Проблемы культурного строительства в МНР на современном этапе (1961-1980 гг.)
Современный этап культурного строительства в МНР является этапом резкого повышения роли социалистической культуры в социально-экономическом развитии страны. По мере ее продвижения вперед культура становится все более существенным фактором социалистического созидания, оказывающим возрастающее влияние на все сферы общества — развитие производства, совершенствование социальных отношений, духовную… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава II. ервая
- ПОВЫШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ
- Глава вторая.
- ВОЗРАСТАНИЕ РОЖ НАУКИ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКШ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
- Глава третья.
- ПОВЫШЕНИЕ РОЖ ШОЖСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В
- ДУХОВНОЙ ШИЗНИ ТГЗДПЩСЯ
- Глава. четвертая
- РОСТ СОЦИАЖСТИЧЕСКОЙ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ
Проблемы культурного строительства в МНР на современном этапе (1961-1980 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
привести к уничтожению монголов как самостоятельной культурной единицы" (199, с. бЗ). В этих условиях монгольские исследователи усматривают свою важнейщую задачу в том, чтобы вести решительную борьбу с вралдебной идеологией, разоблачать попытки реакционных сил организовывать идеологические диверсии против стран социализма и социалистической культуры. Диссертант на основе неопровержимых фактов стремился показать подлинно демократический характер социалистической культуры в МНР, внося тем самым определенный вклад в критику буря^газной идеологии. И наконец, в-четвертых, актуальность данного исследования вызвана необходимостью восполнения известных пробелов в изучении данной проблематики. Актуальность проблемы и недостаточная ее изученность обусловили выбор темы исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы на конкретном историческом материале проанализировать проявления общих закономерностей развития социалистической культуры и ее специфические особенности в условиях МНР, раскрыть значение фактора повышения уровня общей культуры и социалистической сознательности трудящихся масс в решении задач социалистического строительст" 18 ва в МНР на современном этапе. В связи с этим диссертант поставил перед собой следущие задачи: — проанализировать вопросы, связанные с повышением общего и специального образования населения- - рассмотреть основные направления развития науки и возрастание ее роли в социалистическом строительстве- - показать развитие художественной культуры, все более глубокое приобщение к ней трудящихся масс, а также процесс превращения их в непосредственных творцов социалистической культуры- - раскрыть основные аспекты деятельности МНРП в плане повышения социалистической сознательности трудящихся и роста их социальной активности. Автор диссертации не ставил и не мог поставить задачу осветить все проблемы культурного строительства в МНР на современном этапе и не может претендовать на исчерпывающий анализ и обобщение затрагиваемых в диссертации вопросов. Диссертант делает попытку рассмотреть лишь некоторые, наиболее важные, с его точки зрения, аспекты. Теоретической и методологической основой диссертации послужило марксистско-ленинское учение о культуре и социалистической культурной революции, в частности такие труды, как «Манифест Коммунистической партии», «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса, «О кооперации», «Странички из дневника», «Луч"ше меньше, да лучше», «Партийная организация и партийная литература», «Как организовать соревнование», «Очередные задачи Советской власти», «Задачи союзов молодежи», «О пролетарской культуре», «Новая экономическая политика и задачи политпросветов» Б. И. Ленина. — 19 6 работе над диссертацией автор опирался на программные документы МНРП и решения Х1У (1961 г.), ХУ (1966 г.), Х П (I97I г.), ХУЛ (1976 г.), ХУШ (I98I г,) съездов партии, пленумов Центрального Комитета, постановления Щ МНРП, которые стали теоретическим и политическим руководством в исследовании всех поставленных в работе вопросов. Источниковедческую базу диссертации составили также постановления и решения Президиума Великого Народного Хурала ВШР и Совета Министров МНР, в которых содержатся основополагапре выводы и указания по вопросам, касаицимся дальнейшего развития социалистической культуры, Автор руководствовался также положениями и выводами, содержащимися в документах международных совещаний комь1унистических и рабочих партий, в трудах руководящих деятелей братских партий и государств. Такие известные работы Генерального секретаря ЦК МНРП, Председателя Президиума Великого Народного }^фала МНР Ю, Цеденбала как «От феодализма к социализму», «Революционная партия и общественные преобразования», «Испытанный авангард монгольского народа», «Полвека по пути социализма», «Славное бО-летие