Повышение качества и экономичности обкатки отремонтированных двигателей ЗИЛ-130 с использованием приработочных технологических жидкостей
В связи с тем, что сельское хозяйство Российской Федерации расходует почти половину производимого в стране жидкого топлива и смазочных материалов, а топливно-энергетические ресурсы страны небезграничны, появилась острая необходимость в пересмотре подходов к использованию природных ресурсов. Вопросы рационального использования нефтепродуктов и их экономии, улучшения экологической обстановки… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Сущность процессов приработки рабочих поверхностей деталей двигателк
- 1. 2. Основные физико-химические процессы контактного взаимодействия поверхностей трения в присутствии смазочного материала
- 1. 3. Механизм граничного трения
- 1. 4. Формирование оксидных пленок на металлических поверхностях при граничном трении
- 1. 5. Влияние температуры на формирование граничного слоя смазочного материала
- 1. 6. Работа деталей цилиндропоршневой группы двигателя в режиме граничного трения
- 1. 7. Материал деталей ЦПГ двигателя
- 1. 8. Износ деталей ЦПГ двигателя
- 1. 9. Приработка деталей ЦПГ с позиций молекулярно-механической теории трения
- 1. 10. Методы повышения противоизностных свойств деталей двигателя
- 1. 11. Выводы. Задачи исследования
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ УСКОРЕННОЙ ПРИРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ЦПГ
- 2. 1. Теоретические основы ускоренной приработки деталей ЦПГ
- 2. 2. Дизельное топливо, как поверхностно-активное вещест
- 2. 3. Образование адсорбционных пленок на металлических трущихся поверхностях
- 2. 4. Механизм адсорбционного воздействия ПАВ
- 2. 5. Механизм снижения интенсивности изнашивания при трении в режиме избирательного переноса
- 2. 6. Протекание процесса ИП металла при трении деталей в среде, содержащей дизельное топливо
- 2. 7. Выводы
- 3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЯХ
- 3. 1. Подход к решению поставленных задач и структура исследований
- 3. 2. Обоснование критериев оценки качества приработки деталей ЦПГ
- 3. 3. Выбор и приготовление медьсодержащей присадки для приработочной технологической жидкости
- 3. 4. Создание приработочной технологической жидкости
- 3. 5. Установка и образцы для лабораторных испытаний прира-боточных составов по схеме «ролик — колодка»
- 3. 5. 1. Первый этап лабораторных испытаний
- 3. 5. 2. Второй этап лабораторных испытаний приработочных составов по схеме «ролик — колодка»
- 3. 5. 3. Определение момента силы трения и периода его стабилизации при лабораторных испытаниях
- 3. 5. 4. Определение износа образцов трибосоединения
- 3. 5. 5. Определение температуры приработочных составов
- 3. 6. Стендовые испытания
- 3. 6. 1. Подготовка двигателей к стендовым испытаниям. Оборудование и режимы испытаний
- 3. 6. 2. Определение мощности механических потерь на трение в двигателе в период холодной обкатки
- 3. 6. 3. Оценка качества приработки по расходу топлива
- 3. 6. 4. Эффективная мощность и удельный расход топлива
- 3. 6. 5. Определение величины компрессии в цилиндрах двигателя
- 3. 6. 6. Определение приработочного износа деталей ЦПГ двигателей
- 3. 7. Эксплуатационные испытания двигателей
- 3. 8. Оценка точности экспериментальных данных
- 3. 9. Выводы
- 4. ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ
- 4. 1. Проверка совместимости выбранной присадки с технологическими составами
- 4. 2. Первый этап лабораторных испытаний
- 4. 2. 1. Сравнительные испытания выбранной присадки
- 4. 3. Второй этап лабораторных испытаний
- 4. 3. 1. Исследования изменения момента силы трения
- 4. 3. 2. Исследования тепловых явлений в процессе приработки
- 4. 3. 3. Влияние приработочных технологических жидкостей на износ деталей
- 4. 4. Выводы
- 5. СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ПРИРА-БАТЫВАЕМОСТЬ ДЕТАЛЕЙ ЦПГ
- 5. 1. Подготовка двигателей, приработочных составов и режимы испытания
- 5. 2. Определение мощности механических потерь на трение во время холодной обкатки двигателей
- 5. 3. Определение давления масла и температуры приработочной жидкости во время обкатки двигателя
- 5. 4. Определение эффективности приработочных составов по расходу топлива
- 5. 5. Оценка приработки деталей ЦПГ двигателей по изменению компрессии
- 5. 6. Износостойкость деталей ЦПГ двигателей при обкатке на различных приработочных составах
- 5. 7. Выводы
- 6. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИЛ
- 6. 1. Ресурс новых и капитально отремонтированных двигателей ЗИЛ
- 6. 2. Эксплуатационные испытания двигателей ЗИЛ
- 6. 3. Обработка результатов эксплуатационных испытаний
- 6. 4. Выводы
- 7. ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УСКОРЕННОЙ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
- 7. 1. Внедрение процесса ускоренной обкатки с использованием приработочной жидкости
- 7. 2. Расчет экономического эффекта от внедрения процесса ускоренной обкатки двигателей с использованием ПТЖ
- 7. 3. Выводы
Повышение качества и экономичности обкатки отремонтированных двигателей ЗИЛ-130 с использованием приработочных технологических жидкостей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Основные направления экономического и социального развития России на период до 2010 г. предполагают повышение эффективности общественного производства, создание прогрессивных технологий на основе ускорения научно-технического прогресса. Основная роль в перевооружении народного хозяйства, осуществлении научно-технической революции принадлежит машиностроению.
