Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Условия реализации воспитательного потенциала подросткового досугового объединения культурно-оздоровительной направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования, которое осуществлялось с 1998 по 2001 год, был уточнен педагогический потенциал физической культуры, раскрыта историко-культурная обусловленность формирования и развития восточных единоборств в контексте физической культуры, проанализирована специфика ушу как социально-культурного и педагогического феномена, а также выявлены возможности клубной общности как формы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. УШУ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    • 1. 1. Педагогический потенциал физической культуры и теоретико-методологические предпосылки его анализа
    • 1. 2. Историко-культурная обусловленность формирования и развития восточных единоборств в контексте физической культуры
    • 1. 3. Ушу как социально-педагогическая система
    • 1. 4. Клубная общность как оптимальная форма приобщения к культуре ушу
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УШУ В ОБЪЕДИЕНИИ КЛУБНОГО ТИПА
    • 2. 1. Концептуальное обоснование модели начального обучения ушу в подростковом досуговом объединений
    • 2. 2. Опыт реализации экспериментальной модели приобщения подростков к культуре ушу в клубном объединении

Условия реализации воспитательного потенциала подросткового досугового объединения культурно-оздоровительной направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблемы воспитания подрастающего поколения в единстве социального духовного и физического развития приобретают в последнее время особую актуальность. Особое место в формировании личности подростка занимает физическая культура, которая обладает значительными ресурсами социализации и самореализации личности, способна оптимизировать интеллектуальное, социально-психологическое и двигательное развитие подростка.

Однако в реальности потенциалы физической культуры в формировании личности реализуются не в полной мере. Ухудшаются показатели, объективно характеризующие состояние здоровья молодых людей. Эти тенденции усугубляются: неразвитостью оздоровительных форм досуга, отсутствием целостной системы физического воспитания детей и подростковпропагандой в СМИ жизненных стилей, негативно воздействующих на физическое и психическое состояние личностинизкой эффективностью традиционных форм образовательно-воспитательной деятельности в сфере физической культуры, что обусловлено узостью учебной проблематики, ориентацией на технологические аспекты физической культуры.

В то же время обращает на себя внимание рост популярности различных форм и методик физической культуры, сформировавшихся в контексте древних культур Востока. Об этом свидетельствует появление в последнее время многочисленных школ, Центров, клубов восточных единоборств, организация соответствующих спортивных Федераций Россиипроведение чемпионатов и формирование национальных сборныхучастие в международных турнирах и чемпионатах Европы и мира. Однако освоение этих культурных практик происходит однобоко, чаще всего без учета их фундаментальных философско-этических ценностных оснований. Проблема в социально-педагогическом плане усугубляется технологической мощью восточных единоборств, которая вне нравственных координат становится опасным оружием, угрожая не только окружающим, но и душевному здоровью их носителей. В этой связи особого внимания требует система начальной подготовки детей и подростков, для которых овладение восточными единоборствами становится способом агрессивного самоутверждения в социуме.

Одним из видов восточных единоборств, обладающим значительным боевым и нравственно-этическим потенциалами, является древнекитайское искусство ушу. Как феномен древнекитайской культуры и вид спорта, ушу представляет собой сложнейший симбиоз религии, философии и системы движения. Его освоение требует целостного вхождения личности в этот культурный феномен. В реальности осваивается, преимущественно, двигательная составляющая ушу, что приводит, с одной стороны, к разрушению целостности данной культурной практики, с другой — к низкой эффективности овладения двигательным комплексом, который неотделим от фило-софско-этической базы. Дело в том, что отношение к ушу в России было обусловлено экзотическими мотивами и инструментальными факторами, стремлением овладеть основами боевого мастерства для достижения высших спортивных результатов.

Данная проблема обусловлена недостаточным уровнем теоретического осмысления и методического оснащения раннего обучения системе ушу в условиях клубной общности, что не позволяет в полной мере освоить духовно-ценностное и интеллектуальное богатство данного вида физической культуры, ограничивает возможности ушу в развитии интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей подростка.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется противоречиями между высоким воспитательным потенциалом ушу в обогащении духовного мира ребенка, совершенствовании его телесно-двигательных качеств и глубиной его теоретического постижения и практической реализации в рамках подростковых досуговых объединений клубного типа как наиболее распространенной организационной формы начального обучения.

Понимание актуальности данной проблемы определило цель исследования — обосновать условия реализации воспитательного потенциала подросткового досугового объединения культурно-оздоровительной направленности.

Задачи'.

1. Уточнить педагогический потенциал физической культуры и выработать теоретико-методологические предпосылки его анализа.

2. Раскрыть историко-культурную обусловленность формирования и развития восточных единоборств в контексте физической культуры.

