• СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. Л. Старение и продолжительность жизни
      • 1. 1. 1. Генетика старения и продолжительности жизни Ого8орЫ1а melanogaster 1Л.2. Обзор основных теорий старения 1Л.З. Эволюционные аспекты старения 1Л .4. Свободно — радикальная теория старения
      • 1. 2. Перекисное окисление липидов
      • 1. 2. 1. Классификация и характеристика мембранных липидов, их роль в жизнедеятельности клетки
      • 1. 2. 2. Типы перекисного окисления липидов
      • 1. 2. 3. Механизмы повреждения мембранных структур при перекисном окислении липидов
      • 1. 2. 4. Механизмы повреждения ядерного материала при перекисном окислении липидов
      • 1. 3. Связь различных аспектов старения и продолжительности жизни со свободно — радикальными процессами
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТ
    • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 2 Л. Материалы
  • 2. Л Л. Выделение и характеристика мутантов ВгохоркИа melanogaster с измененным метаболизмом вторичных посредников
  • 2. Л .2. Получение линии. ОгохоркИа melanogaster, отселектированной на высокую эмбриональную смертность
  • 2. Л .3. Получение коллекций изогенных комбинированных линий 82 2.2. Методы
    • 2. 2. 1. Метод изучения продолжительности жизни
    • 2. 2. 2. Метод определения диеновой конъюгации ненасыщенных жирных кислот
    • 2. 2. 3. Методы статистической обработки
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Изучение продолжительности жизни в исходных линиях дрозофилы и у реципрокных гибридов первого поколения
    • 3. 2. Изучение продолжительности жизни особей изогенных комбинированных линий, созданных на основе родительских линий СапШп-Э и N
    • 3. 3. Изучение продолжительности жизни особей изогенных комбинированных линий, созданных на основе родительских линий Лерик и ВЭС
    • 3. 4. Показатели интенсивности перекисного окисления липидов у исходных линий дрозофилы
    • 3. 5. Анализ показателей интенсивности перекисного окисления липидов у изогенных комбинированных линий, созданных на основе родительских линий Canton-S и N
    • 3. 6. Анализ показателей интенсивности перекисного окисления липидов у изогенных комбинированных линий, созданных на основе родительских линий Лерик и ВЭС
    • 3. 7. Изучение связи между средней продолжительностью жизни и интенсивностью перекисного окисления липидов у исходных линий дрозофилы
    • 3. 8. Изучение связи между средней продолжительностью жизни и интенсивностью перекисного окисления липидов у комбинированных линий, созданных на основе родительских линий Canton-S и N
    • 3. 9. Изучение связи между средней продолжительностью жизни и интенсивностью перекисного окисления липидов у комбинированных линий, созданных на основе родительских линий Лерик и ВЭС
  • Изучение генетической детерминации интенсивности перекисного окисления липидов в связи с различиями в продолжительности жизни у Drosophila melanogaster (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблема генетического контроля продолжительности жизни насчитывает больше лет, чем официальный возраст генетики (еще в конце прошлого века А. Вейсман утверждал, что ограничение продолжительности жизни имеет приспособительное значение, поскольку обеспечивает благоприятные условия для одновременного существования максимального числа относительно молодых жизнеспособных особей). Генетика старения интересуется, с одной стороны, функцией гена, молекулярной биологией и клеточной биологией, с другой стороны — придает большое значение приспособленности, популяционной генетике и эволюции.

Уникальные возможности Drosophila melanogaster как объекта генетического анализа обусловили проведение целого ряда исследований по генетике продолжительности жизни, но до сих пор нет твердого представления о биологических основах старения этого организма, как, впрочем, и любого другого (Patrige, Barton, 1993). Несмотря на то, что исследования в этой области ведутся многими исследователями, число работ, посвященных чисто генетическим аспектам продолжительности жизни и динамики смертности, не очень велико. Известны работы, где постулируется преобладающая роль в определении ПЖ дрозофилы физиолого-экологических (Lints et al., 1979; Lints, 1980; Zwaan, 1991), генетических (Luckinbill et al., 1988; Yonemura et al, 1991) факторов, а также их совместного действия (Arking et al., 1991). С одной стороны, есть основания считать, что вклад генетической компоненты в наблюдаемую изменчивость по продолжительности жизни невелик, большее значение имеют такие факторы среды, как личиночная плотность, температура и состав пищи (Lints et al., 1979). С другой стороны, недавно был обнаружен локус, локализованный в третьей группе сцепления, который отвечает за увеличение продолжительности жизни у самцов дрозофилы (Resler et al., 1998).

