Математическое моделирование газодинамических подшипников со спиральными канавками
В отличие от двух вариантов нелинейной теории спиральных подшипников, где квадратичные (1971 г.), а позднее кубические (1983 г.) сплайны используются для локальной аппроксимации давления так, что нелинейным полиномом аппроксимируется давление поперек спиральных канавок и перемычек, в настоящей работе нелинейные члены кубических сплайнов аппроксимируют изменение искомой функции вдоль координатных… Читать ещё >
Содержание
- Основные обозначения и параметры
- Глава 1. Состояние работ по исследованию газодинамических подшипников и бесконтактных уплотнений со спиральными канавками
- 1. 1. Краткая история развития опор скольжения со спиральными канавками
- 1. 2. Структура квазилинейной теории спиральных газодинамических подшипников
- 1. 3. Краткий анализ работ по нелинейной теории спиральных газодинамических подшипников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Вывод дифференциального уравнения, определяющего закон изменения давления в активной зоне плоского газодинамического подшипника со спиральными канавками
- 2. 1. Две криволинейные системы координат
- 2. 2. Связь операторов дифференцирования по х и & с операторами дифференцирования по? и rj
- 2. 3. Локальная аппроксимация квадрата безразмерного давления в двух областях характерного фрагмента активной зоны. 44 ¦ 2.4. Интегрирование уравнений Рейнольдса в локальной системе координату,
- 2. 5. Локальные массовые расходы газа в характерном фрагменте активной зоны
- 2. 6. Нахождение уравнений, связывающих коэффициенты сплайнов (2.18)
- 2. 7. Вывод уравнения, связывающего производную dP/dp с безразмерным расходом Q* подшипника
- 2. 8. Решение системы уравнений (2.53)
- 2. 9. Вывод дифференциального уравнения, определяющего закон изменения безразмерного давления в активной зоне плоского подшипника
- 2. 10. Последовательность выполнения операций при программировании функций Ф1 и Ф
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Частные случаи основного уравнения и интегральные характеристики плоских газодинамических подшипников со спиральными канавками
- 3. 1. Вывод уравнения для гладкой зоны как предельный случай уравнения (2.89) при стремлении глубины канавок к нулю
- 3. 2. Вывод уравнения для гладкой зоны как предельный случай уравнения (2.89) при стремлении ширины канавок к нулю
- 3. 3. Предельный вид уравнения (2.89) при неограниченном увеличении числа спиральных канавок
- 3. 4. Нахождение главного момента сил вязкого трения, приложенных к вращающейся детали подшипника со стороны смазочного слоя активной зоны, относительно оси подшипника
- 3. 5. Нахождение главного момента сил вязкого трения в области гладкой зоны спирального подпятника
- 3. 6. Алгоритмы вычисления интегральных характеристик спиральных газодинамических подпятников с закрытым центром
- 3. 7. Алгоритмы вычисления интегральных характеристик спиральных газодинамических подпятников со сходящимся потоком газа
- 3. 8. Изменения, которые необходимо внести в алгоритмы расчетов при нахождении интегральных характеристик подпятников с расходящимся потоком газа
- 3. 9. Единый алгоритм составления дифференциального уравнения для активной зоны плоских газодинамических подшипников со спиральными канавками
- 3. 10. Интегральные характеристики подпятника с расходящимся потоком газа
- 3. 11. Оценка точности разработанной математической модели на основе численного решения исходной краевой задачи
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. Распространение разработанных математических моделей на случай, когда необходимо учитывать эффекты скольжения
- 4. 1. Пересмотр граничных условий для скоростей на границах с твердыми стенками и новые выражения для скоростей в смазочном слое
- 4. 2. Преобразование уравнений (2.31) с учетом эффектов скольжения
- 4. 3. Преобразование локальных массовых расходов газа
- 4. 4. Пересмотр параграфа 2.6. и видоизменения в уравнениях, связывающих коэффициенты сплайнов (2.18)
- 4. 5. Пересмотр параграфа 2.7. и новый вид уравнений (2.62)
- 4. 6. Решение системы уравнений (4.33)
- 4. 7. Алгоритм составления дифференциального уравнения для активной зоны плоских газодинамических подпятников в широком диапазоне значений числа
- Кнудсена
- 4. 8. Сравнение результатов, полученных на основе разработанных математических моделей, с экспериментальными данными
- 4. 9. Вид дифференциального уравнения для гладкой зоны плоских газодинамических подшипников
- 4. 10. Нахождение момента сопротивления спиральных газодинамических подпятников с учетом эффектов скольжения
- 4. 11. Интегральные характеристики плоских газодинамических подшипников различного типа
- Выводы по четвертой главе
- Глава 5. Исследование и оптимизация плоских газодинамических подшипников со спиральными канавками на основе разработанных математических моделей
- 5. 1. Исследование плоских спиральных подшипников на основе разработанных математических моделей
- 5. 2. Оптимизация подпятников с закрытым центром на основе разработанных математических моделей
- 5. 3. Оптимизация подшипников со сходящимся потоком газа на основе разработанных математических моделей
- 5. 4. Оптимизация подшипников со расходящимся потоком газа на основе разработанных математических моделей
- Выводы по пятой главе
Математическое моделирование газодинамических подшипников со спиральными канавками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Математическое моделирование в гидродинамической смазке началось в конце XIX века с основополагающих работ русского ученого Н. П. Петрова [49]. С тех пор наука о подшипниках скольжения стала развиваться настолько быстро, что за последние сто с небольшим лет решение проблемы совершенствования опор скольжения продвинулось вперед неизмеримо больше, чем за предыдущие пять с половиной тысячелетий, на протяжении которых эта проблема оставалась актуальной (колесо, неотъемлемым конструктивным элементом которого является подшипник, было известно уже в середине 4-го тысячелетия до нашей эры).
