педагогика жизни .- Чебоксары, 1989.-334 с.
  40. Вопросы воспитания: системный подход /Под ред.Л. И. Новиковой.-М.: Прогресс, 1981.-135 с.
  41. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под ред. Н. Л. Селивановой .- Калуга: Ко ИУУ, 2000. -248 с.
  42. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. М.: Знание, 1981, — 94 с.
  43. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-91 с.
  44. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 с.
  45. JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 198. — 576 с.
  46. О.С. Гуманизм и свобода //Гуманизация воспитания в современных условиях. М.: ИЛИ РАО, 1995.-C.3−13.
  47. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Новые ценности образования. Вып.6.-М.: Инноватор, 1996.-С. 10−38.
  48. В.Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. Новосибирск: Изд-во НИИЖТа, 1999.-130 с.
  49. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.-126 с.
  50. И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников: Автореф.к. пед.н.-М., 1971.
  51. Д.М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. -Калуга: КГПУ, 1992.-108 с.
  52. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Автореф.д. пед.н. М., 1997.
  53. М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума //Педагогика.-2004. -№ 1. -С. 12−18.
  54. A.A. Воспитательный потенциал народного искусства // Сов.педагогика. 1989.-№ 3.-C.33−37.
  55. С.В. Государственный НИИ семьи и воспитания: потенциал и динамика развития //Педагогика. 2003.-№ 3.-С.89−98.
  56. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.-191 с.
  57. А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития //Педагогика. 2002.- № 10.- С.93−96.
  58. Диагностика и коррекция нарушений семьи /Автор-составитель Т. П. Войтенко. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2000.- 68 с.
  59. А.Г. Проблемы эстетики. М.: Сов. писатель, 1977 .- 464 с.
  60. Е.А. Эстетическая деятельность в системе нравственного воспитания младших школьников: Автореф. .к.пед.н.-М., 1989.
  61. Т.А. Совместная деятельность школы и семьи в музыкально-художественном воспитании младших школьников на народных традициях /На материале республики Кыргызстан/: Автореф. к.пед.н.-М., 1993.
  62. В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования//Педагогика. 2005.-№ 6.-С.10−14.
  63. В.И., Амонашвили Ш. А., Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания //Педагогика.-2002.-№ 9.-С.З-10.
  64. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Право и образование. 1999. -№ 1 .-С.61−86.65.3ись А. Я. Искусство и эстетика. 2-е изд. М.: Искусство, 1975.-239 с.
  65. Д. Д. «Духовность» как категория гуманной педагогики //Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып.З. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1998.-С.29−31.
  66. И.П. Методика коммунарского воспитания.- М.: Просвещение, 1990.-143 с.
  67. Е.О., Осмоловская И. М., Щалыгина И. В. Содержание образования: культурологический подход//Педагогика. 2005.- № 1.-С.13−19.
  68. Н.В. Особенности и значение детской субкультуры //Педагогика.-2005.-№ 7.-С.31−36.
  69. В.П. Человеческая деятельность познание — искусство. -Киев, 1977.-207 с.
  70. Изард Кэрролл Е. Эмоции человека.- М.: МГУ, 1980.- 379 с.
  71. Э.В. Вопросы эстетики.Вып.6.- М.: Искусство, 1964.
  72. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М: Просвещение, 1981.- 192 с.
  73. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание //Вопросы психологии.-1992.-№ 1−2.-С. 14−21.
  74. М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. Л.:3нание, 1984.-32 с.
  75. И.В., Усачева В. О., Школяр Л. В., Кузьмина О. В. Искусство слышать: Учебно-методический комплекс.-И.: Радуница, 1994.-208 с.
  76. Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье: Автореф.д.пед.н. М., 1997.
  77. Е.В. Эстетическое воспитание школьников на качественно новый уровень //Сов.педагогика.-1987.-№ 9.-С. 17−22.
  78. Е.В. Что и как воспитывает жизнь //Педагогика.-2001 .-№ 7.-С.97−100.
  79. Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации //Педагогика. 2005.-№ 5.-С. 13−21.
  80. Н.И. Роль эстетических факторов в жизни общества и личности //Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М.: Просвещение, 1983.-С. 18−61.
  81. А.Г. Воспитание чувств.-М.: Педагогика, 1971.-94 с.
  82. Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание.-М., 1979.
  83. A.B., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-112 с.
  84. И.А., Нагавкина JI.C., Барышников E.H. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. СПб.: ГУПМ, 1994.-55 с.
  85. Т.С., Савенков А. И. Народное искусство в воспитании детей.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-256 с.
  86. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  87. Кон И. С. Этнография детства: проблемы методологии//Советская этнография,-1981.-№ 5.-С.З-14.
