Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия управления развитием регионального рынка рекреационных услуг: На материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономическая стратегия развития системы рекреации должна базироваться на обширной информации, тогда как, несовершенство существующих классификаций, затрудняет адекватно отразить объемы различных видов рекреационной деятельности посредством квантитативных показателей, а также оценить ее реальное влияние на экономику и общество в целом. В силу этих же причин экономические субъекты, зависящие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Особенности функционирования сферы рекреационных услуг на современном этапе
    • 1. 2. Тенденции развития различных видов рекреационной деятельности
    • 1. 3. Формирование регионального рынка рекреационных услуг
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Ресурсный потенциал развития сферы рекреационных услуг в КБР
    • 2. 2. Оценка конъюнктуры рынка рекреационных услуг КБР 57 2 .3. Маркетинговые исследования рынка рекреационных услуг
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ

3.1.Стратегические направления управления регионального рынка рекреационных услуг 84 3 .2. Создание модели организационной структуры управления сферой рекреации 97 3.3. Разработка механизма экономико-финансового обеспечения управления сферой рекреационных услуг

Стратегия управления развитием регионального рынка рекреационных услуг: На материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью стимулирования процесса становления в сфере рекреации современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Господствующая в настоящее время экономическая концепция развития рекреации, проявляющаяся в том, что люди, живущие в развитом обществе, обладают развитой системой потребностей, предполагает с одной стороны, в целях наиболее полного выполнения функции жизнеобеспечения общества, предоставление широкого спектра услуг, рост доступности ценностей природы, культуры, с другой — рациональное использование и воспроизводство рекреационных ресурсов,.

В настоящее время рекреация выдвинулась на первый план среди межотраслевых комплексов мировой экономики. При этом экономическая сторона рекреации, максимально определяя все остальные процессы и отношения, с учетом мультипликативного эффекта актуализирует ее воздействие на экономику в целом.

Социально-экономическую ситуацию в рекреации Кабардино-Балкарской Республики, обладающей значительным природно-рекреационным потенциалом, можно характеризовать как сложную, находящуюся в глубоком изменении. Ее состояние обусловлено рядом экономических и структурно-организационных проблем. В частности это недостаточное финансирование комплекса, ощутимое снижение реальных трудовых сбережений населения, ухудшение инфраструктурного обеспечения и материально-технической базы предприятий отрасли, разрушение привычных для населения межрегиональных связей, туристических маршрутов, заметное снижение роли профсоюзов, молодежных и иных организаций и ведомств, принимавших ранее активное участие в обеспечении организованной рекреации.

В сложившихся условиях требуются кардинальные шаги по целенаправленному формированию сбалансированного рынка услуг рекреации, совершенствованию экономического механизма функционирования всей сферы, охватывающего структурные сдвиги, изменение источников и порядка финансирования, разработку системы рационального размещения производительных сил в целях координации региональной экономики, а также обеспечение охраны окружающей среды для приоритетного развития рекреации.

При раскрытии специфики формирования новых экономических механизмов и мотиваций деятельности предприятий рекреационной сферы необходимо обратить особое внимание на исследования базовых показателей (емкость, количество реальных и потенциальных потребителей и т. д.) и развитие видов рекреационных услуг, характерных для ресурсного потенциала республики в области санаторно-туристического обслуживания.

Недостаточная изученность экономических, организационных и финансовых методов регулирования развития сферы рекреационных услуг в регионе и основ управления ее производственной базой с учетом наличия местных рекреационных ресурсов определила актуальность и направление диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В последние годы растет интерес к исследованию особенностей формирования и функционирования рынка услуг рекреации, поиску приоритетных направлений его развития, а также определению влияния рекреации на экономический потенциал региона.