В связи с общеэкономическим кризисом и сокращением инвестиций в разведку новых месторождений среднегодовая добыча нефти в России сократилась почти в два раза, так в 1999 г. мощности нефтедобычи уменьшились более чем на 100 млн т в год по сравнению с 1993 г. Средний размер запасов нефти новых месторождений в Западной Сибири снизился со 149 млн т в 1980 г. до 19 млн т в 1999 г.
В связи с тем, что сельское хозяйство Российской Федерации расходует почти половину производимого в стране жидкого топлива и смазочных материалов, а топливно-энергетические ресурсы страны небезграничны, появилась острая необходимость в пересмотре подходов к использованию природных ресурсов. Вопросы рационального использования нефтепродуктов и их экономии, улучшения экологической обстановки, повышения ресурса работы автомобильной и с.-х. техники следует ставить как определяющие и основные в развитии отечественного машиностроения в АПК.
В сельскохозяйственном производстве Российской Федерации на тракторах, грузовых автомобилях и зерноуборочных комбайнах эксплуатируется около 1,5 млн двигателей, причем большая часть после капитального ремонта. Послеремонтный ресурс их в болыпинстве случаев составляет 32−48% ресурса новых двигателей. За время эксплуатации машин до их капитального ремонта двигатели подвергают капремонту от двух до пяти раз. Например, автомобиль ЗИЛ-130 поступает в первый ремонт примерно на пятый год, а его двигатель за этот период уже два — три раза проходит капитальный ремонт. На техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт двигателей затрачивается средств в 5.6 раз, а труда в 10. 15 раз больше, чем на их изготовление. На долю запасных частей за срок службы приходится 75−115% стоимости нового двигателя (70 120% его массы). На ремонте занято рабочих в два с лишним раза больше, чем на изготовлении. В настоящее время годовое число капитально ремонтируемых двигателей сельскохозяйственного назначения превышает объем их производства [1].
Наблюдения показывают, что 34−45% отказов в процессе эксплуатации машин приходится на двигатели. После капитального ремонта наработка на отказ у них снижается в 1,7.3,5 раза по сравнению с новыми двигателями. В связи с этим и эффективность использования отремонтированных машин в среднем на 10−15% ниже. Эксплуатация отремонтированного автомобильного двигателя связана с увеличением затрат в хозяйстве по сравнению с эксплуатацией нового двигателя. Поэтому повышение качества ремонта двигателя является актуальной задачей.
В практике ремонта и эксплуатации двигателей применяется множество различных ремонтно-технологических воздействий для повышения ресурса и снижения затрат на поддержание двигателя в работоспособном состоянии. Среди ключевых технологических вопросов, повышающих срок службы и техническую готовность двигателей, — улучшение качества приработки агрегатов и узлов, повышение эффективности режимов приработки и сокращение времени выполнения этих трудоемких операций [2].
Одним из факторов, определяющих надежную работу двигателя при максимальном использовании мощности, является обкатка, как завершающая стадия технологического процесса ремонта двигателя. От качества приработки в период обкатки во многом зависит срок службы двигателя и его ресурс в целом. Для полной приработки деталей автомобильных двигателей требуется 30.40 ч [3].
Ремонтные заводы не в состоянии за время обкатки доводить приработку до концапоэтому в основном приработка проводится в эксплуатационных условиях хозяйств с ограниченными скоростями и нагрузками (на 25%), что не всегда возможно, особенно в периоды сева и уборки урожая. В связи с этим крайне важно приработку деталей в основном завершить на заводе, сведя ее к минимуму в период эксплуатации.
Долговечность капитально отремонтированного двигателя в значительной мере зависит от качества приработки и, как следствие, от надежной работы одного из самых ответственных узлов — цилин-дропоршневой группы (ЦПГ), на долю которой приходится до 47% отказов двигателя [4].
Нарушение нормальных условий работы ЦПГ двигателя из-за низкого качества ее приработки вызывает значительные изменения основных характеристик двигателя, поскольку возрастают утечки рабочей смеси из камеры сгорания, уменьшается мощность, повышается расход топлива и смазки, увеличивается шумность работы двигателя и др.
