Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность результатов. исследования' обусловлена применением системных исследований на основе философских, психологических, педагогических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, выбором методов, адекватных цели и задачам исследованиявоспроизводимостью и репрезентативностью полученных данныхобработкой результатов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Х ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ 17 ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ проблем воспитания 17 гражданственности в отечественных и зарубежных исследованиях
    • 1. 2. Фестивальное движение как сфера воспитания гражданственности 42 подростков
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель воспитания гражданственности 73 у подростков в процессе фестивального движения
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ 117 ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФЕСТИВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
    • 2. 1. Диагностика социально-культурных условий воспитания 117 гражданственности у подростков в процессе фестивального движения
    • 2. 2. Взаимодействие фестивальных программ как важнейшее социально- 137 культурное условие воспитания гражданственности у подростков
    • 2. 3. Интеграция деятельности всех структур фестивального движения в 165 процессе воспитания гражданственности у подростков

Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начало XXI века обозначилось актуальными проблемами формирования гражданской культуры общества и необходимостью создания целостного механизма воспитания гражданственности подрастающего поколения. В связи с этим в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указано, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитанияформирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной' адаптации на рынке труда"1.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, правовой нигилизм, национальный снобизм, отсутствие уверенности в своих действиях как гражданина, социальная пассивность и др. Постепенно в общественном сознании произошли подмены понятий «гражданственность», «гражданский долг», «патриотизм», которые оторваны от реалий общественной жизни.

Процесс социализации подрастающих поколений протекает крайне сложно и противоречиво. Поэтому принятие государственной программы.

1 Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. — 2002. — № 1. -С.97−126.

Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2010 годы», Национальной доктрины образования в РФ до 2025 г. сделало еще более актуальным вопрос формирования активных гражданских позиций подростков.

Построение гражданского общества в России возможно тогда, когда подрастающее поколение усвоит соответствующие ему демократические нормы, правила и ценности жизни. Этому способствуют многочисленные фестивальные движения самодеятельного художественного творчества подростков, оперативно откликающиеся на постоянно изменяющиеся гражданские взгляды подростков, базирующиеся на принципах инициативности, самодеятельности, учета их интересов. Фестивали самодеятельного художественного творчества детей и подростков призваны поддерживать воспитание гражданственности подростков проявляемой в творческих делах, здоровом образе жизни и общественной самоорганизации, их вовлечение в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Широкий спектр проводимых в России фестивалей (Дельфийские игры, «Юные таланты Московии», «Паруса надежды», «Звездам навстречу», «Студенческая весна», «Фестос», «Артистик» многочисленные арт-благотворительные фестивали и др.) свидетельствуют о восстребованности и перспективности развития фестивального движения.

Идеи формирования, гражданственности подрастающего поколения были заложены в концепцию арт-благотворительного фестиваля самодеятельного художественного творчества «Роза ветров», творческая биография которого берет свое начало с 1995 года. В настоящий момент международный фестиваль «Роза ветров» включен в Федеральную программу развития культуры России и продолжает осуществлять социокультурные программы в стране и за рубежом, утверждая ценности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Именно в процессе фестивального движения современный подросток стремится реализовать свой потенциал, самоутвердиться, определить свои приоритеты в различных областях деятельности. Поэтому эффективность воспитания гражданственности во многом зависит как от социальных отношений, сложившихся в обществе, так и от технологий, которые могут использоваться педагогами учреждений дополнительного образования детей в процессе фестивального движения, для чего необходимы соответствующие социально-культурные условия. Однако на практике пока отсутствуют теоретические и технологические основы создания социально-культурных условий воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения.

В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем особенностей воспитания гражданственности в подростковом возрасте, разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать социально-культурные условия для гражданского становления и самореализации личности подростка.

На основании изученного опыта по воспитанию гражданственности, анализа научной психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием, состоящим, с одной стороны, в возрастающей потребности общества в личности с высоким уровнем гражданского воспитания, а с другой стороны, в недостаточной теоретической и технологической разработанности основ по воспитанию гражданственности у подростков в социально-культурных условиях фестивального движения.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между: объективной потребностью общества в формировании гражданственности подростков и недостаточным использованием воспитательного потенциала фестивального движения, потребностью в разработке комплексных фестивальных программ, обеспечивающих эффективность процесса воспитания гражданственности подростков и. недостаточной. разработанностью теоретического обоснования и технологического обеспечения данного процесса.

Выявленные противоречия обнаруживают проблему исследования, которая состоит в необходимости обоснования, разработки и апробации модели воспитания гражданственности подростков в процессе фестивального движения. Поиск возможных путей разрешения данных противоречий и определил выбор темы исследования: «Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения».

Степень научной разработанности проблемы. Исследование в значительной степени опирается на теорию формирования' и развития демократического общества и правового государства (X. Ортега-и-Гассет, М. И. Фишер, Халь Кок) — теорию социализации личности, понимаемой как включение подростка в систему общественных отношений (В .А. Караковский, ВШ. Коротов^.Р. А. Литвак, А. В: Мудрик, В. А. Ядов и др.).

В советской педагогике проблемы гражданского. воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И. А. Каиров, A.C. Макаренко, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинский, М. А. Терентий, В. И. Шахненко и др. При изучении проблем гражданского воспитания, автор диссертации опирался на педагогические идеи Ю. К. Бабанского, B.F. Белинского, H.A. Добролюбова, H .К. Крупской,. A.C. МакаренкоИ-С. Марьенко, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова, С. Т. Шацкого и др.

Анализ работ Н. М. Воскресенской, О. С. Газмана, JI.IO. Гордина, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, А. Н. Лутошкйна, Л.И. НовиковойA.C. Прутченкова, А. Б. Резника, il.B. Соколова, В: Н. Столетова, F.H. Филонова, И. Д. Фрумина, НЕ. Щурковой и других авторов позволил рассмотреть эволюцию взглядов на гражданское воспитание подростков и обосновать, необходимость широкого применения активных и интерактивных методов в этом процессе.

Зарубежный опыт гражданского образования и патриотического воспитания рассматривался на основании исследований И. Ф. Ахметовой, Б. Л. Вульфсона, З. А. Мальковой, И. Д. Фрумина, Ч. Уайта, И. Д. Чечель, С. Шехтера и др.

Психологические аспекты гражданского воспитания рассматривались в контексте научных взглядов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина и др.

В современных условиях получила признание новая парадигма учреждений дополнительного образования детей, направленная на воспитание гражданской позиции подростков, раскрытая в работах A.C. Гаязова, Г. Я. Грявцевой, И. М. Дуранова, Н. В. Ипполитовой, Л. Ю. Кругловой, В. В. Попова, Н. М. Филипповой, и др.

Самостоятельную группу источников представляют исследования социально-культурной деятельности в процессе организации фестивального движения: труды М. А. Ариарского, А. И. Аверьянова, Е. И. Григорьевой, И. Н. Ерошенкова, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Ю. Д. Красильникова, А. С. Каргина, О. Ю. Мацукевич, Е. И. Смирновой, Ю. А. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой, A.A. Сукало, В. М. Чижикова, H.H. Ярошенко и др., посвященные самоактуализации личности в сфере организации развивающего досуга, любительства, развитию самодеятельных гражданских инициатив подрастающего поколения.