Высокий уровень отечественных работ в области гидродинамической теории смазки в значительной мере определяется фундаментальными исследованиями Н. Е. Жуковского, М. В. Коровчинского, Я. М. Котляра, С. В. Пинегина, С. И. Сергеева, Н. А. Слёзкина, С. А. Чаплыгина, С. А. Шейнберга.
Подшипники с газовой смазкой представляют собой последний и самый высокий этап развития науки об опорах скольжения. Однако это вовсе не означает, что газовые подшипники призваны заменить опоры скольжения, использующие в качестве смазки капельную жидкость, и опоры качения. Напротив, сегодня уже никто не сомневается в том, что и опоры качения, и подшипники жидкостного трения, и газовые опоры имеют разные области применения, отвечающие их уникальным свойствам. Они не столько конкурируют между собой, сколько дополняют друг друга, обеспечивая решение практически любых задач современной техники.
В то же время совершенно очевидно, что подшипники с газовой смазкой обладают рядом исключительных свойств, благодаря которым они незаменимы в ряде высокотехнологичных изделий передовой техники [12, 42, 47, 48, 50, 52, 55, 74, 89, 103, 104, 113, 114]. Эти уникальные свойства определяются, во-первых, низкой вязкостью газов, что позволяет увеличить скорость вращения ротора до сотен тысяч оборотов в минутуво-вторых, по сравнению с техническими маслами, вязкость газов не так сильно зависит о температуры, что позволяет газовым опорам стабильно работать как при высоких, так и при низких температурах окружающей средыв-третьих, сжимаемость смазочного слоя существенно повышает прецизионность газовых опор, в-четвертых, химическая и структурная стабильность газов обеспечивает газовым подшипникам надежную работу в полях высокой радиации, где технические масла разлагаются, густеют и перестают выполнять свои функциинаконец, газовые опоры долговечны и экологически чисты, поскольку в процессе работы детали подшипника разделены слоем газа и не подвержены абразивному и усталостному износу.
Газодинамические подшипники работают, захватывая смазку прямо из окружающей среды и затем сжимая ее в рабочем зазоре за счет относительной скорости вращения деталей и благодаря специальному профилю, выполненному на одной из двух стенок смазочного слоя. Подшипники со спиральными канавками или просто спиральные подшипники — самый распространенный и наилучший тип газодинамических опор, обладающий наилучшими силовыми характеристиками и целым рядом других преимуществ, обеспечивших им успешное применение не только в качестве надежных высокоскоростных опор скольжения [12, 48, 50, 51, 55], но еще и как высокоэффективных бесконтактных уплотнений [50, 74, 86].
Основным конструктивным элементом любого спирального подшипника является активная зона, образованная двумя близко расположенными твердыми поверхностями, на одной из которых выполнены спиральные микроканавки. Толщина смазочного слоя в таких подшипниках обычно не превосходит 10 микрометров, а глубина спиральных канавок в 2 -2,5 раза превышает толщину смазочного слоя. В гироскопии же рабочий зазор у подшипников составляет около одного микрометра при глубине канавок 2−3 микрометра [12, 48, 52, 55, 97]. Подшипники этого типа могут работать только при одном направлении относительного вращения рабочих деталей, когда спиральные канавки нагнетают газ от открытых границ в глубь смазочного слоя.
Диссертация посвящена развитию теории плоских газодинамических подшипников со спиральными канавками, которые широко применяются в качестве осевых (торцовых) опор скольжения [48, 52, 57, 58, 68], и в то же время являются основным элементом бесконтактных уплотнений [50].
Из пяти глав диссертации первая является обзорной. В ней кратко излагается состояние работ в области спиральных подшипников, а также формулируются цели и задачи дальнейших исследований.
Остальные главы посвящены разработке уточненных математических моделей спиральных газодинамических подшипников и решению задач оптимизации параметров, определяющих их геометрию.
На защиту выносятся следующие основные результаты диссертационной работы:
1. Разработка математических моделей плоских газодинамических подшипников со спиральными канавками.
2. Создание программ расчета и оптимизации трех типов спиральных газодинамических подшипников: с закрытым центром, со сходящимся потоком газа, с расходящимся потоком газа.
3. Решение задач оптимизации и систематизация полученных результатов в расчетных таблицах в безразмерном виде.
1. СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ И БЕСКОНТАКТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ СО СПИРАЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ.
Газовая смазка представляет собой более высокий этап развития гидродинамической смазки. В то же время физические принципы, лежащие в основе работы традиционных опор скольжения, смазываемых капельными жидкостями, и газовых подшипников в своей основе настолько родственны, что любая конструкция, успешно работающая на несжимаемой смазке, всегда способна в такой же мере выполнять свою роль, когда в качестве смазки используется воздух или иной газ. При этом предполагается, что рабочие зазоры и все масштабы профилей по глубине у газовых опор должны быть уменьшены, чтобы компенсировать переход на смазку с существенно более низкой вязкостью. Таким образом, процесс развития газовых подшипников неразрывно связан со всей историей гидродинамической смазки, начинающейся с середины 4 тысячелетия до новой эры, когда появилось колесо с осью.
В этой истории можно выделить два поворотных пункта. Первый связан с работами нашего соотечественника Николая Павловича Петрова [49], положившего начало математическому моделированию в задачах гидродинамической смазки. Второй этап знаменуется появлением подшипников со спиральными канавками (рис. 1.1, 1.2), принцип действия которых коренным образом отличается от «эффекта гидродинамического клина» [69, 22], лежащего в основе всех ранее известных физических моделей опор скольжения.
1. Основные результаты диссертационной работы.
1.1. Разработаны математические модели плоских газодинамических подшипников со спиральными канавками, учитывающие реальную геометрию рабочих поверхностей и все наиболее существенные факторы, влияющие на характеристики подшипников.
1.2. Созданы программы расчета и оптимизации трех типов спиральных газодинамических подшипников: с закрытым центромсо сходящимся потоком газас расходящимся потоком газа.
