Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика представляет собой набор из 128 кратких характеристик поведения, которые пронумерованы на регистрационном листе и последовательно предъявляются испытуемомуон должен отметить на соответствующем листе номера тех характеристик, которые считает свойственными себе и своим близким. По завершении оценива ния, подсчитываются баллы по 8-ми типам межличностного взаимодействия. Каждая отмеченная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Семья как условие формирования личности
    • 1. Семья в эволюционно-историческом контексте
    • 2. Формирование базальных структур психики ребенка в микросоциуме
    • 3. Невротические особенности поведения, формирующиеся в условиях фрустрации аналитических потребностей в детстве
    • 4. Влияние родительской семьи на репродуктивное поведение детей
  • Глава II. Ретроспективный анализ структурно-содержательных особенностей семейных ситуаций исследуемлс.6?
    • 1. Сопоставительный анализ структуры семейных ситуаций супругов со стабильным браком, состоящих в разводе и женихов и невест /предбрачные диады/
    • 2. Анализ стиля межличностного взаимодействия в родительских и супружеских семьях
    • 3. Анализ влияния статуса супругов в сиблинге на особенности межличностного взаимодействия и стабильность брака
  • Глава. I11: Психология современной семьи в социальном контексте
    • 1. Психологические последствия массового распространения неполных семей
    • 2. Дезадаптивное поведение молодоженов на фоне утраты превентивного воздействия религии. U
    • 3. Стереотипность межличностного взаимодействия при бессознательной мотивации.10?
    • 4. Прогнозирование и оитимизещия развития отношений в супружеской диаде. ИЗ

Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Проблемы, вызываемые нестабильностью и неблагополучием семей, остаются актуальными и насущными для нашего общества, как никогда. По данным демографического ежегодника Российской Федерации 1993 года, количество разводов неуклонно растет: если в 1990 году расторгнуто 559,9 тысяч браков, в результате чего в неполных семьях осталось 466 137 детей, то к 1993 году эти показатели возросли до 663,2 тысяч разводов, вследствие которых 593 782 ребенка остались в неполной семье.

36% разводов по продолжительности расторгаемых браков совершается до 5 лет, фактически, в фазе адаптации. Браки, заключаемые супругами в возрасте до 20 лет, расторгаются в 99,9% случаев. Более 250 тысяч детей (что составляет 18,2% от общего числа рожденных) рождены женщинами, не состоявшими в зарегистрированном браке, среди которых 23% матерей — в возрасте до 20 лет.

Сохраняется дисбаланс мужского и женского населения, наблюдавшийся в 1926 году: мужчины составляют 47%. населения, женщины — 53%. В послевоенные годы дисбаланс составлял соответственно 45% и 55% .

С 1991 года ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15−20%. Последние несколько лет в нашей стране смертность среди населения превышает рождаемость. Естественный прирост на одну тысячу населения в 1990 г составил +2,2 единицы, а к 1993 году он снизился до минус 5,1. Коэффициент брачности в 1993 г составил для городского населения 7,7- для сельского 7,1- тогда как коэффициент разводов для городского населения составил 5,2- для сельского 2,6. При этом городское население в нашей стране составляет 73% (для сравнения: в 1914 году городское население составляло 17%).

Последствия этих тенденций и явлений представляют собой потенциальную угрозу обществу как социально-демографического и экономического, так и этико-психологического порядка.

Необходима интенсификация мер, способных в той или иной степени восполнить недостаток соответствующего семейного влияния на формирование адекватных брачных установок и репродуктивного поведения молодых людей, вышедших из неполных, конфликтных или асоциальных семей, или же выросших вне семьи. Это особенно актуально для городского населения.

Разноообразные аспекты состояния современных семей исследовали отечественные философы, психологи, семьеведы: Алешина Ю. Е., Афанасьева Т. М., Гребенников И. R, Голод С. И., Дубровина И. В. Кон И. С., Ковалев С. В., Кочубей Б. И., Мацковский М. С., Рюриков Ю. Б., Разумихина Г. П., Спиваковская А. С., Сысенко В. В., Тита-ренко В. Я и другие. К сожалению, рациональный подход не всегда позволял выявить причинную обусловленность многих иррациональных. неадекватных, дезадаптивных особенностей поведения человека и его взаимодействия с окружающими, в том числе — в кругу семьи. Так обстоятельства, послужившие поводом, предлогом для развода, могли приниматься за причину. тогда как действительные мотивы могут быть обусловлены более глубинными неосознаваемыми факторами.

На фоне широкого развития целого комплекса дисциплин, изучающих семью и брак /социология и психология семьи. сексология, психотерапия семьи и т. д./, нет интегративного подхода, позволившего бы охватить необычайно широкий спектр проблем, имеющих истоки в семье, и обнаружить их взаимозависимость и взаимообусловленость.

В данной работе осуществляется попытка с позиций динамического и системного подхода рассмотреть проблемы современных семей и использовать для их решения теоретические и эмпирические данные, накопленные различными психоаналитическими направлениями: психоанализа детского возраста (А.Фрейд, М. Кляйн), индивидуальной (А.Адлер) и аналитической (К Юнг) психологии, социокультурного психоанализа (К. Хорни), неофрейдизма (3. Фромм-, трансактного анализа (Э.Берн, Т. Харрис).

Феномены бессознательного хорошо известны в научных кругах всего мира и находят широкое применение не только в психотерапевтической практике, но и во всех смежных психологии отраслях знаний.

