Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы ценностей курсантского коллектива военного авиационного института: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ковалев В. Н. Социалистический воинский коллектив. /Дис. д. ф. н., ВПА, 1980/ Сулаков А. В. Социальные отношения в воинских коллективах и их влияние га служебно-боевую деятельность пограничных войск. /Дис. канд. ф. н., ГАВС, 1992/- Ковалевич Ю. В. Организация и социальная роль неформальных групп зоеннослужащих в социальной структуре воинского коллектива. /Дис. канд. соц. 1аук, ВУ, 1995/- Ососков… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Теоретико-методологические основы социологического анализа ценностной системы современного курсантского коллектива военного авиационного института
    • 1. 1. Генезис формирования социологической концепции ценностной системы
    • 1. 2. Система ценностей курсантского коллектива военного авиационного института и ее структура
    • 1. 3. Разработка модели конкретного исследования ценностной системы курсантского коллектива военного авиационного института
  • 2. Управление процессом развития ценностной системы курсантского коллектива военного авиационного института
    • 2. 1. Особенности функционирования ценностной системы курсантского коллектива военного авиационного института
    • 2. 2. Состояние и динамика ценностной системы курсантского коллектива военного авиационного института
    • 2. 3. Основные пути повышения эффективности управления процессом формирования ценностной системы курсантского коллектива военного авиационного института

Формирование системы ценностей курсантского коллектива военного авиационного института: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вооруженные Силы Российской Федерации переживают ныне сложный риод своего реформирования и становления в новом качестве.

Жизнедеятельность армии как социального организма проходит на фоне ренных преобразований во всех сферах жизни общества — от экономики до (еологии.

Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей конкретных? дей, общества в целом на основе произведенной смены приоритетов среди форм «бственности. Особенно остро данные процессы отражаются на молодом жолении нашего общества.

Достижение качественно нового уровня ВС РФ, а также переход на новые ринципы комплектования армии и флота предполагают решение вопроса об зучении побудительных сил, мотивации, ценностей воинской службы и выработке аучных основ управления процессом их формирования.

Одним из основных социальных институтов, от которого в большой степени ависит качество армии XXI века, является система военного образования. Именно в тенах военного учебного заведения происходит формирование личности будущего фицера-летчика.

Социальный заказ в сфере подготовки военных авиационных специалистов вводит на одно из ведущих мест проблему социологической разработки еоретических и прикладных аспектов формирования системы ценностей и ценностных ориентаций воздушных бойцов.

Актуальность исследования избранной темы обусловливается следующими эбстоятельствами:

Во-первых, радикальными изменениями в мире и стране, которые привели к существенным изменениям в системе индивидуальных ценностей и ценностных ориентиров молодежи в целом и военной молодежи в частности. Такие традиционные ценности как Родина и Отечество, долг, честь, свобода изменились во многом не только по объему, но и по содержанию. Возникла необходимость 4 жретизации данных понятий, обеспечив преемственность традиционных яностей, а также возрождение тех из них, которые оказались забытыми. -вторых, реформированием системы военного образования, главными задачами торого являются оптимизация сети и емкости военно-учебных заведений в ответствии с новой структурой и численностью Вооруженных Сил, реальной 1Требностью армии и флота в офицерских кадрах, а также приведение организации содержания военного обучения и воспитания в соответствие с потребностями годняшнего дня.

•третьих, возрастанием роли и значения армейской авиации при проведении жальных боевых операций (Дагестан, Чечня, Таджикистан) и, как следствие,)зрастанием требований по качеству подготовки летного состава. -четвертых, той сложной морально-нравственной ситуацией, котораярастеризуется ростом прагматизма, проявлением различных форм аморализма и ездуховности в курсантских коллективах, необходимостью повышения внимания к атриотическому и духовно-нравственному воспитанию будущих летчиков. 1-пятых, необходимостью теоретического осмысления новых условий, в которых юрмируется система ценностей молодых людей, поступающих в военное учебное аведение с одной стороны, определение реальных причин значительного сниженияачественных характеристик молодых людей, поступающих в летные учебные аведения с другой.

— шестых, несоответствием между значением ценностной системы курсантского соллектива летного учебного заведения в формировании личности летчика и местом, которое эта проблема занимает в научных исследованиях и практической деятельности командиров и начальников всех уровней.

В-седьмых, необходимостью выявления факторов и условий, влияющих на формирование ценностной системы курсантского коллектива. Использование полученных знаний для формулирования научных выводов, рекомендаций управленческим структурам, по эффективному влиянию на процесс формирования и развития системы ценностей курсантских коллективов. 5.

Степень научной разработанности проблемы.

Рассматривая проблему в целом, следует подчеркнуть, что для ее з^дования существует определенная теоретическая и методологическая база, едставленная в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.

При рассмотрении курсантского коллектива автор поддерживает держательные подходы ведущих военных ученых, исследовавших воинские ллективы (Ковалев В. Н., Кулаков А. В., Ковалевич Ю. В., Ососков В. П., жробан Б. Н.).1.

Эти подходы раскрывают, на мой взгляд, содержательную конструкцию мого понятия, его внутреннюю структуру и отдельные элементы, механизм ункционирования. однако в современной исследовательской динамике нами эедпринята попытка скорректировать ряд позиций этого социологического энятия, на наш взгляд, это связано с тем, что сами воинские коллективы обого уровня в своей динамике жизнедеятельности специфичны, особенны, ни призваны отражать функциональную константу, цели и задачи вида, рода эйск.

В исследованиях системы ценностей, мотивов поведения и деятельности, енностных ориентаций коллективов и личности объективно сложились три сновных подхода: социально-психологический, социально-философский и оцио логический.

Изучение этих проблем в рамках первого подхода ведется в основном по.

— Ковалев В. Н. Социалистический воинский коллектив. /Дис. д. ф. н., ВПА, 1980/ Сулаков А. В. Социальные отношения в воинских коллективах и их влияние га служебно-боевую деятельность пограничных войск. /Дис. канд. ф. н., ГАВС, 1992/- Ковалевич Ю. В. Организация и социальная роль неформальных групп зоеннослужащих в социальной структуре воинского коллектива. /Дис. канд. соц. 1аук, ВУ, 1995/- Ососков В. П. Социально-политические проблемы формирования и развития курсантского коллектива в условиях реформирования ВС РФ./ Дисс. к. ф. н. ВУ — 1995; Шкробан Б. Н. Противоречия социального самочувствия воинского коллектива и пути их разрешения./ Дисс. к. ф. н. ВУ -1995; 6 дующим направлениям: при исследовании личности, в связи с деятельностью чности, в связи с проблемами установки. Психологами обосновывается особая ирода человеческих ценностей как проявление психических процессов, стояний, свойств и явлении субъектов.1.

Второй подход осуществляется на уровне социально-философского общения этой сложной проблемы, прежде всего, в связи с другими, более общими просами человеческой деятельности и общения, взаимовлияния биологического и циального компонентов ценностной структуры коллектива и личности).2.

