Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История города Ейска, 1848-1914 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С первых лет своего существования Ейск стал оживленным экономическим и торгово-распределительным центром на берегу Азовского моря. В городе была открыта лесная биржа, налаживалось производство кирпича и черепицы, возникали кустарного типа кожевенные, салотопенные, свечные, крупяные и другие предприятия. Видное место заняло мукомольное производство. Более трех десятков мельниц появилось в северной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Основание г. Ейска и организация городского управления
    • 1. 1. Основание портового города Ейска
    • 1. 2. Функциональная роль г. Ейска
    • 1. 3. Управление городом
  • Глава2. Социально-экономическое развитие города Ейска
    • 2. 1. Сословная структура населения
    • 2. 2. Выгонная земля: значимость ее для ейчан и мероприятия местных властей по сохранению ее за городом
    • 2. 3. Развитие торговли
    • 2. 4. Кустарно- ремесленное производство
    • 2. 5. Строительство железной дороги
  • Глава 3. Социокультурный облик г. Ейска
    • 3. 1. Общественная и культурная жизнь ейчан
    • 3. 2. Архитектура города
    • 3. 3. Благоустройство города
    • 3. 4. Обустройство порта

История города Ейска, 1848-1914 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урбанизация — одна из отличительных черт современной цивилизации. Человечество вступило в ХХв. уже имея представление о градостроительном буме, о тягостных последствиях концентрации населения в крупных городах, об их патологии. Город исторически многослоен. Это украшающее город свойство может стать причиной возникновения многих трудностей, воздвигнуть барьеры на пути развития и реконструкции. В старых городах видна их история. К ней можно прикоснуться. Это города с особой атмосферой. Забота о том, чтобы города приобретали и сохраняли историческую многослойность, должна проявляться и в отношении новых городов. Здесь надлежит использовать историческую память местности, ее исторический дух.

Благодаря постоянному обновлению, динамизму, концентрации многообразия, особым свойствам многоконтактной среды, город является местом зарождения, становления и развития нового. Главное предназначение истинного города — быть двигателем прогресса.

Высокий интеллектуальный потенциал делает город духовной мастерской человечества. Эта способность города быть генератором идей связана с его особой городской средой.

Актуальность темы

.

В процессе изучения истории городов ученые зачастую останавливаются на крупных административно-территориальных единицах. При этом несомненно теряется представление об облике провинциальной России. А ведь именно она зачастую является кузницей истории, хранительницей старых традиций. Кроме того, нередко небольшой город в глубинке или на окраине России имеет ряд таких особенностей в своем развитии, которые делают его уникальным явлением. Такие страницы нашей истории безусловно заслуживают отдельного и всестороннего исследования. К таким провинциальным городам относится и г. Ейск.

Среди Кубанских городов Ейск выделяется рядом своих особенностей. Во-первых в отличие от большинства городов края, выраставших из сел (Армавир и др.), крепостей (Геленджик, Анапа и др.) Ейск сразу основывался как город для привлечения коммерческого населения к учреждаемому порту. Во-вторых, с первых дней существования к городу разрешено было приписываться иногородним без вступления в казачество. Новопоселенцам был дарован ряд льгот, которые способствовали быстрому развитию коммерческой деятельности в городе и порте. В-третьих, для управления городом была учреждена особая должность — начальника портового города Ейска (подобная была лишь в Темрюке), просуществовавшая до 1865 г.

Город как объект исследования привлекает в последнее время все большее число ученых различных специальностей: историков, социологов, политологов, философов, экономистов и др. В этой связи особенно важным представляется наметившийся в нашей науке комплексный подход к изучению городов. Целостное видение города, позволяет понять его в глубокой ретроспективе как организма несущего жизненно важные структуры и традиции.

Городуникальное явление, а истории человечества. Эта форма территориальной организации вбирает в себя все черты, присущие обществу, поэтому город является моделью создавшего его общества.

Исторический процесс повышения роли городов в развитии общества ученые называют урбанизацией. Будучи весьма многообразным, имея социально-экономические, демографические, этнокультурные и географические составляющие, этот процесс отражает и выражает изменения в территориальной организации жизни общества, его производительных силах, расселении. Он развертывается на основе углубления общественного разделения труда, в том числе территориального или географического. В более узком понимании урбанизациярост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране. Уровень развития урбанизации обозначается термином «урбанизированность» и выражается показателями удельного веса городского населения, удельного веса крупногородского населения, степени охвата территории зонами непосредственного влияния крупных городов.

В ходе урбанизации происходит последовательное и многостороннее усложнение городов как своеобразных социально-экономических организмов и градостроительных систем. Возрастает роль и значение больших городов, из их среды выделяются крупнейшие города, далее городамиллионеры и многомиллионные города. При этом важно подчеркивать качественный характер изменений. Города не просто увеличиваются в размерах, но приобретают более высокий уровень своей организациифункциональной и планировочнойменяется их место в территориальной организации общества. Таким образом, большой город не есть увеличившийся в размерах малый или средний. Города в процессе своего роста (а рост обычно сопровождает развитие) как бы поднимаются по ступеням городской иерархии.

Урбанизация — процесс пространственный. Он происходит, развивается, меняет темпы и направления под сильным воздействием территориальнодифференцированных факторов. Город — объект, для возникновения и формирования которого важнейшее значение имеет географическое или экономико-географическое положение. Географическое положение важнейший ресурс развития города.

Социологи определяют урбанизацию как всемирно-исторический процесс развития, концентрации, интенсификации общения, интеграции все более разнообразных форм практической жизнедеятельности. Это довольно широкое определение, «растворяющее» урбанизацию в общем процессе развития цивилизации акцентирует внимание на главномна концентрации многообразной деятельности, что является основой урбанизации. В процессе углубления общественного разделения труда происходит все большее расщепление деятельности, многообразные виды которой затем собираются в пунктах, наиболее для них удобных. Таким образом, города, агломерации, мегаполисы представляют особую форму территориальной концентрации — урбанистическую. Ее можно определить как концентрацию разнообразия.

Степень изученности проблемы.

Рассмотрение отдельных проблем урбанизации отмечается в трудах отечественных историков с к. XIX — н. XX в. При этом самым сложным являлся основополагающий вопрос — какое поселение можно считать городом, обозначенная еще в XVIIIb.

Так, В.П. Семенов-Тян-Шанский считал, что к городам можно относить только те поселения, которые обладали определенной «Бойкостью торговопромышленной жизни». При этом ученый выделяет селения в качестве «истинных» и «будущих» городов1. Г. И. Шрейдер под городом понимал населенный пункт, коренным образом отличающийся от деревни «численностью населения"2.

В 20-е годы ХХв. проблема изучения урбанизации поднималась на качественно новую ступень. Это было связано с деятельностью представителей петербургской школы медиевистики: Л. П. Карсавиным, Г. П. Федотовым, Н. А. Вильфиусом, Оттокаром, О.А. Добиаш-Рождественской, И. М. Гревсом. Начавшие свою научную деятельность с изучения европейской средневековой культуры и религиозности, эти ученые, имевшие своих последователей, среди которых особое место занимает Н. П. Анциферов, внесли огромный теоретический и практический вклад в развитие целостного подхода к изучению городской среды, ее духовной атмосферы, заложили фундамент отечественной урбанистики и краеведческого движения3.

1 Семенов-Тян-Шанский В. П. Город и деревня в европейской России. СПб., 1910. С. 55.

2 Шрейдер Г. И. Город и городовое положение 1870г// История России Х1Хв. СПб., б/г. Т.4. С. 12.

3 Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993; Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XIIXIIIbb. Пг., 1915; Гревс И. М. Город как предмет краеведения // Краеведение, 1924. № 3. С. 254−258 и др.

Предложенный Л. П. Карсавиным метод изучения исторического процесса в единстве социально-политических, экономических и культурных факторов, приложенный к исследованию городской среды, нашел отражение в «экскурсионном методе» профессора И. М. Гревса.

Исходя из того, что город представляет собой «цельный социальный и духовный организм», Гревс настаивал на необходимости привлекать к его изучению «все стороны и явления, какие могут выяснить происхождение и развитие города: как природу, среду в которой он возник, и почву на которой он развертывался, так и памятники, в которых он воплотился, так и совершающиеся внутри его труд и деятельность его жителей и их плоды, вещественные и духовные». Изучение естественного ландшафта, внутри которого рос город, его плана (топографии), монументальной физиономии, всего содержания жизни, последовательно, «от рождения через весь его рост до современного состояния», вело, по мысли Гревса, «к построению образа города как результата всего его прошлого развития"1.