  88. Кон И. С. Ребенок и общество.-М.: Наука, 1988.-269 с.
  89. C.B. Типические особенности педагогического взаимодействия //Вопросы психологии.-2004.-№ 4.-С.130−137.
  90. Коч JT.A. Креативная этика. М.: Педагогическое общество России, 2000.-184 с.
  91. КошелеваИ.Я. Встречи с искусством. М.: Знание, 1979.-96 с.
  92. В.Т. Социальное партнерство и корпоратизм: российская специфика //Социс.- 2004.-№ 6.-С.38−44.
  93. .С. Роль ценностных ориентаций в формировавнии личности школьника //Психологические особенности формирования личности школьника. Сб.науч.трудов.-М., 1983.-С.4−11.
  94. В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родители» //Педагогика.-2002.-№ 9.-С.27−32.
  95. Кузнецов Б. Г. Этюды об Эйнштейне.М., 1965.
  96. A.B. Принципы педагогической поддержки одаренных детей//Педагогика.-2003.-№ 6.-С.27−32.
  97. Т.В. Воспитание уважительного отношения в семье //Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. СПб., 1999.-С.248−249.
  98. JI.Д. Арт-терапия в педагогике //Педагогика.-2000.-№ 9.-С.27−34.
  99. Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация //Педагогика.-2001 .-№ 10.-С.21 -25.
  100. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков, 1979.-143 с.
  101. Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии.-2003 .-№ 4.-С. 13−18.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-2-e изд.-М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  103. А.Н. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья вторая)//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 .- Психология. — 1997.-№ 4. — С.35−44.
  104. Д.А. Личность и свободное время //Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений. Пермь: ПГИК, 1989. — С.41−46.
  105. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: Изд-во СИУ, 1997.-85 с.
  106. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Прометей, 1992.-С.320−337.
  107. .Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1985.- 175 с.
  108. .Т. Философия воспитания.- М.: Прометей, 1995.-282 с.
  109. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет.лит., 1985.-207 с.
  110. Личностно-ориентированная педагогика в начальной школе. Вып 1. / Под ред. С. В. Кульневича, А. С. Петелина. Воронеж, 1997.-100 с.
  111. JI.И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей).- М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000, — 304 с.
  112. Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. -М.: Прометей, 1993.- 176 с.
  113. А.Ф. Учебные планы и программы дошкольного образования и предшкольной подготовки, построенные на принципах культурно-исторической психологии.- Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2005.-272 с.
  114. Г. Ю. Природа творчества и пути его активизации . -М.: «Прометей», 1991.-69 с.
  115. В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.
  116. Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: Гуманистическая педагогика. Орел, 1994.-138 с.
  117. Л.М. Культура и искусство в системе школьного краеведения //Научно-педагогические основы формирования эстетического отношения к искусству.-М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1991.-С.201−206.
  118. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен.-Ставрополь: Изд-во Ставроп. ун-та: Нонпарель, 1995.-108 с.
  119. Ю.В. Педагогические возможности социального партнерства в воспитании сельских школьников: Автореф.к.пед.н.-Калуга, 2005.
  120. В.М. Психология семейного воспитания. М., 2000.248 с.
  121. А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М.: Просвещение, 1975.-128 с.
  122. Моделирование воспитательных систем: Теория практике /Под ред. Л. И. Новиковой, НЛ.Селивановой.-М., 1995.
  123. .Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учеб.пособие.-М.: МГУКИД 995.-92 е.
  124. A.B. Социализация человека: учебное пособие для вузов.-М.: Академия, 2 004.-304 с.
  125. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ.пед.вузов /Под ред.В. А. Сластенина.-З-е изд., испр. И доп.-М.: Академия, 2000.200 е.
  126. Ф.Г. Духовная потребность и художественная культура: Автореф.д.ф.н. Баку, 1992.
  127. М.И. Гуманизм педагогики Сухомлинского. М., 1994.184 с.
  128. Н.В. Музейная педагогика и музыкально-педагогическое пространство //Педагогика.-2005.-№ 5.-С.З-12.
  129. Т.И. Организация воспитательной работы внешкольных учреждений РСФСР на основе укрепления их взаимодействия со школой и общественностью (1961−1984 гг.): Автореф.к.пед.н. -М., 1988.
  130. А.П. Насилие и терпимость антропологическая ретроспектива //Вопросы психологии.-2005.-№ 5.-С.37−50.
  131. С.С. А.С.Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы //Педагогика.-2003.-№ 9.-С.90−94.
  132. .М. Мудрость красоты.-М.:Просвещение, 1987.-256 с.
  133. Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант.-М., 1996.-100 с.
  134. Новейший философский словарь:2-е изд., перераб. И доп.-Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001.-1280 с.
