Принципы обеспечения экономической безопасности России при развитии международных торгово-транспортных связей
Определенной новизной характеризуется авторский подход к обозначенной проблеме, согласно которому исследуется экономическая безопасность всего производственного комплекса, вне зависимости от форм собственности. Дело в том, что до сих пор практически все исследователи рассматривали экономическую безопасность с позиций государства и оперировали макроэкономическими показателями. Предложенный… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Современное состояние внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность России
- 1. 1. Состояние и направления развития внешнеэкономических связей
- 1. 2. Нормативное обеспечение экономической безопасности в области внешнеторговых отношений
- 1. 3. Оценка международных транспортных связей как фактора внешнеторговой безопасности страны
- Глава II. Проблемы обеспечения экономической безопасности при развитии международных торгово-транспортных связей
- 2. 1. Место и роль логистики в осуществлении международных торгово-транспортных связей страны
- 2. 2. Основные направления обеспечения экономической безопасности при внешнеторговой деятельности
- 2. 3. Формализация зависимости экономической безопасности во внешнеторгово-транспортном комплексе от основных факторов, ее определяющих
- 2. 4. Принципы индикативного планирования (применительно к модельному обеспечению стратегии экономической безопасности)
- Глава III. Методические и практические аспекты обеспечения экономической безопасности международных торгово-транспортных связей
- 3. 1. Разработка системы показателей, определяющих уровень экономической безопасности при осуществлении внешнеторговой деятельности
Принципы обеспечения экономической безопасности России при развитии международных торгово-транспортных связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема обеспечения экономической безопасности как непременное условие хозяйственного возрождения России сегодня привлекает к себе внимание не только ученых и экономистов, но и бизнесменов. Это связано с тем, что масштабы реального урона, которые понесла страна за период проведения реформ, огромны и они практически касаются всех субъектов экономики. До сих пор в большинстве отраслей не удалось приостановить спад производства, сокращения инвестиций, падения курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, снижения реальных доходов населения. Тяжелый удар по экономике нанес августовский кризис 1998 г., резко ухудшивший финансовое состояние большинства предприятий, ставший тормозом их расчетных отношений и негативно отразившийся на внешнеторгово-транспортных связях страны. Падение курса рубля нанесло серьезный урон промышленным предприятиям, зависящим от импорта сырья, материалов и комплектующих, в ряде случаев оно вынудило их сократить программы международного сотрудничества и объемы выпуска продукции в рамках кооперационных связей.
Кризисные явления в российской экономике развивались на фоне негативных тенденций в мировой экономике и неблагоприятной конъюнктуры на важнейших для российских экспортеров зарубежных рынках. Неблагоприятное воздействие на положение предприятий оказала также низкая конкурентоспособность экспортируемых отечественных товаров, которую не могло компенсировать даже резкое падение валютного курса рубля.
В условиях свертывания внутреннего рынка на протяжении 90-х годов значимость экспорта как фактора поддержки развития промышленного производства и источника покрытия растущей внешней задолженности повышалась, а обострение проблем во внешней торговле непосредственно сказывалось на социально-экономическом положении страны и ее экономической безопасности. Попытка наращивания физических объемов вывоза российской экспортной продукции сталкивается с дискриминационными мерами, применяемыми против российских экспортеров на многих международных рынках.
Негативное влияние на перспективы внешнеторговых возможностей России оказывает и объективное исчерпание экстенсивных возможностей роста российского экспорта. Прежде всего, оно связано с падением объемов производства продукции, формирующей основу экспортной номенклатуры, в том числе нефти и нефтепродуктов, природного газа и минеральных удобрений, стали и готового проката, химических волокон, заготовки древесины, производства пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, цемента и т. д. К негативным факторам следует также отнести ухудшение состояния материально-технической базы промышленности и транспорта: высокую степень износа основных фондов промышленных предприятий и транспорта.
