Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являлись основные положения следующих концепций и принципов: функциональной системы (П.К. Анохин, 1975) — оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (Л.П. Матвеев, 1977; М. Я. Набатникова, 1982; Ю. Д. Железняк, 1988; В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, 1988; В. Н. Платонов, 1997) — труды по теории и методике спортивной тренировки… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1.
    • 1.
    • 1.
      • 1. 2. 1. 1
    • 1.
    • 1.
  • ГЛАВА 2.
    • 2. 1. 2.2. 2
    • 2.
    • 2.
    • 2.
    • 2.
    • 2.
    • 2.
      • 2. 2. 8. 2

      СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА Морфологические и конституциональные особенности растущего организма Схемы типирования и особенности полового созревания детей и подростков Соматические типы лиц, занимающихся спортом

      Определение понятий «спортивная подготовленность» и «тренированность» «Критические» периоды развития организма Целесообразность применения дифференцированного подхода к школьницам и спортсменкам

      Педагогический контроль в учебно-тренировочном процессе

      Контроль и оценка двигательной активности и соревновательной деятельности в командно-игровых видах спорта

      Контроль функциональной подготовленности в командно-игровых видах спорта

Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена разработке и научному обоснованию концепции развития компонентов подготовленности спортсменок женских командно-игровых видов различных возрастных групп. Разработка концепции предполагала определение общих и специфических критериев диагностической оценки исследуемых компонентов под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма конкретного индивида.

Подготовка спортивного резерва — одна из сложнейших проблем, в основе которой лежат биологические закономерности развития организма, физических качеств и изменения социальных факторов. Тренировочные воздействия на организм строятся на принципах интегративной антропологии применительно к особенностям спортивной тренировки, учитывающей адаптивные реакции юных спортсменов (спортсменок) различного индивидуального развития, а также под влиянием социально-экономических, организационно-управленческих и технологических инноваций в области детско-юношеского спорта (В.П. Чтецов, Н. Ю. Лутовинова, М. И. Уткина, 1979; В. В. Куприянов, Н. А. Корнетов, 1998; В. К. Бальсевич, 1999; Р. Н. Дорохов, В.П., Губа, 1999; Б. А. Никитюк, 2000 и др.). Рациональность включения нового в систему подготовки спортивного резерва познается в сочетании достижений биологических и педагогических наук, выявлении приоритетных направлений этой подготовки (В.П. Филин, 1987, 1995; В. В. Язвиков, В. Г. Петрухин, 1991 и др.). Использование морфологического эквивалента функциональных показателей помогает построению тренировочных занятий и совершенствованию подготовленности спортсменов (спортсменок) на каждом возрастном этапе, обеспечивает их высокое спортивное мастерство (Н.Н. Озолин, 1986; А. П. Золотарев, 1996; В. М. Волков, Р. Н. Дорохов, В. А. Быков, 1998 и др.).

Возросшая конкуренция в спорте требует совершенствования уже существующих и внедрения новых методов и подходов к рациональному развитию способностей занимающихся. Основой этих подходов должна быть интеграция биологических закономерностей с достижениями специалистов из других областей спортивной науки.

Все вышеизложенное определяет комплексный подход к направленному внедрению методологически обоснованных концептуальных положений в становлении и совершенствовании мастерства юных спортсменок командно-игровых видов с использованием широкого спектра конституциональных, медико-биологических, нейродинамических, психофизиологических, педагогических, ма-тематико-статистических методов. Насущным требованием является ранняя диагностика норм различных сторон подготовленности спортсменок вследствие разработки новых методов прогнозирования спортивных результатов. Исследования должны служить базой организационно-методических основ управления тренировочными и соревновательными нагрузками (В.П. Губа, 1987; А. Д. Мовшович, 1996).