Теоретические разработки проблемы продолжительности жизни шли в направлении поиска механизмов, регулирующих процесс старения. На такую роль, по всей очевидности, могут претендовать лишь процессы неспецифические, свойственные всем или, по крайней мере, большинству клеток и тканей. Существует два основных подхода к изучению старения — вероятностный и программный (Дильман, 1987), но в пределах этих подходов наблюдается «переплетение» нескольких теорий, ни одна из которых полностью не раскрывает механизм старения. Автор предлагал вообще отказаться от выявления противоречий путем сопоставления теорий, а напротив, рассматривать старение как интегральный процесс, создаваемый онтогенетическими и аккумуляционными механизмами, на которые, в свою очередь, влияют генетические и экологические факторы. Среди ряда современных теорий, касающихся механизмов старения, большого внимания заслуживает свободно — радикальная теория старения Д. Хармана (Harman, 1982), постулирующая активное участие свободных радикалов в деградации жизненно важных систем организма, что подтверждается экспериментально (Обухова, 1986; Martin et al., 1996, и др.). Правоту свободно — радикальной теории старения можно, в частности, проверить, оценивая изменения интенсивности перекисного окисления липидов (ПОЛ) в зависимости от возраста организма. Реакции ПОЛ универсальны и вполне отвечают требованиям, предъявляемым к кандидатам на роль механизма, регулирующего процесс старения. У Drosophila melanogaster показана обратная корреляция между перекисным окислением липидов и средней продолжительностью жизни (Анисимов и др., 1997; Леонидов и др., 1999, и др.) — продемонстрирована прямая связь между средней продолжительностью жизни и активностью ферментов антиоксидантной защиты (Phillips et al., 1989; Reveillaud et al., 1991, и др.), обнаружена положительная корреляция между интенсивностью ПОЛ и температурой, при которой происходит развитие, в то время как продолжительность жизни мух, в свою очередь, обратно пропорциональна этой температуре (Мурадян, Сабко, 1989; Sestini et al., 1991).

Малоизученной, однако, остается генетическая детерминация интенсивности перекисного окисления липидов, а также генетические аспекты связи между этим процессом и продолжительностью жизни. Перспективным подходом к проблеме является одновременный анализ значений средней продолжительности жизни, показателей интенсивности перекисного окисления липидов, и характера связи между этими биологическими характеристиками, у линий дрозофилы, различающихся по происхождению и ряду физиологических особенностей, которые могут оказывать влияние на длительность жизни.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы явилось изучение генетической детерминации интенсивности перекисного окисления липидов в связи с различиями в продолжительности жизни у Drosophila melanogaster.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

— установить величины средней продолжительности жизни особей шести исходных линий дрозофилы и реципрокных гибридов между ними, и изучить характер наследования признака в первом поколении;

— установить величины средней продолжительности жизни особей двух коллекций изогенных комбинированных линий, и изучить генетическую детерминацию признака;

— установить величины относительного содержания двух показателей интенсивности перекисного окисления липидов у особей двух пар исходных линий, различающихся по продолжительности жизни;

— установить величины относительного содержания двух показателей интенсивности перекисного окисления липидов у особей двух коллекций изогенных комбинированных линий, и изучить генетическую детерминацию этих признаков;

— исследовать характер связи между средней продолжительностью жизни и интенсивностью перекисного окисления липидов.

Научная новизна работы. Показано, что продолжительность жизни дрозофилы является генетически детерминированным полигенным признаком, который демонстрирует разнообразные типы наследования в первом поколении, а именно: а) патроклиния, б) наследование, сцепленное с полом (с участием как Х-хромосомы, так и У-хромосомы), в) отрицательный гетерозис, г) положительный гетерозис. Явление патроклинии, роль У-хромосомы и отрицательный гетерозис в наследовании продолжительности жизни ЭгозорЫк melanogaster показаны впервые.

Впервые установлено, что интенсивность перекисного окисления липидов является генетически детерминированным полигенным признаком. В паре исходных линий СаМоп-Б и N 66 относительное содержание конъюгированных гидроперекисей детерминируется первой и третьей хромосомами у самок и третьей — у самцовотносительное содержание кетодиенов детерминируется второй и третьей хромосомами у самок и третьей — у самцов. В паре исходных линий Лерик и ВЭС относительное содержание конъюгированных гидроперекисей детерминируется первой и третьей хромосомами, а также цитоплазматическими факторами, у самок, и всеми тремя большими хромосомами и цитоплазматическими факторами — у самцовотносительное содержание кетодиенов детерминируется всеми тремя большими хромосомами у самок и второй и третьей хромосомами, а также цитоплазматическими факторами — у самцов. Таким образом, во всех исследованных вариантах, независимо от исходных линий, пола и показателя, выявлен достоверный вклад в общую изменчивость по интенсивности перекисного окисления липидов со стороны генов (гена), находящихся в третьей группы сцепления дрозофилы.

