Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка и внедрение прогрессивных технологий изготовления волочением-прокаткой профилей и гофров повышенной жесткости из листовых авиационных материалов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В промышленности освоены профили, гнутые из титановых и других низкопластичных листовых материалов, имеющие в зоне сгиба внутренние радиусы в пределах трех-пяти толщин исходной заготовки. Они заметно уступают по жесткостным характеристикам прессованным из-за невыгодной геометрии зоны сгиба. Чтобы характеристики профилей, гнутых из листа, приблизить к прессованным и горячекатаным, необходимо… Читать ещё >

Содержание

  • Основные обозначения и сокращения, принятые в работе
  • 1. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЕЙ И ГОФРОВ МЕТОДОМ ВОЛОЧЕНИЯ-ПРОКАТКИ ИЗ ЛИСТОВЫХ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРА- 9 ТОВ
    • 1. 1. Применение в конструкциях летательных аппаратов профилей и гофров из 9 листовых материалов
    • 1. 2. Метод стесненного изгиба при изготовлении подкрепляющего набора панель- 21 ных конструкций летательных аппаратов
    • 1. 3. Изготовление профилей гибкой-волочением
    • 1. 4. Анализ работ по теоретическому исследованию стесненного изгиба
    • 1. 5. Постановка задач исследований, пути их решения
  • 2. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОЛОЧЕНИЯ-ПРОКАТКИ ПРИ ДЕФОРМИРОВАНИИ ЛИСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ СЖАТО- 38 НАПРЯЖННОГО СОСТОЯНИЯ
    • 2. 1. Классификация процессов стесненного изгиба при волочении-прокатке гну- 38 тых из листа профилей
    • 2. 2. Основные допущения, принятые при исследованиях
    • 2. 3. Напряжения и деформации в зоне гиба при процессах формообразования 41 профилей повышенной жесткости волочением-прокаткой
    • 2. 4. Определение геометрических параметров зоны сгиба
    • 2. 5. Определение усилия волочения при формообразовании профиля
    • 2. 6. Исследование процесса формообразования профилей в роликовой фильере
    • 2. 7. Влияние аксиального сжатия при формообразовании профилей волочением- 67 прокаткой

    3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЕЙ И ГОФРА, МЕТОДОЛОГИЯ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ И 73 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

    3.1. Параметры исследуемых профилей, их материалы.

    3.2. Методика проведения и технологическое обеспечение экспериментальных ис- 73 следований.

    3.3. Исследование процесса формообразования профилей в инструментальной 83 фильере.

    3.4. Исследования по выбору схем формообразования гнутых тонкостенных про- 85 филей.

    3.5. Исследование влияния технологических параметров стесненного изгиба на 93 формообразование зоны сгиба.

    3.6. Влияние условий деформирования на основные технологические параметры 112 процесса.

    3.7. Математическое планирование эксперимента.

    3.8. Предельные возможности и оптимизация параметров гнутых профилей при 121 стесненном изгибе.

    3.9. Определение силовых параметров стесненного изгиба тонкостенных профилей 127 при волочении.

    3.10. Сопоставление результатов теоретических и экспериментальных исследова- 130 ний.

    4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГНУТЫХ ПРОФИЛЕЙ И ГОФРОВ ПОВЫШЕННОЙ ЖЕСТКОСТИ ВОЛОЧЕНИЕМ-ПРОКАТКОЙ В УСЛОВИЯХ СТЕСНЕННОГО ИЗГИБА.

    4.1. Разработка технологических процессов изготовления тонкостенных профилей из традиционных авиационных материалов.

    4.2. Точностные характеристики профилей, изготовленных гибкой-волочением.

    4.3. Изготовление гнутых профилей из перспективных материалов.

    4.4. Термомеханическая обработка материала и повышение качества профилей.

    4.5. Металлографические исследования как основной метод контроля, качества профилей.

    5. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ И МОДЕЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ МЕТОДОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОНКОСТЕНЫХ ПРОФИЛЕЙ ИЗ ТРУДНОДЕФОРМИРУЕМЫХ ЛИСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ.