Вместе с тем анализ проведенных исследований показывает, что в теории и практики социально-культурной деятельности отсутствуют исследования по воспитанию гражданственности у подростков в рамках фестивальных движений, поэтому необходима разработка теоретических основ этого процесса.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, в разработке и экспериментальной' проверке эффективности структурно-функциональной модели"1 социально-культурных условий < воспитания гражданственности у подростков. в процессе фестивального движения и*внедрения данной модели в процесс организациипроведения фестивалей различного типа:

Объект исследования — воспитание гражданственности подростков как социально-культурное явление.

Предмет исследования — процесс воспитания гражданственности у подростков в рамках фестивального движения:

Поставленная цель позволила выявить задачи исследования: -определить сущность понятия."гражданственность подростков" — -проанализировать, фестивальное движение* как педагогическую среду воспитания гражданственности подростков;

— обосновать структурно-функциональную модель воспитания-, гражданственностиподростков" — в, условиях фестивального' движения самодеятельного художественного творчества;

— разработать социально-культурную программу воспитания гражданственности! подростков и внедрить ее в практику международного фестивального-движения «самодеятельного художественного творчества;

— выявить комплекс социально-культурных условий, обеспечивающих воспитание гражданственности у подростков в процессе, проведения фестивального движения самодеятельного художественного творчества.

Гипотеза исследования.* По нашему мнению, воспитание-гражданственности у подростков в" процессе организации^ и проведения-фестивалей различноготипа будет более эффективным, если будет осуществлена-целостность.социально-культурных условий, состоящая в:

• актуализации содержания процесса и ориентация подростков на знание гражданских норм и прав, сохранениялучших традиций нашего общества в, фестивальной программе;

• создании культуротворческой среды, которая бы инициировала самодеятельную активность подростка в реализации гражданских инициатив;

• учете индивидуально-психологических особенностей в организации общения и развитии межкультурной коммуникации подростков в фестивальной программе;

• расширении межкультурных связей фестивального движения с другими формами социально-культурной деятельности способствующее гражданской самоидентификации подростков.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о закономерностях развития личности (И.А. Зимняя, М. С. Каган, Д.И. Фельдштейн) — гуманистические идеи воспитания (A.C. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.) — идеи единства человека и социальной среды (К.А. Абульханова-Славская, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Г. Н. Филонов и др.) — психологические теории деятельности, характеризующие различные подходы к ее осуществлению (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — теории об активных методах воспитания как средстве развития личности (A.C. Прутченков, Я. В. Соколов, С. А. Шмаков, П. Г. Щедровицкий, Д. В. Эльконин, В.Г. Яковлев), идеи целостного развития личности в системе социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Л. С. Жаркова, А. С. Каргин, В. Е. Триодин, Ю. А. Стрельцов, H.H. Ярошенко и ДР-).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, анализ нормативно-правовых документов, систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование, периодизация, теоретическое моделированиеэмпирические — обобщение практического опыта, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседа, наблюдение, оценка, опросы, самооценка, методы математической статистики, анализ статистических данных, кейсовые методы обработки материала.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2008 г. на базе Международного арт-благотворительного фестиваля детского и юношеского самодеятельного художественного творчества «Роза ветров» г. Москвы, а также активных партнеров фестиваляучреждений дополнительного образования детей г. г. Челябинска, Кыштым и Златоуст Челябинской области. В исследовании приняли участие 690 воспитанников учреждений социально-культурного типа, 122 педагога, 128 родителей.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап — констатирующий (2002;2004), в процессе которого осуществлялся теоретический анализ литературы, нормативно-правовых документов, проводилось накопление эмпирического материала, обобщение практического опыта, формулировались задачи исследования с указанием конечной цели, устанавливался уровень изученности проблемы, уточнялся понятийный аппарат, обосновывалась структурно-функциональная модель воспитания гражданственности у подростков в условиях фестивального движения. Ведущие методы этого этапа: изучение и анализ литературы по изучаемой проблеме, систематизация, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование, анкетирование, тестирование, интервьюирование, опросы, беседа, наблюдение, оценка, самооценка.

Второй этап — формирующий (2004;2006). Осуществлена опытно-экспериментальная работа. На данном этапе была уточнена тема исследования, выдвинута гипотеза исследования, определены его цель, объект и предмет, проведена опытно-экспериментальная работа, создан инструментарий для отслеживания результатов. Получены первые теоретические и практические результаты опытно-поисковой проверки структурно-функциональной модели воспитания гражданственности у подростков и социально-культурных условий, обеспечивающих функционирование и эффективность этого процесса. Ведущие методы этого1 этапа: сравнение, систематизация, периодизацияобобщение практического опыта, анкетирование, тестирование, опросы, беседа, наблюдение, оценка, самооценка, методы математической статистики, социально-педагогический эксперимент.

Третий этап — обобщающий (2006;2009). В указанный период обрабатывались эмпирические данные, проверялись теоретические и практические положения" исследования, проводилось обобщение результатов опытно-поисковойработы, готовились практические рекомендации. На завершающем этапе результаты проведенной работы были оформленыв виде целостного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено" определение понятия «воспитание гражданственности у подростков», предполагающее развитие социальной компетентности и гражданской? позицииценностного" отношения^ к себе и другим людямсоздание нового типа развивающей среды, способствующей личностному ростувыработке: социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение: социальных. проблемных ситуаций;

— определена особенность структурно-функциональной модели воспитания: гражданственности у подростков в условиях фестивалясамодеятельного. художественного творчества, в которой на основе личностно ориентированного подхода обозначены цель, результат, средства достижения-результата (содержание, методы, приемы, средства, организацию данного процесса), включающая следующие блоки: целевой-: содержательный, технологический, организационный и результативный;

—. обоснованы социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в рамках проведения фестивальных программактуализации культурной обусловленности процесса и ориентации подростков на знание гражданских норм и прав, традиций современного мультикультурного обществасоздания культуротворческой среды, способствующей инициировать самодеятельную активность подростка в реализации гражданских инициативучета индивидуально-психологических особенностей в организации досугового общения и развитии межкультурной коммуникации подростковрасширения межкультурных связей фестивального движения, способствующего гражданской самоидентификации подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— дана авторская трактовка понятия «гражданственность подростков», под которой понимается нравственная позиция подростка, выражающаяся в самоосознании себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в образовательной и внешкольной деятельности и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. Данное понятие представлено следующими блоками: мировоззренческий (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.) — поведенческий (нормы, поступки, установки, и др.), оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознаниястиль мышленияпознавательные оценки и др.);

— теоретически разработана и апробирована на практике в процессе опытно-экспериментальной работы структурно-функциональная модель воспитания гражданственности у подростков в процессе фестивального движения в социально-культурных условиях учреждений дополнительного образования детей, состоящая из целевого, содержательного, технологического и результативного блоков;

— теоретически обосновано оптимальное соотношение социально-культурных условий формам фестивального движения в едином процессе воспитания гражданственности подростков на основе социально значимых ценностных ориентаций, ответственности за порученное дело, решение которого проходило с опорой на знание гражданских норм и прав, культурных традиций и современного мультикультурного состояния общества, культуротворческой среды, межкультурных связей. В качестве теоретических предпосылок рассмотрены наиболее существенные элементы, обеспечивающие успешную разработку данной проблематики.

