Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика специальной подготовки гимнастов к приземлению в соревновательном упражнении на основе биомеханики двигательных действий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В значении словарного толкования понятия «приземление» как «опускание на землю» (151) заложен глубокий для человека смысл. Значимость приземления означает возвращение человека, как правило, из экстремальных ситуаций, к нормальной жизнедеятельности в условиях контакта с земной поверхностью. Такие ситуации возникают в повседневной жизни, в производственной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование состояния проблемы
    • 1. 1. Современные представления о биомеханических особенностях спортивной техники приземления
    • 1. 2. Качественная биомеханическая сущность приземления в гимнастике 33 1.3 .Особенности построения двигательных действий и формирования двигательной структуры в спортивных упражнениях
    • 1. 4. Современные представления о физических способностях и особенностях их развития
  • Глава 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Глава 3. Биомеханическое обоснование направленной силовой подготовки 82 к ударному взаимодействию с опорой в процессе приземления
    • 3. 1. Классификация приземлений
    • 3. 2. Фазовая структура контактного периода приземления
    • 3. 3. Качественные педагогические биомеханические особенности 92 двигательных действий в процессе приземления
    • 3. 4. Кинематические и динамические особенности приземления в 117 соревновательных и специальных подготовительных упражнениях
  • Глава 4. Экспериментальная методика направленной силовой подготовки 135 гимнастов к приземлениям и ее эффективность
    • 4. 1. Характеристика экспериментальной методики
    • 4. 2. Экспериментальная программа направленной силовой подготовки
    • 4. 3. Особенности педагогического эксперимента и его результаты
  • Заключение
  • Выводы 168 Научно-практические рекомендации
  • Литература

Методика специальной подготовки гимнастов к приземлению в соревновательном упражнении на основе биомеханики двигательных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В значении словарного толкования понятия «приземление» как «опускание на землю» (151) заложен глубокий для человека смысл. Значимость приземления означает возвращение человека, как правило, из экстремальных ситуаций, к нормальной жизнедеятельности в условиях контакта с земной поверхностью. Такие ситуации возникают в повседневной жизни, в производственной деятельности, в военном деле, авиации, космонавтике. Приземления человека можно разделить на две основные группы. Первая связана с предварительным условием свободного полета и последующим непосредственным контактом с опорой человека как биомеханической системы. Вторая основана на косвенном контакте человека с поверхностью земли в условиях технического аппарата (воздушный шар, дельтаплан, самолет, космический корабль и др.), когда человек как биомеханическая система, выполняя функции оператора, оказывает лишь определенное влияние на результат приземления.

В настоящем исследовании рассматриваются приземления первой группы и, в частности, имеющие место в спорте. Важное значение для соревновательного результата имеют приземления в спортивных видах гимнастики, в гимнастическом многоборье. Общеизвестным, и, к сожалению, распространенным в спортивной гимнастике и акробатике является неудачное завершение соревновательных комбинаций, связанных с некачественным приземлением, и, как следствие, потерей драгоценных десятых долей оценочного балла, часто необходимых для общей победы. В этом смысле свежи и показательны ситуации, возникшие у лучших гимнастов России на последних Олимпийских играх в Греции, и в частности драматичное выступление Алексея Немова на перекладине, где его не совсем удачное приземление в конце комбинации позволило судьям-дельцам от спорта лишить замечательного спортсмена олимпийской медали.

Приземление в спортивной гимнастике как структуру двигательных действий относят к ударным взаимодействиям с опорой (Д.Д. Донской, В.Н. Заци-орский, 1979; В. Б. Коренберг, 1979; В. Н. Курысь, 1972; Н. Г. Сучилин, 1978).

В биомеханике физических упражнений известны труды, связанные с разработкой теоретических основ ударных взаимодействий (Н.А.Бернштейн, 1923, 1924, 1947; Л. В. Чхаидзе, 1970; Ф. К. Агашин, 1977; Г. П. Иванова, 1978, 1991; В. Н. Курысь, 1972; К. Бартониетц, 1975; S. Plagenthoef, 1971; Н. Hatze, 1976; J. Groppel, 1986). Большинство из них, как и научно-методические работы последних десятилетий направлены на исследование соударений в спортивных играх.

В сфере спортивных видов гимнастики работы подобного рода единичны (Ю.А.Гагин, 1970; В. Н. Курысь, 1972, 1994; Н. Г. Сучилин, 1978; Г. П. Иванова, JI.B. Чхаидзе, 1980; Г. П. Иванова, Н. В. Макаров, 1981; Н. В. Макаров, 1982) и носят характер биомеханического обоснования методики обучения упражнениям ударного характера. Следует отметить, что лишь некоторые из них носят характер целенаправленных диссертационных исследований биомеханических особенностей приземления (33).

Несмотря на достигнутый уровень знаний об ударных взаимодействиях в спорте, необходимость, по крайней мере, качественной гимнастической интерпретации теории ударных взаимодействий весьма целесообразна, как и уточнение некоторых сторон динамической и других структур приземления. Не способствуют целенаправленному изучению приземления как важнейшего элемента гимнастических упражнений отсутствие его классификации. Отмеченное затрудняет создание у тренера и спортсмена представления о приземлении как элементе системы, которой является упражнение (соскок, прыжок) в целом, а также представления о приземлении как системе.

Успешное выполнение упражнений спортивных видов гимнастики напрямую зависит от совершенства владения техникой двигательных действий. В свою очередь, спортивная техника во многом зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств (В.М. Зациорский, 1969; JI.C. Сидху, 1971; В.В. Тат-лян, 1974; Б. А. Бураков, 1975; С. Bosco, P.V. Komi, 1979 и др.).

Надежность исполнения гимнастических упражнений определяет достаточный уровень наполнения структуры двигательных действий силовым компонентом (Ю.В. Менхин, 1969, 1979, 1989, 1 997- B.C. Рубин, А.Б. Плот-кин, 1989; В. Б. Коренберг, 1972, 1980, 1991; Л. П. Семенов, В.М. Смолев-ский, 1961; Л. П. Семенов, Д. С. Якубенок, 1971; M.JI. Укран, 1971; Л.Я. Арка-ев, Н. Г. Сучилин, 1997; В. Н. Курысь, 1991, 1994; Н. В. Макаров, 1982; Н.Н. Пи-люк, 2000; Н. Г. Саркисова, 2000).