    5.1. Технические условия на изготовление тонкостенных гнутолистовых профилей

    5.2. Разработка технических условий на проектирование оборудования, технологических процессов и их оснащения.

    5.3. Разработка нормативно-технической документации.

    5.4. Внедрение результатов исследований и разработок в промышленность.

    6. НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ПАНЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОФИЛЕЙ И ГОФРА ИЗ ЛИСТОВЫХ ЗАГОТОВОК С РАСЧЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТОК.

    6.1. Оценка сравнительных механических испытаний профилей из различных материалов.

    6.2. Допустимые напряжения на сжатие профилей и панелей и оптимизация их параметров.

    6.3. Исследование режимов изготовления экспериментальных панелей по разным технологиям с профилями из алюминиево-литиевых сплавов.

    6.4. Технико-экономическая эффективность использования результатов работы в промышленности и перспективы развития результатов работы.

Разработка и внедрение прогрессивных технологий изготовления волочением-прокаткой профилей и гофров повышенной жесткости из листовых авиационных материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на сегодняшнее состояние экономики России, роль и значение науки и научно-технического прогресса не могут быть принижены. В условиях перехода страны к рыночной экономике роль металлообработки и машиностроения, являющихся фундаментом ее материально-технической базы, ещё более усиливается. Интенсивный путь их развития не мыслим без нового этапа ускорения научно-технического прогресса, что является гарантом роста производительности труда и масштабов производства. В условиях конкуренции производителей важнейшими критериями принимаемых конструктивных и технологических решений станет оптимизация.

Одним из направлений технического прогресса в современном машиностроении является создание методов и средств производства, обеспечивающих безотходную технологию, то есть получение заготовок, максимально приближающихся по формам, размерам и чистоте поверхности к готовым деталям. Одно из ведущих мест в создании прогрессивных заготовок принадлежит обработке металлов давлением.

Самолетои ракетостроение, как специфические отрасли машиностроения, всегда были и остаются отраслями самой передовой техники и технологии, где используются новые материалы, наиболее совершенное оборудование и прогрессивные технологические процессы, что без использования методов обработки металлов давлением обеспечить практически невозможно.

Стремление улучшить летно-технические характеристики летальных аппаратов (JIA) связано с большим количеством исследований и испытаний по снижению их массы и повышению ресурса. Важным направлением таких работ является применение в конструкциях JIA новых материалов повышенных удельной прочности и жесткости и деталей из листовых заготовок, ресурс которых, например, в 2−3 раза превышает ресурс деталей из прессованных профилей.

Выход изделий отечественной авиационной промышленности, в частности широкофюзеляжных самолетов, на мировой рынок бесперспективен без значительного повышения их ресурса. Во многом решению этой задачи будет способствовать применение в продольном наборе панелей агрегатов планера вместо прессованных профилей гнутых из листа, которые характеризуются более стабильными механическими и более высокими коррозионными свойствами, что также будет содействовать созданию технологичных изделий минимальной массы при заданных прочности и жесткости.

В связи с тем, что авиационные материалы повышенных прочности и жесткости, как правило, имеют пониженную технологическую пластичность, получение тонкостенных профилей и гофров из них прессованием, является на сегодняшнем уровне развития технологии трудноразрешимой задачей, изготовление их из листа становится в большинстве случаев единственно возможным методом.

В промышленности освоены профили, гнутые из титановых и других низкопластичных листовых материалов, имеющие в зоне сгиба внутренние радиусы в пределах трех-пяти толщин исходной заготовки. Они заметно уступают по жесткостным характеристикам прессованным из-за невыгодной геометрии зоны сгиба. Чтобы характеристики профилей, гнутых из листа, приблизить к прессованным и горячекатаным, необходимо их изготовлять с минимальными радиусами и утолщением материала по зонам сгиба. При обычном пластическом изгибе листовых материалов сделать этого не удается, возникает опасность разрыва растянутых волокон по наружному контуру и утонение материалов в зоне наибольших деформаций.

Возможные способы устранения указанных недостатков в процессе горячей деформации приводят к повышению трудоемкости, увеличению цикла изготовления и металлоемкости технологического оснащения. При этом коэффициент использования металла не превышает обычно 0,6−0,7, качество и точность размеров невысокие.