Но в отечественной психологии, как известно, психоаналитические исследования были запрещены политической системой с 30-х годов и только в 1979 году в Тбилиси международный симпозиум по проблемам бессознательного психического фактически ог-наменовал снятие запрета. Исследования бессознательного психического тем не менее проводились отечественными учеными, в частности — школа Узнадзе Д. Е разрабатывала теорию установки (Узнадзе Д. а, Бассин Ф. В., Ш? розия А. Е., Норакидзе В. Г. и др. j В настоящий момент в условиях снятия идеологических ограничений расширяются возможности исследований с различными подходами, в том числе и динамическимэто важно, поскольку в нашей стране произошел беспримерный эксперимент мгновенной в эволю-ционно-исторических масштабах ломки ценностных ориентаций и установок, структурирующих и предопределяющих психическую стабильность личности и его обрав жизни вцеломпоследствия это го, несомненно, заслуживают внимания исследователей.

Литература

зарубежных авторов изобилует данными о закономерностях и многообразии проявления феноменов бессознательного в том числе и в семейном контексте (В. Сатир, Р. Бендлер.Д. Грэхэм, М. Джеймс, Д. Джонгвард, К. Рудестам, Скиннер Р., Кэмпбзлл Р. и др.) Интегративное использование их позволяет приблизиться к пониманию и решению многих, ставших глобальными проблем семьи и человека в ней. Важной представляется возможность обратиться к христианским источникам (Флоренский П. А., Лосский К 0., Кали-новский П., Ничипоров Б. В., Пауэлл Д. и др.), так как они позволяют взглянуть на проблемы современной семьи с точки зрения утраты вековых традиций и установок. Говоря словами Братусь Б. -" наши корни в христианской, а не в какой-либо иной культуре,-и психология может и должна быть христиански ориентированной после стольких 10-тилетий главенства материализма в отечественной психологии, массированной атеистической пропаганды, запрета любого позитивного упоминания религии в литературе" (66,с. 6).

Вступление в брак должно сопровождаться адекватным осознанием молодежью мотивов своего решения и степени ответственности. способностью спрогнозировать не только особенности и трудности адаптационного периода, но и развитие отношений в более далекой перспективе. Особенно это актуально для тех, кто вырос в неполной семье.

Это необходимо потому, что адекватные установки, специфические регуляторы семейных отношений, которыми являлись моральные нормы, традиции, обычаи, нравы, обряды, в том числе — религиозные сейчас в очень большой мере утрачены.

Цель исследования: выявить структурно-содержательные особенности семейных ситуаций в трех-четырех поколениях и нроана лизировать их влияние на степень адаптивности, стиль межличностного взаимодействия и структуру семьи у разведеных супругов и у супругов в стабильных браках.

Гипотеза: структурные особенности и дисфункции родитель ской семьи воспроизводятся в супружеской семьеменее адгштшшы в семейных отношениях супруги, которые воспитывались в неполных семьях или были единственными детьми.

Объект исследования: городские семьи (стабильные семьи, распавшиеся семьи, предбрачные пары).

Предмет исследования: структурно-содержательные особенности семейных систем в четырех поколениях и стиль межличностного взаимодействия супругов, сохраняющих стабильность брака, и рх—веденых супругов.

Задачи теоретические: проанализировать с позиций системно ¦ го и динамического подхода основные направления исследовании влияния родительской семьи на формирование базадьных психических установок человека: проявление адаптивного и дезадаптивного поведения личности и обусловленности его субъективным опытом детско-родительских отношений, рассмотреть современные преде тавления об особенностях проявления дезадаптивного поведения г семье и психологических предпосылках репродуктивного поведения будущих супругов;

— практические: I/ провести корреляционное исследование рос сийских семей в популяции для сопоставления семейных ситуаций и выявления диагностируемых отличий семейных ситуаций раз ведепых супругов и супругов в стабильном браке- 2/ проанализировать структурные особенности: а) родительских семей разведених супругов, б) родительских семей супругов в стабильном браке, ь> родительских семей женихов и нерест- 3/ выявить специфику к" ж личностного взаимодействия в родительских и супружеских семьях с точки зрения проблемы адаптации-дезадаптации- 4/ разработать программу курса для вступающих в брак по оптимизации готовности к семейным отношениям, содержащую практические рекомендации для успешной адаптации в конкретной супружеской диаде.

Метода исследования:

— составление схем семейных ситуаций /800 пар/ (модифицированный вариант семейной карты Кратохвила С. (см. осн. текст с. 65).

— методика диагностики типа межличностного взаимодействия Т. Лири С в супружеских и родительских диадах — 1044 чел.);

— методы математико-статистической обработки данных, выявление модальности интерперсонального поведения методом вариативных рядов, коэффициент Спирмена.