Теоретическим и практически исследованиям в этом направлении были посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, среди которых нами выделены труды:

— по проблемам рекреационных услуг в России В. И Азара, A.M. Бабича, Ю. К. Байназарова, ЮА. Веденина, A.M. Ветитнева, П. Г. Дегтярева, Г. М. Долматова, И А. Дрогова, И. В. Зорина, Ю. В. Квартального, М. Э. Немоляевой, B.C. Преображенского, Ю. С. Прутика, А. В. Хорошилова и других;

— по проблемам региональной социально-экономической политики, в том числе рекреационной, отечественных ученых Э. Б Алаева, С. И. Берлина, Г. К. Гофмана, И. Г. Васильевой, А.Г. МезенцевазарубежныхГ. Лансберга, П. Парсона, Д. Фишера.

— по проблемам рекреационной деятельности и рекреационных ресурсов Е. Н. Жильцова, Е. В. Егорова, И. Е. Оранского, И. Г. Царфиса.

Использовалась литература зарубежных авторов, посвященная исследованиям инфраструктурных преобразований сферы рекреации: Б. Бермана, Дж. Эванса, Р. Морриса, Р. Ланкара, Р. Оллье и других.

Вместе с тем, до настоящего времени не получили должного развития теоретические подходы, касающиеся рекреационных проблем региональной политики, имеющих непосредственное отношение к выбору модели управления социально-экономическим развитием региона. Следует отметить отсутствие исследований по основам управления и организации рекреационных комплексов, рассматривающих методы, принципы рационального использования их производственного потенциала.

С учетом актуальности указанных проблем определены цель, объект и предмет исследования.

Целью диссертационной работы является разработка стратегии управления развитием регионального рынка рекреационных услуг, выключающей в себя (как самостоятельные направления) механизм экономико-финансового и организационного обеспечения данного рынка.

Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:

• обосновать теоретико-методологические основы понятийного аппарата регионального рынка рекреационных услуг;

• исследовать конъюнктуру рынка рекреационных услуг КБР и уровень его интегрирования с экономическим потенциалом региона;

• выявить специфику и основные тенденции развития различных видов рекреационной деятельности;

• определить приоритетные направления использования бальнеологических ресурсов для развития рекреационных комплексов в КБР;

• предложить систему проведения маркетинговых, мониторинговых исследований рынка рекреационных услуг;

• разработать механизм моделирования и программирования развития рекреации региона.

Объектом исследования является сфера услуг рекреации Кабардино-Балкарской Республики как одно из приоритетных направлений развития данного субъекта Российской Федерации.

Предметом исследования выступает совокупность управленческих и экономических отношений, присущих региональной сфере рекреационных услуг в современных условиях хозяйствования.

Методологической и теоретической основой исследования явились основополагающие принципы классической экономической теории, труды российских и зарубежных ученых в области современных проблем рыночной экономики, менеджмента и маркетинга, региональной экономики, экономических, организационных, социальных проблем рекреационных комплексов и региональных аспектов их функционирования. В ходе исследования использовались методы экономико-статистического анализа, метод экспертных оценок, сравнений и группировок, применялся комплексный подход к изучению концепций устойчивого развития, экономического воздействия и социальной эффективности рекреации.

Эмпирической базой исследования послужили законодательно-нормативные документы и материалы Правительства РФ и КБР, материалы справочных изданий статистических органов РФ и КБР, справочные материалы, предоставленные Министерством курортов и туризма КБР, а также выборочные исследования самого автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• определена специфика природы рекреационной услуги, ее многофункциональная направленностьпредложена классификация рекреационной деятельности по различным признакам;

• уточнены принципы, раскрывающие особенности сферы рекреации, области его субъектов, объекта и предмета;

• проведен гносеологический анализ проблем формирования регионального рекреационного продукта;

• обоснована социальная значимость рынка рекреационных услуг с учетом особенностей рекреационных потребностей и спроса;

• определены принципы использования элементов прогрессивных управленческих технологий (мониторинговых и маркетинговых исследований, стратегического программирования и прогнозирования) в системе управления рекреацией;

• предложен алгоритм проведения маркетинговых исследований рынка рекреационных услуг;

• разработана организационная модель управления развитием регионального рынка рекреационных услуг.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и рекомендации, изложенные в диссертации, позволят улучшить систему управления предприятиями рекреационной отрасли на региональном уровнеуточнить отдельные положения целевых программ развития рекреации в Кабардино-Балкарии и осуществить координацию рынка рекреационных услуг региона. Концептуальные разработки исследования могут быть использованы в учебном процессе в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х. М. Бербекова на специальности «Социально-культурный сервис и туризм».