Практическая значимость исследования заключается в отборе, описании и реализации социально-культурных условий воспитания гражданственности подростков, разработке и внедрении в практику фестивальных движений методических материалов: «Структурно-функциональная модель воспитания гражданственности подростков», «Программа воспитания гражданственности подростков». Материалы исследования могут быть< использованы в системе подготовки учащихся' и студентов1 средних специальных и высших учебных заведений к воспитательной работе в учреждениях дополнительного образования детей, а также на курсах повышения квалификации" педагогов социально-культурной' деятельности, при* чтении курсов «Самодеятельное художественное творчество» на кафедрах социально-культурной деятельности и культурно-досуговой деятельности вузов, культуры и искусств.

Обоснованность и достоверность результатов. исследования' обусловлена применением системных исследований на основе философских, психологических, педагогических и методических источников, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, выбором методов, адекватных цели и задачам исследованиявоспроизводимостью и репрезентативностью полученных данныхобработкой результатов опытно-экспериментальной работы методами математической статистики, опытно-экспериментальной проверкой гипотезыпроведением опытно-экспериментальной работы в условиях реальной деятельности общеобразовательных учреждений, повторяемостью полученных результатовреализаций методических материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценкой и актами о внедрении результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе участия соискателя в международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации» (Тамбов, ноябрь 2007 г.) — «Созидательная миссия культуры» (Москва: МГУКИ, март 2008 г.) — «Инновационные модели и проекты институтов культурного пространства» (Москва: МГУКИ, декабрь 2009 г.) — «Приоритеты социально-культурного. образования в условиях модернизации российского общества» (Москва: МГУКИ, ноябрь 2009 г.) — «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» (Шарм-ель Шейх, Египет декабрь 2009 г.) — в мероприятиях Всероссийской Целевой Общественной Программы сохранения и умножения культурного наследия России для развития детского и молодежного творчества «Юные Хранители». Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и прикладное значение, отражены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание гражданственности у подростков в процессе фестивального движения на основе личностно ориентированного подхода означает непременную направленность действий на выявление, сохранение и развитие гражданственности, способствует развитию самостоятельности, I формированию личностных и общественно значимых качеств у подростков, обучает их умению решать сложные проблемы, воспитывает ответственность за свои решения и поступки, гуманистическое отношение к людям, развивает рефлексивную сферу, обеспечивает развитие личности подростка посредством мотивированной организации его деятельности.

2. Фестивальное движение, располагающее огромным числом форм и методов, реализуется в культуротворческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности и представляет собой педагогическую среду воспитания гражданственности у подростков, включающую уровни развития мировоззрения (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.) — поведения (нормы, поступки, установки, и др.), самооценки (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознаниястиль мышленияпознавательные оценки и др.).

3. Особенностью структурно-функциональной модели воспитания гражданственности у подростков в фестивальном движении является ее целостность, обеспечивающая единство структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности гражданственности у подростков) и состоящая из следующих блоков: целевого, содержательного, технологического, организационного и результативного.

4. Технология воспитания гражданственности в рамках комплексной фестивальной программы предполагает приобщение подростков к культуре своего отечества посредством изучения репертуара, стилистики жанрового многообразия форм самодеятельного • художественного творчества, совершенствования исполнительских' навыкови формирования их устойчивого интереса ' к народной культуре в системе художественно-творческой деятельности на основе самодеятельной активности.

5. Социально-культурные условия воспитания гражданственности у подростков в фестивальном движении обеспечивают:

— соблюдение социально-культурной обусловленности процесса, которая' ориентирует подростков на знание гражданских норм и прав, традиций-современного мультикультурного общества;

— создание культуротворческой среды, которая способна инициировать самодеятельную активность подростка в реализации гражданских инициатив;

— учет индивидуально-психологических особенностей в организации досугового общения и развитии межкультурной коммуникации подростков;

— расширение межкультурных связей фестивального движения, способствующее гражданской самоидентификации подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время происходящие социальные, экономические, научно-технические и культурные изменения обусловливают рост требований к организации образовательного процесса, связанного с возможностью воспитания гражданственности подростков. Общество заинтересовано в том, чтобы уже в стенах учреждений дополнительного образования детей учащиеся приобретали знания о гражданском долге, приобретали активную гражданскую позицию. Ориентированность процесса воспитания на гражданскую ответственность, позволяющую своевременно корректировать навыки и желание участвовать в жизни общества, рассматривается сегодня в качестве ведущей стратегии среднего образования.

Актуальность проблемы настоящего исследования определяется существующим противоречием между необходимостью поиска рациональных путей воспитания гражданственности подростков при постоянно увеличивающемся государственном спросе, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы воспитания' гражданственности подростков в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества, с другой.

Как показало исследование, фестивальное движение представляет собой особую педагогическую систему, основанную на принципах гуманизации социально-культурной среды жизнедеятельности подростков, и способствует формированию активной жизненной позиции, утверждению ценностей гражданственности и патриотизма. Фестивали самодеятельного художественного творчества детей и подростков являются одной из популярных форм социально-культурной деятельности, в которой реализуются инвариантные педагогические технологии, обеспечивающие целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативнойи, художественно-организационной деятельности участников.

В рамках, культуротворческой деятельности. фестивального движения реализуются социализирующие функции воспитания, образования, просвещениятворческие функции духовного производстваинновациииндивидуального и группового творческого трудакоммуникативные функциидосугового общения и рекреации в процессе художественно-творческой деятельности участников.

Проведенное исследование подтвердило положение гипотезы и позволило сделать следующие выводы:

Для решения, проблемы воспитания гражданственности у подростков определяющим: являетсявыбор комплекса подходов^ как общей теоретико-методологической стратегии: Наиболее продуктивными являются системный^ средовой, аксиологическийдеятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые: при доминировании лично стно-ориентированного,. взаимодополняя и взаимообогащая друг друга, позволяют решить поставленную нами проблему.

Структура понятия «гражданственность» включает в себя следующиекомпоненты: эмоциональный, интеллектуальный^ деятельностный, мотивационный. Все выделенные компоненты тесно взаимосвязаны и представляют целостное единствоНами уточнено понятие «гражданственность», которые мы определяем как интегративное качество: личности, представленноеследующимиблоками: мировоззренческий (знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и др.) — поведенческий, (нормы, поступкиустановки и др.), оценочный:(качественное состояние нравственного, политическогоправового самосознаниястиль мышленияпознавательные, оценки и др.).

