Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование автотехнических познаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточный обмен информацией в сферах автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний, ведущий к сужению возможностей их использования в целях решения задач уголовного судопроизводства. Это приводит, с одной стороны, к недостаточному знанию следователями возможных форм использования судебно-автотехнических познаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Недостаточные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Сравнительный системно-структурный анализ автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний
    • 1. История вопроса. Понятия и категории
    • 2. Сравнительная оценка основ автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний
  • ГЛАВА 2. Процессуальные и непроцессуальные формы использования судебно-автотехнических познаний
    • 1. Использование судебно-автотехнических познаний при проведении отдельных следственных действий
    • 2. Назначение и проведение судебно-автотехнической экспертизы
  • Ф § 3. Непроцессуальные формы использования судебноавтотехнических познаний
  • ГЛАВА 3. Повышение достоверности результатов судебно-автотехнической экспертизы при расследовании дорожнотранспортных преступлений
    • 1. Современные возможности судебно-автотехнической экспертизы в раскрытии и расследовании дорожнотранспортных преступлений
    • 2. Использование математического моделирования для совершенствования методики проведения судебноавтотехнической экспертизы
    • 3. Описание применения разработанной методики проведения судебно-автотехнической экспертизы

Использование автотехнических познаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дорожно-транспортные происшествия представляют большую общественную опасность и наносят огромный ущерб экономике страны. Ежегодно на дорогах России в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибают в среднем от 30 до 35 тысяч человек и до 180−200 тысяч человек получают ранения. Экономические потери, причиняемые народному хозяйству России ДТП, ежегодно составляют 10−15 миллионов рублей.1 Многие ДТП являются результатом и последствием дорожно-транспортных преступлений. Статистика показывает, что в России за последние пять лет ежегодно регистрируется в среднем 50 тысяч дорожно-транспортных преступлений, раскрывается же лишь около 85% из них.

Раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений является одним из важнейших направлений борьбы государства с нарушениями в сфере безопасности дорожного движения.

Дорожно-транспортные преступления являются специфическим видом преступлений и отражают рассогласованность взаимодействия элементов системы «человек-автомобиль-дорога-среда». Без современных автотехнических знаний, трансформированных в судебно-автотехнические познания, без знаний форм их использования в следственной и судебной практике невозможно успешное раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений. Поэтому большое значение приобретают разработка и внедрение в.

1 См.: Преступность и правонарушения: статистический сборник (1991;1995). — М.: ГИЦ МВД РФ, 1996. С. 161.

2 Аргунов Ю. И., Ванюшкин C.B., Евланова O. J1. и др. Сравнительная таблица диспозиций статей особенной части УК РСФСР и УК РФ // Преступность, статистика, закон. — М.: Криминологическая ассоциация, 1997.С. 224- Состояние преступности в России за 1996 г. — М.: ГИЦ МВД РФ, 1997. С. 32- Состояние преступности в России за 1998 г. — М.: ГИЦ МВД РФ, 1999. С. 4. следственную практику современных форм применения судебно-автотехнических познаний.

В разработку научно-технических основ судебно-автотехнической экспертизы (САТЭ) внесли значительный вклад ученые и практики в области инженерно-транспортных отраслей знаний: Р. Г. Армадеров, В. Ф. Бабков, В. А. Бекасов, Б. Е. Боровский, В. Г. Григорян, М. М. Запрягаев, Г. В. Жилинский, В. А. Иларионов, И. К. Коршаков, Н. М. Кристи, Е.В. Осепчу-гов, Л. Н. Пученков, А. И. Рябчинский, И. И. Чава, В. И. Чернов, К. Е. Элин, В. Н. Янин и другие.

Организационно-правовые, теоретические и научно-методические основы использования судебной автотехники в уголовном судопроизводстве исследовались учеными-юристами В. Д. Арсеньевым, Б. Л. Зотовым, Н. С. Романовым, А. Р. Шляховым, К.-Ю.А. Стунгисом, Г. А. Тереховым. Использованию судебно-автотехнических познаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений на уровне диссертационных исследований были посвящены работы Н. С. Романова, К.-Ю.А. Стунгиса, В. П. Лошманова, Ю. Б. Суворова и др. Однако, как показывает изучение судебной и следственной практики, некоторые рекомендации, предлагавшиеся более 30 лет назад, оказались неприемлемы в современных условиях. Поэтому исследование форм использования судебно-автотехнических познаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений является по-прежнему актуальной задачей.

Изменения, происшедшие в социально-экономической сфере за последние десять лет и являющиеся следствием проводимых реформ по переходу на новые рыночные отношения, внесли существенные коррективы в содержание автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний. Основными причинами происшедших изменений в сфере автотехнических знаний являются:

1. Уменьшение спроса на большегрузные автомобили в связи с тем, что армия перестала быть основным заказчиком автомобильной техники, следствием чего явилось сокращение потребности в автомобилях как по общему объему, так и по структуре автомобильного парка страны.

2. Изменение направленности проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это связано как с проводящейся в настоящее время военной реформой, так и с изменением объема поставок военной автомобильной техники в ряд стран СНГ (например, на Украину).

3. Повышение спроса на автомобили малой грузоподъемности (0,5−1,5 т) и изменение структуры транспортного потока в сторону увеличения удельного веса: а) легковых автомобилейб) легковых автомобилей с прицепамив) грузовых автомобилей малой грузоподъемности.

4. Изменение структуры парка транспортных средств Российской Федерации в сторону увеличения числа автомобилей иностранного производства — в связи с открытостью рынка. Большой удельный вес теперь имеют автомобили, значительно выработавшие свои эксплуатационные ресурсы (по 8−10 и более лет эксплуатации).

5. Изменение технических параметров транспортных средств: а) существенно возросло количество легковых автомобилей, имеющих передний приводб) увеличилось количество дизельных и газобаллонных автомобилейв) появились транспортные средства, оснащенные навигационным и другими видами современного дополнительного оборудования автомобиля (радиосвязь, телевидение, бортовые компьютеры и др.) — г) существенно повысились тягово-динамические характеристики современных автомобилей.

6. Существенные изменения в организации безопасности дорожного движения: а) произошел распад крупных автохозяйств, обладавших хорошей материально-технической базой и обеспечивавших эксплуатацию подвижного состава в надлежащем техническом состоянииб) появилось большое количество мелких автомобильных перевозчиков (как за счет распада крупных автохозяйств, так и за счет вновь созданных), имеющих ограниченные возможности в техническом обслуживании и ремонте своего подвижного составав) значительно усложнилась деятельность органов, осуществляющих надзор за проводимыми со стороны автохозяйств мероприятиями по обеспечению безопасности дорожного движения (Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, Российской транспортной инспекции Министерства транспорта) как в организационном плане, так и в методическом.