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования апробированы автором в научной литературе и периодической печати, изложены на научно-практических конференциях Кабардино-Балкарского научного центра РАН в 1999;2002гг (г. Нальчик), института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН в 1989;1999 гг (г. Нальчик), Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова в 2000 г (г. Нальчик), Всероссийской научной конференции молодых аспирантов «Перспектива -2002» (г. Тырныауз), Франко-Российская научно-практической конференции по проблемам развития прибрежных зон в рамках концепции устойчивого развития в 2003 г. (Сочи).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 8 работ общим объемом 3,6 п. л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы 178 наименований, трех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность проведения исследования по проблеме радикального изменения системы управления рекреационным комплексом обусловлена тем, что уровень ее развития оказывает существенное влияние на решение целого ряда социальных и экономических задач. В работе отмечается, что сфера рекреационных услуг, охватывая широкий диапазон видов деятельности, выходит за пределы традиционного представления о ней как о явлении, связанном только с отдыхом. С экономической точки зрения рекреация рассматривается нами как: хозяйственный комплекс, представляющий определенную совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения рекреационного продуктамежотраслевой комплекс (рекреационный рынок) формирования, производства, продвижения и реализации рекреационного продуктаособый вид экономической деятельности людей в качестве хозяйствующих субъектов на всех уровнях экономической системы в процессе производства, распределения, обмена и потребления услуг в целях удовлетворения рекреационных потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирм и общества в целом.

Комплексный подход к определению роли, места и значения этой сферы деятельности в обществе предполагает, прежде всего, исследование тех функций, которые рекреация может выполнять на современном этапе. Проведенный в этом плане анализ показал, что укрупнено, роль сферы рекреационных услуг можно представить в виде двух групп системообразующих функций: социальных и экономических. Первые связаны с восстановлением психофизических параметров, лечением, духовным и физическим развитием человека, вторые — становлением динамичной высокодоходной рекреационной отрасли и достижением её позитивного воздействия на развитие региона, станы, определённой территории.

В современном мире господствует экономическая концепция развития рекреации, проявляющаяся в том, что люди, живущие в развитом обществе, обладают развитой системой потребностей, на удовлетворении которых и основана экономика рекреации. Это, в свою очередь, предполагает развитие производственной деятельности, в частности, предоставления услуг, рациональное использование и воспроизводство рекреационных ресурсов. С другой стороны, социальная направленность рекреации в широком смысле реализуется только тогда, когда потребитель с его интересами стоит в центре и, рекреация, с этой точки зрения, определяется как деятельность потребителя услуг. Поскольку в системе рекреации потребительское начало становится основополагающим, то постольку на первый план выходит аспект спроса.

Ряд особенностей формирования спроса на рекреационные услуги выделяют сферу рекреационных услуг из всего сектора услуг. Во-первых, потребление рекреационной услуги состоит в расходовании человеком свободного времени, наличие которого является основой и предпосылкой существования связанных с этой сферой видов деятельности. Во-вторых, способ реализации целей рекреации тесно коррелирует с уровнем жизни потребителя (доходом), который является одним из фундаментальных факторов рекреационного спроса.