Впервые проведен параллельный анализ генетической детерминации средней продолжительности жизни дрозофилы и интенсивности перекисного окисления липидов. Характер связи между этими двумя биологическими процессами выявляли на основе наследственной изменчивости, что представляет собой новый подход к проблеме. Показано, что положение свободно — радикальной теории старения о наличие обратной корреляции между средней продолжительностью жизни организмов и интенсивностью перекисного окисления липидов подтверждается только для одной из двух пар исходных линий, и не подтверждается для двух коллекций комбинированных линий.

Практическая ценность работы. Полученные данные вносят вклад в понимание механизмов старения и указывают на необходимость критического подхода к использованию природных и синтетических антиоксидантов для защиты от старения и повышения продолжительности жизни различных организмов. Неоднозначность результатов относительно корреляционной связи между продолжительностью жизни и интенсивностью перекисного окисления липидов говорит о необходимости тщательного предварительного исследования материала, который предполагается использовать в экспериментах по выявлению связей между различными биологическими процессами в рамках той или иной теории старения.

Апробация работы. Результаты данного исследования были представлены на 1 Всесоюзном совещании по генетике насекомых (Москва, 1991), на VI Съезде ВОГиС им. Н. И. Вавилова (Минск, 1992), на XVII генетическом конгрессе (Birmingham, 1993), на I (Саратов, 1994) и на II (Санкт-Петербург, 2000) съездах Вавиловского общества генетиков и селекционеров, обсуждались на научных лабораторных и межлабораторных семинарах Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. Апробация диссертации состоялась на межлабораторном заседании отдела физиологии и патологии высшей нервной деятельности Института физиологии им. И. П. Павлова 29 декабря 1999 года и на научном семинаре лаборатории генетики животных кафедры генетики и селекции биолого-почвенного факультета СПбГУ 28 февраля 2000 года.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 175 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и приложений, содержит 20 таблиц и 20 рисунков.

включает 109 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не вызывает сомнений, что продолжительность жизни любой группе организмов является признаком, крайне важным для общей приспособленности и, как следствие, регуляция его должна быть тщательно отлажена в процессе эволюции. Можно, таким образом, предположить, что любые отклонения от дикого типа теоретически должны вызывать изменения в продолжительности жизни и интенсивности старения и, скорее всего, не в лучшую сторону. Действительно, линии дрозофилы, несущие в Х-хромосоме единственную мутацию, влияющую на метаболизм системы вторичных посредников, демонстрируют достоверное снижение продолжительности жизни по сравнению с исходной линией дикого типа (за одним исключением). Вторичные посредники, как известно, участвуют практически во всех событиях внутриклеточной регуляции, и вполне возможно, что они могут быть задействованы в регуляции такого сложного и многогранного процесса, как старение. С другой стороны, линия дрозофилы, прошедшая около 150 поколений направленного отбора на повышение эмбриональной смертности, также демонстрирует достоверное снижение продолжительности жизни по сравнению с исходной линией дикого типа. Из литературных данных известно, что у дрозофилы нарушения фертильности часто связаны с изменениями динамики смертности (Clare, Luckinbill, 1985, Phillips et al., 1989), и подобный результат хорошо объясним с позиций эволюционных теорий старения. Факт наличия достоверных различий между линиями в одинаковых условиях внешней среды говорит о генетической детерминации продолжительности жизни дрозофилы и позволяет изучать этот признак методами генетического анализа.

Первым шагом в этом направлении стало изучение наследования продолжительности жизни в первом поколении. Оказалось, что для четырех изученных вариантов скрещивания наблюдаются самые разнообразные типы наследования, как уже встречавшиеся в литературе, так и обнаруженные впервые. Большой интерес, в частности, вызывает обнаруженное явление патроклинии. У млекопитающих и человека показано существование геномного импринтинга, или «хромосомной памяти», что обусловлено подавлением функциональной активности некоторых генов только в гаметах одного из родителей. В качестве возможных механизмов предлагается существование специфических паттернов метилирования разных родительских аллелей, или изменения в конденсации и конфигурации хроматина (Мглинец и др., 1996). Возможно, в данном случае у дрозофилы имеют место похожие процессы. Также неожиданным результатом явилось возможная роль У-хромосомы в детерминации продолжительности жизни, наблюдаемая в двух случаях из четырех. У-хромосома дрозофилы считается почти инертной, хотя известно, что там содержится несколько генов фертильности самцов. Для дальнейшего, более детального изучения типов наследования, необходимо получать гибриды следующих поколений, и анализировать характер наследования продолжительности жизни у них.