Структура российских внешнеторговых связей в рыночных условиях складывается — во многом из-за слабой управляемости и государственной поддержки — стихийно и практически полностью зависит от конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков. В частности, поставки ряда товаров из России обусловлены прежде всего тем, что произошло свертывание спроса на них на внутреннем рынке и существование острой проблемы неплатежей российских предприятий подталкивает производителей к вывозу своей продукции ради получения оборотных средств. В таких условиях проблема национальной безопасности, и особенно проблема внешнеэкономической безопасности страны, становится одной из наиболее приоритетных.
Работы над государственной стратегией экономической безопасности были начаты в 1993 году, когда группой ученых и специалистов РАН, Минэкономики РФ и МГУ им. Ломоносова была разработана концепция экономической безопасности России. Данная инициатива была затем поддержана рядом министерств и ведомств, Советом безопасности РФ. Благодаря общим усилиям в 1996 г. был принят Указ Президента «Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения)» [15], а в конце 1997 г. проведена научно-практическая конференция по этой проблеме, с широким участием регионов. В результате была разработана Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента в 1998 г. Вместе с тем следует отметить, что эти документы не смогли в полной мере синтезировать весь накопленный потенциал знаний, а самое главное, составить конкретный и единый перечень действий по защите национальных интересов России при участии ее в глобальной мировой экономике.
Проблему экономической безопасности следует относить к относительно новым, а потому малоразработанным проблемам, особенно по части научно-методологического ее обоснования. Несмотря на это, к настоящему времени сложился определенный круг исследователей, которые внесли заметный вклад в разработку этой проблемы. Среди них особо следует выделить Л. Абалкина, Р. Акбашева, А. Архипова, П. Белова, Е. Бухвальда, Я. Вишнякова, С. Глазьева, Л. Ежкина, В. Загашвили, А. Илларионова, Н. Ильекову, Г. Коржова, Б. Мильнера, А. Мирзабекова, Е. Олейникова, К. Самсонова, В. Сенчагова, И. Фаминского [1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 13, 20, 23, 24, 25, 29, 35, 36, 53, 64, 67, 81, 83] и других.
В числе важных выделяются работы ученых Уральского отделения РАН и Института экономики РАН, в которых исследуются вопросы экономической безопасности различных регионов страны и разработаны методические подходы к оценке и нейтрализации ситуаций, влияющих на экономическую безопасность России [33, 72 ].
В научной литературе существуют различные трактовки понятия экономической безопасности, значительно отличающиеся друг от друга. Можно назвать по крайней мере три группы авторов, у которых сложилось отличное понимание данного вопроса: одни рассматривают экономическую безопасность как составную часть (подвид) национальной безопасности. Типичным представителем этой группы специалистов является П. Белов [5]. Вторая группа, которая более многочисленная, объединяет авторов, которые рассматривают экономическую безопасность в качестве самостоятельного предмета научного анализа и считают ее конституционной основой системы национальной безопасности в целом. Ими особое внимание обращается на тот факт, что в современных международных отношениях акцент внешней политики большинства государств смещается с силовых на экономические меры защиты национальных интересов [1,3, 83].
Третья группа ученых придерживается мнения, что в мировой экономической науке понятие экономической безопасности вообще не применяется [24], а интерес к ней в России вызван стечением роковых обстоятельств, в частности, сменой общественной формации, неудачным проведением реформ, возникновением малого и среднего бизнеса, играющего все большую роль в экономике России, утратой государством монопольного права на ряд видов деятельности (и, в первую очередь, на внешнюю торговлю), на производство и реализацию топливно-энергетических ресурсов.
Следует особо отметить коллектив исследователей, подготовивший монографию «Экономическая безопасность» [83]. Она на сегодняшний день является практически единственным фундаментальным исследованием данной проблемы. В монографии на основе системного подхода анализируется цепочка взаимосвязей «экономическая независимость => устойчивость => развитие», элементы которой являются тремя важнейшими составными элементами экономической безопасности.