Реализация различных типов рекреационных потребностей связана с определенными стереотипами комбинаций услуг, среди которых можно выделить услуги лечебного, оздоровительного, спортивного, познавательного плана. Данные о динамике потребностей в сфере рекреации необходимы для выявления тенденций развития и роста санаторно-курортных, туристско-оздоровительных объектов, решения широкого круга вопросов, связанных с определением направления инвестиций, развитием рекреационного продукта, транспорта, трудовых ресурсов и т. д.

Экономическая стратегия развития системы рекреации должна базироваться на обширной информации, тогда как, несовершенство существующих классификаций, затрудняет адекватно отразить объемы различных видов рекреационной деятельности посредством квантитативных показателей, а также оценить ее реальное влияние на экономику и общество в целом. В силу этих же причин экономические субъекты, зависящие от рекреационного спроса, не получают необходимых для эффективного управления данных. Так, используемая экономическая классификация видов рекреационной деятельности, основанная на предложении услуг не совсем корректна, поскольку не соответствует комплексному характеру рекреационного потребления. Возникающее противоречие между организованным началом (концентрацией) и индивидуализацией в сфере рекреационных услуг, осложняет процесс становления предприятий отрасли. Очевидно соединение факторов рекреационного спроса и предложения, может способствовать созданию полезной для объяснения экономического значения рекреации системы категорий, а также получению данных для разработки перспектив сохранения рекреационного потенциала страны, развития предприятий и видов рекреационной деятельности в интересах потребителя.

Изменившиеся социально-экономические и политические условия последних лет, требуют совершенствования существующих методик в плане использования в них вероятностного подхода при разработке новых критериев оценки рекреационных потребностей с выбором оптимальных решений на основе многофакторного комплексного анализа существующих и перспективных показателей спроса. Это, в свою очередь, ставит вопрос о необходимой степени обобщения и детализации показателей на различных стадиях исследования. Кроме этого, функционируя в рамках рыночных отношений, сфера рекреационных услуг подвергается действию рыночных законов, один из которых приверженцы классической доктрины обозначили, как «спрос рождает предложение», что также эксплицирует необходимость становления, как с точки зрения теоретической, так и практической значимости, изучения и оценки закономерностей формирования спроса, интересов потребителей, неотъемлемой частью производственной деятельности предприятий отрасли, способствующей более обоснованному принятию решений о видах и об объемах предоставляемых услуг.

Особое место в работе уделено проблемам формирования рынка рекреационных услуг, которые находятся в прямой зависимости от специфики конкретного этапа развития, профиля, качественных и количественных характеристик внешней среды предприятий и организаций комплекса. Знание характеристик совокупности явлений, факторов, определяющих условия функционирования субъектов рекреации, позволяют, верно, оценив их потенциал, обосновать тактику и стратегию деятельности с учетом возможных последствий действия этих явлений.

В условиях рыночных отношений и выбора региональных концепций социально-экономического развития все большее значение приобретает рациональное использование природных ресурсов, которые служат в рекреации специфическим объектом приложения капитала. При этом нами отмечено, что каждая курортная зона с её ресурсной базой и свойственным ей типом рекреации субтильно, обладает специфическими особенностями, поэтому при её эксплуатации необходимо соблюдать установленный режим пользования природой, культурными ценностями, обеспечивающий охрану этих основных фондов и повышающий тем самым срок действия и экономическую эффективность всей рекреационной системы. Пренебрежение к фактору предельной нагрузки в целях достижения экономических результатов может стать причиной необратимых экологических процессов, которые неотделимы от функционирования хозяйственного механизма в рекреации. К сожалению, до сих пор не разработаны квантитативные научно-обоснованные критерии, устанавливающие количество требующихся природных угодий для удовлетворения рекреационных потребностей. Существуют лишь нормы допустимой антропогенной нагрузки на ландшафт, позволяющие с определённой натяжкой установить рекреационную ёмкость территории.