  135. Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство//Педагогика.-2003.-№ 6.-С.67−73.
  136. Л.И. Воспитательная система: Исходные позиции //Сов.педагогика.-1991 .-№ 11 .-С .61 -64.
  137. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования /Под ред.О. С. Газмана, И. А. Костенчука.-М.: Российский гуманитарный научный фонд, 1995.-103 с.
  138. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов /Ред.-сост. Н. Б. Крылова.- М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1995.-113 с.
  139. Общественно-педагогическое движение //Педагогическая энциклопедия.-М.Д966. Т.З.-С. 172−173.
  140. М.Ф. История эстетической мысли.-М.: Высшая школа, 1984.-334 с.
  141. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М., 1994.-944 с.
  142. А.Е. Эмоции и воспитание.-М.:Знание, 1983.-80 с.
  143. Ю.М. Психология ненасилия.-М., 1997.
  144. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.-СПб., 2000.
  145. О.И. П.Ф.Лесгафт о семейном воспитании //Педагогика.-2002.-№ 10.-С.76−79.
  146. Педагогический поиск /Сост.И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.-541 с.
  147. Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высш.шк., 1990.-175 с.
  148. Г. А. В.А.Сухомлинский о роли учителя в эстетическом воспитании молодежи//Научно-педагогические основы формирования эстетического отношения к искусству.-М.: АПН СССР, 1991.-С.44−47.
  149. В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: ВЛАДОС, 1999.-176 с.
  150. Л.П. Гуманизация ориентации: личности в условиях педагогической эстетически организованной деятельности //Формирование эстетического отношения к искусству: В 6 т. Т.2.-М.:АПН СССРД991.-110−112.
  151. Т.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика.-2005.-№ 3.-С.35−42.
  152. C.B. Социальная философия В.В.Розанова.-Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1993.-152 с.
  153. К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания //Вопросы психологии.-2004.-№ 1 .-С. 110−119.
  154. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Автореф. .д.пед.н.-М., 1994.
  155. Я.А. Психология творчества.-М.: Наука, 1976.-303 с.
  156. М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации): Автореф. д.пед.н.-М., 1987.
  157. A.C. Тренинг коммуникативных умений.-М.: Новая школа, 1993.-49 с.
  158. Психология развивающейся личности /Под ред.А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  159. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Под ред.П. И. Пидкасистого. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.-544 с.
  160. М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века //Социс.-2004.-№ 6.-С.89−97.
  161. В.Г. Резервы музыкальной педагогики.-М.: Знание, 1980.-96 с.
  162. В.А. Методика воспитания эстетической культуры личности.-М., 1985.-70 с.
  163. В.В. Сумерки просвещения.-М.: Педагогика, 1990.-620 с.
  164. Ф.Я. Ваши дети, вы и музыка.-М.: Знание, 1973.-96 с.
  165. C.JI. Основы общей психологии. М., 1940.- С.385−428.
  166. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  167. B.C. Педагогические основы формирования культуры быта.-М.: МГУК, 1996.-203 с.
  168. В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ.-М., 1974.-279 с.
  169. Семейное чтение: Учебно-методический комплект «Искусство слышать"/Составители И. В. Кадобнова, В. О. Усачева, Л. В. Школяр, О. В. Кузьмина. М.: Изд-во «Радуница», 1994.-208 с.
  170. В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.
  171. . Выход из ненасилия //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности .- М., 1990.-С.76−85.
  172. В.М. На вершинах. -М., 1988.
  173. В.Д. Менеджмент в деятельности учителя.-БрЯнск.: ЗАО «Литера», 1997.-223 с.
  174. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе /Под ред. В. А. Сластенина.-М.: Академия, 2000.-216 с.
  175. В.К. Об эстетическом вкусе.-М.: Знание, 1974.-85 с.
  176. A.B. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема:Автореф. .к.пед.н.-Ростов-н/Д, 1996.
  177. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования //Магистр.-1994.-№ 6.-С.3−8.
  178. B.C., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание: проблемы и перспективы.-М.: ВНИК «Школа"-1988.-28 с.
  179. Советский энциклопедический словарь.-М., 1979.
  180. Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.Ч.2/Отв.ред.Л. И. Новикова.-М.: РАО, 1993.-147 с.
  181. Р.В. Привлечение населения к организации детей и подростков по месту жительства.-М.: Социнновация, 1992−190 с.
  182. Ю.П. Теория воспитательных пространств.-М.Белгород, 1998.
  183. B.C. Смысл любви //Собр.соч.: В 10 т. 2-е изд.-СПб., 1911−1914. Т.7.
  184. М.Е. Л.Н.Толстой и К. Н. Вентцель: два взгляда на свободное воспитание //Педагогика.-2003.-№ 3.-С.85−88.