Сегодня существует возможность и необходимость проанализировать проблему экономической безопасности комплексно с позиций государства и с учетом того, что в экономической жизни России начинают играть все большую роль частные фирмы, акционерные общества и их различные модификации — корпорации, корпоративные объединения (типа финансово-промышленных групп), холдинги, и т. д. Необходимый уровень экономической устойчивости (и безопасности) предполагает защиту всех собственников, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской деятельности. Помимо этого, устойчивость предполагает также сдерживание факторов, дестабилизирующих внутреннее и внешнее состояние общества. Наконец, особенно важный момент в современном динамично развивающемся мире, что устойчивое развитие становится фактором безопасности и оно должно аккумулировать в себе благоприятный инвестиционный климат, условия для модернизации производства, предпосылки повышения профессионального уровня специалистов и др. В этих условиях категория экономической безопасности становится частью современной экономической теории, со своим предметом исследования и специфическими методами анализа. В условиях современного мирового хозяйства и международного разделеня труда следует исходить из того, что экономическая независимость — это не закрытость отечественного рынка или опора на собственные ресурсы, а повышение роли государства в области контроля за всеми видами национальных стратегических ресурсов, в деле достижения таких уровней производства, эффективности и качества продукции, которые обеспечат ей конкурентоспособность и позволят на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями. 4.
— i Таким образом, экономическая безопасность в современных условиях это совокупность условий и факторов, обеспечивающих относительную независимость национальной экономики, при все более глубокой ее интеграции в мировую экономику, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению. Важное значение в классификации показателей экономической безопасности имела фундаментальная монография (под ред. академика В. Сенчагова), появившаяся в 1998 году.
83]. Этой классификацией стали широко пользоваться и другие специалисты (например, С. Глазьев, А. Илларионов и др.), она принята как базовая и в настоящем исследовании. Вместе с тем, определены узловые направления ее дальнейшего совершенствования и развития. Особенно важны с методической точки зрения учет и классификация угроз и количественное обоснование пороговых значений экономической безопасности.
Кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Речь идет не только о масштабах экономических потерь и разрушительных тенденциях. Утрата общенациональных ориентиров и идеалов, интуитивный переход к стратегии самовыживания, наблюдаемый на всех уровнях народного хозяйства, забота о сиюминутных интересах отодвигают на второй план решение общегосударственных задач, подрывают основы будущего возрождения России и ее экономики [1]. Вместе с тем практически решение всех проблем, связанных с экономической безопасностью, остается пока прерогативой только государства.
Задача государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное 4 следование за событиями. Такая логика действий — наиболее разумная и эффективная — и может быть названа принципом упреждения. [1].
В настоящее время формируется общая система укрупненных показателей (индикаторов), количественное выражение которых позволяет заблаговременно выявлять грозящие опасности. При этом система пороговых значений в первую очередь характеризует экономическую безопасность государства. Показатели и их пороговые значения характеризуют также состояние отдельных отраслей народного хозяйства и являются «замыкающими» информационной пирамиды, которая отражает состояние дел в каждой отрасли.
Однако, следует отметить, что предметом многих исследований пока остается изучение и подготовка предложений, касающихся экономики страны в целом. В них, как правило, не ставится задача изучения отраслевых особенностей и состояния дел в конкретных сферах хозяйственной жизни. На основе изучения накопленного отечественного и зарубежного теоретического и практического опыта в настоящей работе была поставлена задача о разработке индикаторов, характеризующих одну из основных экономических блоков России, а именно торгово-транспортный комплекс, связанный с международной торговлей.
Более конкретной целью настоящей работы явились:
— разработка системы индикаторов экономической безопасности во внешнеторгово-транспортном комплексе России;
— определение методов их анализа и установления для них пороговой величины;
— разработка первоочередных мер по обеспечению экономической безопасности комплекса;
— формирование механизмов оценки угроз, опасностей и рисков.
Научная новизна работы заключается: в постановке и методическом решении важной народнохозяйственной задачи, а именно: определение системы показателей безопасности, характеризующих торгово-транспортный комплекс в сфере внешней торговли России;
— в развитии и реализации подходов индикативного планирования в области управления экономической безопасностью, торгово-транспортного комплекса в сфере внешней торговли;
— в разработке методических подходов к определению критериев и индикаторов, мешающих эффективному функционированию внешнеэкономического торгово-транспортного комплекса, предотвращающих угрозы, способствующих повышению экономической безопасности и обеспечению стабильности его работы при достигнутом и перспективном уровнях обеспеченности экономики основными корпоративными ресурсами и предпосылками.