Ударные по характеру взаимодействия в спорте обеспечиваются двумя главными составляющими: технической и силовой подготовленностью спортсмена. На важнейшее значение силовой подготовки спортсменов, обоснование путей её совершенствования, указывают ведущие ученые в области теории спортивной тренировки (В.М. Дьячков, 1961; В. М. Зациорский, 1970; В. В. Кузнецов, 1975; Н. Г. Озолин, 1970; В. Н. Платонов, 1986; И. П. Ратов, 1987; С. М. Вайцеховский, 1971; Ю. В. Верхошанский, 1977, 1988). Накопленный трудами ряда специалистов (Ю.Т. Черкесов, 1993; В. А. Сланко, 1993; А. А. Кожемов, 1996; А. А. Эльгайтаров, 1996; В. Г. Свечкарев, 1997; В. И. Жуков, 1999; М. М. Эбзеев, 1999, A.M. Доронин, 1999; А. З. Бажев, 2001 и др.) научный и научно-методический опыт инновационных подходов по совершенствованию силовой подготовки в спорте и, в частности, создания тонких технологий наполнения двигательной структуры упражнения силовым компонентом посредством применения «условий искусственной управляющей среды» (И.П. Ратов, 1972, 1976, 1987, 1991), позволяет существенно влиять на уровень подготовленности спортсменов и результаты соревнований.

В процессе приземления, как комплекса двигательных действий ударного характера, силовое противодействие гимнасту внешней среды равно силе его ударного действия. Известно также, что рекомендуемые и в практике применяемые тренировочные упражнения, направленные на совершенствование качества приземления, на повышение эффективности силовых взаимодействий с поверхностью опоры, проявляемые обучаемым внешние силы в лучшем случае обречены на роль адекватного ответа на действие внутренних сил спортсмена. То есть, тренировочные воздействия, основанные на модели естественного ответа среды, не способствуют тонкому, и с опережением, наполнению двигательной структуры силовым компонентом. Следовательно, необходим поиск, обоснование и создание инновационных подходов к силовому обеспечению спортивной техники приземления.

Несмотря на достаточно высокий уровень теоретического и методологического обеспечения процесса подготовки гимнастов, вопросы обучения такой распространенной составляющей упражнений как приземления в специальной литературе представлены явно недостаточно. Информация об обучении носит преимущественно общий неинформативный и часто противоречивый характер (С.В. Янанис, 1989; Д. С. Якубенок, 1951, 1958, 1967; А. М. Игнашенко, 1953, 1964; Е. Г. Соколов, Ю. К. Николаев, 1965; Э. А. Вишневский, 1969; К. М. Иванов, 1969; Н. Ц. Таджиев, 1967; А. Д. Тулупов, 1968; В. Е. Заглада, 1975). А единичные, заслуживающие внимания научно-методические рекомендации (Ю.А.Гагин, 1970) требуют уточнения и развития.

В ходе исследования состояния проблемы проявилось значимое противоречие, сущность которого с одной стороны заключается в непреходящей важности приземления как завершающей части соревновательного гимнастического упражнения и влияния его качества на конечный результат, хронических для отечественной спортивной гимнастики ошибках в ходе приземления, а с другой стороны — отсутствие в теории и методике спортивных видов гимнастики достаточно стройных систематизированных знаний о биомеханической сущности двигательных действий в приземлении, способствующих созданию эффективных технологий подготовки спортсменов к завершению упражнений в видах гимнастического многоборья. Отмеченные противоречия и их разрешение легли в основу научной проблемы, в рамках которой выполнена данная диссертационная работа.

Таким образом, важной научной задачей исследования, как основного критерия кандидатского труда, является создание системного, классификационного представления о приземлении как двигательном акте человека, уточнение представлений о биомеханике приземления в спортивной гимнастике посредством собственных биомеханических исследований на этой основе разработка методики специальной подготовки гимнаста к успешному приземлению.

Отмеченные выше определяет актуальность темы и мотивы настоящего диссертационного исследования.

Объект исследования — процесс совершенствования двигательных действий гимнастов на основе биомеханического обоснования их силовой подготовки.

Предмет исследования — биомеханические особенности спортивной техники приземления как предпосылка направленной подготовки гимнастов к успешному завершению упражнений.

Целью работы является биомеханическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности методики направленной подготовки гимнаста к успешному приземлению.

Гипотеза исследования. Основаниями для формирования научного предположения явились известные научные взгляды и разработки о:

— построении двигательных действий и формировании двигательной структуры в спортивных упражнениях (Н.А.Бернштейн, Д. Д. Донской, Л. В. Чхаидзе, И. П. Ратов, Ю. В. Верхошанский, И. М. Козлов, Ф.К.Агашин);

— существующих представлениях о биомеханических особенностях ударного взаимодействия с опорой и спортивной технике приземления (Г.П.Иванова, Ф. К. Агашин, В. Б. Коренберг, Д. Д. Донской, В. М. Зациорский, Ю. А. Гагин, В.Н.Курысь);

— качественной биомеханической сущности приземления в гимнастике (В.Б.Коренберг, Ю. А. Гагин, Б. К Гавердовский, В.Н.Курысь);

— современных представлениях о физических способностях и особенностях их развития применительно к проблемным вопросам гимнастики (Л.П.Матвеев,.

Ю.В.Верхошанский, В. М. Филин, В. В. Кузнецов, И. П. Ратов, Ю. В. Менхин, В. Н. Курысь, Ю. Ф. Курамшин, Ю.Т.Черкесов).

Опираясь на известные научные факты, мы предположили, что биомеханическое обоснование спортивной техники приземления и уточнение взглядов на биомеханические особенности ударного взаимодействия гимнаста с опорой при завершении упражнений будет способствовать получению оснований для разработки и создания эффективной методики направленной подготовки гимнастов к успешному приземлению.

Основные задачи исследования. Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы решались следующие основные задачи:

1. Изучить и систематизировать современные представления о биомеханических особенностях спортивной техники приземления в гимнастике как ударного взаимодействия с опорой.

2. Разработать классификацию приземлений человека, и в частности в гимнастике, уточнить фазовую структуру приземления.

3. Исследовать биомеханические особенности приземления в гимнастике и в силовых упражнениях модельного характера как предпосылки создания инновационного подхода к обучению.

4. Обосновать, разработать и проверить эффективность авторской методики обучения приземлению.

Методологической основой исследования явились современные научные представления о перемещении человека в пространстве как взаимодействии живой системы с окружающей средой (Н.А.Бернпггейн, Д. Д. Донской, В. Б. Коренберг и др.) — о системно-структурном подходе к познанию физических упражнений (Д.Д.Донской, В. М. Зациорский, В. Б. Коренберг, В. Н. Курысь и др.) — закономерностях соударений в спортеорганической связи технической и физической подготовки спортсменов (В.К.Агашин, Г. ПИванова, Ю. А. Гагин,.

B.Н.Курысь и др.), феномене «искусственной управляющей среды» в тренировке спортсмена (И.П.Ратов, С. П. Евсеев, Ю. Т. Черкесов, А. М. Доронин,.