Социально-философский аспект ценностей воинской службы выступает юдметом анализа и оценки в трудах военных авторов. Непосредственно ярагивают ее военные ученые, разрабатывающие проблемы личности воина юбще, проблемы духовной жизни, а также исследующие различные побудители жнской деятельности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, гимулы и т. п.(Алексеенко О.М., Гребеньков В. Н., Крупник A.A., Мельниченко И. Н 1асюк Ю.В., Галченко С. П., Протасов A.A., Петрий П. В., Сухарев В. А.,.

— у крипаи В.А., Трифонов Ю. Н.). В этих работах в основном созданы.

— См.: Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.- 1аука, 1980; Батурин Н. В. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии./ 5опросы психологии. 1989;№ 2-с.81−89- Василенко B.JI. Ценность и оценка. М.- Дысль. 1976;С.18- Додонов Б. М. Эмоция как ценность. М.- Политиздат, 1978; Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.- Политиздат, 1979;C.149- Совалев В. И. Мотивы поведения и деятельность. М.- Наука, 1988; и др.

См.: Анисимов С. Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. М.- Иысль, 1988; Авалиани С. Ш. Природа знания и ценности, — Тб., 1989; Архангельский I.M. Моральные ценности и современность./ Вопр. философии., 1983;№ 11-е.88−93- Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.- 1986; Каган М. С. О философском понимании ценности./ Вестник ЛГУ сер.№ 6. 1987;Вып.З (№ 20)-с.44−50- Кузнецов A.C. Человек: потребности и ценности. Свердловск: Изд-во Ур. У. 1992;и др.

5 — См.: Алексеенко О. М. Ценности военной службы и проблемы повышения ге престижности в ВС РФ./ Дисс. к. ф. н. ВА им. Ф. Э. Дзержинского — 1996; Гребеньков В. Н. Взаимосвязь мировоззренческой и методологической культуры в духовном мире личности офицера./Дисс. к. ф. н. ГАВС- 1993; Мельниченко И. Н. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России./ Дисс. к. ф. н. ВВА им. Ю. А. Гагарина — 1996; Крупник А. А. 7 ретическая и методологическая основы для комплексного изучения системы яностей воинского коллектива и личности военнослужащего.

Третий подход в изучении ценностей, мотивов, ценностных ориентаций чности осуществляется в рамках предмета социологии.

В социологию проблему ценностей ввел М. Вебер, а дальнейшее развитие она лучила в многочисленных трудах зарубежных и отечественных ученых.1 ирокое применение теоретические взгляды этих авторов нашли в конкретных циологических исследованиях, в частности, исследованиях, связанных с миологией молодежи, профессиональной деятельности, социологией управления.

Проблемы ценностей воинской деятельности, мотивов, ценностных шентаций различных категорий военнослужащих находятся в центре внимания юнных социологов в связи с проведением конкретных военно-социологическихследований образа жизни военнослужащих, структуры воинских коллективов, зли общественного мнения, профессиональной готовности, удовлетворенности зинским трудом, процессов адаптации, мотивов поведения и т. д. (Иванов А.П., атриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в оинской среде./ Дисс. к. ф. н. ВУ — 1995; Масюк Ю. В. Мотивация воинской лужбы: сущность, противоречия и тенденции формирования./ Дисс. к. ф. н. ABC — 1993; Галченко С. П. Военно-профессиональные ценности в ценностных риентациях военных кадров./Дисс. к. ф. н. ГАВС-1994;

1ротасов А. А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре фицера./ Дисс. к. ф. н. ВУ — 1995; Петрий П. В. Духовные ценности оеннослужащих РА в современных условиях./Дисс. к. ф. н. ВУ- 1995; Сухарев В. А. Моральные качества офицера пограничных войск: сущность, пецифика, формирование./ Дисс. к. ф. н. ГАВС — 1993; Скрипай В. А. 1олитическое мышление в системе ценностных ориентаций военных кадров./ 1, исс. к. ф. н. ГАВС- 1993; Трифонов Ю. Н. Сущность и основные проявления гатриотизма в условиях современной России./ Дисс. к. ф. н. Тамбовский ГУ -[996;

— См.: Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности, — М.- Знание, 1978; Блюмкин В. А. Мир моральных ценностей ,-М.- 1981; Цурасова Т. Е. Ценности истинные и мнимые. -JL- 1979; Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценности./ Проблемы ценности в философии-М-Л- 1966; Костенко Н. В., Осеовский B.JI. Ценности профессиональной деятельностиКиев, 1986; Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме, — Л.- 1968; и др. 8 ндович В.Ю., Ковалевич Ю. В., Мурачев А. П., Муратов В. А., Парфенов В. Г., венко В.О., Стекольников В. И., Санжеревский И.И.).1.

Изучение работ вышеперечисленных ученых позволяет сделать вывод о том, о существует теоретическая и методологическая база для социологического ализа ценностной системы курсантского коллектива летного военного учебного ведения.

Вместе с тем, анализ показывает, что в большинстве этих работ неследовались проблемы, связанные, во-первых, с особенностями новых условий, в >торых происходит формирование системы ценностей молодых людей, ановящихся в курсантский строй, во-вторых, со спецификой будущей эофессиональной деятельности — военного летчика. Не систематизирован круг акторов и условий, оказывающих влияние на формирование ценностной системы /рсантского коллектива и как следствие, ценностных ориентаций личности удущего офицера-авиатора.

Таким образом, автор считает, что проблема ценностной системы урсантского коллектива летного военного учебного заведения требует дальнейшей азработки.

— См.: Иванов А. В. Удовлетворенность трудом офицеров-пограничников и ути ее достижения в современных условиях./Дисс. к. соц. н. ГАВС-1993;ондович В. Ю. Профессиональная адаптация молодых летчиков-инструкторов [ ее оптимизация в современных условиях./Дисс. к. соц. н. ВУ- 1995; Лурачев А. П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту. ./ Дисс. к. -оц. н. ВУ — 1997; Муратов В. А. Формирование мотивационно-ценностной пгруктуры профессиональной деятельности офицеров ФПС./ Дисс. к. соц. н. ВУ — 1997; Парфенов В. Г. Общественное мнение в воинском коллективе и егопользование в воспитательном процессе./Дисс. к. соц. н. ВУ-1996;евенко В. О. Мотивационно-ценностные ориентации личности военного шиационного инженера и их динамика в современных условиях./ Дисс. канд. хщ. н. ВУ — 1996;

Стекольников В. И. Особенности социализации личности в процессе срочной воинской службы в современных условиях./Дисс. к. соц. н. ВУ- 1995; Санжеревский И. И. Профессиональная готовность военного летчика и ее формирование в авиационном училище ВВС России в современных условиях./ Дисс. к. соц. н. ВУ- 1995; 9.

Объектом исследования является ценностная система курсантского ллектива военного авиационного института, как основа формирования нностных ориентаций будущих летчиков.

Предмет исследования: структура, динамика, механизм формирования нностной системы курсантского коллектива военного авиационного института, новные условия и факторы управления ею.