Целью данной работы является разработка научных основ процессов формообразования тонкостенных профилей и гофра из листовых заготовок в условиях сжато-напряженного состояния материала при волочении-прокатке, снижение массы конструкции планера летательного аппарата с повышением надежности.

Изготовление тонкостенных профилей и гофра с малыми радиусами по зонам сгиба стесненным изгибом (СИ) в роликовых фильерах при волочении и сочетании волочения с прокаткой, как это следует из принципиальных основ метода, позволит увеличить допустимые степени деформаций и снизить число переходов, позволит изготовлять в холодном состоянии из низкопластичных материалов профили сложной формы сечения, может уменьшить опасность скручивания заготовки в процессе деформирования, обеспечит высокое качество поверхности, благодаря отсутствию сдвиговых деформаций по высоте формовки, и точность размеров по сечению без дополнительной калибровки.

Проведение исследований в этом направлении и широкое внедрение полученных результатов в промышленность позволит снизить массу листовых конструкций, подкрепленных тонкостенными профилями и гофром, трудоемкость и металлоемкость процессов профилирования, повысить несущую способность панельных конструкций JIA с одновременным повышением их качества и надежности, что говорит об актуальности проблемы.

Исходя из поставленной цели определены задачи исследований, основными из которых являются: разработка, исследование и выбор оптимальных схем формообразования профилей из листовых заготовок различных материалов при волочении и сочетании волочения с прокаткойисследование напряженно-деформированного состояния материала при различных схемах формообразования и установление аналитических зависимостей силовых и геометрических параметров зоны сгиба профиля от марки материалаисследование математических зависимостей процесса волочения-прокатки при деформировании листовых материалов в роликовой фильере при создании аксиального сжатияисследование режимов термомеханической обработки и их влияния на качество гнутых профилейустановление оптимальных параметров гнутых профилей и панелей при минимизации массы и высоком качестве (несущей способности) — установление предельных возможностей процесса деформирования заготовок с обеспечением кондиционности изготовленных профилейразработка на базе проведенных исследований технологического процесса изготовления тонкостенных профилей и гофров из различных листовых материалов и оборудования для реализации в промышленности с использованием волочения-прокатки в условиях стесненного изгиба.

Проведенные исследования и разработки позволили создать принципиально новые технологические процессы и оборудование, основы научной теории деформирования листовых материалов в условиях стесненного изгиба при процессах волочения-прокатки, внедрить в конструкции летальных аппаратов перспективные авиационные материалы.

На защиту выносятся:

1. Совокупность теоретических положений и экспериментальной отработки, позволивших решить крупную научно-техническую проблему повышения надежности, ресурса и снижения массы панельных конструкций летательных аппаратов за счет разработки и внедрения новых технических решений и научно обоснованных технологий формообразования и оптимизации параметров тонколистовых профилей и конструкций панелей.

2. Классификатор процессов стесненного изгиба при волочении и сочетании волочения с прокаткой, позволяющий выбрать физическую модель процесса и схему формообразования листовой заготовки в профиль и гофр, установить напряженно-деформированное состояние материала в зоне сгиба;

3. Научные основы процесса волочения-прокатки как результат теоретического и экспериментального исследования по обеспечению оптимальных соотношений параметров гнутолисто-вых профилей, изготовленных с их применением панельных конструкцийпроцесса профилирования и параметров профилегибочного оборудования.

4. Новые способы формообразования тонкостенных гнутых профилей и гофров при холодной и горячей деформациях перспективных авиационных труднодеформируемых материалов стесненным изгибом при волочении и сочетании волочения с прокаткой;

5. Новые технологические процессы изготовления тонкостенных профилей волочением-прокаткой из перспективных труднодеформируемых материалов с использованием термомеханических методов обработки;

6. Принципиально новые варианты мобильного волочильно-прокатного оборудования, позволяющего изготовлять тонкостенные профили из плоской заготовки при непрерывном профилировании с созданием тангенциального, нормального и аксиального сжатия в очаге деформации и одновременно правки профиля растяжением с возможностью его гибки по радиусу;