1.3. Решены задачи оптимизации для основных типов плоских спиральных подшипников. Результаты оптимизации систематизированы в расчетных таблицах в безразмерном виде, что облегчает их использование при оптимальном проектировании высокоскоростных прецизионных газодинамических опор скольжения вне зависимости от их габаритов, угловой скорости вращения, физических свойств рабочего газа и давления окружающей среды.
2. Основные элементы новизны теоретических разработок и результатов их реализации.
2.1. Процедура вывода нелинейного уравнения, определяющего закон изменения безразмерного давления в активной зоне плоских газодинамических подшипников со спиральными канавками, связана не с ортогональной [16, 19], а с косоугольной криволинейной системой координат.
2.2. В отличие от двух вариантов нелинейной теории спиральных подшипников [16, 19], где квадратичные (1971 г.), а позднее кубические (1983 г.) сплайны используются для локальной аппроксимации давления так, что нелинейным полиномом аппроксимируется давление поперек спиральных канавок и перемычек, в настоящей работе нелинейные члены кубических сплайнов аппроксимируют изменение искомой функции вдоль координатных линий, совпадающих с направлением скоростей точек подвижной стенки смазочного слоя. Это позволяет провести вывод основного уравнения для активной зоны на основе только тождественных преобразований, не пренебрегая, как это приходится делать в выкладках нелинейной теории [16, 19], некоторыми нелинейными выражениями.
2.3. Отличительной особенностью выведенного дифференциального уравнения для безразмерного давления в активной зоне плоского газодинамического подшипника со спиральными канавками является учет числа спиральных канавок не только через местный параметр сжимаемости, что характерно для нелинейной теории [16, 19], но и через новый безразмерный параметр б, зависящий только от числа канавок и угла их наклона к скорости скольжения.
3. Методы исследования, достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы.
3.1. Теоретические разработки базируются на уравнениях Рейнольдса для ламинарного смазочного слоя, а также уравнении неразрывности для сжимаемой среды. Смазочный слой считается изотермическим по протяженности, вследствие чего плотность оказывается пропорциональной давлению. Граничные условия для скоростей и краевые условия для давлений записываются без всяких искажений. В случае малых рабочих зазоров, соизмеримых с длиной свободного пробега молекул газа, граничные условия для скоростей записываются с учетом эффектов скольжения первого и второго порядка по методу Черчиньяни-Слезкина. Дифференциальное уравнение, определяющее закон изменения, давления в смазочном слое подшипника, интегрируется методом Рунге-Кутта. Входящее в это уравнение неизвестное давление на границе активной и гладкой зон смазочного слоя находится итерационным методом [51], представляющем собой модификацию метода.
Ньютона. Интегралы вычисляются по формуле Симпсона. Задачи оптимизации решаются модифицированным градиентным методом [51]. 3.2. Достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы подтверждаются: а) Совпадением частных разновидностей разработанных математических моделей при бесконечном увеличении числа спиральных канавок, при полном пренебрежении эффектом скольжения второго порядка и с частичным ослаблением скольжения первого порядка с соответствующими разновидностями квазилинейной теории [43, 68]. б) Достаточно хорошим соответствием расчетов по алгоритмам разработанных математических моделей спиральных подшипников результатам численного решения исходной краевой задачи на основе метода Бубнова-Галеркина с использованием программы А. М. Шихватова. в) Удовлетворительным согласием расчетов по алгоритмам разработанных математических моделей спиральных подшипников с экспериментальными данными Стеранки (США). Это согласие значительно лучше, чем у квазилинейной теории [43, 68], хотя эксперимент Стеранки используется без оценки его точности и не может считаться эталоном.
4. Научная и практическая полезность результатов диссертационной работы.
4.1. Работа газодинамических подшипников со спиральными канавками, возникших на последнем этапе развития гидродинамической теории смазки, основана на принципиально новом и самом совершенном механизме образования избыточного давления в смазочном слое. Поэтому достигнутое уточнение математических моделей этих подшипников и их оптимальной геометрии относится к фундаментальным научным результатам.
4.2. Разработанные в диссертации программы расчета и оптимизации газодинамических подшипников со спиральными канавками и расчетные таблицы, в которых в безразмерном виде систематизированы результаты решения задач оптимизации, представляют собой теоретическую основу для разработки более совершенных, надежных и долговечных высокоскоростных прецизионных опор скольжения и бесконтактных уплотнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Список литературы
- Бартом. Экспериментальное исследование турбулентного течения в зазоре подшипника со спиральными канавками. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 2. С. 158−166.
- Батлер. Получение канавок в гидродинамических подшипниках методом ионного фрезерования. // Проблемы трения и смазки. 1975. № 2. С. 209−211.
- Беллман Р., Калаба Р. Квазилинеаризация и нелинейные краевые задачи: М.: Мир. 1968. 183 с.
- Бургвиц А.Г., Емельянов А. В. Определение несущей способности упорного газового подшипника со спиральными канавками произвольного поперечного профиля. //Машиноведение. 1967. № 4. С. 108−116.
- Бутсма. Сферические и конические подшипники со спиральными канавками. Часть I. Теория. Часть II. Несущая способность и устойчивость. // Проблемы трения и смазки. 1975. № 2. С. 103−117.
- Воор, Чау. Характеристики газовых радиальных подшипников с шевронными канавками. // Теоретические основы инженерных расчетов. М.: Мир. 1965. № 3. С. 37−49.
- Гарджюло. Об оценке инерционных эффектов в газодинамических радиальных подшипниках. // Проблемы трения и смазки. 1976. № 1. С. 202 204.8 .Голубее А. И. Торцевые уплотнения вращающихся валов. М.: Машиностроение, 1974, 212 с.
- Гупта, Коулмен, Пэн. Краевая поправка на окружающую среду к теории узких канавок, учитывающей локальную несжимаемость. // Проблемы трения и смазки. 1974. № 2. С. 96−103.