Мы отдаем себе отчет в том, что в таких глобальных исследованиях существует множество подходов к разработке проблемы, что за пределами настоящего исследования остались такие важнейшие задачи, как учет качества поступающей на внешний рынок продукции, стандарты на мировых рынках, ценовая политика, конкурентоспособность товаров на различных сегментах рынка, финансовые процедуры взаимных расчетов внешнеторговых партнеров, вопросы развития транспортной системы страны и ряд других, относящихся к собственно внешнеторговой деятельности. Нужны дальнейшие исследования многих смежных областей экономической безопасности.
Определенной новизной характеризуется авторский подход к обозначенной проблеме, согласно которому исследуется экономическая безопасность всего производственного комплекса, вне зависимости от форм собственности. Дело в том, что до сих пор практически все исследователи рассматривали экономическую безопасность с позиций государства и оперировали макроэкономическими показателями. Предложенный в работе подход можно охарактеризовать как шаг в направлении построения и использования целостной многоуровневой системы показателей экономической безопасности: «предприятие-народнохозяйственный комплекс-корпоративное объединение — отрасль — регион транстерриториальное объединение — государство».
Такой подход в конечном итоге позволяет создать не только целостную многоуровневую систему экономической безопасности, но и в дополнение к ней сформировать систему мониторинга, способную защитить конкретного производителя, что позволит ослабить разбалансированность экономики России в переходный период рыночных реформ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный в работе анализ теоретико-методических и практических подходов к определению и предотвращению угроз национальной экономике показал, что вопросы обеспечения экономической безопасности России во внешнеторгово-транспортном комплексе занимают одно из центральных мест среди наиболее актуальных проблем государственной экономической политики.
Актуальность этих проблем связана с тем, что в последние годы в результате реформирования всей экономической системы, постоянной трансформации отношений между хозяйственными субъектами наряду с некоторыми позитивными процессами наметились и негативные тенденции, в том числе и в сфере внешнеторговых отношений. В ряде случаев проведение внешнеторговых операций стало создавать реальные угрозы экономической безопасности России.
Принято считать, что увеличение экспортно-импортных потоков активизирует перестройку национальной экономики, совершенствует ее отраслевую и региональную структуру в соответствии с требованиями международного разделения труда. В целом сбалансированная внешнеторговая политика предполагает как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественного производителя, с использованием принятых в международной практике защитных мер. Однако, несбалансированные с внутренней хозяйственной жизнью внешнеторговые операции могут усугубить кризисные явления и вызвать дополнительные отрицательные экономические последствия.
В качестве объектов экономической безопасности в международных торгово-транспортных связях выступают различные внешнеторговые структуры (объединения, фирмы, компании и т. д.), транспортные и транспортно-экспедиторские организации, обеспечивающие реальный процесс внешнеторгового обмена страны. В проведенном исследовании был рассмотрен диапазон функций (операций) этих субъектов, начиная от этапа производства экспортной продукции и заканчивая этапом внешнеторговой поставки товара потребителю (или предоставления других внешнеторговых услуг), а также этапом поставки импортируемого товара российскому потребителю.
Угрозу национальной экономике создает прежде всего деформированность современной структуры внешнеторгового сектора российской экономики, которая состоит в:
— усилении топливно-сырьевой направленности экспорта;
— снижении перспективных размеров экспортных поставок сырья ввиду наметившегося отставания разведки запасов полезных ископаемых от их добычинизкой внешнеторговой конкурентоспособности продукции большинства отечественных предприятий;
— свертывании производства в экспортоориентированных отраслях обрабатывающей промышленности и, прежде всего, в машиностроении;
— завоевании иностранными фирмами-импортерами внутреннего рынка страны по многим видам товаров народного потребления и продовольствию;
— приобретении иностранными компаниями российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков;
— росте внешнего валютного долга России.
В результате на внешнеэкономическую политику России оказалась возложена особая роль по устранению накопившихся внешних и внутренних угроз жизнедеятельности национального хозяйства. Для того, чтобы контролировать экономическую ситуацию и намечать превентивные меры, позволяющие их своевременно устранять, необходимо прежде всего установить время возникновения угроз, их масштабы и последствия.