C.Е.Чурсинов, В. И. Жуков и др.) — основы научных педагогических исследований и экспериментирования (Б.А.Ашмарин, М. Р. Кудаев, И. А. Ашмарин, Б.А.Райсберг).

Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по биомеханике физических упражнений (Н.А.Берныггейн, Д. ДДонской, Л. В. Чхаидзе, В. М. Зациорский, В. Б. Коренберг, Г. П.Иванова), концепции и взгляды по биомеханике ударных взаимодействий в спорте (Д.Д.Донской, Ф. К. Агашин, Г. П. Иванова, В. Б. Коренберг, Ю. А. Гагин, В.Н.Курысь), труды известных специалистов в области физической подготовки в спорте (В.М.Дьячков, В. М. Верхошанский, В. А. Кузнецов, Ю. Т. Черкесов, Ю.В.Менхин), концептуальные основы «искусственной управляющей среды» И. П. Ратова, сопряженного развития двигательных способностей спортсменов в условиях, создаваемых техническими средствами управляющего воздействия (И.П.Ратов, С. П. Евсеев, Ю. Т. Черкесов, В. И. Жуков, А.М.Доронин).

Научная новизна. В работе:

— обобщены и систематизированы эмпирические и научные данные о приземлении в гимнастике как ударном взаимодействии с опорой;

— уточнена фазовая структура приземления с выявлением микрофаз переходных процессов;

— выявлено более чем троекратное уменьшение нагрузки на опорно-двигательный аппарат спортсмена в процессе приземления, путем применения специального покрытия;

— осуществлен сравнительный анализ биомеханических особенностей приземления и упражнений направленного силового характера как основы для технологически тонкого формирования силового компонента спортивной техники.

Теоретическая значимость. Проведенное исследование позволило обобщить знания об ударных взаимодействиях в спорте, интерпретировать их основные положения на приземления в гимнастике, пополнить знания о фазовой структуре приземления, уточнить представление о приземлениях как двигательном явлении с позиций разработанных классификаций, научно обосновать и экспериментально доказать эффективность подхода по направленной силовой подготовке гимнастов к устойчивому приземлению на основе биомеханики спортивных движений.

Практическая значимость. Научно обоснованная и экспериментально подтвержденная методика направленной силовой подготовки гимнастов к ударному взаимодействию с опорой в процессе приземления внедрена в учебно-тренировочный процесс детско-юношеских спортивных школ КБР, в учебный процесс Кабардино-Балкарского государственного университета, вузы г. Нальчика, способствует более эффективному решению профессионально-педагогической и спортивной подготовки специалистов в области физической культуры. Авторские научно-практические рекомендации могут найти применение в школах спортивной гимнастики и учебном процессе физкультурных учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту.

1. Обобщенные и систематизированные знания о биомеханических особенностях ударных взаимодействий в спорте, их интерпретация на приземления в гимнастике создают предпосылки научного обоснования педагогических инноваций.

2. Классификация приземлений в гимнастике, уточненная фазовая структура приземления, соответствие особенностей двигательной структуры приземления и модельных упражнений направленной силовой подготовки как основа инновационного подхода к обучению.

3. Методика направленной силовой подготовки гимнастов к ударному взаимодействию с опорой в процессе приземления, основанная на биомеханике двигательных действий в соревновательных упражнениях и упражнениях сопряженного воздействия.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Международной научной конференции «Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки» (г.Нальчик, 1999), на заседаниях кафедры «Научных основ физической культуры и спорта», итои говых научно-практических конференциях факультета физической культуры (1999, 2000, 2001 гг.) Кабардино-Балкарского государственного университета. Практические рекомендации по результатам диссертационного исследования апробировались в учебном и учебно-тренировочном процессах кафедры спортивных дисциплин КБГУ, детско-юношеских спортивных школах Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.

Достоверность результатов исследования подтверждается статистической обработкой материалов и анализом, требуемым количеством испытуемых, удостоверениями на рационализаторское предложение, актами внедрения.

Объем, структура и оформление диссертации. Работа изложена на 191 странице машинописного компьютерного текста и состоит из следующих разделов: введение, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, содержащего 208 источников, в том числе 14 на иностранном языке, трех актов внедрения. Текст диссертации содержит 3 таблицы и 28 рисунков.

ВЫВОДЫ.

1. Исследование особенностей спортивной техники приземления в спортивной гимнастике в два выявленных нами этапа: первый — с 1938 по 1969 годы и второй — с 1970 год и по настоящее время. Первый этап характеризуется эмпирическими и приблизительными оценками качественных сторон техники приземления. Второй отмечен единичными диссертационными исследованиями с явно ограниченными прикладно биомеханическими и педагогическими результатами. В современных литературных источниках техника приземлений в гимнастике представлена в кратких описательных вариантах, основанных на педагогическом опыте авторов, что не может удовлетворить современные требования к подготовке гимнастов к успешному завершению соревновательных упражнений. Системное представление о приземлении как важной составляющей двигательной деятельности человека, в частности в спорте и в спортивной гимнастике, представлялось затруднительным в связи с отсутствием в теории соответствующих классификаций.

2.Исследование существующих представлений о биомеханической сущности приземления в гимнастике показало, что трудами ведущих ученых созданы базовые условия и предпосылки для глубокого системного изучения биомеханики приземления путем интерпретации имеющихся научных знаний.

Биомеханическая сущность приземления в гимнастике носит комплексный характер и требует его рассмотрения и представления с позиций не только устойчивости тела и регуляции позы, но и как явления ударного амортизационного характера.

Наряду с кинематической, динамической, координационной и другими разновидностями структур системы двигательных действий в приземлении особое значение при качественном и количественном биомеханическом анализе имеет фазовая структура, представления о которой в литературе мало информативны и требуют уточнения.

3. При познании и формировании двигательной структуры приземления приоритет следует отдавать ее динамической составляющей, в частности базисной динамической структуре, частным случаем чего является познание профилирующих базовых упражнений сопряженного воздействия и овладения ими.

4. Приземление в спортивной гимнастике характеризуется ударным взаимодействием спортсмена с опорой с проявлением реактивной способности мышц. Важнейшей предпосылкой подготовки гимнаста к развитию такой способности является ударный метод развития взрывной силы и его интерпретация в связи с отличительными биомеханическими особенностями приземления.

5. Разработанная общая классификация приземлений человека позволила систематизировать существующие представления об этой группе телесно-двигательных актов.

Созданная классификация приземлений в спортивной гимнастике позволила систематизировать существующие представления о типовом завершении соревновательных упражнений, создать предпосылки для целенаправленного их научного исследования и разработки детальных классификаций в видах спорта, связанных с искусством движений.