7. Существенное усложнение задач, стоящих перед следственными и оперативными аппаратами по раскрытию и расследованию дорожно-транспортных преступлений в связи с повышением технического уровня транспортных средств (например, использование преступниками транспортных средств, оснащенных антиблокировочными системами, не позволяющими применять традиционные методики судебной автотехнической экспертизы для установления скорости движения автомобиля путем измерения его следов скольжения).

8. Ухудшение состояния водительской дисциплины на дорогах России, ведущее к высокому уровню дорожно-транспортной преступности и приводящее к большой загруженности судебных, следственных органов и оперативных аппаратов, занимающиеся раскрытием и расследованием дорожно-транспортных преступлений.

9. Усиление противодействия, оказываемого преступниками следственным, судебным органам и оперативно-розыскным аппаратам.

В то же время современные достижения науки и техники дают возможность следственным, судебным органам и оперативно-розыскным аппаратам решать вопросы раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений на более высоком уровне.

Цель исследования: разработка теоретических положений и практических рекомендаций по использованию судебно-автотехнических познаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений с внедрением конкретной экспертной методики САТЭ.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

1. Исследование структур автотехнических знаний и судебно-автотехни-ческих познаний и их сравнительная оценка.

2. Обобщение, анализ и оценка существующей практики использования судебно-автотехнических познаний.

3. Проверка пригодности имеющихся в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, Министерства юстиции рекомендаций по применению судебно-автотехнических познаний в современных условиях.

4. Выявление взаимосвязи между криминалистической характеристикой дорожно-транспортных преступлений и тактикой использования судеб-но-автотехнических познаний.

5. Анализ состояния, учета и обновления методик проведения судебно-автотехнической экспертизы.

6. Совершенствование методики проведения САТЭ по определению скорости движения автомобиля при совершении дорожно-транспортного преступления в режиме разгона.

Объект исследования: деятельность следователей органов внутренних дел, экспертов-автотехников, специалистов-автотехников по использованию судебно-автотехнических познаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Предмет исследования: закономерности, проявляющиеся в практике использования следственными, судебными органами и оперативно-розыскными аппаратами судебно-автотехнических познаний при раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Методологическая основа: Конституция Российской Федерации, положения теории познания, философии, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, другие законы, указы Президента России, постановления Правительства России, ведомственные нормативные акты МВД и МЮ РФ, относящиеся к предмету исследования. Также были использованы труды специалистов в области уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, теории автомобиля, физиологии и психологии труда водителя, организации безопасности дорожного движения.

Эмпирическая база исследования: по специально разработанной программе было изучено 138 уголовных дел о дорожно-транспортных преступлениях, рассмотренных районными, городскими и межмуниципальными судами г. Москвы, Московской и Тверской областей по ст. 264 УК РФ (ст. 211 УК РСФСР) в период с 1995 по 1998 г. г., материалы 42 прекращенных и 20 приостановленных уголовных дел, находящихся в ОВД Рузского и Одинцовского районов Московской области.

Автором использованы методы статистического, системно-структурного анализа и метод математического моделирования. При разработке математической модели внешней скоростной характеристики двигателя автомобиля применен метод двойного дифференцирования функции в точке экстремума.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые представлены содержание и структура автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний во взаимосвязи с системами «водитель-автомобиль-дорога-среда» и «человек-автомобиль-дорога-среда» в динамике их развития с целью их сравнительной оценки на основе проведенного структурно-системного анализа.

В диссертации предложены математические модели внешних скоростных характеристик двигателей автомобилей и разработанная на основе этих моделей методика проведения судебной автотехнической экспертизы по определению скорости движения автомобилей, движущихся в режиме разгона с учетом технических характеристик их двигателей: технологий изготовления, конструкций системы питания, степени эксплуатационного износа, режима нагрузки.

Выявлены особенности использования судебно-автотехнических познаний при проведении отдельных следственных действий в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений.

Автором разработано ряд рекомендаций по совершенствованию процесса трансформации автотехнических знаний в судебно-автотехнические познания и практику судебной автотехники.

Основными положениями, выносимыми на защиту, являются:

1. Структура и содержание автотехнических знаний в динамике их развития и во взаимосвязи с системой «водитель-автомобиль-дорога-среда».

2. Структура и содержание судебно-автотехнических познаний в динамике их развития и во взаимосвязи с системой «человек-автомобиль-дорога-среда».

3. Математические модели тягово-динамических характеристик отечественных и зарубежных автомобилей, работающих на разных видах топлива, при различных режимах работы с учетом изношенности двигателя.

4. Методика проведения САТЭ при движении автомобилей в режиме разгона, позволяющие расширить диапазон их применения (для отечественных и зарубежных, для дизельных, карбюраторных и газобаллонных автомобилей, для новых и изношенных, с учетом степени нагрузки двигателей).

5. Рекомендации по повышению достоверности методик проведения САТЭ в режиме разгона.

6. Рекомендации по особенностям использования судебно-автотехнических познаний при проведении отдельных следственных действий: осмотре места ДТП, проведении следственного эксперимента, назначении судебной автотехнической экспертизы.

7. Рекомендации по совершенствованию процесса трансформации автотехнических знаний в судебно-автотехнические познания и практику судебной автотехники.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Внедрена в практическую деятельность ЭКЦ МВД РФ, разработанная автором методика проведения САТЭ, существенно расширяющая возможности САТЭ и позволяющая более достоверно определять скорость движения транспортного средства в режиме разгона.

2. Разработана математическая модель определения внешней скоростной характеристики двигателя, которая используется в учебном процессе кафедры автотракторных двигателей Московского государственного автомобильно-дорожного института.

3. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Московского областного филиала Юридического института МВД РФ.

4. Статьи о результатах исследований помещены в библиотеку Методического центра профессионального образования и координации научных исследований ГУК МВД РФ для использования в учебном процессе образовательными учреждениями МВД России.

Выводы, предложения и рекомендации, приводимые в диссертационной работе, могут быть использованы при подготовке экспертов, следователей и судей. г.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационной работы заслушивались и получили положительную оценку на заседает ниях: кафедр криминалистики Юридического института МВД РФ (1997, 1998 и 1999 гг.), Московского государственного университета (1998 г.) кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России (1998 г.).

Результаты исследования докладывались на учебно-методическом сборе руководящего и преподавательского состава и научно-практической конференции в Юридическом институте МВД РФ (Москва, 28−29 октября 1998 г.), на научно-практической конференции НИЛ-9 ВНИИ МВД РФ (Москва, 23 марта 1999 г.).