- Гэльвин, Моркрофт, Паттерсон. Разработка технологических процессов очистки и граничного смазывания газовых подшипников гироскопов иисследование поверхностных явлений. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 4. С. 217−231.
- ХХ.Дадаев С. Г. Разработка теоретических основ и методов расчета динамических характеристик профилированных спиральными канавками газодинамических опор. Автореферат докторской диссертации. Челябинск. ЮУрГу, 2002. 35 с.
- Денхард, Пэн. Применение подшипников с газовой смазкой в приборах. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 4. С. 75−87.
- ХЪ.Деркач М. И., Емельянов А. В., Цыганова (Зенкина) И. А. Основы теории анизотропных пористых подвесов, питающихся сжатым газом. // Труды МГТУ. № 572. 1998. С. 35−42.
- Емельянов А.В., Емельянов Л. А., Цыганова (Зенкина) И. А. Алгоритмы вычисления интегральных характеристик газодинамических подшипников сферической формы со спиральными канавками. // Труды МГТУ. № 576. 1999. С. 11−18.
- Емельянов А.В., Емельянов И. А., Зенкина И. А. Уточненная математическая модель парциального газодинамического подшипника со спиральными канавками. // Труды МГТУ. № 5. 2000. С.
- Емельянов А.В., Емельянов JI.A. Нелинейная теория прецизионных радиально-осевых подшипников с газовой смазкой и анизотропной геометрией. // Известия АН СССР МЖГ. 1983. № 6. С. 116−124.
- Емельянов А.В., Емельянова JJ.C. Теория газового подшипника со спиральными канавками, учитывающая эффекты скольжения и местной сжимаемости. // Известия АН СССР. МЖГ. 1971. № 5. С. 84−93.
- Емельянов А.В., Емельянова Л. С. Оптимальные параметры и сравнительные характеристики упорных газовых подшипников со спиральными канавками различного поперечного профиля. // Газовая смазка подшипников. М.: ИМАШ. 1968. С. 189−199.
- Емельянов А.В., Степанчук В. И. Нелинейные эффекты в газодинамических подпятниках со спиральными канавками. // Машиноведение. 1983. № 4. С. 91 100.
- Зоммерфельд А. Механика деформируемых сред. М.: ИЛ. 1954. 486 с.
- Калиткин Н.Н. Численные методы. М.: Наука. 1978. 512 с.
- Каннингем, Флеминг, Андерсон. Экспериментальное исследование устойчивости радиальных газовых подшипников с шевронными канавками. // Проблемы трения и смазки. 1969. № 1. С. 58−66.
- Каннингем, Флеминг, Андерсон. Экспериментальное определение несущей способности и потерь мощности в радиальных газовых подшипниках с шевронными канавками. // Проблемы трения и смазки. 1971. № 3. С. 103−109.
- Канторович Л.В., Крылов В. И. Приближенные методы высшего анализа. Л.: Физматгиз, 1962, 708 с.
- Кастелли, Пирвикс. Обзор численных методов решения задач газового подшипника. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 4. С. 129−148.
- Китинг, Пэн. Исследование опоры ротора гироскопа, состоящей из двух симметрично расположенных полусферических газовых подшипников. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 4. С. 101−110.
- Коллатц Л. Численные методы решения дифференциальных уравнений. М.: изд-воИЛ. 1953. 459 с.
- Константинеску В.Н. Газовая смазка. М.: Машиностроение. 1968. 718 с.
- Константинеску. О влиянии инерционных сил в турбулентных и ламинарных самогенерирующихся пленках. // Проблемы трения и смазки. 1970. № 3. С. 101−111.
- Константинеску, Галетузе. О возможностях повышения точности расчета инерционных сил в ламинарных и турбулентных пленках. // Проблемы трения и смазки. 1974. № 1. С. 76−88.
- Константинеску, Кастелли. О влиянии локальной сжимаемости смазки в подшипниках со спиральными канавками. // Проблемы трения и смазки. 1969. № 1. С. 88−96.
- Коровчинский М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения. М.: Машгиз. 1959. 403 с.
- Котляр Я.М. Об аппроксимации уравнений Рейнольдса. Док. АН СССР. Т. 130. 1960. № 1. С. 41−44.
- Котляр Я.М. Решение задач теории газовой смазки методом эквивалентного уравнения. / Газовая смазка подшипников. М.: ИМАШ. 1968. С. 267−272.
- Коулмен, Снайдер. Линеаризация уравнения Рейнольдса для последующего численного решения. // Проблемы трения и смазки. 1969. № 3. С. 147−148.
- Купер. Оценка возможностей теоретического определения характеристик газового подшипника. // Техническая механика. 1961. № 2. С. 73−79.
- Линч, Стеранка. Оценка качества газовых подшипников в процессе испытаний на поворотном столе при помощи варметра. // Проблемы трения и смазки. 1970. № 3. С. 137−145.
- Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука. 1973. 848 с.
- Лучин Г. А., Пемти Ю. В., Снопов А. И. Газовые опоры турбомашин. М.: Машиностроение. 1989. 240 с.
- Максимов В.А., Хадиев М. Б., Хисалиев И. Г., Галиев P.M. Бесконтактные уплотнения роторов центробежных и винтовых компрессоров. Казань.: ФЭН, 1998. 292 с.
- Маланоски, Пэн. Статические и динамические характеристики упорного подшипника со спиральными канавками. // Теоретические основы инженерных расчетов. 1965. № 3. С. 13−26.
- Машиностроение. Энциклопедия. Том IV-V. М.: Машиностроение. 1995. 863 с.
- Мурата, Миякэ, Кавабата. Точный двумерный анализ упорного подшипника со спиральными канавками. Часть I. Часть П. // Проблемы трения и смазки. 1979. № 4. С. 34−48.