6. Сконструированные среднестатические формы поз приземления у гимнастов различной квалификации могут быть эффективным методическим средством подготовки спортсменов к успешному стилизованному завершению соревновательных упражнений.

7. Комплексное исследование биомеханических характеристик позволило представить фазовый состав системы двигательных действий гимнаста в контактной части приземления в виде макрофазы, состоящей из фаз амортизации, фиксации стилизованной позы, фазы конечного выпрямления тела в стойку, микрофаз начального контакта с опорой, мезофазы переключения с уступающей работы при амортизации к изометрическому напряжению мышц, связанному с фиксацией стилизованной позы приземления, и микрофазы перехода от статической работы к динамике выпрямления тела в стойку. Контактный период приземления носит по типу ударный характер с проявлением больших, близких к максимальным мышечных усилий по гашению динамического удара в процессе чего при чередовании фаз невозможно внесение сенсорных коррекций. Отмеченное дает основание утверждать о целесообразности применения специального тонкого технологического подхода к формированию технико-силовой готовности гимнаста как одного из определяющих условий устойчивого, стилизованного приземления.

8. Качественный педагогический биомеханический анализ двигательных действий в приземлении в соревновательном и предполагаемом учебном упражнении сопряженного воздействия, проведенный на основе интеграции естественно научных и гуманитарных знаний позволил установить качественную общность и отличия: двигательного состава сравниваемых упражненийих фазового состава и фазовой структурыобщей программы двигательных действий и программ позмышечного состава двигательных действий и режима работы мышц. Это позволило на качественном уровне определить приемлемость принятия прыжков в глубину в качестве учебных упражнений сопряженного воздействия.

9. Применение комплекса биомеханических характеристик в сравнительном анализе соревновательного и предполагаемого упражнения сопряженного воздействия позволило установить соответствие развития во времени кинематической и динамической картины сопоставимых приземлений, соответствие характера пространственных линейных и угловых перемещений, а также силовых характеристик, что может быть достаточным основанием для применения прыжков в глубину в качестве основного учебного упражнения сопряженного воздействия для обучения качественному приземлению в гимнастике.

10. Применение экспериментальной педагогической методики направленной силовой подготовки гимнастов к успешному приземлению, основанная на применении в качестве учебного средства прыжков в глубину с дозированного возвышения и дозированного отягощения двигательным действиям грузом, приложенным к центрам масс частей и звеньев тела гимнаста, а также формирования специальных знаний спортсменов, показало достаточную перспективность авторского педагогического подхода, подтвержденную выявленными педагогическими и статистическими тенденциями.

Экспериментальное применение переменных сопротивлений в режиме возрастания нагрузки в условиях машины управляющего воздействия в процессе силовой подготовки гимнастов к успешному приземлению может быть перспективным технологическим подходом к формированию скоростно-силового компонента структуры техники приземления в гимнастике.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При обучении безошибочному приземлению в гимнастике рекомендуется применять в качестве базовой группы упражнений прыжки в глубину с фиксацией стилизованной позы полуприседа. Вариантами тренировочного воздействия и управления им могут быть дозированная высота возвышения для прыжка в глубину и дозированные отягощения весом груза, приложенного к центрам масс суставных сочленений и туловища.

2. Разработанная и апробированная программа направленной силовой подготовки гимнаста к высококачественному приземлению может быть рекомендована для применения спортсменами массовых разрядов.

3. Методика направленной силовой подготовки гимнастов к качественному приземлению в соревновательных упражнениях может применяться как элемент теоретико-методической подготовки студентов факультета физической культуры в процессе преподавания дисциплины специализации «Технология спортивной подготовки».

4. Тренерам-преподавателям по гимнастике рекомендуется рассматривать приземление при соскоках, опорных и акробатических прыжках не только как упражнение тонкой координации и регуляции позы, но и как упражнение выраженного ударного взаимодействия с опорой, связанное с повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и требующее тонкой технологии применения упражнений сопряженного воздействия, включающей элементы срочной реабилитации организма.

5. В учебно-тренировочном процессе по спортивной гимнастике целесообразно осуществлять теоретическую подготовку спортсменов в форме специально организованных тематических бесед об элементарных, качественных биомеханических особенностях техники осваиваемых упражнений и методики обучения им с учетом базовой образовательной подготовленности обучаемых.

6. В процессе подготовки будущих специалистов в области спортивных видов гимнастики целесообразно освоение ими основ качественного биомеханического анализа, как одной из важнейших предпосылок познания гимнастических упражнений и последующей передачи знаний своим ученикам.

