Снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах маршрутных сетей городского пассажирского транспорта
Установлена зависимость конфликтных ситуаций на остановочных пунктах от конфигурации маршрутных схем и параметров маршрутных сетей. Конфликтные ситуации на остановочных пунктах маршрутных сетей городов образуются при работе дублирующих маршрутов, наличие которых обусловлено неэффективной организацией, регулированием и контролем деятельности перевозчиков. Величина конфликтных ситуаций имеет… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Роль общественного пассажирского транспорта в обслуживании городских передвижений населения
- Основные понятия и определения
- 1. 2. Качество транспортного обслуживания населения как методологическая основа исследования
- 1. 3. Общие тенденции развития городских пассажирских перевозок в Челябинской области
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И МЕХАНИЗМОВ ОБРАЗОВАНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА МАРШРУТНЫХ СЕТЯХ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
- 2. 1. Исследование предпосылок формирования дублирующих маршрутов пассажирского транспорта на маршрутных сетях городского пассажирского транспорта
- 2. 2. Исследование механизмов образования конфликтных ситуаций на маршрутных сетях городского пассажирского транспорта
- 2. 3. Анализ способов снижения конфликтных ситуаций на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТИПОЛОГИИ МАРШРУТНЫХ СХЕМ, КРИТЕРИЕВ И СПОСОБОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДУБЛИРУЮЩИХ МАРШРУТОВ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
- 3. 1. Теоретические основы типологии маршрутных схем
- 3. 2. Разработка критериев и способов идентификации дублирующих маршрутов
- 3. 3. Типология маршрутных схем с учетом совмещения маршрутных элементов
- Выводы по третьей главе
- ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ МАРШРУТНЫХ СЕТЕЙ ГОРОДОВ
- 4. 1. Теоретическое обоснование способа оценки конфликтных ситуаций на маршрутных сетях городского пассажирского транспорта
- 4. 2. Вопросы имитирования конфликтных ситуаций на остановочных пунктах городских маршрутов
- 4. 3. Вопросы определения пропускной способности остановочных пунктов городской маршрутной сети
- 4. 4. Модель оценки конфликтных ситуаций на остановочных пунктах, ее компьютерная реализация и апробация
- Выводы по четвертой главе
- ГЛАВА 5. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ МАРШРУТНЫХ СЕТЕЙ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ГОРОДОВ
- 5. 1. Теоретические основы математической оптимизации параметров маршрутных сетей городского пассажирского транспорта
- 5. 2. Формализация переменных й расчет параметров модели оптимизации маршрутной сети
- 5. 3. Постановка и решение задачи оптимизации параметров маршрутных сетей городского пассажирского транспорта
- 5. 4. Использование результатов диссертационного исследования для совершенствования маршрутных сетей пассажирского транспорта городов
- Выводы по пятой главе
Снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах маршрутных сетей городского пассажирского транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современное состояние и качество работы транспортных систем городов во многом зависит от эффективной и безопасной работы городского пассажирского транспорта, который является важнейшей системой, обеспечивающей экономическое развитие городов и социальное благополучие населения. В стратегической перспективе городской общественный транспорт рассматривается в качестве основного способа массовых городских передвижений граждан. От состояния и качества работы городского пассажирского транспорта в значительной степени зависит уровень комфортных условий проживания людей в населенных пунктах всей страны. Доступность и качество работы городского транспорта во многом определяют и реальный уровень жизни населения, социальный климат и мнение людей об эффективности органов власти.
Для эффективной и безопасной работы транспортных систем городов требуется обеспечить согласованное функционирование маршрутного транспорта с учетом ограничений транспортной инфраструктуры городов. В современных условиях свободной конкуренции в секторе городских пассажирских перевозок при создании новых маршрутов необходимо производить оценку параметров маршрутных сетей на предмет возникновения конфликтных ситуаций на остановочных пунктах при посадке-высадке пассажиров транспортными средствами различных маршрутов. Конфликты на остановочных пунктах негативно отражаются на безопасности транспортного процесса, приводят к существенным потерям времени перевозчиков и пассажиров, увеличивают расходы транспортных компаний на оказание транспортных услуг населению.
Вопросы совершенствования маршрутных сетей городского пассажирского транспорта рассматривались в работах многих отечественных и зарубежных ученых: Н. Б. Островского, В. А. Гудкова, Л. Б. Миротина, A.B. Вельможина,.