По теме диссертации опубликовано, депонировано и сдано в печать семь научных статей.

Структура и объем работы. Структура диссертации была определена целью и задачами исследований. Рукопись состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации соответствует требованиям ВАК России.

ВЫВОДЫ: на основе расчетов, проведенных по предложенной методике).

1. В данных дорожных условиях автомобиль ВАЗ-2101 в момент возникновения опасной дорожной обстановки (выхода пешехода из-за движущегося встречного автомобиля) на 19,7 м пути разгона двигался со скоростью 29,8 км/ч.

2. Автомобиль ВАЗ-2101 в момент выхода пешехода из-за движущегося встречного автомобиля находился на расстоянии удалении от места наезда, равном 14,2 м.

3. В данных дорожных условиях автомобиль ВАЗ-2101 при скорости движения 19,7 м мог иметь остановочный путь равный 14,3 м.

4. Сравнив значения удаления автомобиля от места наезда и остановочного пути (82= 14,2 м< 8о = 14, 3 м) следует сделать вывод об отсутствии у водителя ВАЗ-2101 технической возможности в данных дорожных условиях предотвратить наезд на пешехода. Водитель автомобиля ВАЗ-2101 в данных дорожных условиях не имел технической возможности предотвратить наезд на пешехода путем применения экстренного торможения автомобиля.

Представленный пример наглядно демонстрирует, что использование уточненной методики расчета скорости движения автомобиля позволяет кардинально изменить выводы судебно-автотехнической экспертизы.

Если сравнить предлагаемую методику уточнения скорости движения автомобиля с методикой, разработанной в 1988 году экспертами-автотехниками Ленинградской НИЛСЭ и используемой до настоящего времени в САТЭ, то можно установить следующую закономерность: на определенных участках пути разгона значения скорости движения автомобиля, полученные по предлагаемой методике, могут отличаться от значений скорости движения автомобиля, определенные по действующей методике, что также может существенным образом влиять на выводы САТЭ. Причем наиболее существенные расхождения в определяемых значениях будут иметь место при небольших оборотах коленчатого вала двигателя, при увеличении же числа оборотов значение расхождений снижается. Таким образом, существенных погрешностей в определяемых значениях скоростей автомобилей можно избежать при исследовании начальной стадии разгона, когда применение опытных способов определения скорости также усложнено скоротечностью процесса и неточностью используемых при этом приборов (как правило, секундомера).

На основе изложенного можно сделать следующий вывод: использование старой методики может послужить причиной экспертной ошибки. Что же касается ее применения для определения скорости движения автомобилей иностранного производства, то это недопустимо. Хотя следует отметить, что указанная методика в настоящее время используется в экспертной практике и в этих случаях. К каким это может привести ошибкам в выводах эксперта проиллюстрируем на примере использования предлагаемой методики для определения тягово-скоростных свойств автомобиля иностранного производства Р1АТ-Р1ЛЧТО-5 5 8.

Сохраним прежними условия разобранной выше задачи, изменив в ней только марку автомобиля на Р1АТ-РШТО-558.' В этом случае значения коэффициентов, рассчитанные по утвержденной методики, будут равны: А = 9,985, В = 1,755, С = - 1,0. Коэффициенты Ал А2, Аз при определении их по предлагаемой системе уравнений будут иметь следующие значения: А/ = 0,5, А2 = 2,2, Аз = -1,7.

Показатели, характеризующие тягово-скоростные характеристики автомобиля Р1АТ-Р1ЖГО-558 и рассчитанные по утвержденной и предложенной методике, представим в таблице в приложении 20.

На основе полученных данных построим график пути разгона для автомобиля Р1АТ-Р1ЖГО-558, который представим на рисунке в приложении 21. Из графика видно, что на пути разгона автомобиля равным двадцати метрам по утвержденной методике скорость автомобиля равна 30 км/ч, а по предлагаемой — 26,2 км/ч. При выполнении аналогичных расчетов, как и в задаче с ВАЗ-2101 будем иметь следующие результаты САТЭ:

1. При использовании утвержденной методики расстояние удаления автомобиля от пешехода в момент его появления в зоне видимости водителя составит (8уд = 11,8 м), а остановочный путь автомобиля будет равен 14,4 м. Так как 8уд < 8о, то следует сделать вывод о том что в сложившейся ситуации водитель автомобиля Р1АТ-Р1ЖГО-558 не имел технической возможности предотвратить наезд.

1 Тактико-технические характеристики взяты из автокаталога: Автокаталог. — Минск: ООО Попури, 1997. 129 с.

2. При использованием предлагаемой методики, расстояние удаления автомобиля от пешехода в момент его появления в зоне видимости водителя составит (8уд = 12,8 м), а остановочный путь автомобиля будет равен 11,9 м. Так как Буд > 8о, то следует сделать вывод о том, что в сложившейся ситуации водитель автомобиля Р1АТ-РЦКТО-558 имел техническую возможность при проведении своевременного аварийного торможения автомобиля предотвратить наезд.

Рассмотренный пример наглядно показывает, что имеющееся уточнение в методике определения тягово-динамических свойств автомобиля иностранного производства существенным образом влияет на результаты расчетов, проводимых при проведении САТЭ.

Приведенные примеры использования предлагаемой методики для проведения расчетов по определению скорости автомобиля в режиме разгона позволяют сделать следующие выводы:

1. Предложенная математическая модель обеспечивает повышение достоверности методик судебно-автотехнической экспертизы (при наезде на пешехода, велосипедиста, мотоциклиста, неподвижное препятствиестолкновении автомобилей и другие).

2. Предложенная методика определения скорости движения автомобиля в режиме разгона, разработанная на основе предлагаемой математической модели, позволяет более достоверно установить максимально возможную скорость автомобиля, движущегося в режиме разгона. Это, в свою очередь, может самым существенным образом повлиять на выводы эксперта-автотехника.

3. Предложенная методика позволяет существенно расширить возможности судебно-автотехнической экспертизы путем исследования новых объектов САТЭ — автомобилей иностранного производства, автомобилей, имеющих эксплуатационный износ двигателя, автомобилей с различными конструкциями двигателей (карбюраторным, дизельным, газобаллонным).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Раскрытие и расследование дорожно-транспортных преступлений не всегда возможно без использования автотехнических знаний, позволяющих более эффективно решать задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством.

Проведенное нами исследование показало, что задача повышения эффективности использования автотехнических знаний в раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений несомненна актуальна, что подтверждается выводами системно-структурного анализа, а также судебной и следственной практикой.

Автотехнические знания, исследующие систему «водитель-автомобиль-дорога-среда», в уголовном судопроизводстве трансформируются в судебно-автотехнические познания, исследующие систему «человек-автомобиль-дорога-среда». Важной формой их взаимодействия и взаимосвязи является судебно-автотехническая экспертиза.