Положения, выносюше на защиту:

— существует прямая зависимость между структурными особенностями супружеских и родительских семей;

— стили интерперсональных взаимоотношений между супругами обусловлены родительской семьей;

— дети из неполных семей и единственные дети чаще проявляют дезадаптивные особенности поведения и более подвержены разводам;

— существует прямая зависимость между выбором брачного партнера и структурно-содержательными особенностями родительских семей;

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

— исследование осуществлено в рамках системно-динамического подхода, позволяющего объединить преимущества системного подхода, традиционного для отечественной науки, и динамического, используемого психоаналитическими направлениями современной пси хологии;

— проведен ретроспективный анализ влияния структурных, в том числе — насильственных, изменений в семье на последующую семейную ситуацию в 3-х — 4-х поколениях (в контексте социальной ситуации в России XX века- 800 семейных ситуаций);

— на основе анализа данных, накопленных в рамках динамического подхода, рассмотрены требования к условиям биосоциального развития личности, формирования его базовых эмоциональных установок и их влияние на тип интерпереональных отношений личности в бущем;

— выявлены пути повышения адаптивных возможностей супругов через усиление самосознания: переструктурирование иерархии установок, осознание дезадаптивных и стрессогенных форм поведения, психологических защитсознательное предупреждение эмоционального вовлечения в ситуации, провоцирующие активизацию бессознательного психического и последующее развитие деструктивных форм взаимодействия;

Практическая значимость :

— в рамках диссертационного исследования апробирован комплекс методик, повышающих адаптивные возможности молодоженов;

— разработана и апробирована в 1991;95гг со студентами предметных факультетов МГОПУ программа курса для вступающих в брак «Прогнозирование и коррекция особенностей межличностного взаимодействия молодоженов в адаптационный период» (прилож. 3). Программа может быть использована в учебных заведениях, в соответствующих лекториях- (оптимально — при ЗАГСах).

Апробация работы.

— доклад на учебно-методическом семинаре кафедры психологии МГОПИ (октябрь 1991 года);

— передача ТВ «Отцы и дети» (июль 1993 г.);

— передача ТВ. христианская программа «Ковчег» ," Десять.

— и заповедей христианства" (декабрь 1993 г.);

— чтение курса социальной психологии в МГОПУ по авторской программе (с 1993/94 учебного года);

— доклад на Международном симпозиуме «Семья в XXI веке» (сентябрь 1994 г.);

— передача ТВ, семейный канал, обсуждение подготовки в Думе нового брачного законодательства- 05. 02. 95.

— передача Центрального радио «Актуально-насущно» Финляндия, 14. 02. 95. ;

— цикл лекций «Современная семья и ее проблемы» по линии УМО для родителей, (март 1995 г.);

Основные положения данного диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. С планеты не уйдешь, хлопнув дверью // Семья и школа. 1989, N1. с. 1−3.

2. Любить и быть любимым // Очаг. 1992, N¾. с. 2−5.

3. Нет жизни без счастья // Очаг. 1992, N7/8. с. 2−6.

4. Лучшее приданное //Очаг. 1992, N9/12. с. 6−8.

5. Я — сам // Очаг. 1993, N1. с. 23−25.

6. Дорасти до простоты //Очаг. 1993, N4. с. 2−5.

7. Цена фальстарта или Издержки тревожности //Очаг. 1993, N11/12. с. 13−15.

8. Отцы и дети //Очаг. 1994, N1. с. 44−45.

9. Я и мама и отец // Очаг. 1994, N7. с. 28−30.

10. Когда хочется болеть //Очаг. 1994, N9. с. 20−22.

11. Старший, средний, младший. Чей брак счастливее" //Очаг. 1995, N1. с. 29−31.

12. Гамезо М. В., Дымнова Т. И. Семья и личность в условиях тоталитарного режима // Икола .1995,N5.

13. Программа «Социальная психология’Усост. Ратанова Т. А. ,.

Дымнова Т. И. — М., 1995. -12с. В печати:

Кризисное состояние семьи как следствие социально-демографической ситуации в России и возможности его психологической компенсации // Тезисы докладов Первой Всероссийской конференции по психологии «Психология — сегодня». Москва. 1996.

Выводи.

Выбор будущего супруга неосознанно определяется образами родителей и схожестью семейных условий.

Супруги в своей семье посредством неосознанного реагирования воспроизводят аналогичные родительским отношения.

Глава II.

Ретроспективньй анализ структурно^ функциональных особенностей исследуема семейньк ситуаций .

Задачами исследования было выяснить, отражается ли структурный дисбаланс в семье на структуре семей последующих поколений, на стабильности браков, на стиле межличностного взаимодействия и адаптивных возможностях.

Решение этих задач в некоторой мере позволило бы прогнозировать развитие отношений в супружеских семьях, родительские семьи которых и предыдущие поколения имели те или иные нарушения в своей структуре, проявляющиеся искажениями в трансмиссии семейного образа жизни, и осуществлять профилактические меры по коррекции причинно-следственных связей .

Исследование.

Данное исследование представляет собой корреляционное исследование в популяции, которое используется тогда, когда не может быть проведен активный эксперимент, когда интересующие исследователя сходства и различия уже есть и остается выявить корреляцию, взаимосвязь или взаимообусловленность исследуемых явлений. В корреляционном исследовании также нет возможности организовать контрольные условия — вместо этого используется статистический контроль. Как отмечает Р. Готтсданкер: «В корреляционном исследовании могут быть проверены интересные гипотезы, но контроль здесь никогда не будет таким же хорошим, как е активном эксперименте’Ч 29, с. 378). Поэтому, корелляционное исследование не укладывается в рамки требований к активному экспс рименту. Это по сути своей теоретическое исследование, направленное на познавательные цели, хотя и не исключает получения результатов с выходом на практическое их использование.

Не следует смешивать тип и цель корреляционного исследования: являясь по типу корреляционным, оно не преследует цели исключительно установления корреляций между исследуемыми явлениями и фактами: корреляция не синонимична причинности. Тогда как сравнивая исследуемые факты, можно установить их взаимосвязь и взаимообусловленность посредством обращения к имеющимся теоретическим и эмпирическим данным.