Монгольской народной революции» и многие другие были использованы автором в качестве особенно важных первоисточников, При написании настоящей работы диссертант широко использовал статистические сборники (93, 94, 95, 96, 97, 98), содержащие данные о развитии народного образования, науки, о расширении сети учреящений культуры, повышении образовательного и культурного уровня трудящихся, а также материалы переписей населения МНР, проведенных в 1963, 1969, 1979 годах, Важное значение для написания диссертации имели документы и текущее делопроизводство архивов Министерства народного об- 20 разования. Министерства культуры. Академии наук МНР. Среди этих документов значительное место занимают обобщаюЕцие сводки, материалы директивного характера, отчеты, справки и доклады о состоянии работы культурных учрелщений, об уровне образования и общей культуры населения. Автором широко использованы информационные и другие материалы, опубликованные в газетах и яурналах МНР (99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107).В 1978 и 1980 гг. во время пребывания в научной командировке в Архангайскои, Завханском и Среднегобийском аймаках диссертант получил возможность ознакомиться с состоянием культурно-просветительной работы в сельской местности, с организацией работы по повышению образовательного и культурного уровня сельских тружеников. Ценный материал дали автору личные беоелЕ, о работникам культуры ряда еомонов! а также с предотавителями партийных, государственных и общественных организаций. Автор считает также необходимым отметить, что ггри написании данной работы существенную помощь ему оказало знакомство с работами советских ученых А. И. Арнольдова, В. Т. Брмакова, М. П. Кима, Л. Н. Когана, Ю. А. Лукина, В. Л. Соскина, Р. Б. Сулейманова и многих других, которые имеют важное методологическое значение и для разработки истории культурного строительства в МНР. Научное и практическое значение работы состоит в том, что она тесно смыкается с общими усилиями монгольских ученыхобществоведов, направленными на разрешение поставленной в I, Аймак и сомон — административные единицы, близкие по величине территории первая — к области, вторая — к району, — 21 Программе МНРП задачи «обобщения опыта некапиталистического развития и социалистического строительства в МНР» (43, с"30), Диссертант надеется, что данная работа будет способствовать дальнейшей более углубленной разработке истории культуртого строительства в МНР, а также может быть использована в преподавании соответствукщих разделов курса «Истории МНР» в вузах страны. Конкретный фактический материал, обобщения и выводы исследования могут быть также использованы в дальнейшей разработке культурной политики МНРП, в дальнейшем совершенствовании работы учревдений культуры в стране, t4 22 ••.
— 161 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Культурное строительство в МНР, развернувшееся за годы народной власти привело к коренным переменам в области духовной жизни монгольского народа, В стране утвердилась новая, социалистическая культура и марксистско-ленинская идеология стала господствующей идеологией трудящихся масс, «В результате приобщения широких народных масс к знаниям и культурным ценностям, привлечения их к активному участию в общественно-политической жизни страны, в результате распространения научного мировоззрения и преодоления религиозно-феодальной идеологии в корне преобразился духовный облик общества, сформировалось социалистическое сознание широких масс трудящихся» (44),.
Важнейшим периодом истории культурного строительства в МНР является современный этап, соответствующий периоду завершения построения материально-технической базы социализма в стране. На этом этапе культурного строительства произошли большие изменения в духовной жизни монгольского общества.
Современный этап культурного строительства в МНР характеризуется, прежде всего, дальнейшим совершенствованием системы народного образования, более высоким уровнем всеобщности обучения и широким охватом школой населения, получением образования более качественного, чем преждеорганизацией массовой подготовки кадров и повышением их квалификации в соответствии с потребностями народного хозяйстваусилением связи обучения со сферой материального производства. При этом основополагающими принципами системы народного образования остаются глубокая научность, партийность и демократичность.
Всемерное повышение образовательного уровня трудящихся есть объективная закономерность строительства социалистического об.
— 162 щества. Ныне каждый четвертый человек населения учится в каком-нибудь учебной заведении. Повышение уровня народного образования, расширение подготовки кадров для всех отраслей экономики и культуры имеют важнейшее значение для создания материально-технической базы социализма, совершенствования новых общественных отношений, усиления коммунистического воспитания трудящихся.