13.Результаты работы внедрены на КнААПО, НПО «Молния», ОАО «Ульяновский НИАТ» и др., с экономическим эффектом в прежнем исчислении более 1,0 млн. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

Анализ конструкций основных агрегатов планера летательных аппаратов выявил наличие значительной номенклатуры тонкостенных профилей, гофров и тонколистовых деталей, выполненных гибкой. Из-за утонения металла и больших относительных радиусов по зонам сгиба их жесткостные характеристики не позволяют полностью использовать механические свойства металла. Для повышения жесткости деталей, гнутых из листа, необходимо вести гибку на малые относительные радиусы, обеспечивая сечение зоны сгиба эквивалентно прессованному профилю.

Решить данную задачу позволяет метод стесненного изгиба, когда гибку ведут в условиях сжато-напряженного состояния металла в очаге деформаций с обеспечением локального утолщения деталей по зонам сгиба.

В работе рассматриваются пути изготовления тонкостенных профилей и гофров при гибке-волочении, исследуются математические зависимости параметров процесса формообразования листовых заготовок из традиционных и перспективных металлов в профиль. Проводится экспериментальная отработка технологических процессов изготовления профилей и гофров. Разработаны технологии их промышленного изготовления и оборудование для реализации рекомендованных методов, приводятся результаты использования проведенных исследований в промышленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Развитие авиационной промышленности в условиях конверсии и рыночной экономики // Авиационная промышленность, 1992, № 5. С. 3−7.
  2. Ф.З., Филимонов В. И., Проскуряков Г. В. Изготовление тонкостенных гнутых профилей из сплава 1 420 // Авиационная промышленность, 1987, № 3. С. 3436.
  3. Ф.З. Повышение эффективности и совершенствование технологических процессов изготовления корпусных деталей и их элементов при производстве летательных аппаратов: Дисс. канд. техн. наук, Куйбышев: КуАИ, 1986. 42 с.
  4. Абибов A. J1. Технология самолетостроения / A. JI. Абибов, В. В. Бойцов и др. Под ред. Абибова A. JL и др. М.: Машиностроение, 1982. — 551 с.
  5. Ф.З. Применение осевого подпора при формообразовании профилей из листа гибкой-волочением в условиях стесненного изгиба / Ф. З. Абдулин, И. М. Колга-нов, Г. В. Проскуряков, В. И. Филимонов // Авиационная промышленность, 1984, № 8. -С. 36−38.
  6. Ю.Н. Пластический изгиб при формообразовании гофрированных панелей методом стесненного изгиба // Самолетостроение и техника воздушного флота. — Харьков: ХГУ, 1968, вып. 16. С. 79−84.
  7. В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т. 1, 2, 3. М.: Машиностроение, 1982.-736 с, 584 с, 576 с.
  8. А.с. 212 218 (СССР). Способ гибки профилей из листового материала / Б. П. Алякринский, С. Г. Гумиров, А. Н. Ткаченко. Опубл. в Б.И., 1968, № 9.
  9. Ю.М. Предельное формоизменение при штамповке деталей летательных аппаратов / Ю. М. Арышенский, В. В. Уваров, В. И. Мордасов и др. Куйбышев: КуАИ, 1978.-68 с.
  10. Ю.М., Гречников Ф. В. Теория и расчеты пластического формоизменения анизотропных материалов. М.: Металлургия, 1990. — 304 с.
  11. Ю.М. Определение технологических параметров при стесненном изгибе / Ю. М. Арышенский, А. В. Цветков, А. Ю. Матвеев и др. // Состояние и перспективы изготовления и применения листовых профилей в изделиях отрасли. НИ AT, 1992.-С. 26−30.