Методики судебной автотехнической экспертизы требуют постоянного совершенствования, особенно для движения автомобиля в режиме разгона.

Разрыв между теорией и практикой использования судебно-автотехнических познаний при раскрытии и расследовании дорожно-транспортных преступлений значителен. Основные причины этого:

1. Несоответствие отдельных положений уголовно-процессуального законодательства, ведомственных нормативных актов по вопросам использования специальных познаний в области науки и техники, а на их основе научно-технических средств и методов потребностям судебной и следственной практики;

2. Недостаточный уровень оснащенности следователей, оперативных работников, сотрудников ГИБДД, производящих осмотр места дорожнотранспортного происшествия научно-техническими средствами. Изучение материалов уголовных дел показало, что из технических средств используются, как правило, только средства фотографирования и несложные измерительные приборы.

3. Недостаточный обмен информацией в сферах автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний, ведущий к сужению возможностей их использования в целях решения задач уголовного судопроизводства. Это приводит, с одной стороны, к недостаточному знанию следователями возможных форм использования судебно-автотехнических познаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Недостаточные знания следователей в области судебной автотехники также не позволяют использовать современные возможности САТЭ. С другой стороны сами следователи не обладают современными судебно-автотехническими познаниями, в то время как наиболее квалифицированной формой применения судебно-автотехнических познаний является непосредственное использование их самим следователем, проводящим раскрытие и расследование дорожно-транспортного преступления.

4. Появление разрыва в развитии теории автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний, влекущее отставание при создании и совершенствовании методик САТЭ. Происходящие изменения в содержании автотехнических знаний не всегда находят отражение в судебно-автотехнических познаниях в виде новых методик экспертного исследования и коэффициентов.

5. Недостаточная разработанность методик по определению скорости движения транспортных средств, движущихся в режиме разгона. Применяемая в настоящее время в экспертных подразделениях МВД и Министерства юстиции России методика определения тягово-динамических характеристик автомобиля не позволяет проводить исследование с необходимой степенью достоверности зарубежных автомобилей, отечественных и зарубежных газобаллонных автомобилей, отечественных и зарубежных автомобилей с изношенным двигателем.

В целях оптимизации процесса обмена информацией между системой автотехнических знаний и системой судебно-автотехнических познаний и их использования в уголовном судопроизводстве необходимо:

1. Организовать учет, проверку и проведение сравнительной оценки существующих и новых научно-технических средств и методик экспертного исследования на базе экспертно-криминалистических подразделений МВД, МЮ и осуществить их генеральную паспортизацию.

2. Экспертно-криминалистическим подразделениям МВД, МЮ организовать более широкое привлечение специалистов автодорожного профиля (сотрудников автодорожных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений автодорожного профиля, конструкторских бюро автомобильных заводов) для решения задач, стоящих перед судебной и следственной практикой;

3. Экспертно-криминалистическим подразделениям МВД, МЮ осуществить научно-методическую помощь авторам, занимающимся разработкой новых методик экспертного исследования, в правильном оформлении предлагаемых методик экспертного исследования.

4. Финансовым органам экспертно-криминалистических подразделений МВД, МЮ разработать соответствующую современным условиям жизни общества систему выплат денежных вознаграждений за внедрение научно-технических средств и методик экспертных исследований и организовать помощь авторам научно-технических средств и методов в получении патентов на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

5. Экспертно-криминалистическим подразделениям МВД, МЮ организовать проведение занятий со следователями по овладению современными знаниями в области судебной автотехники с учетом всех имеющихся форм их использования в уголовном судопроизводстве.

6. Разработать систему оценки, обеспечивающую однообразный подход при толковании результатов использования специальных познаний в деятельности субъектов раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений.

В целях расширения возможностей судебной автотехнической экспертизы и повышения достоверности ее выводов автором диссертации предложена новая методика определения скорости транспортных средств движущихся в режиме разгона. Эта методика позволяет получить следующие результаты:

1) получить внешнюю скоростную характеристику двигателя автомобиля расчетным способом;

2) вместо приближенных эмпирических коэффициентов определить коэффициенты, связанные с паспортными данными двигателя автомобиля;

3) определять расчетным способом скорость автомобиля с дизельным, карбюраторным и газобаллонным двигателем;

4) учитывать эксплуатационное состояние двигателя, степень его изношенности;

5) определять скорость автомобилей иностранного производства;