Для исследования была сделана сплошная выборка 800 семейных ситуаций студентов педагогического вуза. Структурирование информации проводилось методом составления схем. Был использован модифицированный вариант семейной карты (С. Кратохвил, 50, с. 228). Схемы семейных ситуаций содержат известную исследуемым информацию о трех предшествующих поколениях как по женской, так и по мужской линии. (Образец схемы — приложение 2).

При сборе информации обрашдлось внимание на временные рамки тех или иных семейных событий, которые могут свидетельствовать с одной стороны, о том, насколько человек вдумчив в своих поступкахс другой — позволяют соотнести тот или иной период жизни семьи с соответствующей социальной ситуацией в странена структурные изменения в семье: разводы, вдовство, повторные браки, рождение детей или смерть членов семьи.

Исследуемые. Исследуемые представляют собой группу, однородную по образовательному уровню и возрасту: это восемнадцатидвадцатичетырехлетние девушки и юноши, рожденные в конце 60-х начале 70-х годов.

В схемах они представляют первое поколение.

Второе поколение — их родители — преимущественно дети военных и послевоенных лет;

Третье поколение — дедушки и бабушкидети годов индустриализации и репрессий;

Четвертое поколение — прадеды и прабабушки — дети конца прошлого столетия, брачный возраст которых совпал с периодом революционных преобразований.

Группировка. Весь анализируемый массив разделен на три группы, исходя из семейного положения исследуемых: первая группа — 391 стабильная супружеская пара со стажем семейной жизни в подавляющем большинстве от года до трех летвторая группа — 107 разведеных семей с аналогичным стажемтретья группа — 302 предбрачные пары женихов и невестХод работы. Для получения данных, подтверждающих гипотезу, предусматривалось: 1/ проведение сопоставительного анализа структуры семейных ситуаций супругов со стабильным браком, разведеных супругов, женихов и невест- 2/ анализ степени адаптивности поведения и стиля межличностного взаимодействия в родительских и супружеских семьях- 3/ анализ влияния статуса супругов в сиблинге на особенности межличностного взаимодействия и стабильность брака.

1. Сопоставительный анализ структуры семейных ситуаций супругов со стабильным браком, супругов, состоящих в разводе, и женихов и невест.

Анализ семейных ситуаций 1 группы. В процессе анализа выявлена степень информированности представителей данной группы о своей собственной семейной ситуации на момент исследования (табл. 1). Следует отметить что те, кто на момент исследования имели отрывочные сведения, проявили живой интерес и готовность выявить недостающие данныемногие по ходу сбора информации находили аналогичные своим собственным семейным обстоятельствам ситуации, что наводило на размышление, мотивировало потребность осознать, чем определена схожесть, вызывало желание противостоять фатальности воспроизведения родительских проблем. Это указывает на то, что анализ информации о своей семейной ситуации сам по себе дает определенный психотерапевтический эффект, влияние которого нашим населением было утрачено вследствие постреволюционных и сталинских репрессий, сформировавших установку на умалчивание о своем происхождении и изоляцию от своих корней.

В семьях третьего-четвертого поколений структурные изменения, обусловленные социальными катаклизмами, воспроизвелись во втором и первом поколении вероятно уже как следствие психологической установки. Например, почти у половины единственных детей один из родителей или оба тоже единственные дети, хотя уровень жизни по сравнению с послевоенными годами значительно возрос.

В первой группе супруги, у которых разводились родители, часто были детьми от вторых браков. У остальных супругов родительские семьи были в основном полными и стабильными.

Семьи третьего поколения данной группы относительно мало пострадали от социальных катаклизмов и в большинстве своем сохранились структурно, среди супругов мало вдовых. Для четвертого поколения характерна сословная гомогенность.

Анализ семейных ситуаций 2-й группы.

Для сравнения рассмотрим по тем же показателям (табл. 1) семьи супругов, которые, имея такой же стаж семейной жизни, уже развелись. Для данной группы характерен развод родителей обоих супруговесли развелись родители одного из супругов, у Еторого супруга в родительской семье наблюдались структурные нарушения другого порядкавдовство, внебрачный ребенок и т. п.

Только в 20% случаев родительские семьи полные, это первые стабильные браки. В других случаях как в семьях второго, так и третьего поколения распространены такие факты и явления, как нерегистрированные браки (сожительство) .внебрачные дети, внебрачные связи, конкубинаты (мужчина, состоящий в браке и имеющий детей, сожительствует с женвдной и имеет от нее детей), повторные браки и т. п.

В 6% случаев сведения о родительской семье одного из супругов не восстановлены, что иллюстрирует тот факт современности, когда люди женятся и разводятся, так ничего и не узнав о семье супруга, о его корнях. Впрочем, многие не знали не только о корнях бывшего супруга, но и о своих собственных. Так, среди разведеных только ¼ часть имела относительно полные сведения о своих дедушках и бабушках, а о четвертом поколении менее 1/10 опрошенных имели частичные сведения.

Табл. 1. Соотношение структурного состояния родительских и супружеских семей / в % /.

N Состояние 1 гр. 2 гр. 3 гр. п/п родительской семьи стабильные разведеные предбрачсупружеские пары супруги ные пары.

1. Полные семьи.

2. Разведены родители одного из супругов.

3. Разведены родители обоих супругов.

72% 20% 601.

24% 54% 25%.

20/? 13%.