- Никитин А.К. и др. Гидродинамическая теория смазки и расчет подшипников скольжения, работающих в стационарном режиме. М.: Наука. 1981.316 с.
- Опоры скольжения с газовой смазкой/ Под ред. С. А. Шейнберга. М.: Машиностроение. 1979. 336 с.
- Паттерсон. Обзор достижений в разработке гироскопов с газовыми подшипниками в Великобритании. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 4. С. 87−100.
- Петров Н.Н. Гидродинамическая теория смазки. М.: изд-во АН СССР. 1948. 552 с.
- Пешти Ю.В. Газовая смазка. М.: изд. МГТУ. 1993. 381 с.
- Пинегин С.В., Емельянов А. В., Табачников Ю. Б. Газодинамические подпятники со спиральными канавками. М.: Наука. 1977. 108 с.
- Пинегин С.В., Коровчинский М. В., Жедь В. П. Международный симпозиум по газовой смазке 11−27 июня 1968 г. М.: ВИНИТИ. 1969. 132 с.
- Пинегин С.В., Поспелов Г. А., Пешти Ю. В. Опоры с газовой смазкой в турбомашинах ограниченной мощности. М.: Наука. 1977. 150 с.
- Пинегин С.В., Орлов А. В., Табачников Ю. Б. Прецизионные опоры качения и опоры с газовой смазкой. М.: Машиностроение. 1984. 216 с.
- Подшипники с газовой смазкой/Под ред. Грессема КС. и Пауэлла Дж. У. М.: Мир. 1966.424 с.
- ПрандтлъЛ. Гидроаэромеханика. М.: ИЛ. С. 1949. 520 с.
- Проблемы развития газовой смазки. Доклады на Всесоюзном координационном совещании. ч.1. М.: Наука. 1972. 300 с.
- Проблемы развития газовой смазки. Доклады на Всесоюзном координационном совещании. ч.2. М.: Наука. 1972. 285 с.
- Редди, Чу. О решении стационарных задач теории сжимаемой смазки методом конечных элементов. // Проблемы трения и смазки. 1970. № 3. С. 124−132.
- Роу. Исследование методов повышения износостойкости керамических материалов для газовых подшипников. // Проблемы треция и смазки. 1968. № 4. С. 192−205.
- Роуч П. Вычислительная гидродинамика. М.: Мир. 1980. 616 с.
- Самарский А.А. Теория разностных схем. М.: Наука. 1977. 656 с.
- Самарский А.А., Андреев В. Б. Разностные методы для эллиптических уравнений. М.: Наука. 1976. 350 с.
- Самарский А.А., Николаев Е. С. Методы решения сеточных уравнении. М.: Наука. 1978. 592 с.
- Сергеев С.И. Демпфирование механических колебаний. М.: Физматгиз. 1959. 408 с.
- Сергеев С. И. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения. М.: Машиностроение. 1973. 304 с.
- Серени, Кастелли. Численное решение уравнения Рейнольдса с граничными условиями проскальзывания при высоких значениях параметра подшипника. // Проблемы трения и смазки. 1979. № 1 С. 66−68.
- Синг, Маланосш. Влияние средней длины свободного пробега молекул на характеристики упорных подшипников со спиральными канавками. // Проблемы трения и смазки. 1969. № 1. С. 77−87.
- Слезкин Н.А. Динамика вязкой несжимаемой жидкости. М.: Гостехиздат. 1955. 520 с.
- Слезкин Н.А. Лекции по гидромеханике. М.: Изд. МГУ. 1984. 225 с.
- Слезкин Н.А. Уравнения Рейнольдса для течения газовой смазки с учетом скольжения первого и второго порядка. // Вестник Московского университета. Математика, механика. 1981. № 6. С. 95−99.
- Смоллей. Статические и динамические характеристики газового радиально-упорного подшипника со спиральными канавками при движении шипа в осевом направлении. // Проблемы трения и смазки. 1969. № 1. С. 114−123.
- Смоллей. Теория узких канавок для газовых подшипников со спиральными канавками. Разработка и применение обобщенного метода численного решения. // Проблемы трения и смазки. 1972. № 1. С. 83−90.
- Стром, Людвиг, Аллен, Джонсон. Торцевые уплотнения со спиральными канавками- сравнение с обычными торцевыми контактными уплотнениями, работающими в жидком натрии при температуре 200−540°С. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 2. С. 167−184.
- Табачников Ю.Б. Плоские аэростатические опоры металлорежущих станков и приборов. М.: НИИМАШ. 1973. 76 с.
- Тарг С.М. Основные задачи теории ламинарных течений. М.: Л.: ГТТИ. 1951.420 с.
- Тиней Н., Константинеску В., Ника А., Бице О. Подшипники скольжения. Расчет, проектирование, смазка. Бухарест. Изд-во Румынской Академии наук, 1964. 457 с.
- Уилдмен. О поведении плоских упорных подшипников с канавками, работающих на сжимаемой смазке. // Проблемы трения и смазки. 1968. № 4. С. 237−243.
- Уочмен, Маланоски, Воор. Тепловые деформации упорных газодинамических подшипников со спиральными канавками. // Проблемы трения и смазки. 1971. № 1. С. 101−111.
- Фужер. Состояние работ в области расчета самогенерирующихся подшипников с газовой смазкой. // Проблемы трения и смазки. 1969. № 1. С. 1−19.
- Хейерман. Эрозия поверхности как причина отказов газовых подшипников. Н Проблемы трения и смазки. 1974. № 2. С. 1−5.
- Хемминг Р.В. Численные методы. М.: Наука. 1972. 400 с.
- Химмельблау Д. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир. 1975. 534 с.
- Ченг, Пэн. Анализ устойчивости простых самогенерирующих цилиндрических радиальных газовых подшипников конечной длины методом Галеркина. // Теоретические основы инженерных расчетов. 1965. № 1. С. 225 234.