6) определять скорость автомобилей при частичном открытии дроссельной заслонки (когда водитель осуществляет частичное нажатие на педаль газа).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, другие нормативные акты и официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Транспорт, 1996.188 с.
  4. Уголовный кодекс РСФСР. М.: Юрид. лит., 1993. — 208 с.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М.: Юрид. лит., 1990.224 с.
  6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 50 С. 4873.
  7. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическим комментарием / Автор комментария Россинский Б. В. М.: Право и Закон, 1997.- 144 с.
  8. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.
  9. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.
  10. Свод методических и нормативно-технических документов в области экспертного исследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. М.: ВНИИСЭ, 1993.- 322 с.
  11. Сборник нормативных материалов по обеспечению безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте. Ч. 1. М.: РТИ Министерства транспорта, 1994. — 192 с.
  12. Сборник нормативных материалов по обеспечению безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте. Ч. 3. М.: РТИ Министерства транспорта, 1994. — 204 с.
  13. Сборник нормативных материалов по обеспечению безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте. Ч. 4. М.: РТИ Министерства транспорта, 1994. — 92 с.
  14. Судебная автотехническая экспертиза. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы (пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей). Ч. I. М.: ВНИИСЭ МЮ, 1980.154 с.
  15. Судебная автотехническая экспертиза. Теоретические основы и методики экспертного исследования при производстве автотехнической экспертизы. Ч. И. М.: ВНИИСЭ МЮ, 1980.- 492 с.
  16. Методические рекомендации по расчету параметров разгона автомобилей. Динамические и тяговые характеристики. Л.: ЦЛНИЛСЭ, 1988. -132 с.
  17. Приказ Министерства юстиции СССР № 20 от 26 октября 1981 г. «Об утверждении инструкции о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР».
  18. Приказ Министерства автомобильного транспорта № 49 от 26 апреля 1990 г. «Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП».
  19. Приказ Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 Об утверждении «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.»
  20. Приказ МВД РФ № 261 от 1 июня 1993 г. «О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ».
  21. Автотранспортные средства, требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки. ГОСТ-25 478−91. М.: Комитет стандартизации и метрологии, 1995. — 34 с.
  22. Преступность и правонарушения 1991−1995: Статистический сборник. М.: ГИЦ МВД РФ, 1996. — 188 с.
  23. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: СПАРК, 1995. -599 с.
  24. Состояние преступности в России за 1997 год. М.: ГИЦ МВД РФ.1998.- 118 с.
  25. Состояние преступности в России за 1998 год. М.: ГИЦ МВД РФ.1999.- 110 с.
  26. Материалы следственной и судебной практики
  27. Материалы архива Басманного межмуниципального (районного) суда ЦАО г. Москвы (1996−1998 гг.).
  28. Материалы архива Дубненского городского суда Московской области (1995−1998 гг.).
  29. Материалы архива Мещанского межмуниципального (районного) суда ЦАО г. Москвы (1996−1998 гг.)
  30. Материалы архива Одинцовского районного суда Московской области (1995−1997 гг.).
  31. Материалы архива Рузского районного суда Московской области (1995−1998 гг.).
  32. Материалы архива Талдомского районного суда Московской области (1996−1998 гг.).
  33. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. № 11.
  34. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6 марта 1971 г. 1.
  35. Книги, учебники, учебные пособия, сборники трудов
  36. Автомобильные двигатели / Под ред. М. С. Ховаха. — М.: Машиностроение, 1977. 591 с.
  37. В.А., Попова Е. П., Дивочкин O.A. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения. М.: Транспорт, 1987.- 184 с.
  38. В.М., Вихерт М. М., Воинов А. Н., и др. Автомобильные двигатели. М.: Машиностроение, 1967. — 496 с.
  39. В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.: Транспорт, 1993.- 271 с.
  40. О.Я. Тактика следственных действий. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.- 224 с.
  41. А.Н., Гуняев В. А. Следы транспортных средств. Л.: Изд. Прокуратуры СССР, 1984. — 56 с.
  42. Р., Уотте Р. Расследование дорожно-транспортных происшествий: М.: Транспорт, 1983.- 288 с.
  43. Безопасность движения на автомобильном транспорте /Научно-технический реферативный сборник. Вып.1 / Под ред. проф. Иванова В. Н. -М.: ЦБНИТ Минавтотранса РСФСР, 1980.- 31 с.
  44. В.А. и др. Автотехническая экспертиза. М.: Юрид. лит., 1967.-255 с.
  45. P.C. Собирание, использование и оценка доказательств. -М.: Наука, 1966.-296 с.
  46. P.C. Курс советской криминалистики. М.: Академия МВД СССР, Т. 1, 1995.-280 с.
  47. P.C. Криминалистическая энциклопедия. М.: БЕК, 1997.217 с.
  48. P.C. Курс криминалистики. В 3 т. Т.1: Общая теория криминалистики. М.: Юристъ, 1997. — 408 с.
  49. P.C. Курс криминалистики. В 3 т. Т.2: Частные криминалистические теории. M.: Юристъ, 1997. — 464 с.
  50. P.C. Курс криминалистики в 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Юристъ, 1997. — 480 с.
  51. P.C., Белкин А. Р. Эксперимент в уголовном судопроизводстве. Методическое пособие. М.: ИНФРА M — НОРМА, 1997. — 50 с.
  52. И.А., Макушненко Л. П. Расследование дорожно-транспортных происшествий. М.: Академия МВД СССР, 1984. — 86 с.
  53. .Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. Л.: Лениздат, 1984. — 304 с.
  54. .Е. Графическая фиксация обстановки на участках дорожно-транспортных происшествий. Методические указания. Л.: Лениздат, 1974.-34 с.
  55. C.B., Палиашвили, А .Я. Вопросы теории и практики судебной экспертизы (по материалам Верховного Суда СССР и Верховного Суда РСФСР). -М.: Юрид. лит., 1963.- 180 с.
  56. В.И., Рубан В. И., Сироджа И. Б., Хомяков А. П. Методика математического моделирования при исследовании механизма дорожно-транспортного происшествия. Киев: Харьковский НИИСЭ, 1972. — 40 с.
  57. Взаимодействие следователей со специалистами экспертно-криминалистических подразделений при производстве расследования:
  58. Учебное пособие / под общей ред. В. Ф. Статкуса, С. М. Сыркова.- М.: ВНИИ МВД СССР. 1988. 36 с.
  59. JI.B. Осмотр места происшествия. Караганда: Карагандинская высшая школа МВД СССР, 1986. — 105 с.
  60. Г. Я., Мартынов В. П., Романов А. Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1987. — 240с.
  61. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие / Под общей редакцией И. Н. Кожевникова. Научный редактор, А .Я. Качанова. Изд. 2 -е, перераб. и доп. М.: Спарк, 1997. — 444 с.
  62. Газобаллонные автомобили / Е. Г. Григорьев, Б. Д. Колубаев, В. И. Ерохов и др. М.: Машиностроение, 1989. — 216 с.
  63. В.М. Средства доказывания в советском уголовном процессе. 4.2: Заключение эксперта. — М.: ЦНИЛСЭ, 1968. — 45 с.
  64. .В., Фалькевич Б. С. Теория, конструирование и расчет автомобиля. М.: Машгиз, 1957.-535 с.