С.А. Ширяева, A.A. Агасьянца, А. Э. Горева, О. Н. Ларина, И. В. Спирина, H.H. 4.
Якунина, М. Г. Антошвили, С. Ю. Либермана, В. М. Курганова, Б. Л. Геронимуса, М. Д. Блатнова, Е. А. Кравченко, С. А. Ваксмана, В. Д. Герами, В. И. Рассохи, Д. С. Самойлова, М. Е. Корягина, O.A. Пыталевой, О. С. Семеновой, С. А. Коробова, И. С. Ефремова, A.C. Михайлова, В. В. Шестокоса, Y. Hollander, Herbert S. Levinson, Robert A. Weant, Sigurd Grava, Alan Black, George E. Gray, Lester A. Hoel, Vukan R. Vuchic, Schnabel Werner, Dieter Lohse, Rodrigo Fernandez и другие.
Выполненный анализ показывает, что вопросы снижения конфликтных ситуаций на маршрутных сетях городов исследованы недостаточно. Поэтому задача повышения эффективности и безопасности функционирования маршрутных сетей городского пассажирского транспорта с учетом конфликтных ситуаций на остановочных пунктах является актуальной как с научной, так и с практической точек зрения.
Цель работы состоит в повышении эффективности и безопасности функционирования маршрутных сетей городов за счет снижения конфликтных ситуаций на остановочных пунктах при движении пассажирского транспорта.
Объектом исследования являются маршрутные сети городского наземного пассажирского транспорта.
Предметом исследования являются конфликтные ситуации на остановочных пунктах при движении городского пассажирского транспорта по смежным маршрутам.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах зависит от согласованности параметров маршрутных сетей городского пассажирского транспорта с учетом пропускной способности остановочных пунктов и обеспечивает повышение эффективности и безопасности функционирования городского пассажирского транспорта и качества обслуживания пассажиров.
Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых в области проектирования и оптимизации маршрутных 5 сетей городского пассажирского транспорта. Теоретико-методологической основой исследования явились системный подход, математическая статистика, теории вероятностей и массового обслуживания, методы математического моделирование и оптимизации, позволяющие достоверно обосновать выводы.
Информационная база исследования. Законодательные и нормативные правовые акты, целевые программы развития транспортных систем городов, статистические данные администраций городов Челябинской области, Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской области, материалы научных отчетов и др.
Научная новизна диссертационной работы. В диссертации обосновано.
1. Теоретически обосновано влияние конфигурационных особенностей маршрутных схем на образование конфликтных ситуаций и установлена зависимость уровня конфликтных ситуаций на остановочных пунктах от параметров маршрутных сетей.
2. Разработана новая типовая модель маршрутных схем, обоснованы критерии классификации смежных маршрутов на виды, подвиды и разновидности.
3. Разработаны методические положения по идентификации дублирующих маршрутов и оценки степени дублирования маршрутных сетей городов.
4. Разработана имитационная модель движения транспортных средств на смежных «сходящихся» и «расходящихся» маршрутах для количественной оценки конфликтных ситуаций на совмещенных остановочных пунктах маршрутных сетей городов.
5. Разработана модель оптимизации параметров маршрутной сети городов, обеспечивающая снижение уровня конфликтности маршрутной сети в целом.
Практическая значимость. Разработанные в диссертации модели и методы имеют прикладной характер и могут быть использованы транспортными компаниями и администрациями городов при разработке и совершенствовании маршрутных сетей городского пассажирского транспорта.
Внедрение результатов исследования позволяет повысить эффективность и б безопасность функционирования маршрутных сетей пассажирского транспорта за счет снижения конфликтных ситуаций на остановочных пунктах при движении пассажирского транспорта по маршрутам маршрутной сети городов.
Реализация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования применяются на практике администрациями городов (Троицк, Миасс) Челябинской области при организации работы маршрутного пассажирского транспорта. Разработанные методики позволяют производить оценку эффективности функционирования маршрутных сетей городов и обосновывать проекты их рационального развития.
Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе в Южно-Уральском государственном университете, Оренбургском государственном университете.
Диссертационное исследование выполнено при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009;2013 годы» (№ 16.740.11.0520).
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Зависимости конфликтных ситуаций на остановочных пунктах от конфигурационных особенностей маршрутных схем и параметров маршрутных сетей.
2. Типовая модель маршрутных схем, критерии классификации смежных маршрутов на виды, подвиды и разновидности.