7. Выявленные в результате диссертационного исследования биомеханические особенности приземления и, в частности, сведения об уточненной его фазовой структуре могут применяться в процессе преподавания, как теоретических основ спортивной техники гимнастических упражнений, так и биомеханики физических упражнений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.К. Теоретические и экспериментальные исследования управления ударными действиями теннисистов и обоснование совершенствования методики его тренировки: Автореферат дисс. канд.пед.наук. — М., ГЦО-ЛИФК, — 1967,24с.
  2. Ф.К. Биомеханика ударных движений. -М., «Физкультура и спорт», 1977,207с.
  3. В.Г. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток: Автореферат дисс. канд.пед.наук. -М., 1982., 26с.
  4. Л.Я., Плоткин А. Б., Рубин B.C. Совершенствование физических качеств гимнастов// Научно-спортивный вестник.- М., 1983. -№ 1. —С.1.
  5. Л.Я., Сучилин Н. Г. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса//Теория и практика физической культуры. 1997. -№ 11. -С.17−25.
  6. А.С., Зациорский В. М., Райцин Л. М. Биомеханические свойства мышц нижних конечностей /Теория и практика физической культуры. 1977. -№ 9. -С.8−14
  7. П.К. Опережающее отражение действительности. «Вопросы философии», 1962, № 7. С. 19−24
  8. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: Физкультура и спорт, 1978. -223с.
  9. И.П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. -Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1974, 76с.
  10. Г. Д. Исследование эффективности обучения приземлению в гимнастике с учетом функций вестибулярного, двигательного и зрительного анализаторов: Автореферат дисс. канд.пед.наук. Л., 1975, 17с.
  11. А.З. Применение убывающего сопротивления в совершенствовании двигательных действий копьеметателей: Дисс.. канд.пед.наук, Нальчик, 2001. 103с.
  12. К. Биомеханический анализ ударных действий в некоторых видах спорта.: Автореферат дисс. канд.пед.наук. Л., 1975.- 22с.
  13. Н.А. Равновесие тела. Б.М.Э. т. ХШ, 1913, С. 148−154.
  14. Н.А. Исследования по биомеханике удара с помощью световой записи// Исследования Центр. ин-та труда. -1923. -Т.1 -Вып. 1. С. 1979
  15. Н.А. Биомеханическая нормаль удара при одноручных ударно-режущих операциях//Исследования ЦИТ, 1924 г. -Т.1 Вып.2. -С.54−119.
  16. Н.А. О построении движений. -М., «Медгиз», 1947. -255с.
  17. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. —"Медицина", 1966. —349с.
  18. А.Г., Иванова Г. П. Стабилографический анализ нормальной стойки//В кн. Медицинская биомеханика. -Рига, 1986. -Т.З. -С.43−46.
  19. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.-192с.
  20. В.Н., Сильченко Б. Г., Бирюк Е. В. Методика стабилографии тела спортсмена и системы тел при выполнении гимнастических, акробатических упражнений//Методические рекомендации. -К., КГИФК, 1990. —24с.
  21. А.Ф., Иванова Г. П., Муравьев В. П. Биомеханика: Учебное посо-бие//СПб.: СПб АФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. -75с.
  22. .А. Экспериментальное обоснование путей совершенствования мастерства акробатов-прыгунов: Автореф. Дисс.. канд.пед.наук, -М., 1975. 18с.
  23. С.М. Книга тренера. -М.: ФИС, 1971. -312с.
  24. Ю.В. Ударный метод развития «взрывной» силы//Теория и практика физической культуры. -1968. -№ 8. -С.59−63.
  25. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. -М., Физкультура и спорт, 1970. -263с.
  26. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. -Изд.2-е, перераб. И доп. -М.: Физкультура и спорт, 1977. -215с.
  27. Ю.В. Принципы построения тренировки в скоростно-силовых видах легкой атлетики//Легкая атлетика. -1979. -№ 8 -С.8−10.
  28. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1988. -332с.
  29. Э.А. Вопросы обучения сложным упражнениям//Теория и практика физической культуры. -1969. -№ 9. -С.68−70.
  30. Ю.К., Мамзин В. И. Профилирующие гимнастические уп-ражнения/ТГимнастика. -1975. -Вып.1. -С. 17−20.
  31. Ю.А. Аналитическое исследование положения стопы при приземлении гимнаста. Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта за 1969 г. -С.24−25.
  32. Ю.А. Основы методики обучения конечной фазе прыжков и соскоков в гимнастике., Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта за 1970 г. С.21−23
  33. Ю.А. Техника конечной фазы прыжков соскоков в гимнастике и методика начального обучения приземлению/Исследование с помощью математической модели нервно-мышечной системы/. Автореф. дисс.. канд.пед.наук.-Л., 1970.-25с.
  34. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры. Под общ.ред. Л. П. Орлова, -М., ФиС, 1958.
  35. Гимнастика. Учебник для институтов физической культуры. —Изд. 2-е/Под ред. А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -215с.
  36. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. В. М. Смолевского. -Изд. 3-е, перераб., доп. -М.: Физкультура и спорт, 1987. -336с.
  37. Гимнастическое многоборье: женские виды/ Под ред. Ю. К. Гавердовского. -М.: Физкультура и спорт, 1987. -336с.
  38. Гимнастическое многоборье: мужские виды/ Под ред. Ю. К. Гавердовского. -М.: Физкультура и спорт, 1987. -480с.
  39. Г. Н. Обучение перспективным способам выполнения профилирующих гимнастических упражнений со сложными вращениями в безопорном положении: Дисс.. канд.пед.наук. -Ставрополь, 1980. —194с.
  40. Е.Я., Умаров А. А. Основные принципы выбора специальных легкоатлетических упражнений//Совершенствование системы подготовки легкоатлетов. -М: Изд. РГАФК, 1996. -С.29−36
  41. B.C., Коц Я.М., Шик M.JI. Регуляция позы человека. -М., «Медицина», 1965.-С.17−19.
  42. С.В., Курысь В. Н. Двигательные действия спортсмена при ударных отталкиваниях в акробатических прыжках. Гимнастика: Сб.статей. -М., 1978.-Вып.2. -С.51−54.
  43. Д.Д. Движения спортсмена. -М.: ФиС, 1965. -С.37
  44. Д.Д. Законы движений в спорте. -М.: ФиС, 1968. -176с.
  45. Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. -М.: ФиС, 1971.-287с.
  46. Д.Д., Зациорский В. М. Биомеханика: Учебник для ин-тов физ.культуры. -М.% ФиС, 1979. -264с., илл.
  47. A.M. Физические упражнения как результат интеграции активности двигательного аппарата в качестве анализатора, двигателя и рекуператора энергии.: Дисс. .докт.пед.наук, -Майкоп, 1999. -258с.
  48. В.М. Проблемы спортивной тренировки. —М.: ФиС, 1961. -36с.
  49. В.М. Экспериментальное обоснование и разработка системы тренировки в скоростно-силовых видах спорта (по материалам исследования легкоатлетов-прыгунов): Автореф. дисс.. докт.пед.наук. -М., 1963. — 50с.
  50. В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1972. -172с.
  51. С.П. Классификация спортивных тренажеров//Теория и практика физической культуры. -1986. -№ 3. -С.49−51
  52. С.П. Формирование двигательных действий в гимнастике с помощью тренажеров: Учебное пособие. -Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1987. -90с.
  53. С.П. Как разместить отягощения на звеньях тела спортсме-на?//Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 4. -С.47−49.