- Ченг, Чоу, Кастелли. Рабочие характеристики высокоскоростных бесконтактных газовых уплотнений, профилированных спиральными канавками и скрытой ступенью Рэлея. // Проблемы трения и смазки. 1969. № 1.С. 67−76.
- Черчиньяни К. Теория и приложения уравнения Больцмана. М.: Мир. 1978. 495 с.
- Чжоу, Воор. Радиальный подшипник со спиральными канавками, работающий в турбулентном режиме. // Проблемы трения и смазки. 1970. № 2. С. 171−184.
- Шейнберг С.А., Жедъ В. П., Шишеев М. Д. Опоры скольжения с газовой смазкой. М.: Машиностроение. 1969. 336 с.
- Шидловский В.П. Введение в динамику разреженного газа. М.: Наука. 1965. 217 с.
- Шихватов A.M. Устойчивость газодинамических упорных подшипников со спиральными канавками. // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1998. Ч. С. 47−54.
- Beardmore G. «Ion-machining» a technique for cutting pumping grooves in gas bearings components. I I Gas Bearing Symposium. University of Southampton. 1971. vol. 1. 14 p.
- Burgdotfer A. The influence of the molecular mean free path on the performance of hydrodynamic gas lubricated bearings. // Trans. ASME. ser. D.J. Basic Engineering. 1959. vol. 80. 4. P. 94−100.
- Design of Gas Bearings. // Mechanical Technology Incorporated. N.Y. 1969. vols. 1 and 2.
- Elrod H.G. Improved narrow-groove theory for air bearings. // Gas Bearing Symposium. Columbia University. July 1976. 22 p.
- Fleming D.P., Hamrock B.I. Optimization of self-acting herringbone journal bearings for maximum stability. // Gas Bearing Symposium. University of Southampton. March 1974. 12 p.
- Ford G.W.K., Harris D.M., Pantall D. Principles and Applications of Hydrodynamic-Typs Gas Bearings. 11 Proceedings of The Institution of Mechanical Engineers, vol. 171. l2. 1957. P. 93.
- Hamrock B.I., Fleming D.P. Optimization of self-acting herringbone grooved journal bearings for maximum radial load capacity. // Gas Bearing Symposium. University of Southampton. 1971. vol. 1. 17 p.
- James D.D., Potter A.F. Numerical analysis of the gas-lubricated spiral-groove thrust bearing compressor. // J. of Lubrication Technology. Oct. 1967. P. 439−444.
- Kaneko R., Mitsuya Y., Oguchi S. High speed magnetic storage drums with grooved hydrodynamic gas bearings. // Gas Bearing Symposium. University of Southampton. March 1974. 19 p.
- Malanoski S.B. Gas-lubricated spiral-grooved spherical bearing. // Technical Report, MTI-64TR4, Contract Nobs 78 136 (FBM), MIT-IL, Sub-contract 465, Mechanical Technology Incorporated. Latham. N.Y.
- Malanoski S.B. Experimenta on an ultrastable gas journal bearing. // Journal of Lubrication Technology. October 1567. vol. 89. 4. P. 433−438.
- Muyderman E.A. Analysis and design of spiral-groove bearings. // Journal of Lubrication Technology. July 1567. vol. 88. :3. P. 291−306.
- Patterson A.J. Gas lubrication applied to gyros, instrument practice. April 1962.
- Raimondi A.A. A numerical solution for the gas-lubricated full journal bearing of finite length. // Trans. ASME. 1961. vol.4. P. 131−155.
- Rothe H.C. Air bearings for guidance component of ballistic missiles and their production aspects. // First Int. Symposium on Gas-Lubricated Bearings. Washington, D.C. October 1959. P. 346−360.
- Steranka P. Theoretical-experimental correlation in the 16 PIGA gas spin bearings. // M.I.T. Instrumentation Laboratory Rept. E-2132. 1967.
- Vohr J.H., Pan C.H.T. Design data: gas-lubricated spin-axis bearings for gyroscopes. / MTI Report 1 MTI-68TR29.
- Vohr J.H., Pan C.H.T. On the spiral-grooved, self-acting gas bearing. / M.T.I. Rept. 1 63TR52, prepared under Contract1 NB-3730(00). Task NR 061−131. Office of Naval Research, January 1964.
- Whipple R. T.P. Herringbone pattern thrust bearings. / AERE. T/M 29. 1949.
- Whipple R, T.P. Theory of spiral grooved thrust bearing with liquid or gas lubricant. / Atomic Energy Research Establishment, Harwell, Berkshire. 1951. T/R 622.
- Whipple R.T.P. The inclined groove bearing. / AERE Rept. T/R 622 (Revised), United Kingdom Atomic Energy Authority Res. Group, Atomic Energy Establishment, Harwell, Berkshire, 1958.
- Whitley S. Review of research of gas bearings in the United Kingdom Atomic Energy Authority. First Int. Symposium on Gas-Lubricated Bearings. Washington, D.C. October 1959. 41 p.
- Whitley S., Williams L.J. The gas-lubricated spiral-groove thrust bearing. / United Kingdom Atomic Energy Authority I.G. Rept. 28 (RD/CA) — Industrial Group Headquarters, War-rington, Lancashire, England. 1959. P. 1−32.
- Wildmann M. Grooved plate gas-lubricated thrust bearings with special reference to the spiral groove bearing. I IASMN-ASLE International Lubrication Conference, Washington, D.C. 1964. Paper 1 64-Lub. 25.
- Yemelyanov A.V., Yemelyanov I.A. Physical models, theory and fundamental improvement to self-acting spiral-grooved gas bearings and visco-seals. // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers. Part J. 1999. V. 213. !4. P. 263−273.