3. Методические положения по идентификации дублирующих маршрутов и оценки степени дублирования маршрутных сетей городов.
4. Имитационная модель оценки конфликтных ситуаций на остановочных пунктах при движении транспортных средств по маршрутной сети городов.
5. Модель оптимизации параметров маршрутной сети городов, обеспечивающая снижение уровня ее конфликтности.
Апробация работы. Основные теоретико-концептуальные положения, рекомендации и результаты исследования доложены и одобрены на международных, региональных и отраслевых конференциях в Челябинске 7.
ЮУрГУ, 2009;2012 гг.), Тюмени (ТГНГУ, 2010, 2011 гг.), Магнитогорске (МагГТУ, 2010;2012 гг.), Екатеринбурге (УрГУПС, 2011 г.), Перми (ПНИПУ, 2011 г.), Санкт-Петербурге (СПбГИЭУ, 2010 г.), Минске (БИТУ, 2010, 2011 гг.).
Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 14 работах, в том числе — 1 монография, зарегистрированы 2 программы для ЭВМ. В рекомендованных ВАК РФ изданиях опубликовано 3 работы. В опубликованных работах автору принадлежат основные идеи, теоретический и экспериментальный материал, выводы.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст размещен на 198 страницах, включает 35 таблиц, 41 рисунок.
Список литературы
включает 133 наименования.
Выводы по главе 5.
1. Методы оптимизации параметров маршрутных сетей городов должны обеспечивать снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах с учетом их пропускной способности. Данная задача оптимизации относится к классу задач принятия решений в условиях определенности с детерминированными условиями.
2. Разработана структура модели оптимизации параметров маршрутной сети в составе экзогенных (изменяемых) и эндогенных (рассчитываемых) переменных. В качестве экзогенных параметров выступают заданные и расчетные параметры маршрутов, параметры остановочных пунктов, параметры пассажирского транспорта. В качестве эндогенной переменной выступает показатель конфликтности маршрутной сети, минимальное значение которого характеризует наименьший уровень совокупного превышения совмещенной частоты движения маршрутного транспорта через остановочные пункты их пропускной способности.
3. Данная модель использована при оптимизации параметров маршрутных сетей городов Челябинской области. Полученные решения обеспечивают при полном удовлетворении запросов населения на транспортные передвижения городским общественным транспортом снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах этих городов и снижение потерь времени общественного транспорта, обусловленных задержками перед перегруженными остановочными пунктами, более чем в 30 раз, ожидаемая экономия в денежном выражении составит 3985,8 тыс. рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты диссертационной работы, основанные на проведенных теоретических и экспериментальных исследованиях, содержат новые научные данные о механизмах образования конфликтных ситуаций на остановочных пунктах маршрутных сетей городов и способах снижения конфликтных ситуаций, на основе которых сформулированы следующие выводы и рекомендации:
1. Установлена зависимость конфликтных ситуаций на остановочных пунктах от конфигурации маршрутных схем и параметров маршрутных сетей. Конфликтные ситуации на остановочных пунктах маршрутных сетей городов образуются при работе дублирующих маршрутов, наличие которых обусловлено неэффективной организацией, регулированием и контролем деятельности перевозчиков. Величина конфликтных ситуаций имеет обратную зависимость от величины совмещенных интервалов движения маршрутного транспорта через остановочные пункты и от пропускной способности остановочных пунктов.
2. Исследованы способы образования и конфигурации смежных маршрутовпроизведена оценка степени совмещения маршрутных элементов и дублирования смежных маршрутовпредложены новая типовая модель маршрутной схемы городов, критерии и способы классификации смежных маршрутов на виды, подвиды и разновидности.
3. Разработаны методические положения по оценке степени дублирования маршрутов: исследовано влияние взаимного использования маршрутами совмещенных участков и остановочных пунктов на образование конфликтных ситуаций, предложена характеристика «дублирующего маршрута» как научной категории и разработаны критерии идентификации дублирующих маршрутовразработан показатель комплексной оценки степени дублирования городской маршрутной сети.