На основе теоретического анализа литературы, отражающей результаты исследований гражданского образования, мы создали структурнофункциональную модель воспитания гражданственности подростков в условиях учреждений дополнительного образования детей, состоящую из целевого, содержательного, технологического, организационного и результативного блоков.

Функционирование модели воспитания гражданственности подростков будет проходить более эффективно при реализации следующего комплекса социально-культурных условий: формирование социально значимых ценностных ориентаций подростков в системе учебной деятельности учреждений дополнительного образования детейформирование гражданской ответственности подростковразработка и реализация программы воспитания, гражданственности подростков, актуализации культурной обусловленности процесса и ориентации подростков на знание гражданских норм и прав, традиций современного мультикультурного обществасоздания культуротворческой среды, которая бы инициировала самодеятельную активность подростка в реализации гражданских инициативучета индивидуально-психологических особенностей в организации досугового общения и развитии межкультурной коммуникации подростковрасширения межкультурных связей фестивального движения, способствующего, гражданской самоидентификации подростков.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа — констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали невысокий уровень гражданственности подростков, что обусловлено в значительной степенинеэффективностью традиционного подхода к осуществлению воспитания гражданственности в условиях фестивального движения. Было выявлено, что около 70% подростков имеют низкий уровень гражданственностиоколо 30% - средний уровеньучащихся, имеющих высокий уровень, выявлено не было.

В процессе формирующего этапа опытно-экспериментальной ¡-работы проводилась, проверка эффективности структурно-функциональноймодели-воспитания гражданственности. подростков при реализации педагогических, условий, которые обеспечивали ее реализацию. С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования в ходе обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен итоговый срез для установления1 уровня гражданственностиподростков в условиях учреждений дополнительного образования детей.

Опубликованы методические материалы для? педагогов, классных руководителей, учащихсяи студентов средних специальных и высших учебных заведений по воспитанию гражданственности’подростков.

Проведенное нами исследование: — показало многоаспектностьпроблемывоспитаниягражданственностиподростков, в условиях фестивального движенияразрешило обнаруженное намипротиворечие, подтвердило основные положения-гвыдвинутыев гипотезе.