Теория создания «образа города» получила свое дальнейшее развитие в работах Н. П. Анциферова, посвященных образу северной столицы, который выдвинул идею «гения (души) места"2.

Принципы комплексного исторического изучения легли в основу «исторического градоведения», развивавшегося в русле краеведческого движения (на базе академической науки) 1920;х г. г.3.

Разработка такой актуальной для отечественного краеведения 1920;х годов темы, как история города, сопровождалась выявлением и изучением самых разнообразных источников: изобразительных, письменных, картографических археологических, архивных и т. д4 .

1 Гревс И. М. История краеведения // Краеведение. 1926. № 4 С. 31−32.

2 Анциферов Н. П. Душа Петербурга. М., 1922 и др.

3 Бондарь В. В. Комплексное историческое исследование российского города: концептуальные принципы//Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. 1998. № 1−2. С. 4.

4 Филимонов С. Б. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917;1929). М., 1991. С. 109−119.

Однако разгром краеведческого движения в конце 20-х начале 30-х годов не дал впоследствии развиться в полной мере богатейшему теоретическому наследию русских ученых начала века.

При достаточно интенсивном развитии Кубанского краеведения, представленного деятельностью ОЛИКО в период 20-х годов, значительных работ по истории городов Кубано-Черноморской области не было, если не считать некоторые общие экономико-географические очерки, методические руководства и неопубликованные статьи краеведческого характера1 .

Общим веянием всей советской историографии было изучение социально-экономических вопросов. В этой связи необходимо отметить фундаментальное исследование А. Г. Рашина «Население России за 100 лет (1811−1913гг.): Статистические очерки», которое содержит специальный раздел «Динамика численности и процессы формирования городского населения России в XIX и начале ХХвв.» С анализом фактов в основном по столицам и крупным городам, а также специальную главу «К характеристике социально-профессионального состава населения крупных городов капиталистической России"2.

В 90-е годы ХХв с проведением демократизации в стране были реабилитированы И. М. Гревс и Н. П. Анциферов. Значительно расширился спектр изучаемых проблем. Вновь стал появляться комплексный подход в изучении истории городов".

С 1976 года в МГУ началось издание сборника статей «Русский город», в которых помещались материалы как общероссийского, так и узколокального содержания (последние касались в основном Московского региона).Усилиями отдельных ученых получили освещение такие стороны городской жизни, как приток крестьян в города,.

1 Апостолов Л. Я. Кубано-Черноморский край. Современное состояние. Краснодар, 1924; Городецкий Б. Наш край: источники изучения Кубани и Черноморья. Краснодар, 1924; Бенкен А. Жизнь как источник знаний. Экскурсионное руководство. Краснодар, 1923 и др.

2Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811−1913гг.): Статистические очерки. М., 1956. С. 151, 350. городское самоуправление, влияние железных дорог на развитие городов и др.

Важнейшие проблемы общероссийского характера поднимает монография Б. Н. Миронова «Русский город в 1740-е-1860-е годы», в которой прослежены изменения в населении и экономике в городах России с итоговым выводом, что «превращение большинства городов из аграрных в промышленные и торговые ознаменовало решительный шаг в отделении города от деревни, которое в главных чертах завершилось к середине Х1Хв.». При этом подчеркивается остающаяся к 1870 году «экономическая слабость города, его аграрные черты, незавершенность отделения от деревни"1 .

В общей характеристике города исследователь предложил рассматривать его «как поседение многофункционального назначения со значительным (по крайней мере, в несколько сотен человек) населением (его торгово-промышленная часть составляет посадскую общину), которое живет в условиях специфического уклада общественной жизни, своей деятельностью организует во всех отношениях (в хозяйственном, политико-административном, культурном) тяготеющую к нему сельскую округу и объединяет ее в единый государственно-хозяйственный механизм», чтобы «избежать как недооценки общего значения русского города, что получилось у большинства русских дореволюционных и современных западных историков, так и переоценки значения промышленно-торговых функций и соответствующей недооценки роли административных, военных, культурных и других функций города, что наблюдается у некоторых советских историков"2.

В контексте анализа работ современных авторов следует также отметить Н. Б. Лебину. В своей работе «Повседневная жизнь советского народа (1920;1930;е года)» она рассмотрели советскую повседневность с.

1 Миронов Н. Б. Русский город в 1740-е 1860-е годы. Д., 1990. С. 233−234, 247.

2 Там же. С. 267−268 позиции концепции девиантного поведения, предприняла комплексное исследование быта ленинградцев1 .

В последнее время к данной проблеме обратились зарубежные исследователи. Наибольший интерес представляет монография американского ученого Д. Р. Броуэра «Русский город между традицией и современностью, 1850−1900», в которой изложение событий доводится до революции 1905 года. Основное внимание историк уделил формированию социальной конфликтности среди городских слове населения, обусловленные притоком в города крестьянства. Анализ пореформенной урбанизации России приводит автора к выводу об огромном разрыве в уровне развития столичных мегаполисов и провинциальных городов, причем исследователь изучил состояние лишь крупных центров (с числом жителей не менее 20 тыс. чел.), т. е. за рамками монографии осталось подавляющее число городов2.

В последнее 30-летие выполнено несколько диссертационных работ регионального характера, посвященных проблемам социально-экономического развития провинциального города. Это кандидатские диссертации Р. Н. Пуллата «Социальный состав населения города Таллина в 1871—1917года"3, в которой предпринят скрупулезный анализ статистического материала — П. П. Петрова «Города северо-востока Азии, 1861−1917гг.», в которой проанализированы малонаселенные города Якутской области4. Наибольший интерес в этом контексте представляют работы О. М. Кравцовой и А. А. Терещенко. Труд О. М. Кравцовой «Социально-экономическое развитие городов Могилевской губернии во второй половине Х1Хв.». Это обобщающая работа по белорусскому городу с заключением, что «городам второй половины Х1Хв. принадлежала ведущая роль в формировании индустриального общества тогдашней Беларуси. По своему социально-экономическому и.

1 Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского народа (1920;1930 года). М., 1999.

2 Броуэр Д. Р. Русский город между традицией и современностью, 1850- 1900. М., 1990. С. 19−23, 157.

3 Пуллат Р. Н. Социальный состав населения города Таллина 1871−1987 годах. Таллин, 1964.

4 Петров П. П. Города северо-востока Азии, 1861−1917гг. Якутск, 1986. культурному уровню развития они, по мнению автора, превосходили все иные населенные пункты1. А. А. Терещенко в 1999 г. выполнил работу «Социально-экономическое развитие городов России второй половины Х1Х-началаХХв. (на примере Курской губернии)2. В этой работе наряду с фактологическим материалом присутствует осмысление и теоретических вопросов.

Все выше названные работы отличает рассмотрение лишь отдельных вопросов развития городов.

Комплексный подход в изучении истории городов отмечается в работах В. В. Бондаря, А. А. Федулина, С.К. Дмитриева3.

Определенное место в перечне работ, посвященных исследованию городов занимают региональные исследования. Если ранее в них зачастую преобладал рассказ об экономике города, его социальной структуре или его революционном прошлом4, то в последнее десятилетие здесь ярко прослеживается комплексный подход5.

Значительный вклад в исследование истории г. Ейска внесли краеведы. Среди них следует отметить В. В. Самсонова, Л. В. Половинкина, Н. В. Бельцева. В. В. Самсонов, являясь директором исторического краеведческого музея, занимался изучением истории родного города. В 1940;1941гг. на страницах газеты «Ейская правда» были опубликованы части его работы6. Он охватил период времени с 1840 до 1907 г., попытался раскрыть все стороны городской жизни.

1 Кравцова О. М. Социально-экономическое развитие городов Могилевской губернии во второй половине XIХв. Минск, 1988. С. 189.

2 Терещенко А. А. Социально-экономическое развитие городов России второй половины XIXначала ХХв. (на примере Курской губернии). Курск, 1999 г.