  12. Ю.М., Матвеев А. Ю., Гречников Ф. В. Способ гибки профилей прогла-живанием по пуансону // Состояние и перспективы изготовления и применения листовых профилей в изделиях отрасли. НИАТ, 1992. — С. 30−33.
  13. Ю.М. РТМ 1.4.2005−90. Изготовление профилей из листов алюминиевых сплавов Д16, В95, 1420 методом стесненного изгиба / Ю. М. Арышенский, Г. В. Проскуряков, В. И. Филимонов и др. М.: НИАТ, 1991. — 85 с.
  14. .В. Интенсификация процессов формообразования / Б. В. Аракелян, В. П. Смоленцев, JI.A. Кукуева и др. // Авиационная промышленность, 1990, № 7. С. 5053.
  15. П.Н. Производство широкофюзеляжных самолетов. М.: Машиностроение, 1979.-360 с.
  16. А.Ф. Строение и свойства авиационных материалов / А. Ф. Белов, Г. П. Бенедиктова, А. С. Висков и др.
  17. К.Н. Исследования процесса пластической деформации на профиле-гибочных станках. Дисс. докт. техн. наук. Л.: ЛПИ, 1960. — 284 с.
  18. К.Н. Изготовление деталей пластическим деформированием / Под ред. К. Н. Богоявленского, В. П. Каменева. Л.: Машиностроение, 1975. — 424 с.
  19. К.Н., Григорьев А. К., Попов Е. Б. Изготовление тонкостенных профилей из титана и его сплавов на профилегибочном стане // В кн.: Обработка металлов давлением. Труды ЛПИ. -М., Л.: Машгиз, 1963, вып. 222. С. 148−150.
  20. B.C. Факторы, влияющие на точность формообразования обтяжкой листовых деталей // Авиационная промышленность, 1990, № 4. С. 7−8.
  21. В.В. Конструкционное деформирование как способ повышения надежности изделий // Авиационная промышленность, 1992, № 8. С. 49−50.
  22. В.И., Лысяков Н. В., Агеев И. Г. Формообразование гофрированных обшивок из титановых сплавов // Авиационная промышленность, 1969, № 7. С. 5−8.
  23. В.Л. Интенсификация прессования труднодеформируемых алюминиевых сплавов при активном действии сил трения. Дисс. докт. техн. наук. М., 1992. — 50 с.
  24. Р.Г. Усталостная прочность и коррозионная стойкость фюзеляжных стрингеров из прессованных и катанных полуфабрикатов // Авиационная промышленность, 1985, № 5.-С. 19−20.
  25. А.Л. Основы конструирования в самолетостроении. М.: Машиностроение, 1980.-367 с.
  26. С.Г., Моисеев В. Н., Черкасов Н. Н. Титан и его сплавы в авиации // Авиационная промышленность. Приложение к журналу, 1974, № 1. С. 9−14.
  27. Т.И. Аналитическое определение поля скоростей при стесненном изгибе / Т. И. Глебов, Г. В. Проскуряков, А. А. Кулешов и др. // Самолетостроение и техника воздушного флота, 1967, № 9. С. 110−115.
  28. В.Д. Расчеты процессов листовой штамповки. М.: Машиностроение, 1974.- 136 с.
  29. М.Н. Технология заготовительно-штамповочных работ в производстве летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1981. — 224 с.
  30. Е.А. Прокатка тонкостенных профилей на станах с многосторонним обжатием / Е. А. Горячев, С. В. Заборских, В. А. Кирьянов и др. // Авиационная промышленность, 1990, № 4. С. 46−48.
  31. А.Н., Завьялова В. И., Коробов В. К. Изготовление деталей из листов и профилей при серийном производстве. М.: Оборонгиз, 1960. — 344 с.
  32. Н.П. Теория обработки металлов давлением. М.: Металлургия, 1978. -360 с.
  33. А.А., Проскуряков Г. В., Филимонов В. И. Граничные условия в задачах гибки с торцевым поджатием // Авиационная промышленность, 1987, № 4. С. 54−55.
  34. С.Г., Лысов М. И., Закиров И. М. Формообразование профилей с переменной толщиной по контуру поперечного сечения // Авиационная промышленность, 1969, № 7.-С. 8−11.
  35. С.Г., Зверев И. В. Определение усилий при профилировании с обжатием заготовки по толщине // Пластическое формообразование деталей авиационной техники. Казань: КАИ, 1987.-С. 8−13.