4. Разработанная имитационная модель движения транспортных средств на смежных «сходящихся» и «расходящихся» маршрутах, учитывающая динамические характеристики транспортных средств различных типов, параметры маршрутов и остановочных пунктов, реализована в компьютерной программе, которая позволяет оценивать возможные конфликтные ситуации на совмещенных остановочных пунктах маршрутных сетей, выявлять потенциально конфликтные остановочные пункты и маршруты и принимать обоснованные решения о реконструкции инфраструктурных объектов и оптимизации параметров маршрутной сети. Сравнение расчетных результатов с экспериментальными данными показало высокий уровень достоверности результатов имитационного моделирования.
5. Разработана модель оптимизации параметров маршрутной сети городов, обеспечивающая снижение уровня ее конфликтности за счет перераспределения количества подвижного состава различных типов по маршрутам при безусловном полном удовлетворении запросов населения на транспортные передвижения городским общественным транспортом.
6. Разработанные модели и методы использованы при совершенствовании маршрутных сетей городов Троицка и Миасса Челябинской области, результаты характеризуются положительным социально-экономическим эффектом. Оптимизированная маршрутная сеть г. Троицка обеспечивает снижение потерь времени общественного транспорта, обусловленных задержками перед перегруженными остановочными пунктами.
7. Разработанные в диссертационном исследовании теоретические и методические положения являются универсальными и рекомендуются к использованию в различных муниципальных образованиях для совершенствования маршрутных сетей городского наземного пассажирского транспорта, что в комплексе обеспечит высокую эффективность работы пассажирского транспорта, повысит качество транспортного обслуживания населения и безопасность транспортных процессов.
Список литературы
- Агасьянц, A.A. Развитие сети автомобильных магистралей в крупнейших городах. Транспортно-градостроительные проблемы: монография /
- A.A. Агасьянц. М.: Издательство АСВ, 2010 — 248 с.
- Аррак, А.О. Социально-экономическая эффективность пассажирских перевозок / А. О. Аррак. Таллин: Ээсти раамат, 1982. — 200 с.
- Артынов, А. П. Автоматизация процессов проектирования и управления транспортными системами / А. П. Артынов, В. В. Скалецкий. М.: Наука, 1981.-272 с.
- Балукова, В.А. Методология корпоративного подхода к реструктуризации промышленных предприятий в условиях российской экономики /
- B.А. Балукова. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 204 с.
- Беленький, М. Н. Экономика пассажирских перевозок / М. Н. Беленький. М.: Транспорт, 1974. — 272с.
- Большаков, A.M. Повышение качества обслуживания пассажиров и эффективность работы автобусов / A.M. Большаков, Е. А. Кравченко, C. J1. Черникова. М.: Транспорт, 1981. — 206 с.
- Большая советская энциклопедия: в 30 т./ гл. ред. А. М Прохоров. 3-е изд. — М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. — Т. 25. — 600 с.
- Большой энциклопедический словарь- изд. 2-е, переаб. и дополн. / гл. ред. А. М Прохоров. М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Но-ринт», 2000. — 1456 с.
- Бонсалл, П. Моделирование пассажиропотоков в транспортной системе. Оценка вариантов развития транспортной системы и анализ чувствительности модели / П. Бонсалл, А. Чемперноун, А. К. Мейсон, А. Уилсон. М.: Транспорт, 1982. — 207 с.
- Бочаров, И.А. Модель определения оптимального количества маршрутных транспортных средств / И. А. Бочаров, Ю. Л. Власов, В. И. Рассоха // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. — № 10(129).1. C. 49−53/
- Брайловский, Н. О. Моделирование городских транспортных систем: Опыт, проблемы, перспективы / Н. О. Брайловский // Экономика и мат. методы. 1984. — т. XX. — Вып. 2. — С. 26−32.
- В России начались облавы на маршрутки -http://auto.mail.ru/article.html?id=34 848.
- Варелопуло, Г. А. Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте / Г. А. Варелопуло. М. ¡-Транспорт, 1990. — 207 с.
- Вентцель, Е.С. Теория вероятностей / Е. С. Вентцель. М.: Высшая школа, 1998.-576 с.
- Вентцель, Е.С. Теория вероятностей: задачи и упражнения / Е. С. Вентцель, JI.A. Овчаров. М.: Наука, 1969. — 368 с.
- Власов, Ю.Л. Обоснование и рациональное распределение по маршрутам парка городского пассажирского транспорта: дис.. канд. тех. наук / Ю. Л. Власов. Оренбург, 2006. — 170 с.
- Волкова, В.Н. Основы теории систем и системного анализа: учебник / В. Н. Волкова, A.A. Денисов. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-512 с.