3 Бондарь В. В. Войсковой город Екатеринодар (1793−1867гг.): историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российский империи. Дис. канд. ист. наук. Краснодар, 1999; Федулина А. А. Население Москвы 1917;1923гг. (Численность, динамика, социальная структура). Дис. канд. ист. наук. М., 1987; Дмитриев С. К. Городское население Чувашии в Х1Х-нач. ХХв.в. Опыт регионального анализа. Дис. канд. ист. наук. СПб., 1997.

4 Мерхалев Д. Города Кубанского края. Екатеринодар, 1919; Меркурьев В. П. Ейск, Краснодар, 1972; Куприянова Л. В. Города Северного Кавказа во второй половине Х1Хвека. М., 1981; Александрова В. Курорт Ессентуки. / Александрова В. Александров И. Курорт Ессентуки. Ставрополь, 1973 и др.

5 Виноградов В. Б. Новое прочтение некоторых страниц истории Армавира и его ближайших окрестностей / В. Б. Виноградов С.Н. Ктиторов Новое прочтение некоторых станиц истории Армавира и его ближайших окрестностей. Армавир, 1992; Бондарь В. В. Екатеринодар — войсковой город (1793−1867г.г.) // Вопросы отечественной истории. Сб. науч. трудов. Краснодар, 1995 и др.

6 Самсонов В. В. История города Ейска //Ейская правда. 1940. 8,9,15, 20,30, декабря- 1941. 19 января, 2,18,26 февраля, 26 апреля, 9 мая.

Однако, идейные установки того времени, принижающйе значение дореволюционных достижений прослеживаются повсеместно. Л. В. Половинкин опирался в своей исследовательской работе на материалы Центрального исторического архива Грузии. Им были составлены небольшие доклады для лекторов и пропагандистов1. Наш современник Н. В. Бельцев на основе скрупулезного анализа архивных документов рассмотрел начальный период истории г. Ейска2.

Особенность всех краеведческих работ и названных, в частности, является простое изложение фактов, описание событий без анализа исследуемых вопросов.

Исторические исследование г. Ейска имеет большое познавательное значение. Оно позволяет более полно судить о развитии региона в означенный период времени, дает представление об облике одного из приморских городов Российской империи, что позволяет сравнить его с другими, делать обобщения, выводы.

Объектом диссертационного исследования является портовый город Ейск.

Предмет исследования составляет — основание г. Ейска, организация его внутригородской жизни, функциональная роль в масштабах страны и региона, характеристика социокультурного облика города.

Исходя из степени разработанности темы исследования, принимая во внимание актуальность ее дальнейшей разработки, состояния проблемы в историографии, а также круг и сущность проблем, решаемых современной исторической урбанистикой автор определяет целью настоящей диссертационной работы комплексное исследование организации внутригородской жизни и функциональной роли Ейска в масштабах России и кубанского края.

Достижение цели предполагает решение следующих основных задач:

1 Архивный отдел администрации г. Ейска. Ф.444 (личный фонд Л.В.Половинкина).

2 Бельцев Н. В. Портовый город Ейск в истории Черноморского казачьего войска (1792−1860г.г.). Ейск, 1999. выяснить причины и обстоятельства основания городапроследить динамику формирования внутригородского аппарата властиопределить функции города в масштабах всей империи и регионаохарактеризовать социальноэкономическое развитие городавыяснить влияние запоздалой реконструкции порта и строительства железной дороги на уровень экономического развития городаисследовать основные аспекты культурной и общественно-политической жизни ейчанвоссоздать характерные черты внешнего облика города.

Методология и методика исследования.

Методологическую основу диссертации составляют принципы историзма, объективности, системности, ставшие традиционными в исторических исследованиях.

Принцип историзма предполагает рассмотрение каждого исторического явления и события во взаимосвязи с другими явлениями и событиями, с учетом конкретно-исторических условий и в хронологической последовательности. При этом, каждый процесс анализируется как относительно завершенный цикл со свойственными ему закономерностями развития.

Применительно к теме исследования данный принцип позволил подробно, в строгой хронологической последовательности рассмотреть историю г. Ейска во всем ее многообразии и единстве.

Принцип объективности предполагает стремление сделать исследование предельно достоверным. Весь изложенный в диссертации материал основан на использовании достоверных архивных материалов опубликованных источников правдивом их изложении и сопоставлении.

Принцип системности предполагает рассмотрение всех явлений, событий, процессов прошлого как элементов единой системы. Следуя этому принципу история г. Ейска была исследована в масштабах страны, региона и собственно как отдельное поселение.

Теоретической основой диссертации является идея комплексного подхода к изучению истории развития г. Ейска, предполагающая рассмотрение города как единого организма. Данная концепция нашла свое отражение в работах отечественных историков И. М. Гревса, Н.П. Анциферова1 и зарубежныхФ. Броделя, Ч. Фитьян-Адамса2.

Функциональный подход в изучении истории развития городов, позволяющий определить их место и роль в масштабах страны и региона, отмечается в трудах отечественных и зарубежных исследователей3.

В диссертации использованы распространенные в исторических исследованиях методы: сравнительныйтипологический метод анализа исторической действительностистатистическийпроблемно-хронологический.

При разработке темы исследования использован также экскурсионный метод изучения истории населенных пунктов. Этот метод был разработан И.М.Гревсом4 В наши дни он вновь возрождается. Очень.

1 Гревс. И. М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. 1921 № 1- его же История в краеведении // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1991; Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Л., 1990; его же Непостижимый город. Л., 1991; Вракская О. П. Архивные материалы И. М. Гревса и Н. П. Анциферова по изучению города // Археографический ежегодник зй 1981. М., 1982.

2 CM.:Braudel F. Civilisation materielle economic et capitalisme, XVXVIII siecle. P. 1979 T. 1−3) Ч. Фитьян-Адамса (Phythian — Adams Ch. Desolation of a City: Coventry and the Urban Crisis of the Late Middkt Ades. Cambridge, 1979. Его же, Rethinking English hocal History. Leicester, 1987.

3 См. например: Миронов Б. Н. Русский город в в/п XVIII-п/п XIХв. Типологический анализ // История СССР. 1988 № 5 С. 150−168- Беже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. М., 1967, Мерлен П. Город: количественные методы изучения. М., 1977, Мерфи Р. Американский город М., 1975.

4 См.: Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело 1921 № 1. удачно использует его в своей исследовательской работе В.В. Бондарь1. И. М. Гревс в свое время очень точно подметил, что «в процессе экскурсий-экспедиций историк входит в непосредственный зрительный эмоциональный контакт с объектом изучения, постигая его историческую и культурную сущность вплоть до мельчайших подробностей и едва уловимых оттенков"2.

Источниковую базу диссертации составляют материалы российских архивов, музейные собрания, опубликованные статистические источники, периодическая печать, сохранившиеся архитектурные памятники, черты планировки старой части города.

Документальной основой диссертации являются материалы, извлеченные из фондов одного центрального архива (Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) в г. Моске, трех местных (Государственный архив Краснодарского края (ГАКК), Государственный архив Ставропольского края (ГАСК), архивного отдела при администрации г. Ейска.

Из собрания ГАРФ в диссертации были задействованы материалы из фонда Департамента полиции.

Наибольшее число источников по теме диссертации обнаружено в ГАКК, в фондах Канцелярии наказного атамана Кубанского казачьего войска (Ф.249), Кубанского областного статистического комитета (Ф.460), Гражданской канцелярии начальника Кубанской области (Ф.452), Канцелярии начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска (Ф.454), Канцелярии начальника портового г. Ейска (Ф.638), Ейской таможенной заставы (Ф.630), Ейской городской управы (Ф.637), Управления по сооружению.

1 См: Бондарь В. В. Войсковой город Екатеринодар (1793−1867гг.): Историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи. Дис. канд. ист. наук. Краснодар, 1999; его же Комплексное историческое исследование города концептуальные принципы // Голос минувшего. 1 998. № 1−2. С.3−8.

2 Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии //Экскурсионное дело. 1921. № 1. С. 24. железнодорожной линии Сосыка-Ея-Преградное общество Ейской железной дороги (Ф. 58 2), Коллекции документальных материалов, составленной П. В. Мироновым (р-1547), Коллекции документов по истории Кубанского казачьего войска, составленная П. П. Короленко, Е. Д. Фелицыным, А. Д. Ламоновым (Ф.670), Коллекция карт Кубани и прилегающих территорий (фонд карт).