3. Охарактеризовать ушу как социально-культурный и педагогический феномен.

4. Выявить возможности клубной общности как формы приобщения подростка к культуре.

5. Обосновать педагогические условия реализация воспитательного потенциала ушу в условиях подросткового клуба.

6. Разработать и апробировать экспериментальную модель начального обучения подростков ушу в клубном объединении, основанную на синтезе различных видов социально-культурной деятельности.

Объект исследования — ушу как феномен культуры и система комплексного воспитания и развития личности подростка.

Предмет исследования — социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала ушу в условиях клубной общности.

Изучение теории и истории вопроса и анализ реальной политики позволили сформулировать гипотезу исследования:

1. Психологически привлекательным и мотивирующим процесс самосовершенствования подростка видом культурно-оздоровительной досу-говой деятельности может стать комплекс ушу как целостная система физического, социального и нравственного развития личности.

2. Технологические, психофизические и нравственные потенциалы ушу обусловлены коммуникативной природой данного вида единоборств. Поэтому их реализация возможна в условиях групповой досуговой деятельности, осуществляющейся по модели клубной общности, обеспечивающей максимальный учет индивидуальных особенностей каждого подростка, органичное сочетание инструментальных и социально-культурных аспектов коллективной жизни, развитие интереса к данному виду физической культуры.

3. Воспитательный потенциал ушу будет реализован в том случае, если совместная деятельность клубного объединения будет сочетать в себе как физкультурно-оздоровительные, так и нетрадиционные формы и методы культурно-спортивной работы, призванные содействовать активному, творческому отдыху, усилению ориентации личности на духовно-нравственные ценности, развитие и реализацию своих способностей.

Степень разработанности проблемы. Решение задач данного исследования потребовало обращение к широкому кругу источников, в которых раскрываются различные грани феномена физической культуры в контексте педагогических проблем. В последние годы появилось много работ, раскрывающих методологические основы физической культуры и спортивной деятельности (О.А.Аяшев, В. М. Выдрин, В. А. Демин, Н. Н. Каргин, Л. И. Лубышева, В. А. Пономарчук, Н. А. Пономарев, В. И. Столяров, Ю. Ф. Курамшин, Р. А. Пилоян, Ю. И. Портных, М. Я. Сараф и др.), анализирующих философско-антропологические и культурологические аспекты физической культуры. Активно разрабатываются основы антропоцентрической дидактики (С.В.Дмитриев, Д. Д. Донской, И. М. Козлов и др.). Методологические, ценностно-гуманистические основы физической культуры и физкультурного образования будущего, проблемы соотношения биологического и социального, телесного и духовного в структуре человеческой жизнедеятельности рассматриваются в исследованиях В. К. Бальсевич, В. Д. Гончарова, И. М. Быховской, Н. Г. Смирнова, Ю. М. Николаева, Л. И. Лубышевой и др. Вопросы оптимизации условий формирования физической культуры отражены в работах В. У. Агеевца, В. К. Бальсевича,.

A.Г.Барабанова, Ю. А. Гагина, И. М. Козлова, Л. П. Матвеева, Н. И. Пономарева, В. В. Приходько, В. А. Рогозкина, В. И. Столярова,.

B.Г.Стрелец и др.). Проблемы формирования личности в контексте дея-тельностного освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в ряде фундаментальных работ К.А.Абульхановой-Славской, В. Г. Антоненко, Е. М. Бабосова, С. С. Батенина, Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, Б. А. Вороновича, Б. Т. Григорьян, Н. П. Дубинина, В. Е. Давидовича, Ю. Н. Давыдова, Ю. А. Жданова, Е. С. Злобина, В. П. Иванова, М. С. Кагана, О. Н. Круговой, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, А. Г. Мысливченко, Э. В. Соколова и др. Проблемы и механизмы социализации отражены в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, А. В. Петровского, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, в работах И. С. Кона, Я. У. Астафьева, Л. С. Яковлева. Принципиальное значение для уточнений и дополнений методики начального обучения юных ушуи-стов в клубной общности имели исследования, в которых раскрыты вопросы, связанные с различными гранями деятельности самодеятельных молодежных общностей (Ю.Ю.Галкин, А. В. Громов, А. С. Запесоцкий, С.С. Ко-миссаренко, В. С. Магун, А. П. Марков, В. Н. Шаронов и др.). Принципиально важное значение имели исследования теоретических и прикладных основ и условий оптимизации досуга подростков и молодежи (В.Я.Суртаев, А. А. Сукало, Б. А. Титов, В.Е.Триодин).