Табл. 2. Соотношение степени информированности о семейной ситуации в двух исследуемых группах / в 1 /.

Сведения о семейной ситуации.

1 гр. стабильные супружеские пары.

2 гр. разведеные супруги.

Нет сведений о родителях.

Сведения о третьем 70%. + поколении 30% частичн.

Сведения о 4-м 12% + поколении 28% частичн.

6% 20%+ 52% частичн. 7% частичн.

Анализ семейных ситуаций 3 группы.

При анализе данной группы выражено проявился факт схожести семейных ситуаций женихов и невест (табл. 1). тогда как все влюбленные уверены, что встречаются случайно. Однако в этой случайности просматривается определенная закономерность: молодые люди неосознанно предпочитают партнеров из семей, идентичных родительской по значащим параметрам: стабильности, структуре, стилю межличностного взаимодействия.

С целью выявления наличия корреляции между состоянием родительских семей всех трех групп был применен расчет коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Ранжирование проводилось по основным показателям состояния родительских семей (Корреля ционная решетка 1). Получен коэффициент корреляции г = 0, у — что указывает на строгую прямую зависимость брачного выбора супругов от особенностей состояния родительских семей.

Корреляционная решетка 1. Совместная группировка родительских семей исследуемых .

Сосиоянче сенеО кем Полные fPlurieju-сетв ыиьи Pastor Н рвтимнай, ¦feviuon тирыюв Эрам Пещерный sjw. f"nu ОПМКфОЮ НвПОАХМ дапме"-«ншм (i^obmw) Цепи, босто- ¦НЮФК 5JUSW) iffl pojcnrfcemiv KJMUUIU усынобяен. Дав, «обтяпанные «не семьи. ИТОГО.

1 г 3 4 5 6.

1. Поякыауйдотпвлмпа" («МИ1 «5 13? 507.

2. Раз (о? у родителей -1влга<�л>ие8"""1 SpaKa. и 71 36 4 135.

3 Поетщр ныв Брлс. чет cm ыюрсго ьрли М «17 2 — 122.

4 Неполная рсфпашхл ммитюнриччян скерии «f how из («fii-"мМ) (MWMtol S г — 1 8.

5. Даш, боеткпанные gAttrTOMU pOfOIUKHn HHUUJIU yamctneHjfci' - 6 — 3 1 2 12.

S Дмт. мсотямннвибнв ceuw. i г 1.

ИТОГО 553 150 62 12 г 4 ГИ.

Расчет коэффициента ранговой корреляции / по Спирмену/.

Структурные ранговые ряды разность особенности ——————— рангов родительских жены мужа семей d, d^.

1 Полная родительская семья 1 1 0.

О Развод у родителей (дети от р 2 п о первого брака) о Повторный брак (дети от 2-го брака) о 3 о и.

4 Неполная родительская семья по 4 5 -1 (I причине смерти одного из родите;

5 лей (вдовство).

Дети, воспитанные близкими родст- 5 4 1 1 i венниками или усыновленные.

6 Дети, воспитанные вне семьи 6 6 0 п if =.

6"cf 6×2 r=l- ————- г = 1—————= 0,9 n (n-1) 36 (6−1).

2. Анализ степени адаптивности поведения и стиля межличностного взаимодействия в родительских и супружеских семьях.

Метод. На первом этапе исследования ставилась задача установить. имеются ли различия в степени адаптивности поведения представителей 1 и 2 групп как первого так и второго поколения. С этой целью был использован метод диагностики межличностных отношений Т. Лири (адаптирован Л. К Собчик) (56,с. 162- S3- 89, с. 133). Метод основан на том, что личность проявляется в стиле межличностного поведения. Он позволяет посредством самооценки испытуемыми своего поведения и оценки ими поведения значимых других, диагносцировать восемь наиболее распространенных типов межличностного взаимодействия (стилей интерперсонального поведения): властный-лидирующий, независимый-соперничающий, прямолинейный-агрессивный, недоверчивый-скептический, покорный-застенчивый, зависимый-послушный, сотрудничающий-конвенциональный, ответственно-великодушныйа также степень выраженности адаптивности конкретного стиля у исследуемых.

Проведение методики.

Методика представляет собой набор из 128 кратких характеристик поведения, которые пронумерованы на регистрационном листе и последовательно предъявляются испытуемомуон должен отметить на соответствующем листе номера тех характеристик, которые считает свойственными себе и своим близким. По завершении оценива ния, подсчитываются баллы по 8-ми типам межличностного взаимодействия. Каждая отмеченная характеристика соответствует одному баллу. По каждому октанту предъявляется 16 характеристик, таким образом оценка может быть выражена от 0 до 16 бейтов. Характеристики, не выходяадае за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным людям. Низкие показатели /0−4/ указывают на невыраженность соответствующего типа взаимодействия. Показатели, превышающие 8 баллов. свидетельствуют об акцентуации выявляемых свойствтакие свойства являются конфликтогенными. Баллы, достигающие уровня 14−16 свидетельствуют о трудностях социальной адаптациитакое поведение оправдано только в экстремальных ситуацияхв повседневном межличностном взаимодействии оно представляет фактор, обуславливающий дезадаптацию.

В данном исследовании для нас представляло интерес именно наличие конфликтогенных и дезадаптивных особенностей поведения у исследуемых. В связи с этим данный метод, имеющий более широкие возможности, использовался нами только соответственно поставленной задаче. Выявлялся стиль интерперсонального поведения испытуемых и их близких с целью сопоставления модальности поведения, что должно было указать на наиболее конфликтные или де-задаптивные сферы межличностного взаимодействия.