  36. С.Г. Формообразование тонкостенных профилей прокаткой из полосовых высокопрочных заготовок / С. Г. Гумиров, И. В. Зверев и др. // Авиационная промышленность, 1990, № 6. С. 5−8.
  37. Гун Г. Я. Теоретические основы обработки металлов давлением. М.: Металлургия, 1980.- 156 с.
  38. Н.И. Исследование процессов формообразования листовых профилей стесненным изгибом при гибке-прокатке. Дисс. канд. техн. наук. Куйбышев, 1975. -197 с.
  39. .А., Ефимов Е. А., Филимонов В. И. Использование метода конечных элементов в задачах формообразования профилей стесненным изгибом // Вопросы авиационной науки и техники. Сер. Авиационная технология, 1990, № 1(14). С. 3−8.
  40. В.И., Максаков М. П. Производство гнутых тонкостенных профилей. М.: Металлургиздат, 1959. — 240 с.
  41. Г. Д. Определение напряжений в пластической области по распределению твердости. М.: Машиностроение, 1971. — 200 с.
  42. А.Г. Исследование процессов изготовления профильных заготовок для кольцевых деталей ГТД из листа пластическим деформированием в роликовых станках и штампах / А. Г. Ершов, B.JI. Арутюнов, В. П. Дьяков и др. М.: Труды НИАТ, 1970. -№ 297.-47 с.
  43. А.Г. РТМ-1527. Изготовление деталей из прессованных профилей алюминиевых, титановых и магниевых сплавов. НИАТ, 1980. — 126 с.
  44. В.И. Изгиб со сжатием в тангенциальном направлении листов из титановых сплавов и стали ВНС-2 // Авиационная промышленность, 1974, № 8. С. 46−48.
  45. В.И., Хронусов B.C. Гибка листового материала со сжатием в радиальном направлении // Изв. Вузов. Сер. Авиационная техника, 1974, № 1. С. 117−121.
  46. В.И. К расчету процессов формоизменения под действием нескольких нагрузок // Изв. Вузов. Сер. Авиационная техника, 1980, № 1. С. 103−107.
  47. В.И. Гибка листового материала с радиальным противодавлением // Авиационная промышленность, 1977, № 10. С. 41−43.
  48. В.И. Совершенствование формоизменяющих операций листовой штамповки. -М.: Машиностроение, 1990. 312 с.
  49. В.И. Изготовление уголковых профилей гибкой с осадкой листовых заготовок / В. И. Ершов, В. Д. Гаврилин, Ю. Р. Медведев // Авиационная промышленность, 1993, № 6.-С. 39−41.
  50. В.В., Сотников B.C., Ратова Н. В. Математическое моделирование роста зерна при многопереходном деформировании // Авиационная промышленность, 1992, № 12.-С. 39−40.
  51. Г. И. Конструкция самолетов. М.: Машиностроение, 1991. — 400 с.
  52. А.С., Проскуряков Г. В., Бунин В. И. Изготовление профилей и панелей из сплавов ОТ4, ОТ4−1 и ВНС-2 стесненным изгибом // Авиационная промышленность, 1967, № 9.-С. 26−28.
  53. А.С. Анализ схем формообразования толстолистовых профилей стесненным изгибом / А. С. Зажигин, Г. В. Проскуряков, И. Н. Шепелев и др. // Авиационная промышленность, 1968, № 5. С. 9−11.
  54. А.С., Проскуряков Г. В. Изготовление трехслойных оболочек из тонколистовых титановых сплавов с гофрированным заполнителем // Авиационная промышленность, 1969, № 6. С. 5−7.
  55. А.с. 609 573 СССР. Способ формообразования деталей из листовых заготовок / А. С. Зажигин, Г. В. Проскуряков. Опубл. в Б.И., 1978. № 21.
  56. И.М. Гибка листовых заготовок из титанового сплава ОТ4−1 на двухвалковой листогибочной машине // Кузнечно-штамповочное производство, 1979, № 5. С. 20−21.
  57. И.М. Технологические возможности и перспективы развития ротационного формообразования эластичной средой // Кузнечно-штамповочное производство, 1992,-№ 3. С. 6−7.
  58. B.C. Механические испытания и свойства металлов. М.: Металлургия, 1974.-275 с.61
Заполнить форму текущей работой