- Giimbel I.L., Everling E. Reinburg und Schmierung im Mashinenbau. Berlin, Germany, Kraun Verlag. 1925.1. ПРИЛОЖЕНИИЕ 1
- Таблицы оптимальных параметров и безразмерных интегральных характеристик газодинамических подшипников со спиральными канавками
- Программы расчета и оптимизации плоских газодинамических подшипников со спиральными канавкамиprogram Project 1- uses Forms,
- Unitl in 'Unitl .pas' {Forml}- {$R *.res} begin Application. Initialize- Application. CreateForm (TForml, Forml) — Application. Run- end. unit Unitl-interfaceuses
- Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, 1. Buttons, ExtCtrls-const1. Q=0- {расход газа}
- Public declarations } end- var
- Forml: TForml- n: integer- myf: text- implementation {$R *.DFM}
- Fl:=2*k*LL*c*v*v*L2*(x2-ka*x4+ka*ka*x6)*r/w-
- F2:=2*b/(u*u*u*w*r*P) — F3:=F1-F2*Q- F:=F3-end-
- Вычисление подъемной силы }function TForml .FS (cO, psi, ka, rl, z, LL0, mm, P0: extended- n: integer):extended- var p: mas- j'.integer- h, r, fl: extended- begindav (c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, n, p) — h:=(l-rl)/M- r:=l- F1:=0- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- M0:=LL0/3"PM+l.*rl*rl*rl*rl/4/(u*P[M+l]+2*aal*mm) — M1:=0- h:=(l-rl)/M- r:=l- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- Ml:=Ml+psi0(c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r, Pj., n)*r*r*r+ 4*psi0(c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r-h, P[j+l], n)*(r-h)*(r-h)*(r-h)+ psi0(c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r-2*h, P[j+2], n)*(r-2*h)*(r-2*h)*(r-2*h) — r:=r-2*h-j:=j+2- end-
- Ml:=Ml*h/3*LL0/3/u- M12:=M0+M1- M2:=0- r:=l- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- M2:=M2+Q2(c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r, Pj., n)*r*r*r+4*Q2(c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r-h, Pj+l., n)*(r-h)*(r-h)*(r-h)+
- Q2(c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r-2*h, Pj+2., n)*(r-2*h)*(r-2*h)*(r-2*h)-r.=r-2*h-j:=j+2-end-
- M2:=M2*h/3*ka*c/2*LL0/u*c*v*sin (psi)/cos (psi) — M3:=0- j:=l- r:=l- while j≤M-l dobegin4*Ql (c0,psiMrl, z, U0,mm, P0, r-h, Pj+l.^)*F (c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r-h, P[j+l], n)*(r-h)*(r-h)+
- Ql (c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r-2*h, Pj+2., n)*F (c0,psi, ka, rl, z,110,mm, P0, r-2*h, P[j+2], n)*(r-2*h)*(r-2*h) — r:=r-2*h- j:=j+2- end-
- M3 :=M3 *h/3 *ka *c/2 *u/2/v*sin (psi)/cos (psi)-1. MR:=MO+M 1+M2+M3-end-
- Программа для расчета давления в смазочном слое и интегральных характеристик спирального газодинамического подшипника со сходящимся потоком газаprogram Project 1- uses Forms,
- Unitl in 'Unitl.pas1 {Forml}- {$R *.res} begin Application. Initialize- Application. CreateForm (TForm 1, Form 1) — Application. Run- end. unit Unitl-interfaceuses
- Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
- Buttons, ExtCtrls, ActnList-const
- Public declarations } end- var
- Forml: TForml- n: integer- myf, myfl: text- implementation {$R *.DFM}
- Правая часть уравнения для активной зоны } function
- Вычисление подъемной силы}fimction TForml. FS (c0,psi, ka, rl, r2, z, LL0, mm, P0: extended- n: integer):extended- var pl, p2: mas- jjj: integer-
- Fl:=Fl+Plj.*r+4*Pl[j+l]*(r-h)+Pl[j+2]*(r-2*h) — r:=r-2*h-j:=j+2- end-1. Fl:=h/3*2*F1-dav22(c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, n, p2) — h:=(rl-r2)/m- r:=r2- F2:=0- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- F2 :=F2+P2j. *r+4 *P2 [j+1 ] *(r+h)+P2 [j+2] *(r+2 *h) — r:=r+2*h- j:=j+2- end-
- M0:=M0+(P2j.*r*r*r)/(u*P2[j]+2*aal*mm)+4*(P2j+l.*(r+h)*(r+h)*(r+h))/(u*P2[j+l]+2*aal*mm)+
- P2j+2.*(r+2*h)*(r+2*h)*(r+2*h))/(u*P2[j+2]+2*aal*mm)-r:=r+2*h-j:=j+2- end-
- M0:=M0*h/3*LL0/3- M1:=0- h:=(l-rl)/M- r:=l- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- Ml :=Ml+psiO (cO, psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, r, Pl j., n)*r*r*r+4*psi0(c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, r-h, Plj+l., n)*(r-h), t (r-h)*(r-h)+р8Ю (с0,р8А, ка, г1, г2,гД10,тт, Р0, г-2*Ь, Р1|.+2], п)*(г-2*Ь)*(г-2*Ь)*(г-2*Ь)-r:=r-2*h- j:=j+2-end-