Такое влияние ЦПГ на долговечность двигателя объясняется наиболее тяжелыми условиями её работы, особенно в период обкатки. Поэтому качество приработки ЦПГ двигателя, как узла, работающего в экстремальных условиях, во многом определяет ресурс двигателя в целом. Исходя из этого, основной целью при ускоренной обкатке является качественная и быстрая приработка деталей ЦПГ двигателя.
Научное и практическое значение для ускорения и совершенствования процесса приработки деталей ЦПГ двигателей имеют работы: Д. Н. Гаркунова, В. Ф. Карпенкова, С. С. Некрасова, В. В. Стрельцова, Н. Ф. Тельнова, П. И. Носихина, В. И. Балабанова, В.И. Цыпцы-на, В. А. Владимирова, М. А. Григорьева, Г. В. Виноградова, Н. В. Храмцова, Г. П. Шаронова и др.
Исследования показывают, что одним из наиболее эффективных способов достижения высокого качества приработки деталей ЦПГ при минимальном времени обкатки является применение специальных присадок и технологических составов. Использование в производстве таких приработочных технологических составов вместо обычных смазочных материалов, имеет исключительно важное техническое, экономическое и экологическое значение.
Несмотря на постоянный интерес к проблеме ускорения и повышения качества приработки, большинство исследований носит разрозненный характер. Изучение отечественной и зарубежной научной литературы, опыта машиностроительных и ремонтных заводов показывает, что задача повышения долговечности отремонтированных двигателей за счет значительного снижения приработочного и установившего износа деталей двигателя путем применения эффективных и экономичных приработочных технологических жидкостей, до сих пор не решена.
Актуальность проблемы подтверждается исследованиями, проводимыми ведущими научно-исследовательскими коллективами страны: ГОСНИТИ, ВИМ, МГАУ, С.-П. СХИ, НИИАТ, СГАУ, ЧГАУ.
И Др.
Работа выполнена в соответствии с Государственным заказом Минсельхозпрода РФ № 163−32−4м от 10.10.1995 г.
Целью работы является повышение качества и экономичности процесса приработки деталей ЦПГ отремонтированных двигателей с использованием универсальной, для периодов холодной и горячей обкатки, приработочной технологической жидкости.
Объект исследования — отремонтированные двигатели ЭИЛ-130, широко применяемые на автомобилях в сельском хозяйстве Российской Федерации.
Методика исследований включала изучение прирабатываемости деталей ЦПГ двигателей с использованием приработочной технологической жидкости, лабораторные и стендовые испытания двигателей на обкаточно-тормозном стенде КИ-2139Б, а также эксплуатационные испытания. Качество приработки оценивали по изменению момента силы трения и температуры, величине износа и другим показателям.
Научная новизна диссертации заключается: в создании универсальной приработочной технологической жидкости, подтверждающей концепцию ускоренной приработки деталей ЦПГ, заключающейся в интенсификации процесса приработки в период холодной обкатки при реализации эффекта Ребиндера и с последующим снижением интенсивности износа деталей ЦПГ в период горячей обкатки за счет металлоплакирования.
Практическая значимость.
1. Определены условия ускоренной приработки деталей отремонтированных двигателей ЭИЛ-130 с использованием созданной универсальной приработочной технологической жидкости.
2. Внесены изменения в технологический процесс обкатки отремонтированных двигателей ЗИЛ-130.
3. Разработана приработочная технологическая жидкость, применение которой при холодной и горячей обкатке отремонтированных двигателей позволяет:
• сократить время стендовой обкатки почти в три раза, по сравнению с типовой;
• увеличить пробег автомобилей до следующего капитального ремонта на 12% по сравнению с типовым процессом обкатки;
• добиться экономии топлива в три раза, электроэнергии — в два раза;
• получить экономический эффект от внедрения данного технологического процесса, который за расчетный период 1999;2002 гг. превысил 3,6 млн р. при программе ремонта 2800 двигателей в год.
Пути реализации результатов работы. Результаты исследований могут быть использованы на ремонтных предприятиях при обкатке капитально отремонтированных двигателей семейства ЗИЛ.
Внедрение. Процесс ускоренной обкатки двигателей с использованием универсальной технологической жидкости внедрен на ОАО «Волоколамский АРЗ» при обкатке отремонтированных двигателей ЗИЛ-130, согласно акту внедрения от 02.12.1999 г. с годовым экономическим эффектом более 1,2 млн р. при программе ремонта 2800 двигателей в год.