Исходные линии дрозофилы различаются не только особенностями динамики смертности и продолжительности жизни, но также интенсивностью протекания процессов перекисного окисления липидов. Поскольку линии, которые содержались в одинаковых лабораторных условиях, демонстрируют достоверные различия по интенсивности перекисного окисления липидов, этот признак детерминирован генетически и может быть изучен методами генетического анализа. Необходимо отметить, что система «перекисное окисление липидов — антиоксидантная защита» включает в себя как минимум четыре компонента: структурные и регуляторные гены субстратов перекисного окисления липидов, структурные и регуляторные гены ферментов антирадикальной защиты. В данной работе была поставлена задача установить степень участия каждой из трех больших хромосом дрозофилы в генетической детерминации двух показателей интенсивности перекисного окисления липидов у дрозофилы в норме, без какой-либо специальной обработки. Оказалось, что характер генетической детерминации признака зависит от исходного материала, фактора пола и используемого показателя. При этом во всех исследованных вариантах выявлен достоверный вклад в общую изменчивость по интенсивности перекисного окисления липидов со стороны генов (гена), находящихся в третьей группы сцепления дрозофилы. Ведущая роль третьей группы сцепления в детерминации интенсивности перекисного окисления липидов представляет особенный интерес в свете того факта, что гены, кодирующие важнейшие ферменты антирадикальной защиты клетки — супероксиддисмутазу и каталазу — находятся в третьей группе сцепления БговорЫк те1а1к^а81ег. В дальнейшем необходимо задействовать в изучении методами генетического анализа как можно больше показателей интенсивности перекисного окисления липидов и активности работы ферментов антирадикальной защиты, с привлечением как можно большего количества исходных линий дрозофилы, с целью выявить общие закономерности.

Отправной точкой для данного исследования послужила свободно — радикальная теория старения Д. Хармана, которая связывает процесс старения различных организмов с негативным воздействием кислородсодержащих свободных радикалов на различные макромолекулы и клеточные структуры. Эта теория, в частности, постулирует существование обратной корреляционной связи между интенсивностью свободно — радикальных процессов и скоростью старения различных организмов. Существует много убедительных данных в пользу этой теории. В связи с этим возник вопрос, насколько свободно — радикальные процессы могут рассматриваться в качестве пусковых механизмов при старении дрозофилы в норме. Оказалось, что положение свободнорадикальной теории старения о наличие обратной корреляции между продолжительностью жизни и интенсивностью перекисного окисления липидов подтверждается для одной из двух исследованных пар исходных линий дрозофилы. Характерно, что такая связь была выявлена в том случае, где отбор на высокую эмбриональную смертность повлек за собой как усиление интенсивности перекисного окисления липидов, так и снижение продолжительности жизни. Это подтверждает, что процессы перекисного окисления липидов действительно могут участвовать в детерминации продолжительности жизни. Но, поскольку в другом случае такая связь не выявляется, они не могут рассматриваться как основные пусковые механизмы старения. Необходимо учитывать, что, во-первых, перекисное окисление липидов является не единственным свободнорадикальным процессом, идущим в каждой клетке и, во-вторых, изученные здесь два показателя интенсивности перекисного окисления липидов (конъюгированные гидроперекиси и кетодиены) являются достаточно ранними продуктами, возможно, картина для более поздних продуктов (например, шиффовых оснований или малонового диальдегида) была бы иной. Перспективным направлением для изучения связей между продолжительностью жизни и перекисным окислением липидов является анализ максимального.

1. Продолжительность жизни дрозофилы является генетически детерминированным признаком, характер наследования которого зависит от материала, используемого в скрещивании, что говорит о его полигенной природе. В ходе проведенных экспериментов были обнаружены следующие варианты наследования признака в первом поколенииа) патроклиния, б) наследование, сцепленное с полом (с участием как Х-хромосомы, так и У-хромосомы), в) отрицательный гетерозис, г) положительный гетерозис.

2. Характер детерминации признака «относительное содержание конъюгированных гидроперекисей» зависит от исходного материала и фактора пола. В детерминации признака в той или иной степени принимают участие: первая и третья группы сцепления, а также взаимодействия второй хромосомы с первой и с третьей, для исходных линий СапШп-8 и N 66- все три большие хромосомы и все типы взаимодействий между ними, а также фактор цитоплазмы и взаимодействия между цитоплазмой и факторами, кодируемыми в третьей группе сцепления, для исходных линий Лерик и ВЭС.

3. Характер детерминации признака «относительное содержание кетодиенов» зависит от исходного материала и фактора пола. В детерминации признака в той или иной степени принимают участие: вторая и третья группы сцепления, а также все типы взаимодействий между хромосомами, для исходных линий Саг^оп-Б и N 66- все три большие хромосомы, взаимодействия первой хромосомы со второй и с третьей, а также фактор цитоплазмы и взаимодействия между цитоплазмой и факторами, кодируемыми во второй группе сцепления, для исходных линий Лерик и ВЭС.