Среди перспективных направлений: исследования могут быть определены следующие, оптимизациясоциально-культурного менеджмента: впроцессе: развития фестивальных движенийразработка инновационных технологий: воспитаниягражданственности подростков в рамках международных: социокультурных проектов фестивального: движенияорганизации педагогическогосообщества руководителей и педагогов фестивального движенияразработкакомпьютерного обеспечения диагностикиуровнейгражданственности подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. /
  2. К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. 335 с.
  3. М.А. Прикладная культурология как область научного знания исоциальной практики Текст. / М. А. Ариарский. СПб., 1999. 530 с.
  4. , А.И. Психолого-педагогические условия организациисоциального взаимодействия в театральном объединении подростков: автореферат дисс. кандидата пед. наук: 13.00.05 /М.: МГУКИ, 1994−24с.
  5. Аверьянов, А. И. Социальное взаимодействие: зарубежный опытисследования проблемы: Лекция/ А. И. Аверьянов: МГУКИ, -М.: МГУЕИ, 200о.-3 0с.
  6. , А.Я. Права человека Текст. / А. Я. Азаров // Новое знание. М.:
  7. Знание. Россия, 1995.-225 с.
  8. , Ю.П. Искусство воспитывать: кн. для учителя Текст. / Ю.П.
  9. Азаров. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  10. , A.A. Гражданственность и гражданское участие (теоретикометодологический анализ) Текст.: автореф. дис.. канд. полит, наук / Айвазян A.A.- Екатеринбург, 2001: — 20 с.
  11. , О.В. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. Профиль развития подростка в программе дополнительного образования Текст. / О. В. Акулова. СПб., 2001. — 41с.
  12. , Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в- новыхсоциальных условиях Текст.: дис.. д-ра пед. наук/Аманбаева Л.И. -Якутск, 2002. 345 с.
  13. , A.B. Теория и практика непрерывного гражданского воспитания: Текст.: монография / A.B. Амурский. — Челябинск: Факел, 2007.-152 с.
  14. П.Амонашвили, III. А. Размышления о гуманной педагогике Текст.
  15. Ш. А.Амонашвили. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496 с.
  16. Ананьев, Б-Г. Человек как предмет познания- Текст. / Б.Г.Ананьев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО Mo дек, 1996.-384 с.
  17. Андреев, В-И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1998.-208 с.
  18. , В.И. Педагогика Текст.: учеб. курс дгштворческого-саморазвития < /В.И.Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий- 2000. — 608 с.
  19. , Б.Г. Система самоуправления-в ученическом коллективе Текст.: дис. канд- пед. Наук / Анжанд Б-Г. -Алма-Ата- 1991. 187 с.
  20. Аникеев- A.C., Болотина- T. Bl, Симоненко- ПТТ шдр: Три ступени-на пути к демократии: Гражданское образование учащихся Текст. // Граждановедение (приложение к Учительской газете). 2003- 6 марта-С. 5−7. .
  21. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров>Тёкст.: /А.Г.Асмолов. Mi: Ин-т практ. психологии- Воронеж: — НПО Модек, 1996. -768 с:
  22. , Г. В. Теория государственного управления Тёкст.: курс лекций / Г. В. Атаманчук. М-: Юрид. лит., 1997. — 400 с,
  23. , В.Г. Общество-, системность, познание и*' управление Текст. / В-Г.Афанасьев. М.: Политиздат, — 1981.— 432 с:
  24. , В.Г. Системность и общество Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368 с. 1.¦
  25. Бабанский- Ю. К. Педагогика Текст.-: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Ю.К.Бабанский.—М.: Просвещение, 1983. 560 с.
  26. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Текст. / КХК. Бабанскиш — М!: Просвещение- 1982. — 192-с.
  27. Бакланова, Т. И: Педагогика"художественной:самодеятельности! Текст.: уч. • пособие для вузов / Т. И. Бакланова.- М.: МГИК, 1992. -100 с.
  28. , JI.B., Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса: в: школе Текст.: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / ЛЖБайбородова, М-И.Рожков-- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. — 256 с.
  29. Баскакова, М: А. Толковый юридический словарь: право и бизнес (русско-английский, англо-русский):Текст. / М. А. Баскакова. 8-е изд., перераб. и доп--М-: Финансы и статистика- 2000l- 271iе.,
  30. , С.И. Проблемы гражданского воспитания в русской педагогике и: школа в конце XIX начала. XX вв. Текст.: дис. .канд.пед.наук / Беленцев С.И.-Курск, 2000.-184 с.
  31. , A.C. Основы возрастной педагогики Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / А. С. Белкин. — М.: Академия, 2000. 192 с.
  32. , A.C. Педагогика-детства: Основы возрастной педагогики Текст. /А.С.Белкиш-Екатеринбург, Сократ, 1995t—152 с.' :
  33. , С.П. Этапы развития школьного самоуправления Текст. / С.Н.Белоусов^, — 2гизд.— М: Работник. просвещения- 1930L
  34. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Текст. / Д. А. Белухин .-М~: Ин-т, практ. психологии- Воронеж: НПО Модек, 1997. — 304 с.
  35. , A.B. Социально-педагогические основы формированиягражданственности учащихся молодежи Текст.: дисд-ра пед. наук
  36. A.B. Ставрополь, 1997.-351с.
  37. , JT.A. Философия воспитания- как основа педагогической деятельности Текст. / Л. А. Беляева. Екатеринбург, 1993.- 125 с.
  38. , Э. Я-концепция и воспитание Текст. / Э. Берн, перевод с англ.- М.: МГУ, 1993−324 с.
  39. , В.П. О возможностях системного подхода в педагогике Текст. /В.Беспалько // Советская педагогика. 1990 — № 7 — С. 59−60.
  40. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст. В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.
  41. , В.П., Леонченкова, Т.П. (Скребцова Т.П.), Лазукина, В. И. Пионерский актив в представлениях детей и подростков Текст. // Педагогические проблемы свободного времени школьников: сб. ст. — Челябинск: ЧГПИ, 1978. С. 51−56.
  42. , И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подходаТекст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. 271 с.
  43. , Л.Н., Иванова Л. Ф. и др. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе Текст.// История и обществознание в школе. -2003.- № 9.— С. 20−30.
  44. , A.A. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: МПА, 1995.-328 с.
  45. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.- 468 с.
  46. Большой толковый психологический словарь Текст. / Р.Артур. — М.: Вече, ACT, 2000.-Т.1.-592 с.
  47. Болыпой толковый психологический словарь Текст. / Р.Артур. — М.: Вече: ACT, 2000.-Т.2.-560 с.
  48. Большой толковый словарь русского языка Текст. / Под ред.С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000. — 1535 с.
  49. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. Бондаревская // Педагогика.-1995 № 4.- С. 29−36.
  50. , Е.В., Кульневич, С.В.Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст.: учеб. пособиедля сред, и высш. пед. учебн. завед., слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич.- Ростов-на Дону, 1999.-560 с.
  51. , Н.В., Реан, A.A. Педагогика Текст.: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  52. , А.И. Чувство ответственности и пути его воспитания у школьников (5−10 кл.) Текст.: автореф.дис.. канд.пед.наук /Борисова1. A.И.-Киев, 1951.-21 с.
  53. , В., Гулька, М., Кузнецов, А. Внутришкольное управление и самоуправление: первые шаги Текст. / В. Бочкарев, М. Гулька, А. Кузнецов //Народное образование.-2003. -№ 8.— С. 73−79.
  54. Бочкарев, В .И: Социально-педагогические основы самоуправления"Текст. /
  55. B.И.Бочкарев. -М.: МАСШС, 1997. 257 с.
  56. , Я.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
  57. Бык, A.C. Воспитание гражданственности в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Бык A.C. -Киев- 1985.-24 с.
  58. , И.И. Самоуправление учащихся как средство^ эффективности патриотического воспитания Текст.: дис.. канд. пед. наук / Валеев И: И. М., 1992. — 193 с.
  59. , P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века) Текст.: дис.. док.пед.наук / Валеева P.A. Казань, 1997. — 430 с.
  60. , Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников^ Текст.: дис.. канд.пед.наук /Васильев Н. И. Якутск, 1995.-140 с.
  61. Васюкова, И: А. Словарь иностранных слов Текст. / И. А. Васюкова. М.: АСТ-ПРЕССД999. — 640 с.
  62. , К.Н. Дом свободного ребенка. Как создать свободную школу Текст. / К. Н. Вентцель. М.: Земля и фабрика, 1923. — 60 с.
  63. , О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения:историко-педагогический аспект Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Волжина О. И. -М.: 1991.-21 с.