Апробация. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-технических конференциях МГАУ в 1996— 1999 гг.- научно-практической конференции «Восстановление и упрочнение деталей — современный эффективный способ повышения надежности машин», Москва, 1997 г.- международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В. П. Горячкина, 1998 г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано семь работ. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, семи глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 244 страницах машинописного текста, содержит 58 рисунков, 28 таблиц, библиографический список из 142 наименований.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Анализ литературных и патентных источников показал, что наиболее перспективным направлением повышения качества и экономичности процесса приработки деталей ЦПГ отремонтированных двигателей является создание универсальной технологической жидкости, содержащей ПАВ и металлоплакирующую присадку, одинаково эффективную в периоды холодной и горячей обкатки ДВС.
2. На основании теоретического анализа дано обоснование разработки универсальной приработочной технологической жидкости, на основе промывочного масла, содержащей в качестве присадок дизельное топливо и металлоплакирующую присадку ОГМ-3, способствующей повышению качества и экономичности процесса приработки деталей ЦПГ двигателей на всех этапах обкатки.
3. Теоретически и графически показан процесс формирования сер-вовитной медной пленки при трении в режиме ИП вследствие изменения температуры поверхностей трения, а также комбинированного действия медьсодержащей присадки и дизельного топлива.
4. В диссертации разработана и изготовлена универсальная прира-боточная технологическая жидкость (ПТЖ), содержащая дизельное топливо (33% по массе) и медьсодержащую присадку ОГМ-3 (3% по массе), на основе минерального промывочного масла.
5. Применение ПТЖ позволяет в начальный период приработки интенсифицировать формирование оптимального микрорельефа трущихся поверхностей, а затем за счет образования антифрикционных пленок, снижать интенсивность износа и создавать необходимые условия для восприятия эксплуатационных нагрузок.
6. Лабораторные исследования показали, что присадка ОГМ-3 полностью растворяется в созданных технологических жидкостях и не выпадает в осадок. Присадку ОГМ-3 целесообразно использовать для создания приработочной технологической жидкости в количестве 3% по массе. Об этом свидетельствует уменьшение шероховатости приработанной поверхности на 12%, износа деталей в среднем на 15% и коэффициента трения на 33% по сравнению с маслом ЯЬ 133/7. Применение приработочных технологических жидкостей №№ 6 и 8 по сравнению с маслом М-8-В позволяет уменьшить износ образцов в 2,2 и 1,8 раз соответственно, снизить момент силы трения почти в два раза и температуру в зоне трения на 20%.
7. Стендовые испытания двигателей ЗИЛ-130 на различных технологических жидкостях и маслах показали, что наиболее эффективным составом является приработочная технологическая жидкость № 8 (ПТЖ-8). Об этом свидетельствует снижение удельного расхода топлива на 5,3% и увеличение компрессии в цилиндрах на 7,1% по сравнению с обкаткой двигателя на моторном масле М-8-В. Наблюдаются наименьшие суммарные износы поршневых колец и гильз цилиндров по сравнению с обкаткой двигателей на других составах.
8. Эксплуатационные испытания показали, что среднее значение пробега отремонтированных двигателей ЗИЛ-130, обкатанных по ускоренной технологии с использованием ПТЖ-8, на 12% выше пробега двигателей, обкатанных по типовой технологии с использованием масла М-8-В.
9. Технологический процесс ускоренной обкатки с применением приработочной технологической жидкости ПТЖ-8 внедрен в производство на ОАО «Волоколамский АРЗ» при обкатке отремонтиро.
221 ванных двигателей ЗИЛ-130. Внедрение технологического процесса ускоренной обкатки двигателей с применением ПТЖ-8 обеспечивает экономию электроэнергии в два раза, топлива — в три раза по сравнению с типовым процессом обкатки на стандартном масле М-8-В.
10. Расчетный экономический эффект от внедрения данного технологического процесса (на примере обкатки двигателей ЗИЛ-130 на ОАО «Волоколамский АРЗ») за период 1999;2002 гг., согласно акту внедрения от 02.12.1999 г., превысил 3,6 млн р.
Список литературы
- Карпенков В.Ф., Стрельцов В. В. Отчет о научно-исследовательской работе «Повышение качества и ускорение обкатки двигателей на основе последних достижений трибологии». М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 1991.
- Цыпцын В.И. Повышение долговечности отремонтированных дизелей совершенствованием технологии приработки и применением упрочняющих покрытий: Дисс.докт. техн. наук М.: МГАУ, 1991.
- Стрельцов В.В. Повышение качества и ускорения обкатки капитально отремонтированных автомобильных двигателей на сельскохозяйственных ремонтных предприятиях. Дисс.. канд. техн. наук. -М.: МИИСП, 1986.
- Некрасов С.С., Стрельцов В. В., Карпенков В. Ф. Разработка технологии ремонта двигателя ЗИЛ-130 с повышенным моторесурсом на базе Волоколамского завода. Отчет по НИР. Инв. № 78 067 329. — М.: МИИСП, 1977.