- Ml:=Ml*h/3*LL0/3/u- M2:=0- r~l- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- M2 :=M2+Q2(cO, psi, ka, r 1, r2, z, 110, mm, P0, r, Pl j., n)*r*r*r+4*Q2(c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, r-h, Plj+l., n)*(r-h)*(r-h)*(r-h)+
- Q2(c0,psiM, rl, r2, z410,mm, P0, r-2*h, Plj+2., n)*(r-2*h)*(r-2*h)*(r-2*h)-r:=r-2*h- j:=j+2-end-
- M2:=M2*h/3*ka*c/2*LL0/u*c*v*sin (psi)/cos (psi) — M3:=0- j:=l- r:=l- while j≤M-l do begin
- M3 :=M3+Q1 (cO, psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, r, P 1 j., n)*F 11 (c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, r, Pl[j], Pl[M+l], n)*r*r+4*Ql (c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, r-h, Plj+l., n)*Fl l (c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, P0, r-h, Pl[j+l], Pl[M+l], n)*(r-h)*(r-h)+
- Q1 (cO, psi, ka, rl, r2, z, U0, mm, P0, r-2*h, Pl j+2., n)*Fl l (c0,psi, ka, rl, r2, z, U0, mm, P0, r-2*h, Pl [j+2], Pl [M+l], n)*(r-2*h)*(r-2*h) — r:=r-2*h- j:=j+2- end-
- M3:=M3*h/3*ka*c/2*u/2/v*sm (psi)/cos (psi)-1. MR:=M0+M1 +M2+M3-end-
- F0:=F1- c00:=c-p00:=p-k00:=k- r00:=r-while flag dobegin
- F0:=F1- c00:=c-p00:=p-k00:=k- r00:=r-while flag dobegin
- Unitl in TJnitl. pas' {Forml}- {$R *.res} begin Application. Initialize- Application. CreateForm (TForml, Forml) — Application. Run- end. unit Unitl-interfaceuses
- Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,
- Buttons, ExtCtrls, ActnList-const
- Public declarations } end- var
- Forml: TForml- n: integer- myf, myfl: text- implementation$R *.DFM}
- Fl:=Fl+Plj.*r+4*Pl[j+l]*(r+h)+Pl[j+2]*(r+2*h) — r:=r+2*h- j:=j+2- end-1. Fl:=h/3*2*F1-dav22(c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, n, p2) — h:=(l-rl)/M- r:=l- F2:=0- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- F2:=F2+P2j.*r+4*P2[j+l]*(r-h)+P2[j+2]*(r-2*h) — r:=r-2*h- j:=j+2- end-
- M0:=M0+(P2j.*r*r*r)/(u*P2[j]+2*aal*mm)+ 4*(P2[j+l]*(r-h)*(r-h)*(r-h))/(u*P2[j+l]+2*aal*mm)+ (P2[j+2]*(r-2*h)*(r-2*h)*(r-2*h))/(u*P2[j+2]+2*aal *mm) — r:=r-2*h- j:=j+2- end-1. M0:=M0*h/3*LL0/3-
- Ml:=0- h:=(rl-r2)/M- r:=r2- j:=l-while j≤(M-l) dobegin
- Ml :=Ml+psi0(c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, r, Pl j., n)*r*r*r+4*psi0(c0,psi, ka, rl, r2, z, U0, mm, r+h, Pl|j+l., n)*(r+h)*(r+h)*(r+h)+psi0(c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, r+2*h, Plj+2., n)*(r+2*h)*(r+2*h)*(r+2*h)-r:=r+2*h-j:=j+2- end-
- Ml:=Ml*h/3*LL0/3/u- M2:=0- r:=r2- j:=l- while j≤(M-l) do begin
- M2:=M2+Q2(c0,psi, ka, rl, r2, z, 110, mm, r, Plj., n)*r*r*r+4*Q2(c0,psi, ka, rl, r2, zJ10>mm, r+h>Plj+l., n)*(r+h)*(r+h)*(r+h)+
- Q2(c0,psi5ka, rl, r2, z, 110, mm, r+2*h, Plj+2., n)*(r+2*h)*(r+2*h)*(r+2*h)-r:=r+2*h-j:=j+2-end-
- M2:=M2*h/3 *ka*c/2*LL0/u*c*v*sin (psi)/cos (psi) — M3:=0- j:=l- r:=r2- while j≤M-l do begin
- M3:=M3+Ql (c0,psiMrl, r2, zJ10,mm, r, PlIJ., n)*Fll (c0,psiMrl, r2, z, 110, mm, r, Plj], Pl[M+l], n)*r*r+4 *Q 1 (cO, psi, ka, r 1, r2, z, 110, mm, r+h, P 1 j+1 ., n)*F 11 (cO, psi, ka, r 1, r2, z, I10, mm, r+h, Pl [j+ 1], P1 [M+l ], n)*(r+h)*(r-t-h)+
- Ql (c0,psi, ka, rl, r2, zJ10,mm, r+2*h, PlD+2., n)*Fll (c0,psiMrl, r2, z, 110, mm, r+2*h, Plt j+2], PlM+l], n)*(r+2*h)*(r+2*h) — r:=r+2*h- j:=j+2- end-
- M3 :=M3 *h/3 *ka*c/2 *u/2/v*sin (psi)/cos (psi)-1. MR-M0+M1+M2+M3-end-
- Оптимизация по подъемной силе по 5 параметрам } procedure TForml. Optl (z, LL0, mm:extended- n: integer-var optc, optp, optk, optrl, optr2: extended) — const ne=7-e:arrayl.ne. of extended =(0.1,0.03,0.01,0.003,0.001,0.0003,0.0001)-var
- F0:=F1- c00:=c- p00:=p- k00:=k- rl00:=rl- r200:=r2-while flag dobegin
- F0:=F1- c00:=c-p00:=p-k00:=k- r00:=r-while flag dobegin
- Оптимизация no 5 параметрам по жесткости} procedure TForml. OptlGest (z, LLO, mm: extended- n: integer-var optc, optp, optk, optr 1, optr2 extended) — const ne=7-e:arrayl.ne. of extended =(0.1,0.03,0.01,0.003,0.001,0.0003,0.0001)-var
- F0:=F1- c00:=c- p00:=p- k00:=k- rl00:=rl- r200:=r2-while flag dobegin
- F0:=F1- c00:=c- p00:=p- k00:=k- rl00:=rl- г200:=г2-flag:=true-endelse flag:=false-end- end-procedure TForml. SpeedButton2Click (Sender: TObject)-begin1. Files-end-end.end.