  64. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии Текст. / под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 207 с.
  65. Воспитательный процесс: изучение эффективности Текст.: методические рекомендации / под ред. E.H. Степанова. М.: Сфера, 2003. — 128 с.
  66. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания Текст. / под ред. В. А. Березиной, О. И Волжиной, И. А. Зимней. — Вентана-Графф, 2003 384 с.
  67. , JI.C. Педагогическая психология Текст. /Л.С.Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  68. Вяземский, Е.Е., Следзевский, И.В., Саватеев, А. Д. Концепция гражданского образования в образовательных учреждениях Текст. // История и обществознание. -2002. № 2.-С. 17−22.
  69. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. Газман // Кл. руководитель. — 2000. № 3. — С.6−33.
  70. , П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин М.: Педагогика, 1988. — 150 с.
  71. , A.C. Теория и практика гражданского воспитания молодежи на современном этапе Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Гаязов A.C. -Челябинск, 1996. 299 с.
  72. , A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы Текст. / А. С. Гаязов. Челябинск: ЧГПУ, 1995. — 237 с.
  73. , У. Школа: без неудачников Текст. / У.Глассер. М.: Прогресс, 199 Г. — 184* с.
  74. , И.З. Теория и методика", воспитаниям Текст. :учеб: пособие.: для: студ. высш. учеб- завед. / И-3-Тлитан — М^: Владос-Пресс, 2002. -176 с-.
  75. Еражданское. образование в современной: школе: Опыт реализации? межпредметнош модели" Текст.: — пособие для" педагогов^ ш работников-- образования- Калуга: Н! Бочкарева, 200К-200-с:
  76. Еражданское образование Текст.: материалы: международного проекта- -СПб: РЕПУ им- А. И-Еерцена- 2000? — 382 с.
  77. , Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников- средствами общественных дисциплин. Текст. / Г. Я. Гревцева. Челябинск: ИИ УМД, 2003.-204с.
  78. , Д.В. Школьное самоуправление движение и система Текст. / Д. Григорьев // Кл. руководитель. 2003. — № 8. — С. 24−28.
  79. Груздев- И1Фг. Проблема ученического самоуправления- в с отечественной^ образовательной школе в периодшоиска^ее реформ^1980−1990^гг.)'Р'ёкст.|/ И. Ф. Груздев -М., 1992.- 134с.
  80. Дахащ А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность Текст. / А. Н. Дахан //Педагогика-- 2003. № 4.
  81. Декларация прав ребенка Текст. // Управление школой.- 1997. № 30.1. С. 4−12. ':'•¦.¦¦¦.':¦.
  82. , И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика Текст. / И. Д. Демакова. -М.: Новый учебник, 2003. — 256 с.
  83. Дементьева- И., Зубарева, Н. Степень социальной-. ответственности^ подростков в полной и неполной семьях Текст. / И. Дементьева, II. Зубарева // Воспитание школьников. 2003. — № 10. — С.13−17.
  84. , А.Н. История педагогики Текст.: учеб. пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. М.: Владос, 1999.-432 с.
  85. , С.А. Генезис научно-педагогического сознания Текст.: дис.. д-ра пед. наук / С. А. Днепров. Екатеринбург, 2000. — 430 с.
  86. , М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике Текст. / М. Н. Дудина. Екатеринбург: Наука, Урал, отд-ние, 1998. — 312 с.
  87. , И.М. Педагогические проблемы воспитания гражданственности Текст. / И. М. Дуранов. Магнитогорск, 1997. — 125 с.
  88. , В.З. Социально-культурная работа за рубежом Текст. / В. З. Дуликов.- М.: МГУКИ,-2009.- 250с.
  89. , М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход- к ней Текст. / Е. М. Дуранов.- Челябинск: ЧГАКИ, 2002. 276 с.
  90. , С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Б. Елканов. -М., 1971. 13 с.
  91. , И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков Текст. / И. Н. Ерошенков. М.: Владос, 2004.-220 с.
  92. , Э.В., Иоффе, А.П., Осипова, Т. В Книга методик образовательной программы «Мой выбор» Текст. / Э. В. Ершова, А. П. Иоффе, Т. В. Осипова. М.: Ижица, 2003. — 119 с.
  93. , Ж.Е., Шевченко, Л.В. Воспитание ответственности у старшеклассников Текст. / Ж. Е. Завадская, Л. В. Шевченко. Минск: Нар. асвета, 1981. — 152 с.
  94. , А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности Текст. / А. Д. Жарков: учеб.пособие. М.: МГУКИ, 1999.- 300с.99.3агвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска Текст. / В. И. Загвязинский. Тюмень: Легион Групп, 2005. — 74 с.
  95. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методика психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов — М.: Академия- 2001. 192 с.
  96. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. 5-е изд. — М.: Изд-во «Ось-89″, 2003. — 48 с.
  97. , A.B. Избранные психологические труды Текст. / A.B.Запорожец. М., 1986. — 344 с.
  98. ЮЗ.Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: УрГППУ, 2000 — 258 с.
  99. , Э.Ф., Водеников, В.А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых Текст. / Э. Зеер, В. Водеников // Образование и наука.- 2000. № 2 (4). — С. 112−121.
  100. , В.В. Психология детства Текст. / В. В. Зеньковский. — М.: Академия, 1996. 238 с.
  101. Зимняя, И: А. Педагогическая психология Текст.: учебн. для вузов / И. А. Зимняя.- 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  102. , В.Д. Самодеятельность, самоуправление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами' Текст. / В. Д. Иванов. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  103. , И.П. Методика коммунарского воспитания Текст. / И. П. Иванов. -М.: Просвещение, 1990. 133 с.
  104. Ю9.Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников Текст.: учеб. пособие / Ф. И. Иващенко. — Минск.: Университэцкае, 1996. 128 с.
  105. Инструктивно-методические рекомендации по организации воспитательной работы с юными ленинцами в загородных пионерских лагерях Текст. — Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 68 с.
  106. Ш. Иоголевич, А. З. Дорогой творчества: О деятельности научных обществ учащихся в Челябинской обл. Текст.,/ А. Иоголевич // Нар. образование. -1993.-№ 3.-С. 86−91.
  107. , В.Т. Самоуправление и его роль в управлении гуманистической системой воспитания Текст. / В. Кабуш // Кл. руководитель-2003- № 8.- С.6−24.
  108. ПЗ.Каргин A.C. Самодеятельное художественное творчество: история, теория, практика: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств.- М.: Высш. школа, 1988.-325 с.
  109. , A.C. Народная художественная культура: Курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. и сред.учеб.заведений культуры и искусств,' М.: 1997, 300с.
  110. Г15.Камалетдинова, А .Я. Проблемы становления гражданственности в России Текст. / А. Я:Камалетдинова. Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 180 с.
  111. Пб.Каптерев, П. Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. Избр. пед. Сочинения Текст. / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика,. 1982.-704 с.
  112. , Н.П. Психологические технологии адаптивной школы Текст. / Н. П. Капустин. — М.: Просвещение, 1999. — 123 с.
  113. , В.А. Воспитательные системы, школы: Педагогические идеи' и опыт' формирования Текст. / В. А. Караковский.- М.: Творческая педагогика, 1991. — 125 с.
  114. , В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика^ школьных воспитательных систем Текст. / В. Караковский, Л. Новикова, Н.Селиванова. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  115. , Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов Текст. / Л. Качалова // Педагогика.- 2000. -№ 9. С. 60−65.
  116. , О.В., Иоффе А. Н., Держицская Е. В. Энциклопедия материалов к курсу „Мой выбор“ Текст. Ml: Ижица, 2003. — 176 с.
  117. , Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии Текст. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.- М.: МГУКИ, 2001.
  118. , Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования Текст.: учеб. пособие / Ю. Д. Красильников. М.: МГИК, 1993 .-250с.
  119. Кон, И. С. Открытие „Я“ Текст. / И. С. Кон: — М.: Политиздат, 1978. — 368 с.
  120. , Н.И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков.— М.:Наука, 1975.-720*с.
  121. Концепция дополнительного образования детей Текст. М.: АПКиПРО, 2003.-22 с.
  122. , Е.С. Суворова, Н-Т. Гражданское образование: новая концепция и новый учебник Текст. / Е. Королькова, Н. Суворова // Преподавание истории и обществознания. — 2002. — № 4. — С. 27−32.