Из собраний ГАСК в диссертации использованы материалы фондов Канцелярии начальника главного управления наместника Кавказского (Ф.235), Канцелярии Ставропольского гражданского губернатора (Ф.101), Канцелярия управляющего гражданской частью в Ставропольской губернии (Ф.70).

Из материалов архивного отдела при администрации г. Ейска в исследовании использованы документы фонда Коллекция церквей г. Ейска (Ф.1) и личного фонда JI.A. Половинкина (Ф.444).

Основную массу архивных материалов составляют официальные документы, предписания, рапорты начальника портового г. Ейска, отчеты, деловая переписка, статистические сведения и т. д. В незначительном объеме по теме исследования был обнаружен картографический и мемуарный материал.

Значительная часть использованных при работе над диссертацией архивных материалов в научный оборот введена впервые.

В архиве Ейского государственного историко-краеведческого музея была обнаружена копия генерального плана застройки г. Ейска 1849 г., подлинник которого хранится в Центральном государственном архиве Грузии (ЦГИАГ) в г. Тбилисипереписка и деловые бумаги купца Атарова (папка «Архив Атарова»).

Юридические основания существования г. Ейска отразились в документах законодательного характера — императорских указах, положениях, правилах и т. д., опубликованных в Полном собрании законов Российской империи.

Определенное место в нсточннковой базе диссертации занимают материалы, опубликованные современниками исследуемых событий. К их числу относятся работы Т. Стефанова, К. Черного, Е. Предпольского, М.Харламова. Эти источники (с учетом субъективных оценок авторов) воссоздают атмосферу городской жизни, внешний облик города, отношение различных слоев населения к происходящим в городе событиям.

Значительное место среди источников, используемых в работе принадлежит материалам периодической печати. В этой связи были рассмотрены публикации газет «Кубанские областные ведомости», «Кубанская жизнь», «Кубанский край», «Приазовский край», «Ейский телеграф», «Приазовская жизнь», «Приазовская речь», «Приазовье». Данный вид источников помогает воссоздать картину повседневной жизни ейчан рассматриваемого периода.

Группа источников иллюстративного характера состоит из рисунков, чертежей, фотографий (ГАКК Ф. карт, Ф. 249 Оп.1 Д. 2872, Ф.249 On. 1 Д. 1940, Ф. Р-411 Оп.2 Д.538- архив Ейского государственного историко-краеведческого музея, папка «Виды г. Ейска в дореволюционный период»). Ценнейшими источниками для проведения исследования являются остатки старого города. К ним относятся микротопонимы (название улиц), месторасположение зданий бывших городских учреждений, церквей, элементы застройки. Эти источники позволяют глубже познать объект исследованияпортовый город Ейск, познать его внутреннюю сущность.

Географические рамки исследования ограничены портовым городом Ейском, как одним из провинциальных городов России.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1848 по 1914 г., со времени основания города до начала I Мировой войны. Данный отрезок времени позволяет рассмотреть становление г. Ейска, интенсивный период развития и его спад.

Научная новизна диссертационного исследования связана с научным осмыслением функциональной роли г. Ейска в ряду провинциальных городов Российской империи второй половины XIXначала ХХв., комплексным подходом к изучению истории города Ейска, введением в научный оборот ранее неиспользованных документальных материалов. Кроме того, в диссертации использован ранее почти неиспользуемый экскурсионный метод анализа исторической действительности.

По данной теме нет ни одного научного исследования. В связи с этим автор диссертации делает попытку восполнить этот пробел, рассматривая историю города Ейска 1849−1914 гг. с точки зрения комплексного похода.

Практическая значимость работы состоит в изучении и сохранении историко-культурного облика г. Ейска, организации спецкурсов, факультативов, в краеведческой и экскурсионной работе. Диссертация может служить базой для дальнейшей научной разработки изучения функционального спектра российских городов.

Апробация работы.

Результаты исследования рассматривались на заседании кафедры новейшей отечественной истории и социологии КубГУ.

Основные положения и выводы диссертационной работы были освещены на научно-практической конференции «Творческое наследие Ф. А. Щербины и современность» (Краснодар, 1999 г.), в научных публикациях1, в газетных публикациях2.

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Во ведении обозначена актуальность темы исследования, степень ее изученности, определен объект и предмет изучения, поставлена цель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Город — очень емкая форма территориальной организации жизнедеятельности, которая вбирает все черты, присущие обществу. Не случайно город определяют как модель создавшего его общества.

Слово «город» происходит от «городить» и обозначает огражденное и следовательно укрепленное от нападений место, т. е. именно то, чем и был город на Руси до ХУНвека, имевший прежде всего характер военного укрепления, в котором спасались во время нападения врагов мирные сельские жители. Екатерининская реформа утверждала, что «город — центр своего окружения», учрежденный «для доставления жителям суда и расправы» .

В XIX веке городом считалось поселение, признанное таковым по закону и бывшее, как правило, местом пребывания уездных и городских властей .

Исторически города были обязаны своим возникновением общественному разделению труда.

Развитие капитализма углубило этот процесс, сделало города ярко выраженными центрами промышленного производства. Однако длительная эволюция городов со своеобразным разделением труда, вызванным хотя-бы внешним выделением отдельных функций в качестве главных, превалирующих на каком-то этапе и неравномерность развития общества в условиях конкретной социально-политической обстановки, не могли пройти бесследно. Различают города административные (центры государственного управления с 15−20% населения занятого государственной службой и свободными профессиями), кустарно-ремесленные (как пережитки предыдущей хозяйственной эпохи, сохранявшиеся, главным образом, в районах местных кустарных промыслов), торговые (где свыше 30% самодеятельного населения занято в торговле и обращении), промышленные (где ¾ населения прямо или косвенно связано с промышленностью и рабочий класс составляет 70−77%), смешанные (с различными видами хозяйственной деятельности и неоднородным составом населения, обычно крупные).

Следуя такой градации Ейск безусловно можно считать торговым городом. Преобладающими сословиями в нем были мещане и купцы.

Функциональный подход к классификации городов в историческом исследовании вполне оправдан. Он позволяет охватить все исторически и географически многообразные типы городов, всю их разнообразную деятельность, избегая при этом переоценки одних и недооценки других видов деятельности. Функциональный подход позволяет правильно оценить роль городов, понять специфику городской жизни, конкретно-исторический смысл существования городов в каждую эпоху. Структура городских функций — важнейший показатель уровня и характера развития данной страны в данную эпоху.

В 30-е — 40-е годы Х1Хв. Азовское море было объявлено свободным для мореплавания, в Англии были в это время отменены хлебные законы, что вызвало резкое увеличение спроса на зерно на европейском рынке. Условия доставки хлеба и продукции животноводства были в то время очень трудными не только в центральную часть России, но и в ближайшие порты Азовского моряРостов и Таганрог. Бездорожье, большие расстояния, неудобства переправы через Дон и его заболоченную пойму сильно сдерживали возможности Черноморья и Ставрополья в вывозе сельскохозяйственной продукции. Все это вызывало острую необходимость в открытии нового порта на берегу Азовского моря, более близко расположенного к степным районам Северного Кавказа. Пользоваться в то время черноморскими портамиНовороссийском и Анапой не представлялось возможным, так как они находились в зоне военных действий и не являлись коммерческими гаванями.

Наместник Кавказский князь М. С. Воронцов, отражая интересы торговцев Ставрополья и Черноморья, выступил с ходатайством о необходимости открытия нового порта. Предварительно для выбора места в 1847 году был послан специальный отряд под руководством поручика.

Трифонова. Отряд обследовал участок моря между косою Долгою и Ачуевым, уделив большое внимание изучению Ахтарского залива. Но в этом районе не было найдено подходящего места, так как море признали мелководным, а побережье — сильно заболоченным. Особое внимание отряд Трифонова привлек Ейский лиман, отделенный песчаною косою от Таганрогского залива, так что в штормовую погоду на нем было относительно спокойно. По подсчетам Трифонова, лиман имел достаточную глубину и мог вмещать более 50 купеческих судов.

На ходатайство М. С. Воронцова от 6 марта 1848 года последовал царский указ, в котором повелевалось, чтобы на Азовском море, в пределах войска Черноморского, при Ейской косе открыть порт и учредить город, который именовать портовый город Ейск. В это время на южном побережье Ейского лимана имелись небольшие хутора, население которых занималось преимущественно рыболовством. Равнинные же просторы Ейского полуострова были слабо освоены.