Методология исследования выстраивается на понимании ушу как вида физической культуры, структурно-изоморфного, аксиологически равного другим формам культурной деятельности и представляющего целостную систему философско-этических взглядов, психо-физических техник и телесно-двигательных форм деятельности. Освоение технологией ушу предполагает морально-этическое развитие личности подростка, на основе которого может эффективно выстраиваться соответствующая физкультурная и спортивная деятельность. Социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала ушу в подростковой клубной общности выстраивались на понимании: места самосознания в процессе формирования двигательных навыков (Рубинштейн С.Л., Леонтьев Н.А.), ведущей роли игровой деятельности в развитии личности ребенка (Выготский Л.С., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. и др.), степени взаимовлияния умственного воспитания и физического развития (Ананьев Б.Г.) — важности интеллектуализации обучения в физическом воспитании и спорте (Пуни А.Ц., Сурков Е. Н., Шитикова Г. Ф., Выдрин В. М., Шашкин Г. А. и др.).

Организация и методы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 5 лет и состояло из трех этапов: 1) пилотажного, результатом которого явилась постановка цели и формулировка гипотез- 2) теоретического, задачей которого было исследование ушу как феномена культуры, выявление в контексте социально-педагогических задач его философско-этических ресурсов- 3) экспериментального, задача которого состояла в разработке и апробации экспериментальной модели начального обучения подростков ушу. Для решения поставленных задач применялись: истори-ко-биографический методизучение литературных источников с элементами контент-анализаметод опроса, программированного наблюдения с использованием кинотелевизионной техники, педагогический эксперимент.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Предложена теоретическая концепция формирования культуры ушу в объединении клубного типа, основанная на понимании физической культуры как единства ценностно-нормативных, институциональных и технологических аспектов и обеспечивающая социально-этическое, интеллектуальное и телесно-двигательное развитие личности.

2. Выявлены особенности организации учебно-воспитательного и спортивно-тренировочного процесса начинающих ушуистов в объединении клубного типа, определяемые, во-первых, коммуникативно-образовательным потенциалом клубных форм организации деятельности по освоению ушуво-вторых, многообразием видов социально-ориентированной деятельности клубной общностив третьих, спецификой ушу как уникального феномена духовно-практической деятельности, овладение которым предполагает параллельное освоение техники единоборств и философско-этических оснований данной культуропрактики, концентрирующихся прежде всего в системе коммуникации подростка — в его отношении к педагогу, взрослым, сверстникам, культуре, своей стране и т. д.

3. Определены условия реализации воспитательного потенциала ушу в подростковом объединении', а) индивидуальный подход как методичеекая основа оптимизации коллективных форм начального обучения ушуб) единство нравственно-этического и психофизического развития подростка в процессе освоения ушув) формирование интереса как условие овладения культурой ушуг) формирование навыков самоконтроля и самооценки в системе выработки двигательной культуры ушуистад) выработка оптимального стиля руководства объединением ушу клубного типа, соответствующего: специфике клубной общности, динамике ее развития и особенностям данного вида социокультурной деятельности.

4. Разработана модель начального обучения подростков ушу в клубном объединении: а) обеспечивающая поэтапное включение в культуру ушу в единстве ее философско-этических и технологических компонентовстановление клубной общности как коллективного субъекта СКД, стимулирующего и гармонизирующего индивидуальное и социальное развитие подростка особым характером межличностной коммуникации и многообразием видов коллективной деятельностиб) опирающаяся на принципы: гуманизации содержания учебно-тренировочного процессаполивариантности и многообразия форм клубной жизниединства интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов физкультурно-спортивной деятельности юных ушуистов в каждом звене учебно-тренировочного процессасамопознания и рационализации учебно-тренировочной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилось по ряду направлений, включающих: а) опубликование результатов исследования в печатиб) тренерскую деятельность в период с 1998 г. по настоящее время в качестве старшего преподавателя СП6ГУ отделения борьбы и специализированных групп начинающихв) апробацию разработанной модели поэтапного формирования двигательных действий у начинающих ушуистов в Ассоциации спортивных клубов ушу.

Научная новизна заключается в интердисциплинарном исследовании ушу как целостного феномена культуры, духовно-нравственного, психофизического и телесно-двигательного комплекса, эффективная реализация потенциалов которого возможна в условиях клубной общности. Это позволило: охарактеризовать ушу как социально-культурный и педагогический феномен, использование возможностей которого предполагает взаимообу-словливающее морально-этическое и психофизическое развитие личности подросткаобосновать выявить возможности клубной общности как оптимальной формы приобщения к культуре ушу и обосновать педагогические условия реализация его воспитательного потенциала.