С биологической точки зрения, становление спортивной смены сочетает проблемы роста и развития организма детей различных соматических (конституциональных) типов, а также их адаптационные особенности в период пубертатного созревания (И.В. Аулик, С. Б. Тихвинский, 1980; С. В. Хрущев, М. М. Круглый, 1982; Н. А. Фомин, Ю. И. Вавилов, 1991; А. А. Сулимов, О. Ю. Чернякова, 1998; Б. А. Никитюк, 2000 и др.).

Актуальность исследования. Стремление женщин к достижению высоких спортивных результатов, а также то обстоятельство, что без успехов в развитии женского спорта ни одна страна не сможет войти в группу лидеров мирового спорта, свидетельствует о том, что будут предприниматься все более активные действия правительств, национальных спортивных организаций, деловых кругов, заинтересованных в развитии спортивного бизнеса и сопутствующих спорту инфраструктур, а также средств массовой информации в направлении повышения роли женского спорта в пространстве международной и национальной культуры. Все это, в конечном счете, будет инициировать рост интенсивности тренировочных нагрузок, привлечение высоких наукоемких технологий тренировки в процессе многолетней подготовки спортсменок (Т. Соха, 2002).

Между тем современный уровень знаний о специфических особенностях женского (особенно растущего) организма и его реакциях на интенсивные, часто экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для многих видов спорта, является явно неполными. Практически не изучены адаптационные возможности юных спортсменок к интенсивным физическим нагрузкам (Т. Соха, 2002).

Анализ собственных и литературных данных о разных аспектах проблемы женского спорта позволяет заключить, что в настоящее время накоплено много фактов, подтверждающих ее сложность и многогранность.

Имеющийся объем и содержание научных знаний в этой области спортивной тренировки достаточны для утверждения необходимости проведения самой серьезной исследовательской работы, направленной на создание целостной научно-технологической концепции, в основе которой должны лежать критерии диагностической оценки компонентов подготовленности спортсменок под влиянием направленной соматотипоспецифической изменчивости в развивающемся и растущем организме.

Системообразующим фактором построения такой концепции, ее акмеоло-гической основой могло бы стать достижение соответствия между содержанием, направленностью, величиной, продолжительностью тренировочных воздействий и морфофункциональными особенностями развивающегося организма. Такое соответствие могло бы обеспечивать минимизацию неприемлемых для растущего организма стимулов развертывания адаптационных перестроек и создавать условия для организации непротиворечивого процесса совершенствования их спортивного мастерства.

Становление спортивного мастерства сопряжено с комплексным применением широкого набора средств, направленных на повышение уровня различных сторон подготовленности спортсменок командно-игровых видов. В связи с этим оптимизация учебно-тренировочного процесса невозможна без использования информационно обеспеченных генетических критериев, позволяющих с высокой вероятностью выделить круг индивидов, отличающихся адекватными виду деятельности наследственно детерминированными признаками и адаптационным диапазоном (Т.Ф. Абрамова, 2003).

В спорте наиболее разработаны критерии, определяемые уровнем физического развития (Н.С. Мамаджанов, 1982 и др.), физической подготовленности (Т.В. Петровская 1983; М. Г. Ишмухаметов, 1984 и др.), свойствами нервной системы и темперамента (М.П. Бандаков, 1981).

В последние десятилетия достаточно успешно разрабатывается весьма перспективное направление — пальцевая дерматоглифика (Б.А. Никитюк, 1991, 2000; Т. Ф. Абрамова, 2003 и др.).

Однако в силу определенной специфичности и сложности применения в практической работе, отсутствия учета ростовых процессов и биологического развития, вышеназванные критерии пока не нашли должного применения в детско-юношеском спорте, и, особенно в его командно-игровых видах.