Основная цель исследования — изучить, проанализировать ценностные шентации курсантов военного авиационного института, на этой основе 1зработать модель ценностной системы курсантского коллектива, ее структуру, «¡-работать практические рекомендации органам военного управления по. тулированию её оптимального состояния.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: а) теоретических: вучить существующие в социологии подходы к исследованию проблемы енностей и ценностных ориентацийт основе имеющихся методик исследования ценностей обосновать свою етодику социологического исследования, разработать программу конкретного оенно-социологического исследованияб) практических: провести военно-социологическое исследование, первичную обработку юлученной информациипроанализировать направленность и содержание ценностных ориентаций, «пределить доминирующие типы и на их основе разработать модель ценностной системы курсантского коллектива, проследить изменение ее характеристик за изучаемый периодвыявить закономерности в изменении места и значимости наиболее важных элементов системы, сделать предварительный прогноз в их развитии на 5лижайшую перспективу;

— выработать практические рекомендации органам военного управления по.

10 гулированию оптимального состояния ценностной системы курсантского ллектива военного авиационного института. шовная гипотеза:

Современная система ценностей курсантского коллектива авиационного [статута авиации Сухопутных Сил в значительной степени определяет как альную эффективность учебно-воспитательного процесса в стенах ВУЗа, так содержание и направленность основных ценностных ориентаций офицеров-ягчиков в будущем. астные гипотезы: на структуру ценностной системы курсантского коллектива воздействуют многочисленные факторы, определяемые в целом отношением общества к военным институтам и военно-профессиональной деятельности.) военно-профессиональные и летно-корпоративные ценности оказывают свое воздействие на учебно-воспитательный процесс военного авиационного учебного заведения через его цели, средства и результат. Главным в этом воздействии является субъект учебно-воспитательного процесса, то есть курсант. аучно-теоретическую и методологическую основу составляют фундаментальные сложения военной социологии, социологии управления, социологии образования, социологии труда, социологии военного и летного обучения и оспитания, профессиологии, социальной и авиационной психологии. Методика диссертационного исследования состоит из двух основных уровней, /ровень общенаучной общесоциологической методологии базируется на традигмах, концепциях социально-философских, социально-психологических, социологических и военно-социологических теорий.

Методика эмпирического исследования основана на современной технологии военно-социологического исследования, на квотной выборке, методах опроса, экспертных оценках, создании прожектных ситуаций, учитывает рекомендации кафедры социологии Военного Университета.

11 лирическую базу исследования составили материалы отдела военно-циологических и правовых исследований Главного управления спитательной работы ВС РФ, данные Управления воспитательной работы ЗС, результаты исследования, выполненного НИИ комплексных социальных следований Санкт-Петербургского университета «Ценностный мир временного студента», результаты военно-социологических исследований, юведенных военными учеными-социологами на кафедре социологии Военного ниверситета, материалы конкретного военно-социологического исследования, юведенного диссертантом на базе Сызранского и Уфимского высших) енных авиационных училищ летчиков. аучная новизна диссертационного исследования заключается: в разработке и корректировке военно-социологических категорий и понятий таких как «ценностная система курсантского коллектива», «курсантский коллектив военного авиационного института», исследовании особенностей механизма функционирования ценностной системы курсантского коллектива в условиях авиационного военного учебного заведенияв раскрытии современной структуры ценностной системы курсантского коллектива на примере курсантских коллективов военного авиационного института Сухопутных Сил и определения реальных путей совершенствования управления процессом его формирования в ВВУЗев реализации эмпирической модели исследования диссертационного проекта, конкретной проверке авторской методики военно-социологического исследования. а защиту выносятся следующие основные положения:

— авторский подход к социологическому определению содержания и структуры структура ценностной системы современного курсантского коллектива военного авиационного института;

— специфика и особенности механизма функционирования ценностной системы курсантского коллектива военного авиационного института;

— реальное состояние процессов формирования ценностной системы курсантского коллектива в структуре обучения и воспитания в военном авиационном институте;

— авторские рекомендации по определению основных подходов, путей, форм и методов оптимизации управления процессом формирования ценностной системы курсантского коллектива7 военного авиационного института. зактическая значимость диссертационной работыч состоит в том, что вмененный в ней социологический анализ может быть успешно применен ш дальнейшей разработки проблем социологии, педагогики и профессиологии, язанных с профессионализацией, военно-социальной и военно-педагогическойятельности управленческих структур ВВУЗов, соединений и частей. В мнении проблем воинского и летного обучения и воспитания, вопросов зактического формирования и управления ценностной системой воинского зллектива. Определенные работой рекомендации и предложения могут помочь выработке концепции управления учебно-воспитательным процессом в энкретных военно-учебных заведениях. г лробация положений диссертационной работы осуществлялась в ходе эциологического исследования в Сызранском и Уфимском ВВАУЛ в 1 997 998 годах: в процессе защиты дипломной работы по кафедре социологии остовского социально-политического институтав ходе учебного процесса и оенно-профессиональной экспертизы в Сызранском военном авиационном нституте и его авиационных частяхизлагались на заседаниях кафедры уманитарных и социально-экономических дисциплин и научно-практических юнференциях Сызранского ВАИ. Общий объем публикаций по основному удержанию диссертации составил 1,8 печатных листа.

Выводы по второй главе:

1). Особенностью функционирования ценностной системы курсантского эллектива является ее определяющая роль в формировании ценностных жентаций личности курсанта. Являясь элементом мотивационной структуры мировоззрения личности, ценностные ориентации интегрируют рациональную, яоциональную и волевую сферы ее сознания, создают важнейшую связь изнедеятельности курсанта между потребностями и интересами — с одной гороны, и его целями г с другой. В ценностных ориентациях личности /рсанта фиксируется результат соизмерения ценностей, выделения главных, эминирующих ценностей по отношению к остальным, им подчиненным.

2). Анализ ценностной системы курсантского коллектива летного ВВУЗа эзволяет выделить следующие ценностные компоненты: смысло-жизненный, щиально-политический, военно-корпоративный, военно-профессиональный, эзнавательно-развивающий, летно-корпоративный, материально-бытовой, 1ецифически-меркантильный.

Летно-корпоративный компонент является доминирующим среди знностных предпочтений курсантов летных учебных заведений. При этом он еныпе всего претерпевает изменений в структуре ценностей за период зучения в стенах учебного заведения.

В то же время прослеживается устойчивая тенденция роста в структуре шностей курсантского коллектива ценностей социально-прагматической шравленности. Все больше в курсантском строю становится тех, кто юсматривает военное образование (военную карьеру) как временный этап, ззволяющий с наименьшими социальными (материальными) издержками жить первоначальные жизненные задачи.

3). Ценностная система курсантского коллектива развивается под шянием разного рода объективных и субъективных факторов. К объективным акторам относится совокупность всех общественных, прежде всего атериально-экономических, отношений, которые в решающей степени.

5условливают социальные свойства личности. Субъективным фактором по юей природе является прежде всего система воспитательной работы, под зторой понимается процесс систематического и целенаправленного «действия на духовное, физическое, профессиональное развитие личности в злях подготовки ее к производственной, ратной, общественной, культурной и эугой деятельности. Рассматривая систему воспитания как объект травленческой деятельности, необходимо помнить, что воспитание — это жплексный, всесторонний, многопараметровый, динамичный и эотиворечивый процесс.

4). Управление формированием ценностной системы курсантского эллектива является важнейшим компонентом процесса подготовки летных щров армейской авиации. Необходимым условием эффективности управления шяется обратная связь, т. е. своевременное получение объективнойформации о результатах управленческого воздействия. Обеспечение этой 5язи является одной из основных задач социологического сопровождения гебно-воспитательного процесса.