4. Хотя два биохимических показателя процесса перекисного окисления липидов ведут себя как два независимых признака, во всех исследованных вариантах, независимо от исходного материала, пола и показателя, показан достоверный вклад в общую изменчивость со стороны третьей пары хромосом.

5. Положение свободно — радикальной теории старения о наличии обратной корреляции между средней продолжительностью жизни организмов и интенсивностью протекания процессов перекисного окисления липидов подтверждается для линий Лерик и ВЭС, но не подтверждается для линий СапШп-З и N 66. Исследование двух коллекций изогенных комбинированных линий также не позволило установить наличие связи между параметрами динамики смертности и показателями интенсивности перекисного окисления липидов.

1. А. П., Потапенко А. И. Этапноеть изменений ДНК и ее роль в процессе старения // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Общие проблемы биологии. 1986. — Т. 5. — С. 7−35.
    2. В. Н., Мыльников С. В., Опарина Т. И., Хавинсон В. X. Влияние мелатонина и эпиталамина на продолжительность жизни и перекисное окисление липидов у Drosophila melanogaster // Доклады академии наук. 1997. — Т. 352, N. 5. — С. 704−707.
    3. В. А. Механизмы стресса и перекисное окисление липидов // Успехи современной биологии. -1991.-Т. 111, Вып. 6. С. 923−931.
    4. А. А., Куклей М. Л. Свободные радикалы в нормальном и ишемическом мозге // Нейрохимия. 1996. — Т. 13, Вып. 4. — С. 271−278.
    5. Л. А., Ратнер В. А., Бубенщикова Е. В. Стрессовая индукция транспозиций ретротранспозонов дрозофилы: реальность явления, характерные особенности и возможная роль в быстрой эволюции // Генетика. 1997. — Т. 33, N. 8. — С. 1083−1093.
    6. Л. А., Ратнер В. А., Бубенщикова Е. В. Сравнительные вклады различных генетических факторов в индукцию транспозиций МГЭ при изогенизации // Генетика. 1998. — Т. 34, N. 11. -С.1484−1492.
    7. Л. А., Гаврилова Н. С. Биология продолжительности жизни. М.: Наука. 1991. — 279 с.
    8. Н. В., Животовский Л. В., Хованов Н. В., Хромов-Борисов Н. Н. Биометрия. Л.: Изд-во ЛГУ. 1982. — 263 с.
    9. С. Г., Перфилов А. М., Левандовский В. В., Юнкеров В. И. 81а1§ гайсз на персональном компьютере (Практическое пособие по обработке результатов медико-биологических исследований). С.Петербург. 1992. — 104 с.
    10. В. А., Панченко Л. Ф. Современные концепциисвободнорадикальной теории старения // Нейрохимия. 1997. — Т. 14,1. Вып. 1.-С. 14−29.
    11. МЛ6маи 8.М. Четыре модели Л.: /Че^и^и"^.
    12. А. Н., Гуляева Н. В., Никушкин Е. В. Свободнорадикальныемеханизмы в церебральных патологиях // Бюллетень экспериментальнойбиологии и медицины. 1994. — Т. 118, N. 10. — С. 343−348.
    13. А. П., Зотина Р. С. Феноменологическая теория развития, роста и старения организмов. М.: Наука. 1993. — 364 с.
    14. В. А., Левина Л. Я., Константинова Л. М. Геномный импринтинг и синдромы Прадера-Вилли и Энджельмена // Генетика. -1996. Т. 32, N 12. — С. 1605−1615.
    15. X. К., Сабко В. Е. Перекисное окисление липидов и продолжительность жизни у БгоБорЬИа melanogaster // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1989. — Т. 25, N. 4. -С. 431−435.
    16. С. В. Динамика эмбриональной смертности в инбредных линиях дрозофилы // Онтогенез. 1991а. — Т. 22. — С. 93−95.
    17. С. В. Формирование адаптивной генетической системы в инбредной линии БгозорЫк те1а!^а81ег, селектируемой на высокую эмбриональную смертность // Цитология и генетика. 1991Ь. — Т. 25, N. 4. — С. 67−72.
    18. С. В., Смирнова А. Н. Динамика смертности в инбредных селектируемых линиях и их гибридах у Бг080рЫ1а те1апо§ а81ег // Онтогенез. 1994. — Т. 25, N. 4. — С. 7−12.
    19. С. В., Смирнова А. Н. Оценка наследуемости основных параметров старения у ОгоБорЬйа ше1апо§ а81ег // Генетика. 1997. -Т. 33, N. 5.-С. 616−622.
    20. С. В., Смирнова А. Н., Блюдзин Ю. А., Опарина Т. И. О связи продолжительности жизни, интенсивности перекисного окисления и жирнокислотного состава липидов у БгозорЫк те1апо§ а81ег // Вестник СПГУ. 1994а. — Сер. 3, Вып. 1. — С. 100−104.