Практическая значимость работы определяется: а) расширением представлений о воспитательных возможностях начального обучения ушу в условиях клубной общностиб) разработкой системы условий реализации воспитательного потенциала ушу в подростковом клубе на основе индивидуального подхода в организации коллективных форм начального обучения, единства нравственно-этического и психофизического развития подростка в процессе освоения ушу, целенаправленного формирования интереса к ушу как целостному феномену культуры, развития навыков самоконтроля и самооценки в системе формирования двигательной культуры ушуистав) созданием экспериментальной модели начального обучения подростков ушу в клубном объединении, ориентированной на формирование потребности в самопознании и самосовершенствовании личностиактивизацию и стимулирование познавательной деятельностиразвитие личности подростка в единстве интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования, которое осуществлялось с 1998 по 2001 год, был уточнен педагогический потенциал физической культуры, раскрыта историко-культурная обусловленность формирования и развития восточных единоборств в контексте физической культуры, проанализирована специфика ушу как социально-культурного и педагогического феномена, а также выявлены возможности клубной общности как формы приобщения подростков к культуре ушу и на этой основе обоснованы педагогические условия реализация его воспитательного потенциала. Это позволило разработать экспериментальную модель начального обучения подростков ушу в клубном объединении. В итоге были получены убедительные доказательства того, что технологические, психофизические и нравственные потенциалы ушу обусловлены коммуникативной природой данного вида единоборств. Следовательно, их реализация становится эффективной в условиях групповой деятельности, осуществляющейся по модели клубной общности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.С. Внутренняя речь в формировании произвольных действий спортсменов. // Проблемы психологии спорта / Под ред. П. А. Рудика. — М.: ФиС, 1960. — С. 39−48.
  2. Р.С. Об осмысливании движений в процессе овладения прыжком в высоту с разбега. // Вопросы психологии спорта. / Под ред. А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1955. — С. 40−65.
  3. Р.С., Сурков Е. Н. К вопросу о формировании гимнастических понятий и их влиянии на запоминание гимнастических упражнений и овладение ими. // Вопросы психологии спорта / Под ред. А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1955. — С. 66−82.
  4. .Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии. Советская педагогика, 1968. — № 1. — С.28.
  5. Т.Д. Обучение первоклассников планированию выполнения домашних заданий. // Обучение и развитие младших школьников: Материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка. Киев, 1970. — С. 46−49.
  6. П.К. Новые данные об особенностях афферентного аппарата условного рефлекса: Материалы совещания по психологии, 1−6 июня 1955 г. М.: АЛЛ РСФСР, 1957. — С. 104−124.
  7. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. — 196 с.
  8. С.Г. Общедидактические и методические основы подготовки начинающих спортсменов к выбору специализации в спортивном единоборстве. Автореф. докт. дисс. СПб. 1997. — 43 с.
  9. М.Г. Некоторые вопросы начальной подготовки по боксу 12−13-летних подростков. Теор. и практ. физ. культ., 1978. — № 4. -С. 39−40.
  10. М.Г. Обоснование начальной подготовки боксеров в ДЮСШ. Бокс: Ежегодник / Сост. Н. А. Худадов. — М.: ФиС, 1980. — С. 912.
  11. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  12. В.В., Трахимович М. А. Метрологические особенности эксплуатации динамометрических платформ в спорте. // Электроника испорт V (Аннотированные материалы всесоюзной науч.-практ. конф.). -М.: 1978.-С. 101−102.
  13. С.П. Сущность процесса обучения. М.: Просвещение, 1981.- 143 с.
  14. Ю.И. Опыт использования психологических особенностей формирования двигательных навыков при обучении спортсменов: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Тарту, 1973. — 24 с.
  15. В.В. Обучение в физическом воспитании. М.: ФиС, 1958.-264 с.
  16. А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. М.: ФиС, 1983.- 128 с.
  17. А.А. К вопросу о структуре представлений о движении и его словесном обозначении в гимнастике. // Проблемы психологии спорта / Под ред. П. А. Рудика. М.: ФиС, 1960. — С. 302−310.
  18. Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. -256 с.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  20. Д.Я. Осознавание движений по фазам образования двигательного навыка. Минск: Изд-во Белгосуниверситета им. В. И. Ленина, 1957.- 16с.
  21. М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 1985, — 192с.
  22. Е.Н., Нечаев Н. Н. Психологические аспекты обучения технике бокса. Бокс: Ежегодник / Сост. Н. А. Худадов. — М.: ФиС, 1980.-С. 6−8.