Официальное открытие нового портового города торжественно состоялось 19 августа 1848 года. По этому случаю к месту основания Ейска прибыл М. С. Воронцов, присутствующий на церемонии.

Молодой город стал быстро застраиваться и заселяться. Первым поселенцам была предоставлена привилегия: в течение пятнадцати лет они освобождались от податей и повинностей, поэтому желающих избрать Ейск для постоянного местожительства было много, и приезжали они из разных губерний России. Дома возводились вначале небольшие, одноэтажные, преимущественно кирпичные и саманные, но строго в определенном порядке и по утвержденным наместником Кавказским фасадом.

С первых лет своего существования Ейск стал оживленным экономическим и торгово-распределительным центром на берегу Азовского моря. В городе была открыта лесная биржа, налаживалось производство кирпича и черепицы, возникали кустарного типа кожевенные, салотопенные, свечные, крупяные и другие предприятия. Видное место заняло мукомольное производство. Более трех десятков мельниц появилось в северной части города, занимая большую территорию, прилегающую к лиману. Особенно оживленным стало основание косы, где открылись пристани на море и лимане. Сотни подвод приходило летом и осенью в Ейск из станиц Кавказской линии, Черноморья, Ставропольской и южной части Ростовского уезда, нагруженные пшеницей, льняным семенем, шерстью, кожей и другими сельскохозяйственными товарами. Затем эти товары отправлялись за границу и во внутренние районы страны. В свою очередь на иностранных судах стали поступать из стран Западной Европы различные бакалейные товары, которые частично реализовались на месте, а частично направлялись в Харьков, Елец, Нижний Новгород и в другие торгово-распределительные центры европейской части России.

Во внутренней привозной торговле молодого города видное место заняли железные товары, мануфактура и другие фабричные изделия, крайне необходимые для все возрастающего населения Северного Кавказа, где промышленность в то время отсутствовала. Особенно большое место во ввозе занял строевой лес, который необходим был городу Ейску, а также направлялся в Черноморье и многие станицы Кавказской линии. Лес поступал с верховий Волги.

Торговые связи Ейска с внутренними районами Северного Кавказа с каждым годом все более возрастали, поэтому в городе был учрежден постоянный рынок с Гостиным двором, открылись лавки и магазины.

С падением крепостного права и ростом капитализма в России товарное земледелие получает большое развитие на Северном Кавказе. Наличие свободных земель привлекло сюда громадный поток переселенцев из центральных, давно заселенных губерний страны. Портовый город Ейск приобретал в это время особенно важное значение, отражая в своем развитии все более крепнувшие связи Северного Кавказа с внутренними районами страны и с заграницей.

Развитие зернового хозяйства приводило к быстрому росту грузооборота Ейского порта. В вывозе ведущее место заняла кубанская пшеница сорта «гарновка». Она лучше других выдерживала дальние перевозки и имела хорошие хлебопекарные качества. Только за период с.

1853 по 1870 год вывоз пшеницы на экспорт увеличился через Ейский порт в 20,3 раза.

Однако в дальнейшем положение города сильно изменилось. Эти изменения связаны с железнодорожным строительством, особенно интенсивно развернувшимся на юге России в последнюю четверть XIX века.

До проведения железных дорог Ейск играл роль главного порта на Северном Кавказе. Положение его коренным образом изменилось после строительства Владикавказской железной дороги, которая вступила в эксплуатацию в 1875 год. Сооружение ее привело к тому, что из сферы торгового влияния Ейска вышла большая территория, от Владикавказа до станицы Кущевской. Из всех этих мест сельскохозяйственное сырье, главным образом хлеб, пошло по железной дороге на Ростов, вместо Ейска. В свою очередь по рельсовым путям через Ростов стали направляться те товары для внутренних потребностей Северного Кавказа, которые шли ранее через Ейск.

Второй удар экономике Ейска нанесен железной дорогой Тихорецкая-Новороссийск, строительство которой закончилось в 1888 году. Эта дорога еще более сузила торговый район Ейска. Станицы центральной зоны Кубанской области стали направлять свой хлеб в Новороссийск.

Таким образом, с проведением железных дорог портовый город все более оказывался вне сферы новых транспортно-экономических связей, складывающихся на Северном Кавказе. Последнее усугублялось и тем, что Ейск располагался на северо-западной окраине Кубанской области. Он всегда был отдаленным пунктом для многих районов Северного Кавказа и особенно для Терской области и Ставропольской губернии. Влияние этого фактора стало особенно ощутимым после строительства железных дорог, которые оттянули от него многие хлебопроизводящие районы. Доставка сельскохозяйственных товаров стала производиться только из ближайших мест, находящихся в зоне гужевого транспорта, а также из приморских станиц. Однако и в последних в конце XIX и в начале XX вв. стали появляться местные пристани по вывозу хлеба. Так, в 90- годах возник и стал развиваться новый порт Ахтари, позднее возникли пристани Глафировская, Шабельская. Но, несмотря на все это, в последней четверти Х1Хв. и в начале ХХв. количество грузов, отправляемых через Ейский порт, было значительным. Так, за период с 1869 по 1880 г. было вывезено разного хлеба 14 728 тыс. пудов, с 1880 по 1890 г. — 50 674 тыс. пудов, в 1910 г. — 14 110 тыс. пудов. Ейский порт продолжал занимать первое место по грузообороту среди азовских портов Кубанской области. Однако, он не мог конкурировать с двумя крупными портамиРостовом и Новороссийской, экономические позиции которых особенно окрепли после подведения к ним рельсовых путей. В своем развитии Ейск сильно отставал от них. Немалую роль здесь играло и то обстоятельство, что участок моря в районе города был мелководным. С развитием пароходного сообщения суда не могли заходить непосредственно в порт, а погрузка и разгрузка их производилась на рейде. Последнее повышало стоимость ввозимой и вывозимой продукции и снижало интерес к Ейскому порту.

Ейская городская дума, отражая интересы местного купечества, еще в мае 1875 года создала особую комиссию для изыскания способов проведения к Ейску железнодорожной ветки и улучшению порта. Но только через 36 лет, в 1911 году, железнодорожная ветка подошла к городу, а в 1905 году был улучшен порт.

Ейск начала XX века во многом напоминал большую станицу и все более выступал в роли местного торгово-распределительного центра далекой аграрной окраины России. Относительно благоустроенной была только центральная часть города во главе с улицей Черноморской, где проживала купеческая знать. Остальная часть города была либо совсем незамощена, либо замощена непригодным для этого гранитным осколком. Только в 1912 году была построена электростанция.

Промышленность в Ейске не получила большого развития и была связана с сельским хозяйством, частично с портом, рыболовством и производством кирпича. Кузницы и небольшие чугунолитейные мастерские, возникшие в начале этого столетия, обеспечивали потребности колесного транспорта, давали поковки и отдельные детали для плугов, веялок и некоторых других сельскохозяйственных орудий.