Различные ответные реакции организма спортсменок в препубертатный, пубертатный и постпубертатный периоды на однотипные тренировочные нагрузки создают условия для симбиоза деятельности спортивного врача и тренера, а педагогические подходы к тренировочным нагрузкам делают его гибким и типологически обоснованным (Б.А. Никитюк, 1991; Р. Н. Дорохов, 1999; В. В. Кузин, 1996; А. А. Сулимов, 2000; О. Ю. Чернякова (Жарова), 2000 и др.). Тренировочные воздействия на развивающийся организм не должны быть уменьшенным вариантом нагрузок взрослых квалифицированных спортсменок. Недопустимо строить подготовку посредством общих закономерностей, установленных на эмпирической основе опыта тренировки в мужском спорте.

В связи с вышеизложенным, проблемой исследования является противоречие между необходимостью учета соматотипоспецифических изменений развития растущего организма и неизученностыо вопросов становления компонентов спортивной подготовленности, а также отсутствие исследований, посвященных оптимизации учебно-тренировочного процесса в инновационных командно-игровых видах на основе конституциональных особенностей развития юных спортсменок.

Интеграция научно-методической информации последних десятилетий в области возрастной и спортивной морфологии, хронобиологии, нейрофизиологии и адаптации детского организма к физическим нагрузкам, а также лонгитудинальные наблюдения позволили сформулировать общую концепцию исследования: для успешного формирования рациональных двигательных действий, координационно-двигательных связей и их использования в различных игровых ситуациях необходимо применение однотипных тренировочных воздействий по отношению к спортсменкам командно-игровых видов, объединенных едиными ростовыми процессами по скорости развертки их генетической программы. Величина и направленность этих воздействий основаны на приоритетности биологических изменений на внутриклеточном уровне, связанных с образованием новых морфологических структур.

Проблема исследования расчленялась на три относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой составляющие: морфофункциональные изменения, физическая и технико-тактическая подготовленность спортсменок.

Поэтому общая концепция была развернута в три основные теоретические концептуальные положения:

— первое концептуальное положение вбирает в себя возрастные и адаптационные изменения морфофункциональных характеристик опорно-двигательного аппарата у спортсменок инновационных командно-игровых видов на этапе генеза от 9 до 20 лет;

— второе концептуальное положение базируется на определяющей значимости биологического развития, влияющего на уровень физической подготовленности спортсменок;

— третье концептуальное положение основывается на системном единстве проявления организменных и надорганизменных характеристик спортсменок в специфических условиях соревновательной деятельности.

Многолетний опыт практической работы с женскими футбольными командами различного возраста и квалификации, а также лонгитудинальные наблюдения за динамикой соматических и функциональных характеристик спортсменок дают право говорить о целостной концепции развития компонентов подготовленности на основе соматотипоспецифических изменений растущего организма игроков командно-игровых видов на различных этапах онтогенеза.

Цель исследования — разработать и научно обосновать концепцию развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов.

Научная гипотеза. Предполагалось, что природа признаков морфофункциональных изменений (как генетических маркеров) в рамках конституциональной целостности организма является следствием проявления их связи с различными сторонами подготовленности спортсменок. Установление специфических закономерностей развития компонентов спортивной подготовленности позволит разработать и научно обосновать критерии, определяющие концепцию становления исследуемых компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма в женских командно-игровых видах спорта.

Объект исследования. Соматотипологическая изменчивость растущего организма как отражение спортивной подготовленности.

Предмет исследования. Специфические закономерности морфофункциональных изменений спортсменок инновационных командно-игровых видов различных возрастных групп в зависимости от их индивидуального развития.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

— сформулирована целостная методологическая концепция развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок инновационных командно-игровых видов;

— выявлены приоритетные направления, определяющие эффективность учебно-тренировочного процесса на основе учета доминантных факторов подготовленности в возрастном аспекте;

— выявлены закономерные изменения морфологических показателей спортсменок инновационных командно-игровых видов препубертатного, пубертатного и постпубертатного развития в зависимости от конституциональных особенностей и индивидуальных вариантов биологического развития организма;

— определена правомерность использования изохронного и полихронного формирования групп в учебно-тренировочном процессе при развитии двигательных способностей и применения в качестве биологической основы тренировочных воздействий метрической схемы трехуровневой соматодиагностики;