  23. Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  24. И.И. Развитие самоконтроля в практических действиях младших школьников. // Обучение и развитие младших школьников: материалы межреспубликанского симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка. -Киев, 1970.-С. 210−215.
  25. Ю.Ф. О теоретической подготовке юных спортсменов. Теор. и практ. фпз. культ., 1980. — № 1. — С. 34.
  26. Булычев Бокс: Учеб. пос. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ФиС, 1965.-200 с.
  27. .И. Специализированная подготовка боксера. М.: ФиС, 1967.-71 с.
  28. А.А., Фишер М.М" Зинковский А. В. Исследование точности киноциклографического метода. // Ученые записки Тартуского гос. университета, 1974. № 410. — С. 58−68.
  29. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  30. Л.С. Избранные психологические исследования / Под ред. А. Н. Леонтьеа, А. Р. Лурия. М.: АНН РСФСР, 1956. — 520 с.
  31. Г. М. Роль слова в процессе формирования двигательных навыков в спорте. // Психология спорта / Под ред. П. А. Рудика. М.: ФиС, 1959.-С. 233−249.
  32. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959, т. 1.- С.442−468.
  33. П.Я., Кабыльницкая С. П. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 102 с.
  34. Л.С. Исследование методики развития быстроты защитных действий в связи с особенностями сенсомоторного реагирования у юных боксеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1973. — 18 с.
  35. Ю.К. К вопросу о дифференцировке мышечных усилий спортсменами разных специальностей. // Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. -С. 49−53.
  36. П.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 208 с.
  37. К.В. Бокс. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ФиС, 1965.-338с.
  38. P.M., Крижанская Ю. С. Влияние установки на восприятие информации в активных методах обучения. // Методика и практика преподавания в техническом вузе. Науч.-метод, сборник. Л.: Изд. ЛПИ, 1983.-С. 14−21.
  39. К.Х. Направленность и основные задачи физического образования детей школьного возраста. // Тез. докл. V науч. конф. по физич. воспитанию детей и подростков / Под ред. З. И. Кузнецовой и В. И. Филипповича. М., 1972.- С. 19−21.
  40. И.А. Исследование особенностей и путей совершенствования регуляции внимания в связи с выполнением соревновательных действий в спортивной гимнастике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1976.-20 с.
  41. Е.В. Навык и действие. // Ученые записки МГУ, -М., 1945, вып. 90.-С. 133−148.
  42. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-424 с.
  43. В.В., Ломпшер И., Маркова А. К. Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. — Введение. — С. 5−9.
  44. В.М. Исследование динамики структуры движений в циклических действиях: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1969. -16 с.
  45. И.П. Исследование факторной структуры скоростных возможностей боксеров в специальных заданиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. — 22с.
  46. И.П., Родионов А. В., Качурин А. И. Дифференцирование силы удара. Бокс: Ежегодник. — 1977 / Сост. Н. А. Худадов. — М.: ФиС, 1977. — С.14−15.
  47. .С. Бокс: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: ФиС, 1949.136 с.
  48. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. -М.: ФиС, 1981.-375 с
  49. Г. О., Худадов Н. А. Бокс школьнику (начальное обучение). М.: ФиС, 1960. — 132 с.
  50. A.M. Активизация учебно-познавательной деятельности спортсменов. Теор. и практ. физ. культ., 1981. — № 6. — С. 37−39.
  51. В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М.: ФиС, 1972. — 231 с.
  52. Жур В. П. Начальное обучение и тренировка теннисистов: Метод, пособие. Минск: Высш. школа, 1983. — 126 с.
  53. А.В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960.-430 с.
  54. Н.Я. Исследовательский метод обучения в физическом воспитании школьников. // Тез. докл. V науч. конф. по физ. Воспитанию детей и подростков (окт. 1972 г.) / Под ред. З. И. Кузнецовой, В. И. Филипповича. М., 1972. — С. 30−31.
  55. Н.Г. Саморегуляция двигательных действий конькобежцами в процессе восстановления и совершенствования техники бега на этапе начальной ледовой подготовки («вкатывание»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. JI., 1981. — 20 с.
  56. Е.П. Психофизиология физического воспитания: (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  57. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  58. В.П., Трахимович М. А. К разработке основных метрологических характеристик динамометрических платформ. // Тез. докл. науч.-техн. конф. по методам и приборам срочной информации в спорте (Электроника и спорт IV). — М., 1975. — С. 40.
  59. .И. Учение процесс творческий. М.: Просвещение, 1980.- 120 с.