В целом можно считать, что Ейск оправдал надежды только в первое тридцатилетие своей истории. В дальнейшем это был небольшой провинциальный город со слабо развитой инфраструктурой, органически с которым был связан второстепенный на Азовском море порт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники 1. Архивные материалы Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) г. Москва
  2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) г. Краснодар
  3. Ф. 252. (Войсковое правление Кубанского казачьего войска) Оп.1. Д. 586, 1444- Оп. 2. Д. 585, 93, 92, 586, 2250, 229, 255, 272, 322, 347, 352, 1063, 5963, 5943, 3346.
  4. Ф. 315. (Конно-артиллерийская батарея № 12 Черноморского казачьего войска) On. 1. Д. 268, 269.
  5. Ф. 449. (Кубанское областное правление) Оп.2 .Д. 1601, 1766, 1368
  6. Ф. 452. (Гражданская канцелярия начальника Кубанской области)
  7. Оп.1. Д. 332, 222, 428, 81, 2620, 2634, 3670, 28, 571, 76, 26, 115, 561, 438, 113, 420, 300- Оп.2. Д. 3346, 5, 207, 215, 188, 90, 40, 8452.
  8. Ф. 454. (Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска)
  9. Оп.1. Д. 19, 5943, 1064, 1063, 858- Оп. 2. Д. 2092- Оп.7. Д. 2123, 2125, 2171, 2123, 1484, 1543, 1568, 2111, 151, 163, 1844, 1861, 1747, 1756, 1792, 1115, 1539, 514а, 613, 1725, 1381, 102, 862, 17, 376, 449, 618.
  10. Ф. 460 (Кубанский областной статистический комитет) On. 1. Д. 1,85.1. Оп. 2. Д. 8, 12, 13.
  11. Ф.574.(Кубанская областная чертежная Оп1. Д 177, 190, 215, 224.
  12. Ф. 582 (Управление по сооружению железнодорожной линии Сосыка-Ея -Преградно Ейской железной дороги) On. 1 .д. 18,55.
  13. Ф. 636 (Ейская таможенная застава) On. 1. Д. 2, 3, 5, 33, 9,12. 16, 30, 31, 39.
  14. Ф. 637 (Ейская городская управа) On. 1. Д. 2, 12, 13, 22, 24, 1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 20, 23, 34, 37, 40.
  15. Ф. 638 (Канцелярия начальника портового г. Ейска) On. 1. Д. 93, 409, 372, 3, 262, 30, 410, 1, 5, 22, 93, 111, 224, 234, 235, 262, 311, 324, 334, 438, 449, 494, 230, 357.
  16. Ф. 670 (Коллекция документов по истории Кубанского казачьего войска, составленная П. П. Короленко, Е. Д. Фелициным, А.Д. Ламоновым) Оп.1. Д. 48, 67.
  17. Ф. 741 (Управление начальника Ейского уезда) Оп.1. Д. 1.
  18. Ф. Р-411 (Коллекция документов по истории революционного движения и гражданской войны на Кубани и в Черномории) Оп.1. Д. 261, 514, 538, 172, 350, 395, 353.
  19. Ф. Р- 1547 (Коллекция документальных материалов, составленная П.В. Мироновым) On. 1. Д. 13.
  20. Ф. Р-692 (Исполнительный комитет Ейского районного Совета трудящихся депутатов) On. 1. Д .46.
  21. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК) г. 1. Ставрополь
  22. Ф. 235 (Канцелярия начальника главного управления наместника Кавказского 1785−1892) Оп. Д. 58, 110, 232, 373, 488.
  23. Ф. 101 (Канцелярия Ставропольского гражданского губернатора) Оп.З. Д. 9, 4347, 4345, 4477, 4478.
  24. Ф. 70 (Канцелярия управляющего гражданской частью в Ставропольской губернии) Оп.2. Д. 432, 584, 732, 1472.
  25. Архивный отдел администрации г. Ейска
  26. Ф. 1 (Коллекция материалов о церквях г. Ейска) On. 1. Д. 184, 185, 186, 187, 188.
  27. Ф. 444 (Личный фонд Л.А. Половинкина) On. 1. Д. 2, 25, 5, 3,4,17,19.
  28. Опубликованные документы и материалы
  29. Адресная книга фабрично-заводской и ремесленной промышленности всей России. СПб., 1907−1908
  30. А.С. Записка об экономическом положении Кубанской области в связи с общественным и государственным значением гидроэлектростанционных установок. Тифлис, 1913
  31. С.М. Городское самоуправление и хозяйство // Биржевые ведомости. СПб., 1906
  32. Весь Кавказ и Донская область: Первый торговый справочный альманах на 1908. Ростов-на-Дону, 1907
  33. Вся Кубанская область. Торгово-промышленный справочник на 1913 г. Екатеринодар, 1913.
  34. Вся Россия. Б/м., 1912. Т.1- Б/м., 1913. Т. З
  35. В.И. Городское самоуправление // Дополнение к курсу «Русского государственного права» СПб., 1912
  36. Города Российской империи по губерниям, градоначальникам и областям за 10 907−191 Огг. Б/м, 1911
  37. Городские поселения в Российской империи. СПб., 1861. Т.2
  38. М. Письмо о Крыме, Одессе и Азовском море. М., 1810 П. Егоров В. Г. Краткая география Кубанской области. Родиноведение.1. Екатеринодар, 1910
  39. П. Прошлое и настоящее кубанской начальной школы. Екатеринодар, 1907
  40. Записка об экономическом значении и доходности проектируемой Ейской железной дороги. СПб., 1907
  41. Известия Кавказского отдельного императорского русского географического общества. Тифлис, 1884 Т. 8. Часть 2.
  42. К упорядочению Ейского порта // Северо-Кавказский мемориальный бюллетень. Тифлис, 1916. № 1 апрель
  43. Кавказский календарь на 1910 г. Тифлис, 1910.
  44. Кавказский сборник. Тифлис, 1880. Т.5
  45. Е.П. Русское чиновничество в былое и настоящее время. СПб., 1887
  46. Количество населения и бюджет городов Российской империи за 1910 г. Б/м, 1912
  47. П.П. К истории Кубанского края. Екатеринодар, 1908
  48. И.Ф. Путевые наброски (Ейск, Майкоп). Екатеринодар, 1898
  49. B.C. Очерки истории Кавказа. СПб., 1893, Т.1
  50. Кубанская справочная книжка на 1891 г. Екатеринодар, 1891
  51. Кубанский календарь на 1898. Екатеринодар, 1898. Т.4
  52. Кубанский календарь на 1902−1913. Екатеринодар, 1901−1913. Т. 8−18
  53. Кубанский сборник. Екатеринодар, 1883−1916. Т. 1 -21
  54. С. Народная медицина г.Ейска// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. Выпуск 16
  55. Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1911
  56. Мыш М. И. Городовое положение 11 июня 1892 г. с относящимися к нему узаконениями, судебными правительственными разъяснениями. СПб., 1897
  57. Общественные и сословные управления Российской империи. Б.м. Б.г.
  58. Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897. СПб., 1897 г. Т. 1
  59. Памятная книжка Кубанской области на 1874, 1876, 1877, 1878, 1880, 1881, 1883, Екатеринодар, 1873, 1876, 1877, 1878, 1880, 1881, 1883
  60. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897. LXV. Кубанская область
  61. В.И. Городская реформа 1870// Три века. Россия от смуты до нашего времени СПб., 1913 Т.6
  62. М.О. Воспоминания об обороне Таманского полуострова, Темрюка, Ейска в войну 1854−1855гг. Екатеринодар, 1911
  63. Сборник архивных документов к истории Кубанского казачьего войска и Кубанской области, собранные Е. Д. Фелицыным. Екатеринодар, 1904 Т.1
  64. Сборник сведений о Кавказе. Ставрополь, 1907−1914. T. l -11
  65. Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1885. Т.8
  66. В. Благоустройство городов. М., 1912
  67. Семенов-Тян-Шанский В. Город и деревня в Европейской России. СПб., 1910
  68. Справочная книга «Кубань и Черноморское побережье» на 1914. Екатеринодар, 1914
  69. Т. Статистико-этнографическое описание г.Ейска Кубанской области. Екатеринодар, 1890.
  70. Торговля и промышленность Европейской России. СПб., Вып.7т
  71. Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь 1910. Вып. 2
  72. Е.Д. Ейский уезд. Екатеринодар, 1883
  73. Е.Д. Кубанская область в 1882г. Тифлис, 1882
  74. М.А. Некоторые особенности живого говора г.Ейска Кубанской области // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1899 Вып. 26
  75. М.А. Свадебные обряды г.Ейска Кубанской области //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1906 Вып. 36
  76. А. Ейский порт // Мореплавание и судоходство. 1915 № 4−6
  77. Г. И. Город и городовое положение 1870г. // История России Х1Хв. СПб., б/ч Т.4
  78. Г. И. Городская контрреформа 11 июня 1892//История России Х1Хв. СПб., б/г. Т. 5 Ч. З
  79. Р.И. Наше городское общественное управление. Этюды, очерки, заметки. М., 1902. Т. I-VII