    21. Л. К. Свободнорадикальные механизмы старения в биологической эволюции // Итого науки и техники. ВИНИТИ. Общие проблемы биологии. 1986. — Т. 5. — С. 36−68.
    22. В. А., Васильева Л. А. Критические ограничения геномной системы мобильных генетических элементов (МГЭ) // Генетика. 1994. -Т. 30, N.5.-0. 593−599.
    23. В. А., Васильева Л. А. Индукция транспозиций и эксцизий мобильных генетических элементов у дрозофилы в процессе изогенизации // Генетика. 1996. — Т. 32, N. 7. — С. 933−944.
    24. Е. В. Генетический контроль систем вторичных посредников и их роль в обучении // Успехи современной генетики. -1991.-Т. 17.-С. 33−99.
    25. И. П. Влияние геропротекторов антиоксидантов на иммунные реакции // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Общие проблемы биологии. — 1986. — Т. 5. — С. 69−109.
    26. А. Н., Мыльников С. В., Опарина Т. И. К вопросу о связи перекисного окисления липидов и продолжительности жизни у ОгоБорЫк те1агк^аз1ег // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1994. — Т. 30, N. 3. — С. 321−331.
    27. И. Д. Метод определения диеновой конъюгации ненасыщенных высших жирных кислот // Современные методы в биохимии. М.: Медицина 1977. — С. 63−64.
    28. В. Ю. Математическая статистика для биологов и медиков. М.: Изд-во АН СССР. 1963. — 323 с.
    29. Ansari K. A., Kaplan E., Shoeman D. Age related changes in lipid peroxidation and protective enzymes in central nervous system // Growth, development, and aging. — 1989. — V. 53, N. 3. — P. 117−121.
    30. Arking R. Successful selection for increased longevity in Drosophila: analysis of the survival data and presentation of a hypothesis on the genetic regulation of longevity // Experimental gerontology. 1987. — V. 22. -P. 199−220.
    31. Arking R., Buck S., Wells R. A., Pretzlaff R. Metabolic rates in genetically based long lived strains of Drosophila // Experimental gerontology. 1988. -V. 23. — P. 59−76.
    32. Arking R., Buck S., Berrios A., Dwyer S., Baker G. Elevated paraquat resistance can be used as a bioassay for longevity in a genetically based long-lived strain of Drosophila // Developmental genetics. 1991. — V. 12. -P. 362−370.
    33. Arking R., Dudas S. P. Review of genetic investigations into the aging processes of Drosophila // Journal of american geriatrics society. 1989. -V. 37.-P. 757−773.
    34. Arking R., Wells R. A. Genetic alteration of normal aging processes in responsible for extended longevity in Drosophila // Developmental genetics. -1990.-V. 11.-P. 141−148.
    35. Baeuerle P. A., Rupee R. A., Pahl H. L. Reactive oxygen intermediates as second messengers of a general pathogen response // Pathologie biologie. -1996.-V. 44, N. l.-P. 29−35.
    36. Buck S., Nicholson M., Dudas S. P., Wells R. A., Force A., Baker G. T., Arking R. Larval regulation of adult longevity in a genetically-selected long-lived strain of Drosophila // Heredity. 1993a. — V. 71, Pt. 1. — P. 23−32.
    37. Buck S., Wells R. A., Dudas S. P., Baker G. T., Arking R. Chromosomal localisation and regulation of the longevity determinant genes in a selected strain of Drosophila melanogasrter // Heredity. 1993b. — V. 71, Pt. 1. -P. 11−22.
    38. Cai Q., Tian L., Wei H. Age-dependent increase of indigenous DNA adducts in rat brain is associated with lipid peroxidation product // Experimental gerontology. 1996. — V. 31, N. 3. — P. 373−385.
    39. Cao E. H., Liu X. Q., Wang 1. G., Wang J. J., Xu N. F. Evidence that lipid peroxidation products bind to DNA in liver cells // Biochimica and biophysica acta.- 1995,-V. 1259, N. 2. P. 187−191.
    40. Chen S. G., Murakami K. Synergistic activation of type 3 protein kinase C by cis-fatty acid and diacylglycerol // The Biochemical journal. 1992. -V. 282, N. l.-P. 33−39.
    41. Chung F., Chen H. S., Nath R. G. Lipid peroxidation as a potential endogenous sourse for the formation of exocyclic DNA adducts // Carcinogenesis.- 1996,-V. 17, N. 10.-P. 2105−2111.