  123. , В.М. Педагогическая .технология гуманистического воспитания Текст. / В. М. Коротов. Соликамск: СГПИ, 1996. — 78 с.
  124. , В.М. Самоуправление школьников Текст. / В. М. Коротов. М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  125. Краткий психологический словарь-хрестоматия Текст. / под общ. ред.
  126. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. №ДОП. -М.: Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 512 с.
  127. , Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии Текст. / Ю. Д. Красильников.- М.: МГУКИ, 2001. с.
  128. , Н.К. О школьном самоуправлении Текст. / Н. К. Крупская // Педагогические сочинения в 10 т. Т. 1. — М: АПН РСФСР- 1959. — 803 с.
  129. , В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии /
  130. B.Г.Крысько. М.: Владос-Пресс, 2001. —368 с.
  131. , Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок^ защиты Текст.: пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. 3-е изд., доп. — М. Академия, 1999.-208 с.
  132. , Л.В. Проблемы гражданского воспитания школьников в советской педагогике 1918−1936 гг. Текст.: дис.. канд. пед. наук/ Кузнецова Л. В. М, 1982. — 214 с.
  133. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кзьмина. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  134. , Л.М. Профессионально-педагогическая диагностика Текст. / Л. М. Кустов. Челябинск: ЧФ ИРПО. — 120 с.
  135. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  136. , P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях Текст. / Р. А. Литвак. Челябинск: ЧГПУ Факел,-1996.-138 с.
  137. , Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1998. -464 с.
  138. , Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-282 с.
  139. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Текст. / под ред. E.H. Степанова. М.: Сфера, 2003. — 128 с.
  140. , А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах орг. работы Текст. / А.Н.Лутошкин- под ред. Б. З. Вульфова. 3-е изд. перераб и доп. -М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
  141. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс — пер. с англ. — СПб.: Питер., 1997. 688 с.
  142. A.C. Воспитание гражданина Текст. / А. С. Макаренко -сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. -М.: Просвещение, 1988 — 304 с.
  143. , A.C. Педагогические сочинения в 7 т. Текст. / А. С. Макаренко. -Т.5. — М.: АПН РСФСР, 1961.-607 с.
  144. , Л.И. Теория и методика воспитания Текст.: учебное пособие / Л. И. Маленкова. М.: Пед. об-во России, 2002. — 480 с.
  145. , И.С. Нравственное становление личности школьника Текст. / И. С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  146. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А.Г.Маслоу- перевод с англ. А. М. Татлыдаевой. — СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  147. Методические рекомендации будущим учителям по совершенствованию внеурочной воспитательной работы с учащимися Текст. — Челябинск: ЧГПИ, 1984.-67 с.
  148. Методические рекомендации по осуществлению непрерывной педагогической практики студентов историко-педагогического факультетавоспитательная работа) Текст. Челябинск: ЧГПИ, 1982.-112 с.
  149. , Д.М. Развитие школьного самоуправления и управления Текст. / Д. Мехонцева // Народное образование. — 2003. № 3. — С. 17−20.
  150. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования Текст. // Вестник образования России. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  151. Михеев, В'.И. Моделирование и методы измерений в педагогике Текст.: науч.-метод. Пособие / В: И.Михеев. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
  152. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ Текст. / Б. А. Глинский, Б. С Грязнов, Б. С Дынин, Е. П. Никитин. М: МГУ, 1965. — 248с.
  153. Модернизация российского образования Текст. / ред. и сост.Э. Д. Днепров. -М., 2002.-124 с.
  154. , Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика Текст. / Н. И. Монахов. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  155. , А.В. Социальная» педагогика-Текст.: учебник для .пед.вузов / А.В.Мудрик- под ред. В. А. Сластеиина: 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 1999. — 184 с.
  156. Найн, — А .Я. Технология работы над диссертацией по. гуманитарным наукам Текст. / А. Я. Найн. Челябинск: Урал ГАФК, 2000. — 187 с.
  157. , А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики. Понятийный аппарат педагогики и образованияТекст./А.Я.Найн — Екатеринбург: УГПИ, 1995.-С.23−25.
  158. , Л.И. Коллектив' и личность как педагогическая^ проблема Текст.: дис. д-ра пед. наук / Новикова1 Л.И. — М.', Л977. 355 с.
  159. Новые педагогические и информационные технологии в- системе образования Текст.: учеб. пособие для" пед. вузов и системы, повышения• квалиф- пед. Кадров- ред. Е. С. Полат. М.: Академия- 2000. — 271 с.
  160. Образование в XXI веке: проблемы-и поиски-их решения Текст.: учеб. пособие — под ред. А. Ф: Аменда, В. В. Латюшина. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. — 592 с.
  161. Образовательная программа' «Мой выбор» Текст.- под ред. П. Т. Положевец. М.: Ижица, 2004. — 16 с.
  162. , С.И. Словарь русского языка Текст.- под ред. Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1986. — 749*0.
  163. , В.М., Бочкарев В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах Текст. / ВЮпалихин- В. Бочкарев // Воспитание в школе. — 1996: — № 3: — С. 14−16.
  164. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении Текст.- под общ. ред. A.C. Прутченкова. М.: Новый учебник, 2003. — 320 с.
  165. , Т.Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. Наук / Османкина Т. Н. Оренбург, 2000. — 186 с.
  166. Основы гражданского образования Текст. 2-е изд., с доп. и изм. -Н.Новгород: Нижегород. гум. центр, 1996. — 452 с.
  167. Острые проблемы воспитания: поиски решения Текст.- М.:Нов. учебник, 2003.-240 с.
  168. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961 -1986 гг.) Текст. М.: Педагогика, 1987. — 415 с.
  169. Педагогика Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. об-во России, 2002.-608 с.
  170. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  171. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики Текст. / под ред. H.H. Тулькибаевой, JI.B. Трубайчук. М.: Восток, 2003.-274 с.
  172. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим -Бад. М.: Большая Рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  173. , И.П. Педагогика Текст.: учебник для высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  174. , Е.С. Личностно ориентированный подход в системе школьного образования // Доп. образование. 2002. — № 4. — С. 24−31.
  175. , С.Д. Технология воспитания Текст.: учеб-метод, пособие / С. Д. Поляков. -М.: Владос, 2002. 144 с.
  176. , М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой Текст. / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. — 350 с.
  177. Права ребенка. Основные международные документы Текст.- М.: Дом, (указать год издания) — 70 с.
  178. , Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления Текст. / Н. И. Приходько. М.: Просвещение, 1990. — 274 с.
  179. Программа Красноярского общества. «Знание» Текст. //Граждановедение (прил. к «Учит. газ.»). 1996. — № 2. — С. 4−5.
  180. Программа" развития муниципальной образовательной системы г. Челябинска на период с 2001 по 2005 гг. Текст. / под ред. В. Н. Кеспикова, 2000. 224 с.
  181. Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 г.» Текст. // Учительская газета. — 2004. -Выпуск4 (21).-С. 14−15.
  182. A.C., Гребенник И. Подготовка школьников к законотворческой деятельности // Воспитание школьников. 2004. -№ 4--С. 5−11.
  183. Психология становления педагога профессиональной школы Текст. / под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 1996. — 148 с.
  184. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст.- Ростов на / Д: Феникс, 1998. -544 с.
  185. , A.A., Бордовская, Н.В., Розум, С. И. Психология и педагогика Текст. СПб: Питер, 2000. — 264 с.
  186. , В.В. Развитие школьного самоуправления в условиях демократизации советского общества Текст.: дис.. канд. социол. наук /Решетов B.B. М., 1991. — 206 с.
  187. , К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К.Р.Роджерс- пер. с англ. М.: Прогресс, Универс., 1994. — 480 с.
  188. , М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах Текст / М. И. Рожков. М.: Владос, 2002. — 160 с.