— разработаны и углублены научно-методические закономерности становления различных сторон спортивной подготовленности, базирующиеся на принципе системного представления о показателях телосложения спортсменок;

— установлены специфические закономерности и выявлен состав наиболее информативных показателей телосложения спортсменок;

— установлена зависимость текущего уровня функциональной подготовленности от темпов биологического развития растущего организма спортсменок командно-игровых видов;

— предложена методика контроля уровня физической подготовленности игроков и оценки работы тренерско-преподавательского состава на основе учета интенсивности развития опорно-двигательного аппарата и его функций;

— разработана комплексная оценка различных сторон спортивной подготовленности, основанная на измерении как показателей внешне выполняемой работы (эргометрические критерии), так и с помощью измерения физиологических функций (функциональные критерии);

— определены возрастные границы эффективного развития физических способностей в зависимости от скорости индивидуального развития растущего организма спортсменок различных возрастных групп;

— выявлен адекватный информативно достаточный и прогностически обусловленный диагностический сомато-функциональный комплекс (включает сома-тодиагностические, психофизиологические, нейродинамические, физиологопедаго-гические, математико-статистические методы), необходимый для рационального планирования тренировочных воздействий на спортсменок различных типов телосложения и вариантов биологического развития;

— обоснована необходимость применения соматодиагностики для исследования зависимости технико-тактической подготовленности игроков от их варианта биологического развития;

— разработаны методические подходы к оптимизации построения учебно-тренировочного процесса на основе учета соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок различных вариантов биологического развития.

Теоретико-методологической основой исследования являлись основные положения следующих концепций и принципов: функциональной системы (П.К. Анохин, 1975) — оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (Л.П. Матвеев, 1977; М. Я. Набатникова, 1982; Ю. Д. Железняк, 1988; В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, 1988; В. Н. Платонов, 1997) — труды по теории и методике спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, 1991; В. Н. Платонов, 1993) — контролю различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности (В.М. Зациор-ский, А. В. Запорожанов, И.А. Тер-Ованссян, 1971; М. А. Годик, 1982; В.А. Запоро-жанов, 1982; Ю. И. Смирнов, 1986; В. В. Иванов, 1987) — теории и методике детско-юношеского спорта (А.А. Гужаловский, 1978; М. Я. Набатникова, 1982; В.Г. Ники-тушкин, 1993; В. П. Филин, 1995; А. П. Золотарев, 1996) — интегративной спортивной и биомедицинской антропологии (Н.А. Корнетов, А. А. Корнетов, 1996; В. В. Куприянов, Н. А. Корнетов, 1998; Б. А. Никитюк, 2000;) — работы отечественных морфологов, физиологов, биохимиков и основоположников педагогического направления в физической культуре и спорте (Н.А. Бернштейн, 1947; А.й. Воробьев, 1971, 1974; В. П. Чтецов, 1974, 1978; E.IT. Хрисанфова, 1977, 1980; А. В. Чоговадзе, И. И. Бахрах, Р. Н. Дорохов, 1980; Э. Г. Мартиросов, 1980, 1982; В. М. Волков, 1983; B.C. Фомин, 1984; В. В. Куприянов, Б. А. Никитюк, 1985; Д. С. Саркисов, 1988, 1989; Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун, 2000). Показано, что биологические функции имеют морфологическую основу (И.В. Давыдовский, 1966;

П.К. Анохин, 1975; В. В. Куприянов, Б. А. Никитюк, 1985; Б .А. Никитюк, 2000).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась:

— достаточным контингентом испытуемых;

— большим объемом собранного теоретико-методического материала по проблеме исследования;

— комплексом методов (при анализе материала), адекватных задачам исследования;

— статистически однородными показателями испытуемых экспериментальных и контрольных групп;

— корректностью математико-статистических выкладок и интерпретацией полученных результатов.