Партия и государство проявляют постоянную заботу о дальнейшем совершенствовании системы народного образования, улучшении качества обучения и воспитания, укреплении материальной базы учебных заведений разных ступеней, делают все для того, чтобы уровень учебно-воспитательной работы отвечал возрастающим требованиям социалистического строительства. Обсуждение третьей сессией Великого Народного Хурала МНР десятого созыва в декабре 1982 г, вопроса о дальнейшем улучшении учебно-воспитательной работы в общеобразовательных средних школах и принятие Закона о народном образовании имеют важное значение в успешном развитии народного образования в стране, в претворении в жизнь установок Программы МНРП в области коммунистического воспитания подрастающего поколения.
На современном этапе развития МНР научно-исследовательская работа поднялась на новый уровень. Расширение сети научно-иссяе-довательских учреждений, как фундаментальных, так и прикладных направлений, увеличение численности квалифицированных кадров способствуют все более успешному разрешению программных задач монгольской науки: интенсификации сельского хозяйства, изысканию и рациональному использованию природных богатств, обобщению опыта некапиталистического развития и социалистического строительства, разработке проблем развития общественных отношений и коммунистического воспитания трудящихся.
— 163.
Монгольская наука оказывает эффективное воздействие на дальнейшее развитие общественного производства, повышение производительности труда, рост духовной культуры и материального благосостояния народа. Таким образом, отличительной чертой развития монгольской науки на современном этапе является то, что она становится все более тесно связанной с практикой социалистического строительства.
Социалистическое общество глубоко заинтересовано в обеспечении научно-технического прогресса страны, всемерном умножении вклада учных в развитие ее производительных сил. Совершенствование организации и координирования работы научно-исследовательских учреждений, укрепление их материальной базы, улучшение планирования научно-исследовательских работ, повышение теоретического уровня и практической эффективности научных исследований, развитие интеграционных процессов с братскими социалистическими странами, в первую очередь с Советским Союзом, творческое применение их научно-технических достижений, улучшение подготовки и постоянное повышение квалификации научных кадров, укрепление связи науки с производством — все это самым благоприятным образом сказывается на дальнейшем развитии науки в стране.
В рассматриваемый период на новую ступень поднялась художественная культура монгольского народа. Она характеризуется расцветом всех отраслей литературы и искусства социалистического реализма, повышением роли художественной культуры в духовной жизни трудящихся. Создано большое количество произведений литературы и искусства, правдиво отображающих социалистическую действительность и раскрывающих образ нового человека, созидателя социалистического общества.
Расширение сети культурно-просветительных учреящений, укрепление их материальной базы в ходе культурного строительства создали необходимые условия для дальнейшего приобщения трудящихся масс к духовным ценностям* Духовные богатства стали широким достоянием монгольского народа* Социально-культурное развитие при социализме предоставляет трудящимся не только культурные блага, но и стимулирует их собственную творческую инициативу, их непосредственное участие в создании духовных ценностей* Свидетельство этому — не только широкое самодеятельное художественное творчество, но и массовое движение рационализаторов, активное участие трудящихся в социалистическом соревновании, в распространении передового опыта и т. д. «Наш народ, который до революции был полностью изолирован от цивилизованного мира, теперь не только стал потребителем, но и активным созидателем ценностей современного искусства и культуры» (74).
В стране создана широкая сеть клубов и домов культуры, библиотек и музеев, театров, концертных организаций* Весь этот мощный арсенал средств культурного воздействия приносит все более ощутимые социальные результаты, отвечающие современным требованиям социалистического строительства. «Эти учреждения, — указывалось на ХУШ съезде МНРП, — призваны быть настоящими очагами культуры, где наши люди могут интересно проводить досуг, обогащать свой духовный мир» (63, с.89). В связи с этим вопросы совершенствования культурного обслуживания населения и в особенности сельских жителей приобретают чрезвычайно важное значение. Укрепление материально-технической базы существующих сельских клубов, улучшение подготовки специалистов культурно-просветительной работы для села, широкое привлечение сельской интеллигенции, партийного, государственного, профсоюзного и ревсомольского актива, передовиков производства к участию в работе учреждений культуры,.
— 165 повышение внимания руководителей хозяйственных организаций села к деятельности и нуадам работников культуры являются важнейшими мерами по дальнейшему подъему культурного обслуживания сельского населения страны.