Были получены показатели, характеризующие тип межличност ных отношений 335 разведеных супругов и 709 супругов со стабильными браками как первого, так и второго поколения.

Показатели упорядочены в статистические ряды (матрицыприложение 1), сгруппированы в интервалы, соответствующие различной степени выраженности интерперсонального поведения, и табулированы (табл. 4−5). Полученное статистическое распределение графически представленно в гистограммах 1−16.

Заключение

.

На основании результатов исследования и материалов, изложенных в диссертации, можно констатировать .что рабочая гипотеза получила свое подтверждение: нарушение семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей. У них оказывается сниженной способность к продуктивному социальному взаимодействию, в том числе — к семейному образу жизни, вследствие нивелирования эволюционно дифференцированных взаимодополняющих качеств мужчины и женщины, реализующихся во всем многообразии их полоролевого взаимодействия в семейных отношениях и передающихся из поколения в поколение прежде всего посредством любви к детям, эмоционально-действенного контакта с ними.

Проведенное исследование позволило рассмотреть процесс естественного восстановления семейственности в обществе: дети из благополучных семей неосознанно предпочитают друг друга при брачном выборе, создают семью соответственно функциональному уровню родительских семей, что обеспечивает высокую жизнеспособность их детям. С другой стороны, аналогичный выбор как бы удваивает невротическое поведение супругов из неблагополучных семей, что может приводить к разводам, проблемам в развитии детей и, как следствие, к самоуничтожению популяций, снизивших жизнеспособность вследствие травматизации социальными катаклизмами.

О ттп Tr^mfn.f nт*т* ттллгл^ттт*1/о nггттогптттттогт nnnnmiin^i.