- Силаев Б.М. Триботехнологические характеристики и методы обеспечения работоспособности узлов трения в маловязких средах: Дис.докт. техн. наук Самара: СГАУ им. акад. С. П. Королева, 1992.
- Шаронов Г. П. Ускоренная полная приработка тракторных и автомобильных двигателей. (Проблемная лекция) Саратов, 1982.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968.
- Крагельский И.В., Шедров B.C. Развитие науки о трении. М.: Изд. АН СССР, 1956.
- Ахматов А.С. Граничный смазочный слой как квазитвердое тело. // Труды конференции по трению и износу в машинах. М. — JI.: АН СССР, 1949 .
- Бакли Д. Поверхностные явления при адгезии и фрикционном взаимодействии. М.: Машиностроение, 1986.
- Применение специальных масел для обкатки ЦПГ дизелей Б и В ДКРН 74/160 и Зульцер RD76 после ремонта. Техн. отчет/Черноморское ЦПКБ. Шифр 4061.00.00- № 760 285 556, 1975.
- Клевакин В.В. Исследование влияния технологических факторов на ускорения приработки и снижения износа ЦПГ двигателя. Дис. канд. техн. наук. Свердловск, 1972.
- Aue G.K. Operating experience with large Sulzer diesel engine. -ASME publication, 66-DGEP-15.
- Мур Д. Основы и применение триботехники. М.: Мир, 1978.
- Энглиш К. Поршневые кольца пер. с нем. М.: Машгиз, Т. 2, 1963.
- Справочник по триботехнике. / Под общ.ред. М. Хебды А. В. Чи-чинадзе М.: Машиностроение, Т.1, 1989.
- Чихос X. Системный анализ в триботехнике. М.: Мир, 1982.
- Владимиров В.А., Гриншпун А. Е. Обкатка судовых дизелей. М.: Транспорт, 1982.
- Langballe М. Investigations into the thermal load of a large bore diesel engine. «European Shipbuilding» № 4, 1969.
- Hardy W.B., Doubledey I/ Boundary lubrication. The paraffin series. // Proc. Roy. Soc., London. Ser. A.1962.
- Bowden F.P., Tabor D. The friction and lubrication of solids. Pt 2. Oxford, Clarendon Press, 1964.
- Дерягин Б.В. Что такое трение? М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- Ахматов A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз, 1963.
- Трибология: Исследования и приложения: опыт США и стран СНГ./ Под ред. В. А. Белого, К. Лудемы, Н. К. Мышкина. М.: Машиностроение- Нью-Йорк: Аллертон пресс, 1993.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника.- М.: Машиностроение, 1985.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника.- М.: Машиностроение, 1989.
- Костецкий Б.И. Износостойкость деталей машин. М.: — Киев: Машиздат, 1950.
- Костецкий Б.И., Топеха П. К., Носовский И. Г. Вторичные структуры на поверхностях трения и износ металлов. // Труды Ш. Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. / М. — Л.: АН1. СССР, 1969.
- Виноградов Г. В. Опыт исследования противозадирных свойств углеводородных смазочных сред. // Методика оценки противозадирных и противоизносных свойств смазочных материалов. М.: 1969.
- Аксенов А.Ф. Трение и изнашивание металлов в углеводородных жидкостях. М.: Машиностроение, 1977.
- Райко М.В. Исследование смазочного действия нефтяных масел в условиях работы зубчатых передач.: Дис.докт. техн. наук, — Киев.: КИИГА, 1974.
- Райко М.В., Кадамский В. П. Противоизносные свойства твердых пленок, возникающих при смазывании минеральными маслами. // Машиноведение, № 4, 1971.
- Носихин П.И., Карпенков В. Ф., Стрельцов В. В. Методические указания по ускоренной обкатке карбюраторных двигателей. М.: МГАУ, 1995.
- Санин П.И. О полимерах трения и полимедеобразующих присадках. // Трение и износ, 1980, № 5.
- Матвеевский P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971.
- Матвеевский P.M., Буяновский И. А., Лазовская О. В. Противоза-дирная стойкость смазочных сред при трении в режиме граничной смазки. М.: Наука, 1978.
- Дроздов Ю.Н., Смирнов В. И. Противозадирная стойкость трущихся тел. М.: Наука, 1981.
- Безбородько М.Д., Виноградов Г. В., Павловская Н. Т. Влияние природы металла на их противоизносные свойства. // Повышение качества и применения смазочных материалов. М.: Машиностроение, 1968.
- Виноградов Г. В., Подольский Ю. А. Явления противоизносного и антифрикционного действия смазочных средств при тяжелых режимах граничного трения. Минск.: Наука и техника, 1969.
- Подольский Ю.Я., Корепова И. В., Виноградов Г. В. Условия и виды заедания при трении закаленной стали в углеводородных смазочных средах. // Машиностроение, 1965, № 5.
- Владимиров В.А., Гриншпун А. Е. Обкатка судовых дизелей. М.: Транспорт, 1982.