  80. Ф.А. Ейский порт и железнодорожная ветвь к нему. СПб., 1894
  81. Ф.А. Земли частного владения войскового сословия в Ейском отделе //Кубанский сборник. Екатеринодар, 1894 Т. З
  82. Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861—1862годах. СПб., 1863. Часть 1−23. Периодическая печать
  83. Ейский вестник 1907. 13 апр., 12 мая, Юиюня
  84. Ейский курьер 1910. 25 мая, 2 июня, 21 июля, 14 авг.
  85. Ейский телеграф 1909. 1 мая, 4, 12нояб., 11, 15 дек.
  86. Кубанские областные ведомости 1875, 1877−1882, 1889−1896, 1898, 1906, 1913
  87. Кубанский край 1913. 13, 15 янв., 5,6 февр., 12 нояб.
  88. Приазовье 1911. 1,4,5 мая, 10,11 июля
  89. Приазовская жизнь. 1914.12,26,28 янв.
  90. А. Город Ейск в Черномории // Кавказ. Тифлис. 1853. № 25
  91. А. Учреждение 6 марта 1848г. портового города Ейска // Кавказ. Тифлис. 1853. № 20
  92. А.И. Область войска Донского и Приазовье в дореформенный период. М., 1986
  93. Административно-территориальные преобразования на Кубани (17 931 985). Краснодар, 1986
  94. Э.Г. Хлебный экспорт России через южные порты в период империализма // Вопросы истории и филологии. Ростов-на-Дону, 1974
  95. В. Курорт Ессентуки / В.Александрова., И.Александров. Курорт Ессентуки. Ставрополь, 1973
  96. A.M. Крестьянское хозяйство в Европейской России 18 811 904гг. М., 1980
  97. Н.П. Душа Петербурга. Л., 1990
  98. Н.П. Непостижимый город. Л., 1991
  99. Н.П. Пути изучения города как социального организма. Пг., 1925
  100. Н.П. Современник города. Пг., 1926
  101. Н.В. Композиция центра города. М., 1964
  102. П.Баранский Н. Н. Об экономико-географическом изучении городов // Экономическая география -Экономическая картография. М., 1960
  103. Е. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIXb.b. / Н. Крашенинникова, Л. Чернозубова, И. Эрн, Е.Белецкая.. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIXb.b. М., 1961
  104. Н.В. Портовый город Ейск в истории Черноморского казачьего войска (1792−1860). Ейск, 1998
  105. Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М., 1997
  106. Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города. М., 1977
  107. Боже-Гарнье Ж. Очерки по географии городов / Ж.Шабо. Боже-ГарньеЖ.. Очерки по географии городов. М., 1967
  108. В.В. Города Кубани в к. XVIII-н. ХХв. (Опыт типологического анализа) // Вопросы историографии и истории Северного Кавказа XVIII- начала ХХв. Краснодар, 1997
  109. В.В. Екатеринодар- войсковой город (1793−1867). Краснодар, Куб. ГУ, 1995
  110. В.В. К вопросу о типологии Российских городов: Екатеринодар // Проблема историографии и истории Кубани. Сборник научных трудов. Краснодар, 1994
  111. В.В. Комплексное историческое исследование российского города: концептуальные принципы //Голос минувшего. 1998. № 1−2
  112. В.И. Реки Кубани. Краснодар, 1978
  113. Е.А. Русская архитектура второй половины Х1Хв. М., 1984
  114. Е.А. Русская архитектура конца Х1Х-начала ХХвека. ., Т. Н. Каждан. М., 197 124. Вебер М. Город. Пг., 1923
  115. В.Б. Новое прочтение некоторых страниц истории Армавира и его ближайших окрестностей / С. Н. Ктиторов. Виноградов В. Б. Новое прочтение некоторых страниц истории Армавира и его ближайших окрестностей. Армавир, 1992
  116. Я.Е. Население России в конце XVII- начале XVIIIb. М., 1977
  117. Я.Е. Население России за 400 лет (XVI-h.XXb.) М., 1973
  118. Я.Е., Кабузан В. Н. Население городов России в XVI- начале ХХв // Численность и классовый состав населения России. Таллин, 1979
  119. Вопросы историографии и истории Северного Кавказа за XVIII-h. ХХв. Краснодар, 1997
  120. В.М. Ейск. Ростов-на-Дону, 1935
  121. Город в Северо-Восточной Европе в новое и новейшее время (XV- сер. ХХв.). Таллин, 1978
  122. Город и горожане России в XVIII- половине XIXb. М., 1991
  123. Город и его архитектурно-художественный облик. М., 1975
  124. Город как региональная и социально-экономическая система. Новороссийск, 1988
  125. Город как среда жизнедеятельности человека. Вильнюс, 1981
  126. Города России. Энциклопедия /Под ред. Г. М. Лаппо М., 1994
  127. Города феодальной России. М., 1966
  128. И.М. Город как предмет краеведения // Краеведение. 1924. № 3
  129. И.М. История в краеведении // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1991
  130. И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. 1921. № 1
  131. Е.Д. Планировка городов и районов. М. 1964
  132. Ю.Е. Ейск (город в Краснодарском крае). Краснодар, 1975
  133. Дон и степное Предкавказье. Ростов-на-Дону, 1977
  134. Н.П. Местные государственные учреждения дореформенной России М., 1985
  135. Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960
  136. Я. Урбанизация и изменение социальных отношений города и деревни// Город и время. М., 1973
  137. В.М. Российские политические партии на Северном Кавказе 1905−1907гг. Ставрополь, 1996
  138. В.А. Хлебный экспорт России через порты Черного и Азовского морей в 60−90-е г.г. Х1Хв. Ростов-на-Дону, 1966
  139. Т.Н. К предистории г.Ейска// Историческое регионоведение вузу и школе. Материалы 5 региональной конференции. Славянск-на-Кубани, 1997
  140. П.Н. Социально-экономическая структура местного управления капиталистической России (1861−1914г.г.) // Исторические записки. М., 1982 № 107
  141. Иванов J1.M. О сословно-классовой структуре городов капиталистической России // Проблемы социально- экономической истории России. М., 1971
  142. JI.B. Учитель науки // Отечество: Краеведческий альманах. М., 1991. № 2
  143. А.В. Архитектура и история. М., 1993
  144. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. М., 1989
  145. История Кубани в датах /Под ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар, 1996
  146. В.М. Население Северного Кавказа в Х1Х-ХХвеках. Этностатические исследования. М., 1989
  147. Э.А. Социология ХХвека. Ростов-на-Дону, 1996
  148. Т.М. Хлебная торговля России 1875−1914г.г. Правительственная политика. Л., 1978
  149. Е.И. Русская архитектура 1830−1910годы. М., 1988
  150. Ю.Р. Социально-экономическая история русского народа второй половины XVIIIb. М., 1967
  151. А.И. Некоторые вопросы общественно-экономического развития и социального состава населения Дона и Северного Кавказа накануне Октября// Социально-экономическая структура населения Дона и Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1984
  152. А.Г. Крестьянское движение В Приазовье в 40−50-е годы Х1Хв.//Ученые записки Туркменского университета. Ташкент, 1956. Вып. 8
  153. Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. М., 1922
  154. A.M. Н.П. Анциферов- исследователь Петербурга // Петербург и губерния: историко- этнографические исследования. Л., 1989
  155. Е. Неподвластно забвению. Краснодар, 1977
  156. В.П. Очерки социально-экономического развития Дона и Северного Кавказа в 60−90-е г.г. Х1Хв. Грозный, 1973
  157. Кубанские станицы. /Под ред. К. В. Чистова М., 1967
  158. Культура города: проблемы качества городской среды. Сборник научных трудов / Под ред. К. Е. Гладычева М., 1986
  159. Л.В. Города Северного Кавказа во второй половине Х1Хв. М., 1981 г.
  160. Г. М. География городов с основами градостроительства. М., 1969
  161. Д.С. Образование города. // Знание-сила. 1988. № 5
  162. И. По берегам морей. Краснодар, 1971
  163. .В. Очерки истории Подонья и Приазовья. Ростов-на-Дону, 1951. Кн.2
  164. В.А. Россия и Кавказ в объективе исторических познаний. Ростов-на-Дону, 1998
  165. В.П. Ейск. Краснодар, 1972
  166. П. Город: количественные методы изучения. М., 1977
  167. Р. Американский город. М., 1975
  168. Д. Города Кубанского края по данным Всероссийской переписи 1917. Екатеринодар, 1919