- Володченко, С.В. Моделирование распределения пассажирских потоков в крупных городах: дис.. канд. тех. наук / С. В. Володченко. СПб, 2005.- 184 с.
- Володькин, П.П. Основные критерии и закономерности развития систем городского пассажирского транспорта в городах Дальнего востока / П. П. Володькин, Г. Г. Денисов, H.H. Мартыненко // Транспорт: наука, техника, управление.-2011.-№ 5. с. 33−37.
- Вучик, В.Р. Транспорт в городах удобных для жизни / В. Р. Вучик. -М.: Территория будущего, 2011. 576 с.
- Генеральная комиссия МСОТ по экономике транспорта. Транспортные тарифы и мобильность в городах. J. Public Transport International. Russian version. Vol. 5. 2001. — C. 34−37.
- Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 256 с.
- ГОСТ Р 41.36−2004 (Правила ЕЭК ООН № 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции.
- ГОСТ Р 41.52−2005 (Правила ЕЭК ООН № 52) Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции.
- ГОСТ Р 51 006−96 Услуги транспортные. Термины и определения.
- ГОСТ Р 52 051−2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.
- Гудков, В. А. Пассажирские автомобильные перевозки: учеб. для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А. Ширяев- под ред. В. А. Гудкова. М.: Горячая линия-Телеком, 2006. — 446 с.
- Гудков, В. А. Пассажирские автомобильные перевозки: учеб. для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С А. Ширяев- под ред. В. А. Гудкова. М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 448 с.
- Гудков, В.А. К вопросу о пропускной возможности автобусных остановочных пунктов / В. А. Гудков, Г. А. Чернова, П. А. Кулько // Автотранспортное предприятие. 2003. № 4. — С. 26−28.
- Гудков, В.А. Методика управляемой организации автобусных остановочных пунктов / В. А. Гудков, П. А. Кулько, Г. А. Чернова // Автотранспортное предприятие. 2006. — № 1. — С. 17−20.
- Гудков, В.А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учеб. для вузов / В. А. Гудков, Л.Б. Миротин- под ред. Л. Б. Миротина. М.: Транспорт, 1997. — 254 с.
- Димова, И.П. Повышение эффективности функционирования остановочных пунктов городского пассажирского транспорта и движения транспортных средств в зоне их влияния: дис.. канд. техн. наук. / И. П. Димова. -Тюмень, 2009. 144 с.
- Ерихов, М.М. Расчет и оптимизация загрузки городского пассажирского транспорта / М. М. Ерихов, Е. В. Карасева // Транспорт: наука, техника, управление. 2011. — № 2. — С. 3−36.
- Ефремов, И. С. Теория городских пассажирских перевозок: учеб. пособие для вузов / И. С. Ефремов, В. М. Кобозев, В. А. Юдин. М.: Высш. школа, 1980.-535 с.
- Зварыч, Е.Б. Разработка и исследование равновесных математических моделей рынка городских транспортных услуг: автореф. дис. канд. экон. наук. / Е. Б. Зварыч. Братск, 2010. — 23 с.
- Зедгенизов, A.B. Повышение эффективности дорожного движения на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта- автореферат дис.. канд. техн. наук / A.B. Зедгенизов. Иркутск, 2008. — 20 с.
- Исхаков, М.М. Выбор участка на остановочном пункте для обслуживания пассажиров маршрутных транспортных средств / М. М. Исхаков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. — № 10(129). — С. 59−63.
- Исхаков, М.М. Комплексное исследование остановочных пунктов городского пассажирского транспорта г. Оренбурга / М. М. Исхаков, В.И. Расcoxa // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. -№ 9(73).-С. 207−214.
- Кажаев, A.A. Вопросы моделирования движения общественного транспорта в муниципальных образованиях / A.A. Кажаев, О. Н. Ларин, С. В. Томилов // Транспорт Урала, — 2011. № 3(30). — С. 24−27.
- Компьютерная программа моделирования транспортных потоков «TransNet»: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.isa.ru/transnet/index.htm.
- Коробов, С.А. Совершенствование пассажироперевозок на основе выбора рациональной структуры внутригородских перемещений: дис.. канд. тех. наук / С. А. Коробов. Тюмень, 2009. — 133 с.
- Корягин, М.Е. Конкуренция потоков общественного транспорта / М. Е. Корягин // Автоматика и телемеханика. 2008. — № 8. — С. 120−128.