J, У WlUDVinA 1 У^^ИУ] ПСиилидУИЙО 1 UV, jf ДСЦ^ 1 Г) С:ППС1Л il^JUlCUYHYICI действия стабилизации семей, оказания помощ супругам в повышении адаптивных возможностей и налаживании полноценного семейного образа жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: «Класс», 1993. -176с.
  2. В. П.. Першиц А. И. История первобытного общества. М.: «Просвещение», 1990. 136с.
  3. И. А. Физиология развития детей. Пущино. АН СССР. Препринт, 1985. -36с.
  4. О. В. Человек = мужчина + женшина / Этическая мысль, М.:" Политиздат", 1992. с. 344−351.
  5. А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 150с.
  6. Ю. Е. Семейное и индивидуальное консультирование. М. — РИД Консорциума «Социальное здоровье России». 1994. 124с.
  7. Т. М. Семейные портреты. М.: «Мол. гвардия», 1985. -320с.
  8. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1990. -224с.
  9. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси. «Мецниереба», 1978. 1 т. -786с., 2 т. -686с., 3 т. -796с. 1985. 4 т. -462с.
  10. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: «Прогресс», 1988. -400с.
  11. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: МФИН, 1991. -448с. пия. СПб.: «Братство», 1992. -224с.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: «Прогресс», 1986. -442с.
  13. Л О rm тктт Л «D^о гтт*т ттт*←ч т> ттта ппЛл /птл т*т* т/г tttjt Т>о птлт^ f-к rrrxruh-^ ттj. о* р х У in cuiyjc, y ± j-iuuc mcix с, У1ЛУ1 j. С1ьыоо yii, ym, criных возможностях. СПб.: МНП0"Жизнь».1992. -32с.
  14. А. И. Современные социальные проблемы в свете психоанализа. /Российский психоаналитический вестник, 1991-N1,с. 9−31.
  15. А. И. Как уйти от прошлого. /Российский психоаналитический вестник, 1992-N2,с. 3−12.
  16. А. И. Почему мы такие? М.: «Внешторгиздат», 1993.-186с.
  17. К. Теория семейных систем М. Боузна. /Вопросы психологии. М. 1990-N6.
  18. Бендлер Р., Гриндер Д. .Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НП0"М0ДЭК", 1993. -128с.
  19. А. А. Личность и общение. Е: «Педагогика», 1983. -272с.
  20. А. С. Соколова JL В. О соотношении биологического и социального в природе человека / Вопросы психологии. 1994-N1, с. 81−91.
  21. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.-140с.
  22. К. Жить с агрессивными детьми. М.: «Педагогика», 1991.-144с.
  23. О. Пол и характер. М.: «Форум XIX-XX-XXI», 1991.-1У2с.
  24. В., Ректор К. Холодинамика вашей жизни. М.: Ассоциация хо-лодинамики, 1994. -169с.
  25. М. В. .Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: «Просвещение», 1986. -272с.
  26. В. И. Практическая психотерапия. СПб.: АО"Сфера". 1994. -160с.
  27. Л. Я., Ажгихина Н. И. Психология симпатий. М.: «Знание», 1988. -96с.
  28. Гозман JL Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -176с.
  29. Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ. 1982. -464с.
  30. С. И. Будущая семья: какова она^М.: «Знание», 1990.-64с.
  31. С. Области человеческого бессознательного. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та. 1994. -273с.
  32. С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М. Центр"Соцветие", 1992. -335с.
  33. Гроф 0. Приключения в самопознании. М.: Информ. материалы. 1991.
  34. Гриндер Д. .Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, НПО"МО-ДЭК", 1993. -208с.
  35. Гримак JL П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: «Политиздат», 1991. 320с.
  36. Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М.: НФ"Класс", 1993. -206с.
  37. С. Позы спящего. Нижний Новгород.: «Елень-Арни-ка», 1994. -238с.
  38. С. Б. Особенности половой идентификации в структура самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома. Дисс. канд. психол. наук. М.1993.
  39. Джеймс М. .Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М.: «Прог-ресс-Универс», 1993. -336с.
  40. Доценко Е. JL Механизмы психологической защиты от манипуля-тивного воздействия. Дисс. канд. психол. наук, М. 1993.
  41. Д. И. Проблема самообмана/ Российский психоаналитический вестник. M.1991-N1. с. 56−70.
  42. Закон Божий. М.: Репринтное издание, 1990.-723с.
  43. Г. В. Психологические особенности ригидности. Дис. канд. психол. наук. М. 1971.
  44. А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: «Гиппократ», 1995.
  45. П. Переход: последняя болезнь, смерть и после. М.: «Наука», 1991. -193с.
  46. С. А. Проблема механизмов образования невротических симптомов. Вестник МГУ. 1993, N1, с. 24−31.
  47. Коляну Е Введение в психотехнику свободного дыхания. Теория. Практика. Наблюдения. СПб.: «Гелиос», 1992. 28с.
  48. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: «Наука», 1988. -270с.
  49. . И. Мужчина и ребенок. М. .Знание, 1990-N7.
  50. С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991, 336с.
  51. С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. -143с.
  52. Р. Как на самом деле любить детей. М.: «Знание», 1990. -190с.
  53. С. И. Диагностика кармы. Система полевой саморегуля ции. СПб. А0"Сфера": 1993. -160с.
  54. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М.: Педагогика, 1990. -272с.
  55. Лосский Е О. Бог и мировое зло. М.: «Республика», 1994. -432с.
  56. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск.: «Петроком», 1992.-318с.
  57. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Международная педагогическая академия. 1994. -368с.
  58. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотиеы. Воронеж: НП0"М0ДЭК", 1993. -160с.
  59. Г. 'Основы умения совладать с собственным гнеьим. М., 1993. 27с.
  60. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Н!1. Класс", 1994, 144с.
  61. Т. М. Стиль супружеских отношений. Дисс. канд. психол. наук. М., 1978.
  62. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведе-ния/Сост. И. С. Кон. М. Прогресс, 1988. -429с.
  63. В. Е Неврозы и пограничные состояния. Л. Изд-вс ЛГУ, 1972. -426с.
  64. Я. М. Человек, познай себя. СПб. 1991.-208с. Л. Изд-во Ле-нингр. ун-та.1972. -426с.
  65. В. В. Введение в христианскую психологию. М.: «Школа-Пресс», 1994. -192с.
  66. Начала христианской психологии: Уч. пос. для Еузов. М.: Наука. -1995.
  67. Д. Е Детская и подростковая психизт рия. М.: «Мысль», 1993. -238с.
  68. Обозов ЕЕ Мужчина+женщина^ СПб.: Междунар. АПН, 1995.-68с.
  69. Паче ко К. Б. Исцеление через осознание. М.: «Тур», 1994. 175е.
  70. Пачеко К Б. Азбука аналитической трилогии: Интегральный психоанализ. М.: «Наука», 1994. -221с.
  71. Д. Почему я боюсь любить17 М.: «Лига-Фолиант», 1993.-54с.
  72. Д. Полнота человеческой жизни. R: «Лига-Фолиант», 1993. -123с.