В диссертации отмечается, что для современного этапа развития рынка рекреационных услуг в Кабардино-Балкарии характерна неблагоприятная конъюнктура, связанная с его несбалансированностью, а также продолжающееся физическое и моральное старение материально-технической базы курортно-туристических предприятий. Ухудшение состояния их инфраструктуры и низкая загруженность, обусловленная незначительным уровнем платежеспособности населения, негативно сказываются на функционировании всех структурных элементов рекреационного комплекса и не позволяют широко пользоваться услугами предприятий.

Сделан вывод, о том, что данные обстоятельства сложились в силу того, что:

• отсутствует реальная финансовая помощь по поддержанию рекреационных учреждений, находящихся в ведомственной принадлежности, при сохранении за ведомством права собственности на имущество этих предприятий, что лишает последних возможности поиска инвестора;

• несовершенна государственная налоговая политика, которая не учитывает фактор сезонности работы и не стимулирует развитие санаторно-курортных комплексов;

• не выработан государственный механизм социальной помощи гражданам Российской федерации в обеспечении санаторно-курортным лечением, отдыхом и туризмом;

• существует проблема неорганизованных туристов и самодеятельных рекреантов, и как следствие — экологический кризис уникальных природных лечебных ресурсов курортно-рекреационных территорий;

• санаторно-курортные и туристические предприятия разобщены в работе по оздоровлению и отдыху населенияотсутствует единый туроператор, координирующий загрузку республиканских учреждений отдыха;

• отсутствует пакет современной рекламной продукции, популяризирующей курортные и туристические возможности Кабардино-Балкарской республики.

Также в настоящее время отсутствует оперативная гипотеза, которая бы содержала прогноз развития рынка рекреационных услуг в КБР на период более 10 лет и учитывала существующие и перспективные потребности населения в отдыхе, возможности предприятий, модели распределения рекреантов в соответствии с прогнозируемой экономической и природно-экологической ситуацией. В прогнозе должны найти отражение и социальные, экономические, культурологические изменения в обществе, оценена предполагаемая динамика бюджета свободного времени, степень мобильности и характер будущих предпочтений населения в сфере лечения, оздоровления и отдыха, его экономических возможностей.

Исследования показали, что для определения общей концепции развития рекреации и правильного выбора стратегии управления, а также повышения рентабельности предприятий комплекса, следует использовать различные технологий, в частности — маркетинговые исследования. В работе подчеркнуто, что только на основании наличия исчерпывающих информационных данных в сети рекреационных предприятий Кабардино-Балкарии станет возможным:

• определить потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости населения;

• осуществить контроль рационального использования природных лечебных ресурсов;

• определить перечень первоочередных мероприятий, направленных на стабилизацию экологической обстановки в республике с определением источников финансирования;

• провести паспортизацию действующих и заанкетированных скважин на минеральную водуупорядочить использования минеральных вод в санаторно-курортной практике;

• выявить и зарезервировать на будущее перспективные лечебные местности;

• организовать единого туроператора для координации деятельности всех лечебно-оздоровительных учреждений и обеспечения их загрузки;

• разработать новые формы заполняемости санаторно-курортных учрежденияиспользовать лечебную базу санаториев в качестве лечебно-оздоровительных центров местного населения в вечерние часы, решая проблему улучшения кратковременного отдыха и оздоровления населения;

• организовать издание справочника-каталога рекреационных предприятий Кабардино-Балкарии с полным перечнем предлагаемых услуг и их расценкой;

• провести широкую рекламную кампанию в СМИ по пропаганде лечения и отдыха в здравницах КБР.

В целях обеспечения научно-обоснованного управления процессом формирования хозяйственного комплекса рекреации и его экономико-правовых.