- Асташкевич Б.М. Вопросы повышения износостойкости цилиндровых втулок и поршневых колец транспортных двигателей. // Вестник машиностроения, 1976, № 3.
- Семенов B.C., Трофимов П. С. Долговечность цилиндропоршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1969.
- Семенов B.C. Теплонапряженность и долговечность цилиндропоршневой группы судовых дизелей. М.: Транспорт, 1977.
- Rogers M.D. The mechanism of scuffing in diesel engines. «Wear», 1970, v.15, № 2.
- Старосельский А.А., Гаркунов Д. Н. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1967.
- Munro R., Hughes G.H. Current piston and ring practice and the problem of scuffing in diesel engine. «Diesel Engineers and Users Association Publication», 1970.
- Джост П., Шофилд Дж. Экономия энергии с помощью трибологии. Технико-экономическое исследование. // Трение и износ, 1982, т. З, № 2.
- Алексеев В.П., Костичев Н. И., Кручков М. Г. Двигатели внутреннего сгорания. М.: Машгиз, 1960.
- Дроздов Ю.Н. Несущая способность смазочного слоя по критерию заедания поверхностей трения. // Трение, износ и смазочные материалы. Труды Междунар. науч. конф., Ташкент, 1985, т. З, ч.1.
- Beker A. J. S., Dowson D.P., Economu P. Dynamic factors related to piston ring schffung. London-New-York, «Piston ringschuff», 1976.
- Furuhama S., Hiruma M. The relationship between piston ring schuffing and the formation of surface profile. London-New-York, «Piston ringschuff', 1976.
- Butler J.Е., Henshall S.H. Piston ring performance in a highly Rated two-cycly engine. London — New-York, «Piston ring scuff», 1976.
- Nadal I. Cylinder wear in low speed diesel engines: its topography and metallography. «Daros Information», 76/2, 1978.
- Поршневые кольца зарубежных фирм. // Двигатели внутреннего сгорания. Обзорная информация М.: Вып.1, НИИИНФОРМТЯЖ-МАШ, 1972.
- Махматкин Э.М. Оценка масленой пленки, формируемой поршневым кольцом. // Двигателестроение № 10, 1980.
- Молдованов В.П. Поршневые кольца ДВС. М.: Россельхозиздат, 1985.
- Повышение износостойкости деталей двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1972.
- Владимиров В.А. Некоторые вопросы теории приработки цилинд-ропоршневой группы дизеля. // Тр. ЦНИИМФ. Вып. 227,1977.
- Владимиров В.А. Исследование и оптимизация процесса приработки цилиндропоршневой группы судовых дизелей. Дисс.канд. техн. наук. Одесса Ленинград, 1979.
- Быков Н.М. Исследование влияния различных смазочно-охлождающих жидкостей на качество обкатки тракторных двигателей. Дисс.канд. техн. наук. Челябинск, 1961.
- Стрельцов В.В., Попов В. Н., Карпенков В. Ф. Ресурсосберегающая ускоренная обкатка отремонтированных двигателей. М.: Колос, 1995.
- Селиванов А.И., Артемьев Ю. Н. Теоретические основы ремонта и надежности с.-х. техники. М.: Колос, 1978.
- Мухин Е.М., Столяров И. И. Обкатка V-образных автомобильных двигателей при капитальном ремонте. М.: Транспорт, 1974.
- Савченко Н.З. Теоретические и экспериментальные основы процесса приработки сопряженных деталей двигателей внутреннего сгорания. Дис.докт. техн. наук. Киев: УСХА, 1971.
- Кугель Р.В. Долговечность автомобиля. М.: Машиностроение, 1961.
- Neale M.J. The scuffing of piston rings. «Chartered Mech. Eng.», 21, № 8, 1974.
- Furuhama S., Hiruma M. The relationship between piston ring scuffing and the formation of surface profile. London — New-York, «Piston ring stuff», 1976.
- Билик Ш. М. Макрогеометрия деталей машин. М.: Машиностроение, 1972.
- Пучков В.Н. Эффективное использование твердосмазочных материалов в качестве присадок к моторным и трансмиссионным маслам. // ИМАШ им. А. А. Благонравова АН СССР. М.: Машиностроение, 1989.
- Храмцов Н.В., Королев А. Е., Малаев B.C. Обкатка и испытания автотракторных двигателей. М.: Агропромиздат, 1991.
- Кривенко П.М. и др. Ремонт дизелей сельхозназначения. М.: Агропромиздат, 1990.
- Цыпцын В.И. Исследование влияния присадок к маслу и топливу на ускорение приработки и повышение износостойкости деталей тракторного двигателя. Дисс.канд. техн. наук. Саратов, 1976.
- Григорьев М.А., Долецкий В. А. Отечественный и зарубежный опыт повышения надежности и долговечности автомобильных двигателей. М.: НИИавтопром, 1973.