  65. В.И. Использование данных естественных и технических наук в уголовном судопроизводстве. Киев: Вища школа. Изд-во при Киев. Ун-те, 1980. — 160 с.
  66. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов, H.A. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983. — 372 с.
  67. С.Н. Дорожно-патрульная служба ГАИ. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 404 с.
  68. Ю.А. Автомобиль в движении. М.: Транспорт, 1987.- 160 с.
  69. Г. А., Ищенко П. П., Ярослав Ю. Ю. Использование специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий. Караганда: Карагандинская высшая школа МВД СССР, 1987. — 94 с.
  70. В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Юрид. лит., 1989. — 224 с.
  71. H.A. Основы теории транспортных гусеничных машин.- М.: Машиностроение, 1975. 448 с.
  72. М.И., Исаев A.A., Агушевич М. А. и др. Определение характера движения транспортных средств по следам колес (Методическое письмо для экспертов). М.: ВНИИСЭ, 1993. — 28 с.
  73. М.М., Мазилкин Г. И., Маркоишвили Ю. И. Методические рекомендации по расчету параметров разгона автомобилей. Динамические и тяговые характеристики. Л.: ЦЛНИЛСЭ МЮ, 1988. — 132 с.
  74. Л.М. Расчет показателей тягово динамических свойств автомобиля на ЭВМ. — Челябинск: ЧВВАИУ, 1987. — 23 с.
  75. Г. А., Зорин Р. Г. Типовые программы допросов участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий. Гродно: ГОУТ, 1995. -125 с.
  76. .Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М.: Юрид. лит., 1972. — 192 с.
  77. Е.И., Капитонов В. Е., Трасологические исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. -83 с.
  78. Л.А. Дорожно-транспортная и трасологическая экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1968. — 288 с.
  79. H.A. Психофизиологические основы труда шофера./под ред. Л. Л. Афанасьева. М.: Высшая школа, 1969. 41 с.
  80. В.А. Дорожно-транспортная экспертиза. М.: МАДИ, 1981.-72 с.
  81. В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий.- М.: МАДИ, 1982.-243 с.
  82. В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1989. — 255 с.
  83. Е.П. Использование современных научно-технических средств при расследовании уголовных дел (конспект лекций). Свердловск: СЮИ, 1985.-56 с.
  84. И.И. Краткий справочник по импортным автомобилям. -М.: Транспорт, 1980. 192 с.
  85. Т.В., Кожевников Г. К. Судебные экспертизы. Сб. вопросов / Ин-т внутренних дел. Харьков: РИП «Оригинал», ИМП «Рубикон». 1994. -144 с.
  86. В.А. Козлов. Использование психолого-физиологической экспертизы при защите по делам об автодорожных происшествиях. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1996.-24 с.
  87. В.И. Организация и безопасность дорожного движения: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1991. — 184 с.
  88. Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. Научно-практическое пособие. М.: НОРМА — ИНФРА -М, 1998.-288 с.
  89. И.К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда. -М.: Транспорт, 1988. 144 с.
  90. Криминалистика. Под ред. А. Н. Васильева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980.- 496 с.
  91. Криминалистика. Учебник для вузов. Отв. ред. Н. П. Яблоков. М.: БЕК, 1996.-708 с.
  92. Криминалистика. Т.1 Под ред. проф. P.C. Белкина и доц. Г. Г. Зуйкова. М.: НИ и РИО ВШ МВД СССР, 1969. — 376 с.
  93. . Т. 2 Под ред. проф. P.C. Белкина и проф. И. М. Лузгина. М.: РИО Академии МВД СССР. — 508 с.
  94. Криминалистика. Под ред. проф. P.C. Белкина, Г. Г. Зуйкова. М.: Юрид. лит., 1968. — 696 с.
  95. Криминалистика. Под ред. проф. В. А. Образцова. М.: Юрист, 1995.-592 с.
  96. Криминалистика. Под ред. проф. В. А. Образцова. М.: Юристъ, 1997.-760 с.
  97. Криминалистика: Учеб. пособие / A.B. Дулов, Г. И. Грамович, A.B. Лапин и др.- Под ред. A.B. Дулова. Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. -415 с.
  98. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т. В. Аверьяновой и P.C. Белкина. М.: Новый юрист, 1997.- 400 с.
  99. Курс лекций по криминалистике. Вып. 2. М.: ЮИ МВД РФ, 1994. -52 с.
  100. В.П., Сидоров В. Е. Расследование преступлений по горячим следам. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1989. — 57 с.
  101. М.А. Безопасность движения: организация, планирование и управление предприятиями: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1988.- 178 с.
  102. В.В. Безопасность дорожного движения. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Транспорт, 1983. — 262 с.
  103. Методика трасологического исследования изделий массового производства. Киев.: РИО МВД УССР, 1983. — 240 с.
  104. Методическое пособие по исследованию места дорожно-транспортного происшествия. Одесса: УВД Одесского облисполкома, 1971.-54 с.
  105. Методическое пособие по курсу подготовки и переподготовки специалистов по безопасности движения на автомобильном и городскомэлектротранспорте / Под общ. ред. И. А. Венгерова.- М.: РТИ Министерства транспорта, 1994. 142 с.
  106. Методические рекомендации по проведению профилактической работы в части обеспечения безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях. М.: ГУ ГАИ МВД СССР, 1988. — 94 с.
  107. Методические рекомендации по расследованию дорожно-транспортных происшествий. Киев: РИО МВД УССР, 1985. — 48 с.
  108. Методические рекомендации по назначению и проведению экспертиз и исследований. Белгород: РИО УВД Белгородской области, 1985. -68 с.
  109. Научный комментарий к инструкции о производстве судебных автотехнических экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР / под ред. А. Р. Шляхова, Е. В. Осепчугова. М.: ВНИИСЭ, 1982.-60 с.
  110. В.А. Выявление и изобличение преступника. М.: Юристь, 1997.-336 с.
  111. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное. — М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  112. А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1987. — 184 с.
  113. Ю.К. Заключение эксперта и его оценка (по уголовным делам): Учебное пособие. М.: Юрист, 1995. — 64 с.
  114. Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория. /Под ред. Ю. Г. Корухова. М.: РФЦСЭ МЮ, 1997. — 430 с.
  115. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. М.: Юрид. лит., 1982. — 272 с.
  116. А.Я. Экспертиза в суде по уголовным делам. М.: Юрид. лит., 1973.-186 с.
  117. И.Л. Экспертиза как средство доказывания в советском уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1964. — 198 с.
  118. В.П. Тягово скоростные свойства автомобилей: Учебное пособие. — Челябинск: ЧВВАИУ, 1981. — 66 с.
  119. Н.И. Расследование преступлений, нарушающих правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Минск: Минское отделение высшей школы МООП РСФСР, 1964. — 82 с.
  120. Пределы экспертного исследования дорожно-транспортного происшествия. Использование экспертных заключений следователем и судом. Методическое пособие, 2-е изд., доп. Киев: РИО МВД УССР, 1980. — 120 с.
  121. Проблемы криминалистической теории и практики: Сб. научных трудов. М.: ЮИ МВД РФ, 1995.- 176 с.
  122. Проблемы совершенствования деятельности Государственной автомобильной инспекции России: Сборник научных трудов. М.: НИЦ ГАИ МВД России, 1993. — 176 с.