Изложенный в диссертации материал показывает, что вся идеологическая и массово-политическая работа партии нацелена на преобразование человека, его духовного мира и формирование социалистической личности. Деятельность партии направляется на воспитание трудящихся, и особенно молодежи, на революционных, боевых и трудовых традициях народа, в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, незыблемой верности дружбе с советским народом и народами братских социалистических стран. Партия всегда придает особое значение борьбе против влияния буржуазной идеологии, против аполитичности и беспечности, пережитков частнособственнических и других враждебных социализму взглядов. Процесс формирования нового человека, превращения гражданина в сознательного и активного строителя социализма непрерывен, и это проблема не только идеологической работы, а и всей нашей жизни. На ХУШ съезде МНРП указывалось: «постоянная забота о неуклонном повышении сознательности и активности масс остается важнейшей частью партийной работы. Это — общепартийное дело» (63, с.91−92).
В результате широкого развертывания политико-воспитательной работы партии неуклонно повышается уровень социалистической сознательности народных масс. Социалистическое отношение к общественной собственности и созидательному труду стало главным показателем роста социалистической сознательности, политической зрелости трудящихся масс. В условиях МНР успешно претворяется в жизнь положение В. И. Ленина о том, что «социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс» (14, с.57). Именно.
— 166 творческая, созидательная деятельность народных масс становится решающим фактором успешного завершения строительства социалистического общества в МНР.
Историческое исследование проблем культурного строительства в МНР в период завершения построения материально-технической базы социализма позволяет сделать следующие общие выводы.
1. В период завершения строительства материально-технической базы социализма монгольская социалистическая культура достигает своей зрелости. Если к концу переходного от феодализма к социализму периода социалистическая культура в основном сложилась в МНР, то на современном этапе она окончательно утвердилась и стала культурой всего монгольского народа.
Современную монгольскую культуру можно охарактеризировать как культуру социалистическую по содержанию, национальную по форме, и интернациональную по духу. Экономическую основу социалистической монгольской культуры составляет общественная собственность на все материальные и духовные ценности, политическую основуподлинный социалистический демократизм. Социалистическая идеология стала живой душой монгольской культуры. С утверждением социалистической идеологии национальная культура монгольского народа стала яркой выразительницей самой гуманистической идеологии современности — идеологии рабочего класса. В этом залог успехов в развитии культуры монгольского народа на пути к вершинам коммунистической цивилизации.
2. Социалистическая монгольская культура характеризуется неуклонным расширением культурного сотрудничества с Советским Союзом и другими братскими социалистическими странами, взаимообогащением национальных культур. Всестороння помощь Советского Союза, оказанная и оказываемая МНР в культурном строительстве,.
— 167 * является важнейшим условием ускорения темпов развития социалистической монгольской культуры, обогащения духовной жизни монгольского народа. Советский Союз всегда представлял нашей стране самые выгодные условия в процессе развертывания культурного и научно-технического сотрудничества. Всемерное сближение МНР с Советским Союзом и другими странами социализма — объективная закономерность развития нашей страны. Непреложным историческим фактом является то, что, если господство капитализма вело к упадку и вырождению национальной культуры многих, особенно малых народов, то социализм открыл новую эпоху культурного возрождения и расцвета всех без исключения народов.
3. Культурный прогресс монгольского общества на современном этапе определяется не только достижениями в создании духовных ценностей, но и ростом уровня образования и культуры широких народных масс. Сегодня благодаря огромным завоеваниям социального и научно-технического прогресса практически все население страны приобщено к культуре. Процесс приобщения к культуре стал поистине массовым.
Практика духовной жизни общества показывает, что главной целью приобщения трудящихся масс к культуре является формирование сознательного и социально-активного труженика социалистического общества, способного самостоятельно и успешно решать сложные и ответственные задачи общественного развития. В результате развертывания культурного строительства в МНР формируется новый человек с богатым духовным миром и высокими нравственными качествами. В стране «вырос новый человек — патриот и интернационалист, активный строитель социализма» (63, с.4). Он показывает социалистическое отношение к труду, общественной собственности, высокую трудовую и общественно-политическую активность.
— 168.
4# Современный этап культурного строительства в МНР является этапом резкого повышения роли социалистической культуры в социально-экономическом развитии страны. По мере ее продвижения вперед культура становится все более существенным фактором социалистического созидания, оказывающим возрастающее влияние на все сферы общества — развитие производства, совершенствование социальных отношений, духовную жизнь масс, их сознательное историческое творчество, на идейно-нравственное воспитание человека. Возрастание роли культуры в жизни общества реализуется, прежде всего, через повышение образовательного и общекультурного уровня народных масс, их социалистической сознательности. Образовательный и культурный подъем трудящихся является одним из решающих условий повышения производительности труда. С полным основанием можно сказать, что ныне темпы общественного прогресса, развития экономики страны все заметнее зависят от интеллектуального потенциала общества, от уровня развития культуры, науки, образования. Поэтому ускорение культурного строительства является необходимым условием создания материально-технической базы социализма в МНР.