  54. С.П. Тренажеры в гимнастике: Учебное пособие. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -254с.
  55. С.П. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом: Дисс.. докт.пед.наук (в виде научного доклада). -М., 1996. -79с.
  56. А.А. Совмещенный метод воспитания силовых качеств гимнастов: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М., 1983. —22с.
  57. В.И. Управление биомеханическими параметрами компонентов классического толчка и использованием машины управляющего воздействия: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -М., 1983. -22с.
  58. В.И. Оптимизация выполнения силовых и скоростно-силовых упражнений. -Майкоп: Изд. АТУ, 1999. —110с.
  59. В.Е. Применение принципов программированного обучения при освоении сложных гимнастических упражнений: Автореф.. дисс.. канд.пед.наук. -М., ГЦОЛИФК, 1975. -34с.
  60. В.В. Акробатические прыжки. М.: ФиС, 1956. -74с.
  61. В.М. Связь между физическими качествами и техникой движений спортсмена. -М., ГЦОЛИФК, 1969. -19с.
  62. В.М. Физические качества спортсмена. -Изд.2-е. —М.:ФиС, 1970.-200с.
  63. В.М., Аруин А. С., Селуянов В. Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. -М.: Физкультура и спорт, 1981. -143с.
  64. В.М. Спортивная метрология. -М.: Физкультура и спорт, 1982.-207с.
  65. Н.В. Физиологические характеристики силы, быстроты и выносливости. —М.: Физкультура и спорт, 1956. -206с.
  66. К.М. Исследование техники сложных опорных прыжков и методика обучения им: Автореф.. дисс.. канд.пед.наук. -JL, ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1969.-24с.
  67. Г. П. Биомеханические методы исследования в спорте: Учебное пособие/JI, ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1976. -91с.
  68. Г. П. Использование элементов теории механического удара для обоснования ударных действий в спорте. -В сб. «Биомеханические аспекты управления движениями в спорте» (под ред. Г. П.Ивановой), ГДОИФК. им. П. Ф. Лесгафта, 1978. -С.6−18.
  69. Г. П., Першин А. Н. Роль суставной жесткости биосистемы и пути ее изучения по материалам исследования взаимодействий в спорте/ Тез.докл.Н Всесоюзной конференции по проблемам биомеханики. -Рига, 1979. T.3.-C.133−136.
  70. Г. П., Чхаидзе Л. В. О типах построения движений при ударе в спорте// В кн. Спорт в современном обществе: Сб. итоговых научных материалов. -М., 1980. -С.216−218.
  71. Г. П., Макаров Н. В. О некоторых механизмах взаимодействия тела с упругой опорой/ на примере батута// В сб. Биомеханические факторы координации спортивных достижений/ Редактор Козлов И. М. -Л.: ГДОИФК, 1981. -С.42−51.
  72. Г. П. Биомеханика ударных взаимодействий в спорте: Автореф. дисс. докт.биолог.наук. Рига, 1991. -29с.
  73. Ю.В. Логика: учебник 3-е изд. перераб. И доп.: ТК Белби. Изд-во Проспект, 2004. -288с.
  74. A.M. Техника основных динамических акробатических упражнений и методика обучения им: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. -Л., ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1953. -21с.
  75. A.M. Акробатика в школе. -М.: Просвещение, 1964. -199с.
  76. И.М. Биомеханические факторы организации спортивных движений: Монография /СПб АФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. -141с.
  77. А.П. Спортивная гимнастика. -М., «Советская Россия», 1960.
  78. В.Б. Надежность исполнения в гимнастике. -М.: Физкультура и спорт, 1970. 134с.
  79. В.Б. Внимание деталям. -М.: ФиС, 1972. -123с.
  80. В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -208с., илл. -(Наука спорту).
  81. В.Б. Двигательные ошибки в гимнастике //Гимнастика. -М., 1980. -Вып.1. -С.29−32.
  82. В.Б. Качественный кинезиологический анализ как педагогическое средство в спорте: Автореф.. дисс.. докт.пед.наук в виде научного докл. — М., 1991.-76с.
  83. В., Михайлов В., Михайлова Т. Выбор упражнений //Легкая атлетика. -1977. -№ 5. -С.17−18.
  84. А.В., Черняев Г. И., Райцин Л. И. Топография функций отдельных групп мыщц как проблема. -«Теория и практика физической культуры», 1967. -№ 8. -С.47−51.
  85. М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие. -Майкоп: Изд-во АТУ, 2003. -144с.
  86. В.В. Научно-методические основы проблемы совершенствования силовых качеств спортсменов высших разрядов: Автореф.. дисс.. докт.пед.наук. М., 1972. -68с.
  87. В.В., Новиков А. А., Шустин Б. Н. Разработка моделей сильнейших спортсменов // Управление процессом спортивной тренировки. -Л., 1974. -С.148−150.
  88. В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. -М.: Советская Россия, 1975.-191с.
  89. .Л. Методика обучения сложным оригинальным акробатическим упражнениям на основе анализа их техники: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Л., ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1978. -21с.
  90. Ю.Ф. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие /под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. КПопова СПб, ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.-С.103−108.
  91. В.Н. Совершенствование методики обучения акробатическим прыжкам на основе исследования их техники.- канд.дисс. -Л., 1972. —221с.
  92. В.Н., Смолевский В. М. Сложные акробатические прыжки. -М.: Физкультура и спорт, 1985.—143с.
  93. В.Н. Разработка системы технической подготовки спортсменов к рекордным достижениям на основе биомеханики спортивных движений: Дисс. докт.биол.наук в форме научного доклада. -Рига, 1991.-118с.
  94. В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке: Монография. -Ставрополь, Изд-во Ставрополье, 1994. — T.I.-200с., Т.2.-204с.
  95. В.Н. Основы познания физического упражнения: Учебное пособие. -Ставрополь, изд-во СГУ, 1998. -130с.
  96. В.Н. Основы силовой подготовки юношей. -М.: Советский спорт, 2004. -С.103−119.
  97. Н.А. О профильных движениях при обучении упражнениям на гимнастических снарядах. // Теория и практика физической культуры, 1971. -№ 12. -С.14−17.
  98. А.Н., Попов А. В. Способ тренировки мышечной системы спортсменов: А.С.1 097 350 (СССР). Бюллетень изобретений, 1984. -№ 22.
  99. В.П. Теоретико-методологическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры: Дисс. докт.пед.наук. -Ставрополь, 2001. -494с.
  100. Н.В. Биомеханические закономерности формирования механизма отталкивания спортсмена от упругой опоры (на примере прыжков на батуте и в воду).: Дисс.канд.пед.наук. —Л., 1982.
  101. Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ин-тов физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1977. -280с.
  102. Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991. —543с.
  103. Ю.В. Силовая подготовка гимнастов в связи с особенностями их спортивной деятельности //Мастерство гимнастов / Сост.В. М. Смолевский. -М., 1969. -с.138−150.
  104. Ю.В. Физическая подготовка //Гимнастика в трех измерениях. -М., 1979. -С.71−156.
  105. Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: Учеб.-метод. пособие. -М.: Физкультура и спорт, 1989. -223 с.