  185. М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие //Вопросы психологии.-2003.-№ 4.-С.76−83.
  186. B.C. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991 .-M., 1992.-С. 182−199.
  187. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет.аксиологии.-М.:Республика, 1994.-464 с.
  188. Л.Н. Природа эстетической ценности.-М.: Политиздат, 1972.-161 с.
  189. В.А. Рождение гражданина //Избр.пед.соч.:В Зт.-Т.1.-С.267−538.-М.Д971.
  190. В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978.96 с.
  191. М.Е. Психология процессов художественного творчества.-М., 1980.
  192. .М. Психологические вопросы художественного воспитания //Известия АПН РСФСР. Вып. 11 .-М., 1947.-С.7−26.
  193. A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика.-1996.-№ 4.-С.9−13.
  194. Трансцендентальная педагогика ускоренного развития дарований. 4.1. /Под ред.Ю. П. Азарова.-М.: МГУКИ, 2000.-48 с.
  195. Трудовой кодекс Российской Федерации.-М.:2002.-208 с.
  196. Г. Детские праздники в семье. М.: Изд-во «Сфера», 2000.-170 с.
  197. К.Д. Собр.соч в 11 т.-М.-Л., 1948−52. Т.7.
  198. К.Д. Собр.соч. в 11 т.-М.-Л., 1948−52.-Т.8.
  199. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т.-М.: Просвещение, 1990.-Т.5.-С.11−15.
  200. A.B. Киноискусство и художественное образование //Педагогика.-2002.-№ 2.-С.21−26.
  201. Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития //Вопросы психологии.-1998.-№ 1.
  202. Г. Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития.-М.: НИИ семьи и воспитания РАО, 2000.-160 с.
  203. Г. Н. Воспитание: традиции и современность //Педагогика.-2003 .-№ 7.-С. 14−20.
  204. Философский словарь /Под ред.И. Т. Фролова.-М., 1986.-590 с.
  205. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е. Ф. Губского. М., 1997.
  206. А.Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: Автореф. .д.пед.н.-М., 2000.
  207. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  208. М. Письмо о гуманизме. Проблема человека в западной философии.-М., 1988.
  209. Ю.А. Воспитание гармонией.-М.:Знание, 1978.-96 с.
  210. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной.-М.: Педагогика, 1972.-287 с.
  211. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин.: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение, 1993.- 112 с.
  212. П.Я. Философские письма //Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев, — СПб., 1991.
  213. М.Ф. Противоречия становления социального партнерства//Социс.- 2004.-№ 6.- С. 16−26.
  214. Н.Г. Избранные эстетические произведения.-М.: Искусство, 1974.-550 с.
  215. P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Дис.д.пед.н.-Ростов-на-Дону, 1995.
  216. С.А. Социальная сфера и мотивация творческой активности: Автореф.д.пед.н.-Минск, 1990.
  217. В.Д. Философия образования и образовательные политики.-М.: «Логос», 1993.-181 с.
  218. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М.:Педагогика, 1975.-200 с.
  219. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.
  220. Г. Х. Социальная природа эстетических чувств.-М. :3нание, 1978 .-78 с.
  221. Л.Т. Социальное партнерство: состояние и перспективы развития.-М.: МГСУ «Союз», 2001.-200 с.
  222. В.И. Содержание понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» в педагогике //Понятийный аппарат педагогики и образования.Вып.З.-Екатеринбург:Изд-во «СВ-96», 1998.-С.32−49.
  223. .Е. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастном внешкольном объединении: Автореф. .к.пед.н.-М., 2000.
  224. М.П. Объять необъятное.-М.:Педагогика, 1986.-176 с.
  225. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997.- 78 с.
  226. Экспериментальная психология /Под ред. Фресса П., Пиаже Ж. Вып.У.-М., 1975. Гл. ХУ1. С.112−195.
  227. Д.Б. Психология игры.-М., 1978.
  228. Л.И. О единице сюжетно-ролевой игры //Вопросы психологии.-2004.-№ 1 .-С.68−79.
  229. Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство//Вопросы психологии.-2005 .-№ 4.-С. 132−142.
  230. В.Н. Межсекторное социальное партнерство: теория, механизмы, технологии, практика: Учеб.пособие. М.: ТАСИС, 2004.128 с.
  231. П.М. Эмоциональная жизнь школьника.-М., 1966.
  232. Н.Д. Эстетическое воспитание в педагогической системе А.С.Макаренко // Научно-педагогические основы формирования эстетического отношения к искусству. М.: АПН СССР, 1991.С.43−44.
Заполнить форму текущей работой