5. Процесс развития социалистической культуры в МНР направляется Монгольской народно-революционной партией. МНРП, неуклонно проводя ленинские принципы партийности, идейности и народности, осуществляет научное руководство всем ходом культурного строительства. Возрастание руководящей роли МНРП в культурном строительстве является объективной закономерностью строительства социализма в стране. Партия исходит из того, что социализм является результатом сознательного творчества широких народных масс. Партия руководствуется в своей деятельности важнейшим марксистско-ленинским положением о том, что без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности трудящихся социализм.
— 169 невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы.
Исходя из этого, ХУШ съезд МНРП наметил обширную культурную программу на новую седьмую пятилетку. ХУШ съезд МНРП указал: «Сегодня культуру нельзя рассматривать как простое потребление людьми материальных, духовных и иных ценностей. Речь идет о повышении интеллектуальной зрелости людей, внедрении культуры в труд и быт, в отношения между людьми, в их мораль и поведение» (63, с.89). Реализация культурной политики партии, выдвинутой на съезде, поможет еще выше поднять уровень духовной жизни монгольского общества.
Список литературы
- Произведения основоположников марксизма-ленинизма
- Маркс К, Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии" -Маркс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.4, с.419−459.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т. З, с.45−49.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.42, с.151
- Маркс К. Разоблачения о кельнском процессе коммунистов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.8, с.423−491.
- Энгельс Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.18, с. 215.
- Ленин В.И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии. Полн.собр.соч., т.2, с. 97.
- Ленин В.И. П съезд РСДРП, Полн.собр.соч., т.7, с. 312.
- Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. Полн.собр.соч., т.8, с. 309.
- Ленин В.И. К вопросу о политике министерства народного просвещения (Дополнения к вопросу о народном образовании), -Полн.собр.соч., т.23, с.125−135.
- Ленин В.И. Что можно сделать для народного образования. -Полн.собр.соч., т.23, с.348−350.
- Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т.24, с.119−123.
- Ленин В.И. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Полн.собр.соч., т.35, с. 21.
- Ленин В.й. Заседание ВДЙК 4/17/ ноября 1917 г. Полн.собр. соч., т.35, с. 57.
- Ленин В.И. О задачах публичной библиотеки в Петрограде. ~ Полн.собр.соч., т.35, с.132−133.
- Ленин В.И. Как организовать соревнование! Полн.собр.соч., т.35, с.195−205.
- Ленин В.И. Третий Всероссийский съезд Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Полн.собр.соч., т"35, с. 289.
- Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165−208.
- Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйтсва. 26 мая 1918 г. Полн.собр.соч., т.36, с.377−386.
- Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. Полн.собр. соч., т.38, с. 55.
- Ленин В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»). Полн.собр.соч., т.39, с.1−29.
- Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры. 31 июля 1919 г. Полн.собр.соч., т.39, с.133−134.
- Ленин В.И. Речь на Ш Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования. 25 февраля 1920 г. Полн.собр.соч., т.40, с.160−165.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи. 2 октября 1920 г.) Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
- Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336−337.
- Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре.- 172 -Полн.собр.соч., т.41, с. 462.
- Ленин В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. Полн.собр.соч., т.42, с.228−230.
- Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпро-светов. Доклад на П Всероссийском съезде политпросветов. 17 октября 1920 г. — Полн.собр.соч., т.44, с.155−175.
- Ленин В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45, с.363−368.
- Ленин В.И. 0 кооперации. Полн.собр.соч., т.45, с.369−377.
- Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45, с.389−406.
- Документы и работы руководящих деятелей международного коммунистического и рабочего движения
- Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. М., Госполитиздат, 1961, 96 с.
- Программа Коммунистической партии Советсго го Союза. М., Политиздат, 1961, 144 с.
- К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС. М., Политиздат, 1970, 64 с.
- Материалы ХНУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, 320 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, 223 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14−15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, 80 с.
- Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию СССР. Правда, 1982,22 декабря.
- Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, lP3,c#9−23.41