  106. Ю.В. Методологические основы физической подготовки гимнастов //Теория и практика физической культуры, 1997. -№ 11. -С.26−40.
  107. В.Т. Биомеханические основы программированного обучения деятельности при освоении ациклических упражнений (на примере спортивной гимнастики): Автореф. дисс. докт.пед.наук. -М., ГЦОЛИФК, 1974. -34с.
  108. В.Т. Биомеханика физических упражнений: Учебное пособие /Рижский политехнический институт. -Рига, РПИ, 1975. —36с.
  109. В.Т. Основы спортивной гимнастики: Учеб.-метод.пособие / Рижский политехнический институт. —Рига, РПИ, 1975. —36с.
  110. Ю.К. Устойчивость при приземлениях. Тезисы докладов к итоговой научной конференции за 1962 г. -М., ГЦОЛИФК, 1963. -С.28−30.
  111. Ю.К. Сложные акробатические прыжки. -М.: Физкультура и спорт, 1966.-128с.
  112. Новейший словарь иностранных слов и выражений. —М.: Современный литератор, 2003. -С.402.
  113. А.Д. Средства и метода физического воспитания. —М. -Л.: Физкультура и спорт, 1941.—94с.
  114. А.Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах, формах организации занятий физическими упражнениями). -М. —Л.: Физкультура и спорт, 1949. -135с.
  115. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов /Под ред чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -17-е изд., стереотип. -М.: Русс.яз., 1985. -С.730.
  116. Н.Г. Современная система спортивной тренировки. -М.: Физкультура и спорт, 1970. -478с.
  117. Э.С. Спринтерский бег. —М.: Физкультура и спорт. 1986. -159с.
  118. Л.П. Общие основы обучения и тренировки в гимнастике /В уч. «Гимнастика». -М.: ФиС, 1952.
  119. В.А., Гагин Ю. А. Механика спортивных движений. — М.: Физкультура и спорт, 1974. -232с. с ил.
  120. Н.Н. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации: Автореф. дисс. докт.пед.наук. -Краснодар, 2000. -50с.
  121. В.Н., Вайцеховский С. М. Тренировка пловцов высокого класса. -М.: Физкультура и спорт, 1985. -256с.
  122. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. —285с.
  123. В.Н. Теория спорта. -Киев: Выща школа, 1987. -434с.
  124. А.Б., Рубин Л. Я., Аркаев Л. Я. Упражнениями с отягощениями в специальной физической подготовке гимнастов высокой квалификации //Гимнастика. -М, 1983. -Вып.1. -С.21−23.
  125. Г. И. Прогностическое тестирование спортсменов //Современные достижения спортивной науки: Тез.докл.междунар.конф. -СПб, 1994. -С. 102.
  126. Г. И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных достижений: Автореф. дисс. докт.пед.наук. -М., 1998. -48с.
  127. Ю.Н., Саркисян А. С. Прыжок в длину с разбега //Взаимосвязь физической и технической подготовленности. -М.: ГЦО-ЛИФК. 1985.^.36.
  128. А.Ц. Очерки психологии спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1959. -308с.
  129. .А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. -4-е изд!, доп. М.:ИНФРА-М, 2003. -416с.
  130. Л.М. Влияние положения тела на проявление и тренировку силовых качеств: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М., 1972. -27с
  131. И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления измерениями их характеристик с использованием технических средств: Автореф. дисс. докт.пед.наук. -М., 1972. -45с.
  132. И.П. Перспективы преобразования системы подготовки спортсменов на основе использования технических средств и тренажеров //Теория и практика физической культуры. -1976. -№ 10. -С.60−65.
  133. И.П. К методологии использования искусственно созданных условий при изучении движений //Принципиальные вопросы биомеханического анализа спортивных и двигательных действий: Сб. научных трудов. -Малаховка, 1987.-С.31−37.
  134. И. П. Насриддинов Ф.Н. Совершенствование движений в спорте. -Ташкент: Изд-во им. Ибн-Сины, 1991. -151с.
  135. B.C., Плоткин Е. А. Оценка соотношения скоростного и силового компонентов в упражнениях СФП гимнастов высших разрядов //Тез.докл.Всесоюзной научно-практ.конф. «Скоростно-силовая подготовка высококвалифицированных спортсменов». -М., 1989. -С.101.
  136. А.В., Козлов И. М., Кичайкина Н. В. Фазовые портреты мышц //Теория и практика физической культуры, 1993. -№ 1. -С.1−3.
  137. А.В. Моторная и сенсорная организация мышечной активности в спортивных движениях: Монография. -СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998.-54с.
  138. Н.Г. Специальная силовая подготовка гимнастов высокой квалификации в условиях комплексного вариативного использования переменных сопротивлений: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Майкоп, 2000. — 26с.
  139. В.Г. Подготовка армреслингистов с использованием тренировочно-исследовательского комплекса: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Майкоп, 1997. -22с.
  140. Л.П., Смолевский В. М. Гимнастам о гимнастике. -М.: ФиС, 1961.143. Семенов Л. П., Якубенок Д. С. Спортивная гимнастика /Учебник для интов физической культуры. Под ред М. Л. Украна. -М.: ФиС, 1971. -164с.
  141. Л.П., Якубенок Д. С. Гимнастика /Учебник для ин-тов физической культуры. Под ред. А. Г. Брыкина. -М.: ФиС, 1971.145. Семенов Л. П. Опорные прыжки мужчин. -М.: Физкультура и спорт, 1975.-72с.
  142. Л.П., Анциперов В. В. Обучение юных гимнастов сложным силовым статическим элементам //Гимнастика. -М., 1979. -Вып.1 -С.34−36.
  143. Л.П., Анциперов В. В. Обучение юных гимнастов сложным статическим элементам //Гимнастика. -М., 1983. -Вып.2 -С. 16−24.
  144. Л.С. Влияние развития скоростно-силовых и скоростных качеств на техническую подготовленность гимнастов.: Автореф. дисс. канд.пед.наук.-Л., 1971.-19с.
  145. П.З. Основы легкой атлетики /Сост.А. Ф. Бойко. -М.: Физкультура и спорт, 1976. -200с.
  146. В.А. Применение переменных режимов сопротивления и облегчения при выполнении сгибаний и разгибаний рук в висе и упоре школьниками 14−17 лет.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Майкоп, 1993. — 20с.
  147. Словарь русского языка в 4-х Т./АН СССР, Ин-т русс.яз., Под ред.АЛ.Евгеньевой. —3-е изд., стереотип. -М.: Русский язык, Т.2, 1986. — С.42, 54- Т.4, 1988, -С.230, 592.
  148. Л.Н. Двигательно-пластическая подготовка педагога-воспитателя на основе интериоризации элементарной биомеханики.: Дисс. канд.пед.наук. -Майкоп, 2002. —210с
  149. Современный словарь иностранных слов. -СПб.:"Дуэт", 1994. -С.281.
  150. Спортивная гимнастика /Учебник для ин-тов физической культуры /Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. М. Смолевского. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -327с.
  151. В.Г. Исследование и тренировка вестибюлярного анализатора у человека: Автореф. дисс. докт.биолог.наук. -Л., 1971. —32с.
  152. В.М. Вопросы методики обучения и тренировок гимнастов по программе 1 разряда.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М.: ГЦОЛИФК, 1961.-16с.
  153. В.М., Курысь В. Н. Вольные упражнения мужчин. -М.: Физкультура и спорт, 1976. -103с.
  154. В.М. Первый научный симпозиум ФИЖ //Гимнастика. — М., 1981. -Вып.2. -С.30−33.
  155. Е.Г., Николаев Ю. К. Акробатические прыжки //Акробатика. — М., 1965. -196с.