  60. Т.В. Динамика индивидуальных различий мышления младших школьников в условиях дифференцированного обучения. // Обучение и развитие младших школьников: материалы межреспубл. симпозиума / Под ред. Г. С. Костюка. Киев, 1970. — С.317−320.
  61. .Б. Познавательные процессы у спортсменов / Под ред. Б. Б. Коссова. М., 1973. — Ч. 1. Информационные основы технико-тактического мастерства спортсмена. — С. 7−38.
  62. Н.В. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — Гл. Ш. Социологические методы в педагогике. — С. 85−112.
  63. .С. О роли и месте теоретических сведений на уроках физической культуры в 1−3 классах. // тез. докл. V науч. конф. по физ. воспитанию детей и подростков (октябрь 1972 г.) / Под ред. З. И. Кузнецовой, В. И. Филипповича. М., 1972. — С. 37−38.
  64. Э.М. Исследование методики обучения контратакующим действиям боксеров с учетом особенностей сенсомоторики: Авторе, дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 18с.
  65. В.А., Лавров А. В. Начальное обучение боксеров-юношей: Учеб. пособие. для студентов. Волгоград, 1976. — 112 с.
  66. М.М. К вопросу о теории методов обучения. // Новые исследования в педагогических науках, 1970, вып. 1. С. 82−85.
  67. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  68. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  69. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. — 157 с.
  70. Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М.: Педагогика, 1974. — 232 с.
  71. Мазурова 3. Повышение эффективности метода слова как одного из факторов спортивной подготовки юных гимнасток: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 19 с.
  72. А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьника. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 1982. — С.21−28.
  73. А.С. Исследование эффективности распознавания и применения обманных действий у боксеров: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1978, — 17с.
  74. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.-280 с.
  75. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  76. Г. Б. Психологические особенности заучивания школьниками отдельных параметров движений. // Психологические вопросы физического воспитания в школе / Под ред. П. А. Рудика, А. Ц. Пуни, Н. А. Худадова. М.: ФиС, 1966. — С. 65−75.
  77. В.М. Исследование точности кинестетически-пространственных восприятии и представлений. // Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968.-С. 36−42.
  78. Н.М. Обучение двигательным действиям: Методические указания студентами ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1980. — 30 с.
  79. Я.Я. Исследование особенностей начальной подготовки школьников по боксу: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 16 с.
  80. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: ЛГУ, 1977. — 112 с.
  81. Ю.Б. Чувство дистанции у боксера. М.: ФиС, 1971.-64 с.
  82. Н.Г. Двигательные представления в обучении спортивной технике. Теор. и практ. физ. культуры — 1958, т. XXI, вып. 6. — С. 405−411.
  83. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  84. Ю.М. Беседа и анкета как методы исследования. // Методы педагогических исследований / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — С. 89−115.
  85. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — С. 4−5.
  86. М.И. Воспитание боксера-новичка: Учеб. пособие для тренеров и преподавателей. М.-Л.: ФиС, 1948. — 84 с.
  87. Е.И. Проблема методов в обучении. Советская педагогика, 1956. № 12. — С. 75−90.
  88. О.В. Экспериментальное исследование двигательных навыков боксеров. Теор. и практ. физ. культуры, 1965. — № 5. — С. 61−63.
  89. В.Н. Управление процессом тренировки квалифицированных спортсменов. Киев: Здоровье, 1985. — 187 с.
  90. В.Н. Психологические особенности спортивного обучения (на материалах тенниса): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1978, — 19с.
  91. Э.В. Повышение быстроты ударов в боксе средствами срочной информации. // тез. докл. науч.-техн. конф. по методам и приборам срочной информации в спорте (25−27 ноября 1975 г.). М., 1975. — С. 61−62.
  92. Э.В., Фарфель B.C. Время основных ударов в боксе и методика его уменьшения. Теор. и практ. физ. культуры, 1978. — № 10. -С. 15−18.
  93. А.Ц. К вопросу о формировании представлений о движениях. Вопросы психологии, 1960. — № 5. — С. 17−27.
  94. А.Ц. О мускульно-двигательных ощущениях и представлениях у лыжников. Теор. и практ. физ. Культуры., 1946. — № 11−12. — С. 572−576.
  95. А.Ц. О чувственных и логических компонентах двигательной деятельности спортсмена. // Материалы совещания по психологии, 1−6 июля 1955 г. М.: АПН РСФСР, 1957. — С. 549−557.
  96. А.Ц. Об активной роли представлений в процессе овладения двигательными навыками. Теор. и практ. физ. культ., 1947, т. 1, вып. 9.-С. 417−423.
  97. А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: ФиС, 1959. — 308с.