Теоретическая значимость заключается в дополнении известных положений общебиологической закономерности структурно-функциональной целостности организма, вносящем вклад в учение о конституции индивида.

Разработанные подходы и технологии, а также полученные результаты имеют важное теоретико-методическое значение для прикладной антропологии и спортивной морфологии, так как в ходе исследования выявлены основные закономерности изменчивости показателей роста и развития спортсменок на различных возрастных этапах подготовки.

Основные положения работы и конкретные результаты успешно используются в теории спорта при контроле за морфофункционалъным состоянием спортсменок.

Результаты исследования положены в основу:

— содержания углубленных антропологических и функциональных обследований ближайшего резерва клубных и сборных команд страны в женских командно-игровых видах спорта;

— систематизации и унификации методов исследования в спортивной антропологии;

— нормативного содержания оценочных шкал морфологического развития;

— содержания опубликованных работ, которые успешно используются при чтении курса лекций по специализации в академиях физической культуры.

Перечисленные положения представляют теоретические основы системы антропологического обеспечения подготовки перспективных спортсменок.

На основе критического анализа специальной литературы и собственных экспериментальных данных сформулированы критерии целостной методологической концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматоти-поспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов. Концепция основана на новых данных о единстве морфо-функциональных, психофизиологических, нейродинамических, физиологопедагогических особенностей растущего организма в условиях специфической деятельности.

Полученные данные дополняют современную теорию и методику спортивных игр (применительно к женским видам) в детско-юношеском спорте и позволяют утверждать, что в настоящее время проблема повышения эффективности различных сторон спортивной подготовленности может быть решена за счет индивидуализации подготовки, в основе которой лежит скорость биологического развития индивида.

Выявлена динамика различных сторон подготовленности спортсменок в зависимости от темпов биологического развития их организма.

Разработаны теоретические предпосылки для оценки различных сторон подготовленности спортсменок инновационных командно-игровых видов на основе качественных и количественных показателей.

Выявлены изменения морфологических, психофизиологических и нейродинамических характеристик спортсменок различных возрастных групп при применении типологического и системного подходов.

Апробированный диагностический сомато-функциональный комплекс расширяет представления о реализации особенностей развития женского организма в условиях специфической деятельности.

Выявлено изменение функциональной и физической подготовленности игроков различных типов телосложения и вариантов биологического развития на различных возрастных этапах и в годичном цикле учебно-тренировочного процесса.

Выявлена возрастная динамика технико-тактической подготовленности спортсменок различных вариантов биологического развития.

Определена зависимость количественных и качественных показателей выполнения технических элементов от типа телосложения и варианта биологического развития игроков.

Практическая значимость работы обусловлена, прежде всего, ее при-кладностыо и определяется возможностью использования теоретических положений и методологии исследования для практического решения задач. Направленность исследования в этой области состояла в создании методик, доступных тренерам в их повседневной практической работе.

Закономерности формирования сроков начала биологического развития спортсменок командно-игровых видов на различных этапах подготовки позволяют оптимизировать тренировочный процесс, повысить эффективность тренировочной работы, сократить сроки подготовки игроков высокого класса.

Результаты лонгитудинальных наблюдений (от новичков до мастеров спорта международного класса) с применением соматодиагностических, психофизиологических, нейродинамических, физиологопедагогических и математико-статистических методов, используются для конкретизации содержания учебно-тренировочного процесса и индивидуальной коррекции нагрузки в женских командно-игровых видах спорта.

На основе содержащихся в диссертации экспериментальных данных апробирована технология использования диагностического сомато-функционального комплекса применительно к оценке уровня различных сторон подготовленности спортсменок командно-игровых видов различных вариантов биологического развития.

Сформированный минимально-достаточный комплекс тестовых упражнений, соответствующих требованиям теории тестов, используется для определения текущего уровня физической подготовленности игроков на различных этапах онтогенеза.

Разработана и внедрена в практику подготовки спортивного резерва методика контроля и оценки физической подготовленности спортсменок.