    42. Clare M. I., Luckinbill L. S. The effects of gene environment interaction on the expression of longevity // Heredity. — 1985. — V. 55, N. 1. — P. 19−29.
    43. Curtsinger J. W., Fukui H. H., Resler A. S., Kelly K., Khazaeli A. A. Genetic analysis of exended lifespan in Drosophila melanogaster. I. RAPD screen for genetic divergence between selected and control lines // Genetica. -?538.-V. 104, N. 1, — P. 21−33.
    44. Durusoy M., Diril N., Bozcuk A. N. Age related activity of catalase in different genotypes of Drosophila melanogaster // Experimental gerontology. -1995.-V. 30, N. l.-P. 77−86.
    45. Duttasoy A., Meidinger R., Kirby K., Carmichael S., Hilliker A., Phillips J. A manganese superoxide dismutase-encoding cDNA from Drosophila melanogaster // Gene. 1994. — V. 143, N. 2. — P. 223−225.
    46. Exton J. H. Phosphatidylcholine breakdown and signal transduction // Biochimica and biophysica acta. 1994. — V. 1212, N. 1. — P. 26−42.
    47. Farmer K. I., Sohal R. S. Effects of ambient temperature on free radical generation, antioxidant defences and life span in the adult housfly, Musca domestica // Experimental gerontology. 1987. — V. 22, N. l.-P. 59−65.
    48. Frankel E. N. Lipid oxidation: mechanisms, products and biological significance // The journal of the american oil chemists society. 1984. -V. 62, N. 12.-P. 1908−1917.
    49. Griswold C. M., Matthews A. L., Bewley K. E., Mahaffey J. W. Molecular characterization and rescue of acatalasemic mutants of Drosophila melanogaster // Genetics. 1993. -V. 134, N. 3. — P. 781−788.
    50. Guarente L. Do changes in chromosomes cause aging? // Cell. 1996. -V. 86, N. l.-P. 9−12.
    51. Halliwell B. Mechanisms involved in the generation of free radicals // Pathologie biologie. 1996. -V. 44, N. 1. — P. 6−13.
    52. Hari R., Burde V., Arking R. Immunological confirmation of elevated levels of CuZn superoxide dismutase protein in an artificially selected long-lived strain of Drosophila melanogaster // Experimental gerontology. 1998. -V. 33, N. 3.-P. 227−237.
    53. Harman D. The free radical theory of ageing // Free radicals in biology. Academic Press. — 1982. — V. 5. — P. 255−275.
    54. Harman D. Extending functional life span // Experimental gerontology. -1998. V. 33, N. ½. — P. 95−112.
    55. Hutchinson E. W., Rose M. R. Quantative genetics of postponed aging in Drosophila melanogaster. 1. Analysis of outbred populations // Genetics. -1991.-V. 127.-P. 719−728.
    56. Mackay W. J., Bewley C. C. The genetics of catalase in Drosophila melanogaster: isolation and characterisation of acatalasemic mutants // Genetics. 1989. — V. 122, N. 3. — P. 643−652.
    57. Martin G. M., Austad S. N., Johnson T. E. Genetic analysis of ageing: role of oxidative damage and environmentale stresses // Nature genetics. -1996.-V. 13, N. l.-P. 25−34.
    58. Miquel J., Fleming J. A. A tow-step hypothesis on the mechanisms of in vitro cell aging: Cell differentiation followed by intrinsic mitochondrial mutagenesis // Experimental gerontology. 1984. — V. 19, N. l.-P. 31−36.
    59. Miquel J. An update on the oxygen stress-mitochondrial mutation theory of aging: geneticand evolutionary implications // Experimental gerontology. -1998.-V. 33, N.½.-P. 113−126.
    60. Miyazawa T., Suzuki T., Fujimoto K. Age dependent accumulation of phosphatidylcholine hydroperoxide in the brain and liver of the rat // Lipids. -1993. — V. 28, N. 9. — P. 789−793.
    61. Munkres K. D. Pharmacogenetics of cyclic guanylate, antioxidantes, and antioxidant enzymes in Neurospora // Free radicals in biology and medicine. -1990.-V. 9.-P. 29−38.
    62. Nishisuka I. Membrane phospholipid degradation and protein kinase C for cell signalling // Neuroscience research. 1992. — V. 15. — P. 3−5.
    63. Pretzlaff R., Arking R. Patterns of amino acid incorporation in long-lived genetic strains of Drosophila melanogaster // Experimental gerontology. -1989.-V. 24, N. l.-P. 67−81.