  189. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. М.: РБЭ, 1993. — Т. 1. — 608 с.
  190. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. М.: РБЭ, 1999. — Т.2. — 672 с.
  191. Рубинштейн, С.JT.Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн.— СПб.: Питер, 2000 712 с.
  192. , Н.Е. Актуализация ценностных смыслов гражданственности в условиях фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и подростков Текст. / Н. Е. Рябова // Вестник МГУКИ.- 2009.-№ 6.- С. 146 -150.
  193. , Н.Е. Формирование системы ценностных отношений подростков к себе как фактор формирования гражданственности Текст. / Н. Е. Рябова // Вестник МГУКИ. -2010.- № 1.-С. 98−103
  194. , Н.Е. Факторы формирования гражданственности в подростковом возрасте Текст. / Н. Е. Рябова // Материалы научно-практической конференции «Воздействие музыки на экологию человека «. — М.: 2008.-С.40−46.
  195. , В.Н. Основания общей теории систем Текст. /В.Н.Садовский. — М.: Наука, 1976.-270 с.
  196. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование. — 1998. — 256 с.
  197. , В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от, А до Я. Текст. / В. П. Сергеева. М.: ЦГЛ, 2001. — 42 с.
  198. Современный фестиваль фольклора: опыт, проблемы, перспективы: Материалы междунар. научн-практ.колнф., секнт.1994.-Владикавказ, Нальчик (сост.А.С.Каргин) —М.: Гос.респ.центр русск.фольлора.-1999.-200с.
  199. И.Ю. Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике к концу XIX началу XX вв. Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / Синельникова И. Ю. М., 2001. -28 с.
  200. , Т.П. Модель воспитания гражданской ответственности школьников Текст.: метод, реком. /Т.П. Скребцова. Челябинск: Образование, 2004. — 30 с.
  201. Современные технологии социально-культурной деятельности Текст.: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 504 с.
  202. Словарь современного русского языка Текст. / Ред. кол. Ф. П. Филин. -Т.9.(выходные данные указать)
  203. Словарь- справочник. «Социология» Текст. В 4 т. Т.2. (указать выходные данные).
  204. , A.B. Феномен социально-культурной деятельности Текст. / А. В. Соколов. СПб.: СПбГУП, 2003. — 204 с.
  205. , Ю.П. Системный анализ воспитания школьников Текст. / Ю. П. Сокольников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  206. , Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой-синергетики Текст. / Ю. А. Стрельцов. М.: МГУКИ, 1999. 200 с.
  207. Стрельцова, Е-.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования Текст. монография / Е. Ю. Стрельцова.-М.: МЕУКИ, 2003.-248 с.
  208. , E.H., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 160 с.
  209. , И.В. Теория и практика гражданского образования (историко-педагогический аспект) Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук /Суколенов И.В.-М., 2001.-42 с.
  210. , Г. Т. Исторические условия развития современного гражданского образования Российской Федерации Текст.: дис.. канд.пед.наук / Суколенова Г. Т. М., 1997. — 180 с.
  211. , В.А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Молодая гвардия, 1971. 336 с.
  212. , Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: учебн. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Изд. центр «Академия», 1998.-288 с.
  213. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. 208 с.
  214. , П.И. Управление школой по результатам Текст.: практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая шк., 1997. -288 с.
  215. , А.Н. Школьное самоуправление и его правовая основа Текст. / А. Тубельский // Народное образование. 2001. — № 2 — С. 120−127.
  216. , Л.И. Психология организаторской деятельности школьников Текст. / Л. И. Уманский. -М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  217. Управление школой: теоретические основы и методы Текст.: учебное пособие / под ред. B.C. Лазарева.- Mi: Центр соц. и экон. исслед., 1997. -336 с.
  218. Управление воспитательной системой школы: проблемы ш решения Текст.: под ред. В. Я. Караковского. М.: Пед. об-во России, 1999. — 264 с.
  219. Управление качеством образования Текст.: практико-ориентированная моногр. и метод, пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2000. — 448 с.
  220. , A.B. Теория и практика развивающего обучения Текст.: учебн. пособие / А. В. Усова. Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 36 с.
  221. Учащаяся молодежь России: прошлое и настоящее и будущее Текст.: материалы Всерос. конф. — Челябинск: ЧГПУ, 1998.— 175 с.
  222. , Г. М. Психологические основы управления школой Текст. / Г. М. Федус. Ставрополь, 1990. — 121 с.
  223. , И.А. Методика социально-педагогического ' исследования Текст.: учеб. пособие / И. А. Филиппова. Челябинск, 1989. — 80 с.
  224. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.243: Фридман- Л. М: Наглядность и моделирование в обучении Текст. / Л. М. Фридман. — М., 1989.-80 с.
  225. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Юрист, 1997. -507 с.245: Хворостовская, В .Г. Воспитание ответственности у младших подростков впионерском отряде Текст.: автореф.дисканд.пед. наук / Хворостовская,
  226. В.Г.-Челябинск, 1981.-24 с.
  227. , С. Очерки по изучению ребенка Текст. / С.Холл. Б.м.: Пучина, 1925.-С. 125−141.
  228. Хрестоматия по истории советской ¡-школы и педагогики Текст.?/ под ред. А. Н. Алексеева: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 407 с.
  229. , Н.Н. Понятийно-терминологический- словарь: Управление образованием как • социальной системой Текст. / Н. Н. Хридпна. -Екатеринбург: Урал, изд-во, 2003- 384 с.
  230. , В.М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента Текст. / В: М:Чижиков^ В1 В.Чижиков.- М.: МГУ КИ, 2008.606 с. ' '
  231. , А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников всоветской педагогике 70−80-годов Текст.: автореф. дис.канд.пед.наук.
  232. А.М.Шаленов. М- 1991. — 22 с.
  233. , Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе Текст. / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Пед. поиск, 2001.-384 с.
  234. , С.Т. Грядущая школа Текст. / С. Т. Шацкий. М.: АПН РСФСР, 1962.-76 с. ' -
  235. , Н.М. Воспитание гражданской ответственности у старшеклассников в работе школьной комсомольской организации Текст.: дис.. канд. пед. наук / Шевченко Н. М. Киев, 1980. — 166 с.
  236. , М.И. Изучение воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  237. , М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников Текст. / М. Шилова // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 40−45.
  238. , С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования Текст. / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  239. , В.А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штоф. Л.: ЛГУ, 1963. -128 с.
  240. , В.Я. Моделирование и философия Текст. / В. Я:Штоф. М.:АПН РСФСР, 1966.-278 с.
  241. , Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. об-во России, 2001 — 268 с.
  242. Экологическое образование на основе принципа преемственности Текст.: учеб.- метод, пособие. Челябинск: ЧГПУ, 2003. — 136 с. I
  243. Энциклопедический философский словарь Текст. / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев.- 2-е изд.—М.: Сов. энцикл., 1989.-815 с.
  244. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон- пер. с англ. С. Ю. Бельчугова. М., 1992.
  245. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки Текст. /Э.Г.Юдин. М.: Наука, 1978. -391 с.
  246. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сент, 1996. — 96 с. 1. Q (bp)
  247. , H.O. Моделирование как метод создания педагогического проекта Текст. / Н. Яковлева // Образование и наука. № 6 (18). — 2002. -С.3−13.
  248. , Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика Текст. / Е. А. Ямбург. М.: Пэрсэ, 2000. — 70 с.
  249. , Н.Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика Текст.: монография / Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2000.-204 с.
  250. Social Studies program 4, 5, 6. School Report. The University at Albany, The University a of the State, of New York.
  251. The State Education Departament. Bureau of Cumculuv Development& Albany, New York, 12 234.
  252. Social Studies. United States History and Govemmtnt. /9, 106 11. The University of the State of New York.
Заполнить форму текущей работой