Разработанные нормативные таблицы (прошли многолетнюю апробацию и получили положительные отзывы специалистов) позволяют оценивать подготовленность спортсменок инновационных командно-игровых видов с учетом типа телосложения, скорости биологического развития, психофизиологических, нейродинамических характеристик, возрастных изменений организма.

Доказана объективность и рациональность метода построения тестограмм при подготовке спортивного резерва применительно к инновационным командноигровым видам в женском спорте.

Экспериментально определены технические и аэродинамические характеристики специализированного инвентаря, применяющегося для обучения технике владения мячом футболисток групп начальной подготовки.

Теоретические положения и научно-практические результаты исследования внедрены в практику преподавания теории и методики спортивной тренировки в учебный процесс специализированных ВУЗов, факультетов повышения квалификации, семинаров тренеров ДСШ, ДЮСШ, СДЮШОР, в учебно-тренировочный процесс спортсменок.

Положения, выносимые на защиту:

1. Технология оптимизации спортивной подготовленности в женских командно-игровых видах должна базироваться на применении биологически научно-обоснованных и должным образом структурированных методах при обязательном учете конституциональных и вне конституциональных закономерностей растущего организма.

2. Планирование учебно-тренировочного процесса целесообразно проводить с учетом габаритного варьирования сомы и темпов биологического развития растущего организма с опорой на специфические особенности командно-игровых видов спорта.

3. Коррекция компонентов подготовленности спортсменок должна строиться на учете индивидуальных особенностей биологического развития и гетерохрон-ности формирования физических способностей развивающегося организма, которые определяют объем и эффективность выполнения технико-тактических элементов в условиях специфической деятельности;

4. Методика контроля и оценки подготовленности спортсменок одного возраста и типа телосложения должна учитывать темпы индивидуального развития организма, с которыми связаны его функциональные возможности и особенности соревновательной деятельности.

5. Использование комплексного контроля с включением соматодиагности-ческих и функциональных характеристик позволят учитывать закономерности биологических изменений организма и эффективно планировать построение учебно-тренировочного процесса.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из оглавления, списка сокращений, введения, шести глав, заключения по каждой главе, общего заключения, выводов, списка использованной литературы, приложения.

Общий объем диссертации 333 страницы. Содержит 13 таблиц, 49 рисунков, 76 приложений, 10 актов внедрения.

Список литературы

составляет 389 наименований из них 62 — на иностранном языке.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения работы неоднократно докладывались на заседаниях отделения Российской Академии Естественных Наук «Физическая культура и спорт. Экология человека» в 2001, 2002, 2003, 2004 годахВсесоюзных, Всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях и семинарах по проблемам роста и развития детей и подростков, детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 3 монографиях, 2 учебных и 10 методических пособиях, 60 научных статьях и внедрены в практику подготовки спортсменок командно-игровых видов. Акты внедрения прилагаются.

1.4.

Заключение

.

В научно-методических источниках по детскому и юношескому спорту все чаще рекомендуется учитывать (в практике построения учебно-тренировочного процесса) биологические особенности развития организма ребенка, его индивидуальные особенности роста [133]. В возрастной группе спортсменок всегда имеются дети с замедленным и ускоренным развитием, с различными характеристиками компонентного варьирования. Наибольшего размаха индивидуальные различия достигают в период пубертатного развития, который растягивается на 2−4 года. Потому ориентация в практической работе на календарный возраст малоэффективна. Необходим дифференцированный подход к физическому воспитанию и спортивной тренировке, ориентированный на индивидуальное развитие. Особенно важно учитывать вариативность развития в женском спорте, где гетерохронность под влиянием тренировочных воздействий наиболее выражена. В связи с этим, спорным остается вопрос о формировании женских команд. Очевидно, рациональное их создание и планирование учебно-тренировочного процесса должно учитывать конституциональные и функциональные особенности занимающихся. Поэтому при регламентации тренировочных воздействий необходимо обращать внимание на соблюдение принципов изохронности и изосомности. Однако в женском футболе в этом направлении конкретных исследований не проводилось. Назрела необходимость всестороннего изучения особенности ответных реакций организма лиц женского пола различного морфологического статуса на адекватные тренировочные нагрузки. Отсутствие экспериментально обоснованных рекомендаций по планированию тренировочного процесса у спортсменок вынуждает тренера-практика либо самостоятельно, интуитивно предпринимать попытки как-то учитывать половые особенности, уровень индивидуального развития воспитанниц, либо вообще отказаться от индивидуального подхода, ориентироваться только на паспортный возраст.