  169. Д. Кубанский край. Статистико-экономический отдел. Екатеринодар, 1920
  170. Д. Материалы по экономическому положению Кубанского края. Екатеринодар, 1919. Вып. 1
  171. .Н. Внутренний рынок России во второй половине XVIII-первой половине Х1Хв. Л, 1981
  172. .Н. Русский город в 1740—1860-е г.г. Л., 1990
  173. .Н. Русский город во второй половине XVII- первой половине Х1Хв. Типологический анализ //История СССР. 1988
  174. .Н. Спорные и малоизученные вопросы истории русского позднефеодального города в современной советской историографии. Л., 1983
  175. В.А. Городское самоуправление в России в 60-е -нач. 90-х г. г. Х1Хв. Правительственная политика Л., 1984
  176. В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX-началеХХв. СПб., 1994
  177. В.И. Черномория. Проблемы социально-экономической структуры. Краснодар, 1980
  178. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар, 1996
  179. М. Город как воспроизводственная среда // Город: вопросы социально-экономического развития. Материалы к IV научнойконференции социологов Прибалтики «Социальные проблемы, активизация человеческого фактора». Вильнюс, 1987
  180. Л.И. Город: модели и реальность М., 1994
  181. А.А. К характеристике промышленного переворота в России // Вопросы экономической и социальной истории России XVIII—XIX вв. Тула, 1973
  182. В.И. История русской архитектуры / А. А. Тиц, Ю. С. Ушков, Пилявский В. И. История русской архитектуры Л., 1984
  183. Л.А. О торговле хлебом через Ейский порт с другими странами в дореволюционный период // Из истории Северо-Западного Кавказа. Ейск, 1990
  184. П.Н. Урбанизованность и методы ее оценки // Известия Академии наук СССР. Серия география. М., 1980. № 5
  185. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории /Под ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар, 1994
  186. Е.И. О социологически- краеведческом методе исследования города в социально-проектной диагностике // Город как социокультурное явление исторического процесса. Сборник научных, трудов. М., 1995
  187. М.Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный строй, домашний быт. М., 1978
  188. Я. Рабочее движение и социал-демократы конец XIX начале ХХв. Ростов, 1935
  189. В.Н. Аграрные отношения на Северном Кавказе в конце XIX- начале ХХв. Краснодар, 1982
  190. В.Н. Аграрный рынок Северного Кавказа. Краснодар, 1988
  191. В.Н. Некоторые вопросы капиталистического заселения Северного Кавказа в конце XIX- начале XX века. //Проблемы аграрной истории народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1981
  192. В.Н. Товарно-капиталистическое производство в сельском хозяйстве Кубани в конце Х1Х-начале ХХв. // Исторические записки. М., 1977. Т.99
  193. А.Г. Население России за 100 лет (1811−1913). Статистические очерки. М., 1956
  194. А.П. Город общество, цивилизация: историческая урбанистика в поисках синтеза // Город как социокультурное явление исторического процесса. Сборник научных трудов. М., 1995
  195. П.Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958
  196. П.Г. Изучение городов России первой половины Х1Хв. // Города феодальной России. Сборник научных трудов. М., 1996
  197. П.Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIХв. М., 1983
  198. Т.Ф. История строительного искусства / Д. О. Шквидковский. Ф. А. Петров, Саварянская Т. Ф. История строительного искусства М., 1989
  199. .В. Научные исследования и научное обеспечение региональной политики // Городская цивилизация: методология, теория, практика. М., 1991
  200. Т.И. Математико-статистические методы в исторических исследованиях. М., 1981
  201. В.А. Суворов на Кубани. Краснодар, 1992
  202. Социально-культурные функции города и пространственная среда / Под ред. Л. П. Когана М., 1982
  203. Социально-экономическая структура населения Дона и Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 1984
  204. Л.Т. Откупная система на рыбных промыслах Азовского бассейна в дореволюционный период // Сборник материалов III городской научно-теоретической конференции по общественным наукам. Ростов-на-Дону, 1969
  205. .А. Крестьянское движение на Северном Кавказе в первой половине русской революции 1905−1907 г.г. Краснодар, 1984
  206. К. Ейск. СПб., 1992
  207. А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М, 1957
  208. Т.М. Революционное движение на Кубани в 1905г. Краснодар, 1956
  209. Хрестоматия по истории Кубани: Документы и материалы / Под ред. В. П. Малышева Краснодар, 1975. 4.1
  210. Г. С. Штрихи к портрету города // Кубанское краеведение. Краснодар, 1992. Вып. 3
  211. Г. Н. Социально-экономическая структура городов Кубани в дореформенный период // Новейшие исследования по социально-экономической и культурной истории дореволюционной Кубани. Краснодар, 1989
  212. В.А. Очерки истории планировки и застройки русских городов. М., 1954
  213. В.А. Планировка городов России XVIII-начало XX в.М., 1939
  214. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917 г. / Под ред. Б. А. Трехбратова. Краснодар, 1997
  215. В.И. Города. Откуда и когда они появились. М., 19 242. Диссертации
  216. Н.В. Формирование белорусских городов во второй половине XIX начале ХХв.в.: Дис.. канд. ист. наук. Минск, 1965
  217. В.В. Войсковой город Екатеринодар (1793−1867гг.): историко-культурная специфика и функциональная роль в системе городских поселений Российской империи. Дис.. канд. ист. наук. Краснодар, 1999
  218. Гавлин M. J1. Формирование крупной московской буржуазии во второй половине Х1Хв. (60-е- 90-е годы). Дис. .канд. ист. наук. М., 1 973 229
  219. JI.H. Города Среднего и Нижнего Поволжья во второй половине Х1Хвека. Социально-экономическое исследование. Дис.. доктора ист. наук. Чебоксары, 1995
  220. О.М. Социально-экономическое развитие городов Могилевской губернии во второй половине Х1Хв. Дис.. канд. ист. наук. Минск, 1988
  221. П.П. Города северо-востока Азии, 1801−1917гг. Дис.. канд. ист. наук. Якутск, 1986
  222. А.А. Социально-экономическое развитие городов России второй половины XIX- начала ХХв. (на примере Курской губернии). Дис.. канд. ист. наук. Курск, 1999
  223. В. Первые маевки на Кубани // Советская Кубань. 1981. 1мая
  224. Л.В. В названии улиц история города // Приазовские степи. 1975. 26 нояб.
  225. В.В. История города Ейска // Ейская правда 1940 1,9,15,20,30 дек.- 1941 19 янв., 2, 18, 26 февр, 26 апр., 9 мая
  226. В.Н. Экономическое освоение Кубанских земель// Советская1. Кубань. 1990. 7 июля
  227. Указ об основании г. Ейска от 6 марта 1848 г. *131″ Полу*-. Апреля 20 t84i ёода.
  228. У R, А 3 Ъ ЕГО И М П F> Р, А Т О Р П К, А Г, О ВЕЛИЧЕСТВ А,
  229. ГАКК. Ф. 315. Оп.1. Д. 269. Л. 82об.-• С1. J •• «* РСТВЕННЫЙ. :1. В ' '», •' ' J-tr ¦ I• ^ • п 'I1. J 69 j лист «N° ^ :1. Герб г. Ейска. *г"0Г.УДЛГ-С7Е2Т{НЫЙ Л Р X И В1. DCIvOFO края Р У ГУл.
  230. ГАКК. Ф. Р-441. Оп.2. Д. 538. Л.10., /сг.Ейск начала XX века.
  231. На со. и: Kin город:» -11.72S душх. -Г'Л -(«ричи. н за подо. к. |||>онз». НЯЮЗ руб. Ilw-иласио зл I рана ну 81)20,350 нуд. и wo «шут р. uopru 425,711 иуд. нрсккуад. xjtfm. груапм. If |>iiuo:i. миг тут p. nop-к.иг 2,"8l.7i2 нуд.
  232. П лошади- Л)* Нокроиекаи. Y>) Лаок-гпнд|<01«'.ка>1. i) МнхаГмош’Г.ан. Г) Ct’i-и пи. Л) I пмтсмймои опекал. К) Пгпарнлм.
  233. I’cajt.uoo училтцо. Ч) Женомя msmaaw. 3) Школа учеиикоиг.
  234. Л Г X. l'"i в датского кр: гял л: /wk / /3з ч• Грдцмцы: I пллицейсная часть СЬасро-злладвля sactb до Mfiaii, ioeCKoA улицы 2-е рплиц"2<�скэн часть Юги-'. яостэчюя час1ь города оть. мяхлл.юеский улицы•ТрАлкцы I, Л » JV y i.'icinoai.•>мро"и"ъ i удейJм 6-f
  235. ГАКК. Ф. р. 1547. Оп.1. д. 13. Л.61.
Заполнить форму текущей работой