  123. Пути и средства совершенствования методик судебных автотехнических экспертиз: Сборник науч. труд. / под ред. А. И. Винберга, Т. П. Прошина. М.: ВНИИСЭ, 1975.- 130 с.
  124. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справочно метод, пособие. H.A. Селиванов, А. И. Дворкин, Б. Д. Завидов и др. — М.: Лига-Разум, 1998.-448 с.
  125. Расследование отдельных видов преступлений / Под общей ред. О .Я. Баева и А. Г. Филипова. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1995 — 156с.
  126. Расследование преступлений: Руководство для следователей / Под общей ред. И. Н. Кожевникова. М.: Спарк, 1997. — 378 с.
  127. Н.С. Автотехническая экспертиза как способ установления обстоятельств, относящихся к механизму дорожно-транспортного происшествия.- Киев: РИО МВД УССР, 1972. 64 с.
  128. .В. Повышение достоверности оценки показаний очевидцев ДТП на основе использования статистических методов: Практическое пособие. М.: ВНИИБД МВД СССР, 1984. — 44 с.
  129. Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М.: Право и закон, 1996. — 224 с.
  130. А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств. М.: Филинъ, 1997. -336 с.
  131. Руководство для следователей / Под ред. H.A. Селиванова, В. А. Снеткова М.: ИНФРА — М, 1997. — 732 с.
  132. H.A. Привлечение специалистов к расследованию (обзор практики) .- М.: РИО ВНИИ Прокуратуры СССР, 1973. 64 с.
  133. Словарь основных терминов судебных экспертиз. М.: ВНИИСЭ, 1980.- 112 с.
  134. Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы. М.: ВНИИСЭ, 1988. — 66 с.
  135. В.А. Основы деятельности ЭКП ОВД по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений: Научный доклад. М.: ЭКЦ МВД России, 1995. — 44 с.
  136. Советская криминалистика: Учебник / Под ред. P.C. Белкина. М.: Юрид. лит., 1979. — 430 с.
  137. В.К., Янушко В. И., Аленин А. П., Кузнецов A.A. Научно-технические методы расследования и профилактика дорожно-транспортныхпроисшествий: Учебное пособие. Омск: Высшая школа милиции МВД РСФСР, 1991.-91 с.
  138. Ю.Б. Установление признаков дифференциации и характеристик покрытий автомобильных дорог на месте дорожно-транспортного происшествия (Методические рекомендации для экспертов, следователей, судей и работников ГАИ). М.: РФЦСЭ МЮ, 1995. — 30 с.
  139. Судебная автотехническая экспертиза. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы (пособие для экспертов-автотехников, следователей и судей). 4.1. М.: ВНИИСЭ, 1980. — 154 с.
  140. Судебные экспертизы (возможности, подготовка материалов, назначение, оценка). Киев: РИО МВД УССР, 1981. — 412 с.
  141. Теория и конструкция автомобиля / В. А. Иларионов, М. М. Морин, Я. Е. Фаробин и др. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1992. -416 с.
  142. Теория транспортных процессов и систем / A.B. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин. М.: Транспорт, 1998. — 167 с.
  143. Е.П. Проверка показаний на месте и участие специалиста-криминалиста в ее производстве: Учебное пособие / Под ред. В. В. Степанова .- Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. 56 с.
  144. А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. -М.: Юрид. лит., 1979. 168 с.
  145. A.A. Заключение эксперта (структура и научное обоснование). М.: Юрид. лит., 1967. — 152 с.
  146. Н.П. Методика расследования автотранспортных происшествий. Лекция для студентов ВЮЗИ. М.: ВЮЗИ, 1953. — 70 с.
  147. A.A. Курс теоретической механики. Динамика. 2-е издание. -М.: Высшая школа, 1964. 244 с.
  148. В.Е. Взаимодействие следователей с работниками ГАИ при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях: Учебное пособие. М.: ЮИ МВД РФ, 1996. 50 с. 3. Статьи
  149. JI.E. Права, обязанности и роль специалиста при производстве следственных и судебных действий // Вопросы криминалистики: Сб. Науч. Тр.- М.: ВНИИСЭ, 1962. Вып. 6−7.
  150. Ю.О. О сфере деятельности специалистов в уголовном процессе // Использование специальных знаний в уголовном процессе. -Тарту, 1984.
  151. В.А. Методика экспертного исследования процесса торможения транспортных средств // Экспертная техника. М., 1967. — Вып. 1819.
  152. Г., Петраускас И. Некоторые вопросы назначения и использования результатов автотехнической экспертизы // Экспертиза при расследовании преступлений. Вильнюс, 1967. — Вып. 6.
  153. М.Г. К вопросу о расследовании дел об автомобильных происшествиях // Криминалистическая и научно-судебная экспертиза. Киев, 1949.-Сб. 3
  154. Васильев B. JL Психологическая характеристика осмотра места происшествия // Проблемы психологии следственной деятельности. Красноярск, 1986.
  155. А.И. Специалист в процессе предварительного расследования // Социалистическая законность. М., 1961. — Вып 9.
  156. Т.С. Моделирование как метод познания истины при расследовании преступлений (теоретические аспекты) // Проблемы криминалистической теории и практики: Сб. научных трудов. М.: ЮИ МВД России, 1995.
  157. М.М. К вопросу о первоначальных розыскных и следственных действиях по дорожно-транспортным происшествиям // Вопросы криминалистики. Алма-Ата, 1959.
  158. В. О критериях определения предмета транспортных преступлений // Советская юстиция. М., 1983. — № 12.
  159. Ф. Оценка достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы // Российская юстиция. М., 1997. -Вып. 7
  160. Е.И. Роль специальных познаний в раскрытии преступлений // Криминалистические средства и методы раскрытия преступлений: Сб. науч. тр. / Редкол.: Ледащев В. А. (отв. ред.) и др. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1982.
  161. В.А., Меньшов П. В. Использование мини-ЭВМ в курсе «Экспертиза ДТП» // Повышение эффективности и улучшение качества работы автомобильного транспорта. М.: МАДИ, 1984.
  162. П.П. О целесообразности участия специалистов в производстве различных следственных действий // Следственные действия (криминалистические и процессуальные аспекты). Свердловск, 1983.
  163. X. Понятие специальных знаний, навыков и умений // Использование специальных знаний в советском уголовном процессе. Тарту, 1984.
  164. Е.Я. Некоторые вопросы участия специалиста в осмотре места происшествия // Проблемы криминалистики и судебной экспертизы. Алма-Ата, 1965.
  165. Н.И. Использование специальных познаний в уголовном судопроизводстве // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы. Межвузовский научный сборник. Саратов: Саратовский ун-т, 1980.-Вып. 2.0
  166. В.Н. Отличие специалиста от эксперта // Социалистическая законность. М., 1973.- № 6.
  167. В.Н. Участие специалистов в расследовании преступлений // Социалистическая законность. М., 1969. — № 5.
  168. Д.Я. Понятие и структура методики экспертного исследования // Проблемы теории суд. экспертизы: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ.- М.: ВНИИСЭ, 1980.- Вып 44.
  169. B.C. Общие положения методики криминалистического идентификационного исследования материалов документов: Труды ВНИИСЭ. М.: ВНИИСЭ, 1974. — Вып. 9. — С.18.
  170. Е.Р. Проблемы систематизации и классификации методов экспертного исследования // Проблемы криминалистической теории и практики: Сб. научных трудов. М.: ЮИ МВД России, 1995.