На сегодняшний день в доступной отечественной и зарубежной литературе мы не встретили рекомендаций и разработанных программ по планированию тренировочного процесса для спортсменок одного паспортного возраста, но различных вариантов биологического развития. Нет проверенных данных о взаимосвязи морфологических особенностей девочек-подростков с показателями их функциональной подготовленности и соревновательной деятельности.

Анализ научно-методической литературы, связанной с оценкой соматического типа и варианта биологического развития для многолетнего планирования учебно-тренировочного процесса на примерах других видов спорта, убедил нас в перспективности этого направления при индивидуализации режима тренировок и для спортсменок различных возрастных групп инновационных командно-игровых видов (футбол, мини-футбол, футзал, хоккей на траве, индорхоккей, флорбол).

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Задачи исследования.

В работе решались следующие задачи:

1. Исследовать возрастную структуру развития компонентов подготовленности спортсменок командно-игровых видов под влиянием соматотипоспецифиче-ских изменений их растущего организма.

2. Выявить динамику морфологических характеристик спортсменок, на основе использования соматодиагностики как метода интегративной антропологии.

3. Установить степень влияния темпов биологического развития на формирование компонентов функциональной подготовленности растущего организма спортсменок.

4. Теоретически обосновать, разработать и апробировать тестовую методику контроля текущего уровня физической подготовленности спортсменок различных возрастных групп с учетом конституциональных и внеконституциональных особенностей развития.

5. Апробировать адекватный информативно достаточный и прогностически обусловленный комплекс методов, необходимый для определения динамики различных сторон подготовленности представительниц инновационных командно-игровых видов в женском спорте в зависимости от хронополиморфизма растущего организма.

6. Обосновать объективность применения соматодиагностики для оценки и коррекции становления специальной подготовленности спортсменок с учетом уровня их индивидуального развития.

Кроме основных, решалось 14 частных задач, позволяющих более детально рассмотреть изучаемую проблему.

2.2. Методы исследования.

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

1. теоретические:

— ретроспективный анализ научно-методической литературы;

— математико-статистические методы;

2. эмпирические: а) морфологические:

— антропометрия;

— соматотипирование;

— оценка варианта биологического развития;

— оценка мышечной массы отдельных мышечных групп в пределах одного звенаб) психофизиологические:

— личностная психическая устойчивость по Спилбергеру;

— баланс экстра / интроверсии по Айзенку;

— баланс возбудительно / тормозных процессов по Стреляу;

— подвижность нервных процессов по Стреляу;

— ситуативная психическая устойчивость по Спилбергеру;

— анализ соревновательной ситуации по Найдифферу;

— прогнозирование собственных действий по Найдифферу;

— психическая реализация действий по Найдифферув) нейродинамические:

— возбудимость корковых процессов;

— подвижность корковых процессов;

— устойчивость корковых процессов;

— устойчивость вегетативной регуляцииг) физиологопедагогические:

— эффективность легочной вентиляции;

— эффективность общего кровотока;

— аэробная и анаэробная выносливость;

— аэробная и анаэробная работоспособность;

— силовая работоспособность ног и кистей;

— наблюдения за индивидуальными показателями технико-тактической подготовленности спортсменок;

— тестирование физической подготовленности спортсменок;

— опытно-экспериментальная работа.