  98. А.Ц. Психология физического воспитания спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1979. — Гл. Ш. Психологические вопросы обучения и воспитания. — С. 46−91.
  99. А.Ц. Самопознание и самосовершенствование личности в спорте. // тез. науч. сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Об-ва психологов СССР. М.: АН СССР, 1983, ч. 3. — С. 606−607.
  100. А.Ц. Тренирующее действие представления движений, Вопр. теор. и практ. физ. культ., 1969. № 9. — С. 11−14.
  101. А.Ц., Сурков Е. Н. психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. М.: ФиС, 1979 — § 3.1. Психологические вопросы обучения двигательным действиям. — С. 46−59.
  102. И.П. Исследование спортивных движений и возможности управления изменениями их характеристик с использованием технических средств: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1974. — 45 с.
  103. И.П. Критерии перспективности технических средств инструментального контроля и анализа спортивных движений. // тез. докл. науч.-техн. конф. по методам и приборам срочной информации в спорте (25−27 ноября 1975 г.). -М., 1975. С. 65−66.
  104. М.И. Бокс: Учебник для ин-тов физич. культуры / Под общ. ред. И. П. Дегтярева. М.: ФиС, 1979. — Гл. IX. Обучение боксера-новичка.-С. 149−163.
  105. В.М. Подготовка боксеров-юношей. М.: ФиС, 1959. — 144с.
  106. В.М., Васильев Г. Ф., Дегтярев И. П. Бокс: программа для спортивных школ. М., 1977. — 68 с.
  107. C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 2-е изд. 1946.-704 с.
  108. СЛ. Основы психологии. М.: Госучпедгиз, 1935.
  109. .В. Исследование некоторых особенностей зрительных восприятии боксеров в связи с совершенствованием методики обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 22 с.
  110. И.Я. Исследование процесса формирования представлений о технике гимнастических упражнений как основы рационализации методики обучения им: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JI. 1973. — 19 с.
  111. Н.Н., Гальперин П. Я. Формирование двигательных навыков. // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, П. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1968. — С. 3−71.
  112. И.М. Избранные произведения / Под ред. Х. С. Коштоянца. М.: АН СССР, 1952, Т. 1. — 772 с.
  113. А.И. Исследование особенностей спортивной подготовки и воспитания школьников при обучении боксу: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 22 с.
  114. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучение: Материал к науч. конф. по дидактике. М., 1965. — 48 с.
  115. В.И. Исследование влияния педагогических установок на спортивно-технический результат: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Л., 1973.-20 с.
  116. А.А. О значимости этапа предварительной подготовки в спортивной тренировке юного боксера. // Совершенствование средств и методов физич. воспитания и спортивной тренировки / Под ред. Н. А. Пономарева. Л., 1981. — С. 94−95.
  117. А.И. Обучение юных боксеров умению управлять силой своих ударов с помощью боксерского тренажера. // Тез. докл. науч. техн. конф. но методам и приборам срочной информации в спорте (25−27 ноября 1975 г.). М, 1975. — С. 77.
  118. .А. Исследование средств и методов развития быстроты ударов боксеров-юношей (за счет использования отягощении): Автореф. дис.. канд. пед. Наук. М., 1972. — 23 с.
  119. Н.И. Бокс (в помощь инструктору и тренеру). М., 1958.-91с.
  120. А.И. Обучение боксера-новичка: Пособие для инструкторов-общественников. М.: ФиС, — 1953. — 157 с.
  121. .А. Исследование структур прямых ударов в боксе. Теор. и практ. физ. культ., 1967. — № 5. — С. 29−31.
  122. Е.Н. Антиципация в спорте. М.: ФиС, 1982. — 144 с.
  123. Сурков Е.Н.О некоторых приемах формирования представлений при овладении акробатическими упражнениями. // Проблемы психологии спорта / Под ред. П. А. Рудика. М., ФиС, 1960. — С. 55−75.
  124. В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб., 1997.
  125. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
  126. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  127. А.П., Джероян Г. О., Базаев М.Г, Биомеханический анализ структуры прямого удара. Бокс: Ежегодник — 1974 / Сост. Н. А. Худадов. — М.: ФиС, 1974. — С. 8−11.
  128. У кран М. Л. Роль представлений о движении в овладении спортивной техникой. Теор. и практ. физ. культ., 1951. — № 11. — С. 817−820.
  129. .Н. Методические указания по обучению боксеров новичков. Л., 1980. — 37 с.
  130. B.C. Роль сознания в управлении движениями. // Физиологические основы управления движениями. М., 1975. — С. 143 144.
  131. B.C. Управление движениями в спорте. М.: ФиС, 1975.- 208 с.
  132. B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М.: АПН РСФСР, 1959. — 67 с.
  133. В.В. Программированное обучение технике спортивных способов плавания детей младшего школьного возраста (на примереплавания способом кроль на спине): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1981.-22 с.