Значение управления процессом формирования ценностной системы фсантского коллектива заключается в том, что оно обеспечивает гленаправленность в работе всех структурных подразделений учебно-зспитательной системы, четкость действия всех ее звеньев, взаимосвязь их стельности между собой и с другими социальными системами, создает гобходимые условия для функционирования этой системы.

Основные пути достижения эффективности военно-социального травления формированием ценностная система курсантского коллектива эоходят через оптимизацию учебно-воспитательного процесса в военном УЗе, улучшение качества отбора кандидатов в авиационные военные ВУЗы, эвышение престижности профессии офицера в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для успешного решения важнейшей государственной задачи — создания сформированных Вооруженных Сил России XXI века, на первое местогодня выходит проблема подготовки офицерских кадров, основы будущей зновленной армии.

При этом наряду с необходимостью высокой профессиональной эдготовки будущих офицеров остро встает проблема формирования системы знностей гражданина-патриота.

Последнее десятилетие развития России ознаменовалось такими ггативными процессами, как депатриотизация духовной и социальной жизни эссийского общества, размывание ценностно-мотивационного ядра ационального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства достоинства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся зятели утратили силу нравственного идеала или фактора патриотического зспитания молодежи1.

Эти явления и процессы не могут не влиять на формирование гнностных ориентиров, жизненных целей молодых людей, приходящих в гены военных учебных заведений.

Как результат, встает проблема необходимости изучения состояния, ннамики реальной системы ценностей современного курсантского коллектива, издания отлаженного механизма влияния на процесс формирования и развития астемы ценностей будущих офицеров.

Влияние на систему ценностей предполагает формирование и длительное азвитие целого комплекса позитивных качеств. Стержнем этого развития зляются исторический, духовно-нравственный и социокультурный компонент, елью воздействия на систему ценностей является формирование личности жна-патриота. Патриотизм в данном случае выступает в единстве духовности, зажданственности и социальной активности личности, любого другого объекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством,.

165 зститузлизирующего их социальную роль и значимость в деятельности, ютветствующей его интересам, получающим дальнейшее развитиесредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в зществе и государстве.

Усилия по оптимизации и активизации деятельности по формированию и 1звитию ценностной системы курсантского коллектива должны шентироваться на конкретные и специфические интересы молодых людей, эиходящих в военные ВУЗы.

Формы этой работы должны являться организационным воплощением эвых подходов и принципов современной социально-гуманитарной, особенно илософской, социологической и педагогической науки, способствовать 13витию, обогащению каждой личности, ее самореализации.

Важнейшим инструментом влияния на развитие ценностной системы зчности и курсантского коллектива в условиях военного ВУЗа остается 1ебно-воспитательный процесс.

Среди важнейших направлений оптимизации учебно-воспитательного роцесса в современных условиях, призванных способствовать реализации его бромного потенциала, выделяются социализация, гуманизация, демократизация, зфференциация гуманитаризация этой деятельности.

В рамках каждого из этих направлений, тесно взаимосвязанных между) бой, имеются широкие возможности для осуществления практической стельности по обеспечению комплексного решения задач по влиянию на гнностную систему курсантского коллектива. птимизация учебно-воспитательной системы, значительное повышение ее })фективности в современных условиях требует целенаправленного решенияего комплекса следующих взаимосвязанных задач:

I. Теоретического, исследовательского характера.

1. принятие долговременной комплексной государственной программы зенно-патриотического воспитания молодежи, ориентированной на реализацию.

166 шовных положений новой концепции и обеспечение финансирования системы ероприятий;

2. постоянная и последовательная реализация в учебно-воспитательном роцессе научно обоснованных рекомендаций, направленных на повышение его зйственности и эффективности: а) во всей работе по воспитанию курсантов исходить из того, что формирование общественно востребованных ценностных ориентаций личности будущего офицера, является важнейшей задачей всех органов и структур военного управленияб) на всех уровнях патриотического воспитания руководствоваться тем. что его сущность, содержание, специфика определяются потребностями общества в социально активной, патриотической молодежи, способной реализовать свои лучшие качества, возможности в основных сферах общественной жизни, в том числе связанных с обеспечением защиты и безопасности Отечества;

3. при организации учебно-воспитательного процесса в военных ВУЗах читать важнейшими условиями достижения успеха формирование у курсантовтойчивой направленности, четкой установки на достойное выполнение зажданского и патриотического долга перед Отечеством, сильной мотивации к ормированию и развитию у каждого курсанта позитивных социально гачимых качеств, свойств-.

4. добиваться обновления, обогащения содержания учебно-воспитательного роцесса, его актуализации с учетом основных проблем, решаемых по ормированию социально значимых ценностей и идеалов в структуре системы енностей курсантских коллективов, обеспечивать в процессе этой деятельности птимальное соотношение социально-гуманитарных и практико-прикладных эмпонентов;

5. постоянно ориентироваться на новые, более эффективные методы, эедства, формы учебно-воспитательного процесса, которые в сочетании с.

167 задиционными в большей степени способствуют достижению главной цели.

И. Практического организационного характера.

1. актуализация и популяризация идей воинской службы, служения течеству, роли и задач военно-патриотического воспитания в средствах ассовой информации, использование для их активизации массовой приотической работы средимолодежи в интересах укрепления общества и азвития каждой личности;

2. определение и обоснование конкретных направлений деятельности 1зличных структур военного управления ВВУЗов, участвующих в единой 1стеме учебно-воспитательного процесса, дифференциация и разграничение их ункций с учетом взаимосвязи и взаимодополняемости;

3. разработка и создание новой системы подготовки кадров, способных юрчески, эффективно решать задачи в процессе формирования и развития шностной системы курсантского коллектива в соответствии с современными юбованиями, предъявляемыми к результатам этой деятельности;

4. обеспечение квалифицированного и эффективного управления учебно-юпитательным процессом на всех его уровнях и во всех звеньях. Разработка создание механизма, обеспечивающего совместную, скоординированную, -аимозаинтересованную деятельность всех субъектов учебно-воспитательного юцесса;

5. подготовка и выпуск научно-исследовательской и специальной учебно-гтодической литературы, обобщающей опыт использования передовых, шболее эффективных методов, форм и средств учебно-воспитательной работы, ее распространение среди организаторов, методистов практиков и т. д.

Анализ деятельности основных субъектов, призванных участвовать в уществлении этих задач, свидетельствует о необходимости гораздо более шного и всестороннего учета конкретных и весьма специфических.

168 ззможностей и интересов каждого из них, а также степени их соответствия зтересам общества в целом.

Проведенная автором исследовательская работа позволяет сделать вывод, го разработка проблемы системы ценностей коллектива как уникального ногомерного явления имеет важное значение для современной науки и зактики.

В ней, как представляется, удалось решить искомые исследовательские дачи.

Во-первых, избранный подход к изучению сущности ценностной системы фез прояснение представления о природе ценностей, выявление ссиологических детерминант процесса познания, использование принципа жождения способов дифференциации ценностных ориентаций, позволили юкрыть сущность, структуру и определить специфику социологического тализа интересующего явления.