Обработка результатов исследования осуществлялась с использованием стандартных компьютерных пакетов, включающих применение дисперсионного, корреляционного, кластерного и факторного анализов.

2.2.1. Ретроспективный анализ и обобщение данных научно-методической.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Пространственные особенности тела дают большой фактический материал для понимания энергетических процессов, физических способностей, а также для оценки соматического типа 93.
  2. Использована метрическая схема соматодиагностики, адаптированная к растущему организму детей и подростков, а также оценивающая их варианты биологического развития 91.
  3. Измерялись следующие соматические размеры: а) для габаритного уровня варьирования (ГУВ): — длина тела (ДТ) с точностью до ± 0.5 см.-- масса тела (МТ) с точностью до ± 10 г.-б) для оценки компонентного уровня варьирования (КУВ) измерялись:
  4. Обследования проводились в соответствии с правилами и методикой антропометрических измерений 305.22.3. Соматотипирование
  5. Для выделения соматического типа использовалась метрическая схема трехуровневого соматотипирования Р. Н. Дорохова, В. Г. Петрухина (1989), признанная как наиболее приемлемая для оценки растущего организма 158.
  6. Расчет величии для характеристики СТ начинают со статистической обработки ряда цифр, полученных при измерении ДТ и МТ. Работа осуществлялась в следующем порядке:
  7. Рассчитывалась для каждой возрастной группы средняя арифметическая величина (М) и среднее квадратичное отклонение (а) по формулам:
  8. Рассчитывались величины «С» и «D» для каждой возрастной группы поотношению к длине и массе тела по формулам:1. С = М 5с1. D= 10а-
  9. Из результата, полученного при измерении спортсменки (ДТ, МТ) вычиталось (по алгебраическим правилам) значение коэффициента «С" —
  10. Разность делилась на коэффициент «D" —
  11. Полученные величины суммировались и делились на 2 полученная величина в условных единицах определяла габаритное варьирование. Для наглядности полученная величина заносилась в треугольник соматотшшрования (рис. 1.).
  12. Рис. 1. Треугольник соматотипирования
  13. После оценки ГУВ переходят к оценке компонентного уровня варьирования выраженности жировой, мышечной и костной масс.
  14. Оценка жировой массы начинается с суммирования четырех кожно-жировых складок:
  15. ЖМ = ПЗ + ПП + БВ + БН (в мм.)
  16. В дальнейшем обработка шла по описанному ранее плану (см. ГУВ).
  17. Оценка мышечной массы производилась путем суммирования четырех обхватов звеньев тела (плеча и бедра) и вычитания из полученной суммы величины0,5680,4321. МеС1. ЖМ, умноженной на 3.14:
  18. ММ = (ОПВ + ОПН + ОБВ + ОБН) ЖМ х 3.14.
  19. Оценка костной массы производилась путем суммирования четырех диаметров, полученных при измерении плеча, предплечья, бедра и голени:
  20. КМ = ДП + ДПП + ДБ + ДГ (в мм.)
  21. Затем так же, как и для ГУВ необходимо было определить: — для каждого компонента массы тела М и а-- рассчитать величины «С» и «D"-- из индивидуального результата расчета ЖМ, ММ и КМ вычесть величину «С» и разделить разность на значение «D" —
  22. По приведенным выше градациям для костной массы выделяли: микроост-ный, мезоостный, макроостный и мегалоостный типы.
  23. Оценка пропорционного уровня варьирования (ПУВ) выполнялась по тем же правилам, что и для ГУВ.22.4. Оценка варианта биологического развития
  24. ИЗ = МТ (ОПВ х 0.5 ДВК)+(ОБВ х 0.5 ДНК) / ДТ (Опл.+Отаз.) х 0.5 Дтул.)
  25. После выполнения комплекса тестовых заданий в рамках единойдиагностической процедуры полученные данные заносились в протокол обследования (табл. 1).
Заполнить форму текущей работой