- Корягин, М.Е. Конкуренция транспортных потоков / М. Е. Корягин // Автоматика и телемеханика, 2006. № 3. — С. 143−152.
- Корягин, М.Е. Равновесные модели системы городского пассажирского транспорта в условиях конфликта интересов / М. Е. Корягин. Новосибирск: Наука, 2011. — 140 с.
- Коткин, Г. Л. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием MATLAB: учеб. пособие / Г. Л. Коткин, B.C. Черкасский. -Новосибирск: Новосиб. ун-т, 2001. 173 с.
- Крылов, Ю.С. Методические рекомендации по проектированию автобусных остановок / Ю. С. Крылов, B.C. Скирута, Н. В. Носова. М.: Союздор-нии, 1975.- 17 с.
- Курганов, В. М. Автомобильные грузовые перевозки: учеб. пособие / В. М. Курганов, Л. Б. Миротин, Ю. Ф. Клюшин и др.- под ред. Ю. Ф. Клюшина.- Тверь: Твер. гос. техн. ун-т, 1999. 389 с.
- Ларин. О.Н. Пассажирские перевозки: учебное пособие / О. Н. Ларин.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.- 120 с.
- Ларин, О. Н. Оптимизация маршрутных сетей городов с учетом ограничений пропускной способности остановочных пунктов / О. Н. Ларин, А. А. Кажаев. // Вестник ОГУ. № 10 (129). — 2011. — С. 26−32.
- Ларин, О.Н. Вопросы образования конфликтных ситуаций на маршрутных сетях муниципальных образований / О. Н. Ларин, A.A. Кажаев // Вестник БрГТУ. 2010. — № 5 (65): Физика, математика, информатика. — С. 60−63.
- Ларин, О.Н. Вопросы формирования маршрутных сетей муниципальных образований: материалы Международной научно-практической конференции- под ред. И. А. Анисимова / О. Н. Ларин, А. А, Кажаев. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. — С. 200−202.
- Ларин, О.Н. Методы размещения сетевых узлов в автотранспортных системах /О.Н. Ларин, A.A. Кажаев. Вестник Уральского государственного университета путей сообщения — № 1(5). — 2010. — С. 26−32.
- Ларин, О.Н. Организация пассажирских перевозок: учебное пособие / О. Н. Ларин. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 104 с.
- Ларин, О.Н. Особенности управления пассажирскими перевозками в муниципальных образованиях / О. Н. Ларин, В. Н. Смолин // Транспорт Урала -2009.-№ 2 (21).-С. 9−10.
- Ларин, P. M. Методы оптимизации. Примеры и задачи: учеб. пособие / Р. М. Ларин, А. В. Плясуном, А. В. Пяткин. Новосибирск: Новосиб. ун-т. 2003.- 115 с.
- Лигум, Ю. С. Автоматизированные системы управления технологическими процессами пассажирского автомобильного транспорта / Ю. С. Лигум. К.: Тэхннка, 1989.-239 с.
- Лопатин, А.П. Моделирование перевозочного процесса на городском пассажирском транспорте / А. П. Лопатин. М.: Транспорт, 1985. — 200 с.
- Любимов, И.И. Модель автотранспортной сети региона (на примере Оренбургской области)/ И. И. Любимов, Н. З. Султанов, И. Т. Ковриков // Вестник ОГУ.-№ 10 (129).-2011.-С. 32−37.
- Карманов В.Г. Математическое программирование, М.: Издательская группа URSS, 2008. 264 с/
- Методология организации и функционирования транспортных систем регионов: монография / О.Н. Ларин- под ред. Л. Б. Миротина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 205 с.
- Михайлов A.C. Управление рынком перемещений городского населения / A.C. Михайлов. Алматы: НИЦ Гылым, 2003. — 237 с.
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 41.36−2004 (Правила ЕЭК ООН № 36) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции».
- Новоселов, Д.М. Определение оптимального количества и вместимости подвижного состава на городском маршруте: дис.. канд. тех. наук / Д. М. Новоселов. Тюмень, 2009. — 123 с.
- ОСТ 218.1.002−2003. Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. утв. приказом Минтранса Российской Федерации от 23.05.2003 № ИС-460-p.
- Пакет программного обеспечения по планированию транспортных потоков и организации дорожного движения «PTV Vision®»: электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ptv-vision.ru.