Во-вторых, последовательная разработка (на основе имеющихся в) сенале социологии и социальной психологии методов изучения отдельных: пектов ценностной системы) специальной методики, ее анализ и ее гробация посредством проведения социологического исследования среди фсантов летных учебных заведений, представила возможность получить зстоверную и надежную информацию о состоянии ценностной системы фсантского коллектива военного авиационного института, ее сущности и руктуре.

В-третьих, научно-практический интерес к данной работе может быть эежде всего обусловлен, новыми данными об особенностях и основных ¡-нденциях развития ценностной системы курсантского коллектива — как шовного резерва офицерского корпуса страны.

Исследование показало, что проблемы управления процессом эрмирования и развития ценностной системы курсантского коллектива, зеспечения оптимального ее функционирования целесообразно решать.

169 средотачивая усилия на трех уровнях.

В связи с этим могут быть предложены три группы предложений и жомендаций организационно-практического характера.

1 .Первая группа предложений и рекомендаций сориентирована на чтение проблем формирования ценностной системы на уровня юударственных и общественных институтов.

Предполагается целесообразным: а) обеспечить и утвердить соответствующий нынешнему этапу развития Зщества, его Вооруженных Сил, социальный статус офицераб) разработать целевую программу мер, направленных на изменение ютветствующей ориентации общественного сознания в сторону повышения Зщественной значимости воинской службыв) разработать комплекс мер гуманитарного и организационного фактера, направленных на повышение престижа профессии офицера вообще, [шцера-летчика — в частностиг) привести в соответствие с новыми условиями нормативно-правовую 1зу, регулирующую прохождение контрактной службы офицерским составом итко определяющую обязательства и ответственность сторон, обеспечение. шолнения контракта со стороны государства, определение правового зханизма оспаривания контрактад) создать действующую систему социальной защиты военнослужащих и генов их семей.

2. Вторая группа предложений и рекомендаций предназначена для япения на уровне командования армейской авиации Сухопутных войск, сновными из них являются: а) проработать вопрос и подготовить предложения в Министерство юроны РФ о создании в военном авиационном институте штатной «циологической исследовательской группы в структуре отдела воспитательной [боты;

170 б) внести изменения в Руководство по профессиональному жхологическому отбору, а именно, в систему информирования о его гзультатах: данные изучения мотивационно-ценностной сферы абитуриентов вводить до всего командного, профессорско-преподавательского и летно-зструкторского состава с целью оптимизации применения корректирующих и) ррегирующих методик в процессе обучения и воспитания в институтев) произвести увеличение количества штатных должностей офицеров-)спитателей в курсантских подразделенияхг) разработать систему отбора и подготовки младших офицеров, означаемых на должности командиров взводов курсантских подразделений.

3. Третья группа предложений и рекомендаций адресована органам) енного управления военного авиационного ВУЗа: а) командованию и штабу ВУЗа определить возможности оптимизации эоцесса формирования структурных компонентов ценностной системы фсантского коллектива:

— в организационно-методических указаниях субъектам учебно-воспитательного процесса акцентировать внимание на необходимости комплексного изучения вопросов формирования ценностной системы курсантского коллектива и ее составляющих;

— организовать с помощью отдела воспитательной работы и группы профессионально-психологического отбора постоянное социологическое отслеживание уровня мотивационно-ценностной сферы курсантов в целях оперативного влияния на нее силами и средствами учебно-воспитательной работыб) летно-методическому отделу при планировании работы летно-нструкторского состава предусмотреть комплекс воспитательных мероприятий процессе практического обучения с целью влияния на мотивационно-знностную сферу обучаемыхв) отделу воспитательной работы совместно с учебным отделом.

171 зганизовать на базе кафедры гуманитарных и социально-экономических нсциплин постоянно действующие семинары по обучению офицеров /рсантских подразделений формам и методам отслеживания и влияния на ютему ценностей курсантского коллективаг) учебному отделу при организации учебного процесса проанализировать эзможность увеличения преподавания блока гуманитарных и социально-сономических дисциплин как главной составляющей в процессе формирования гнностной системы курсантского коллектива и выработки четких ировоззренческих установок личности будущего офицера-летчика.

Реализация данных рекомендаций по мнению автора позволит повысить |)фективность военно-социального управления процессом формирования и азвития ценностной системы курсантского коллектива военного авиационного нститута.

Изучение системы ценностей курсантского коллектива (воинского эллектива) должно, безусловно, получить дальнейшее развитие в науке.

Особого внимания исследователей, как представляется, требуют следующие шекты:

— динамика формирования системы ценностей курсантского коллектива эенного авиационного института и ее структура;

— диалектика взаимодействия элементов ценностной системы курсантского эллектива;

— специфика системы ценностей у различных социальных субъектов;

— взаимодействие системы ценностей коллектива — группы-личности;

— соотношение ценностной системы коллектива, ценностных ориентаций и зального поведения личности и т. д.

Кроме этого, наиболее важной задачей является дальнейшая разработка етодов эмпирического анализа ценностной системы курсантского коллектива с спользованием передовой научной теории и практики.

Перспективное и продуктивное направление может представлять также.

172 следование ценностного феномена на стыке различных естественных и /манитарных наук.

Логическим продолжением настоящей работы могло бы стать отдельное Зращение к вопросу о динамике ценностных ориентаций членов курсантского эллектива за пределами учебного заведения на основе имеющегося эмпирического атериала, данных различных исследований по ценностному миру молодых |>ицеров-авиаторов.

Последнее возможно было бы осуществить на основе расширения базы щиологического исследования по разработанной методике и с применением новых етодов анализа системы ценностей.

При этом необходимо провести «основательную» эмпирическую проверкуотношения ценностей духовных и материальных, терминальных и нструментальных, интегрирующих и дифференцирующих, а также выявленных в астоящей диссертации «контуров» курсанта-авиатора переходной эпохи.