  156. Е.Г. Акробатическая подготовка гимнастов. -М.:Физкультура и спорт, 1968. -144с.
  157. Е.Г. Общие основы техники выполнения акробатических упражнений //Акробатика. -М.: Физкультура и спорт, 1973. -160с.
  158. Н.Г. Гимнаст в воздухе (соскоки прогрессирующей сложности). -М.: Физкультура и спорт, 1978. -12с. с илл.
  159. Н.У. Исследование техники сложных акробатических упражнений в связи с рационализацией методики обучения.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Д.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1967. -25с.
  160. С.М. Краткий курс теоретической механики. -М.: Изд-во «Наука», 1968.-368с.
  161. В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно-силовой подготовки ничинающих спортсменов: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М., 1974. -23с.
  162. Теория и методика гимнастики. Под ред. В. И. Филлиповича./Учебник для факультетов физ. воспитания пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1971. — 448с.
  163. А.Г. Гимнастам нужна и медленная сила //Гимнастика. -М., 1984. -Вып.1. -С.22−24.
  164. Т.Е. Формирование знаний по физической культуре в процессе физического воспитания учащихся старших классов: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Майкоп, 2002. -22с.
  165. А.Д. Кинетическая и динамическая характеристика сложных акробатических упражнений как основа рационализации методики обучения вольным упражнениям.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -JL: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1968.-16с.
  166. М.Л. Методика тренировки гимнастов (мужчин). —М.: Физкультура и спорт, 1971. -279с.
  167. В.Л. Биомеханика физических упражнений. -М.: Просвещение, 1989.-210с.
  168. B.C. Управление движениями в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1975. -208с.
  169. А.Г. Центральные и рефлекторные механизмы управления движениями. -М.: Наука, 1979. -184с.
  170. В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дисс. докт.пед.наук. -М., 1970. -50с.
  171. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортменов. -М.: Физкультура и спорт, 1974. —231с.
  172. В. П. Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. -М.: Физкультура и спорт, 1980. -255с.
  173. Н.А., Филин В. П. Возрастные особенности физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1972. -176с.
  174. А.В. Механика мышечного сокращения: старые и новые опыты. Пер. с англ. -М.: Мир, 1973. -183с.
  175. Л.Л. Специальные упражнения сопряженного воздействия как средство тренировки бегунов на средние дистанции в подготовительном периоде: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Л., 1992. -24с.
  176. JI.В. Координация произвольных движений человека в условиях космического полета. -М.: Наука, 1968. -134с.
  177. Л.В. Об управлении движениями человека. —М.: ФиС, 1970. — 136с.
  178. Ю.Т. Проблемы и методические возможности детерминации режимов силового взаимодействия спортсменов с объектами управляющей предметной среды: Дисс. докт.пед.наук в виде научного доклада. -М., 1993. -62с
  179. В.Е. Научно-теоретические и методические возможности адаптивного управления взаимодействием спортсмена с внешней предметной средой: Автореф. дисс. докт.пед.наук. -Майкоп, 2001. -51с.
  180. В.М. Психологические основы формирования двигательного навыка. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1976. -176с.
  181. А.А. Взаимодействие с опорой в прыжках как предмет обучения: Автореф. дисс. канд.пед.наук. — 1986. -24с.
  182. М.М. Специальная силовая подготовка армрестлингистов высокого класса с использованием машины безынерционного управляющего воздействия: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Майкоп, 1999. -27с.
  183. А.А. Особенности двигательных характеристик толкателей ядра в связи с их квалификацией и комплексным вариативным использованием управляемых сопротивлений: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -Майкоп, 1996. -21с.
  184. Юный гимнаст /Под ред. А. М. Шлемина. —М.: Физкультура и спорт, 1973.-376с.
  185. Д.С. Основы методики обучения опорным прыжкам: Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М., 1951. -19с.
  186. Д.С. Методика тренировки приземления в гимнасти-ке./Методическое письмо Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. —., 1958.
  187. Д.С. Методика совершенствования навыка приземления в спортивной гимнастике. /Материалы конф. «Совершенствование системы подготовки гимнастов высших разрядов». -М., 1967. -С. 14−16.
  188. .И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена —акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий. //Вопросы психологии, 1964. -№ 5. -С.87−89.
  189. С.В. Воспитание физических качеств //Теория и практика физической культуры, 1969. -№ 4. -С.24.
  190. Behm D.G., sale D.G. Velocity Specificity of Pesistance Training// Sports Medicine. -1993., pp.374−388.
  191. Bosco C., Komi P.V. Mechanical characteristics and fiber composition of human leg extensor muscles. European J. applied Physiology, vol.41, 1979, pp.275−284.
  192. M., Христов Г., Георгиев Г. Метод за развитие на специаль-ната веривна сила при окок дължина //Въпроои на физичеоката култура. — 1972. -№ 3. С. 145−149.
  193. К., Брогли И. Съотояние на физичеоката подготовка на елит-ните българоки окачачи мъже и жени и влиянието и върху спортного постижение // Въпроои на физичеоката култура. -1986. -№ 2. С. 13−16.
  194. Cappozzo A., Leo Т. & Pedotti A. A general computind method for the analysis of human locomotion. .Biomechanics, vol.8,1975, pp.307−320.
  195. Cappozzo A., Fugura F., Marchetti M. The interplay of muscular and external forces in human ambulations. .Biomechanics, vol.9, no. l, 1976, pp.279−282.
  196. Groppel J.L. The Biomechanics of tennis. New York, 1986, v.2, pp. 141−145.
  197. Komi P.V., Bosco C. Utilization of stored elastic energy in leg extensor muscles by men and women. Medicine and science in sports, vol. 10,4, 1978, pp.261−265.
  198. Hatze H. Forces and duration of impact tigtness during tennis stroke. -Medicine in sport, 1976, vol.8, no.2. pp.88−95.
  199. Hettinger Т. Fit sein-fit bleiben. Isometrisches Muskeltreininnd fur den Alltag. 4 uberarb. und erw. Auff. — Stuttgart: Thieme, 1969. — 56p.
  200. Ivanova G.P. Biomechanics of stroke in the light of N. Bernstein's ideas. The problems of integration of natural sciences and humanities. Nizny Novgorod, 1997, pp.127−128.
  201. Miller D.I., East D.J. Kinematic and kinetic correalates of vertical jumping in women. Int.Ser.Biomech.: «Biomechanics V-B», Univ. Park Press, Baltimore, 1976, pp.65−72.
  202. Plagenhoef S. Paterns of human making. — Cinematographic anabyses. -New Dzercy, 1971, pp.172−176.
  203. Wilson B.D., Hay J.G. Comparison of three methods fo determining the angular momentum of the body. Int.Ser.Biomech.: «Biomechanics V-B», Univ. Park Press, Baltimore, 1976, pp.467−470.
Заполнить форму текущей работой