- Панфилов, А.Э. О построении модели появления пассажиров на остановках городского пассажирского транспорта / А. Э. Панфилов, Е.Д. Берише-ва, Е. Г. Крушель, И. В. Степанченко // Современные проблемы науки и образования. 2009. — № 5. — С. 118−120.
- Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В. А. Гудков и др.- под ред. Гудкова В. А. М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 448 с.
- Питтель, Б. Г. Математическая модель прогноза пассажиропотоков в городской транспортной сети / Б. Г. Питтель, В. П. Федоров // Экономика и математические методы, том V, выпуск 5. Л., 1969. С. 744−757.
- Пожидаев, М.С. Алгоритмы решения задачи маршрутизации транспорта: дис.. канд. тех. наук / М. С. Пожидаев. Томск, 2010.- 136 с.
- Постановление Правительства Москвы от 02.09.2011 г. № 408-ПП «О государственной программе города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012−2016 гг.».
- Пыталева O.A. Анализ и систематизация факторов, влияющих на параметры городских транспортных потоков // Транспорт Урала. 2009. — Вып. 4(23).-С. 19−21.
- Пыталева, O.A. Анализ и систематизация факторов, влияющих на параметры городских транспортных потоков // Транспорт Урала. 2009. — Вып. 4(23).-С. 19−21.
- Пыталева, O.A. Обоснование параметров маршрутной сети городского наземного пассажирского транспорта: дис.. канд. тех. наук / O.A. Пыталева. Екатеринбург, 2010.- 135 с.
- Самойлов, Д. С. Городской транспорт: учебник для вузов / Д. С. Самойлов. М.: Стройиздат, 1983. — 384 с.
- Семенова, О.С. Математическое моделирование в задачах оптимизации движения городского пассажирского транспорта с учетом наложения маршрутных схем: дис.. канд. тех. наук / О. С. Семенова. Новокузнецк, 2009. -127 с.
- Спирин, И. В. Перевозки пассажиров городским транспортом: справочное пособие / И. В Спирин. М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. — 413 с.
- Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года (утв. приказом Минтранса России от 31.07.2006 г. № 94.
- Строительные нормы и правила: СНиП 2.05.02−85 «Автомобильные дороги» утв. Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года № 233.
- Тиверовский, В. Городской транспорт и его развитие за рубежом / В. Тиверовский // Бюл. транспортной информации, 2004. № 6. — С. 32−35.
- Транспорт в Челябинской области: Стат. сб. / под. ред. Н.С. Колото-вой. Челябинск: Челябинскстат, 2011. — 113 с.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.
- Усиченко, Н.Г. Организационно-экономические основы регулирования системы городского пассажирского транспорта: (На материалах Санкт-Петербурга): автореф. дис. канд. экон. наук. / Н. Г. Усиченко. СПб., 2000. -21 с.
- Чернова, Г. А. Регулируемая организация городских автобусных остановочных пунктов / Г. А. Чернова, П. А. Кулько // Автотранспортное предприятие. 2005. — № 5. — С. 7−9.
- Шавыраа, Ч.Д. Разработка методики организации обслуживания населения автобусным транспортом в малых городах: дис.. канд. тех. наук / Ч. Д. Шавыраа. СПб, 2009. — 115 с.
- Шульга, Ю. Н. Применение объемных стохастических сетей к моделированию транспортных процессов / Ю. Н. Шульга // Автоматика и телемеханика. 1986. — № 7. — С. 77−85.
- Якунин, H.H. Безопасность каждого из нас превыше всего! / H.H. Якунин. Оренбургский университет. 2011. -№ 39 (1093). — С. 4.
- Якунина, Н.В. Совершенствование методологии определения структуры подвижного состава городского пассажирского автомобильного транспорта / Н. В. Якунина // Вестник Оренбургского государственного университета. -2011.-№Ю (129).-С. 13−19.
- Black, Alan. Urban mass transportation planning / Alan Black. -McGraw-Hill, 1995. 411 p.
- Cortes, C.E., Fernandez, R., Burgos, V., 2007. Modelling passengers, buses and stops in traffic microsimulators. In: MISTRANSIT Approach on the PARAMICS Platform. 86th TRB Annual Meeting, Washington DC, January 2007, Pp. 21−25.
- Cuntill, M.A., and P.F. Watts, «Bus Boarding and Alighting Times» Report LR 521, Great Britain Transport and Road Research Laboratory, Crowthorne, England (1973).