  134. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС. 1974. — 232 с.
  135. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1972. — 176 с.
  136. О.П. Изучение некоторых сторон спортивной деятельности методами теории информации и исследования операций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 22 с.
  137. О.П. Некоторые особенности распознавания специфических ситуаций боксерами разной квалификации. // познавательные процессы у спортсменов / Под ред. Б. Б. Коссова. М., 1973. — С. 104−113.
  138. З.С., Чуракова Р. Г. Методы и приемы обучения. -М.: Знание, 1973, вып. 1. 52 с.
  139. Худадов Н. А, Психологическая подготовка боксера. М.: ФиС, 1968, — 160 с.
  140. Н.А. Быстрота реакции у боксеров и методика ее развития. // Психология спорта / Под ред. П. А. Рудика. М.: ФиС, 1959. — С. 147−174.
  141. Цалкин A. J1., Шупейко М. Н. Применение судейского тренажера в боксе. // Методика и средства интенсификации физического воспитания в спортивной тренировке (Межвузовский сборник) / Под ред.
  142. A.И.Кузнецова. Л., 1981.-С. 135.
  143. Г. А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления. Дис.. канд. психол. наук. -Л., 1977.- 161 с.
  144. И.И. Проблема самопознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144 с.
  145. ТО.К. Исследование процесса подготовки атаки в начальном этапе обучения боксера-юноши: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1970.-22 с.
  146. В.А. Физическое воспитание начинающего боксера. -М.: ФиС, 1976.-44 с.
  147. Л.В. Об управлении движениями человека. М.: ФиС, 1970.- 136 с.
  148. Л.В. Срочная (текущая информация в тренировке велосипедиста. Теор. и практ. физ. культ., 1964. — № 6. — С. 54−57.
  149. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981 .-208 с.
  150. Г. И., Ширяев А. Г. Юный боксер. М.: ФиС, 1982.127 с.
  151. Г. И., Шупейко М. Н., Цалкин А. Л. Анализ временной структуры прямых ударов в боксе. Теор. и практ. физ.культ., 1984. — № 2. -С. 5−7.
  152. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина,
  153. B.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — С. 13−53.
  154. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974.-64 с.
  155. Д.Б., Давыдов В. В. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — Введение. — С. 3−13.
  156. С.В. Регуляторные механизмы произвольных движений человека: Лекции для студентов ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1978.-23с.
  157. С. Психологические проблемы и физическое воспитание в училище. София: Медицина и физкультура, 1971. — 157 с.
  158. Clark L/W/ Effekts of Mental Practice on the Development of a Certain Motor Skill. Research Quarterly, 1960,31,560−569.
  159. Drffenstadt E., Keiser H., Week H. Wesen und Funktion der Unterrichtsmethoden der sozialistischch Schule der DDR. Pedagodik. Zeitschrift fur Theorie und Praxis der Sosialistischen Ersiehung, 1972, № 5, S. 425−443.
  160. Federle S., Schille D., Trahe L. Probleme der Messgenauigkeit beikinematographischen Analysen. Theorie und Praxis der Korperkultur, 1969, N2, S. 152−161.
  161. Fiedler H. Boxen. Eine Anleitung fu die Ausbildung dtr Anfanger Erarb. Von H. Fiedler u.a. Berlin: Sportverlag, 1971. — 174 s.
  162. Groh H., Thos F., Beumann W. Die Beinbewegung des Menschen beim Lauf. Untersuchungen aur der Loufhangerat. Intern. Z. Angev. Physiol., 1966, 23 N3, S.231−250.
  163. Hay L. Spatial-temporal analysis of movements in children: motor programs vereus feedback in the developtment of rearching. j. Mot. Behav., 1979. 11, N3,189.
  164. Jager K., Oelschlagel G. Kleine Trainingslthre. Berlin: Sportverlag 2, bearbeitete Auflage, 1974. — 168 S.
  165. Kraft Ch. Kampfsport in der Schule von eiem Autorenkollektiv under der Leitung von H. Ihlo. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 2. Auflage, 1983. — N2, 1.4. Leistungerfassung und — bewetung der Ergebnisse, S. 25−26.
  166. D., Bichmsan H., " Inner" dats: Effects of mental practice on performance of dart throwing. Percept. And Mot. Skills., N3 p. 2, 1195−1199.
  167. Мун Гебу. Чунхакке кесаен чидосо (руководство по физической подготовке в средней школе). Сеул, 1979, с. 171−172.
  168. Trumpold J., Bastian М. Xur Bedeutung der Kenntuisvermittlung im technisch-taktischen Training junger Boxsportler. Theorie und Praxis der Korperkultur, 1981,30, N8, S. 600−605.
  169. Start К. Kinesthesis and Mental Practice. Research Quarterly, 1964, 35,316−319.
  170. Swartz L. Role of kinaesthesia in aronsul and learning behaviour. -Percept. And Mot. Skills, 1978, 47, N3, p. 2, 1219−1225.
  171. Wallace S.A., Hadler R. W. Knowledge of Perfomance and the Learning of a Closed Motor Skill. Red. Quart., 1979, 58, N2, p. 265−271.
Заполнить форму текущей работой