Дальнейшее исследование сущности, структуры и тенденций развития гнностной системы и ценностных ориентаций позволит уточнить арактеристику нового социального типа личности офицера-летчика и пределить «ценностные параметры» будущих Вооруженных Сил.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Социальное управление. Опыт философского анализа. М., 1984 Агашин Ю. А. Политика. Право. Мораль. М., 1982 Андреева Г. М. Социальная психология. М., МГУ, 1988
  2. .Г. О проблемах современного человекознания, — М.- Наука, 1987, с. 380 Андреенкова Н. В. Проблема социолизации личности. /Социальные исследования. Вып. 3. М. — Наука, 1970, с. 280
  3. .Б. Человек как предмет познания. JI.- Изд-во ЛГУ, 1969, с. 339 Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.- Знание, 1978, с. 64
  4. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.- Мысль, 1976, с. 158
  5. В.Г. Мотивационные резервы человека. / Психол. журнал. -1987-Т.8 № 5-с. 3−12
  6. А. Кризис сознания или осознание кризиса?/ Коммунист 1990-№ 15-с. 3−12
  7. С.Ф. Духовные ценности : производство и потребление. М. Мысль, 1988, с. 253
  8. Е.А. Социальный статус и активность личности : личность как объект и субъект социальных отношений. М.- Изд-во МГУ-1984, с. 287. Армия и общество. / Сост. и общ. ред. Чалдымов H.A. и Черкасенко А. И. -М.- Прогресс, 1990, с. 432
  9. Г. А. Нравственная культура личности. Основы воинского этикета. М.- Изд-во ВПА, 1981, с. 49
  10. В.Я., Федотов В. В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе. -М.- ГА ВС, 1992, с. 66
  11. К.А. Психология личности в условиях социальных изменений. -М. РАО, 1993, с. 103
  12. И.Н. Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга. Минск, 1989
  13. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.- Наука, 1980, с. 336
  14. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. (Критика христианского истолкования ценностей жизни и культуры). М.- Мысль, 1970, с. 183
  15. В.Г. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования./Советская педагогика. 1981-№ 8, с. 61−69
  16. Л.М. Моральные ценности и современность /Вопросы философии. 1983-№ 11, с. 88−93
  17. Актуальные проблемы нравственного воспитания. -Новосибирск: Наука, 1987.
  18. Г. А. Нравственная культура личности. Основы советского воинского этикета. -М, ВПА, 1981, с. 40
  19. Армия и человек: Проблемы воспитания./Материалы научно-практической конференции. М.- ВПА, 1994, с. 95
  20. .О. О мотивационной готовности молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности./ Ракурс -1993. Вып. 4./
  21. С. Мораль как сторона человеческой деятельности. /Структура морали и личность. -М.- Мысль, 1997.
  22. Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности./ Вопросы философии 1990-№ 8./
  23. С.Ш. Природа знания и ценности. -Тбилиси, 1989, с. 182
  24. В.Г. Место ценностных ориентаций в построении психологии личности. /Социолог.исслед. -1989-№ 1-с. 34−43/.175
  25. О.M. Ценности военной службы и проблемы повышения еепрестижности в ВС РФ./ Диссер.канд.фил.наук. -М.-- ВУ-1996. К Андреенкова A.B. Материалистические /постматериалистические ценности в
  26. Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М.- ГА ВС- 1992, с. 165
  27. В.А. Мир моральных ценностей,-М.- 1981, с. 64
  28. М.П. Социальные нормы и регуляция поведения. М.- Наука, 1978, с. 94
  29. Л.П. Социальная среда сознание личности. -М.- Изд-во МГУ, 1968, с. 268
  30. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора.-Харьков. Вища школа, 1988, с. 150
  31. В.А. Нравственное воспитание. (Философско-этические основы) Воронеж: Изд-во Воронеж, универ-та, 1990, с. 141
  32. Е.М. Духовный мир советского человека. -Минск: Беларусь, 1983, с. 211
  33. .Н. Человек: пути формирования новой личности: -М, Высш. школа. -1988, с. 171
  34. Ю. Без прочных духовных, нравственных основ ни одна современная армия невозможна./ Кр.Звезда. 1993. Ииюля/
  35. БлюмкинВ.А. Моральные качества личности. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1974, с. 185
  36. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. / Педагогика, 1995, № 4176
  37. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышление о некоторых социальных проблемах молодежи, М., 1984, с. 207
  38. A.C. Опредмечивание ценности и социологическое познание. :оциол. Исслед, — 1975-№ 2, с. 53−58
  39. З .Бочаров М. П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования. / Авторефер. диссерт. канд философ, наук, М., РАУ 1992 г./
  40. И. А. Формирование социокультурных ценностных ориентаций у курсантов . / Диссерт. канд. педог. наук, С. П-б, 1996 г./
  41. И. Г., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода, М., 1973 г.
  42. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978 г.
  43. В. В. Развитие и формирование мотивации учебной еятельности курсантов военных училищ МВД. / Диссерт. канд. психолог, наук, 1, 1995 г./
  44. Е. Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил и роблемы его обновления. / Диссерт. докт. философ, наук, М., 1992 г./
  45. И. В. Моральная надежность личности воина: сущность, одержание, пути формирования. /Диссерт. канд философ, наук, М., 1992 г./
  46. А. А. Социальные отношения в воинском коллективе и их влияние, а укрепление воинской дисциплины. / Диссерт. канд философ, наук, М., 1992/
  47. С. М. Престиж военной службы. /Социс 1999 № 2, с. 63−69/
  48. В. И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы. М., ВУ 998 г.
  49. В. Аз. и другие. Поведение и ценностная ориентация личности. :офия, 1972 г., с. 102
  50. Г. П. Духовные ценности и судьба России. /Социально-полит, курнал. 1994 г., № 3−6/
  51. И. Общество, культура, социология. М., Прогресс, 1984 г., с. 287 •б.Вебер М. Избранные произведения, М., 1990 г., с. 8041. l
  52. С. Наши ценностные ориентиры / «Кр. звезда», 1993 г., 4 ноября. ГВардамацкий А. П. Сдвиг в ценностном измерении? //Социол. Исслед, — 199 314 с. 46 — 56
  53. А. Г. Ценность как предмет социологического исследования. / Вестн. енингр. универ-та. Сер. 6, 1988 Вып. 4, с. 41−45
  54. З.Вдовин Ю. Н. Престиж воинской службы / Диссерт. канд. философ, наук, М., ?92/
  55. Е. С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций студентов педвузов. / Диссерт. канд. психолог, наук, М., МГУ, 1992/
  56. В. Аз. Мораль и социальная психика, Прогесс, 1978, с. 355
  57. Р. Г. Социологические проблемы воспитания., М., Педагогика, 1981, 175
  58. Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного? знания. / Философ, наука, 1989, № 6, с. 85−88/
  59. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., Прогресс, 1990
  60. М. Патриотизм объединяет / Ориентир, 1995, № 5, с. 36−40/
  61. Г. Я. Общественно-исторические системы ценностей / Авторефер. иссерт. док-pa. философ, наук, Минск, 1993, с. 26
  62. М. Ш. Крепок ли моральный дух армии./Армия, 1992, № 2, с. 28−32
  63. Г. Я. Социокультурные системы ценностей: философско-оциологическое исследование. Смоленск, 1990, с. 256
  64. JI. Д., Дубин Б. А. Конец харизматической эпохи. Печать и зменения в системах ценностей общества / Свободная мысль, 1993, № 5, с.325/
  65. О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей / Проблема енности в философии, М-л, 1966. /