  73. Д. Как устоять в любви. М.: «Лига-Фолиант», 1993. -160с.
  74. . Уч. курс. М.: «Русский капитал», 1992.-338с.
  75. В. Е, Таран Л. Е «Колыбель неврозов». М.: «Зна ние», 1988. -96с.
  76. Пезешкиан Е Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. М.: «Смысл», 1993. -332с.
  77. Психология эмоций. Тексты// Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гип-пенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. -304с
  78. Психология судьбы: Сб. статей по глубинной психологии. Екатеринбург.: УРО РАН, 1995. 98с.
  79. В. Сексуальная революция. Борьба за «новую жизнь» в Советском Союзе. Тверь., 1992.-113с.
  80. Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: «Прогресс», 1993. -240с.
  81. Г. Любовь как осознанное действие. М. Т00"Новые книги", 1994. -437с.
  82. Психология индивидуальных различий// под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. М.: Просвещение, 1982, — 304с.
  83. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс-Универс», 1994. -480с.
  84. К. Групповая психотерапия. М.: «Прогресс», 1990. -367с.
  85. В. Как строить себя и свою семью. М.: «Педагогика-Пресс», 1992. -192с.
  86. А. М. Неврозы . 3-е изд. М. Медицина, 1982. -366с.
  87. Семья: Книга для чтения /Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулы-га. -М.: «Политиздат», 1990. -кн. 1−346с. -кн. 2−527с.
  88. Л. Н. Методы психологической диагностики. Выпуск 3. М, 1990. 48с.
  89. Сексопатология. Справочник//Под ред. Г. С. Васильченко. М.: «Медицина», 1990. -576с.
  90. Дж. Сила ума. Способы разрешения конфлик тов. СПб.: «Спикс», 1994. -431с.
  91. Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцьлеть. М.: НФ"Класс", 1995. -272с.
  92. А. Г. Сознание и самосознание. М. «Политикдат».1972. -303с.
  93. В. А. Супружеские конфликты. М.: «Мысль», 1989.-173с.
  94. В. А. Молодежь вступает в брак. М.: «Мысль», 1986. -255с.
  95. В. П. Современные психоаналитические теории личности. Л., 1990.
  96. В. Я. Семья и формирование личности. М.: «Мысль», 1987. -352с.
  97. Д. а Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси. Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961.-210с.
  98. Урсано Р. .Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М.: Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.-158с.
  99. Е. С. Соционика для вас: наука общения, понимания исогласия. Новосибирск, Сибирский хронограф. 1994. -283с.
  100. Философия любви //Под общ. ред. Д. П. Горского- Сост. А. А. Ивин. -Е: «Политиздат», 1990. ч. 1−510с. — ч. 2−605с.
  101. Флейк-Хобсон К. .Робинсон Б. Е. .Скин Е Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.-511с.
  102. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: «Педагогика-Пресс», 1993. -144с.
  103. А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.-90с.
  104. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. — Просвещ., 1989.-448с.
  105. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси.: «Мерани», 1991. т. 1−397С. -т. 2−426с.
  106. Э. Душа человека. М.: «Республика».1992.-430с.
  107. Э. Психоанализ и этика. М.: «Республика», 1993. -415с.
  108. Э. Человек для себя. Минск.: «Коллегиум», 1992.-253с.
  109. Э. Бегство от свободы. М.: «Прогресс», 19У5.-256с.
  110. В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990. -368с.
  111. Т. А. Я благополучен ты благополучен. Н. Новгород.: Фонд ментального здоровья. 1993. -288с.
  112. У. Законы семейной жизни. М.: «Протестант».1992. -208с.
  113. Р. Дианетика. М.: «Воскресение», 1993. 576с.
  114. Хорни К Женская психология. СПб. Восточно-Европейский Ин-т Психоанализа, 1993. -273с.
  115. Хорни К Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: «Прогресс-Универс», 1993. -480с.
  116. Хахалин JL Загадка вашего ребенка. М.: «Знание», 1990. -192с.
  117. Христианская семья и брак. М.: «Воскресение», 1992,-78с.
  118. Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М. «Просвещение», 1993. -112с.
  119. С. Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. М.: «Интерп-ракс», 1990. -256с.
  120. Швырков // Ценности в эволюции. /Психологический журнал. 1993, N6.
  121. Шерток JL Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982. -311с.
  122. Л., Сосеюра Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.: «Прогресс», 1991. -288с.
  123. В. Н. Сокровища духовного опыта /Психологический журнал. 1992-N1,с. 86−89.
  124. Э. Анти-Карнеги или Человек манипулятор. М.: Дубль -В: Дельта. 1994. -185с.
  125. В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб.: «Роза мира», 1993. -216с.
  126. Э. Г. .Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л. .Медицина, 1990. -192с.
  127. Юнг К. Архетип и символ. М.: «Ренессанс», 1991.-304с.
  128. Юнг К. Психологические типы. М.: «Алфавит», 1992. -105с.- 127
  129. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: «Прогресс-Уни-верс».1994. -336с.
  130. Юнг К. Аналитическая психология. СПб.: «Кентавр», 1994.-137с.
  131. Юнг К Конфликты детской души. М. ,"Канон", 1995. -336с.
  132. Analytische Sozialpsvchologie. Munchen, 1980. -358S.
  133. Blumenthal.Erik. Wege zur inneren Freihe it-Praxis und Theone der Selbsterziehung./3 Auff./Munchen-Luzern, Rex-Verl. ,/1975/-167S.
  134. Wagner, Werner. Zur Svstematik von Charakter-Erlassung: Eine psychologische Untersuchung uber Geschichten und Konstrukt юпеп. Inaug. -Diss. -Koln, 1977. -1Y, 289S,
  135. Gvsling-Schaub, Andrea. Gegenuebertragung, die Kontro verse 1m die anal vt ische Ant wort: Em. Beit r. zur Geschichte der psvchoanalvtischen Techmk von 1910 bis zur Gegenwart: Diss.-Basel, 1985.-397S.
  136. Knapp, Guntram. Der ant linetaphvsische Mensch. Darwin-Marx-Freud. Stuttgart, Klett,/cjp. 1973/. -291S.
  137. Konflikt Faimlie: zwischen Anpassung und Illusion. Fe11bach. Bonz,/cop. 1975/. -125S.
  138. Lohmann, Hans-Mart m. Freud zui Emfuhrung. -2. Aut 1. Hamburg: Ed. SOAK ш lumus Verl. .1987−124S.
  139. Mitscherlich.Margarete. Mussen wir hassen'7 Uber den Konflikt zwichen mnerer und ausserer Realitat. Munchen, Piper,/cop. 1972/. -296S.
  140. Marcuse, Herbert. Psychoanalyse und Politik. /3. Auf1. / Frankfurt a M. .Europaische Verl. ./cop. 1968/-78S.
  141. Henn-Frev, Rosmarie. Konzepte der Weiblichkeit in den Werken von Psvchoanalvtikerinnen: Diss. -Basel: GBC
  142. Ol dpi 1. L1CL1 ICLt, J. d («H-t. i 1 ,
  143. Crain, Fitzgerald. Zur Bedeutung ehelichei
  144. Bezieungskonflikte fur die Entstehung dissozialen Verbaltens bei Kindern. Diss.-Basel, 1979.-YI, 222S.
Заполнить форму текущей работой