    64. Reveillaud I., Niedzwiecki A., Bensch K., Fleming J. E. Expression of bovine superoxide dismutase in Drosophila melanogaster augments resistance to oxidative stress // Molecular and cellulare biology. 1991. — V. 11, N. 2. -P. 632−640.
    65. Riley J. C., Behrman H. R. Oxygen radicals and reactive oxygen species in reproduction // Proceedings of the Society for experimental biology and medicine.-1991.-V. 198, N. 3.-P. 781−792.
    66. Rogina B., Helfand S. L. Regulation of gene expression is linked to life span in adult Drosophila // Genetics. 1995. — V. 141, N. 3. — P. 1043−1048.
    67. Rose M. R., Dorey M. L., Coyle A. M., Service P. M. The morfology of postponed senescence in Drosophila melanogaster // Canadian journal of zoology. 1984. — V. 62. — P. 1576−1580.
    68. Rose M. R., Finch C. E. The Janiform genetics of aging // Genetica. -1993.-V. 91, N. 1−3.-P. 3−10.
    69. Sawada M., Carlson J. C. Biochemical changes associated with the mechanisms controlling superoxide radical formation in the aging Rotifer // Journal of cellular biochemistry. 1990. — V. 44, N. 3. — P. 153−165.
    70. Seifert R., Schachtele C., Rosenthal W., Schultz G. Activation of protein kinase C by cis- and trans- fatty acids and its potentiation by diacylglycerol // Biochemical and biophisical research communications. 1988. — V. 154, N. l.-P. 20−26.
    71. Semsei I., Rao G., Richardson A. Expression of superoxide dismutase and catalase in rat brain as a function of age // Mechanisms of ageing and development.-1991.-V. 58, N. l.-P. 13−19.
    72. Service P. M., Hutchinson R. W., Mackinley M. D., Rose M. R. Resistance to environmental stress in Drosophila melanogaster selected for postponed senescence // Physiological zoology. 1985. — V. 58, N. 4. -P. 380−389.
    73. Sestini E. A., Carlson J. C., Alsopp R. The effect of ambient temperature on life span, lipid peroxidation, superoxide dismutase, and phospholipase A2 activity in Drosophila melanogaster // Experimental gerontology. 1991. -V. 26, N. 4.-P. 385−395.
    74. Seto N. O., Hayashi S., Tener G. Cloning, sequence analysis and chromosomal localization of the Cu-Zn superoxide dismutase gene of Drosophila melanogaster // Gene. 1989. — V. 75, N. 1. — P. 85−92.
    75. Seto N. O., Hayashi S., Tener G. Overexpression of Cu-Zn superoxide dismutase in Drosophila not affect life span // Proceedings of the national academy of sciences of the USA. 1990. — V. 87, N. 11. — P. 4270−4274.
    76. Staveley B. E., Hilliker A. J., Phillips J. P. Genetic organisation of the cSOD microregion of Drosophila melanogaster // Genome. 1991. — V. 34, N. 2. — P. 279−282.
    77. Tyler R. H., Brar H., Sinsh M., Latarre A., Graves J. L., Mueller L. D., Rose M. R., Ayala F. J. The effect of superoxide dismutase alleles on aging in Drosophila//Genetica.- 1993.- V. 91, N. 1−3.-P. 143−149.
    78. Yonemura I., Abe M., Ishiyama T., Motoyama T., Hasekura H., Boettcher B. Influence of temperature on the inheritance of adult life span in Drosophila melanogaster // Hereditas. 1990. — V. 112. — P. 117−127.
    79. Yonemura I., Motoyama T., Hasekura H. Evidence of major genes controlling longevity in Drosophila melanogaster // Proceedings of the japan academy. 1986. — V. 62, Ser. B, N. 1. — P. 41−44.
    80. Yonemura I., Motoyama T., Hasekura H. Mode of inheritance of major genes controlling life span differences between two inbred strains of Drosophila melanogaster // Hereditas. 1989. — V. 111. — P. 207−214.
    81. Yonemura I., Motoyama T., Hasekura H., Boettcher B. Relationchipbetween genotypes of longevity genes and developmental speed in Drosophila melanogaster // Heredity. 1991. — V. 66, N. 1. — P. 143−148.
    82. Yonemura I., Motoyama T., Hasekura H., Boettcher B. Cytoplasmatic influence on the expression of nuclear genes affecting life span in Drosophila melanogaster // Heredity. 1991. — V. 66, N. 2. — P. 259−264.
    83. Zwaan B. J., Bijima R., Hoekstra R. F. On the development theory of ageing. 1. Starvation resistance and longevity in Drosophila melanogaster in relation to pre-adult breeding condition // Heredity. 1991. — V. 66, N. 1. -P. 29−39.167