  66. Т. Б. Ценности, истинные и мнимые, Л., Лениздат, 1979, с. 64,
  67. Д. Э. Социология установки. / Американская социология, М., 1972,392 /
  68. М. В. О мотивации человеческой деятельности. / Вест. Моск. ун-та. 'ерия 7., Философия, 1988, № 2, с. 24 32 /
  69. Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления /Рос. акад. прав., М., 1992, с. 237/
  70. О. Г. Проблемы нравственности., М., Прогресс, 1977, с. 317
  71. Е. Л., Титов В. А. Идеал, справедливость, счастье. М., Изд. Моск. уна, 1989, с. 188
  72. М. В. Анализ структуры сознания, М., 1980, с. 38
  73. . И. Эмоция как ценность, М., 1978, с. 272
  74. Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности179ветского офицера, ее формирование и развитие. / Диссерт. докт. психолог. 1ук, М, ВПА, 1982, с. 306/
  75. Л. Ф. Формирование военно-профессиональной направленности у фсантов военных училищ, М., ВПА, 1968
  76. С. Н. Социальное управление и правовая социализация личности / иссерт. канд. социолог, наук, М., 1992/
  77. Л. М. О путях повышения престижа военной службы / Военная ысль, 1990, № 12, с. 12−17/
  78. ЗЗ.Закарлкж М. М. Управленческая деятельность командных кадров как актор социального развития воинских коллективов / Диссерт. канд. социолог, аук, М, 1994/
  79. Э4.3дравомыслов А. Г. Проблемы интереса в социологической теории, Л., изд. ГУ, 1964
  80. В. Патриотизм истинный и ложный. / Диалог, 1994, № 9−10/ Об. Золотухина-Аболина Е. В. О специфике высших духовных ценностей / >илософские науки, 1987, № 4, с. 11−18/
  81. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное (проблемы регуляции ознания, Изд. Ростовского университета, 1988, с. 69−70
  82. П. Г. Политическое поведение личности и его особенности в словиях военной службы / Диссерт. канд. философ, наук, М., 1994/
  83. Истины и ценности на рубеже XX XXI веков / Материалы симпозиума, Л., РАУ, 1992, с. 248/180
  84. С. Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического юпитания, Л., ЛИК, 1988, с. 78
  85. И. М. Молодежь: стереотипы и реальность. / Агитатор, 1988, № 7,8.10/
  86. А. В. Удовлетворенность трудом офицеров-пограничников и пути ее зстижения в современных условиях. / Диссерт. канд. социолог, наук, ГАВС, >93/
  87. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., Политиздат, т, с. 335
  88. Кон И. С. Социология личности, М., Политиздат, 1967, с. 383
  89. Кон И. С. Научно-техническая революция и проблемы социализацииолодежи, М., 1983
  90. В. Н. Социалистический воинский коллектив. /Дис. докт. фил. н., ПА, 1980, с. 203
  91. В. Н. Мотивы поведения и деятельность, М., Наука, 1988, с. 191
  92. Л. И. Человек и его судьба, М., Мысль, 1988, с. 283
  93. О. Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы еализации. / Авторефер. дис. докт. соц. наук., М., МГУ, 1994, с. 420
  94. . В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект истемного анализа и управления, М., ВПА, 1990, с. 70
  95. Н. Ценностные ориентиры предпосылка программы ереустройства общества. / Обществ, науки и современ., 1992, № 1/
  96. М. С. О духовном. /Вопросы философии, 1985, № 9/
  97. В. Ф. Профессиональная культура офицера. / Военная школа, 990, № 6 /
  98. Т. Н. Социология воспитания, М., Изд. МГУ, 1989, с. 144
  99. М. С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений, М., 1олитиздат, 1988, с. 327
  100. А. С. Человек: потребности и ценности («Закончится ли спор181исуса Христа с Великим инквизитором ?»), Свердловск, Изд. Уральского шверситета, 1992, с. 152
  101. П.Кузьменко Б. В. Социально-политические процессы в воинских коллективах: 1ализ, моделирование и управление. М., ВУ, 1997, с. 128
  102. В. Н. Социалистический воинский коллектив. /Дис. д. ф. н. ВПА-)80, с.203
  103. М. С. Системный подход и гуманитарные знания, Л., 1990, с. 384
  104. В. А. Молодежь на пути в XXI век., М., Содружество социолог. социаций, 1992, с. 285
  105. П. С. Личность воина как субъект нравственных отношений / иссерт. канд. философ, наук, ГАВС, 1992
  106. А. В. Социальные отношения в воинских коллективах и их таяние на служебно-боевую деятельность пограничных войск. / Диссерт. канд. штософ. наук, ГАВС, 1992/
  107. И. Г. Политическая социализация личности в условиях военной иужбы в ВС РФ. / Диссерт. канд. философ, наук, ВУ, 1995/
  108. А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и го формирование в воинской среде. / Диссерт. канд. философ, наук, ВУ, 1995 /
  109. В. Ю. Профессиональная адаптация молодых летчиков-нструкторов и ее оптимизация в современных условиях. / Диссерт. канд. оциолог. наук, ВУ, 1995/
  110. Ю. В. Организация и социальная роль неформальных групп оеннослужащих в социальной структуре воинского коллектива. / Диссерт. канд. оциолог. наук, ВУ, 1995/
  111. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность., М., Политиздат, 1977, .304
  112. Т. Б. Понятие ценности в буржуазной социологии. / Социальные сследования, М., Наука, 1970, Вып. 5 /
  113. Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные182шентиры. Ижевск, 19 921.4.Лапин Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России. / Социс, >93, № 9, с. 17−28/
  114. В. Т. Советское студенчество: социологические очерки, М., ысшая школа, 1990, с. 304
  115. Н. И. Проблемы социологического анализа организованных систем. / опросы философии, 1974, № 7 /
  116. Н. И. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, зрспективы)., Мир России, 1992, № 1
  117. А. Н. Деятельность, сознание, личность, М., 1970
  118. Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции звременной России. / Социс. 1994, № 5, с. 3 8 /
  119. Н. И. Ценности группы интересов и трансформации российского бщества. / Социс, 1997, № 3/
  120. В. И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в эвременных условиях., М., ВУ, 1997, с. 122
  121. А. Н. Формирование личности в процессе прохождения воинской пужбы. / Диссерт. канд. философ, наук, М., 1984, с. 198 /
  122. Молодежь России: Тенденции, перспективы. / Под редакцией И. М. льникова, А. В. Шаронова, М., Мол. гвардия, 1993, с. 224 /
  123. И. Н. Формирование социальной ответственности военно-виационных кадров в современных условиях. / Диссерт. канд. философ, наук, -ПА, 1991/
  124. В. И. Жизненная позиция личности: идеологический и социально-сихологический аспект., М., Мысль, 1989, с. 171
  125. Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида, М., 1аука, 1990, с. 220
  126. . Государственность. Духовность. Патриотизм: нравственные юмпоненты военной реформы. / Армия, 1994, № 11−12 /183
  127. . Мы должны растить патриотов. / Вестник военной формации, 1994, № 5 6 /1 9. Мол од ежь в современном мире: проблемы и суждения. / Вопросы илософии, 1990, № 5 /
  128. Ю.Мухин В. Почему мы стали «наемниками»? / Армия, 1992, № 17/
  129. A.C. Воспитание гражданина., М., Просвещение, 1988, с. 304
  130. А. С. О воспитании., М., Политиздат, 1990, с. 415
  131. А. В. Социализация и «смутные времена», М., 1991
  132. Мам леев Ю. У. У роковой черты. О патриотизме и судьбе Родины. / Труд,)94, 15 декабря /
  133. . Н. Патриотизму на Руси жить. / Агитатор армии и флота, 1993,2 5, с. 2−4 /