В результате выполненных в работе разработок, методических подходов к выявлению угроз, опасностей и рисков экономической безопасности в области международных торгово-транспортных связей России, автором были сделаны следующие выводы и предложения:
1. В современных условиях развития в России рыночных отношений значительно усложнилась вся система международных торговых связей, возросла роль внешней торговли и международных транспортных связей в преодолении экономического кризиса. Сегодня внешнеторгово-транспортный комплекс страны необходимо рассматривать как один из ключевых элементов общенациональной экономической безопасности.
2. Анализ выявил, для внешнеторговой деятельности все больше угроз создает логистика, в том числе транспортное обслуживание экспортных и импортных операций. Общее ухудшение состояния транспортной системы страны привело к тому, что транспорт сегодня стал серьезным сдерживающим фактором развития внешнеэкономических связей и зоной повышенных угроз экономической безопасности.
3. В работе сформулирован концептуальный подход, отражающий необходимость рассмотрения внешнеторговой деятельности и международных перевозок грузов в качестве единого комплекса для определения всей совокупности потенциальных угроз экономической безопасности.
4. Предложена методика оценки размеров угроз и опасностей, приводящих к предкризисным и кризисным ситуациям во внешнеторгово-транспортном комплексе. Она включает предложение, согласно которому при определении размеров опасностей необходимо исходить не только из пороговых значений угроз (как это делает большинство исследователей), но и из их экстремальных значений, суммарных размеров и форм, при обязательном учете фактора времени их возникновения и ликвидации.
5. Подготовлен методический инструмент (включая математический аппарат), позволяющий рассчитывать величину экстремальных угроз, исходя из степени удовлетворения внешней торговлей индивидуальных и общественных (включая производственных) потребностей государства. Приведены возможные варианты возникновения угроз.
6. Разработаны рекомендации по установлению пороговых значений индикаторов экономической безопасности во внешнеторгово-транспортном комплексе. Показана возможность и даны примеры установления количественных значений индикаторов с учетом отраслевых и региональных особенностей. Определены подходы к качественной оценке показателей, характеризующих экономическую безопасность.
7. Выбран методический подход для управления внешнетогово-транспортной деятельностью с позиции экономической безопасности, основанный на применении принципов индикативного планирования. В работе доказывается эффективность последних в решении крупномасштабных задач развития рыночной экономики в условиях преобладания смешанных форм собственности.
8. Предложена организационно-методическая модель для реализации принципов индикативного планирования в области. управления состоянием экономической безопасности во внешнеторгово-транспортном комплексе страны.
9. Даны предложения по проведению институциональных преобразований, направленных на осуществление контроля за мерами и результатами экономической безопасности во внешнеторгово-транспортном комплексе России.
10. Методические проработки отдельных аспектов проблемы обеспечения экономической безопасности во внешнеторгово-транспортном комплексе, произведенные в настоящей работе, позволяют наметить пути построения единой системы индикаторов экономической безопасности и в других областях хозяйствования, равно как и в экономике страны в целом. p I f >
Список литературы
- Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. -Вопросы экономики 1994 г. — 12.- с. 4−13.
- Акбашев Р., Семенов Г., Сафиуллин М. Принципы федерализма в регулировании внешнеэкономической деятельности. // Российский экономический журнал. 1996. — № 1.-е. 33−39.
- Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценка, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики. 1994. -№ 12.-е. 36−44.
- Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М. — Финансы и статистика. — 1996. -192 с.
- Белов П. Системные основы обеспечения национальной безопасности России. Безопасность. — 1994. — с. 88.
- Бухвальд Е., Главацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, показатели. // Вопросы экономики -1994 г.-№ 12.-с. 25−35.
- Вишняков Я.Д., Лозинский С. В. Бизнес и окружающая среда: коэффициент враждебности окружающей среды развитого бизнеса. -Менеджмент в России и за рубежом. 1998.- № 3.