4 форм необходимо предусмотреть системный подход к вопросам выработки стратегии развития и определения мер государственного воздействия. Так рассмотренные в этом плане проблемы и пути их решения позволяют сформулировать следующие выводы:

• повышение роли рекреационной сферы как специализированного сектора экономики республики обосновывает необходимость совершенствования механизма управления процессами ее развития;

• принятие адекватных управленческих решений в условиях нестабильности экономической и экологической ситуации возможно на основе использования таких технологий управления как мониторинговые исследования социально-экономических и экологических процессов, прогнозирование, программирование, моделирование;

• распределение ограниченных ресурсов должно вестись на основе экологического мониторинга с учетом обоснования экономической эффективности организаций сферы рекреации, направленной на формирование стратегических целей развития инфраструктурного комплекса региона в целом;

• обеспечение научно-обоснованного управления процессом развития сферы рекреационных услуг на основе использования программного планирования необходимо для регулирования всей совокупности организационно-экономических вопросов развития рекреационного комплекса;

• программирование, как метод поддержания общего баланса, должно быть дополнено прогнозированием и моделированием, которые бы охватывали и включали количественные параметры емкости отдельных рекреационных субъектов и комплекса в целом с ориентацией на стандарты и нормы потребления природно-бальнеологических ресурсов и рекреационных услуг.

Следует отметить, что регулирование всей совокупности организационно-экономических вопросов развития рекреации требует реформирования ее организационных структур управления, а также разработки стратегических целевых программ, мероприятия которых должны быть ориентированы на повышение ее эффективности. Для их качественной разработки, предусматривающей объединение компетенций федеральных, региональных и муниципальных структур управления, необходимо мониторинговое, маркетинговое, социально-экономическое и другое информационное обеспечение. Такое обеспечение, а также координирование организационно-экономических функции управления сферой рекреации может вестись за счет создания Межотраслевого информационно-аналитического центра, позволяющего оказывать содействие в разработке плана стратегического развития и внедрении на региональном рынке прогрессивных технологий рекреационного сервиса.

Значительного внимания требуют вопросы формирования финансовых основ функционирования региона с рекреационной направленностью, которые следует, на наш взгляд, напрямую связать с проведением единой инвестиционной политики целенаправленной на мобилизацию существующих и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации стратегических проектов, обеспечивающих устойчивое развитие санаторно-курортных и туристических структур. Для отработки организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материально-технической базы сферы рекреации, включенных в целевые федеральные программы, необходимо привлекать средства федерального бюджета. Однако в целях расширения финансовых возможностей необходимо предусмотреть мобилизацию средств различных фондов и общественных организаций, капитала частных инвесторов, а также другие поступления, полученные путем подписания договоров и протоколов о намерениях.

Нами отмечено, что перспективной формой реализации корпоративных методов управления рекреационными ресурсами региона могут стать, при всесторонней поддержке государства, корпорации межотраслевого профиля, которые могут взять на себя функции стратегического инвестора и конъюнктурообразующего института, аккумулирующего в своих руках и значительные природные ресурсы. Имея возможность маневренно и мобильно направлять финансовые средства в наиболее рациональные точки приложения, корпорация, тем самым, обеспечивает максимальный эффект за счет результата сопряженных инвестиций.