  171. Р.В. Надежность человека в системе «Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда»: Материалы 2-й Всесоюзной межвузовской научно-технической конференции. М.: МАДИ, 1975.
  172. В.М., Одиноких A.C. О процессуальной форме участия специалиста в уголовном судопроизводстве // Развитие и совершенствование уголовно-процессуальной формы. Воронеж, 1979.
  173. H.A. Основания и формы применения научно-технических средств и специальных знаний при расследовании преступлений // Вопросы криминалистики. М., 1964. — Вып. 12.
  174. Э.Т. Совершенствование методики судебной автотехнической экспертизы путем уточнения ее исходных данных // Следователь. -М.: Юрист, 1999. -№ 1.
  175. Э.Т. Пути совершенствования автотехнических познаний с целью быстрого раскрытия и успешного расследования дорожно-транспортных преступлений // Российский следователь. М.: Юрист, 1999. -№ 2.
  176. Э.Т. Повышение достоверности судебной автотехнической экспертизы путем уточнения ее исходных данных // Следователь. М.: Юрист, 1999. — № 3.
  177. Э.Т. Расширение современных возможностей судебной автотехнической экспертизы путем уточнения ее исходных данных М., 1999. Рукопись, деп. в ИНИОН РАН № 54 334 от 22. 02. 1999.
  178. Э.Т. Системно-структурный анализ основ автотехнических знаний и судебно-автотехнических познаний. М., 1999. Рукопись, деп. в ИНИОН РАН № 54 335 от 22.02.1999.
  179. Диссертации и авторефераты
  180. Ф. Э. Процессуальные и организационно-методические формы использования возможностей науки и техники в целях расследования и профилактики преступлений. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Тбилиси, 1972.
  181. В.П. Роль, место и значение специальных знаний в криминалистической методике. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ижевск, 1994.
  182. .Л. Борьба с автотранспортными происшествиями (Исследование судебной, следственной и экспертной практики). Дисс. докт. юрид. наук. М., 1964.
  183. В.А. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия преступлений. Дисс.. канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
  184. Л.А. Назначение и проведение автотехнической и трасо-логической экспертиз при расследовании автотранспортных происшествий. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1965.
  185. Ким О. Д. Проблемы и пути совершенствования расследования дорожно-транспортных происшествий на основе научных знаний. Дисс. докт. юрид. наук. Бишкек, 1998.
  186. A.A. Процессуальные и криминалистические проблемы применения научно-технических средств в уголовном судопроизводстве. Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1977.
  187. В.П. Использование специальных автотехнических знаний в расследовании автопроисшествий, возникших из-за неисправностей автомобилей. Дисс.. канд. юрид. наук. Харьков, 1976.
  188. И.Г. Борьба с дорожно-транспортными происшествиями и правонарушениями на автотранспорте СССР: Дисс. .докт. юрид. наук. Саратов, 1964.
  189. C.B. Использование специальных познаний для установления механизма происшествия. Автореф. дисс. канд. юрид. наук.-М., 1994.
  190. В.Н. Участие специалистов в следственных действиях. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1972 .
  191. М.Б. Проблемы совершенствования расследования дорожно-транспортных происшествий в Вооруженных силах Республики Казахстан: Дис. канд. юрид. наук. Алматы, 1995.
  192. Г. М. Вопросы теории и практики автотехнической экспертизы в уголовном судопроизводстве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Киев, 1974.
  193. С.Н. Криминалистические и иные специальные знания при исследовании места ДТП. Дисс. канд. юрид. наук. Одесса, 1973.
  194. И .Я. Автотехническая экспертиза на предварительном следствии (по материалам Таджикской ССР). Дисс. канд. юрид. наук. М., 1967.
  195. А.П. Проблемы расследования транспортных преступлений с учетом ситуационных факторов. Дисс. канд. юрид. наук.- Свердловск, 1991.
  196. В.А. Правовые основы использования достижений научно-технического прогресса в уголовном судопроизводстве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ленинград, 1980.
  197. З.М. Проблема использования в уголовном судопроизводстве специальных знаний при установлении причинной связи явлений. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук. Харьков, 1968.
  198. И.Н. Криминалистические проблемы использования специальных познаний в расследовании преступлений. Дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1992.
  199. Стунгис К.-Ю.А. Применение специальных автотехнических знаний в расследовании и судебном рассмотрении дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Дисс. канд. юрид. наук. -М., 1973.
  200. П.В. Совершенствование использования научно-технических достижений в расследовании преступлений: Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Киев, 1992.
  201. Чобанзаде И.М.-О. Использование специальных познаний в области судебно-автотехнической экспертизы в целях предупреждения ДТП. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1989.
  202. Baker St. Traffic Accident Investigator’s Manual for Police. The Traffic Institute, Northwestern University. Evanston, Illinois. 3. Auflage, 1965.
  203. Fischer В., Swensson A., Wendel О., Block Sh., Techiques of crime scene investigation, 1991.
  204. Goc M. Organizacia kryminalisty ynych badan mieysca zdavzema. -Problemy Kriminalistyki, N144, 1980.
  205. Kirk P.L. Crime Investigation. John Wiley & Sons, 2. Auflage, 1974.
  206. Kummer H.W./ Meyer W.E. ASTM Symposium on Skid Resistance. Publication Nr. 326, 1962. m1. АВТОТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ7Ў1. Водитель1. Автомобиль -|1. Дорога1. Среда
  207. Знания о психофизиологических качествах водителя Знания о диагностировании, техническом обслуживании и ремонте автомобиля
  208. Знания о состоянии психосоциальной сфере водителя Знания об устройстве и конструкции автомобиля
  209. Знания об организации медицинского контроля за водителем Теория и расчет автомобилей
  210. Знания об уровне мастерства водителя Знания о хранении и консервации автомобиля
  211. Знания об уровнях работоспособности водителя Знания об эксплуатации автомобиля
  212. Инженерная психология Знания о парковой службе
  213. Знания об устройстве и оборудовании автомобильной дороги Знания о влиянии окружающей среды на конструкцию автомобиля
  214. Эксплуатация, реконструкция и ремонт автомобильной дороги Знания о влиянии характеристик окружающей среды
  215. Знания о провозной способности автомобильной дороги Знания о состоянии микроклимата в кабине автомобиля
  216. Знания о проезжае-мости автомобильной дороги Знания о влиянии климатических зон
  217. Технические средства организации и безопасности движения Знания о влиянии окружающей среды на консервацию автомобиля
  218. Знания о дорожных условиях и безопасности движения Знания о влиянии освещенности дороги на безопасность
  219. Рис. 1 Структура и содержание автотехнических знаний
  220. СУДЕБНО АВТОТЕХНИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ1. ЧЕЛОВЕК1. АВТОМОБИЛЬ1. ДОРОГАзЭ.
Заполнить форму текущей работой