- Вишняков Я.Р., Рыбкин С. А. Учет враждебности рынка при осуществлении внешнеторговой деятельности. Менеджмент в России и за рубежом. — 1998. — № 6. — с. 68−81
- Волков В. 1998 год: экономика и социальная действительность. -Экономист. 1998. — № 12. — с. 3−13.
- Внешняя торговля России в 1998 г. Внешняя торговля. — 1999 г. № 1.-е. 2−3.
- Внешнеторговый оборот России в 1997 г (экспорт и импорт России основных товаров). Внешняя торговля. — 1998. -№ 1−3.-с. 65−67.
- Гаджинский A.M. Основы логистики. М. — ИВЦ Маркетинг. — 1996. — 124 с.
- Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационный курс. Российский экономический журнал, — 1997 г. — № 1.-е. 3−19- № 2. — с. 3−18.
- Гордон М.П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. М. — Центр экономики и маркентинга. — 1999. — 208 с.
- Гусев В.Б. Модели индикативного управления. Управление большими системами. Материалы международной научно-практической конференции. М. — 1997. — с. 76
- Гусев В.Б., Доржинкевич С. И., Черкашин A.M. Управление крупномасштабным проектом федеральной программы экономического и социального развития малочисленных народов Севера. Приборы и системы управления. — № 2. — 1997.
- Данилин A.M. Внешняя торговля России в 1998 г. БИКИ. — № 28. -09.03.99.-с.2−3.
- Ежкин Л.В. Транспортная безопасность внешнеэкономического комплекса России. Вопросы экономики. — 1994. — № 12.-е. 99−107.
- Жиглявский А.А., Жилинскас А. Г. Методы поиска глобального экстремума. М. — Наука. — 1991. — 248 с.
- Жильцов С. Создание новых транспортных коридоров обострит конкуренцию за рынки стран СНГ. Финансовые известия. — 05.08.97.
- Загашвили В. Актуальные проблемы внешнеэкономической безопасности России. -М. 1994.-с. 8−36.
- Илларионов А. Критерии экономической безопасности. Вопросы экономики. 1998. — № 10. — с. 35−58.
- Ильенкова Н.Д. Показатели экономической безопасности. Экономика и коммерция. 1998. — вып 2. — с. 127−131.
- Ильенкова Н.Д. Экономическая безопасность и экономический риск предприятия. Экономика и коммерция. 1997. — вып 2. — с. 94−100.
- Инкотермс 90. Базисные условия поставки в контрактах купли-продажи, М.- НИУПО «НИКИ» 1991. с. 98.
- Коржов Г. В. Экономическая безопасность России. М. — Информдинамо. — 1996. — 94 с.
- Коржов Г. В. Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности при развитии внешнеэкономических связей РФ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М. — 1996. -с.15−132.
- Логвина А. Налоговая составляющая экономической безопасности России. Российский экономический журнал. — 1998. — № 5. — с. 17−27.
- Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия. М. — Прогресс. — 1993. — 160 с.
- Международные автомобильные перевозки. 1997. — № 2. — с. 6
- Методические подходы к оценке и нейтрализации ситуаций, влияющих на экономическую безопасность России. Российская Академия наукуральское отделение), Институт экономики УО РАН. Екатеринбург. -1995 — 84 с.
- Методика определения экономической эффективности внешнеэкономических связей СССР. Одобрена постановлением Госплана СССР от 22.02.80.-№ 34. М. — 1980, — 183 с.
- Мильнер Б. Качество управления важный фактор экономической безопасности. // Вопросы экономики. — 1994. — № 12.-е. 54−64.
- Мирзабеков A.M. Регионы экономика — стратегия — безопасность. — М. -Центрполиграф, 1998.
- Навигатор. .1997. № 2. — с. 12−14.
- Наговицин А. Валютные аспекты экономической безопасности России // Российский экономический журнал. 1996. — № 9. — с. 36−41.
- Неруш Ю.М. Снабжение и транспорт. Эффективное взаимодействие. М. — Экономика. — 1990. — 75 с.
- Никольский С.М. Квадратурные формулы. М. Наука. — 1979. — 255 с.
- О государственной стратегии экономической безопасности РФ (основных положениях). Указ Президента РФ от 29.04.96. № 608.