Кроме того цели активизации хозяйственной деятельности и стимулирования инвестиций в регионе могут быть достигнуты путем создания разветвленной системы, имеющей строго целевое назначение, налоговых льгот и преимуществ. Для повышения инвестиционной и деловой активности в республике целесообразно привлечение отечественных и иностранных инвесторов. Это станет возможным при проведении целенаправленной политики, основанной на научно-правовом регулировании рекреационной отрасли, разработке стратегии развития означенной сферы по международным стандартам, определении гарантий в вопросах землепользования, инвестиционных и налоговых льгот, создании условий для принятия инвесторами решения об участии строительстве и модернизации объектов рекреации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 19.12.91 г. № 2016 «Об охране окружающей природной среды».
  2. Федеральный закон от 28.09.95 г. № 154 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  3. Федеральный закон от 25.09.97 г. № 1126 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 20.07.95 г. № 115 ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально — экономического развития РФ».
  5. Федеральный закон от 23.02.95 г. № 26 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах»
  6. Федеральный закон от 1991 г. № 1034−1 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  7. Федеральный закон от 1995 г. № 211 ФЗ «О сертификации продукции и услуг».
  8. Федеральный закон от 1995 г. № 211 ФЗ «О стандартизации».
  9. Федеральный закон от 1995 г. № 33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  10. Федеральный закон от 1996 г. № 49 «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
  11. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 23.09.99 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Кабардино-Балкарской Республики».
  12. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28.09.2000 г. «Об особо охраняемых природных территориях Кабардино-Балкарской Республики».
  13. Федеральная программа о курортах Собрание законодательства РФ -1996 г. № 6.
  14. Федеральная целевая программа развития туризма в России Собрание законодательства РФ, 1996 г. № 11.
  15. Постановление Правительства РФ от 17.12.96 г. № 450 «О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов РФ».
  16. Постановление Правительства РФ от 7.12.96 г. «Об утверждении положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения».
  17. Постановление РФ от 02.02.96 г. № 101 «О федеральной целевой программе «Развитие курортов федерального значения»
  18. Постановление Правительства РФ от 21.06.96 г. № 721 «О федеральной целевой программе «Развитие района Приэльбрусья Кабардино-Балкарской Республики как международного центра туризма, альпинизма и горнолыжного спорта».
  19. Постановление Правительства РФ от 31.10.99 г. № 1203 «Об утверждении положения о курорте федерального значения Нальчик».
  20. Постановление Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1063 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ Кавказских Минеральных Вод».
  21. Постановление Правительства РФ от 06.10.94 г. «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге».
  22. Постановление Правительства РФ от 11.08. 95 г. № 808 «О мерах по выполнению Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой».
  23. Постановление Правительства РФ от 1994 г. № 18 «Об утверждении Правил сертификации туристических услуг»
  24. Постановление Правительства РФ от 1994 г. № 669 «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
  25. Постановление Правительства РФ от 1995 г. № 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности в Российской Федерации».
  26. Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Кабардино-Балкарской Республике на 2002 2006 годы».
  27. Республиканская целевая программа «Развитие курортов Кабардино-Балкарской Республики на 2002 2006 годы».
  28. Республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике на 2002 2006 годы».
  29. Гражданский кодекс РФ, Часть вторая, 1996 г.,№? 14 —т ФЗ.
  30. Постановление Правительства КБР № 420 ПП от 21.09.2002 г. «О концепции развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусья».
  31. Водный кодекс РФ от 1995 г. № 167 ФЗ.
  32. Указ Президента РФ от 15.10.99. № 1370 «об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».
  33. Указ Президента РФ от 04.02.94 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
  34. Указ Президента РФ от 16.06.94 г. № 1199 «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в том числе осуществляемой с привлечением иностранных кредитов».
  35. Указ Президента РФ 17.09.94 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации».
  36. Указ Президента РФ от 27.03.92 г. № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации».ft
  37. Постановление Правительства КБР от 05.05.2001 г. № 176 «Осанитарно-эпидемиологической обстановке на источниках «Джылы-j Суу».
  38. Постановление Правительства КБР от 28.12.2002 г. № 541 ПП «О некоторых мерах по упорядочению использования источников «Джылы- Суу».
  39. Постановление Правительства КБР от 26.02.2000 г. № 75 «Перечень * особо охраняемых территорий КБР федеративного и региональногозначения по категориям».
  40. Постановление Правительства КБР от 02.09.2002 г. № 420 «О Концепции развития горно-рекреационного комплекса «Приэльбрусье».
  41. Постановление Правительства КБР и Федерации Профсоюзов КБР от 04.01.2003 г. № «О реконструкции деятельности санаторно-курортного комплекса курорта федерального значения Нальчик».
  42. Постановление Госстандарта России от 1994 г.№ 18 «Об утверждении правил сертификации туристических услуг».
  43. Постановление Госстандарта России от 1994 г. «Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002−93». I
Заполнить форму текущей работой