- Подзоров А.Н. Повышение качества и ускорения приработки деталей ЦПГ ДВС с использованием аэрозолей. Дисс.канд. техн. наук. Москва, 2000.
- Крагельский И.В., Добычин М. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977.
- Карпенков В.Ф., Стрельцов В. В., Попов В. Н. Концепция ускоренной обкатки отремонтированных двигателей. М.: МГАУ, 1995.
- Арабян С.Г., Холомонов И. А., Яковшина М. М. Влияние качества приработки на эксплуатационные показатели тракторных двигателей. // Тр. НАТИ, М.: 1978. Вып.258.
- Долговечность трущихся деталей машин. // Сб. научных статей под общей редакцией д.т.н. Д. Н. Гаркунова, М.: Машиностроение, 1990. № 4.
- Корогодский М.В. Влияние высокодисперсных фаз органозолей металлов и полимеров на приработку капитально отремонтированных двигателей. Дисс.канд. техн. наук. Киев, 1961.
- Розенберг Ю.А. Методы испытаний смазочных масел с целью прогнозирования их влияния на износ машин. // Методы оценки про-тивозадирных и противоизносных свойств смазочных материалов. -М.: Машиностроение, 1969.
- Карпенков В.Ф. Повышение ресурса мобильной сельскохозяйственной техники формированием поверхностей трения с задаными триботехническими свойствами. Дисс.докт. техн. наук. М.: 1996.
- Карпенков В.Ф., Некрасов С. С., Стрельцов В. В., Носихин П. И. Технологический процесс ускоренной обкатки капитально отремонтированных автомобильных двигателей. // Сб. «Вузовская наука производству». М.: МИИСП, 1988.
- Носихин П.И. Повышение качества и ускорение обкатки капитально отремонтированных дизелей в условиях ремонтных предприятий агропрома. Дисс.канд. техн. наук. М.: МИИСП, 1990.
- Дмитриченко Н.Ф., Белоусов B.C. Влияние присадки ЭФ-257 на процесс приработки трущихся поверхностей. // Вестник машиностроения, 1979, № 2.
- Заславский Ю.С., Заславский Р. Н., Васильева Э. М. и др. Механизм приработочного действия трибополимеризующих присадок к маслам. // Трение и износ, 1980 Т.1, № 4.
- Нигородов В.В. Методы и технические средства ускоренных испытаний отремонтированных тракторов и их агрегатов. Обзорная информация. М.: ЦНИИТЭИ, 1983.
- Терхунов А.Г., Заславский Р. Н., Заславский Ю. С. Применение трибополимеризующих присадок для ускорения холодной обкатки дизельных двигателей. // Вестник машиностроения, 1983, № 2.
- Радин Ю.А., Суслов П. Г. Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение, 1989.
- Гаенко Jl.M. Приработка и испытание автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1966.
- Храмцов Н.В., Королев А. Е., Малаев B.C. Обкатка и испытания автотракторных двигателей. М.: Агропромиздат, 1991.
- Воинов Н.П. Выбор оптимальных условий обкатки двигателей. // Вестник машиностроения, 1955. № 2.
- Гаенко Л.М. Методика расчета и определения оптимального режима приработки автомобильных дизельных двигателей после капитального ремонта. М., Транспорт, 1967.
- Лакин В.К. Методика назначения оптимального режима приработки двигателя внутреннего сгорания. Труды ЛСХИ, 1978. Т. 94.
- Houlgatte M. Contribution a la connaissance du phenomene derodage dens les moteurs diesel. «Bull. Assoc. techn. maritimt at aeronauty», 1967. № 67.
- Ауэ Г. К. Уплотняющее действие поршневых колец. М.: (Экспресс — информация) / ВИНИТИ, 1974. Вып. 45.
- Билик Ш. М. Микрогеометрия деталей машин. М.: Машгиз, 1962.
- Устинов А.Н. Исследование поршневых колец двигателей. Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1974.
- Кривенко П.М. Сокращение продолжительности приработки двигателей. // Автомобильный транспорт, 1973. № 5.
- Балабанов В.И. Безразборное восстановление трущихся соединений М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 1999.
- Мишин И.А. Долговечность двигателей. Л.: Машиностроение, 1976.
- Sreenath A. V., Raman V. Mechanism of smathing of cylinder liner surface during running-in. «Tribology International», v. 9, 1976. № 2.
- Bouden F.P. Tabor D. Friction and lubrication of solids. Oxford, 1959.
- Карпенко Г. В. Влияние среды на усталостную прочность сталей. Автореф. дис.докт. техн. наук. Киев, 1952.
- Ребиндер П.А. Поверхностные явления в дисперсных системах. Физико- химическая механика. // Изб. труды. М.: Наука, 1979.