- Основы экономической и государственной безопасности. Под редакцией Олейникова Е. А. (государство, регион, предприятие, личность). М. -Бизнесшкола «Интел — Синтез». — 1997.
- О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Федеральный закон РФ № 63-ФЗ от 14 апреля 1998 г.
- Крыньский Х.Э. Математика для экономистов (перевод с польского). М. -Статистика. 1970. — с. 426−450.
- Портной М. Стратегия взаимодействия России с мировым хозяйством. -Вопросы экономики. 1994. — № 12.-е. 79−89.
- Пресняков В., Соколов В. Технологическая безопасность России и проблемы экспортного контроля. Вопросы экономики. 1994 — № 12. — с. 90−98.
- Промыслов Б.Д., Жученко И. А. Логические основы управления материальными и денежными потоками (проблемы, поиски, решения). -М. Нефть и газ. — 1994. — 103 с.
- Пурлик В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика. М. — МУБУ. -1997.
- Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. — М. -Экономика. — 1995. — 251 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.-621 с.
- Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности. -Вопросы экономики. 1994. — № 12.-е. 14−24.
- Сакун П. О регулировании внешней торговли и о другом. Внешняя торговля. — 1998. — № 7−8. — с. 58−60.
- Семененко А.И. Предпринимательская логистика. М. — 1997. — с.8−34.
- Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики. — 1995. — № 1.
- Смехов А.А. Введение в логистику. М. — Транспорт. — 1993. — 1 12 с.
- Страны СНГ в системе мирового хозяйства: проблемы экономической безопасности. Внешнеэкономические связи. — 1992. — № 8. — с. 1−88.
- Тамбовцев В. Объект экономической безопасности России. Вопросы экономики. — 1994. — № 12.-е. 45−53.
- Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. М. -1999. — с. 11−13.
- Татаркин А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования. Вопросы экономики. — 1996. — № 6. — с. 78−89.
- Тинберген Я., Рос X. Математические модели экономического роста. М. — Прогресс. — 1967. — 176 с.
- Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М. — Прогресс. -1980. — 416 с.
- Тинберген Я. Простейшая методика планирования развития экономики. М. Прогресс. — 1962.
- Толкачев С. «Двойные» технологии и технологическая безопасность государства. Российский экономический журнал 1998. — № 7−8. — с. 21−26.
- Транспортное обеспечение внешнеторговой деятельности российских экспортеров. Внешняя торговля. — 1998. — № 7−8. — с. 56−58.
- Транспортные коридоры ведут к общеевропейской интеграции. -Финансовые известия. № 58. — 07.08.97.
- Транс-Россия, 97. Финляндия кратчайший путь в Россию. М. — 1997. -с.3−12.
- Шишков Ю. Тернистый путь России в мировую экономику. Российский экономический журнал. — 1996. — № 1.-е. 33−39.
- Фаминский И.П. Открытая экономика и внешнеэкономическая безопасность. Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — с. 65−78.
- Фишер Д. Понятие и роль индикативного планирования в условиях рыночной экономики (перевод с польского). М. — 1993. — 72 с.
- Экономическая безопасность. Производство Финансы — Банки, (под редакцией академика В.К. Сенчагова). — М. — Финстатинформ. — 1998. — с. 621.
- Agrawal A.N., Kundan L. Economic Planning. VICAS PUBLISHING HOUSE PVT LTD/ 1985/-482 c.
- Brittan Samuel., The Role and Limits of Government: Essays in Political Economy. 1987.
- Honey Harold A. The Planning Programming — Budgeting Approach to Government Decision — Making. — 1968.
- Frisch R. An Implementation System for Optimal National Economic Planning without Detailed Quantity Fixation from Central Authority, Part I., Prolegomena: Selection, memorandum from Institute of Economic University Oslo, 03.01.1963.
- Frisch R. General Outlook on a Method of Advanced and Democratic Macroeconomic Planning, memorandum from Institute of Economic University Oslo, 14.12.1965.
- Веснин В.P. Менеджмент, раздел: SWOT матрица и ее применение. М. -Белые альвы. 1999 с. 60.