- Dorigo, M. Ant Algorithms for Discrete Optimization / M. Dorigo, G. D. Caro, L. M. Gambardella // Artificial Life. 1999. — Vol. 5. № 2. — P. 137−172.
- Edwards, Jr., John D. (editor), Transportation Planning Handbook, Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs, NJ (1992).
- Fernandez, R. Effect of Passenger-Bus-Traffic Interactions on Bus Stop Operations / R. Fernandez, N. Tyler. Transportation Planning and Technology. Vol. 28 (4). — August 2005. — P. 273−2920.
- Fernandez, R. PASSION 5.0 A model for microscopic simulation of multiple-berth bus stops / Fernandez, R. // Traffic Engineering and Control. — Vol. 48. — Issue 7. — July 2007. — P. 324−328.
- Fernandez, R. Modelling public transport stops by microscopic simulation / R. Fernandez // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. Vol. 18, Is. 6.-2010.-Pp. 856−868.
- Furth, P. and Rahbee, A. «Optimal bus stop spacing through dynamic programming and geographic modeling». Transportation Research Record 1731, TRB, Washington D.C., 2000. P. 5−22.
- Gibson, I. Bus-stop, congestion and congested bus-stops / I. Gibson, N. Baeza, L.G. Willumsen // Traffic Engineering and Control. Vol. 30 (6). — 1989. -Pp. 291−302.
- Grava, Sigurd. Urban transportation systems: choices for communities / Sigurd Grava. McGraw-Hill Prof Med/Tech, 2003 — 840 p.
- Gray, George E. Public transportation / George E. Gray, Lester A. Hoel. -Prentice Hall, 1992.-750 p.
- Hess, D. B. Waiting for the Bus / D. B. Hess, J. Brown, D. Shoup // Journal of Public Transportation. Vol. 7. — № 4. — 2004. — P. 67−84.
- Highway Capacity Manual. TRB, National Research Council, Washington, DC (2000).
- Hollander, Y. Applicability of Non-Cooperative Game Theory in Transport Analysis / Y. Hollander, J.N. Prashker // Transportation. 2006. — V. 33 (5).-P. 481−496.
- Kemp, M. A. «Simultaneous-equations analysis of growth in bus route patronage in San Diego». Transportation Research Record 877, TRB, Washington D.C., 1982.-P. 58−63.
- Kittelson, W.K. Highway Capacity Manual Applications Guidebook: Transportation Research Board / Wayne K. Kittelson etc. Washington, D.C. — 2003. http://www.hcmguide.com.
- Levinson, Herbert S. Urban transportation: perspectives and prospects / Herbert S. Levinson, Robert A. Weant. Eno Foundation for Transportation, 1982 -414 p.
- Luke, Sean. Essentials of Metaheuristics / Sean Luke. Lulu, 2009: электронный ресурс. Режим доступа: http://cs.gmu.edu/~sean/book/metaheuristics/.
- Newell, G.F. Lecture notes on public transportation. University of California at Berkeley, 1994. P. 7−11.
- Saka, A. «Model for determining optimum bus-stop spacing in urban areas». Journal of Transportation Engineering, ASCE, 127(3), 2001. P. 195−199.
- Silva, P.C.M. Simulating bus stops in mixed traffic / P.C.M. Silva // Traffic Engineering and Control. Vol. 41 (4). — 2000. — Pp. 160−167.
- Toledo, T. Mesoscopic simulation for transit operations / T. Toledo, O. Cats, W. Burghout, H. N. Koutsopoulos // Transportation Research Part C: Emerging Technologies. Vol. 18 (6). — December 2010. — P. 896−908.
- Vuchic, Vukan R. Transportation for livable cities / Vukan R. Vuchic. -Center for Urban Policy Research, 1999. 352 p.
- Vuchic, Vukan R. Urban public transportation: systems and technology / Vukan R. Vuchic. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1981.-673 p.
- Werner, Schnabel. Grundlagen der Stra? enverkehrstechnik und der Verkehrsplanung- 3-volstaendig uberarbeitete Auflage / Schnabel Werner, Dieter Lohse. DIN, Kirschbaum, Beuth, Berlin, Wein, Zurich, 2011. Band 1 — 619 S, Band 2 -632 S.
- Xu, Yiwen. A model for land use and freight transportation coordination in Shanghai, China / Y. Xu. Montreal: University of Montreal, 1999. — 167 p.