- Шпеньков Г. П., Подалов А. Н. К вопросу о механизме схватывания при трении в условиях избирательного переноса. // В сб. Избирательный перенос в узлах трения. М.: Изд. НДНТИ, 1987.
- Григорьев М.А., Бунаков В. М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателя. М.: Изд-во стандартов, 1981.
- Гаркунов Д.Н. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса. М.: Машиностроение, 1977.
- Колосюк Д.С., Кузнецов A.B. Автотракторные топлива и смазочные материалы. Киев: Вища школа, 1987.
- Розенберг Ю.А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970.
- Епифанов Г. И. Физика твердого тела. М.: Высшая школа, 1977.
- Фукс Г. И. Адсорбция и смазочная способность масел. // «Трение и износ». М.: Гостоптехиздат, 1961. Т.4, № 3.
- Польцер Г., Майсснер Ф. Основы трения и изнашивания. М.: Машиностроение, 1984.
- Дерягин Б.В. Молекулярная теория трения и скольжения. // ЖФХ, 1934. Т. 5. № 9.
- Аксенов А.Ф., Стельмах А. У., Терновая Т. В. О новых взаимодействиях соединений меди с поверхностями при трении. // «Трение и износ», 1989. Т.10, № 6.
- Поляков A.A. Основы явления избирательного переноса в тяже-лонагруженных узлах трения машин. В кн.: Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения. М.: Машиностроение, 1982.
- Кужаров A.C. Физико-химические основы смазочного действия в режиме избирательного переноса. // «Эффект безызносности и трибо-технологии», 1992. № 2.
- Розенберг Ю.А., Виноградова И. Э. Смазка механизмов машин. -М.: Гостоптехиздат, 1960.
- Чеповецких И.Х. и др. Триботехнология формирования поверхностей. Киев: Наукова Думка, 1989.
- Радин Ю.А., Суслов П. Г. Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение, 1989.
- Тиссен П.А. и др. Химические превращения при механической активации твердых тел. «Festkorperchemie», 1973. № 32.
- Гаркунов Д.Н., Мельниченко И. М., Подамов А. Н. О влиянии альдегидов на установление режима избирательного переноса. // В сб. Избирательный перенос при трении. М.: Наука, 1975.
- Боуден Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка. М.: Машгиз, 1960.
- Степанов М.Н. Статистические методы обработки результатов механических испытаний. М.: Машиностроение, 1985.
- Холомонов И.А. Исследование и подбор эффективных обкаточных присадок для ускоренной приработки тракторных двигателей. Дис.докт. техн. наук. М.: НАТИ, 1973.
- Карпенков В.Ф., Стрельцов В. В., Носихин П. И., Попов В. Н. Установка для приготовления металлоплакирующих присадок в условиях ремонтного производства. // Сб. науч. тр. «Диагностика, надежность и ремонот машин». М.: МГАУ, 1995.
- Карпенков В.Ф., Некрасов С. С., Ильюхин М. С. Руководство по ускоренной обкатке отремонтированных двигателей. РД 10 РОССИЯ 01.0010−92. М.: ЦНТИПР, 1992.
- Мухин Е.Н., Столяров И. И. Приработка и испытание автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1981.
- Wolker S.T. A running in procedure for diesel engines. «Mechanical Pow.», № 700, 1963.
- Рубец Д.А., Шухов O.K. Системы питания автомобильных карбюраторных двигателей. М.: Транспорт, 1974.
- Разработка и исследование новой концепции ускоренной обкатки отремонтированных двигателей и ее реализация в производстве. -Отчет по НИР, М.: МГАУ, 1995.
- Загребин В.Г., Касумов А. Х. Исследование режимов приработки автомобильных двигателей при капитальном ремонте. М.: Транспорт, 1983.
- Стрельцов В.В., Карпенков В. Ф., Некрасов С. С., Байкалова В Н., Носихин П. И. Приработка деталей при обкатке двигателя. // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 1996. № 4.235
- Кривенко П.M. Сокращение продолжительности приработки двигателей. // «Автомобильный транспорт», 1973. № 5.
- Стребков C.B. Повышение долговечности автомобильных двигателей введением антифрикционных присадок в масло в период эксплуатации в хозяйствах агропрома: Дисс. канд. техн. наук. М.: МИИСП, 1989.
- Руководство по ускоренной обкатке отремонтированных двигателей. РД 10 Россия 01.0010−92. М.: Центр НТИ, пропаганды и рекламы, 1992.
- Конкин Ю.А. и др. Экономическое обоснование внедрения мероприятий научно-технического прогресса в АПК.: Методические рекомендации и примеры расчета. М.: МИИСП, 1991.
- Осинов В.И. Оценка экономической эффективности внедрения мероприятий по совершенствованию менеджмента на предприятии. Материалы лекций по дисциплине: «Менеджмент в АПК». -М.: МГАУ, 1998.236