  134. В. Вернуть в воинскую среду истинные духовные ценности. / расная Звезда, 1992, 26 июня /
  135. А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность., Новосибирск, 989, с. 202
  136. А. А. Молодежь в условиях перехода к рыночным отношениям. / :оцис., 1991, № 3, с. 395
  137. Молодежь России на рубеже 90-х годов., М., 1992
  138. Молодежный ренессанс. Проблемы социализации молодежи., М., Наука, 990, с. 235
  139. А. Д. Перестройка и нравственные ценности./Социс., 1990, № 11,. 55−61/
  140. Н. И. Патриотизм в системе социальных ценностей фицерского корпуса России. / Диссерт. канд. философ, наук, ВУ, 1996 /
  141. А. П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе юрмирования готовности к службе военнослужащих по контракту. / Диссерт. :анд. социолог, наук, ВУ, 1997 /
  142. Н. А. Формирование ценностных ориентаций личности студента. /184десерт, канд. философ, наук, Новосибирск, 1993 /
  143. Н. Ф. Социологические и психологические аспекты шенаправленного поведения, М., Наука, 1988
  144. Г. А., Панасий В. Д: Специфика ценностного отражения жствительности., Ярославль, 1988, с. 15
  145. ЗО.Никшценко Д. Г. Потребности, ценности, идеалы как форма социального гражения: теоретические и методологические проблемы., Херсон, 1987, с. 223 И. Немировский В. Г. Смысл жизни: проблемы и поиски., Киев, изд. полит, гг., 1990, с. 221
  146. В. Г. Социология личности. Теория и смысл исследования., расноярск, изд. Красноярского ГУ, 1989
  147. . Демократия и патриотизм в России. /Культура, 1994, 12 марта/ 34.0 долге и чести в Российской армии., М., 1990
  148. В. Б. Личность и социальные ценности. / Социология в СССР, 1., 1966, т. 1, с. 470−530/
  149. Т. Общетеоретические проблемы социологии. / Социология сегодня, 1., Прогресс, 1965 /
  150. Т. Человек в современном мире., М., Прогресс, 1985, с. 529
  151. Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления, М., 185зениздат, 1989, с. 350
  152. А. Г. Армия и общество. Состояние общественного мнения элодежи по проблемам отношений армии и общества., М., Гос. ком. по нар. зраз., 1991, с. 74
  153. Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение., М., ысшая школа, 1990, с. 241
  154. В. Ф. Воинский коллектив: динамика отношений., М., Воениздат,)91, с. 111
  155. М.Печень И. Патриотизм источник духовной силы. / Армейский сборник, ?94, № 1 /
  156. Е. В. Ценности в процессе передачи опыта поколений. Автореферат диссерт. канд. философ, наук, М., 1993 /
  157. В. Д. Социальные нормы. Философские обоснования общей теории., 1., Мысль, 1985, с. 253
  158. С. И. Проблема происхождения и функционирования понятия енностей в социологии. / Социс., 1979, № 3, с. 35−44 /
  159. В. Г. Общественное мнение в воинском коллективе и его спользование в воспитательном процессе. / Диссерт. канд. социолог, наук, М., 995, с. 236 /
  160. П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии в овременных условиях. / Диссерт. канд. философ, наук, ВУ, 1995 /
  161. В. А. Ценностные ориентации в профессиональной культуре фицера. / Диссерт. канд. философ, наук, ВУ, 1995 /
  162. A.A. Социальные ценности и нормы., Киев, 1976, с. 39−42
  163. А. А. Ценностный подход в системе социологического знания., Киев, Гаукова думка, 1987, с. 156
  164. Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений. / Философские ауки, 1989, № 6, с. 46 53 /
  165. А. Н. Объективное и субъективное в повышении социальной186тивности личности., Кишинев, Штинца, 1991, с. 208
  166. О. Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности., М., ГАВС,)94, с. 167
  167. О. М. Духовные ценности народа. / Россия и современный мир, >93, № 1, с. 19−21 /
  168. В. В. Военная социология: опыт и проблемы. / Социс., 1993, г 2 /
  169. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. / Под общ. ред. .Н. Заславской, М., Политиздат, 1990, с. 448 /
  170. В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия., Л., изд. ЛГУ, 990, с. 359
  171. В. Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат бщества. / Вестник С-Пб. универс., сер. 6, 1993, Вып. 2 /
  172. В. М. Нравственные коллизии современного российского общества. Социс, № 9, 1993 /
  173. Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию. / свободная мысль, 1994, № 1
  174. Современная Русская идея и государство., М., РАУ-Корпорация, 1995
  175. П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии. / О 'оссии и русской философской культуре., М., 1990 /
  176. В. Н. Системный подход к классификации ценностей., М., 1аука, 1979, с. 45
  177. С. С., Образцов И. В. Российская армия от Афганистана до Чечни., 187
  178. В. П. Теория ценностей в марксизме., Л., изд. ЛГУ, 1968, с. 424
  179. В. П. Марксистская философия и проблемы ценности. Проблемы знности в философии., М-Л, 1966, с. 279
  180. Л. Я. Формирование у курсантов научного мировоззрения., ярьков, 1986, с. 72
  181. Г. Общественное мнение и толпа., М., 1902
  182. О. А. Жизненная программа в процессе социального амоопределения студенческой молодежи. / Диссерт. канд. философ, наук, М., 995/
  183. А. К. Духовная жизнь общества: проблемы методологического сследования., М., Мысль, 1980, с. 268
  184. Э. Бегство от свободы., М., 1990, с. 269
  185. В. Человек в поисках смысла., М., 1990, с. 366
  186. X. Мотивация и деятельность, в 2-х т., М., Педагогика, 1986, с. 797
  187. Хан В. На пути к целостности. /Вестник высшей школы, 1992, № 2/
  188. А. Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных проблемах оспитания личности., М., Политиздат, 1990, с. 222
  189. В. П. Нравственные основы советской воинской дисциплины., А., Воениздат, 1987, с. 32
  190. Ценностные аспекты общественного сознания., Барнаул, 1990, с. 144 188
  191. Ю. А. Социальный статус воина: сущность и направления армирования., М., ГАВС, 1997
  192. В. А. Ценностные ориентации личности советского воина как 5ъект философско-социологического анализа. / Диссерт. канд. философ, наук, М., ПА, 1990/
  193. Ю.Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности., Тбилиси, 1984
  194. П.Чупахин В. Общество больно бездуховностью, лучшее средство от этого -атриотизм. /Кр. Звезда, 1994, 12 апреля/
  195. Человек и общество., в 3-х т., под ред. В. Н. Купцова, М., изд. МГУ, 1993 13. Шкаленко Ю. А. Ценности XX века., М., Знание, Теория и практика щиализма, 1990, № 6
  196. В. М. Социально-психологические проблемы воспитания., М., 1осковский рабочий, 1987, с. 239
  197. . Н. Противоречия социального самочувствия воинского оллектива и пути их разрешения. / Диссерт. канд. философ, наук, ВУ, 1995 /
  198. Т. Феномен человека., М., 1965
  199. Я. JI. Динамика ценностных ориентаций работников. / Общество экономика, 1994, № 1 /
  200. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности., М., 1978
  201. В. А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. ., 1979
  202. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методология проблем социальной психологии., М., Наука, 1975, с. 89 -105
  203. В. А. Становление личности: общественное и индивидуальное. / Социс, 986, № 3, с. 66 74 /
  204. И. П. Системно-динамические особенности российского общества. / Социально-политический журнал, 1993, № 56/
Заполнить форму текущей работой